Среда и личность в романах Даниэля Дефо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Громова, Ирина Александровна

  • Громова, Ирина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 176
Громова, Ирина Александровна. Среда и личность в романах Даниэля Дефо: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Нижний Новгород. 2005. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Громова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. АНГЛИЙСКИЙ РОМАН ЭПОХИ РАННЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

§ 1 .Философия первой трети XVIII века: ее значение в развитии литературы в

Англии XVIII столетия.

§ 2.Пути становления нравоописательного романа в английской литературе раннего Просвещения.

§ 3.Значение творчества Д. Дефо в развитии английского романа эпохи раннего Просвещения.

ГЛАВА И. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РОМАНАХ Д. ДЕФО О РОБИНЗОНЕ

КРУЗО.

§ 1 .Особенности повествовательной структуры романов Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Среда и личность в романах Даниэля Дефо»

Имя Даниэля Дефо (Daniel Defoe, 1660 - 1731), английского писателя эпохи Просвещения, известно русскому читателю, прежде всего, в связи с его прославленным романом «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719), который впервые появился в России в 1762-1764 годах в переводе с французского языка в сокращении, а полвека спустя был переведен с английского подлинника. Эта книга сразу же получила признание среди русских читателей не только по причине возрастающего в конце XVIII - начале XIX веков интереса к иностранной литературе, но и в связи с характерным для эпохи Просвещения вниманием к общечеловеческим проблемам, поднимаемым в ней, в том числе к проблеме взаимоотношения человеческой личности и окружающей его среды.

Примечательно, что при жизни самого Дефо его перу приписывалось не более трех или четырех произведений. Уже после смерти писателя его наследие стали исчислять сотнями названий. Со стороны современников творчество романиста получило неоднозначную оценку. Английский историк литературы Джеймс Сазерленд подчеркивал презрительное отношение критиков Англии эпохи Просвещения к Дефо-романисту. По их мнению, аудиторией Дефо могли стать «только грузчики и сапожники и тому подобный сброд» [Sutherland 1937, р. 255]. А исследователь Дж. Ф. Росс отмечал, что признанный в светских кругах английский писатель и критик Джонатан Свифт называл Дефо «тупым и безграмотным писакой» [Ross 1941, р. 16]. Тем не менее, к концу XVIII столетия один только «Робинзон Крузо» переиздавался бесчисленное количество раз и был переведен на большинство европейских языков, обретя поистине мировую популярность и затмив другие романы писателя-просветителя.

Важнейшим этапом в истории восприятия романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» была его оценка, данная Жан Жаком Руссо на страницах педагогического трактата «Эмиль, или О воспитании» (1762). Французский просветитель назвал произведение Дефо «самым удачным трактатом о естественном воспитании» [Руссо 1913, с. 88]. «Эта книга будет первою, которую прочтет Эмиль; она одна будет долго составлять всю его библиотеку <.>. Она будет текстом, для которого все наши беседы о естественных науках будут служить лишь комментарием <.>. Она будет для Эмиля одновременно и развлечением, и наставлением», - писал Руссо [Руссо 1913, с. 91].

Высоко оценивалось художественное творчество английского романиста XVIII века писателями XIX столетия, в частности Чарльзом Диккенсом, уделявшем особое внимание роману «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Говоря о Дефо как о «великом писателе», Диккенс отмечал, что это произведение «производит на всех сильное впечатление и восхищает» [Диккенс 1963, с. 66]. Однако творческая манера писателя-просветителя, стиль его повествования, художественные средства, им используемые, не соответствовали социально-бытовому роману, мастером которого являлся сам Чарльз Диккенс.

С точки зрения Диккенса, «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - одна из самых популярных книг на свете - «никого не заставила ни смеяться, ни плакать» [Диккенс 1963, с. 66]. Он упрекал Дефо в «бесчувственности», то есть неумении достоверно изображать чувства героя. Кроме того, «вопиющим недостатком» этого романа Диккенс считает и то, что его героем становится «человек, чей характер ни на йоту не изменился за тридцать лет пребывания на необитаемом острове» [Диккенс 1963, с. 62].

В отечественном литературоведении изучение творчества Д. Дефо началось в начале XIX века. В 1812 году в одном из номеров журнала «Вестник Европы» появилась первая критическая заметка о Дефо, содержащая в себе краткое изложение биографии английского писателя. В заметке, как подчеркивает К. Н. Атарова, также отмечалось, что роман «Робинзон Крузе» переведен на все европейские языки и почитается одним из лучших сочинений в своем роде» [Атарова 1990, с. 428].

В. Г. Белинский в журнале «Отечественные записки» (1839) сопоставлял «роман Даниэля Фоэ «Робинзон Крузе» с его немецким переводом, выполненным И. Г. Кампе, и при этом отмечал превосходство английского оригинала. «Робинзон» Фоэ, - подчеркивал русский критик, - большею частию наполнен рассказом, которого интереса и занимательности ни с чем нельзя сравнить» [Белинский 1983, с. 136].

К роману Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» обращался Л. Н. Толстой. Стремясь заинтересовать чтением популярной книги яснополянских крестьянских детей, он обработал произведение английского романиста с целью сделать его доступным для их понимания. В 1862 году он опубликовал свой рассказ под названием «Робинзон», представляющий собой сжатое изложение оригинального романа Дефо.

К изучению других произведений Д. Дефо в отечественном литературоведении впервые обратился А. Н. Веселовский. К. Н. Атарова отмечает его работу «Век Просвещения в Англии», которая вошла во «Всеобщую историю литературы», изданную под редакцией В. Корша и А. Кирпичникова в 1888 году, где он подчеркивал, что Дефо во всех своих романах «вкладывает в героев и героинь черты, ему хорошо известные», а все «действующие лица отличаются практичностью, которой судьба наградила автора» [Атарова 1990, с. 473].

