Становление искусства шелкоткачества в России в XVIII веке в контексте европейской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Митрофанова, Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 450
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Митрофанова, Наталья Юрьевна
Введение.
Глава I
Шелководство в странах Европы и в России.
Глава II
Зарождение искусства шелкового ткачества в Европе и в России.
1. Развитие шелкоткачества в странах Европы.
2. Положение шелкоткацкой промышленности России в XVIII веке.
Глава III
Клеймение шелковых тканей в XVIII веке в России.
Глава IV
Иностранные шелковые ткани, бытовавшие в России до XVIII века и шелковые ткани, выпускаемые отечественной промышленностью в XVIII столетии. Вопросы ткацкой терминологии.
Глава V
Иностранное влияние на орнамент русских шелковых тканей XVIII века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Творчество Филиппа Де Лассаля и русско-лионские связи в области торговли художественными тканями во второй половине 18 века2003 год, кандидат искусствоведения Лехович, Татьяна Николаевна
Русские золотные ткани XVIII - начала XX века: к проблеме формирования национального стиля2008 год, кандидат искусствоведения Полякова, Екатерина Васильевна
История текстильного производства таджиков2013 год, доктор исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
История традиционного ткачества таджиков2003 год, кандидат исторических наук Иброхимов, Муродали Файзалиевич
Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации2011 год, кандидат искусствоведения Тянь Хэ
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление искусства шелкоткачества в России в XVIII веке в контексте европейской культуры»
Текстильные изделия сопровождают человека, служа его повседневным потребностям, на протяжении всей жизни. Ткань являлась обязательным атрибутом во всех важных событиях жизненного цикла: рождение, крещение, свадьба, похороны. Текстиль обменивали, продавали, сжигали, хоронили, передавали, завещали. Многие культуры представляли ткань как нить, связывающую поколения.
История ткачества уходит корнями в глубокую древность. Ткани Древнего мира известны нам по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам, найденным в раскопках. Несмотря на губительное влияние климата, солнечные лучи, колебание влажности воздуха, при стечении особых обстоятельств (сухие, темные пески пустынь, крайне низкие температуры в Северной Монголии или герметично законсервированные с постоянной влажностью болота Скандинавии) сохранить ткани вполне возможно. Археологические находки первых сохранившихся ткацких изделий относятся к эпохе бронзового века.
Они свидетельствуют о значительной роли текстильных изделий, которые стали очень притягательным объектом для обмена и торговли. Текстильный рисунок на археологических находках прекрасно отражает географию торговых сделок. Египетские ткани несут на себе орнаментику, заимствованную с персидских шелков, в итальянских тканях явно выражены китайские мотивы, индийские узоры после учреждения Ост-индских компаний активно использовались художниками по текстилю на Западе, европейские рисунки были заимствованы русскими мастеровыми. Примеров таких взаимовлияний можно привести множество. По качеству выделки образцов можно судить о технических возможностях производства, по рисунку и орнаменту - о стилистическом своеобразии в развитии искусства, о национальных особенностях художественных школ.
Опосредованно ткани рассказывают нам о людях, которые производили их на свет, создавали эскизы, носили, использовали в интерьерах в соответствии со своими пристрастиями и вкусами. Как и другие предметы прикладного искусства, текстильные изделия существенно дополняют наше представление об уровне культуры, идеологии, о быте и нравах ушедших поколений и эпох. Таким образом, текстиль можно рассматривать не просто как компонент материальной культуры, как продукт технологии или предмет торговли, но как культурный символ, как произведение искусства.
Особое место среди текстильных изделий принадлежит шелковым тканям. В разное время они являлись мощным политическим инструментом, предметом торговых сделок, а так же атрибутом высокого социального статуса личности, могли свидетельствовать о роде занятий, об иерархическом различии и т.д.
Значимость темы, поднимаемой в диссертации, обусловлена не столько важностью бытовая шелка в разные времена, сколько тем особым положением, которое занимает эта область прикладного искусства в России. Не имея изначально отечественной традиции производства, шелк обязан своим появлением на русской земле ввозимым с давних пор иностранным шелковым товарам. Возникший интерес к производству шелковых тканей стимулировал процесс взаимодействия с иностранными шелкоткачами, обучение секретам мастерства русских ремесленников, копирование ими узоров с иностранных образцов и создание самобытных рисунков. Другими словами, шелкоткачество для России - область, которая была привнесена извне и приживалась на культурной почве России с определенными трудностями. Процесс этот, с точки зрения истории, проходил сравнительно быстро, отчасти благодаря и одновременно вопреки заимствованиям с Запада. Таким образом, интерес к теме продиктован пониманием важности проблемы взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, что особенно ярко проявилось в области русского шелкового ткачества. Исходя из этого, становление искусства русского шелкового дела необходимо рассматривать в контексте европейской культуры, проводя сравнительный анализ похожих процессов, происходивших в области шелкоткачества в Европе и России.
Специфика темы шелкового ткачества в России состоит в том, что все ступени сложного процесса шелкового производства от зарождения до выхода продукции европейского уровня укладываются в рамки 18 века. Именно в это время в русском шелкоткачестве с полной определенностью выступают национальные черты и проявляются самобытные стилистические особенности.
Существенным является вопрос атрибуции памятников искусства. В музейных коллекциях хранятся шелковые ткани, нуждающиеся в определении времени и места их изготовления. Для этой весьма сложной и кропотливой работы обращение к вопросам клеймения шелковых изделий является особенно важным.
В последнее время появился устойчивый исследовательский интерес к проблемам декоративно-прикладного искусства. Выпуск новых по большей части зарубежных изданий, посвященных выработке тканей и вопросам их орнаментации, делают особенно своевременным обращение к важной и незаслуженно забытой отечественным искусствоведением области декоративно-прикладного искусства - шелковым тканям.
