Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Блинова, Лариса Васильевна

  • Блинова, Лариса Васильевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 173
Блинова, Лариса Васильевна. Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Нижний Новгород. 2009. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Блинова, Лариса Васильевна

Введение.

Глава 1. Теоретические и философские основы психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв.

1.1. Психология научного творчества в исследованиях отечественных историков психологии.

1.2. Предпосылки становления психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX вв.

1.3. Разграничение феноменов художественного и научного творчества в трудах отечественных ученых конца XIX - начала XX вв.

1.4. Проблемы развития психологии научного творчества в публикациях русских мыслителей конца XIX - начала XX вв.

Глава 2. Оформление психологии научного творчества как отрасли психологической науки в начале XX века.

2.1. Оформление методологических основ психологии научного творчества в теориях русских мыслителей конца XIX — начала XX вв.

2.2. Процесс научного творчества и психологические условия его развития в понимании русских мыслителей конца XIX - начала XX вв.

2.3. Развитие идей психологии научного творчества русских мыслителей в современной психологии научного творчества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века»

Актуальность исследования. Перспективы развития современной психологической науки определяются историко-психологическими исследованиями теоретических основ её фундаментальных направлений.

Преобразования российского общества в начале XXI в. характеризуются серьёзными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно повлияло на развитие отечественной психологии и её отраслей. Перестроечные процессы в постсоветской психологии и в её психологических отраслях, в том числе в психологии научного творчества, обусловлены изменениями методолого-концептуальных основ, пересмотром методологических позиций и принципов советской психологии (В.А. Мазилов, 2003). Для осмысления современного состояния отечественной психологии научного творчества и определения путей развития необходимо изучение её истории. С этой точки зрения наиболее актуальным становится исследование истории становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв.

Конец XIX - начало XX вв. - это время политических противоречий, бесперспективность индустриально-капиталистического общества и порождаемой им научной парадигмы, социально-научные противоречия, в результате которых рушились старые основы и открывались просторы для создания нового общества, создания активных научных школ во многих отраслях знаний. Эти изменения во многом схожи с изменениями в современной России (происходят масштабные духовно-интеллектуальные изменения, развиваются индустриальные, техногенные цивилизации). По этой причине выявление новых взглядов, идей при реконструкции становления и развития психологии научного творчества могут быть использованы и сегодня в современной работе по истории психологии и психологии творчества.

В 60-е годы XX века в связи с новым этапом развития психологии научного творчества появляется ряд сборников научных трудов «Научное творчество» (1969), «Проблемы научного творчества в современной психологии» (1971), «Научное открытие и его восприятие» (1971) под редакцией С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. Исследуются общепсихологические закономерности творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев и др.), проблемы научного открытия (Б.М. Кедров), вопросы моделирования решений творческих задач с помощью эвристических программ (JI.H. Ланда, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.М. Розет), творческого мышления и проблемного обучения (В.Г. Иоффе, И.А. Лернер, A.M. Матюшкин и др.) и многое другое, но отсутствуют специальные систематические историко-психологические работы как по анализу научного наследия отечественных ученых конца XIX - начала XX века, так и по истории психологии научного творчества в целом.

В работах отечественных историков психологии разрабатываются различные аспекты истории психологии: социально-культурные условия развития психологического знания (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник и др.), научное творчество ученых (В.В. Большакова), научные школы (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, и др.), проблемы методологии истории психологии (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, В.А. Мазилов, О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник и др.). Однако до сих пор вопросы становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX века не исследованы. Слабо разработан вопрос о влиянии научного наследия отечественных ученых конца XIX — начала XX века на современную психологию научного творчества.

Таким образом, изучение научного наследия русских ученых конца XIX — начала XX вв. необходимо и актуально для реконструкции процесса становления и развития психологии научного творчества в России. Это позволяет увидеть преемственность в развитии отечественных психологических идей, проблематики, методов научных исследований по психологии научного творчества.

Историко-психологический анализ становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв. позволит установить важные для современности теоретические положения психологии научного творчества, так как изначальное формирование теории психологии научного творчества носило более глубокий познавательный характер и было независимо от практических задач, навязанных психологической науке в XX в.

Объект исследования: научное наследие российских мыслителей в области психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв.

Предмет исследования: научные идеи, повлиявшие на становление и развитие психологии научного творчества в России.

Цель исследования: реконструкция идей российских мыслителей конца XIX - начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества как отрасли психологической науки.

Гипотеза исследования: существует комплекс научных идей российских мыслителей конца XIX — начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества и конституировавших её как самостоятельную отрасль психологического знания, выделив предмет, задачи и методы исследования.

Задачи исследования:

1) выявить предпосылки, повлиявшие на становление психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв. как отрасли психологической науки;

2) выявить факторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии художественного и научного творчества, на основании историко-психологического анализа публикаций русских ученых конца XIX — начала XX вв.;

3) выделить и проанализировать идеи отечественных ученых конца XIX - начала XX вв., способствовавших оформлению психологии научного творчества в самостоятельную отрасль психологического знания;

4) показать преемственность между психологическими теориями научного творчества, заложенными в России конца XIX — начала XX вв., и современными теориями психологии научного творчества.

Методологические основы исследования составляют основополагающие принципы психологии: принципы детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности (В.В. Большакова, Е.А. Будилова, А.В. Карпов, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов В.А. Мазилов, С.Л. Рубинштейн, И.Р. Сушков, В.Д. Шадриков); принципы историко — психологического познания (В.В. Большакова, Е.А. Будилова,

A.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); основные подходы к проблеме психологии научного творчества (Я.А. Пономарев, И.С. Сумбаев, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский).

Методы исследования: историко-психологический анализ научных, публицистических материалов, историко-генетический метод, метод историко-логической реконструкции становления и развития психологии научного творчества, методы глубинной интерпретации источников, обобщение и систематизация фактического научного материала.

