Становление и развитие осетинской литературной сказки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бритаева, Анжела Борисовна

  • Бритаева, Анжела Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 152
Бритаева, Анжела Борисовна. Становление и развитие осетинской литературной сказки: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2008. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бритаева, Анжела Борисовна

Введение.3-

Глава 1. Литературная сказка как теоретическая и историко-литературоведческая проблема.10

1.1. Литературная сказка. Проблема дефиниции.10

1.2. История литературной сказки как предмета научного изучения.19

1.3. Вопросы классификации.27

Глава 2. Фольклорные истоки осетинской литературной сказки.37

2.1. Функциональность «загадок-разгадок» и небылиц в художественной структуре сказки К.Л. Хетагурова «В пастухах».42

2.2. Проблема синтеза в сказках С. Бритаева.59

Глава 3. Художественный мир современной осетинской литературной сказки.86

3.1. Система образов и сюжетно-композиционные особенности современной осетинской литературной сказки.90

3.2. Пространственно-временная структура современной осетинской литературной сказки.106

3.3. Авторская сказка «философского» типа.116

3.4. Современная осетинская литературная сказка: нравственный и познавательный аспекты.125

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие осетинской литературной сказки»

Литературная сказка - многожанровый вид профессионального художественного творчества, реализуемый в бесконечном многообразии произведений различных авторов. Изучением сказки занимаются многие науки: фольклористика, литературоведение, культурология, этнология, психология.

Литературная сказка в лучших своих образцах восприняла то существенное, ценное, что было выработано фольклором, соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с индивидуально-личностным восприятием Pix, с оригинальным авторским талантом.

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению осетинской литературной сказки. В нем поэтапно рассмотрены становление и развитие, функционирование сказочной жанровой традиции, исследованы фольклорные истоки, жанровые особенности, художественный мир современной осетинской литературной сказки.

Актуальность работы определяется тем, что этот пласт осетинской литературы, как, впрочем, и вся осетинская детская литература, совершенно не исследованы. Литературная сказка - сложный и многогранный объект научного изучения, актуальное направление филологии, объединяющее целую группу взаимосвязанных теоретических и историко-литературных проблем. Среди них проблемы жанровой типологии и жанрового синтеза, место сказки в системе литературных жанров, классификация, особенности поэтики, а также своеобразие фольклоризма и психологизма. Данное исследование интересно как самой спецификой жанра, так и тем, что осетинский материал имеет свои национальные особенности. Необходимость обращения к этому неизученному пласту в осетинской литературе - явление закономерное и назревшее.

Целью работы является исследование осетинской литературной сказки, выявление ее жанрово-стилевых особенностей и главных тенденций развития в диахроническом аспекте.

Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач: I

• обозначить теоретические проблемы, основные принципы классификации жанра;

• изучить основные этапы эволюции жанра литературной сказки в осетинской художественной словесности;

• осмыслить главные тенденции развития авторской сказки как жанра литературы на основе изучения произведений разных авторов;

• исследовать фольклорные истоки литературных сказок, выявить особенности фольклорно-литературного синтеза, а также своеобразие поэтики сказок К. Хетагурова, С. Бритаева, А. Царукаева и других осетинских писателей;

• исследовать художественный мир современной осетинской литературной сказки в различных аспектах (жанровый синтез; пространственно-временная организация; система образов; стилистические особенности, авторская позиция), в ракурсе диалога индивидуально-авторского начала и традиционных сказочных жанрообразующих элементов.

Поставленные задачи диктуют необходимость комплексного подхода к материалу, системного изучения жанра в типологическом и исто-рико-сравнительном плане. Мы считаем целесообразным рассмотреть осетинскую литературную сказку как сложный сплав двух художественных систем: фольклорной и литературной, составивший новое жанровое образование.

При комплексном изучении оказывается возможным точнее определить роль фольклорных элементов в творчестве того или иного писателя, характер их связей с другими компонентами сказочной структуры произведения, т.е. увидеть фольклорное в целостной художественной системе литературной сказки.

