Становление и развитие парламентаризма в Султанате Оман тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Аль-Шахри Авад Матук Саид

  • Аль-Шахри Авад Матук Саид
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 177
Аль-Шахри Авад Матук Саид. Становление и развитие парламентаризма в Султанате Оман: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2005. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Аль-Шахри Авад Матук Саид

1. Введение.2

2. Глава 1. Историко-теоретические аспекты парламентаризма в арабских государствах.12

1.1. «Принцип шуры» и правовой статус консультативных советов (законосовещательных органов) в арабских государствах.12

1.2. Порядок формирования и прекращения деятельности консультативных советов и законодательных органов в арабских государствах.27

1.3. Правовой статус и структура законодательных органов власти в арабских государствах.46

Глава 2. Историческое развитие государственности Омана. 72

3. 2.1. Участие народа в управлении и «принцип Шуры» совещательности) в исламской философско-правовой доктрине.72

2.2. Развитие «принципа Шуры» в Омане в эпоху имамата. 83

2.3. Развитие «принципа Шуры» в Омане в период с 1980 г. по 1995 г.94

4. Глава 3. Правовой статус Совета Омана.118

3.1. Правовой статус Совета Шуры.122

3.2. Правовой статус Государственного Совета.148

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие парламентаризма в Султанате Оман»

Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы. Коренное преобразование системы общественных отношений, форм и методов государственного управления в Омане, происходящее со второй половины XX века, и, как следствие этого, изменение подхода ко многим вопросам организации и функционирования государства, обусловили потребность в постепенном обновлении существующего государственного аппарата Омана при одновременном сохранении основных принципов и традиций организации жизни общества и принятия государственных решений.

Кардинальные изменения содержания, социального назначения, функциональной направленности действующих в Омане государственных институтов в XX веке оказывают непосредственное воздействие на состояние и развитие системы оманского законодательства и государственного управления, в том числе и в контексте восприятия ими исторически сложившихся исламских традиций организации государства, а также демократических принципов, утвердившихся в современных европейских демократических странах и в силу этого являющихся общепризнанными в мировом сообществе.

Общественное, культурное и политическое развитие в странах Персидского залива и арабского региона в целом вызвало необходимость в политических реформах законодательной власти, какой она была в то время, чтобы привлечь более широкие слои населения. Законодательная власть в этих государствах существенно трансформировалась, в основном благодаря реформистским движениям и изменениям в жизни общества, а также в некоторых случаях благодаря стремлению государства к независимости, что привело в конечном итоге в этих государствах к пересмотру действующих в то время конституций и к участию в управлении государством широких слоев населения. Эти тенденции в полной мере затронули политическую организацию оманского общества.

Отметим, что необходимый для изучения демократических основ и традиций парламентаризма в Омане научно-обоснованный, четкий, унифицированный категориальный аппарат в общем и целом сложился. В этой связи довольно полезным представляется обобщение уже существующей практики деятельности консультативных органов в Омане и их участия в осуществлении государственной власти и демократизации жизни оманского общества.

Если теоретические аспекты исследуемых в настоящей диссертации проблем получили довольно полное освещение в отечественной и зарубежной конституционно-правовой науке, то эмпирическая составляющая настоящего исследования до настоящего времени не получила такого комплексного закрепления. Отдельные научные работы, содержащие попытки обобщения практики деятельности совещательных органов в Омане и процессов демократизации в этой стране в контексте реализации принципа шуры (совещательности) и развития исламской доктрины государственной власти написаны ведущими российскими учеными-историками и государствоведами, в числе которых Жидков О.А., Сюкияйнен J1.P., Хачим Ф.И., Чиркни В.Е. В этой связи назвать тему настоящего исследования в достаточной мере разработанной, к сожалению, не представляется возможным.

Эти доводы и обусловили выбор темы настоящей диссертации.

Теоретическая основа исследования. Работа проводилась преимущественно на базе критического анализа и обобщения трудов оманских ученых-государствоведов, а также ведущих российских государствоведов. В частности изучены:

1) материалы научной деятельности ведущих арабских ученых о содержании принципа шуры (совещательности) и демократических традиций мусульманского общества (Ас-Садр М.Б., Хомейни, Абидан Ю.М., Фахру М.А.);

2) научные работы, посвященные политическому развитию государств Персидского залива и арабского региона (Аль-Мазруи Умд С.А., Аль-Накыб Халдун, Аль-Саид Альман А.В.);

3) работы ведущих ученых-государствоведов Российской Федерации по вопросам, связанным с практикой деятельности органов государственной власти в государствах Персидского залива и арабского региона (Жидков О.А., Сюкияйнен Л.Р., Хачим Ф.И., Чиркин В.Е.);

4) работы по смежным с темой исследования теоретическим проблемам конституционного права зарубежных стран, истории и политологии (Плеханов С.Н., Крачковский И.Ю.).

