Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана: досоветский период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, доктор юридических наук Буриев, Имонкул Бозорович

  • Буриев, Имонкул Бозорович
  • доктор юридических наукдоктор юридических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 323
Буриев, Имонкул Бозорович. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана: досоветский период: дис. доктор юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2009. 323 с.

Оглавление диссертации доктор юридических наук Буриев, Имонкул Бозорович

Введение.

Глава 1. Возникновение таджикской государственности и ее периодизация

§ 1. Возникновения государственности на территории Таджикистана и основные концепции ее развития

§2. Периодизация истории государственности Таджикистана

Глава 2. Верховный правитель и наместник как институты государственности

§1. Монарх (шах) как институт государственности исторического

Таджикистана (П тыс. до н.э. - до 530 г. до н.э.)

§2. Наместник как институт государственности в Таджикистане

§3. Институт эмира Саманидов и проблемы преемственности его ключевых элементов последующими правителями досоветского Таджикистана

§4. Институт Генерал-губернатора Туркестанского края (60-е годы ХГХв. - 1917г.) и политического агентства в Бухаре (1889-1917 гг.)

Глава 3. Становление и развитие органов управления как институтов государственности

§1. Становление и развитие органов управления в период до образования государственности Саманидов.

§2. Органы управления и их должностные лица (чиновники) как институты сам анидской и постсаманидской государственности

А. Становление, развитие и особенности института везира

Б. Возникновение и эволюция института отраслевого управления.

§3. Эволюция государственных органов и полномочий отдельных государственных должностей как институтов государственности

§4. Государственные органы и чиновники на местах как институт государственности

Глава 4. Становление и развитие судебных органов как институтов государственности в истории таджиков

§ 1. Судебная власть как институт государственности и проблемы ее функционирования в досоветском Таджикистане

§2. Древнейшие судебные органы досоветского Таджикистана как институты государственности.

§3. Судебные институты государственности таджиков в средние века период исламской цивилизации)

§4. Институты имперского (российского) и мусульманского суда в досоветском Таджикистане: проблемы соотношения и функционирования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана: досоветский период»

Актуальность темы исследования. В настоящее время Республика Таджикистан переживает период радикальных реформ. Новейшая история таджикской государственности после объявления независимости была омрачена продолжительной гражданской войной. Несмотря на сложные условия, сопровождающие становление независимого государства, в Таджикистане была принята новая Конституция, одобренная на референдуме 6 ноября 1994 г. (в 1999 и 2003 г. были внесены изменения), которая стала основой формирования новых институтов государственности и правовой системы. По Конституции 1994 г. (вновь вводившей институт Президента) Президенту были предоставлены широкие полномочия, реформирование институтов парламента и судебной власти привело к изменению статуса законодательных и судебных органов. Но эти реформы все же не привели к гармоничному развитию институтов государственной власти, следствием чего являются продолжающиеся изменения в её структурах.

Становление Республики Таджикистан как самостоятельного, суверенного, демократического и правового государства выдвигает новые требования к функционированию институтов государственности. Развитие таких институтов - это не только демонстрация разрыва с прошлым, но и подтверждение преемственности многих элементов государственности, обусловленных, в частности, традициями народа.

В настоящее время на территории бывшего СССР сложилась новая геополитическая и правовая реальность - суверенные государства. Им предстоит решать множество сложнейших проблем - правовых, политических, экономических, связанных с международными отношениями, от легитимации новой власти до укрепления границ, от установления элементарного правопорядка внутри страны до реагирования на внешние, в том числе глобальные вызовы времени. Анализ современного состояния таджикского и других обществ, истории их развития показывают, что эти общества не первый раз оказываются в таких кризисных ситуациях. Поэтому, по мнению автора, исследование исторического опыта государственности таджикского и иных народов, с целью определения путей решения возникших в этой сфере проблем, приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость.

