Стабилизационный и конфликтогенный потенциал религии в современном политическом процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Медведев, Даниил Мануэлевич

  • Медведев, Даниил Мануэлевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2009, Тула
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 206
Медведев, Даниил Мануэлевич. Стабилизационный и конфликтогенный потенциал религии в современном политическом процессе: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Тула. 2009. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Медведев, Даниил Мануэлевич

Глава 1. Взаимосвязь политики и религии — теоретико-методологические основы исследования.

1.1. Основные концептуальные подходы к пониманию взаимовлияния политики и религии в работах зарубежных и отечественных исследователей.

1.2. Базовые модели взаимодействия политики и религии в современных условиях.

Глава 2. Влияние религиозного фактора на современный политический процесс.

2.1 Стабилизационный потенциал религии и возможности его реализации.

2.2 Конфликтогенный потенциал религии: основные проявления в политической сфере.

Глава 3. Оптимизация взаимодействия религиозных и политических институтов в современных условиях.

3.1 Социальные функции и социальное служение религиозных организаций в условиях современного политического процесса.

3.2 Межконфессиональный диалог как условие социально-политической стабильности и своевременного урегулирования религиозных конфликтов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стабилизационный и конфликтогенный потенциал религии в современном политическом процессе»

Актуальность темы исследования. В XXI веке политика становится ареной столкновения модернизма, проявляющегося в процессах глобализации, и традиционализма, воплощенного, в частности, в религиозных ценностях, установках, разделяемых как руководствами религиозных организаций, так и верующими. Рост политической активности религиозных движений и организаций, произошедший в последней четверти XX в., к настоящему времени привел к оформлению конфессионального фактора как одного из существенных элементов международного и многих национальных политических процессов. Многообразие форм воздействия религиозных сил на политику достаточно представлено и непосредственным участием в государственном управлении, и различными вариантами теневого влияния на государственную политику, и поддержкой тех или иных общественно-политических организаций, а так же разнообразными вариантами вовлечения в политическую борьбу — как с помощью легальных, так и нелегальных средств. Среди факторов, провоцирующих обращение религиозных сил к политическим инструментам, прежде всего следует обозначить глобализацию и связанные с ней процессы размывания национальных и культурных идентичностей.

Опыт взаимодействия религии и политики свидетельствует о наличии определенных точек соприкосновения в поле социальной деятельности, что в теории позволяет говорить об определенной гармоничности политикоконфессионального взаимодействия. В данном случае интеграционная, мобилизационная и стабилизационная функции религии дополняли бы аналогичные функции политики, а сохраняемая между политической и религиозной системами дистанция позволяла бы избегать ряда конфессиональных конфликтов и увеличивала запас антикризисной устойчивости всей социальной системы благодаря своеобразному дублированию» стабилизационных, интеграционных и регулятивных механизмов. Между тем, одним из важнейших аспектов, привлекающих внимание мирового сообщества к проблеме взаимодействия политики и религии з и позволяющий говорить о росте влияния религиозного фактора вообще и теологизации политики в частности, является фактор конфликта. Высокая степень конфликтности выступает неизбежным спутником межконфессионального взаимодействия, и в условиях глобализации, когда размывание государственных, национальных и культурных границ сопровождается ростом противоречий, столкновением стран и народов, религиозные и религиозно-политические конфликты имеют далеко не последнее значение. Особую остроту религиозный конфликт приобретает в транзитных обществах, тесно переплетаясь с характерными для таких случаев политическими и социальными противоречиями. Однако религиозный конфликт в политическом измерении способен нести не только деструктивный, но и конструктивный заряд. Так, конфликт в системе «религиозная общность — политическая система», связанный с противоречием между политической практикой и идеальными религиозными представлениями о морали и справедливости, разделяемыми, в том числе и светской, или неглубоко религиозной частью общества, способствует привлечению общественного внимания к актуальной проблеме, росту гражданского самосознания и, в конечном итоге — осуществлению определенных политических преобразований в духе демократии и модернизма.

Особое значение проблема политико-религиозного взаимодействия приобретает для нашей страны. Поликонфессиональное и полиэтническое российское общество, в условиях социально-экономической нестабильности и политической трансформации в значительной степени подвержено риску эскалации межэтнических и межконфессиональных противоречий, способных привести к масштабным политическим конфликтам и особенно остро нуждается в дополнительных механизмах стабилизации. Таким образом, выявление основных тенденций раскрытия стабилизационного и конфликтогенного потенциала религии, а так же поиск путей оптимизации политико-религиозного взаимодействия представляется весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы. Инструментальная трактовка специфики политико-религиозного взаимодействия нашла свое отражение в трудах таких ученых как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.1

Изучением социальных и социально-экономических функций религии занимались такие ученые как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Белла и др.

Основные вопросы соотношения тенденций глобализации и политической активности религиозных институтов, определяющего современную специфику феномена политико-религиозного взаимодействия, рассматриваются в работах А. Тойнби, С. Хантингтона, Д. Хопкинса, X. Казановы, С. Семедова, Ж.-И. Кальвеза, М. Ефименко, М. Мчедлова, Е. Ананьевой, М. Мчедловой, А. Митрофановой и др.

Специфика стабилизационного потенциала религии раскрывается в работах О. Андреевой, А. Нуруллаева, А. Зубова, Ю. Синелиной, В. Локосова, М. Пономарева и др.4

1 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. -М.: Мысль, 1991.; Локк Дж. Соч.: В 2 т. — М., I960.; Монтескье Ш.Л. О духе законов. - M.: Мысль, 1999.; Кант И. Религия в пределах только разума. [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bogoslovBuks/bogoslov/SocRelig/01.php; Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. - М., 1975. Т. 1.; Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. /К. Маркс. - Соч. т 1; Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство /К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. т. 19; Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. /В. И. Ленин. - Полн. собр. соч., т. 17;

2 Конт О. Курс позитивной философии, тт. 1-2. - СПб, 1899-1900.; Герберт Спенсер. Классики мирового религиоведения. Антология. - М.: Канон+, 1998.; Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 43-77.; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии [Электронный ресурс] / http://www.i-u.ru/biblio/archive/durkgeymelementarnie/ (дата обращения: 07.11.08); Parsons Т. Duikheim on religion revisited: another look at the elementary forms of religions life // Beyond the classics? Essays in the scientific study of religion / Ed. C. Glock, P. Hammond. N.Y., etc., 1973. P. 156-180; Белла P.H. Привычки сердца. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996.;

