Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Хосейни Сейед Реза

  • Хосейни Сейед Реза
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 212
Хосейни Сейед Реза. Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2013. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хосейни Сейед Реза

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Современное искусство Ирана в контексте мировой художественной практики и эстетической теории

1.1 Социокультурные и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана

1.2. Сущность произведения искусства в классической европейской методологии и проблема его понимания в контексте иранской традиции

1.3. Современное искусство Ирана и проблемы его понимания контексте постмодернистской эстетической теории

ГЛАВА 2. Основополагающие эстетические стратегии теоретико-методологической интерпретации современного искусства Ирана

2.1 Проблемы творчества и восприятия как факторы тсоретико-мегодологической преемственности западноевропейского эстетического опыта

2.2. Эстетическое воспитание как ключевой аспект в решении проблемы понимания между субъектами творчества и восприятия и его значение для становления современной эстетики Ирана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников Иллюстрации

179

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня перед иранским обществом стоит проблема переосмысления роли традиции и поиска её нового места в современной художественной культуре. Идеологизированное понимание традиции препятствует введению любых новшеств и способно привести к возникновению пропасти между субъектами творчества и восприятия. В результате это может стать фактором обесценивания традиционных норм искусства и даже их отмирания. Это приводит к необходимости обращения к анализу взаимоотношений эстетики и традиции и поиска новых решений и методов современного эстетического анализа. В ходе знакомства с новыми западными работами иранские исследователи испытали нечто вроде кризиса познания, в результате которого проблема взаимоотношений традиции и современности обрела сегодня первостепенное значение для иранских мыслителей. Кроме того, в иранской интеллигентской среде активно обсуждается вопрос модернизации Ирана - ведётся поиск духовного и культурного равновесия между сохранением иранско-исламской идентичности и приобщением к художественным ценностям и достижениям современного мира. Эта ситуация как нельзя лучше отражает гносеологические претензии и современную потребность в необходимости теоретической эстетики в Иране. Сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых для своей культурной практики методологических оснований. Тем более что теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени вообще отсутствовала в Иране. Проблематика структурирования современной эстетики обозначена в логике западной мысли, что, возможно, обеспечит базовый фон для философских исканий Ирана и определит место для эстетики в его академическом генеральном дискурсе.

Кроме того, актуальность исследования связана с тем, что проблема понимания между субъектами творчества и восприятия является сегодня одним из важнейших вопросов эстетики, имеющим отношение ко всей

мировой эстетической практике. Однако этот вопрос стоит особенно остро в странах исламского мира, и особенно актуален для Ирана, где сегодня одно мышление и мировоззрение в обществе сменяется другим, происходит смена ценностных парадигм, переосмысление исторического и культурного опыта. Сегодня искусство Ирана одним из первых в исламском мире реагирует на изменения, меняются его сущностные основания и, безусловно, тенденции художественного стиля. Современное искусство Ирана реагирует на ещё не случившиеся, только назревающие общественно-исторические перемены, поэтому именно для Ирана справедливо выражение, что художник часто опережает своё время. Однако существующий мировой опыт показывает, что произведения современного иранского искусства, которые вызывают непонимание у отечественной аудитории и отторгаются ею, уже сегодня начинают оцениваться как весьма существенные для мировой художественной культуры.

Несмотря на успехи в области художественной практики, а также значительные наработки в искусствознании, мы наблюдаем значительное отставание эстетико-теоретического знания. Значительной проблемой для становления современной эстетики Ирана является недостаточный эстетический опыт у отечественной аудитории. Отсюда возникает как непонимание субъекта творчества аудиторией, так и отторжение, конфронтационное восприятие ряда его художественных концепций и работ. Для преодоления этого барьера необходим осознанный подход к эстетическому воспитанию. На это может быть направлен ряд мер по повышению уровня эстетической эрудиции. Это позволит преодолеть отчуждение между субъектами творчества и восприятия, и будет способствовать выработке некоего общего языка, на котором художник сможет говорить со своей аудиторией, не рискуя остаться непонятым.

Это актуализирует вопрос о роли творчества и восприятия, о специфике коммуникации между автором и его иранской аудиторией, о коммуникативном потенциале современного иранского искусства, основой

которого являются лучшие национальные традиции и мировой эстетический опыт в виде богатых выразительных возможностей современного искусства. В связи с этим на передний план выходит исследование личности субъектов творчества и восприятия, их мировоззрения, а также особого уникально-выразительного языка традиционного и современного искусства. Становится необходимым в русле теоретического анализа исследование природы творчества и эстетического восприятия, изучение всего спектра выразительных возможностей как традиционного, гак и современного иранского искусства.

Сегодня в Иране особое внимание уделяется эстетическому опыту, развитие, формирование которого является специфическим способом преодоления проблемы непонимания. Для современной интерпретации эстетической реальности и искусства необходима выработка повой эстетической стратегии, направленной на целенаправленное эстетическое и художественное образование, которое должно строиться в русле современной эстетики.

Поскольку теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени присутствовала в Иране фрагментарно, то сегодня как-никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых комплексных методологических оснований для анализа своей культурной практики, которые бы учитывали отечественный, западноевропейский и мировой эстетический опыт. Однако внеиранская постмодернистская традиция с ее ориентацией на деконструкцию, симулякр. шизоанализ и пр. оказывается не совсем приемлемой для современной эстетической теории Ирана. Поэтому необходимы поиски новых продуктивных идей в области решения этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В современном иранском гуманитарном знании явно недостаточно специальных работ, посвященных анализу базовых теоретико-методологических установок отечественной эстетики. Несмотря на это культурно- историческая и

художественная ситуация в Иране неукоснительно требует поиска новых путей анализа усложнившейся эстетической реальности. Это подтверждается и тем, что данная проблематика на протяжении всей современной иранской истории в том или ином ракурсе вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков, как в Иране, так и за его пределами.

Так, например, вопросы анализа актуальных социокультурных факторов формирования современной художественной культуры затрагивались в трудах следующих мыслителей: А. Агдашлу, X. Айат Аллахи, Б. Ахмади, П.В. Башарина, Т. Буркхардта, Л.Н. Воеводиной, М. Годарзи, X. Кешмира Шекан, М. Мададпура, М. Марзбана, И.В. Малыгиной, С.Х. Насра, X. А. Новзари, Р. Пакбаза, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, А. Самииазара, X. Хайати, А. В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Шайанмехра и др. современных деятелей культуры и искусства. Кроме того, эти вопросы исследовали следующие художники: А. Амери, С. Барираний, М. Вишкаи, М. Ганджеи, М. Григуриян, М. Джавадипур, Дж. Зияпур, X. Каземи, С. Малькониянь, X. Пезешкния, Дж. Хамиди, А. Эсфандиари.

Сущность произведения искусства в классической европейской методологии исследовалась в работах таких мыслителей, как Л.Б. Альберти, М.М. Бахтин, М. Витрувий, X. Гадамер, Г.В.Ф. Гегель, Н. Гудмен, С. М. Даниэль, Н.Ю. Дмитриева, М. Дюфрен, В.И. Жуковский, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Л. Мартынов, М. Марчук, Платон, Плотин, М.В. Поллион, П. Соване, Д.А. Сторублевцева, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, Н.Г. Чернышевский, М. Шапиро, М. Эбадянь, Р. Якобсон. Эти исследования дали нам основу для решения проблем понимания произведения искусства в контексте иранской традиции.

