Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова "Обломов" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Краснова, Екатерина Владимировна

  • Краснова, Екатерина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Псков
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Краснова, Екатерина Владимировна. Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова "Обломов": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Псков. 2003. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Краснова, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава I. "Текст в тексте" как "элемент" повествовательной структуры романа И.А.Гончарова "Обломов".

§ 1. Специфика "Сна Обломова" как структурного "элемента" романа

И.А.Гончарова "Обломов".

§ 2. "Крымский текст" в структуре романа И.А.Гончарова

Обломов".

Глава II. Речевая структура повествования в романе И.А.Гончарова

Обломов".

§1. "Материнская сфера" в романе И.А. Гончарова "Обломов".

§2."Слитное" повествование романа И.А. Гончарова "Обломов".

§ 3. "Диалогичность" повествования романа И.А. Гончарова

Обломов".

Глава III. "Фламандство" как основа живописно - изобразительного повествовательного принципа в романе И.А.Гончарова "Обломов".

§ 1. "Литературный натюрморт" и его повествовательная функция в романе И.А.Гончарова "Обломов".

§2. Мотив "еды" и его функция в повествовании романа

И.А.Гончарова "Обломов".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова "Обломов"»

Настоящее исследование - "Специфика повествовательной структуры романа И.А.Гончарова "Обломов" - посвящено проблеме повествования, которая на сегодняшний день является едва ли не центральной проблемой литературоведения. Это обусловлено всеобъемлющим характером данного "элемента" поэтики, способного проявить особенности и жанра, и стиля, и авторской позиции.

Повествование, являющееся родовым свойством эпоса, его основой, можно охарактеризовать как "главный способ построения эпического произведения"1. Кроме того, в современном литературоведении оформился взгляд, когда под "повествованием" подразумевается "весь текст литературного произведения" .

Определяющим в повествовании как содержательно-формальной основы эпического текста является то, что в акте рассказывания, своего рода первоэлементе повествования, обнаруживается не только событийная последовательность, но, главное, логика этой последовательности, осуществляемая автором и продуцирующая некое л единство действия", которое и порождает собственно рассказ . Вместе с тем повествование, будучи, по мысли В.Н.Топорова4, ориентированным не столько на сюжет, сколько на более сильное и сложное поле - текст, не только организует "целое" произведения, но и обнаруживает его "позиционный смысл". Иначе сказать, выстраивая повествование, автор обладает интенцией проявить через него свою "точку зрения" по отношению к изображаемому. Отсюда

1 Повествование // Литературная энциклопедия. М., 1987. С.280.

2 Чудаков А.П. Повествование // КЛЭ.Т.5.М., 1968. С.812; Топоров В.Н. О "Бедной Лизе" Н.М.Карамзина: Нарративная структура. // Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993. С.63; Андреева К.А. Текст-нарратив: Опыт структурно-семантической интерпретации. Тюмень, 1993. С.46; Капитанова Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести (20-30-е годы XIX века). Псков, 1997. С.5.

3 Бремон К. Логика повествовательных возможностей. //Семиотика и искусствометрия. М.,1972. С.112.

4 Топоров В.Н. О "Бедной Лизе" Н.М.Карамзина. Нарративная структура. С.63. повествование можно расценить как способ воплощения авторского сознания в эпическом тексте.

Тем самым повествование как содержательно-формальная доминанта эпического текста, обусловливающая его системное единство, обладает исключительной возможностью осуществления различных форм реализации авторского сознания в структуре произведения. В связи с этим повествование расценивается в качестве способа воплощения авторской позиции по отношению к миру и человеку в их взаимосвязях.

В эпическом произведении путь реализации авторского сознания зависит от выбора повествовательного принципа, который закрепляет авторскую точку зрения на изображаемое.

Вообще необходимо отметить, что развитие и эволюция повествовательных принципов в русской литературе XIX века происходят под знаком переосмысления роли и функции автора в эпоху романтизма и реализма и, соответственно, смены субъективной точки зрения объективной. Так, романтический повествовательный монологизм спроецирован на позицию автора-демиурга, который "как творец" " волен располагать своими героями"5. Поскольку главным субъектом сознания в романтическом произведении выступает автор6, доминирующей в романтическом повествовании становится сфера его сознания, реализующаяся "на всех уровнях повествования: от сюжетно-композиционной организации до функции слова в тексте"7. Именно в соответствии с "авторитарной логикой авторского мышления выстраивается структура романтического произведения и его слагаемые"8. При этом авторский монологизм в романтическом

5 Манн Ю.В. Автор и повествование. //Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С.441.