3 М: Прогресс М.: Прогресс: Культура, 1996.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. -№1.; DwightN. Hopkins. The Religion of Globalization // Religions/Globalizations. Theories and Cases. 2004.; Casanova, Jose. Religion, the New Millennium, and Globalization (2000 Presidential Address) // Sociology of Religion, 2001 Winter, vol.62. N.4.; Кальвез Ж.-И. Глобализация и церковь // Полис. - 2008. - №2.; Ананьева Е. Внешнеполитическая полемика в США // Международная жизнь. - 2005. -№2; Семедов С. Политические религии. Власть,- 2009. - № 8.; Мчедлова М.М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 12. Политические наукн. - 2009. -№ 3; Митрофанова А.В. Загадки и разгадки теократии. // Полис. - 2009. - № 5;

4 Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. - Таганрог, 2000.; Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. - 2000. - № 2.; Синелнна Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный аналнз религиозного поведения и ценностных ориентации.// Социологические исследования. - 2009. - № 4.; Зубов

Причины, механизмы развития и разрешения масштабных религиозных конфликтов, в значительной мере затрагивающих сферу политики, анализируются в трудах К. Гусаевой, А. Агаджаняна, С. Филатова, Р. Лункина, JI. Сюкияйнена, М. Филь, И. Кантерова, А Себенцова и др.5

Исследованию политической активности религиозного фундаментализма, ее основных форм проявления и вероятных последствий посвящены работы С. Эйзенштадта, Г. Мирского, А. Тувинова, А. Крылижева, И. Кудряшовой, А. Зубова, А. Малашенко, Б. Шамиля, А. Игнатенко и др.6

Изучением процессов альтернативной религиозной глобализации занимаются такие исследователи как А. Игнатенко, А. Юдин, Р. Лункин, А. Красиков и др.7

Тем не менее, несмотря на большое количество работ как общетеоретического, так и прикладного характера, наблюдается дефицит исследований конфликтогенной и стабилизационной составляющих процесса религиозно-политического взаимодействия, его сложносоставной природы и

А.Б. Христиане и политика: Гонящая церковь и гонимая церковь // Полис. - 2008. - №2.; Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социология религии - 2006. - №3.; М. В. Пономарев. Власть и духовенство. // Власть. - 2009. - № 5.

5 Гусаева К.Г. Конфессиональные конфликты и их проявление в изменяющемся обществе// Политика и общество. - 2005. - № 9-10.; Агаджанян А. Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии/ Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007.; Филатов С. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия/ Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007.; Себенцов А. Развитие религиозной ситуации в современной России. // Власть. - 2009. - №7.; Лункин Р. Протестанты и политические конфликты в Евразии: спасение души и управляемая демократия / Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007.; Сюкияйнен Л. Исламская правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость?/ Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007.; Кантеров И. Я. Как классифицировать религиозные организации [Электронный ресурс] Режим доступа: / http://www.galactic.org.ua (дата обращения: 1.09.2009); Филь М. Влияние религиозного фактора на роль этнонационализма в современной России //Власть. - 2005. - №9.;

6 Eisenstadt S.N . Fundamentalism, Sectarianism, and Revolution: The Jacobin Dimension of Modernity. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.; Мирский Г. И. Политический ислам и западное общество // Полис. - 2002. - №1.; Крылижев А.И. Религиозный фундаментализм. Новая философская энциклопедия. Т.4.

- М.: Мысль, 2001.; Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира. // Полис. - 2002. -№1.; Малашенко А., Зубов А., Рябов В., Соловей В. Мирский Г., Шамиль Б., Игнатенко В. и др. Религиозный и политический фундаментализм в современном мире (материалы круглого стола) // МЭ и МО.

- 2003. - №11.; Зубов А. Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века // Гражданин. -2003,-№5.;

Игнатенко А. Этот не вполне исламский исламский мир // НГ-Сценарии (приложение к Независимой газете), 27.06.2006.; Юдин А. Католический ответ на вызов глобализации / Религия и глобализация на просторах Евразии, под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Моск. Центр Карнеги. - М.: Неостром, 2005.; Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии / Религия и глобализация на просторах Евразии, под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Моск. Центр Карнеги. - M.: Неостром, 2005.; Красиков А. Глобализация и православие/ Религия н глобализация на просторах Евразии, под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Моск. Центр Карнеги. - M.: Неостром, 2005.; динамики развития. Это позволяет сделать вывод о том, что проблема стабилизационного и конфликтогенного потенциала религии в современном политическом процессе может стать объектом специального исследования.

Объект исследования: влияние религии на современный политический процесс.

Предмет исследования: стабилизационный и конфликтогенный потенциал религии в современном политическом процессе.

Целью исследования является комплексный анализ современного политико-религиозного взаимодействия как сложного многофакторного процесса, обладающего в равной степени и конструктивным, и деструктивным потенциалом.

Задачи исследования:

- изучить основные концептуальные подходы к пониманию взаимовлияния политики и религии, содержащиеся в работах зарубежных и отечественных исследователей;

- выявить основные тенденции политико-религиозного взаимодействия;

- раскрыть специфику реализации стабилизационного потенциала религии в политическом процессе;

- рассмотреть причины, динамику и основные модели развития религиозно-политических конфликтов;

- оценить значение социального служения религиозных организаций и характера их вовлеченности в политический процесс как факторов социально» политической стабилизации;

- сформулировать основные задачи стратегии и тактики выстраивания государственными и общественными организациями конструктивного межконфессионального диалога, опираясь на данные федеральных и региональных исследований.

Гипотеза исследования: Политическая активность религиозных движений и организаций обусловлена вызовами секуляризации и глобализации, кризисами идентичности, обострением социально-экономических и 7 политических противоречий и конкурентной борьбой за расширение или сохранение социальной базы. В этих условиях политизация религии несет скорее деструктивный заряд, способствуя эскалации конфликтов и обострению межкультурных противоречий. Преодоление конфликтогенного фактора и максимальное раскрытие стабилизационного потенциала религии возможно в условиях реализации скоординированной религиозной политики государства, направленной на организацию равного ограниченного сотрудничества с религиозными конфессиями, выстраивание конструктивного межконфессионального диалога, а так же увеличения объема социального служения религиозных организаций.

Теоретико-методологическая база исследования. В основе диссертационной работы лежат теоретические положения и выводы ведущих западных и российских ученых, специализирующихся на проблемах взаимовлияния политики и религии как социальных феноменов, а так же взаимодействия религиозных и политических институтов в современном политическом процессе. Анализ базировался на совокупности приемов, методов, принципов, применяемых в политологии и ряде смежных наук: конфликтологии, политической психологии, политической социологии, этнополитологии. Диссертантом использованы конфликтологический, неоинституциональный, структурно-функциональный подходы, методы сравнительного и системного анализа. Благодаря эмпирическим методам (анализ документов, вторичный анализ статистических данных, контент-анализ документов и массовый опрос) была отражена специфика политико-религиозного взаимодействия на федеральном и региональном уровне. Для обработки эмпирического материала была использована программа SPSS 10.0.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили социологические исследования, проведенные в 2004-2009 гг., в том числе при непосредственном участии автора:

- «Проявления религиозного фундаментализма в Туле» (2004 г.). Массовый опрос. Руководители - Шумилова О.Е., Медведев Д.М., лаборатория 8 социологических исследований МУ ЦСППМ «Шанс». Объем выборочной совокупности - 150 человек, выборочная совокупность репрезентативна по полу и возрасту.