Актуальность обращения к данной теме, в частности, обусловлена отсутствием в отечественном искусствоведении обобщающего труда, где бы вопросы шелкового ткачества в России рассматривались комплексно и разрабатывались как единая культурно-художественная проблема, для решения которой во взаимодействие вступают смежные дисциплины в области искусствознания. До сих пор в работах отечественных историков искусства проблема шелкового ткачества не ставилась комплексно. Между тем, шелкоткачество включает в себя ряд специфических вопросов, каждый из которых требует отдельного пристального внимания специалистов. Нам представляется необходимым свести воедино все сведения, касающиеся данной темы, чтобы судить о ней объективно. Посему, перечень используемой литературы будет включать в себя исследования отечественных и западных специалистов по разным аспектам темы.
Для того, чтобы упорядочить обзор изученной в процессе работы литературы, мы предлагаем ее в порядке, соответствующем поэтапной последовательности выработки шелковой ткани. Таким образом, первый раздел литературных публикаций освещает вопросы шелководства в России и на Западе.
Сохранившиеся по этой теме материалы весьма скудны, в отечественной литературе вопросы западного шелководства практически не освещены. По этой причине мы привлекли к исследованию в том числе и иностранные издания.
Первым сочинением о шелковом деле, которое нам удалось обнаружить, стала книга начала XVIII века англичанина Г. Бархама «Сочинение о тутовом шелкопряде» (Лондон, 1718)1. Она содержит занимательные теории, которые по сути скорее являются мифами о китайском тутовом шелкопряде. В России литературные обращения к шелкоткацкому делу относятся к более позднему времени.
Одними из первых отечественных работ, профессионально освещающих проблему шелководства, являются: издание
В.Э.Иверсена «Как добывать шелк» (СПб., 1874) и публикации Н.Н.Шаврова «Отчет по заграничной поездке, представленный министерству Государственных имуществ» (СПб.,1890) и «Описание кавказского шелководства» (Тифлис, 1891). В них даются сведения о последовательности технологических процессов в шелководстве и общем положении дел в этой области.
Свод материалов по кустарной промышленности в России» (СПб., 1877) А.А. Мещерского и К.Н. Моздалевского содержит интересные данные по технологии обработки коконов, размотке и кручению шелка.
Отрывочные сведения по шелководству мы находим в многочисленных трудах И.М. Кулишера (Очерк истории русской промышленности, Петроград, 1922, Эволюция прибыли, т.1, СПб, 1919 и др.) они освещают вопросы истории русской промышленности. Исторические факты по разведению первых в России тутовых садов мы обнаружили в «Очерках по истории текстильной промышленности дореволюционной России; раздел: Шелковая промышленность» (М., 1955) автора К.А. Пажитнова. Шелку Китая, Японии, Юго-восточной Азии и отчасти процессам производства шелковой нити отданы главы в книге Г. Бернхама «Китайский шелк» (Торонто, 1959)2 Шелковому пути посвятили свое исследование И.Франк и Д.Бронстон «Шелковый путь» (Оксфорд, 1986)3.
О родине шелка - Китае, о том, как проник в Европу шелкопряд, о первых шагах в производстве шелка в странах Европы повествуют отдельные главы в «Книге о шелке» Ф.Скотт (Лондон, 1993)4 и «5000-летняя история текстиля» Дж. Харрис (Лондон, 1993)5.
Изученная литература позволяет сделать вывод о том, что основные источники по вопросам шелководства были выпущены в конце XIX начале XX века. Следует отметить, что западные исследователи уделяли большее внимание изучению сырьевого комплекса. Отечественные публикации чаще всего содержат либо сведения общего характера, либо узко специфического, касающиеся специализированного оборудования, разновидностей болезней, которым подвержен тутовый шелкопряд, географическим районам его распространения.
Таким образом, сведение воедино отдельных данных, которые удалось обнаружить в отечественных и зарубежных источниках разного времени, при условии их систематизации, позволят нам создать более или менее целостную картину распространения шелководства по территории Европы и России.
Следующий раздел литературы отражает технологический аспект вопроса. Это публикации, посвященные непосредственно шелкоткацкой промышленности России и Запада, в частности истории предприятий. Здесь нас интересовал не только процесс возникновение мануфактур, но и технологические особенности производства, состав работников, условия труда на предприятиях, техническое оснащение фабрик, а так же сравнительная характеристика отечественного и иностранного шелкоткачества.
В этом разделе литературы для нас наибольший интерес представляют следующие публикации: статья Н.Я.Аристова «Промышленность Древней Руси» (СПб.,1866), рассказывающая о шелковых материях, бытовавших в Древней Руси, содержащая интересные этимологические сведения о названиях тканей, статья И.М.Иоксимович «Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем» (М.,1915), посвященная известным ткацким мануфактурам, статьи Н.Туган-Барановского «О русских фабриках в прошлом и настоящем» (М.,1922) и И.И. Коган «Московские шелковые фабрики в первой половине XVIII века» (М.,1929), а так же П.Г. Любомирова «Очерки по истории русской промышленности»,
М.,1947), повествующие о положении ткацкой промышленности в XVIII и XIX веках.
Истории шелкоткачества а России посвящены работы М.Н. Левинсон-Нечаевой «Ткачество. Очерки по истории русской деревни (М.1959) и «К истории шелкоткачества в Москве XVII века» (М.1961).
Исторические факты по отдельным отечественным предприятиям, весьма дополняющие общую картину шелкового производства, содержатся в публикациях А.Ф. Грязнова (М.,1910), С.Киселевской(Л.,1910), Е.Лермонтовой (СПб.,1915), И.В.Кулишер (Л., 1922), К. Базилевич (СПб.,1924), Б.И.Сыромятникова (М., 1925) и др.
Вопросы западного шелкоткачества в разное время широко привлекали к себе внимание иностранных специалистов. Р. Кокс6 и О.Фальке7 считаются основоположенниками в разработке данной темы. Их труды относятся к 1900-1920 гг. Они посвящены тканям и орнаментам на них, а так же включают богатый иллюстрационный материал. В 60-е г. вопросам шелкоткачества посвятил работы П.Торнтон8. Для нас особый интерес представляет его книга «Шелк эпохи барокко и рококо ."(Лондон, 1963), где проведена тщательная работа по изучению орнаментики шелковых тканей, а также, что особенно ценно, здесь содержится обзор и краткая характеристика музейных коллекций шелковых тканей по всему миру. В отечественном искусствознании вопросы, связанные с европейским шелкоткачеством поднимались в работах Н.Ю. Бирюковой: «Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков»(СПб.,1972), «Западноевропейские набивные ткани» (СПб.,1973).