Научная новизна исследования:

Выявлены социокультурные (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета), философско-психологические (осознание российскими философами проблемы творчества, развитие общей психологии и её направления- психологии творчества) предпосылки становления психологии научного творчества как отрасли психологической науки; факторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии научного и художественного творчества, в трудах

B.Я. Курбатова, Б.А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского,

Выделены и проанализированы научные идеи С.О. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера, в трудах которых произошло оформление психологии научного творчества как самостоятельной отрасли психологического знания за счет определения собственного предмета, задач и методов исследования.

Разработана преемственность научных идей, заложенных российскими учеными конца XIX - начала XX вв., и соотнесена с общим ходом развития отечественной психологии научного творчества.

Сформулированы положения, составляющие теоретическую основу психологии научного творчества, которые на современном этапе развития психологии научного творчества представлены как комплекс идей, объясняющих творческий процесс: творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента. В основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика. На процесс творчества влияют случайные факторы. Творческий процесс - это высшее проявление умственной деятельности мозга и зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния. Творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнены теоретические и философские основы психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв.;

- конкретизированы представления о предпосылках становления психологии научного творчества и факторах, способствовавших разграничению феноменов психологии научного и художественного творчества;

- расширено представление о научном наследии российских ученых конца XIX — начала XX вв., труды которых являются основными источниками становления психологии научного творчества и стали теоретической основой развития психологии научного творчества в России как отрасли психологической науки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты историко-психологических исследований и реконструкция становления и развития психологии научного творчества в работах российских ученых конца XIX — начала XX вв. позволили подготовить материал для использования в учебных курсах по истории психологии, общей психологии, психологии творчества, в спецкурсах по методологии психологической науки в России на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, при создании учебных пособий по истории психологии, общей психологии, психологии творчества.

Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций в ходе изучения предмета, а также использованием методов исследования, соответствующих задачам научного поиска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв. обусловлен как совокупностью социокультурных (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета) и философско-психологических (осознание российскими философами Н.А. Бердяевым, B.C. Соловьевым, П.А. Флоренским проблемы творчества, развитие общей психологии и её направления - психологии творчества) предпосылок, так и разграничением психологии творчества на художественное и научное. Процесс разграничения определён в работах В.Я. Курбатова, Б.А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского, исходя из принципа «экономии мышления», разработки теоретических основ понимания особенностей художественного и научного творчества.

2. Научные идеи, разработанные в конце XIX - начале XX вв. русскими мыслителями М.А. Блохом, Ф.Ю. Левинсоном - Лессингом, В.Л. Омельянским, В.В. Савичем, И.А. Сикорским, объясняющие творческий процесс, могут быть представлены как комплекс положений, составляющих теоретическую основу психологии научного творчества:

1) творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента;

2) в основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика;

3) на процесс творчества влияют случайные факторы;

4) творческий процесс - это высшее проявление умственной деятельности мозга;

5) творческий процесс зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния;

6) творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

3. Научные разработки и исследования С.О. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера впервые конституировали психологию научного творчества как самостоятельную отрасль психологического знания, имеющую собственный предмет, задачи и методы исследования. Предмет психологии научного творчества — личность творца, творческий процесс и результат творчества. Задача психологии научного творчества - изучение творческого процесса. Методы исследования - наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, репродуктивный метод.

4. Психологические теории научного творчества, заложенные в России в конце XIX — начале XX вв., повлияли на дальнейшее развитие психологии научного творчества в решении комплексных проблем творческой деятельности. Преемственность работ П.К. Энгельмейера наблюдается в работах Я.А. Пономарева, И.С. Сумбаева, П.М. Якобсона, и др. Исследования И.И. Лапшина получили развитие в работах В.В. Большаковой,

А.С. Майданова и др. Научные идеи С.О. Грузенберга получили развитие в работах И.В. Страхова, Я.А. Пономарёва.

Апробация работы.

Основное содержание диссертации докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры психологии Волго-Вятской академии государственной службы в Нижнем Новгороде (2005-2008), на кафедре гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Арзамасского филиала Волго-Вятской академии государственной службы (2005-2008), на методологических семинарах в Ярославле (2008-2009), на IV Международной научной конференции по истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006 г.), на Всероссийской конференции молодых ученых в Н. Новгороде (2007 г.), на областной конференции молодых ученых в г. Костроме, г. Н. Новгороде (2008 г.), на I Межрегиональной научной конференции «Россия и мир: проблемы взаимодействия и интеграции» (Арзамасский филиал ВВАГС, 2008 г.). Результаты работы использовались при проведении лекций и практических занятий по общей психологии, истории психологии в ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», ГОУ ДПО « Нижегородский институт развития образования», при чтении лекций по дисциплине «Психология и педагогика» в ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы».

Результаты диссертационного исследования отражены в 4 публикациях.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка, включающего 197 источников, из которых 2 на английском языке. Текст рукописи изложен на 173 страницах, сопровождается 2 таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Блинова, Лариса Васильевна

Выводы по 2 главе:

1. Историко-психологический анализ рассмотренных концепций С.О. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера, доказывает, что в России в конце XIX - начале XX века были созданы значительные психологические теории, в которых вырисовываются отдельные черты, характерные для дальнейшего развития российской психологии научного творчества. С.О. Грузенбергом, И.И. Лапшиным, П.К. Энгельмейером были заложены методологические основы для оформления психологии научного творчества в самостоятельную отрасль психологической науки: выявлен предмет, задачи и методы исследования психологии научного творчества.

2. П.К. Энгельмейер одиним из первых сделал попытку построить своеобразную модель психологии научного творчества — эврологию — науку о творчестве, предметом, которой является, объект, субъект и процесс творчества. На основе одинаковых субъективно - объективирующих факторов творческой деятельности в технике, искусстве, религии, науке П.К. Энгельмейер выводит понятие «творчество человека» как одну из фаз развития жизни, для которого характерны следующие признаки: 1) искусственность, 2) целесообразность, 3) неожиданность, 4) цельность. На основе опытных исследований творческих актов и исследований творческих личностей творческий процесс «трехакт» состоит из акта интуиции и желания, акта знания и рассуждения, акта умения, которые между собой взаимодействуют. Рассматривая «трехакт» с психологической точки зрения, П.К. Энгельмейер раскрыл понятие интереса в деятельности, который играет большую роль в воспитании ребенка.

