Становление человека в культурном опыте христианства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Игнатьев, Владимир Евгеньевич

  • Игнатьев, Владимир Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 162
Игнатьев, Владимир Евгеньевич. Становление человека в культурном опыте христианства: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2013. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Игнатьев, Владимир Евгеньевич

Содержание

Введение

Глава 1. Учение о человеке в раннехристианской традиции

§ 1. Становление - реконструкция реальности

§ 2. Реконструкция человека в раннехристианской традиции

§ 3. Формирование образа человека в раннехристианской традиции

Глава 2. Онтология становления человека

§ 1. Актуализация в становлении человека

§ 2. Социогенез в формировании личности

§ 3. Бытийная перспектива становления человека и общества

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление человека в культурном опыте христианства»

Введение

В настоящее время в России, как никогда ранее, наблюдается мировоззренческий кризис. Полагаю, ситуация вызвана тем, что мировоззрение советской эпохи, во многом дискредитировавшее себя, уже в прошлом, а новое не вполне сформировано. Кроме того, на большом географическом пространстве, которое занимает Россия с ее культурой, нет строго обозначенных мировоззренческих контуров человеческого Бытия.

Актуальность исследования. На сегодня для отечественной культуры собственные исторические и метафизические ориентиры - проблема; представители русской культуры пытаются идти чужим путем. Однако, экономический детерминизм, изначально предполагавший решение многих вопросов, оказался несостоятельным. Полагаю, культуре следует восстановить собственные ориентиры, обусловленные богатейшим историческим наследием, а также сформировать новую форму мировоззрения, релевантную задачам возрождения Человека как ноуменальной целостности, что является важнейшим фактором становления человека и социокультурной реальности в целом. Идеология настоящего времени перестала опираться на мировоззренческие концептуализации и функционирует на парадигмальном уровне, искусственно концептуализируя рациональные (удобные для нее) конструкции Бытия, выступая в этом случае в качестве форм внедрения во все сферы человеческой экзистенции стереотипов сознания и поведения. Подобная ситуация порождает мировоззренческий хаос, в котором находится общественное сознание современной России и самосознание современного россиянина.

Полагаю, необходимо актуализировать накопленный не одним поколением духовный материал не столько в аспекте его эклектической парадигма-тизации, но и в контексте мировоззренческой концептуализации. Возникает необходимость в исследованиях, выполненных не только в форме концептуализации объективных знаний об объективной реальности, обоснованной законами формальной логики и постоянно уточняемой «гносеологическим

субъектом», но и в мировоззренческой концептуализации универсума субъ-ективаций - духовного мира, укорененного в трансрациональной, трансцендентной основе многовековой христианской традиции, во многом определившей ценностные основания отечественной культуры. Полагаю, что современное состояние российского общества нуждается в дополнительных исследованиях, ориентированных на совокупность самоопределений человека, реализованных в таких жизненно значимых плоскостях, как теология, религиозная и социальная философия, антропология, культурология.

Степень разработанности проблемы. Работ, посвященных исследованию становления человека, существует достаточно много. Данное понятие на протяжении достаточно долгого периода времени остается объектом пристального внимания теологов, философов, культурологов, педагогов. Уже античная философия рассматривала вопросы становления человека, его жизненного мира, и вместе с ним социальной реальности. В онтологии Платона умопостигаемый мир идей выступает как парадигма для становящегося мира, воспринимаемого чувствами (движение к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы «быть»). Аристотель придал понятию «становление» характеристику направленности. Влияние идей христианства на становление человека и социокультурной реальности просматривается с периода религиозной философии апологетов и далее всесторонне исследуется мыслителями русской религиозной философии, социальной философии, педагогики и других гуманитарных наук. В философии Средневековья источником и в то же время целью становления является Бог. Позже в философии эта категория стала рассматриваться в форме реализации некоторой внутренней цели. С целью более содержательного анализа концепта «становление» предлагаю его уточнение посредством категории «реконструкция». Здесь следует заметить, что удвоенную конструкцию «становление-реконструкция», предполагающую совершенствование человека как опыт совершенства-устремления, использует С. Хоружий, приводя примеры из Нового Завета, где «становление-

реконструкция» всегда видится как искомое, как предмет устремления, цель,

4

выступающие в форме принципиальной ориентации, духовной установки. Ныне понятие «становление» активно используется в социальной педагогике, психологии и других гуманитарных науках. Категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Совмещение этих категорий, на взгляд диссертанта, позволит более полно исследовать механизмы формирования человека в социокультурной реальности с учетом христианских идей.

Изучение и анализ научной литературы настоящего времени и прошлых лет позволяет утверждать, что в раскрытии проблемы становления человека и социокультурной реальности прослеживается несколько подходов.

Во-первых, теологическое. К его представителям следует отнести таких авторов, как Августин Аврелий, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Евагрий Схоластик, Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Киприан (Керн), Климент Александрийский, Леонтий Византийский, Макарий Египетский, Ориген Адамат, Исаак Сирин, Феодорит Кирский, Фома Аквинский и др., а также исследователей религиозных авторских позиций - Ю.С. Владимирова, С. JI. Епифановича, В.Д. Кудрявцева-Платонова, В.И. Несмелова, А.И. Сидорова, A.B. Ситникова, Г. Флоровского, Е.И. Хлебосолова. Аналитики религиозной тематики, а также авторы-практики сосредоточивают свое внимание на богословском осмыслении категорий «Божественное лицо», «обожение», «ипостась», определяющих совершенствование человека, земной реализации Царства Божия как идеального социума на земле.

Во-вторых, философское. Его представители1: Платон, Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М.Я. Бубер, Т. де Шарден, А. Маслоу, К. Поппер, О. Шпенглер, М. Хайдеггер М. Элиаде, К. Ясперс, Э. Фромм, П. Бергман, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, П. Лукман, П. Слотердайк и другие; из современных отечественных: М.К. Мамардашвили, К.С. Пигров, Э. Радлов, В.И. Разумов, Н.С. Розов, К.А. Сергеев, Г.А. Суслова,

1 В целях упрощения изложения в этой рубрике перечисление авторов проводится по историческому принципу.

B.Н. Фалько, С.С. Хоружий, А.Н. Чанышев и др. Авторы проводят рефлексию бытийственных оснований мысли, выясняют имплицитный Разум, имманентный реальности, возможность реконструкции человека и его роли в формировании социокультурной реальности.

Внутри направления есть философы, которые занимались исследованием собственно влияния христианских идей на становление человека и социума. Это С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, JI.O. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский,

C.Л. Франк, Ю.М. Федоров.

В-третьих, культурно-педагогическое. Его представители: Георгий (Шестун), игумен; М.В. Захарченко, В.П. Зинченко, И.А. Золотарева, С.С. Куломзина, Л. Мэмфорд, A.A. Ухтомский, Димитрий Смирнов, протоиерей, С.С. Хоружий. Авторы проводят анализ аксиологической интерпретации христианских идей и рассматривают каждую идею в форме одного из основных средств становления-реконструкции современного человека, а вследствие этого - становления новой социокультурной реальности.