- «Социально-политические ориентации русской православной церкви» (2008 г.) Контент-анализ церковных публикаций. Руководитель: Медведев Д.М., кафедра социологии и политологии Тульского Государственного университета, лаборатория социально-политических исследований. Количество анализируемых материалов — 90.

- «Влияние тенденций глобализации на политическое поведение тульских верующих» (2008). Массовый опрос. Руководитель: Медведев Д.М., лаборатория социально-политических исследования Тульского государственного университета. Объем выборочной совокупности — 200 человек, выборочная совокупность репрезентативна по полу и возрасту.

- «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития, перспективы» (1999 — 2009 гг.) Мониторинг. Руководитель — Батанина И.А., лаборатория социально-политических исследования Тульского государственного университета. Объем выборочной совокупности — 3000 человек. Выборочная совокупность репрезентативна по полу, возрасту и образованию.

- «Религиозные предпочтения молодых туляков». Массовый опрос. Руководитель - Самсонова Е.А., лаборатория социологических исследований МУ ЦСППМ «Шанс» (2004 г). Объем выборочной совокупности — 200 чел, выборочная совокупность репрезентативна по полу и возрасту.

Для комплексного освещения проблемы диссертационного исследования использовались и другие источники информации: во-первых, данные федеральной и региональной статистики; во-вторых, официальные документы федеральных и региональных органов власти Российской Федерации; в-третьих, аналитические доклады и записки по интересующей проблематике.

Результаты, полученные лично автором и их научная новизна:

1) Раскрыты основные формы реализации стабилизационного и конфликтогенного потенциалов политико-религиозного взаимодействия в условиях социальных, экономических, политических и культурных взаимодействий.

2) Определены условия реализации стабилизационного и консолидационного потенциала религии в современном политическом процессе.

3) Рассмотрены базовые модели реализации конфликтогенного потенциала религии в современном политическом процессе.

4) Сформулированы основные требования к выстраиванию государственными и общественными организациями конструктивного межконфессионального диалога как условия нейтрализации конфликтогенного потенциала религии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическая активность религиозных движений и организаций обусловлена, с одной стороны, тенденциями глобализации, способствующей тесному взаимопроникновению культур, размыванию национальных границ и пределов этно-конфессиональных ареалов, масштабным проникновением в традиционную конфессиональную среду инородных ценностей (в частности, политических), а с другой — проблемами социально-экономического и политического характера, связанными как с глобализацией, так и с трансформационными процессами в переходных обществах. Эти и другие вызовы провоцируют обращение религиозных организаций, лидеров и рядовых верующих к механизмам политики, как наиболее действенному и эффективному средству социального регулирования.

2. Основу стабилизационного потенциала религии составляют: возможность придания сакрального значения социальным и политическим нормам и ценностям с помощью религиозной риторики, обеспечивающей их превентивную легитимацию; генерация внутригрупповой сплоченности; формирование определенной парадигмы восприятия мира политики, основанной на нравственном императиве; сложившаяся система социального служения религиозных организаций, опора на традиции и высокий общественный авторитет. Деятельность религиозных институтов может способствовать снятию ряда социальных противоречий, преодолению социальной напряженности, смягчению последствий социально-экономических и политических кризисов. Обеспечивая сакрализацию, а тем самым и легитимацию институтов власти и опираясь на доверие значительной части населения религиозные организации способны дополнять зарождающиеся в России институты гражданского общества, выступая в роли своеобразного посредника между обществом и государством. Воздействуя на институты власти в рамках социального заказа, и формируя положительный образ власти в сознании верующего населения в соответствии с политическим заказом, церковь способствует снижению уровня социальной напряженности и во многом стабилизирует политический процесс.

3. Характерные для большинства религий идеи собственной исключительности, убежденность религиозных лидеров и рядовых верующих в абсолютной истинности своего вероучения значительно осложняют процессы межконфессионального, межэтнического, а так же международного взаимодействия. К основным причинам религиозных или религиозноокрашенных конфликтов следует отнести ценностно-культурные, экономические, социальные и политические противоречия, неразрешенную историческую вражду, попытки поставить политический интерес в основу религиозной идеологии, а также несбалансированную религиозную политику в многоконфессиональных государствах. Религиозные конфликты являются одними из самых острых, масштабных и трудноразрешимых социальных конфликтов, на практике зачастую предстают как конфликты с нулевой или даже отрицательной суммой, когда в проигрыше оказываются все его участники.

Стремление участников религиозного конфликта опереться на силу государства, использовать политический ресурс зачастую приводит к таким тяжелым последствиям, как вооруженное противостояние. Однако даже реализация

11 конфликтного сценария политико-религиозного взаимодействия может принять конструктивную форму. Так, религиозно мотивированный протест против несправедливого общественно-политического устройства, переросший в конфликт верующего населения с властными структурами, может привести к позитивной трансформации в русле ценностей равенства, свободы и социальной справедливости.

4. Снятие остроты конфликтогенного фактора возможно при условии выстраивания эффективного межконфессионального диалога между представителями всех заинтересованных религиозных конфессий. Так, в России необходимо обеспечить возможность для диалога всех религиозных организаций, легально действующих на территории нашей страны. Выстраивание межконфессионального диалога осложняется действиями некоторых религиозных организаций, по существу нарушающими закрепленный в Конституции РФ принцип свободы совести гражданина России. Неприятие религиозной элитой факта выбора человеком какого-либо вероисповедания или атеистической позиции как акта юридически защищенной свободы воли человека и гражданина ведет к обострению межконфессиональных противоречий. Важными условиями для такого диалога, помимо создания специальной нормативно-институциональной базы, являются соблюдение принципов равенства, взаимоуважения, толерантности и ориентация всех участников на конструктивный результат.

5. Основными факторами, осложняющими использование стабилизационного потенциала религии в нашей стране, являются: несбалансированная религиозная политика государства, не всегда использующего в полной мере позитивные возможности множества легально действующих религиозных организаций; его преобладающая ориентация на сотрудничество с русской православной церковью, что в сочетании с явными провластными ориентациями внутри самой РПЦ может привести к снижению доверия населения к институту церкви, поскольку в данном случае в массовом сознании возможен частичный перенос на церковь ответственности

12 государственных институтов за непопулярные политические, экономические или социальные мероприятия.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют расширить базу для дальнейших теоретических и практических разработок, направленных на обеспечение баланса между конфликтогенным и стабилизационным потенциалом религии в современном политическом процессе. Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретических основ, позволяющих совершенствовать государственную политику в области взаимодействия с религиозными организациями и практику взаимодействия политических и религиозных институтов, а так же межрелигиозного взаимодействия в целях предотвращения возможной конфликтности. Результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов политологии, политической конфликтологии, социологии религии, религиоведения.