3. Сравнивая свой трехакт с классификацией Канта человеческих дарований, П.К. Энгельмейер рассмотрел с психологической точки зрения три класса людей по дарованиям: гений, талант, рутина, на воспитание и развитие которых воздействует среда, в которой они обитают. Главную роль в воспитании правильных убеждений, способностей творческой личности он отводил школе, при этом воспитывать творческую способность, т.е. догадку можно аналитическим методом, «интуитивным методом» Гаукинса и методами начертательной геометрии. Таким образом, проблема успешного творчества человека зависит от среды, в которой он находится, от воспитания творческих способностей.

4. И.И. Лапшин рассмотрел проблему творчества и психологические основы творческой деятельности не только в философии, но в научной области, в культуре, тем самым, отделив философское творчество от религиозного. И.И. Лапшин, научно обосновав философию изобретения, предложил ряд путей для развития научного и философского творчества. Актуальная в настоящее время идея И.И. Лапшина о единстве и взаимодействии наук в области психологии творчества способствовала созданию комплексной, многоаспектной программы исследований творчества. В качестве методологической основы этой программы используются принципы историзма, развития, системности, многообразия, взаимосвязи. Подобная программа может выступать для современных исследователей в качестве парадигмы такого анализа, который характеризуется конкретностью, богатым эмпирическим базисом, обоснованностью теоретических обобщений.

5. Методологические предпосылки построения психологии научного творчества как самостоятельной науки находим в работе С.О. Грузенберга «Психология творчества» (1923). Он выделил предмет, задачи и методы психологии творчества. По структуре понятия «творчества» С.О. Грузенберг классифицировал основные типы построения проблемы психологии творчества: 1) философский тип; 2) метафизический тип; 3) интуитивный тип. Предметом психологии творчества является состав, происхождение и взаимная связь своеобразных душевных явлений внутреннего мира творца интеллектуальных ценностей. Задачей психологии творчества он считал изучение «творящей природы» гения. Анализируя типы окказионалистической концепции творчества, С.О. Грузенберг пришел к выводу, что невоспроизводимость процессов творчества как непроизвольной душевной деятельности художника, вызывает сомнения в возможности применения экспериментального метода для построения теории творчества, и подчеркнул необходимость создания объективного метода исследования. В качестве такого метода, он выдвигает «репродуктивный метод» - это метод рефлекторного воспроизведения в психике зрителя творческого процесса автора произведения.

6. Исследуя различные сферы человеческой деятельности: научного и художественного творчества, изобретения, - С.О. Грузенберг и П.К. Энгельмейер обозначили экспериментальный метод, который заключался в исследовании актов творчества, автобиографий ученых, художников, писателей, обобщили результаты экспериментальных заданий, тестов и интервью. Таким образом, нами выделен целый комплекс причин, обусловивших институциализацию психологии научного творчества: среди них и использование специфических методов, и развитие смежных наук, и требования практики, и выделение предмета, позволяющего заявлять о несовпадении с общей психологией, определение ее задач.

7. С.О. Грузенберг, И.И. Лапшин, П.К. Энгельмейер, дали толчок к созданию психологии научного творчества, опираясь на психологические, социологические, гносеологические и др. знания. Их попытка построения теории творчества содержала в себе комплексный подход, который начали применять в советские годы развития психологии, и привела не только к окончательному оформлению психологии научного творчества, но и к созданию психологии науки.

8. Результатом развития идей ученых в России конца XIX века -начала XX века явилась создании научной школы отечественной психологии научного творчества применительно к современным запросам науки, культуры и общества. В советских исследованиях психологии научного творчества сформировалась тенденция к осуществлению комплексного подхода в анализе творчества и построения общей теории творчества (Л.А. Дулаева, Я.А. Пономарёв, И.А. Страхов, Н.А. Сумбаев, М.П. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Историко-психологический анализ позволил установить, что становление психологии научного творчества как отрасли психологической науки в России состоялось в конце XIX — начале XX вв. Основными предпосылками процесса становления психологии научного творчества как науки стали:

1. Социокультурная ситуация в России, выражающаяся в реформировании старого уклада общества, в развитии науки и культуры, просвещения, в поисках Россией путей её развития и национальной самобытности.

2. Развитие отечественной психологической науки и одного из её направлений - психологии творчества.

3. Работы российских философов И.А. Бердяева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, в которых осознавалась проблема творчества.

4. Развитие естественных наук, потребность общества в оптимизации интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею в связи с социально-экономическими условиями и с необходимостью учёта интеллектуально - творческих факторов направило ученых обратиться к поиску методов творческого решения научных проблем, управлению и прогнозированию творческой деятельности.

2. В конце XIX — начале XX в. в работах В.Я. Курбатова, Б.А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского наметилось два направления изучения психологии творчества: научное и художественное. В рамках искусствоведения первоначально исследователи делали акцент на изучение психологии художественного творчества. В связи с развитием естественных наук в рамках данного направления возникает интерес к специфике не только художественного, но и научного творчества. Ученые, пытаясь выявить своеобразие каждого из них, сравнивали особенности их природы, процесса протекания, а также их атрибутивные характеристики.

3. Факторами, обусловившими разграничение феноменов психологии художественного и научного творчества, являются принцип «экономии мышления» и разработка теоретических основ понимания особенностей художественного и научного творчества.

4. В трудах русских мыслителей М.А. Блоха, Ф.Ю. Левинсона — Лессинга С.Ф. Ольденбурга, В.Л. Омелянского, В.В.Савича, И.А. Сикорского, А.Е.Ферсмана конца XIX - начала XX вв. раскрыты проблемы оформления психологии научного творчества в самостоятельную отрасль знания, состоящие во фрагментарном исследовании психологических аспектов научного творчества. Реконструкция научных идей российских ученых конца XIX - начала XX вв. позволила в данном исследовании сформулировать положения, составляющие теоретическую основу психологии научного творчества, которые на современном этапе развития психологии научного творчества, могут быть представлены комплексно:

1) творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента;

2) в основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика;

3) на процесс творчества влияют случайные факторы при систематической работе ума и воображения;

4) творческий процесс зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния;

5) творческий процесс - это высшее проявление умственной деятельности мозга;

6) творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

5. Идеи С.О. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера позволили выделить психологию научного творчества в России в самостоятельную отрасль психологии. В данных научно-исследовательских работах был определен предмет психологии творчества, разработаны задачи и методы исследования, предложена программа её дальнейшего развития. Предметом психологии творчества являлась психологическая природа творчества, состоящая из личности творца, творческого процесса и результата творчества. Задача психологии творчества сводилась к изучению творческого процесса с помощью метода самонаблюдения, репродуктивного и экспериментального метода.