Необходимо подчеркнуть, что в исследованиях представленных авторов раскрыты в основном отдельные аспекты и структурные компоненты концепта «становление человека», в то время как большое количество проблем влияния идей христианства на становление человека и социокультурной реальности остаются за рамками научных дискуссий. До настоящего времени не получила полного философского осмысления роль христианских идей, механизмов реализации процесса становления-реконструкции человека и, вследствие этого, реконструкции новой социальной реальности. Полагаю, что анализом именно этой части общей проблемы совершенствования человека, социума и культуры можно осуществить наиболее полную аналитику современного человека, а также современное состояние социума и культуры, в т. ч. и отечественной.

Научная проблема настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: какие социально-антропологические образы присутствуют в культурном опыте христианства, каким образом они могут быть проявлены в концепте «становление человека» и, следовательно, как может быть раскрыт концепт «становление человека» в сюжетах христианской традиции? Насколько концепт «становление человека» актуален сегодня? Каким образом современная философия способна учитывать в решении перечисленных вопросов фактор влияния на человека и общество христианской религии.

Полагаю, до настоящего времени в современной философской литературе недостаточно осмыслен потенциал христианских идей, знаний, онтологической и социокультурной составляющей российского исторического опыта в воспитании нового человека нового общества, что определяет значимую для настоящего исследования тематическую грань.

Цель исследования - провести философский анализ культурного опыта христианской традиции на предмет выявления в ней таких сюжетных линий, которые позволяют осмыслить концепт «становление человека», уточнить его бытийственный статус и функциональность в описании проблем современного российского общества и русской культуры.

Цель получает реализацию в решении следующих задач:

1. Провести философский анализ тематических акцентов, представленных в наследии раннехристианской традиции, на предмет выявления антропологических контуров, граней человеческого в меняющемся обществе.

2. Проследить эволюцию представлений о становлении человека и социальной реальности в философских, теологических и философско-антропологических традициях, выявить путь от язычества к христианству, уточнить человекоопределяющие акценты в вероучениях.

3. Произвести анализ и обобщение взглядов философов, теологов, культурологов, педагогов на проблему совершенствования человека.

4. Раскрыть точки соприкосновения сугубо рефлексивных (спекулятивных) процедур и опыта (на примере пустынников, мистиков, ареопагитиков, апофатиков); выяснить и обосновать с позиций текстологического анализа положение: духовность - одна из значимых составляющих в концепте «становление человека», а её ведущим транслятором в истории человечества выступает христианство.

5. Прояснить основания, определяющие социокультурную онтологию человека, составить философское обоснование приоритетов духовно-нравственного начала в опыте преобразования жизненного мира.

6. Представить космогенез в статусе философской проблемы; прояснить антропогенез и социогенез в качестве структурных композиций космогенеза.

7. Выяснить роль христианской традиции в формировании концепта «становление человека», показать функциональность христианских образов в философском осмыслении культурного состояния современного российского общества; прояснить функциональность данного концепта в процедурах осмысления современной социокультурной реальности.

Основная идея. Воплощение сущностной природы человека осуществляется в социокультурной реальности и может быть философски осмыслено посредством такого понятия как «становление-реконструкция». На процесс формирования сущностного в человеке влияет множество факторов, в т. ч. и христианская традиция. Развитие и осознание исконных бытийственных оснований происходит в процессе становления-реконструкции, который осуществляется не столько посредством голой рационализации внешнего объективированного мира, сколько посредством трансцендирования субъективного внутреннего мира. Полагаю, понятие «становление человека» может получить осмысление, конкретизацию посредством аналитики социально-антропологических образов, предложенных культуре христианской традицией: христианство актуализирует в данной конструкции план духовного, опыт преодоления обыденного, тварного. Этот акцент, в свою очередь, позволяет

данному понятию прояснить сакральное, осуществить реформацию социо-

8

культурной реальности в ее проявленном виде, которая в отношении к конкретному человеку выступает как самореформация, самореконструкция природы человеческого. Степень совершенствования человека, его социальная реконструкция зависят от степени его духовного становления. Результатом согласования культуротворческих и цивилизационных процессов с формами человеческой экзистенции, остающейся в приоритете, является коэволюци-онное развитие человеческого универсума и социума.

Методологической и теоретической основой исследования выступают:

- диалектический метод, единство логического и исторического методов в процессе раскрытия генезиса рассматриваемых понятий;

- аксиологический анализ представленных различными авторами ценностных приоритетов совершенствования человека и социокультурной реальности;

- компаративный (системно-сопоставительный) метод при анализе схожих социально-философских, культурологических, педагогических и теологических концепций;

- герменевтический метод текстологического анализа;

- традиционные общефилософские методы: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, экстраполяция, идеализация и др.

Концептуально значимым принципом для осмысления категории

«становление-реконструкция» выступает следующий: в диссертационном

исследовании под понятием «становление» понимается «преобразование»,

«духовный рост», «внутренняя реконструкция». Внутренняя архитектоника

понятия «становления» тождественна той, что предложена Ж. Делезом и

Ф. Гваттари: как внутреннее напряжение, вызванное столкновением в одной

тематической и бытийственной противоположных начал, в результате чего

становление всегда предполагает преодоление косного, привычного,

стереотипного. В то же время для организации исследовательской концепции

значима такая семантическая грань «становления», которая была

9

актуализирована в работах Гегеля: как реконструкция, как положительная диалектика, т.е. как опыт прояснения сущностного и воплощение его в содержательных формах, как внутренняя цель и органичные ей способы ее реализации. Однако, несмотря на множественность позиций в отношении понятия «становление» в истории философии в целом и русской в частности, диссертант делает акцент на том, что в христологическом контексте данная категория не получила осмысления, и через призму христианских образов понятие «становление человека» также не получило должного анализа и практически не представлено в современной философской и культурологической литературе. Анализу данного тематического вектора и посвящено диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

1. Выяснены смысловые линии, определяющие образ человека в раннехристианской традиции. Прослежена эволюция представлений о становлении человека в теологических и социально-философских традициях. Выявлено, что в процессе формирования новой реальности ее значимые сферы интегрируются в смысловую целостность.

2. Показано, что в культуре дохристианской (языческой) и собственно христианской отношение к феномену человека в целом мало отлично, однако именно христианская парадигма задает семантическую вертикаль, практическое исполнение которой (к примеру, соблюдение морально-нравственных принципов) последовательно трансформирует природу человеческого, осуществляет «становление человека». Предложена и обоснована философская трактовка понятия «становление-реконструкция человека», где категория «становление» выступает как «движение к бытию», как поступательный шаг к тому, чтобы «быть»: «бытие» включает в себя «действие-путь-процесс», «реализация внутренней цели»; категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Выяснено, что совмещение этих смысловых линий в рамках понятия «становление человека» позволяет более полно исследовать

механизмы формирования человека и социальной реальности с учетом христианских идей.

