Становление хорового исполнительства на Южном Урале тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Мирошниченко, Светлана Исмагиловна

  • Мирошниченко, Светлана Исмагиловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 374
Мирошниченко, Светлана Исмагиловна. Становление хорового исполнительства на Южном Урале: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 1999. 374 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мирошниченко, Светлана Исмагиловна

Введение

Глава I. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЮЖНОГО УРАЛА

1.1. Своеобразие развития музыкального искусства Уфы

1.2. Музыкальный Челябинск: от истоков к современности

1.3. Магнитогорский музыкальный феномен

Глава II. ХОРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРНЫХ

ЦЕНТРОВ ЮЖНОГО УРАЛА

2.1. Становление профессионального искусства

2.2. Любительские хоровое движение

2.3. Детское хоровое исполнительство

2.4. Сохранение традиций церковного пения

Глава III. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ

3.1. Стилевые тенденции в творчестве ведущих хоровых дирижеров

3.2. Развитие системы хорового образования

Заключение

Том 2. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Таблица-хронограф. Развитие музыкальной культуры Южного Урала

2. Деятели хорового искусства Южного Урала

3. С. Г. Эйдинов: очерк жизни и творчества

4. Регенты Южного Урала

5. Материалы прессы

6. Афиши

7. Перечень записей профессиональных хоровых коллективов

8. Хрестоматия. Поет женский хор: из репертуара хора МаГК

9. Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление хорового исполнительства на Южном Урале»

ВВЕДЕНИЕ

На пороге XXI века искусство, художественная деятельность человека, приобретает особый смысл как важнейший фактор сохранения цивилизации. Проблема культурного выживания сегодня предельно заострена и в жизни российского общества.

Не случайно среди его приоритетных задач ныне называют не только сохранение достигнутых высот, но и дальнейшее развитие музыкального искусства — творчества, исполнительства, образования, в том числе хорового. Актуальность изучения хорового искусства как важнейшей сферы отечественной музыкальной культуры очевидна, поскольку его развитие в XX веке на всей территории России и, в частности, в регионе Южного Урала, было чрезвычайно интенсивным. О том свидетельствует многолетняя успешная деятельность известных коллективов— Магнитогорской хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова, Башкирской хоровой капеллы, Челябинского камерного хора.

Одной из важных задач современного этапа развития отечественного музыкознания является изучение не только деятельности профессиональных хоров, но и всей хоровой исполнительской инфраструктуры Южного Урала как одной из ветвей хоровой культуры России. В музыкальной науке вопросы хорового исполнительства, особенно в краеведческом плане, изучены недостаточно. В частности, мало исследованы взаимосвязи различных элементов хоровой инфраструктуры, исполнительские стили выдающихся дирижеров и руководимых ими хоров, местные певческие традиции, почти не затронуты церковное и детское хоровое пение.

Между тем хоровое исполнительство сегодня продолжает интенсивно развиваться в самых разных направлениях— профессиональном и любительском, детско-юношеском и церковном. Появились и быстро крепнут но-

вые очаги высшего дирижерско-хорового образования, призванные готовить специалистов нового поколения, которым предстоит действовать в значительно изменившейся социально-культурной обстановке. Все это ставит на повестку дня комплексное исследование исторического пути становления различных ветвей хорового исполнительства в соотнесении с их сегодняшней реальностью прежде всего в региональном плане.

Несмотря на известную разработанность некоторых вопросов, связанных с особенностями отдельных компонентов хоровой инфраструктуры Южного Урала, в отечественном музыковедении еще не было обобщающего труда, комплексно исследующего исторические пути и современное состояние хорового исполнительства в масштабе целого региона. Это и определяет актуальность избранной диссертационной темы.

Учитывая специфику становления и развития хорового искусства на Южном Урале в основу работы положен принцип комплексного рассмотрения хорового дела в крупнейших культурных центрах Южного Урала — Уфе, Челябинске, Магнитогорске, что определило методологическую базу настоящего исследования.

Исследование велось в трех аспектах. Ведущим был краеведческий аспект, поскольку едва ли не главным источником стали архивные материалы. Другой аспект — социологический — стал возможным в связи с введением понятия «хоровая инфраструктура», которое позволяет охватить единым взглядом весь многосоставный комплекс хоровых очагов названных городов. Элементами хоровой инфраструктуры этих городов определены различные коллективы академического направления— капеллы, хоры средних и высших учебных заведений, любительские (в том числе муниципальные) хоры и хоровые коллективы музыкальных театров, детские хоры. Притом внимание уделено не только известным профессиональным коллективам, но и сравнительно небольшим хоровым объединениям, а также самодеятельным круж-

кам. Сегодня стало возможным включить в хоровую инфраструктуру городов такую важнейшую область музыкального искусства, как церковное пение. Для его изучения потребовались контакты с церковными деятелями Южного Урала. Благодаря этому удалось ввести в научный обиход ряд малоизвестных исторических фактов и материалов о функционировании хоров в богослужебной практике южно-уральского региона.

Третий аспект — аналитический — предусматривает исследование исполнительской деятельности ведущих хоров, изучение особенностей их ин-терпретаторского стиля и репертуара. Последний, в частности, во многом был связан с широким распространением массовой песни, проникавшей во все сферы общественной жизни. В этой связи потребовалось уделить некоторое внимание творчеству уральских композиторов, писавших хоровую музыку. Для выявления же стилистики исполнения хоровой песни возникла необходимость осветить синтез ее фольклорного и профессионального компонентов.

Изучение становления и развития хорового творчества и исполнительства как неотъемлемых звеньев российской музыкальной культуры давно привлекало внимание исследователей. Результаты их деятельности нашли отражение в ряде историко-теоретических работ. Пристальное внимание к проблемам хора находим в трудах Б. Асафьева (7-13). Во многом отправной для современных исследований может стать его мысль о необходимости привлечения внимания ученых к областям, связанным с исследованием форм и истории развития музыкального быта, музыкально-общественных организаций, где, несомненно, лидирующую роль играют хоры. Б. Асафьев убедительно раскрыл «великое значение хорового начала в эволюции музыки» (11, 162). Он подчеркивал, что «русская музыкальная культура была распевной в главных и основных своих направлениях, исключительно интонационно-песенной, чем определялась и вся система музыки» (10).

