Становление и развитие польской детской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Гусева, Ольга Валерьевна

  • Гусева, Ольга Валерьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 225
Гусева, Ольга Валерьевна. Становление и развитие польской детской литературы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 2000. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гусева, Ольга Валерьевна

Введение.

Часть 1. У истоков польской детской литературы.

Глава 1. Польская детская книга XVIII века.

Появление темы детства в польской литературе.

Духовно-нравственная литература.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие польской детской литературы»

Актуальность исследования

Предмет нашего историко-литературного исследования - детская литература Польши ХУШ-Х1Х вв. - периода, когда происходило её становление и оформление ведущих направлений. Литература для детей образует важную составную часть каждой национальной литературы и, следовательно, является культурным достоянием каждого народа.

Современное общество столкнулось с реальной опасностью разрушения традиционных ценностей культуры, когда человек перестаёт осознавать себя преемником всего созданного на земле, звеном в цепи поколений. Поэтому так важно исследовать механизм передачи культурного наследия от поколения к поколению. Более полное использование духовных сокровищ прошлого помогает всестороннему развитию личности, нравственному и эстетическому воспитанию. Одним из важнейших средств воспитания является детская литература, сопровождающая человека с первых лет его жизни. Изучение её истории способствует обогащению и накоплению исторической памяти.

В том системном изучении национальных культур, необходимость которого всё более осознаётся в наши дни, детским литературам в общелитературном контексте должно уделяться пристальное внимание. Отечественное литературоведение до сих пор не занималось историей польской детской литературы. Внимание исследователей привлекали к себе преимущественно авторы XX в.: Януш Корчак, Юлиан Тувим, Ян Бжехва. Изучение современных писателей без знания корней их творчества не может быть полным. Поэтому мы считаем актуальным обращение к истокам литературы для юных читателей.

Цель и задачи исследования

Специфические законы развития детской литературы в каждой из литератур получают своё национальное выражение. Цель работы -выявление особенностей польской детской литературы на каждом этапе её развития.

В этой связи перед нами встает ряд первостепенных задач:

1. проследить процесс становления литературы для детей в Польше;

2. наметить основную периодизацию, опирающуюся на внутренние закономерности и качественные изменения, происходившие в самой детской литературе;

3. выявить круг произведений XVIII - XIX вв., создававшихся для детей;

4. провести анализ художественно значимых произведений;

5. проанализировать идейно-тематическое содержание польской детской литературы, характерное для каждого этапа её развития;

6. рассмотреть историю возникновения и развития отдельных направлений и жанровой системы;

7. изучить взаимосвязь между литературой для взрослых и литературой для детей в таком аспекте, как миграция произведений из одной области в другую.

Для достижения поставленной цели история польской детской литературы рассмотрена с точки зрения развития её художественного и идейного содержания.

Методологические проблемы изучения литературы для детей

Одной из основных проблем в исследованиях литературы для детей и юношества является неупорядоченность терминологии. Специалисты спорят, тождественны ли понятия: литература для детей и детская литература. В отдельных учебниках и монографиях под детской литературой понимается литературное творчество самих детей1. Представляется необходимым определить значение основных терминов, используемых в диссертации и входящих в широкое понятие "литература для детей и юношества": "специальная детская литература", "детское чтение", "детская книга", а также понятие "детской темы" в литературе.

В соответствии с универсальным интересом растущего и развивающегося человека литература для детей и юношества энциклопедична, охватывает разнообразные отрасли знаний, отвечает своеобразным возрастным мотивам отношения читателя к ним, его нравственным, эстетическим потребностям и жизненным позициям. Она включает все виды и жанры литературного творчества: произведения художественной, научно-художественной, научно-популярной, публицистической литературы; периодические, учебные, справочные издания, написанные, подготовленные специально для читателя определенного возраста, и те, которые входят в круг его чтения. Литература для детей и юношества включает в себя произведения народного творчества (фольклор): сказки, песни, былины, загадки, прибаутки, считалки, перевертыши, сочинённые взрослыми, и собственно детский фольклор разных жанров"2.

Специальной детской литературой" мы называем литературу, "специально предназначенную для детей до 15-16 лет и осуществляющую языком художественных образов задачи воспитания и л образования детей" .

I

Русская литература для детей: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1997. С. 23-38. гу

Русская литература для детей: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1997. С. 3-4.

3 Бабушкина, А.П. История русской детской литературы. М., 1948. С.9.

Понятие "детская книга" применительно к изданиям ХУШ-Х1Х веков мы определяем следующим образом: детскими считаются книги, обозначенные таковыми в заглавии или на титульном листе, а также книги, о которых современники отзывались как о предназначенных для детей.

Неотъемлемую часть детской и юношеской литературы составляют произведения, написанные первоначально для взрослых, но позднее присвоенные детьми. Наряду с адресованными детям и переделанными для них, они входят в круг детского чтения.

Обращение писателей к теме детства, равно как и введение в произведение героя-ребёнка, не делает книгу детской. Яркие примеры тому можно найти в любой из европейских литератур. Но часто происходит так, что произведение о детях, созданное для взрослых, входит в круг детского чтения.

Отметим, что национальную художественную литературу, в отличие от детской, мы называем также "общей", "большой" или "взрослой".

Важной проблемой в изучении литературы для детей является влияние на неё других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются фольклор, национальная литература, педагогика, наука и искусство.

Исследователи современной детской литературы считают, что она ведёт своё происхождение от народного творчества. Действительно, первые произведения, с которыми знакомятся дети, - это колыбельные песни, потешки, пестушки, небылички-перевёртыши. Но на заре своего возникновения специальная детская литература сознательно отвергала фольклор. Знакомство с историей детской литературы может обогатить наши познания о проникновении народных мотивов в творчество детских писателей.

Литература для детей теснейшим образом связана с большой литературой. Существуют такие виды их взаимосвязи, как влияние литературы для взрослых на детскую литературу и наоборот, миграция произведений из одной области в другую, влияние прочитанных в детстве книг на творчество взрослых писателей.

Большая литература издавна была одним из источников, питавших литературу для детей. Благодаря захватывающему содержанию, простоте формы и языка, ярким характерам и фантазии в чтение взрослых и детей вошли народные сказки, сказки братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, В. Гауфа и Э.Т.А. Гоффмана, романы Д. Дефо, Р.Л. Стивенсона, Ф. Купера, В. Скотта, Ч. Диккенса, В. Гюго. В польскую детскую литературу пришли басни И. Красицкого, стихотворения Ю. Словацкого, баллады А. Мицкевича, литературные сказки Ю.И. Крашевского, А. Дыгасинь-ского и С. Жеромского, исторические романы Г. Сенкевича и новеллы писателей второй половины XIX века. Происходят и обратные процессы: произведения, написанные для детей, становятся частью общелитературного достояния, как, например, "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла. Есть такие примеры и в польской литературе. "Приключения Синдбада-Морехода" Б. Лесьмяна читают взрослые и дети. Ю. Тувим свои стихотворения для детей опубликовал впервые на страницах еженедельника "Жга(}ото$а ШегасШе" ("Литературные В детских журналах печатал свои стихи Ю. Чехович. Впоследствии они входили в его собрания сочинений, как и стихотворения для детей Тувима.

Связь литературы для детей с педагогикой проявляется не в меньшей, а в некоторые периоды развития и в большей степени, чем с национальной художественной литературой. Предпосылкой возникновения специальной детской литературы послужило развитие теоретической педагогики и стремление воздействовать и& ребёнка через литературу в воспитательных целях. Все средства художественной выразительности направлялись на решение задачи воспитания высоконравственной, идейно зрелой личности.

Специфика детской литературы обусловлена её ориентацией на читателей-детей, тем, что она должна учитывать уровень и особенности их умственного и психического развития, а также объем знаний и жизненного опыта1. Необходимыми элементами в произведении для детей являются ясная идея, чёткая композиция, эмоциональность, богатый познавательный материал. Характеры героев, по сравнению с героями большой литературы, более резко очерчены и прямолинейны. Детское сознание в раннем возрасте "сказочно", или "магично", в отроческие годы преобладает "романтическое" восприятие действительности, а в годы юности - "идеальное" или "возвышенное"2. Эти особенности детской психологии восприятия находят отражение в произведениях, адресованных детям разных возрастов. Но все эти специфические черты и особенности психологии юных читателей были выявлены уже в наше время специалистами по возрастной психологии, исследователями современной детской литературы. На заре же своего существования литература для детей была иной, иным было и отношение к ней писателей, педагогов, критиков и общества в целом.

Исследователи современной детской литературы выделяют в ней возрастные группы: дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возрасты. Эта классификация - плод развития педагогической и издательской мысли XX века. Но исследователь истории литературы для детей не может оперировать понятиями более позднего времени, механически накладывая их на ранние формы общественного

1 Детская литература: Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. A.B. Терновского. М., 1977. С. 3.

2 Русская литература для детей: Учебное пособие / Под ред. Т.Д.