Эмпирическая основа исследования. Работа над диссертацией проводилась на основе изучения обширного нормативно-правового материала, прежде всего - Основного закона Омана, указов султана Омана и нормативных актов министерства внутренних дел Омана. Кроме того были изучены некоторые законопроекты, находящиеся на момент исследования в работе правительства Омана, которые, как предполагается, будут представлены султану на рассмотрение. Особое значение для настоящей диссертации принадлежит работе Советов Шуры Омана четырех созывов, чьи рекомендации и сформулированные в этих документах правовые и политические позиции послужили основой обобщения практики участия Совета Шуры в осуществлении государственной политики в Омане.

Методологическая основа исследования. При написании диссертации были использованы общенаучные методы: диалектический, анализ, синтез, логический, исторический; и частно-научные методы: сравнительного правоведения.

В качестве приоритетных способов познания объективной действительности в рамках целей настоящего исследования было использовано обобщение и компаративизм. Широко и в тесном сочетании опираясь на исторический и логический методы, автор, учитывая характер исследования, использовал преимущественно абстрактно-теоретические формы рассмотрения и изложения материала и конкретно-эмпирические формы иллюстрации защищаемых теоретических тезисов. Анализ объекта проводился на основе логической последовательности развития содержания принципа шуры (совещательности) и демократии в Омане: от логически предыдущего к логически последующему. В этом смысле логический метод доминировал над историческим.

Цель и задачи исследования. Данное исследование проводилось, главным образом, с целью комплексного теоретического и эмпирического исследования и обобщения практики применения принципа шуры (совещательности) в государственной политике Омана и анализа развития законодательной сферы государственной деятельности в Омане.

В тесной связи с указанной целью в ходе исследования ставились задачи рассмотрения следующих аспектов проблемы:

• анализ соотношения доктринальных разработок проблемы определения содержания принципа шуры (совещательности), демократических элементов в управлении Оманом на протяжении различных периодов его исторического развития,

• сравнительно-правовой анализ статуса законодательных и законосовещательных органов в государствах Персидского залива и арабского региона в целом, выявление основных направлений взаимного влияния политико-правовых реформ в этих государствах,

• выявление основных направлений деятельности Совета Шуры в различные периоды исторического развития демократии в Омане и изменения правового статуса и места этого органа в государственном аппарате,

• общая характеристика современного состояния законодательной сферы государственной деятельности в Омане, структуры законосовещателльного органа - Совета Омана, правового статуса его составных частей - Государственного Совета и Совета Шуры.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное специальное диссертационное исследование вопросов применения принципа шуры (совещательности) в государственной политике Омана и правового статуса законосовещательных органов в Омане. Научная новизна диссертации состоит также в том, что автор отстаивает в ней свое мнение по ряду существенных дискуссионных вопросов, главным образом, в контексте анализа содержания понятия демократии и демократических элементов в государственном управлении в государствах Персидского залива и арабского региона. В частности, элементы научной новизны проявляются в следующих положениях диссертационного исследования:

• Постепенно в мире складывается более широкое по объему понятие демократии и демократических элементов в государственном управлении, которое охватывает как европейские, так и иные, в частности исламские, подходы к определению этих понятий. При этом, следует учитывать , что исламская политико-правовая доктрина включает в себя ряд принципов, «которые нельзя признать совместимыми с нормами современного демократического общества»1.

• В исламской культуре сложились самые разные взгляды на основы власти и права, на отношения человека и государства, на общество в целом. Некоторые из этих концепций, вырванные из общего контекста и намеренно упрощенные в соответствии с запросами малообразованных слоев населения, используются для оправдания политического экстремизма. Но «центральное место в идейном наследии ислама и в современной исламской мысли занимают не эти примитивные тезисы, а теоретическое обоснование таких принципов, как умеренность, стабильность, лояльность по отношению к властям, постепенность,

1 Л.Р.Скжияйнсн. Российская власть и ислам // Отечественные записки. 2003. №5. - С.35. б совещательность, стремление к компромиссу и консенсусу, избежание вреда»2.

• Конституционный процесс в странах Персидского залива и арабского региона отражает как общие мировые тенденции, так и специфику, особенности исторического, социально-экономического и культурно-религиозного развития этих стран, которые следует учитывать при анализе государственно-правовых понятий и институтов, в частности при исследовании законодательной сферы государственной деятельности в этих странах. Попытки автоматически перенести западноевропейские и североамериканские конституционные модели, в том числе принцип разделения властей, принцип верховенства парламентских учреждений в условиях преимущественно добуржуазных обществ объективно обречены на неудачу.

• При анализе законодательной сферы государственной деятельности необходимо учитывать, что традиционная исламская доктрина не признает европейско-американского принципа разделения властей, что непосредственно сказывается на особенностях правового статуса законосовещательных органов в мусульманских государствах, в частности в Омане.