Богатый материал о распространении шелкоткачества в странах Европы дает нам не так давно увидевшая свет, уже упоминавшаяся выше в связи с шелководством, «Книга о шелке» Ф.Скотт, изданная в 1993г. Автор этой книги - коллекционер, писательница, устроитель многочисленных выставок, посвященных костюму в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Кроме того, Ф.Скотт - редактор известного текстильного журнала «Хали». Широкий исторический материал по шелкоткачеству в Европе содержит книга «5000-летняя история текстиля» Дж. Харрис (Лондон, 1993).
Таким образом, изучив литературу по шелковому ткачеству в России и в Европе, хочется отметить следующее. Публикации, содержащие информацию о ходе производственных процессов на русских шелкоткацких мануфактурах в XVIII веке, предлагающие сведения о состоянии фабрик, уровне технической оснащенности, составе рабочей силы и т.д. были изданы в первой трети XX века. Затем интерес к этой проблеме в России пропал на долгие годы. В силу давности лет и существенной идеологической направленности литературы, выпущенной в советский период, большая ее часть морально устарела. Однако, отдельные статьи, основанные на архивных материалах, содержат ценные сведения по истории развития шелкоткацкой промышленности в России и заслуживают глубокого внимания специалистов. Что касается литературы, освещающей проблемы шелкоткачества в Европе, то в отечественном искусствознании эти вопросы практически не поднимались, поэтому провести сравнительный анализ становления и развития шелкового дела а России и в Европе без привлечения иностранной литературы было бы невозможно.
Изучая литературу по шелкоткачеству, мы обратили внимание на то, что авторы, за редким исключением, не обращаются к теме клеймения шелковых тканей. В виду трудности исследований этот вопрос в отечественном искусствоведении поднимался редко. Одним из последних и наиболее серьезных обращений к данной теме является книга сотрудницы Государственного исторического музея (ГИМ) Е.В. Арсеньевой (Старинные узорные ткани России XVI-XX века. М., ГИМ, 1999). Представляет интерес также ее статья о художественном оформлении русских текстильных изделий конца
XVIII - начала XIX веков. (Художественное оформление русских текстильных изделий конца XVIII-начала XIX веков, труды ГИМ, М., 1984, Вып.58.) В этих изданиях ведется речь о богатой коллекции ГИМ, которая включает разнообразные по материалу, технике исполнения, характеру художественного оформления образцы ткачества. Кроме того, дается расшифровка сохранившихся клейм на шелковых, полотняных, хлопчатобумажных изделиях. Арсеньева приводит список художников по тканям, перечень ткацких мануфактур различного профиля, существовавших в России. Разговор о шифрах на тканых изделиях затрагивался в статье Б.А. Шелковникова и Т.Н.Яковлевой (Декоративное и прикладное искусство первой половины XIX века, История русского искусства. Т.8, кн.2. М., 1964), посвященной декоративно-прикладному искусству
XIX века. Интерес представляет также статья А.В.Савицкой, выстроенная на архивных материалах, (О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании Русского музея, ГРМ, 1974), посвященная шелковым тканям фабрики Лазаревых и расшифровке клейм на них. Эту же тему, только на примере тканей из собрания Государственного Эрмитажа, затрагивает статья И.Н. Кузнецовой (Ткани фабрики Лазаревых в собрании Эрмитажа, Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII - XIX веков, Сб. научных трудов ГЭ, Л.,1986).
Таким образом, вопросы клеймения шелковых изделий, в виду редкости сохранившегося материала, рассматривались лишь несколькими отечественными исследователями. В одном случае разработка темы велась довольно широко и разнопрофильно (лен, хлопок, шелк.) с большим временным и предметным охватом, в другом случае - узконаправленно (рассматривались клейма одной фабрики). Имея, в качестве примеров, образцы неопубликованных ранее шелковых тканей с клеймеными кромками, нам представляется необходимым рассмотреть тему клеймения с точки зрения русского шелкоткачества. Поскольку опубликованный материал по данному вопросу очень ограничен, мы сочли необходимым обращение к архивным документам - источникам.
Наиболее ценный материал для нас содержался в фонде Мануфактур-Коллегии в Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА), а также в фондах Российского Государственного Исторического Архива (РГИА). Благодаря материалам РГАДА и РГИА стало возможным просистематизировать образцы сохранившихся в архиве клейм, предназначенных для шелковых тканей, ввести их классификацию. Изучение раппортов в Мануфактур-Коллегию от владельцев предприятий позволило расшифровать клейма на неизвестных ранее шелковых тканях из фондов Государственного Эрмитажа (ГЭ), а так же существенно дополнить список содержателей шелковых фабрик, предложенный Е.В. Арсеньевой, за счет петербургских владельцев. Материалы РГАДА содержат ведомости о состоянии фабрик, что существенно дополняет наше представление о положении шелкоткацкого промысла в России.
Неоценимую роль в работе оказали данные РГИА из фонда Министерства Внутренних Дел (МВД). Здесь приведены доклады и рапорты в Мануфактур-Коллегию в переводах XVIII века надворного советника Михайлы Одара, «касающиеся до шелковых мануфактур». В них содержится информация о фабриках и мастеровых, о качестве производства и его недостатках, приводятся живые примеры, называются реальные имена, звучат предложения по улучшению дел, проводятся параллели с Францией. Пожалуй, это, своего рода, первое исследование процесса шелкоткачества в России.
Выборочно материалы Мануфактур-Коллегии и сообщения М.Одара опубликованы и содержатся в «Материалах по истории крестьянской промышленности XVIII-первой половины XIX веков» (М., Л.,1950)
Чрезвычайно необходимыми для работы стали труды, посвященные истории русской шелкоткацкой промышленности. Здесь полезно было познакомиться с опубликованными архивными данными «Историко-статистическим обзором промышленности России 18 века» (М.,1899), «Сборником статистических сведений по Московской губернии» (М.,1902), «Архивом истории труда в России» (М.,1922), которые позволили проследить колебание интереса к шелку и шелковому ткачеству на Руси на протяжении интересующего нас периода. Таким образом, для детальной проработки вопросов производства и клеймения шелковых изделий, к работе были привлечены источники и опубликованные архивные материалы.