Вопросы особенностей современного искусства и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической практики и теории рассматривались в концепциях В.В. Бычкова, П. Гувера, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, М. Калинеску, М. Клейджеза, Б. Кроче, Ж.Ф. Лиотара, Н.Б.

Маньковской, A.C. Мигунова, A.A. Пелипенко, Т.Н. Суминовой, А. Финкелькраута, 3. Фрейда, Д. Харви, У. Эко. Эти работы оказали существенное влияние на наш анализ современной художественной ситуации в Иране.

Отдельные современные проблемы творчества и восприятия искусства ставились и решались в работах В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Гомбриха, К. Гринберга, А. Данто, М. Мададпура, К. Малевича, А. Матисса, М. Мерло-Понти, A.C. Мигунова, Э. Ньютона, П. Пикассо, Л. Рось, П. Сезанна, М. Хосрови шакиба, X. Шахроха. Эти источники оказали нам существенную помощь при исследовании факторов формирования новой парадигмы современной эстетики Ирана, а также оказали влияние на выявление автором отечественных перспектив теоретико-методологической преемственности западноевропейского эстетического опыта.

Изучение аспектов эстетического воспитания предпринималось в работах Е.Я. Басина, К. Белла, М. Бердсли, А. Берлеана, С. Бэлла, Д.Г. Виноградова, JI. Витгенштейна, В. Вулфа, Р. Герберта, П. Гогена, А. Гольдмана, Г. Гринберга, А. Данто, Дж. Джойса, М. Дофсрна, В.В. Кандинского, С. Лангер, Н. Линтона, Н.И. Новикова, Ф. Сибли, Ф.И. Спаршота, М.М. Шибаевой, А. Шопенгауэра, Дж. Элиаса. Эти источники стали ключевыми в решении проблемы выработки стратегии современного эстетического образования в Иране. Решение этого вопроса, по мнению автора, будет способствовать установлению взаимопонимания между субъектами творчества и восприятия, что имеет особую актуальность для дальнейших перспектив развития художественной культуры и становления современной эстетики Ирана.

Объект исследования - эстетика как теоретико-методологический дискурс.

Предмет исследования - становление и развитие современной эстетики Ирана в контексте мировой научно-исслсдоватсльской практики.

Цель работы заключается в выявлении научно-исследовательских

оснований формирования и развития теоретико-методологичсской базы современной эстетики Ирана.

Задачи исследования:

1. Выявить важнейшие социокультурные предпосылки и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана.

2. Проанализировать ключевые аспекты интерпретации искусства в классической европейской методологии и сопоставить с проблемами его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Определить особенности современного искусства Ирана и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявить ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана и проанализировать приоритетные факторы влияния на ее теоретико-методологические основания.

5. Наметить важнейшие аспекты в формировании концепции эстетического воспитания, приемлемой и осуществимой в традициях современного Ирана.

Теоретике - методологические основы исследования.

Комплексный характер исследования обусловил обращение к огромному ряду познавательных парадигм и научных подходов. В основу формирования теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана положен синтез опыта западноевропейской эстетической традиции (от античности до современности) и опыт традиционного и современного искусствознания Ирана. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ следующих гносеологически-онтологических теорий: традиционной философии искусства Ирана и его современного искусствознания, а также опыт классической и постклассической европейской эстетики. Таким образом, в качестве методологической

платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ, а общей методологической установкой диссертационного исследования является единство эстетического, философско-гносеологического и искусствоведческого аспектов.

Методы исследования. В работе были применены диалектический метод, основанный на анализе и синтезе, исторический обзор, сравнительно-сопоставительный и структурный анализ, а также метод эмпирического наблюдения. Кроме того, в работе были использованы методы герменевтики, семиотики, феноменологии, а гак же культурно-исторический метод анализа эстетической реальности.

В диссертации использовались и традиционные методы исследования искусства — анализ литературы, обзор критики и исследование конкретных произведений искусства.

По мнению автора, такая установка на комплексное соединение различных методов и подходов способствует формированию и исследованию базисных оснований современной иранской эстетической теории.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в работе комплексно обоснована необходимость разработки новой научно-исследовательской стратегии Ирана и намечены приоритетные направления формирования методологических оснований се современной эстетической теории.

Научная новизна определяется также и следующими позициями:

1. Выявлены объективные и субъективные социокультурные и художественные факторы, подтверждающие необходимость изменения существующей традиционной научно-исследовательской парадигмы, и обоснована новая для иранской культуры теоретико-методологическая эстетическая программа.

2. Осуществлен компаративный анализ важнейших аспектов интерпретации искусства в классической европейской методологии и его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Впервые предпринята попытка эстетического анализа особенностей современного искусства Ирана и исследованы проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявлены ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана в контексте творчества и восприятия, и намечены пути решения проблемы непонимания в иранской художественной ситуации.

5. Определены важнейшие стратегии в формировании современной концепции эстетического воспитания субъектов творчества и восприятия на основе иранской художественной традиции и с учетом мирового эстетического опыта.

Теоретическая значимость исследования связана, в первую очередь, с научной новизной данного исследования. В диссертации выявлены исходные теоретико-методологические принципы современного эстетического анализа художественной культуры Ирана, которые дают возможность соединить традиционные принципы с реалиями нового модернистского и постмодернистского опыта, обоснована необходимость выработки новой отечественной научно-эстетической стратегии и выявлены ее приоритетные направления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана и других стран исламского мира. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны в чтении общих курсов лекций по эстетике, теории и истории культуры и искусства, философии и психологии искусства и художественного творчества, а также в междисциплинарных исследованиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Диссертационное исследование, посвященное разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана, соответствует п. 4. «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое

познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п. 9. «Аксиологические проблемы эстетики», п. 10. «Эстетика как философия искусства», п. 14. «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 15. «Эстетические проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности», п. 16. «Эстетическое и художественное творчество», п. 17. «Эстетическая и художественная культура», п. 23. «Всестороннее и гармоничное развитие личности - высший эстетический идеал человечества», п. 24. «Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах» паспорта научной специальности 09.00.04 -Эстетика (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Современный Иран находится в состоянии смены вектора мировоззрения, связанного с переменами в общественном сознании и разрывом взаимоотношений традиций и современности, где понятие художественных стилей «модернизм» и «постмодернизм» вынесено в качестве маркеров эстетической реакции на художественные перемены. Происходящий на этом фоне слом традиционной иранской художественной аксиологической парадигмы требует и нового теоретического осмысления. Значительные перспективы в решении этой проблемы автор видит в формировании и развитии новой иранской эстетики - области научного знания, которая будет способствовать вхождению научной традиции Ирана в мировой научно-исследовательский контекст. Одной из точек опоры в формировании базисных теоретико-методологических оснований отечественной эстетики может стать опыт развития мировой, и прежде всего, западноевропейской, эстетической мысли. Экстраполяция важнейших аспектов этого опыта на традиционные принципы, неотделимые от специфической иранской ментальности, поможет в решении конкретных гносеологических задач, стоящих перед иранским обществом и художественной культурой.

