Стилевая и жанровая специфика творчества мексиканских хореографов XX века: к проблеме становления творческого метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Норма Алисия де ла Торре Диаз

  • Норма Алисия де ла Торре Диаз
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 203
Норма Алисия де ла Торре Диаз. Стилевая и жанровая специфика творчества мексиканских хореографов XX века: к проблеме становления творческого метода: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2015. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Норма Алисия де ла Торре Диаз

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Фольклорный балет Мексики как одно из ведущих стилевых направлений

§ 1. Исторические корни мексиканского хореографического искусства

§2. Амалия Эрнандес как основоположник современной национальной школы мексиканского фольклорного танца

§3. Жанровое разнобразие мексиканского фольклорного танца в деятельности хореографических коллективов, сформированных в разных штатах Мексики и за рубежом

Глава II. Эволюция художественных концепций ведущих мексиканских хореографов XX века

§1. Пути развития мексиканского балетного театра в XX веке

§2. Стилевая ориентация сочинений мексиканского хореографа Хосе Лимон и их жанровое многообразие

§3. Стилевые и жанровые черты творчества Гильермины Браво и Хосефины Лавалье

§4.Сочетание классической хореографии и мексиканского фольклора как стилистическая основа творчества Глории Контрерас

Глава III. Хореографическое искусство в Мексике на современном этапе. Ведущие хореографические направления

§1. Хореографическое творчество балетмейстеров середины XX века

§2. Стилистическая и жанровая специфика балетных спектаклей современных театров «Барро Рохо», «Театр пространства»

§3. Мексиканская хореография на международных фестивалях искусств «Сервантино» и «Dance Open»

§4. Российско-мексиканские связи в хореографии (влияние росийских хореографов на развитие балетного искусства в Мексике)

Заключение

Литература

Приложение I. Интервью с Франциско Ильескасом

Приложение II. Эскизы к спектаклям мексиканских хореографов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевая и жанровая специфика творчества мексиканских хореографов XX века: к проблеме становления творческого метода»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В мексиканской культуре, как и в жизни мексиканского общества в целом танцевальное искусство занимает особое место. Слова М. Волошина о том, что «танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств»1, точно определяют дух мексиканского танца с древности и до настоящего времени.

Танец является важнейшей составляющей образа Мексики в мировой художественной культуре. Сам факт включения мексиканских народных танцев («Танец-полёт» и «Парачикос») в список культурного наследия ЮНЕСКО свидетельствует о признании достижений мексиканского искусства во всем мире.

Многовековое развитие фольклорных хореографических традиций, восходящих своими корнями к доколумбийской культуре (племен ацтеков, майя) и к культуре Испании, создало необходимую базу для формирования в Мексике балетного театра.

«Золотым веком» мексиканского балета, периодом расцвета мексиканского хореографического искусства по праву считается XX век. В это время творили выдающиеся мексиканские хореографы — Амалия Энрандес, Хосе Лимон, Глория Контрерас, Гильермина Браво, Хосефина Лавалье, были основаны крупнейшие танцевальные коллективы — «Национальный балет Мексики», «Фольклорный балет Мексики», «Театр Пространства» и др., в разных регионах страны были созданы хореографические школы и училища. Именно в этот период в Мексике

1 Максимилиан Волошин. О смысле танца // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 397.

появляются новые хореографические стили и жанры, которые требуют научного осмысления.

Однако вплоть до настоящего времени творчество нового и новейшего поколений деятелей мексиканского танца остается на периферии внимания исследователей, целостное комплексное исследование стилевых и жанровых особенностей мексиканского хореографического искусства XX - начала XXI века отсутствует.

В этой связи настоящая работа является одним из важных шагов в данном направлении.

Степень разработанности проблемы. В диссертационном исследовании рассматриваются разные аспекты поставленной проблемы.

Мексиканское хореографическое искусство отличается большим стилевым и жанровым разнообразием.

В обширной литературе по теории танца представлены различные подходы к определению такого базового понятия, как стиль. Сторонники «формального» подхода сводят стиль к совокупности формальных приемов, трактуя его как «традиционный способ комбинирования определенных танцевальных движений и манера их исполнения»2.

