Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Боднева, Наталья Александровна

  • Боднева, Наталья Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Боднева, Наталья Александровна. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XXI вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2008. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боднева, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТРАДРИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

1.1. Становление отечественной теории и практики семейного воспитания

1.2. Роль и место народной педагогики Терского казачества в российской этнопедагогике

Выводы к главе I

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА

2.1. Специфика воспитания детей в социально-культурном пространстве Терского казачества

2.2. Содержание, средства и методы семейного воспитания Терского казачества

2.3. Особенности воспитания мальчиков и девочек

2.4. Связь семейного воспитания с общественным самоуправлением через систему учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях

Выводы к главе II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве: вторая половина XIX - начало XXI вв.»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Первичной структурной единицей общества, в которой формируется личность, является семья. Ее ключевые функции заключаются в воспроизводстве человеческого рода и воспитании подрастающего поколения. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, поскольку семья является для ребенка одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Последние десятилетия характеризуются активизацией государственной семейной политики и научного интереса к семье как «ядру» общества. Научные исследования обозначили различные стороны и проблемные моменты процесса трансформации российской семьи, в результате чего были сформированы две концепции государственной семейной- политики: кризисная- и модернизационная. По - мнению лидера первой из них А.И: Антонова, произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального кризиса социального института семьи. Лидер второй' концепции^ А.Г. Вишневский, напротив, считает, что трансформация осуществляется в рамках модернизации, смены традиционного типа семьи, что в целом имеет позитивную направленность.

Остро встает вопрос о противоречиях, порождающих неблагополучие в семейных отношениях: нежелание взрослых членов семьи- признавать за' детьми право* на «взросление» и партнерство; направленность в воспитании на удовлетворение только витальных потребностей ребенка; мелочная-опека со стороны родителей и недоверие* к ребенку; занятость родителей и минимальное взаимодействие с ребенком; разность интересов и стремление к домостроевскому укладу у старших, отсутствие режима, склонность к богемному образу жизни отдельных членов семьи. Новые качества взрослеющего ребенка застают родителей врасплох.

Формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализация ею основных функций, гармонизация внутрисемейных отношений требуют активного вмешательства в эти процессы не только со стороны государства, но и общественности, социальных и политических объединений и организаций. При этом следует обратить внимание на тот факт, что действенными механизмами стабилизации семейной политики являются не только законодательные акты, национальные проекты и программы, но и внедрение в воспитательную и образовательную практику опыта народной педагогики, что как нельзя лучше проиллюстрировано на примере возрождающейся казачьей общности и казачьей семейной педагогики.

В современных условиях возрождение национальных школ, народной культуры и этнопедагогики приобретает особое значение. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и истокам позволяет бороться с бездуховностью и нравственной деградацией общества в целом. Известный историк и этнограф Л.Н. Гумилев доказал, что выживают и приобретают историческое значение только те культуры, которые при соприкосновении с другими оказываются достаточно сильными, чтобы отстоять свое самобытное существование. Это в полной мере можно отнести к возрождающемуся культурно-педагогическому наследию Терского казачества, соединившему в себе лучшее от русской народной культуры, ассимилированной культурными традициями северокавказских народов поликонфесионального региона Юга России.

Исследуя архивные документы и источниковедческие материалы, мы столкнулись с явным противоречием между имеющимся историко-культурным наследием традиций семейного воспитания терских казаков и отсутствием специальных историко-педагогических исследований, посвященных изучению, систематизации, использованию их в современной образовательной практике.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в семейной педагогике терских казаков достаточно полно представлены, но не изучены и систематизированы такие вопросы, как воспитание воина, защитника, патриота Отечества; специфика воспитания мальчиков и девочек; общественный уклад жизни как фактор воспитательного воздействия; особенности ухода за ребенком на разных возрастных этапах.

Специфическая особенность жизнедеятельности Терского казачества предопределила характеристики семейного воспитания: позитивный авторитаризм, дифференцированный подход в воспитании детей, обучение военному делу, раннее приобщение к труду, соблюдение канонов Православной веры и общественных заветов на основе требований «Домостроя», послушание и почитание старших, уважение к традициям, быту, вере народов Северного Кавказа, проживающих рядом с поселениями терских казаков.

Основу системы семейной педагогики Терского казачества составили: воспитание молодого поколения в духе безграничного уважения к семье как частице казачьего рода; гармония народного казачьего быта; духовная крепость в Православной вере; чистота помыслов; преемственность поколений; осознание исторического долга; единение и согласие, гордость за Великую Россию.

На современном этапе развития семейной педагогики Терского казачества особую значимость приобретает теоретическое обоснование специфических принципов, традиций, содержания, методов системы семейного воспитания казаков, определение путей (способов) их использования в современной семейной педагогике и воспитательной практике специальных учебных заведений.

Некоторые проблемы семейного воспитания представлены работами А.Ю. Гранкина, В.В. Макаева; семейной этнопедагогики Г.Н. Волкова, JI.A. Энеевой; в Терском казачестве вопросы воспитания рассматриваются А.В. Григорьевой, Н.В. Башкатовой и др., в которых обобщен определенный опыт казачьих учебных заведений, созданных в 90-е годы XX и в начале XXI вв.

Однако, несмотря на то, что вопросы воспитания детей в семье привлекают внимание многих отечественных ученых, проблема семейного воспитания и развития народных школ недостаточно разработана педагогической наукой. Практически нет исследований, раскрывающих систему семейного воспитания и характеризующих развитие педагогической мысли в Терском казачестве Северного Кавказа, где в силу историко-политических обстоятельств сосредоточено наибольшее количество казачьего населения и активно идет процесс возрождения традиционной культуры.

С учетом изложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические идеи, обобщения, традиции и опыт семейного воспитания, накопленные Терским казачеством в процессе его исторического развития и каковы возможности использования их в современной социальной ситуации.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования -раскрыть специфику системы семейного воспитания в педагогике Терского казачества в исторической проекции и с учетом современных реалий.

Объектом исследования — является система семейного воспитания в Терском казачестве.

Предмет исследования - процесс становления и специфические особенности системы семейного воспитания Терского казачества (вторая половина XIX - начало XXI вв.)

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать становление и развитие отечественной теории и практики семейного воспитания;

- осуществить научный анализ основных этапов становления и развития семейного воспитания Терского казачества через историю казачьих формирований;

- выявить сущностные характеристики и специфические особенности содержания воспитания и социализации детей в семьях Терского казачества; раскрыть особенности взаимодействия семьи, школы и общественного самоуправления в Терском казачестве;

- определить возможности использования традиций воспитания Терского казачества в современной социальной ситуации.

