Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Макеева, Марина Васильевна

  • Макеева, Марина Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Шуя
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 157
Макеева, Марина Васильевна. Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Шуя. 2011. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макеева, Марина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

I ГЛАВА. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ.

§ 1. Генезис представлений о справедливости в европейской философии.

§ 2. Современные трактовки справедливости.

Выводы по главе 1.

II ГЛАВА. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ

КАТЕГОРИЯ.

§ 1. Справедливость как норма и ценность.

§ 2. Этический и правовой модусы справедливости.

Выводы по главе II.

III ГЛАВА. РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПОВ

СПРАВЕДЛИВОСТИ.

§ 1. Российские идеалы справедливости.

§ 2. Проблемы справедливости в постсоветской России.

Выводы по главе III.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений»

Актуальность исследования. Справедливость относится к разряду вечных спутников человеческого общества наряду с ценностями самой человеческой жизни, свободы и достоинства. В терминах «справедливо - несправедливо» люди оценивают существующие порядки, действия власти, отдельных лиц или социальных групп, защищают свои конкретные интересы. Идеи справедливости, как свидетельствует история, овладевая умами и сердцами огромных масс людей, становятся мощным фактором преобразования общественных отношений.

Для современного российского общества вопросы, связанные с реализацией справедливости представляют особую актуальность. Опыт отечественной истории показывает, что конструктивная социальная жизнедеятельность возможна только при условии социального единства, «социальной договоренности» по принципиальным, сущностным вопросам устройства и функционирования социальной системы. Свидетельством достижения такого согласия выступает признание членами общества справедливости существующих порядков. Справедливость выполняет в обществе невероятно сложные функции, заключающиеся, с одной стороны, в легитимации существующего общественного устройства и поддержании социального порядка, а с другой — в придании социальной значимости как можно большему количеству индивидов, требует постоянного контроля над соблюдением наиболее оптимального баланса между коллективностью и индивидуальностью, общественными и частными интересами.

Несмотря на многовековую историю изучения, справедливость попрежнему остается сложным объектом изучения. Это вызвано «многоликостью» справедливости. Она осуществляет свои регулирующие функции на разных уровнях социальной системы, имеет множество различных модусов: политический, правовой, нравственный, экономический и пр. Все это вызывает необходимость философского анализа феномена справедливости с целью выявления ее роли в организации и поддержании социальной жизни, механизмов формирования ее содержания, определения «зон социального влияния» каждого 3 из проявлений справедливости. Такое знание позволит более гибко и эффективно формулировать адекватные времени принципы справедливости и использовать их при решении актуальных социальных задач, выработке перспективных стратегических целей.

Степень изученности проблемы. Интерес к вопросам справедливости существует у мыслителей разных эпох. Все гуманистические учения о человеке и обществе всегда обращаются к этой проблеме. В них справедливость присутствует как своеобразный критерий «человечности» общества, интереса социального целого к отдельной личности, актуализации нравственной проблематики, но, тем не менее, занимает подчиненное место.

Теоретические и методологические основы изучения справедливости были заложены в трудах классиков: Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

Большое влияние на изучение вопросов, связанных с содержанием и реализаций справедливости в современном обществе, оказала концепция Дж.

Ролза. Его книга «Теория справедливости», опубликованная в начале 70-х гг. XX в. и к настоящему времени сохраняет свою научную значимость. В ней автор ставит справедливость во главу угла анализа социальной системы, обосновывает значимость нравственных критериев оценки социальных явлений. Он обосновывает либеральное содержание справедливости, показывает объективные факторы, влияющие на поддержание справедливости. Идеи, высказанные Дж.

Ролзом, продолжают вызывать острую полемику в западных социальных науках.

Политико-правовой ракурс либеральной традиции справедливости находится в центре исследовательского внимания С. Миллера, П. Козловски, О. Хёффе.

Этические аспекты современного западного восприятия справедливости рассматриваются в работах А. Макинтайра и Ю. Хабермаса. И. Кучуради и Д.

Миллер рассматривают справедливость в дискурсе глобальных социальных проблем и международных отношений. Процедурные аспекты справедливости, наиболее оптимальные принципы распределения жизненных благ и способы их реализации в условиях стабильно развивающегося рыночного общества западного 4 типа, обсуждают в своих работах Э. Андерсон, Р. Нозик, М. Уолцер Р. Рорти, Ю Эльстер и др. В американских исследованиях, посвященных проблемам справедливости, часто выявляются ее тендерные аспекты, и поднимается расовая проблема (Р. Gabel, N. Lazarus).

В отечественной философии и обществознании существуют глубокие традиции изучения проблем справедливости. Справедливость выступала одним из важнейших принципов в философских концепциях практически всех философов XIX - начала XX вв. В дореволюционной России значительное место изучению справедливости было уделено в трудах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Л. Лаврова, B.C. Соловьёва, Б.Н. Чичерина, H.A. Бердяева, И.А. Ильина и др.

В послереволюционный период вплоть до начала 50-х гг. XX в. по причинам политического характера проблема справедливости не получила должной разработки. С изменением политической ситуации в 50-60-е гг. возродился интерес к справедливости. Изучение справедливости в отечественной науке в советский период велось на основе марксистского подхода, но различалось предметной ориентированностью. Философы рассматривали справедливость как этическую категорию (Л.М. Архангельский, Л.Г. Гринберг, О.Н. Крутова, Ю.И. Сулин, В.П. Тугаринов, A.A. Гусейнов, Е.А. Дубко, В.А Титов и др.).

Экономические аспекты социальной справедливости, ее роль в распределении материальных благ рассматривались в работах Т.И. Заславской,

B.Н. Шилова, М.Н. Руткевича, В.З. Роговина, Н.Ф. Наумовой, Г.А. Емельянова,

C.B. Устименко, Н.М. Римашевской, С. Цветкова, В.А. Копырина, М.В. Покровской и др.

