Становление профессионального хорового искусства в Адыгее тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гогина, Елена Леонидовна

  • Гогина, Елена Леонидовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 241
Гогина, Елена Леонидовна. Становление профессионального хорового искусства в Адыгее: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2008. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гогина, Елена Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Социокультурный контекст становления профессионального хорового искусства в Адыгее (конец XIX — первая половина XX вв.)

1.1. Социально-исторические предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры в Адыгее.

1.2. Адыгское традиционное хоровое исполнительство.

1.3. Хоровое исполнительство в художественной самодеятельности.

ГЛАВА П. Становление композиторского творчества в жанрах хоровой музыки в 60-80-е гг. XX века.

2.1. Особенности формирования композиторского творчества в Адыгее.

2.2. Пути освоения хоровых жанров малых форм.

2.3. Крупные формы хоровой музыки.

ГЛАВА Ш. Хоровая культура Адыгеи на рубеже XX -XXI веков: проблемы и тенденции развития

3.1. Социокультурные условия и направления развития современной хоровой культуры.

3.2. Претворение принципов фольклорного мышления в композиторском творчестве (на примере крупных хоровых сочинений М. Хупова).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессионального хорового искусства в Адыгее»

Музыкальная культура Адыгеи постоянно находится в фокусе внимания современного музыкознания. За последние двадцать лет появилось немало работ, посвященных изучению традиционной музыки адыгов и музыкальной культуры Адыгеи (М. Анзарокова, Б. Кагазежев, Г. Самогова, А. Соколова, Г. Чич, Б. Шеуджен, Ш. Шу и др). В трудах А. Сиюховой исследуются процессы формирования социокультурного пространства региона, в работах Н. Чепниян описаны пути становления профессионального музыкального исполнительства и образования в национальной автономии.

Самым неисследованным звеном музыкальной культуры Адыгеи остается профессиональное композиторское творчество, которое получило становление в 60-80-е гг. прошлого века и было обусловлено культуротворческими процессами советского времени. Новые исторические реалии, связанные с ростом национального самосознания, стремлением к культурной самоидентификации «малых» народов, актуализировали весь предыдущий музыкально-исторический опыт.

В этой связи исследование творчества композиторов Адыгеи представляется важным и закономерным. Сочинения адыгейских авторов уже давно получили общественное признание. Они прочно вошли в репертуар творческих коллективов республики, включены в обязательную программу детских республиканских исполнительских конкурсов. Музыка композиторов Адыгеи звучит далеко за пределами региона — в Краснодаре, Москве, Нальчике, Ростове-на-Дону, Саратове, за рубежом; она стала достоянием музыкальной культуры Северного Кавказа и всего российского искусства в целом. Показателем зрелости композиторского творчества является более чем 16-летний срок существования Союза композиторов Адыгеи, который реализует себя в отчетных концертах пленумов, нотных изданиях, публикациях в прессе.

Закономерности и особенности формирования национальной композиторской школы в Адыгее наиболее отчетливо проявились в освоении академических жанров хоровой музыки, которые стали самой значимой частью творчества адыгейских авторов. За полувековой период был освоен практически весь жанровый диапазон хоровой академической музыки, созданы яркие образцы композиторского фольклоризма. Приоритетность хоровых жанров определялась рядом обстоятельств, среди которых важнейшим была профессиональная подготовка авторов, получивших образование на вокальных и дирижерско-хоровых отделениях средних и высших учебных заведений культуры и искусства (Ч. и В. Анзароковы, М.Бесиджев, А. Нехай, Р.Сиюхов, К. Туко, Г. Чич, М, Хупов и др.).

Необходимость исследования хоровой музыки композиторов Адыгеи обусловлена и потребностью практики — увеличением удельного веса национально-регионального компонента в учебных планах образовательных учреждений республики, а также культурной политикой, направленной на сохранение и дальнейшее развитие адыгской культуры1.

Вопросы формирования композиторского творчества в Адыгее лишь затрагивались в отдельных монографических очерках, статьях и газетных публикациях (М. Анзарокова, А. Атаманенко, М. Бесиджев, А. Дауров, И.Петрусенко, А. Соколова, Т. Сухова, К. Туко, Н. Чепниян). Однако никто из перечисленных авторов не был нацелен на комплексное и системное изучение творчества адыгейских авторов, не фокусировал свое внимание на хоровом искусстве. В существующей литературе хоровая музыка адыгейских

1 Несмотря на то, что в Адыгее население титульной национальности составляет всего 23%, приоритеты отданы адыгской культуре во всех ее проявлениях, что было узаконено решением «национального вопроса» в советское время и демократическими принципами современной российской политики (независимость, самостоятельность, толерантность и др.). И если в сфере фольклора и фольклоризма русская и адыгская культуры представлены равноправно (об этом свидетельствуют фестивали адыгской, казачьей культуры), то в области профессионального творчества приоритет отдан искусству титульной национальности, что связано с установкой на развитие культуры «малого» народа и проблемой сохранепия мира на Кавказе. Русские композиторы, работавшие в Адыгее с адыгским материалом, так и остались на положении «учителей» или «командированных» специалистов. Их музыка не получила общественного признания и не стала показательной для музыкальной культуры Адыгеи, за редким исключением (И. Святловская, В. Бурдеев). Поэтому используемые нам и понятия «адыгейские композиторы» и «композиторы Адыгеи)) фактически идентичны. композиторов рассматривалась только как объект практического изучения, что определило методическую направленность нескольких изданий (А.Баладжан, А. Баете, В. Екимов, С. Хватова).

В данной работе композиторское творчество в хоровых жанрах рассматривается как конечный продукт функционирования всей системы профессиональной хоровой культуры. Используя системный подход А.Сохора к понятию «музыкальная культура», необходимо выделить следующие формы ее существования в музыкальном пространстве социума: 1) профессиональная музыка, создаваемая специально композиторами и письменно фиксируемая; 2) фольклор устной традиции, связанный с древнейшей песенно-хоровой культурой; 3) сфера самодеятельного, любительского искусства1.

В соответствии с данным системным подходом профессиональная хоровая культура в Адыгее рассматривается во взаимодействии всех трех составляющих ее структурных элементов. Из самодеятельности выходят композиторы, а фольклор становится репертуарной доминантой самодеятельных исполнителей, основой композиторского творчества.

Другой вектор системообразующих связей ставит в зависимость композиторское творчество от существования его в определенном социальном контексте, в структуре функционирования профессиональной хоровой культуры. В данном подходе для нас представляется важным взаимодействие композиторского творчества, исполнительства и форм концертно-музыкальной жизни, музыкального образования. Кроме того, системный подход к исследованию профессиональной хоровой культуры предполагает выявление социокультурных условий ее формирования, которые определяются культурной политикой государственных структур, взаимодействием культуры и власти.

1 Сохор А. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. I. - Л.: Сов. композитор, 1980-С. 70-72.

Важной составляющей частью понятия «профессиональная хоровая культура» является определение «профессиональная». Оно используется нами в общепринятом значении как усвоение европейских норм музыкального мышления и традиций функционирования хорового искусства, сложившихся в западноевропейском искусстве ХУП-ХУШ веков и закрепившихся в системе музыкальных жанров и музыкально-выразительных средств. Н. Шахназарова, сравнивая западную и восточную музыкальные культуры, выделяет такие отличительные признаки европейского музыкального профессионализма как использование нотации, многоголосия, формирование гомофонно-гармонического мышления1. Репрезентативные модели профессиональной европейской музыки исследователь видит в опере и сонате-симфонии, которые стали решающими ступенями на пути эмансипации музыки и определения ее как самостоятельного вида искусства. Хоровые жанры, более зависимые от социального контекста, от культово-обрядовой сферы жизни, на протяжении многих веков служили «творческой лабораторией», в которой шел поиск приемов структурирования музыкальной ткани, отрабатывались механизмы формообразования.