3. Обосновано, что в христианской модели мира человеческое как таковое становится возможным при условии пробуждения божественного, а педагогика, философия предлагают рецепции, соблюдение которых реализует цель. Установлено, что христианские идеи способствуют открытию для человека его собственной личностной глубины, придают ему многомерность личностного бытия, которая выходит за рамки материального мира. На основе текстологического анализа христианских текстов и философско-антропологических, социокультурных сюжетов выяснено, что духовность есть один из значимых содержательных компонентов в понятии «становление человека». Сделан акцент на том, что «духовность» есть одна из определяющих смысловых линий в понятии «становление человека»: человек может становиться личностью только проявляя себя в качестве духовной ипостаси всей человеческой природы. Выявлены основания, определяющие социокультурную онтологию человека в контексте христианской традиции; показано, что в качестве таковых оснований выступают практические принципы соблюдения морально-нравственного закона в прописанном каноном тексте.

4. Выявлены мыслительные принципы, позволяющие соотносить антропогенез, социогенез в качестве структурных композиций космогенеза; обосновано, что понятие «становление человека» органично связывает между собой универсум социума и макроуниверсум, Вселенную. В рамках понятия «становление человека» представлена личностная ипостась человеческого, показан человек как деятельный субъект антропогенеза. Определено, что социально-антропологический субъект, с одной стороны, актуализирует целостность родового бытия, с другой - в рамках своего социального статуса и в соответствии с преследуемыми целями влияет на общество и культуру, определяя перспективу развития, формируя человеческий «образ социального».

5. Показано, что понятие «становление человека» функционально в осмыслении современной социокультурной реальности. Определена и охарак-

11

теризована модель культурно-просветительного пространства. Выяснено, что данная модель состоит из минимум трех топологических структур (из национально-просветительного пространства, из народного государственного ци-вилизационного культурно-просветительного пространства и из мирового, глобалистически ориентированного, культурно-просветительного пространства).

К положениям, выносимым на защиту, относятся следующие:

1. Понятие «становление человека» и традиция христианства находятся в диалектической связи: с одной стороны, христианская традиция конкретизирует образ человека, актуализирует в нем духовную составляющую, с другой - уже само понятие «становление человека» позволяет и описать христианство, и предложить модели осмысления современной социокультурной реальности. В диссертационном исследовании показано, что под влиянием христианских мыслительных принципов и сюжетов о человеке и обществе универсальная абстракция теряет свой трансцендентный характер и становится способом реализации социокультурной целостности и устойчивости в общественном сознании того или иного исторического периода.

2. Культурный опыт христианства предлагает свои социально-антропологические образы, отличные от языческих (дохристианских) представлений о человеческом. Здесь понятие «становление» получает уточнение через категорию «реконструкция»: преобразование внутреннего мира, духовный рост, преодоление мыслительных границ самосознания, трансформация мировосприятия посредством герменевтических процедур, способствующих практическому соблюдению канонического Закона и последовательному исполнению заповедей.

3. В процессе становления, осуществляемого через призму

христианских идей, личность не только развивается, но и сбывается. В

данном контексте личность выступает как христианское событие,

понимаемое в качестве со-бытия человека и его же экзистенциального

12

истока, осознание природы которого превосходит предметное мышление человека. Через прояснение экзистенциальных данностей бытия, получивших отображение в образах христианства, процессы целеполагания и целереализации выступают в диалектическом единстве, в этом отношении «становление человека» (и как процесс, и как концепт, позволяющий помыслить процесс) есть принципиальная ориентация, духовная установка.

4. В контексте христианских идей духовное становление есть процесс обретения каждым человеком собственного личностного бытия; это практическая деятельность человека, направленная на реконструкцию самого себя; это создание собственного духовного организма и духовного мира как жизненной среды и коренного условия существования.

5. Социокультурная онтология человека определяется осмыслением единства микрокосмического и макрокосмического, в итоге - Универсума в целом. Культурный опыт христианства предлагает свой опыт осмысления бытийственного единства макро- и микрокосмического: каждый человек есть своеобразный опыт проявления Бытия Бога, равно как и Вселенная есть проявление Божественного Логоса; смысл жизни - в прояснении и в практическом освоении гармонии микро- и макрокосмического.

6. С позиций христианства, становление человека есть значимый

фактор в формировании новой модели социальных отношений. Раскрыты

механизмы социогенеза: институционализация, экстериоризация,

интериоризация, самосоциализация и др.; качественная функциональность

данных механизмов определяет направление в процессе социальной

эволюции, задает вектор движения (либо к прогрессу, либо к регрессу).

Христианские идеи оказывают влияние на интеграцию институциональных

процессов в приобретении и освоении обществом новых смыслов, что

осуществляется в процессе становления-реконструкции человека как

процесса одухотворения, оживления жизненного мира и прояснения в нем

сакральных оснований. Индивид, в процессе становления-реконструкции,

проявляя себя в деятельности, конструирует мир и в этой конструируемой

13

социальной реальности экстернализует самого себя, проецируя свои, уже собственные значения, на новую, «становящуюся» реальность.

7. Понятие «становление человека», мыслимое в контексте христианской традиции, позволяет решить ряд актуальных для современного состояния российского общества и русской культуры задач. Символический универсум, представленный в идеях христианства, наполняет бытийственным смыслом как индивидуальное, так и социальное, проводит пересечение индивидуального и социального, формирует пространство их взаимоорганизации (к примеру, в утверждении идеи морали, нравственности, этического кодекса человека, восприятия Другого, чужого, инакового). В заданном контексте христианские идеи формируют смыслоорганизующие режимы и для органичного развития современного российского общества (к примеру, в ситуации глобализма, националистического и религиозного экстремизма, в ситуациях взаимозависимости выбора политических стратегий от форм культуры и пр.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие современного знания о многоаспектном и сложном феномене «становление человека» посредством осмысления его социально-философских, теологических, культурологических, антропологических оснований. Результаты исследования формируют методологический ресурс для решения проблем социальной философии, философии культуры и философской антропологии.

Практическая значимость исследования. Заявленная тематическая плоскость недостаточно широко представлена в современной культуре, недостаточно подробно осмыслена, но при этом значима и актуальна в формировании патриотизма, гражданственного самосознания, национальной ответственности. Осмысление проблематики, определяющей данное тематическое пространство, выполняет и практически-педагогическую функцию - дисциплинирует индивида, формирует национальное самосознание и чувство ответственности перед социумом, перед собственной культурой, перед нацией.

14

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, лекционных курсов по социальной философии, по философии культуры, культурологии, педагогике, антропологии, а также специальных курсов по социологии воспитания, теории социализации и др.

Полученные результаты могут быть использованы в форме методологической базы для разработки мыслительных технологий, ориентированных на формирование гармоничной социализации индивида, а также в решении практических задач, связанных с управлением в области развития духовно-нравственного потенциала российского общества.