6 Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. С. 183.

7 Капитанова Л.А. Русская романтическая повесть первой трети XIX века: специфика повествования: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. М., 1996. С. 10.

8 Там же. произведении становится всеобъемлющим, полностью исключая возможность существования иных, отличных от авторской, "точек зрения" на предмет изображения.

Как известно, в процессе развития литературы романтический монологизм сменяется диалогизмом реалистического повествования, обусловленным утверждением "суверенности объекта изображения"9. В рамках реалистического повествования автор, оставаясь главным субъектом сознания и реализуя в художественном произведении собственный взгляд на мир, предоставляет право на существование другим, зачастую отличным от авторской, "точкам зрения".

Однако переход от романтического повествовательного принципа к реалистическому произошел не одномоментно. Русской литературе первой половины XIX века было свойственно смешение различных повествовательных ситуаций, когда в пределах одного произведения могли быть совмещены ауторикальная повествовательная ситуация, характеризующаяся тем, что "автор сюжетно не принадлежит к миру своего персонажа"10 и "располагает" героями своего произведения по собственному усмотрению, и противоположная ей повествовательная ситуация "Ich-Erzdhlung", когда "рассказчик сюжетно принадлежит к миру изображаемой им жизни", "ведет рассказ строго с точки зрения участника действия"11.

12

Причем, как отмечает Ю.В. Манн , рассказчик в романе этого времени "сплошь и рядом . выходил за пределы своего кругозора и обнаруживал способности эпического всезнания".

Подобного рода смешение повествовательных ситуаций в художественном произведении, истоком которого явились

9 Манн Ю.В. Автор и повествование. С.450.

10 Там же. С.435. Там же. С.442.

12 Там же. произведения западноевропейской литературы XVII века , ярко представлено в романах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", а также в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". В этих трех произведениях, "лежащих краеугольным камнем в основании русского реализма", получила "отчетливое развитие и авторская судьба, и ее определенное соотношение с линией персонажа"14. Вместе с тем повествователь здесь выполняет функцию, которую можно определить как функцию "восприятия" и "фиксирования" окружающей действительности.

В целом же, к середине XIX века складывается та система повествования, которая характерна реалистической литературе и представлена большой эпической формой - повестью и романом. В результате, романтический повествовательный монологизм, спроецированный на позицию "всемогущего" автора-демиурга, сменяется диалогизмом реалистического повествования. Главными особенностями такого - объективного - способа повествования современные исследователи15 называют отсутствие смешения различных повествовательных ситуаций, а также авторскую дистанцированность от всего происходящего и, как следствие этого, авторское "всезнание".

В качестве примера "утверждения" реалистического повествовательного принципа могут быть названы романы Л.Н.Толстого, характеризующиеся наряду с наличием и "полной суверенностью"16 "точек зрения" персонажей, присутствием в них "всезнающего" автора. В произведениях Л.Н.Толстого, построенных на ауторикальной повествовательной ситуации, "лицо повествователя не

13 Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша; Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена; Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.

14 Манн Ю.В. Автор и повествование. С.438.

15 Манн Ю.В. Автор и повествование; Свительский В.А. Мироотношение Достоевского и принципы его воплощения в романах писателя 60-70-х гг.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Воронеж, 1971; Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания. М.,1995.

16 Манн Ю.В. Автор и повествование. С.455. выявлено,., но отчетливо проступает облик, моральная ориентация,.

1 7 пафос этого лица" .

В отличие от повествовательной системы толстовских произведений, в повествовании Ф.М.Достоевского автор не стремится к полному "всезнанию", вступая в произведение "на равных правах со

1 Я своим героем" . У Достоевского автор ведет диалог со своими героями, предоставляя им равное со своим собственным право "голоса".

Таким образом, начиная со второй половины XIX века, объективная повествовательная манера становится главенствующей в русской литературе XIX века и также находит свое выражение в романах И.А. Гончарова.

