Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве: к проблеме жанровой модели тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Иванько, Наталья Георгиевна

  • Иванько, Наталья Георгиевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 203
Иванько, Наталья Георгиевна. Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве: к проблеме жанровой модели: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2006. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Иванько, Наталья Георгиевна

Введение

Глава I.

Жанр Stabat Mater в богослужении: формирование жанровой модели

1.1. Поэтический текст Stabat Mater как основа жанрового содержания

1.1.1. Версии текста. Авторство

1.1.2. Образно-эмоциональная характеристика текста. Текст и смысл

1.1.3. Особенности стихосложения

1.2. Сферы применения Stabat Mater в богослужении

1.2.1. Службы Пресвятой Девы Марии

1.2.2. Stabat Mater в частной молитвенной практике, в литургических и внелитургических службах

1.3. Церковная ветвь Stabat Mater: к проблеме формирования жанровой модели

Глава II.

Жанр Stabat Mater в композиторском творчестве и концертной практике

2.1. Жанр Stabat Mater в концертной практике

2.2. Жанровый стиль музыкальных произведений «Stabat Mater»

2.3. Жанровые модели Stabat Mater в контексте исторических стилей

2.4. Авторский стиль в композициях «Stabat Mater»

2.5. О соотношении национального и жанрового стилей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве: к проблеме жанровой модели»

Многовековая история хоровой музыки хранит сведения о том, как в разных странах на протяжении столетий появлялись и развивались музыкальные жанры от простейших разнохарактерных пьес, хоровых миниатюр до весьма сложных больших форм хоровой и вокально-инструментальной музыки: мессы, оратории, кантаты.

В. этом ряду значительное место принадлежит сочинениям, носящим название «Stabat Mater». В их основе - тема страдания и скорби, получившая яркое воплощение в поэтическом тексте монаха-францисканца Якопоне да Тоди и ставшая источником вдохновения для многих композиторов, начиная с эпохи средневековья вплоть до наших дней. К настоящему времени число сочинений «Stabat Mater» превышает восемь тысяч. Конец ХХ-начало XXI века - период, отмеченный значительным возрастанием интереса к данной теме: около пятидесяти композиторов более чем из двадцати стран мира претворили средневековый текст в своем творчестве.

Stabat Mater - жанр богослужения и композиторского творчества, имеющий большое значение в истории западноевропейской культуры. Несмотря на это он до сих пор не становился объектом изучения отечественными музыковедами.

В настоящем диссертационном исследовании Stabat Mater рассматривается как самостоятельный жанр, имеющий свою историю в богослужении и композиторском творчестве. Stabat Mater изучается с точки зрения жанровой модели, критерием для построения которой служит тип музыкально-интонационного воплощения поэтического текста. Стабильные элементы данного жанра обусловлены его содержанием и жанровым стилем, мобильные - воздействием исторического, национального и авторского стилей. В связи с этим в различные исторические периоды складывались разные варианты жанровых моделей Stabat Mater.

Заявленная тема включает ряд вопросов, решение которых требует обращения к теории жанра. Данное направление исследования находится в русле поисков отечественной музыкальной науки, активно разрабатывающей в последнее время проблемы жанра и стиля.

В ракурсе указанной проблемы, основные источники, использованные в данном исследовании, можно условно разделить на две группы:

1. Западноевропейская церковная культура и духовно-музыкальное творчество.

2. Вопросы жанра, стиля, содержания.

К первой группе относятся работы зарубежных и отечественных исследователей о Stabat Mater в богослужении и композиторском творчестве, а также труды, в которых поднимаются проблемы христианской музыкальной культуры. Зарубежные музыковеды обращались к рассмотрению различных вопросов, связанных со Stabat Mater. Это, прежде всего работа К. Г. Биттера «Eine Studie zum Stabat Mater» (К. G. Bitter), ^ опубликованная в 1883 году. Автор кратко описывает около 100 сочинений и разделяет их на четыре группы: хоралы-гимны, литургические концерты, одно- и многохорные сочинения, кантаты и оратории. Среди современных трудов, рассматривающих вопросы эволюции сочинений под названием «Stabat Mater», отметим исследования французского автора К. Базо «Stabat Mater» (X.Bazot) и немецкого музыковеда Ю. Блюме «Geschichte der mehrstimmigen Stabat-Mater-Vertonungen» {J. Blume). В последней автор предлагает краткую характеристику произведений и представляет фрагменты ^ музыкальных сочинений, собранных им в библиотеках Западной Европы.