Проблемам развития русской певческой школы посвящена монография К. Никольской-Береговской (112). Автор отстаивает необходимость восстановления исконных традиций русской певческой школы, чему должна способствовать возрождающаяся отечественная православная церковь, в которой фактически начала создаваться профессиональная школа хорового исполнительства.

Именно в церковных хорах, таких, как Придворная певческая капелла и Синодальный хор была создана основа подготовки оперных певцов, регентов, учителей пения. В монографии Н. П. Парфентьева (125), посвященной этой проблеме, приводятся биографические сведения о более 840 профессиональных музыкантах, среди которых были композиторы, теоретики, писатели, книгописцы. В исследовании затронут огромный пласт истории русской культуры, без которого нельзя считать полными наши представления как о путях развития музыкального, в том числе хорового, искусства, так и в целом о культурной жизни страны на определенном историческом этапе.

Анализу жанров и выразительных средств произведений русской хоровой музыки советского периода посвящена книга Ю. Паисова (123). Помимо главной задачи — изучения современного хорового жанра в контексте классической традиции — в работе преследуется цель привлечь внимание музыкантов к новейшей хоровой литературе как особой области, активно влияющей на эволюцию современного музыкального искусства в целом, формирующей музыкальные вкусы широких слоев слушателей. Важные теоретические положения исследования массового песенного творчества представлены в работах Н. Соколова (160) и В. Ильина (64, 65).

Среди фундаментальных трудов, посвященных изучению разных сторон хорового творчества и исполнительства, выделяются исследования А. Тевосяна (165) и Г. Григорьевой (40). Оба музыковеда, решая разные за-

дачи, прежде всего рассматривают вопросы стилевого развития русской хоровой музыки 70—80-х годов XX века.

А. Тевосян выделяет наиболее перспективные тенденции хорового искусства и обобщает специфические особенности его бытования. Автор широко освещает деятельность крупных хоровых коллективов Центральной России, очерчивает географические границы композиторских поисков, выявляет ряд конкретных творческих проблем.

Г. Григорьева рассматривает хоровое творчество отечественных композиторов в аспекте современных подходов к изучению его эволюционных процессов. Музыковед обращается преимущественно к творчеству мастеров московской и ленинградской школ, освещает теоретические проблемы стиля и жанра, рассматривает не только песенные, но и так называемые «речитативные» и «инструментальные» хоры, дает систему современных представлений о хоровой музыке и ее специфике.

Круг вопросов, связанный с историей и художественной практикой ведущих коллективов России, разработан в монографиях и в мемуарной литературе, посвященных творчеству композиторов и дирижеров, активно работавших в хоровой сфере: Н. Данилина, А. Никольского, А. Свешникова, К. Птицы, В. Соколова, А. Юрлова, В. Минина, Г. Свиридова, Р. Щедрина, Ю. Фалика.

Важнейшей научной задачей диссертации являлась необходимость изучения исполнительских тенденции современной хоровой практики. В этой связи в процессе работы была проанализирована литература, касающаяся эстетики исполнительства, а также вопросов музыкального восприятия, близко с ней связанных. Практические и теоретические проблемы современного исполнительства разработаны в трудах С. Казачкова (70, 72), В. Живова (51), А. Пазовского (120).

В информационное поле исследования включены сообщения периодических изданий и ценные сведения из мемуарной литературы по интересующей нас проблематике. Исходя из концепции диссертации, необходимо было определить роль церкви как в становлении национального хорового творчества, так и в процессе взаимовлияния разных национальных культур. В связи с этим важное методологическое значение имели фундаментальные классические труды Д. Аллеманова (3), М. Бражникова (23), В. Металлова (100), Д. Разумовского (138), С. Рыбакова (145), Н. Успенского (167). Ценные наблюдения в плане изучения природы развития церковного хорового пения в разных регионах России содержатся в статьях Межвузовского сборника научных трудов Ростовской консерватории (57).

Среди немногочисленной литературы, посвященной вопросам развития церковных хоровых традиций в разных уголках России, основополагающей стала работа А. Маклыгина (95). Ученый рассматривает зарождение и становление на основе церковно-певческой практики профессиональных музыкальных культур народов Среднего Поволжья— татар, чувашей, марийцев, — связывая это с созданием национального самобытного многоголосия, специфика которого — в претворении пентатонной монодии в синтезе с традициями русской и европейской музыки.

Музыковедческие работы, посвященные современному состоянию музыкального творчества и хорового исполнительства на Южном Урале весьма немногочисленны. Они стали появляться лишь с 70-х годов уходящего столетия. Перечисленные ниже авторы изучали музыкальную жизнь каждого из интересующих нас городов Южного Урала изолированно. Здесь несомненно, следует выделить труды М. Фоменкова (170-172), посвященные Башкирии. Исследователь рассматривает основные этапы становления и развития хорового искусства и исполнительства в Башкирии, историю и практику освоения в композиторском творчестве башкирской народной песни.

М. Фоменков справедливо подчеркивает, что, являясь ведущим музыкальным жанром, хоровая культура содействовала формированию мировоззренческих взглядов населения народов Южного Урала, в частности башкир. Она же оказала свое продуктивное воздействие на процесс подключения moho дицной культуры башкир к европейскому многоголосию. Русское духовное хоровое многоголосие постепенно проникало в самобытную башкирскую национальную культуру. Этот синтез башкирской монодии и русской певческой традиции в дальнейшем нашел отражение в хоровом исполнительстве и композиторском творчестве, значительно обогащая вокальные истоки творчества башкир.

Разработке некоторых вопросов музыкальной культуры Башкирии, непосредственно примыкающих к проблемам исполнительства, посвящены труды Е. Скурко (152) и С. Махней (97).

Актуальная тема становления музыкальных культур народов Поволжья и Урала уже не раз привлекала внимание исследователей, среди которых выделим М. Нигмедзянова (109) и Р. Иммамееву (66).

Музыкальной культуре Южного Урала, которая, как известно, стала активно развиваться только с конца XIX века, посвящены книги челябинского музыковеда В. Вольфовича (31, 32).

