Становление вишишта-адвайта веданты на материале "Ведартхасамграхи" Рамануджи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Псху, Рузана Владимировна

  • Псху, Рузана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 222
Псху, Рузана Владимировна. Становление вишишта-адвайта веданты на материале "Ведартхасамграхи" Рамануджи: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2004. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Псху, Рузана Владимировна

Содержание.

Введение.

Глава первая. Историографический обзор вишишта-адвайта веданты

Рамануджи: проблемы и перспективы.

§ 1 .Вишишта-адвайта веданта Рамануджи в исследованиях и переводах.

§2.Некоторые проблемы изучения вишишта-адвайты.

Глава вторая. «Ведартхасамграха» Рамануджи как свидетельство становления вишишта-адвайты в полемике с альтернативными системами веданты и мимансой.

§1.Дискуссия с представителем школы Прабхакары.

§2.Критика адвайта-веданты.

§3.Критика бхеда-абхеда-вады.

Глава третья. Несущие конструкции системы вишишта-адвайты по

Ведартхасамграхе».

§ 1 .Базовые доктрины вишишта-адвайта веданты на материале

Ведартхасамграхи».

§2.Цитирование как основной способ обоснования Рамануджей своих идей.

§3.Системообразующие концепты и герменевтические принципы вишиштаадвайта веданты в «Ведартхасамграхе».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление вишишта-адвайта веданты на материале "Ведартхасамграхи" Рамануджи»

Одним из ярких религиозных мыслителей Индии может по праву быть назван Шри Рамануджачарья (XI-XII вв.), основатель одной из школ веданты, вишишта-адвайты («специфическая недвойственность»1). Титул "ачарьи", или учителя, Рамануджа заслужил дважды: как комментатор корпуса авторитетных текстов веданты, наряду с Шанкарой (VII-VIII вв.) и Мадхвой (XIII в.), и как истолкователь творчества вишнуитских поэтов альваров2 (VI-XI вв.), наряду со своим учителем Ямуначарьей (X-XI вв.). Историческая личность Рамануджи, как и любой значимой фигуры в истории индийской культуры, затерялась в дебрях легенд и преданий о нем. Если все же попытаться отвлечься от приписываемых ему традиционных для индуистской «агиографии» преувеличений, то в самом общем виде жизненный путь Рамануджи выглядит следующим образом.

Период его жизнедеятельности принято определять XI-XII веками3. Родился он в брахманской семье в деревушке Шриперумбудур, близ нынешнего Мадраса, был отдан в ученичество знаменитому в то время ведантисту Ядавапракаше (XI в.), склонность которого толковать упанишады в духе адвайты («недвойственность») явилась в дальнейшем причиной разрыва с ним Рамануджи. Молодой ученик, попав под влияние южно

1 Существует ряд переводов термина «вишишта-адвайта»: и как «ограниченный монизм» (Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994, С. 324), и как «недвойственность, определяемая различиями» (Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. - М., 1991, С. 128) и т.д. Можно даже интерпретировать термин и как название школы, а не учения: «отличающаяся от адвайты», тем более, что сам термин Рамануджей не употреблялся.

2 Альвары (тамил, альвары — "углубленные") творили в Тамилнаде в VI-XI вв. Истоки религиозной поэзии альваров — «Бхагавадгита» (где «путь преданности» впервые получает статус высшего служения Божеству, более эффективного, чем два другие - «путь познания» и «путь действия»), мифология панчаратры (почитавшее верховное вишнуитское божество Васудэву-Нар^ну в манифестациях-вьюхах и его женскую энергию-шакти), популярный кришнаизм и ранние антологии тамильской поэзии. Считается, что альваров было 12. Самыми ранними считаются Пойхей, Пудам (Бхутам), Пей и, вероятно, Тирумажисей (VI-VII вв.). Наследие альваров было собрано в IX-X вв. Натхамуни в корпус «Налайира тиввияппирабандам» («Священная коллекция 4000 стихов»), включавший 24 произведения, распределенные по четырем циклам, названным Ведами (претензия на «титул» самой древней и сакральной текстовой традиции Индии). Подробнее см.: Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М., 1987. С. 63 — 67.

3 Хотя существует и очень точная, но маловероятная датировка: 1017-1137 гг. индийского вишнуизма альваров, не согласился с интерпретацией одной из упанишад, предложенной учителем, и на этой почве произошел конфликт, едва не стоивший жизни непослушному ученику. После этого Рамануджа решил стать учеником Ямуначарьи, главы вишнуитской общины Южной Индии в Шрирангаме, который разрабатывал философский аспект творчества альваров. Но своего нового учителя Рамануджа так и не увидел, хотя все дальнейшее его творчество - это развитие и продолжение учения Ямуны. Большую часть своей жизни Рамануджа провел в Шрирангаме, где возглавлял общину, осиротевшую после смерти Ямуны. Рамануджа был активным проповедником вишнуизма: обращал иноверцев, восстанавливал вишнуитские храмы и много путешествовал по Индии. На закате своей жизни был изгнан царем-шиваитом государства Чола, но незадолго до смерти вернулся в Шрирангам, где и скончался, оставив небольшое письменное наследие, которое, по сравнению с тем, что приписывается Шанкаре, весьма скромно. Рамануджа написал девять работ, из которых безусловно аутентичными исследователями признаются три: нечто подобное комментарию на упанишады - «Ведартхасамграха» (ВС), комментарий на «Брахмасутру» (БхС) - «Шрибхашья» и комментарий на «Бхагавадгиту» (БхГ) - «Гитабхашья». Менее взыскательные исследователи, которых составляет большинство, в дополнение к упомянутым сочинениям называют еще две работы Рамануджи - «Ведантасару» и «Ведантадипу», которые являются кратким изложением положений «Шрибхашьи». Авторство оставшихся работ вызывает сомнение у многих исследователей. Трилогия «Гадьятрайи» состоит из «Шаранагатигадьи», «Шрирангагадьи» и «Шривайкунтхагадьи». «Нитьягрантха» представляет собой вишнуитское руководство в ежедневном богопочитании. Тематика вышеупомянутых сочинений сосредоточена на таких вопросах, как природа Бога, соотношение Бога с миром и душами, природа души, путь ее освобождения, состояние освобождения и т.п.