Таким образом, понятие профессионализм по отношению к хоровой культуре включает в себя освоение сложившейся в европейской композиторской традиции системы жанров, приемов хорового письма, принципов формообразования, концертно-сценической формы исполнения, формирование образовательных структур, реализующих европейскую модель подготовки создателей и исполнителей хоровой музыки. Этот вид профессионализма проявляется в академическом направлении музыкального искусства.

Кроме того, понятие «профессионализм» применяется в социологическом значении по отношению к области специальной деятельности, в которой занятия музыкой являются основным жизненным

1 Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М.: Con. композитор, 1983. —С. 50. делом, главным источником средств существования, а результаты этих занятий воспринимаются обществом как ценные и социальнозначимые1.

Нельзя не отметить эстетический смысл понятия «профессионализм», которое часто используется как синоним высокого мастерства, совершенства, и поэтому применяется как в академической музыке? так и в других видах музыкальной культуры.

В системном виде профессиональная хоровая культура появилась в Адыгее в 60-80 гг. прошлого века вместе с формированием композиторского корпуса, образовательных структур, хоровых коллективов различных уровней, разнообразных форм концертно-музыкальной жизни. Период с 90-х гг. XIX века (возникновение культурно-просветительских форм общественной жизни) — до начала 60-х гг. XX века (появление плеяды композиторов и исполнителей коренной национальности) можно считать подготовительным, так как именно в это время создаются условия для формирования профессионального хорового искусства.

Период с 60-х до конца 80-х гг. XX века определяется в нашем исследовании как первый этап становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этот период адыгейские авторы осваивают большой диапазон жанров хоровой академической музыки: от миниатюры до кантаты и оратории, а также различные стилевые каноны: от массовой песни - до стилизаций хоровых сочинений русских классиков XIX и XX вв.

Современный период развития хорового искусства в Адыгее (рубеж ХХ-ХХ1 вв.) характеризуется нами как второй этап композиторского творчества, связанный с возрастанием профессионального мастерства, созданием индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению фольклора. Сохор А. Социология и музыкальная культура Н Вопросы социологии п эстетики музыки. Сборник статен. Т. 1. -JL: Сов. композитор, 1980. - С. 65-66.

Объектом исследования является хоровое искусство Адыгеи как единство важнейших составляющих — фольклорных традиций, хорового исполнительства, композиторского творчества.

Предмет исследования составляет творчество композиторов Адыгеи в жанрах хоровой академической музыки.

Данное исследование ставит своей целью выявление закономерностей и особенностей формирования профессиональной хоровой музыки как части хоровой культуры Адыгеи. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: определить социально-исторические предпосылки и социокультурный контекст формирования профессиональной хоровой культуры в Адыгее;

- обозначить компоненты этнической музыки, оказавшие воздействие на становление композиторского мышления в жанрах хоровой музыки;

- выделить и охарактеризовать этапы композиторского творчества;

- выявить направления стилевых поисков в малых и крупных жанрах хоровой музыки композиторов Адыгеи;

- дать оценку хоровому искусству Адыгеи и определить пути его дальнейшего развития.

Методологическая основа исследования. Применение системного подхода к анализу хоровой культуры позволяет рассмотреть ее как множество взаимосвязанных элементов, образующих органическую целостность. Использование культурологического подхода дает возможность вписать хоровые сочинения адыгейских авторов в контекст всей музыкальной культуры Адыгеи и одновременно локализовать их как подсистему, обладающую соответствующими системными характеристиками.

В качестве основного метода исследования выбран метод историзма, который позволяет определить истоки и условия формирования профессионального хорового искусства, реконструировать основные этапы становления композиторского творчества. Задача выявления направлений стилевых поисков в академических жанрах хоровой музыки обусловила важность компаративного метода, позволившего сопоставить полученные результаты на субрегиональном (Адыгея), региональном (общекавказском) и российском уровнях.

Базисными для настоящей работы стали подожения исторического и теоретического музыкознания в контексте проблем «фольклор и композитор», «становление национальных композиторских школ», разработанные в исследованиях Г. Головинского, И. Даниловой, И.Земцовского, Л. Ивановой, А. Маклыгина, Г. Орджоникидзе, Е. Скурко, Н.Шахназаровой и др.

Закономерным стало обращение к трудам, посвященным исследованию адыгской и, в целом, кавказской культур. Автор опирался на ключевые положения работ А. Асланишвили, Б. Ашхотова, Т. Блаевой, И.Жордания, Л. Канчавели, А. Рахаева, А. Сиюховой, А. Соколовой, Р.Унарокрвой, Ф. Хараевой, К. Цхурбаевой, Г. Чича, Ш. Шу и др., выявляющих особенности поэтического и музыкального фольклора, на труды ученых, исследующих проблемы этнической этики, философии, ценностей, менталитета (Б. Бгажноков, А.-Г. Кешев, X. Казанов, М.Меретуков, Р. Ханаху, О. Цветков, А. Шадже и др.)

Освещение адыгейской хоровой культуры в социологическом ракурсе потребовало обращения к исследованиям, связанным с концепцией «строительства социалистической культуры», с тенденциозным отношением к фольклору, с функционированием института художественной самодеятельности в 30-50-е гг. XX века (А. Митрофанов, С. Румянцев).

Проблемы жанровой классификации хоровой музыки решались при помощи теоретических концепций и положений, содержащихся в работах Г.Григорьевой, О. Коловского, Е. Назайкинского, Ю. Паисова, Е.Светозаровой, О. Соколова, А. Сохора, И. Усова, А. Ушкарева и др.

Анализ музыкальных текстов производился на основе аналитических принципов, разработанных в трудах отечественных теоретиков М. Арановского, В. Васиной-Гроссман, И. Лаврентьевой, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, В.Холоповой, В. Цуккермана, а также с учетом аналитических подходов теории «музыкального содержания» (Л. Казанцева, П. Карпычев, В. Холодова).

Научная новизна. В диссертационной работе впервые:

- хоровое искусство Адыгеи рассматривается в социокультурном контексте, в рамках культурных процессов субрегионального, регионального и российского масштабов;

- характеризуются основные этапы становления композиторского творчества академической традиции в Адыгее, выявляются особенности этого процесса; определена жанровая классификация хорового творчества адыгейских авторов;

- исследованы наиболее значительные образцы хоровой музыки и авторские стили;

- произведена объективная оценка деятельности хоровых коллективов и выдающихся хормейстеров республики Адыгея.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование в определенной мере восполняет отсутствие теоретического обобщения процесса становления композиторского творчества в Адыгее, и его результаты мо1уг стать основой для дальнейшей разработки проблем истории профессиональной адыгейской музыки. Значение работы определяется выводами, которые расширяют представления о композиторском фольклоризме. Они могут также стать материалом для создания фундаментальных исследований о становлении национальных композиторских школ на Северном Кавказе и в других регионах страны.

Практическая значимость настоящего исследования определяется тем, что его положения могут быть использованы в курсах «Адыгейская художественная культура», «Музыка адыгейских композиторов», составляющих национально-региональный компонент в учебных планах музыкально-образовательных учреждений республики (детские школы искусств, колледж искусств, институт искусств). Кроме того, материал исследования существенно дополнит училищный и вузовский курс «Хоровая литература» в разделе «Хоровая музыка адыгейских композиторов». Аналитические разделы данной работы окажут существенную помощь в изучении произведений адыгейских авторов в хоровом классе. Аналитические тексты использованы автором в качестве предисловий к сборникам хоровых произведений адыгейских композиторов. Материалы диссертационного исследования могут составить соответствующие разделы монографических очерков о композиторах Адыгеи.