6. Интегральный подход, примененный И.И. Лапшиным в исследовании творчества, лег в основу формирования комплексной программы исследования творчества (Л.Г. Барсова, В.В. Большакова, Л.А. Дулаева, А.С. Майданов и др.). Выделенная П.К. Энгельмейером, проблема стадиальности творческого процесса (теория трехакта) на протяжении XX века неоднократно трансформировалась, расширяя сферу изучения стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческого процесса (Я.А. Пономарев, И.С. Сумбаев, П.М. Якобсон и др.). Выдвинутый С.О. Грузенбергом репродуктивный метод анализа процесса художественного творчества впоследствии имел широкий резонанс в исследованиях художественного творчества, но в область психологии научного творчества не применялся. Это открывает новые пути в исследовании методов психологии научного творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Блинова, Лариса Васильевна, 2009 год

1. Авенариус, Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил Текст. / Р. Авенариус. М.: Изд-во КомКнига, 2007. -56 с.

2. Алексеев, Н.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчества в школе Текст. / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. С. 387-404.

3. Аллахвердян, А.Г. Психология науки Текст.: учеб. пособие /

4. A.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 312 с.

5. Барсова, Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи (на примере жизни и творчества Н.А. Римского Корсакова и его ближайшего окружения) Текст.: дис. . док. культурологии / Барсова Людмила Григорьевна. - М., 2007. - 450 с.

6. Беганцова, И.С. Русская психологическая мысль конца 19-начала 20 века (Психологическое наследие Лопатина) Текст. / И.С. Беганцова. -Арзамас: Изд-во АГПИ, 2005. 128 с.

7. Бергсон, А. Творческая эволюция Текст. / Анри Бергсон: перевод с фр.

8. B.А. Флеровой. М.: КАНОН - Кучково поле, 1998. - 382 с.

9. Бердяев, Н.А. Смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев М.: Издательство Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. - 630 с.

10. Бехтерев, В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения Текст. / В.М. Бехтерев // кн. С.О. Грузенберга «Гений и творчество». Л., 1924.-С. 228-233.

11. Блинова, Л.В. О психологических основах творческой деятельности личности в трудах П.К. Энгельмейера Текст. / Л.В. Блинова // Труды молодых ученых и аспирантов. Вып.7. — Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. - С. 163-165.

12. Блинова, Л.В. С.О. Грузенберг о психологии творчества Текст. / Л.В. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, спец. выпуск Т. 14.- 2008. - С. 244-250.

13. Блох, М. А. Творчество в науке и техники Текст. / М. А. Блох. Пг.: Научное химико-техническое издательство при Научно-Техническом отделе1. B.С.П.Х., 1920.-59 с.

14. Боборыкин, П.Д. Красота, жизнь и творчество Текст. / П.Д. Боборыкин // Вопросы философии и психологии, январь, 1893,- 107с.

15. Боборыкин, П.Д. Этюды по психологии творчества Текст. / П.Д. Боборыкин // Вестник Европы. 1885- кн.5. - С. 182-219. - кн.6. - С.566-611.

16. Богоявленская, Д.Б. О модели проблемной ситуации Текст. / Д.Б. Богоявленская // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.

17. C.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. - С.381-386.

18. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст. / Д.Б. Богоявленская. -М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.

19. Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Проблема формирования личности Текст. / В.В. Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1994. 4.1. - 160 с.

20. Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Русский волюнтаризм: М.И. Владиславлев Текст. /В.В. Большакова. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1997. - 4.2. - 145 с.

21. Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.) Текст. Русский ассоцианизм: М.М. Троицкий [Текст] / В.В. Большакова. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999.- Ч.З. - 147 с.

22. Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Владимир Сергеевич Соловьев Текст. / В.В.Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. 4.4. - 147 с.

23. Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.) Текст. Иван Иванович Лапшин [Текст] В.В. Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007.- Ч. 5. 166 с.

24. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, кибернетика Текст. / А.В. Брушлинский. М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 35-201.

25. Брушлинский, А.В.Психология мышления и кибернетика Текст. / А.В. Брушлинский. М.: Изд-во Мысль, 1970. - 191 с.

26. Будилова, Е.А. Полемика об эксперименте и экспериментальных методах в русской психологии конца XIX века Текст. / Е.А. Будилова // Общество психологов. 1 съезд, вып.1. — М.: Изд — во Академия пед. наук, 1959.-259 с.

27. Будилова, Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке Текст. / Е.А. Будилова. М.: Наука, 1983. - 231 с.

28. Вальден, П.И. Об изобретателях и изобретениях Текст. / П.И. Вальден // Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений. вып. II-III, 1916. - С.47-62

29. Вернадский, В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии Текст. / В.И. Вернадский // Труды по истории науки в России. -М.: Наука, 1912,1988. 207с.

30. Волконский, С.М. Художественное наслаждение и художественное творчество Текст. / С.М. Волконский. Публичная лекция, читанная 2 мая 1892. - С.-Петербург, 1892.- 46 с.

31. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1907, -Т.1.-430 с.

32. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. — 2-е изд. Харьков, 1911, - Т. 1. - 430 с.

33. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. — Харьков, 1909. — Т.2., вып.1. 336 с.

34. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. — Харьков, 1910. Т. 2., вып. 2. - 228 с.

35. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1911. - Т.З. - 255 с.

36. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1914. - Т.5. - 556 с.

37. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1915. - Т. 6. - 376 с.

38. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б.А. Лезин. Харьков, 1916. - Т.7. - 261 с.