Одной из первых монографий, посвященной Д. Дефо, стала монография А. В. Каменского «Даниэль Дефо — автор «Робинзона Крузо». Его жизнь и литературная деятельность» (1892), в которой помимо изложения биографии английского писателя был рассмотрен роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» в сравнении с другими произведениями («Молль Флендерс», «Дневник чумного города», «Мемуары кавалера»). При этом особое внимание уделялось анализу конкретных поступков и размышлений персонажей.

Рост интереса к личности английского писателя-просветителя приходится на 50-80-е годы XX столетия, когда выходит ряд работ, посвященных подробной характеристике эпохи Просвещения, жизни и творческого пути Дефо, анализу особенностей стиля и проблематики его художественных произведений.

В предисловии к изданию «Молль Флендерс» (1955) И. Верцман противопоставил произведение Дефо галантному роману XVII века в связи с тем, что в нем обрисована судьба «простого человека, которого обстоятельства часто обрекают на горе и нужду» и определил его жанр как «роман-дневник» [Верцман 1955, с. 9].

В монографии А. А. Аникста «Даниэль Дефо. Очерк жизни и творчества» (1957) рассматриваются просветительские взгляды романиста, его журналистская деятельность, сатирические памфлеты. Анализируя художественное творчество Дефо, в частности роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», Аникст делает акцент на его аллегорическом значении, основанном на концепции «естественного состояния» Ж.-Ж. Руссо. Все время пребывания героя на необитаемом острове А. А. Аникст сравнивает с процессом развития человеческого общества: от охотничьего и земледельческого периода, характерного для истории первобытных племен, до образования некоего подобия государства в связи с появлением людей (пленные испанцы, Пятница) [Аникст 1957, с. 9091].

М. Я. Нерсесова в монографии «Даниэль Дефо» (1960) подразделяет художественные произведения Дефо на две группы, в одну из которых она выделяет «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», а в другую - «романы из жизни преступников» [Нерсесова 1960, с. 25], к которым причисляет «Молль Флендерс», «Приключения капитана Сингльтона», «Историю Полковника Джека». Основу анализа первого романа составляет характеристика образа главного героя как настоящего буржуа, оценивающего все, что его окружает с позиции делового человека.

Говоря о «романах из жизни преступников», Нерсесова подчеркивает немаловажную роль обстоятельств в их судьбах, но детально романы не анализирует.

Монография А. А. Елистратовой «Английский роман эпохи Просвещения» (1966) посвящена исследованию процесса формирования и развития английского просветительского романа, при этом в одной из глав рассматривается романистика Д. Дефо как важный этап становления литературы нового времени. Примечательно, что анализ произведений английского писателя предлагается Елистратовой в тесном сопоставлении с романом «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Она называет его героев «натурами крепкими, уравновешенными, людьми дела» [Елистратова 1966, с. 146], главной объединяющей чертой которых является чувство страха перед одиночеством, неведомой опасностью, нищетой, «а всего более - ужас перед темными безднами, разверзающимися в их собственном сознании» [Елистратова 1966, с. 146].

В исследовании «Робинзон и Гулливер» (1973) Д. М. Урнов сравнивает произведение Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» с романом Дж. Свифта «Приключения Гулливера». Сравнивая судьбы двух литературных героев, он отмечает, что читатели нисколько не сомневаются ни в их реальном существовании, ни в правдивости произошедших с ними приключений.

В другой монографической работе «Дефо» (1978) Д. М. Урнов детально рассматривает сложную и многогранную жизнь Д. Дефо, проводит четкие параллели между судьбами самого романиста и его героев, отмечая особенности отображения современной писателю-просветителю исторической обстановки, общественных отношений в его публицистических и художественных произведениях. Характеризуя художественное творчество английского романиста, Д. М. Урнов акцентирует внимание на его манере повествования, простоте слога и достоверности изображаемого. Кроме того, указывает на взаимосвязь его личных принципов с действиями и размышлениями персонажей.

Значительное место творчеству английского писателя XVIII века посвящает М. Г. Соколянский в монографии «Западноевропейский роман эпохи Просвещения» (1983). В ней он прослеживает историю формирования английского просветительского романа под воздействием публицистических жанров (дневник, мемуары, очерк). Кроме того, Соколянский дает характеристику жанра авантюрного романа, оказавшего немалое влияние на художественное творчество английских романистов эпохи Просвещения, при этом выделяя несколько его разновидностей.

М. Г. Соколянский характеризует Д. Дефо как писателя-новатора, создавшего удивительный роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» на основе сочетания мемуарной и дневниковой форм повествования, а также анализирует его жанровую принадлежность и аллегорический смысл образов.

Важным этапом в изучении английской литературы в целом и литературы Англии XVIII столетия стали академические издания. В трехтомной «Истории английской литературы» (1961) под редакцией М. П. Алексеева особый отдел посвящен анализу философских и художественных произведений английских просветителей, в том числе Д. Дефо. Здесь его романы рассматриваются А. А. Елистратовой как важный материал для формирования западноевропейского реалистического романа.

В другом академическом издании — «История всемирной литературы» (1988) - описание развития и особенностей литературы эпохи Просвещения занимает отдельный (пятый) том. Здесь анализ творчества, как русских, так и западноевропейских писателей-просветителей представлен в контексте исторической обстановки и специфики просветительского движения. К сожалению, из всех романов Д. Дефо авторами издания предлагается к рассмотрению только «Жизнь и удивительные приключения Робинзона

Крузо», где поднимается проблема выживания цивилизованного человека в непривычных «естественных» условиях.