Правовой справедливости при социализме посвящены исследования А.И.

Зкимова, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, М.Н. Козюк, Е.А. Лукашевой, В.В.

Степаняна, В.В. Похмелкина и др.

В ряде работ справедливость рассматривалась в качестве интегральной характеристики различных сфер общественной жизни, ставился вопрос о 5 социальной справедливости как реальном механизме регулирования взаимодействия социальных групп (З.А. Бербешкина, Т.И. Заславская, В.Г. Федотова, В.В. Козловский, С.И. Григорьев, В.Е. Давидович).

С середины 1980-х гг. начинается изучение представлений о социальной справедливости в общественном сознании (Г.С. Батыгин, С.И. Григорьев, Г.Я. Иньшин).

Основными достижениями в изучении справедливости советского периода можно считать включение справедливости в категориальный аппарат социальных наук; установление зависимости содержания принципов справедливости от экономических отношений; постановку проблемы взаимной ответственности индивида и общества за реализацию справедливости.

В постсоветский период, в 90-е гг. XX века количество публикаций о справедливости значительно сократилось, а круг обсуждаемых вопросов стал выглядеть иначе. Социальные трансформации рубежа XX - XXI веков востребовали взгляды западных теоретиков и актуализировали проблемы социокультурной специфики содержания справедливости. На русский язык переводится книга Дж. Ролза, обсуждается содержание либеральных трактовок справедливости и другие западные концепты (Т.А. Алексеева, Б.Н. Гаврилова H.H., Б.Н. Кашников, A.B. Кузьмина, В.П. Култыгин, Н.В. Печерская, Т.Н. Самсонова, С.Г. Чукин и др.).

В работах В.Н. Аргуновой, В.В. Казарезова, М.И. Козлова, В.В. Козловского, А. Смирнова, С.И. Скоробогатской, Н. Плотникова, М.Т. Степанянц, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой, В.Э. Шляпентоха и др. освещается социокультурная специфика идей справедливости. Т.В. Дыльнова и В.А. Дамшаева используют категорию справедливости при изучении проблемы социальной стабильности и устойчивости.

Экономический ракурс социальной справедливости в условиях рыночных отношений исследуют Ф.И. Бинтшток, Л.И. Ермакова, H.H. Коновалов,

А.Ф. Лещинская, Д.Д. Москвин, Т.П.Моисеева, Е.В. Логинова и др.

Психологические стороны справедливости представлены в работах И.Р. Сушкова, 6

М.И. Воловиковой и JI.M. Сосниной, Е.О Голынчик и O.A. Гулевич и др. Социологи занимаются выявлением содержания справедливости в общественном сознании (JI.A. Хахулина, М.М. Назаров, И.М. Попова, E.H. Старикова, Н.С. Сыроед, Н.И Лапин, И.Г. Дубов и др.).

Более активно стали изучаться вопросы правовой справедливости (B.C. Нерсесянц, Л.С. Мамут, М.А. Власова, С.Н. Сабанин, Лапаева В.В., Семигин Г.Ю. и др.).

В целом же, несмотря на то, что научный интерес к справедливости сохраняется достаточно стабильным, следует отметить необходимость философского осмысления многих важных сторон ее бытия. Так, недостаточно четкими являются научные представления об онтологическом статусе справедливости в общественном бытии; совпадении/расхождении содержания принципов справедливости, функционирующих в различных социальных сферах - межличностном повседневном взаимодействии, экономике, политике, праве; факторах, влияющих на формирование и функционирование справедливости.

Цель исследования. Выявить детерминанты и тенденции социального бытия справедливости.

Объектом исследования выступает справедливость как регулятор общественных отношений.

Предмет исследования. Содержание этического и правового модусов справедливости и их регулятивная роль в общественных отношениях.

Задачи исследования:

1. проследить эволюцию идей справедливости в европейской философии;

2. раскрыть содержание современных философских трактовок справедливости;

3. выявить сущностное содержание и онтологический статус справедливости в системе общественных отношений;

4. рассмотреть особенности формирования и функционирования этических и правовых принципов справедливости;

5. выявить российскую социокультурную специфику справедливости, особенности содержания и реализации принципов справедливости в современном российском обществе.

Методологическая основа исследования. Исследование опирается на принципы диалектического и системного подходов, позволяющих проследить внутреннюю динамику объекта, выявить его структурные элементы, системообразующие связи, механизм поддержания целостности и причины саморазвития. Важное значение придается диалектическим принципам конкретности истины, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическая основа исследования Теоретической основой исследования являются концепции, рассматривающие справедливость как социальное явление, функционирующее в соответствии с объективными законами. Такой подход позволяет выделить социальные факторы, влияющие на формирование и функционирование справедливости.

Методологическое значение для настоящего исследования имели результаты, содержащиеся в работах Дж. Ролза, Ю. Хабермаса, О. Хёффе, Ш. Эйзенштадта, З.А. Бербешкиной, В.Н. Аргуновой, В.Г. Федотовой, В.В. Козловского, Д.В. Плахова, В.П. Тугаринова, М.С. Кагана, В.П. Бранского, О.Э. Бессоновой, B.C. Нерсесянца.

Научная новизна исследования.

1. определены объективные закономерности в эволюции содержания и функционирования принципов справедливости;

2. раскрыто содержание современных философских трактовок справедливости;

3. выявлен нормативно-ценностный онтологический статус справедливости, в соответствии с которым справедливость участвует в формировании общественных отношений, поддержании существующего общественного устройства и его изменении; этическая и правовая справедливость рассмотрены как конкретно-исторические нормативно-ценностные модусы справедливости; 8

4. раскрыта российская социокультурная специфика содержания справедливости.