В современной филологической науке имеет место и такая точка зрения на повествование, когда за его "ядро" принимается исключительно повествовательная речь, и в этом случае повествование предстает в "чистом" своем виде, именно как вид речевой коммуникации"19.

При данном подходе к категории "повествование", известном в отечественной науке как лингвостилистический, реализация персонажно-авторских отношений в тексте осуществляется посредством типов повествования, обусловленных субъектами речи. Специфика же повествовательных форм связана с обозначением или необозначением субъектов речи.

В рамках этого подхода образ автора проявляется, прежде всего, в способе повествования, зависящем, с одной стороны, от типа повествователя (которым может быть автор или рассказчик-персонаж), с другой, от того, какую роль играют в повествовании "точки зрения" и

17 Манн Ю.В. Автор и повествование. С.455.

18 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 129.

19 Иванчикова Е.А. Видо-временной контекст в художественном повествовании. // Синтаксис и стилистика. М.,1976. С.272. речь изображаемых персонажей, которые закрепляются в определенных типах повествования. Последние, при всем их многообразии, представляют собой композиционные единства, организованные определенной "точкой зрения" (персонажа, автора-рассказчика), имеющие свое содержание и функции и характеризующиеся в относительно закрепленном наборе речевых средств.

С точки зрения лингвистического подхода к категории повествования "образ автора" выступает в качестве организующего центра, "концентрированного воплощения сути произведения, объединяющего всю систему речевых структур персонажей в их соотношении"20.

В настоящей работе, посвященной осмыслению повествовательной структуры романа И.А.Гончарова "Обломов", при выделении ее уровней нами учитываются существующие подходы к категории "повествование". Вместе с тем в диссертации определяющим является представление о повествовании как универсальном тексте-"решетке" с присущим ему ярко выраженным "позиционным смыслом", реализующим авторскую концепцию действительности. Продуктивность такого подхода к осмыслению проблемы повествования в романе Гончарова обусловлена тем, что позволяет максимально приблизиться к авторской картине мира и человека, лежащей в основе произведения и организующей его "целое".

Несмотря на то, что интерес к изучению творчества И.А.Гончарова по-прежнему не ослабевает и появляются работы, существенно продвигающие понимание творчества писателя и его центрального романа, проблема повествования "Обломова" остается недостаточно разработанной. Стоит сказать, что на сегодняшний день

20 Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994. С.3-5. не существует диссертационного исследования, непосредственно посвященного обозначенной проблеме.

Стремлением осветить ряд повествовательных аспектов романа, ранее не являющихся предметом специального изучения, а также попыткой систематизировать их в свете общей повествовательной специфики "Обломова" определяется актуальность настоящей работы.

Главным материалом и объектом исследования является роман И.А.Гончарова "Обломов". По мере необходимости привлекаются другие романы писателя ("Обыкновенная история" и "Обрыв"), а также романы И.Во "Возвращение в Брайсхед" и А.Алена-Фурнье "Большой Мольн", подобно "Обломову" актуализирующие мифологему детства.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных уровней повествования романа И.А.Гончарова "Обломов" и их структурообразующих и текстопорождающих слагаемых, а также в определении повествовательной стратегии романа и способов ее выражения.

Предметом исследования, обусловленным целью исследования, становится структура повествования в романе И.А.Гончарова "Обломов", который по сложившейся традиции воспринимается исследователями в качестве "программного" произведения, проявляющего гончаровскую картину мира. Характерной особенностью последней является стремление писателя к объемности и многомерности изображения окружающей действительности.

Под "структурой повествования" в диссертационном исследовании понимается "внутритекстовая взаимоподчиненность всех уровней повествования" и их "устремленность к упорядоченности и взаимосемантизации"21. Поскольку понятие повествования емко и

21 Фарыно Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991. С.43. многомерно, то выделяется множество повествовательных уровней. В настоящем исследовании, не претендующем на полноту их описания представлены три , на наш взгляд, наиболее характерные для "Обломова". Первый - текстовый - связан с выявлением конститутивных признаков романного целого "Обломова"; генерализирующей в данном случае является повествовательная

23 ситуация "текст в тексте" ; второй - речевой — с отражением в тексте романа специфики субъектно-объектных отношений, проявляющих многомерность изображения действительности; третий -изобразительный - с осмыслением содержательно-формальной основы определяющего повествовательного принципа "Обломова", сопряженного с "фламандским мышлением" Гончарова. Исследование своеобразия и функциональной роли вышеназванных аспектов повествования способствует выявлению повествовательной стратегии "Обломова", а именно доминированию в тексте романа повествовательной объективности, распространяющейся на всю романную трилогию Гончарова в целом.