В религиозной деятельности Рамануджи можно выделить три составных элемента: 1) деятельность по организации вишнуизма (восстановление храмов, обращение в вишнуизм, основание новых вишнуитских центров, проповеди и т.п.); 2) учение о Боге (вишнуитская «теология»); 3) разработка храмового служения и ритуальной практики.

Большая часть сведений о первом виде деятельности известна нам из различного рода «агиографий». Отвлечение от агиографических чудесностей позволяет в общем виде сказать, что Рамануджа сыграл большую роль и в распространении вишнуизма4, и в его укреплении5. Основным источником сведений о «теологии» Рамануджи являются некоторые его сочинения -«Гитабхашья», «Гадьятрайя», «Нитьягрантха». Здесь можно выделить учения о Боге (Вишну), о душе, об освобождении и о миросозидании6. Необходимо отметить, что «теология» Рамануджи уходит своими корнями в вишнуитские учения панчаратры7, пуран и БхГ - в этой области Рамануджа ничего нового создать не мог. Заслуга Рамануджи-«теолога» заключается в четком оформлении вишнуитского вероучения, сплоченности и организации общины. Третий вид деятельности заключался в унификации и укреплении Рамануджей вишнуитского богослужения.

Актуальность темы исследования. обусловливается целым комплексом факторов, среди которых можно выделить объективные и субъективные.

К первой группе следует отнести прежде всего значение Рамануджи (XI-XII вв.) в истории бхакти — эмоционально-личного почитания основных персонажей индуистского пантеона. Путь бхакти (bhaktimarga) как наиболее

4 Известно, что он много дискутировал, имел многочисленных учеников, а его изгнание на старости лет дало ему повод обратить в вишнуизм двух царственных особ.

5 До нас дошли исторические свидетельства того факта, что Рамануджа около 14 лет провел в местности недалеко от Майсура, в Мелюкоте, где восстанавливал храм Вишну-Нараяны. См. Narasimhiengar M.T. Ramanuja and Melukote // JRAS. 1915, P. 147-152.

6 Учение о Боге содержит концепцию Его пяти форм (para - чистый Абсолют, vyuha - манифестации, avatara - воплощения, antaryamin — «внутренний правитель» души, area - идолы и изображения), учение о душе - классификацию душ (nitya - вечно свободные жители Вайкунтхи, mukta - освобожденные, baddha -привязанные к миру, "сансарные"), об освобождении - конкретные обязанности вишнуита, и, наконец, о миросозидании - переработка вишнуитских космогонических мифов.

7 Панчаратра (букв. «Пять ночей») - название древней вишнуитской секты, в которой разрабатывается представление о верховном Боге Васудэва-Нараяна, проявляющем себя путем эманации. экзотерический способ реализации высшей цели человеческого существования, согласно индуистскому мировоззрению, получает санкцию уже в древности (начиная по крайней мере с БхГ) и остается преобладающим в новое и новейшее время и является важнейшей составляющей в современном неоиндуистском прозелитизме за пределами Индии. Рамануджа, наследник вишнуитской традиции поэтов-мистиков альваров, реформатор средневекового индуизма, наиболее авторитетный представитель «теистической» веданты и основатель одной из традиций вишнуитской бхакти — шри-сампрадаи8, был одним из самых значительных действующих лиц в истории индуизма. Он оказал большое влияние на видных представителей вишнуитской бхакти XIV-XV вв., среди которых достаточно назвать Свами Рамананду и его последователей — Кабира, Даду и Тулсидаса. Помимо этого, Рамануджа является и одной из первостепенных фигур культуры индийского «высокого средневековья» в целом, чья деятельность приходится на эпоху синтеза тамильской духовной культуры и «санскритской» философии и ритуала.