Теоретическая значимость работы. Полученные в работе результаты развивают методологическую базу анализа справедливости. Они могут выступать в качестве методологии, позволяющей выявить современные требования справедливости в российском обществе, обозначить круг наиболее острых проблем, требующих незамедлительного решения.

Практическая значимость работы. Использование результатов исследования может способствовать повышению эффективности политического, экономического, социального и культурного управления. Материалы диссертации могут органично войти как в плане методологии, так и в плане теоретических положений в программы курсов по изучению философии, правоведения, политологии, культурологии, социологии студентами и аспирантами различных специальностей.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы в средней и высшей школе.

Апробация работы. Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», на конференциях различного уровня: Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя - Москва, 2011 г.), I Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания»; опубликованы в трех статьях в журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ (Москва) и межвузовском сборнике научных трудов с международным участием «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (Нижний Новгород, НГЛУ, 2011 г.)

Положения, выносимые на защиту.

1. В европейской философской мысли наблюдается эволюция содержания справедливости в зависимости от характера эпохи. В 9 доиндустриальном обществе справедливость рассматривается как общечеловеческая добродетель, в которой тесно переплетены нравственное, политическое, правовое содержание. В индустриальном обществе происходит дифференциация представлений о справедливости по классовому признаку. Справедливость становится предметом политического дискурса, возникает классовая «борьба за справедливость». Европейские традиции трактовки принципа справедливости имеют в своей основе принципы гуманизма и свободы.

2. Содержание справедливости имеет социокультурную специфику. В качестве идеальных типов можно выделить «западный» и «восточный» тип справедливости, различающиеся характером отношений между человеком и внешним миром. На Востоке справедливость существует как априорный принцип миропорядка, утверждающий и поддерживающий изначально существующую гармонию. Задача человека состоит в ее личностном открытии и принятии как единственно возможного способа жизнедеятельности. На Западе справедливость носит относительный характер, всегда находится в становлении, устанавливается, восстанавливается, корректируется самим человеком.

3. В современном обществе в представлениях о справедливости на первый план выходят требования признания уникальности, автономности личности. Не общество, не класс, а индивид с его неповторимым своеобразием должны быть защищены справедливостью. Реализация справедливости предполагает установление общественного порядка с высоким качеством жизни каждого индивида.

4. Онтологический статус справедливости в социальном бытии может быть охарактеризован как нормативно-ценностный. Справедливость фиксирует историческую и культурную меру равенства и свободы индивидов в системе общественных отношений. Она поддерживает существующий общественный порядок, нормируя, ограничивая социальное поведение, и в то же время, предоставляя индивиду социальное пространство для самостоятельных действий.

Справедливость-норма, воспринятая субъективно, может стать ценностью и направлять социальные действия субъекта не только на сохранение

10 существующих общественных отношений, но и на их изменение, обновление. Справедливость как ценность активизирует социальный диалог, подталкивает к поиску и нахождению оптимальных решений.

5. Этическая и правовая справедливость представляют собой модусы справедливости. Этическая справедливость существует как субъект-субъектные отношения, построенные на внутренней духовной связи. Субъект, от которого исходит норма справедливого поведения, является воплощением справедливости. Требование обращено к индивиду, признающему данное правило - субъекту ответственности. Справедливость в качестве нравственной нормы эволюционирует от безусловно заданного требования до конвенциального соглашения.

Правовая справедливость - это справедливость права, имеющая два взаимосвязанных аспекта - справедливость содержания нормы права и справедливость применения нормы права. Оценка права как справедливого зависит от типа правопонимания. В юридическом позитивизме (легизме) справедливость права рассматривается как формальное равенство всех людей перед законом. Юридический натурализм считает, что право будет справедливым в том случае, если закрепляет в законе естественные права человека.

6. В России трактовки справедливости имеют свою специфику, сформировавшуюся под влиянием социокультурных факторов. Представления о справедливости переводятся в плоскость рассуждений о социальной справедливости и связываются с реализацией в обществе социальных идеалов. В российских идеалах справедливости нравственный компонент преобладает над правовым и политическим, равенство доминирует над индивидуальной свободой.

7. В современном российском обществе трансформация экономических и политических институтов ослабила действие справедливости-нормы.

Происходит изменение формальных принципов справедливости, которые расходятся с представлениями массового сознания. Это может привести к ценностному восприятию формальной нормы как несправедливости. Насущной

11 социальной задачей является выработка адекватных современному времени и российской культуре позиций в отношении социальной справедливости.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Макеева, Марина Васильевна

Выводы по главе III

1. Российское своеобразие этических и правовых модусов справедливости проявляется в той мере равенства и свободы, которая закрепляется этой нормой. Соотношение равенства и свободы в рамках российской справедливости существенно отличается от «западных» и «восточных» параметров. Это обусловлено сохранением на протяжении всей российской истории целого ряда институциональных и ментальных факторов.

2. Российской особенностью справедливости как меры равенства и свободы является доминирование эгалитарных тенденций над индивидуальной свободой. Это своеобразие справедливости-нормы сложилось под влиянием макросоциальных институтов, составляющих каркас российского общества. К ним относятся, прежде всего, специфическая форма собственности, сформировавшаяся в условиях «раздаточной экономики» и длительное существование крестьянской общины. Раздаточный характер российской экономики обусловливает значительную роль государства в ее деятельности, определении субъектов собственности, их прав и обязанностей по отношению к государству. В России на протяжении всего доиндустриального и большей части индустриального периодов истории существовала крестьянская община, существенно повлиявшая на содержание справедливости-нормы.