В соответствии с обозначенными повествовательными уровнями определяются содержание и задачи каждой из трех глав диссертационного исследования.

В первой главе выявляются и осмысливаются основные текстообразующие признаки романного целого "Обломова", а также анализируется доминантная повествовательная ситуация "текст в тексте". У Гончарова последняя характеризуется взаимодействием "внешнего", основного романного текста, и "внутренних" текстов -"Сна Обломова" и "крымского текста"24.

22 Данные уровни выделяет исследователь Е.Фарыно. См. об этом: Фарыно Е. Введение в литературоведение. С. 25-34.

23 Данное выражение принадлежит Лотману Ю.М. Текст в тексте. // Труды по знаковым системам. XIV. Вып.567. Тарту, 1981. С.З.

24 Выражение "крымский текст" используется нами как рабочее.

Определяющей задачей первой главы является попытка выявления глубинного содержательного пласта, возникающего в результате моделирования писателем ситуации "текст в тексте".

О S

Последняя являлась предметом теоретического осмысления в современной филологической науке, но до сих пор не была предметом специального рассмотрения в литературе о Гончарове, хотя "Сон Обломова" неоднократно исследовался с точки зрения художественной целостности и функциональной роли в тексте романа "Обломов". Начало этому положила статья "Русская литература в 1849 году" (Отечественные записки. 1850. № 1. Отд.У.). Основополагающей среди современных работ26, посвященных указанному аспекту осмысления "Сна Обломова", на наш взгляд, может быть названа работа М.В.Отрадина27, в которой внимание сосредоточено непосредственно на характеристике художественной целостности "Сна Обломова", являющегося, как отмечает исследователь, "отдельным произведением", обладающим "своей жанровой природой" (речь идет об идиллической традиции в "Сне Обломова"). Обращаясь к ряду наблюдений и выводов работы М.В.Отрадина, мы, тем не менее, определяем собственный взгляд на проблему "целого" "Сна Обломова" и прежде всего на характеристику "Сна Обломова" как самостоятельного текста со всеми его конститутивными критериями. И уже с этой позиции рассматриваем взаимоотношение "Сна Обломова с основным романным текстом. Что касается выделяемого нами

25 Лотман Ю.М. Текст в тексте; Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х.Л.Борхеса. // Труды по знаковым системам. XIV. Вып.567. Тарту, 1981. С.45-64; Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000.

26 Цейтлин А.Г. Гончаров. М., 1950; Захаркин А.Ф. Роман И.А.Гончарова "Обломов" М., 1963; ЛощицЮ.М. Гончаров. М., 1977; Фаустов А.А. Роман И.А.Гончарова "Обломов": Художественная структура и концепция человека: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Тарту, 1990; Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров - романист и художник. М., 1992; Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". СПб., 1996; Краснощекова Е.А. И.А.Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997; Гузь Н.А. Художественная система романов И.А.Гончарова: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. М., 2001.

27 Отрадин M B. "Сон Обломова" как художественное целое (некоторые предварительные замечания). // Русская литература. 1992. № 1. С.3-17.

28 Там же. С.З. крымского текста", то восприятие повествования о жизни Штольцев в Крыму в качестве самостоятельного текста и его сопряженности также с основным романным текстом предпринимается впервые.

В работе М.В.Отрадина также выдвигается положение о том, что в пределах "Сна Обломова" реализуется обломовская картина мира, отграниченного от внешнего и организованного в соответствии с природными законами, обусловливающими близость обломовского "уголка" сентиментально-идиллическому сознанию. При этом в пределах "Сна Обломова", по М.В.Отрадину, реализуется не "чистый" жанр идиллии, а "тенденция", которая утверждается "особым стилем повествования". Последняя также являлась предметом анализа в литературе о Гончарове. Впервые к ней обратился М.М.Бахтин29, всесторонне исследуя проблему "идиллического комплекса". Возникающая в пределах девятой главы романа "Обломов" идиллическая концепция жизни (выявляющая тип сознания, носителем которого выступает Илья Обломов) становится объектом анализа в

30 работе Е.И.Ляпушкиной . Исследователь выделяет основные "элементы" идиллического концепта и рассматривает их последовательную реализацию в романе.