Другим фактором актуальности изучения наследия Рамануджи следует признать его значение в качестве основателя одной из ведущих философских систем (darsana) средневековой Индии — вишишта-адвайта веданты, второго по значимости направления веданты, оппонировавшего адвайта-веданте и выросшего из стремления адаптировать философское учение о Брахмане-Абсолюте к потребностям религиозного богопочитания. Название вишишта-адвайты связано, вероятно, с трактовкой Брахмана как «квалифицируемого» совершенными положительными качествами начиная со всеведения, благости и всемогущества (что в адвайта-веданте соответствовало уровню относительной истины познания Брахмана) и самовыражающегося через души (cit) и материю (acit), с которыми он, будучи единственной высшей Реальностью, находится в отношениях, Признанных сампрадай («традиций») бхакти было всего четыре: наряду с Рамануджей их лидерами были «схолархи» других школ вишнуитской веданты: Нимбарка (XIII в.), основатель санакади-сампрадаи, Мадхва (XIII-XIV вв.), основатель брахма-сампрадаи, и Валлабха (XV-XVI вв.), основатель рудра-сампрадаи. подобных отношениям между субстанцией и атрибутами или между душой и телом. В противовес учению Шанкары в системе Рамануджи Брахман создает мир из самого себя и по своей воле через материю не иллюзорно, но реально (хотя сам он при этом не изменяется): упанишады, согласно Раманудже, отрицают только независимое от него существование материальных объектов, но не саму их действительность. Души не тождественны Брахману, но подобны ему в своей вечности и сознательности (утверждается и их «атомарность»), хотя и соединяются с телами вследствие действия закона кармы, который также не иллюзорен. Потому и освобождение души (moksa) есть максимальное уподобление Божеству, но не идентичность ему, а средство ее реализации — самоотдача адепта Божеству (а не интеллектуальная медитация, как полагали адвайтисты). Эти позиции и определили границы новой философской школы, доказавшей свою конкурентоспособность в полемике и с адвайта-ведантой и с первыми ее оппонентами-ведантистами начиная с бхеда-абхеда-вады (букв, «учение о тождестве в различии») Бхаскары (VIII-IX вв.).

Третий аспект актуальности темы диссертации связан с тем, что Рамануджа заложил основы дальнейшего развития созданной им религиозно-философской системы9. Однако Рамануджа оказал и значительное опосредованное влияние на другие школы индийской философии, прежде всего на адвайта-веданту, которая должна была уточнять свои доктрины в полемике с его писаниями и его школой10.

9 Тексты, составлявшиеся в школе вишишта-адвайты начиная с непосредственного ученика Рамануджи Рамамишрадешики, написавшего под его руководством толкование к его основному труду «Шрибхашья» (комментарий к БхС) чрезвычайно многочисленны. Особое значение среди них имели многочисленные сочинения ведущего представителя вишишта-адвайты Венкатантахи-Ведантадешики (XIV в.), который был не только видным теоретиком бхакти, но и гносеологом (исследовал источники достоверного знания, прежде всего восприятие и умозаключение, природу сомнения и заблуждения), разрабатывая одновременно проблемы трактовки субстанции, души и времени; Мегханадари (XIV в.), работавшего над концепцией знания и его самодостоверности; Шринивасы (XVII в.), писавшего об источниках знания и природе Божества, не упоминая о десятках толкователей «Шрибхашьи» и других произведений основателя вишишта-адвайты.

10 Так именно после критики онтологического статуса майи у Рамануджи адвайтист Анандабодха (XIII-XIV вв.), автор «Ньяямакаранды» («Нектар дискурса»), поставил вопрос об онтологическом статусе самого прекращения ее действия (avidyanivrtti) на сознание индивидов, а для более поздних адвайтистов эта критика была немаловажным стимулом для уточнения стратификации уровней реальности.

К субъективным факторам актуальности диссертационного исследования относится прежде всего чрезвычайно широкое расхождение мнений по поводу основных проблем наследия Рамануджи в зарубежной индологии. Следует ли видеть в его системе одно лишь целенаправленное отрицание веданты Шанкары или она представляет собой все-таки некоторое "самодостаточное" целое в истории индийской философии? Есть ли смысл рассматривать его картину мира с чисто логической точки зрения или ее следует рассматривать как систему скорее образов и аналогий, нежели доктрин? Означают ли предлагаемые им сравнения Брахмана и душ (а также мира) с субстанцией и ее атрибутами наличие у него "нормальной" категориальной системы или мы имеем здесь дело лишь с пособиями для медитации, от которых можно отказаться после достижения конечной цели? Следует ли, наконец, считать Рамануджу идеологом бхакти, только использовавшим философские ресурсы своей эпохи, религиозным философом, философом "безоговорочным", предполагавшим лишь возможность использования своего теоретизирования для эмоционального богопочитания или всем названным вместе? Таковы основные способы идентификации Рамануджи у индийских, американских и европейских исследователей, у каждого из которых "свой Рамануджа".

Актуальность же разработки наследия Рамануджи для отечественной историко-философской науки заслуживает особого внимания. Достаточно сказать, что здесь не существует не только ни одной монографии, посвященной крупнейшей фигуре индийской средневековой мысли, ни одного, хотя бы частичного перевода какого-либо его текста (за исключением того, который содержится в приложении к настоящей диссертации)11. Рамануджа фигурирует лишь в одной монографии по веданте, в одной по Шанкаре, в одной по БхГ и в энциклопедических статьях.

11 Перевод "Гитабхашьи" — комментария Рамануджи к БхГ, — над которым работал российский индолог B.C. Семенцов, не был подготовлен при его жизни к печати и остается до настоящего времени научно нереализованным.

Актуальность же исследования конкретного текста Рамануджи — ВС

Ведартхасамграха» - «Краткое изложение смысла Вед»), который составляет непосредственный объект диссертации, обусловливается по крайней мере тремя факторами. Прежде всего, это обусловлено теми преимуществами, которыми обладает историк философии, работающий над конкретным памятником, в сравнении с тем, который первоначально исходит из "общих идей", которые впоследствии и применяет к конкретному материалу. Во-вторых, это обусловлено тем обстоятельством, что ВС является вторым (после "Шрибхашьи") по значимости произведением

Рамануджи, которая была, как полагает И. Ван Бойтенен, составлена еще до

11 его основного текста и функционально соответствует комментариям к упанишадам в школе адвайты — именно стремление найти альтернативу адвайтистскому прочтению упанишад объясняет саму причину написание данного памятника. В-третьих, ВС представляет особую ценность как емкое сочетание конструктивных и полемических разделов — последние, содержащие критику с позиции вишишта-адваиты мимансы, адвайты и двух редакций бхеда-абхеда-вады, являются безусловно актуальными для исследования исторического становления вишишта-адвайты, так как становление любой индийской системы определяло ее позиции в общеиндийском «дискуссионном клубе» и одновременно определялось ими13.