В качестве объекта исследования выступает осетинская литературная сказка, представленная произведениями К. Хетагурова, С. Гадиева, С. Бритаева, А. Саламова, А. Царукаева, В. Гаглоева, С. Ситохова, Р. Тотрова, М. Дзасохова, Л. Валиева, Г. Чеджемова, М. Казиева, А. Гучмазова, 3. Дзуце-вой и других осетинских писателей. Данная работа не претендует на освещение всех осетинских авторских сказок. Для осуществления намеченной цели и решения поставленных задач мы посчитали достаточным остановиться на наиболее значимых именах и произведениях, которые определили основные вехи развития осетинской литературной сказки. В более полном объеме означенный жанр представлен в «Антологии осетинской литературной сказки», работа над составлением которой велась нами параллельно предпринятому исследованию.

Научная новизна исследования определяется неразработанностью и неизученностью данного жанра в осетинской литературе. Впервые сделана попытка изучения осетинской литературной сказки, определения принципов ее классификации, типологических черт и национального своеобразия, аналитического осмысления художественных особенностей.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены его актуальностью и научной новизной. В теоретическом плане предпринятое исследование вносит вклад в разработку этнопоэтики и национальной специфики сказочной прозы. Результаты работы могут быть использованы в практике преподавания осетинской литературы, дополнить и обогатить исследования по творчеству ряда осетинских писателей-сказочников.

Методологическая основа исследования.

Поскольку работа предполагает изучение становления и развития литературной сказки как одного из жанров литературы, она носит исто-рико-литературоведческий характер. Природа жанра определяет важность фольклористического аспекта исследования, которое велось на основе фольклорного и литературного материалов с использованием теоретического, сравнительно-сопоставительного, сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов.

Методологической основой диссертационной работы явились труды российских ученых разных лет, посвященные теории и истории фольклорной и литературной сказки, изучению специфики литературно-фольклорных связей (Ф.И. Буслаева, М.К. Азадовского, У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, В.Я. Проппа, К.В. Чистова, В.В. Сиповского); философско-мировоззренческого и поэтического своеобразия народных сказок, их места в истории культуры (В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, В.А. Бахтиной, А.Н. Веселовского, Т.В. Зуевой, Ю.Г. Круглова, С.Ю. Неклюдова, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой и др.), жанровой, специфики и типологии литературы (М.М. Бахтина, Н.Л. Лейдермана, Г.Н. Поспелова и др.).

Основную роль в формировании концепции диссертационного исследования сыграли труды по русской и зарубежной литературной сказке. В отечественном литературоведении последних десятилетий проявлен серьезный интерес к данному жанру, к теоретическому осмыслению его своеобразия. Неоценимый вклад в исследование связей народной и литературной сказки внесли Д.Д. Нагишкин [38], а затем И.П. Лупанова [34] и Т.Г. Леонова [30], впервые в отечественной науке поставившие вопрос о соотнесении литературной сказки с ее фольклорными источниками. М.Н. Липовецкий [31] исследовал законы поэтики сказочного жанра, в рамках структурно-генетического подхода, проследил эволюцию функционирования сказочной жанровой традиции в русской литературе XX века. Теоретическим аспектам проблемы русской литературной сказки XX в., определению истоков формирования и общих особенностей поэтики авторской сказки XX в. посвящены работы Л.В. Овчинниковой [40, 41].

Степень разработанности темы исследования.

Об интересе к проблемам литературной сказки свидетельствует значительное число защищенных в последние годы диссертаций, все возрастающее количество монографий, научных статей. Что касается осетинской литературной сказки - это, пожалуй, самый неразработанный, неизученный пласт осетинского художественного словотворчества. Ее историография исчерпывается единственной обзорной статьей [101; 119127].

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Осетинская литературная сказка в своем историческом развитии прошла путь от фольклористической сказки, преемницы традиций устного народного творчества, к оригинальной авторской сказке с множеством видов и форм, неповторимых в своих художественных особенностях.

2. Загадки и небылицы явились жанрообразующим фактором в художественной структуре литературной сказки «В пастухах» основоположника жанра К.Л. Хетагурова. Возможности поэтики загадок и небылиц использовались писателем для широких обобщений, выходов в социальные и нравственные сферы современной ему действительности, для философских суждений.

3. Ярким явлением в истории жанра стали сказки С. Бритаева, специфическая черта, «особая художественность» которых заключается в их синтетической природе.

4. Современная осетинская литературная сказка уходит в основном корнями в животный эпос - один из самых древнейших фольклорных жанров, в свою очередь берущей свое начало в первобытном мифе. В процессе своего развития сказка, лишившись мифических черт, стала в аллегорической форме отражать реальную действительность, все больше приобретая черты реалистического рассказа из жизни природы. Чудеса, превращения, волшебство потеряли свое значение как определяющие качества сказки.