Методологическую основу исследования составили основополагающие принципы, разработанные в отечественной философской, педагогической, исторической литературе: принцип логического и исторического при выявлении состояния развития педагогических идей (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Н.Д. Никандров и др); принцип целостности и региональных различий в мировых педагогических процессах (В.В. Макаев, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов, М.В. Богуславский, JI.B. Сгонник, С.Ф. Егоров и др.); аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность в обществе (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, JI.B. Бенин, Г.И. Гайсина др.); принцип признания приоритета общечеловеческих ценностей в воспитании и их взаимосвязи национально-культурных традиций (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, И.С. Кон, В.В. Макаев, Е.В. Бондаревская и др.); принцип объективности в оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений (JI.H. Гончаров, А.Ю. Гранкин и др.); системно-структурный подход, связь исторических явлений с современностью (JI.B. Лидак, В.В. Лезина и др.).

Для решения задач исследования использовались следующие методы: изучение и систематизация архивных и литературных источников по данной проблеме; при этом использовался сравнительно-сопоставительный анализ первоисточников; анализ государственных документов об образовании, уставных документов Российского Союза казаков, региональных объединений казачества; участие, наблюдение и исследование автором деятельности Совета атаманов Пятигорского Отдельного казачьего войска, Большого отчетного Круга за 2006, 2007 гг.; обобщение и систематизация передового опыта казачьих учебных заведений и экспериментальных площадок, на базе которых открыты казачьи классы; интервьюирование руководителей, педагогов, родителей, учащихся казачьих учебных заведений; теоретическое обобщение и систематизация полученных данных.

Теоретическую основу исследования' составили идеи концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, В.М. Бим-Бад, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- философские и антропологические основы развития педагогики и образования (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть образовательного процесса (М.В. Богуславский, JI.JI. Супрунова, В.Г. Пряникова, Е.Н. Шиянов, А.И. Еремкин, В.В. Макаев, В.М. Меньшиков и др-);

- развитие семейной педагогики (В.А. Сухомлинский,- Г.Н. Волков, А.Ю. Гранкин, М.В. Богуславский, JI.B. Образцова, JI.A. Энеева, Н.Н. Великая, Л.Б. Заседателева и т.д.)

Источниковедческую базу исследования составляют опубликованные материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, государственные документы об образовании, учебные программы, программы элективных курсов, методическая литература, учебные пособия, архивные материалы по проблеме.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

1 этап - 2003-2005 гг.: изучение исторической, философской, педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования; выявление актуальности и степени разработанности проблемы, определение направления исследовательского поиска.

2 этап - 2005-2007 гг.: изучение архивного материала, педагогической литературы; определение методологических основ и структуры исследования; разработка основных положений исследования.

3 этап - 2007-2008 гг.: систематизация и обобщение полученных в ходе исследования материалов; внедрение в воспитательно-образовательную практику; внесение дополнений; редактирование и оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- раскрыта сущность системы семейного воспитания Терского казачества, представляющая собой специфический способ организации родопатриархального уклада жизни с учетом особенностей режима военной демократии, социальной закрытости общности, историко-пограничной роли казачества;

- установлено характерное отличие системы воспитания в семьях терских казаков - патриархальный характер взаимоотношений, основанный на принципе позитивного авторитаризма, как признанной значимости мужского авторитета, обеспечивающего строгую иерархическую систему воспитания;

- раскрыты характерные для Терского казачества особенности использования метода воспитания - «казачий круг»; обоснованы этапы развития семьи в контексте историко-политического развития общности Терского казачества: зарождение и формирование вольного казачества Юга России; оформление семейных отношений через казачий Сход; становление семейных кланов; разрушение семейной клановости, с сохранением основных семейных традиций; создание региональной модели воспитания для культивирования семейных традиций; раскрыта специфика проявления' функций семьи казаков: социализации и инкультурации подрастающего поколения; экономической; экспрессивно-рекреационной; воспроизводства поколений;

- определены пути развития системы семейного воспитания терских казаков в современных социокультурных условиях: создание «опорных зон» на исторически установленных территориях казачества; функционирование специализированных казачьих учебных заведений; взаимодействие социальных партнеров «семья-школа-казачья община»; инициирование деятельности детских казачьих общественных организаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что система семейного воспитания Терского казачества представлена в диссертации как неотъемлемая, полноправная часть этнопедагогики и современной семейной педагогики; раскрыты особенности семейного воспитания Терского казачества; введены и обоснованы понятия «система семейного воспитания в Терском казачестве», «позитивный авторитаризм»; выявлены содержание, методы и приемы социализации детей казаков, основанные на семейных обычаях, обрядах, традициях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором выводы и положения могут быть использованы в современной работе с учащимися общеобразовательных школ; при разработке элективных курсов для учащихся специализированных казачьих школ и классов. Разработанные автором программа и методическое пособие «Основы семейного воспитания в Терском казачестве (вторая половина XIX - начало XX) вв.» могут быть включены в вузовский компонент содержания профессионального педагогического образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются современными теоретико-методологическими подходами, опирающимися на принцип научного историзма; совокупностью методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования; привлечением архивного и исторического материала и его разносторонним анализом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система семейного воспитания Терского казачества отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне режима военной демократии и родопатриахального уклада жизни, социальной закрытости общности, которая обладает рядом признаков, важнейшими из которых является целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка, которая отражала историко-пограничную роль казачества.

2. Компонентами системы семейного воспитания можно выделить: цель -подготовка к воинскому быту, обусловленному социальной ролью геополитическим положением, традиционностью, политическими запросами государства; задачи; содержание; средств; методы; субъекты воспитательного процесса; деятельность субъектов; отношения между ними; материальная база; образ жизни; психологический климат.

3. Система семейного воспитания Терских казаков отражает специфику взаимодействия и ассимиляции ведущих идей русской народной педагогики с воспитательными традициями народов Северного Кавказа, которые формировались с учетом региональных особенностей и специфики жизнедеятельности Терского казачества, что сказалось на процессе становления теории и практики семейного воспитания.