Степень разработанности темы. Постановка проблемы исторического становления вишишта-адвайты на материале конкретного памятника Рамануджи в настоящей диссертационной работе осуществляется впервые в отечественной литературе. 12

Основные аргументы Ван Бойтенена сводятся к тому, что 1) «Шрибахшья» дважды открыто ссылается на ВС, в то время как в последней ссылок на «Шрибхашью» нет, и 2) «Гитабхашья» написана позднее «Шрибхашьи», поскольку БхС цитируется в ней всего 10 раз, а это значит, по мнению Ван Бойтенена, что текст «Шрибхашьи» был уже написан (немыслимо, говорит Ван Бойтенен, чтобы Рамануджа ссылался на БхС, воздерживаясь от ее комментирования, чтобы подтвердить свою интерпретацию Гиты). См. Van Buitenen J. Ramanuja's Vedarthasamgraha. Poona. 1956. P. 30-32.

13 Как трактовал индийское философское сообщество выдающийся буддолог Ф.И. Щербатской.

В зарубежной индологии вопрос становления вишишта-адвайты на примере ВС Рамануджи также не был изучен, хотя творчество Рамануджи в целом получило значительное отражение в историях индийской философии (Ф. Макс Мюллера, С. Дасгупты, С. Радхакришнана, М. Хириянны, С. Чаттерджи и Д. Датты и др.), в специальных монографиях по вишишта-адвайте (Б. Кумараппы, А.-М. Эсну, Дж. Кармана, Р. Лестера, Э. Лотта и др.).

Исследования по ВС исчерпываются пока что одной монографией С.С. Рагхавачари14, хотя в зарубежной индологии этот текст трижды переводился на английский язык15. Среди них необходимо отметить перевод ВС и основательное предисловие к нему И. Ван Бойтенена, исследовавшего на основе данного произведения герменевтические принципы Рамануджи и инициировавшего филологический анализ ВС.

Цель и задачи исследования. Основная цель предпринимаемых в работе изысканий состоит в том, чтобы исследовать процесс становления вишишта-адвайты на материале одного из ключевых памятников ее создателя.

В диссертации ставятся следующие задачи:

1. прояснить ситуацию, сложившуюся в историографии, посвященной изучению вишишта-адвайты Рамануджи,

2. выявить основные тенденции в исследованиях по вишишта-адвайте,

3. осветить основные положения, утверждаемые вишишта-адвайтой в период своего становления в полемике с альтернативными ведантистскими системами и мимансой,

4. систематизировать положения вишишта-адвайты, изложенные в ВС, проследить какие, при утверждении каких идей и как используются авторитетные для веданты тексты и тексты, авторитетные только в вишнуизме,

14 Raghavachari S.S. Introduction to the Vedarthasamgraha. Mangalore, 1957.

15 Van Buitenen J. Ramanuja's Vedarthasamrgaha. Poona, 1956; Ayyangar M.R.R. Vedarthasamgraha. Kumbhakonam. 1956; Raghavachari S.S. Vedarthasamgraha of Ramanuja. Mysore. 1956.

5. посредством анализа исследованного материала выявить основные доктрины и герменевтические принципы вишишта-адвайты в период ее становления, зафиксированного в тексте трактата.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система вишишта-адвайта веданты Рамануджи, предметом исследования -процесс становления данной системы на материале ВС.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в основу диссертационного исследования был положен метод текстологического анализа изучаемого источника (ВС), а также метод системной компаративистики, впервые реализованный Ф.И. Щербатским, при котором каждая школа индийской философии изучается через ее типологическое сопоставление и диалог с альтернативными системами (в настоящее время диалогическая структура индийского философского дискурса акцентируется В.К. Шохиным). Методологические основы анализа конкретного текста Рамануджи в диссертации связаны со стратегическими установками исследования вишишта-адвайты в целом у В.С.Семенцова и ВС у И. Ван Бойтенена.

Научная новизна исследования. Новизна диссертационного исследования обусловливается отсутствием в отечественной индологической литературе специальных работ, посвященных историографическому обзору «рамануджеведения», вопросу становления вишишта-адвайты, а также историко-философского исследования системы вишишта-адвайты на материале конкретных памятников в единстве его полемических и конструктивных составляющих. В приложении к диссертации приводятся разделы трактата ВС, впервые переведенные автором на русский язык с санскрита.

В диссертации были получены следующие научные результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью.

- При исследовании историографии по Раманудже, впервые осуществляемой в индологии (как отечественной, так и зарубежной), были выявлены два исследовательских подхода в изучении данной системы: «логицистский» (акцент на логических аспектах вишишта-адвайты, выявление ее логической, а значит, по мнению сторонников данного подхода, и философской несостоятельности Рамануджи) и «герменевтический» (сторонники этого подхода воздерживаются от оценок, предлагая различные модели большего понимания учения Рамануджи посредством анализа тех установок и принципов, которых придерживался сам Рамануджа).

- Была рассмотрена полемика Рамануджи с мимансой и различными направлениями бхеда-абхеда-вады, из которой выясняется значительная дифференцированность так называемой реалистической или теистической веданты, которая не только противостояла адвайта-веданте Шанкары, но и представляла собой группу хотя и близких, но взаимооппозиционных течений, которые расходились по такому важнейшему для веданты вопросу, как соотношение Брахмана и эмпирического мира.