• Консультативные советы «шура» в государствах Персидского залива и арабского региона служат необходимой предпосылкой для развития парламентаризма в этих государствах. Законодательные органы этих государств (там, где они существуют) занимают второстепенное место в системе государственных органов арабских стран. Слабость законодательных органов объясняется сложившимися традициями сильной единоличной власти главы государства, отсутствием навыков и

2 См.подробнее: Сюкияйнен Л. Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №3. - С.21; Сюкияйнен Л.Р. Международный терроризм и ислам: союзники или противники? // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2001. №4. - С.37. принципов парламентаризма, отсутствием развитой партийной системы и сильной оппозиции с законодательно закрепленным статусом. На правовой статус парламентов в арабских странах оказывают существенное влияние мусульманские традиции принятия решений путем согласования. Подчас консультативные органы, включая консультативные советы иногда выступают в роли противовеса законодательному органу.

• Совет Шуры Омана своей практикой обсуждения тех или иных государственных проблем способствует конкретизации и организационному оформлению мусульманской доктрины по проблеме содержания принципа шуры (совещательности), а также повышению значения законосовещательных органов для государственной политики и участия населения в государственном управлении в Омане.

• Развитие парламентаризма, а в частности правового статуса Совета Шуры и Государственного Совета в Омане в последующем, видимо, будет предопределяться тем, что если в европейских демократиях основой парламентаризма служит принцип, согласно которому народ является единственным источником суверенитета, то в арабских странах народ (умма) - это прежде всего сосредоточение ответственности перед Богом. И если в европейских демократиях парламентаризм признается одной из допустимых форм господства большинства над меньшинством, то, согласно исламской доктрине, парламентаризм не сводится к господству чьих-либо интересов, а отражает стремление к справедливости и праву в том виде, в каком они закреплены в исламе.

• По нашему мнению, дальнейшее развитие государственного аппарата в Омане приведет к разделению функций между двумя Советами, и они будут дополнять, а не дублировать друг друга. В перспективе предполагается, что Совет Омана получит право издавать новые законы и вносить изменения в существующие нормативные акты, а также контролировать исполнение своих решений. Таким образом, Совет Омана в своем нынешнем виде способен стать основой будущей двухпалатной структуры парламента Омана

Все эти и некоторые другие положения диссертации выносятся на защиту.

Научная и практическая значимость. Настоящим исследованием автор вносит посильный вклад в анализ проблем совершенствования государственного аппарата в Омане, развития демократии в арабских государствах, которым исторически присуще внимание к мнению населения и участие народа в управлении страной, эволюции содержания принципа шуры (совещательности) в мусульманской доктрине и в истории Омана. Работа направлена на укрепление и систематизацию методологической основы научного понимания вышеобозначенных проблем, а также на обобщение имеющегося на настоящий момент эмпирического материала по теме исследования. Результаты исследования значимы как для конституционного права, общей теории права и сравнительного правоведения, так и для иных отраслей юридической науки, и способствуют уяснению содержания демократических элементов, в частности принципа шуры, парламентаризма, места и роли законодательных и законосовещательных органов в системе органов государственной власти в арабских странах, в частности в Омане.

Как следствие этого, результаты исследования применимы в учебном процессе при изучении сравнительно-правовых дисциплин, а также ряда специально-отраслевых юридических дисциплин, например, учебного курса «Конституционное право зарубежных стран».

Наряду с этим теоретические положения диссертации и приведенное в ней обобщение практики деятельности совещательных органов в Омане имеют значение для совершенствования оманского законодательства, его систематизации, толкования права, применения и других форм его реализации, а также для развития системы органов государственной власти в Омане.

Структура диссертации обусловлена целыо, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Аль-Шахри Авад Матук Саид

В заключение целесообразно сформулировать следующие основные выводы по теме исследования.

Демократия в общем виде представляет собой власть народа. Формы и способы выражения этой власти и ее содержание в различных обществах определяются по-разному и формируются под влиянием различных социальных, культурных и экономических условий. Общим элементом различных определений понятия демократии является акцент на участии народа в управлении государством.

Современное понятие демократии не исчерпывается образцами западной парламентской демократии, включающей ее современные институты, конституции, гражданские свободы, в частности свободу личности. При анализе демократии в иных социальных условиях, ее содержание может отличаться от европейского, в силу различных традиций политической философии и политико-правовой доктрины в обществах с разными политико-правовыми культурными традициями, а также постольку, поскольку принципы справедливости, равенства и права могут реализовываться в иных, чем европейские, типах общественной организации.

В арабском регионе с первых веков существования ислама были утверждены основы организации общества и общественного управления, которые устанавливали абсолютное равенство между всеми мусульманами и обеспечивали участие народа в управлении.

Мусульманская политическая теория и государственный опыт, основанный на принципе шуры, является альтернативным образцом демократии. Благодаря той огромной роли, которую сыграли принцип совещательное™ (шуры) и принцип единогласного мнения, практика шуры укрепляет статус гражданина в государствах Персидского залива и арабского региона и раскрывает его сущность.