4. Особенности системы воспитания в Терском казачестве составляют:

- патриархальный уклад семейной жизни при главенствующей роли мужчины-казака-воина-пограничника, защитника Отечества, малой Родины и семьи;

- позитивный авторитаризм в воспитательной системе терских казаков;

- специфические функции женщины-казачки-воспитательницы-защитницы, хранительницы семьи;

- индивидуальный подход к особенностям воспитания мальчиков и девочек;

- раннее приобщение детей к домашнему и сельскохозяйственному труду;

- осуществление раннего военно-физического и патриотического воспитания;

- религиозность и веротерпимость как основа нравственного воспитания;

- формирование этнического сознания и гордости за принадлежность к казачеству; развитие эмоциональной культуры через игровую обрядность, художественное творчество и фольклор;

- общественный характер воспитания, выражающийся в непосредственной помощи казачьей семье со стороны общины;

5. Этапы развития казачьей семьи, через историю казачьих формирований;

6. Возрождение современного казачества, достижение воспитательного идеала в развитии современной казачьей семьи, формирование национального самосознания, патриотизма и гармоничной личности казака-гражданина, возможны через активизацию деятельности казачьих учебных заведений, консолидации усилий семьи, школы и казачьего самоуправления.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, научных чтениях Государственного учреждения культуры «Пятигорский краеведческий музей»: «К 170-летию со дня рождения военного историка Василия Александровича Потто», «Алексей Петрович Ермолов: кавказский аспект жизнедеятельности» (2006 г.), «Алиевские чтения» (2007 г., КЧР); 1-ой и 11-ой Всероссийских научно-практических конференциях «Реконструкция национального опыта благотворительности и его применение в современных условиях» (Российский государственный социальный университет в г. Пятигорске, май 2006 г., апрель 2007 г.); издавались в сборниках: «Молодая наука» (2006, 2007), «Университетские чтения - 2007», «Вопросы воспитания: теория и практика» (2007, 2008), журналах «Известия ВУЗов Северокавказского региона» (2006, спецвыпуск; 2007, №3), «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета» (2008, № 2) Результаты исследования опробованы: в МОУ СОШ №19, 22 г. Пятигорска, в форме лектория «Основы семейного воспитания в Терском казачестве (вторая половина XIX - начало XX вв.)» (для учащихся и родителей), в ГУК «Пятигорский краеведческий музей» разработан и внедрен проект для участия в конкурсе «Лучший музейный работник - 2007 Ставропольского края» в номинации образовательная программа «Музей -образовательные учреждения - национально-культурные организации, казачество и семья». В рамках эксперимента «Воспитание и развитие личности школьника на традициях казачества Юга России» разработано и издано методическое пособие «Основы семейного воспитания в Терском казачестве (вторая половина XIX - начало XX вв.)» для преподавателей МОУ СОШ № 19 г.Пятигорска (2007). Материалы исследования использовались в деятельности «Родительского университета» МОУ д/с №45 г. Пятигорска по теме: «Фольклор в семейном воспитании терских казаков: история и современность».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Боднева, Наталья Александровна

Выводы к главе II

Современная педагогика в силу многогранности своего основного объекта - процесса воспитания - в той или иной степени причастна к изучению практически всех сторон национальных, в том числе и этносоциальных процессов. Условия жизни казачества, рассмотренные исторически с учетом доставшихся в наследство стереотипов традиционного общества, предопределили вывод об основном разрешающем воздействии системы семейного воспитания в традиционной казачьей среде. Семейное воспитание в патриархальной среде - это особая область комплексного воздействия на процесс становления личности в природно-социо-культурной среде, управляемая со стороны социума. Ее составляют материальные, духовно-нравственные ценности, образ жизни и мышления, традиции и вера в их локальном варианте, вписанные в общечеловеческий культурный контекст. Ее цели, возможности и перспективы были направлены на поддержание и повышение уровня самоорганизации Терского казачества, следовательно, его адаптивных возможностей, т.е. возможностей самосохранения.

Рассмотрение этнографической специфики в качестве критерия выделения предметной области исследования - становления системы семейного воспитания в Терском казачестве, позволило нам выделить наиболее существенные, системообразующие единицы формирования личности: образ жизни, способ формирования социального пространства и тип самоопределения личности в этом пространстве.

Терское казачество прошло в своем становлении и развитии несколько этапов, обусловивших дальнейшее формирование культурно - исторических традиций и форм их бытования. Неоднозначность и противоречивость этого процесса достаточно полно отражены и в законодательной практике, и в государственной политике России. Анализ историко-документальных материалов, источников научно-познавательного характера позволяет утверждать, что социально - политический феномен казачества, объективно сложившийся в ходе исторического развития Российского государства, есть фактор, вышедший из разрешения проблемы периферийных территорий в условиях дефицита государственности.

Активная социальная роль, отведенная казачеству, существование в условиях приграничной полосы в отрыве от основного массива славянского населения, - вот те условия, которые предопределили историко-культурный облик Терского казачества, его систему воспитания, баланс в ней социально-общественного и узкосемейного в трансляции духовно-практического опыта.

Историко-культурные трансформации бытования казачьих общин в первую очередь отражались на процессах формирования семьи и выражались в частности в семейной обрядности (родильной, свадебной, похоронной). Наиболее показательным в этом плане являются две формы заключения брака: выбор невесты родителями жениха, так называемый брак по сговору, и обряд умыкания невесты. Со временем брачные отношения стали регулироваться специальными постановлениями войскового правительства, что ставило под контроль местной администрации не только общественную, но и личную жизнь казаков.

Терские казачьи семьи были глубоко патриархальны, однако отношения в них носили чаще, «мягкий», нежели деспотичный характер. Разводы не только не поощрялись, но и серьезно осуждались. Большим уважением в семьях казаков пользовались старики. К их мнению прислушивались, их совета спрашивали в самые трудные минуты.

Семейная педагогика Терского казачества ориентирована на формирование в личности казака, прежде всего, воина-пограничника-защитника-дипломата, ввиду выполнения военно-государственной службы в анклаве многонационального региона Северного Кавказа Азово-Моздокской оборонительной линии, а затем семьянина, труженика, гражданина. Воспитание в казачьих семьях строилось на принципах «Домостроя», что предполагало безусловный авторитет отца или старшего казака, таким образом, являлось определенным использование принципа позитивного авторитаризма. В семейном воспитании родители стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая тем самым условия для гармоничного развития и самовыражения личности. На воспитание мальчиков в семье оказывала влияние военно-пограничная организация жизни казаков. Этим обусловлены многоступенчатые обряды инициации, т.е. посвящение мальчика в казаки с учетом его основного назначения — служения Отечеству. Воспитание девочки предполагало особую военно-физическую подготовку, дававшую возможность одновременно выполнять роль защитницы-воспитательницы, наряду с тем знать основы семейной жизни.