39. Вундт, В. Основания физиологической психологии Текст. / В.Вундт. -М.: Типогр. М.Н. Лаврова и Ко., 1880. 738 с.

40. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия Текст. / Фрэнсис Гальтон, пер. с англ. СПб.: Ред. журн. «Знание», 1875. — 319 с.

41. Гартман, Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного Текст.: вып.1- 2 / Э. Гартман. — М.: Типография Грачёва и К., 1873-1875.-322 с.

42. Гельмгольц, Г. Факты в восприятии Текст. / Г. Гельмгольц // Речь, читанная в день основания Берлинского университета 3 августа 1878 г. -СПб.: тип. Цедербаума и Гольденблюма, 1880. 57 с.

43. Голованов, Н.К. Философ-инженер Петр Климентьевич Энгельмейер Текст. / Н.К. Голованов // Вестник инженеров и техников. 1927.- №8. - С. 368-369.

44. Горнфельд, А.Г. Будущее искусства Текст. / А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. Санкт-Петербург, 1909.- Т.2., вып.2. - С. 138-181.

45. Горнфельд, А.Г. Из статьи «Муки слова» Текст. / А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. — 1-е изд.- Харьков, 1907,- Т. 1. С. 118- 160.

46. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения Текст. / А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. Санкт-Петербург, 1916.- Т.7.-С. 1-31.

47. Горнфельд, А.Г. Поэзия Текст. / А.Г. Гонфельд // Вопросы теории и психологии творчества. 1-е изд. — Харьков, 1907.- Т. 1. - С. 200 - 211.

48. Горнфельд, А.Г. Пути творчества Текст. / А.Г.Горнфельд. Пг.,1921. — 7 с.

49. Горохов, В.Г. Русский инженер-механик и философ техники Пётр Климентьевич Энгельмейер Текст. / В.Г. Горохов // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1990. - № 4. - С. 51 - 60.

50. Грузенберг, С.О. Гений и творчество Текст. / С.О. Грузенберг // Основы теории и психологии творчества. JL, 1924. — 245 с.

51. Грузенберг, С.О. Психология творчества Текст. / С.О. Грузенберг. -Минск: Изд—во Белтрестпечать, 1923. — 166 с.

52. Джеймс, У. Психология. Текст. / У. Джеймс, пер. И.И. Лапшина. 5-е издание К. Риккера. - Спб., 1904. - 368 с.

53. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие Текст. / В.Н. Дружинин. СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

54. Дружинин, В.Н. Психология творчества Текст. / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. М.: Изд-во Наука, 2005 - Т.26. - № 5. - С. 101-109.

55. Дулаева, Л.А. Проблема «изобретения в философии» в концепции И.И.Лапшина Текст.: дис. . канд. филос. наук: 09.00.03 / Дулаева Лана Ахсарбековна. М., 2005. - 170 с.

56. Евгеньин, И.Е. От философии к психологии творчества Текст. / И.Е. Евгеньин, В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2001.- № 5. -С. 120- 123.

57. Евлахов, A.M. Введение в философию художественного творчества Текст.: Т.1. Опыт историко-литературной методологии / A.M. Евлахов. -Варшава: Типография Варш. Учебн. Округа, 1912. 546 с.

58. Евлахов, A.M. Введение в философию художественного творчества Текст.: Т.1. Методы ненаучные / A.M. Евлахов. — Варшава: Типография Варш. Учебн. Округа, 1912. 450 с.

59. Евлахов, A.M. Реализм или ирреализм? Текст.: Очерки по теории художественного творчества / A.M. Евлахов. Варшава: Типография Варш. Учебн. Округа, 1914. - Т. 1. - 398 с.

60. Ефимец, В.Д. Из истории психологической эстетики конца XIX — начала XX века (эстетика харьковской психологической школы) Текст.: дис. . канд. философ, наук / Ефимец Виолетта Дмитриевна. М., 1973. - 168 с.

61. Ждан, А.Н. История психологии Текст.: учеб. пособие / А.Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

62. Ждан, А.Н. История психологии от античности к современности Текст.: учеб пособие для студентов психолог, факультетов университетов / А.Н. Ждан. 3-е изд., исправ. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.

63. Ждан, А.Н. История психологии: От Античности до наших дней Текст.: учебник для вузов / А.Н. Ждан. 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 576 с.

64. Затуленьев, Н.А. Законы творчества Текст. / Н.А. Затуленьев. -Херсон, 1915.-25 с.

65. Зись, А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества Текст. / А.Я. Зись // Искусствознание и психология художественного творчества. — Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. -М.: Изд-во Наука, 1988. С. 3-31.

66. Зорина, Л.Я. О воспитании творческого мышления на историко-научном материале Текст. / Л.Я. Зорина // Научное творчество: сб. науч. тр. -под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 419-422.

67. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е.И. Игнатьев. Изд. 2-ое, доп. - М.: Просвещение, 1961. - 223 с.

68. Иоффе, В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и в психологии научного творчества Текст. / В.Г. Иоффе // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. - С. 423 - 430.

69. Исследование проблем психологии творчества Текст.: монография / под ред. Я.А. Пономарева. М.: Изд-во Наука, 1983. - 336 с.

70. Кант, И. Критика способности суждения Текст. / Имануил Кант, пер. Н.М. Соколовой. Спб.: Изд-во М.В. Попова, 1898. - 430 с.

71. Кедров, Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия Текст. / Б.М. Кедров //Вопросы философии. 1969. - № 3. - С. 19-35.

72. Кедров, Б.М. Научное открытие и информация о нем Текст. / Б.М. Кедров // Научное открытие и его восприятие: сб. науч. тр. под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. — М.: Изд-во Наука, 1971. — С.46-67.

73. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике Текст.: научно-популяр. очерки для молодежи / Б.М. Кедров. -М.: Мол. гвардия, 1987. -192 с.

74. Кедров, Б.М. О теории научного открытия Текст. / Б.М. Кедров //Научное творчество: сб. науч. тр.- под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. С.23-94.

75. Кедров, Б.М. Психологический « механизм» научного открытия Текст. / Б.М. Кедров // Вопросы психологии. 1969.-№3.- С. 19-36.

