Становление иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций: период раннего средневековья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Качкарова, Эльвира Вячеславовна

  • Качкарова, Эльвира Вячеславовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 156
Качкарова, Эльвира Вячеславовна. Становление иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций: период раннего средневековья: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2011. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Качкарова, Эльвира Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ЗАПАД -ВОСТОК»: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ.

1.1. Современное состояние цивилизационистики (общий обзор).

1.2. Запад и Восток как цивилизационные ареалы.

ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИИ ИБЕРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРИМЕР КОМПОЗИТНОГО СИНТЕЗА.

2.1. Оформление иберийского социально-культурного комплекса.

2.2. Иберийская культура в эпоху «великих колонизацию).

2.3. Арабо-мусульманское завоевание и культура Аль-Андалус.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций: период раннего средневековья»

Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что в современной культурологической науке востребованы исследования, посвященные анализу специфики конкретных локальных культур, каковой и является, в том числе, иберийская культура. Более того, при всей научной разработанности вопросов генезиса, трансформации, факторов исторической динамики древней испанской культуры можно с уверенностью сказать о том, что культурологического обоснования исследуемого феномена до настоящего момента не сформировано. Также необходимо сказать, что интерес к изучению ранней культуры народов Пиренейского полуострова, которых античные авторы называли иберами, определяется тем, что они были наиболее многочисленными и сплоченными среди значительного числа этносов, обитавших на западе Европы, и внесли немалый вклад в копилку общеевропейской цивилизации. При этом следует упомянуть о том, что типологические признаки иберийской культуры также нуждаются в уточнении и переосмыслении с позиций современной культурологии.

В условиях глобализации современной культуры одним из ведущих направлений исследований является проблема формирования этнической, национальной и цивилизационной идентичности. Сегодня стремительно возросшие миграционные потоки, частота и плотность межкульутрных контактов, вызовы глобализации (проявляющиеся, в частности, в нивелировании культурных различий) приводят к необходимости научной рефлексии истоков формирования уникальных черт западной и восточной цивилизаций. В этом ключе интерес к иберийской культуре как одной из составляющих древней европейской культуры не является мемориальным, сугубо историческим, а должен быть осмыслен с культурологических позиций. На наш взгляд, именно культурология дает возможность выявить ключевые маркеры, наиболее значимые для формирования общеевропейской идентичности, что ставит данную проблему в ряд безусловно социально востребованных задач.

Следует отметить, что в рамках современной культурологии при всей методологической разработанности теория цивилизаций позволяет создавать новые теоретические конструкты, дополняющие уже накопленный массив знаний. В отечественной цивилизационистике принято рассматривать исследуемый феномен на нескольких уровнях: глобальном, мировом и локальном. Данная диссертационная работа посвящена культурологическому анализу типологических черт такой локальной культуры, как иберийская; при этом в г ней предпринимается попытка разработки авторского теоретического конструкта, объясняющего специфику параметров иберийской культуры как составной части средиземноморской цивилизации.

В целом данное диссертационное исследование посвящено проблеме синтеза культур, имеющих в основе своей разные традиции. В работе рассматривается становление уникального социокультурного ареала, который возник в ходе взаимодействия и взаимовлияния культур Востока и Запада и внес важный вклад в формирование мировой культуры.

Степень разработанности проблемы.

Многоаспектность темы диссертационного исследования потребовала анализа современного уровня знания в нескольких смежных областях исследуемой проблематики. Так сам термин «иберийская культура» был введен в научный оборот в 40-е гг. XX в. испанскими учеными П. Бош-Гимпера, Л. Перикот, 'А. Аррибас, М. Таррадель. Эти исследователи расширили круг археологических изысканий, что позволило уточнить хронологию и разработать периодизацию древней истории полуострова. Стоит отметить, что Педро Бош-Гимпера не только создал Центральную службу археологических исследований, но явился основателем Ассоциации антропологов, историков древности и этнологов Каталонии, внесшей неоценимый вклад в разработку проблем генезиса и развития иберийской культуры.

Интерес к древнейшему прошлому Пиренейского полуострова вызвал стремление определить роль других народов Средиземноморья в формировании его культуры. В рамках разработки этой проблемы активно исследовались материалы, свидетельствующие о присутствии здесь греков, финикийцев, римлян. Взаимодействию различных модификаций восточных и западI ных культур посвящены работы известных испанских исследователей, как X. Бласкес;-А. Гарсия и Белльидо, Р. Мендес Пидаль'и др.

Говоря об отечественном вкладе в разработку данной проблематики, следует отметить, что формирование интереса к историческому прошлому испанской культуры начинает формироваться в конце 30-х — начале 40-х гг. XX века, в связи с вполне объяснимым идеологическим государственным заказом. Основатели советского испановодения выполнили главную задачу: они ввели в научный дискурс круг проблем, связанных с древней историей и культурой Испании. Здесь необходимо упомянуть труды A.B. Мишулина и Д.Д. Петерса, причем последний уделял особое внимание изучению проблем этногенеза древнего населения полуострова, его отношения с финикийцами и греками, что представляет безусловный интерес для настоящего исследования.

60-е гг. XX в. ознаменовались новым этапом в развитии отечественного испановедения. Так в трудах Н.Н.Залесского подробным образом рассматриваются вопросы сложнейшей международной обстановки в Западном Средиземноморье в эпоху «великих» колонизаций. Новый ракурс понимания роли этрусков в становлении ранних западных культур предложил А.И. Немиров-ский. Он утверждает, что активность этрусских моряков в исследовании восточного побережья Пиренейского полуострова в большой степени предопределили успешность последующего фокейского продвижения на Запад. Значимый вклад в изучение истории и культуры древней Испании внес Ю.Б. Циркин. Для нас наибольший интерес представляет исследование вопросов различных волн колонизации Пиренейского полуострова: от финикийской до римской.