Результаты диссертации нашли применение в деятельности учреждения культуры - Дворца искусств им. A.M. Малунцева (г. Омск). Данное учреждение выступает неким микрокосмом, специфической культурной средой, в которой реализуются 14 проектов (под руководством диссертанта), нацеленных на прояснение понятия «становление человека» и ориентированных на духовно-нравственное просвещение широкого круга общественности (по инициативе диссертанта создан Отдел духовно-нравственного просвещения во Дворце искусств им. A.M. Малунцева

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Игнатьев, Владимир Евгеньевич

Заключение

Настоящее исследование состоит из двух глав, каждая из которых, развивая логику работы, включает в себя несколько параграфов.

В первой главе «Учение о человеке в раннехристианской традиции» исследуется эволюция историко-философских взглядов на понятие «становление человека», проводится анализ «становления» и как категории, и как процесса, показываются точки взаимосвязи.

Материал первой главы определяет новизну исследования:

Во-первых, определены смысловые линии, характеризующие образ человека в раннехристианской традиции. Рассмотрена эволюция идей, представлений о становлении человека в теологических и социально-философских традициях. Рассмотрен процесс формирования новой реальности, показано, что ее значимые сферы интегрируются в смысловую целостность. Наделение мира новыми смыслами позволяет человеку выйти за пределы обыденной повседневности. Подтверждено, что в социальном плане развитие христианских идей способствует интеграции институциональных процессов: как и человек, общество формирует новые смысловые ориентиры, что влечет за собой легитимацию как некоторых институтов, так и отдельных социальных ролей. Личность во время своего становления конструирует мир, проецируя уже собственные значения на формирующуюся новую реальность.

Во-вторых, выяснено, что отношение к феномену человека в культуре языческой и собственно христианской в общем мало отлично, однако исследуемая христианская парадигма задает семантическую вертикаль, практическое исполнение которой последовательно изменяет природу человеческого, осуществляет процесс становления человека: культура ориентирует себя на опыт выявления божественного в человеке, в плане формирования смысла понимаемого «трансцендентным трафаретным стандартам». Обоснована предложенная философская трактовка понятия «становление-реконструкция человека», где категория «становление» выступает как дви-

жение к бытию, как поступательный шаг к тому, чтобы быть: бытие включает в себя такие составляющие, как «действие-путь-процесс», «реализация внутренней цели»; категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Определено, что совмещение этих смысловых линий в рамках понятия «становление человека» позволяет более полно исследовать перечень механизмов формирования как человека, так и социальной реальности с учетом христианских идей.

В-третьих, произведены анализ и обобщение взглядов теологов, философов, культурологов, педагогов на проблему развития, становления человека. Обосновано, что христианские идеи способствуют открытию для человека его собственной личностной глубины, придают ему многомерность личностного бытия, которая выходит за рамки материального мира. Подтверждено, что в христианской модели мира человеческое как таковое становится возможным при условии пробуждения божественного, а педагогика, философия предлагают рецепции, соблюдение которых реализует цель.

В-четвертых, в процессе текстологического анализа христианских текстов и философско-антропологических, социокультурных сюжетов определено, что духовность есть одна из значимых содержательных компонент в понятии «становление человека». Сделан акцент на том, что «духовность» есть одна из определяющих смысловых линий в понятии «становление человека»: человек может становиться личностью только как духовная ипостась всей человеческой природы.

В процессе исследования решается ряд задач: проведен анализ тематических акцентов, представленных в наследии раннехристианской традиции, на предмет выявления антропологических контуров, граней человеческого, раскрыта эволюция представлений о становлении человека и социальной реальности в теологических и философско-антропологических традициях, выявлен путь от язычества к христианству, получили уточнение человекоопре-деляющие акценты. В §1. «Становление-реконструкция реальности» проведен анализ и обобщение взглядов теологов, философов, культурологов, педа-

145

гогов на проблему совершенствования человека, сделан анализ взглядов более поздних греческих авторов, производящих пересмотр религиозных концепций античного исторического сознания. В § 2. «Реконструкция человека в раннехристианской традиции» рассмотрены религиозно-философские взгляды в аспекте персоналистической ценности человека. Выявлены параметры, позволяющие истории философии и культуры выводить оценку природы человека, его богоподобия, социального предназначения, реализации сущностной природы человеческого в социуме. В § 3. «Формирование образа человека в раннехристианской традиции» показано, что переход к христианской картине мира сопровождается, в т. ч., и потребностью в специфических рефлексивных формах, способных передать полноту мистического опыта, выяснены условия, демонстрирующие, что появляется потребность в специфическом нарративе, актуализирующем ту или иную грань духовного опыта

Материалы главы формируют следующие положения, выносимые на защиту:

Во-первых, анализируется диалектическая связь понятия «становление человека» и традиций христианства, и на этой базе предложена модель осмысления современной социокультурной реальности. В ходе эволюции христианской традиции формируется предельная абстракция понимания общества, человека, культуры, интегрирующая их, и получающая символическую форму, а по своему содержанию обозначающая реальность, существующую в континууме универсальных смыслов. Усилиями христианских мыслителей принципы и сюжеты о человеке и обществе абстракции религии теряют свой трансцендентный характер и становятся способом реализации социокультурной устойчивой целостности со спецификами характерными общественному сознанию определённого исторического периода.

Во-вторых, в культурном опыте христианства в сравнении с языческими (дохристианскими) представлениями о человеческом понятие «становление» уточняется через категорию «реконструкция». Синтез этих двух понятий обращают нас к темам преобразования внутреннего мира, духовному

146

росту, преодолению мыслительных границ самосознания, трансформации мировосприятия посредством герменевтических процедур, практическому соблюдению канонического Закона и последовательному исполнению заповедей.

В-третьих, в ходе становления, реализуемого на основе христианских идей, личность не только развивается, но и сбывается. Личность выступает как христианское событие, понимаемое в качестве со-бытия человека с экзистенциальным истоком, превосходящим предметное мышление человека. Становление человека приобретает статус принципиальной ориентации, духовной установки для формирующейся личности.

В-четвертых, в русле христианских идей духовное становление оказывается процессом, позволяющим любому человеку обрести собственное личностное бытие; по характеру это практическая деятельность человека, нацеленная на реконструкцию самого себя; это сотворение собственного духовного организма и духовного мира в качестве жизненной среды и важнейшего условия человеческой жизни.

Во второй главе «Онтология становления человека» исследуются социально-философские, культурологические, педагогические взгляды на космо-генез, антропогенез человека, восстанавливается онтология христианской культуры, христианской традиции, получает обоснование их роль в становлении-реконструкции человека.

Материал второй главы также определяет научную новизну исследования:

Во-первых, определены онтологические основания, определяющие социокультурную онтологию человека в контексте христианской традиции; выявлено, что в качестве таковых оснований выступают практические принципы соблюдения морально-нравственного закона, в прописанных канонических текстах.