Содержание понятия демократии в мусульманских государствах характеризуется рядом специфических элементов, отличающихся от европейского смысла этого понятия. Демократия в исламе представляет собой составление общего мнения и вынесение общего решения. Процедуры принятия политических решений в мусульманских государствах имеют в своей основе религиозно-правовые нормы. В совещании принимают участие все мусульмане, независимо от их социального статуса и материального положения, чем обеспечивается равенство всех мусульман. Последнее решение остается за правителем, легитимация статуса которого происходит путем обращения к религиозным нормам и общедемократическим традициям организации жизни мусульманского общества.

Развитие системы органов государственной власти, основных принципов их деятельности, эволюция демократических институтов, в частности, парламентаризма, в странах Персидского залива и арабского региона имеет свою специфику, обусловленную особенностями исторического, социально-экономического и культурно-религиозного развития этих стран. Однако конституционное развитие мусульманских государств воспринимает общемировые тенденции и закономерности, если они не противоречат исламу как основе организации общества и общественного управления в этих странах. Без учета указанной специфики невозможно эффективно и адекватно анализировать содержание государственно-правовых понятий и институтов в этих странах. Это касается и законодательной сферы государственной деятельности.

Западноевропейские и североамериканские конституционные модели содержат ряд элементов, несовместимых с исламской доктриной государственной власти. В числе таких элементов можно назвать принцип разделения властей, принцип верховенства парламентских учреждений. Поэтому механическое привнесение указанных моделей в государственную жизнь мусульманских стран объективно невозможно и нецелесообразно. Исламская доктрина государственной власти находит свое выражение в ряде особенностей правового статуса законосовещательных органов в мусульманских государствах, в частности в Омане.

Консультативные советы «шура» в государствах Персидского залива и арабского региона создают необходимую основу для дальнейшего развития государственного управления в регионе. В частности, они могут стать прообразом будущих парламентов в странах региона и способствуют эволюции традиций совещательности и парламентаризма в этих государствах.

В то же время на сегодняшний день законодательные органы этих государств (там, где они существуют) занимают второстепенное место в системе государственных органов арабских стран. Невысокая степень их политического влияния является следствием сильной единоличной власти главы государства, отсутствия опыта парламентаризма, развитой партийной системы и оппозиции. На правовой статус парламентов в арабских странах оказывают существенное влияние мусульманские традиции принятия решений путем согласования. По сути, принцип шуры (совещательности) противостоит парламентаризму в европейском смысле этого слова, а консультативные органы, включая консультативные советы, нередко являются противовесом законодательному органу в этих государствах.

Оманская система государственного управления последовательно придерживается принципов ислама - умеренности и терпимости, следует арабским национальным традициям и моральным ценностям. Основу государственного управления в Омане составляет принцип единодушного решения и соглашения; принцип свободных выборов имама; наличие конституции, положения которой не противоречат исламским традициям и обычному праву оманского общества; наличие институтов исламской демократии - учреждений имамата, то есть советов; принцип независимости закона и равенства граждан перед законом. Таким образом, имеются основания говорить об особой национальной политической культуре Омана.

Историческое развитие Омана способствовало утверждению принципа шуры (совещательности) и элементов участия народа в государственном управлении страной. Приверженность исламской доктрине государства и государственной власти, принципам равенства всех мусульман, выборности имама и наличия совещательных органов и процедур нашло внешнее выражение в различных формах организации власти в Омане.

Эволюция принципа шуры происходила быстро, но не скачкообразно. Традиции реализации этого принципа, выработанные в эпоху имамата в Омане нашли свое место в последующих моделях организации системы органов государственной власти. Это прослеживается как в период деятельности Государственного Консультативного Совета, учрежденного султаном Омана в 1981 году, так и в период существования Совета Шуры образца 1991 года.

Преемственность исторических традиций организации законодательной сферы государственной деятельности нашла свое отражение и в наступившую эпоху конституционализма в Омане. В связи с принятием Основного закона Омана в 1996 году был учрежден Совет Омана, состоящий из Государственного Совета и Совета Шуры.

На основании Конституции Омана 1996 года и Указа султана об образовании Совета Омана был принят ряд нормативных правовых актов, детально регламентирующих правовой статус Государственного Совета и Совета Шуры, порядок их формирования, процедуры их деятельности. Государственный Совет и Совет Шуры был наделен важнейшими государственными полномочиями.

Так, Государственный Совет Омана вправе осуществлять подготовку исследований, которые помогают реализовать планы и программы развития и преодолеть многие социальные и экономические проблемы в стране. Он уполномочен вносить предложения, которые будут способствовать инвестициям в различные отрасли производства, в сферу обслуживания и разработку ресурсов. Государственный Совет Омана изучает и вносит предложения в области использования трудовых ресурсов, улучшение работы административных структур. Султан предоставил Государственному Совету право рассмотрения законопроектов до их утверждения и издания, за исключением тех важных законов, которые сразу подаются непосредственно султану. При этом Государственный Совет передает свои рекомендации относительно тех законопроектов, которые он рассмотрел, кабинету министров. Государственный Совет изучает некоторые вопросы государственной важности и составляет свое мнение по ним, после чего это мнение представляется на рассмотрение султану или кабинету министров.