Однако наиболее продуктивным и обоснованным представляется другой подход, сформулированный В.В. Вансловым, в рамках которого стиль рассматривается не как «пустая», лишенная содержания «формальная структура», а как «сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием. Характер этого сплава и образует стиль, зависящий от мировоззрения и метода художника и относящийся как к содержанию, так и к

2 Меланин А. Методы анализа танцевального движения. Автореф. дис.... канд. искусств. М., 2010. С. 1.

форме в их единстве»3. В нашей работе этот подход стал основополагающим при рассмотрении разных, часто весьма далеких друг от друга сочинений мексиканских хореографов, поскольку каждое хореографическое произведение мы анализируем как единое художественное целое, учитывая время его создания, эстетическую платформу хореографа, особенности хореографической лексики и композиции.

В рамках данного подхода определяющим началом в формировании стиля оказывается содержание произведения, мировоззрение хореографа, действительность, которую он отражает, идеи, которые он стремится воплотить. Другими факторами, влияющими на характер стиля, являются: а) техника исполнения; б) мастерство хореографа, понимаемое и как умение использовать все возможности для выражения своего замысла, и как овладение техническим навыками; в) выбор определенной образной системы, т.е. той совокупности форм отражения и истолкования действительности, эмоционального воздействия на зрителей, которой пользуется хореограф, воплощая свой замысел, свою идею. Таким образом, стиль представляет собой целостную систему средств образного познания действительности, неотъемлемую от содержания, мировоззрения, метода, техники и других факторов4.

Такая трактовка предполагает, что «в хореографический стиль входят личные чувства, творческие настроения, творческие подходы (интеллектуальный, индивидуальный, консервативный или авангардный, драматический или абстрактный, импровизационный или плановый),

Ванслов В. Стиль // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 491.

4 Кантор А. О стилях. М: Советский художник, 1962. С.16-21.

художественные ценности и художественное восприятие, уровень абстрагирования5.

Понятие хореографический стиль многоуровиево. Мы принимаем во внимание типологию стилей, разработанную В.В. Вансловым, который выделяет: 1) индивидуальный стиль танцовщика или балетмейстера; 2) национальный стиль той или иной художественной культуры; 3) исторический стиль, охватывающий совокупность произведений определенной эпохи6. Шестиуровневая стилевая иерархия была предложена Л.Л. Блум и Л.Т.Чаплин: 1) индивидуальный стиль движений танцовщика; 2) хореографический стиль как совокупность личных и художественных положений, характеризующая формальную и содержательную сторону балета; 3) кодифицированная техника - индивидуальный стиль танцовщика, подвергнутый последовательному анализу и стандартизации и являющийся основой для создания целостного лексикона движений (например, стиль Марты Грэм, стиль Хамфри-Вейдмана и др.); 4) теория движений - теория, опирающаяся на индивидуальный стиль как источник движения; 5) культурный стиль — стиль определенной культуры; 6) исторический стиль — стиль определенного исторического периода в развитии изящных искусств7.

Вопрос о хореографических жанрах в искусствоведении не разработан. Сложность структуры балета, включающего в себя наряду с хореографией сценарий, музыку и живопись, обусловливает особый характер его жанров. Жанровые критерии балета коренятся в его синтетической природе.

Под хореографическим жанром традиционно понимается совокупность хореографических произведений, объединённая кругом затронутых тем и

5 Blom A., Chaplin T. St\ le // The Intimate act of choreography. Pittsburg: University of Pittsburg Press, 1982.

6 Ванслов В. Стиль//Балет. Энциклопедия. M.: Советская энциклопедия, 1981. С. 491.

7 Blom A., Chaplin Т. Style // The Intimate act of choreography. Pittsburg: University of Pittsburg Press, 1982. P. 136-150.

концепцией их воплощения8. Каждый хореографический жанр в зависимости от его основного содержания имеет свою специфику выражения, свой набор выразительных средств, свой пластический язык.