На рубеже XVIII - XIX вв. складывается воспитательная практика с использованием таких средств, как труд, воено-спортивные игры, учение, личный пример и т.д. При этом воспитательный процесс был глубоко традиционален. Обрядность рассматривалась как наиболее эффективный метод педагогического воздействия. Представления Терских казаков о любви, семье, нравственности нашли отражение в комплексе продуманных норм и правил, соблюдение которых было обязательным для всех членов семьи и общины.

Отличительной чертой воспитания в Терских казачьих семьях было гуманное и заботливое отношение к детям, поскольку казаки полагали, что необоснованное и излишне частое наказание приводит к формированию слабой личности. Значительное влияние на ребенка имели крестные родители. Считалось, что родные родители в силу мягкости или чрезмерной строгости могли быть необъективными в ходе воспитательного процесса. Крестные должны же быть объективными в оценке поступков крестника, в меру строги и обязательно справедливы в отношении него.

Исходя из того, что Православие являлось в России официальной основной доктриной, формирование гуманистических азов казачества основывалось на глубокой христианской религиозности. Вера помогала усвоить этические нормы, ощутить единство с православным миром, обрести гармонию. Православная идея на фоне традиционных предпочтений нравственного характера занимает и в современной казачьей среде основное место. От строк священного писания пошли казачьи пословицы и нравственные заветы, наставляющие казака быть искренним, не причинять вреда окружающим, уметь воздерживаться в словах и делах.

Немаловажным в семейном воспитании Терского казачества было стремление старших научить молодое поколение оценивать себя со стороны, анализировать каждый свой прожитый день, вовремя исправлять ошибки и помнить: казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть.

Терские казаки справедливо считали, что истинно счастлив человек может быть только в семье, но в чистом виде семейное счастье получить нельзя, к нему нужно стремиться, его нужно построить и сберечь. Именно поэтому семейное воспитание было направлено на выработку у молодежи умения радоваться малейшей удаче и достойно преодолевать трудности.

Систематизированных специализированных знаний семья не давала. Приобщение к труду, постижение ремесел осуществлялось через призму народной мудрости, игровой деятельности. Детские игры носили не только развлекательный, но и воспитательный, развивающий характер. Так, многие из них были частью военно-патриотического и физического воспитания. Градация игр производилась в зависимости от возрастных и тендерных особенностей, подготовленности участников и во многом носила сезонный характер.

Как действенное средство воспитания рассматривали Терские казаки свадебные обряды. В процессе подготовки и проведения этого торжественного события все члены семьи, причем и дети, принимали посильное участие, как и в повседневном домашнем труде. Так в процессе взаимного общения и помощи передавались подрастающему поколению мировоззренческие, нравственно-этические установки.

Неотъемлемой составляющей семейного воспитания было приобщение молодого поколения к народному творчеству. Богатый фольклорно -поэтический материал Терских казаков отличается эпичностью, полнотой чувств, цельностью. В песнях отражены наиболее значимые исторические вехи, раскрыты идеалы добра и любви, увековечены народные герои казачества и других социальных обществ. Фольклор является выражением основной устной традиции.

Проведенный нами анализ становления системы семейного воспитания в Терской казачьей среде позволяет утверждать, что решающая роль семьи в воспитании полноценного молодого поколения казачества очевидна. Семья обеспечивала механизмы преемственности всего того, что можно назвать положительным опытом для казачьего социума, являясь первой ступенью на пути к самостоятельной жизни.

Приобщение к нравственной культуре не ограничивалось рамками семьи. Общественная форма проживания обусловила активное участие казачьей общественности в деле воспитания молодого поколения, что придавало процессу формирования личности казака истинный, непреходящий характер.

С раннего детства казачонку давали возможности осознать себя частью станичного общества, приучали к уважению своих братьев - станичников, коллективному решению вопросов.

Особым вниманием станичной общественности были окружены дети -сироты, вдовы и старики без кормильцев, что еще раз подтверждает направленность процесса взаимодействия на формирование гуманизма, человечности, толерантности. Отмеченный факт является показателем социальной сплоченности казачьей общины, которая вышла из круговой общинной поруки.

В целом, воспитательная деятельность Терской казачьей семьи и общественности, построенная на принципе позитивного авторитаризма, преемственности, что обеспечивало плановость воспитательного воздействия, его разносторонность и регулярность и в итоге позволяло сформировать у молодого поколения чувство патриотизма, чести, воинской удали, религиозность, трудолюбие, веротерпимость, этнотолерантность.

Совокупность перечисленных качеств, стройная система семейного воспитания, ее общественный характер помогли Терскому казачеству сохранить этническое самосознание, мощный пласт духовных и материальных ценностей. Морально-нравственные основы бытования казачьей общности, в свою очередь, обусловили начало процесса возрождения казачества России, создания региональной модели воспитания с учетом достижений народной семейной педагогики.

Особая роль в этом процессе отводится учебным заведениям, детским объединениям и организациям, способствующим консолидации национальных и региональных компонентов культуры, интересов семьи и этноса.

Анализ деятельности казачьих школ Ставропольского края позволил заключить, что их функционирование направлено не только на воспитание гармоничной, полноценной личности ребенка посредством учебно-воспитательных программ, но и на активное привлечение к этому процессу родителей и казачьей общественности. Обобщенный опыт казачьих учебных заведений края, представленный нами во второй главе, служит наглядным тому подтверждением.

Позитивным является и тот факт, что серьезная поддержка семье оказывается со стороны детских казачьих объединений, которые берут на себя организацию досуга ребенка, развитие его духовного и физического потенциала, восполнение пробелов в воспитании, что в целом обеспечивает комплексный подход в формировании юной казачьей смены.

Таким образом, правомерно заключить, что традиции семейной педагогики и воспитания активно поддерживаются Терской казачьей общественностью, культивируются и на современном этапе в учебных заведениях, предопределяя содержание образования, и находят специфическое воплощение во внеклассной работе, что положительно влияет на процесс формирования этнического самосознания и сохранения древнейших традиций уважения и дружбы на Северном Кавказе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами научное исследование позволило: прийти к ряду обобщений, заключений и выводов, наиболее полно представляющих народно-педагогические взгляды Терского казачества на семейное воспитание; определить сущность государственной семейной политики; соотнести научные основы воспитания в семье и достижения этнопедагогики в соответствии с реалиями современности и закономерностями развития современного общества.

Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, являясь транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, осуществляя связь индивида, общества и государства. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали традиции и опыт народной жизни по формированию личности ребенка.