Совет Шуры является основой системы государственной власти в исламском государстве. Совет Шуры Омана наделен полномочиями по рассмотрению законопроектов в экономической и социальных сферах, которые подготавливаются соответствующими министерствами, прежде чем они будут изданы. Он вносит предложения по улучшению уже существующих законов и дает оценку общего курса правительства.

Совет Шуры Омана участвует в разработке планов экономического и социального развития страны. Он призван разъяснять населению цели и приоритеты политического и экономического курса страны, а также поддерживать контакт с народом, чтобы быть в курсе его нужд и желаний и тем самым играть роль передаточного звена между правительством и народом.

Совет Шуры активно участвует в программах по охране окружающей среды и защиты ее от загрязнения. В социальной сфере он уполномочен рассматривать вопросы, связанные с инфраструктурой и сферой обслуживания, а также вносить предложения по их улучшению. Помимо этого, Совет Шуры Омана рассматривает проблемы экономического характера и осуществляет разработку планов по их разрешению. Совет Шуры Омана уполномочен также рассматривать другие вопросы, которые ставит перед ним султан.

Совет Шуры не является законодательным советом, он наделен законосовещательными функциями. Однако за время своей работы Совет не раз вносил предложения законопроектов в некоторых сферах. Можно сказать, что Совет присвоил себе такого рода полномочия с молчаливого согласия султана. Таким образом, роль Совета Шуры в законодательной деятельности в Омане огромна. Совет Шуры Омана оказывает существенное влияние на правительственную политику своей практикой обсуждения тех или иных государственных проблем.

Деятельность Государственного Совета и Совета Шуры способствует конкретизации и организационному оформлению мусульманской доктрины в части вопросов государственного управления. Так, в процессе деятельности этих совещательных органов принцип шуры (совещательности) приобретает все большее значение в Омане, показывая свою эффективность и жизнеспособность в изменяющихся условиях общественной жизни. Это способствует повышению значения законосовещательных органов для государственной политики и участия населения в государственном управлении в Омане,

Развитие правового статуса Совета Шуры и Государственного Совета в Омане предопределяется спецификой теоретических основ парламентаризма в государствах Персидского залива и арабского региона. В мусульманских обществах европейский взгляд на парламентаризм, как на одну из форм господства большинства над меньшинством, оказывается неприменим. Основной причина этого в том, что исламская доктрина государства требует, чтобы парламентаризм отражал стремление к консенсусу и выражал единодушное мнение мусульманской общины.

Государственное управление в Омане активно воспринимает положительный опыт парламентов других стран. По большей части правовые заимствования касаются парламентских процедур. Так, Совет Омана воспринял порядок проведения заседаний, обсуждений, процедуры требования слова, регистрации присутствующих, такие правовые институты, как кворум, голосование двумя третями голосов, составление протокола. Все эти правовые институты и процедуры в равной степени присущи парламентам европейских стран и не противоречат исламу и традициям политической организации общества Омана.

В то же время,в части порядка принятия решений в Совете Омана исследователи выделяют ряд особенностей, несовместимых с западноевропейскими моделями. Так, парламенты европейского типа наделены законодательными полномочиями. Полномочия Совета Омана ограничиваются рекомендациями, то есть имеют совещательный характер.

Государственный Совет, так и Совет Шуры схожи между собой как по правовому статусу, так и по процедурам осуществления своей деятельности и по своему политическому значению и месту в системе органов государственной власти в Омане. Дублирование их функций и наличие у них в равной степени ограниченных полномочий является существенным недостатком оманской модели организации законодательной сферы государственной деятельности.

Возможным способом разрешения этой проблемы в будущем может стать предоставление Совету Омана законодательных полномочий, а также полномочий по контролю за исполнением законов при одновременном разделении функций его составных частей. Целесообразно законодательно закреплять и совершенствовать формы и способы участия Совета Омана в разработке пятилетнего плана, его утверждении и контроле за его исполнением. Также необходимо, чтобы Совет принимал непосредственное участие в обсуждении и утверждении государственного бюджета. Серьезным шагом в развитии демократии в Омане может стать правовое закрепление обязанности правительства отчитываться перед Советом Омана и докладывать ему о результатах своей работы.

Таким образом, среди ближайших перспектив развития государственного аппарата в Омане можно отметить разделение функций между двумя составными частями Совета Омана и расширение его полномочий в законодательной сфере. Таким образом, Совет Омана в своем нынешнем виде способен стать основой будущей двухпалатной структуры парламента Омана и развития принципов парламентаризма в стране. Немалое значение в этих процессах будет иметь последовательная реализация принципа шуры (совещательности) в государственном управлении в Омане.