В своей работе мы опирались на положение П.М.Карп о литературио-сюжетной основе балетов, позволяющей большинству искусствоведов непосредственно соотносить хореографические жанры с литературными9.

При анализе творчества современных мексиканских хореографов необходимо учитывать, что, с одной стороны, они развивали уже сформировавшиеся балетные жанры (такие, как эпические балеты, лирические балеты, трагические балеты, балеты-драмы, балеты-трагедии, балеты-комедии, балеты-сказки, балеты-симфонии и др.), а с другой стороны, создавали и разрабатывали принципиально новаторские жанры, определившие специфику и направления развития национального танцевального искусства: фольклорный балет, ритуальный балет (как языческий, так и христианский), мифологический балет.

Изучение влияния этнических, исторических и культурных факторов на творчество мексиканских хореографов XX - начала XXI вв. базируется на работах Баглай В.Е.10, Абоитес JI.11, Таубе К.12, Ареиано Ф.13 и др.

Вплоть до настоящего времени целостное комплексное исследование стилевых и жанровых особенностей мексиканского хореографического искусства XX века отсутствует. Существующие труды отражают историю танца в ограниченных временных рамках, деятельность отдельных мастеров мексиканской хореографии или конкретных танцевальных коллективов.

8 Ванслов В. Жанры балетные // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 203-204.

9 Карп II. О балете. М.: Искусство, 1967. С. 151-156.

10 Баглай В. Центральная и Южная Америка: этнография индейцев доколониального периода // Этническая хореография народов мира. Ростов на Дону: Феникс, 2007. С. 328-348.

" Aboites L у otros. Nue\ a historia mínima de Mexico ilustrada. Mexico: El Colegio de Mexico, 2008.

12 Taube K. Mitos aztecas y mayas. México: Ediciones AKAL, 2004.

13 Arellano F. La cultura y el arte del México prehispánico. Venezuela: Universidad católica Andrés, 2002.

Зарождение и начальные этапы развития профессионального танцевального искусства в Мексике в 1930-1960-е гг. рассматриваются в книге мексиканского танцовщика, хореографа и педагога Гильермо Арриага14. В стилевом и жанровом разнообразии мексиканского танца XX в. (классический танец, танец модерн, фольклор) исследователь усматривает стремление хореографов к созданию собственного художественного стиля.

Наиболее полное исследование творчества Амалии Эрнандес и ее коллектива представлено в монографии Г. Агирре и Ф. Сегура15. Проведенный анализ сочинений А.Эрнандес позволяет исследователям прийти к важному теоретическому выводу о том, что основой ее хореографического стиля послужило всестороннее сближение с народной традицией.

Вкладу Хосе Лимона в развитие мирового современного танца посвящена книга его ученика Дэниэля Лыойса «Техника Хосе Лимон в иллюстрациях»16. Для целей нашей работы ценным является заключение Д.Льюиса о том, что для стиля Х.Лимона определяющими являются не технические аспекты его авторского метода, а поэтическое осмысление и отражение посредством танца человеческих чувств, эмоций, переживаний. Именно в силу этого в своих разножанровых произведениях хореограф разрабатывал универсальные сюжеты, демонстрирующие всеобщий характер жизненных драм.

Творчество Глории Контрерас анализируется в диссертации Б.А. Илларионова17. Мы используем разработанную Б.А.Илларионовым

14 Arriaga G. La época de oro de la danza moderna mexicana. Mexico: CNCA, 2008.

15 Aguirre C., Segura F. El Ballet Folclórico de México de Amalia Hernández. México: Fomento Cultural Banamex, 1994.

16 Lewis D. The Illustrated Dance Technique of Jose Limon. Highstow: Princeton Book Company, 1984.

17Илларионов Б. Творчество мексиканского хореографа Глории Контрерас. Национальное и общекультурное. Дис.... канд. искусств. СПб., 2003.

типологическую классификацию произведений Г.Контрерас на основе особенностей применения метода хореографического симфонизма.

Ведущие исследователи хореографической деятельности Гильермины Браво (С. Делгадо18, Э. Рашель19, Г. Флорес20, Э. Осио21) указывают на большое жанровое разнообразие ее произведений, во многом обусловленное сюжетным разнообразием, и отмечают склонность хореографа к реализму, которая проявляется даже в экспериментальных работах мастера.