Проблема семейного воспитания в России в целом и в Терском казачестве в частности основывалось на принципах самобытности, прочности, общности интересов. Эти же принципы воспринимались как характеристики семьи полноценной, идеальной. В педагогической теории и практике основательно проработаны проблемы выбора наиболее эффективных методов воспитательного воздействия, проанализирована роль матери в деле воспитания, обоснована необходимость совместного участия в воспитательном процессе отца и матери. В результате чего установлено, что успех семейного воспитания, как целостного педагогического процесса напрямую зависит от понимания родителями целей, задач, содержания, принципов организации деятельности по формированию личности ребенка.

Уникальность этнопедагогического наследия, в частности Терского казачества, заключается в том, что оно, имея общечеловеческую основу, продолжает оставаться хранилищем национальных, духовных традиций, умений и навыков, исторического и социального опыта, накопленных народом.

К числу отмеченных черт народной педагогики Терского казачества мы можем отнести: достаточно древнее ее происхождение, отсутствие научной терминологии, общественный творческий характер воспитательных средств, воплощение в устном народном творчестве основных воспитательных концептов, подверженность взаимовлиянию и взаимообращению при безграничных возможностях сохранения самобытности и идентичности.

В целом народная педагогика явилась фундаментом и источником научной педагогики. Этнопедагогогика современного периода обладает достаточным арсеналом средств и методов, которые необходимо исследовать, классифицировать и активно преломлять на практике. Преимущество народной педагогики заключается в том, что она служит посредником, связующим звеном между мудростью народа и современной педагогической наукой, дополняет научно-педагогическую теорию, усиливая в ней общечеловеческие, гуманистические идеи.

Еще одной немаловажной особенностью народной педагогики является обеспечение преемственности между поколениями, общественный характер воспитания, представляющий собой синтез всенародного творчества. Яркое тому подтверждение - народная педагогика России и ее составляющая -педагогика казачества, аккумулирующая уникальный опыт русского народа и народов - соседей Северного Кавказа.

Народная педагогика Терского казачества рассчитана на широкую аудиторию современных терских казаков, проживающих в основном на исторических территориях Северного Кавказа, частично в регионах России, Ближнего и Дальнего зарубежья. Она имеет неограниченные возможности постоянно расширять сферу своего влияния, поскольку вопросы семейного воспитания, художественное народное творчество Терского казачества воспроизводится в современной ситуации через традиции, обычаи, фольклор, казачьи танцы, народные промыслы, прикладное искусство и. д.

Добровольно вошедшие в состав России казаки внесли немало героических страниц в ее историю, при этом создавая свою историю, культуру, педагогические традиции. Феномен казачества заключается в том, что, несмотря на неоднозначное отношение к казакам со стороны государства, им во все времена удавалось оставаться оплотом этого государства, сохранять ему верность, охранять его свободу и независимость. Особая миссия была возложена на Терское казачество, напрямую связанная с расширением российских границ. Жизнь в приграничной полосе формировала людей сильных, смелых, гордых, готовых постоять за себя и Отечество. Именно военизированный образ жизни и предопределял процесс развития Терских казачьих семей, формирование духовной и материальной культуры. Так, в период заселения Терской области среди казаков преобладали холостые мужчины, не ведшие самостоятельного хозяйства. Долгое время воинская служба была единственным занятием казака. Земледелие, скотоводство и прочие «мирные» занятия были не в чести.

С середины XVIII в. на быт и жизнь казачьих общин региона оказывали влияние частые войны и освоение новых территорий. Вживание казачьих семей в особые условия Северного Кавказа обусловливали организацию быта, специфику одежды, образа жизни и воспитания, объясняли ряд культурно-бытовых заимствований. Жесткая военная дисциплина, строгая внутренняя организация казачьей общности подкреплялись глубокими нравственными основами, установками на верность, вежливость, мужество, правдивость, человечность, воплотившиеся в кодексе казачьей чести.

В казачьих общинах господствовал культ семьи. Семья являлась основой бытования, святыней, охраняемой не только ее членами, но и всем станичным сообществом. Характерными отличиями казачьих семей были их патриархальный характер, безусловное господство мужчины, безграничное уважение женщины, клановость, подчинение нормам обычного права, глубоко традиционный характер воспитательного воздействия.

К числу основных функций, выполняемых казачьими семьями, можно отнести: социальную и экономическую, отвечающие за социализацию личности и создание материальных основ семьи; экспрессивнорекреационную функцию воспроизводства этноса, отвечающую за создание эмоционально-психологического микроклимата семьи и формирование этнического самосознания детей.

Развитию большой неразделенной казачьей семьи способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад его жизни, а также системообразующий характер семейно-брачных отношений: таинство брака, запрет разводов, высокий авторитет родителей и стариков, приверженность традиций в выборе супруга и т.д.

За всю историю существования Терских казачьих семей серьезную трансформацию претерпели свадебная обрядность и формы бытования самого казачества. Так, архаичные формы заключения брака к XIX в. сменились церковным браком, межэтнические семейные отношения -стремлением к эндогамии, многодетность - демографическими кризисами. Но, несмотря на это, культ семьи поддерживался всем укладом жизни казачьей общности, подкреплялся войсковыми постановлениями и упрочивался глубиной традиционной культуры.

Непосредственным источником народной семейной педагогики казачества явился уклад жизни казачьего социума. В тоже время прогрессивные традиции семейного воспитания предопределяли развитие и функционирование казачьей этнической формации. Семья во все времена являлась основой этнопедагогики, ее центром, поскольку именно в семье формировались фундаментальные качества личности, ее мировоззрение и черты характера. При этом передача культурных ценностей осуществлялась от поколения к поколению; от родителей к детям и от окружающих взрослых или сверстников к молодежи (инкультурация, или культурная трансмиссия).

Высокие воспитательные результаты в семье достигались комплексным характером воздействия. В практике семейного воспитания решались задачи трудового, военно-физического, религиозно-нравственного, умственного, эстетического формирования личности.

Ключевыми средствами воспитания в семье служили труд, военного спортивные и праздничные мероприятия, учение и поучения. Многие специфические, присущие только казачеству методы и приемы воспитания передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Они строго регламентировали поведение всех членов семьи и сообщества, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации. В целом представления казаков о любви, семье, нравственности и чести нашли свое отражение в комплексе продуманных воспитательных практик и норм взаимоотношений, составляющих все богатство народнопедагогической культуры, ассимилированной с культурой народов Северного Кавказа.

Специфика жизнедеятельности Терского казачества предопределяла дальнейшее социальное назначение мальчиков и девочек казачьего социума. С одной стороны, это ограничивало так называемый социальный выбор ребенка, с другой - делало систему воспитания целенаправленной, конкретной по форме и содержанию. Кроме того, патриархальный стиль жизни определял внутрисемейную иерархию, что обусловливало главенство мужчины-казака и безусловный авторитет старших. Воспитательное воздействие в семьях четко соотносилось с социобиологическими возрастами.