В настоящее время (последние десятилетия XX века) работами, посвященными Дефо, о которых мы имеем сведения, стали кандидатские диссертации В. В. Папсуева «Даниэль Дефо - романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе XVIII века» (1983), А. В. Подгорского «Становление английского просветительского романа и документально-публицистические жанры рубежа XVII-XVIII веков (1983) и А. А. Новосельцевой «Даниэль Дефо в России - 1762-1917 гг. (к проблеме оценки и восприятия английской литературы эпохи Просвещения)» (1988) и др.

В. В. Папсуев ставит целью рассмотреть романы Д. Дефо как художественную систему, выделить их классификацию, а также проследить генезис романа нового времени на примере произведений английского романиста. При этом он предлагает анализ таких романов Дефо, как «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана» с точки зрения их жанровой принадлежности, не останавливаясь на философском аспекте и не затрагивая проблему взаимодействия человека и среды.

А. В. Подгорский исследует жанры английской публицистической прозы (очерк, хроники, путевые заметки, дневник) как основополагающий материал английского просветительского романа XVIII века, при этом определяя, в какой степени они использовались тем или иным автором.

В кандидатской диссертации А. В. Шевеля «Лексические и структурно-композиционные особенности текста английского романа начала XVIII (на материале романов Д. Дефо)» (1987) рассматриваются объемные заголовки произведений английского писателя, анализируются особенности деления романов на главы, выявляется композиционное значение предисловий редактора.

Особенностям манеры повествования английского писателя, простоте его стиля посвящена статья К. Н. Атаровой «Секреты простоты» в художественном издании романа «Робинзон Крузо» (1990). В поле зрения автора - различные элементы повествовательной структуры произведения Дефо, способствующие возникновению иллюзии правдоподобия описываемых в книге событий.

В зарубежном литературоведении можно выделить два направления в исследовании жизни и творчества Д. Дефо. Первое из них - биографическое, представители которого делали попытки досконально изучить биографию писателя-просветителя, его журналистскую и общественно-политическую деятельность. Отметим монографии У. Ли (Lee W. Daniel Defoe. His life and recently discovered writings. L., 1869), У. Минто (Minto W. Daniel Defoe. L., 1902), Т. Райта (Wright Th. The life of Daniel Defoe.L., 1931), Дж. Сазерленда (Sutherland J. Defoe. L., 1950), Дж. P. Mypa (Moore J. R. Daniel Defoe, citizen of the modern world. Chicago, 1958).

Интерес литературоведов второго, аналитического, направления концентрировался на внутреннем мире произведений Дефо, системе образов, особенностях стиля, специфике конфликтов, а также жанровом своеобразии его романов. Это работы И. Уотта (Watt I. Myths of Modern Individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe. L., 1961), Ф. У. Секорда (Secord A. W. Studies in the narrative method of Defoe. N. Y., 1963), E. Циммермана (Zimmerman E. Defoe and the Novel. L., 1975).

Так Э.М.Форстер (Forster E. M. Aspects of the Novel. N. Y., 1927. P. 88-89) называет роман «Молль Флендерс» «романом характера», указывая на энергичность, силу воли и оптимизм героини. При этом он мало внимания уделяет анализу обстоятельств, послуживших причиной тех или иных ее поступков.

А. Кеттл в монографии «Введение в историю английского романа» (Kettle A. An Introduction to the English Novel. L., 1953) доказывает, что романы Дефо следуют традиции испанского плутовского романа, которая проявляется в их «антиромантической, антифеодальной направленности», а также в «интересе к жизни, о которой он пишет, к ее фактуре и отсутствии предвзятой системы изображения этой жизни» (Кеттл 1966, с. 71). Кроме того, Кеттл анализирует творчество таких английских писателей, как Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, J1. Стерн с точки зрения соответствия их произведений реальной жизни.

Дж. Мур (Moore J. R. Daniel Defoe, citizen of the modern world. Chicago, 1958. P. 222), будучи убежден в ошибочности точки зрения, что романы Дефо наполнены реалистической достоверностью, в качестве аргументов своей позиции указывает на фактическое несоответствие этнографических деталей, опуская анализ взаимодействия характеров и роль среды в судьбах героев.

Исследователь И. Уотт (Watt I. The Rise of the Novel. Studies in Defoe, Richardson and Fielding. L., 1957. P. 129) высказывает мнение, что в романах «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Молль Флендерс» автор бессознательно отождествил себя со своими персонажами, воссоздал в них самого себя, и именно за счет этого образы главных героев получились столь убедительными.

В работе Д. Скильтона (Skilton D. The English Novel: Defoe to Victorians. N. Y., 1977) рассматривается значение творчества Дефо для последующего развития английской литературы. Исследователь подчеркивает, что в его романах впервые появилось подробное описание вещей, их перечисление, а также детальное воспроизведение действий персонажей, что впоследствии стало характерно для жанра реалистического романа

Анализ указанных точек зрения позволяет заключить, что в отечественном и зарубежном литературоведении к творчеству Д. Дефо был проявлен значительный интерес. Однако при всем многообразии изучаемых аспектов (биография писателя, жанровое своеобразие и система образов произведений, особенности авторского стиля) вопрос о взаимодействии человека и природы, поставленный в романах «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Дальнейшие приключения Робинзона

Крузо», детально не рассматривался. Что же касается проблемы взаимоотношений человека и социальной среды в романах «Молль Флендерс» и «Роксана», то некоторые литературоведы (И. Верцман, М. А. Нерсесова, И. Уотт) поднимали вопрос о влиянии обстоятельств на характер и судьбу главной героини, но данные произведения детально не анализировали.