Творческое наследие Хосефины Лавалье изучала Камачо Патрисия, автор книги «Хосефина Лавалье: институционалыюсть и неподчинение», и

23

Тортахада Маргарита, создавшая монографию «Женщины танца борьбы» . Патрисия Камачо Кинтос констатирует широту жанрового диапазона X. Лавалье - от драмы до комедии. Анализируя стилистические особенности работ хореографа, исследователь отмечает, что особое значение X. Лавалье придавала мастерству импровизации, основанному на совершенстве технического мастерства. Маргарита Тортахада основное внимание уделяет новаторству Х.Лавалье, внедрению ею в язык танца авангардных элементов, призванных удивлять зрителей.

Творческому развитию танцевального коллектива «Барро Рохо» на протяжении последних 25-ти лет посвящено исследование Хуана Эрнандеса Исласа «Сценическое искусство «Барро Рохо» (1982-2007)»24. X. Эрнандес детально анализирует идейно-хореографическую концепцию основателей коллектива (Артуро Гарридо, Серафина Апонте, Даниэла Эредиа), которая

18 Delgado С. Guillermina Bravo Historia Oral. México: 1NBA: Cenidi-Danza, 1994.

19 Rachel E. Guillermina Bravo's Dances of México // Dance magazine. 1982. Vol. LVI. № 2. P. 68-71.

20 Flores G. La danza moderna Mexicana entre 1953 y 1959: antología hemerografica. México: 1NBA, 1990.

21Os/o E. Entrevista con Guillermina Bravo 'No pienso en la muerte importa la vida y la obra' И Cultura / Reforma. Marzo 1994. México. P. 10D.

22 Camocho P. Josefina Lavalle: institucionalidad y rebeldía. México: INBA, 2009.

23 Tortajada M. Mujeres de danza combativa. México: CNCA, 1998.

24 Hernández /. Barro Rojo Arte Escénico (1982-2007). La izquierda en la danza Contemporánea mexicana. México: CNCA, 2010.

состояла, с одной стороны, в расширении репертуара языковых средств современного танца, а с другой, в отказе от использования традиционных сценических ресурсов (декораций, костюмов), что было нацелено на привлечение широких зрительских масс. Значительное внимание в книге X. Эрнандеса уделено характеристике прогрессивных политических взглядов руководителей и артистов «Барро Рохо», определивших институциональные особенности коллектива, основные направления его хореографической деятельности, стилевую и жанровую специфику. На протяжении всей творческой истории «Барро Рохо» развивает жанр социальной драмы, воплощая в нем образы утопии и антиутотии.

Вклад коллектива «Театр пространства» в развитие современного мексиканского танца с 1970-х гг. освещается в книге ведущего мексиканского искусствоведа Лльберто Даллаля «Танец в Мексике в XX веке»25. Л. Даллаль выявил основные стилевые особенности, присущие хореографическим работам коллектива: синтез классической техники с приемами танца модерн, использование ресурсов пантомимы как средства образного отражения действительности.

Творчество молодых мексиканских хореографов Марко Антонио Сильвы, Адрианы Кастаньос и Рауля Паррао рассматривается в монографии Норы Креспо «Танец: Взгляд в движении»26. Деятельность этих представителей новейшей мексиканской хореографии, заявивших о себе с 1980-х гг., носит отчетливо выраженный социально-политический характер. В своих хореографических произведениях они подвергают жесткой критике как политический строй страны, так и мексиканское общество в целом. II. Креспо отмечает, что всех трех балетмейстеров объединяет

25 Dallai A. La danza en México en el siglo XX. México: CNCA, 1997

26 Crespo N. La danza una mirada en movimiento. México: UAM, 2003.

приверженность жанру хореодрамы, приводя в качестве наиболее ярких примеров такие балеты, так «Слёзы койта» А. Кастаньос, «Иноземец па чужбине» Р. Паррао и «Веракрус 36°С» А. Сильвы. Вместе с тем исследователем были выявлены принципиальные различия в их стилевых подходах. Так, А. Сильва, развивая направление «танец-театр», активно задействует ресурсы сценического пространства, А. Кастаньос, работающая в стилистике танца модерн, акцентирует внимание на пластике и жестах, Р. Паррао, будучи сторонником более традиционного подхода, первостепенное значение придает полному раскрытию художественных образов.