5. Мир современной осетинской литературной сказки и, соответственно, «миры» отдельных писателей-сказочников - это особая модель, условная структура миропорядка, созданная на основе синтеза традиционных элементов народной сказки и осмысления современной действительности на базе различных идейно-эстетических позиций.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на заседании отдела фольклора и литературы СОИГСИ. Основные положения ее были изложены в докладах и обсуждены на конференциях: международных (научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова (Владикавказ, 2000), Первые Международные Инал-иповские чтения (Сухум, 2007)); всероссийских (Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2006» (Нальчик) и II Всероссийская Летняя историко-филологическая школа-семинар молодых ученых (Владикавказ, 2007)), региональных научно-практических конференциях, и отражены в соответствующих сборниках материалов конференций, в ряде статей, опубликованных в периодической печати, а также на страницах научного рецензируемого журнала «Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», рекомендованного ВАК.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, и заключения. К работе прилагается библиографический блок со списком научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бритаева, Анжела Борисовна

Заключение

Итак, сказка - вечный способ понимания и изображения мира и человека. Если говорить о ценности сказки для культуры и искусства, она во многом определяется ее происхождением от мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные фольклорные сказочные мотивы и сюжеты, используемые затем и в литературной сказке, непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые со времен зарождения человечества изменились лишь в деталях, а по сути своей остаются теми же. Именно это и позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, беря начало в прошлом, существовать в настоящем и перебрасывать мост в будущее.

В период своего становления осетинская литературная сказка - в большей степени явление фольклорное, чем индивидуально-авторское. Хотя нельзя не сказать, что зарождение жанра было очень ярким - оно началось со сказки основоположника осетинской литературы К.Л. Хета-гурова «В пастухах», представляющего собой, как и все творчество Кос-та, высокий образец художественной литературы.

Сказка нашла свое важное место и в творчестве С.А. Бритаева, посвятившего свою жизнь собиранию и написанию сказок. Его произведения стали ярким явлением в истории становления жанра литературной сказки в осетинской художественной словесности. Специфическая черта, особая художественность сказок С. Бритаева заключается в их синтетической природе, в единстве фольклорных и литературных традиций.

Дальше развитие литературной сказки пошло на спад - многие писатели пошли по пути просто поэтического переложения фольклорных сюжетов, ничего не добавляя от себя, не обогащая их реалиями современности. Но даже в такое время появлялись сказки, выделявшиеся высоким художественным мастерством автора. Среди них отличаются, прежде всего, сказки А. Царукаева.

Многие исследователи отмечали, что художественный мир литературной сказки, по сравнению с народной сказкой, значительно усложнен. Если говорить об осетинской литературной.сказке, то здесь есть некоторая специфика. Современная осетинская литературная сказка является особым явлением. Она в абсолютном своем большинстве уходит корнями в животный эпос, являющийся одним из самых древнейших фольклорных жанров, который, в свою очередь, берет свое начало в первобытном мифе. В процессе своего развития эти сказки потеряли мифические черты и стали в аллегорической форме отражать реальную действительность из жизни человеческого общества. Осетинская литературная сказка, являясь прямой преемницей фольклорных традиций, так же, как и народная, стремится к воспроизведению общественного идеала.

Современная осетинская литературная сказка все больше стала походить на реалистический рассказ из жизни природы. Чудеса, превращения, волшебство потеряли свое значение как определяющие качества литературной сказки. Осетинские писатели предпочли придерживаться законов реальности. Животные, растения, явления природы, предметы -главные герои современной осетинской литературной сказки, могут выражать свое мнение, свои чувства. Их мир практически закрыт для человека, он в него практически не вмешивается. Для осетинской литературной сказки характерно тяготение к абстрактному времени и пространству (особенно последнее), несмотря на то, что довольно часто в произведении достаточно точно указывается место действия (склоны Заманкула, Курта-тинское ущелье и т.д.)

В сказку вторгается реальность - размышления о том, как устроена жизнь, а сама сказка за счет этого приближается к жанру притчи. Авторы сознательно сопоставляют жизнь в человеческом обществе с жизнью природы и находят много общего. Писатели придают своим произведениям серьезный смысл: происходит выход за рамки ограниченного сказочного сюжета в большой мир, мир души, мир природы. Жанровое своеобразие литературной сказки, как на первых этапах ее становления, так и современной, заключается в синтезе двух начал - фольклорного и авторского, индивидуального.