Во-вторых, показано соотношение антропогенеза, социогенеза в качестве структурных композиций космогенеза, обосновано, что понятие «ста-

147

новление человека» органично связывает между собой универсум социума и макроуниверсум, Вселенную. В контурах предложенного понятия «становление человека» представлена личностная ипостась человеческого, где он показан как деятельный субъект антропогенеза: деятельностный субъект всегда выступает как социально-антропологический субъект, который обладает двумя взаимосвязанными онтологическими статусами - как антропным, так и социальным. Выявлено, что социально-антропологический субъект, с одной стороны, актуализирует целостность родового бытия, с другой - в рамках своего социального статуса и в соответствии с преследуемыми целями влияет на общество и культуру, определяя перспективу развития, формируя человеческий «образ социального».

В-третьих, определена и охарактеризована модель культурно-просветительного пространства. Выяснено, что данная модель состоит из минимум трех топологических структур (из национально-просветительного пространства, из народного государственного цивилизационного культурно-просветительного пространства и из мирового глобалистического культурно-просветительного пространства). Выявлено, что понятие «становление-реконструкция человека» функционально в осмыслении современной социокультурной реальности.

В главе получили решение следующие задачи: обосновано, что любая форма онтологического измерения считается истинной только в определенных границах многомерного и многоуровнего человеческого бытия, где и может выступать как мера Сущего. В § 1. «Актуализация в становлении человека» дана оценка антропогенезу Человека как онтологическому этапу космического проявления Ничто в Нечто и показано, что человек, проявляя себя не как именная форма Бога, а как фамильная форма Человеческого рода, из субъекта космогенеза постепенно трансформируется в объект антропогенеза, обосновано, что если в основе космогенеза лежат субъектные отношения, антропогенеза - субъектно-субъектные отношения, то основой социоге-

неза являются субъектно-объектные отношения. В § 2. «Социогенез в фор-

148

мировании личности» раскрыта онтология социогенеза,показано его влияние на становление-реконструкцию человека, предложено авторское представление содержания христианской традиции, направленной на развитие духовного и личностного начала в человеке, на укоренение его в нравственной и духовной жизни. § 3. «Бытийная перспектива становления человека и общества» является авторским представлением о содержании христианской традиции, направленной на развитие духовного и личностного начала в человеке, на укоренение его в нравственной и духовной жизни. Дается обоснование того, что с помощью христианской традиции для человека открывается его собственная личностная глубина, многомерность личностного бытия. В этой традиции становление-реконструкция человека предполагает то, что личность не только развивается, но и сбывается. Здесь личность выступает как христианское событие в аспекте со-бытия человека с Богом. Духовно-нравственное становление-реконструкция личности не является монопроцессом, направленным целеполаганием воли человека. Процессы целенаправленные и целесообразные выступают в диалектическом единстве. Христианская традиция представляется как категориальная схема «субъект-объект-отношение», где отношение выступает в ценностном ключе. Культурно-историческая христианская традиция своим субъектом признает того, кто оценивает прошлое в аспекте аксиологического содержания.

Сделан акцент на том, что традиционные ценности становятся образцом, практическим идеалом, в соответствии с которым происходит процесс становления-реконструкции субъекта.

Лучшие представители иных национальных культур, иных вер, находясь в атмосфере христианской цивилизации, вдохновлялись ее идеалами, настраивались на ее тон, внося свою лепту в ее копилку. Вопрос становления-реконструкции человека, реформации социальной реальности под духовно-нравственные приоритеты является вопросом не только развития, но и сохранения человеческой цивилизации, и огромная роль здесь принадлежит христианству.

Материалы главы также формируют следующие положения, выносимые на защиту:

Во-первых, социокультурная онтология человека доступна определению на основании христианской традиции посредством осмысления единства микрокосмического и макрокосмического, в итоге человек находит своё место в целостном и устойчивом Универсуме. Культурный опыт христианства предлагает особый подход к осмыслению бытийственного единства макро- и микрокосмического, где каждый человек есть своеобразный опыт проявления Бытия Бога, равно как и Вселенная есть - проявление Божественного Логоса; смысл жизни открывается в прояснении и в практическом нахождении гармонии микро- и макрокосмического.

Во-вторых, с позиций христианства обнаруживается, что становление человека есть не редуцируемый фактор в формировании новой модели социальных отношений актуальных для XXI в. Исследуются следующие механизмы социогенеза: институциализация, экстериоризация, интериоризация, самосоциализация и др.; качественная функциональность данных механизмов определяет направление в процессе социальной эволюции, задает вектор движения (либо к прогрессу, либо к регрессу). Христианские идеи содействуют интеграции институциональных процессов таким образом, что общество осваивает и приобретает новые смыслы в процессе становления-реконструкции человека понимаемого процессом одухотворения, оживления жизненного мира с прояснением в нем сакральных оснований. Индивид, в ходе становления-реконструкции, проявляет себя в деятельности, конструирует мир и в этой конструируемой социальной реальности экстернализует самого себя, проецируя свои значения и смыслы, на новую, становящуюся реальность, объединяющую личность и общество.

В-третьих, в главе и в диссертации в целом аргументировано, что с опорой на понятие «становление человека», задаваемое в контексте христианской традиции, решаются актуальные для современного состояния российского общества и отечественной культуры задачи. Символический универсум

150

христианства обогащает бытийственным смыслом как индивидуальное, так и социальное, производит гармоничное совмещение индивидуального и социального, формирует пространство для их взаимоорганизации (к примеру, в утверждении идеи морали, нравственности, этического кодекса человека, восприятия Другого, чужого, инакового). В таком аспекте христианские идеи формируют смыслоорганизующие режимы актуальные для органичного развития российского общества в XXI в. Становление человека в современном российском обществе оказываются продуктивнее от того, насколько теоретически осмыслены и освоены на практике многовековые традиции, играющие для русской культуры и российского общества смыслоформирующую и смыслоопределяющую роли.

Общий вывод исследования формулируется следующим образом: корнем современной цивилизации выступает христианство. Лучшие представители иных национальных культур, иных вер, находясь в атмосфере христианской цивилизации, вдохновлялись ее идеалами, настраивались на ее тон, внося свою лепту в копилку христианской цивилизации. Вопрос становления-реконструкции человека, реформации социальной реальности под духовно-нравственные приоритеты является вопросом не только развития, но и сохранения человеческой цивилизации, и огромная роль здесь принадлежит христианству.

В качестве ключевой перспективы для дальнейшей исследовательской работы выступает тематический акцент, оставленный за границей проблематики данной работы: осмысление методологических механизмов, позволяющих актуализировать роль культуры в становлении государственной идеологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Игнатьев, Владимир Евгеньевич, 2013 год

Библиография

1. Августин Блаженный Аврелий. Творения [Текст] : [в 4 т.] / Августин Блаженный Аврелий. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. - Т. 1. - 740, [2] с.; Т. 2. - 749, [4] с. ; Т. 3, кн. 1-13. - 593, [2] с. ; Т. 4, кн. 14-22. - 584, [2] с.