Следуя намеченному плану в рассмотрении литературы, мы выделяем большой раздел публикаций, посвященных ткацкой терминологии, разнообразию сортов шелка, узорам и орнаментальным композициям, украшающим шелковые ткани.
Одна из первых публикаций, дающая нам богатейший материал для исследований, это работа П. Строева «Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича всея Руси самодержцев с 1632 по 1682гг.» (М., Типография Августа Семена, 1844) Этот исторический материал снабжен старинными названиями предметов одежды, тканей с образными обозначениями их цвета. Сделана попытка составить терминологический словарь.
Вслед за Строевым, Висковатовым и Вельтманом не менее интересное исследование, посвященное тканям на Руси, мы встречаем у П.И. Савваитова в «Описании царских одежд, утвари, оружия, ратных доспехов и конского прибора», вышедшем в 1865 году. Это чрезвычайно ценное пособие для знакомства с тканями, их терминологией и бытовыми особенностями. Здесь можно найти старинные названия тканей, объяснение вида или сорта материи, упоминаемой памятниками письменности.
Исследование В.А.Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки», вышедшее в 1881 году, сопровождается литографиями. Они содержат интересную информацию о древнерусских тканях, обнаруженных в курганах и захоронениях. Прохоров отмечает сильное влияние на них Византии. Большой интерес представляет «Опись Оружейной палаты отдела мягкой рухляди», изданная в 1884 году. Она дает весьма полезные сведения о составе царского гардероба с описанием типа используемой ткани, цвета, узора или орнамента.
Об использовании шелка в церковном обиходе рассказывает «Опись тканей XVI - XVII веков из собрания бывшей Троице-Сергиевой Лавры», составленная в 1926г. А.Свириным. Он описывает предметы религиозного культа, облачения священнослужителей, выполненные в XVI-XVII веках из атласа, бархата, объяри. О церковной одежде и парче, используемой для нее, повествует В.Оловянишников в своей работе «Парча. Поставщик Двора Его Величества» (М.,1909).
Наиболее крупным специалистом в области тканей является Н.Н.Соболев. Его труды «Очерки по истории украшения тканей» (М.,1934), «Русский орнамент» (М.,1948), «Старинная русская набойка» (1949) представляют собой исследование энциклопедического характера. В своих работах, предполагающих широкий временной охват, к сожалению, не так много внимания уделено узорным шелковым тканям. Тем не менее, нам удалось обнаружить полезные сведения об украшении турецких и персидских тканей. Личные же пристрастия Н.Н. Соболева обращены к русским набивным материям.
Статья Л.И.Якуниной «Узорные ткани» в сборнике «Русское декоративное искусство XVIII века» под ред. Леонова (М.,1963) - одна из немногих рассказывает об узорных тканях на Руси, хотя и носит обзорный характер, знакомя нас с тем, как обстояли дела в XVIII веке в суконной, льноткацкой, ситцевой и шелкоткацкой промышленности. Для нас же представил интерес иллюстрационный материал, предлагаемый автором, а также ее обращение к теме клеймения.
П.Строев, П.Савваитов, А.Свирин и другие исследователи тканей непременно обращались к вопросам ткацкой терминологии. В этой области действительно существует много разночтений. В 1925 году историк и исследователь тканей В. Клейн выпускает книгу «Иностранные ткани, бытовавшие в России до XVIII века и их терминология». Этимология тканей, предложенная Клейном, очень полная, если не сказать исчерпывающая. Кроме того, он привлекает внимание к тканям, как к художественному произведению. Несмотря на несомненную ценность исследований В.Клейна, нам не удалось обнаружить попыток сравнения этимологии ткацких терминов в России и в Европе. Между тем, разница в том, как давались названия отечественным и европейским шелковым тканям во многом созвучна различиям в отношении к этой области декоративно-прикладного искусства и к процессу выделки тканей, являя собой отражение в ведении дел в России и в Европе.
Интерес к орнаментации тканых изделий подвиг нас обратиться к литературе, освещающей вопросы художественной орнаментики. Среди них: «Художественные статьи об орнаменте» В.В. Стасова (СПб., 1894), «Русский орнамент» Н.Н. Соболева (М.,1912),
Орнамент - почерк эпохи» Т. Соколовой (Л., 1972), «Мотивы русской орнаментики» В.А.Гартман (СПб., 1873).
Западные исследователи так же обращались к проблеме орнаментики в художественном оформлении тканей. Кроме названной выше работы П.Торнтона, где автор серьезно подходит к вопросу эволюции орнамента, прослеживая его изменения год за годом, в 1994г. увидели свет каталоги Музея Виктории и Альберта со вступительными статьями Н.Росгейн. (Музей Виктории и Альберта. Коллекция узорных тканей, выполненных в Англии, т.1 -до 1750, т.2 - от 1750 до 1850, Лондон, 1994) В этих изданиях уделено достаточное внимание процессу формирования узоров на шелковых тканях в XVIII веке. В первой публикации акцент сделан на французские ткани, во второй - большее внимание уделено английскому шелковому производству. Прекрасное издание «Элегантное искусство. Мода и фантазия в XVIII веке», (Музей Виктории и Альберта, 1982) так же со вступительной статьей Н.Росгейн «Элегантное искусство шелкового ткачества», рассказывает об этапах становления орнамента на шелковых тканях в Европе.
Еще одно издание «2000 лет шелкового ткачества» И. Вейхе (Нью-Йорк, Детройтский институт искусств, 1944) содержит богатый, с точки зрения исследуемой темы, иллюстративный материал. В журналах «Текстильная промышленность», изданных в Англии в конце XIX - начале XX веков дается интересная, с точки зрения данной работы, историческая информация по орнаментации тканей, снабженная образцами разных типов переплетений.
Острее ощутить атмосферу времени и полнее составить представление о данной эпохе, познакомиться с бытом и нравами ушедших поколений помогли исследования историков С.М.Соловьева, И.Забелина, С.П.Пыляева, А.С.Лаппо-Данилевского, Э.Миниха, И.Желябужского, В.О. Ключевского и многих других.