Данное обстоятельство не отменяет однако актуальности поставленной в первой главе проблемы. Отталкиваясь от плодотворных выводов исследователя Е.И.Ляпушкиной, мы полагаем, что "взгляд" на роман именно через призму идиллического концепта позволяет осмыслить в нем функциональную роль мифологемы детства, восходящей, в свою очередь, к образу Вечного Ребенка, проявляющегося в герое Гончарова. Кроме того образ Вечного Ребенка, испытывающего жизнь, позволяет проявиться в "Обломове" основной романной оппозиции человек / мир.

29 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. //Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.356-376.

30 Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов".

Во второй главе актуализируется понимание повествования как системы различных типов словесного высказывания, выступающих в роли членов коммуникативной цепи, по которой осуществляется передача художественной информации от писателя к читателю, что способствует более полному постижению романов Гончарова (в главе анализируется речевой повествовательный уровень трех гончаровских романов), углубляет общее представление о характерах героев и мотивах их поступков и, как следствие этого, максимально приближает к пониманию авторской позиции.

Речевой уровень повествования довольно обстоятельно представлен в работах современных ученых31, причем как на материале западноевропейской, так и русской прозы (А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, А.П.Чехов, И.А.Бунин, В.А.Шукшин и др.).

Частичное разрешение эта проблема нашла в работах, посвященных по преимуществу двум романам И.А.Гончарова -"Обыкновенной истории" и "Обрыву" .

Что касается первого романа, то здесь можно отметить работу В.М.Марковича33, посвященную анализу особой формы диалога как основы и проявления диалогического конфликта. С этой целью исследователь уделяет особое внимание "динамическим взаимоотношениям" между авторским словом и словом персонажей, обилию разновидностей несобственно-прямой речи.

Среди работ, посвященных структуре речи в романе "Обломов", необходимо отметить исследование В.К.Фаворина34, в котором в целом

31 Соответствующие работы указаны в библиографии.

32 См.об этом: Тихомиров В.Н. Сравнительно-типологическое исследование романов Тургенева "Дым" и Гончарова "Обрыв" (проблема художественного мастерства): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Львов, 1972; Фаворин В.К. О взаимодействии авторской речи и речи персонажей в языке трилогии Гончарова. // Изв. АН СССР. Отдел, литер, и языка. 1950. Т.1Х. Вып.5. С.20-35; Чиркова Н.И. Репрезентация диалога в художественном прозаическом тексте (на материале романов И.А.Гончарова "Обыкновенная история", "Обрыв", "Обломов"): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. СПб., 1992.

33 Маркович B.M. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Изд-во Ленингр.ун-та, 1982.

34 Фаворин B.K. О взаимодействии авторской речи и речи персонажей в языке трилогии Гончарова.

Среди работ, посвященных структуре речи в романе "Обломов", необходимо отметить исследование В.К.Фаворина34, в котором в целом представлена характеристика несобственно-прямой речи в романной трилогии Гончарова, а также высказаны некоторые замечания по поводу способов совмещения речи автора и речи персонажей в рамках несобственно-прямой авторской речи.

Особенный интерес в призме "речевой структуры" повествования романа "Обломов" представляет исследование Т.Б.Зайцевой35, рассматривающей, в частности, проблему совмещения субъектных планов разных персонажей в пределах несобственно-прямой речи, а также возникающее в результате этого "слитное" повествование.

Однако изучение проблемы субъектно-объектных отношений на материале романа "Обломов", а также на материале романной трилогии Гончарова в целом до сих пор не являлось предметом специального исследования. В призме заявленной проблемы внимание во второй главе сосредоточено на характеристике персонажей романной трилогии с точки зрения присутствия/отсутствия их речевой индивидуализации, а также на характеристике специфики многомерного и слитного повествования в романе "Обломов".