Как сказал председатель Совета Шуры Омана в одном из своих интервью, «исламский принцип шуры означает участие каждого в управлении делами государства. Он отмечен в Коране. Этот принцип не имеет точного определения в исламе и может быть истолкован весьма широко. Как правило, в процессе шуры участвуют самые влиятельные и авторитетные члены общества, которые могут давать свои суждения по самым насущным вопросам жизни общества. Принцип шуры в Омане строится на этом понимании и вместе с тем мы гибко воспринимаем все новое и все изменения, которые касаются принципа шуры. Мы открыты к восприятию нового опыта»106.

В свою очередь, султан Омана Кабус бин Сайд в своей речи, посвященной реформам системы органов государственной власти в Омане, сказал: «.вся наша деятельность и опыт должны исходить из идеалов и традиций, преобладающих в нашем исламском сообществе. Это потому, что человеческий опыт показал и показывает, что метод абстрактного подражания бесполезен и что метод перепрыгивания через практическую реальность и объективные обстоятельства в любом обществе всегда приводит к большой опасности»107.

На сегодняшний момент формирование системы государственных органов Омана можно считать завершенным. Однако это не означает, что она не претерпит изменений в будущем. Доказательством тому может служить тот факт, что выборы в Совет Шуры Омана в 2000 году проводились не

106 Плеханов С.Н. Реформатор на троне: султан Кабус бин Сайд. - М.: Международные отношения, 2003. - С.257.

107 Там же - С.262. коллегией выборщиков, а на основе прямого голосования подданных султана. Таким образом, демократизация в Омане носит характер долговременной стратегии. Целью этой стратегии является устойчивость и стабильность власти и повышение степени участия народа в управлении государством.

Отметим, что имевшие место в прошлом и происходящие сейчас реформы в Омане представляют собой глубоко органичный процесс, основывающийся на религиозно-философских традициях оманского общества и духовной арабо-мусульманской культуре и воспринимающий достижения и положительный опыт иных гсоударств.

Султан Омана Кабус бин Сайд в этой связи отметил следующее: «Много лет назад я сказал своему народу, что он должен быть готов принять блага современного мира, но отвергнуть его дурные влияния, и, как мне кажется, мы в этом преуспели»108.

108 Там же - С.264.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Аль-Шахри Авад Матук Саид, 2005 год

1. Указ султана №96\101 от 6\11\96 об Основном законе Султаната Оман.

2. Указ султана об учреждении Государственного Консультативного Совета №81\84 от 18\10\1981.

3. Указ султана о выборах членов Государственного Консультативного Совета №81\85 от 18\10\1981.

4. Указ султана об издании регламента Государственного Консультативного Совета №81\86 от 18\10\1981.

5. Указ султана о проведении выборов членов Государственного Консультативного Совета второго созыва № 83\61 от 29\10\1983.

6. Указ султана об исправлениях в порядке созыва заседаний Совета Шуры №84\37 от 26\04\1984.

7. Указ султана о проведении выборов членов Государственного Консультативного Совета третьего созыва №85\101 от 29\12\1985.

8. Указ султана об исправлениях к закону об учреждении Государственного Консультативного Совета и его регламента №85\102 от 29\12\1985.

9. Указ султана о назначении членов Государственного Консультативного Совета четвертого созыва №87\91 от 22\12\1987.

10. Указ султана о назначении членов Государственного Консультативного Совета пятого созыва № 90\3 от 01\01\90.

11. Указ султана об исправлениях к закону о регламенте Государственного Консультативного Совета №4\90 от 01\01\90.

12. Указ султана №97\86 от 16\12\1997 о порядке работы Совета Шуры и Государственного Совета Омана.

13. Указ султана №97\88 от 16\12\997 о регламенте Совета Шуры Омана.

14. Указ султана №86/97 от 16\12X1997 г. о Совете Омана.

15. Указ султана №97\87 от 16\12\1997 о регламенте Государственного Совета.

16. Рабочая программа выдвижения кандидатур членов Совета Шуры третьего созыва.

17. Рабочая программа выборов в Совет Шуры четвертого созыва ( 20012003). Указ министра внутренних дел № 2000V52 от 22\05\2000.

18. Рабочая программа выборов Совета Шуры пятого созыва (2004-2007). Указ министра внутренних дел №26\2003.

19. Указ султана об учреждении Совета Шуры №94\91.

20. Указ султана об исправлении некоторых решений Государственного Совета и Совета Шуры №74\2003 от 19\10\2003.

21. Указ султана о назначении председателя и членов Государственного Совета №97\89 от 16\12\1997.

22. Указ короля о законе 54 от 2002 года относительно регламента Совета депутатов Бахрейна

23. Указ короля №91\а об издании регламента Совета Шуры Саудовской Аравии.

24. Регламент Федерального Национального Собрания ОАЭ.

25. Закон №6 от 1979 года об утверждении Регламента Совета Шуры Катара.

26. Закон №12 от 1963 года относительно Регламента Совета Нации Кувейта.

27. Закон №35 1962 года о выборах в Национальный Совет Кувейта.28. Конституция Катара, 1970.

28. Конституция Катара , 2003.

29. Конституция Бахрейна, 2002.