Для работы было привлечено большое количество каталогов, альбомов, посвященных декоративно - прикладному искусству конца XVII-XVIII веков из собраний ГЭ, ГРМ, ГИМ, Государственного историко-культурного музея Московского Кремля, бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Среди этого раздела литературы следует выделить следующие издания: «Драгоценные ткани из сокровищницы Московского Кремля», (М., 1971) О разнообразных тканях из музеев Московского Кремля повествует в своей вступительной статье к альбому В.И.Маркова. Альбом Т.Т.Коршуновой «Костюм в России 18 - начала 19 века» основан на богатейших материалах отдела истории русской культуры ГЭ. В альбоме на примере высокохудожественных образцов прослеживается эволюция форм городского костюма в России, наше внимание было привлечено к орнаментации тканей, используемых для одежды. Русский народный костюм великолепно представлен в альбоме ГИМ, составитель Л.В. Ефимова.(Русский народный костюм в ГИМ, М., 1989) Альбом снабжен вступительной статьей и богатым изобразительным рядом, в пояснениях к которому, содержится информация о том, из какой ткани и когда был выполнен тот или иной предмет одежды.
Исследователи тканей отмечают активное использование шелка в интерьерах. В связи с этим для нас представили интерес альбомы, посвященные интерьеру XVIII века. Среди изданий по этой теме особенно интересными стали работы А.Г.Стемпаржецкого («Декоративные ткани в русском интерьере», Л.,1958 и «Рисунок и цвет в декоративных тканях в интерьере русского классицизма XVIII -XIX веков», Л.,1959) Они посвящены рисунку и цвету декоративных материалов, использовавшихся в интерьере. «Русский интерьер 1819 веков» авторов И.А.Бартенева и В.Н.Батажковой (Л.,1977) повествует о наиболее характерных русских интерьерах интересующего нас периода и их декоре.
В данной работе автор, стремясь исследовать проблему шелкового ткачества всесторонне, помимо литературы и архивных материалов, привлекает многочисленные образцы ткачества из крупнейших собраний отечественных и зарубежных музеев. В диссертации использованы опудликованные и неизвестные ранее шелковые ткани из коллекций отдела истории русской культуры и отдела истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, Московского музея-усадьбы Останкино, Текстильной академии им.Косыгина, Государственного историко-культурного музея Московского Кремля, Государственного исторического музея, музея-заповедника Петродворец (Санкт-Петербург), а так же западные образцы шелковых тканей из собрания Музея Виктории и Альберта в Лондоне, музея области Лацио в Риме, северного и исторического музеев в Стокгольме, исторического музея в Пизе, музея истории текстиля в Лионе, исторического музея Гетеборга, художественного музея в Бостоне, музея прикладного искусства в Париже.
В ходе работы были использованы материалы фондов Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, библиотек Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна, Государственной Московской текстильной академии им.Косыгина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Научной билиотеки академии художеств, Библиотеки академии наук, Библиотеки Санкт-Петербургского Государственного университета.
Исследованная литература позволяет сделать следующие выводы: шелковые ткани - важная область русского прикладного искусства, в отечественном искусствознании не достаточно освещена. Ситуация осложняется тем, что наиболее объемлющие труды, посвященные истории русского ткачества, были созданы лишь в первой трети XX столетия и информация в них содержащаяся частью устарела.
Немногочисленные современные работы в большей мере предполагают широкий временной и предметный охват и содержат материал о суконной, шерстяной, льняной промышленности, рассказывают о набивных тканях, в то время, как тема русских шелковых тканей затрагивается редко. Существуют лишь узкотематические статьи в отдельных сборниках по вопросам орнаментации тканей и клеймения. Так или иначе, они посвящены специфической тематике (чаще тканому узору, либо отдельному производству) или носят обзорный или просто ознакомительный характер.
Цель данной работы состояла в следующем: мы выбрали узкую, но важную область в прикладном искусстве России -шелкоткачество. Затем, определили временной промежуток, наиболее показательный для этого вида художественного промысла. Важность задачи, на взгляд автора, заключается в том, что именно XVIII век стал решающим для отечественного шелкового производства. В Петровское время делаются первые робкие шаги, которые становятся все более уверенными и твердыми к концу столетия. А в XIX веке Россия уже успешно конкурирует на мировом рынке со своей шелкоткацкой продукцией. Конец XVIII века, о котором чаще всего говорят специалисты, представляет собой лишь результат той работы, которая была проделала в течение всего столетия.
Определив направление исследования, мы постарались обозначить круг тем, проработка которых позволила бы рассуждать о проблеме комплексно и всесторонне. В отечественном искусствознании нет работ по шелкоткачеству, где бы была сконцентрирована вся необходимая информация по данному вопросу, сведены воедино основные звенья в «цепи» шелкоткацкого дела, которые в общем и целом давали бы наиболее полную и объективную картину происходящих в этой области процессов.
Мы считаем необходимым не только проследить динамику развития промысла в России, отметить основные этапы в производстве шелка, остановиться на важных стадиях в развитии декора шелковых тканей, рассмотреть частично вопросы клеймения, а также обратиться к отдельным аспектам ткацкой этимологии, но и сделать это в сравнительном анализе с похожими процессами, имевшими место в Европе. Эта сторона проблемы нам представляется наиболее важной, так как шелкоткачество заведено было на Руси «по образу и подобию». Посему, представляется невозможным без тщательного анализа иностранных влияний и осмысления меры этого воздействия правильно понять и выявить закономерности и особенности развития этой области декоративно-прикладного искусства в России в XVIII веке.
В процессе исследования обнаружились многочисленные пробелы в интересующей нас теме, возникло множество вопросов и проблем, квинтэссенцию их мы и постарались выявить.
В связи с этим, работа, которая имеет своей целью, исследовать процесс Становления искусства шелкоткачества в России в XVIII веке в контексте европейской культуры ставит перед собой следующие задачи:
-последовательно проследить, а затем сопоставить ход процессов возникновения шелководства и искусства шелкоткачества в России и в Европе. Выявить основные закономерности и отличительные особенности этих этапов в выработке шелка в разных странах, -определить степень иностранного воздействия в каждом из этапов на пути становления и развития искусства отечественного шелкоткачества в XVIII веке, а также обозначить круг наиболее ярких проявлений такого влияния и остановиться на основных причинах, повлекших за собой их появление.