К изучению письменных памятников древнерусской музыки, бытовавших на Урале, обратился Н. П. Парфентьев (126). Ценно, что музыковед исследует сохранившиеся Южно-Уральские традиции знаменного пения.

Несмотря на разработанность некоторых вопросов, связанных с особенностями хоровой инфраструктуры Южного Урала, на сегодня в отечественном музыковедении не существует обобщающего труда, комплексно исследующего проблемы хорового творчества, исполнительства в масштабе избранного нами региона. До сих пор в исследовательском плане не ставилась

задача комплексно изучить хоровое искусство Южного Урала как самостоятельное художественное явление.

В диссертации региональная хоровая школа представлена как одно из ответвлений русской хоровой культуры, обладающая своими традициями.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые совокупно проанализированы особенности бытования различных компонентов хоровой инфраструктуры всего южно-уральского региона с конца XIX века до настоящего времени.

Цель исследования состоит в комплексном изучении богатых исторических традиций становления и особенностей современного бытования хорового исполнительства в масштабе всего южно-уральского региона.

Указанная цель предопределила следующие задачи диссертации:

1) проанализировать в историческом плане определяющие тенденции развития музыкальной жизни главных культурных центров Южного Урала;

2) определить место хорового исполнительства в культурных процессах, протекавших в Уфе, Челябинске, Магнитогорске;

3) исследовать хоровую инфраструктуру трех указанных городов, в том числе:

- проследить пути становления профессионального хорового искусства;

- охарактеризовать любительское хоровое движение;

- показать значение формирования детского хорового исполнительства;

- выявить тенденцию сохранения и возрождения сегодня традиций церковного пения;

4) исследовать складывающиеся предпосылки формирования южноуральской хоровой школы как перспективного ответвления российской хоровой культуры, в том числе:

- рассмотреть определяющие стилевые тенденции исполнительского творчества ведущих мастеров хорового искусства Южного Урала;

- систематизировать перспективные направления, стилевые и жанровые особенности наиболее востребованного концертного и педагогического хорового репертуара;

- осветить пути и тенденции развития, современное состояние и основные проблемы в системе хорового образования южно-уральского региона.

Сформулированные задачи предопределили структуру исследования.

Диссертация состоит из двух томов. 1-й том — основной — объединяет Введение, три главы, включающие 9 параграфов, и Заключение. Во втором томе даны Приложения: литература справочного, иконографического и учебного порядка (биографические данные ведущих хоровых дирижеров, концертные программы, афиши, газетные и журнальные публикации), а также хоровая хрестоматия.

Главы исследования имеют различную музыковедческую направленность. Первая глава, базирующаяся на краеведческих материалах, носит преимущественно исторически-очерковый характер, поскольку здесь исследовательской задачей являлось создание общей характеристики художественной культуры Уфы, Челябинска и Магнитогорска.

Вторая глава занимает в диссертации центральное место и решает основные социологические аспекты. В ней рассматривается хоровая инфраструктура трех городов в ее взаимосвязях с разными сферами музыкальной деятельности, в том числе церковной.

В третьей главе «К вопросу о формировании Южно-уральской хоровой школы» внимание акцентировано на двух сторонах этого процесса: 1) выявлении общих стилевых признаков и индивидуальных исполнительских характеристик ведущих хоровых дирижеров и руководимых ими хоров и 2) становлении дирижерско-хорового образования.

Для осуществления этой работы потребовалось участие многих музыкантов, работников библиотек, историков, краеведов. Автор считает своим

долгом выразить огромную благодарность художественному руководителю Магнитогорской хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова Н. П. Ивановой, инспектору Башкирской хоровой капеллы Р. Гарифуллину, руководителю Челябинского камерного хора В. В. Михальченко, руководителю камерного хора Башкирии Ш. М. Бикмухаметову за предоставленные архивные материалы, касающиеся истории формирования профессиональных коллективов южно-уральского региона.

Своими афишами, концертными программами, газетными публикациями, устными воспоминаниями поделились руководители известных любительских хоровых коллективов названных городов. Искренние слова благодарности А. А. Федотовой, В. Д. Стрельцову, А. В. Никитину, К. Е. Габрик.

Опубликованные и неопубликованные материалы церковно-религиоз-ной жизни Челябинска начала XX века любезно предоставил историк В. С. Боже, директор Центра историко-культурного наследия этого города.

Много ценных сведений автор исследования почерпнул в личных беседах с певцами хоровых коллективов. И, конечно, слова огромной признательности Н. В. Парфентьевой, Ю. Г. Писаренко, О. С. Эйдиновой, О. А. Ур-ванцевой, Н. Н. Федотовой, И. Н. Кудрявцевой за бескорыстную помощь: беседы, советы, предоставленные материалы и нотные записи из личных архивов, которые способствовали созданию наиболее полной картины становления хорового исполнительства на Южном Урале.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Мирошниченко, Светлана Исмагиловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, представлена жизнь хоровой инфраструктуры трех крупнейших городов региона в контексте их исторического и культурного развития. Подведем итоги.

Хоровая культура Южного Урала возникла в результате адаптации хоровых тенденций и общероссийской культуры (прежде всего русского народного песенного творчества) и особенностей региональных музыкальных тенденций. В последних переплелись во взаимодействии традиции разных народов, прежде всего башкир и татар.

Под влиянием исторических обстоятельств и специфики социальной структуры национального и казачьего быта, местная русская хоровая традиция также претерпевала важные изменения.

Каждый из трех рассмотренных городов имел не только свой путь развития в культуре, но и хронологические особенности становления хоровой фоносферы. В таблице-хронографе, помещенной в приложении, наглядно представлено возникновение основных очагов музыкальной культуры Южного Урала в XX веке (школы, училища, музыкальные театры, филармонии, хоровые капеллы, любительские и камерные хоры).

При хронологически несхожем включении названных городов — Уфы, Челябинска, Магнитогорска — в общекультурные процессы России здесь со всей очевидностью проступают сходные процессы, которые протекали параллельно. Речь идет, например, о стимулирующей роли 30-60-х годов в интенсивном строительстве базовых звеньев музыкальной культуры Южного Урала, в том числе хоровых. С другой стороны, в 90-е годы налицо активность событий в сфере хорового исполнительства, что прежде всего обозначилось расширением репертуара за счет включения духовной музыки.