На наш взгляд, в вышеназванных произведениях Дефо наиболее достоверно отображены как процесс взаимовлияния человека и природных сил, так и проблема становления человеческой личности, формирования характера и мироощущения индивидуума под непосредственным воздействием внешних обстоятельств, условий социального порядка.

Актуальность данной работы связана с тем, что проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы, вопрос о влиянии общественных и природных стихий на формирование характера человека, на становление его как личности, которые поднимает в своих романах Д. Дефо, являются значимыми для современного литературоведения и делают произведения английского писателя XVIII столетия интересными для читателей XXI века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что романы Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс» и «Роксана» ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении до сих пор не подвергались детальному анализу с точки зрения отражения в них просветительской проблемы взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной. Подробному рассмотрению процесса изменения характеров героев произведений английского романиста под воздействием внешних обстоятельств не посвящена ни одна монография. Кроме того, в отечественном литературоведении мало работ, в которых романы Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс» и «Роксана» были бы последовательно проанализированы.

Теоретико-методологической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых в области истории и теории литературы. Среди них труды М. П. Алексеева, М. М. Бахтина, Н. Я. Берковского, А. А. Елистратовой, Е. М. Мелетинсколго, М. Я. Нерсесовой, Л. В. Сидорченко, В. А. Шкловского, Ф. Р. Карла (Karl F. R.), У. Л. Кросса (Cross W. L), Д. Скилтона (Skilton D.), И. Уотта (Watt I.), Е. М. Фостера (Forster Е. М.) и др.

В процессе работы использовались аналитический и историко-литературный методы исследования.

Цель работы заключается в анализе романов Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана», в исследовании решения поставленной в них просветительской проблемы взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной.

Цель работы определила задачи исследования:

- рассмотреть философские и эстетические идеи английских просветителей первой половины XVIII столетия относительно проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, как природной, так и социальной, и их отражение в английском просветительском романе;

- определить роль дневникового и мемуарного жанров для достижения иллюзии достоверности описываемой природной и социальной среды в романах о Робинзоне Крузо;

- проанализировать эволюцию характера человека, поставленного в экстремальную ситуацию, на основе романов Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана»;

- выяснить, какую роль играет среда (социальная обстановка и природа) в формировании характера человека, воспитании его как личности в романах Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»,

Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана».

Предметом исследования являются романы Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана».

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в общих курсах лекций по истории английской литературы, истории зарубежной литературы XVIII века, специальных курсах и семинарах, посвященных углубленному изучению английской литературы эпохи Просвещения.

Апробация работы: концепция диссертации и результаты исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях НГПУ, XIV и XV Пуришевских чтениях (2002-2003), Седьмой нижегородской сессии молодых ученых (2002), аспирантских объединениях кафедры всемирной литературы НГПУ. По результатам исследования издано 13 публикаций.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Библиография включает 206 наименований, из них 53 на английском языке. Общий объем работы составляет 176 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Громова, Ирина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование романов Д. Дефо «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс» и «Роксана» в рамках просветительского учения о взаимодействии человека и среды позволило прийти к следующим выводам.

Проблема взаимодействия человека и среды была одной из главных проблем, рассматриваемой в философских трудах английских просветителей первой трети XVIII века (Дж. Локк, Дж. Толанд, Э. Э. К. Шефтсбери, А. Поуп, Б. Мандевиль). Общее положение, объединяющее точки зрения этих философов, заключается в том, что они утверждали невозможность существования индивида вне общества. При этом Дж. Локк полагал, что все лучшие и худшие человеческие качества формируются с детства в процессе воспитания. Что же касается Шефтсбери и Поупа, то они сходились во мнении, что счастье каждого человека зависит от него самого и обуславливается его внутренним состоянием гармонии и покоя. Важная роль в процессе воспитания отводилась наставнику, способному помочь ребенку научиться разбираться в людях, оценивать их достоинства и недостатки.

Оппонентом Шефтсбери выступал Б. Мандевиль, утверждавший в «Басне о пчелах» идею о неискоренимости и полезности отсутствия в обществе добродетели. По его мнению, только пороки формируют и развивают общество, а в случае их исчезновения оно перестает существовать.

Центральными понятиями в западноевропейской философии эпохи Просвещения были Разум и Природа. Разум считался главной человеческой способностью, ибо именно он ставил человека выше всех других существ. Благодаря Разуму человек может познать самого себя, стать свободным и независимым. Природа рассматривалась просветителями как сочетание естественного и полезного для человека. Естественное состояние человека интерпретировалось философами, в частности Дж. Локком, как состояние полной свободы, при этом не противоречащей природе.

Важное место в просветительской теории занимала проблема нравственного совершенствования человека под воздействием природных сил, которая обозначилась в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо», а затем получила развитие и теоретическое обоснование в трудах Ж.- Ж. Руссо.

Просветительский роман начала XVIII столетия, унаследовал многие традиции пародийного произведения Сервантеса «Дон Кихот» и испанского плутовского романа, так как в них, пожалуй, впервые в западноевропейской литературе того времени воспроизводятся быт и нравы простых людей, представителей так называемого «третьего сословия». Элементы пикарески в той или иной степени сохранились в творчестве таких английских писателей-просветителей, как Д. Дефо, Г. Смоллетт, Г. Филдинг, однако приобрели иное назначение. Используя характерный для плутовского романа мотив приключения, перипетий романисты XVIII века старались показать на страницах своих книг жизнь современного им общества такой, какая она есть через восприятие своих героев. Создавая образы деятельных людей, преодолевающих все невзгоды в достижении своих целей, через их характеры они стремились детально воссоздать ту среду, которая непосредственно влияла на формирование индивидуальности героев, объяснить причины тех или иных их поступков.