Основные вопросы, которые поднимаются в названных трудах, группируются вокруг истории написания Stabat Mater: определяются имена композиторов, время создания, принадлежность к той или иной школе, направлению, анализируются исполнительские составы.

Итальянским исследователем, профессором М. Лессом (М Less) в 1906 году в Тренто издана небольшая работа под названием «Stabat Mater». В ней автор в сжатой форме сообщает о происхождении секвенции, уточняет авторство (в начале XX века, судя по этой работе, авторство Якопоне да Тоди не подвергалось сомнению), кратко рассматривает вопросы ритмики текста, описывает мелодию григорианского хорала, и в перечислительном порядке (лишь уточняя некоторые детали) называет имена композиторов, обращавшихся к данному жанру.

Немецким автором П. Мисом (P. Mies) в 1932-1933 годах был опубликован ряд статей по вопросу классификации сочинений «Stabat Mater», где описываются около 150 произведений. Автор подразделяет их на четыре группы: строфические песни, одночастные поэмы, кантаты, крупные многочастные формы.

Краткая информация энциклопедического плана о Stabat Mater представлена в статьях зарубежных авторов Б. Бруманы (В. Вгитапа) -«Секвенция» и Р. Макарда (R. Machard) - «Stabat Mater», помещенных в итальянском словаре о музыке и музыкантах («D.E.U.M.M.Dizionario della musica е dei musiciti», 1984).

Анализ религиозного значения текста, а также частичная информация о Stabat Mater представлены в работе П. Г. Ноля «Латинские музыкальные тексты» (P. G. Nohl «Lateinishe Kirchenmusiktexte», 1996). В работе отмечается существование нескольких версий текста Stabat Mater.

К настоящему моменту современными исследователями зафиксирован факт наличия латинского средневекового гимна Stabat Mater на 26 языках мира. Переводы подразделяются на дословные и рифмованные. К вопросу их изучения обращаются многие зарубежные исследователи, в частности, Ханс ван дер Велден (Hans van der Velden, Голландия), Пар Ларсен (Par Larsen, Италия), Пауль Линдер (Paul binder, Франция), Павел Гаврильчук (Россия).

Главным в исследовательской работе в данном направлении является сравнительный анализ текстов.

В отечественной литературе отсутствуют специальные работы, посвященные Stabat Mater. Можно лишь отметить статьи в энциклопедических и справочных изданиях, отдельные страницы в работах монографического характера.

Частичная информация на русском языке, касающаяся толкования литературного текста гимна, изложена в работах С. Лебедева и Р. Поспеловой «Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке» {Лебедев С., Поспелова Р.), Е. Светозаровой «Месса» (Светозарова Е.), в «Глоссарии музыкальных терминов христианского богослужения», составленном И. и А. Назаренко (Назаренко И.).

В известном труде В. Протопопова «История полифонии. Том 3: Западноевропейская музыка XVII-первой четверти XIX века» (.Протопопов В.) упоминаются произведения, написанные на текст Stabat Mater, в связи с применением в них полифонической техники.

В монографической литературе, в основном в общей форме, приводятся конкретные факты написания и причины обращения к изучаемому жанру, а также лишь значительные образцы сочинений «Stabat Mater». В этот список входят следующие работы отечественных и зарубежных авторов; Л. Соловцова «Джузеппе Верди», Л. Синявер «Джоаккино Россини», Г. Голъдшмидт «Франц Шуберт», Л. Новак «Йозеф Гайдн», Я. Мильштейн «Ференц Лист».

В современных информационных источниках (мировая информационная сеть Internet) существует несколько сайтов, посвященных Stabat Mater. В них освещаются разнообразные вопросы, в том числе о применении Stabat Mater в богослужении. Авторами составляются различные виды каталогов, в которые включаются новые сочинения, пополняется дискография.

Таким образом, к настоящему времени существуют работы, которые вплотную подходят к решению многих вопросов, характеризующих Stabat Mater как важнейший жанр христианской культуры Западной Европы. Однако в них не рассматривается проблема специфики данного жанра. Более того, например, Юрген Блюме анализирует композиции Stabat Mater с позиции следующего тезиса: Stabat Mater не является музыкальным жанром.