Однако вопросы формирования иберийской культуры не являлись предметом специального исследования отечественных ученых. Отрадное исключение составляют труды JI.M. Коротких, в которых выявлены истоки и определены основные этапы эволюции характерных элементов, составляющих уникальную основу иберийской культуры.

Проблематика синтеза восточных и западных культур на Пиренейском полуострове обретает новый ракурс в связи с арабскими завоеваниями VIII в.н.э. Анализу трансформации культурных традиций посвящено исследование У.М. Уотта и П. Какиа «Мусульманская Испания». Авторы рассматривают историю завоевания арабами западного Средиземноморья, в частности, формирование уникального социокультурного ареала, получившего название Аль-Андалус. Нельзя обойти вниманием фундаментальные труды Р.Г. Ланды, в которых раскрывается не только специфика этнической среды на территории полуострова, но также и культурные трансформации, сопряженные с взаимодействием автохтонов и арабов. Р.Г. Ланда, на наш взгляд, наиболее близок культурологическому анализу исследуемого анализа, поскольку в сферу его научных интересов входят вопросы межкультурного взаимодействия в области искусства, в частности, архитектуры, поэзии и музыки страны Аль-Андалус.

Среди отечественных ученых, исследовавших различные аспекты синтеза ибериской и мусульманской культуры необходимо выделить труды В.И. Беляева, О.Г. Большакова, Т.П. Каптеревой, А.Р. Корсунского, И.Ю. Крач-ковского, М.В. Кривова, А.Н. Кубе, А.Б. Куделина, О.Д. Никитюк, Н.В. Пи-гулевской, Т.С. Сергеевой, и др. Философское наследие мыслителей и ученых Аль-Андалуса, влияние их трудов на европейскую интеллектуальную традицию освещено в работах С.Н. Григоряна, A.B. Сагадеева, A.A. Семенова, В.В. Соколова.

Охарактеризовав в общих чертах историко-культурные исследования древней Иберии, мы считаем необходимым обратиться к обзору научной литературы в области теории культуры. Важнейшей культурологической проблемой данной диссертационной работы является взаимодействие культур Востока и Запада. Теоретические аспекты этого взаимодействия получили наибольшее освещение в трудах М.С. Кагана, Е.Г. Хилтухиной (Проблема

Восток - Запад» в культурологии. М., 1994 г.), A.B. Челышева, A.B. Журав-ского, А.Я. Зися и др.

Осмысление эмпирического материала в контексте теоретических конструктов культурологии приводит нас к необходимости проанализировать современные научные в области цвилизационистики. Таким образом, мы сумеем представить культурологическую модель исследуемого феномена в рамках средиземноморской цивилизации. Очевидно, что сам термин «цивилизация» не имеет однозначного и исчерпывающего определения. Как нам представляется, методологических подход, подразумевающий метафоричность дефинирования, был заложен основателями данного направления философии: Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным, JI.H. Гумилевым. В задачи данного диссертационного исследования не входит подробная характеристика истоков и генезиса цивилизационизма как методологии культурологии, однако, мы не можем обойти своим вниманием современный этап развития данного направления науки.

Мы исходим из того, что актуализация цивилизационизма в западном научном дискурсе на современном этапе произошла благодаря выходу в свет в 1996 г. монографии С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Ключевой проблемой его концепции является выявление оппозиции: глобальное -локальное, поскольку современный мир понимается автором как конфликт локальных цивилизаций Запада и Востока. Таким образом, задается новое семантическое наполнение понимания глобализационного процесса, своеобразно отражающее социокультурный сдвиг второй половины XX в.

Обращаясь к отечественной цивилизационистской традиции в ее современной модификации, в качестве основных следует отметить труды следующих ученых: А.И. Агеев, A.C. Ахиезер, Б.Н. Кузык, В.В. Лапкин, В.И. Пантин, Ю.В. Яковец. Особую значимость для нас представляет понятие локальной цивилизации, разрабатываемое Ю.В. Яковцом, который по праву считается лидером современной российской цивилизационной школы1.

Несмотря на то, что А .Я. Флиер не является представителем методологии цивилизационизма, в его работах уделяется внимание культурологическому осмыслению понятия «цивилизация», которое мы будем использовать в качестве рабочей дефиниции данного диссертационного исследования2.

Таким образом, приступая к исследованию, мы опираемся на значительный массив как эмпирического, так и теоретического материала, идей и концепций. Вместе с тем, анализ обширного корпуса научной литературы позволил увидеть, что возможности культурологического анализа локальных культур с позиций цивилизационизма до сих пор не получили должного осмысления и применения.

В качестве гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что генезис и историческая динамика иберийской культуры в исследуемый период в ареале Пиренейского полуострова могут быть представлены как модель композитного синтеза восточных и западных традиций.

Объект исследования: взаимодействие цивилизационых ареалов Запада и Востока в средиземноморском регионе с эпохи бронзы до высокого средневековья.

Предмет исследования: феномен иберийской культуры как результат межцивилизационного взаимодействия автохтонного и аллохтонного населения Пиренейского полуострова.

Цель исследования: проанализировать специфические маркеры иберийской культуры, что позволит создать историко-культурологическую модель исследуемого феномена.

Задачи исследования: 1. Осуществить компаративный анализ наиболее авторитетных подходов к интерпретации термина «цивилизация» в современной культуро

1 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М., 2003.

2 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2010. логии.

2. Представить типологические черты цивилизаций Запада и Востока для выявления сущности локальных культур, возникающих на их стыке.

3. Проследить эволюцию и выявить характер динамики иберийской культуры, сформировавшейся на основе синтеза восточных и западных традиций.

4. Уточнить типологические признаки иберийской культуры с культурологических позиций.

5. Определить сущность композитного синтеза и структурные элементы историко-культурологической модели иберийской культуры.