Художественное творчество Д. Дефо явилось важным этапом в развитии английской литературы. В большинстве его произведений во главу угла ставилась проблема разумного и справедливого преобразования общества, вопрос об огромном влиянии обстоятельств, природных и социальных условий на становление человека как личности. Тема социальных отношений, возникшая в публицистике Дефо, нашла продолжение в его романах наряду с проблемой взаимоотношений человека и природы.

Вынужденное пребывание героя на необитаемом острове, где он в течение двадцати восьми лет, постоянно борясь с природной стихией, сумел выжить и самосовершенствоваться под воздействием природной среды, составляет основу сюжета романа «Робинзон Крузо».

Главной особенностью этого романа является достоверность, которая достигается с помощью таких художественных приемов, как элементы мемуарного и дневникового жанров, нарочитых погрешностей в изложении подробностей и детальном описании. Кроме того, описанию подвергается только то, с чем сталкивается Робинзон по мере освоения острова. Этим объясняется отсутствие пейзажных зарисовок и портретных характеристик.

В манере жизнеописания выдержана первая часть произведения Дефо, в которой читатель знакомится с биографией главного героя. Основным конфликтом здесь являются разногласия Робинзона с отцом и с самим собой. Далее начинает преобладать мемуарно-дневниковая форма повествования, для которой характерными становятся скрупулезно-обстоятельные описания, а центром внимания - конкретные действия Робинзона Крузо.

Две противоборствующие стороны - Человек и Природа - обозначены Дефо с самого начала. Дефо показывает на примере своего героя, что наделенный разумом человек благодаря силе воли и упорному труду способен не только преодолеть природные катаклизмы, но подчинить себе окружающий мир природы, пользоваться его богатством, при этом умножая их. Будучи изначально цивилизованным человеком, Робинзон все же успешно достигает гармонии с природой.

Во втором романе Д. Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» герой возвращается в общество. Сразу становится очевидным, что пребывание в естественной среде изменило мировосприятие Робинзона так, что он чувствует себя чужим среди представителей своего сословия. Несмотря на имеющиеся богатства, Робинзон Крузо очень одинок, его по-прежнему манят путешествия. И только привязанность к жене, ответственность перед детьми заставляют его на время отказаться от своих мечтаний. Под влиянием доброго, искреннего Пятницы, герой Дефо сам становится терпимее, внимательнее к близким людям.

Считаем необходимым подчеркнуть, что только трудолюбивому и заботливому хозяину Робинзону Крузо открывает свои неисчерпаемые дары природа. Только при разумном подходе к использованию природных богатств, при практичном стремлении сохранить их и умножить, герой Дефо сумел обратить себе на пользу природные стихии и стать настоящим владельцем необитаемого острова. Но с появлением колонистов, ведущих бесконечные войны то между собой, то с дикарями, плодородная земля острова зачахла, а прекрасные рощи и перелески превратились в непроходимые чащи. Занятые разделом территории, цивилизованные люди, сами того не замечая, вернули острову его прежний дикий облик. Таким образом, в романе реализуется просветительская концепция о силе и могуществе человеческого разума, способного к созиданию и практическому освоению окружающего мира.

Просветительская проблема взаимоотношения человека и социальной среды, формирования человека как личности под воздействием общественного уклада, возникает в романе Дефо «Молль Флендерс». Заставляя свою героиню переживать то взлеты, то падения, то победы, то разочарования, писатель прослеживает нелегкую судьбу женщины, вынужденной встать на путь порока под влиянием неблагоприятной обстановки в обществе. Автор подробно прослеживает, какие обстоятельства вынуждают Молль Флендерс совершать тот или иной поступок, какие люди способствуют ее падению, какие черты характера появляются у нее в связи с происходящими событиями.

Таким образом, окончательное превращение героини в известную воровку Молль Флендерс произошло в среде закоренелых преступниц, сумевших убедить ее в том, что их ремесло - единственный способ избежать нищеты и голодной смерти. При этом на примере судеб этих женщин показана печальная участь, рано или поздно ожидающая каждую из них.

Действительно, Молль не удается избежать наказания, однако в финале своей жизни, все же достигнув того достатка, о котором она мечтала, героиня раскаивается и оставляет свое опасное ремесло.

Героиня другого романа Дефо - Роксана - особа, принадлежащая к высшему свету. В отличие от Молль Флендерс, на путь порока ее толкает не столько страх нищеты, хотя он и является первопричиной ее падения, сколько страсть к роскоши, потребность в свободе и независимости. Стремясь получить как можно больше, Роксана не останавливается ни перед чем. А страх разоблачения толкает ее на молчаливое пособничество убийству собственной дочери.

В романах, посвященных судьбам двух женщин, автор показывает, как сложившиеся обстоятельства заставляют героинь добиваться своих целей весьма жестокими методами, делают их практичными и хладнокровными, учат самостоятельно принимать решения и поступаться многим, по-настоящему дорогим и близким сердцу во имя материального благополучия. Дефо наглядно демонстрирует изменения их характеров в длительном процессе взаимоотношений с обществом.