Полозовой. М., 1997. С. 21. сознания. В эпоху возникновения детской литературы, в ХУП-ХУШ вв., понятия детства и детской литературы не имели четких возрастных границ. В конце XVII в. возник термин "ай шит йе1рЫт " ("для пользования дофина"). Такую помету ставила цензура на книгах Ф. Фенелона, предназначенных для чтения внука Людовика XIV. Это название в европейских странах перешло на все книги, издававшиеся для чтения детей в XVIII в. Только в XIX столетии в детской литературе выделяются, хотя и не всегда последовательно, произведения для младшего и старшего возраста. Авторы предназначали свои сочинения "для младшей детворы", "для детей", "для юношества", "для детей и юношества", "для подрастающего юношества", "для подрастающих барышень". Исследователь литературы прошлого должен попытаться раскрыть смысл возрастной классификации, в которой воплотилось сознание изучаемой эпохи.

Научно-практическая ценность исследования

Детская литература - важный элемент национальной культуры. Знание её истории важно для современных писателей, для исторической ориентации, для знакомства с истоками многих явлений современной литературы. Изучение эволюции традиционных жанров, художественных приёмов и направлений позволит не спутать новаторство с естественными изменениями, которым подвергается литература. Всесторонний анализ фактов и явлений детской литературы прошлого позволит установить закономерности её развития, сформулировать национальные особенности. Это даст возможность создания научной теории для исследования современной детской и юношеской литературы. В этом состоит научно-теоретическое значение изучения истории литературы для детей.

Общее число научных статей и монографий, посвященных польской литературе для детей и юнощества ХУЙ1-Х1Х вв., значительно уступает исследованиям творчества современных детских писателей. Причину этого польские учёные связывают с отсутствием самого материала изучения, т.е. детских книг минувших столетий. И это понятно - из всех книг детская наименее долговечна. Время и войны уничтожили то немногое, что хранилось в библиотеках. "Произведения XIX века для детей и юношества становятся всё менее доступны. Их можно найти с трудом, и то не все. Отсутствие систематических каталогов и научных трудов не облегчает поиски. Существует опасность, что со временем исчезнут последние следы произведений, сыгравших свою роль в определённое время"1. Практическая ценность нашего исследования состоит в том, что оно вводит в научный оборот новый материал -крупнейшую в России коллекцию польской детской книги.

База исследования

Проведение данного исследования стало возможным благодаря введению в научное обращение уникального массива славянской книги, хранящегося в Библиотеке Российской академии наук. Выполняя данную программу, центральная академическая библиотека решает задачу информационного обеспечения фундаментального славяноведения. Базой для нашего исследования стала редчайшая, крупнейшая в России, коллекция польских детских книг XVIII - первой четверти XX вв., собранная в Славянском фонде Библиотеки РАН. Полнота этой коллекции была обусловлена законом об "обязательном экземпляре", действовавшим на территории Российской Империи с 1783 г. По этому закону экземпляр каждой книги, изданной в империи, в том числе и на её польских землях, обязательно должен был поступать в Библиотеку Академии наук.

1 Skotnicka, G. Pozytywistyczne powiesci z dziejów narodu día dzieci i nriodziezy. Gdansk, 1974. S.7.

Созданное в 1883 г. Славянское отделение библиотеки Императорской Академии наук было закрыто в 1930 г., после чего алфавитный каталог, а, следовательно, и сами книги на долгие десятилетия стали практически недоступны читателям. О существовании богатейшей коллекции детских книг в стенах академической библиотеки долгое время не знали не только специалисты по детской литературе, но и сотрудники БАН. С 1994 г. в библиотеке развёрнута работа по введению в научный оборот крупнейшего в мире собрания книг на славянских языках. В процессе работы над диссертационным исследованием в Славянском фонде нами было выявлено более 2500 книг для детей и юношества на польском языке. Из них: до 100 изданий XVIII в., 1300 книг XIX в. и свыше 1000 книг первой трети XX в.

Новизна исследования

В диссертации прослеживается развитие польской детской литературы как органически связного процесса, в отличие от традиции, сложившейся в польском литературоведении. Польские авторы рассматривают отдельные периоды в развитии литературы для детей и юношества в Польше, совпадающие с периодизацией истории страны: до восстания 1863-18641 гг., литература 1864-1918 гг.2 и литература после 1918 г.3. Мы не считаем, что эти даты стали ярко выраженными рубежами, разделившими польскую детскую литературу на разные эпохи. И после поражения восстания 1863-1864 гг. в ней продолжали жить традиции дидактической литературы XVIII века4, а отдельные, хотя

1 Kaniowska-Lewanska, I. Literatura día dzieci i mlodziezy od pocz^tków do roku 1864. Warszawa, 1960.

2 Kuliczkowska, K. Literatura día dzieci i mlodziezy w latach 1864-1918:

Zarys monograficzny. MateriaJy. Warszawa, 1959.

3 Bialek, J. Literatura día dzieci w latach 1918-1939. Warszawa, 1947.

4 Literatura poludnia wieku: Twórczosc lat 60-ch XIX w. wobec romantyzmu i pozytywizmu. Warszawa, 1992. S. 6. и весьма робкие, новые веяния проникали в произведения для детей и до 60-х гг. XIX столетия. В новую фазу своего развития польская детская литература вступила не с обретением Польшей государственной независимости, а на рубеже XIX - XX столетий, в период творчества писателей Молодой Польши.

Специальная детская литература с большим опозданием поддавалась влиянию большой литературы. Господствовавшая в ней с момента возникновения дидактическая тенденция сдерживала проникновение стилей и направлений "взрослой" литературы в книги для детей. Влияние сентиментализма на специальную детскую литературу сказывалось тогда, когда в большой литературе царил романтизм. Политические события оказывали несравненно большее влияние на национальную художественную литературу, чем на детскую. К примеру, поражение восстания 1863-1864 гг. дало толчок для развития в польской литературе нового направления - позитивизма1. Но так называемый "тенденциозный" роман раннего позитивизма пришел в литературу для детей лишь в конце 70-х годов, т.е. спустя почти 15 лет после своего появления в большой литературе.

Таким образом, рассматривая процесс становления и развития польской детской литературы, неправомерно привязывать отдельные направления и школы внутри неё к поворотным моментам в польской истории или к периодам, рассматриваемым традиционно в общей литературе. Значительно более сильным оказывалось влияние личностей. Поэтому основное внимание в исследовании уделено авторам, чьё творчество мы считаем ключевым для развития польской литературы для детей и юношества.

1 В диссертации для обозначения направления в польской литературе 1860-80-х годов мы используем термин "позитивизм", принятый в польском литературоведении. В советской научной литературе этот период получил название "критический реализм".

Поскольку при исследовании какого-либо явления, развивающегося в течении длительного времени, периодизация имеет принципиальное научное значение, мы сделали попытку наметить периодизацию истории польской детской литературы изучаемого периода, опирающуюся на внутренние закономерности развития самой детской литературы. За точки отсчета в нашей периодизации взяты характерные новые явления, качественные изменения, предопределявшие ход развития литературы для детей в Польше.

Структура исследования

Диссертация состоит из двух частей. В первой из них мы рассматриваем период, когда в Польше уже существовали книги для детей, но ещё не пришло время для появления национальной детской литературы. Этот период важен для её истории, поскольку именно в это время формировались критерии оценки книги для детей, складывалась первоначальная система ценностей.

Вторая часть диссертации посвящена польской национальной литературе для детей, начиная с момента её зарождения. В шести главах второй части исследовано творчество основоположников детской литературы в Польше и их последователей, рассмотрены основные жанры и нравственно-этические темы, поднимавшиеся в произведениях данного периода, а также наследие классиков польской литературы, создававшееся как непосредственно для детей, так и вошедшее в круг их чтения.

В исследование не вошли такие части литературы для детей и юношества как учебные пособия и детский фольклор. Отдельного изучения требует также история периодических изданий для детей.

В приложении к диссертации помещён "Указатель использованных в работе произведений польской детской литературы ХУШ-Х1Х веков", составленный на материале коллекции польских детских книг Славянского фонда Библиотеки РАН.

История исследований детской литературы в Польше

Развитие литературы для детей и юношества почти с самого её возникновения в той или иной форме сопровождалось критикой. За переводами сочинений для детей внимательно следила Эдукационная комиссия (1773-1794) - первое в Европе министерство народного образования. В её постановлениях и рекомендациях содержатся первые попытки создания концепции воспитания при помощи правильно подобранного чтения.

Первые небольшие упоминания о книгах для детей появляются в педагогических трактатах - основное внимание польские педагоги уделяли физическому развитию детей. Впервые о необходимости создания книг для юношества на родном языке заговорил Е. Снядецкий в статье "О физическом воспитании детей"1 (1805). Таких книг в Польше ещё нет, и автор критикует нянек за их привычку рассказывать детям сказки2. Это была первая негативная оценка использования сказок в воспитании детей. Подобное отношение к разного рода вымыслам, небылицам и сказкам в детском чтении господствовало в польской педагогике й критике до конца XIX столетия. В нём мы видим причину практического отсутствия сказочных и фантастических мотивов в специальной польской детской литературе XIX века.

В начальный период существования детской литературы в Польше формируются основы педагогической и литературной критики. Первые же произведения Клементыны Таньской вызвали появление многочисленных рецензий. Наиболее глубоким подходом отличалась

1 '

Smadecki, J. О fizycznem wychowaniu dzieci. Wilno, 1856.