-провести стилистический анализ орнаментальных мотивов на шелковых тканях из коллекций отечественных и зарубежных музеев. Проследить основные этапы в развитии узора на русских шелковых тканях в XVIII веке и сопоставить ход эволюции ткацких орнаментальных мотивов в Европе и России. Отметить особенности художественной манеры русских шелкоткачей.
-предпринять попытку систематизации клейм на русских шелковых тканях XVIII века. Предложить расшифровку сохранившихся клейм на русских шелковых тканях из собрания ГЭ.
-провести сравнительный анализ этимологии ткацких терминов в России и европейских странах, выявить причины бытования тех или иных названий.
-дать общую оценку событиям и выявить последствия взаимоотношений России с иностранными государствами в области шелкового ткачества.
Исходя из поставленных задач выявляется структура диссертации, которая включает пять основных глав, освещающих соответственно вопросы шелководства в России и в Европе, проблемы русского и западного шелкоткачества, клеймения шелковых тканей, бытования иностранных тканей в России и ткацкой терминологии, западных реминисценций в узорах на русском шелке.
В данной работе в основе метода исследования лежит попытка системного подхода к решению проблемы. Она включает в себя изучение непосредственно предметов искусства - шелковых тканей, сравнительный анализ и соспоставление процессов выработки изделий, стилистический анализ орнаментальных композиций на шелковых тканях XVIII века. В качестве исходных материалов исследования выступают архивные документы, статистические сборники, труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам шелкового ткачества, украшения тканей, ткацкой этимологии.
Научную новизну работы автор видит в следующем: -в проведении попытки создания целостной картины становления искусства шелкового дела в России в XVIII веке с учетом иностранного влияния, при этом особый интерес представляет новизна подхода к решению поставленных задач. Впервые отдельные вопросы отечественного шелкового ткачества предстают как единая культурно-художественная проблема, решение которой находится на стыке взаимодействия различных дисциплин в искусствознании.
-к новым результатам можно отнести также предложенную систему классификации клейм на русских шелковых тканях, проведенную на основе сопоставления и анализа 93 клейм и штампов для русского шелка XVIII века, обнаруженных в фондах РГАДА. -автором вводятся в научный оборот 10 новых архивных документов XVIII века (РГАДА), представляющих собой рапорты и челобитные от владельцев шелковых мануфактур, ведомости о состоянии шелковых фабрик, письмо-«промемория» в Государственную Мануфактур-Коллегию от Коллегии иностранных дел.
-предпринята попытка оценить степень иностранного влияния на отдельные этапы в ходе становления и развития искусства русского шелкоткачества в XVIII веке, как в культурно-художественной, историко-социологической, так и в технологической сферах, с проведением сравнительного анализа сходных процессов, протекавших в России и Западной Европе.
-новизна работы заключается также в привлечении к исследованию 46 неопубликованных ранее образцов шелкового ткачества из коллекций отечественных музеев, а для 5 из них предложена схема расшифровки клейм. Уточнена атрибуция отдельных образцов. - автор предлагает расширить список содержателей шелковых фабрик на 17 пунктов за счет владельцев шелковых и позументных мануфактур, приписанных к Санкт-Петербургской губернии.
В связи с выше сказанным, практическая ценность исследования будет заключается в возможности использования его результатов, а также документальных и изобразительных материалов в музейной практике для атрибуции шелковых тканей, в практике преподавания истории декоративно-прикладного искусства, при подготовке тематических лекционных курсов по истории текстиля, для разработки пособий по истории отечественного текстильного дела, при издании альбомов, каталогов, монографий.
Данная работа обогатит и существенно дополнит сложившуюся картину развития русского прикладного искусства в области шелкового ткачества, а так же поможет правильно расставить акценты в вопросах взаимодействия России с иностранными государствами.
1 глава ч аспространение шелководства в странах Европы и в России.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Русские набивные платки и шали второй половины XIX века. История производства и истоки художественной традиции2022 год, кандидат наук Ковалева Наталия Ивановна
История возникновения и развития капиталистической мануфактуры в Средней Азии2009 год, кандидат экономических наук Турсунова, Гульбахор Назиржоновна
Искусство текстиля: ручное ткачество: Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.2002 год, кандидат искусствоведения Цветкова, Наталия Николаевна
Получение и исследование нетканого материала из отходов переработки натурального шелка, модифицированного наночастицами металлов2022 год, кандидат наук Яковлева Ольга Ивановна
Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России2006 год, кандидат искусствоведения Блюмин, Марина Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Митрофанова, Наталья Юрьевна
Заключение
Овчинников Ю. Трезини, Л., 1988.С.15.
2Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани, М.: ГИМ, 1999.С.146-154.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Митрофанова, Наталья Юрьевна, 2003 год
1. Список архивных документов
2. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.644.Л.31-34.
3. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.714.Л.57.
4. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.714.Л.58-59,
5. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.714.Л.83-85.
6. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.848.Л.12-16.
7. РГАДА. Ф.277. Оп.2.Ед.хр.849.Л .8-11.
8. РГАДА. Ф.277. Оп.З.Ед.хр.36б.Л.1-1об.
9. РГАДА. Ф.277. Оп.З.Ед.хр.620.Л.62-64.
10. РГАДА. Ф.277. Оп.З.Ед.хр.632.Л.28-165об.
11. РГАДА. Ф.277. Оп.З.Ед.хр.639.Л.43.
12. РГАДА. Ф.277. Оп.З.Ед.хр.661 .Л.94.
13. РГАДА. Ф.277. Оп.15.Ед.хр297.Л.7,59,180,297
14. РГАДА. Ф.277. Оп. 3. Ед. хр.645-661. Л.1-3.
15. РГАДА. Ф. 277. Оп. 3. Ед. хр.646.Л.Ю.