Актуальность изучения избранной темы определяется несколькими факторами: во-первых, неразработанностью основных теоретических проблем таджикской государственности в историческом ракурсе, особенно органов управления досоветского (исторического) Таджикистана1; во-вторых, негативными представлениями, оставленными нам от предыдущей эпохи развития обществоведческих наук о государственности, об институтах, органах и чиновниках, имевших место в истории государственности Таджикистана; в-третьих, необходимостью объективного изучения истории государства и права с целью, с одной стороны, выявления ошибок в деятельности этих институтов, с другой, использования того положительного опыта, который в соответствии с традициями народа, может быть в преобразованном виде в какой-то мере использован в новых условиях становления и развития национальной государственности таджикского народа Вне беспристрастного, всестороннего научного анализа истории государства и права не может быть объективной оценки исторического прошлого, а без этого нельзя создать правового, демократически развитого государства, так как ошибкам свойственно повторяться, если их не учитывать в настоящем и будущем.

Совершенствование национальной государственности требует кардинальных изменений, проведения комплексных и продуманных реформ. Проведение таких реформ невозможно без их основательной теоретической проработки. Однако, вследствие недостаточной разработанности многих аспектов теории и истории государства в Таджикистане, из-за возникающих на практике противоречий в развитии таджикской государственности, новая модель демократического и эффективного государственного механизма с трудом пробивает себе дорогу. При этом автор отмечает, что проводимые в некоторых отраслях права реформы хаотичны, зачастую они не связаны между собой, не взаимообу

Термин "исторический Таджикистан", или "досоветский Таджикистан", используется для обозначения территории возникновения первых государств предков таджикского народа, а также территории формирования таджикского народа. В основном имеется в виду та часть территории Центральной Азии (в древности Баетрия, Согд, Хорезм, территория саков и массагс-тов, в средние века Мавераннахр и Хорасан), где основную массу населения составляли таджики. Д анный термин в научный оборот введен академиком АН Республики Таджикистан Н.Н.Негматовым. Более подробно см.: Иегматов H.H. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе, 1997. С.18-22. Кроме того, для обозначения исторического периода до формирования Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (1924 г.) используются также периодизации, в которых период от древнейших времен до 1924 г. называется дореволюционным (имеется ввиду революция 1917 г. в России и 'Гурке-стане, 1920 г. в Бухаре) или досоветским периодом истории Таджикистана. См.: Хапиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2002. 4.1. С.8; Буриев И.Б. Становление и развитие инсппугов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). Душанбе, 2008. С.53-67. словлены и поэтому иногда неэффективны. Некоторые из них не учитывают тысячелетний опыт таджикской государственности, что делает их нежизнеспособными.

Игнорирование исторического опыта имеет и объективные, и субъективные причины. К первым относятся негативное отношение к прошлому, сложившееся в сознании народа, недостаточность исследовательских кадров, слабая материальная база исследований и др. Субъективные причины связаны с тем, что осмысление традиций таджикской государственности страдает односторонностью, здесь отсутствует комплексный, концептуальный подход.

Между тем, в государствоведческой и правовой науке многие понятия и институты государственности переосмысливаются, интерпретируются по-новому. Плюрализм научных воззрений привел к столкновению разных теорий и концепций, которые по-своему обогащают науку, появляются новые направления и тенденции, которые раскрывают новые аспекты проблем государственной и правовой действительности. Эти проблемы вызывают не только и не столько теоретический или научный интерес, сколько практический, ибо обновление и реформы государства требуют их оценки, обоснования их необходимости. Практика нуждается в продуманных и обоснованных рекомендациях, основанных на тысячелетнем опыте таджикской государственности. С этих позиций, изучение истории государственности народа, его традиций, институтов государственности, деятельности чиновников, которые осуществляли различные управленческие функции, может быть с учетом требований современности использовано для совершенствования практики государственного строительства.

Изучение проблем эволюции институтов государственности, уяснение этапов их развития дают нам более полное представление о причинах, характеристиках, основных закономерностях возникновения, формах деятельности и тенденциях развития того или иного института, в целостной системе государственно-организованного общества.

Прав Л.С. Мамут, который пишет, что "устанавливаемые институты, издаваемые законы — лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей) и никто кроме них. Институты, законы функционируют исключительно в той степени и в той форме, в какой они на деле используются людьми от главы государства до рядового гражданина (подданного). Использование же этих институтов, законов и пр., в конечном счете, зависит от социальных качеств народа, его общей и в особенности политической и правовой культуры".1

Следует отметить, что история сложения таджикской государственности богата различными судьбоносными событиями, а представители таджикского народа на протяжении многих веков составляли передовую часть научной интеллигенции восточного общества. Поэтому, по мнению автора, изучать прошлое необходимо с точки зрения преемственности всего того положительного опыта, который был накоплен за всю весьма драматическую историю таджиков. Конечно, при анализе истории правовых и государственных явлений факты играют важную роль, но более весомым все же является освоение опыта предыдущих поколений и его использование в формировании институтов государственности, разработке проблем власти и права.