Теоретико-методологические основы исследования

В теоретическую основу диссертации положены исследования зарубежных и отечественных ученых, специализирующихся в области культурологии, философии, истории и археологии. Использовались наиболее интересные идеи, концепты и проекты представителей различных зарубежных и отечественных школ и направлений - С. Хантингтона, А.Я. Флиера, Ю.В. Яковца и др.

Методологической основой диссертации явились принципы историзма, объективности, конкретности, рассмотрения предмета исследования системно, в противоречивом единстве, взаимообусловленности и развитии всех его составляющих. Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования сделали необходимым использование теории цивилизацио-низма в ее современной научной модификации.

Методы исследования. При написании диссертационной работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: социокультурный анализ, генетический анализ, метод историко-культурной реконструкции и моделирования, междисциплинарная компаративистика, факторный анализ.

Научная новизна результатов исследования

• разработана историко-культурологическая модель композитного синтеза, представляющая процесс становления и развития иберийской культуры;

• уточнены ключевые факторы формирования локальной иберийской культуры, генезис которой сопряжен с межцивилизационным взаимодействием Запада и Востока в форме последовательных волн колонизации;

• показано, что базовым элементом композитного синтеза на разных этапах его исторического развития выступала высоко урбанизированная иберийская культура, обладавшая не только способностью к многоуровневому культурному обмену, но и исключительной устойчивостью к инокульутрно-му влиянию;

• выявлено, что уникальным условием осуществления исследуемого межцивилизационного синтеза стало равновесное взаимодействие и противоборство таких акторов данного процесса, как автохтонная культура иберов, финикийская, этрусская, греческая культуры, а также культуры Карфагена и Рима, и более поздняя мусульманская культура; при этом, ни одна из этих культур не смогла ни ассимилировать, ни вытеснить другую;

• выделен связующий элемент композитного синтеза, в качестве которого на каждой фазе развития иберийской культуры последовательно выступали такие универсальные средства вербальной коммуникации, как иберийское койне, средиземноморское койне, вульгарная латынь.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении научного корпуса цивилизационистских знаний авторской моделью композитного синтеза культур, созданного на базе реконструкции основных параметров иберийской культуры.

Практическая значимость результатов исследования

Результаты исследования могут использоваться в качестве концептуальных оснований эмпирических кросскультурных исследований, а также в педагогическом процессе в рамках учебных курсов: «история европейской цивилизации», «этногенез», «теория культуры», «теория цивилизаций».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Согласно современной модификации теории цивилизационизма можно говорить о выделении двух крупных акторов мирового исторического развития: цивилизаций Запада и Востока. При этом на стыке, границе этих цивилизаций создаются особые условия для формирования локальных культур синтетического типа. Однако каждой отдельно взятой подобной культуре присущ уникальный вариант композитного синтеза, определяющий специфику ее генезиса и исторической динамики.

2. Под композитным синтезом понимается способ межцивилизаци-онного взаимодействия, характеризующийся фазовой волновой динамикой и порождающий уникальные параметры локальной культуры. Модель композитного синтеза предполагает наличие определенной матрицы, к элементам которой следует отнести этническую неоднородность первоначального субстрата, большую культурную дистанцию взаимодействующих компонентов-аллохтонов, постоянную необходимость сопротивления внешним социокультурным вызовам (в некотором смысле речь может идти об экстремальных условиях существования культуры), общий сконструированный язык коммуникации, связывающий воедино сегменты гетерогенного социокультурного пространства.

3. Характерной чертой композитного синтеза, выделяющей его среди всех других видов межцивилизационного взаимодействия, выступает способность продуцировать культурные конфигурации путем соединения (но не смешения) различных компонентов. При этом данные конфигурации обладают принципиально новыми свойствами, не присущими изначальным компонентам синтеза. На каждой фазе композитного синтеза культур в процесс включаются иные цивилизационные компоненты, в результате чего формируется новая матрица, определяющая и трансформацию свойств локальной культуры.

4. В древнем Средиземноморье существовало несколько самостоятельных центров, определявших направление развития человеческой культуры, одним из которых являлась юго-восточная зона Пиренейского полуострова. Границы центра и периферии были весьма подвижны, их роль постоянно менялась. В период XIX — XII вв. до н.э. складывается новый культурный центр Эль-Аргар, который на протяжении XI - VII вв. до н.э. не только распространяет свое влияние на весь полуостров, но и вступает в фазу активных инокультурных контактов. Таким образом формируется матрица древней иберийской культуры, которая на данной фазе и выступает в качестве базового элемента композитного синтеза. Поглощая и нивелируя этническое многообразие коренного населения Пиренейского полуострова, древняя иберийская культура проявляет такое системное свойство, как повышенная способность к ассимиляции других культур при сохранении собственных параметров, иными словами способность к культурной адсорбции.

5. Развитие иберийской культуры строилось по принципу цивилиза-ционного взаимодействие в форме последовательных волн колонизации. Фи-никийско-греческое влияние привело к трансформации матрицы исследуемого феномена, что получило свое наивысшее воплощение в культуре Тартес-сийского государства V - IV вв. до н.э., для которого характерен высокий уровень урбанизации, преобладающий тип металлургического производящего хозяйства, формирование общего иберийского пантеона богов во главе с Великой богиней, наличие единой картины мира в виде мирового дерева, выделение специфического культурного героя Габиса, а также палеоиспанского языка. Испытав культурную экспансию Рима и последующую варваризацию иберийская культура в полной мере проявила свое новое ключевое свойство - пластичность, то есть гибкость и контактность, с одной стороны, и сохранение и развитие базовых черт, с другой.

6. Третья фаза композитного синтеза иберийской культуры сопряжена с арабо-мусульманским завоеванием, результатом которого явилось формирование локальной культуры Аль-Андалус, существовавшей на территории Пиренейского полуострова с VIII по XV вв. На данном этапе под воздействием восточной цивилизации произошло очередное изменение матрицы локальной культуры, обусловившее возникновение таких ее новых свойств, как системная устойчивость основных параметров, допускающая интеграцию инокультурных элементов.