2 Ibidem, s. 5. статья известного поэта Казимежа Бродзиньского, опубликованная в журнале "Варшавский дневник"1. Критика не оставляет без внимания и следующие произведения Таньской. Литературный дебют Станислава Яховича - создателя польской детской поэзии - для критиков прошёл незамеченным. Стоит отметить, что поэзия для детей привлекла внимание исследователей позднее, чем проза, которой приписывали большее воспитательное значение. Поэтому до 80-х гг. XIX в. практически не встречаются статьи, посвящённые детской поэзии.

К середине XIX в., когда в Польше складывается достаточно богатая и своеобразная детская литература, у критики появляется новая функция - информативная. В журналах делались попытки предоставить читателям более или менее исчерпывающую информацию о новых книгах для детей.

Профессиональная критика детской литературы начинает развиваться в 50-е гг. XIX в. Наиболее интересной работой обобщающего характера была статья "О способах обучения и о книгах для детей", опубликованная в краковской газете "Время"2. По предположению современного исследователя детской литературы И. Канёвской-Левань-ской, автором её был Люциан Семеньский, один из редакторов газеты "Время"3. Критик впервые охарактеризовал современное ему творчество для детей и юношества, уделив основное внимание беллетристике, научно-популярной и религиозной литературе. Он отметил, что коммерциализация литературы для детей наносит ущерб её художественному уровню. Семеньский выступал против рационализма и морализаторства

1 K.Br. Pami^tka ро dobrej matee przez mlod^ Polk$ (wydanie drugie) // Pami^tnik Warszawski, 1819. T.15, listopad, S. 311-319.

2 O sposobach nauezania i o ksiétzkach día dzieci // Czas. 1852, № 225227, 237-238.

3 Kaniowska-Lewanska, I. Literatura día dzieci i mfodziezy od pocz^tków do roku 1864. Warszawa, 1960. S. 75. и, вместе с тем, возражал против слишком раннего знакомства детей с прозой жизни.

В этой статье впервые был поставлен вопрос о художественной ценности произведений, предназначенных для ребёнка. По мнению критика, они должны соединять в себе "высокое искусство с самой простой художественной формой"1.

Характерно, что передовая для своего времени статья Л. Семень-ского вышла анонимно. Большинство авторов придерживалось иной точки зрения: насколько важные моральные и общественные проблемы рассматриваются в том или ином произведении, и насколько правдивы изображаемые автором ситуации.

Немалая заслуга в развитии профессиональной критики литературы для детей принадлежала выдающемуся деятелю польского просвещения Эварысту Эстковскому (1821-1855). В предисловии к составленному им "Сборнику произведений отечественных авторов"2 критик изложил свою точку зрения на то, какой должна быть хорошая детская книга. На первое место он поставил литературные достоинства, отметив, что "мораль и сухие рифмы без поэтического таланта приторны и бесполезны. Пусть произведение дышит поэзией"3.

В эпоху позитивизма на детскую литературу начинают обращать внимание историки литературы, педагоги, публицисты. Книги для юных читателей рассматриваются как сознательно используемое средство воспитания в духе позитивизма. На страницах журналов выступали со статьями о детской литературе П. Хмелёвский, А. Дыгасиньский, В. Го-мулицкий, Г. Верниц, Г. Сенкевич. Внимание передовых польских писателей к проблемам детской литературы способствовало усилению

1 Цит. по: Kaniowska-Lewanska, I. Literatura día dzieci i mlodziezy od pocz^tków do roku 1864. Warszawa, 1960. S. 336.

2 Estkowski, E. Zbiorek rzeczy swojskich. Poznan, 1859.

3 Ibidem, s. 2. интереса общественности к этой области творчества и сближению её с общей литературой.

Среди исследований польской детской литературы, проводившихся в XIX в., наиболее ценными являются работы крупнейшего критика и историка литературы, видного представителя эпохи позитивизма Петра Хмелёвского (1848-1904). В своих статьях, рецензиях и монографиях он впервые создал подробную картину польской детской беллетристики и поэзии. Его исследование "Польские журналы для юных читателей"1 до сих пор остаётся наиболее полным с исторической точки зрения.

В трудах Хмелёвского ярко отразилось субъективное отношение этого идеолога польского позитивизма к специальной детской литературе. Основную её задачу он видел в формировании нравственных принципов, в просвещении ума юных читателей, в привитии им чувства патриотизма. Воспитывать эстетический вкус детей и юношества критик рекомендовал на произведениях польской и мировой художественной литературы, а не на сочинениях детских писателей, лишённых, по его мнению, художественных достоинств. Критик не сумел распознать ростки нового отношения к детской литературе в творчестве своей современницы М. Конопницкой. В "Очерке новейшей польской литерал туры" Хмелёвский поместил прогрессивный для своего времени раздел "Литература для детей". В нём нет имени Конопницкой, так же, как и в той части, где говорится о творчестве Конопницкой, нет упоминания о её работах для детей. Это свидетельствует о том, что, несмотря на частое обращение к теме детской литературы и детского чтения, критик так и не увидел явление во всём его многообразии.

1 Chmielowski, Р. Czasopisma polskie día mlodzieñczego wieku // En-cyklopedia Wychowawcza, 1885. T.3,zesz. 1. S.l 10-154.

4 ^

Chmielowski, Р. Zarys najnowszej literatury polskiej. Cz. 1-2. Krakow, 1898.

Основное значение литературно-критического наследия Хмелёв-ского мы видим не в разработке методологических проблем детской литературы, а в изучении её истории.

Прогрессивным явлением для своего времени стали каталоги книг, издававшихся для детей. Из них мы узнаем, что рекомендовали педагоги для детского чтения и что не нуждалось в их рекомендациях. Достижения в области детской литературы 1880-х гг. прокомментировал В. Новицкий в каталоге "Что подарить ребёнку на Рождество?"1. Перечень книг, которые должны быть в библиотеке народного учителя, л привёл в "Путеводителе при выборе книг для учащейся молодёжи" Ф. Кошубовский. В "Советах для лиц, выбирающих книги"3 Ян Карлович проанализировал художественные книги для детей (281 название) и учебники (266), отрецензировав практически каждое издание. Это был первый в своем роде аннотированный указатель. Своё мнение о современной ему детской литературе изложил на страницах "Критического каталога книг для детей и юношества"4 видный писатель и педагог Адольф Дыгасиньский. Издания для детей он рассматривал с точки зрения воспитательной пользы, оставляя в стороне художественные достоинства.

Итог достижениям XIX века в области педагогики и критики детской литературы подвела многотомная "Энциклопедия по воспитанию"5. Здесь были собраны биографические и критические статьи,

11Чо\ую1а, Со с!ас ёиески па ^агёке? Ргсе§Цс1ШегаШгу с!1а сЬаес1

1 пйосйегу г $1ес!тю1ес1а. ^Уагегахуа, 1886.

2 Ко8гиЬо\¥81а, Р. РггедуосЫк w \vyborze кв^ек <!1а пйосЫегу 8гко1пе^ Оевгуп, 1879.

3 КшЪшсг, I Рогас1шк с11а овбЬ \ууЫега^сус!1 кзщгАа. Wilno, 1881.

4 БудавтвН А. Кгу1усгпу katalog квщгек <11а (Ыеа 1 тккЫегу. Warszawa, 1884.

5 ЕпсуЫоресИа Wychowawcza. Т. 1-7. Warszawa, 1881-1904. посвященные творчеству детских писателей, деятельности всемирно известных педагогов.

Попыткой разработки теоретической основы детской литературы стала статья С. Карповича и А. Шицувны "Наша литература для молодёжи"1. Авторы впервые рассмотрели черты и задачи специальной детской литературы, отметили ошибки, которых надлежит избегать писателям и поэтам, посвятившим своё творчество детям. Они впервые предприняли попытку определить место литературы для детей в культуре, подчеркнув, что проблемы у большой и у детской литературы общие и они не зависят от возраста читателя. По их мнению, книга для детей должна создаваться "на вырост" (об этом позднее много будет писать A.C. Макаренко2), не замыкаться строго в пределах одного возраста. Карпович и Шицувна подвели итоги развития польской детской литературы, начиная с творчества её основоположников и до конца XIX века.

XX век перевернул представление о задачах и содержании детской литературы. Этапом в развитии критики детской литературы стал специальный номер журнала "Мир книги"3, в котором известные писатели и критики, среди которых были Янина Мортковичова, Станислав Фурманик, Януш Корчак и Марья Домбровская, подчёркивали независимость искусства для детей от дидактики.

Систематические исследования истории детской литературы в Польше начались после второй мировой войны. Научной добросовестностью и скрупулёзностью отличаются труды Изабели Канёвской-Леваньской: учебник "Литература для детей и юношества от её истоков

1 Karpowicz, St., Szycówna, A. Nasza literatura día mlodziezy. Warszawa, 1904.

Макаренко, A.C. О детской литературе и детском чтении: Статьи, рецензии, письма. М., 1955. С. 98.

3 Swiat ksi^zki. 1929. №4. до 1864 года"1 и монографии, в которых всесторонне представлен облик и писательское наследие К. Таньской-Хофмановой2, С. Яховича3, М. Конопницкой. Надо отметить, что ни в одной из своих работ, говоря об истории детской литературы, исследовательница практически не останавливается на польских изданиях XVIII в. для юношества.