Изучение и учет богатого опыта прошлых поколений создают определенные предпосылки для совершенствования инстшутов государственности не только в Республике Таджикистан, но и всего региона.

Актуальность проблем государственности, недостаточное исследование многих аспектов сложения институтов государственности в Таджикистане в целом, значимость государственных и правовых традиций на современном этапе развития таджикского государства, необходимость учета некоторых элементов опыта прошлого и определили выбор темы проведенного автором научного исследования.

Степень изученности проблемы. Общие проблемы, связанные со становлением и развитием государства, его местом и ролью в обществе достаточно хорошо изучены в отечественной и зарубежной литературе. Проблемы государства, власти, публичной

•у власти и государственности рассматриваются в работах О.В. Войтенко , A.A. Горш-колепова3, Ф.Р. Сибатова,1 H.A. Шевчик2, Л.Тихомирова3, В.Е.Чиркина4, В.А. Ржев

1 Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. №9. С. 10.

2 Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения): Дисс. к.ю.н. М., 2006.

3 Горшколепов A.A. Идеократическая государственность: политико-правовой анализ. Ростов - на - Дону,

2001. ский и Н.М. Чепурнова5 и многих других российских ученых. Что же касается вопросов государственности досоветского Таджикистана, то они пока еще не были предметом комплексного исследования ученых-правоведов. Это связано, неразработанностью истории государства и государственности, хотя в отношении истории права имеется достаточно серьезные научные работы, как отечественных, так и зарубежных авторов.

Конечно, отдельные аспекты проблем государственности и права досоветского Таджикистана, рассматривались таджикскими учеными Г.САзизкулоюй6, К.М.Каримовым,7 А.Имомовым,8 А.Х.Маликовой9, Б.Х. Раззоковым10,

11 13

И-Д.Сафаровым, Ф.Т.Тахировым А.Г.Халиковым и др., а из работ историков можно назвать работы академика В.В.Бартольда14, Б.Г.Гафурова15, А.Меца16, Р.Маджлисова17, Б.Искандарова, М.Н. Сокита18, Т.Тухтаметова19 и других ученых. Особо следует отметит работы С.А. Раджабова, который одним из первых начал научное изучение таджикской советской государственности, и Д.М.Зоирова, исследо

1 Сибатов Ф.Р. Государственная власть в России: теория, история и политико-правовая практика: Дисс. к.ю.н. Казань, 2004.

2 Шевчик H.A. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: Дисс. к.ю.н. Тюмень, 2001.

3 Тихомиров Л. Монархическая государственность. Часть 1. М., 1905.

4 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996. Он же: Основы сравнительного государство ведения. М.,1997. Он же: Государствоведение. М., 1999; Он же: Публичная власть. М., 2005; Он же: Законодательная власть. М., 2008; Он же: Публичная власть. М., 2005;

5 Ржевский B.A., Чепурнова H.M. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998,

6 Азикулова Г.С. Курс лекций по истории государства и права Республики Таджиистан. Душанбе, 1995.

7 Каримов K.M. Современная государственная служба Таджикистана, проблемы и тенденции развития. Душанбе, 2005.

8 Имомов А. Конституционно-правовые проблемы развития Республики Таджикистан. Душанбе, 1998.

9 Маликова А.Х. Эволюция социального государства. Душанбе, 2008.

10 Раззоков Б.Х. Правовые вопросы управления регионом. Душанбе, 1997.

11 Сафаров И.Д. Правовая система Саманидского государства (IX-X вв.). Душанбе, 1999.

12 Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе, 1987; Он же: Система и организационные формы деятельности высших органов государственной власти Таджикской АССР /Сб. трудов юридического факультета ТГУ им. В.ИЛенина. Душанбе, 1973; Он же: История государства и права Таджикистана. Т.2.Ч.1. Душанбе, 2004.