Задачей третьей главы диссертационного исследования является попытка реконструировать авторскую проекцию образа действительности, в котором преломляется присущее Гончарову фламандское мышление, в свою очередь обусловившее определяющий повествовательный принцип в "Обломове", посредством которого в романе воссоздается картина мира в его цельности, зримой предметности, плотной материальности и вещественности, что позволяет охарактеризовать повествовательную манеру автора "Обломова" как живописно-изобразительную.

34 Фаворин В.К. О взаимодействии авторской речи и речи персонажей в языке трилогии Гончарова.

35 Зайцева Т.Б. А.П.Чехов и И.А.Гончаров: Проблемы поэтики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. СПб., 1996. сродственного" фламандским мастерам36. Как определяющие в данном случае представлены А.В.Дружининым "национальность" Гончарова, его внимание к бытовым подробностям жизни, а также "поэтический взгляд" на быт своего народа.

Все эти "элементы" фламандства Гончарова получили дальнейшее развитие в работе П.Е.Бухаркина37, определившего основу фламандства Гончарова как особый слитный, недифференцированный взгляд на мир. Однако в современном литературоведении отсутствуют работы, анализирующие фламандство "Обломова" в качестве некоей основы свойственного, на наш взгляд, роману живописно-изобразительного принципа Гончарова.

К специфическим задачам третьей главы можно отнести выявление повествовательной функциональности "литературного натюрморта", а также мотива "еды", свойственных роману "Обломов".

Решение поставленных задач в диссертации обеспечивает сочетание сравнительно-исторического, культурно-исторического и типологического методов исследования.

Исследуемая проблема также обусловила обращение к смежным областям гуманитарного знания - философии, эстетике, культурологии и лингвостилистике.

Научная новизна диссертационной работы заключается в исследовании повествовательной структуры романа И.А.Гончарова "Обломов" с применением многоуровневого подхода к категории "повествование"; в обобщениях и выводах, позволяющих максимально приблизиться к раскрытию авторской концепции мира и человека, лежащей в основе романа и определяющей его "целое".

36 Дружинин А.В. Русские в Японии в конце 1853 и вначале 1854 года (Из путевых заметок И.А.Гончарова). // Прекрасное и вечное. М., 1988. С.118-141.

37 Бухаркин П.Е. "Образ мира, в слове явленный": Стилистические проблемы "Обломова". // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX - начала XX века. СПб., 1992. С.118-135.

В диссертации впервые пристальное внимание уделяется рассмотрению речевого уровня гончаровского повествования, обосновывается наличие особой речевой сферы в романной трилогии -"материнской", исследуется повествовательная ситуация "текст в тексте", выявляются особенности "литературного натюрморта" и функциональная роль мотива "еды" в романе "Обломов".

Научно-практическое значение работы состоит в расширении представлений о категории "повествование" и повествовательных ситуациях в произведении, а также в том, что ее результаты могут найти разнообразное применение в процессе разработки общих и специальных учебных курсов по русской литературе второй половины XIX века в вузовской практике преподавания, в руководстве научно-исследовательской работой студентов, включая написание курсовых и квалификационных работ. Материалы и некоторые положения работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблемы повествовательной структуры художественного текста.

Апробация работы. По результатам исследования были сделаны доклады на научно-практических семинарах аспирантов кафедры литературы ПГПИ им.С.М.Кирова, принципиальные положения работы и ее отдельные аспекты обсуждались на заседаниях кафедры.

Материалы диссертации являлись предметом обсуждения на научных конференциях различного уровня, в том числе международного (Третья Международная гончаровская научная конференция, /Ульяновск, 2002 г./). Некоторые положения работы стали основой выступлений на Третьих Майминских чтениях (Псков, 2000 г.), Пуришевских чтениях (Москва, 2000 г.); на научно-теоретических конференциях "Литература и философия" (Санкт-Петербург, 2000 г.) и "Филология в системе современного университетского образования" (Москва, 2002 г.).

Структура работы определяется целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Библиография содержит 254 наименования. Общий объем исследования 175 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Краснова, Екатерина Владимировна

Заключение

Исследование романа И.А.Гончарова "Обломов" с точки зрения специфики его повествовательной структуры позволяет сделать следующие выводы.

Бесспорной является установка писателя на доминирование в тексте романа повествовательной объективности. Следствием этого становится воссоздание Гончаровым в "Обломове" объемной и многомерной картины мира и человека.