Серьезное изучение музыкальных жанров в теоретическом аспекте -характерное направление в отечественном музыковедении конца XX века. В данной диссертационной работе в опоре на современные научные изыскания А. Сохора, Е. Назайкинского, В. Холоповой, Н. Гуляницкой доказывается несомненная принадлежность Stabat Mater к категории жанра.

Понятие жанра трактуется, согласно позиции Е. Назайкинского, как исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, роды, классы и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются:

1. Конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функции).

2. Условия и средства исполнения.

3. Характер содержания и формы его воплощения (Назайкинский Е., 2003, 94).

Не менее важным свойством жанра является то, что это «своего рода клише, структура, матрица, по которой создается то или иное художественное целое» (там же, 95).

Те же параметры в определении жанра Н. Гуляницкая характеризует как «.тип художественного произведения, имеющий содержание, предназначение и форму организации материала» (Гуляницкая Н., 13). Рассматривая понятия «церковное» и «нецерковное», автор обращает внимание на проблему жанрового стиля, выявление которого, применительно к Stabat Mater, - одна из задач данной работы.

Секвенция Stabat Mater, предназначенная для исполнения в храме, -жанр, имеющий долгую историю, насчитывающую семь столетий. Однако, как и все культовые жанры, Stabat Mater также подвержен жанровым мутациям, связанным со стилевыми экспансиями той или иной эпохи, секуляризацией (обмирщением) богослужебной музыки. И, несмотря на то, что западноевропейская церковь стремилась сохранять певческую традицию, «дестабилизация жанровых основ», по выражению А. Цукера {Дукер А., 123), коснулась и Stabat Mater. В этом отношении переломным стал XIX век. Но с особой силой данная тенденция заявила о себе в XX веке, когда конструктивный и стилистический плюрализм стал нормой для католического богослужения.

Понятие «музыкальный стиль» в диссертационном исследовании употребляется в трактовке Е. Назайкинского, как «отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т. д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков» (Назайкинский Е., 2003, 20).

Существенны при рассмотрении проблемы стиля (в частности, соотношения жанрового и авторского стилей в Stabat Mater в XIX и XX веках), рассуждения М. Лобановой о «полифонической сущности эпох перелома, сложном синтезе в них настоящего и прошлого», о времени, когда, по мнению автора, «повышается историческая и культурная плотность, когда спрессовано время истории - прошлое, настоящее, когда в остроэкспериментальных формах зреют сложные синтезы, невозможно ни прямолинейное, плоское снятие одного из полюсов оппозиции, ни

- определен контекст функционирования жанра Stabat Mater в рамках богослужебной и светской культуры;

- осуществлен обзор основных тенденций в претворении жанра Stabat Mater в творчестве западноевропейских и русских композиторов;

- освещены вопросы своеобразия жанрового содержания, стиля и стилистики, взаимодействия жанрового и исторического, национального, авторского стилеи применительно к данному жанру.

Методологическая основа исследования состоит в совмещении исторического подхода (выявление генеалогии жанра и путей его развития, исторический контекст) с теоретическим (выявление специфики жанрового стиля, содержания, построение жанровой модели).

Теоретическими основами явились труды в области теории стиля и жанра (Е. Назайкинского, А. Сохора, а также М. Арановского, А. Крыловой, М. Лобановой, О. Лосевой, Л. Мазеля, В. Медушевского, С. Скребкова, В. Холоповой, А. Цукера, В. Цуккермана), музыкального содержания ' (В. Холоповой, а также О. Захаровой, Л. Казанцевой, Д. Кука, Г. Тараевой), христианской музыкальной культуры (О. Кушнир, В. Мартынова, В. Медушевского, Э. Федосовой), стиховедения (Б. Гаспарова, Б. Гончарова, В. Жирмунского, Ю. Лотмана, Б. Томашевского, Н. Черемисиной, С. Шервинского).

Новые положения, выносимые на защиту:

1. Stabat Mater - жанр католического богослужения и светской музыкальной культуры, обладающий определенным жанровым содержанием и стилем, а также характерными сферами бытования.