30. Конституция Кувейта, 1962.1.. Учебники и монографии1. На русском языке:

31. Александров И.А. Монархии Персидского Залива. Этап модернизации. -М., 2000.

32. Амеллер М. Парламенты. М., 1967.

33. Бодянский В.П. Социально-политическое развитие стран Аравии и особенности формирования средних городских слоев в странах Востока. -М., 1975.

34. Валькова JI.B. Саудовская Аравия в международных отношениях. М., 1979.

35. Герасимов О.Г. Оман. М., 1975.

36. Государства в странах капиталистической ориентации. М., 1982.

37. Государственно-правовой механизм осуществления внешней политики в СССР и зарубежных странах (сборник научных трудов). М., 1981.

38. Каминский С.А. Институт монархии в странах арабского Востока. М.: Наука, 1981.

39. Классы, партии и политика в развивающихся странах Востока. М., 1988.

40. Коран. Перевод и комментарии Крачковского И.Ю. М., 1986.

41. Левин И., Мамаев В. Государственный строй стран Арабского Востока. -М., 1957.

42. Мелкумян Е.С. Некоторые аспекты политического развития современного Кувейта: политические и социальные отношения в странах Востока. -М., 1976.

43. Государственное право буржуазных и развивающихся стран / Под ред. А.А. Мишина и Г.В. Барабашева. М., 1989.

44. Озолинг В.В. Саудовская Аравия. М., 1968.

45. Озолинг В.В. Экономика Саудовской Аравии. М., 1975.

46. Плеханов С.Н. Реформатор на троне: султан Кабус бин Сайд. М.: Международные отношения, 2003.

47. Прошин Н.И. Саудовская Аравия. М., 1964.

48. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении неравенства // Об общественном договоре. Трактаты. М.,: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле. -1998.

49. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: МГИМО-РОССПЭН, 2004.

50. Страны Ближнего Востока (актуальные проблемы современности) / Под ред. Б.Г.Сейранян. М., 1998.

51. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

52. Сюкияйнен J1.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права, 1997.

53. Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства / Под ред. Чиркина В.Е., Жидкова О.А., Юдина Ю.А. М.: Наука, 1992.

54. Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. М., 1958.

55. Хачим Фалях Исмаил. Конституционное право стран Ближнего Востока. М.: Изд-во РУДН, 2001.

56. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. -М., 1984.

57. Энтин JI.M. Политические системы развивающихся стран. М., 1978.

58. Яковлев А.И. Запад и социально-экономическое развитие Саудовской Аравии. -М., 1977.

59. Якуб Юсеф Абдалла. Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития. М., 1978.1. На английском языке:

60. Burke Е. The Writings and Speeches of Edmund Burke. (Vol.III. 1974-1780). Clarendon Press. Oxford, 1996.

61. Political Elites in Arab North Africa. Morocco, Algeria, Tunisia and Egypt. -London, 1982.1. На арабском языке:

62. Аббащ Хусейн Абид Ганим. Исламская демократия в Омане. Традиции веры в современной политической истории, 1997.

63. Абду Мухаммед. Ислам и христианство: между наукой и гражданственностью.-Алжир, 1988.

64. Абидан Юсеф Мухаммед. Развитие опыта совета Шуры в Катаре в течение 20 лет 1972-1992, Каир, 1992.

65. Аль-Азкави Сархан бен Сайд. Толкование национальных анналов. -Абу-Даби, 1976.

66. Аль-Дахиль Абдель Карим Хамуд. Политическое обновление в Омане, 1996.

67. Аль-Касми Халед. Оман и его путь. Александрия, 1999.

68. Аль-Мавафи Абдель Хамид. Современный образец оманской шуры. -Маскат, 2000.

69. Аль-Мавафи Абдель Хамид. Построение современного государства. -Египет, 2002.

70. Аль-Мазруи Умр Салем Абид. Политическое развитие стран совета сотрудничества с начала 90-х годов, Александрия 2003.

71. Аль-Мазруи Мухаммед Салем Абид. Политическое развитие в государствах персидского залива с 90-х годов (сравнительное исследование роли законодательных органов). Александрия, 2003.

72. Аль-Накыб Халдун. Борьба племени и демократии, Бейрут, 1993.

73. Аль-Равахи Афлядж бен Хамед бен Салем. Понятие шуры в Султанате Оман. Лондон, 1996.

74. Аль-Рамихи Мухаммед Ганем. Политический опыт в Кувейте в 19621981 годах, 1974.

75. Аль-Табтаи Адиль. Конституционный строй в Кувейте. 1986.

76. Аль-Табтаи Адиль. Законодательная власть в странах Персидского залива (возникновение, развитие и факторы). Эль-Кувейт, 1975

77. Аль-Хейдар Фейсал Ахмед Усман. Документы демократического движения в Кувейте в 19921-1992 года, Эль-Кувейт, 1995.

78. Аль-Хильв Маджед Рагиб. Государство между шариатом и политическими структурами. Александрия, 1996.