Тема исследования соответствует паспорту специальности 23.00.02 «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», пункту 11 «Политические и этнополитические процессы и конфликты: сущность, типология, механизмы регуляции и разрешения. Национальное и политическое: грани взаимодействия. Этнополитические процессы в условиях трансформации общества. Конфликт и общественное согласие (консенсус). Сущность и содержание современных этнических и конфессиональных конфликтов в современной России».

Апробация работы. Материалы и выводы работы апробированы автором в следующих формах:

1. Изложение основных положений и выводов в ряде научных статей общим объемом 2,4 п.л.

2. Выступления на научно-практических конференциях: XV Всероссийские межвузовские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социальные науки» (Тула, 2005); Международная молодежная научная конференция «XXX Гагаринские чтения» (Москва, 2005);

13

Международная молодежная научная конференция «XXXI Гагаринские чтения» (Москва, 2006); Международная молодежная научная конференция «XXXII Гагаринские чтения» (Москва, 2007); Международная молодежная научная конференция «XXXIII Гагаринские чтения» (Москва, 2008); Межвузовская научная конференция «Профилактика наркомании и экстремизма в молодежной среде» (Тула, 2009).

3. Использование материалов исследования в процессе проведения семинарских занятий со студентами Тульского государственного университета по курсу «Мировая политика и Международные отношения», «Политология», «История политических учений».

4. Обсуждение вопросов диссертации на кафедре социологии и политологии Тульского государственного университета.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Медведев, Даниил Мануэлевич

Заключение.

На протяжении всей истории человечества сохраняется тесная взаимосвязь между политикой и религией. И все это время перед многочисленными человеческими сообществами стоит сложнейшая задача выстраивания оптимальных государственно-церковных отношений. Политика и религия не могут существовать обособленно друг от друга, поскольку сферы влияния данных социальных феноменов пересекаются в одной области — объективной реальности человеческого бытия. Попытки искусственно дистанцировать одно от другого неизбежно обречены на неудачу — как невозможно создать чистую теократию, выстроив систему регулирования общественных отношений на основании только религиозных постулатов, так и полное исключение и даже запрет религии вызывают к жизни псевдорелигиозный суррогат в виде системы иррациональных верований, призванный сакрализовать те или иные элементы социального устройства или политической власти.

К настоящему времени сформировались самые различные варианты выстраивания взаимоотношений политики и религии на самых различных уровнях. На институциональном уровне широко распространен сценарий использования религии в интересах государственной власти и правящих элит, как инструмента манипуляции общественным мнением и фактора дополнительной легитимации. Нередко имеют место и обратные случаи влияния различных конфессиональных сил на светскую политическую власть, трансформации внутренней и внешней политики государств с учетом религиозных интересов. На уровне массового сознания религиозные ценности и установки нередко определяют политическое поведение индивидов и масс, порождают масштабные социально-политические процессы, определяют характер межконфессиональных, межэтнических и международных отношений.

Общность религии и политики проявляется так же в способности религии осуществлять ряд функций социального регулирования, интеграции, мобилизации, свойственных так же и политической системе общества. Тесная

184 связь данных феноменов определяется так же и их взаимной зависимостью от текущего состояния общества, уровня его развития, имеющихся в нем проблем, противоречий, стоящих перед ним вызовов. Религия и политика это два разных зеркала, отражающие одну реальность и, несмотря на большую инерционность, в истории имели место случаи, когда именно религиозная реформация выступала катализатором реформации политической.

Религии, как системе ценностей претендующей на универсальность, присущи такие черты как инерционность и принципиальная несовместимость как с иными конфессиями, так и со многими светскими идеологиями. Эти и некоторые другие обстоятельства обусловили известную конфликтогенность, в той или иной степени привносимую религиозным фактором в различные социально-политические процессы. Показательно, что не только сугубо религиозный конфликт может выйти на уровень масштабного политического противостояния, но и изначально светское, социально-экономическое или политическое противоречие может приобрести религиозную окраску и развиваться как межконфессиональное столкновение.

Наблюдающийся в настоящее время всплеск политической активности различных религиозных движений обусловлен, главным образом, реалиями глобализации, размыванием межкультурных барьеров и возникновением перед многими конфессиональными и этноконфессиональными сообществами качественно новых вызовов. В этих условиях формируется устойчивая тенденция к преобладающему влиянию на социальные и политические процессы не стабилизационного, а конфликтогенного потенциала религии, который, по нашему глубокому убеждению, отнюдь не является первичным. Лишь объективные социальные, экономические, политические, и иные проблемы, отражающие несовершенство общественного устройства затрудняют реализацию потенциально присущего ключевым мировым конфессиям стабилизационного потенциала.

Возможности реализации стабилизационного потенциала религии в политике и социальных процессах разнообразны и неоднократно

185 подтверждались на практике. В психологическом плане религия способна смягчать массовые социальные стрессы, характерные для кризисных и переходных периодов, что может быть эффективно дополнено социально-психологической и, по мере возможности, материальной помощью населению со стороны религиозных организаций. Сакрализуя новые элементы и механизмы системы социально-политического регулирования, религия способна ускорять проведение различных реформ и преобразований, смягчая остроту сопровождающих этот процесс противоречий и издержек. Религиозные институты способны оптимизировать отличающиеся известной антагонистичностью отношения между обществом и властью. Выступая своего рода моральным арбитром, религиозные институты могут оказывать определенное воздействие на властные институты, формировать оценочные суждения и частично транслировать требования социального заказа. В то же время, выполняя политический заказ, они способны обеспечивать религиозную легитимацию политической системы, увеличивая тем самым ресурс ее антикризисной устойчивости. Дополнительным фактором стабильности является осуществление религиозными институтами интеграционных, мобилизационных и регулятивных функций.

Религиозные организации могут способствовать формированию гражданского общества, создавая различные ячейки самоуправления. То, что стало свершившимся фактом в Западной Европе, может стать полезным опытом и для нашей страны.

Деятельность некоторых религиозных организаций ведет к формированию у их последователей активной гражданской позиции, навыков борьбы за свои социальные и политические права, способствует выработке партиципаторного типа политического поведения, столь востребованного в условиях современной России.

Даже продуцируя и поддерживая социально-политические конфликты, религия зачастую содействует осуществлению конструктивных общественных преобразований. Так, конфликт в системе «религиозная общность

186 политическая система», связанный с противоречием между политической практикой и идеальными религиозными представлениями о морали и справедливости, способствует привлечению общественного внимания к актуальной проблеме, росту гражданского самосознания и, в конечном итоге, — осуществлению определенных политических преобразований в духе модернизации и демократизма. Поддерживая социальный конформизм, религия может замедлить общественное развитие, стимулируя же социальные конфликты, она способна побуждать людей к масштабным социально-политическим реформам и способствовать продвижению общества по пути прогресса.