2. Stabat Mater как жанр реализовался в двух жанровых ветвях -церковной и концертной, специфика которых связана с условиями бытования. В процессе исторического развития указанные ветви существовали параллельно, взаимодействуя и пересекаясь.

3. Жанровые модели, как конкретизация жанра Stabat Mater, формировались в процессе длительной исторической эволюции. Они обладают определенными стабильными качествами, способствующими узнаваемости жанра, а также мобильными, обеспечивающими его варьирование и обновление.

Апробация работы:

- на кафедре теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова;

- на кафедре истории искусств Ставропольского государственного университета.

Основные положения работы изложены:

1. На научно-практической конференции «Старинная музыка сегодня» (Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2002);

2. На научно-методической конференции «Государственные образовательные стандарты профессионального образования в сфере музыкального искусства, социально-культурной деятельности и народно-художественного творчества» (Ставрополь, СГУ, 2003);

3. На научно-методической конференции «Качество подготовки специалистов сферы культуры и искусства в классическом университете на этапе модернизации российского образования. Университетская наука -региону» (Ставрополь, СГУ, 2005);

4. На научно-практической конференции «Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика» (Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2005);

5. На Международной интерактивной научно-практической конференции «Художественный текст: его автор и исполнитель» (Уфа, УГАИ, 2006);

6. На Славянских Чтениях «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия» (Орел, ОГИИК, 2006).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, последовательно раскрывающих жанровую специфику церковной и, соответственно, концертной ветвей Stabat Mater, а также Заключения, Списка литературы, двух Приложений. В Приложении I содержатся сведения о 509 композиторах, обратившихся к написанию произведений «Stabat Mater»: указаны имена, национальность, год создания данных сочинений. В Приложении II помещены нотные примеры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Иванько, Наталья Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Stabat Mater - это исторически сложившийся в XIV веке и существующий поныне жанр католического богослужения, устойчиво входящий в службы Девы Марии, занимающий определенное место в богослужении - секвенция после alliluia, имеющий литургическую, дидактическую, символическую и сакрально-мистическую функции, подчиняющийся стилевым канонам богослужебной музыки, сохраняющий типовые условия и средства исполнения (хор, возможно сопровождение органа).

Жанр Stabat Mater на протяжении семи веков своего существования не находился в отрыве от общекультурных и музыкальных процессов развития, но имеел специфические отличия.

Обобщив данные, касающиеся Stabat Mater, можно сделать вывод о том, что жанр подвергся трансформации, о чем свидетельствуют следующие факты:

1. Время возникновения секвенции Stabat Mater совпало с секуляризацией церковной музыки, выведением ее из церкви. Расслоение жанра на две ветви - церковную и концертную - повлекло за собой определенные изменения:

- свободное использование текста (сокращение, обращение к различным версиям, перевод на европейские языки);

- применение различных инструментальных составов, солирующих голосов;

- возникновение микстовых жанров, внедрение Stabat Mater в структуру других жанров;

- значительная трансформация музыкального языка.

2. Разнообразие поисков в области формообразования, как в церковной, так и светской музыке. Отсутствие единой конструктивной модели в настоящее время.

Относительно свободными остаются:

- Выбор внутрицерковной стилевой модели (григорианское пение, подражание стилю Палестрины или Перголези, классический стиль, романтическая оратория, другие клише).

- Выбор формы произведения - композиторы каждый раз следуют определенному авторскому плану.

- Выбор исполнительского состава в рамках вокального и вокально-инструментального исполнительства: любое количество участников, различное соотношение солистов, хора, инструментальных групп и всего оркестра.

Бытование жанра Stabat Mater отвечает всем признакам культурной традиции, сформулированными В. Кочурой и Е. Толмачевым (Кочура В., Толмачев Е,, 37):

1. Объективность: жанр Stabat Mater реально существует в церковной и концертной практике и функционирует в условиях, близких или тождественных условиям своего возникновения.

2. Устойчивость, и долговечность: несмотря на запретительные меры, предпринятые церковью в связи с удалением из службы большого числа секвенций, среди них - Stabat Mater - жанр прочно укоренился в богослужении, а также получил широкое развитие в различных внебогослужебных формах.