76. Кеттелл, Дж. М. Интеллектуальные тесты и измерения Текст. / Дж. М. Кеттелл//Mind, 1890.-С. 373 -381.

77. Кольцова, В.А. О целостном подходе в историко- психологическом исследованииТекст. / В.А. Кольцова // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Изд - во Институт психологии РАН, 1990. -С.131-137.

78. Кольцова, В.А. Современная психология Текст. /В.А.Кольцова, Ю.Н. Олейник.- М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. 590 с.

79. Кольцова, В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии Текст. / В.А.Кольцова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2004. — 416 с.

80. Красавчиков, О.А. Творчество и гражданское право Текст. / О.А. Красавчиков // Правоведение. 1984. - № 4. - С. 14-23.

81. Курбатов, В.Я. Особенности художественного и научного творчества Текст. / В.Я. Курбатов // Творчество Пг., 1923,- С. 80 - 130.

82. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. /Л.Н. Ланда. — М.: Просвещение, 1966. 523 с.

83. Ланда, Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов Текст. /Л.Н. Ланда // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред.

84. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. - С. 357368.

85. Лапшин, И.И Законы мышления и формы познания Текст. / И.И. Лапшин. СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1906 - 270 с.

86. Лапшин, И.И О возможности вечного мира в философии Текст. / И.И. Лапшин // Журн. Мин-ва народного просвещения. 1898. — 28 с.

87. Лапшин, И.И О перевоплощаемости в художественном творчестве Текст. / И.И.Лапшин // Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков: Изд во Б.А. Лезина, 1913. - Т. 5. - С.263 - 292.

88. Лапшин, И.И О трусости в мышлении Текст. / И.И.Лапшин // Вопросы философии и психологии. кн. 55. - 1900. - 64 с.

89. Лапшин, И.И Философия йзобретения и изобретения в философии. Введение в историю философию Текст.: в 2 т. / И.И. Лапшин. Пг.: 5-я гос. тип. Наука и школа, 1922. - 228 с.

90. Лапшин, И.И Философские мотивы в музыкальном творчестве Н.А. Римского Корсакого Текст. / И.И. Лапшин // Северные записки. -СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1913 - С. 11-15.

91. Лапшин, И.И. Проблемы чужого «Я» в новой философии Текст. / И.И. Лапшин. СПб.: Сенатская тип., 1910. - 193 с.

92. Левинсон-Лессинг, Ф.Ю. Роль фантазий в научном творчестве Текст. / Ф.Ю. Левинсон Лессинг // Творчество. - Пг., 1923. - С 36 - 57.

93. Лезин, Б.А. Психология поэтического и прозаического мышления Текст. / Б.А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1909.- Т2, вып.2. - С. 99 - 137.

94. Лезин, Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли Текст. / Б.А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества.-Харьков, 1907. Т.1. - С. 252 - 312.

95. Лернер, И.Я. Посковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И.Я. Лернер // Научное творчество: сб.науч. тр. под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969.-С. 413-418.

96. Лук, А.Н. Психология творчества Текст. / А.Н. Лук. Серия «Наука и технический прогресс». - М.: Издательство Наука, 1978. — 128 с.

97. Мазилов, В.А. Методология психологии Текст.: учебное пособие /

98. B.А. Мазилов. Ярославль: МАПН, 2007. - 344 с.

99. Майданов, А.С. Методология научного творчества Текст. / А.С. Майданов. М.: Издательство URSS, 2008. - 512 с.

100. Марцинковская, Т.Д. История психологии Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. -4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2004. - 544 с.

101. Матюшкин, A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психических закономерностей творческого мышления Текст. / A.M. Матюшкин // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред.

102. C.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 375380.

103. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

104. Мах, Э. Механика Текст. / Э.Мах // Историко-критический очерк развития. Ижевск, 2000. - С. 408-421.

105. Мах, Э. Принцип сохранения работы. История и корень его Текст. / Э. Мах. СПб, 1872, 1909. - 401 с.

106. Машкин, А.П. Очерки литературной методологии. Вопросы эстетики и современность Текст. / А.П. Машкин // Наука на Украине. 1922. - № 3. - С. 45-52.

107. Назлоян, Г.М. Развитие проблем психологии научного творчества в России (1860- 1917) Текст.: дис. .канд. псих, наук: 19.00.01 / Назлоян Гагик Микаелович. ML, 1978. - 194 с.

108. Научное открытие и его восприятие Текст.: сб. ст. / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники; Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1971. — 310 с.

109. Научное творчество Текст.: сб. науч. тр./ АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники; Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. 446 с.

110. Носкова, О.Г. Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX начала XX века Текст.: дис. .канд. псих, наук: 19.00.03: защищена: утв. / Носкова Ольга Геннадьевна. - М., 1986. — 492 с.

111. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.- Т.1., 1-е изд. - С. 84-117.

112. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Теория поэзии и прозы Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. -Санкт-Петербург, 1909. Т. 1. - С. 182-228.

113. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Лингвистическая теория происхождения и эволюция поэзии Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.-Т. 1., 1-е изд. — С. 212-233.

114. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Вопросы психологии творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский. СПб, 1902. - 304 с.

115. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Идея бесконечного в положительной науке и реальном искусстве Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1907. — Т.1., 1-е изд. -С. 50-78.

116. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Лирика как особый вид творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. - Санкт-Петербург, 1909.- Т.2., вып.2 - С. 182 - 228.

117. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Несколько мыслей о происхождении и развитии чувства бесконечности в чистой лирике Текст. / Д.Н. Овсянико

118. Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907. -Т.1., 1-е изд.-С. 78-83.

119. Овсянико-Куликовский, Д.Н. О значении научного языкознания для психологии мысли Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.- Т.1., 1-е изд. - С. 1-20.

120. Овсянико-Куликовский, Д.Н. Психология художественного процесса Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Северный вестник. кн. 11-12, 1893.

121. Овсяннико-Куликовский, Д.Н. Из лекций об основах художественного творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907. - Т.1., 1-е изд. - С. 20-50.

122. Ольденбург, С.Ф. Вопросы организации научной работы / С.Ф. Ольденбург// Творчество. Пг., 1923.- С. 3-14.