13 Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Часть1. Душанбе, 2002.

14 Бартольд В.В. Улугбек и его время; Бартольд B.B. Средняя Азия до XII века // Сочинения. М., 1963. Т. I.

15 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, средневековая и новая история. В 2-х частях. Душанбе, 1998.

16 Мец А. Мусульманский Ренессанс. Изд.2-е / Пер. с нем., предисл., библиогр. и указатель Д.Е.Бертельса. Отв.ред. В.И.Беляев. M., 1973.

17 Маджлисов А.Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX- начале XX века. Душанбе-Алма-Ата, 1967.

18 Сокит М.Н. Институты правосудия в исламе. Тегеран, 1325 х.

19 Тухтаметов Т. Судопроизводство в Бухарском и Кашгарском эмиратах во второй половине XIX века // Из истории таджикского народа. Душанбе, 1992. вавшего национальную государственность таджикского народа новейшего времени.1

Имеется также обширная учебная литература, в которой авторы высказывают свои суждения по институтам государственности, по проблемам формирования государственных органов, принципы подбора кадров, а также должностные обязанности конкретных чиновников государства2.

Работы по исследованию и определению должностных характеристик, а также сущности и содержания государственных органов продолжались в течение всей средневековой истории таджикского народа. Весьма интересен в этом плане "Трактат о должностных лицах и имеющих к ним касательство"3 переведенный на русский язык А.А. Семеновым.

Вопросы, касающийся истории возникновения и распространения мусульманского права, органов и отдельных институтов государственности, связанных с исламским периодом развития были предметом изучения таких крупных ученых -исламоведов, историков, юристов и востоковедов как: В.В. Бартольд, Е.А. Беляев, Д. Вормс, И. Гольдциер, В.Ф. Гиргас, Г. Дюло, А. Кремер, А.Е. Крымский, Мирзо-Казембек, У. Мьюир, П. Цветков, С. Хюргронье, И.П. Петрушевский, А. Шпренгер, и другие. Заслуга этих авторов состоит в том, что они рассматривали право в тесной взаимосвязи с историей арабского и таджикскою народов и возникновением ислама. Благодаря им стали достоянием науки многие факты из жизни Пророка Мухам-мада, халифата, государств на территории Таджикистана, они прояснили источники происхождения отдельных институтов государственности, особенно судебных.

Важные сведения о структуре и сущности норм мусульманского права в аспекте исследуемой проблемы можно почерпнуть в исследованиях Р. Давида4, А.

1 Раджабов С.А. Возникновение и развитие советской государственности таджикского народа // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Сер.: философия, экономика, правоведение. 1987. №3. С.66-72; Зоиров Д.М. Предпосылки и процесс формирования национальной государственности на постсоветском пространстве. Санкт-Петербург, 2002; Он же: Таджикистан: от государства Саманидов до суверенной государственности. Душанбе, 2003.

2 Низам ал-мульк. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька / Перевод, введение и примечания проф. Б.Н.Заходера. М.,Л„ 1949.

3 Мирза Бади диван Маджма -ал-аркам (Предписание фиска). М., 1984.

4 Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. М., 1988.

Массе1, П. Цветкова2, Н. Остроумова3, Р. Шарля4, современного российского ученого Л.Р.Сюкияйнена5.

В юридической литературе Таджикистана к анализу отдельных институтов государственности, в рамках рассмотрения своих основных проблем исследования в историческом (досоветском) Таджикистане, обратились Г.С. Азизкулова6, А. Мадж-лисов, М.М. Муллаев7, К. Ш. Разыков8, И.Д. Сафаров, Ф.Т. Тахиров9, М.С. Хайдарова10, А.Г. Халиков11, О.У. Усманов12, а еще раньше Ф. Лошфет13, Б.И. Ис-кандаров,14 Н.А. Халфин15, и др. Эти работы содержат весьма интересные теоретические положения и фактический материал об отдельных институтах государственности в досоветском Таджикистане, о компетенции органов российского (имперского) и мусульманского суда на территории Таджикистана в колониальный период.

Некоторые аспекты функционирования институтов государственности исследуемого периода проанализированы на страницах учебников и научных работ обобщающего характера исторической,и историко-правовой направленности.