Тем не менее, наиболее заметной тенденцией, характеризующей современную систему политико-конфессиональных взаимодействий, является эскалация различных конфликтов. Сильнейшим вызовом традиционной религии, питающим ее конфликтогенность, является глобализация. Распространение ценностей секулярной демократии и свободы, понимаемой в некоторых религиозных сообществах как свобода от определенных моральных установок, делает глобализационные процессы весьма болезненными для абсолютного большинства конфессий — от экспортеров глобализации, стран христианского Запада до мусульманского Востока. В последнем случае ситуация осложняется еще и ярко выраженным «вестернизаторским» характером происходящих изменений. Поскольку религия выступает одним из факторов обеспечения идентичности довольно крупных социальных общностей, границы которых значительно превосходят границы национальных государств, последствия развития ценностного конфликта таких масштабов во многом будут определять политическую и социо-культурную картину будущего мира.

Большинство сценариев взаимодействия политики и религии в условиях современного политического процесса так или иначе сопряжены с конфликтами.

Острые, сопровождающиеся насилием и человеческими жертвами, или скрытые, завуалированные политической борьбой и недоступные взгляду общественности, эти конфликты являются неизбежным следствием объективной

187 необходимости найти место религии в динамично меняющемся мире. Стремление становящихся весомыми политическими акторами религиозных организаций реализовать свои интересы в национальной и международной политике требует внимания, оценки, взвешенного и адекватного ответа.

Именно тенденции глобализации провоцируют религиозные группы на обращение к ярко выраженным деструктивным методам, таким как экстремизм и терроризм, а так же потенциально опасным стратегиям, таким как фундаментализм и продвижение альтернативных глобальных проектов на конфессиональной основе. Религиозный фундаментализм не является строго негативным феноменом, привнесение в политическую практику его умеренных форм не раз демонстрировало положительный результат. В то же время реализация политическими средствами радикальных фундаменталистских установок зачастую приводит к катастрофическим последствиям, примеры чему можно наблюдать во многих международных процессах, участников которых можно идентифицировать по конфессиональному признаку. Крайние формы фундаментализма в политике одинаково опасны, независимо от того, в какой конфессиональной системе они получают свое воплощение.

Не меньшую опасность представляют конфессиональные глобальные проекты, хотя дать качественный прогноз развития ситуации в данной области довольно сложно, т.к. феномен альтернативных конфессиональных проектов является сравнительно новым и малоизученным аспектом международного взаимодействия. Однако, вполне очевидно, что попытки конфессиональных элит вынести свои религиозные ценности и установки за пределы традиционных ареалов их распространения и подрыв авторитета традиционных для данного общества конфессий в условиях глобализации может привести не только к обострению конкуренции между религиозными идеологии, но и осложнить взаимоотношения между светскими и конфессиональными сообществами, что неминуемо породит новую волну острых и трудноразрешимых конфликтов.

Нейтрализация конфликтогенного потенциала религии должна вестись по нескольким направлениям. Важнейшим из них является разрешение

188 объективных социально-экономических и политических проблем, как правило, лежащих в основе любых конфликтов, в том числе и религиозных. Не менее важно выстраивание оптимальной модели государственно-церковных отношений, эта проблема особенно остро стоит перед поликонфессиональными государствами, такими как Россия. И, наконец, существенным условием является сглаживание межконфессиональных противоречий посредством налаживания конструктивного межконфессионального диалога.

Ключевую роль в осуществлении всех поставленных задач должно играть государство. На органах государственной власти должна лежать ответственность за максимальное раскрытие конструктивного потенциала всего множества религиозных конфессий, распространенных на территории нашей страны. Поскольку стратегия решения социально-экономических проблем выходит за рамки нашего исследования, остановимся на двух последних направлениях.

Оптимальная для России модель построения государственно-церковных отношений должна предусматривать создание равных возможностей для функционирования всего множества религиозных организаций, чья деятельность не противоречит российскому законодательству, и обеспечения их равной поддержки со стороны органов государственной власти. Принцип равноправия должен быть закреплен в преамбуле закона «О свободе совести и религиозных объединениях», сменив существующее положение о привилегированном положении некоторых конфессий. Эта мера поощрит цивилизованную конкуренцию религиозных конфессий и позволит им развивать и совершенствовать основу стабилизационного потенциала религии — социально-ориентированную деятельность, или, пользуясь религиозной терминологией — «социальное служение».

Социальное служение — это не только благотворительность, хотя материальная помощь нуждающимся является существенным элементом общественной деятельности религиозных организаций. Не менее важен моральный аспект, церковь должна работать над воспитанием людей в духе идей социальной солидарности, содействовать социально-психологической адаптации

189 населения, служить для него непререкаемым моральным авторитетом. В этой связи представляется целесообразным, наряду с активизацией благотворительной деятельности, созданием под эгидой церкви различных организаций третьего сектора, возрождение института религиозной общины, в рамках которой общение между верующими и священнослужителями достигает максимальной интенсивности. Церковная община, являясь, по сути, звеном общественного самоуправления может стать шагом на сложном пути формирования в нашей стране полноценного гражданского общества.

Чрезвычайно важной и деликатной является задача выстраивания системы взаимоотношений религиозных организаций с органами светской власти. Необходимо учитывать, что дистанцирование от государственных институтов способствует формированию в глазах населения образа церкви как института морального влияния, стоящего превыше светских властей, в то время как сближение церкви и государства может привести к их параллельному восприятию и установлению зависимости авторитета религиозной организации от авторитета правящей элиты. Последний же не является стабильным и может пошатнуться вследствие каких-либо социально-политических кризисов или проведения непопулярных реформ.

Не менее актуальной проблемой для нашей многоконфессиональной страны является отсутствие всестороннего межконфессионального диалога. На данный момент можно констатировать достаточно тесное сотрудничество только двух конфессий — православия и ислама. Совместная работа организаций, представляющих эти конфессии, может быть охарактеризована как весьма конструктивная и масштабная, особенно в вопросах, касающихся противодействия религиозному экстремизму, ликвидации межконфессиональной розни, однако подлинный диалог религий возможен при всестороннем представительстве. Для такого диалога необходима расширенная организационная база, его успех зависит от совместной работы государственных и общественных институтов, причем не только религиозных, но и светских, ведь проблема межконфессиональных противоречий может затронуть каждого

190 гражданина нашей страны, независимо от наличия или отсутствия у него тех или иных религиозных убеждений.

Межконфессиональный диалог должен строиться на принципах равенства, открытости, толерантности, конструктивизма, широты представительства, а структуры, ответственные за его реализацию должны функционировать на постоянной основе.