3. Повторяемость, многократность: песнопение регулярно исполняется во время отмеченных выше богослужений, а также в рамках внелитургических действ.

4. Непрерывность, однонаправленное действие во времени, постоянное развитие жанр постоянно находится в процессе трансформации, претворяясь в различных жанровых моделях.

5. Стабильность, инерционность, сопротивляемость новому. Признак можно трактовать по-разному. По отношению к церковной ветви жанра данная тенденция выдерживается в большей степени, по отношению к концертной, - напротив, жанр активно обновляется.

6. Приспособляемость, «замаскированная модификация»: жанр Stabat Mater постепенно эволюционируя и изменяясь, сохраняет узнаваемость.

7. Избирательный характер: связан с наличием двух ветвей в рамках жанра Stabat Mater - церковной и концертной, а также факторами, определяющими возможность использования сочинений в богослужении.

8. Общепризнанность, всеобщность, массовость: начиная с XIV века, жанр Stabat Mater развивался непрерывно. Постоянное обращение к данному жанру композиторов, в том числе наших современников, доказывает общую признанность жанра, его востребованность, актуальность, возрождение в настоящее время.

Активные творческие поиски композиторов и интенсивная эволюция в последние два столетия являются ярким свидетельством того, что художественный и богослужебный потенциал жанра Stabat Mater не исчерпан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Иванько, Наталья Георгиевна, 2006 год

1. Аберт Г. Аберт Г. В. А. Моцарт.- М., 1989.-Ч. 2.- Кн. 1,495 с.

2. Аверинцев С. Аееринцев С., Лаеада Ю. Христианство //

3. Философская энциклопедия М., 1970 - Т. 5-С. 447-451.

4. Альшванг А. Алъшванг А. Проблемы жанрового реализма //

5. Избранные сочинения.-М., 1964.-Т. 1- С. 97-103.

6. Антонова О. Антонова О. Католицизм и искусство XX века.1. М., 1985.- 175 с.

7. Апостолос-Каппадона Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианскогоискусства: пер. с англ. Челябинск, 2000. - 266 с.

8. Арановский М. Арановский М. Структура музыкального жанраи современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. 6. М., 1987. - С. 5-44.

9. Батюк И. Батюк И. Современная хоровая музыка: теория иисполнение. Очерки. -М., 1999. 192 с.

10. Бауэр В. и др. Бауэр В., Дюмотц М., Головин С. Энциклопедиясимволов: пер. с нем. -М., 1995. 502 с.

11. Бекетова Н. Бекетова Н. От рубежей веков к рубежутысячелетий: личность как символ культурного цикла // Искусство на рубеже веков: Материалы междун. науч. конф. Ростов н/Д, 1999. - С. 16 -33.

12. Бенингсен Г. Бенингсен Г. О литургиях восточной и западной //

13. Католический временник. Кн. 3. Париж, 1929. -С. 135-177.

14. Березовчук Л. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система1. Берлянд-Черная Е.1. Берни Ч.1. Библия1. Бранский В., 20001. Бранский В., 20011. Бродова И.1. Бронфин Е.

15. Бэлза И., 1950 Бэлза И., 1951 Бэлза И., 1959функций: психологический и семиотический аспекты // Проблемы музыкознания. Вып. 2. JL, 1989. - С. 95-122.

16. Берлянд-Черная Е. Оперы Моцарта. М., 1957. -211 с.

17. Берни Ч. Музыкальные путешествия. M.-JL, 1967.117 с.

18. Бранский В. Искусство и философия. -М., 2001. -210 с.

19. Бродова И. Музыкальный жанр как форма социальной памяти в культуре // Информационное общество. Культорологические аспекты и проблемы: Междунар. науч. конф. Краснодар, 1997. - С. 202-205.

20. Бронфин Е. Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах. М., 1973. -188 с.

21. Бэлза И. Вацлав Ян Томашек // Советская музыка. -№ 8. -1950. С. 35-37.

22. Бэлза И. Очерки развития чешской музыкальнойклассики. М., 1951. - 588 с.

23. Бэлза И. Из прошлого чешской музыки //1. Бэлза И., 19591. Валькова В.1. Ваницкий Я. и др.1. Васина-Гроссман В.1. Виноградов В.1. Власенко JI.1. Волынский Э.1. Вульфиус П.1. Габай Ю.1. Габинский Г.