Проведенный анализ произведений Д. Дефо позволяет сделать вывод, что проблема взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной, характерная для западноевропейского просветительского учения, нашла непосредственное отражение в романистике английского писателя XVIII века. При этом английский писатель-просветитель выступил как новатор, изобразив на страницах своих художественных произведений современное ему общество, социальные связи. Он четко показал, как изменяется характер и судьба человека под влиянием социальных обстоятельств. Все эти начинания романиста обретут продолжение в западноевропейском реалистическом романе XIX века, центральной темой которого станет исследование личности и обстоятельств, правдивое отображение социальных отношений (Ч. Диккенс, У. Теккерей и др.).

166

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Громова, Ирина Александровна, 2005 год

1.Дефо Д. Молль Флендерс /пер. А. Франковского. М., 1955.

2. Дефо Д. Молль Флендерс / пер. А. Франковского. Киев, 1991.

3. Дефо Д. Робинзон Крузо / пер. М. Шишмаревой // Дефо Д. Робинзон Крузо. История Полковника Джека. Минск, 1987.

4. Дефо Д. Робинзон Крузо / пер. М. Шишмаревой. М., 1990.

5. Дефо Д. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо / пер. 3. Н. Журавской. М.-Л., 1935.

6. Дефо Д. История Полковника Джека / пер. Н. Шерешевской и Л. Орел // Дефо Д. Робинзон Крузо. История Полковника Джека. Минск, 1987.

7. Дефо Д. Роксана / пер. Т. Литвиновой. СПб., 1993.

8. Дефо Д. Избранное / под ред. М. Урнова. М., 1971.

9. Дефо Д. Опыт о проектах / пер. И. Лебедевой // Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

10. Ю.Дефо Д. Простейший способ разделаться с диссентерами / пер. Т. Казавчинской // Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

11. П.Дефо Д. Совершенный английский торговец / пер. Т. Казавчинской // Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

12. Дефо Д. Чистокровный англичанин / пер. И. Кутика // Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

13. Defoe D. Moll Flanders. L., 1994.

14. Defoe D. Robinson Crusoe. L., 1994.

15. Defoe D. Roxana. L., 1995.

16. Диккенс Ч. Собр. соч.: В. 30 тт. Т. 30. М., 1963.

17. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании / пер. М. А. Энгельгардта. СПб., 1913.

18. Смоллетт Т. Д. Приключения Перегрина Пикля / пер. А. В. Кривцовой. М., 1955.

19. Смоллетт Т. Д. Приключения Родерика Рэндома / пер. А. В. Кривцовой. М., 1949.

20. Толстой Jl. Н. Робинзон. Рассказ для детей // Дефо Д. Робинзон Крузо. М., 1990.

21. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша / пер. А. Франковского. М., 1973.

22. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. M.-JL, 1946.

23. Алексеев М. П. Английская литература: Очерки и исследования. JL, 1991.

24. Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. J1., 1983.

25. Английские материалисты XVIII века: В. Зтт. Т. 1. М., 1967.

26. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз. М., 1981.

27. Андреев Ю. А. Движение реализма. Л., 1978.

28. Аникст А. А. Даниэль Дефо: Очерк жизни и творчества. М., 1957.

29. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта /под ред. Мальцевой С. А./. СПб, 2002.

30. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII XVIII веков. М., 1988.

31. Асмус В. Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.

32. Атарова К. Н. Секреты простоты // Дефо Д. Робинзон Крузо. М., 1990.

33. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

34. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

35. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб, 2000.

36. Белинский В. Г. Робинзон Крузе. Роман для детей // Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. М., 1983.

37. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем. М., 1984.

38. Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М. Л., 1961.

39. Блинников Л. В. Великие философы: словарь-справочник. М., 1999.

40. Борисенко Н. А. Этот необыкновенный обыкновенный человек // Литература в школе, 1997 №3.

41. Бютор М. Роман как исследование. М., 2000.

42. Васильева Т. Н. Александр Поп и его политические сатиры. Кишинев, 1979.

43. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

44. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1939.

45. Верцман И. Роман Дефо «Молль Флендерс» // Дефо Д. Молль Флендерс / пер. А. Франковского. М., 1955.

46. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958.

47. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980.

48. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.

49. Виппер Ю. Б. О преемственности и своеобразии реализма Ренессанса и Просвещения в западноевропейской литературе // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1959.

50. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.

51. Вулис А. 3. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986.

52. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку, 1972.

53. Гениева Е. Что такое английская литература // Иностранная литература, 1983, №5.

54. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1970.

55. Головня И. А. Робинзонада: прошлое и настоящее // Войтов В. И. Один среди волн. Головня И. А. Робинзонада: прошлое и настоящее. М., «Знание» № 1-2, 1992.

56. Гончаров Ю. В. Старик Сантьяго и Робинзон Крузо // Филология, 1996 №9.

57. Гражданская 3. Т. От Шекспира до Шоу. М., 1992.

58. Гриб В. Р. Избранные работы. Статьи и лекции по зарубежной литературе. М., 1956.

59. Гривнина А. С. Искусство XVIII века в западной Европе. М., 1963.

60. Грифцов Б. А. Теория романа. М., 1927.

61. Деке П. Семь веков романа / пер. с фр. Я. 3. Лесюка, Ю. П. Уварова. М., 1962.

62. Длугач Т. Б. Философия французского Просвещения XVIII века // История философии. Запад Россия - Восток: В VI кн. Кн. II. М., 1996.

63. Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М., 1974.

64. Днепров В. Д. проблемы реализма. Л., 1961.

65. Добин Е. С. Герой, сюжет, деталь. М.-Л., 1962.

66. Доттен Л. Жизнь и приключения Д. Дефо, автора «Робинзона Крузо». М., 1926.

67. Емельянов Ю. Английский дедушка Железного Феликса (о политической деятельности Дефо) // Пульс, 1993 №4.

68. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII — XIX веков. М., 1985.

69. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

70. Жирмунский В. М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX века. М., 1953.

71. Жучков В. А. Философия немецкого Просвещения // История философии. Запад Россия - Восток: В VI кн. Кн. II. М., 1996.72.3айченко Г. Джон Локк. М., 1973.

72. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. 74.3атонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.

73. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

74. Елистратова А. А. Литература эпохи Просвещения // История английской литературы: В 3 тт. Т. 1. / под ред. М. П. Алексеева. М. Л., 1961.

75. История всемирной литературы: В 9 тт. /под. ред. Г. П. Бердникова. Т. 5. М, 1988.

76. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. В. Я. Бахмутского. М., 1967.

77. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. 3. И. Плавскина. М., 1991.

78. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. JI. В. Сидорченко. М., 2001.

79. История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях. Часть 2 / под ред Н. П. Михальской. М., 1991.

80. Каменский А. В. Даниэль Дефо автор «Робинзона Крузо». М., 1892.

81. Кант И. Собр. соч.: В 6 тт. Т. 6. (перевод Ц. Г. Арзаканьяна). М., 1966.

82. Кертман JI. Е. География, история и культура Англии. М., 1968.

83. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

84. Клименко Е. И. Традиции и новаторство в английской литературе. JI., 1961.

85. Кожевникова С. Н. Английский джентльмен XVIII века модель поведения, дающая ключ к успеху // Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры. Тамбов, 2001.

86. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

87. Кузнецов В. Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. М., 1965.

88. Кучеренко Г. С. Исследование по истории общественной мысли Франции и Англии. М., 1981.

89. Лабутина Т. Л. Даниэль Дефо // Новая и новейшая история, 1986, №1.

90. Левин Ю. Английская литература в России XVIII века // Вопросы литературы, 1996, №1.

91. Левицкий Л. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия: В 4 тт. Т. 2. М., 1978.

92. Либинзон 3. Я., Финкелыитейн И.Лекции по зарубежной литературе XVIII века. Английская литература. Горький, 1957.

93. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.

94. Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Собр. соч.: В Зтт. Т. 3 (пер. Ю. М. Давидсона, Ю. В. Семенова). М., 1988.

95. Локк Дж. Об управлении разумом // Локк Дж. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 2 (пер. Ю. М. Давидсона, Ю. В. Семенова). М., 1988.

96. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Собр. соч.: В Зтт. Т. 3 (пер. Ю. М. Давидсона, Ю. В. Семенова). М., 1988.

97. Локк Дж. Трактат о правлении // Локк Дж. Собр. соч.: В Зтт. Т. 3 (пер. Ю. М. Давидсона, Ю. В. Семенова). М., 1988.

98. Миримский И. Статьи о классиках. М., 1966.

99. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери Э. А. К. Эстетические опыты. М., 1975.

100. Юб.Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы. М, 1998.

101. Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX — XIX веков. М., 1995.

102. Мотрошилова Н. В. Великие философы XVII перв. пол.XVIII веков // История философии. Запад - Россия - Восток: В VI кн. Кн. II. М., 1996.

103. Моца И. Л. История эстетических учений. М., 1962. ПО.Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

104. Нерсесова М. А. Даниэль Дефо. М., 1960.

105. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958.

106. Новосельцева Л. А. Даниэль Дефо в России 1762 1917 (к проблеме оценки и восприятия английской литературы эпохи Просвещения). Дис. к. филол. наук. М., 1988.

107. Папсуев В. В. Даниэль Дефо — романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе XVIII века. Дис. к. филол. наук. М., 1983.

108. Петров С. М. Проблемы реализма в художественной литературе. М., 1978.

109. Пб.Пинский JI. «Гусман де Альфараче» и испанский плутовской роман // Алеман М. Гусман де Альфараче. М., 1963.

110. Подгорский А. В. Становление английского просветительского романа и документально-публицистические жанры рубежа XVII XVIII веков. Дис. к. филол. наук. М., 1983.

111. Поуп А. Опыт о человеке /пер. И. Кутика // Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

112. Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1-2. Воронеж, 1967.

113. Проблемы жанра в зарубежной литературе. Свердловск, 1966.

114. Проблемы просветительского реализма в мировой литературе. М., 1967.

115. Просветительское движение в Англии / под ред. Н. М. Мещеряковой. М., 1991.

116. Рабинович В. С. Западная литература: история духовных исканий. М., 1994.

117. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 гг. Т. 3. СПб., 1996.

118. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

119. Сидорченко Л. В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л., 1987.

120. Сидорченко Л. В. К проблеме античных традиций в английской литературе первой половины XVIII века // Литературные связи и проблема взаимовлияния. Горький, 1978.

121. Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.

122. Соловьева К. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

123. Сурманидзе 3. Н. Жанр дневника в английской литературе XVIII века. Дис. к. филол. наук. Одесса, 1990.

124. Сучков Б. JI. Исторические судьбы реализма. М., 1977.

125. Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII века. М., 1962.

126. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

127. Тураев С. В.Спорные вопросы литературы Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М, 1959.

128. Урнов Д. М. Беспристрастная история // Книжные сокровища мира. Вып. 1.М., 1989.

129. Урнов Д. М. Дефо. М., 1978.

130. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М., 1973.

131. Урнов Д. М. Современный писатель // Дефо Д. Робинзон Крузо. История полковника Джека. М., 1988.

132. Урнов М. В. Вехи традиций в английской литературе. М., 1986. НО.Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

133. Федин К. Писатель, искусство, время. М., 1956.

134. Философский словарь (под ред. С. Фролова). М., 2001.

135. Французское Просвещение и революция /под ред. М. А. Киссель. М., 1989.