Изучение истории польской детской литературы продолжили "Литература для детей и юношества в 1864-1914 годах"4 К. Ку-личковской и "Детская литература в 1918-1939 гг."5 Ю. Бялека. В каждый из этих учебников включена антология критических и литературных текстов, относящихся к обсуждаемому периоду.

Недостатком учебника К. Куличковской мы считаем отделение прозы от поэзии. При таком подходе нарушается целостная картина развития литературы для детей, неудобство создаёт и то, что творчество одного писателя рассматривается в разных главах. Обращает на себя внимание отсутствие теоретических разделов в упомянутых выше учебниках.

Исследования литературы для детей и молодёжи занимают важное место в научной деятельности Института польской филологии. Эта заслуга принадлежит прежде всего Ежи Чесьликовскому (19161977) - ведущему польскому теоретику детской литературы и детского

1 Kaniowska-Lewanska, I. Literatura día dzieci i mlodziezy od pocz^tków do r. 1864. Warszawa, 1960; 2-e wyd. 1973.

2 Kaniowska-Lewanska, I. Twórczosc día dzieci i mlodziezy Klementyny z TanskichHofmanowej. Opole, 1964.

3 Kaniowska-Lewanska, I. Stanislaw Jachowicz: Zycie, twórczosc, dzia-lalnosc. Warszawa, 1986.

4 Kuliczkowska, K. Literatura día dzieci i mlodziezy w latach 1864-1918: Zaiys monograficzny. Materialy. Warszawa, 1959. 2-e wyd. 1975.

5 Bialek, J. Literatura día dzieci w latach 1918-1939. Warszawa, 1947. фольклора, называвшему себя "педологом"1. Его научная деятельность, широкие интеллектуальные горизонты и талант эссеиста способствовали росту интереса к изучению детской литературы.

Чесьликовский исследовал поэтику детских стихов и фольклор, вошедший в устное народное творчество в виде игр, считалок, песенок и поговорок2, его интересовали связь современной поэзии для детей с фольклором, язык и фантазия ребёнка в поэзии для взрослых. В книге "Детская литература и субкультура"3 он выдвинул новые теоретические положения, касающиеся детской поэзии и прозы.

Чесьликовский дал литературе для детей название "четвёртой"4, следуя традиции польского литературоведения, в котором художественная литература, адресованная взрослому читателю, получила название "первой" ("большой" или "общей") литературы, фольклор, соответственно, - "второй", а бульварная литература, имеющая свои специфические законы существования и развития, - "третьей"5.

Поэтику детской литературы изучает ученик Е. Чесышковского Рышард Ваксмунд. Большой научный интерес представляют работы Анны Никлиборг о западноевропейской литературе для детей и

1 Педология (от греч. páis, Р.п. paidós - дитя), букв. - наука о детях, фактически - совокупность психологических, анатомических, физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка.

2 Cieslikowski, J. Wielka zabawa: Folklor dzíeci^cy, wyobraznia dziecka, wiersze día dzieci. Warszawa, 1967.

3 Cieslikowski, J. Literatura i podkultura dzieci^ca. Wroclaw, 1975.

4 Cieslikowski, J. Literatura czwarta. O naturze i sposobach istnienia literatury día dzieci // Literatura ludowa, 1976, № 1; Cieslikowski, J. Przedmiot, sposoby istnienia i metody badania literatury día dzieci. Wroclaw, 1981.

5 Hernas, Cz. Potrzeby i metody badania literatury brukowej // O wspólczesnej kulturze literackiej. Т. 1. Wroclaw etc., 1973. юношества. Выходят в свет сборники, посвященные истории и современной польской детской литературе1.

В 1964 под редакцией К. Куличковской и И. Слонимской был издан словарь детской литературы2, содержащий сведения био-библио-графического характера.

Таким образом, в Польше ведутся достаточно интенсивные исследования детской и юношеской литературы. Теоретическую базу изучения литературы для детей в польском литературоведении мы считаем всё же недостаточно разработанной, поэтому в нашей диссертации мы будем опираться на труды отечественных специалистов: H.A. Бекетовой, П.В. Засодимского, А.П. Бабушкиной, Т.Д. Полозовой, Е.П. Привалова, Н.М. Демуровой, изучавшей историю английской детской литературы, на материалы из сборников "Детская литература", "Вопросы детской литературы", "Проблемы детской литературы", "О литературе для детей", публиковавшихся в 1950-1980-е гг.

1 Rozprawy z historii literatury dla dzieci i mlodziezy / Pod red. K. Kuliczkowskiej. Wroclaw, 1958; Studia z historii literatury dla dzieci i mlodzieziy: Praca zbiorowa. Warszawa, 1971; Wartosci literatury dla dzieci i mlodziezy: Wybrane problemy. Warszawa; Poznan, 1985.

2 Maly slownik literatury dla dzieci i mlodziezy. Warszawa, 1964; 2-е wyd.: Nowy slownik literatury dla dzieci i mlodziezy: Pisarze, ksi^zki, serie, ilitstiatorzy, nagrody, pr^egl^d bibliograficzny / Red. K. Kuliczkowsfot, B. Tylicka. Warszawa, 1984.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Гусева, Ольга Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детская литература связана с историческими, политическими и социально-экономическими условиями конкретной эпохи. Темы, идейная направленность, композиционные и стилевые особенности произведения, образ мышления и нормы поведения героев находятся в зависимости от идеологии и актуальных задач, стоящих перед обществом. Между тем, по сравнению с большой литературой, детская меньше поддается влиянию извне. Стили и направления в ней дольше остаются неизменными, и яркий пример тому мы нашли в польской детской литературе.

Изучив столетнюю историю становления и развития польской детской литературы (конец XVIII - конец XIX вв.), мы пришли к выводу, что в своём развитии она прошла два этапа:

1. этап дидактической литературы;

2. этап "классической" литературы.

В дидактической детской литературе мы выделили следующие периоды:

1. период переводной детской литературы (конец XVIII- 20-е гг. XIX в.).

2. период становления национальной детской литературы (20-30-е гг.).

3. период расцвета (30-60-е гг.).

4. период позитивизма (70-90-е гг.).

Как и любая другая, предложенная периодизация относительна, границы между этапами и периодами условны и далеко не всегда укладываются в рамки точных дат. Тем не менее, она отражает значительные изменения, происходившие в истории польской литературы для детей.

Для каждого этапа и периода были характерны свои особенности развития, каждый из них разработал свой комплекс идейно-нравственных установок.

Дидактическая детская литература пришла в Польшу в конце XVIII в. из стран Западной Европы. Как мы установили, у её истоков стояли переводчики, впервые познакомившие польских детей с произведениями немецких, французских и английских детских писателей. Зачастую они выступали как соавторы, комментируя переводимые произведения, дополняя их цитатами из польских писателей, примерами из жизни Польши. Они же привили на польской почве основные схемы дидактической прозы.

Рассмотрев ряд произведений переводной детской литературы раннего периода её существования, мы пришли к выводу, что нельзя говорить о влиянии какой-то конкретной литературы или писателя на польскую литературу для детей, поскольку для европейских детских литератур дидактические тенденции были общими. Писатели разных стран в разное время отказывались от них. Польские детские авторы долго сохраняли верность традициям XVIII столетия.

Назидательная литература для детей устояла под напором эстетики романтизма. Влияние романтизма на специальную детскую литературу нам удалось отметить лишь в творчестве С. Яховича 40-50-х гг. Романтизм не стал угрозой дидактической повестушке - ведь стишки для детей не считались поэзией, они стояли вне лирики, что защитило их от влияния времени. Дидактическая литература была слишком схематична, условна, а, следовательно, применима к любому времени.

В период позитивизма (60-90-е гг.) в дидактической литературе развивается новое направление - тенденциозное. Его появление можно рассматривать как попытку преодоления кризиса морально-воспитательной литературы, не выходя за пределы самого явления, т.е. назидательности. В этот период в рассказах, повестях и романах для детей начинают фигурировать те же темы, герои и сюжеты, что и во взрослой литературе. Это было любопытное явление, которое свидетельствовало не столько о прогрессе в литературе для детей, сколько о том, что позитивизм был удобен для реализации воспитательных и патриотических идей.

Дидактическое начало доминировало в польской детской литературе с момента её возникновения и до последних десятилетий XIX века. Авторы, работавшие для детей, долго не замечали прелести, таящейся в фольклоре. В своем творчестве они делали упор на начала познания, нормы поведения, показ внешней стороны жизни, забывая о существовании фантазии и внутреннего мира ребенка. Критики также не обращали внимание на этот источник поэзии. Подлинные ценности детства, такие, как игра, развлечение, фантазия, воображение, вошли в польскую детскую литературу лишь в конце XIX века.

Основное достижение дидактической детской литературы, по нашему мнению, состоит в создании и развитии комплекса идейно-нравственных установок. Многовековая, библейская система ценностей, разработанная религиозно-ориентированной литературой для детей, по сей день не подлежит пересмотру. Ревизии подвергалась форма, но не содержание. Система этических норм, обязательных для ребёнка, была настолько полной, что смогла просуществовать без малого столетие, не зная изменений, прежде чем она перестала отвечать духовным запросам общества.