24. Власенко JI. О содержании и произношении текстов мессы и реквиема. Астрахань, 1991 .58 с.

25. Волынский Э. Кароль Шимановский. М., 1974. -92 с.

26. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера -три мира: пер. с нем. М., 1986. - 479 с. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система, история.Т. 1. - Gordanville, New York, 1978. -567 с.

27. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система, история. Т. 2. Gordanville, New York, 1978. -604 с.

28. Гаспаров Б. Очерк истории европейского стиха. -М., 1989.- 187 с.

29. Григорьева Г. Новые эстетические тенденциимузыки второй половины XX века. Стили.

30. Жанровые направления// Теория современнойкомпозиции. Учебное пособие./ Отв. ред.

31. В. Ценова. М., 2005. - С.23-39.

32. Гуревич А. Категории средневековой культуры.1. Грядовой Д. Гуляницкая Н.1. Гучинская Н.1. Дабаева И.1. М., 1984.- 181 с.

33. Грядовой Д. Христианство: Уч. Пособие. М., 2001.- 181 с.

34. Даниэль С. Библейские сюжеты. СПб, 1994. -216 с.

35. Де Любак А. Католичество: социальные аспекты догмата Анри де Любака: пер. с фр. Милан, 1992.- 397 с.

36. Дуков Е. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейскойкультуры. М., 2003. - 256 с.

37. Дьячкова JI. Дъячкоеа Л. Средневековая ладовая системазападно-европейской монодии: вопросы теории и практики. М., 1992. - 46 с.

38. Евдокимова Ю. Евдокимова Ю. История полифонии. Музыка эпохи

39. Возрождения: XV век. В. 2 А. - М., 1989. - 285 с.

40. Ефимова Н. Ефимова Н. Сосуществование времен, или Векторымузыкального сегодня // Старинная музыка сегодня: Мат. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. - С. 23 -33.

41. Жабинский К. Жабинский К. О религиозных истоках духовноготворчества Франца Шуберта: «пантеизм» или «протестантизм»? // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Мат. науч. конф. -Ростов н/Д, 1998.-С. 121-127.

42. Жирмунский В. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика.

43. Стилистика. Л., 1977. - 407 с.

44. Захарова О. Захарова О, Риторика и западно-европейскаямузыка XVII первой половины XVIII века. -М„ 1983.-76 с.

45. Захарченко М. Захарченко М. Христианство: духовная традиция вистории и культуре. СПб, 2001. - 348 с.

46. Земцовский И. Земцовский И. Фольклор и композитор.1. Зенкин К.1. Золтаи Д. Ивашкин А.1. Казанцева Л.1. Калениченко А.

47. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. -374 с.1. Калошина Г.1. Катунян М.1. Квятковский А.1. Конен В.1. Коробова А., 19871. Коробова А., 19941. Кочура В.

48. Крем л ев Ю. Крылова А., 19901. Крылова А., 19911. Крылова А., 1998

49. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. -М., 1997.-640 с.

50. Крылова А. Реквием Э. Денисова. К вопросу обновления старинных жанров // Проблемы жанра в отечественной музыке. -М., 1998. С. 93-108.1. Кулаков А. Кушнир О.1. Лаврентьева И. Лебедев С.1. Лесовиченко А.1. Лесс М.

51. Ливанова Т., 1977 Ливанова Т., 1987 Лившиц Н. Лисса 3.

52. Лобанова М., 1990 Лобанова М., 1994

53. Лотман Ю. Мазель Л., 1960 Мазель Л., 1967 Мартынов В., 1994 Мартынов В. Медведева И. Медушевский В., 19761. Медушевский В., 19841. Медушевский В., 19941. Медушевский В., 2002

54. Лосева О. От церковной музыки к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб, 2001. - С. 155 -174.

55. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Структура Стиха.-Л., 1972.-211 с.

56. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. -М., 1960.-533 с.

57. Мазель Л, Анализ музыкальных произведений -М., 1967.-752 с.

58. Мартынов В. История богослужебного пения. М., 1994.-217 с.

59. Мартынов В. Аннотация к CD с записью Stabat Mater и Реквиема. Медведева И. Франсис Пуленк. М., 1969. -240 с.