Изучение музыкально-исторического пути Уфы, Челябинска и Магнитогорска позволило выявить индивидуальный вклад каждого из городов в многоаспектную систему современной отечественной хоровой культуры.

В формировании многовекового опыта Уфа демонстрирует естественность сосуществования как башкирского национального одноголосного, так и русского многоголосного хорового пения. Сегодняшняя певческая культура республики является наследницей хоровой культуры близкого и далекого прошлого. Создание башкирской композиторской и исполнительской школ является столь же показательным историческим фактом, как и рождение новой культурной и музыкальной общности людей в Магнитогорске.

В Башкирии национальная хоровая традиция России получила свое уральское звучание благодаря распространению православия. В сегодняшнем Башкортостане населяющие ее народы в основном традиционно исповедуют две религии — ислам и православие. Соответственно в хоровом исполнительстве Башкирии сохраняются многовековые традиции хорового пения, в которых переплетаются две певческие тенденции.

Подчеркнем существенное: Уфа как столица Башкирии в годы социальных преобразований заново создает у себя профессиональную национальную музыкальную культуру европейского плана со своей композиторской школой, с преобразованным и вновь созданным национальным музыкальным языком, с широкой сетью музыкальных учебных заведений (во главе с Институтом искусств), со своими исполнительскими школами всех профилей.

Иначе складывались музыкально-культурные традиции в Челябинске и особенно в Магнитогорске. На всем историческом пространстве развития Челябинска в нем явно доминировали общероссийские культурные традиции. Говоря о хоровой культуре Челябинска, следует подчеркнуть, что она опиралась в своем становлении на музыкально-культурные, просветительские традиции, существовавшие в России еще в ХУШ-Х1Х начале XX веков (они шли прежде всего из двух российских столиц — Москвы и Петербурга).

В целом же музыкальная судьба Челябинска сложилась весьма противоречиво. Стало очевидным, что наличествовавшие здесь прочные музыкально-культурные тенденции в силу обстоятельств не предопределили пути его поступательного развития в годы советской власти. Долгое время по темпам и масштабам музыкальной жизни Челябинск отставал от других центров культуры Южного Урала. Видимо здесь сыграла роль децентрализация города по четырем большим обособленным районам, а также неверная стратегия местного руководства в сфере культуры. Став же к концу столетия городом-миллионером, Челябинск приобретает и новые масштабы культурной, в частности музыкальной, жизни, становится вровень с другими культурно-художественными центрами России. Однако и теперь в нем ощущается недостаточность направляющей организаторской роли крупных личностей-музыкантов.

В отличие от Челябинска и Уфы, культура Магнитогорска начального периода ее развития оказалась преемственно связанной не с казачеством, проживавшим в станице Магнитной, а с общими традициями русского музыкального образования и просветительства. Буквально с начального этапа своего существования Магнитогорск стал уникальной экспериментальной площадкой по формированию новых музыкальных традиций в культуре, рост которой был поразительно быстрым с опережением темпов областного центра. Этому способствовало сосредоточение здесь технической интеллигенции, которая в те времена не мыслила себя вне культуры, искусства. Люди, приехавшие строить город, не стояли в стороне от широкого движения художественного образования и массового музыкального творчества.

Магнитогорск представляет особое историческое явление. За короткий период времени произошло рождение крупного очага музыкальной культуры, а по сути дела— формирование современной музыкальной социально-культурной среды. При этом в Магнитогорске, исключительную роль играет личностный фактор. Здесь музыкальные деятели постоянно востребованы как опорные силы культурного становления социальной общности людей. В 50-70-х годах такой музыкальной личностью был С. Г. Эйдинов, концентрирующий в своих руках звенья руководства музыкальной жизни Магнитки. Однако и после Эйдинова, (в 80-90-е годы), феномен особой реактивности в развитии музыкальной культуры города действует не менее успешно.

Сегодняшний Магнитогорск известен в стране и в мире не только как форпост российской индустрии, но и как значительный центр высокой художественной культуры и современного образования, в том числе и хорового.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мирошниченко, Светлана Исмагиловна, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

1. АВЕРБУХЛ. А. Б.Л.Яворский в Первом Московском музыкальном техникуме // Б. Л. Яворский. Статьи. Воспоминания, Переписка. — М., 1973. —Т. 1. —С. 133-148.

2. АВЕРЬЯНОВА О. Всероссийскому хоровому обществу — 25 лет (страницы истории). —М., 1985 — 51 с.

3. AJIJIEMAHOB Д. В. Русское хоровое церковное пение // Музыкальный труженик, 1909. — № 21 — С. 1-3; № 22. — С. 3-8.

4. АНДРИАНОВ А. Особенности фактуры партесного многоголосия и его исполнение // Национальные традиции русского хорового искусства / Отв. Ред. П. Левандо. — Л., 1988. — С. 90-99.

5. АПРАКСИНА О. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 222 е..

6. АРБЕНИН А. К концертам хора английских рабочих // Челябинский рабочий. — 1926. — 8 октября, 13 октября.

7. АСАФЬЕВ Б. О хоровом искусстве. — Л., 1980. — 216 с.

8. АСАФЬЕВЕ. «Народный хоровой концерт». Жизнь искусства — 1918 г. 28 ноября // О хоровом искусстве. — Л, 1980. — С. 179-180.

9. АСАФЬЕВ Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — 2-е изд. — Л., 1973. — 144 с.

10. АСАФЬЕВЕ. Музыкальная форма как процесс.— Л.: Музыка, 1971. —376 с.

11. АСАФЬЕВ Б. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. —//О хоровом искусстве. Л., 1980. — С. 152-162.

12. АСАФЬЕВЕ. Композиторы поспешите// Избранные труды Т. 5.— М., 1957. —С. 20. .

13. АСАФЬЕВ Б. Русская музыка от начала XIX столетия. — М., 1930. — С. 139.

14. АТАНОВА Л. П. Алябьев и башкирская народная музыка// Сов. музыка, 1966. —№5. —С. 101-111.

15. АТАНОВА Л. П. Музыкальная культура Башкирии// Композиторы Башкирии. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. — С. 3-25

16. АТАНОВА Л. П. Собиратели и исследователи Башкирского музыкального фольклора. —Уфа.: Издательство «Йэшлек», 1992. — 189 с.