В целом, стереотипы женственности и мужественности, унаследованные казаками от прежних времен, долго предопределяли характер поведения и воспитания.

В условиях военно-пограничного проживания Северного Кавказа воспитание терской казачки приобретало яркие специфические особенности, а именно: в обязательном порядке девушек учили приемам самообороны, стрельбе, умению управляться с конем, плавать под водой, наряду с этим выполнять функции воспитательницы, верной жены, хозяйки. История казачьих страниц знает немало героических примеров поведения женщин-казачек. Даже в мирное время освоение боевых искусств не прекращалось, приобретая развлекательный характер. Особое внимание в воспитании девочек отводилось передаче таинств знахарства и врачевания. Старшие считали, что первую помощь должен уметь оказать каждый член семьи, особенно мать. С появлением в станицах профессиональных врачей к помощи знахарей или доморощенным методам лечения не переставали прибегать.

Присоединение к Российскому государству новых земель и строительство Азово-Моздокской оборонительной линии на Юге России определяло сущность военно-походно-пограничной организации жизнеустройства терских казаков, что, безусловно, оказывало влияние на специфическое воспитание мальчиков-казаков в семье.

Неотъемлемой частью воспитания в семье, наряду с физическим совершенствованием, было формирование патриотических чувств и гражданской ответственности. Любовь к Родине пронизывала все бытование казачества, отражалась в устном народном творчестве, заповедях, кодексе чести, военной присяге и воинской обрядности, типичными формами которой являлись проводы и встреча казаков со службы.

Героико-патриотический настрой казачества находил отражение в одежде и вооружении, каждый предмет наделялся глубоким символизмом: шапка, шашка и т.д.

Заботе о сохранении рода способствовал строгий отбор на службу по физическим данным и в зависимости от состава семьи. Служба Отечеству рассматривалась как священный долг, однако жизнь человеческая оберегалась и ценилась достаточно высоко. Именно поэтому казачат с детства учили, что смелость и храбрость не безрассудство, надо побеждать умением и сноровкой.

Таким образом, терская казачья семья прививала молодому поколению необходимый поведенческий кодекс, формируя определенный тип воина, физически и социально адаптированный к военно-пограничным условиям жизни многонационального региона Северного Кавказа.

Объединяющим началом в воспитании мальчиков и девочек в казачьих семьях было их приобщение к труду. Каждый член семьи был проникнут духом работы и гордился своим участием в деле улучшения ее благосостояния. Воспитание в труде и трудом - естественный для казачьей семейной педагогики способ формирования полноценной личности.

Отличительной особенностью казачьей семейной педагогики являлась религиозность воспитания. Данное явление уникально, оно было сохранено гребенскими и терскими казаками со времен восточных славян при переселении казаков в поликонфессиональный регион Северного Кавказа. Терские казаки, а ранее гребенские, в условиях вживания и выживания в анклаве многонационального окружения «сохранили» сердцевину семейного воспитания древнерусской педагогической мысли, основное требование которой являлось «привести человека к заповедям Христа». Религиозные мировоззрения помогали казакам создавать особые педагогических условий в семье, которые формировали в ребенке ^высокие нормы морали, необходимые с одной стороны оставаться христианином-воином-защитником России, а с другой стороны - другом-дипломатом для соседей горцев. Основной целью семейного воспитания было формирование в сознании ребенка понимания назначения казака как воина-пограничника-дипломата, добродетельного, милосердного, совестливого, способного к постижению прекрасного, верящего в возможность совершенствования мира и людей, стремящегося личным участием содействовать этому. Таков был воспитательный идеал в Терском казачестве ввиду особого места проживания многонационального региона Северного Кавказа, где в основном исповедовался ислам. Через веру ребенок усваивал свою связь с миром, овладевал нравственно-этическими нормами. Вера формировала мировоззрение принадлежности к казачьему роду, помогала толерантно преодолевать национальные предрассудки в связи с иным вероисповеданием многонационального региона Северного Кавказа.

Семья прививала ребенку основы патриархальной нравственности, воплощенные в своде законов и правил, наставляющих быть достойным в помыслах и делах, искренним в речах, воздержанным и умеренным в поступках и желаниях. Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности, щедрости и гостеприимства, веротерпимости.

В семейном укладе Терских казаков всячески поощрялось стремление ребенка к овладению игрой, развивающей и укрепляющей дух и тело. Комплекс детских игр, сформировавшийся в казачьей народной педагогике, позволял вырабатывать смекалку и быстроту реакции, глазомер и наблюдательность, выносливость и дух коллективизма. Градация игр проводилась в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности участников, а также в зависимости от направленности и содержания.

На процесс воспитания оказывали влияние не только взрослые члены семьи, но и сверстники (сиблинги), что объяснялось частым отсутствием в доме отца, а то и матери. В этих ситуациях общество сиблингов становилось опекуном ребенка, демонстрируя свою способность к самоорганизации и принятию взрослых решений. Групповое сотрудничество способствовало выработке навыков общения и стремлению к взаимопомощи.

Действенным средством воспитания в среде Терского казачества являлись свадебные обряды, требующие активного участия в подготовке и проведении всех членов семьи. Свадьбы сопровождались не только всеобщим весельем, но и серьезными испытаниями сноровки и трудолюбия молодых. При этом свадебные действа имели четкий сценарный характер, согласно которому каждому участнику отводилась определенная роль. Именно это объясняет тот факт, что свадьбы в казачьей среде практически всегда обходились без эксцессов, конфликтов.

Неотъемлемой частью семейного воспитания было приобщение молодежи к народному творчеству: музыке, танцам, фольклору. Это не только развивало музыкальные способности, но и знакомило с культурным наследием народа, позволяло уважительно относиться к истории, ощутить связь прошлого с настоящим. Колыбельные, исторические, военные, бытовые песни казаков становились летописью семьи, народа.

Семейную педагогику Терского казачества отличают: с одной стороны позитивный авторитаризм, а с другой дифференцированный, гуманный подход к воспитанию детей, учитывающий формирование и развитие всех сторон личности, возрастные, индивидуальные, тендерные особенности ребенка; разнообразие методов и форм воспитательного воздействия; приоритет старших, строгая дисциплина и внутрисемейная иерархия; глубоко традиционный характер воспитания, что выражается в заповедях, кодексе чести и заветах казачества. Именно данные специфические особенности, на наш взгляд, помогли Терскому казачеству даже в тяжелые годы лишений и изгнания сохранить сплоченность и самоидентичность своего сообщества.