Нельзя не сказать и о перспективах дальнейших изысканий по проблемам осетинской литературной сказки. Рамки данного исследования не позволили подробнее остановиться на многих вопросах: было бы интересно проанализировать пространственно-временную структуру не только современной, но и всей осетинской литературной сказки, незатронутым остался и такой пласт исследуемого жанра, как драматическая сказка. Изучению этих и многих других вопросов, получивших недостаточное освещение в предпринятом исследовании, мы уделим внимание в дальнейшей своей научной работе.

Осетинская литературная сказка - явление сложное, многожанровое. Различные жанровые разновидности ее обусловлены, в первую очередь, авторской позицией. Способы выражения авторской позиции формируются на основе взаимодействия с идейно-художественной системой традиционных сказочных жанров и синтеза с жанрами притчи, рассказа, поэмы и др. Каждая литературная сказка в итоге дает свою уникальную картину мира, построенную на основе жанрового синтеза, но все подобные миры являются частями того, что можно назвать «царством сказки». Авторы рассказывают о насущных, актуальных проблемах действительности, о вечных проблемах в виде простых непритязательных историй из животного и растительного мира. Они показывают, что Добро и Зло противопоставлены не только в жизни, но даже в душе каждого отдельно взятого человека, ведь человек — это целый мир.

138

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бритаева, Анжела Борисовна, 2008 год

1. Монолог // Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М . : Советская энциклопедия, 1966. - 239

2. Небылица // Литературно-энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 240.

3. Померанцева Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия. - М: Советская энциклопедия, 1971. - 880-881.

4. Сказка // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Научный свод этнографических понятий и терминов - Вып. 4. - М.: Наука, 1991.-С. 114.

5. Сказка // Ожегов С И . Толковый словарь русского языка. - . . .1953.-С. 663. П.

6. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. - М : Наука, 1986. - 280 с.

7. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л., 1929.-120 с.

8. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя - М: Учпедгиз, 1959. - 255 с.

9. Аникин В. И. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977.- 312 с.

10. Арзамасцева. И.Н., Николаева А. Детская литература: Учебник. - М.: Изд. Центр «Академия»: Высшая школа, 2001. - 472 с.

11. Бараг Л.Г. Белорусские народные сказки (Славянский филологический сборник). - Уфа: Башкирск. Гос. ун-т, 1962. - 371 с.

12. Баранов Ф. Русское народное поэтическое творчество. — М, 1962.- 342 с.

13. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных. - Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1972. - 91 с.

14. Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии // Поли. собр. соч., т. V. - М.: Просвещение, 1954. - 862 с.

15. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т.6. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.-797 с.

16. Бонди С М . О Пушкине. - М.: Наука, 1978. - 534 с.

17. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. - М.: Наука, 1979.-208 с.

18. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. — Л.: Наука, 1974. - 240с.

19. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975.-345 с.

20. Горький A.M. История русской литературы. - М.: Гослитиздат, 1939.-339 с.

21. Гроденский Г. Виталий Бианки. - М.: Гослитиздат, 1954. - 62 с.

22. Дзуццаты Х-М. Хетэггкаты Къостайы реализмы тыххаей. - Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 183 ф.

23. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. — М.: Флинта: Наука, 2003. - 352 с.

24. Зухба Л. Абхазская народная сказка. - Тбилиси: Мецниереба, 1970.-254 с.

25. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. - М.: Наука, 1987.-272 с.

26. Кравченко Г.И. Коста Хетагуров: Жизнь и деятельность. — Орджоникидзе: Севосгиз, 1961. - 352 с.

27. Кривощапова Т.В. Русская литературная сказка конца XIX - начала XX века // Филологические науки. - 1991. — № 2. — 31.

28. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М.: Изд. АН СССР, 1960.-519 с.

29. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей словесников. - Ульяновск: УлГПУ, 2000 - 48 с.

30. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX в. в ее отношении к народной сказке: (Поэтическая система жанра в историческом развитии). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. - 196 с.

31. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 184 с.

32. Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания. - М.: Изд-во МГЛУ, 1997. - 155 с.

33. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - Л: Наука, 1967.-372 с.

34. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве.писателей первой половины XIX в. - Петрозаводск, 1959. - 504 с.

35. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 4-х кн. Кн. 4. - М.: Академия пед. наук, 1949. - 590 с.

36. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. - 296 с.

37. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX в. - М.: Изд. МПГУ, 1997. - 285 с.

38. Нагишкин Д.Д. Сказка и жизнь: Письма о сказке. - М.: Гос. изд-во дет. литературы Мин. Просвещения РСФСР, 1957. - 360 с.

39. Неелов Е.М. Волшебно-фантастические корни научной фантастики. - Л.: Изд. ЛГУ, 1986. - 200 с.

40. Овчинникова Л.В. Литературная сказка XX в. Мир - Герой — Автор. -Южно-Сахалинск: Издательство СахГу, 2000 - 104 с.

41. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003.-312 с.

42. Померанцева Э.В. Русская устная проза. — М.: Просвещение, 1985.-272с.

43. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. - М.: Наука, 1965. - 220 с.

44. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд. ЛГУ, 1946.-340 с.

45. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М.: Гослитиздат, 1958.-603 с.

46. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - 169 с.

47. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976. - 325 с.

48. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 335 с.

49. Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное твор- - чество. — Орджоникидзе: Сев.-Ос. кн. изд., 1959. - 188 с.

50. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману. - Орджоникидзе: Ир, 1984.-312 с.

51. Семенов Л.П. Избранное: Статьи об осетинской литературе. - Орджоникидзе: Сев.-Ос. кн. изд-во, 1964. - 420 с.

52. Соколов Ю.М. Русский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1941. - 557 с.

53. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. - Л., 1982. - 350 с.

54. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига, 1988. - 413 с.

55. Хадарцева А.А. Творческая история «Осетинской лиры». - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1953. - 108 с.

56. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1981. - 191 с.

57. Чернышева Т.А. Природа фантастики. - Иркутск, 1985. - 120 с.

58. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, т.З. - М.: ГИХЛ, 1947.-883 с.

59. Чичеров В.И. Русское народное творчество. - М.: ИМУ, 1959. - 5 2 1 с.

60. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 373 с. III

61. Абаев В.И. Образ Вия в повести Н.В. Гоголя // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 3. - М.-Л., 1958. - С 303-308.

62. Абаев В.И. Осетинский народный поэт Коста Хетагуров. // Весь мир - мой храм: К 130-летию со дня рождения Коста Хетагурова. -Орджоникидзе: Ир, 1989. - 3-16.

63. Абрамюк Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки. // Проблемы детской литературы: Межвузовский сборник. - Петрозаводск, 1 9 7 6 - С . 169-184.

64. Азадовский М.К. Русские сказочники // Литература и фольклор. - Л.: ЛГУ, 1938. - 196-272.

65. Алиева Ф.А. Эстетические особенности дагестанских сказок // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана: Сб. статей. - Махачкала: Даг. филиал АН СССР. Ордена «Знак Почета» институт истории, языка и литературы им. Г.Цадасы. - 1987. - 83-93.

66. Аникин В.П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. - М.: Правда, 1985. - 3-22.

67. Аникин В.П. Сказки В. Бианки и фольклор. // Русский фольклор: Материалы и исследования. III кн., - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - С . 243-259.

68. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. - М.: Наука, 1975. - 157-163.

69. Бахтина В. А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Фольклор народов СССР. - Уфа: Башкирск. Гос. ун-т, 1997. - 67-74.

70. Богатырева Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика): Автореф. дисс. ... к. фил. н. — М., 1998.

71. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз. - 1977. - Т.36, № 3. - 224-236.

72. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // АН СССР: Серия литературы и языка. - Т. 36. - 1977. - № 3. - 236 - 234.

73. Бязыров А.Х. Осетинские народная сказки. Автореф. дисс.. .к. фил. н.-Цхинвали, 1967.

74. Генчева М. Правдивая фантазия и сказочная реальность: размышления о современной сказке. // Детская литература. - 1971. —№ 6. - 61-72.

75. Герасимова Н.М. Пространственно-временные формулы русской волшебной сказки // Русский фольклор. - Л., 1978. - 173-180.

76. Герлован O.K. Понятие о сказке XVIII - начала XIX в. // Филологические науки. - 1996. - № 1 . - 95 - 103.

77. Герцен А.И. Собр соч в 8-и тт. Т. 8. / Сост. и ред. С И . Машин- ский. - М.: Правда, 1975. - 227-232.