17. БЕЛОНЕНКО А. С. О современном состоянии изучения русской хоровой культуры // История и теория русской хоровой музыки /Сборник научных трудов. — Л.: Изд. Лен. Гос. Консерватории. — 1984. — С. 96-106.

18. БЕРЛЯНЧИКМ. М. О развитии интонационного слуха исполнителя // Вопр. воспитания музыкального слуха. — Л., 1987. — С. 20-43.

19. БЕРЛЯНЧИКМ. М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. —Новосибирск, 1986. — С. 35-55.

20. БИКМУХАМЕТОВ Ш. М. Шамиль Ибрагимов (Очерк жизни и творчества). — Уфа, 1992. — 20 с.

21. БОЖЕ В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала XX века // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. — Челябинск: Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, 1996.— Вып. 1.— С. 23-64.

22. БОРИСОВ Ю. Успех Магнитогорской капеллы // Челябинский рабочий, 1959. — 27 марта.

23. БРАЖНИКОВМ. Б. Русское церковное пение ХИ-ХШ веков// Статьи о древнерусской музыке. —М., 1975. — С. 108-109.

24. БУРОВА А. [О Магнитогорской капелле] // Магнитогорский рабочий, 1983. —21 мая.

25. ВАСИЛЬЕВА Н. И здесь вся жизнь// Социально-экономический журнал «Челябинск», 1997. — № 9. — С. 13-14.

26. ВАСИЛЬЕВ В. А. Дирижерско-хоровое образование в России конца XIX и начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1981. — 26 с.

27. ВАСИЛЬЕВ В. Концерт государственного хора// Известия Уфимского губернского революционного комитета, 1921. — 9 июня.

28. БЕРНИКОВСКАЯМ. [О хоре доменщиков] // Челябинский рабочий, 1955. — 2 марта.

29. ВИНОГРАДОВ В. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. — М.: Советский композитор, 1961. — 304 с.

30. Власть труда, 1924. — 17 апреля.

31. ВОЛЬФОВИЧ В. Истоки// Челябинск музыкальный.— Ч.: ЮжноУральское книжное издательство, 1989. — С. 28-29.

32. ВОЛЬФОВИЧ В. Музыканты Южного Урала. — Ч.: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. — 196 с.

33. Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании / Сост. И отв. Ред. М. М. Берлянчик и А. Н. Якупов. — Магнитогорск; Новосибирск, 1992. — 204 с.

34. ГАБИНСКИЙГ. Освобожденная от оков // «Наука и жизнь», 1970. — №9. —С. 129-131.

35. ГАГАРИН А. Музыка и металл. Ч.: Челябинское книжное издательство, 1976. — 73 с.

36. ГАЛИГУЗОВ И, БАКАНОВ В. Станица Магнитная. От казачьей станицы до города металлургов. — Магнитогорск, 1994. — 398 с.

37. ГАЙФУЛЛИНА Э. X. И за пультом вновь наш маэстро // Вечерняя Уфа, 1994. —25 ноября.

38. ГНЕДЫШЕВА В. [Об исполнении 60-ти произведений советских композиторов] // Музыкальная жизнь, 1963. — № 3. — С. 15.

39. ГОРЛИНСКИЙВ. От школы к институту. — М.: Композитор, 1998. —295 с.

40. ГРИГОРЬЕВА Г. В. Русская хоровая музыка 1970-1980 годов. — М.: Музыка, 1991. —77 с.

41. ГРИГОРЬЕВ В. Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта// Вопросы музыкальной педагогики.— М., 1987.— Вып. 8. — С. 44—56.

42. ГУБНИЦКАЯС. Голос большой музыки// Вечерний Челябинск, 1978. — 15 апреля.

43. ГУБНИЦКАЯ С. Свет искусства «Металлурга» // Челябинский рабочий, 1980. — 19 июля.

44. ДАЛЬ В. И. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе. — Уфа: Башкнигоиздат, 1989. — Т. 1. — С. 172-187.

45 .ДЕРЖАВИНА. Славные традиции // Музыка и металл. — Челябинск, 1976. —С. 38-43.

46. ДЗЕРЖИНСКИЙ И. Строки из «Попутных писем» // Сов. Музыка, 1957. —№3. —С. 124-127.

47. ДМИТРИИ Г., АНТОНОВА К. Челябинский оперный. — Ч.: ЮжноУральское книжное издательство, 1967. — С. 59.

48. ДМИТРЕВСКИЙ Г. Хороведение и управление хором.— М.; Л.: Музгиз, 1948. — 107 с.

49. ЕГОРОВ А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. — Л., 1958. — 187 с.

50. ЕГОРОВ А. Теория и практика работы с хором. — М.; Л., 1951. — 236 с.

51. ЖИВОВ В. Л. Теория хорового исполнительства. — М.: «Эдиториал УРСС», 1998. — 192 с.

52. За новый подъем Советской музыки // Сов. музыка, 1952. — № 3. — С. 3-5.

53. ЗАРКИНА Л. О. духовной музыке// «Вечерний Челябинск», 1991. — 27 января.

54. ЗЕТЕЛЬИ.З. [О музыкальной Магнитке]// Сов. Музыка, 1968.— №7. —С. 79.

55. ЗИНОВЬЕВА Т. С. Хоровая капелла Профсоюзов. — Машинопись.— 18 с.

56. ИВАНОВА Э. Б. Любимое детище переселенческого ведомства // Исторические чтения. Ч., 1996. — С. 12-17.

57. Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. научных трудов. — Ростов н/Д: РГК, 1992. — 126 с.

58. Из истории прошлого // Вечерний Челябинск, 1984. — 12 октября.

59. Известия Уфимского губернского революционного комитета, 1919. — 7 сентября

60. Известия Уфимского губернского революционного комитета, 1919. — 24 сентября.

61. Известия Уфимского губернского революционного комитета, 1919. — 17 декабря.

62. Известия Уфимского губернского революционного комитета, 1921. —9 июня.

63. Известия челябинского общества потребителей, 1909. — 20 октября.

64. ИЛЬИН В. Очерки истории русской хоровой культуры: Часть 1 — М.: Сов. Композитор, 1985. — 232 с.