На одном из главных мест в этой системе стояло чувство патриотизма. Причину этого мы видим в политической ситуации, в которой оказалась Польша на рубеже ХУШ-Х1Х столетий, в тот период, когда происходило становление национальной детской литературы. В стране,

разделенной на части чужими государствами, детям с младенчества внушалась мысль о том, что они - поляки. Читая и слушая рассказы о героическом прошлом Польши, они проникались чувством гордости за свой народ. Между строк можно было прочесть мысль о том, что страну с таким ярким и славным прошлым должно ожидать и не менее славное будущее. В тех политических условиях, в которых находилась Польша, -провинция Российской Империи, значение детской литературы, пробуждавшей в читателях патриотические чувства, трудно переоценить.

Мы считаем символичным тот факт, что первые произведения детской литературы в Польше были обращены к её истории.

Идеи патриотизма пытались привить своим читателям основоположники польской детской литературы: К. Хофманова, урожд. Тань-ская, и С. Яхович. Исторические, а не назидательные повести и рассказы оценивала выше К. Таньская-Хофманова. В героях прошлого своей страны она видела примеры для подражания, образцы высоконравственного поведения. Таньская приложила все усилия для того, чтобы дети, привыкшие говорить по-французски, полюбили свой родной язык, чтобы у них появилось желание говорить и читать на нём.

Малые формы, которые использовал в своей поэзии С. Яхович, не давали ему возможности широко разрабатывать историческую проблематику, но первый детский поэт продолжил начинание Таньской, стремясь привить детям любовь к родному языку.

Интерес к истории Польши оставался одной из наиболее характерных черт детской литературы второй половины XIX в. В романах, повестях и рассказах для детей в беллетризированной форме была изложена вся история страны.

Бурное развитие жанра краеведческого романа, имевшее место в 80-90-е гг., мы считаем одним из проявлений национальной ориентированности польской детской литературы.

Этап дидактической детской литературы продолжался около восьмидесяти лет. Рассмотрев путь его развития от возникновения до кризиса и пересмотра системы ценностей, мы выявили в нём следующие особенности:

1. Основным критерием оценки литературы для детей в сознании современников была практическая полезность, воспитательные, а не художественные достоинства. Это произошло потому, что специальная детская литература родилась под влиянием педагогики и в течение длительного времени находилась в руках воспитателей. Педагогические идеи оказывали на неё решающее воздействие.

2. В основе художественного мира дидактической литературы для детей лежит система нравственных ценностей.

3. Включение чувства патриотизма в число важнейших нравственных ценностей, национальная ориентация и ярко выраженный патриотический характер составляют одну из наиболее характерных особенностей польской детской литературы XIX в.

4. Мир назидательной литературы допускал лишь одно готовое мировоззрение, не подлежащее сомнению и обсуждению, одинаково несомненное и для автора, и для героев, и для читателей.

5. Дидактическая литература была реалистична, она не допускала недосказанности, двузначности. Она не должна была уводить ребёнка в мир грёз и фантазий. В этом мы видим причину отсутствия сказок в польской детской литературе вплоть до последнего десятилетия XIX в.

Этап "классической" детской литературы начался в 80-90-е гг. XIX в., когда к творчеству для детей впервые обратились признанные в большой литературе писатели. Произведения, созданные ими для детей, вошли в золотой фонд не только польской, но и мировой детской литературы и в наше время считаются классикой польскдй литературы для детей и юношества. То, что кризис и недостато^Гность системы ценностей дидактической литературы первыми почувствовали профессиональные писатели, а не воспитатели - её основные авторы, на наш взгляд, свидетельствует о сильнейшем влиянии педагогики на специальную детскую литературу XIX в.

Дидактическая детская литература не прекратила своё существование одновременно с началом нового этапа в польской детской литературе. Некоторое время эти два направления существовали параллельно. Произведения для детей, созданные лучшими писателями большой литературы, исподволь влияли на специальную детскую лйтературу. Это влияние сказалось в появлении новых тем и новых героев. Литература двух последних десятилетий XIX века подготовила следующий этап в развитии польской детской литературы, связанный с новым подходом к психологии маленьких читателей, к их языку.

Достижением "классического" этапа развития польской детской литературы стала разработка системы эстетических ценностей. Идеологом нового этапа была М. Конопницкая. Она впервые сформулировала мысль о том, что дидактизм, под какими бы масками он ни скрывался, не отвечает духовным потребностям маленького читателя. Конопницкая стала создательницей детской лирики, отличавшейся от дидактических стихотворений тем, что на первое место в ней вышли настроение, эмоции и эстетические впечатления, а не нравоучение. Ей удалось найти гармонию между художественным и воспитательным содержанием. Писательница пробуждала в юных читателях лучшие чувства, призывая на помощь их воображение и фантазию

Направление детской лирической поэзии, в основе которой лежит система эстетических ценностей, получило дальнейшее развитие уже в XX столетии.

Для изучения истоков творчества писателей "классического" периода польской детской литературы мы обратились к творчеству писателей эпохи романтизма, вошедшему в детское чтение. Если детские писатели ограничивали свою тематику, приспосабливая темы, язык и стиль произведений к уровню восприятия детей, то творцы национальной литературы, обращаясь к детской теме, отнюдь не ориентировались на эту возрастную аудиторию. Их произведения входили в круг детского чтения, расширяя интеллектуальный горизонт ребёнка и, вольно или невольно, оказывали влияние на специальную детскую литературу.

Писатели-позитивисты не создавали новую литературу для детей -они дополняли, развивали то, что уже было создано, но стало восприниматься как устаревшее. В этой, пусть даже и неосознанной, преемственности традиций, заключается, на наш взгляд, особенность "классического" этапа развития польской детской литературы.

К началу XX в. в Польше сложилась богатая и разнообразная литература для детей и юношества. В ней были уже представлены все жанры, известные детской литературе и в наше время. Польская детская литература прошла долгий путь от авторитарной дидактики и морали ранних сочинений для детей и юношества к развлечению, игре, приключениям и фантастике, появившимся в книгах для детей в 80-е годы XIX века. Приобщение литературы для детей к общелитературному процессу шло от противостояния литературы и педагогики к их взаимодействию. Детская литература претерпела сложную и весьма нерешительную эволюцию ценностей. Изменился идеал положительного героя. Послушный рассудочный ребёнок уступил место импульсивному шалуну и проказнику. Сказки, фантастика, считавшиеся ранее аморальными и непригодными для детей, постепенно стали входить в круг дозволенного детского чтения.

Проанализировав критические статьи, создававшиеся на протяжении XIX в., мы пришли к выводу, что изменилось отношение общества к детской литературе. В повышении её авторитета немалую роль сыграло обращение к творчеству для детей видных писателей. Примером для подражания детским авторам становились произведения большой литературы, входившие в круг детского чтения. Из "золушки", второстепенной области творчества, к началу XX в. литература для детей стала равноправной участницей литературного процесса. Для детей начали писать известные во "взрослой" литературе авторы, и к этому направлению своей писательской деятельности они относились не менее требовательно, чем к творчеству для взрослых.

Предшествующие эпохи в развитии польской детской литературы не были пройдены бесследно. В процессе её эволюции происходил отбор жанров, тем, совершенствовались образы героев, менялся тон, в котором писатели обращались к своим юным читателям. Отвергалось всё отжившее свой век, ставшее резонерским, ненужным. Оставалось лучшее, прошедшее проверку временем. Наследие дидактической литературы, основное внимание обращавшей на привитие детям нравственных норм поведения, продолжает жить в современной литературе для детей. Дидактическая литература учила любви к ближним, чуткому и душевному отношению к человеку, независимо от его социального положения и вероисповедания, призывала избегать лжи, злословия, лени, жестокости. Эти вечные ценности - кодекс человечности, берущий начало в глубокой древности, - являются основой лучших произведений современной детской и юношеской литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гусева, Ольга Валерьевна, 2000 год

1. Аурила, В. Детская литература Литвы: Генезис, пути развития, достижения. М.: Дет. лит., 1981. - 207 с.

2. Б-в, А-р. Подарок сыновьям моим на Новый год: Повести, сочиненные Августом Коцебу. Перевод с нем. М., 1820 // Сын Отечества: Исторический, политический и литературный журнал / Изд. Н. Греч. СПб., 1820. - Ч. 66. - С. 21-28.

3. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва Проев. РСФСР, 1948. - 480 с.

4. Бегак, Б.А. За горами, за морями: Очерки. -М.: Дет. лит., 1982. -127 с.

5. Бегак, Б.А. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы. М.: Сов. писатель, 1980. - 293 с.

6. Бекетова, H.A. Очерк русской детской журналистики (1785-1855) // Материалы по истории рус. дет. лит. (1750-1855) / Под ред. А.К. Покровской и Н.В. Чехова. Вып. 1. - М., 1927. - С. 91-131.

7. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов о детской литературе / Сост. В. Терновской и Н. Янушина. М.: Дет. лит., 1983. -430 с.

8. Брауде, Л.Ю. Полёт Нильса: Судьба книги Сельмы Лагерлёф. -М.: Книга, 1975. 94 с.

9. Банков, Л. Фенелоновият Телемах в балканските страни. -София, 1944. -100 с. (Год. на Унив. св. Климент Охридски; Ист.-филол. фак.; Т. 40).

10. Винтерих, Дж. Приключения знаменитых книг / Сокр. пер. с англ. Е. Сквайре; Предисл., послесл. и прим. Д. Урнова. 2-е изд. - М.: Книга, 1979. - 160 с.