Цели и задачи исследования. Основными целями данного исследования является: изучение историко-теоретических особенностей возникновения, функционирования и развития основных институтов государственности на территории досо

1 Массэ Л. Ислам. Очерки истории / Пер. с франц. 3-е изд. М., 1982.

2 Цветков Исламизм. В 4-х томах. Асхабад, 1913.

3 Остроумов Н.П. Исламоведение. Ташкент,1912.

4 Шарль Р. Мусульманское право / Перевод с франц. М., 1959.

5 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986; Он же: Структура мусульманского права// Мусульманское право (структура и основные институты). М,, 1984. С.20-37.

6 Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе, 1995.

7 Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. -Душанбе., 1967; Он же: История уголовного права Таджикской ССР. Сталинабад. i960. 4.1.

8 Разыков Ш.К. К истории советского суда в Таджикистане. Стал-д, 1960.

9 Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе, 1988; Он же: Становление советского права в Таджикистане. Душанбе, 1987; Он же: Развитие права в Таджикистане. Душанбе, 1988 (на тадж.яз.).

10 Хайдарова М.С. Распространения норм мусульманского права в Средней Азии // Известия Академии Наук Тадж. ССР. Серия: Философия, экономика, правоведение. 1988. №4. С.56-63. Она же. Основные направления школы мусульманского права//Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984; Она же: Из истории правового регулирования статуса личности по шариату (У 11 -XI1 вв.) // Изв. Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. 1995. №3. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. Душанбе, 1998.

12 Усманов О.У. История становления и развития советского гражданского законодательства Таджикской ССР в период строительства социализма. Дисс. д-ра юр. наук. Ташкент, 1975; Усманов О.У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана/ Труды юр. фак-та ТГУ. вып. 2. Душанбе, 1973. С.З -122.

13 См.: Логофет Д.Н. В забытой стране. СПб., 1912.

14 См.: Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. Душанбе, 1960, и другие его работы.

15 См.: Халфин H.A. Россия и Бухарский эмират на Западном Памире ( конец Х1Х-нач. XX вв). М., 1975. ветского (исторического) Таджикистана; установление периодизации государственности; выявление закономерностей развития отдельных институтов государственности, преемственности этих институтов в последующие периоды развития; выявление и оценка основных идей, выработанных теорией и практикой таджикской государственности.

Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

- провести анализ возникновения государственности и государства в истории таджикского народа;

-дать периодизацию истории развития государственности на основе имеющихся в историко-правовой науке Таджикистана теоретических идей и гипотез;

- выявить на примере развития отдельных институтов государственности элементы, способствующие их развитию, преодолению негативного опыта прошлого, а также элементы преемственности;

- показать особенности функционирования института государственности (верховного правителя, наместника, везира, дивана, судебных учреждений и др.);

- раскрыть положительные и отрицательные стороны управленческой деятельности институтов государственности в истории Таджикистана;

- проследить становление органов суда в историческом Таджикистане (включая институты и военных судов);

- изучить формы и методы деятельности государственных чиновников; проанализировать особенности управления на местах в истории досоветского Таджикистана;

- изучить и раскрыть содержание тех зачатков демократических институтов государственности, которые впервые были введены в деятельность государств досоветского Таджикистана.

Хронологические рамки диссертации охватывают время от возникновения государственности на территории Таджикистана до начала XX в. По мнению диссертанта, только при анализе и сопоставлении разных периодов и способов управления, истории нескольких династий можно выявить особенности той или иной эпохи, своеобразие функционирования институтов, сферу компетенции чиновников, дать объективную оценку той роли, которую они сыграли в условиях конкретной эпохи истории таджикского народа.

Объектом диссертационного исследования являются регулируемые правом, законодательством и практикой общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения, функционирования и развития институтов государственности в историческом Таджикистане.

Предметом исследования являются вопросы периодизации развития государственности, система государственного управления в различных исторических условиях, особенности институтов государственности на разных этапах развития, своеобразие их формирования и деятельности.

Методологической основой исследования. В диссертации используются общенаучные и частные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод статистики, диалектический метод, метод системного анализа, исторический метод, методы герменевтики (истолкование текстов правовых актов), формально - юридический метод, сравнительно-правовой метод. Краеугольным методом исследования послужил цивилизационный подход, который позволил автору более адекватно охарактеризовать исторические типы государства и права.