3. Выработка приемлемых для всего социума представлений об основных принципах социальной справедливости во многом зависит от активных действий социальных субъектов: государства, институтов гражданского общества, бизнес - сообщества, отдельных граждан. Только конструктивный, равноправный, заинтересованный диалог этих социальных субъектов может привести к кристаллизации общественно приемлемых значений социальной

ЛТТ»ЧЛТ»Л тт тттттчллттт на.

Заключение

Справедливость представляет собой способ регулирования общественных отношений, присутствующий у человечества на протяжении всей его истории. Еще древние люди сталкивались с проблемой поиска компромисса между индивидуальным и коллективным интересами, вырабатывая наиболее приемлемые формы поведения посредством моральных запретов и предписаний.

Анализ представлений о справедливости в европейской философии показал позволил выявить тенденции эволюция содержания справедливости в зависимости от характера эпохи. В доиндустриальном обществе справедливость рассматривается как общечеловеческая добродетель, в которой тесно переплетены нравственное, политическое, правовое содержание. В индустриальном обществе происходит дифференциация представлений о справедливости по классовому признаку. Справедливость становится предметом политического дискурса, возникает классовая «борьба за справедливость». Европейские традиции трактовки принципа справедливости имеют в своей основе принципы гуманизма и свободы.

Содержание справедливости имеет социокультурную специфику. В качестве идеальных типов нами были выделены «западный» и «восточный» тип справедливости, различающиеся характером отношений между человеком и внешним миром. На Востоке справедливость существует как априорный принцип миропорядка, утверждающий и поддерживающий изначально существующую гармонию. Задача человека состоит в ее личностном открытии и принятии как единственно возможного способа жизнедеятельности. На Западе справедливость носит относительный характер, всегда находится в становлении, устанавливается, восстанавливается, корректируется самим человеком.

В современном обществе в представлениях о справедливости на первый план выходят требования признания уникальности, автономности личности. Не общество, не класс, а индивид с его неповторимым своеобразием должны быть защищены справедливостью. Реализация справедливости предполагает установление общественного порядка с высоким качеством жизни каждого индивида.

Онтологический статус справедливости в социальном бытии может быть охарактеризован как нормативно-ценностный. Справедливость фиксирует историческую и культурную меру равенства и свободы индивидов в системе общественных отношений. Она поддерживает существующий общественный порядок, нормируя, ограничивая социальное поведение, и в то же время, предоставляя индивиду социальное пространство для самостоятельных действий. Справедливость-норма, воспринятая субъективно, может стать ценностью и направлять социальные действия субъекта не только на сохранение существующих общественных отношений, но и на их изменение, обновление. Справедливость как ценность активизирует социальный диалог, подталкивает к поиску и нахождению оптимальных решений.

Этическая и правовая справедливость представляют собой модусы справедливости. Этическая справедливость существует как субъект-субъектные отношения, построенные на внутренней духовной связи. Субъект, от которого исходит норма справедливого поведения, является воплощением справедливости. Требование обращено к индивиду, признающему данное правило - субъекту ответственности. Справедливость в качестве нравственной нормы эволюционирует от безусловно заданного требования до конвенциального соглашения.

Правовая справедливость - это справедливость права, имеющая два взаимосвязанных аспекта - справедливость содержания нормы права и справедливость применения нормы права. Оценка права как справедливого зависит от типа правопонимания. В юридическом позитивизме (легизме) справедливость права рассматривается как формальное равенство всех людей перед законом. Юридический натурализм считает, что право будет справедливым в том случае, если закрепляет в законе естественные права человека.

В России трактовки справедливости имеют свою специфику, сформировавшуюся под влиянием социокультурных факторов. Представления о

136 справедливости переводятся в плоскость рассуждений о социальной справедливости и связываются с реализацией в обществе социальных идеалов. В российских идеалах справедливости нравственный компонент преобладает над правовым и политическим, равенство доминирует над индивидуальной свободой.

В современном российском обществе трансформация экономических и политических институтов ослабила действие справедливости-нормы. Происходит изменение формальных принципов справедливости, которые расходятся с представлениями массового сознания. Это приводит к ценностному восприятию формальной нормы как несправедливости. Насущной социальной задачей является выработка адекватных современному времени и российской культуре позиций в отношении социальной справедливости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макеева, Марина Васильевна, 2011 год

1. Августин Аврелий. О граде Божием // Творения: Сочинения. Т.З, 4. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс. 1998. 586 с. + 595 с.

2. Агеев А. Газета, глянец, Интернет. М.: Новое литературное обозрение, 2001. -504 с.

3. АйдинянР.М., Шипунова Т.В. Социальная справедливость и девиантность // Рубеж. 1999. №13/14.-С.142-155.

4. Александров Ю.В. Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры: Автореф. дис. . к. филос. наук. Великий Новгород, 2003.

5. Алексеев Н. Н. Идея справедливости // «Русская философия права: философия веры и нравственности» (антология). Составители: А. П. Альбов, Д. П. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. СПб.: Алетейя, 1997.-398 с.

6. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. - 329 с.

7. Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. М.: Моск. общест. научн. фонд, 2001. 241 с.

8. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Д. Роулса. М.: Наука, 1992.- 112 с.

9. Аракелян А.Ю. Справедливость в российском гражданском праве. Автореф. дис.к.ю.н. Краснодар, 2008.

10. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново: Изд-во «Ивановский гос. ун-т», 2004. ЗЮ с.

11. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. -С.53-294.

12. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4. / Пер. с древнегреч. М., 1984. С.375-644.

13. Архангельский Л.М. Марксистская этика. М.: Политиздат, 1965. 167с.

14. Архипов С. И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право.-2005.-№7.