2. Августин Блаженный Аврелий. О бессмертии души [Текст] / Августин Блаженный Аврелий. - Москва : ACT, 2004. - 511, [1] с.

3. Фома Аквинский. Учение о душе [Текст] / Фома Аквинский. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 477, [1] с.

4. Андреев Д.Л. Роза Мира [Текст] / Д.Л. Андреев. - Урания, 1998. - 605, [1

е.]

5. Антология восточно-христианской богословской мысли : ортодоксия и гетеродоксия [Текст]: [в 2 т.] / [сост.: Г.И. Беневич, Л.В. Бурлака]. - Москва ; Санкт-Петербург : Никея, 2009. - Т. 1. - 668 с. ; Т. 2. - 748 с.

6. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника [Текст] / Дионисий Ареопагит ; [пер. с дервнегреч. Г.М. Прохорова]. - Санкт-Петербург : Изд-во О. Абышко, 2006.-463 с.

7. Аристотель. Сочинения [Текст] : в 4 т. : [пер. с древнегреч.] / Аристотель. - Москва : Мысль, 1984. - Т. 4. - 828, [2] с.

8. Аристотель. О душе [Текст] / Аристотель. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 220 с.

9. Афанасий Великий. Творения [Текст] : [в 4 т.] / Афанасий Великий. -Репр. воспр. изд. 1902-1903 гг. - Москва : Изд-е Спасо-Преображенского Вааламского монастыря, 1994. - Т. 1. - 479 с. ; Т. 2.-494, XIII с. ; Т. 3. -524, XV с.; Т. 4. - 480 с.

10. Бахтин М.М. Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / М.М. Бахтин. - Москва : Русские словари, 1996. - Т. 5. - 731 с.

11. Белогородцев В.Н. Способно ли правосудие выполнять идеологическую функцию [Текст] / В.Н. Белогородцев // Социологические исследования. - 2009. - № 11. - С. 98-102.

12. Бергман П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергман, Т. Лукман. - Москва : Медиум, 1995. - 322, [1] с.

13. Бердяев H.A. Дух и реальность : основы богочеловеческой духовности ; Я и мир объектов : опыт философии одиночества и общения [Текст] / H.A. Бердяев. - Москва : ACT : Хранитель, 2007. - 381, [1] с.

14. Бердяев H.A. О назначении человека [Текст] / H.A. Бердяев. - Москва : Республика, 1993. - 382, [1] с.

15. Бердяев H.A. Философия свободного духа [Текст] : [сборник] / H.A. Бердяев. - Москва : Республика, 1994. - 479, [1] с.

16. Бердяев H.A. Философия свободы [Текст] / H.A. Бердяев. - Москва: ACT, 2010.-317, [2] с.

17. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого [Электронный ресурс] / H.A. Бердяев // Библиотека Якова Кротова : [сайт]. - [2013]. - Режим доступа: http://krotov.info/library/02 b/berdvaev/1944 041 l.htm

18. Бердяев H.A. Смысл творчества [Текст] : [опыт оправдания человека] / H.A. Бердяев. -Москва : ACT, 2004. - 678, [1] с.

19. Бердяев H.A. Философия неравенства [Текст] / H.A. Бердяев. - Москва : ACT, 1990.-285, [1] с.

20. Бердяев H.A. Смысл истории ; Новое средневековье [Текст] / H.A. Бердяев. - Москва : Канон+ : Реабилитация, 2002. - 446,[1] с.

21. Блаватская Е.П. Тайная доктрина [Текст] : [пер. с англ.] / Е.П. Блават-ская. - [Репр. воспр. изд. 1937 г.]. - Ленинград : Экополис культура ; Андреев и сыновья, 1991. - Т. 1 : Космогенез, Ч. 2 : Эволюция символизма, Ч. 3 : Оккультная и современная наука. - XI, 465 с. : портр.

22. Бодрийяр Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр. - Москва : Рудеми-но, 1999.-218, [4] с.

23. Бубер М. Два образа веры [Текст] / М. Бубер ; [пер. с нем. М.И. Левиной и др.]. - Москва : ACT, 1999. - 590 с.

24. Бубер М. Я и Ты [Текст] / М.Я. Бубер, - Москва : Высшая школа, 1993. -173, [3] с.

25. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения [Текст] / С.Н. Булгаков - Москва : ACT, 2001. - 665, [1] с.

26. Булгаков С.Н. Агнец Божий [Текст] / С.Н. Булгаков. - Москва : Общедоступный православный ун-т основанный протоиер. А. Менем, 2000. -463, [1] с.

27. Булгаков С.Н. Философия имени [Текст] / С.Н. Булгаков. - Санкт-Петербург : Наука, 1998.-446, [1] с.: [1] л. ил.

28. Василий (Преображенский, Вениамин Сергеевич; 1876-1945). Беседы на Евангелие от Марка [Текст] / Святитель Василий епископ Кинешем. (Преображенский). - Москва : Отчий дом, 1996. - 624 с.

29. Вебер М. Избранное. Образ общества [Текст] : [сборник] / М. Вебер. -Москва : Юристъ, 1994. - 702 с.

30. Винер Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Москва : Иностранная литература, 1958. - 200 с.

31. Владимиров Ю.С. Метафизика [Текст] : [монография] / Ю.С. Владимиров. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 534 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] : [в 4 т.] / Г. В. Ф. Гегель. - Москва : Искусство, 1969. - Т. 2 : Лекции по эстетике. - 325, [1] с.

33. Гегель Г.В.Ф. Наука логики [Текст] : в 3 т. : [пер. с нем.] / Г. В. Ф. Гегель. - Москва : Мысль, 1970. - Т. 1. - 500, [1] с.

34. Григорий Нисский. Об устроении человека [Текст] / Григорий Нисский. - Санкт-Петербург : Axima, 2000. - 219, [1] с.

35. Дебор Г.-Э. Общество спектакля [Текст] / Г.-Э. Дебор. - Москва : Радек, 2000.-183 с.

36. Декарт Р. Сочинения [Текст] / Р. Декарт. - Калининград : Янтарный сказ, 2005.-352, [1] с.

37. Дойч Д. Структура реальности [Текст] / Д. Дойч. - Москва ; Ижевск : РХД, 2001.-398, [1] с.

38. Евагрий Схоластик. Церковная история [Текст] / Евагрий Схоластик. -Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - Кн. 3-4. - 422, [1] с.

39. Евсевий Памфил (епископ Кесарийский ; ок.260-340). Церковная история [Текст] : [перевод] / Евсевий Памфил. - Москва : Изд. отд. Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1993.-446, [1] с.

40. Епифанович С. JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие [Текст] / С. JI. Епифанович. - Москва : Мартис, 1996. -219,[2] с.

41. Святитель Иоанн Златоуст : [творения / сост. Д.С. Чунтонов]. - Москва : Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2005. - 605 с.