65. ИЛЬИН В. Проблемы советского хорового исполнительского искусства// История и теория русской хоровой музыки. Сборник научных трудов. — Л.: Изд. Лен. Гос. Консерватории, 1984. — С. 87-96.

66. ИМАМЕЕВА Р. Многоголосие в татарской народной и профессиональной музыке: Дис. ... канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1997.— 475 с.

67. Исполнительское искусство // Сов. музыка, 1982. — № 2. — С. 4248.

68. Исполнительское искусство// Сов. музыка, 1982.— №4.— С. 6773.

69. КАБАЛЕВСКИЙ Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Его же. Воспитание ума и сердца. — М., 1981. — С. 8-47.

70. КАЗАЧКОВ С., СОКОЛОВ В., ТЕРАЦУЕНЦГ. Сегодняшний день хоровой культуры // Сов. Музыка, 1982. — № 2. — С. 42-48.

71. КАЗАЧКОВ С. В специальном классе. Музыка и ее постижение // От урока к концерту. — Казань, 1990. — Гл. 1. — С. 31-115.

72. КАЗАЧКОВ С. О дирижерско-хоровой педагогике// Музыкальное исполнительство. — М.: Музыка, 1970. — Вып. 6. — С. 120-144.

73. КАСТАЛЬСКИЙ А. Статьи, воспоминания, материалы. — М.: Музыка, 1960. —С. 91.

74. КИРСАНОВА М. Маршрутами фестиваля // Магнитогорский рабочий, 1987. — 4 ноября.

15.КОКАРСИ Сегодняшний день хоровой культуры// Сов. музыка., 1982.—№4. —С. 67-73.

76. КОНЕНВ. О прошлом и настоящем // Сов. музыка, 1966. — № 10. — С. 38-41.

77. КОНЕНВ. Ассоциативное и специфическое// Сов. музыка, 1996. — № 12. —С. 10-19.

78.КОНСТАНТИНОВСКИЙЯ. Театр завоевывает уважение // Сов. музыка, 1960. —№9 —С. 103-106.

79. КОПОСОВ А. Магнитогорцы // Сов. музыка, 1963. — № 2. — С. 9394.

80. КОРЫХАЛОВА Н. П. Интерпретация музыки.— Л.: Музыка, 1979. —208 с.

81. КОТЛЯРСКИЙЭ. Во имя... — М.: Москва. — 312 с.

82. КРЮКОВА. Хоры высокого звучания// Советская Башкирия, 1998.— 24 июня.

83. КУДАШС. Незабываемые минуты.— М.: Советский писатель, 1964. —С. 27.

84. Куда делась казачья песня? // Верхнеуральский листок, 1908.

85. КУЗЕЕВ Р. Г., ЮЛДАШЕВ Б. X 400 лет вместе с русским народом. — Уфа, 1957. — 114 с.

86. Культурное строительство в башкирской АССР. Документы и материалы (1917-1941). — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1986. — 352 с.

87. ЛАНГЕ В. К. Концертная жизнь Уфы в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии / ГМПИ им. Гнесиных. — М.,1984. — Вып. 71. — С. 76-89.

88. ЛЕБЕДЕВА Н. Размышления после смотра// Сов. Музыка, 1983.— №8. — С. 64-68.

89. Литературная газета [О Челябинском оперном театре], 1958. — 21 января.

90. ЛОГИНОВА Е., ЛЕБЕДИНСКИЙ Л. Вопросы музыкальной жизни периферии // Сов. Музыка, 1947. — № 1.

91. ЛОКШИНД. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки. — М.: Музыка, 1953. — 132 с.

92. ЛУНАЧАРСКИЙ А. Художественные задачи Советской власти// Жизнь искусства, 1919. — № 6. — С. 2-3.

93. Магнитогорский рабочий [О музыкально-просветительской деятельности капеллы], 1946. — 19 марта.

94. Магнитогорский рабочий [О выступлении ансамбля «Мы уральцы» в Москве], 1969. — 30 июня.

95. МАКЛЫГИН А. Церковная музыка в аспекте становления пентатоно-вого многоголосия. //Из истории духовной музыки: Межвуз. Сб. научных трудов. — Ростов н/Д: РГК, 1992 — С. 73-87.

96. Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. 25/ 1-3/П 1940. —М., 1941.

97. МАХНЕЙС. Русские композиторы и Башкирия: Дис. ... канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1997. — 231 с.

98. МЕДУШЕВСКИЙВ. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. — М., 1980. — С. 178-194.

99. Месса Бетховена в исполнении Магнитогорской хоровой капеллы // Сов. музыка, 1961. —№5. —С. 134.

100. МЕТАЛЛОВ В. М. О национализме и церковности в русской духовной музыке. — М.: Русская печатная, 1912. — 15 с.

101. МИРОШНИЧЕНКО С., ФЕДОТОВА Н. О введении регионального компонента в содержание подготовки музыканта-педагога // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Сб. ст. Моск. И Магнит. Консерватор. Магнитогорск: изд. МаГК, 1997.— Вып. 2. — С. 358-367 / Ред. сост. М. М. Бер-лянчик.

102. МОРОЗОВ В. Вокальный слух и голос. — М.; Л., 1965. — 86 с.

103. «Музыка и пение», СПБ, 1894-1917. В 1894- 1904. Ред.-изд. П. К. Селиверстов, в дальнейшем в ред. журн. принимали участие М. А. Гольтисон, Н. И. Привалов и др. Издавался ежемесячно. // Музыкальная энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия», — М., 1974. —Т. 2. —С. 411.

104. «Музыкальный труженик», М., 1906-1910. Ред. И. В. Липаев. 2 раза в месяц // Музыкальная энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия». — М, 1974. —Т. 2. —С. 411.

105. МУСАТОВА Д., КОБЕЛЬСКАЯ И. Прекрасная музыка голосов// Челябинский рабочий, 1978. — май.

106. МУСОРГСКИЙМ. П. Литературное наследство.— М.: Музыка, 1971. — Письмо от 16 мая 1876 г. — С. 218-219.

107. МЯКУТИНА. И Песни Оренбургских казаков. — Ч. Оренбург, 1905. —С. 78,119,123,155.

108. НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. — М.: Музыка, 1985. — С. 6-40.