79. Аль-Шанфари Ахмед бен Салем бен Ахмед. Политические выступления султана Кабуса. Идеи реализации (анализ периода 1970-1989 гг.). -Маскат, 1990.

80. Аль-Щамси Насер бен Сейф. Средства политического контроля Совета Шуры за деятельностью администрации в султанате Оман. Амман. 2002.

81. Ас-Садр М.Б. Ислам ведет жизнь. Предварительный обзор проекта конституции " исламской республики. Тегеран. Издательство министерства исламского руководства, 1982.

82. Дахдухю Сайд Моджед. Политический строй султаната Оман. Багдад, 1999.

83. Диин Ахмед Али. Появление конституции Кувейта, Кувейт, 1999.

84. Икбаль Мухаммед. Мусульманская религия. Париж, 1955.

85. Кустанер Джозеф. Саудовская Аравия: от племенного строя к монархии 196-1936, Каир, 1996.

86. Кямиль Абид Мухаммед. Конституция и управление в ОАЭ, Дубай, 1998.

87. Махди Фалулла. Шура характеристика власти в исламе. - Бейрут, 1984.

88. Муханна Мухаммед Нассер. Теория государства и политических режимов. Александрия, 2001.

89. Ращван Асым. Опыт оманской шуры: взгляд изнутри. Маскат, 1999.

90. Ращван Асым. Опыт оманской шуры глазами очевидца. Шарга, 1999.

91. Ращван Асым. Опыт оманской Шуры. Аль-Шаркийа, 1999.

92. Сайид Мухаммед Ибрагим. Основы политического и конституционного строя в ОАЭ, Абу-Даби, 1970.

93. Фарагон Антуан. Развитие религии и светскости в Европе: отношения между арабской и европейской цивилизациями. Тунис, 1985.

94. Фахру Мунира Ахмед. Гражданское общество и демократические изменения в Бахрейне, Каир, 1995.

95. Халил Мухсин. Конституционный строй ОАЭ, Абу-Даби, 1997.

96. Хомейни. Исламское правление. Тегеран, 1981.

97. Хусейн Абид Ганем Габащ. Демократический мусульманский Оман: традиции имамата в современной политической истории. Маскат: Аль-джадид, 1997.

98. Хусейн Абид Ганем Габащ. Оманская исламская демократия. Бейрут, 1997.1.I. Научные статьи.1. На русском языке:

99. Вавилов А.С. Саудовская Аравия: традиции и современность // Международный ежегодник «Политика и экономика», М., 1976.

100. Валькова JI.B. О новых тенденциях в политике Саудовской Аравии в 70-е годы // Азия и Африка сегодня, №8, 1979.

101. Кассис В. Кувейт сегодня // Международная жизнь, №9, 1978.

102. Муромцев Г.И. Политические системы арабских стран // Правоведение, №5, 1976.

103. Онан Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах востока // Мусульманское право: сборник статей. М., 1984 г.

104. Сюкияйнен JT. Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №3.

105. Сюкияйнен JI.P. Международный терроризм и ислам: союзники или противники? // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2001. №4.

106. Л.Р.Сюкияйнен. Российская власть и ислам // Отечественные записки. 2003. №5.

107. Хачим Фалях Исмаил. Некоторые исламские концепции государственной власти //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 1998. №1.

108. Якуб Юсеф Аюдалла. Объединенные Арабские Эмираты: государственно-правовое развитие федерации // Советское государство и право, №8, 1975.1. На арабском языке:

109. Аль-Дахиль Абдель Карим Хамуд. Модернизация в политике Омана: исследование влияния модернизации на власть // Журнал исследований стран Персидского залива и Аравийского полуострова, №83, 1996.

110. Аль-Мавафи Абдель Хамид. Изменение оманской шуры в рамках самобытности // Аль-Баян, 30.01.1999.

111. Аль-Мутыри Турки. Реформистское движение 1938 года в Кувейте, Бахрейне, Дубай. Исследования стран Персидского залива и Аравийского полуострова № 4, 1975.

112. Аль-Рубьи Ахмед. Султанат Оман: новое направление // Аль-Кабас, Кувейт, 9/5/2000.

113. Аль-Саид Айман Абдель Вахаб. Выборы в Катаре: шаг на пути к демократии, Государственная политика № 103, 1996.

114. Зарман Вильям. Оппозиция как опора государства // Аль-мустакыль аль-араби, №18, 1988.

115. Ханфи Хасан. Положение религии в Египте // Аль-Баян, Дубай, 1997.1.. Справочная информация:

116. Документация Совета Шуры 2001 -2003, Маскат, 2003.

117. Ежегодный справочник по ОАЭ, Дубай, 2003.

118. Компас. М.: ИТАР-ТАСС. №202, 19.10.1992.

119. Словарь политических терминов, Каир, 1974.

120. Справочник «Совет Шуры (1991-1997)».

121. Статистические данные Кувейта, 2001.

122. Структура Шуры и ее основных органов (2001-2003), Маскат, 2004.8. Le Monde, 09.06.1997.j

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.