7. Формирование синкретической культуры на стыке цивилизаций Востока и Запада подразумевает необходимость связующего структурного элемента, обеспечивающего возможность эффективного взаимодействия гетерогенных компонентов. В его роли может выступать язык коммуникации, создающий единое социокультурное и смысловое пространство ареала контакта культур. На разных этапах исследуемого композитного синтеза в качестве общего языка коммуникации выступают последовательно иберийское койне, средиземноморское койне, вульгарная латынь. Следует отметить, что мусульманская экспансия не только не вытеснила сложившегося синтетического языка коммуникации, но и внесла в него ряд новаций.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации:

- опубликованы в печати (5 публикаций, список приведен в конце Автореферата);

- излагались на: XVI научной конференции МосГУ «Высшее культурологического образование» (Москва, 2009 г.), «Искусство и диалог культур» (СПб, 2009), VIII культурологических чтениях ВШК на тему «Современная культура превентивно переживает будущее» (Москва, 2009);

- внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии МГУКИ (Акт о внедрении прилагается);

- работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологи и антропологии МГУКИ 23 марта 2010 г. (Протокол № 8).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 182 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Качкарова, Эльвира Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное диссертационное исследование было проведено на основе методологии цивилизационизма в его современной модификации. Именно это позволило при рассмотрении специфических черт иберийской культуры выстроить историко-культурную модель исследуемого феномена локальной культуры, которая была определена нами как композитный синтез. На наш взгляд, цивилизационистский подход, основывающийся на признании уникальности социокультурных процессов, протекающих в рамках неких замкнутых ареалов (культур, культурно-исторических типов, цивилизаций), предполагает возможность создания новых концептов, объясняющих специфику генезиса и трансформации локальных культур.

Начиная со второй половины XIX в. цивилизационизм, впервые представленный трудами Н.Я.Данилевского, получил широкое распространение в качестве неклассической парадигмы научного познания. Изначальный культурный релятивизм, обращенность к метафоричному языку, признание нелинейности социального прогресса явились теми методологическими установками, которые предопределили востребованность цивилизационизма в течение последующих полутора веков, вплоть до наших дней. Говоря о современных тенденциях в развитии гуманитарного знания в ситуации постмодерна, следует отметить, что рассматриваемые раннее в качестве недостатков принципы цивилизационистских теорий (размытость понятийного аппарата, множественность равноценных трактовок исторического процесса и т.д.) на сегодняшний день в постнеклассической науке выступают базовыми компонентами многих культурологических концепций. В этом ключе вполне объясним тот факт, что с 90-х годов XX в. как в зарубежной, так и в отечественной науке актуализируется интерес к цивилизационизму, подтверждением чему служит, к примеру, широко известная концепция С.Хантингтона о неизбежном столкновении западной и восточной цивилизаций. В нашей стране на базе цивилизационизма выстраивают собственные культурологические модели такие крупные исследователи, как А.С.Панарин, А.Я.Флиер, Ю.В.Яковец и др. Однако все сказанное выше свидетельствует также о том, что изучение цикличных, волнообразных, нелинейных процессов в обществе и культуре находится в стадии, далекой от завершения, что и позволило нам создать авторскую модель исследуемого историко-культурного феномена -локальной иберийской культуры.

Проанализировав основные маркеры восточного и западного типов цивилизации, мы пришли к выводу о том, что в зоне их взаимодействия возможно формирование особой разновидности синкретических локальных культур, возникающих в процессе композитного синтеза. В этом контексте географическое положение исследуемого культурного ареала выступает в качестве ключевого условия осуществления возможного синтеза. Надо оговориться, что, не являясь сторонниками теории географического детерминизма, мы, тем не менее, склонны придавать серьезное значение категории «граница», в том числе географическая. Мы понимаем, что с позиций конструктивизма данная категория рассматривается прежде всего в субъективном ключе, означая пределы символического маркирования «своего» и «чужого». В рамках культурологического подхода возможно, на наш взгляд, объединение двух модификаций понятия «граница», особенно при анализе древних локальных культур. Именно стыковая зона цивилизаций может породить (но может и не породить) уникальный вариант композитного синтеза. При этом конфигурация данного процесса всякий раз будет определяться особом специфическим набором компонентов - конкретных акторов культурно-исторического процесса. В данном диссертационном исследовании отмечено, что в процессе становления локальной синтетической культуры велика роль исторической случайности. Так, судьба такого типа культуры напрямую зависит от наличия/отсутствия колонизации, инвазии, геополитических конфликтов и т.д.

Межцивилизационное взаимодействие в стыковой зоне «Запад - Восток» было определено нами как модель композитного синтеза. Он характеризуется фазовой волновой динамикой и порождает на каждом этапе уникальные параметры локальной культуры. Модель композитного синтеза предполагает наличие уникальной матрицы, к элементам которой мы отнесли этническую неоднородность первоначального субстрата, значительную культурную дистанцию взаимодействующих компонентов-аллохтонов, постоянная необходимость сопротивления внешним социокультурным вызовам (в некотором смысле речь может идти об экстремальных условиях существования культуры), общий сконструированный язык коммуникации, связывающий воедино сегменты гетерогенного социокультурного пространства.

Принципиально важной чертой композитного синтеза, выделяющей его среди всех других видов межцивилизационного взаимодействия, выступает способность продуцировать локальные синтетические культуры путем соединения (но не смешения) различных компонентов. При этом данные конфигурации обладают новыми сущностными свойствами по отношению к изначальным компонентам синтеза. На каждой фазе композитного синтеза культур в процесс включаются иные цивилизационные компоненты, в результате чего формируется новая матрица, определяющая и трансформацию свойств локальной культуры. Данная модель композитного синтеза легла в основу анализа генезиса, исторической трансформации и специфики иберийской культуры.