11. Вопросы детской литературы: Сб. статей. М,: Детгиз, 1953. -408 с.

12. Гайдукова, А.Ю. Сказки Шарля Перро: Традиции и новаторство.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Ун-та, 1997. 273 с.

13. Горький, М. О детской литературе. 2-е изд. -М.: Детгиз, 1958. -432 с.

14. Демурова, Н.М. Из истории английской детской литературы XVIII-XIX веков: Пособие по спецкурсу. М.: Моск. Гос. Пед. ин-т., 1975. - 175 с.

15. Демурова, Н.М. Мария Эджворт и ее ирландские романы // Эджворт, М. Замок Рэкрент; Вдали Отечества. М.: Наука, 1972. - С. 353-377.

16. Детская книга вчера и сегодня: По материалам зарубеж. печати / Сост. Э.З. Ганкина. М.: Книга, 1988. - 312 с.

17. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся шк. отд-ний пед. училищ / Под ред. А.В.Терновского. М.: Просвещение, 1977. - 431 с.

18. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения / Сост. A.B. Дановский. -М.: Akademie, 1997. 633 с.

19. Детская литература и вопросы мастерства: Сб. статей. М.: Детгиз, 1956.-231 с.

20. Зарубежная детская литература: Учеб. для студентов библ. фак. ин-тов культуры / Сост. И.С. Чернявская. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982.- 559 с.

21. Засодимский, П.В. Очерки истории детской журналистики в России (по 1869 г.) // Пед, листок для родителей и воспитателей: Прид. к журн. "Дет. чтение". СПб., 1878. - № 3/4. - С. 163-219.

22. Золото и солнце: Литературные сказки и легенды западных и южных славян / Вступ. ст. М.П. Мальков. СПб.: Изд-во СПб Университета, 1997. - 360 с.

23. Костюхина, М., Костюхин, Е. История шалуна в старой детской литературе // Дет. лит. 1997. - № 1. - С.23-28.

24. Кунце, X. Эссе о художниках // Детская книга вчера и сегодня: По материалам зарубеж. печати. М., 1988. - С.110.

25. A.C. Макаренко о детской литературе и детском чтении: Статьи, рецензии, письма. М.: Гос. изд-во дет. лит., 1955.- 183 с.

26. Мицкевич, А. Собр. соч.: В 5 томах. Т.5 / Под ред. М.С. Живова и др. М.: Худ. лит., 1954. - 859 с.

27. Мордовцев, Д. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. -102 с.

28. Повести для детей. Ч 1. Повести для первого возраста. Ч 1-3. -СПб.: Тип. А. Смирдина, 1828-1830 // Литературная газета. -1830. Т. 1. -№24.-С. 192.

29. Польская новелла XIX-XX вв. / Сост., вступ. ст. М. Малькова. -Л.: Худ. лит., 1988. 568 с.

30. Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 1989. - 174 с.

31. Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 1992. - 140 с.

32. Русская литература для детей: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. М.: Изд. центр "Академия", 1997. - 512 с.

33. Руссо, Ж.Ж. Избранное / Сост., предисл. и прим. И. Верцмана. -М.: Дет. лит., 1976. 190 с. - Из содерж.: Эмиль, или О воспитании.

34. Свирида, И.И. Сады века философов в Польше / Ин-т славяноведения и балканистики РАН. М.: Наука, 1994. - 217 с.

35. Сетин, Ф.И. История русской детской литературы, конец Х- 1-я половина XIX в.: Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.

36. Строев, А. Судьбы французской сказки И Французская литературная сказка XVII XVIII вв. - М., 1990. - С. 5-32.

37. Урнов, Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М.: Наука, 1973. - 88 с.

38. Урнов, Д.М. У полки со знаменитыми книгами // Винтерих, Дж. Приключения знаменитых книг. 2-е изд. - М., 1979. - С.5-14.

39. Феоктистов, И. К вопросу о детском чтении. СПб.: Изд. М. Ледерле и К0, 1891.-280 с.

40. Честертон, Г.К. По обе стороны зеркала // Кэрролл, Л. Алиса в стране чудес; Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1992. - С. 137-140.

41. Чуковский, К.И. От двух до пяти. М.: Дет. лит., 1970. - 214 с.

42. Antología poezji dzieci^cej / Wybral i oprac. J. Cieslikowski; Komentarz uzupehiily i teksty przejrzaly G. Frydrychowicz i P. Matuszewska. 3-е wyd., popraw. i uzupefai. - Wroclaw; Warszawa; Kraków, 1991. - LV, 439 c. - (Bibl. Narodowa, ser. 1, № 233).

43. Baluch, A. Sfera wartosci wychowawczych w poezji dla dzieci // Poezja dla dzieci: Mity i wartosci. Warszawa, 1986. - C. 25-40.

44. Bartoszewicz, A. Z dziejów polskiej terminologii literackiej pierwszej polowy XIX wieku // Pami^tnik Lit. Warszawa; Wroclaw, 1963. - R. LIV, zesz. 3.-C. 135-180.

45. Bienenstok, M.Pedagogika Klementyny z Tanskich Hofmanowej na tie wiekii // Wychowanie w domu i szkole. Warszawa, 1914. - T. 1, zesz. 3. -C. 231-245; Zesz. 4. - C. 344-362.

46. Brodzinski, K.. [Ree.] Pamigka po dobrej matee przez Mlod^ Polk? (wydanie drugie) // Pami$tnik Warszawski. 1819. - T.XV. - C. 311 - 319.

47. Brodzka, A. O nowelach Marii Konopnickiej. Warszawa: PIW, 1958. - 404 c.

48. Burakowska, E. O nonsensie w poezji dla dzieci // Studia z historii literatury dla dzieci i mlodziezy. Warszawa, 1971. - C.71-105.

49. Buttler, Danuta. Komizm j^zykowy w poezji dla dzieci // Poezja dla dzieci: Mity i wartosci. Warszawa: Wydaw. Uniw. Warszaw., 1984. — C. 51-70.

50. Chmielowski, P. Autorki polskie wieku XIX: Studium lit.-obyczajowe.- Warszawa: Spolka Nakl. Warszawska, 1885. 544 c.

51. Chmielowski, P. Czasopisma polskie dla mlodzieñczego wieku // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1885. - T.3, zesz.l. - C.110-154.

52. Chmielowski, P. Klementyna z Tanskich Hofmanowa: Ust^p z dziejów wychowania w Pol see // Bibl. Warszawska. Warszawa, 1877. - T. 4. - C.l-36.

53. Chmielowski, P. Klementyna z Tanskich Hofmanowa: Zarys biograficzno-pedagogiczny. Petersburg: K. Grendyszynski, 1898. - 118 c. -(Zyciorysy slawnych Polaków; № 9).

54. Chmielowski, P. Maria Le Prince de Beaumont // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1885, - T.2, zesz. 1. - C. 14-19.

55. Chmielowski, P. Poezja w wychowaniu. Wilno, 1881. - 42 c. -(Wyd-wa E. Orzeszkowej i S-ki; №8).

56. Chmielowski, P. Przegl^d pedagogiczny // Bibl. Warszawska. 1878.- T. 4, zesz. 12. C. 382-397.

57. Chmielowski, P. Przegl^d pedagogiczny // Bibl. Warszawska. 1879. -T. 4, zesz. 12.-C. 431-454.

58. Chmielowski, P. Zarys najnowszej literatuiy polskiej (1864-1897). -Kraków: K. Grendyszynski, 1898. -519 c.

59. Cieslikowski, J. Bajka o Janku w kontekscie i poza kontekstem "Kordiana" // Pamietnik Lit. 1974. - T. LXV, Zesz. 3. - C. 55- 64.

60. Cieslikowski, J. Basñ Konopnickiej "O krasnoludkach i sierotce Marysi" // Paniietnik Literacki. 1963. - T. 54, zesz. 1.

61. Cieslikowski, J. Literatura ezwarta. O naturze i sposobach istnienia literatury dla dzieci // Lit. ludowa. 1976. - № 1.

62. Cieslikowski, J. Literatura i podkultura dzieci^ca. Wroclaw: Ossolineum, 1975. - 300 c.

63. Cieslikowski, J. Marii Konopnickiej ksi^zki z obrazkami // Pr. lit. -1962. T.3. - C. 121-153. - (Acta Univ. Wratislav., № 1).

64. Cieslikowski, J. "O krasnoludkach i sierotce Marysi" Marii Konopnickiej antycypacj^ wspólczesnej basni wiejskiej // Basñ i dziecko. -Warszawa, 1978. C. 28-48.

65. Cieslikowski, J. Powiastka dydaktyczna biedemieierowski utwór dla dzieci // Ruch Ut. - 1969. -№3. - C. 131-139.

66. Cieslikowski, J. Przedmiot, sposoby istnienia i metody badania literatuiy dla dzieci // Pr. lit. Wroclaw, 1981. - T. XXI. - C. 3-34.

67. Cieslikowski, j. Topos dziecka i dziecinstwa: Szkic konspektowy // Prace Literackie. -Wroclaw, 1979.-T.XX.-C. 3-12. (Acta Univ. Wratislav., № 457).