- Выявлены логически наиболее эффективные позиции в полемике Рамануджи с адвайта-ведантой в тексте ВС, связанные с проблемой онтологического статуса майи (при «включении» майи в Брахмана последний теряет свое совершенство, придание ей самостоятельного статуса неизбежна утрата самой «недвойственности» для адвайты и становится непреодолимой опасность дуализма).

- Было конкретно выяснено, каким образом в процессе полемики Рамануджа сумел утвердить такие основоположения своей философской системы, как реальность мира, характеризуемая всевозможными совершенствами природа Бога, познаваемая на основании священных текстов, и богопочитание как путь освобождения.

- Путем текстологического изучения ВС были выявлены используемые Рамануджей три метода постижения смысла священных текстов, соответствующие трем уровням познания человека, а также системообразующие доктрины и герменевтические принципы данной системы, отраженные в тексте трактата, а также основополагающий для системы Рамануджи принцип объяснения соотношения Брахмана и эмпирического мира - принцип соотносительной предикации (.samanadhikaranya).

- Выяснено, что основным смыслонагруженным текстом для Рамануджи был пассаж 6.2.3 из «Чхандогья-упанишады» (ЧхУ), на базе которого им утверждается реальность эмпирического мира.

Источниковедческая база исследования. В диссертации исследуются и анализируются следующие группы источников:

1. санскритский оригинал ВС и «Шрибхашьи»;

2. переводы сочинений Рамануджи и предисловия к ним;

3. монографические работы по вишишта-адвайта веданте, статьи в периодических и энциклопедических изданиях, работы по истории индийской философии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научно-практическая значимость диссертации связана с возможным применением содержащихся в ней материалов и выводов при дальнейшей разработке проблем истории развития веданты, подготовке учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических занятий по истории индийской философии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в научных статьях и тезисах конференций. Материал диссертации апробирован при ведении семинарских занятий по истории индийской философии на кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (2003 г.). Отдельные проблемы данной тематики нашли отражение в выступлениях автора на Дне науки в РУДН (февраль, 2003 г.).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии факультета Гуманитарных и социальных наук РУДН (26 марта 2004 г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка аббревиатур, списка источников и литературы и двух приложений, одно из которых содержит перевод автором данной работы с санскрита введения и критической части «Ведартхасамграхи» (§1-64) Рамануджи.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Псху, Рузана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историки вишишта-адвайты не поставили в заслуживающей степени вопрос о наличии в ее системе категорий. Используемые Рамануджей аналогии большинством исследователей понимаются как специфические категории, но при этом игнорируются различного рода несоответствия: обозначенная связь "недоступная расчленению" (aprthaksiddhi) именно вследствие своей недоступности для расчленения не дает основания говорить о наличии у Рамануджи категориальной философской системы в точном смысле этого слова. Данная проблема была поднята и освещена всего только одним исследователем (В.С.Семенцов), который и разрешил ее - аналогии являются образами, техническими приемами. В этой связи вопрос о наличии "нормальной" системы категорий отпадает: система вишишта-адвайты своим главным средством использует не категории, а образы.

При оценивании Рамануджи выявились два противоположных по результатам своих оценок подхода: (1) "вживание" в культурную атмосферу эпохи Рамануджи с целью понять его творчество, (2) ее "изживание" с целью получить систему Рамануджи в дистиллированном виде.

Сторонники первого подхода воздерживаются от оценок, предлагая различные модели большего понимания учения Рамануджи посредством анализа тех установок и принципов, которых придерживался сам Рамануджа ("Ван Бойтенен-Семенцов" ориентация на личность Рамануджи). Сторонники второго подхода сосредоточиваются главным образом на логических аспектах вишишта-адвайты, выявлении ее логической, а значит, по их мнению, и философской несостоятельности Рамануджи ("Радхакришнан-Кармаркар" - ориентация на логику Шанкары).

Для дальнейших исследований вишишта-адвайты Рамануджи большим потенциалом обладает установка, предложенная и осуществленная Й. Ван Бойтененом и В.С.Семенцовым, рассматривать его учение через призму его ментальности. Установка на понимание личности философа ограждает саму систему вишишта-адвайты от критических претензий "логицистов". Наличие двух способов исследования вишишта-адвайты Рамануджи не означает их взаимоисключение: вторая метода не отрицает логику или «научный подход», но лишь подразумевает обширную и глубокую работу исследователя перед окончательной оценкой.

На сегодняшний день одним из самых «освоенных» аспектов в исследованиях вишишта-адвайты является сравнение этой системы с адвайта-ведантой. Проведение глубокого всестороннего компаративистского анализа с представителями не-индийской культуры не осуществлялось.

На материале «Ведартхасамграхи» Рамануджи можно заключить, что становление вишипгга-адвайта веданты происходило в полемике с мимансой (главный вопрос - понимание Вед), адвайта-ведантой (главный вопрос - реальность мира) и бхеда-абхеда-вадой (главный вопрос — понимание отношения между миром и Богом). В дискуссии с мимансой Рамануджа отстаивает в «Ведартхасамграхе» положение, значимое для веданты в целом: ведийское слово дает нам возможность познать Брахмана, в результате чего мы действуем тем или иным образом. Следствием является положение, значимое исключительно для вишишта-адвайты: когда открывается истинная природа Брахмана, невозможно иное действие по отношению к нему, кроме как любить его и почитать его совершенство. Критика Рамануджи, направленная на основные положения адвайты (концепция майи, определение природы Брахмана как чистого знания, путь освобождения — путь знания), имела целью показать их логическую несостоятельность и утвердить основные положения ^ вишишта-адвайты: (1) природа Брахмана характеризуется всевозможными совершенствами, (2) мир реален, (3) путь освобождения включает три этапа, из которых самым главным является заключительный — любовное почитание Брахмана.