Приобщение ребенка к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни и выполнению своего социального предназначения не ограничивалось рамками Терской казачьей семьи и поддерживалось всем укладом общинной жизни. Общественная форма проживания предполагала общинную ответственность и совместный характер воспитания, высокий уровень самоуправления и дисциплины.

С раннего детства казачонку давали возможность себя ощутить не только значимой частью семьи, но всего сообщества. Постепенное приобщение молодого поколения к традициям самоуправления и внутренней организации начиналось с посещения Круга и Схода - двух распорядительных инстанций, демонстрирующих образцы демократичности правления и справедливости в решении вопросов.

Общественный характер воспитания проявлялся в том, что значительную роль в жизни ребенка играли его крестные родители, подчас имевшие большее влияние на детей, чем их собственные мать и отец. Крестные заботились и об осиротевших детях, которые получали статус «атаманских детей» и находились под особым вниманием общины, о чем свидетельствует обряд «взятие под шинель».

Педагогическое воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый станичник: сделать замечание, провести беседу, дать совет.

Приученные с детства к почитанию старших, казачата покорно воспринимали их рекомендации. Интересен тот факт, что казачество всегда использовало в воспитании принцип свободы совести, что выражалось в первую очередь в свободе вероисповедания.

Свою жизнь Терские казаки рассматривали как служение Богу и Отечеству, а потому любой член казачьей общины должен был быть безупречным гражданином и служить примером в быту и на службе. Понятия чести, равенства, братства, трудолюбия и уважения были знакомы казакам с детства.

Современная социальная ситуация свидетельствует о том, что Терским казакам удалось сохранить в определенной мере свое этническое самосознание, значительный пласт материальной и духовной культуры, что во многом явилось толчком к возрождению современного казачества. Активно к этому процессу подключились Центры народной культуры, фонды возрождения и средства массовой информации. Но основная нагрузка, безусловно, ложится на семью и образовательные учреждения, поскольку их потенциальные возможности в деле возрождения генофонда казачества и адаптации его к новым социально-политическим условиям безграничны.

Анализ деятельности казачьих учебных заведений, открытых на Северном Кавказе в рамках межведомственной программы развития инновационных процессов образования, позволил сделать выводы о том, что их деятельность направлена на формирование у молодежи гражданственности, патриотизма, трудолюбия, национальной и религиозной терпимости, чувства личного достоинства и стремления к самореализации.

Воспитание означенных качеств - процесс трудоемкий и требующий объединенных усилий учителей, родителей и общественности. Но самым показательным фактором является попытка привлечения родителей к активному сотрудничеству со школой. С этой целью организуются «круглые» столы и конференции, тематические вечера и родительские университеты. Образование взрослых предопределяет направленность современного института казачьей семьи, определяет специфику учебно-воспитательного процесса. С этой целью в учебные программы данных учебных заведений включены спецкурсы по истории России, края и казачества Ставрополья, в образовательная практика представлена такими видами работы, как создание семейных летописей, возрождение семейных преданий, организация ярмарок и выставок, проведение народных праздников и встреч со знаменитыми людьми края.

В контексте исследования нами проанализирована экспериментальная учебно-воспитательная программа «семья, школа, казачья община» -«Воспитание и развитие ребенка на традициях казачества Юга России», апробированная в МОУ сош № 19 г.Пятигорска. Программа представлена как учебно-воспитательный минимум по приобщению к традициям Терского казачества для учащихся начальной школы и их родителей при активном содействии казачьей общины. Специализированные учебные дисциплины, эстетическая и практическая направленность уроков, усовершенствованные методики воспитательного воздействия, переориентация системы внеурочной работы на формирование духовно-нравственной культуры и этносознания составили содержательную основу программы.

Результаты, полученные по завершению первого этапа (1-4 класс) эксперимента, свидетельствуют о том, что подобные подходы в образовании весьма эффективны, поскольку способны в полной мере удовлетворить социальные запросы современного казачества по формированию личности казака-гражданина-дипломата и патриота.

Традиции семейной педагогики и воспитания активно поддерживаются Терской казачьей общественностью, культивируются и на современном этапе в учебных заведениях путем реализации воспитательного модуля «семья, школа, казачья община», предопределяя содержание образования, и находят специфическое воплощение во внеклассной работе, что положительно влияет на процесс формирования этнического самосознания и сохранения древнейших традиций уважения и дружбы на Северном Кавказе.

Как положительный факт следует отметить активизацию в Ставропольском крае внеурочной работы, что позволяет ликвидировать пробелы в семейном воспитании и организовать досуг ребенка.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что Терским казакам удалось создать специфическую систему семейного воспитания, свойственную только данной формации, сложившуюся^ в условиях компактного проживания казаков многонационального региона Северного Кавказа и Азово-Моздокской оборонительной линии Юга России.

Семейное педагогика терских казаков построена на позитивном авторитаризме, который обеспечивал строгую иерархическую систему воспитания; дифференцированном подходе в обучении и воспитании; обучении военному делу; раннем приобщение к труду; соблюдении канонов Православной веры и общественных заветов «Домостроя»; послушании и почитании старших; уважении к вере народов Северного Кавказа.

Конечный результат процесса семейного воспитания - мужчина-воин-дипломат, защитник, патриот, труженик; женщина-воспитательница-защитница, верная жена-труженица. Терская казачья семья прививала необходимый поведенческий кодекс, который формировал тип воина-пограничника, физически и социально адаптированный к суровым условиям военно-пограничной жизни Северного Кавказа. Процесс формирования личности ребенка носил непрерывный характер, так как органично поддерживался казачьей общественностью и имел логическое продолжение в рамках учебных заведений, что обеспечило высокий уровень адаптивности казачьей формации к историческим трансформациям и продолжению всемерной тенденции движения к гуманизму, человечности, приоритету общечеловеческих ценностей и личности.

Выявленные специфические особенности воспитания детей в семье Терского казачества должны послужить основой для создания региональной модели воспитания «семья-школа-казачья община», что положительно повлияет на процесс формирования этнического самосознания, культивирования и сохранения древнейших традиций уважения и дружбы Северном Кавказе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боднева, Наталья Александровна, 2008 год

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XVI вв., 1952. - Т.З. - С.ЗЗ.