2. В рассмотрении проблем интерпретации традиционной иранской художественной культуры необходимо учитывать тесную связь таких категорий, как «искусство» и «прекрасное», которые находят свою реализацию в конкретных произведениях искусства. Понятие «художественное произведение» является одним из важнейших теоретико-методологических оснований и точкой пересечения эстетических принципов Востока и Запада, ведущих к пониманию принципов любого традиционного искусства. Основные критерии этих понятий являются базовыми для анализа произведений традиционного иранского искусства. К таким критериям можно отнести его эстетическое содержание, аксиологические характеристики, соотношение формы и содержания, анализ которых способствует реализации проблемы понимания. Традиционное иранское эстетическое содержание художественного произведения связано с онтологическими понятиями «мера», «гармония», «вкус». Аксиологические характеристики традиционного произведения иранского искусства основаны на понятиях истины и красоты, рождающихся из созидательной способности человека. Традиционное художественное произведение связано с образной формой, основанной на изначальных (архетипических) представлениях о базовых физических (геометрических) признаках положения в пространстве вещей и предметов. Отсюда берет начало иранская символика, диктующая характер взаимоотношения формы и содержания традиционного иранского искусства. Истина, заложенная в традиционном художественном произведении иранского искусства, создает ситуацию сопричастности ко всей Вселенной и имеет статус определённого (сакрального) рода истины.

3. В некоторых образцах современной художественной практики Ирана можно наблюдать значительное присутствие постмодернистских компонентов, которые могут быть исследованы с точки зрения теоретико-методологической базы постмодернистской эстетики. Однако это исследование не может быть формальным за счет простого визуального присутствия постмодернистских атрибутов, характерных для теоретических

работ постсовременности. При исследовании необходимо учитывать и иранскую социокультурную специфику формирования современной ее художественной практики, которая имеет существенные отличия как от традиционной монолитной мусульманской стратегии, так и от западноевропейской постмодернистской художественной и философской апологии. Существующие формы иранского искусства избирательно поглощали и адаптировали их ценности. Иранский постмодернизм не принимает тех принципов, которые далеки от гуманистических форм, во многом утраченных западноевропейской постмодернистской традицией.

4. Особое значение в формировании оснований современной иранской эстетики имеют вопросы творчества и восприятия. Творчество и восприятие есть акты сотворчества. Познавая произведение искусства, реципиент одновременно познаёт и самого себя, но не в мире объективной реальности, а в мире Духа. В этом мире свойства, присущие художественному произведению, соединяются с духовным опытом реципиента и трансформируются под влиянием вносимых им смыслов. В результате в поле взаимодействия субъекта и объекта рождается новый духовный феномен. В процессе восприятия художественное произведение обретает подлинное бытие. Таким образом, понимание художественного произведения является его неотъемлемой частью, продолжением его сущности, без которой художественное произведение нельзя считать полноценным.

5. Эстетическое воспитание является ключевым аспектом в решении проблемы понимания между субъектами творчества и восприятия. Выработка стратегии понимания является потенциальным художественным ресурсом эстетического образования в современном Иране, который имеет существенное значение для перспектив развития его художественной культуры, и залогом успешного вхождения его теории и практики в мировой художественный контекст. Этот аспект, в первую очередь, связан с комплексными мероприятиями, направленными на наработку эстетического

опыта, как у субъектов творчества, так и восприятия. Эстетический опыт может быть рассмотрен как важный аспект в рамках человеческого бытия, как неразрывное единство деятельности человека, его индивидуальных характеристик, его менталитета и общественно-исторических предпосылок развития. Важнейшим свойством эстетического опыта является ассимиляция жизненных явлений, присвоение и рефлексирование над ними. Эстетическое воспитание призвано помочь обогатить эстетический опыт. Оно необходимо для формирования определенных аналитических умений, таких, как способность к различению, чувствительность, способность эстетической реакции, и должно включать в себя рефлексию о критериях эстетического суждения.

Апробация результатов исследования

¡.Основные положения и результаты исследования получили отражение в 7 научных публикациях, в том числе - 2 в издании, рекомендованном ВАК.

2. Особенности исследовательского подхода, изложенного в диссертации, были представлены в выступлениях на следующих научных мероприятиях: Международной научной конференции «Семиосфера Ю.М. Лотмана: Рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (Москва: МГУКИ, 20 апреля 2012 г.) и Шестой научной конференции иранских аспирантов в Российской Федерации» (Москва: РГГУ, 2 марта 2013 г.).

3. Результаты диссертационного исследования получили внедрение в учебный процесс кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств при разработке лекционных курсов «Эстетика», «Этика», «История изобразительного искусства».

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите по специальности 09.00.04. - Эстетика (философские науки) на заседании кафедры теории

культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 9 заседания кафедры от 23 мая 2013 года).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих, соответственно, из трех и двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. Современное искусство Ирана в контексте мировой художественной практики и эстетической теории

1.1 Социокультурные и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана

В исследованиях иранского общества традиции всегда уделялось особое внимание; она воспринималась как одна из основ и главных ценностей иранского мышления и образа жизни. Считалось, что на протяжении всей иранской истории, вплоть до девятнадцатого века, в этой культуре бытовал единый взгляд на мир и человека, а если и возникали изменения, то они не столько отражали разницу в подходах, сколько служили показателем постепенной эволюции. Но в дальнейшем, в результате знакомства с новыми западными работами, иранские исследователи испытали нечто вроде кризиса познания, в результате которого проблема взаимоотношений традиции и современности обрела первостепенное значение для иранских мыслителей.

Переход Ирана от традиционного общества к модернистскому и вынужденная приостановка реализации культурного потенциала нации разбили общество на два лагеря: модернистов и традиционалистов. Такая поляризация нанесла ущерб традиционализму; в действительности она возникла как реакция на чрезмерный рационализм современности, на хаос, привнесённый новыми постмодернистскими теориями, на глобализацию во многих сферах жизни. Помимо этого, несмотря на то, что на протяжении всей истории Ирана религия играла особую роль в жизни его населения, с началом эпохи модернизма новые процессы в этой сфере поставили общество перед новыми проблемами. Так, мы знаем, что иногда «при переходе от традиционного общества к современному имеет место "когнитивный диссонанс", когда все слова меняют своё значение. В том