16. РГАДА. Ф. 277. Оп.З. Ед. хр.646. Л.12.16.РГИА Ф.127. ОП.32.Л.З-5,
17. РГИА.Ф.273. Оп. 185. Ед .хр.7263. Л .54,
18. РГИА Ф.273.0п.263.Ед.хр. 185.Л .11.
19. РГИА. Ф.300.0п.5315.Ед.хр.415.Л. 11.
20. Список изученной литературы
21. Акгы о выездах в Россию иноземцев. Русская историческая библиотека.-СПб., 1884.-Т.8.
22. Акгы исторические.-СПб.,1842.- т.3,4.
23. Архив истории труда в России. М.,1922.-Кн.2,3.
24. Базилевич К. Кадашевцы и дворцовые ткачи,.-СПб.,1924. Э.Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Русский интерьер 18-19 веков.-Я,1977.
25. Ю.Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство 17-18 веков.-СПб., 1972.
26. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское искусство 15-19 веков.- СПб., 1988.
27. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Франции 17-18 веков СПб., 2002.
28. Биркжова Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани 16-18 века.-М.,1973.
29. Божерянов И. Петербург в Петрово время.- СПб., 1903.
30. Вестник изящных искусств.-Спб., 1890.- Т.8.
31. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1995.-Т.1-3.
32. Грязнов АФ. Большая Ярославская мануфактура.- М.,1910.
33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -СПб-М.: Типография М.О.Вольфа, 1881.
34. Динцес Л А Древние черты в русском народном искусстве. История культуры Древней Руси М-Л.,1951Т.2.
35. Довнар-Запольский Р. И. Торговля и промышленность москвы 16-17 веков.-М., 1929.
36. Дураева Г. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке.-М., 1990.
37. Ефимова Л.В. Русский народный костюм в ГИМ.- М., 1989.
38. Желябужский И. Русский быт по воспоминаниям современников. 18 век. Ч.1.- М., 1914.
39. Журнал мануфактуры и торговли. -СПб., 1828. Вып. 5,6,39.1825. -Вып. 1.1853.- Вып.9.
40. ЗО.Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц и царей в 16-17 в.-М., 1911.31.3абелин И.Е. История города Москвы. Т.1. -М.,1905. 32.3аозерская Е.И. Развитие легкой промышленности в Москве в первой половине 18 века. -М., 1970.
41. ЗЗ.Заозерский АИ. Царь Алексей Михайлович в своем хозяйстве.- СПб., 1917.34.3аозерский АИ. Царская вотчина 17 века.- М., 1937.35.3ябловский Е. Статистическое описание Российской империи. Кн.2,Ч.5.-М., 1808.
42. Историко-статистический обзор русской промышленности в Россия.Т. 2.-М., 1899.
43. Иверсен В.Э. Как добывать шелк.- СПб., 1874.
44. Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. Т.1. М., 1915.
45. ЗЭ.Кириппов И. Цветущее состояние Всероссийского Государства. Т.1. -М.,1831.
46. Киселевская С. Купавинская фабрика. -Л.,1932.
47. Клейн В. Иноземные ткани, бытовавшие в России до 18 века.-М.,1925.
48. Клейн В. Путеводитель по выставке тканей 17-19 веков.- М., 1926.
49. Коган И.И. Московские шелковые фабрики первой половины 18 века М.: Старая Москва, 1929.
50. Козьмян Г. К. Ч.Камерон.-Л., 1987.
51. Коршунова Т.Т. Костюм в России.- Л., 1973.
52. Костомаров Н.И. Описание жизни и быта русского народа.-М., 1996.
53. Корсак И.И. О формах промышленности. -М., 1921.
54. Крюков П. Очерки мануфактурно-промышленных сил в Европейской Росси СПб., 1853.
55. Кузнецова И.Н. Ткани фабрики Лазаревых в собрании Эрмитажа. //Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы к. 17-19 веков. Сб. научных трудов ГЭ.-Л., 1986.
56. Кулишер И.М. Очерк истории русской промышленности .-Петроград>Петрогубпрофсвет, 1922.51 .Кулишер И.М. Вопросы русской промышленности и промышленного труда. Кн.1-М., 1921.
57. Кулишер И.М. Эволюция прибыли. Т.1 СПб., 1919.
58. Лаппо-Данилевский А.С. Иноземцы в России в царствование Михаила Федоровича.- СПб.,1885.
59. Линде В.В. Общая технология шелкового производст-ва.-М.,-Л.,1938.62Литвинов-Фалинский В. Шелковая промышленность в России.- М., 1902.
60. Любименко И. Труд иноземцев в Московском государстве.-М,1923. 64Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности 17-19 века.- М.: ОГИЗ,1942.
61. Мануфактуры и фабрики торгового дома Морозовых.-М.,1870.
62. Маркова В.И. Драгоценные ткани из сокровищницы Московского Кремля, М.: Оружейная Палата Московсктго Кремля,1971.
63. Материалы по истории крестьянской промышленности 18-первой половины 19 веков.Т.2. M.-J1., 1950.
64. Миних Э. Россия и русский двор в первой половине 18 века.- СПБ., 1891.
65. Мешалин И. В.О промышленности в Московской губернии в конце 18 века.-М., 1948.
66. Московские актовые книги 18 столетия. Т.7-8, М., 1892.
67. Пажитнов КА. Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. -М., 1955.
68. Переписные книги Москвы. 1737-1745гг. М.: Изд. Московского Городского Управления, 1881.81 .Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки.-СПб., 1975.
69. Петров Н. Татищев и его время. -М., 1861.
70. Полное собрание российских законов. Т. 13, №1012. Т. 7, №5452, 5674. Т.4, № 4006. Т.5-6, № 3176.
71. Приселков М.Д. Гардероб вельможи. -СПБ.,1915.
72. Прохоров В А Материалы по истории русских одежд и обстановки.-М.,1881.
73. Пыляев М.И. Старый Петербург.-СПб., 1888.
74. Пыляев М.И. Старое житъе.-СПб.,1898.
75. Рудин Н.Г. Из истории художественного оформления тканей// Текстильная промышленность. -1977.-№9.
76. Русские торгово-промышленные компании в первой половине 18 века.-СПб.,1896.