78. Горький A.M. О литературе: Статьи и речи 1928-1935 гг. — М.: Гослитиздат, 1935. — 429с.

79. Джикаев Ш.Ф. Поэт // Весь мир - мой храм: К 130-летию со дня рождения Коста Хетагурова. - Орджоникидзе: Ир, 1989. - 125 -133.

80. Дзесты К. Цазстуарзон леевар // Мах дуг. - 1979. - № 4. - Ф. 108-110;

81. Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 3-х тт. - Т.З. - М;-Л.: Изд. АН СССР, 1962.-С. 483-497. ,

82. Дубровская И.Г. Советская детская сказочная повесть 30-х годов (вопросы сюжетосложения): Автореф. дисс. ... к. фил. н. - Горький, 1985.

83. Из рукописного фонда Вернадского II Вопросы философии. — 1966.-№ 12. - С . 101-112.

84. Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца: Автореф. дисс. ... к. фил. н. - М . , 1985.

85. Комлева Г.А. Пространственный мир литературной сказки // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1992. — 68-76.

87. Краевский Л.А. Сказки В.Ф.Одоевского •// Журнал Министерства Народного Просвещения. - Ч. VII. -1835. 583-589.

88. Лазутин Г. Поэтика удивительного в сказках // Вопросы литературы и фольклора. - Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1973. — 167— 180.

89. Левченкова О.С. Феномен чуда в русской литературной сказке 30-90-х годов ХХвека // Филологические науки.• — 2000. - № 5. — 72-80.

90. Лейдерман М.Н. Советская литературная сказка (Основные тенденции развития): Автореф. дисс. ... к. фил. н. - Свердловск, 1989.

91. Леонова Т.Г. Жанровая специфика русской литературной сказки XIX века в ее отношении к фольклорной // Проблемы литературных жанров: Материалы 2-ой научной межвуз. конф. - Томск, 1975. - 94-109.

92. Леонова Т.Г. Современная литературная сказка и народнопоэтическая традиция // Фольклорное наследие народов СССР и современность: Сб. науч. тр. - Кишинев, 1984. - 246-260.

93. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8 - 74-87.

94. Лупанова И.П. Быть человеком! (Размышления о герое современной литературной сказки) // Детская литература, 1971. - М.: Детская литература, 1971. - 24-33.

95. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики (Заметки фольклориста) // Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. науч. тр. - Петрозаводск, 1981. - 76-90.

96. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - 122-132.

97. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. - Л.: Наука, 1970. - С . 192-219.

98. Митрофанова В.В. К вопросу о нарушении единства некоторых жанров фольклора. Проблемы свода русского фольклора // Русский фольклор, т. XVII. - Л.: Наука, 1977. - с.38-57.

99. Неклюдов С Ю . Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. - М.: Наука, 1975. - 182-190.

100. Никифоров А.И. Русская детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1927 году. - Л.: Наука, 1928. - 36-59.

101. О.Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. — М.: Наука, 1975.-С. 71-79. Ш.Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. — М: Наука, 1983. - 99-113.

102. Халидова М.Р. Об эволюции мотивов культа близнецов в дагестанском фольклоре // Поэтика фольклора народов Дагестана: Сборник статей. - Махачкала: Даг. филиал АН СССР, 1981. - 25-43.

103. Халу торных О.Н. Волшебная сказка как феномен культуры (социально-философский аспект): Автореф. дисс... канд. фил. наук. - М., 1998.

104. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей. - М . : Наука, 1975.-С. 191-213.

105. Чернышева Т.А. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопросы литературы, 1979. - № 1. - 229-248.

106. Чернявская Т.А. Некоторые особенности современной литературной сказки // Проблемы детской литературы. — Петрозаводск, 1979. — 115-127.

107. Чистов К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы // Материалы VII международного конгресса антропологических и этнографических наук. - М.: Наука, 1964. - 5—11.

108. Чичеров В.И. Адыгейские сказания и сказки // Литературное обозрение. - 1937 .- № 23 .- 37-41.

109. Ярмыш Ю. О жанре мечты и фантазии. - Радуга. - Киев, 1972. - № П . - С . 176-179. Тексты

110. Абхазские народные сказки. - М.: Наука, 1975. - 464 с.

111. Абхазские народные сказки. - М . : Наука, 1974. — ...561 с.

112. Адыгейские народные сказки. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1974 - 264 с.