60. Медушевский В. Век Палестрины. Отношения церковной и светской музыки как ключ к истории музыкальной культуры // Русская книга о1. Миллер С.1. Мильштейн Я.1. Михайлов М., 1965

61. Михайлов М., 1981 Михайлов М., 19901. Молитвы

62. Музыкальная эстетика Назайкинский Е., 1982 Назайкинский Е., 19961. Назайкинский Е., 20031. Назаренко И.1. Немкова О., 2001

63. Палестрине: К 400-летию со дня смерти: Сб. ст. -М., 2002. С. 189-203.

64. Мшлер С. Споры о современной христианской музыке: мирской компромисс или фактор возрождения? М., 2001. - 224 с. Милыитейн Я. Ф.Лист. -М., 1971.- Т. 1-862 е., Т.2-597 с.

65. Михайлов М. О понятии стиля в музыке// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. -Л., 1965.-С. 45-58

66. Михайлов М. Стиль в музыке. М., 1981. - 262 с. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты. - Л., 1990. - 288 с. Молитвы ко Пресвятой Богородице. - М., 2003. -48 с.

67. Назаренко И., Назаренко А. Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения Краснодар, 1992. - 122 с. Немкова О. Образ Богоматери в христианском1. Немкова О., 20021. Никитина И.1. Никольская И.1. Новак JI.1. Омэнн Д.

68. Павловская А. Парфентьева Н.1. Преображенский А.1. Протопопов В.1. Рожков В.искусстве средневековья // Музыкальная культура христианского мира. Ростов н/Д, 2001. - С. 199 — 209.

69. Светозарова Е. Святая месса Синявер JI.1. Скребков С.

70. Соколов А. Соколов О., 19771. Соколов О., 1994

71. Соловцова JI. Сохор А., 19651. СохорА., 19711. Сохор А., 1981

72. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981. -С. 231-293.

73. Столович Л. Столович Л. Разговор об искусстве и религии//

74. Наука и религия. -М, 1989, № 7. С. 13-19.

75. Тальберг Н. Талъберг Н. История христианской церкви.-М, Нью-Йорк, 1991.-142 с.

76. Тараева Г., 1989 Тараева Г. О построении теории музыкальногоязыка // Музыкальный язык в контексте культуры. -М., 1989. ~ Сб. тр., вып. 106. С. 5 - 23.

77. Тараева Г., 1994 Тараева Г. Христианская символика в музыкальномязыке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.-С. 129-148.

78. Тарасевич Н. Тарасевич Н. Социально-коммуникативнаянаправленность жанра «Реквием» // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Красноярск, 1989. - С. 94-109.

79. Ткач М. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов.-М., 2003.-429 с.

80. Томашевский Б. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.,1996.-334 с.

81. Угринович Д. Угринович Д. Искусство и религия.-М., 1982.-287 с.

82. Уилсон-Диксон Э. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки:пер. с англ. СПб, 2001. - 428 с.

83. Федосеев И. Федосеев И. К проблеме секуляризации духовныхжанров // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов н/Д, 1990. - С. 120-121.

84. Федосова Э. Федосова Э. Проблема духовности. История.

85. Теория. Эстетика// Музыкальное искусство и религия.-М., 1994.-С. 160-173.1. Филадельф1. Франтова Т.

86. Фрэнкель С. Холл Д. Холопов Ю. Холопова В., 2001 Холопова В., 2002 а Холопова В., 2002 61. Христианство1. Цибульская Ю.1. Цукер А

87. Филадельф, иеромонах. Заступнице усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М., 1992.-208 с.

88. Цибульская Ю. Кароль Шимановский и музыкальный фольклор Подгалья // Кароль Шимановский: воспоминания, статьи, публикации. -М., 1984.-С. 188-203.

89. Цукер А. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов// Искусство на рубежах веков. -Ростов н/Д, 1999. С. 107-125.1. Цуккерман В.1. Чаленко Н.1. Черемисина Н.1. Четина Е.1. Чистяков Г. Шестаков В.

90. Шервинский С. Шинкарева М.1. Шип Л. Щерба Л.1. Эко У.1. Янг Д. Analecta

91. Черемисина Н. Русская интонация: поэзия, проза,разговорная речь. М., 1982. - 207 с.