Материалом исследования послужили хоровые произведения В.Анзарокова, К. Туко, М. Хупова, Г. Чича и других авторов (около ста сочинений), отражающие жанровую панораму адыгейской хоровой музыки последних пяти десятилетий. Большинство хоровых сочинений были исполнены и признаны как значимые явления в культурной жизни Адыгеи, а также за ее пределами. Отдельные хоровые произведения представлены в рукописях и до сих пор остаются малоизвестными. Кроме того, для выявления связей хоровой музыки с фольклорной традицией привлекались образцы народной музыки из сборников адыгских народных песен А.Гребнева, Г. Концевича, Ш. Шу, из фундаментального издания «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» под редакцией Е. Гиппиуса.

Для воссоздания исторического контекста использованы газетные и журнальные публикации, архивные источники, а также материалы интервью с композиторами различных поколений.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета (2002-2005) и на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В.Рахманинова (2006-2008). Ключевые положения настоящей работы были изложены в докладах, прочитанных и обсужденных на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (г. Астрахань, 2002); «Музыка и танец» (г. Майкоп, 2003); «Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (г. Нальчик, 2004); «65 лет университетской науки» (Майкоп, 2005); «Вопросы изучения адыгской музыки: теория, практика» (Майкоп, 2006). Отдельные положения диссертации были апробированы в курсе лекций в рамках семинаров для преподавателей республиканских детских школ искусств (Майкоп, 2006).

Структура работы. Поставленные в настоящей диссертации цели и задачи определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка использованных архивных источников, списка нотных материалов и рукописей. В приложении содержатся нотные примеры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гогина, Елена Леонидовна

Хоровые сочинения адыгейских авторов стали наиболее показательными для выявления процесса формирования и становления музыкального профессионализма европейского типа в Адыгее. Именно в этой сфере творчества был актуализирован широкий диапазон академических жанров, использованы различные пласты фольклора, освоены разнообразные традиции музыкального искусства, основы композиторской техники, сложились индивидуальные композиторские стили.Приоритет вокально-хоровых жанров в музыке композиторов Адыгеи обусловлен особенностями начального этапа становления композиторского творчества в национальных автономиях и республиках бывшего СССР, не имевших письменной музыкальной культуры до революции 1917 г. Во многих случаях национальная составляющая композиторского творчества выражалась в самых простых и демократичных формах песенной или хоровой музыки. Не удивительно, что многие композиторы так и не переступили за черту вокально-хоровых жанров, сохранив статус композиторов-песенников.В Адыгее вокально-хоровой жанр пользовался особым вниманием композиторов еще и потому, что он в определенной мере сохранял утрачиваемую аутентичную песенную традицию. Вместе с тем, благодаря использованию танцевальных элементов и гармошечной стилистики, хоровая музыка отразила и современное звуковое самовыражение этноса.Фольклорные идиомы вписываются в структурно-языковую систему хоровой музыки, создавая различные варианты взаимодействия двух систем мышления — фольклорной и профессиональной.Хоровая музыка композиторов Адыгеи имеет значение «барометра» в определении социально-психологического «климата» общества, до сих пор оставаясь наиболее идейно значимой сферой музыкального искусства.Эволюция содержания хоровой музыки отразила изменение консолидирующих общество идей. Если в годы становления композиторского творчества в рамках самодеятельного искусства преобладали номенклатурные темы (особенно в крупных жанрах), то в 1990-

2000-е гг. произошла переориентация тематики хоровой музыки в направлении переосмысления исторического прошлого, утверждения национального менталитета. Историко-трагическая тема с новой силой зазвучала в крупных хоровых сочинениях последних лет. В условиях пересмотра общественных, нравственно-этических идеалов в 90-х гг.обращение к истории, народной морали, философии, этикету, психологии имело значение утверждения незыблемых, «вечных» этнических ценностей.Социальная значимость хоровых произведений подчеркивается преимущественным использованием русскоязычных текстов (особенно в крупных жанрах), что отражает историко-культурную ситуацию в республике, характеризующуюся существованием полиэтнического пространства. Хоровой «продукт» рассчитан на массового потребителя — исполнителя и слушателя — как правило, не владеющего адыгейским языком.Кроме того, хоровые произведения презентуют общезначимые темы и идеи, которые должны стать достоянием широких масс и должны быть «услышаны» не только в республике, но и за ее пределами.Преимущественное использование русскоязычных или несмыслонесущих текстов снимает актуальность проблемы претворения речевой интонации адыгейского языка (исключая обработки народных песен). Национальные интонемы, как правило, имеют в хоровой музыке «отфильтрованный», устойчивый характер, вписываясь в структурные закономерности хорового письма. Кроме того, обращение к общепонятным текстам и вокализации связано с исполнительскими проблемами. В условиях больших хоровых коллективов, где преобладают русскоязычные исполнители, использование текстов на адыгейском языке влечет за собой большие фонологические искажения. Поэтому композиторы прибегают к адыгейским текстам преимущественно в хоровых обработках народных песен, где отражена сольно-групповая манера исполнения.Хоровая музыка стала полем стилевых поисков, творческой лабораторией адыгейских авторов. Отметим два направления стилевых поисков, которые прослеживаются на разных этапах становления хоровой профессиональной музыки.Первое направление является определяющим, доминирующим, оно вписывается в рамки понятия «композиторский фольклоризм» и связано с освоением национальных лексем песенного и инструментального типа в различных стилевых контекстах. Если в 60-80-е гг. адыгейские авторы преимущественно опирались на стилевую модель советской адыгейской песни и инструментальные формы этнической музыки (В. Анзароков, М.Бесиджев, К. Туко, У Тхабисимов, отчасти Г. Чич), то в 90-е гг. и на рубеже XXI века композиторов стали привлекать более глубинные эпические пласты национального песенного фольклора (А. Нехай, М. Хупов). Если в первый период становления музыкального профессионализма традиционная музыка использовалась как «жанровая цитата», стилизация, то во второй период — как система фольклорного мышления, в рамках которой создаются новые жанровые симбиозы, происходит переинтонирование фольклорных источников. Если в 60-80-е гг. фольклорные лексемы имели значение национальных элементов, вписывающихся в историко-стилевой контекст хоровых сочинений (массовая песня, героико-патриотическая кантата, оратория и др.), то в 1990-2000-е гг. они становятся системными элементами, управляемыми принципами фольклорного мышления. Разумеется, действие этих тенденций не было прямолинейным. На первоначальном этапе становления профессионализма в отдельных сочинениях достигался органичный синтез фольклорной и профессиональной систем мышления, но в целом он не был показателен для данного периода.Второе направление стилевых поисков было связано с освоением профессиональных традиций хорового искусства через стилизацию или творческое осмысление эталонных образцов отечественной (европейской) хоровой классики. Это направление также характерно для всех этапов становления хорового искусства, поэтому оно имеет историческую окрашенность. В первый период оно было представлено освоением «моделей» русской хоровой миниатюры и историко-героических кантат, а во второй период - «свиридовскими» миниатюрами М. Хупова. Это направление отражало стремление композиторов овладеть арсеналом выразительных средств профессиональной хоровой музыки, интегрироваться в стилевое пространство российской музыкальной культуры.Несмотря на разнообразие истоков, жанров, форм, индивидуальных композиторских стилей, в хоровой музыке адыгейских авторов сформировались константные элементы музыкального языка, составляющие «национальный стилевой канон». Его структурные единицы вписываются в общекавказские стереотипы музыкального мышления, создавая общий «музыкальный диалект», сформированный в фольклорных формах, и во вторичном виде представленный в композиторском творчестве. К его составляющим можно отнести: • особый сегментный склад мелодики, состоящей из небольших натурально ладовых мотивов-попевок нисходящей направленности. Трихорд в кварте становится основной строительно-интонационной ячейкой горизонтали, часто проявляя себя в квартовых возгласах. В произведениях, имеющих инструментально-танцевальную основу, к ним присоединяются секундовые мелодические обороты, воспроизводящие моторику игровых движений на гармонике; • ритмоформулы, выполняющие роль стереотипов национального мышления.В хоровых сочинениях «ритмы-нормативы» (Б. Ашхотов) предстают в сглаженном виде и имеют характер различных ритмических вариантов триольного движения- Причем, ритмические стереотипы доминируют в музыке с несмыслонесущим текстом или вообще без текста (вокализы), а также в произведениях, претворяющих национальные танцевальные жанры; • устойчивые гармонические обороты, разновидности «кавказских кадансов»: VI-VH-I, I-VII-VI-I, I-VII-I, П-I-Vn-I, V-IV-III-V, проецирующие плавность движения мелодического голоса и демонстрирующие натурально-ладовую основу текста; • кварто-квинтовые созвучия, которые становятся структурной опорой вертикали; претворение принципа «жыъу» и особенностей традиционного ансамблевого исполнительства в фактурной организации хоровой ткани (сочетание 2-3-х функциональных планов). • вариантность как основной формообразующий принцип построения музыкальной композиции.Хоровая музыка становится «зеркалом», отражающим развитие интонационного мышления композиторов Адыгеи, поиски демократичного, но самобытного музыкального языка. И если в советское время композиторы были нацелены на создание «унифицированного» стиля, то в последние десятилетия наметилась тенденция к индивидуализации хоровых стилей, заявляющих о новом этапе становления композиторской школы в Адыгее.Персонификация этого явления связана с именами двух хормейстеров, представляющих разные поколения композиторов, - Г. Чича и М. Хупова. Их хоровое творчество заслуживает отдельного монографического исследования.Глубинная, творческая переработка фольклорного материала, предполагающая обращение к архаическим, «нетронутым» пластам народной музыки, переосмысление распространенных явлений музыкальной культуры, синтезирование черт различных фольклорных жанров, привнесение в них новейших стилевых приемов современной музыки, — это та перспектива развития профессионального национального музыкального искусства, к которой стремятся адыгейские композиторы, перешагнувшие порог XXI