68. Cieslikowski, J. Walerego Przyborowskiego powiesc historyczna dla dzieci // Rozprawy z historii lit. dla dzieci i inlodziezy. Wroclaw, 1958. - C. 92-158. - (Studia Ped.; № 5).

69. Cieslikowski, J. Wielka zabawa: Folklor dzieci^cy. Wyobraznia dziecka. Wiersze dla dzieci. Wroclaw: Zakiad Nar. im. Ossoliñskich. 1985. -436 c.

70. Cieslikowski, J. Wiersze Marii Konopnickiej dla dzieci // Pr. Wroclawskiego T-wa Nauk. № 91 - Wroclaw, 1963. - 120 c.

71. Cieslikowski, J. Wstfp. // Antología poezji dzieci^cej. Wroclaw etc.: Zakl. Nar. im. Ossoliñskich, 1991. - C. HI-LXV. - (Bibl. Nar.; № 233).

72. Czartoryski, A. Mysli o pismach polskich z uwagami nad sposobem pisania w rozmaitych materiach. Kraków, 1860. - 124 c.

73. Dawid, J.W. Przygody mlodzienca, czyli Robinson Polski // Przegl^d Ped. 1891. - № 24. - C.290.

74. Dembowski, E. Pismiennictwo polskie w zarysie / Skreslil E.D. -Poznan: N. Kamienski i Sp., 1845. 409 c.

75. Dygasinski, A. Bajka // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1881. -T.1.-C.610.

76. Dygasinski, A. Ksi^zki dla dzieci na Gwiazdk? // Skotnicka, G. Pozytywistyczne powiesci z dziejów narodu dla dzieci i mlodziezy. Gdansk, 1974. - C. 27-29.

77. Dygasinski, A. Pierwsze nauczanie w domu i w szkole: Wyklad ped.- Warszawa: Red. "Przegl^du Tyg.", 1882. 326 c.

78. Dygasinski, A. Psychologia wychowawcza. Warszawa: A.W. Gruszecki, 1885.-486 c.

79. Dworzaczek, J.K. Deotyma. "Branki w jasyrze" // Bibl. Warszawska.- 1890. T. 1, zesz. 3. - C. 431-432.

80. Frybesowa, A. Wst^p. // Hofinanowa, K z Tañskich. Dziennik Franciszki Krasinskiej. Warszawa: PIW, 1961. - C. 5-18.

81. Gradkowski, H. Slowo Mickiewicza w dydaktyce szkolnej (na przykladach z dziejów metodyki nauczania XIX i XX wieku) // W kr^gu etyki, poetyki i dydaktyki slowa. Wroclaw, 1998. - S. 30-38.

82. Il était une fois.: Contes littéraires français XII-XX sieeles ¡ KoMMeHT. B.A.MffiibHHHa. Moscou: Raduga, 1983. - 648 c.

83. Ilnicka, M. Ksi^zki día mlodziezy i dzieci // Bluszcz. 1887. - № 50. - C. 397.

84. Jankowski, W. Geneza i dzieje "Spiewów histoiycznych" Niemcewicza // Pamiçtnik Lit. Lwow, 1910. - R. IX, zesz. 1. - C. 52-71.

85. Jerlicz, M. Klementyna z Tanskich Hoffînanowa: Zarys lit. // Bibl.Warszawska. Warszawa, 1898. - T. 4, zesz. 3. - C. 385-404.

86. Jonka, M. Sierota w literaturze poîskiej dla dzieci w XIX wieku. -1994. 333 c. - (Acta Univ. Wratislav.; № 1545).

87. Kaniowska-Lewanska, I. Literatura dla dzieci i mlodziezy od pocz^tków do roku 1864: Zarys rozwoju: Materialy. Warszawa: Panst. ZaM. Wyd. Szkolnych, 1960. - 191 c.

88. Kaniowska-Lewanska, I. Literatura dla dzieci i mlodziezy od pocz^tków do r. 1864: Zarys rozwoju: Wybór materiatów. 2-e wyd. -Warszawa: Panst. Zakl. Wyd. Szkolnych, 1973. - 440 c.

89. Kaniowska-Lewanska, I. Stanislaw Jachowicz: Zycie, twórczosc, dzialalnosc. Warszawa: Nasza ksiçgarnia, 1986. - 148 c. - (Teoría i krytyka lit. dla dzieci i mlodziezy; № 4).

90. Kaniowska-Lewanska,I. Twórczosc dla dzieci i mlodziezy Klementyny z Tanskich Hofmanowej. Qpole, 1964. - 222 c. - (Zesz. nauk. Wyzszej Szkol>r Nauk. w Opolu. Ser. B: Studia i rozprawy; № 6).

91. Karlowicz, J. Poradnik dla osób, wybieraj^cych ksi^zki dla dzieci i mlodziezy. Wilno: J. Blumowicz, 1881. - 88 c. - (Wydaw. E. Orzeszkowej i S-ki; №6).

92. Karpowicz, St., Szycówna, A. Nasza literatura dla mlodziezy. -Warszawa: Ksiçgarnia Nauk., 1904. 107 c. - Odbitka z "Encykl. Wycho-wawczej".

93. Karpowicz, S. Glówne cechy i zadania literatury powszechnej dla mlodziezy // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1903. -T. 6,zesz. 7. -C. 531 -546.

94. Key, E. Stulecie dziecka / Przeklad Idy Moszczyñskiej. Warszawa: Ksi^garnia nauk., 1904. - 228 c.

95. Kirchner, H. Janusz Korczak // Literatura okresu Mlodej Polski. -Kraków, 1973. T.3. - C. 297 - 327. - (Obraz lit. pol. XIX i XX wieku. Ser. V).

96. Kolakowski, Leszek. Poezja filozoficzna Stanislawa Jachowicza // Twórczosc. 1964. - № 4 (225). - C. 72-73.

97. Kraszewski, J.I. Listy // Klosy. Warszawa, 1882. - T. 34. - № 874. -C. 204-205.

98. Kuliczkowska, K. Dawne i wspólczesne problemy prozy dla dzieci. -1972. 155 c. - (Dissert. Univ. Varsov.; 61).

99. Kuliczkowska, K. "Klopoty z teori^" w literaturze dla dzieci i mlodziezy: Teoría a praktyka // Polonistyka. 1956. - № 2 (45). - C. 5-16.

100. Kuliczkowska, K. Literatura dla dzieci i mlodziezy w latach 18641918: Zarys monogr.: Materialy. 2-e wyd. - Warszawa: Wyd-wa szkolne i ped., 1975.-391 c.

101. Kuliczkowska, K. Literatura dla dzieci i mlodziezy // Lit. pol. w okresie realizmu i naturalizmu. Warszawa, 1966. - C. 517-536. - (Obraz lit. pol. XIX i XX wieku. T.2).

102. Kuliczkowska, K. Literatura dla dzieci i mlodziezy // Literatura polska okresu Mlodej Polski. Kraków, 1973. - C. 561-583. - (Obraz lit. pol. XIX i XX wieku. T.3).

103. Kuliczkowska, K. Wielcy pisarze dzieciom (Sienkiewicz -Konopuicka). - Warszawa: Nasza ksi^garaia, 1964. -115 c.

104. Kuliczkowska, К. Zofia Urbanowska // Lit. pol. w okresie realizrau i naturalizmu. Warszawa, 1966. - C. 499-516. - (Obraz lit. pol. XIX i XX wieku. T.2).

105. Kraushar, A. Franciszka Krasinska i dynastia panuj^ca wloska. -Warszawa, 1909. 16 c.

106. Krzyzanowski, J. Historia literatury polskiej. Warszawa: PWN, 1953.-694 c.

107. L.. Arnaud Berquin // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1881. - T.2. zesz. 2. - C. 91-93. - Подл.: L.

108. Lachnicki, LE. Rozbiór Amelii Matk^ // Dzieje dobroczyimosci krajowej i zagranicznej. Wilno, 1823. - T.l. - C.88 - 89.

109. Lelewel, J. Pielgrzyma w Dobromilu czyli nauk wiejskich rozbiór, z uwagami nad stanern wiejskim w Polsce i ulepszeniem oswiaty jego // Pami^taik Warszawski. 1819. - Т. XIV. - C. 293-336.

110. Lelewel, J. "Spiewy histoiyczQe" Juliana Ursyna Niemcewicza pod wzgl^dem historycznym // Dziennik Wileñski. 1817. - T. 5, № 27. - C. 266292.

111. Leszczynski, G. Temat dzieci^cy w poezji // Poezja día dzieci: Mity i wartosci. Warszawa, 1986. - С. 111-142.

112. Literatura poludnia wieku: Twórczosc lat 60-ch XIX w. wobec romantyzmu i pozytywizmu: Тот zbior. / Pod red. J. Maciejowskiego. -Warszawa: Inst. Badan Literackich, 1992. 153 c.

113. Lagowski, F. Spuscizna literacko-pedagogiczna po Stanislawie Jachowiczu. Warszawa: J. Filipowicz, 1891. - 32 c. - Odb. z "Bibl. Warszaw.".

114. Lagowski, F. Stanislaw Konarski // Encykl. Wychowawcza. -Warszawa, 1902. T 6, zesz. 3. - С. 289 - 300.

115. Machlejd, H. Literatura wspomnieniowa o dzieciristwie jako lektura dla mlodziezy (Na podstawie analizy utworow dwudziestolecia) // Studia z historii lit. dla dzieci i mlodziezy. Warszawa, 1971. - C. 32-70.