числе, традиционная религия кардинально отличается от религии в современном понимании. В эпоху традиционализма религия играла роль универсального познавательного инструмента, при помощи которого можно было найти ответы на все вопросы, встающие перед человеком. В эпоху модернизма религия отвечает только за поклонение и богослужение и ограничена сферой личной жизни человека»1. Модернизм стремится внедрить свои ценности по всему миру посредством нового подхода к религии, а также новых форм религиозности и рациональности человека. С одной стороны, он подразумевает практический рационализм, присущий любому человеку; руководствуясь им, человек отделяет логичное от нелогичного, привычное и традиционное от непривычного и непоследовательного. Кроме того, суть эпохи модернизма заключается в особом, критическом рационализме, который по своей сути отличается от рациональности эпохи традиционализма. Традиционная рациональность подразумевает комментаторское мышление. Философы эпохи традиционализма объясняли мир, по большей части руководствуясь собственным разумом. А в эпоху модернизма в центре внимания находятся изменения, и этот объективный разум нацелен на изменение всего миропорядка. Человек традиционного общества был удовлетворён жизнью и убеждён в справедливости миропорядка. Современный же человек хочет привнести изменения как в мироустройство, так и в общественный строй . В конечном итоге произошло взаимопроникновение этих двух дискурсов; внутри модернистского дискурса шла рефлексия по поводу проблем традиционализма, и наоборот.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хосейни Сейед Реза, 2013 год

Список использованных источников

1. Акаджери X. Диалог традиции и современности // Фаслнаме-йе базтаб-е андише.- Тегеран, 2001.- № 17.- С. 35-44. '^Iüj-^ j cü^ uijLp Iii

f ¡_ya ф)ТЛч)У öjLui t^uljlil CiLä«uULaä

2. Альберти JI.-Б. Десять книг о зодчестве / Л.-Б. Альберти; Пер. В. П. Зубова. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935.-391 с.

3. Амид X. Персидский словарь / Под ред. Ализадех A.A. - Тегеран: Рахе рошд, 2010 — 1088 с. j elj : jljJc. ¿iiljjjc. jjj Ji i-liAjä i^c. ^) .ДА .1ГА1

4. Ахмади Б. Истина и красота. - Тегеран: Марказ, 2001. - 596 с. iciob

? . ^ ГЧ • t jßjA ^¿¡и i^g-jbjj j <." i*qjq

5. Басин Е.Я. Статьи об искусстве. Второй выпуск. - М.: Слово, 2011. - 200 с.

6. Базаргани Б. Салон матрицы (постмодернизм и красота).- Тегеран: Ахтаран, 2002.- 272 с. 'cs^yj j f j^j-^ ^^ : csdWd j o^j2^ 'lH^jjW

7. Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества.- M., 1986. - 445 с.

8. Башарин П.В. Философия ал-Халладжа: дис. ... канд. Филос. наук..-Москва, 2007,- 215 е.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/355

9. Белл К. Эстетическая гипотеза.- Блэкуэлл, 1997.

10. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. - 1994,- № 4,- С. 114-128.

11. Берлеан А. Опыт как элемент эстетики / Пер. Мазломи Б. // Зибашенахт. -2008,- № 18. - С.101-108. ^Ь ^у tLsikliiUjj jj ^ ^^ «o^ji

^ О - ^ «А . ^ TAY i ) А ojLaji iCliLLibj j 'LaUlk^aa

12. Брехт Б. О театре / Пер. на перс. Бехзад Ф. - Тегеран: Харезми, 1978. - 526

с. .¡у & \ f УДУ i (^-ejjl j^^-j^ j-oi ""'"'j,1

И.Бурдас Глидас. Модернисты и другие / Пер. на перс. Мирзалу М. // Хонарха-йе таджассоми - Тегеран, 2000. - № 6. - С. 162-185.

Ад ц^з.) VVA if

14. Буркхардт Т. Проблема менталитета и обсуждение. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://iid.org.ir/?i=395 (дата обращения 21.11.2012).

15. Буркхардт Т. Сакральное искусство: основы и методы / Пер. Саттари Дж.-Тегеран, 1990.- 212 с. 'esJ> jjí

16. Бычков B.B. Эстетика: Учебник. — M.: Гардарики, 2004. - 556 с.

17. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства //Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФРАН, 2006. - 239 с.

18. Ван Гог В. Письмо к брату [первая половина августа 1888, Арль- № 520] / Пер. Мелкова П.- М:. Азбука-классика, 2007.- 111с.

19. Вард Дж. Постмодернизм / Моршеди А.- Тегеран: Гасидех capa, 2005.- 376

С. ' VA Í a 1j i гпЧ CJIJLÜSI '-^j t^'-'^J^-a '"' ■ "J í ¿jK i -ijlj

.o^vvijji

20. Вейдле В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.- С. 269.

21. Виноградова А.Г. Единство творчества и восприятия художественного произведения: Дис. ... канд. филос. наук. - Москва, 2001.

22. Витгенштейн J1. Логико-философский трактат .Философские работы (часть 1) / Пер. Козлова М.С., Асеев Ю.А. - М., 1994. - 612 с.

23.Витрувий М. П. Об архитектуре. Десять книг / Пер. с лат., ред. и введ. Мишулина A.B. Оформ. худ. Двоскина Д.- Л.: -ОГИЗ, 1936.- 344 с.

24. Гадамер Г.Г. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.- 368 с.

25. Ганджи А. Традиционализм и модернизм. // Базтаб-и андише.- Тегеран, 2003.- № 38. - С. 34-40. 'ff »jb^i '^Aä-^ j «JJSI .YT-f . .irAY

26. Гардарики М. Краткий философский словарь.- М: ООО «ТК Велби», 2002.496 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Введение в эстетику / Пер. Эбадянь М. - Тегеран: Авазэ Пресс, 1984. 'j^Wc- t^U^i ^Ujj jj ij^jija ^Lj läjjjI

Vf Г соjljl ; jlj4J

28. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. Ипполит Ж. - Тегеран: Аебиер Пресс, 1941.

29. Гегель Г.В.Ф. Эстетика / Пер. Б.Г. Столпнер и др. - М.: Искусство, 1968. -Т. 1,- 330 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. В.Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1975. - Т. 1,- 330 с.

31. Гольдман А. Эстетика / Пер. Атаии Р. // Раваге хонар ва андише. -2006. -№.5. - С. 88-102. j^ (jljj t^lLc. t^^ülLi ^UJj j^l CiblS 4 jll t^^lS

_AA_^ • Y (j^a ^ VA^ 40 öjLaJi j

32. Гомбрих Э. История искусства / Пер. В.А. Крючкова, М.И. Майская. - М.: Издательство ACT, 1998. - 688с.

33. Гринберг К. Модернистская живопись / Пер. на перс. Абулкасими М.Р. // Электронный ресурс. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://new-philosophy.ir/?p=1213 (дата обращения 19.01.2012).

34. Даниэль С.М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 2002.- 304 с.

35. Делёз Ж. Различие и повторение / Пер. Маньковская Н.Б. - СПб.: Петрополис, 1998.- С.3-7, 215-382.

36. Делёз Ж., Гаттари Ф. Ризома / Пер.Маньковская Н.Б. //Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики.- М.: ИФРАН, 1998. С.250-258.

37. Деменёв Д. Н. Онтологические основания художественного творчества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2011.

38. Деррида Ж. Правда в живописи / Пер. Маньковская Н.Б. //Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики,- М.: ИФРАН, 1998.- С.237-249.