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гогина, Елена Леонидовна, 2008 год

1. Азадовский М. Новая фольклористика. // Народное творчество. — 1938. - № 12. — 710.

2. Амалатбек. Олимпиада искусств горских народов // Революция и горец. — 1931. —№ 1 2 . - С . 115-117.

3. Анзароков Ч., Анзарокова М. Культура жъыу на рубеже ХГХ-ХХ вв. //

4. Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе.

5. Материалы международной конференции. Вып II. - Майкоп: Изд-во ООО «Аякс»,2008.-С.125-132.

6. Анзарокова М.. Умар Тхабисимов и фольклор // Вестник Евразии. — 2004. - № 21. 77-93.

7. Анзарокова М. Умар Тхабисимов в контексте адыгской музыкальной культуры:

8. Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - СПб.: ГНИЙ «РИИИ», 2006. - 2 2 с.

9. Асафьев Б. О хоровом искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

10. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //

11. Музыкальный современник. Вып.6. - М.: Сов. композитор, 1987. - 5-68.

12. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. —344 с.

13. Асланишвили Ш. Гармония в народных хоровых песнях Картли и Кахетии. - М.:1. Музыка, 1978.-192 с.

14. Ашхотов Б . Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ. - Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 2002. - 235 с.

15. Ашхотов Б . Многоголосие адыгов: архаические формы коллективного пения //

16. Музыкальная академия. -2003. - № 2 . - С . 148-154.

17. Ашхотов Б . Припевное слово «орайда» как артефакт в межэтническом фольклорномсознании // Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры: Материалы первой международной научно-практической конференции. - Нальчик:

18. Полнграфсервис и Т, 2004. - 58-63.

19. Ашхотов Б. Адыгское народное многоголосие: Автореф. дис. ...д-раискусствоведения. — М.: ГИИ, 2005. — 42 с.

20. Ашхотов Б. Кавказский фольклорный ареал: онтологический дискурс // Восток и

21. Запад: этническая идентичность и традиции музыкального наследия как диалогцивилизаций и культур: Сб. ст. по материалам Международного фольклорного конгресса / Гл. ред. Е.Н. Шишкина. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. -С. 52-57.

22. Баете А., Хватова Приемы хорового концертирования в хоровых партитурахкомпозиторов Адыгеи: проблемы изучения. Методические указания. - Майкоп: Изд-во 1. АГУ,2006.-31с.

23. Бешкок М. Танцевальная культура адыгов с древнейших времен до наших дней.

24. Майкоп: ГУРИГШ «Адыгея»., 2000. - 65 с.

25. Блаева Т. К вопросу о системном типологическом исследовании традиционнойвокальной музыки адыгов // Музыкальный фольклор адыгов - Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1988. - С . 45-53.

26. Блаева Т. Традиционные виды фактуры адыгских народных песен. // Культура и бытадыгов. Этнографические исследования. Bbm.VIL— Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1989. - 219-229.

27. Блаева Т. Ежьу — особая форма группового пения адыгов // Мир культуры. — Нальчик:

28. Изд-во «Эльбрус», 1990.-С. 102-109.

29. Блаева Т. Традиционное песенное искусство адыгов: Автореф. дис. ...канд.искусствоведения. — М.: ВНИИИ, 1990. — 25 с.

30. Блаева Т. Ритмика адыгских народных песен // Культура и быт адыгов. Вып.9.

31. Майкоп: АРИГИ, 2001. - С . 143-160.

32. Буримов В. Поет хор // Адыгейская правда. - 1977. - 8 июня. - 4.

33. Виноградов В. Национальное и интернациональное в музыке народов советского

34. Востока // Музыкальный современник. Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1973. - 103122.

35. Вишневская Л. О музыке черкесов и карачаевцев // Музыкальная академия. — 2007. —№ 4 . - С . 124-130.

36. Гаврилова Н. Проблема национального в музыке XX века: Чехия и Словакия:

37. Автореф. дис.. . . д-ра искусствоведения. - М.: МГК, 1996. - 38 с.

38. Галайку В. Национальное в музыкальном искусстве (на примере музыкальнойкультуры Молдовы: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - СПб.: СПГК, 1992. -28 с.

39. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. - М.: Академия, 1998. — 432 с.

40. Гнесин М. Черкесские песни // Музыкальная академия. - 1993. - № 3. - 186-194.

41. Гогина Е. Культурологические проблемы хорового исполнительства в Адыгее //

42. Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры. Материалы 1-оймеждународной научно-праклгческой конференции 10-13 мая 2004 г. — Нальчик:

43. Полиграфсервис и Т, 2004. - 13-20.

44. Гогина Е. Танцевалъность в хоровой музыке адыгейских композиторов // Музыка итанец: вопросы взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-15 мая 2003 г. - Майкоп: Изд-во АТУ, 2004. - 84-92.

45. Гогина Е. Хоровая музыка адыгейских композиторов как культурологическийфеномен // Ab ovo. Студенческий научный журнал АТУ. — 2004. — № 4. - Майкоп: Издво АГУ, 2004. - 215-220.

46. Гогина Е. Хоровое творчество Г. К. Чича // Г. Чич. Избранные хоры. — Майкоп: Изд-во1. АГУ, 2004. - 9-23.

47. Гогина Е. Хоровые сочинения Г. К. Чича (методические рекомендации) // Г. К. Чич.

48. Сочинения для хора (учебно-педагогический репертуар). - Майкоп: Изд-во АГУ, 2005.- С . 6-14.

49. Гогина Е. Этапы становлегаш профессионального композиторского творчества в

50. Адыгее // Научная мысль Кавказа. Приложение. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ.2006. - № 13. - 491-496.

51. Гогина Е. О классификации хоровых миниатюр адыгейских композиторов //

52. Музыковедение. - 2007. - № 6. - 17-23.