116. Martuszewska, A. Pozycja narratora w powiesciach tendencyjnych Elizy Orzeszkowej. Gdansk, 1970. - 160 c. - (Gdanskie T-wo Nauk. Wydzial nauk spoleeznych i humanistycznych. Ser. Monogr., № 35).

117. Nikliborg, A. E oeuvre de M-me de Genlis. Wroclaw, 1969. - 165 c. - (Acta Univ. Wratislav.; № 96. Romanica Wratislav.; IV).

118. Nikliborg, A. Od basni do prawdy: Szkice z dziejow lit. zachodniej dla dzieci i mlodziezy. Warszawa: Nasza ksi^gamia, 1981. - 128 c.

119. Nowicki, W. Co dac dziecku na gwiazdk??: Przegl^d lit. dla dzieci i mlodziezy z ostatniego siedmiolecia. Warszawa, 1886. - 29 c. - Odb. z "Przegl^du Ped".

120. Nowy slownik literatuiy dla dzieci i mlodziezy: Pisarze, ksi^zki, serie, ilustratorzy, nagrody, przegl^d bibliograficzny / Red. K. Kuliczkowska, B. Tylicka. Warszawa: Wiedza powszechna, 1984. - 572 c.

121. Pietrusinski, L. Stanislaw Jachowicz // Tyg. H. -Warszawa, 1860. -T.l, Ks 22. C. 181- 182; №25. - C.198-199.

122. Piwinska, M. Dziecko: Fragment romantycznej biografii // Twörczosc. 1976. - № 8. - C. 54-73.

123. Poezja dla dzieci: Mity i wartosci / Pod red. B.Zurakowskiego. -Warszawa: Wyd. Uniw. Warszawskiego, 1986. 251 c.

124. Pras, B. Ree.: "Ogniem i mieczem". Powiesc z lat dawnych H. Sienkiewicza // Polska krytyka literacka (1800-1918): Materialy. T.3. -Warszawa, 1959.-572 c.

125. Rozprawy z historii literatury dla dzieci i mlodziezy / Red. K. Kuliczkowska. Wroclaw: Zaklad Nar. im. Ossolinskich, 1958. - 275 c. -(Studia Pedagogiczne / PAN; № 5).

126. Schneider, M. La littérature fantastique en France. Paris: Fayard, 1964. - 425 c.

127. Sinko, Z. Powiesc angielska XVIII wieku a powiesc polska lat 1764- 1830. Warszawa, 1961. - 246 c. - (PAN: Historia i teoria lit.; № 6).

128. Siemieñski, L. O sposobach nauczania i o ksi^zkach día dzieci // Kaniowska-Lewanska, I. Lit. día dzieci i mlodziezy od pocz^tków do r. 1864.- 2-e wyd. Warszawa, 1973. - C.333 - 343.

129. Sienkiewicz, H. Rec.: "Bitwa pod Raszynem". Powiesc hist, przez Walerego Przyborowskiego // Sienkiewicz, H, Dziela / Pod red. J. Krzyzanow-skiego. T. 52. - Warszawa, 1950. - 546 c.

130. Skimborowicz, H. O Stanislawie Jachowi'czu // Wieniec. T.3. Warszawa. 1858. - C. 44-67.

131. Skotnicka, G. Pozytywistyczne powiesci z dziejów narodu día dzieci i mtodziezy. Gdansk, 1974. - 389 c.

132. Skrobiszewska, H. Literatura i wychowanie: O ht. día starszych dzieci i mlodziezy. Warszawa: Lud. Spóldzieinia Wydaw., 1973. - 365 c.

133. Slownik terminów literackich / Pod red. J. Slawiñskiego. Wroclaw: Zaklad Nar. im. Ossoliñskich, 1976. - 577 c.

134. Smuszkiewicz, Antoni. "Czwarta" czy "osobna"? (O hteraturze día dzieci i mlodziezy) // Konteksty polonistycznej edukacji. Poznan, 1998. - C. 357-370. - (Bibl. Liter. Poznanskich Studiów Polonistycznych; T. 10).

135. Studia z historii hteratury día dzieci i mlodziezy: Pr. zbior. / Wyb. W.Grodzieñska. Warszawa: Nasza ksiçgaraia, 1971. - 216 c.

136. Szycówna, A. Dzieci w literaturze polskiej. Ojcowie, matki i nauczyciele w dzielach l.Krasickiego // Przegl^d Ped. Warszawa, 1896.-№ 23.-C. 415-417.

137. Szycówna, A. Krakowowa Paulina z Radziejowskich // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1903. - T. 6, zesz. 5. - C. 372-375.

138. Szycówna, A. Rys historyczny literatury día dzieci i mlodziezy // Encykl. Wychowawcza. Warszawa, 1903. - T. 6, zesz. 7. - C. 546-577.

139. Slçkowa, L. Muza domowa: Okolicznosciowa poezja rodzinna czasów renesansu i baroku. 1991. - 175 c. - (Acta Univ. Wratislav.; № 810).

140. Sniadecki J. O fizycznym wychowaniu dzieci. Wïlno: A Ass, 1856.252 c.

141. Tygodnik llustrowany. Warszawa, 1910. - № 43. - 864-882 c. -Номер посвящен памяти M. Конопницкой.

142. Tyszynski, A. "Powiastki i bajki" Stanislawa Jachowicza // Bibl. Warszawska. 1847. - T. 4, zesz. 84. - C.607-622.

143. Umiñski, Wl. Sienkiewicz jako pisarz dla mlodziezy // Kulicz-kowska, K. Lit. dla dzieci i mlodziezy w latach 1864-1918. Warszawa, 1975.-C. 347.

144. Waksmund, R. Liryka szarej godziny: Z zagadnien komunikacji artystycznej w poezji dla dzieci // Pr. Lit. 1981. - T. 22. - C. 155-171. -(Acta Univ. Wratislav.; № 547).

145. Waksmund, R. Literatura dla dzieci i mlodziezy // Pr. lit. Wroclaw, 1993. - T. 35. - C. 233-239. - (Acta Univ. Wratislav., № 1946).

146. Waksmund, R. Miçdzy alegoría a historiar Pocz^tki prozy dydaktycznej dla mlodziezy // Pr. Lit. 1979. - T. 20. - C. 49-63. - (Acta Univ. Wratisl., № 457).

147. Waksmund, R. Od poezji dydaktycznej do liryki dzieciçcej // Poezja dla dzieci: Mity i wartosci. Warszawa, 1986. - C. 157-170.

148. Waksmund, R. Stalosc i zmiennosc form przekazu artystycznego w literaturze dla dzieci i mlodziezy z perspektywy komunikacyjnej i kulturowej // Pr. Lit. 1986. - T. 25. - C. 171-173. - (Acta Univ. Wratisl., № 794).

149. Waksmund, R. Stulecie dziecka: Wprowadzenie do problematyki i estetyki literatury dla dzieci i mlodziezy XX w. kulturowej // Pr. Lit. 1986. -T. 25. - C. 61-86. - (Acta Univ. Wratisl., № 794)

150. Wartosci literatury día dzieci i mlodziezy. Wybrane problemy: Pr. zbior. / Pod red. J. Papuzinskiej i B.Zurakowskiego. Warszawa; Poznan: PWN, 1985.-315 c.

151. Wernic, H. Praktyczny przewodnik wychowania. Warszawa: G. Centnerszwer, 1891. - 353 c.

152. Wieniec: Pismo zbior. ofiarowane Stanislawowi Jachowiczowi przez pierwszych kraju autorów oraz licznych przyjaciól / Red. L. Pietrusiñski. T. 1-3. - Warszawa: A. Gins, 1857-1858.

153. Wierzbowski, T. Komisja Edukacji Narodowej (1773-1794): Monogr. hist.; T.l. Warszawa: J. Cotty, 1911. - 186 c.

154. Witkowski, M. W kr^gu "Spiewów historycznych" Niemcewicza. -Poznan, 1979. 200 c. - (Pr. Uniw. im. A. Mickiewicza. Ser. Filología polska; № 17).

155. Wozniowski, W. Bajka w literaturze polskiego Oswiecenia. -Kraków, 1974. 184 c. - (Zesz. nauk. Uniw. Jagiellonskiego, 355. Prace historyczno-lit; Zesz. 28).

156. Wozniowski, W. Dzieje bajki polskiej. Warszawa: PWN, 1990. -535 c.

157. Wróblewska, V. Struktura narracji w basni hterackiej (wybrane zagadnienia) // Filología pol. T. 49. - C. 95-109. - (Acta Univ. Nicolai Copernici; zesz. 315).

158. Wyszkowski, M. Obraz zycia i pism Ignacego Tanskiego // Rozrywki dla dzieci. Warszawa, 1828. - T.10. - C. 327.

159. Zakrzewski, B. Czyja "Lirenka"? // Zakrzewski, B. Arka przymierza. Wroclaw, 1995. - C. 179-207. - (Acta Univ. Wratislav.; № 1755).

160. Zakrzewski, B. Sienkiewicz dla maluczkich // Zakrzewski, B. Arka przymierza. Wroclaw, 1995. - C. 209-248. - (Acta Univ. Wratislav.; № 1755).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.