39. Джалаипур С. Заседания по вопросам оценки модернизации в Иране.-Тегеран.: Анджоман-е джамее-шенаси-йе Иран, 2006. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://isa.org.ir/session-report/3418 (дата обращения

03.02.2011). Ал-aLi. ¿>a=>JI '(jljjl j-i ^bjjl i'unni'i A\niUu iiuuoi tjjj

'•t^-Pj^ 'ü*'lW <^^http://isa.org.ir/session-report/3418

40. Джахангард A.A. Анализ понятия прекрасного и традиции // Эттелаат-е хекмат ва марефат.- Тегеран, 2002.- № 82.- С. 13-18. 'j^l ^ ^

_ ^ V- ^ A (j^a _ ^ V Л ^ i i А Y аJLOJJ tdiaj*-o j t'ifl^^» dilc.!iUal aI^a tdiiui j ^bjj ^л

41.Диченская E.A. Восприятие и интерпретация картины в процессе профессиональной подготовки педагога-художника // Эстетическое образование: Проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. - Минск, 2007. - С. 115-118.

42. Дмитриева Н. Ю. Художественный образ в диалектике сущности и явления.: Дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2004. - 167 с.

43. Дмитриева Н.Ю. Художественный образ в диалектике сущности и явления: Автореф. Дис. ... канд. филос. наук.- Красноярск, 2004.

44. Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. Маньковская Н.Б.- М.: РОССПЭН, 2003.-368 с.

45. Жуковский В.И. Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве .- Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1991.-284 с.

46. Зимран М. Вальтер Беньямин и развенчание метафизической святости в искусстве // Пажухешнаме-йе Фархангестан-е хонар. - 2008. - № 11. - С. 618. (jll"1^^^ <Laliu>A jJjj jJ <^41 j^-^*0 '"biiljä (^l^jjjSjlj j (jj^l Jlj JJ^J i-lAS-a

.ЧИ А ш \ VAV i ^ ajUui t jiA

47. Зимран M. Новый подход к сущности искусства // Ежеквартальный журнал «Искусство». - 2002. - № 52.- С. 8-26. ^ j^P ur^J '¿1 .A_Y f _ ^ VА ^ 4 д Y ajLxuki A^jLii^ja t^iÄ

48. Кант И. Сочинения в шести томах. [Под общей ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И. Ойзермана]- М.: Мысль, 1966,- Т.5.- 564 с.

49. Кемеров В.Е. Современный философский словарь / В.Е. Кемеров. - М.: Академический проект, 2004. - 846 с.

50. Коган М. О прикладном искусстве. - Л.: Художник РСФСР, 1961.

51.Кожев А. Конкретная (объективная) живопись / Пер. Маньковская Н.Б. //Человек,- 1997.- №5,- С.93-107; №6,- С.29-39.

52. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов / Пер.Маньковская Н.Б. // Декоративное искусство.- 2002.- №1.- С.67-70 (научный перевод)

53. Коплстон Ф. История философии. Средние века / Пер. с англ. Алакина Ю.А.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 494 с.

54. Коротаева А. Прекрасное и безобразное как основные эстетические категории, их значение для осмысления практики дизайна. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru (дата обращения 07.01.2012).

55. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Яковенко В., M.Intrada (Репринтное воспроизведение по изданию М. и С. Сабашниковых 1920 года), 2000.- 171 с.

56. Кэрролл Н. Введение в философию искусства / Пер. Салеха Табатабаи. Тегеран: Фархангестан-е хонар-е Джомхури-йе эслами, 2007. - 444 с. <cJjj^

ff f . ^ TAV i jjA (jtiai5o> ^b-ia t jiA i иЦ jj (^.leijJ

57. Линтон H. Проблемы модернистского искусства / Пер. на перс. Эбрахими Р. // Хонарха-йе таджассоми,- 2000,- № 8.- С. 50-57. сs^

• -д V (j^a _ ^ ГУ ^ i A ojLaxi t^ niii-^l jiA «i_s-<uAl jjI ^JJ 4 ■«> JJ tyj-La

58. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар//Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики.- М.: ИФРАН, 1998. - С.259-270.

59. Лит К. Эстетический опыт / Пер. Олья Ф. // Хийаль,- 2003.- № 7. - С. 4934. (J*3 . ^ T"AY tV ajLuxi 4_tiljlu<a2 tLiic. i^^ikLLi ^Ajjj tjjJlS idjj]

ri-i^

60. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977.

61. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988.

62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974.

63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Искусство, 1963.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1968.

65. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976.

66. Лосев А.Ф. Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян.- М.: Мысль, 1996.

67. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

68. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Изд-во МГУ, 1978.

69. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина.- М.: МПГИ им. Ленина, 1954.- С. 37-262.

70. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М.: Искусство, 1964. - 376 с.

71. Лотман Ю.М. Диалог с экраном.- Таллинн, 1994 (совм. с Ю.Цивьяном).

72. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс: Статьи по семиотике культуры и искусства (1973) (Серия "Мир искусств"). - СПб.: Академический проект, 2002. - С.314-321.

73. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М., 1992.

74. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике.- Тарту. 1964 (Труды по знаковым системам. Вып. 1).

75. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы кино эстетики.- Тарту, 1973.

76. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.

77. Маддадпур М. Знакомство с разными голосами мыслители об искусстве.-Тегеран: Сурех мехр, 2009.- 636 с. и ij^iio И J Ь

.О^3 1 V Ч _ ^ VAA ij -il^.

78. Маковельский А. Софисты. - Баку.: Азербайджанский Государственный университет им. С. М. Кирова, 1941. - Вып. 1 - 2.- 100 с.

79. Маньковская Н.Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Виртуалистика: эпистемологические и экзистенциальные аспекты.- М.: Прогресс-Традиция, 2004,- С.328-342.

80. Маньковская Н.Б. Виртуальный мир и искусство. // Архетип.- 1997.- №1. -С.57-61 (в соавторстве с Могилевским В.Д.).

81. Маньковская Н.Б. Классическая и неклассическая эстетика // Аспекты культуры: классика и современность.- М.: ВГИК, 2002. С.155-205.

82. Маньковская Н.Б. Модернизм - постмодернизм - постпостмодернизм // Двадцатый век и пути европейской культуры.- М.: Государственный институт искусствознания, 2000.- С.207-222.

83. Маньковская Н.Б. Не классическая эстетика. Кризис или переход? // Корневище О.Б. Книга неклассической эстетики.- М.- ИФРАН, 2000.-С.24-36.

84. Маньковская Н.Б. Париж со змеями". Введение в эстетику постмодернизма,- М.: ИФРАН, 1995,- 220 с.

85. Маньковская Н.Б. Переосмысливая эстетику // Искусствознание.- 2003.-№1,- С.628-639.

86. Маньковская Н.Б. Постмодернизм как неклассическая эстетика // Вестник МГУ. Серия 7, философия.- М., 1994,- № 2.

87. Маньковская Н.Б. Постмодернизм как феномен культуры // Судьба культуры - судьба человечества.- М.: ВГИК, 1996.- С.46-52.

88. Маньковская Н.Б. Постмодернизм: теория и практика (в соавторстве с Е.С. Громовым).- М.: ВГИК, 2002.- 135 с.