113. Айларты Ч. Хуры чызг Хорческаг // Ногдзау. - 1994. - № 2. - Ф. 20-22.

114. Айларты Ч. Ангинзеты чысыл Микъро: Уацау. - Орджоникидзе: Ир, 1989.- 48 ф.

115. Айларты Ч. Лееджы бындзаефхад. - Орджоникидзе: Цаег. Ир. чин. рауагъдад. - 1967. - 17-25 с.

116. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. - Владивосток: Дальневосточное книжное изд., 1972. - 221 с.

117. Астемыраты И. Хазфс донаей куыд рацыд // Суадон (Родник): Уацмысты агмбырдгонд сывееллагттген. - Орджоникидзе: Ир, 1973. -Ф. 28.

118. Астемыраты И. Мигъты быцазу // Суадон (Родник): Уацмысты азмбырдгонд сывазллззттззн. - Орджоникидзе: Ир, 1973. - Ф. 27-28.

119. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. — М.: Худ. литература, 1957.-509 с.

120. Бедняк и черт // ОРФ СОИГСИ, ф.108-9, 2, п.30. - 141-143

121. Бритаев Волшебная папаха. - Орджоникидзе: Ир, 1974. — 255 с.

122. Бритаев Сказки. - Владикавказ: Ир, 1995. - 224 с. НО.Бритаев Дзанати Дзамболат // Осетинские рассказы / Сост. Т. Джатиев. - М.: Советский писатель, 1952. - 246-275.

123. Букуылты А. Хэзлынбыттыр // Фидиуэзг. — 1965. — № 7. — Ф. 32.

124. Быгъуылты Ч. Бирззгъ уасэзгазй куыд фаетарст. - Орджоникидзе: Ир, 1962.-26 ф.

126. Газдиаты Уацмыстге. - Дзэзуджыхъагу: Ир, 1991. - 639 с.

127. Газдиаты Ц. Равзаргаг уацмыстзз. - Цхинвал: Ирыстон, 1986. - 280 с.

128. Гуыцмаезты А. Уызынэзджы чызг Уырызаз. - Дзззуджыхъазу: Ир, 2002.- 64 с.

129. Дарчиев Д. Гамат: Сказка. - Орджоникидзе: Ир, 1983. - 30 с.

130. Джимиты Кларэз. Л^мбисонды авд айдззны. — Дзазуджыхъаеу: Ир, 1995.-64 ф.

131. Джыккайты Б. Гыццыл хазфс Цъазхилы сгуыхтдзинад // Фидиуазг. - 1989. - №1. - Ф. 27.

132. Дзасохты М. Быцазу // Къаппа-къуппа (Одуванчик): Уацмысты азмбырдгонд. - Орджоникидзе: Ир, 1976. - 28 ф.

133. Дзасохты М. Бехъаны мугаз: Радзырдтаз азмаз аргъззуттаз. — Орджоникидзе: Ир, 1978. - 92 ф.

134. Дзуццаты 3. Раттаджы къух райсаг у, кэеназ уызын аеназ кагрцэгй куыд баззад // Ногдзау. - 1999. - № 5. - Ф. 21-23.

135. Дзуццаты 3. Бураедидиназг еемге Бураемаргъ // Ногдзау. — 1999. - № 5 . - Ф . 20-21.

136. Дзуццаты 3. Арв алцыдазр уыны базрзондаей... // Разстдзинад. - 1999.-21 июля.

137. Дзуццаты 3. Заеронд уызын йзгхицззн мад куыд агуырдта // Разстдзинад. - 2000. - 23 августа

138. Дзуццаты 3. Стъалыджын фэендаг // Ногдзау. - 1999. — №5. - Ф. 23-25.

139. Диковины Аму: Каракалпакские народные сказки. - Нукус: Каракалпакия, 1968. -295 с.

140. Кабардинские народные сказки. - М.: Детская литература, 1969.-144 с.

141. Киргизские сказки. - М . : Гослитиздат, 1969. - 223 с.

142. Монгольские сказки. - М.: Гослитиздат, 1967. - 267 с.

143. Мыртазты Б. Зджыды рзгсугъд: Аргъау-поэмэг. - Орджоникидзе: Ир, 1985.-26 ф.

144. Нарты: Осетинский героический эпос. В 3-х книгах. Кн. 2. - М.: Наука: главная редакция восточной литературы. 1989. - 492 с.