10. Критика бхеда-абхеда-вады (оба варианта и Бхаскары, и Ядавапракаши) строится в «Ведартхасамграхе» на утверждении Рамануджей невозможности трансформации Брахмана в мир: какие бы допущения не принимались, это означает определенное «умаление» совершенного достоинства Брахмана.

11. В «Ведартхасамграхе» Рамануджа развивает, прежде всего, такие вопросы, как методы понимания смысла упанишад, на основании которых раскрывается природа Брахмана и постулируется путь освобождения души. Это отвечает основной задаче трактата и определяет в некоторой степени все его содержание.

12. С точки зрения мыслительной деятельности человека природа Брахмана раскрывается Рамануджей на трех уровнях: воображения, рассудка и разума, каждому из которых соответствует свой метод интерпретации священных текстов. Внутри данной классификации методов особую роль играет метод, основанный на принципе соотносительной предикации (samanadh ikaranya), который противостоит двум остальным методам, основанным на принципе противопоставления «главное - вторичное».

13. Главные характеристики Брахмана, согласно Раманудже, связаны с его всемогуществом, абсолютной благостью и превосходством. Мир и души образуют тело Бога и как таковые они и определяются. Определение Брахмана и его природы являются ключевым в понимании того, как Рамануджа рассматривает мир и души: независимого от Бога определения они не имеют.

14. Путь освобождения включает, согласно Раманудже, три этапа: 1) выполнение ритуальных обязанностей в соответствии со своим жизненным статусом и положением, 2) познание истинного смысла Вед, а значит, и истинной природы Брахмана и своего назначения, которое заключается в 3) постоянном и неизменном воспоминании Бога и его почитании.

15. Для утверждения и подтверждения своих положений Рамануджа привлекает определенные тексты шрути, главным из которых является «Чхандогья-упанишада», на базе которого Рамануджа отстаивает свой тезис о реальности мира. Для обоснования вишнуитских идей, основной из которых является отождествление Брахмана упанишад с Вишну-Нараяной, Рамануджа привлекает тексты смрити, из коих главнейшими являются «Бхагавадгита» и «Вишну-пурана». Ф

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Псху, Рузана Владимировна, 2004 год

1. Издания и переводы произведений Рамануджи:1. fUribhasya of Ramanuja with commentaries Srutaprakasika of Sudarsanacharya. Ed. with notes by Rama Mishra. Vol. 1-3. Benares. 18891891.

2. Sribhasya (A Commentary by Ramanuja on the Brahmasutras). Ed. by Ramanatha Tarkaratna. Calcutta. 1888-1891.

3. Ramanuja. Sribhasya. Benares. 1897.

4. Ramanuja. Sribhasya. Transl. By G. Thibaut / SBE, vol. 48, 1904.

5. Ramanuja. Sribhasya. Ed. with notes in Sanskrit by Vasudeva Sastri Abhankar. Bombay. 1914-1916.

6. Sribhasya of Ramanujacharya. Ed. by rev. J.J.Johnson with assistance of Mahamahopadhyaya. Benares. 1915.

7. Ramanuja. Vedantadipa. A gloss on Brahmasutras by Sree Bhagavat Ramanujacharya. Ed. by Sree Acharya Bhattanathaswamy. Benares. 19021904.

8. Ramanuja. Vedarthasamgraha. With a gloss called Tatparyadipika by Sudarsanasuri. Ed. with a commentary called Shehapurti by Rama Misra Sastri. Benares. 1894.

9. Ramanuja. Vedarthasamgr aha. Ed. and transl. by Buitenen J. Van. Poona. 1956.10 .Ramanuja. Vedarthasamgr aha. Ed. and transl. by S.S. Raghavachari. Mysore. 1956.

10. The Vedantasara of Ramanuja. Ed. by pandit Bankay Behary Baipaie. Calcutta. 1878.

11. Ramanuja. Vedantasara. Brindaban. 1905.

12. В алфавитном порядке сначала названий произведений Рамануджи, затем имен авторов статей и книг.1. Литература:

13. Аникеев Н.П. Рамануджа // Философская энциклопедия. Т. 4. -М., 1967.

14. Аникеева Е.Н. Бхакти // Православная энциклопедия. Т.6. -М., 2003.

15. Бхагавадгита. Перев. с санскрита, исслед. и примеч. B.C. Семенцова -М., 1999.

16. Бхакти религия любви. Сборник материалов научной конференции. -М., 1995.

17. Бычихина JI.B., Дубянский A.M. Тамильская литература. Краткий очерк. -М., 1987.

18. Ванина Е.Ю. Средневековый мистицизм / Древо индуизма. -М., 1999.

19. Великие мыслители Востока. -М., 1998, с.287-292.

20. Гафурова Н.Б. Кабир и его наследие. -М., 1981.

21. Древнеиндийская философия. -М., 1963.

22. Ю.Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. -М., 1960.

23. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. -М., 1996.

24. Исаева Н.В. Рамануджа // Новая философская энциклопедия. -М., 2001.

25. Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. -М., 1997.

26. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. -М., 1991.