53. Гогина Е. Поликультурные основы хоровой музыки адыгейских композиторов //

54. Социокультурные проблемы Кавказского региона в контексте глобализации:

55. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-16 мая 2007 года).

56. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2007. - 174-178.

57. Гогина Е. Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи // Вестник АГУ.

58. Серия «Искусствоведение». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 104-105.

59. Годы, спектакли, судьбы. Сб. статей / Ред. К. Хут. - Майкоп: Адыг. отд. Краснодар,кн. изд-ва, 1986.-256 с.

60. Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. —

62. Гончарова Г. Нартский эпос адыгов. Пшинатли. // Культура и быт адыгов. Вып. VIII.- Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1991. - 313-335.

63. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. - М.: Музыка, 1991. — 80 с.

64. Данилова И. Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеместановления национальной композиторской школы: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. — М.: ГИИ., 2003. — 26 с.

65. Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемыистории, смысла и ценности: Автореф. дис. ...д-ра искусствоведения. - М.: МПС, 2003. - 4 0 с.

66. Дрожжина М. Национальные композиторские школы: к проблеме тнпологизации //

67. Музыковедение. - 2004. - № 2. - с . 7-16.

68. Дрожжина М. Молодые национальные композиторские школы Востока как явлениемузыкального искусства XX века: Автореф. дис. ...д-ра искусствоведения.

69. Новосибирск: НТК, 2005. - 50 с.

70. Дулат-Алеев В. Национальная музыкальная культура как текст татарской музыки XXвека: Автореф. дис. ...д-раискусствоведения. - М . : МПС., 1999. - 44 с.

71. Егоршин А. Заметки об олимпиаде // Колхозное знамя. -1931. — 21 ноября. - 3.

72. Екимов В. Героико-патриотический аспект в творчестве адыгейского композитора

73. Г.Чича (на примере оратории «Сказ об адыгах»). Учебное пособие для студентов

74. Института искусств АТУ. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. — 41 с.

75. Екимов В. Жанр поэмы в вокально-хоровом творчестве адыгейского композитора

76. Г.Чича. Учебное пособие для студентов Института искусств АГУ. — Майкоп: Изд-во1. АГУ, 2002.-54 с.

77. Емельянов Л. Термин «советский фольклор» в 30-гг. // Из истории русскойфольклористики. Вып. 4-5. - СПб.: СПГИТМиК, 1998. - 217-223.

78. Еременко А. М. Концевич — собиратель адыгейского музыкального фольклора //

79. Искусство, культура, этнография. Материалы Краснодарского научного центра.

80. Краснодар: науч. центр АМАН, 1996. - 32-34.

81. Жданов А. Вступительная речь и выступление на совещании деятелей советскоймузыки в ЦК ВКП (б) в январе 1948 г. - М.: Госиздат, 1952. - 25 с.

82. Жидков В., Соколов К. Искусство и картина мира. - СПб.: Алетейя, 2003. -282 с.

83. Жордания И. Народное многоголосие, этногенез и расогенез // Советская этнография.- 1988.-№ 2 - С . 24-33.

84. Жордания И. Грузинское традиционное многоголосие в международном контекстемногоголосных культур (к проблеме генезиса многоголосия). — Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1989. - 502 с.

85. Жордания И. Новый взгляд на музыкальную культуру древних переднеазиатскихнародов (к проблеме многоголосия) // Народная музыка: история и типология. — Л.: 1. ЛГИТМиК, 1989.-С. 75-80.

86. Жордания И. Этномузыкология: междисциплинарные перспективы // Искусствоустной традиции. Историческая морфология. Сборник статей. - СПб.: РИИИ, 2002. 1. 236-248.

87. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. — М.-Л.: Сов.композитор, 1978. - 176 с.

88. Земцовский. И. Из мира устных традиций. Заметки впрок. - СПб.: РИИИ, 2006. - 240с.

89. Земцовский И. Лирика как феномен // Песенная лирика устной традиции. — СПб.:1. РИИИ, 1994.-С. 9-22.

90. Иванова Л. Содержательный аспект музыкального фольклоризма // Музыкальноесодержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002 года. г. Астрахань.- Астрахань: ГУЛ ИПК «Волга», 2002.-С. 69-76.

91. Иванова Л. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: Автореф. дис. ...д-раискусствоведения. — СПб.: СПГК, 2005. — 35 с.

92. Кабпсова А. Развитие осетинского хорового искусства на основе народных традиций:

93. Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. — М.: РИИ., 1994. — 24 с.

94. Казанов X. Нация и национальный характер — Майкоп: Изд-во МГТИ. 2000. - 148 с.

95. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания - Астрахань: ИПЦ «Факел»,2001.-368 с.

96. Канчавели Л. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодическогоразвития: Автореф. дис.. . .канд. искусствоведения. - Л., ЛТК, 1974. — 26 с.

97. Карпычев М. Проблемы теории музыкального содержания // Вопросы музыкальногосодержания. Сб. трудов. Вып. 136. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. -С.31-56.

98. Карпычев М- Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки.

99. Новосибирск: Изд-во НТК им. М. Глинки, 1984. -234 с.

100. Келдыш IO. Пути советской хоровой культуры // Народное творчество. - 1937. - № 1.-С.37-44.

101. Керашев Т. Искусство Адыге // Революция и горец. -1932. - № 2-3. - С . 114-119.

102. Кешев А. - Г. Характер адигских песен // Фольклор адыгов в записях и публикациях

103. ХГХ — начала XX вв. /Сост. А.И. Алиев. — Нальчик: КБИ истории, филологии иэкономики, 1979.-С. 326-345.

104. Кивалова Л. О взаимодействии монодийньк и гармонических принципов мышления вбурдоном двухголосии. (на примере черкесских и карачаевских народных песен):

105. Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - Л.: ЛТК, 1990. - 26 с.

106. Коловский О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке. // Хоровоеискусство. Вып. 3. - Л . : Музыка, 1977. - 46-67.

107. Коджесао К. Песни адыгейского народа // Адыгейская правда. - 1937. - 28 апреля. - 4.

108. Композиторы Республики Адыгея. Справочник. - Майкоп: Республиканскоеиздательско-полиграф. объединение «Адыгея», 1998. - 89 с.

109. Корев IO. Адыгейский, первый...// Советская музыка. - 1985. - № 12 - 58-60

110. Корев Ю. В братском союзе. // Музыка России. Вып. 6. - М.: Сов. композитор, 1986.1. 5-22.

111. Корчмарский И. У истоков музыкальной культуры Адыгеи //Культура и быт адыгов.

112. Вып. 8. - Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1991. - 418-426.

113. Кумехова Л . Основные особенности культуры Кабарды в период, предшествующийсозданию национальной композиторской школы. // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания. - Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2000. - 30-45.

114. Кумехова Л. О трех пластах в кабардинской музыкальной культуре. // Южно

115. Российский музыкальный альманах 2004. - Ростов н/Д.: РГК., 2004. - 102-105.

116. Кумехова Л. Национальная музыка в свете современных проблем // Музыкальнаялетопись российских регионов. Сб. материалов международной научно-практической конференции 21-22 декабря 2007 г. - Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. - 107-112.

117. Ламешнна В. Мы - ровесники республики // Адыгейская правда. - 2002 — 4 октября.1. С б .

118. Мазель Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952.-299 с.

119. Мазурик В. Неизвестный Майкоп. Исторические очерки в 2-х книгах. Кн. 2.

120. Майкопская хроника XIX столетия. - Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2006. - 408 с.

121. Маклыпга А. Музыкальные культуры среднего Поволжья: Автореф. дис. ...д-раискусствоведения. - М.: МГК., 2001. —44 с.

122. Манапова М. Профессиональное музыкальное творчество Дагестана: становление иразвитие // Музыкальная летопись российских регионов. Сб. материалов международной научно-практической конференции 21-22 декабря 2007 г. - Майкоп:

123. Изд-во ООО «Аякс» 2007. - 113-118.