92. Четина Е. Евангельские образы, сюжеты и мотивыв художественной культуре. Проблемыинтерпретации. М., 1998. - 317 с.

93. Чистяков Г. Молитвенная поэзия. М., 1992. - 52 с.

94. Шестаков В. От этоса к аффекту. Историямузыкальной эстетики от античности до XVIIIвека. М., 1975.-375 с.

95. Bazot X. Stabat Mater. Paris, 1999.- 97 s. Betling H. Das Bild und sein Publicum im Mittelalter, Form und Funktion friicher Bildtafeln Der Passion. - Berlin, 1981. -121 s. Bitter C.H. Eine Studie zum Stabat Mater. -Liepzig, 1883.- 115 s.

96. Blume J. Geschichte der mehrstimmigen Stabat Mater Vertonungen. Miinchen, 1992; b.I - 283 s., b.II -164 s.

97. Bonaccorsi A. Boccherini e il suo "Stabat Mater"// La Rassegna Musicale XIX, № 2, April, 1949. -S. 92-97.

98. Brumana B. Sequenza (I) II. La sequenza polifonica //D.E.U.M.M. Dizionario della musica e dei musicisti. -Rome, 1984-vol. IV.-S. 280-281. Bukofzer M. Music in the Baroque Era. New York, 1947. - 280 s.

99. Carpenter P. D. A history of the Stabat Mater and an analysis of the Stabat Mater by Giovanni B. Pergolesi. Rochester, 1948. - 99 p. Clifford B. Edgar. Settings of the Stabat Mater. -London, 1972. - 97 s.

100. Green V. H. A history of Oxford university. L., 1974.- 214 s.

101. Hucke H. Pergolesi in der Musikgeschichte oderr: Wie groB war Pergolesi? // Studi Pergolesiani / Pergolesi Studies, hg. von Francesco Degrada, La Nuova Italia Editrice. 1988. - S. 27 - 61.1.tenkauf W. Jakopone da Todi 11 MGG 6, Sp. 1637 -1640.

102. MachardR. Stabat Mater //D.E.U.M.M. Dizionario della musica e dei musicisti. Rome, 1984. - S. 274-277

103. Macijewski В. M. Twelve Polish composers.-L., 1976. 227 s.

104. Manschreck C. A history of Christianity in the world.

105. Englewood, Cliffs, 1985.-356 s.

106. Mies P. Stabat Mater//Kirchenmusikalishes

107. Jahrbuch. Berlin, 1932. - S. 146-153

108. Mies P. Stabat Mater// Kirchenmusikalishes

109. Jachrbuch. Berlin, 1933. - S. 35-76

110. Mila M. Те Deum e Stabat Mater di Verdi 11 Chigiana26/27, NS 6/7 Firenze, 1971. - S. 193.

111. Nohl P.G. Lateinishe Kirchenmusiktexte.1. Munchen, 1996. 115 S

112. Ozanam. Les poetas franciscains en Italie.

113. Paris. Lecoffre. v.5,1907. - 278 s.

114. Pikulik J. Sequenza. La sequenza (I) I. Monodica 11

115. D.E.U.M.M. Dizionario Della Musica Dei Musicist.

116. Rom, 1984. vol. IV. - s. 277 - 280.

117. Reese G. Music in the Renaissance. New York,1954.-271 s.

118. Riehm R. Kurzbiografie// Komponisten in Frankfurt/Main, 2. Folge, hg.von der Stadt-Und Universitatsbibliothek, Frankfurt, 1981. -S. 117-131

119. Romita F. Ius musicae Liturgicae-Rom, 1947. 371 s. Seifert H. Die Entfaltung des Barock//1. Sepolcro1. Smither H. E.1. Stabat Mater1. Tuma F.1. Ursprung 0.1. Weinmann K.1. Winter 0.1. Zeilinger R.

120. Ursprung О. Die Katolische Kirchen musik. Potsdam, 1931.-312 s.

121. Weinmann K. Das Konzil von Trient und die Kirchenmusik. Leipzig, 1919. - 87 s. Winter P. Der mehr chorige Stil-Frankfurt a.M., 1964. -118 s.

122. Zeilinger R. Wort und Ton im deutschen Stabat mater. Wien, 1961. - 211s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.