89. Маньковская Н.Б. Саморефлексия неклассической эстетики // Эстетика на переломе культурных традиций.- М.: ИФРАН, 2002.- С.5-24.

90. Маньковская Н.Б. Современные тенденции в эстетике (к итогам XVI Международного конгресса по эстетике) // Искусствознание,- 2005,- № 1 (в соавторстве с В.В.Бычковым).

91. Маньковская Н.Б. Структурно-психоаналитическая эстетика Ж.Делёза и Ф.Гаттари // Философские науки.- 1989, № 12.

92. Маньковская Н.Б. Структурно-психоаналитическая эстетика Жака Лакана // Философские науки.- 1990.- №12.

93. Маньковская Н.Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания // Эстетика: вчера, сегодня, всегда.- М.: ИФРАН, 2005.

94. Маньковская Н.Б. Что после постмодерна? // Кануны и рубежи. Часть 2.-М.: ИМЛИ РАН, 2002,- С.427- 430.

95. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма.- СПб.: Алетейя, 2002.- 347 с.

96. Марзбан П. Краткая история искусства. - Тегеран: Энтешарате эльми ва фарханги, 2011,- 414 с. j er*^ liJj^ 'j^ ¿dj^ ijjjjj iJ^jj* <(>a f)f Y4 • J

97. Мартынов Л. Лабиринт. - M.: Аванта плюс, 2010.

98. Марчук М. В. Значение элементов изобразительного языка в создании художественного образа // Эстетическое образование: Проблемы и перспективы: Материалы международной научно - практической конференции. - Минск, 2007. - С. 125-126.

99. Матисс А. Заметки живописца (Авторский сборник) / Переводчики: Георгиевская Е. Делекторская, Л. Е. Классон, А. П. - Санкт-Петербург: Азбука, 2001. - 640 с.

100. Мерло-Понти М. Око и дух / Пер. с фр., предисл. и коммент. A.B. Густыря. - Москва.: Искусство, 1992. - 63 с.

101. Мигунов A.C. Художественный образ. Эстетический анализ.- М.: Изд-во.- Моек: гос. ун-та, 1980. - 97. с.

102. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания.- М., 1986.- 154 с.

103. Мигунов A.C. Эстетическое и художественное (некоторые проблемы развития понятий) // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. М., 1990.

104. Мигунов A.C. Антиэссенциализм: критика эстетических теорий начала XX века//Эстетика и теория искусства XX века. М., 2005.

105. Мигунов A.C. Палитра современного искусства//Философия. Культура. Гуманизм: история и современность. Оренбург, 2006.

106. Мигунов A.C. Мифы и реальности современной эстетики//Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе. М. 2008.

107. Моулави М. Роль знания в ощущении прекрасного//Хонархауе зиба.-2004.- № 18.- С.5-12. 'byj лЬ^ t^Lyj ^L^l jj ^lib J£ü 4 jU

тд-) Y (j-a . ^ TAV i) A ojLUJ

108. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешек.- М.: Искусство, 1994.- 606 с. (История эстетики в памятниках и документах).

109. Наср С.Х. В поисках святости / Пер. Шахрайини М.- Тегеран: Нашре Ней, 2008.- 474 с. 'уг^' ц^Ь.,™ jß jJ jj <.

. q^ÍWÍ ГАУ i^j :cjlJ^J

110. Наср С.Х. Искусство и исламская духовность // Исламское искусство и духовность / Пер. Касемийана Р.- Тегеран: Хекмат, 2009. - 228 с. Лн < j^

ч -1 i t(jl-l-ajuilá jai^J 4-a^JJ ^(^g-a^LujI ^уЛ ^jIxm ^»Ijj í^^o^LjjI du^jx^a j ' (Jj ■

Y Y А

111. Наср С.Х. Размышления об исламе и современной мысли / Пер. Ансари М // Пажухешнаме-йе Матин.-Тегеран, 1999.- № 2.- С. 239-256.

íYe^jLíul 'ijjj-a A-OLLLÍAJJJJ t(_gjl I r->'ll J)J> ^-Пл AjujJ-^J öjljjJ ^j^Lalj ' (jj'

-Yol ^ _ y T'VA

112. Новиков Н.И. Избранные сочинения. - M.-JL: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - 744 с.

113. Ньютон Э. Смысл красоты / Пер. Марзбана П. - Тегеран: Энтешарате эльми ва фарханги, 2010. - 276 с. 'úWjj* 4<jdUü "-^j1 'lHj^

Y V f _ ^ ГА A t(_s5LiÄjä j (j-ülc. djljLoójl

114. Панаиотиди Э.Г. Эстетический опыт: трудная судьба понятия // Полигнозис. 2003.- 2 (22). [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.polygnozis.ru (дата обращения 21.12.2011).

115. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 С.

116. Платон. Республика / Пер. Лотфи М.Х. - Тегеран, 1974,- Десятая Книга.- 568 с. .о-3 àfA^ V£V ; ¿1 t^^il»! jui. .lea-» jj î^ ijjla^ül

117. Плотин. Сочинения / Пер. Лотфи М.Х. - Тегеран: Хорезми пресс, 1987.

— 1127 с. .о*0 ^ ^ Y V _ ^ Vf f 'ü^j^ j^jI 'ö*^ и<ч " t^^kl

118. Природа художественного образа. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://millit.ru/referaty-po-kulturologii/kontrolnaya-rabota-priroda-xudozhestvennogo-obraza.php (дата обращения 14.01.2013).

119. Природа художественного образа. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://ru-shpora.ru/node/1378 (дата обращения 24.01.2013).

120. Пруст М. Против Сент-Бёва. Статьи и эссе / Пер. с франц. Т. В. Чугуновой; Вступ. ст. А. Д. Михайлова: Коммент. О. В. Смолицкой, Т. В. Чугуновой. - М.: Че Ро, 1999. - 224 с.

121. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - М., 2001. - 674 с.

122. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве.

- М.: Советский художник, 1968.- 271 е., ил.

123. Ремизов В.А. Социальная экология культуры личности. - Новогорск, АГЗ МЧС, 2004.

124. Романова Н.В. К проблеме взаимоотношения научного и художественного творчества.// «Творчество как социокультурное явление», - М., МГУКИ,2005. С.9-17.

125. Романова Н.В. Наука и искусство в контексте гносеологии.// «Культура в контексте гуманитарного знания». - М. МГУКИ, 2007. Т.2. С. 14 - 20.

126. Романова H.B. Эстетическое в контексте гносеологии: методологические ориентиры современности.// «Философия в контексте культуры», г.Брянск, БГУ им.И.Г.Петровского 2011. С. 224-228.

127. Романова Н.В. «Эстетический текст культуры» как теоретико-методологический концепт и проблемы его актуализации в современности.// «Вестник МГУКИ», М. МГУКИ, 2011.№ 5. С. 71-75.