На протяжении всей истории Испании можно проследить взаимодействие и синтез цивилизаций Востока и Запада. В этом контексте нам важна мысль И.Ю.Крачковского, который отмечал: «Здесь прошлое дает нам яркий пример шаткости границ между Востоком и Западом, когда речь идет о развитии мировой культуры»114. Территория Иберийского полуострова - место, где взаимодействие цивилизаций не раз приводило к возникновению своеобразных культур, этносов: «Полуостров был как бы своеобразным опытным полем для связей и смешения многих этносов, взаимовлияния и скрещивания

114 Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. М., 1956. Т.2. С. 470. различных культур и культов. Иберы и лузитане глубокой древности, греческие колонизаторы с VII в. до н. э., франки с III в.н.э., аланы, свевы, вандалы и вестготы с V в. н. э. - все они сталкивались друг с другом, временно сосуществовали, обычно враждуя, но частично и смешиваясь в течение многих веков»115. Их отношения определялись сформулированным Ф.Броделем фактором «сопротивления культур», которые при попытке их устранения «появляются снова, упорно стремясь выжить», что и определило возможность композитного синтеза.

Как было показано в данном диссертационном исследовании, происхождение коренной группы населения — иберов связано с взаимодействием двух этносов: местного населения и пришлого народа, так называемых про-тоиберов, которые появились на Пиренейском полуострове около V тыс. до н. э. На начальной фазе композитного синтеза протоиберы не вытеснили коренное население полуострова, а частично ассимилировали его. Это явилось основанием формирования базового элемента протекавшего культургенети-ческого процесса, который ко II тыс. до н. э. завершился становлением культуры Эль-Аргар. Поглощая и нивелируя этническое многообразие коренного населения Пиренейского полуострова, древняя иберийская культура проявляет такое системное свойство, как повышенная способность к ассимиляции других культур при сохранении собственных параметров, иными словами способность к культурной адсорбции. Таким образом формируется матрица древней иберийской культуры, которая на данной фазе и выступает в качестве основного элемента композитного синтеза.

Последующая эпоха «великих колонизаций» разворачивалась, в том числе, на территории Пиренейского полуострова, что повлекло за собой трансформацию значимых параметров иберийской культуры при сохранении ее исходных характеристик. В данном исследовании показано, что к ним относится высокий уровень урбанизации, концентрация металлургического

115 Ланда Р.Г. Взаимодействие цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII-XVI вв. //Восток 1997. № 1.С. 17. производства, преобладающий тип ремесленно-торгового хозяйства, широкие инокультурные контакты. Начиная с очаговой финикийской колонизации и вплоть до образования вестготского государства на территории Пиренейского полуострова локальная культура иберов вступает в масштабное взаимодействие с восточными и западными традициями, в процессе которого проявляет новое ключевое свойство - пластичность, то есть гибкость и контактность, с одной стороны, и сохранение и развитие базовых черт, с другой.

Третья завершающая стадия композитного синтеза иберийской культуры сопряжена с длительным арабо-мусульманским господством, в ходе которого, с одной стороны, произошли значимые историко-культурные трансформации исследуемого феномена, а с другой — проявилось новое качество иберийской культуры, которое можно определить как системную устойчивость ее основных параметров, допускающую интеграцию инокультурных элементов. Так к элементам восточного влияния данного периода относится широкое распространение ислама, сопутствующая ему арабизация населения, изменения в правовых и политических институтах, философских системах, архитектурных стилях, образе жизни, языке и т.д. Однако все перечисленные культурные новации преимущественно распространялись на мосарабов и элитартные слои Аль-Андалусского общества, в то время как большая часть населения сохранила традиции предшествующего периода, обогатив их ара-бо-мусульманскими заимствованиями.

Завершая конструирование модели композитного синтеза, в рамках данного диссертационного было доказано, что его осуществление возможно только при наличии коммуникативного связующего элемента, в качестве которого на разных этапах цивилизационного взаимодействия последовательно выступают иберийское койне, средиземноморское койне, вульгарная латынь. Также доказано, что мусульманская экспансия не только не вытеснила сложившегося синтетического языка коммуникации, но и внесла в него ряд новаций.

Обращаясь к возможным научным перспективам данного исследования, мы предполагаем, что модель композитного синтеза может быть применима для объяснения историко-культурных процессов, происходивших в Северном Причерноморье в период греческой колонизации и последующей варваризации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Качкарова, Эльвира Вячеславовна, 2011 год

1. Almagro Gorbea М. Concho Romano. Un palacio orientalizante en la Península Ibérica // MM.,1990-N 31 .-P.251-308.

2. Almagro Gorbea M. Las necrópolis ibéricas en su contexto Mediterráneo // Las necropolis.-Madrid, 1991.-43 p.

3. Almagro Gorbea M. Lo campos de tumulos de Pajaroncillo (Cuenca) // AEA.-1973.-P.397-470.

4. Almagro Gorbea M. Origen y significado de la escultura ibérica //Revista de Arqueologia.-Madrid, 1988.-90 p.

5. Almagro Gorbea M. Pozo Moro y la formación de la cultura ibérica // Saguntum.-Valencia,1978.-P.64.

6. Alonso-Nunez J.M. Aspectos de la Hispania Romana del siglo IV// Studia histórica. I990.-Vol. VIII.-133 p.

7. Arce J. El ultimo siglo de la España romana: 284-409. Madrid, 1982;P-102

8. Arribas A. The Iberians.-London, 1965.-P. 15-60.

9. Balil A. Economia de la España romana.-Madrid, 1968.-P. 120-146.

10. Beltran Lloris M. Enterramientos infantiles en el poblado ibérico de El Castiliejo de Romana. Simposi sobre Els origins del mon iberic // Ampurias .-B arcelona, 1976-1978.-P.133-15 9.