Отсюда правомерным выступает примененный в исследовании 1 повествовательной структуры "Обломова" многоуровневый подход к категории "повествование", призванный выявить основную "повествовательную стратегию" центрального романа И.А.Гончарова.

Рассмотрение текстового уровня повествовательной структуры романа "Обломов", связанного с выявлением конститутивных признаков романного целого, позволяет сделать вывод о том, что генерализирующей в данном случае выступает повествовательная ситуация "текст в тексте". Роман "Обломов" построен как взаимодействие трех самостоятельных текстов: "внешнего" -основного романного текста и "внутренних" - "Сна Обломова" и "крымского текста". Отметим, что последние два - "внутренние" тексты - содержательного воплощают представление героев о некоем идеальном мире, выстраиваемом ими в соответствии с жанровыми М концептами идиллии и элегии.

Нами предпринята попытка обосновать структурно-содержательную самостоятельность повествования о жизни Штольцев в Крыму, представляющего, на наш взгляд, отдельный "текст" в общем текстовом "целом" гончаровского романа. Еще одним основанием для подобного утверждения является единая авторская идея о ^ невозможности воплощения в жизнь собственного идеала, концептуально организующая "крымский текст". "Внутренние" тексты, погруженные в основной романный текст, выкристаллизовывают извечную коллизию: "человек" и "жизнь". Герои Гончарова предъявляют свои требования к жизни, которая, в свою очередь, испытывает их. На уровне "внутреннего" текста "Сон Обломова" происходит углубление этой коллизии: жизнь испытывает не просто человек, а "человек-ребенок". Он не желает мириться с существующей действительностью, но изменить её не способен. В результате, герой замыкается в пределах мечтательного мира. Именно мыслью о Вечном Ребенке, неотступно помнящем о своей духовной родине, смыкаются, образуя единое романное целое, "внешний" и "внутренний" тексты "Обломова".

Для выявления образа Вечного Ребенка в работе проводятся параллели с романами И.Во "Возвращение в Брайсхед" и А.Алена-Фурнье, которые, подобно "Обломову", актуализируют мифологему детства.

Анализ речевого уровня повествовательной структуры романа приводит к выводу о преобладании в нем содержательно-субъектной организации произведения над формально-субъектной, что является характерным для реалистической литературы в целом. Кроме того, у Гончарова зачастую фрагменты текста, соотносимые с различными субъектами сознания, сопрягаются по преимуществу с одним субъектом речи. Последнее достигается с помощью включения в текст произведения несобственно-прямой речи, активное использование которой позволяет Гончарову "трансплантировать" в свою речь слова, мысли и чувства персонажей. Специфика несобственно-прямой речи, совмещающей авторский и персонажный голоса, заключается в том, что она создает двуплановое высказывание: "звучит" внутренняя речь героя, отражающая сферу его сознания, но "говорит" за него автор. Однако в рамках несобственно-прямой речи авторское сознание может не только совмещаться с персонажным, но и быть ему противопоставленным. В таком случае авторское сознание может вступать в диалог с другими субъектами сознания; в отношения диалога могут вступать также и разные типы субъектов сознания, проявляющиеся в рамках несобственно-прямой речи. Так в тексте романа возникают диалоги между героями, охарактеризованными нами как герои "молчания" и "высказывания", выявляющие их несовпадение. Именно диалогичность внутренней речи способствует выявлению особенностей характера героя, обусловливающих своеобразие его "речевого портрета". Тем самым оказывается возможным углубление представлений о внутренней сущности героя, сложившихся при анализе содержательного уровня текста.

В результате совмещения сфер сознания в романе "Обломов" создается "многомерное", "слитное" повествование, внутри которого сопрягаются различные "точки зрения" на явления внешнего мира. Такое "слитное" повествование способствует созданию объективной картины мира в романе. Одновременно с этим, взаимодействие "речевых манер" автора и героев в повествовательной структуре романа Гончарова служат для создания широкой панорамы жизни, что отвечает стремлению прозаика художественно отразить все многообразие мира.

Кроме того, совмещение и взаимопроникновение в несобственно-прямой речи сфер сознания автора и персонажей становится возможным благодаря значительной их сближенности по степени литературно-книжной обработанности. При этом общий строй "речи" персонажей незначительно отличается от авторской, поскольку её основу составляет нейтральная лексика, "речь" героев, даже слабо индивидуализированная, поглощается авторской сферой сознания.