27. Карабельник Н.М. Социальные и религиозно-философские воззрения средневекового мыслителя Чайтаньи. -М., 1984.

28. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. -М., 1983.

29. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна: «Санкхья-карика». Гаудапада: «Санкхьякарика-бхашья». Вачаспати Мишра: «Таттва-каумуди». Изд. подгот. В.К.Шохин. -М., 1995.

30. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. -М., 1995.

31. Пименов А.В. Возвращение к дхарме. -М., 1998.

32. Пятигорский A.M. Материалы по истории индийской философии. -М., 1962.

33. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2-М., 1994.

34. Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия / Избранные тексты.-М., 1993.

35. Ригведа. Избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я. Елизаренковой. -М., 1972.

36. Рой М. История индийской философии. -М., 1958.

37. Рудой В.И., Островская Е.П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. -М., 1987.

38. Сазанова Н.М. Некоторые особенности поэзии бхакти XVI века на языке брадж. -М., 1972.

39. Сазанова Н.М. Океан поэзии Сурдаса. -М., 1973.

40. Субала-упанишада. Вступление, перевод с санскрита и комментарий В.К. Шохина // Народы Азии и Африки, 1990, №6.

41. Современная западная философия. Словарь. -М., 1999.

42. Топоров В.Н. Рамануджа // Философский энциклопедический словарь. -М., 1989.

43. Цветков Ю.В. Сурдас и его поэзия. -М., 1979.

44. Чаттерджи С. Датта Д. Индийская философия. -М., 1994.

45. Шохин В.К. Альвары // Энциклопедия КРУГОСВЕТ (http://krugosvet.ru/)

46. Шохин В.К. «Миманса-сутра» // Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А.Ивина. -М., 2004.

47. Шохин В.К. Рамануджа // Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. -М., 2004.

48. Ayangar C.S. Life and Teachings of Sri Ramanuja. Madras, 1908.

49. Ayyangar M.A. The Philosophy of Ramanuja, New Delhi, 1958.

50. Bahadur K.P. The Wisdom of Vedanta. New Delhi, 1983.

51. Balasubramanian R. Some Problems in The Epistemology and Metaphysics of Ramanuja, Madras, 1978.

52. Barth A. Religions of India. New Delhi, 1881.41 .Bhagawat N.P. Ramanuja's critique of Advaitism // vol. 1. JIIP, 1918.

53. Bhagi M.L. Medieval India: Culture and Thought. Ambala, 1965.

54. Bharadwaj K.D. The Philosophy of Ramanuja. New Delhi, 1958.

55. Braden Ch. Ramanuja // An Encyclopedia of Religion. L., 1945.

56. Buitenen Van J. Ramanuja // The New Encyclopedia Britannica. Vol. 15. Chicago. 1975.

57. Buitenen Van J. Ramanuja on the Bhagavadgita. Delhi, 1968.

58. Carman J.B. Ramanuja // The Encyclopedia of Religion. N.Y., 1987.

59. Carman J.B. The Theology of Ramanuja: An Essay in Interreligious Understanding. L., 1974.

60. Candatre P.D. Methodology of The Major Bhasyas on The Brahmasutra, N., 1958.

61. Cloony F. Restoring "Hindu Theology" as a Category in Indian Intellectual Discourse // The Blackwell Companion to Hinduism. Ed. Gavin Flood. Madlen. Mass.: Blackwell. 2003.

62. Cloony F. Theology after Vedanta: an Experiment in Comparative Theology. N.Y., 1993.

63. The Cultural Heritage of India. Calcutta, 1983.

64. Dasgupta S. History of Indian Philosophy. Vol. III. Delhi, 1975.

65. Esnoul A-M. Ramanuja// Encyclopedie Philosophique Universelle. T. 2. 1967. partie 3.

66. Esnoul A-M. Ramanuja et la mystique vishnouite. Paris, 1964.

67. Ghate V.S. Le Vedanta: Etudes Sur Les Brahmasutras et Leurs Cinq Commentairs. Paris, 1918.

68. Gopinatha Rao T.A. The History of Sri Vaisnavas. Madras. 1923.

69. Govindacarya A. Tengalais and Vadalagais. // JRAS, 1910.

70. Grierson George A. Note on Tengalai and Vadagalai. // JRAS, 1912.

71. Grimes J. A Concise Dictionary of Indian Philosophy. N.Y., 1989.

72. Hardy F. The Religious Culture of India: Power, Love and Wisdom. Cambridge, 1994.

73. Hiriyanna M. Essentials of Indian Philosophy. Bombay, 1975.

74. Hiriyanna M. Outlines of Indian Philosophy. Bombay, 1976.

75. History of Philosophy Eastern and Western. Ed. by S. Radhakrishnan. L., 1957.

76. Hohenberger A. Ramanuja: ein Philosoph Indischer Gottesmystik. Bonn, 1960. 66.1yengar P.T. Srinivasa. Visistadvaita. //JRAS, 1912.

77. Introduction to the Vedarthasamgraha, by S.S. Raghavachar, Mangalore, 1957.

78. Jaiswal Suvira. The Origin and Development of Vaishnavism. New Delhi, 1981.

79. Keith A.B. Ramanuja // ERE. Edinburgh. Vol. 10. 1918-1921.

80. Krishnamurti Sarma B.N. The Brahmasutras and Their Principa Commentaries, Bombey, 1971-1978.

81. Kumarappa B. The Hindu conception of the Deity as cultimating in Ramanuja. Madras, 1934.

82. Lacomb O. L'Absolu selon le Vedanta. Les notions de Brahman et d'Atman dans les systems de Cankara et Ramanuja. Paris, 1937.