Теоретическую основу диссертации составили исследования по проблематике развития государственности, теории государства и права, зарубежный опыт функционирования государственного механизма, принадлежащие С.А. Авакъ-яну, Г.В. Атаманчуку, Н.В.Варламовой, A.B. Васильеву, К.С. Гаджиеву, В.Е. Гулие-ву, H.H. Ефремовой, Р.В. Енгибаряну, И.А. Исаеву, Д.А. Керимову, А.И. Косареву, Ю.К. Краснову, В.И Курицыну, В.А. Кряжкову, Б.М. Лазареву, Л.В. Лазареву, Л.Е. Лаптевой, Ю.И. Лейбо, Л.С. Мамуту, В.А. Михайлову, H.A. Михалевой, Р.С.Мулукаеву, А.Ф. Ноздрачеву, В.А. Прокошину, В.Н. Синюкову, В.В. Согрину, Б.А. Страшуну, Ю.П.Титову, М.А. Супатаеву, В.А.Туманову, И.А. Умновой, О.И. Чистякову, В.Е. Чиркину, Т.Я. Хабриевой, Л.М. Энтину, Б.С. Эбзееву и ряду других ученых.

Работа основывается также на положениях теории права и государства, разработанных в трудах правоведов С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, Б.А. Кистяковского, В.В. Лазарева, Л.С. Мамута, Г.Н. Манова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, В.С.Нерсесянца, Л.И. Петражицкого, Л.Р. Сюкияйнена, А.Х. Саидова, Р.Ш. Сотиволдиева, Ф.Т. Тахирова, Л.А. Тихомирова, В.Н. Хропанюка, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и других теоретиков и историков права и государства.

Положения, выносимые на защиту

1. Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его «лруктурнсьфушщиональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударсгвенные образования, этнические и иные государствоподобные образования, некоторые элементы государства и др. В данной работе государственность в истории Таджикистана, рассматривается как особая форма организации публичной власти на разных этапах развития страны (формировавшееся в глубокой древности государство таджикского народа, затем — сохранявшиеся и введенные завоевателями структуры публичного властвования и управления). Институты государственности рассматриваются автором как организационно-функциональные элементы таких структур.

2. Одними из первых институтов государства на территории Таджикистана были два важных института, существовавшие в течение всей древней, средневековой и новой истории таджикской государственности: это институт везира (общее управление) и институт' дабирата, или дивана (институт отраслевого управления).

3. Древнейшим институтом таджикской государственности на протяжении всей истории был Совет, существовавший в разных формах от Пешдади дов до Тимуридов. Совет (при и после арабов "аш-шура" (арабе.) орган, назначаемый монархом из авторитетных лиц сообщества) - это институт государственности, который в определенные периоды истории таджикского народа играл управленческую или совещательную (консультативную) роль. Совет являлся демократическим институтом, где учитывалось мнение большинства его состава.

Он состоял из членов семьи царствующей династии, родовой знати, представителей религии, самых уважаемых лиц сообщества, а иногда из беков, простых воинов и даже представителей родовой знати покоренных стран (при Бабур-мирзе - (XVI в.).

При некоторых режимах его решения были обязательными для монархов. Иногда Совет провозглашал даже рождение новой государственности.

4. Исходя из цивилизационного принципа, в истории развития государственности Таджикистана можно выделить следующие периоды:

I. Возникновение государственности на территории Таджикистана (П тыс. до н.э. -1 тыс. до н.э.).

П. Становление и развитие государственности под влиянием зороастрийской цивилизации (I тыс. до н.э. - начало VIII в.).

Ш. Формирование и развитие государственности таджиков под влиянием исламской цивилизации (начало УШ в. — начало XIX в.). а) становление и развитие Хорасанскош наместничества (УТИХ вв.); б) саманидская государственность (ТХ-Х вв.); в) постсаманидская государственность (XI в. - первая пол. XIX в.).

IV. Смешанная государственность (с доминированием институтов российской государственности и сохранением местных институтов власти, 1868 г. -1917/1920 гг.).

V. Советская социалистическая государственность таджиков (1917/1920 -1991 гг.);

VI. Национальная государственность таджиков (с 1991 г. по настоящее время).

5. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана охватывает более двух тысяч лет.