15. Ахиезер А.И. Россия: критика исторического опыта: Социокультурная динамика России. T.I, II. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 594 с.

16. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. / Отв. ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.

17. Бакунин М.А. Международное тайное общество освобождения человечества // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Правда, 1987.

18. Бакунин М.А. Революционный катехизиз // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Правда, 1987.

19. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полит, исслед. 2000. №6. С. 51 -65.,

20. Беланова Г. О. Понятие юридической справедливости как основания правоприменительного акта: дис. . канд. юрид. наук / Г. О. Беланова. -Ставрополь, 2003. -192 с.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 785 с.

22. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983 204 с.

23. Бокарев Ю.П. Бунт и смирение. Крестьянский менталитет и его роль в крестьянском движении // Менталитет и аграрное развитие России. Мат-лы межд. конф. М.: РОССПЭН, 1996. С. 168-173.

24. Бонгард=-Левин Г.М., Герасимов A.B. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. М: Наука, 1975. 367 с.

25. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. -Калининград: Янтарный сказ. 1999. 704 с.

26. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. 415 с.

27. Бырдин Е. Н. Правовое равенство граждан и его обеспечение в Российском государстве: Автореферат дис. канд. юрид. наук. М, 2002.

28. Бэкон Ф. Сочинения. М.: Наука, 1977. T.I.

29. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999. 122 с.

30. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения. М., 1990.

31. Виноградов В.Д. Политическая справедливость как демократическая ценность // Проблемы теоретической социологи. Вып.5. СПб., 2005.

32. Винокурова С.Н. Социальная справедливость как регулятивная основа общественных процессов социально-ориентированного общества: Автореф. дис. .канд. фил ос. наук. Самара, 1991.

33. Власова A.M. Право собственности и социальная справедливость: теоретико-историческое исследование: Автореф. дис. .к. ю. н. М., 2003.

34. Воловикова М.И., Соснина JI.M. Этнокультурные исследования представлений о справедливости молдаван и цыган // Вопросы психологии. 2001. №2. С.85-92.

35. Вольф Р.О философии. М.: Аспект-Пресс, 1996. 415 с.

36. Воронин Г. JI. Социальное самочувствие россиян (1994 1996 - 1998) // Социол. исслед. 2001. №6. - С. 59 - 66.

37. Вылцан М.А. Индивидуализм и коллективизм крестьян // Менталитет иаграрное развитие России. Мат-лы межд. конф. М.: РОССПЭН, 1996. С.331-*

38. Вязов A. JI. Принцип справедливости в современном Российском праве и правоприменении: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

39. Гаврилова И.Н. Западные трактовки социальной справедливости (обзор концепций) // Социологические исследования. 2009. №3. С.36-44.

40. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999.-606 с.

41. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль. 1990 524 с.

42. Герцен А.И. С того берега // Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. Т.2. М: Наука, 1986.

43. Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Наука, 1964. Т.2.

44. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. 271 с.

45. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социол. исслед. 2004. №3. С. 16 - 21.

46. Григорьев С.И., ИньшинГ.Я. «Справедливое же состоит в .»: размышления экономиста и социолога о справедливом и несправедливом в российском обществе. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. 232 с.

47. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. JL: Наука, 1977. 171 с.

48. Грэй Дж. Поминки по просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003. 368 с.

49. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.

50. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия, 1988. 271 с.

51. Гусейнов, А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2004 470 с.

52. Гэлбрейт Дж. Справедливое общество: гуманистический взгляд // Новаяпостиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. С.226-242.141

53. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип действия. М.: Политиздат, 1989. 255 с.

54. Давыдова Е.В., Давыдов A.A. Измерение качества жизни. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.-52 с.

55. Дамшаева В.А. Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2000.

56. Данилов В.П., Данилова JI.B. Крестьянская ментальность и община // Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.). Мат-лы межд. конф. М.: РОССПЭН, 1996. - С.22-39.

57. Джантуханов В.З. Равенство и справедливость как конституционные ценности гражданского общества. Автореф. дис.к.ю.н. Махачкала, 2006.

58. Деревесников А. В. Справедливость как принцип права (Историко-теоретический аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Кострома, 2005

59. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. редакторы: Лапин Н.И., Беляева Л.А. М.: Эдиториал УРСС, 1996 224 с.

60. Дубко Е.А., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ. 1989. -191с.

61. Дубов И., Ослон А., Смирнов Л. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе (1994) // Десять лет социологических наблюдений. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003 С.543 - 583.

62. Дыльнова Т.В. Социальная справедливость и устойчивое развитие общества. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999. 106 с.

63. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2-х ч. СПб.: Алетейя, 2000. - 415 С.+410 с.

64. Емельянов Г.А. Последовательное утверждение социальной справедливости и борьба с потребительством // Научный коммунизм. 1986. № 4. С. 18-25.

65. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: ACT: ACT МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

66. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 134-289.

67. Индекс человеческого развития: Региональный аспект: Сб. ст. / Под ред. A.A. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2001. 88 с.

68. История философии: Запад Россия - Восток. Книга вторая. Философия XY

69. XIX вв. М.: "Греко-латинский кабинет", 1996 - 557 с.143

70. История философии: Запад Россия - Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М: "Греко-латинский кабинет", 1995 - 480 с.

71. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории // Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М.,1989. С.171-255.

72. Кавелин К.Д. Взгляд на русскую сельскую общину // Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С.95-123.

73. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис»,1997.-205 с.

74. Казарезов В.В. Справедливость. Миф? Реальность? М.: ТУРБО-ПРИНТ, 1997. -310с.

75. Кашников Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: Изд-во НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004

76. Кашников Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости // Вопросы философии. 2004. №2. С.29-42.

77. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1977. 170 с.