109. НИГМЕТЗЯНОВ М. Н. Татарская народная песня в обработке композиторов. — Казань, 1964. — 83 с.

110. НИКИТИН А. В. Магнитогорская капелла (дипломный реферат).

111. НИКИТИНА. В. Хоровая капелла школьникам// Музыка в школе, 1983. —№2. —С. 24-27.

112. НИКОЛЬСКАЯ-БЕРЕГОВСКАЯК. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. Методическое пособие. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 192 с.

113. НУРГАЛЕЕВК. Документы свидетельствуют// Советская Башкирия, 1965. — 4 августа.

114. ОЕВ. 1905. — № 9-10. — С. 279.

115. ОЕВ. 1907.—№3-3.

116. ОЕВ. 1915. —№ 19-20. —С. 286-287.

117. ОЖЕГОВ С. И Словарь русского языка. Издание 18. — М.: Русский язык, 1986. —С. 233.

118. Оренбургская газета, 1899. —№ 565. — 19 января.

119. О присвоении хоровой капелле имени С. Г. Эйдинова// Челябинский рабочий, 1993. — 15 июня.

120. ЛАЗОВСКИЙ А. О. мастерстве. Музыка и сцена. Репетиционный процесс // Записки дирижера. М.: Музыка, 1966. — 558 с.

121. ПАИСОВЮ. Анализ композиторского творчества// Современная хоровая музыка. Очерки истории и теории. — М., 1991. — С. 29.

122. ПАИСОВ Ю. Камерный хор— новая ветвь русского хорового искусства //Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства / Ред. сост. А. Алексеев. —М.: Сов. Композитор, 1985.

123. ПАИСОВ Ю. Современная русская хоровая музыка 1945-1980: Исследование М.: Сов. Композитор, 1991. — 280 с.

124. ПАИСОВ Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1992. — 240 с.

125. ПАРФЕНТЬЕВ Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства ХУ1-ХУП веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. — Челябинск, 1991. — 444 с.

126. ПАРФЕНТЬЕВ Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (ХУ1-ХХ вв.). Описание крюковых рукописей выполнено при участии М. Г. Казанцевой— Челябинск, 1994. — 446с.; илл., нотн. прилож.

127. Пермские губернские ведомости, 1896 г. № № 16, 17.

128. ПЕРЧИК Д. Искусство против пошлости // К новой жизни. — Челябинск, 1970. — № 9. — С. 41.

129. ПИГРОВ К Руководство хором. — М., 1964. — 218 с.

130. ПИСАРЕНКОЮ. Г. Рабочая опера// Магнитогорский рабочий, 1978. — №3.

131. ПИСАРЕНКОЮ. Г. Музыка пришла в школу// Музыка и металл. — Челябинск, 1976. — С. 67 — 74.

132. ПИСАРЕНКО Ю. Г, КАПУСТИНА И. А. Истоки будущего, ретроспектива музыкального образования в Магнитогорске // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск; Новосибирск, 1992. — С. 27-40.

133. ПОЛИКОВАЛ. Трудолюбивый коллектив// Сов. Музыка, 1966.— № 10. —С. 68-75.

134. ПОЛЯНОВСКИЙГ. [Реквием Керубини]// Сов. музыка, 1959.— №5. —С. 131-132.

135. ПОРТУГАЛОВ К. П. Серьезная музыка в школе: Из опыта работы учителя. — М., 1974. — 128 с.

136. Правда, 1932. — 24 апреля.

137. ПТИЦА К. О музыке и музыкантах. — М., 1995. — 438 с.

138. РАЗУМОВСКИЙ Д. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. — М., 1886. — 172 с.

139. РАЗУМОВСКИЙ Д. Церковное пение в России (опыт историко-технического изложения). —М., 1867. — 376 с.

140. РАХМАНОВА М. Величит душа моя Господа// Муз. академия, 1992,—№3, —С. 14-18.

141. РОГОЖНИКОВА Г. П. Из истории развития хорового пения на Урале // О музыке и музыкантах Урала. — Свердловск, 1959. — С. 119-135.

142. Россия— полное географическое описание нашего Отечества. Т. 5. — Урал и Приуралье. — СПБ, 1914. — С. 512.

143. «Русская музыкальная газета», СПБ, 1894-1917. 1894-1918. Изд. — Ред. Н. Ф. Финдейзен. 1884-1898— ежемесячно, с 1899— еженедельно. В 1913-1917 с приложением «Библиографического листка». // Музыкальная энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия». — М., 1974. — Т. 2. —С. 411.

144. Русская музыкальная газета, 1908. —№ 17, стлб. 21.

145. РЫБАКОВ С. Музыка и песни уральских мусульман (с очерком их быта). СПб, 1897.

146. РЫЦАРЕВА М. Композитор Бортнянский. — М, 1979. — 254 с.

147. САНКОВВ. Музыкальная Магнитка// Советская культура, 1969. — 5 декабря.

148. СВЕТОЗАРОВА Е. К вопросу о жанровой классификации русской хоровой музыки a cappella // Национальные традиции русского хорового искусства / Отв. Ред. П. Левандо. — Л., 1988. — С. 99-111.

149. СИМОНОВА Е. Через тернии к звездам// «Рампа», 1997.— № 10. —С. 4.

150. СИНЕЦКАЯТ. Ярославны голос слышится// Советская культура, 1984. —17 июля.

151. СКОВРОНЕКА. М. В уральском городе // Сов. Музыка, 1958.— №5. —С. 113.

152. СКУРКО Е. Очерки современной культуры Башкортостана. — Уфа, 1997,— 156 с.

153. СКУРКОЕ. В поисках интонации // Вечерняя Уфа, 1995. — 23 марта.

154. СКУРКОЕ. Просто концерт, но какой// Известия Башкортостана,

1996. — 18 июня.

155. CMEJIOBA Т. В. Хоровая музыка Чувашии в аспекте специфики национальной культуры: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М.,

1997. —16 с.

156. Смотр творчества башкирского народа // Правда, 1955. — 6 июня.

157. «Советская энциклопедия».— М. 1974 (в шести томах) Т. 2,— С. 13.

158. СОКОЛОВ В. Г. Дирижер, педагог, композитор. — М.: 1988. — 126 с.