В течение первого периода (период становления) происходят возникновение и становление некоторых институтов государственности - верховного правителя, института советников, судьи и др.

Второй период открывается созданием:

- прецедента реорганизации и проведением реформ государственного управления "сверху", после Ахеменидов (550-329 гг. до н.э.), для последующих династий это стало обычной практикой;

- возникновением институтов отраслевого управления—диванов в Петцдадидском и Кайанцдском государствах (ЕХЛ/Т вв. до н.э.) и в таджикском средневековом государстве, известном как государство Саманидов (874-999 гг. до н.э.), что свидетельствует о том, что предки таджикского народа, а затем все последующие его поколения стремились к профессиональному управлению государством;

- формулированием идеи разграничения гражданского и военного управления, что тоже вело к специализации в государственном управлении.

Достижениями третьего периода развития можно считать:

- реформы, проведенные Саманидами, способствовали созданию такой системы институтов государственности, элементы которой затем использовались последующими правителями;

- возрождение института везира (предтеча современного премьер - министра). Статус данного института в разные периоды истории таджикской государственности был неодинаковым. Везиры при различных правителях могли иметь большую или ограниченную власть. Самые широкие полномочия были у газневидских и сельджукидских везиров, которые фактически управляли государством самостоятельно. Несмотря на это, везиры лично не были защищены от насилия со стороны главы государства.

В дальнейшем Газневидами (963-1040 гг.) впервые был создан институт контракта при назначении на должность везира;

- реализацию идеи коллегиального управления государством (государственный совет) впервые при Мухаммаде Хорезмшахе (1200-1220гг.). Данный демократический институт не смог показать себя в полной мере. Начавшаяся вскоре война с монголами привела к хаосу, неразберихе и утрате единого центра управления, что стало причиной гибели государства;

- возрождение принципа отраслевого управления (под названием "вазорат" (министерство) при Тимуридах (1370-1499 гг.). Критериями разделения компетенции министерств Тимуриды выбрали сословный подход (министерство по делам военных-сипох, министерство по делам гражданских лиц—раийат и др.) и предмет ведения (министерство внешних сношений, министерство по делам сбережений).

Таким образом, хотя в период после падения Саманидского государства и до создания советской национальной государственности таджикский народ не имел самостоятельного государства, но всегда имел те или иные институты государственности и потенциальную политическую, культурную, языковую и иные возможности к возрождению своего государства.

6. На протяжении многих веков государственности в досоветском Таджикистане существовала в том или ином виде монархическая форма правления. Власть монарха, по крайней мере, теоретически ограничивалась действием права, в основном исламского, а также ясами* - при монголах. Принимая важнейшие решения, монарх всегда согласовывал его с мнением авторитетных правоведов.

7. Кардинальные изменения в сфере регулирования отношений в определенных сферах жизнедеятельности общества на территории Таджикистана досоветского периода начинаются с реформ, проведенных Дарием Великим (ахеменидским царем) в 518 г. до н.э. Эти реформы указали последующим правителям досоветского Таджикистана новые способы решения назревших государственно-правовых проблем в ответ на вызовы времени.

На всех этапах развития государственности на территории досоветского Таджикистана большинство реформ касалось высших звеньев власти. Органы власти на местах в течение многих веков не подвергалась глубоким изменениям или реформы не доходили до них.

8. В связи с завоеванием территории исторического Таджикистана чужеземцами, наместничество (в его трех разновидностях) стало важнейшим институтом государственности таджиков. Замена монархического управления управлением наместника привело к становлению такой формы, которая усложняла централизацию государства, прерывала на короткое время преемственность институтов государственности.

Положительным моментом института наместника было то, что, используя его, таджики, всякий раз заново восстанавливали институты своей государственности, не теряя навыков управления.

9. Система управления на территории досоветского Таджикистана при мангытах (1753-1920 гг.) существенно меняется и становится более устойчивой. При этом наблюдается отказ от органов отраслевого управления. Используя разные критерии и правила Яса—свод законов монгольской империи, установленных ее основателем Чинппханом. Подробно см.: Бурнее КБ Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII-начало ХХвв.). - Душанбе, 1999. отбора чиновников, бухарские эмиры предпринимали усилия установить контроль над всеми чиновниками государства, наделив их четко определенными полномочиями.