78. Климова С., Галицкий Е. Новый подход к изучению ценностей (май 2002) // Десять лет социологических наблюдений. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003 С.56 - 83.

79. Кобликов А. С. Юридическая этика. М: НОРМА, 2005. -176 с.

80. Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции (социально-философский анализ). Автореф. дис.к.ф.н. Архангельск, 2008.

81. Козлова O.A. Справедливость как принцип юридической ответсвености. Автореф. дис.к.ю.н. М., 2005.

82. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика,1998.-368 с.

83. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995. 280 с.

84. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и ответственность). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990-208 с.

85. Козловский В.В. Социальная справедливость и ответственность. М.: Знание, 1988-64 с.

86. Козюк М. Н. Правовое равенство (вопросы теории): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1996.

87. Козюк М. Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: Учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВЮИ МВД России, 1998. 92 с.

88. Колодий А.Ф. Социальная справедливость и равенство: проблемы теории и практики. Львов: Свит, 1991. 195 с.

89. Комкова Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: Понятие, содержание, механизм: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Саратов, 2003.

90. КопыринВ.А. Социальная справедливость и характер труда // Научн. коммунизм. 1988. №1. С.3-9.

91. Кропоткин П.А. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Утопический социализм в России: Хрестоматия. М.: Политиздат, 1985.

92. Кузьмина A.B. Идея справедливости в либеральной традиции. М.: РПЦ «Внешторгиздат», 1998. 128 с.

93. Кузьмина A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества и морально-политическая философия Дж. Роулза. М.: Б. и., 1998.-128 с.

94. КучурадиИ. Справедливость социальная и глобальная // Вопр. философии. 2003. №9. - С. 17-29.

95. Лапаева В.В. Либертарное правопонимание в контексте актуальных правовых проблем современной России // Общественные науки и современность. 2008. №5.

96. ЛапкинВ.В. Трансформация политических ценностей российских избирателей // Политическая наука: Динамика политического сознания и поведения. М., 2002. №2. С. 56-85.

97. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет. 1995 - 313 с.

98. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: Парадигма, модели, стратегия. М.: Academia, 2001. 175 с.

99. Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии // Полн. собр. соч. Т.2. С.97-120.

100. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть // Полн. собр. соч. Т.34. С.287-339.

101. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. филос. 1996. №4. с. 15-26.

102. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

103. ЛиповецкиЖ. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001. 331 с.

104. Литман А.Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985. 399 с.

105. Логинова Е.В. Социальная справедливость в условиях перехода к рыночной экономике: вопросы методологии: Автореф. дис. .к.э.н. Волгоград, 1997.

106. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 -959 с.

107. Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность / отв. ред. В. М. Чхиквадзе; АН СССР. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1986. 262 с.

108. Львов Д.С. Справедливость и духовный мир человека // Политический журнал. 2007. №7.

109. Макеева М.В. Справедливость как нормативно-ценностный регуляторобщественных отношений / Преподаватель XXI века. 2010. № 3. - С. 235-241.146

110. Макеева M.B. Судьба справедливости в современном российском обществе / Преподаватель XXI века. 2011. № 3. - С. 92-97.

111. Макеева М.В. Этическая справедливость в контексте синкретизма справедливости / Преподаватель XXI века. 2011. № 4. - С. 95-101.

112. Макеева М.В. Рассмотрение правовых форм справедливости / Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: сборник трудов IV Международной научной конференции. Том. 2. Москва-Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 135-136.

113. Маркарян Р.З. Справедливость и правовая культура в контексте социокультурного анализа: Автореф. дис. . к. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

114. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.25. Ч. 1.

115. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XYIII начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства): В 2-х т. СПб.: Изд-во «Дмитрий Булавин», 2000. - 548 + 568 с.

116. Мунтян Г.М. Социальная справедливость: философские основания и формы понимания: Автореф. дис. . к. филос. наук. Волгоград, 2009.

117. Назаров М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст // Социол. исслед. 1999. №11.- С.41-49.

118. Насонова JI. И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М.: «Знак», 1997.-312 с.

119. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Задача на справедливость // Социол. исслед. 1987. №3. С. 12-23.

120. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: НОРМА, 1999. 647 с.

121. Нерсесянц B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социол. исслед. 2001. №10. с. 3 - 15.

122. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность // Вопр. филос. 1989. №2. С.3-18.

123. Нестерчук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: Автореф. дис. . к. филос. наук. Нижний Новгород, 2008.

124. Новиков А.И. Человек среди людей. Л.: Наука, 1989 240 с.

125. Оганесян А.К. Равенство и справедливость (Концепции Д.Роулса и Д.Белла) // Этическая мысль. М., 1990. С.214-228.

126. Орач Е. М. Социалистическая справедливость советского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1971.

127. Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е гг. // Pro et contra. 1999. Том 4. №2. с. 150-170.

128. ПеченевВ.А. Истина и справедливость: (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). М.: Политиздат, 1989. 256 с.

129. Печерская Н. В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Обществ, науки и современность. 2001. №2. с. 77 - 88

130. Печерская Н.В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре // Полит, исслед. 2001, №2 -с. 132- 146.

131. Печерская Н.В. Справедливость в контексте поздней философии Л. Витгенштейна. СПб.: Европейский Дом, 2000. 54 с.

132. Печерская Н.В. Справедливость: социальная аналитика и прагматика представлений. Автореф. дис. . канд. филос. н. СПб., 2000.

133. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль. 1998. 798 с.148

134. Платон. О добродетели // Платон. Диалоги /Пер.с древнегреч. М.: Мысль, 1986. С.353-358.

135. Платон. О справедливости // Платон. Диалоги /Пер.с древнегреч. М.: Мысль, 1986. С.359-365.