2. Алейников, В. Казаки русские первопроходцы Текст. /

3. B. Алейников, В. Левченко. М.: ЗАО «Газета Правда», 1998.1. C. 8-13.

4. Александров, С.Г. Народные подвижные игры кубанского казачества Текст. / С.Г. Александров // Учебно-метод. пособие. -Краснодар: КГАФК, 1997, С. 3 83.

5. Алмазов, Б.А. Слава Тебе Господи, что мы казаки Текст. / Б.А. Алмазов. СПб.: ППО «Пегас», 1991. - С. 31-44.

6. Ариаднова, Л.А. Социально-функциональное и региональное в морали казачества Текст. / Л.А. Ариаднова. Ставрополь, 1993.- С. 51.

7. Астапенко, М.П. Край Донской казачий Текст. /[Текст] / М.П. Астапенко. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Обл. ИУУ, 1994.- С. 51.

8. Башкатова, Н.П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Текст. / Н.П. Башкатова; Монография. — Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 140 с.

9. Бгажноков, Б.Х. Коммуникативное поведение и культура (к определению предмета этнографии общения) Текст. / Б.Х. Бгажноков // Советская этнография. 1978. - № 5. - С.4-6.

10. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений Текст.: в 13 т. / В.Г. Белинский. М., 1954. - Т.5. - 331с.

11. Бернпггам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начало XX вв. Текст. / Т.А. Барнштам. Л., 1988. - с. 41,58, 122.

12. Бернштам, Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве Текст. / Т.А. Бернштам. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 244 с.

13. Боднева, Н.А. Функциональные детерминанты семьи социокультурной системы казачества Юга России Текст. / Н.А. Боднева // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Проблемы образования. Ростов-на-Дону: Терра Принт, 2006. - С. 10-13.

14. Большая Советская Энциклопедия Текст.: Т.2. М., 1973. -С. 175-176.

15. Братчик, М. Твое святое имя Текст. / М. Братчик / Казачий Терек.— 2006,- ЖЗ.-С.З.

16. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса Текст. / Ю.В. Бромлей. -М.,1993. С.31.

17. Бутова, Е. Станица Бороздинская Текст. / Е. Бутова // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 7. - Тифлис, 1889. - С. 51, 100.

18. Великая, Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII XIX вв. Текст. / Н.Н. Великая. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 196.

19. Вентцель, К.Н. По вопросу о создании «школы матерей» и «школы отцов» Текст. / К.Н. Вентцель // Свободное воспитание. 1908. -№5. - С.85.

20. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание и семья // Свободное воспитание, 1912, №1, с.55-63.

21. Виноградов, В.Н. Он здесь жил и творил Текст. / В.Н. Виноградов // JI.H. Толстой и Чечено-Ингушетия: Сборник статей. Грозный: Чечено-Ингушское кн.изд.,1978. - С. 11.

22. Вишневский, А.Г. Воспроизводство населения и общества. История, современность, взгляд в будущее Текст. / А.Г. Вишневский. М., 1982. - С.34.

23. Воронцов, И. Очень нужный букварь Текст. / И.Воронцов // Аллан Фромм. Азбука для родителей. Л., 1991. - С. 4.

24. Востриков, П.А. Станица Наурская Текст. / П.А. Востриков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Вып.ЗЗ.-Тифлис, 1904.-С. 193-228,302-303.

25. Всероссийская научно-практическая конференция «Казачество в истории России» (г. Москва, 3-4 октября 2007 г.) Текст. / Казачий Терек. 2007. - №9-10. - С.3-6.28. ГАСК, ф.318, д.№5, л.6.

26. Ганцкая, О.А. Этнос и семья в СССР Текст. / О.А. Ганцкая // Советская этнография. 1974. - №3. - С. 20-29.30. ГАЧР. Ф. 60. Оп.1. Д.41;31. ГАЧР. Ф. 119. Оп. 1.Д.1.

27. Государственное учреждение культуры «Пятигорский краеведческий музей», коллекционная опись «Терское казачество», Оф. № 6677, 4878/1, 911/1.

28. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», ипв.№ н.в. 226/8.

29. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», инв.№ 2226/10.

30. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», инв.№ 2226/17.

31. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», инв.№ 2226/12.

32. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», инв.№ о.ф. 22536 «К 150-летию поселка Горячеводского 1825-1975 гг.».

33. Гранкин, А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX вв. Текст. / А.Ю. Гранкин. — Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 1996. - С. 66.

34. Гребенская свадьба Текст. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 31. - Тифлис. - 1909. — С. 9-47.

35. Григорьева, А.В. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы Текст. / А.В. Григорьева. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2000. - С. 23-26.

36. ГУК «Пятигорский краеведческий музей», коллекционная опись «Терское казачество», о.ф. № 2960/1.

37. ГУК «Пятигорский краеведческий музей». Станица Горячеводская. 0.ф.№ 4837, с. 33.

38. Дармодехин, С.В. Государственная семейная политика в России: история и современность. Всероссийский центр уровня жизни Текст. / С.В. Дармодехин // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Апрель-июнь, 2001. - С.20.

39. Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей Текст. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.5. - Тифлис, 1889.1. С. 119-222.

40. Донской маяк. Греция. 1921, март-апрель. - С. 2.

41. Ельницкий, К.В. Избр. пед. статьи Текст. / К.В. Ельницкий. -М., 1896.-С. 3.

42. Емельянов, Ю.Н.Почитание стариков, как одна из основ жизненного уклада кубанских казаков. "Казачество России: история и современность Текст] / Емельянов // Тезисы Международной научной конференции г. Геленджик, 2002.

43. Живило, К. Народные приемы ухода за роженицами и новорожденными в некоторых станицах Кубанской области Текст. / К. Живило // Сборник для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 16. - Тифлис, 1893. — С. 20.

44. Заседателева, Л.Б. Вдоль по Тереку-реке Текст. / Л.Б. Заседателева // Родина. 2004. - №5. - С. 104-109.

45. Заседателева, Л.Б. Обычаи и обряды детского цикла у русского и украинского населения Чечено-Ингушетии. Традиции и новации Текст. / Л.Б. Заседателева // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988. - 100 с.

46. Заседателева, Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX вв.). Историко этнографические очерки Текст. / Л.Б. Заседателева. - М.: МГУ, 1974.-295 с.

47. Заседателева, Л.Б. Традиционная и современная свадебная обрядность русского населения Чечено-Игушетии Текст. / Л.Б. Заседателева // Новое и традиционное в куль туре и быту народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985. - С ,32;12;58.

48. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст. / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- С. 15-18.

49. Здоровега Н.И. Нариси народной весельной обрядности на Украине Текст. / Н.И. Здоровега. Киев, 1974. - С.32.55

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.