Межконфессиональный диалог должен сопровождаться масштабной просветительской работой по ликвидации религиозной неграмотности, устранению распространившихся предрассудков, установление взаимопонимания между представителями всех действующих на территории России конфессий, а так же людьми, не разделяющими никаких религиозных убеждений.

К сожалению, сформулировать достаточно широкий комплекс мероприятий по оптимизации политико-религиозного взаимодействия и проанализировать все аспекты, осложняющие данный процесс в рамках одного исследования не представляется возможным. Рассматриваемая нами проблема, в силу своей сложности и широты по-прежнему остается открытой и требует дальнейших научных изысканий. Так, в качестве следующих шагов нам видятся: раскрытие механизма теологизации политических конфликтов и политизации религиозных, формулирование концепции развития религиозного конфликта в условиях интенсивных процессов культурного обмена; мониторинг процессов, связанных с продвижением альтернативных глобальных проектов, затрагивающих, в том числе и нашу страну; анализ интегративного потенциала религий на постсоветском пространстве; изучение современной специфики религиозного экстремизма и терроризма, мер по его предотвращению и оптимизации механизмов совместного противодействия данным явлениям светских и религиозных структур; углубление и конкретизация требований по оптимизации политико-религиозных взаимодействий в нашей стране. Эти и другие задачи могут быть решены в рамках дальнейших исследований проблемы соотношения стабилизационного и конфликтогенного потенциала религии в современном политическом процессе. V У

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Медведев, Даниил Мануэлевич, 2009 год

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года // Электронный ресурс. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm (Дата обращения 11. 10. 2008)

2. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 21 января 2009 г.

3. Постановление Конституционного суда от 23 ноября 1999 г. № 16-П. электронный ресурс. //http://www.law.edu.ru/judicial/judicial.asp?judicialID=1162447&subID= 10005213 8,100052141#text (Дата обращения-7.11.2008)

4. Редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24. Электронный ресурс. //http://www.nationalsecurity.ru/library/00002/index.htm (Дата обращения -22.06.2009)

5. ФЗ №125 от 26 октября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». //Российская газета. 01. 10. 1997.1. Монографии и статьи:

6. Авксеньев В.А., Бабкин И.О., Хоц А.Ю. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе. // Социологические исследования. 2006. №10. С. 41 47.

7. Агаджанян А. Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии/ Религия и конфликт. М.: РОССПЭН, 2007. 287 с.

8. Аллен Дж. Опус Деи. М.: Эксмо, 2007. 480 с.

9. Андреева JI.A. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе //Социологические исследования. 2008. №8. С. 67 — 73.

10. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. Таганрог, 2000. 232 с.

11. Ананьева Е. Внешнеполитическая полемика в США // Международная жизнь. 2005. №2. С. 133- 135.

12. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. // Социологические исследования. 2004. №9. С. 102 — 107.

13. Баширов JI. А. Учение ислама о войне и мире // Власть. 2008. №10. С. 102 — 105.

14. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972. С. 265 — 268.

15. Ю.Белла Р.Н. Привычки сердца. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 776 с.

16. Бобровников В.Исламский призыв (ад-да'ва) и адаптация кавказских мигрантов среди мусульман постсоветской Москвы (1990-е — 2000-е годы). Электронный ресурс./ http://www.ahlibeyt.ru/index.php?razdel=l&p=:news&newsid=l 120 (Дата обращения 9.01.2008)

17. Бьюкенен П. Смерть запада. Электронный ресурс. /http://libereya.ru/biblus/bukenen/ (Дата обращения 22.03.2007)

18. В Белоруссии запретили кальвинистскую церковь Электронный ресурс. //http://www.lenta.ru /news/2005/08/23/ban. (Дата обращения 7.01.2007)

19. Васильев Л.С. История религий Востока. — М.: Книжный дом Университет, 2004. 704 с.

20. Ваххабиты и масоны. Тайны Востока и Запада. Автор-составитель: Шумов С. М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. 352 с.

21. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991.

22. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 43-77.

23. Вольпова Е. Опус Деи и экономические реформы в Испании Электронный ресурс. // http://www.narod.ru/news/histiry (Дата обращения 31.05.2006)

24. Всемирный русский собор. Первый этап — М., 1993. 163 с.

25. Всемирный русский собор. Второй этап. — М., 1995. 180 с.

26. Вудворт Р. Буш в войне. Америка в войне. Электронный ресурс. // http://www.olo.ru, 13. 02. 2004 (Дата обращения 12.04.2007.)

27. Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XX века. Полис. 2004. №4. С. 106-113.

28. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Собр. соч. с 2-х т. М., 1975. Т. 1. 532 с.

29. Глобализация: личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека. Заявление участников круглого стола, состоявшегося в Государственной думе 23.01.2001 г. // Завтра. 2001. №6.

30. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации. //Социс. 2005. № 5. С. 7 28.

31. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. 735 с.

32. Гусаева К.Г. Конфессиональные конфликты и их проявление в изменяющемся обществе// Политика и общество. 2005. № 9-10. С. 133-141.

33. Давыденко О. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения // Власть. 2008. №7. С. 63 66.

34. Документы Второго Ватиканского собора. — М., 1998. 332 с.

35. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии Электронный ресурс. / http://www.i-u.ru/biblio/archive/durkgeymelementarnie/ (дата обращения: 07.11.2007)

36. Еремин А. В. Религиозный фундаментализм и Русская Православная Церковь в современной России // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 2 (32). С. 3 12.

37. Ефименко М.Н. Религия и религиозная традиция в системе общественных отношений// Религия и общество: судьбы людей и народов. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2003. С. 77-84.

38. Забиров А. Надо в корне изменить работу духовных управлений мусульман. Интервью порталу Ислам.ру 24.11.2009 Электронный ресурс. // http://islamnews.ru/news-print-21421.html (Дата обращения 27.11.2009)

39. Заиди А.Х. Ислам и диалог в науках о человеке. Критический аспект непонимания. // Социологические исследования. 2008. №8. С. 74 — 83.

40. Зубов А. Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века // Гражданин. 2003. № 5. С. 57-61.

41. Зубов А.Б. Христиане и политика: Гонящая церковь и гонимая церковь //Полис 2008. №2. С. 17-22.

42. Иваненко С., Щегорцев А. Ислам в России. Электронный ресурс. // http://www.russia-today.ru/2001/no10/10dossier.htm (Дата обращения 08.03.2008)

43. Иванов П. В одной руке — Библия, в другой — газета. Представители Церквей провели экуменическую встречу, посвященную проблемам глобализации \\ НГ-Религии, 19.11.03.

44. Игнатенко А. Этот не вполне исламский исламский мир//НГ-Сценарии (приложение к Независимой газете), 27.06.2006

45. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Tl. М., 1993. 400 с.

46. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // ОНС. 2007. № 1 2. С. 103 - 119, 79 - 95.

47. Кальвез Ж.-И. Глобализация и церковь // Полис. 2008. №2. С. 61 67.