136. Плахов В.Д. Норма и отклонение как проблема теоретической социологии // Проблемы теоретической социологии. Вып. 4. НИИХ СПбГУ, 2003. С.51-83.

137. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. 253 с.

138. Покровская М.В. Социальная справедливость в потреблении и ее стереотипы // Социол. исслед. 1990. № 3. С.

139. Похмелкин В. В. Достижение справедливости при назначении наказания по советскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 1985.

140. Похмелкин В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. 175 с.

141. Прокофьев A.B. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики // Обществ, науки и современность. 2002. №2. С.67-77.

142. Рагузина, О. В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

143. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. T. I. Античность. ТОО ТК "Петрополис", СПб., 1994 - 336 с.

144. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том

145. Средневековье. СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1994 - 368 с.

146. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том

147. Новое время. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996 - 736 с.

148. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том

149. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997 - 880 с.

150. Редель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу // Социол. исслед. 2000, №12. С.109-118.

151. Римашевская Н.М. Справедливость или равенство? // В человеческом измерении / Под ред. Вишневского А.Г. М.: Прогресс, 1989. - 364-377.

152. Роговин В.З Социальная справедливость и распределение жизненных благ // Вопр. филос. 1986. №9. С.3-20.

153. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998 292 с.

154. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та. 1995 -536 с.

155. Рорти Р. Справедливость как более широкая лояльность // Логос. 2007. №5. С.54-69.

156. Российская ментальность: Мат-лы "круглого стола" // Вопросы философии. 1994. №1. С.25 53.

157. РуткевичМ.Н. Социалистическая справедливость // Социол. исслед. 1986. №3. С.3-23.

158. Сабанин С. Н. Реализация принципа справедливости в институте освобождения от уголовного наказания: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1993.

159. Сабанин С.Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1993.-170 с.

160. СаградовА.А. Индекс человеческого развития: Опыт применения. М.: МАКС Пресс, 2000. 66 с.

161. Садков В., Гринкевич Л. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации // Общество и экономика. 2001. №7/8.-С.212-230.

162. Сажин A.B. Социальная справедливость в современном российском обществе: социально-философский анализ. Автореф. дис.д.ф.н. Краснодар, 2010.

163. Самсонова Т.Н. Разработка проблем равенства в утопическом коммунизме XYIII в. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2003. №4. С. 100-120.

164. Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: из истории западноевропейской утопической мысли XYI XIX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 134 с.

165. Самсонова Т.Н. Трактовка равенства в критически-утопическом социализме и коммунизме // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2004. №2. С. 148-170.

166. Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право: основы взаимодействия // Социологические исследования. 2009. №3.

167. Симон И.А. Свобода личности и справедливость. Автореферат дис. . канд. филос. н. Харьков, 1991.

168. Скоробогатская С.И. Справедливость как социокультурный идеал. Автореф. дис. . канд. филос. н. Ростов н / Д, 2001.

169. СмирновА. Справедливость: Опыт контрастного понимания // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М.: «Восточная литература» РАН, 1998. С.250-295.

170. Соловьёв B.C. Три силы // Соловьёв B.C. Собр. Соч. в 2-х т. М.: Правда, 1989. Т.1. С. 19-31.

171. Соловьёв В.С.Критика отвлечённых начал // Соловьёв B.C. Собр. Соч. в 2-х т. М.: Правда, 1989. Т.1.

172. Соловьев Э.В. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. 432 с.

173. Сорокин П. Социализм и социальное равенство // Социол. исслед. 2001. №5. С. 105-109.

174. Социализм: социальная справедливость и равенство / Отв. ред. Бутенко А.П. М.: Наука, 1988.-224 с.

175. Социальное неравенство и публичная политика / Ред.кол.: Медведев В.А.,

176. Горшков Ю.А., Красин Ю.А. М.: Культурная революция, 2007. 336 с.151

177. Старикова E.H. Основные направления трансформации представлений студенческой молодежи региона о справедливости в 80-90 гг. XX в.: Опыт социологического анализа проблемы: Автореф. дис. . канд. социол. н. Барнаул, 2002.

178. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2000. 990 с.

179. СтепанянВ.В. Социальная справедливость и социалистическое право. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. 111 с.

180. СулинЮ.И. Справедливость как чувство, понятие, оценка // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси: Наука, 1967. С.56- 67.

181. Сутор Б. Малая политическая этика // Политическая и экономическая этика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С.29-176.

182. СыроедН.С. Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х 90-х гг.: По материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях. Автореферат дис. . канд. социол. н. Барнаул, 1999.

183. Тахо-Годи A.A., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: «Алетейя», 1999 712 с.

184. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 344 с.

185. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 166 с.

186. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

187. УолцерМ. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-J \J\J V.

188. Устименко C.B. Характер социалистической справедливости и ее социальные функции // Научн. коммунизм. 1988. №7. С.20-28.

189. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.152

190. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001.-416 с.

191. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М.: Ками: Издат. центр «Academia», 1995. 244 с.

192. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с.

193. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999. 288 с.

194. Хахулина JI.A. Отношения населения к дифференциации доходов и социальному расслоению // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информац. бюл 1993. №4. С.5-10.

195. Хахулина JI.А. Социальное неравенство в российском обществе: мнения и оценки // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информац. бюл. 1999. №4. С.27-31.

196. Хахулина JI.A., Саар А., Стивенсон С.А. Представления о социальной справедливости в России и Эстонии: сравнительный анализ // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информац. бюл. 1996. №6. С. 19-25.

197. Хахулина JI.A., Стивенсон С.А. Неравенство и справедливость // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информац. бюл. 1997. №2. С.40-44.