42. Золотарева И.А. Ценностный базис христианства и современность: проблема адаптации : дис. ... канд. филос. наук. [Текст] / И.А. Золотарева. -Ставрополь, 1998.

43. Игнатьев В.Н. Социобиология человека [Текст] / В.Н. Игнатьев // Вопросы философии. - 1982. -№ 9. - С. 134-141.

44. Георгий (Шестун Евгений Владимирович; игумен; нач. XXI в.). Православная педагогика : онтологические и историко-теоретические основы педагогики православной цивилизации / игумен Георгий (Шестун Е.В.). - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : ПРО-ПРЕСС, 2010.-671 с.

45. История средневековой философии : хрестоматия : [в 2 ч. / сост. Г. Я. Миненков]. - Минск : ЕГУ, 2002. -Ч. 1 : Патристика. - 503 с.

46. Кант И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. - Минск : Литература, 1998.-959 с.

47. Кант И. Собрание сочинений [Текст] : юбил. изд., 1794-1994 : в 8 т. / И. Кант. - Москва : Чоро, 1994.-Т. 1.-543, [1] с.

48. Карпинская P.C. Социобиология. Критический анализ [Текст] / P.C. Карпинская, С. А. Никольский. - Москва : Мысль, 1988. - 203 с.

49. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения / Л.П. Карсавин. -Москва : Ренессанс, 1992. - Т. 1. - LXXII, 323, [3] е., [9] л. ил.: портр.

50. Киприан (архимандрит ; Керн, Константин Эдуардович ; 1889-1960). Антропология Св. Григория Паламы / Архимандрит Киприан (К.Э. Керн). - Киев: 2006. - 433 с.

51. Климент, Александрийский. Увещевание к язычникам [Текст] / Климент Александрийский. - Санкт-Петербург: изд. О. Абышко, 2006.

52. Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215) Увещевание к язычникам : кто из богатых спасется / Климент Александрийский ; пер. с древнегреч. А.Ю.Братухина. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург : Из-во О. Абышко, 2009.-282 с.

53. Краткая философская энциклопедия [Текст] / [ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко]. - Москва : Энциклопедия, 1994. - 574, [1]с.

54. Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии [Текст] / В.Д. Кудрявцев-Платонов. - Москва : ФондИВ, 2008. - 573 с.

55. Леонтий Византийский : сборник исследований [Текст] / [ред. А.Р. Фокин]. - Москва : Центр библейско-патрологических исследований, 2006. -671 с.

56. С.Н. Булгаков: Pro et contra : Личность и творчество Булгакова в оценке рус. мыслителей и исследователей [Текст] : антология : [в 2. т. / сост. И.И. Евлампиев]. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2003. - Т. 1.- 1000 с.

57. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм [Текст] / А.Ф. Лосев. - Москва : Искусство, 1980. - 765, [1] с.

58. Лосский И.О. Условия абсолютного добра [Текст] / Н.О. Лосский - Москва : Политиздат, 1991. - 367, [1] с.

59. Лосский Н.О. .. .Мир как органическое целое [Текст] / Н.О. Лосский. -Москва : Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1917. - 170 с.

60. Макарий Египетский (пресвитер; 301-391). Духовные слова и послания [Текст] / Макарий Египетский. - Москва : Индрик, 2002. - 1055 с.

61. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом (Беседы с А. Эпельбуэн) [Текст] / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1992. - № 5. - С. 100-115.

62. Маркс К. Капитал : критика политической экономии / К. Маркс. - Москва : Эксмо, 2011. - Т. 1, кн. 1. - 1195, [1] с.; Т. 2. - 1198 с.; Т. 3. - 1198 с.

63. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года [Текст] / К. Маркс. - Москва : Академические проспект, 2010. - 775 с.

64. Маслоу А. Самоактуализация [Электронный ресурс] / А. Маслоу // Psychology. ru : психология на русском языке : [сайт]. - 2000-2013. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/library/00037.shtml.

65. Мировоззренческо-методологический потенциал философской концепции Ю.М. Федорова : материалы Круглого стола 29 октября 2004г. [Текст]. - Тюмень : Мединфо, 2004. - 140 с.

66. Мир философии : книга для чтения : [в 2 ч. / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров]. - Москва : Политиздат, 1991. - Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - 671, [1] с. ; Ч. 2: Человек. Общество. Культура. - 623, [1] с.

67. Мэмфорд JI. Миф машины [Электронный ресурс] / JI. Мэмфод // Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ): сайт гуманитарного факультета. -Москва, [2012-2013]. - Режим доступа: http://philosophy.mitht.ru/memfordl.htm.

68. Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского [Текст] / В.И. Несмелов. - Москва : Центр изучения охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. - XIV, 635, XV, [1] е., [1] л. портр.

69. Ориген. О началах. Против Цельса [Текст] / Ориген. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2008. - 790, [1] с.

70. Пигров К.С. Метафизика творчества [Текст] / К.С. Пигров // Личность. Культура. Творчество. - 2009. - Т. 11, вып. 3 (№ 50). - С. 173-181.

71. Очерки социальной философии : учеб. пособие / [Р.В. Светлов, Ю.В. Перов, К.С. Пигров и др.]. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 1998. -290 с.

72. Платон. Сочинения [Текст] : в 3 т. : [пер. с древнегреч.] / Платон ; [под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса]. - Москва : Мысль, 1972. - Т. 2. -678с.

73. Поппер K.P. Открытое общество и его враги [Текст] : [в 2 т.] / K.P. Поп-пер. - Москва : Феникс ; Культурная инициатива, 1992. - Т. 1 : Чары Платона. - 446 с.

74. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны [Текст] : [пер. с древнегреч. / Прокл ; сост. A.A. Тахо-Годи]. - Москва : Прогресс, 1993. - 316 с.

75. Психология и этика : опыт построения дискуссии [Текст] / [отв. ред. Б.С. Братусь]. - Самара : Бахрах, 1999. - 127 с.

76. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии [Текст] / под ред. Э.Л. Радлова. - Санкт-Петербург : Брокгауз-Ефрон, 1911.-284 с.

77. Разумов В.И. Информационные основы синтеза систем [Текст] : [монография] : в 3 ч. / В.И. Разумов, В.П. Сизиков. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. - Ч. 2 : Информационные основы синтеза. - 339 с.

78. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых [Текст] : учеб. пособие / В.И. Разумов. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. -276 с.

79. Раннехристианские апологеты II—IV веков [Текст] - Москва : Ладомир, 2000.-189 с.

80. Розов Н.С. Философия и теория истории [Текст] / Н.С. Розов - Москва : Логос, 2002. - Кн. 1 : Пролегомены. - 655 с.

81. Секретан Ш. Цивилизация и вера [Текст] / Ш. Секретан - Москва : Типография Д.А. Бонч-Бруевича, 1900. - 524 с.