128. Рось JI. В защиту красоты / Пер. Хошнуда Шариати А. // Аине-йе хайал. -2008. - № 10. - С. 6-8. ^iJ 't^j j1 «-^jj1 tdjJJ _ f-A (j-a _ ^ VAV i ^ • öjLxuj i (JLä <ÜjI 4-aUlx^aa tduujjai

129. Руми джалал ад-дин мухаммад. Маснави-йи ма'нави («Поэма о скрытом смысле»). Третий дафтар (байты 1-4810) / Пер. с перс., примеч. и указ. О. М. Ястребовой. Под ред. А. А. Хисматулина. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. - 480 с.

130. Смагола X. Дж. Современные тенденции в изобразительном искусстве / Габраи Ф.- Тегеран: Культурный центр исследований, 2002,- 427. jSU-l

(jiiAjjJ ' Lsd'^^" jß i jiA jJ Ji-abt-a (jijIjS -ijlJ&

>(j-a f VY ИГМ ijs.iAjä^U.

131. Соване П. Основы эстетики / Пер. Абулькасими М.Р. - Тегеран: Махи, 2009. — 192 С. J$J i Ljaj "U^. л i(_5juuUJü ^Ljj ^b-a IJ;"

iC>a n\ . ^ VA1 ^La

132. Соване П. Феноменология и онтология художественного произведения / Пер. Аболгасеми М.Р // Зибашенахт. - Тегеран, 2009. - № 20. - С.261-

280. 4-oliL-aä t^ Д.Ц|Ш1 jjl Luiaj 1 rt^t л t(_£jiA jj! ^ I Iii 11II (_sJjoiA j (_5jojLLlu jl.lj.ll i jJJ fül^joi

, Y f ) _Y А • j^a _) VAA t Y «öjLeJi tC±ä,LLibjj

133. Сталабрас Дж. Современного искусства после Холодной войны / Пурхосейни Б.- Тегеран: Чешмех, 2010.- 196 с. ^ 'üUb^- jjVI^I

juij -.(jl n.n-s jjj Ojjji (-Я-ia. jl

134. Столетов А.И. Онтология художественного творчества: Автореф. дис. ...докт. филос. наук.- Уфа, 2009. - С. 19.

135. Стольниц Дж. Эстетический взгляд / Пер Тагаа Ф.Р. // Зибашенахт. -2007. -№ 17. -С.103.

' 136. Сторублевцева Д.А. Эстетическая природа имени собственного.: Дис. ... канд. Филос. наук.- Москва, 2005. 150 с.

137. Суминова Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии. - М., 2005. - 448 е.: ил.

138. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы).- М., 2006.- 480 е.: ил.

139. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания).- М., 2006.383 с.

140. Талебзадех С. X. Чувственное восприятие в феноменологии Мерло-Понти // Философский вестник Университет Тегерана. - Тегеран, 2006.- № 12.- С.63-72. AÄuila i^^jjjjj^^ya j^juiLLuü jIJJJJ J-i ^ Uia. i Jjjaj töjlj i _ ifl U

f V_V\ И Y ojLui i^ljfj el^uijb

141. Татаркевич В. История шести понятий / Пер. с польск. Бориса Домбровского. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 374 с.

142. Таунсенд Д. От Шафтсбери до Канта: Разработка концепции эстетического опыта // Журнал истории идей. - 1987.-48 (2).

143. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - Фрязино.: Век 2, 2004.- 288 с.

144. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. A.A. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

145. Философский портал [Электронный ресурс]: Противоположность между внешним и внутренним миром и проблема их внутреннего единства. Режим доступа: http://philosophy.ru/library/frank/01/10.html (дата обращения 17.08.2012).

146. Финкелькраута А. Поражение мысли / Багерии А.- Тегеран: Фарзане Роз прессы, 1987.- 135 с. jä^ 'lSo^- jß ^

Vi . ^ ijJJ äljjä (J^AJJJ J

147. Хайати X. Введение в философию искусства // Голестане.- 2008.- С. 88.

148. Хайдеггер M. Начало произведения искусства / Пер. Шахаби Зия. -Тегеран: Хермес пресс, 2003.

149. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер с нем. Маккуарри Д. и Робинсон Э. -Нью-Йорк.: Харпер & строка, 1927.- С. 58-62.

150. Хайдеггер М. Произведения искусства и истина / Пер. Алищенас А. // Соорех Journal. -Тегеран, 1996.- № 71.- С.72-81. j jjI 'ùpJ-*

.VY-M (j-a YVÙ 0jLaûi ÎOJJUJ ijjjulLjjic. iLljî -Ua.JJ idlâJâa.

151. Хагиги Ш. Переходя от современности.- Тегеран: Аган прес, 2002.- 328

с. t'y f va \ it>\£\ jiij jl jli^ jalïi ^«j«^

152. Хосейнзадех M. Взгляд на идеологии и религиозных знаний.- Гом: Имам Хомейни образовательных и научно-исследовательский институт, 2008.- 208 С. '(^^jjJ dlâj*-a lP^ J сь ''JJ <_£.!« I j-ii-la^a tejl j jjuia. .ch3 y • a , ^ vav ^»lal ^ hi a jjj j

153. Чернышевский H.T. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский. Н. Г. Статьи по философии и эстетике.- М.: Правда, 1974. - Библиотека «Огонек» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://az.lib.rU/c/chernyshewskij_n_g/text_0410.shtml (дата обращения 13.03.2012).

154. Чижиков В.В. Дизайн в системе социокультурных отношений: Монография. - М.: МГУКИ, 2005. - 139 с.

155. Чижиков В.В., Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента. - М.: МГУКИ, 2003. - 608 с.

156. Шайан Мехр А. Энциклопедия общественных наук.- Тегеран.: Саземан-е энтешарат-е Кейхан. 1998.- Т. 1. - 766 с. «jjb îL^jJc. ¿bLi

Vff,) TVV CjljLaiijl ¡(jl i ^ JlLi. ^^LeiaJ ^jlc. ^jiniaj l_SjI*a1I

157. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства.- M.: Мысль, 1966.- 496 с.

158. Шибаева М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений. - Москва: МГУКИ, 2012.

159. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.-Блэкуэлл, 1997.

160. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Том второй / Пер. с нем., подг. текста. К. Судакова, А.А. Чанышева. - М.: Терра республика,

2001. - 560 с.

161. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 672 с.

162. Эбадянь М. Выбор эстетики Гегеля. - Тегеран.: Академия искусств, 2004.- 116 с. .^VAf (jliu&ia^a t<_j5La ^.nl i. * ^bjj o-ijj^ tjj^-s<i tjjbjbc. .u-m

163. Элиас Дж. Философия образования: классического и современного.-Кригер, 1995.- 288 с. Elias J.L. The philosophy of education: classical and contemporary, Krieger Pub Co; Original ed edition (August 1995).- 288p.