11. Blanqucz J. La formación del mundo ibérico en el Sudeste de la Mcscta.-Albacete, 1990.-P.7-36.

12. Blanquez J. La formación del mundo ibérico en el Sudeste de la Meseta.1. Albacete,199.-P.3-12.

13. Blazquez J. M. Tartessos y los orygenes de lacolonizacion fenicia en Occidente.-Salamanca, 1972.

14. Blazquez J. Primitivas religiones ibéricas // Religiones preromanas.-Madrid, 1983.-44 p.

15. Bosch-Gimpera P. La Edad del Bronce en la Peninsula Ibérica II Investigación y Progresso.-Madrid,1932.ló.Bosch-Gimpera P. Los Iberos II Cuadernos de Historia de Espana.-Buenos Aires, 1948.

16. Broncesjuridicos romanos de Andalucia.-Sevilla,1990.

17. Caro Baroja J. España primitiva y romana.-Barcelona,1957.

18. Cuadrado Dias E. El mundo iberico.-Pamplona,1960.

19. Curchin L.A. Personal wealth in Roman Spain //Historia.-1983.-Bd.32.-P.34-68.

20. Curchin L.A. Roman Spain: conquest and assimilation. -London, 1991.-188 P

21. Curchin L.A. The romanization of central Spain: complexity, diversity, and change in a provincial hinterland.-London,New York,2004.-130 p.

22. Dechelette J. Manuel d' Archeologie préhistorique ceitiquc et gallo-romaine.-Paris, 1910.

23. Fear A.T. Rome and Baetica. urbanization in southern Spain, c. 50 BC-AD 150.-Oxford, 1996.

24. Fernandez Gomez F. La Lex Iraitana y su contexto arqueologico F. Fernandez Gomez, M. Del Amo y de la Hera.-Sevilla,1990.-P.13-27.

25. Fontes Hispaniae Antique T. I-III ed. A. Schulten, P. Bosh-Gimpera.-Barcelona, 1922-193 5.

26. Francisco Martin J. Conquista y romanización de Lusitania.-Salamanca,1989.

27. Garbini G. Genese de l'alphabet grec //Grecs en Occident.-Milan,1996.-P.43-47.

28. Garcia Mora F. Un episodio de la Hispania republicana: la guerra de

29. Sertorio.-Granada, 991 .-P. 146-172.

30. Garcia y Bellido A. Hispania Graeca.-Madrid,1948,-T.l-2.31 .Gonzalez Roman C La sociedad de la Betica. Contribuciones para su studio.1. Granada,1994.

31. Gonzalez Roman C. Imperialismo y romanización en la provincia Hispania Ulterior. -Granada, 1980.

32. Haley E.W. Migration and Economy in Roman Imperial Spain.-Barcelona, 1991.

33. Haley E.W. The Land as Map: Problems of Roman Land Division in Baetica//The Classical Bulletin.72.1996.-P. 19-28.

34. Haley E.W. Town and country: the acculturation of Spain//Journal of Roman archaeology, 1997.-№ 10.-P.495-503.

35. Hardy E.G. Three Spanish Charters and Other Documents.-Oxford, 1912.146 p.

36. Historia de España. Ed. M. Menendes Pidal. Madrid, 1952; t. i. Vol.2.

37. Huntington S. The Clash of Civilisation and Remarking of World Order. -N.Y.,1996.-78 p.

38. Jung C.G. The collected works. Bd.9.-Pt.l.-1959.-P.207-254,

39. Keay S. Hispania Romana.-Barcelona,1992.-P.88-212.

40. Keay S. Late Roman Amphorae in the Western Mediterranean: A Typology and Economic Study.-Oxford, 1984.-73 8 p.

41. Keay S. Roman Spain.-London & San Francisco, 1988.

42. Knapp R.C. Aspects of the Roman Experience in Iberia (206-100 B.C.)-Valladolid,1977.

43. Knapp R.C. Roman Cordoba. Berkeley .-Los Angeles.-London,1982 .

44. Mackie N. Local administration in Roman Spain, A.D. 14-212.-Oxford, 1983.

45. Maluquer de Motes J. El Santuario protohistorico de Zalamea de la Serena, Badajoz // Programa de Investigaciones Protohistoricas.-Barcelona, 1981.- N.4.-P. 17-34.

46. Maluquer de Motes J. Pueblos ibéricos // Historia de Espana.-Madrid,1954.

47. Martinez Santa Olalla J. Esquema paletnologico de la peninsula hispanica.-Madrid,1946.-156 p.

48. Maya J. Las necropolis tumulares illerdenses.-Barcelona,1978.

49. Meigi T. Elementos estables de los tumulos bajoaragoneses de cista excentrica / Caesaraugusta.-Zaragoza,1959.-P.13-14.

50. Mentxaka R. El senado municipal en la Betiea Hispana a la luz de la lex Irnitana.-Vitoria, 1993.

51. Monraval J. y Lopez M. Restos de un cilicernium en la necropolis de El Molar// Saguntum.-Valencia, 1984.

52. Montenegro A. La conquista de Hispania por Roma.-Madrid,1982.-141 p.

53. New Webster's Dictionary of the English Language New Delhi,1988. 55.01mos R. Las necropolis ibéricas. Congrcsso de arqueología ibérica. Coloquios,-Madrid, 1991.-666 p.

54. Paris P. L'art et Industrie de Г Espagne primitive.- Paris, 1903-1904.-P.137-163.

55. Perez S.C. Nueyos jarros tartesicosde bronce en el sur peninsular //-MM., 1991.-N.32.-P.52-85,

56. Sachau, Surische, Rechtsbucher, 11,-Berlin, 1908.

57. S ayas Alengochea J. Los Vascones y el Ejercito Romano // HA.-Valladolid, 1990.-V. 13.-1986/1989.

58. Schulten A. Tyrsener in Spanien//-Klio.l940.-B.33.-H.l/2.-S.101.-P.162-164. 61.Siret E. y L. Las primeras edades del metal en el sureste de España. Barcelona, 1890. Bosch-Gimpera P. Los Iberos // Cuadernos de Historia de Espana.-Buenos Aires, 1948.