48. Калывас С. «Религиозные партии и демократическое развитие: опыт Западной Европы, выводы для современного мира» /Институт общественного проектирования. Лекция 9 февраля 2007 г.

49. Каневский К. Социальная доктрина католической церкви // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 69 72.

50. Кант И. Религия в пределах только разума./Религия и общество. Электронный ресурс.// http://www.gumer.info/bogoslovBuks/bogoslov/SocRelig/01 .php (Дата обращения 9.95.2006)

51. Кантеров И. Я. Как классифицировать религиозные организации Электронный ресурс. Режим доступа: / http://www.galactic.org.ua (Дата обращения: 01.09.2009)

52. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Обстоятельства нового времени: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы // Независ, газета, НГ-.Религии, 1999.

53. Конт О. Курс позитивной философии, тт. 1-2. СПб, 1899-1900

54. Костюк К. Православный фундаментализм. Электронный ресурс.// http://www.gumer.mfo/bogoslovBuks/ortodox/Article/kostprfund.php (дата обращения 25. 12. 2007)

55. Красиков А. Глобализация и православие/ Религия и глобализация на просторах Евразии Под редакцией А. Малашенко и С. Филатова/ Моск. Центр Карнеги. -М., Неостром, 2005. 343 с.

56. Крылижев А.И. Религиозный фундаментализм. Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: Мысль. 2001. 606 с.

57. Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика в современном российском обществе // Вестник МГУ, сер. 12. 2008. №4. 23 30.

58. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира. // Полис. 2002. №1. С. 66-78.

59. Кульпин Э. С. Вл. Соловьев и мысли наших дней // Общественные науки и современность 2002. - №4. С. 145 - 149.

60. Лазар Б. Российское государство заинтересовано в развитии религиозных общини решении их проблем. Интервью. Интерфакс-Религия, 19 мая 2009 г.197http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=221 (Дата обращения 2. 02. 2007)

61. Лапкин В.В. Модернизация, глобализация, идентичность. Общие проблемы и российские особенности // Полис. 2008. №3. С. 50 59.

62. Левин 3. И. Реформа в исламе: быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. — М.: Крафт+, 2005. 293 с.

63. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. — Полн. собр. соч., т.17. М.: Прогресс, 1983. С. 415-426.

64. Ливцов В. РПЦ и экуменическая деятельность международных просоветских организаций //Власть. 2008. №1. С. 78 82.

65. Лихачев В.Н. Межконфессиональный диалог национальный и международный опыт российской федерации. // Представительная власть, 2007г. Выпуск №1. С. 3 -8.

66. Локк Дж. Соч.: В 2 т. — М., 1960.

67. Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию российского общества? // Социологические исследования.-2006.- № 3. С. 82-89.

68. Лукин В.Н., Бунаков М.Ю. Конструктивистская модель политического анализа современного фундаментализма С. Эйзенштадта Электронный ресурс. // http://credonew.ru/content/view/590/31/ (Дата обращения — 07.07.2007)

69. Лункин Р. Н. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии/ Религия и глобализация на просторах Евразии Под редакцией А. Малашенко и С. Филатова /Моск. Центр Карнеги. М.: Неостром, 2005. 343 с.

70. Лункин Р. Н. Протестанты и политические конфликты в Евразии: спасение души и управляемая демократия/ Религия и конфликт. М.: РОССПЭН, 2007. 287 с.

71. Лункин Р. Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации. // Социс. 2008. № 4. С. 27 — 36.

72. Лупарев Г. Политические и правовые проблемы светской государственности. // Политика и общество. 2005. № 9-Ю. С. 8 12.

73. Лэмпмэн Дж. Христиане Сионисты и пророчества (пер. С. Силаковой) Электронный ресурс.http://www.myzion.m/index.php?option=com^ 25 (Дата обращения 08.08.2009.)

74. Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в Исламе / Ислам и исламизм. М., 1999.

75. Малашенко А., Зубов А., Рябов В., Соловей В. Мирский Г., Шамиль Б., Игнатенко В. и др. Религиозный и политический фундаментализм в современном мире (материалы круглого стола) // МЭ и МО. 2003. №11 — 2004. №1.

76. Мамут Л.С. О концепции православно-монархического строя для постсоветской России // ОНС. 2006. №1. С. 59-68

77. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Электронный ресурс. // http://www.krolov.info/1 ibrmin/m/maistr/marx.html (Дата обращения 07. 11. 2007)

78. Мерзляков И. Национальная безопасность России в условиях глобализации: роль этноконфессионального фактора в создании ей угроз и вызовов Электронный ресурс. /http://msses.flybb.ru/topic35.html (Дата обращения — 25.11. 2008.)

79. Мид У.Р. Божья страна? Электронный ресурс. // http://www.globalaffairs/ru/numbers/22/6338.html (дата обращения 01.12. 2007)

80. Мирский Г. И. «Политический ислам» и западное общество // Полис. 2002. №1. С. 78-87.

81. Митрофанова А.В. Загадки и разгадки теократии. // Полис. 2009. № 5. С. 176 -180.

82. Михеев В. Вся власть заветам? // Азия и Африка. 1992. №2. С. 54 65.

83. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.

84. Муталимов А. Роль ислама в социальной интеграции общества // Власть. 2003. №2. С. 54 59.

85. Мчедлов М.П. Политика и религия. Электронный ресурс. // http://www.nasledie.ru/oboz/N0400/0407.HTM (Дата обращения 27.01. 2008)

86. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования, 2006. № 10. С. 33-40.

87. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. М.: Научная книга, 2005. 447 с.

88. Мчедлов М.П. и др. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Сицис. 2005.№ 6. С. 56 — 69.

89. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе. // Вестник Моск. Ун-та. Серия 12. Политические науки. 2009. № 3. С. 95 102.

90. На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. 484 с.

91. Новый завет и псалтирь. London.: T.B.S., 1989.

92. Нуруллаев А.А. Межконфессиональные отношения в современной России: противоречия и потенциал согласия// Философия в мире знания, техники и веры. Т. VI.- СПб., 1997.

93. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2 С. 60 — 68.

94. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. № 3. С. 28-35.

95. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Изд-во Московской Патриархии. 2000. 158 с.

96. Пономарев М. В. Власть и духовенство. // Власть. 2009. № 5. С. 97 100.

97. Пономарева A.M., Татунц С.А. Интеграция мусульманских общин в европейское сообщество и внешнеполитический фактор // Вестник МГУ сер. 18 2008. №1. С. 21-40.

98. Президент и Церковь. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ, 25-26 августа 2007 г. Электронный ресурс./ http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9487.html?nocache=l&cHash=afdb095bca (Дата обращения -13.10.18)

99. Протестантские секты представляют угрозу национальным интересам Азербайджана, считает глава центра религиозных исследований// Седмица.ги. — 2004. — 6 апр.