164. Элиас Дж. Эстетическое воспитание / Пер. Зарраби А. // Моарефат . -

2002. - № 57. - С.69-84. iisi\L^jM^c. ^jj t^U^ ^Lyj c^ji iL)AA\

."И_А£ ГА^ toy ejUJi tcliaj«-a

165. Эскандари И. Искусство и прекрасное с точки зрения ислама и мусульманских мыслителей // Хонарха-йе таджассоми.- Тегеран: 2007.- № 27." С. 18-21. AW <1 i(jLoluba ^jl^JiLe j ^Luil jl ^Lyj J ^iA

. ^ v a1 t y v & jli^i t ^л.ч-s'

166. Эсприто, Коньз, Габриели, Эттингхаузен и Др. История эстетики и критики искусства / Ажанд Е.- Тегеран: Мола, 1995.- 230 с. 'j^jH

rtjlj^i '.iijji <_ija*j i^jja .¿j j (_5rajjuiic5jbjj а у jjij (jjjl^sojjl i^^jjj^jls

.(j^aYVY .^rvftjj*

167. Якобсон P. Лингвистика и поэтика (Структурализм: "за" и "против"). -М.,1975. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguisticsl/jakobson-75.htm (дата обращения 04.03.2011).

168. Afshar Mohajer К. Iranian artist & modernis, art university press, 2005. P.25.

169. Aylesworth G. Postmodernism, Stanford encyclopedia of philosophy, The 9metaphysic research lab, 2013. First published Fri. Sep 30, 2005. Available from: http://plato.stanford.edu/entries/postmodernism/ (дата обращения 07.05.2013).

170. Baumgarten A. G. Aesthetica.- Pennsylvania State University. G. Olms, 1961, 2011.-624 p.

171. Calinescu M. Five faces of modernity.- Durham, N.C.: Duke, 1987.-422p.

172. Deborah L. Black aesthetic in Islamic philosophy// general editor. Edward Craig. Routledge encyclopedia of philosophy.- Uk: Churchill College, university of Cambridge.- P. 75-79. (дата обращения 09.04.2013).

173. Dewey J. Art as experience, The later works, 1925-1953. Vol. 10: 1934. -Southern Illinoise University Press, 1987.- 470 p.

174. Dewey J. Art as experience. - New york: Perigee books, 1980.- 371p.

175. Rady J. In a different light.- London: Osborne Samuel Ltd, 2009.- 29 p.

176. Dufrenne M. "Œuvre et non- œuvre" Esthe'tique et philosophie. Т.П. Klincksieck, 1976.

177. Fromm E. The art of loving. - New York: Harper & Row, 1956. - 133 p.

178. Goodman N. language of art: an approach to the theory of symbols.-Indianapolis: Hackett publishing Co, 1976.- 290 p.

179. Harvey D. The condition of postmodernity.- UK: Wiley-Blackwell press, 1990,- P.392.

180. Hoover P. Postmodern american poetry: A norton anthology.- New York: W. W. Norton & Company, 1994,- 1040 p.

181. Jameson F. Postmodernism, or, the Cultural Logic of Late Capitalism.-Durham: Duke University Press Books, 1990.- 461 p.

182. Jennings Leonie E. & P. Graham, Anne, Postmodern perspectives and action research: Reflecting on the possibilities // Educational Action Research.-Australia: Southern Cross University, Lismore, 1996.- Vol. 4, № 2,- pages 267278.

183. Keshmirshekan H. The new wave of Iranian art: History and Origins // Art press 2. - London, 2010. - №17. Available from:

Http://en.artpress.com/mobile/index.php?a=8025&achat (дата обращения 17.04.2013).

184. Keshmirshekan H. Neo-traditionalism and modern Iranian painting: the Saqqa-khaneh.school in the 1960 // Iranian studies, 2005.- volume 38.- № 4.

185. Khosravishakib M. The contributions of postmodernism methodology as a prevailing practice on ground of humanities sciences // International Journal of Arts. - California: 2012, Vol. 2,- .-№ 1.- p 1-5.

186. Klages M, Literary theory: a guide for the perplexed.- USA: Continuum Press, 2007,- 184 p. Available from:

http://www.bdavetian.com/Postmodernism.html (дата обращения 16.08.2012).

187. Lyotard J. F. The postmodern explained: Correspondence 1982-1985 / Don B. Maher B. Pefanis J. Spate V. and Thomas M. - Oxford: Oxford University Press, 1988. - 141 p.

188. Mahjoubi S. Tohidi A. Valuation of postmodern paintings based upon hermeneutic in intellectual property rights // Switzerland Research Park Journal.- Switzerland: 2013,- vol. 102, .-№. 5. - p 321-334.

189. Merleau-Ponty M. Phenomenology of Perception / Smith C. - UK: Routledge, 1989,- 466 p.

190. Schapiro M. "L'objet personnel, sujet de nature morte. A propos d'une notion de Heidegger sur Van Gogh" artiste et société.- Gallimard, 1982.

191. Shahmohamadian S., Nowzari H.A. Postmodernism in iranian contemporary paintings: possibilities and impossibilities of deconstruction in iranian painters' works // Contempt art.- Istanbul: 2012.- №12.p. 176-184.

192. Sparshott F.E. The Unity of aesthetic education. In Ralph Smith, ed. Aesthetics and the Problems of Education.-Urbana: University of Illinois Press, 1971.

193. Waugh P. Postmodernism: A Reader.- London: London press, Edward Arnold, 1992,- 226 p.

194. Словари и энциклопедии на Академике, Философская энциклопедия, [Электронный ресурс] : Режим дocтvпa:http://dic.academic.ru/dic■nsf/enc_philosophv/1432/%D0%AD%D0%

1,9:144 (дата обращения 04.06.2012).

Иллюстрации

Иллюстрация 2. Генри Матисс. Голубая Обнажённая. 1952 г.

4.Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с кипарисами. 1889

Иллюстрация 6. Поля Гогена. Радости. 1892 г.

ЗЙ? <•> . \, .....

.¿шшшшйшй^ш

Иллюстрация 7. Пейзаж. Синие Деревья . Поль Гоген. 1888 г.

».тл, у

1|

* Ал» '

; л *

- ■шх*

тЯИШвпЯШдТ

Иллюстрация 8. Анри Матисс. Красная комната. 1908 г.

Иллюстрация 10. Василий Кандинский - Красная стена судьбы. 1909 г.

Иллюстрация 11. Василий Кандинский, Композиция № 4, 1936.

Иллюстрация 12. Казимир Малевич. Супрематистская композиция. 1916 г.

Иллюстрация 14. Джексон Поллок Осенний Ритм 1950 г.

Иллюстрация 16. Пит Мондриан , Процесс дерево серии картин

Иллюстрация 17. Сандро Чиа. семья. 1981 г.

Иллюстрация 18. Дэн Флавон. Безымянном. 1970 г.

Иллюстрация 19. Жорж Брак. Скрипка и Светильник. Париж, весной

1910 г.

Иллюстрация 21. Чехель сотун в Исфахане

Иллюстрация 22. Хошанг Пезешкния

Иллюстрация 23. Джалил Зияпурь

Иллюстрация 24. Махмуд Джавади Пур

Иллюстрация 26. Мохаммад Эхсаии

Иллюстрация 28. Насер Палангии

Иллюстрация 30. Носрат аллах Мослемияань

Иллюстрация 32. Ходжат Амани

Иллюстрация 34. Хосров Хасанзадех

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.