159. СОКОЛОВ В. Г. Работа с хором. — М., 1967. — 228 с.

160. СОКОЛОВ H. H. Русская хоровая культура в первые годы советского музыкального строительства. // История и теория русской хоровой музыки. Сборник научных трудов. — Л.: Изд. Лен. Гос. Консерватории, 1984. — С. 58-72.

161. СТРЕЛЬЦОВ В. Капелла «Металлург». — Челябинск: Изд-во «Ри-фей», 1995. —57 с.

162. СТРУВЕ Г. Школьный хор. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

163. СТУЛОВА Р. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре). — М., 1988. — 126 с.

164. ТЕВЛИНБ. Г. Советское хоровое искусство. — М.: Советский композитор, 1975. — 54 с.

165. ТЕВОСЯНА. Т. Хоровое искусство России 70-х годов (19671980). — М.: Знание, 1982. — 40 с.

166. УСОВА И Хоровая литература. — М.: Музыка, 1976. — 190 с.

167. УСПЕНСКИЙН. Д. Древнерусское певческое искусство.— М., 1971, —623 с.

168. ФЕДОТОВА А. А. Песенный родник// Магнитогорский рабочий, 1984. — ноябрь.

169. ФОМЕНКОВ М. Воспоминания деятелей Всероссийского хорового общества // Александр Юрлов. Статьи и материалы. — М., 1983. — С. 89.

170. ФОМЕНКОВМ. П. Башкирская народная песня: Дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1978. — 375 с.

171. ФОМЕНКОВ М. К истории развития хорового искусства в Башкирии// Вопросы истории Башкирской музыкальной культуры. Уфа, 1990.— С. 32.

172. ФОМЕНКОВ М. П. Очерки развития хорового искусства в Башкирии. — Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1990. — 188 с.

173. ФОМЕНКОВ М. П. Юрлов в Башкирии. Машинопись. — С. 10.

174. ФОМЕНКОВ М. П. Регенты Уфы. Машинопись. — 4 с.

175. ФОМЕНКОВ М. П. Забытые кантаты памяти С.Т.Аксакова// Вечерняя Уфа, 1994.

176. ФОМЕНКОВ М. П. О чем рассказала старая фотография // Вечерняя Уфа, 1990. — 2 февраля.

177. ФОМЕНКО M. П. Юбилей в Уфе // Вечерняя Уфа, 1990. — 5 июня.

178. ХАЛАБУЗАРЬ П., ПОПОВ В., ДОБРОВОЛЬСКАЯ H. Музыкальное воспитание за рубежом: Краткий обзор // Методика музыкального воспитания. — М, 1990. —С. 168-171.

179. «Хоровое регентское дело», СПБ, 1909-1917. Ред.-изд. Н.А.Петров. Ежемесячно // Музыкальная энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия». — М., 1974. — Т. 2. — С. 411.

180. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы / Сост. и отв. Ред. M. М. Берлянчик. — Новосибирск, 1989.

181. ЦЫПИНГ. М. Человек, талант, труд: Музыкант в современном мире. — М.: Просвещение, 1992. — 240 с.

182. ЧЕРНАВСКИЙН. Материалы к истории Челябинска. — Челябинск, 1993. —С. 21.

183. ЧЕРНАВСКИЙН. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып. 1 // Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1900. — Вып. 7. —С. 105.

184. ЧЕСНОКОВ П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. — М., 1952. — 240 с.

185. ШАМИНАЛ. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. — М.: Музыка, 1985. — 176 с.

186.ШЕРЕМЕТЬЕВA H. М. Г. Климов, дирижер Ленинградской академической капеллы. — Л., 1983.

187. ШЕРЕМЕТЬЕВ В. А. Пение и воспитание детей в хоре.— Челябинск, ТОО «Версия». — 1998. — 258 с.

188. ШТЕЙНПРЕССБ. А. А. Алябьев в изгнании. — М., 1959. — 148 с.

189. ЮРЛОВ А. Статьи и воспоминания. Материалы. — М.: Сов. композитор, 1983. —С. 99.

190. ЯВОРСКИЙ Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка.— М., 1972. —Том 1. —531 с.

191. ЯКУПОВ А. Музыкальное воспитание — всем. — М.: Сов. композитор, 1990. — 103 с.

192. ЯКУПОВ А. Народная консерватория: час вдохновения// Магнитогорский рабочий, 1984. — декабрь.

193. ЯКУПОВ А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. — М., 1994. — 289 с.

Список архивных источников

1.ГАЧО. Ф. И— 13. Оп. 1.Д. 901.

2.ГАЧО. Ф. И — 13. Оп. 1. Д. 517. Лл. 1-5.

3.ГАЧО. Ф. И — 13. Оп. 1. Д. 799.

4. ГАЧО. Ф. И —3. Оп. 1. Д. 388. Л. 1.

5.ГАЧО. Ф. И —З.Оп. 1. Д. 357. Лл. 9, 15.

6. ГАЧО. Ф. И — 33. Оп. 1. Д. 15. Л. 259 об.

7. ГАЧО. Ф. И — 69. Оп. 1. Д. 2. Л. 134.

8. ГАОО., ф. 169, оп. 1, д, 5 л. 55-56.

9. МФ ГАЧО, ф. 7, оп. 1, д, 3, л.ЗЗ.

10. МФ ГАЧО, ф. 10, оп. 1, д. 11, л. 27, 28.

11. ЦТ А БАССР, ф. 954. Оп. 2. ед. хр. 3.

12. ЦТ А БАССР, ф. 954. Оп. 2. ед. хр. 56.

Архивный отдел администрации города Магнитогорска

13. АО. Ф. 461. Оп. 1. ед. хр. 2.

14. Там же. — ед. хр. 8.

15. Там же. — ед. хр. 12.

16. Там же. — ед. хр. 20.

17. Там же. — ед. хр. 25-а.

18. Там же. — ед. хр. 27.

19. Там же. — ед. хр. 31.

20. Там же. — ед. хр. 37.

21. Там же

22. Там же

23. Там же

24. Там же

25. Там же

ед. хр. 44. ед. хр. 57. ед. хр. 58. ед. хр. 69. ед. хр. 90.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.