158

82. Сергеев К.А. Природа и разум. Античная парадигма [Текст] / К.А. Сергеев, Я.А. Слинин. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991.-238, [2] с.

83. Сидоров А.И. Курс патрологии : возникновение церковной письменности [Текст] : [учеб. пособие] / А.И. Сидоров. - Москва : Рус. огни, 1996. -348, [1] с.

84. Сирин Исаак (епископ ; 7 в.). О божественных тайнах и о духовной жизни : новооткрытые тексты [Текст] / Исаак Сирин. - Изд. 6-е. - Санкт-Петербург : Изд-во О. Абышко, 2012. - 335 с.

85. Ситников A.B. Философия Плотина и традиция христианской патристики [Текст] / A.B. Ситников. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - 239, [2] с.

86. Слотердайк П. Критика цинического разума / П. Слотердайк ; пер. [с нем.] А. Перцева. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 583 с.

87. Смирнов Д. (протоиерей) Проповеди / Д. Смирнов. - Москва : Сестриче-ство во имя преподобномученицы вел. кн. Елизаветы, 2001. - [Кн.] 1. -269, [2] с.

88. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. / B.C. Соловьев. - Москва : [б. и.], 2000.-Т. 1 : Сочинения, 1873-1876.-391 с.

89. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Философское начало цельного знания : [сборник] / В. С. Соловьев. - Минск, 1999. - С. 398-906.

90. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике [Текст] // Литературная критика / B.C. Соловьев. - Москва, 1990. - С. 59-66.

91. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике [Текст] / B.C. Соловьев // Сочинения : в 2 т. - Москва, 1988. - Т. 2. - С. 548-555.

92. Соловьев B.C. Смысл любви [Текст] / B.C. Соловьев // Сочинения : в 2 т. - Москва, 1988. - Т. 2. - С. 493-547.

93. Суслова Л.А. Философия И. Канта [Текст] / Л.А. Суслова. - Москва : Высш. шк, 1988.-222, [2] с.

94. Тернер Дж. Структура социологической теории [Текст] / Дж. Тернер. -Москва : Прогресс, 1985.-471 с.

95. Тертуллиан К.С. Избранные сочинения [Текст] / К.С. Тертуллиан. - Москва : Прогресс : Культура, 1994.-443, [1] с.

96. Тертуллиан К.С. Против Маркиона [Текст] : в 5 кн. / К.С. Тертуллиан. -Санкт-Петербург : Изд-во О. Абышко, 2010. - 576 с.

97. Трубецкой E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой // Избранное / С. Н. Трубецкой E.H. Трубецкой. - М., 2010. - С. 305-556.

98. Трубецкой E.H. Социальная утопия Платона / Е. Н. Трубецкой // Избранное / С.Н. Трубецкой, E.H. Трубецкой. - М., 2010. - С. 557-644.

99. Трубецкой, С.Н. О природе человеческого сознания [Текст] / E.H. Трубецкой, С.Н. Трубецкой // Избранное / С. Н. Трубецкой, E.H. Трубецкой. - Москва, 2010. - С. 47-154.

100. Ухтомский A.A. Интуиция совести [Текст] / A.A. Ухтомский. - Санкт-Петербург : Петербургский писатель, 1996. - 527 с.

101. Фалько В.Н. Типология реальностей [Текст] / В.Н. Фалько // Философские науки.-2005.-№7.-С. 118-132 ;№ 8.-С. 115-128.

102. Федоров Ю.М. Космическое измерение человека [Текст] / Ю.М. Федоров // Общественные науки и современность. - 1994 - № 4. - С. 177-190.

103. Федоров Ю.М. Сумма антропологии [Текст] : [монография] / Ю. М. Федоров. - [2-е изд.]. - Новосибирск : Наука, 1996. - 829, [3] с.

104. Фейербах JI. Основы философии ; Предварительные тезисы к реформе философии ; Фрагменты к характеристике моей философской биографии / JI. Фейербах. - 2-е изд. - [Москва] : Соцэкгиз, 1937. - Переплет, XII, 149, [2] с.

105. Феодорит Кирский (епискп Кирский ; 386 или 393-458). История Бого-любцев или повествование о Святых Подвижниках [Текст] / Кирский. Феодорит. - Москва : [б. и.], 1996. - 233,[2] с.

106. Философский энциклопедический словарь [Текст] / [Н.В. Абаев и др.] ; редкол.: С.С. Аверинцев [и др.]. - 2-е изд. - Москва : Советская энциклопедия, 1989.-814, [1] с.

107. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины : опыт православ. теодицеи [Текст] / П.А. Флоренский. - Москва : ACT, 2007. - 633, [2] с.

108. Флоровский Г.В. Догмат и история [Текст] / Г.В. Флоровский. - Москва : Свято-Владимирского братство. 1998. -487 с.

109. Флоровский Г. Пути русского богословия [Текст] / Г. Флоровский. -Минск : Изд-во Белорусского Экзархата Экзархата, 2006. - 607, [1] с.

110. Фрагменты ранних греческих философов [Текст] / подгот. A.B. Лебедев. - Москва : Наука, 1989. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 575, [1] с.

111. Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения / С.Л. Франк. - Москва; Правда, 1990.-С. 183-559.

112. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия [Текст] / С.Л. Франк. - Москва : ACT, 2007. - 383 с.

113. Франк С.Л. Реальность и человек [Текст] / С.Л. Франк. - Москва : Республика, 1997. - 479 с.

114. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности : [сборник]. - Москва : МГУ, 1982. - С. 182-126.

115. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990.-366, [1] с.

116. Фромм Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. - Москва : Республика, 1992. 429, [1] с.

117. Фромм Э. Иметь или быть [Текст] / Э. Фромм. - 2-е изд., доп. - Москва : Прогресс, 1990.-330, [1] с.

118. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира [Текст] / К. де Фюстель. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1906. - 459 с.

119. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» [Текст] / М. Хайдеггер / Вопросы философии. - 1990. -№ 7. - С. 143-176.

120. Хлебосолов Е.И. Метафизические основания христианства [Текст] / Е.И. Хлебосолов. - Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2007. -178 с.

121. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции [Текст] / С.С. Хо-ружий. - Москва : Парад, 2005. - 445, [1] с.

122. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии [Текст] / А.Н. Чанышев. - Москва : Высш. шк., 1991. - 510, [2] с.

123. Тейяр де Шарден П. Божественная среда (часть 3) [Текст] / П. Тейяр де Шарден // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности : [сборник] / сост.: Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. - Москва, 1990. - С. 106135.

124. Шпенглер О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории [Текст] / О. Шпенглер. - Москва : Мысль, 1998. - Т. 1 : Гештальт и действительность. - 667 с. ; Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. -607 с.

125. Элиаде М. Космос и история [Текст] / М. Элиаде. - Москва : Прогресс, 1987.-311, [1] с.

126. Ясперс К. Философская вера [Текст] // Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - Москва, 1991. - С. 420-508.

©

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.