Завоевание части Средней Азии царской Россией привело к учреждению Туркестанского генерал - губернаторства. Генерал-губернатор имел широкие полномочия по установлению дипломатических связей с соседними государствами, а в отношении государств - протекторатов (Бухарского эмирата и Хивинского ханства) решал все возникшие проблемы во взаимоотношениях между последними и Российским государством.

10. Институтами государственности на всем протяжении истории Таджикистана были и судебные органы. Анализ становления и деятельности судебных органов свидетельствует, что:

- в теории основным институтом осуществления судебной деятельности считался казий (были казии с общими и специальными полномочиями), в действительности же органов, занимающихся правоприменительной деятельностью в мусульманских государств, в том числе в досоветском Таджикистане, было много;

- особенности осуществления судебной власти судами в доисламский и исламский периоды истории таджикской государственности заключались в преемствовании отдельных институтов в последующие периоды государственно-правового развития (ан-дарзгар* в доисламском, муфтий — в мусульманском судопроизводстве, а также в появлении судебных чиновников, выполняющих отдельные функции, - институты надзирателей, консультантов или доверенных представителей (вакил));

- использование территориального принципа в организации судебных институтов был причиной возникновения института военного судьи. Военный судья и военный судебный консультант (муфтий) при Аштарханидах обладали более высоким статусом, чем гражданские судьи - казий и муфтий;

- возникновение дивана мазалим (суда справедливости) при Саманидах и в последующие периоды как института государственности, было обусловлено требованием общества по установлению справедливости при разборе дел с участием влиятельных людей, стремлением оградить правосудие от произвола. Особенностями данного института Андзрзгар-чиновник, консультант по правовым вопросам. являлись: одной или обеими сторонами спора в этом суде были чиновники государства, а судьей выступал сам глава государства, везир или другое уполномоченное ими лицо;

- институт мухтасиба (цензор) был важнейшим политико-правовым и религиозным институтом таджикской государственности в средние века. Особенностями данного института как судебного органа являлось то, что подсудность категории дел мухтасибу определялась наличием определенных условий, и наказания он мог налагать только за преступления определенной категории.

11. После присоединения к России в Положении об управлении Туркестанским краем была определена сфера подсудности каждого из имперских, казийских судов и суда обычного права. В целом это вело к сужению сферы действия мусульманского права и расширению сферы действия имперского права России, состоящего из общего законодательства России и специальных законов, принятых для Туркестанского края.

12. Во всех государствах на территории досоветского Таджикистана таджикский язык оставался официальным действующим языком, языком делопроизводства, дипломатии, что во многом способствовало сохранению традиций и институтов таджикской гсюударственности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования новые данные способствуют обоснованию концепции таджикской государственности в юридической науке Таджикистана. Это комплексное исследование малоизученных сторон таджикской государственности, выявления его институтов, их формирования и деятельности, а также периодизации развития государственности таджиков в досоветский период их истории.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно может быть использовано в целях совершенствования органов управления суверенного Таджикского государства с учетом исторического опыта и традиций, гуманистических и демократических идей, сложившихся на протяжении более тысячи лет существования институтов таджикской государственности. Выводы и положения диссертации можно использовать в ходе реформирования государственных структур Республики Таджикистан, в качестве основы новых научных исследований, в определенной мере для совершенствования законодательства, в судебной практике, а также в процессе преподавания в вузах теории и истории государства и права Республики Таджикистан и сопредельных государств региона, конституционного права, политологии и иных д исциплин.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена в Отделе истории государства и права Института государства и права Академии наук Республики Таджикистан, Секторе истории государства, права и правовых учений Института государства и права Российской Академии наук, обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях этих научных подразделений.

Ключевые положения и выводы исследования прошли апробацию в опубликованных соискателем монографиях, научных статьях, учебных пособиях и учебных курсах автора для студентов юридических вузов Таджикистана, в том числе юридического факультета Таджикского национального университета, Российско-Таджикского (Славянского) университета, Академии МВД Республики Таджикистан, в процессе участия в обсуждении государственных программ, на круглых столах и совещаниях, международных и республиканских конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, 14-ти параграфов и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.