123. Омельянский, B.JI. Роль случая в научном открытии Текст. / В.Л. Омельянский // Творчество. Пг., 1923. - С. 58-79.

124. Оствальд, В. Великие люди Текст. / В. Оствальд; со статьей проф. Э. Бауэра. Вятка, Вятское Книгоиз. Товарищество. 1910. — XII - 398 С.

125. Оствальд, В. Философия природы Текст.: в 2 кн. / В. Оствальд // Серия: Библиотека самообразования. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1903. - 326 с.

126. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии Текст.: избранные труды / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1984,- 272 с.

127. Петровский, А.В. История и теория психологии Текст.: для студентов вузов / А.В. Петровский, Я.А. Ярошевский. Ростов—на-Дону: Феникс, 1996.-Т.1. - 416 с.

128. Петровский, А.В. История и теория психологии Текст.: для студентов вузов / А.В.Петровский, Я.А. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-Т.2.-413 с.

129. Петровский, А.В. История психологии Текст.: учеб. пособие для высш. шк. / А.В. Петровский, Я.А. Ярошевский. М.: Рос. гос. гуманитар, унт., 1994.-447 с.

130. Петровский, А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки Текст.: учеб. пособие/ А.В. Петровский. М.: Изд-во Просвещение, 1967.- 368 с.

131. Погодин, A.JI. Формы первобытной общественности в связи с мифотворчеством Текст. / A.J1. Погодин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. - Т.5. - С.479-494.

132. Погодин, A.JL Язык как творчество Текст. / A.JI. Погодин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1913. - Т. 4. — 554 с.

133. Пономарёв, Я. А. Психология творческого мышления Текст. / Я.А. Пономарёв. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 352 с.

134. Пономарёв, Я.А. Актуальные проблемы психологии творчества Текст. / Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, Н.Г. Алексеев // Вопросы психологии. -1982. -№ 5.-С. 166-168.

135. Пономарев, Я.А. Психологическое моделирование научного творчества Текст. / Я.А. Пономарёв // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 309-340.

136. Пономарёв, Я.А. Психология творчества Текст. / Я.А. Пономарёв; Институт психологии АН СССР М.: Изд - во Наука, 1976. - 303 с.

137. Пономарев, Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии Текст. / Я.А. Пономарёв // Проблемы научного творчества в современной психологии: сб. науч. тр. под ред. М.Г. Ярошевского. М: Изд-во Наука, 1971.-С. 46-150.

138. Пономарёв, Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я.А. Пономарёв; АН СССР М.: Изд-во Наука, 1983. - С. 3-26.

139. Потебня, А.А. Мысль и язык Текст. / А.А. Потебня. Харьков: Мирный Труд, 1913. - 225 с.

140. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности Текст. / А.А. Потебня. — Изд-е М.В. Потебни. Харьков: Паровая Типография и Литография М. Зильберберг и С-вьд, 1905. - 260 с.

141. Потебня, А.А. Краткое понятие об эпосе, лирике и драме Текст. /

142. A.А. Потебня // Вопросы теории и психологии творчества — 1-е изд. -Харьков, 1907. -Т. 1. С. 233 - 236.

143. Проблемы научного творчества в современной психологии Текст.: сб. нач. тр. / Под ред. М.Г. Ярошевского. АН СССР, Инст-т истории естествознания и техники М: «Наука», 1971.- 334 с.

144. Психологический словарь-справочник. М.: Харвест, М.: ACT, 2001. -С.413 -414.

145. Пуанкаре, А. Математическое творчество Текст. / А.Пуанкаре. -Юрьев, 1909.-385 с.

146. Пустарнаков, В.Ф. И.И. Лапшин как философ, исследователь научного и художественного творчества Текст. / В.Ф. Пустарнаков // Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. - С. 340-355.

147. Пушкин, В.Н. Психология и кибернетика Текст. / В.Н. Пушкин. М.: Педагогика, 1971.-231 с.

148. Пушкин, В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. /

149. B.Н. Пушкин. -М.: Изд-во Политиздат, 1967. 271 с.

150. Пушкин, В.Н. Эвристические методы в кибернетике и проблемы психологии продуктивного мышления Текст. / В.Н. Пушкин // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. С. 347-356.

151. Райнов, Т.И. «Обрыв» Гончарова как художественное целое Текст. / Т.И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1916.- Т. 7. С. 42-75.

152. Райнов, Т.И. Аристотель о нравственном значении научно-философского творчества Текст. / Т.И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1916.- Т. 7. С. 218—261.

153. Райнов, Т.И. Лирика научно-философского творчества Текст. / Т.И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1911.-Т.1,2. изд. - С. 294-317.

154. Райнов, Т.И. О сущности художественного познания Текст. / Т.И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914.-Т.5. - С.43-67.

155. Райнов, Т.И. Теория творчества Текст. / Т.И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1914.- Т. 5. С. 1-103.

156. Рапацевич, Е.С. Словарь — справочник по научно-техническому творчеству Текст. / Е.С. Рапацевич. — Мн.: ООО «Этоним», 1995. -384 с.

157. Рибо, Т. Творческое воображение Текст. / Т. Рибо. С-Петербург: Тип. Ю. Эрлих, 1901. - 318 с.

158. Розет, И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества Текст. / И.М. Розет // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. - С. 369-374.

159. Розет, И.М. Что такое эвристика Текст. / И.М. Розет. Минск: Нар. Асвета, 1969. - 119 с.

160. Роменець, В.А. Психолопя творчост1 Текст. / В.А. Роменець. Навч. пос1бн.2-ге вид., доп.-К.: Либщь, 2001. - 288 с.

161. Ротенберг, B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества Текст. / B.C. Ротенберг // Художественное творчество: сб.- Л., 1982 — С. 5372.

162. Савич, В.В. Попытка уяснения процесса творчества с точки зрения рефлекторного акта Текст. / В.В. Савич // Красная новь. 1922. - № 4. - С. 207-223.

163. Савич, В.В. Творчество с точки зрения физиолога Текст. / В.В.Савич //Творчество. Пг., 1923. - С. 21-35.

164. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И.М.Сеченов // Медицинский вестник. -1863 № 47, 48. - С. 3-6.

165. Сибата, С. Умственный труд и творчество Текст. / Синго Сибата // Вопросы философии. -1980. № 2. - С. 126-133.

166. Сикорский, И.А. Даровитость и талантливость в свете объективного исследования по данным психофизических коррелятивов Текст. / И.А. Сикорский. Киев, 1912. - 40 с.

167. Соловьёв, B.C. Критика отвлеченных начал Текст. / B.C. Соловьёв // Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. - С. 398-906.

168. Соловьёв, B.C. Философия искусства и литературная критика Текст. /B.C. Соловьёв. М.: Искусство, 1991. - 699 с.

169. Страхов, И.В. Проблемы и методы психология творчества Текст. / И.В. Страхов // Вопросы психологии творчества. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. - С.3-36.

170. Страхов, И.В. Психология творчества Текст.: лекции для студентов пед. института / И.В. Страхов. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. - 80 с.

171. Сумбаев, И.С. Научное творчество Текст. / И.С. Сумбаев. — Иркутск, Иркутское книжное издательство, 1957. — 112 с.

172. Тиандер, К.Ф. О началах мистического мировоззрения Текст. / К.Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. — Т. 5.-С. 417-478.

173. Тиандер, К.Ф. Очерк эволюции эпического творчества Текст. / К.Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. 2-е изд. — Харьков, 1911. Т. 1. - С. 33-84.

174. Тиандер, К.Ф. Разновидности драмы Текст. / К.Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. 2-е изд. - Харьков, 1911. Т. 1. -С. 427-430.

175. Тиандер, К.Ф. Синкретизм и дифференциация поэтических видов Текст. / К.Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества.- Харьков, 1909. -Т.2. вып. 1-С. 1-256.

176. Тихонова, Э.В. История зарождения и развития русской психологической мысли (X — XX век) Текст. / Э.В. Тихонова. Арзамас: АГПИ, 2004.-31 с.

177. Тутунджян, О.М. Проблемы истории психологии Текст. // Вопросы психологии.-1982. -№ 5.-С. 109-113.

178. Ферсман, А.Е. Пути научного творчества Текст. / А.Е. Ферсман // Творчество. Пг., 1923. - С. 15-20.

179. Флоренский, П.А. Сочинения Текст.: в 4 т. Т. 3. Об Историческом познании / П.А.Флоренский.- М., 2000. Т. 3. - 373 с.

180. Харциев, В.И. Мифотворчество, поэзия и наука Текст. /

181. B.И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества, Т.5. Харьков, 1914.- С. 510-556.

182. Харциев, В.И. Основы поэтики А.А. Потебни Текст. / В.И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1909.- Т.2., вып. 2. - С. 1-98.

183. Харциев, В.И. Проза Текст. / В.И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. 1-е изд. - Харьков, 1907.- Т.1. - С. 312-321.

184. Харциев, В.И. Элементарные формы поэзии Текст. / В.И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. — 1-е изд. Харьков, 1907. - Т.1.1. C. 161 -199.

185. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов Текст.: В 5 т. Т. 4 О науке / А. Энштейн. М.: Изд-во Наука, 1967. - 360 с.

186. Энгельмейер, П.К. Пособия начинающим изобретателям Текст. / П.К. Энгельмейер. СПб., 1912. - 193 с.

187. Энгельмейер, П.К. Конспект лекций по философии техники Текст. / П.К. Энгельмейер. Баку, 1922. — 54 с.

188. Энгельмейер, П.К. Об изобретении вообще и гарантировании изобретательских прав Текст. / П.К. Энгельмейер. — СПб., 1893. 57 с.

189. Энгельмейер, П.К. Руководство к привилегирован и ю изобретений Текст. / П.К. Энгельмейер. СПб., 1911. - 112 с.

190. Энгельмейер, П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений Текст. / П.К. Энгельмейер. СПб.: Образование, 1911.- 112 с.

191. Энгельмейер, П.К. Автомобиль, мотоциклет, моторная лодка Текст.: практическое руководство / П.К. Энгельмейер. 2-е изд. - М., 1910-11.-215 с.

192. Энгельмейер, П.К. Как надо и не надо изобретать Текст. / П.К. Энгельмейер. СПб., 1925. - 60 с.

193. Энгельмейер, П.К. Теория творчества Текст. / П.К. Энгельмейер; предисловие Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. СПб.: Образование, 1910.- 208 с.

194. Энгельмейер, П.К. Эврология или всеобщая теория творчества Текст. / П.К. Энгельмейер // Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков, 1914.-Т.5-С. 131-262.

195. Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя Текст. / П.М. Якобсон. М.: Изд-во ЦСВОИ, 1934. -135 с.

196. Якобсон, П.М. Проблемы психологии науки и психологии научного творчества Текст. / П.М. Якобсон // Вопросы психологии. 1974. -№ 5. —С. 149 -159.

197. Ярошевский, М.Г. История психологии Текст.: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. 3-е изд., дораб. - М.: Изд-во Мысль, 1985. - 575 с.

198. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века Текст.: учебное пособие / М.Г. Ярошевский. М.: Изд-во Наука, 1996.-416 с.

199. Ярошевский, М.Г. Наука как предмет психологического исследования Текст. / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии: сб. науч. тр., под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1971.-245 с.

200. Ярошевский, М.Г. О трёх способах интерпретации научного творчества Текст. / М.Г. Ярошевский // Научное творчество: сб. науч. тр.,под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 95-142.

201. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии. Теоретич. проблемы развития психологич. науки. Текст. / М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1971.-368 с.

202. Ярошевский, М.Г. Социальная психология научного коллектива Текст. / М.Г. Ярошевский, В.П. Карцев // Вопросы психологии 1977. - № 1. -С. 14-27.

203. Ярошевский, М.Г. Трехаспектность науки и научная школа Текст. / М.Г. Ярошевский // Социально-психологические проблемы науки (Ученый и научный коллектив): сб. науч. тр., под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1973.-С. 174-184.

204. Cattel, James McKeen 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373381.

205. James W. Principles of Psychology. 1892. V. I. P. 608-614.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.