136. Фриче В. М. Очерк развития западных литератур. М., 1931.

137. Хазанов Б. Европейский роман // Литературная газета, 1993 (приложение к газете 1 Сентября) №35.

138. Чернец Л. В. Литературные жанры. М., 1982. 147.Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. 148.Чудакова М. Дневник //Краткая литературная энциклопедия: В 4тт. Т. 1. М., 1978.

139. Шефтсбери Э. А. К. Эстетические опыты. М., 1975.

140. Шкловский В. Теория прозы. М., 1960.

141. Шкловский В. Художественная проза. М., 1960.

142. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1988. 153.Эсалнек А. Я. Своеобразие романа как жанра. М., 1978.

143. Auty S. G. The Comic Spirit of XVIIIth century Novels. L., 1975.

144. Baker E. A. The history of the English Novel. 10 vol. Vol. III-V. L., 19291942.

145. Bate W. J. From classic to romantic. Premises of taste in XVIIIth century in England. Cambridge, 1946.

146. Beaslay J. C. Novel of the 1740s. L., 1970.

147. Blackburn A. The Myth of the Picaro: Continuity and transformation of the Picaresque Novel 1554-1954. Chapel Hill, 1979.

148. Blewett D. Defoe's Art of Fiction. Toronto, 1979.

149. Braudy L. Daniel Defoe and the Anxieties of Autobiography. Genre, 1973.

150. Brett R. L. The Trird Earl of Shaftesbery. L., 1951.

151. Brooks D. Number and Pattern in the XVIIIth century Novel. Defoe, Fielding, Smollett and Sterne. L.- Boston, 1973.163 .Church R. The Growth of the English Novel.

152. Cook A. The Meaning of Fiction. Detroit, 1960.

153. Cross W. L. The Development of the English Novel. N. Y., 1916.

154. Damrosch L. God's Plot and Man's Stories: Studies in the Fictional Imagination from Milton to Fielding. Chicago, 1985.

155. Donohue J. W. Dramatic character in the English century literature. Pitsburgh, 1980.

156. Donovan R. A. The Shaping Vision. Imagination in the English Novel from Defoe to Dickens. N. Y., 1966.

157. Dykstra B. Defoe and Economics. N. Y., 1987.

158. Eighteenth-century British novelists on the Novel (Ed. By Geoorge L. Barneff). N. Y„ 1968.

159. Fitzgerald B. Daniel Defoe. A study in conflict. F., 1974.

160. Forster E. M. Aspects of the Novel. N. Y., 1927.

161. Fox R. The Novel and the People. L., 1979.

162. Green F. C. Literary ideas in XVIIIth century. A critical survey. N. Y., 1966.

163. Karl F. R. A Reader's Guide to the Development of the English Novel in the XVIIIth century. L., 1975.

164. Karl F. R. The adversary literature. The English Novel in the XVIIIth century: a study in genre. N. Y., 1974.

165. Kettle A. An Introduction to the English Novel. L., 1953.

166. Lee W. Daniel Defoe. His life and recently discovered writings. L,. 1869

167. Manlove C. N. Literature and reality 1600-1800. L., 1978.

168. Miller N. K. The Heroin's Text: Readings in the France ana English Novel. N. Y., 1980.181 .Minto W. Daniel Defoe. L., 1902.

169. Moore J. R. Daniel Defoe, citizen of the modern world. Chicago, 1958.

170. Monteser F. The Picaresque Element in Western Literature. Alabama, 1975.

171. Mullan J. Introduction // Defoe D. Moll Flanders. The millenium library, 2000.

172. Mullan J. Introduction // Defoe D. Robinson Crusoe. The millenium library, 2000.

173. Nigel D. Swift and Defoe // Swift J. Gulliver's Travels. N. Y., 1970.

174. Novak M. E. Economics and the Fiction of Daniel Defoe. Berkeley, 1962.

175. Novak M. E. Realism, Myth, and History in Defoe's Fiction. L., 1983. 189.01sen T. G. Reading and Righting Moll Flanders / Studies in English Literature, 1500 1900. Summer, 2001.

176. Richetti J. Popular Fiction Befoe Richardson. Narrative Patterns 1700-1739. Oxford, 1969.

177. Richetti J. The English Novel in History. L., 1999.

178. Ross J. F. Swift and Defoe. A Study in Relationship. Los Angeles, 1941. 193.Secord A. W. Studies in the narrative method of Defoe. N. Y., 1963 194.Skilton D. The English Novel: Defoe to Victorians. N. Y., 1977.

179. Smith G. The Novel and Society: Defoe to George Eliot. L., 1984. 196.Snow M. Arguments to the self in Defoe's «Roxana» / Studies in English Literature, 1500-1900. Summer, 1994.

180. Spacks P. M. Imaginig a Self Autobiograthy and Novel in XVIIIth century England. Cambridge, 1976.

181. Starr J. A. Defoe and Spiritual Autobiography. Princenton, 1965. 199.Steeves H. R. Before Jane Austin. The Shaping of the English Novel of the XVIIIth century. N. Y., 1965. 200.Sutherland S. Defoe. L., 1937.

182. Watt I. The Rise of the Novel. Studies in Defoe, Richardson and Fielding. L., 1957.

183. Watt I. Myths of Modern Individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe. L, 1961.

184. West A. The Mountain in the Sunlight. L., 1958.

185. Westfall M. A Sermon by the «Queen of Whores» / Studies in English Literature, 1500 1900. Summer, 2001.

186. Wright Th. The life of Daniel Defoe.L., 1931

187. Zimmerman E. Defoe and the Novel. L., 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.