77. ЭО.Рыбалов Б А Язьнество древних славян. -М., 1981.
78. Рыбалов Б А Прикладное искусство и скульптура Древней Руси.-М.,-Л., 1951.
79. Савваитов П.И. Описание царских одежд, утвари, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора,- М., 1896.
80. ЭЗ.Савицкая АВ. О шелковых тканях фабрики Лазаревых в собрании ГРМ.-Л.:ГРМ, 1974.
81. Сакович С.И. Из истории торговли и промышленности России 17 века. -М.ЛГруды ГИМ, 1956. -Вып.ЗО.
82. Сборник статистических сведений по Московской губернии. -М., 1902.-Вып.2.
83. Эб.Свирин АК. Опись тканей 16-17 веков бывшей Троице-Сертевой Лавры.-М.,1926.
84. Семевский В. Крестьяне в царствование Екатерины 2 М., 1978.
85. Смирнов П. Московские ткачи и их привилегии. -Тверь, 1928.
86. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М., 1924.
87. Ю7.Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитье, ткань, кружево. Вып.1.- СПБ., 1872.
88. Ю8.Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. -Л.,1958.
89. Сумбагтзаде АС. К истории шелкомотального производства в Азербайджане. -Баку, 1955.
90. Тагенборгский Л. О производительных силах России. 4.2. Отд.1. М., 1857.
91. Уханова И.Н. К истории культурных связей России и Западной Европы в 17-начале 18 веках.//Труды Государственного Эрмитажа. Т.15 -Л.,1974.
92. Фоккерод. Россия при Петре Великом. -М.: Чтения ОИД, 1874.
93. Успенский АИ. Столицы архива Оружейной Палаты. Вып. 1.-М.1912.
94. Фирсов В.И. Русские торговы-промышленные компании в первой половине 18 века.- М., 1912.
95. Чулков М. Историческое описание российской коммерции.!".б.Кн.З.-М., 1786.
96. Шавров Н.Н. Отчет по заграничной поездке.- СПб.,1890.
97. Шавров Н.Н. Альбом рисунков по шелководству-СПб.,1890.
98. Шарая Н.М. Костюм 18-19 веков в собрании ГЭ.-Л., 1962.
99. Шелковников Б.А. и Яковлева Т.Н. Декоративное и прикладное искусство первой половины XIX века./ История русского искусства. T.8.KH.2.- М., 1964.
100. Шуйский В.К. В.Бренна.Л.,1986.
101. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России.- М.,1908.
102. Якунина Л.И. Узорные ткани./ Русское декоративное искусство XVIII века. Т.2.- М., 1963.
103. Якунина Л.И. О трех курганных тканях.- М.: ГИМ,1940.-Вып.11.
104. AI-Andalus. Exhibition catalogue.- N-York,1992.
105. Art of Textiles. Exhibition catalogue.- L., 1989.
106. Barham H. Essay upon Silkworm.-L., 1718.
107. Bumham H. Chinese Velvets.-Toponto, 1959.
108. Cox R. Les soieries d' Art. Paris,1914.
109. Cox R. L' Art de decorer les tissus.-L.,1900.
110. Falke O. Decorative silks.-N-York, 1922.
111. Falke O. Kunstgeschichte derscidenweberei.- В.,1921.
112. Fortuny H. Exhibition catalogue, musee Historique desTissus.-Lyon,1979.
113. Frank I. DieKrankheiten derPfIanzen.-Dresden,1880. 141 .Frank I., Brownstone D. The silk road.-Oxford,1986.
114. Harris J. 5000 years of textiles.- L., 1993.
115. HunterG. Decorative textile.-N-York, 1918. Harris. 5000 years of textiles.- L., 1993.
116. King D. British textile design in the Victoria and Albert Museum.-Tokyo,1980.
117. Mackie L. The splendorof Turkish Meaving.-W., 1974.
118. Meissonier D. 018 century marerich.- N-York,1969.
119. Michael M. Art and design in textiles.- L.,1985.
120. Michel Fr.Recherches sur le commerce la fabrication et I'usage des etoffes de soiet d'or, d'or et d'argent.- Paris, 1852.
121. Michel R. M. Lojouet I'art rocail. -Paris, 1984.
122. Mollett J. W. Dictionary of Art and Archaeology., Bracken Books.- L., 1883.
123. Parry L. Textiles of the art and crafts movement- L., 1984.
124. Rothstein N. Silk designs of the 18 century, from the Collection of the Victoria and Albert Museum.-L., 1990.
125. Rothstein N. An Elegant art, Fashion and Fantasy in the 18 century.-L.,1992.
126. Rothstein N. Woven textile design in Britain, Collection of the Victoria and Albert Museum.-L., 1994.
127. Scott Ph. The book of silk.- L., 1993.
128. Soieries de Lyon. Exhibition catalogue musee Historique desTissus.-Lyon,1983.
129. Thomton P. Jean Revel.Dessinatiur de la Grand Fabrique.- L., 1960.
130. Thomton P. Baroque and Rococo Silk. -L., 1963.
131. Thornton P. 17centuy. InterriorDecoration in England.France, Holland-Yale University, 1979.
132. Thornton P. Form and decoration innration in the decorative arts 14701870.- L.,1998.
133. Weyhe E., 2000 years of silk weaving.- N-York, 1944.
134. Wilson K. History of textiles.-N-York.1974.163.2000 Years of silk weaving. Exhibition catalogue.- N-York, 1944.
135. Данные о производстве важных сортов товаров на всех русских фабриках в период с 1759 по 1763гг.1
136. Годы Сорт ткани Стоимость(руб\арш) 1759 аршин 1761 аршин 1762 аршин 1763 аршин
137. Бархат, парча до 13 руб\аршин 12000 18000 20300 21900
138. Глазет, люстрин до 5 руб\аршин 34500 34900 36300 37800
139. Тафта до 2 руб.80 копЛарш. 45500 51400 58800 67300
140. Платки до 3 руб.50 коп.\шт. 110000 80000 80000 80000
141. Платки до 2 руб.80 копЛшт. 161000 173000 213000 236600
142. Ленты до 1 руб.ЗО коп.\арш. 561200 182700 437600 227300
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.