145. Нартские сказания. - Орджоникидзе: Ир, 1975. -360 с.

146. Нигер. Дыууаз зазрватыччы эзмае дыууаг сыхаджы аргъау. — Орджоникидзе: Цгег. Ир. чин. рауагъдад, 1962. - 28 ф. 165.0РФ СОИГСИ, ф.5.108-9,2, папка 3 30. 141-143.

147. Осетинские народные сказки / Сост. А. Бритаев и Г.З. Кало- ев. - Орджоникидзе: Сев.- Ос. кн. изд-во, 1960. - 436 с.

148. Осетинские народные сказки, М.: Наука, 1973. - 598 с.

149. Осетинские народные сказки. -Цхинвал: Ирыстон, 1978. - 272 с.

150. Памятники народного творчества осетин: Сказки о животных / Сост. Хамицаева Т.А. - Владикавказ: Алания, 1998. - 526 с.

151. Плиты Г. Гал аемэг бур дым. - Орджоникидзе: Ир, 1968. - 11 ф.

152. Саламов А. Хаефсытае кгефэей куыд фервэззтысты: Аргъэгуттэз. - Орджоникидзе: Цазг. Ир. чин. рауагъдад, 1966. - 31 ф.

153. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - 1889. - вып. 7.

154. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. - Тифлис, 1870.

155. Ситохаты Суадон // Ногдзау. - 1984. - № 4. - Ф. 18-19.

156. Сказки народов Дагестана. - М.: Наука, 1965. - 512 с.

157. Таджикские сказки / Под ред. Гафуровой Б.Г., Мирзоевой A.M. - М . : АН СССР: Изд.вост.лит., 1961. - 605 с.

158. Тотров Р. Зверь, которого никто не боялся. — Орджоникидзе: Ир, 1984.-38 с.

159. Туманян О. Избранное. - M.-JL: Детиздат, 1945, - 1 1 0 с.

160. Уалыты Л. Дзиу-дзиу // Ногдзау. - 1980. - № 5. - Ф. 26-28.

161. Хамицаев А. Заз базласы аргъау // Ногдзау. - 1982. - № 6. - Ф. 17-18.

162. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-и томах. Т.1. -Владикавказ: Респ. изд.-полиграф. предприятие им. В.А. Гассиева, 1999. - 4 8 6 с.

163. Хетагуров К.Л. Полное собр. соч. в 5-и тт. - Т.4. - Владикавказ: Респ. изд.-полиграф. предприятие им. В.А. Гассиева, 2000. - 506 с.

164. Хъазиты М. Царддазттэзг эенгуз // Ногдзау. - 1983. — № 3. - Ф. 15-17.

165. Царахаты Т. Тазрхъусеен гыццыл къаедзил цазмазн ис: Аргъэгуттае. — Орджоникидзе: Ир, 1985. - 23 ф.

166. Цазрукъаты А. Лэгг азмэз хэзйрэзг: Аргъау. — Орджоникидзе: Ир, 1966.-25 ф.

167. Цаерукъаты А. Мыстачъе-усгур: Аргъау. - Орджоникидзе: Ир, 1963.-25 ф.

168. Чеджемты Г.З. ЛЗнкъард стъалы // Ногдзау. - 1983. - № 5. - Ф. 11.

169. Чеджемты Г.З. Бубу мигъагур куыд ацыд: Радзырдтзе аемае аргъаеуттае. - Орджоникидзе: Ир, 1970. - 28 ф.

170. Чеджемты Г.З. Дурваеткъуы бззласы аргъау // Ногдзау. — 1999. - № 3 . - Ф . 10-12.

171. Чеджемты Г.З. Заеринаег: Аргъаеуттае. - Орджоникидзе: Ир, 1978.-24 ф.

172. Чеджемты Г.З. Морагдзыг // Сзеуэехсид. - Орджоникидзе: Ир, 1977.-Ф. 20-23.

173. Чеджемты Г.З. Сидзаер сэеныччы аргъ // Ногдзау. - 1983. - № 5 . - Ф . 14-17.

174. Чеджемты Г.З. Таенаегбазыр, авдхуызон: Аргъаеуттае. - Орджоникидзе: Ир, 1972. - 21 ф.

175. Чеджемов Г.З. Чичи и Бечи: Сказка и рассказы. (Пер. с осет.). - М: Советская Россия, 1968. - 28 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.