124. Медведева М. Аранжировка как вид творческой деятельности // Фольклор ифольклоризм. Вып. П. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. - Л . : ЛГИТМиК, 1989. -С. 47-61.

125. Мелик-Шахназарова Н. Национальная традиция и композиторское творчество.

126. Эволюция взаимодействия (опыт музыкального искусства республик Закавказья и

127. Средней Азии): Автореф. дис. ...д-ра искусствоведения. - М . : ВНИИИ, 1988. - 46 с.

128. Митрофанов А. Музыкальное искусство горцев Северного Кавказа // Революция игорец. - 1932.-№ 2-3. - 120-126.

129. Михайлов М. Этюды о стиле в г^ гузыке. — Л.: Музыка, 1990. — 288 с.

130. Музыкальные культуры автономных республик РСФСР. - М.: Музгиз, 1957. - 407с.

131. Музыкальный фрагмент // Советская молодежь. — Иркутск, 1970. — 2 октября. - 4

132. Нагайцева Л. Адыгейские народные танцы. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1986.143с.

133. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. - М.: Гумапит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —248 с.

134. Ольхов К. Хоры a cappella Танеева // Хоровое искусство. Вып. 2. - Л.: Музыка,1971.-С. 29-52.

135. Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля вмузыке // Музыкальный современник. Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1973. — 144181

136. Паисов Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70-80-х гг.) //

137. Музыкальный современник. Вып. 6. - М.: Сов. композитор, 1986. - 201-242.

138. Паисов Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве //

139. Новая жизнь традиций в советской музыке. — М.: Сов. композитор, 1989. — 115-156.

140. Паисов Ю. Новаторские черты хорового стиля Свиридова // Музыкальный мир

141. Георгия Свиридова. — М.: Сов. композитор, 1990. -С. 199-221.

142. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка (1945 - 1980). Очерки истории итеории. - М . : Сов. композитор, 1991.-248 с.

143. Петрусенко И. Гисса Чич. Станицы жизни и музыкального творчества. - Майкоп:

144. Изд-полиграф. объединение «Адыгея», 1990. - 246 с.

145. Петрусенко И. Композитор Каплан Туко. Книга первая. — Майкоп: Изд.-полиграф.объединение «Адыгея», 1992. — 264 с.

146. Полякова О. Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии: Автореф. дис. ...канд.искусствоведения. - Новосибирск: НТК, 2002. —24 с.

147. Поляновскнй Г. Музыка народов СССР на Олимпиаде // Революция и культура. —1930. - № 13-14. - 60-66.

148. Попов И. Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке. — М.:1. Музыка, 1971.-200 с.

149. Праздник хоровой музыки // Советская Адыгея. - 1984.-2 июня. - 4.

150. Районы готовятся к празднику // Адыгейская правда- 1937. —27 августа. - 4.

151. Рахаев А. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая. - Нальчик:

152. Изд. центр «Эль-Фа», 2002. —155 с.

153. Рахманова М. О фольклорном направлении в современной русской музыке //

154. Советская музыка. -1972. -№> 1. - 9-20.

155. Румянцев Музыкальная самодеятельность 30-х гг. // Самодеятельноехудожественное творчество в СССР. Очерки истории 1930-1950 гг. Кн. II. - М . : ГИИ, 1995.-С. 5-62.

156. Румянцев С , Шульпин А. Самодеятельное творчество и «государственная культура»// Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930-1950 гг.

157. Книга 1.-М.: ГИИ, 1995. - 7-52.

158. Ручьевская Е. О соотношении слова и музыки в русской камерно-вокальной музыкеначала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. - М.: Музыка, 1966. - 65-111.

159. Рыбакина Е. Эстетическая природа жанра музыкальной поэмы // Современныеметоды исследования в музыковедении. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXXI. - М: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. - 98-117.

160. Светозарова Е. К вопросу о жанровой классификации русской хоровой музыки аcappella // Национальные традиции русского хорового искусства (творчество, исполнительство, образование). - Л.: ЛТК, 1988. - 99-111.

161. Сиюхова А. Некоторые аспекты фолыслоризма в современной музыкальной культуре

162. Адыгеи // Эподы по истории и культуре адыгов. АРИГИ. Вып. 2. - Майкоп: АРИГИ,1999.-С. 120-131.

163. Сиюхова А. Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов: Автореф. дис....канд. культурологи. - М.: РИИИ, 2001. - 2 5 с.

164. Сиюхова А. Традиционная адыгская танцевальпость (принципы функционирования идетерминирующие факторы) // Неделя науки МГТИ. Вып. 4. Материалы научнопрактической конференции. - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2001. — 198-202.

165. Скурко Е. Башкирская академическая музыка: пути становления: Автореф. дис. ...дра искусствоведения. - М.: МПС, 2004. -60 с.

166. Смелова Т. Хоровая музыка Чувашии в аспекте специфики национальной культуры:

167. Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - М . : МПС, 1997. -16 с.

168. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры.

169. Монография. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994. - 220с.

170. Соколова А. Жанровая классификация адыгских народных песен // Культура и бытадыгов. Bbm.VI.; Вып. VII. - Майкоп: Изд-во АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1986, 1989.-С. 117-146; 190-218.

171. Соколова А. Переинтонирование в адыгской традиционной лгузыке // Итогифольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 г. —

172. Краснодар: Центр нар. культуры Кубани, 1997. - 49-53.

173. Соколова А. Нарты в контексте инструментальной культуры адыгов // Материалы IIмеждународного конгресса «Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии 174. России и Кавказа». - Краснодар: Кубанский институт общегуманитарной, испециальной подготовки, 1997.-С. 111-117.

175. Соколова А. Феномен адыгской музыки // Этюды по истории и культуре адыгов.

176. Майкоп: АРИГИ, 1998.-С. 74-84.

177. Соколова А. Гармоника как идеологическое орудие // Гармоника: история, теория,практика. Материалы Международной научно-практической конференции 19-23 сентября 2000 г. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. - 82-87.

178. Соколова А. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. —224 с.

179. Соколова А. Надежда на будущее — в нашей неустанной деятельности // Музыкальнаяакадемия. - 2000. - № 3. - 34 -37.

180. Соколова. А. Структурно-семантический план музыкального языка адыгов //Развитиесоциально-культурной сферы Северокавказского региона. - Краснодар: КГУКпИ, 2002.-С. 163-170.

181. Соколова А. Семантика адыгской традиционной музыки (к постановке проблемы) //

182. Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции 3-5 декабря 2002. — Астрахань: ГУЛ ИПК «Волга», 2002. — 1. 83-84.

183. Соколова А. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры. —

184. Майкоп: Изд-во «Качество», 2004.-272 с.

185. Соколова А. Традиционное адыгское многоголосие м его трансформация всовременных условиях // Музыкальная летопись российских регионов. Сб. материалов международной научно-практической конференции 21-22 декабря 2007 г. — Майкоп:

186. Изд-во ООО «Аякс», 2007. - 151-155.

187. Сокольская А. Танцевальная самодеятельность // Самодеятельное художественноетворчество в СССР. Очерки истории. 1930 - 1950 гг. Кн. I. - М.: ГИИ, 1995. - 107156.

188. Сохор А. Вокально-симфонические жанры в советской музыке // Вопросы теории иистории музыки. Вып.2. - М.: Музыка, 1963. - 25-55.

189. Сохор А. Георгий Свиридов. — М: Сов. композитор, 1972. - 320 с.

190. Сохор А. Ораториалыю-кантатпая и хоровая музыка // Музыка XX века. Очерки.

191. Часть 2. Кн. 3. 1917-1945.- М.: Музыка, 1980. - С . 312-345.

192. Сохор А. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетикимузыки. Т. I. - Л.: Сов. композитор, 1980. - С . 10-136.

193. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. // Сохор А. Вопросы социологии иэстетики музыки. Т. II. - Л : Сов. композитор, 1981. - 231-293.

194. Степанова И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современнойотечественной музыки. Вып.1 1917 — 1941 / Ред. М. Тараканов. — М.: Музыка, 1995. — 1. 268-296.

195. Степанова И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современнойотечественной музыки. Вып.2. 1941-1958 / Ред. М. Тараканов.- М.: Музыка, 1999. — 1. 287-331.

196. Степанова И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество.// История современнойотечественной музыки. Вып. 3. 1960 - 1990 / Ред. Е. Б. Долинская. - М.: Музыка, 2001. - С . 318-364.

197. Сухиненко В. Вечно живой // Восточно-Сибирская правда. - 1970. - 4 июня. - 4

198. Сухова Т. К вопросу истории русско-адыгейских музыкальных связей (1921-1941 гг.)// Музыкальный фольклор адыгов. Материалы научно-практической конференции /Ноябрь 1986 г./ - Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1988. 1. 53-64.

199. Схаплок Г. Современное бытование и исполнение адыгских народных песен //

200. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 8. - Майкоп: АНИИ экономики,языка, литературы и истории, 1991. — 203-219.

201. Таболов К. К вопросу о национальной культуре // Революция и культура. — 1928. —№ 8 . - С . 22-29.

202. Тевосян А. Хоровое искусство России 70-х гт. (1967 — 1980) -М.: Музыка, 1982.—182 с.

203. Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (1965-1995 гг.): Диссертация ввиде научного доклада ...канд. искусствоведения. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. 51с.

205. Туко К. Адыгейское музыкальное искусство. - Майкоп: ОАО «Афиша», 2006. -192 с.

206. Унарокова Р. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов. (Эстетикоинформационный аспект): Автореф. дис. ...д-ра филологических наук. — Махачкала, 1. МГУ, 1999.-46 с.

207. Унарокова Р. Объективация «новой» песенной культуры (к проблеме становленияадыгской фольклористики) // Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. 2.- Майкоп: 1. АРИГИ, 1999.-С. 174-178.

208. Унарокова Р. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект). — М.:1. ИМЛИ РАН, 2004. - 216 с.

209. Усова И. Хоровая литература. - М.: Музыка, 1976. - 191 с.

210. Ушкарев А. Основы хорового письма. — М.: Музыка, 1982. - 231 с.

211. Хавпачев X. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. — Нальчик: Изд-во«Эльбрус», 1999. - 186 с.

212. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социальнофилософский анализ). — Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001. — 192 с.

213. Ханаху Р., Цветков О. Некоторые типологические характеристики традиционнойкультуры адыгов. // Философия и социология. Вып. 4.- Майкоп: АРИГИ, 1994. — 4456.

214. Хашба М. Музыкальный фольклор абхазов // Проблемы искусства и этнографии.

215. Майкоп: АРИГИ, 1998. - 30-39.

216. Хорошанло Г. Обработки народных песен для хора a cappella в отечественноймузыкальной культуре XX века и творчестве А. В. Михайлова: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. — Ростов н/Д, РГК., — 2005. - 22 с.

217. Хушт Ш. В добрый путь, «Ащэмэз!» // Согласие. - 1992. - 16 июня. - 4.

218. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М . : Музыка, 1964.-158 с.

219. Цхурбаева К. Об осетинских героических песнях. - Орджоникидзе: Северо

220. Осетинское кн. изд-во, 1965. -186 с.

221. Чепниян Н. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи:

222. Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. - Ростов н/Д: РГК., 2003. —24 с.

223. Чич Г. Исполнительские традиции народных песен адыгов // Проблемы музыкальногоискусства. Вып. 2. - Майкоп: Изд-во АТУ, 1995. - 18-36.

224. Чич Г. О музыке адыгов. Исторические и героические песни. - Майкоп: Изд-во АТУ,2002. -197 с.

225. Чич Г. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов // Музыкальный фольклорадыгов. - Майкоп: АЛИИ экономики, языка, литературы и истории, 1988. - 18-37.

226. Чич Г. От песни - к опере // Адыгейская правда. -1981. - 5 февраля. - 3.

227. Чурко Ю. Из вчера в завтра (Традиции и новаторство в хореографическомфольклоре). // Народный танец. Проблемы изучения. - СПб.: СПГИТМиК, 1991. - 109-128.

228. Шадже А. Национальные ценности и человек. - Майкоп: Изд-во АТУ, 1996. -175 с.

229. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкальногопрофессионализма. — М: Сов. композитор, 1983,— 152 с.

230. Шахназарова Н. Проблемы национального и интернационального // Советскаямузыка. - 1989.-№ 5. - 5-12.

231. Шахназарова Н. Национальная традиция и композиторское творчество. — М.: Музыка,1992.-.158 с.

232. Шемирзов X. Семантический контекст генезиса адыгейских танцев // Вопросыискусства народов Карачаево-Черкессии. - Черкесск: КЧИГИ, 1993.-С. 116-138.

233. Шеуджен Б. Типы композиций напевов адыгских нартских тшшатлей // Этюды поистории и культуре адыгов. Вып. 2. -Майкоп: АРИГИ, 1999. - 154-166.

234. Шу Ш. Адыгейские народные танцы. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1992. -144 с.

235. Шу Ш. К вопросу о многоголосии в народном песнопении адыгов // Культура и бытадыгов. Этнографические исследования. Вып. VI. - Майкоп: АНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1986. — 146-166.

236. Шу Ш. Музыка и танцевальное искусство // Культура и быт колхозного крестьянства

237. ААО. - М.-Л.: Изд-во «Наука», 1965. - 177-195.

238. Шу Ш. О народном музыкальном творчестве адыгов. — Майкоп: Адыг, книжное издво, 1992.-93 с.

239. Список использованных архивных источников

240. ГАРО (Государственный архив Ростовской области). Ф. Р-4387 Оп.1. Д. № 30. 125 Л..

241. Митрофанов А. Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа. Сборникматериалов.

242. ГУНАРА. (Государственное учреждение «Национальный архив Республики Адыгея»)

243. Фонд Р- 581. Оп. 1. Д. № 94. Л. 100. Протокол совещания при областном управлениикультуры 17.10.1953 г.

244. ГУНАРА. Ф. Р- 581. Оп. 1. Д. № 94. Л 98. Горинштейн И. Отчет об оказании помощи

245. Адыгейскому ансамблю песни и танца

246. ГУНАРА. Ф. Р-581. Оп. 1. Д. № 133. Л. 104. Заключение комиссии по просмотрухудожественных коллективов, участвующих в подготовке показа адыгейского искусства и литературы в Москве.

247. ГУНАРА. Ф. Р-581. Оп. 1. Д. № 559. Материалы областного оргкомитета по проведению I

248. Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества

249. ГУНАРА. Ф. Р-581. Оп. № 1. Д. № 604. Материалы областного совещания работниковкультуры 1975 г. Л. 6.

250. ГУНАРА. Ф. Р-581. Оп. 1. Д. № 610. Л. 15. Справка об итогах проведения смотраконкурса художественной самодеятельности по концертным жанрам в ААО с января по апрель 1976 г

251. ГУНАРА. Ф. Р-587. Оп. 1. Д. .№ 94. Л. 25. Протокол тарификационной комиссии при

252. Адыгейском областном отделении искусств от 05.04. 1952 г.

253. ГУНАРА. Ф. Р-587. Оп. 1. Д. № 184. Л 142. План основных мероприятий Краевогоуправления культуры по пропаганде и вьшолнешпо постановлений январского Пленума

254. ЦК КПСС и подготовке к XXII съезду КПСС.

255. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1 Д. № 5. Л. 70 - 72. Хейшхо И. Адыгейская песня и ееиспользование в коллективах художественной самодеятельности.

256. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп.1. Д. № 21. Л. 21. Отчет о работе областного Дома народноготворчества за 1964 г. и первый квартал 1965 г.

257. ГУНАРА. Ф. Р.-1128. Оп. 1. Д. № 56. Л. 10. Отчет об организационно-творческойдеятельности Хорового общества Адыгеи за 1-е полугодие 1968 г.

258. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1.Д. № 71. Л. 6. Положение об Олимпиаде народного творчества1. Адыгеи в 1969-1970 гг.

259. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп.1. Д. № 73. Л.5 Отчет о проделанной работе АОДНТ за 1969 г.

260. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. № 84. Л. 22. Отчет о проделанной работе АОДНТ за 1970 г.

261. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. № 116. Отчет о работе АОДНТ за 1972 г.

262. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. № 134. Л. 5-10. Отчет о проделанной работе АОДНТ за1975 г.

263. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. № 142. Л. 2-15. Отчет о проделанной работе АОДНТ за1976 г.

264. ГУНАРА. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. .№ 152. Л. 3-4 План работы секции композиторов на 197779 гг.

265. Список нотных материалов и рукописей

266. Адыгейские (черкесские) народные necira и мелодии / Сост. А. Гребнев. - М.-Л.:

267. Госмузиздат, 1941. — 220 с.

268. Анзароков В. Вестник счастья. Песни, романсы, хоры. — Майкоп: Адыг. респ. кн. издво, 1995.-176 с.

269. Бесиджев М. Адыгея моя. Сл. К Жанэ. Кантата для баритона, смешанного хора иоркестра. Клавир. Рукопись. — 22 с.

270. Бесиджев М. Земля отцов. Сл. К. Жанэ, Л. Гадагатля, М. Хутыз. Оратория длябаритона, смешанного хора и оркестра. Клавир. Рукопись. — 51 с.

271. Бесиджев М. Как живете-можете? Сл. Р. Гамзатова. Для смешанного хора. Рукопись7 с.

272. Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича. — Майкоп: РИПО«Адыгея», 1997. - 328 с.

273. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. I. / Под ред. Е.В.Гиппиуса.- М.: Сов. композитор, 1980. - 223 с.

274. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т.П. / Под ред. Е.В. Гиппиуса.-М.: Сов. композитор, 1981. - 232 с.

275. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т.Ш. 4.1 / Под ред. Е.В.

276. Гиппиуса. — М.: Сов. композитор, 1986. — 264 с.

277. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. Ш. 4.2 / Под ред. Е.В.

278. Гиппиуса. — М.: Сов. композитор, 1989. — 242 с.

279. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т.Н. / Под ред. Е.В. Гиппиуса.-М.: Сов. композитор, 1990.-487 с.

280. Нехай А. Негасим свет республики моей. Для смешанного хора. Рукопись. — 6 с.

281. Нехай А. Опера «Раскаты далекого грома». Клавир. Рукопись. - 85 с.

282. Песни. Обработки для хора без сопровождения Ю. М. Бицуева. - Нальчик: Изд-во«Эльбрус», 1996.-48 с.

283. Самогова Г. Адыгейка - гордость моя. Кантата для баритона, смешанного хора исимфонического оркестра. Партитура. Рукопись. — 56 с.

284. Святловская И. Битва в ущелье. Для смешанного хора и фортепиано. Рукопись. - 3 с.

285. Святловская И. Коджебердуко Магомет. Для смешанного хора и фортепиано.1. Рукопись. - 3 с.

286. Святловская И. Пшиш-река. Сл. Теучеж. Для смешанного хора и фортепиано.1. Рукопись. - 5 с.

287. Сшохов Р. Адыги. Сл. И. Машбаша. Для смешанного хора. Рукопись. - 2 с.

288. Сшохов Р. Край мой любимый. Сл. Ю. Крючкова. Для солиста н смешанного хора.1. Рукопись. - 3 с.

289. Сшохов Р. Орида. Для смешанного хора. Рукопись. — 3 с.

290. Тлехуч А, Анзароков В. Школа игры на пщынэ адыгейской хроматической гармонике.- Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1989.

291. Тлецерук К. Самоучитель игры на адыгейской гармонике. — Майкоп: Адыг. отд.

292. Краснодарского кн. изд-ва, 1979.;

293. Тлецерук К. Адыгейские танцевальные мелодии. — Майкоп: Адыг. отд Краснодарскогокн. изд-ва, 1987.;

294. Туко К. Вокально-хоровые произведения без сопровождения и в сопровождениифортепиано и камерного ансамбля. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005. - 552 с.

295. Туко К. Книга 2. Песни и хоры. — Майкоп: Изд. объед. «Адыгея», 1992. — 267 с.

296. Туко К. Мир вам, люди. Обработки народных мелодий, песни, хоры. - Майкоп: РИПО«Адыгея», 1994. -1016 с,

297. Туко К. Страна моя. Песни, ансамбли, хоры. — Майкоп: Адыг. респ. изд-во, 1994. — 372с.

298. Тхабисимов У. О свет очей, Абхазия моя. Кантата для солиста (тенора), смешанногохора и фортепиано. Рукопись. — 30 с.

299. Тхабисимов У. Славлю вас, руки людские. Кантата для смешанного хора, сопрано ифортепиано. Рукопись. - 21 с.

300. Тхабисимов У. Берегите матерей. Кантата для баритона, смешанного хора ифортепиано. Рукопись. — 24 с.

301. Тхабисимов У. Возвращение солдата Кантата для солиста и фортепианного квинтета.1. Рукопись. - 27 с.

302. Хоровые песни Кабардино-Балкарии / Сост. М.Х. Хасанов, Н.И. Пахомов. - Нальчик:

303. Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1962. - 155 с.

304. Хупов М. Нарты. Кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и симфоническогооркестра. Рукопись. — 70 с.

305. Хупов М. Не держите коня. Сл. И. Машбаша. Для смешанного хора. Рукопись. - 3 с.

306. Хупов М. Концерт-поэма для смешанного хора, меццо-сопрано и флейты. Рукопись. —28 с.

307. Хупов М. Первый снег. Для смешанного хора. Рукопись. — 3 с.

308. Хупов М. Черкесские девушки. Для смешанного хора. Рукопись. - 6 с.

309. Г. Чич. «Сказ об адыгах». Историко-героическая оратория для солистов (сопрано,тенор, баритон), большого смешанного хора и 2-х фортепиано в шести частях. Клавир. 1. Майкоп, 2001.

310. Чич Г. Избранные хоры (учебно-педагогический репертуар). - Майкоп: Изд-во АТУ,2004.-120 с.

311. Чич Г. Ленин - вечно живой. Оратория для чтеца, баритона, смешанного хора исимфонического оркестра. Рукопись. - 61 с.

312. Чич Г. Сочинения для хора (учебно-педагогический репертуар). - Майкоп: Изд-во1. АГУ,200б.-110с.

313. Ижъырэ адыгэ орэдхэр. Зэхэзыгьэуцуагъэр Шьгу Щэбан. Краснодар, 1965. - 64 с.

314. Кубэ Щэбан. Хэшыпык1ыгъэ усэхэр, орэдхэр, поэмэхэр, пшысэхэр. — Мыекьуап:,«Меотхэр», 1993. - 224 с.

315. К1ык1 Хъис. Ч1ыгур зэдыгый. Орэдхэр, балладэхэр, хорхэр. Мыекъуапэ. Адыгэ тхылътедзапЬ 1993.

316. Орэд къыпфэтэ1о. - Мыекъуапэ: Краснодрскэ тхылъ медзапЬмАдыгэ отделение, 1982.-63 с. 1. Пример 1 1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 1. Плач Гошэгэг 1. Ф W=T р 3 ЕЁ и и - яи, 1. ШШ ±=£ ?^^^Щ ш и - яй_ • з мы 1. ГЬО И я и и.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.