59. Universidade de Santiago de Compostela.-Madrid,1988.

60. Wagner Karlos G. Aproximación al processo historie de Tartessos //-AEA., 1983.-P.87-107.

61. Аверинцев C.C. Архетипы // Мифы народов мира -M.,1980.-T.l.-110 с.

62. Аристотель. Афинская полития.-М.,1936.-С.271-343.

63. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.-М.,1989.

64. Бартольд В.В. Культура мусульманства.-М., 1998.-112 с.

65. Бартольд В.В. Сочинения, т. VI,-М.,1966.-87 с.

66. Беликов А.П. Рим и эллинизм. Проблемы политических, экономических и культурных контактов.-Ставрополь,2003 .-402 с.

67. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье.-М.,1965.-280 с.

68. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М., 1972.-411 с.

69. Васильев A.A. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081г.)гСПб.,1998.-342 с.

70. Васильев JI.C. История Востока: В 2-х т.-М., 1993.-39 с.

71. Васильев JI.C. История религий Востока.-М.,1988.-416 с.

72. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства.-М.,1983.-326 с.

73. Васильев Л.С. Феномен власти-собственности // Типы общественных отношений на Востоке в средние века.-М.,1982.-С.60-102.

74. Васильев Л.С. Что такое азиатский способ производства // Народы Азии и Африки.№ 3.-1988.-68 с.

75. Гаудио А. Цивилизации Сахары: 10 тысячелетий истории, культуры и торговли.-М., 1977.-46 с.

76. Гендерсон М.Л. Юлий Цезарь и латинское право в Испании//-ВДИ., 1946.-№4.-63 с.

77. Григорян С.Н. Великие мыслители арабского Востока.-М.,1960.-24 с.

78. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М., 1966.-3 52 с.

79. Гурин И.Г. Испания в I период гражданских войн в Риме.-Самара, 2003.-408 с.

80. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-Спб.,1995.-49 с.

81. Доценко И.И. Римская агрессия в Испании и борьба испанских племен за независимость (154-133 гг. до н.э.): автореф. дис. канд. ист. наук И.П. Доценко.-Ростов н/Д,1966.-17 с.

82. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории).-М.,1990.-101 с.

83. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и /Африки М., 1982; Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век.-М., 1985.-280 с.

84. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово — термин — смысл.-М., 1995.-295 с.

85. Ибрагим Тауфик Камель Классическая арабо-мусульманская культу-раЛОчерки по истории мировой культуры. Отв. Ред. Кузнецова Т.Ф.,-М.,1997.-495 с.

86. Ильин М.В. Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держава //-Полис., 1994.№ 2.-98 с.

87. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая.-М., 1986.-195 с.93 .Ислам. Религия, общество, государство. Под. Ред. П. А. Грязневича и СМ. Прозорова.-М., 1984.-232 с.

88. История и экономика стран Арабского Востока. Ред. Надирадзе Л.И. -М.,1973.

89. Кавтария Е.Г. Иберийско (испанско) римские взаимоотношения, Сер-торий: автореф. дис. канд. ист. наук /Е.Г. Кавтария.-Тбилиси,1971.-С. 1821.

90. Каган М.С, Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии.-М.,1994.-160 с.

91. Каптерева Т.П. Античная Испания. Искусство иберов.-М, 1992:

92. Каптерева Т.П. Античное искусство Испании и Португалии.-М., 1997.200 с.

93. Каптерева Т.П. Искусство Испании.-М.,1989. ЮО.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу-М., 1972.-68 с.

94. Клейменов A.A. Стратегия и тактика завоевательных войн периода поздней римской республики (на примере Испании) автореф. дис. канд. ист. наук.-Тула,2006.

95. Козловская В.И. Греческая колонизация Западного Средиземноморья в современной зарубежной историографии.-М.,1984.-С.42-52.

96. Козловская В.И. Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья.-Тбилиси, 1979.-236 с.

97. Козловская В.И. Проблемы иберийской Испании в советской историо-графии.-Воронеж,1971.-132 с.

98. Козловская В.И. Проблемы истории Тартесса и Тартессиды: автореф. дис. канд. ист. наук В.И. Козловская.-Воронеж,1971.-С.122-142. Юб.Коротких Л.М. Древняя Иберия в античной традиции и археологии.-Воронеж,2002.-66 с.

99. Коротких JI.M. Древняя история и археология Западного Средиземноморья.-Воронеж, 1999.-93 с.

100. Коротких Л.М. Древняя история Пиренейского полуострова: формирование иберийской культуры. Дисс. доктора истор. наук.-Воронеж, 2003.-С.84-108.

101. Крадин H.H. Кочевые общества (проблемы формационной характери-стики).-Владивосток, 1992.-240 с.

102. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения.-М.,1956.-С. 189-222.

103. Крачковский И.Ю. Арабская культура в Испании.-М.-Л., 1937.-32 с.

104. Кривов М.В. Византия и арабы в раннем Средневековье.-СПб.,2002.-190 с.

105. Иб.Крымский А.Е. История арабов, их халифат, их дальнейшие судьбы и краткий очерк арабской литературы.-М., 1903.-333 с.

106. Кубе А.Н. Испано-мавританская керамика.-Л.,1940.-С.9-53.

107. Кудрявцев А.Е. Основные проблемы изучения средневековой Испа-нии//Сборник. Культура Испании.-М., 1940.-С.42-68.

108. Кулаковский Ю.А. История Византии 602-717гг.-СПб., 1996.-352 с.

109. Кунина З.М. Серторианская война в Испании: дис. канд. ист. наук.-Днепропетровск, 1947.

110. Ланда Р.Г. В стране Аль-Андалус через тысячу лет.-М., 1993.-186 с.