198. Хэмпшир С. Справедливость это конфликт: душа и государство // Логос. 2007. №5. С.91-110.

199. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. М.: Гнозис, 1994.- 328 с.

200. Цветков С. Социальная справедливость и индивидуальная трудовая деятельность // Экономические науки. 1988. №11.- С.28-31.

201. Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культуре: проблемы корреляции // Полит, исслед. 1999. №5. С.43-61

202. Чернышевский Н.Г. О поземельной собственности // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. М.: Политиздат, 1939.

203. Чернышевский Н.Г.О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. М.: Политиздат, 1939.

204. Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.7. М.: Политиздат, 1939.

205. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХУЛ XIX вв. М.: Наука, 1967. - 340 с.

206. Чукин С.Г. Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. СПб, 2000.

207. Шабанова М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. 315 с.

208. Шабанова М.А. Социальная стратификация и свобода // Социол. журнал. 1997. №4. С.48-63.

209. ШапкинА.В. Социальная справедливость и свобода рынка: Версия XX. СПб.: СЗПИ, 2000.-68 с.

210. Шилов В.Н. Социальная справедливость и ее реализация в условиях социалистического общества // Научн. коммунизм. 1985. №6.

211. Шамилева Р.К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект. Автореф. дис.д.ф.н. М., 2009.

212. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.

213. Шипунова Т.В. Этические проблемы и моральные практики современного общества: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 2001.-60 с.

214. Шляпентох В.Э. Равенство и справедливость в России и США // Социол. журнал. 1998. №3/4. С.250-258.

215. Штромберг К., Бёнке К. Существуют ли уникальные русские ценности?:

216. Сравнительный анализ русских, немцев и российских евреев эмигрантов //

217. Российское сознание: психология, культура, политика. Мат-лы II Межд. конф.по исторической психологии российского сознания «Провинциальная154ментальность России в прошлом и будущем» (4-6 июля 1997 г., Самара). Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. с. 170 - 179.

218. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социол. исслед. 1999. №12. С.50-53.

219. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Пресс,1999. 416 с.

220. ЭкимовА.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Д.: Изд-во ЛГУ, 1984. 134 с.

221. ЭкимовА.И. Справедливость и социалистическое право. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 120 с.

222. Элбакян Е.С. Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости. Автореф. дис. . канд. филос. н. М., 1989.

223. Эльстер Ю. Локальная справедливость и межличностные сравнения // Логос. 2007. №5. С.134-161.

224. Энгельс Ф. Письмо А. Бебелю // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С.5-6.

225. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С.23-178.

226. Энгельс Ф. Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С.255-260.

227. Этциони А. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. С. 315-334.

228. Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социол. исслед. 2001. №8.-С. 146-151.

229. Яхшиян О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.). Мат-лы межд. конф. М.:РОССПЭН, 1996. - С.92-105.

230. Anderson Е. S. What Is the of Equality? // Ethic, 1999. v. 109;

231. Duncan F. Christian Justice and Public Police. Cambridge: Cambridge University Press, 1997-274 p.

232. EisenbergA. I. Pluralism, Justice, and Equality // American Political Science Review. 1996, Sept. V.90. N 3.

233. Fisk M. Community and morality // The Review of Politic. 1993. V.55. n.4.

234. Frank P.S. Crime, Cultural Conflict, and Justice in Rural Russia, 1856 1914 // The Journal of Modern History. 2000. V.72.

235. Gabel P. Affirmative action and racial harmony // Tikkun. 1995. V.10. N.3.

236. Husin Ali S. Striving for Social Harmony: racial differences // Newsweek International, Sept. 18, 2000.

237. Kane J. Justice, impartiality, and equality: why the concept of justice does not presume equality // Political Theory. 1996. V.24. N.3.

238. Kerckoff A. Educational Advancement and Distributive Justice: Contemporary Sociology. 1997. V.26. N.2.

239. Lazarus N. Without Justice for All: the New Liberalism and retreat from racial equality: Review // Race and Class. 2000. V.42. N. 1.

240. Lindsay T. Liberty, equality, power: Aristotle's critique of the democratic «presupposition» // American Journal of Political Science. 1992. V.36. №3. n.3.

241. Listhaug O, Aalberg T. Comparative public opinion on distributive justice: a study of equality ideals and attitudes toward current policies // International journal of Comparative Sociology. 1999. V.40.

242. Lockhart C. Socially constructed conceptions of distributive justice: the case of affirmative action // The Review of Politics. 1994. V.56. N.3.

243. M.1 Macleod C. Liberalism, justice, and markets: a critique of liberal equality. Oxford: Oxford University Press, 1998. 232 p.

244. Marschall G., Swift A. Social class and social justice // The British Journal of

245. SOClOiOg^. izryj. v i>.z,.

246. Mitchell G., Tetlock P., MellersB., Ordonez L. Judgments of social justice: compromises between equality and efficiency // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. V.65. N.4.

247. Nozik R Anarchy, State and Utopia. New York: Basic Book, 1974.

248. O'Neil Sh. Impartiality in Context: Grounding Justice in Pluralism World. Albany, 1997.

249. Price T. Egalitarian justice, luck, and the cost of chosen end // American Philosophical Quarterly. 1999. V.36.

250. Runciman D. Pluralism and Personality of the State. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 279 p.

251. Shaw P. The Pareto argument and inequality // American Philosophical Quarterly. 1999. V.49.

252. ShengC. L. Utilitarian General Theory of Value. Amsterdam: Rodopi, 1998. -192 p.

253. Walzer M. Spheres of Justice. A Defense of Pluralism and Equality. New York: Basic Book, 1983.

254. White S. Rethinking the strategy of equality: an assessment of the report of the Commission on Social Justice // Political Quarterly. 1995. V.66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.