83. Lester R.C. Ramanuja on the Yoga. Madras, 1976.

84. Lott E. Vedantic Approaches to God. London, 1980.

85. Matsubara M. Pancaratra Samhitas and Early Vaisnava Theology. Delhi, 1994.

86. Mishra M.U. History of Indian Philosophy. Allahabad, 1920.

87. Monier-Williams M. Indian Wisdom. L., 1883.

88. Monier-Williams M. Sanskrit-English Dictionary. Delhi, 1997.

89. Murthy H.V.S. Vaisnavism of Sankaradeva and Ramanuja. Delhi, 1973.

90. Murty K.S. Philosophy in India. New Delhi, 1985.81 .Narasimhiengar M.T. Ramanuja and Melukote. // JRAS, 1915.

91. Narasimhiengar M.T. The Brahmanic systems of religion and philosophy. Madras, 1911.

92. Norton J.H.K. Samkara and Ramanuja on Sat // Vol. 30. JMU, 1958.84.0tto R. India's Religion of Grace and Christianity, Compared and Contrasted. N.Y., 1930.

93. Otto R. The Idea of the Holy. Oxford. 1926.

94. Pandea R.Ch. A Panorama of Indian Philosophy. Delhi, 1966.

95. Plott J.C. A Philosophy of Devotion. Delhi, 1974.

96. Potter K. Encyclopedia of Indian Philosophy. Vol.1. Princeton, 1983.

97. Raghavachar S.S. Introduction to The Vedarthasamgraha, Mangalore, 1957.

98. Raghavachar S.S. Sri Ramanuja on The Gita, Mangalore, 1969.

99. Raju P.T. The Existential and The Consciousness in The Philosophy of Ramanuja (Svarupajnana and dharmabhUtajnana) // Vol. 84, JAOS, 1964.

100. Ram Sharan Tripathi. A Comparative and Critical Study of Five Main Bhasyas (Sankara, Ramanuja, Nimbarka, Madhva and Vallabha) on The Brahma Sutras, Agra, 1963.

101. Ramanujam B.V. History of Vaishnavism in South India up to Ramanuja. Annamalainagar, 1973.

102. Ramayah G.S. Brahman: A Comparative Study of The Philosophies of Sankara and Ramanuja. Waltair, 1974.

103. Ramnarayan Vyasa. Bhagavata Bhakti Cult and Three Vedanta Acaryas: Samkara, Ramanuja and Vallabha. Delhi, 1977.

104. Rangacharulu M. Life and Teachings of Ramanuja. Madras, 1895.

105. Reese W.L. Dictionary of Philosophy and Religion. Eastern and Western Thought. New Jersey, 1980.

106. Sastri P.S. Indian Idealism. Delhi, 1975. 99.Sampatkumaran M.R. Ramanuja and prapatti. Madras. 1971.

107. Sengupta A. Ramanuja on Causality // PEW 8, 1958-1959.

108. Smart N. Ramanuja // The Encyclopedia of Philosophy. Ed. by P.Edwards. N.Y., Vol. 7.1967.

109. Smart N. Doctrine and Argument in Indian Philosophy. L., 1964.

110. De Smet R. Ramanuja and Madhva in Religious Hinduism. Allahabad, 1964.

111. A Source Book in Indian Philosophy. By S.Radhakrishnan and C.A.Moor, Princeton, 1973.

112. Srinivas Aiyangar C.R. Life and Teachings of Sri Ramanuja, Madras, 1908.

113. Srinivasachari P.N. Philosophy of Vishishtadvaita. Adyar, 1946.

114. Srinivasachari P.N. Ramanuja's Idea of the Finite Self. Calcutta, 1928.

115. Srisaila Cakravarti V.R. The Philosophy of Sri Ramanuja. Madras, 1974.

116. Studies in Indian Literature and Philosophy. Collected Articles of J.A.B. Van Buitenen. Delhi. 1988.

117. Sundara Ramaiah G. Brahman: a Comparative Study of The Philosophies of Samkara and Ramanuja. Waltair, 1974.

118. Three Great Acharyas Samkara, Ramanuja, Madhva. Madras, 1923.

119. Varadachari K.C. Metaphysics of Sri Ramanuja's Sribhasya, Madras, 1928.

120. Varadachari K.C. Sri Ramanuja's Theory of Knowledge, Tirupati, 1943.

121. Varadachari K.C. Visistadvaita and Its Development. Tirupati. 1969.

122. Vidyapati P.B. Sri Ramanuja's Philosophy and Religion, Madras, 1977.

123. Vivekachudamani of Sri Sankaracharya. Ed. and trana. by Swami Madhavananda. Calcutta. 1966.

124. Vyas Ram Narayana. The Universalistic Thought of India from The Rigveda to Radhakrishnan. Bombay, 1970.

125. Wilson J.G. Sankara, Ramanuja and The Function of Religious Language // Religious Studies. Vol. 6. 1970.

126. White Ch. Ramanuja // Encyclopedia Americana. 1987.

127. Wood E. Vedanta Dictionary. New York, 1964.

128. Yamunacharya M. Ramanuja 7 Philosophers and Religious Leaders. New Delhi, 1978.

129. Yamunacharya M. Ramanuja's Teachings in His Own Words. Madras, 1963.

130. Younger P. Introduction to Indian Religious Thought. London, 1972.

131. Zimmer H. Philosophies of India. Princeton, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.