В связи с наличием/отсутствием речевой индивидуализации в романной трилогии Гончарова возникает особый компонент, обозначенный как "материнская сфера". Её концепт составляет идея неустанной женской любви к сыну, мужу, близким людям. Будучи представленным не только на содержательном, но и на речевом уровне, своеобразный "триптих" образа матери проявляется в романах за счет реализации в речи героинь жанровых моделей поучения (Т.М.Бережкова) и колыбельной песни (А.П.Адуева), что придает их речи оттенок индивидуализации. Недостаточное развитие сознания А.М.Пшеницыной, ограниченного исключительно хозяйственной деятельностью, является причиной того, что героиня не наделена "правом" голоса и её речь можно охарактеризовать как слабо индивидуализированную.

В результате, присутствие героини в авторском повествовании маркировано исключительно на уровне сознания, а не на уровне речи. При этом в романе Гончарова доминирует авторская сфера сознания, в рамках которой совмещаются сферы сознания персонажей. Последние включаются в авторскую сферу сознания, доминанта которой педалируется повествованием от третьего лица. Несмотря на множественность субъектов сознания, в повествовании Гончарова присутствует единый субъект сознания - автор, он же субъект повествовательной речи, организующий весь текст романа.

Характеристика изобразительного уровня повествовательной структуры "Обломова" связана с осмыслением содержательно-формальной основы определяющего повествовательного принципа романа, сопряженного с "фламандским мышлением" Гончарова.

Посредством этого повествовательного принципа в романе создается картина мира в его цельности, зримой предметности и вещественности, что позволяет охарактеризовать повествовательную манеру Гончарова как живописно-изобразительную.

Своеобразным "механизмом" включения обломовского повествовательного принципа, непосредственно проявляющего фламандство Гончарова, является пластически-изобразительное по своей природе слово. Отсюда в романе Гончарова возникает своеобразный "литературный натюрморт". И следовательно, как и в натюрмортах фламандских художников, в романе "Обломов" о мире рассказывают вещи, заключенные в адекватные словообразы. Нами выделяются петербургский "домашний" натюрморт, а также "выборгский" натюрморт.

Вместе с тем изобразительный повествовательный принцип, будучи спроецированным на воссоздание в романе "Обломов" материально-вещественного мира, оказывается сопряженным также с мотивом "еды", художественно фокусирующим такое определяющее свойство образа жизни и мировосприятия обитателей Обломовки, как доминанту материально-телесного начала.

И в этом смысле мотив "еды", реализованный в текстовом пространстве романа "Обломов", позволяет реконструировать авторский образ мира, в основе которого лежит "фламандское мышление" И.А.Гончарова, а также выявить существо характеров главных героев. В тексте романа отношение к еде выступает мерилом отношения к миру, жизни, а также становится своеобразным языком, позволяющим героям и автору высказать собственный взгляд на мир.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Краснова, Екатерина Владимировна, 2003 год

1. Абрамовская И.С. Русская идиллия: эволюция жанра в прозе конца XV1. - первой половины XIX века: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. В.Новгород, 2000.

2. Айхенвальд Ю. Гончаров. //Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.207-216.

3. Ален-Фурнье А. Большой Мольн. М., 2000.

4. Альми И.А. Статьи о поэзии и прозе: В 2х ч. Владимир, 1998.

5. Андреева К.А. Текст-нарратив: Опыт структурно-семантической интерпретации. Тюмень, 1993.

6. Анненский И. Гончаров и его "Обломов". //Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С.251-271.

7. Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб., 1995.

8. Багаутдинова Г.Г. Миф о Пигмалионе в романе И.А.Гончарова "Обрыв". //Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2 (№ 9). 1998. С.81-85.

9. Балакшина Ю.В. Космическое в романе И.А.Гончарова "Обыкновенная история": Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. СПб., 1999.

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

11. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.7-180.

12. Бахтин М.М.Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.234-408.

14. Бершова Е. Роман И.А.Гончарова "Обломов". Монографический анализ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1954.

15. Бёлиг М. "Сон Обломова": апология горизонтальности. //Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А.Гончарова. Ульяновск, 1994. С. 26-29.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.