100. Пузырев Д.А. Религиозный фактор в международных отношениях. //Вестник МГУ сер. 18. 2007 г. №2. С. 72 86.

101. Пузырев Д.А. Рост исламского фундаментализма: Причины и следствия // Вестник МГУ, сер. 18. 2008. №3. С. 3 18.

102. Религия и церковь. Всероссийский мониторинг. Электронный ресурс. // http://www.levada.ru/religion.html (Дата обращения 7.11.2008)

103. Роузер А. Как заставить евреев соблюдать субботу Электронный ресурс. // http://www.sova-center.ru (Дата обращения — 5.04.2008)

104. Рябых Г. Русская православная церковь в системе современных международных отношений //Полис 2008. №2. С. 23 — 37.

105. Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Религиозные предпочтения молодых туляков. // Социс. 2007. №.11. С. 120 124.

106. Санглибаев А. Некоторые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современном мире // Власть. 2008. №8. С. 61 — 65.

107. Себенцов А. Развитие религиозной ситуации в современной России. // Власть. 2009. №7 С. 79 82.

108. Седых Т.Н. Теория «симфонии властей»: история и современность // Вестник МГУ, сер. 12. 2008. №4. С. 31 39.

109. Семедов С. Политические религии. Власть. 2009. № 8. С. 81 — 83.

110. Семенова О.А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: Генезис, идеи, этапы и тенденции развития // Вестник МГУ. сер. 12. 2007. №1. С. 61-68.

111. Синелина Ю.Ю. Динамика воцерковления православных. // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 89-93.

112. Синелина Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций. // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 89 95.

113. Соловьев В. С. Сочинения в 2х томах // Сост., общ. ред. и вступ. статьи А .Ф. Лосева и А. В. Гулыгина — М.: Мысль, 1990.

114. Смирнов М., Кудрявцев А., Малашенко А. Верховский И. и др. Может ли экстремизм быть религиозным? (материалы круглого стола) Электронный ресурс. // http://www.philosophy.ru (Дата обращения — 8.03.2009)

115. Струкова А., Филатов С. От протестантизма в России к русскому протестантизму. Электронный ресурс. / http://www.gumer.info/bogoslovBuks/protestant/Article/StrPrRoss.php (Дата обращения 23.02.2008)

116. Спенсер Г. «Философия и религия. Природа и реальность религии». Классики мирового религиоведения. Антология. -М.:Канон+, 1998. 400 с.

117. Сюкияйнен JI. Исламская правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость?/!!. Сюкияйнен/ Религия и конфликт. М. РОССПЭН, 2007. 287 с.

118. Тойнби А. Постижение истории. М: Прогресс М.: Прогресс: Культура, 1996. 606 с.

119. Тувинов А. Многоликий фундаментализм// НГ-религии. № 18 от 29. 09. 2001.

120. Тульский М. Ислам в неисламском мире. // Независимая газета. 29 сентября 2001.

121. Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие// Социс. 2008. №8. С. 62-67.

122. Фалвелл Дж., Крупи Г. Правые христиане, сионизм и наступление пентехолокоста Электронный ресурс. // http://apocalypse.z-media.ws/il2/ (дата обращения 7.12.2007)

123. Федотова В.Г., Кросс Ш. православие, Вебер и новый русский капитализм. // ОНС. 2006. №2. С. 41-51.

124. Филатов С. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия/ Религия и конфликт. М. РОССПЭН, 2007. 287 с.

125. Филатов С. Б. Христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского общества Электронный ресурс. //http://www.strana-oz.ru/?article=l 187&numid=27 (Дата обращения 11.09.2007)

126. Филатов С.Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. // Социс. 2005. № 6. С. 35 — 45.

127. Филь М. С. Влияние религиозного фактора на роль этнонационализма в современной России // Власть. 2005. №9. С. 44 — 50.

128. Фромм. Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.

129. Фромм Э. Психоанализ и религия. /Сумерки богов. Сост. И общ. ред. — Яковлев А.А. М.: Политиздат, 1990. С. 143-221.

130. Хаммел С. Запад и Россия как явления протестантской религиозной мысли Америки Электронный ресурс. /http://old.mgimo.m/kf/MEDIA/msl4/index.htm (Дата обращения 8.03.2008)

131. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1. С. 33 — 49.

132. Хатами М. Надеюсь, что закончилась эра злобы и насилия //Дипкурьер. НГ. 15 февраля 2001 г.

133. Хлапонин А. Религиозные конфессии внесли огромный вклад в сохранение социальной стабильности в Красноярском крае. Электронный ресурс. /http://www.krskstate.rU/press/news/gubernator/0/news/55556 (Дата обращения — 11.09.2008)

134. Хриенко А.П. Метаморфозы религиозно-нравственной детерминации сознания молодежи. // Социс. 2007. № 7. С. 80 — 87.

135. Чернова И.Б. Религия на северном Кавказе: между светом и мраком// Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции/ Под. ред. Р.Д. Хунагова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.

136. Широкалова Г.С., Аникина А.В. Политический выбор русской православной церкви как фактор, определяющий ее будущее // Социс. 2007. №5. С. 103 113.

137. Щипков А. Во что верит Россия Электронный ресурс. //http://www.religare.ru/article7107.htm (Дата обращения 1.05.2007)

138. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство /К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. T.19.M.: Прогресс, 1984. С. 306-314.

139. Юдин А. Католический ответ на вызов глобализации/ Религия и глобализация на просторах Евразии Под редакцией А. Малашенко и С. Филатова/ Моск. Центр Карнеги. М.: Неостром, 2005. 343 с.

140. Bradney A. Religions, Rights and laws. Leicester, London and New York, 1993. 190 p.

141. Casanova, Jose. Religion, the New Millennium, and Globalization (2000 Presidential Address) // Sociology of Religion, 2001 Winter, vol.62. N.4.

142. Ditrich M. Muslims in Europe: Addressing the Chalenges of Radicalicalization // EPC. Working Paper. 2006. March. № 23. P. 50 59.

143. Eisenstadt S. N. Fundamentalism, Sectarianism, and Revolution: The Jacobin Dimension of Modernity. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

144. Hopkins D.N. The Religion of Globalization // Religions/Globalizations. Theories and Cases. 2004

145. Ignatov A. Instrumenfalisierung des orfhodoxen Christentums in Osteueropa heute. Theologische Argumente im politischen Kampf // Berrichte des Bundes instituts fur ostwissenschaftliche und infrnationall Studien. Nr. 28/1994

146. Lyon D. Jesus in Disneyland: Religion in Postmodern Times. Oxford: Blackwell, 2000.

147. Parsons T. Duikheim on religion revisited: another look at the elementary forms of religions life // Beyond the classics? Essays in the scientific study of religion / Ed. C. Glock, P. Hammond. N.Y., etc., 1973. P. 156-180

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.