111. Ланда Р.Г. Взаимодействие цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII-XVI вв. //-Восток, 1997.-№ 1

112. Ланда Р.Г. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий.-М.,1994.-189 с.123 .Ланда Р.Г. Общность культурных традиций Магриба и арабо-мавританской Андалусии//Проблемы арабской культуры. Памяти академика И.Ю. Крачковского.-М., 1987.-С.50-81.

113. Ланда Р.Г. Роль ислама во взаимодействии и синтезе цивилизаций на Иберийском полуострове VIII-XVII вв.-С. 106-110.

114. Ланда Р.Г. Роль ислама во взаимодействии и синтезе цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII XVII вв.//Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий,-М., 1994.-С.234-242.

115. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании.-М., 1967.-69 с.

116. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании.-М., 1967.-32 с.

117. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.-М.,1957.-270 с.

118. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур// Статьи по семиотике и типологии культуры//Избранные статьи.-Таллинн, 1992.-С.129-132.

119. Лучицкая СИ. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых по-ходов.-СПб.,2001.-398 с.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-М.Д983.-С.517-521.

121. Мец А. Мусульманский Ренессанс.-М., 1996.-473 с.ч

122. Мишулин A.B. Античная Испания до установления римской провинциальной системы в 197 г. до н.этМ., 1952.-362 с.

123. Мишулин A.B. Иберийский род и его эволюция в древней Испании//-В ДИ. 1948.-№1 .-С.64-86.

124. Мишулин A.B. О возникновении римского провинциального управления Испанией //ВДИ.1949.-№1.-77 с.

125. Мишулин Л.В. Испания в мифологических и исторических памятниках античности //ВДИ.1939.-№.2.-С.290-307

126. Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории Халифата. М., 1968.-209 с.

127. Нарумов Б.П. Соотношение языка, этноса и государственности на Пиренейском полуострове//Язык, культура, этнос. Отв. Ред. С.А. Арутюнов.-М.Д994С.190-198.

128. Никитюк О.Д. Кордова Гранада Севилья древние центры Андалусии.-М.,1972.-184 с.

129. Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.,1987.

130. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути // Альтернативные пути к цивилизации.-М.,2000.-386 с.

131. Павленко Ю.В. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма / Отв. ред. Л С.Васильев и Н.А.Иванов.-М., 1993.-357 с.

132. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы.СПб.,2000.-С.307-309.

133. Петере Д.Д. Вещественные намятники Иберии времен железного ве-ка//ВДИ.,1939.-№2.-208 с.

134. Петерс Д.Д. Проблема этногенеза населения Иберии (древней Испании) //ВДИ.,1940.-№2-4.-272 с.

135. Петерс Д.Д. Финикийская и греческая колонизация Пиренейского полуострова //УЗ МГПИ.,1942.-Т.ХХУШ.-С.332-350.

136. Пигулевская,Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI в.-М.-Л.,-1964.-266 с.

137. Полевой В.М. Искусство Греции.-М., 1984.-535 с.

138. Рогалин Л.М. 1-я кельтиберийская война 197-179 гг. до н.э.//ВДИ., 1948., №4.-С. 187-200,

139. Рязанов A.B. Рим и испанские провинции (218 82 гг. до н.э.): дис. канд. ист. наук.-Саратов,1998.-72 с.

140. Сагадеев A.B. Межцивилизационные взаимодействия как фактор демифологизации и универсализации мировосприятия в культурах Среди-земноморья//Эстетическая культура.-М., 1996.-36 с.

141. Салах Закут. Испано-арабская философия.-М.,1995.-С.15-16.

142. Салье М.А. Книга тысячи и одной ночи.-Л.,1929,

143. Седов Л.А. К типологии средневековых общественных систем Востока // Народы Азии и Африки.-!987.-№ 5.-С.52-61,

144. Сергеева Т.С. Проблема синтеза европейских и восточных музыкальных традиций в культуре средневековой Андалусии.-М.,1997.

145. Смирин В.М. Рабство в римской Испании.-М.,1977.-С. 120-144.

146. Смирнов A.A. Средневековая литература Испании.-Л., 1969.-120 с.

147. Сорокин П. А. Система социологии, социальная мобильность.-М., 1992.-429 с.

148. Тойнби А. Дж. Постижение истории.-М.,2006.

149. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V-середина VII в.)гМ.,1989.

150. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу.-М., 1976.-65 с.

151. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания.-М.,1976.-С.13-183

152. Федотов Г.П. Судьба и грехи России.-М.,1992.-С.304-327.

153. Филынтинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры VII-XII в.-М.,1971,

154. Фильштинский И.М. История арабов халифата (75 0-1517гг.).-М.,1999.-С.244-259,1. V /

155. Флиер А .Я. Культура как репрессия.-М.,2006.-С.205-220.

156. Флиер А.Я. Культурология для культурологов.-М.,2010.-479 с.

157. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии.-М.,1995.-175 с.

158. Фурсов А.И. Восточный феодализм и история Запада // Народы Азии и Африкит! 987.-№ 4.-С.93-109.

159. Хазанов A.M. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей.-М.,1975.-С.168-179.

160. Циркин Ю.Б. Древняя Испания.-М.,1984.-С.112-113.

161. Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура.-М.31986.-253 с.

162. Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании.-М.Д976.-С.138-143.

163. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия Средневековья и классическая традиция.-М., 1979.-152 с.

164. Шилова-Варьяш И.И. Право и правовое положение иноконфессио-нальных групп в Испании XIII-XV вв.-М., 1997.-168 с.

165. Шпенглер О. Закат Европы.-М.Д993.-С.158-186.

166. Штаерман Е.М. Венера // Мифы народов мира.-М.,1980.-С.380-384. 178.Эллинизм: Восток и Запад. Отв. Ред. Е.С. Голубцова.-М.,1992.-С.143-144.

167. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток.-М.,1990.-С.73-79.

168. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.-М., 2003.-С.324-326.

169. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М., 1991.-С.32-50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.