Таким образом, существует обширный круг исследований, связанных с историей, культурой и искусством Мексики, историей и практикой мексиканского балетного театра, а также ряд частных публикаций, посвященных творчеству отдельных мастеров мексиканской хореографии. Однако существующая литература не раскрывает проблем стиля и жанра мексиканского хореографического искусства XX - начала XXI в. как целостного художественного явления, предстающего во взаимосвязях с национальной и мировой художественной культурой.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить стилевую и жанровую специфику творчества как ведущих мексиканских хореографов XX века (Лмалии Эрнандес, Хосе Лимона, Глории Контрерас, Гильермина Браво, Хосефины Лавалье), так и мастеров танцевального искусства, работающих в настоящее время, в начале XXI века (Марко Антонио Сильва, Адрианы Кастаньос, Рауля Паррао, Франциско Ильескаса и др.).

Поставленной целью определяется круг основных задач работы: 1. ввести творчество Амалии Эрнандес, Хосе Лимона, Гильермино Браво, Хосефины Лавалье в научный обиход искусствоведения, показать его место в мексиканской и мировой культуре;

2. проанализировать произведения мексиканских хореографов XX -начала XXI в. в стилевом и жанровом аспектах, выявить специфические черты их формы и содержания, установить характеризующие их особенности образной системы, средств художественной выразительности;

3. выявить основные целеустановки и художественные принципы, которыми мексиканские хореографы XX - начала XXI в. руководствовались в своей творческой деятельности;

4. проанализировать эволюцию их художественных концепций и сценических воплощений.

Объектом диссертационного исследования является творчество мексиканских хореографов XX - начала XXI в. в совокупности их хореографических произведений.

Предмет исследования — хореографическое произведение как сплав изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием.

Источники исследования:

- изученный автором в Мексике репертуар хореографических коллективов «Фольклорный балет Мексики», включающий произведения Амалии Эрнандес, «Dance company», включающий произведения Хосе Лимона, «Хореографическая мастерская» Глории Коитрерас, «Национальный балет Мексики» Гильермины Браво, «Барро Рохо», «Театр пространства» и других современных коллективов; в процессе работы использовались видеозаписи спектаклей, буклеты и программы спектаклей;

- интервью автора диссертации с мексиканскими хореографами и ведущими солистами балета Франциском Ильескасом, Лаурой Роча, Соланж Лебург, которые состоялись в Мексике;

- беседы автора с научным сотрудниками Национального центра исследований танца (СЕМГОЬБА^А) (Мехико) и Центра исследований творчества Хосе Лимона (Нью-Йорк) и искусствоведами, писавшими о мексиканском балетном театре Кеной Бастиен и Анной Вашон;

- дневники, мемуары, статьи хореографов, творчество которых изучается в диссертации;

- публикации как российских, так и иностранных авторов, посвященные мексиканской хореографии;

- литература по истории, культуре, этнографии и мифологии Мексики;

- литература, посвященная проблемам стиля и жанра.

Ведущим методом исследования является метод глубокого изучения хореографического произведения с целью выявления стилевых и жанровых признаков, специфических черт содержания и формы, системы его изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов. Также использованы методы: историко-этнографический (при изучении мифологических и исторических источников, связанных с культурой Мексики), метод сравнительного анализа (при сопоставлении произведений, созданных как одним хореографом, так и разными хореографами), типологический метод (при классификации хореографических произведений); метод систематизации и теоретического обобщения эмпирической информации. В качестве специальных методов диссертационного исследования использовались интервьюирование современных мексиканских хореографов и солистов балета, а также беседы с мексиканскими балетоведами.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в

нем:

1. впервые в российский научный обиход вводится творчество ведущих мексиканских хореографов XX в. (А. Эрнандес, X. Лимона, Г. Браво, X. Лавалье) и молодых мастеров мексиканской хореографии;

2. выявлены и проанализированы стилевые и жанровые особенности их творчества;

3. впервые произведен комплексный многоаспектный анализ мексиканского хореографического искусства XX - начала XXI в. как целостного художественного явления, предстающего во взаимосвязях с национальной и мировой художественной культурой;

4. показано влияние русской школы классического балета на формирование мексиканской хореографической школы и системы хореографического образования в целом;

5. выявлена тематическая и архетипическая связь мексиканской мифологии и фольклора и конкретных произведений современного хореографического искусства.

Апробация результатов исследования. Концепция и основное содержание диссертации отражены в 4 публикациях в ведущих рецензируемых научных журналах. Результаты проведенного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры хореографии Российского университета театрального искусства - ГИТИС, на четырех конференциях и круглых столах молодых ученых ГИТИСа.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры хореографии Российского университета театрального искусства - ГИТИС (24 ноября 2014 г.).

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы 1) в учебных пособиях, общих и специальных лекционных курсах по истории балета, истории современной хореографии и хореографического образования; 2) в теоретическом и историческом осмыслении художественного процесса в хореографическом искусстве XX в.; 3) в качестве научной базы для образования мексиканской школы балетоведения; 4) в качестве источниковедческой базы для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Мексики.

Положения, выносимые на защиту:

- танцевальный фольклор Мексики как основа будущих жанрово-стилевых направлений балетного театра.

- эволюция художественных концепций как основа жанрово-стилевых преобразований в творчестве ведущих хореографов Мексики.

- жанрово-стилевая картина в творчестве современных мексиканских хореографов. Традиции и новаторство.

ГЛАВА I

Фольклорный балет Мексики как одно из ведущих стилевых

направлений

§1. Исторические корни мексиканского хореографического искусства

Мексика - интереснейшая страна, её территория превышает два миллиона квадратных километров, омывается водами Тихого океана, Мексиканского залива и Карибского моря. Территориальному и природному разнообразию страны соответствует разнообразие культурного наследия. Корни мексиканского народа уходят в глубокую древность. Его традиции восходят и к культуре Испании, чьи выходцы приехали в Мексику, и к культуре множества местных народов. Наследие древних майя, ацтеков и тольтеков живо по сей день.

Первые сведения о танцах на территории современной Мексики относятся к 1400 до н.э. В Мексике найдено множество древнейших артефактов, имеющих отношение к танцу. В рукописных кодексах и граффити встречаются изображения различных хореографических фрагментов, на которых танцоры нарисованы в масках с бубнами в руках и с колокольчиками на ногах. Специалисты отмечают, что в Мексике не существовало народных мероприятий, на которых бы отсутствовали танцы .

До колонизации Мексики танец был неотъемлемой составляющей религиозного обряда, ритуала, посредством которого люди вступали в контакт с божествами.

Особенно глубокие танцевальные традиции были у ацтеков и майя, воспринимавших танец как жизненно важный фактор успешного развития

27 Benítez F. La danza // Jclena Galovic Los grupos místicos - espirituales en la actualidad. México: Plaza y Valdés, 2002.1'. 449-450.

своего племени в целом . Все члены общества должны были уметь танцевать: молодежь и старики, женщины и мужчины, правители и рабы. Молодые люди в возрасте от 12 до 14-ти лет были обязаны посещать специальные школы «cuicalli», где они занимались танцами, музыкой и пением. Пропуск занятий в «cuicalli» воспринимался как обида, нанесенная божествам, и сурово карался. «У майя, и у ацтеков были настоящие оркестры, которые сопровождали танцы и разнообразные массовые действа и церемонии. Фрески Бонампака, одного из центров великой культуры древних майя, изображают шествие, где представлен оркестр в составе десяти музыкантов. Данные показывают, что танцы у майя были неразрывно связаны не только с ритуальным, но и с драматическим искусством. Так, знаменитые драмы доколониального периода "Рабиналь-ачи", и "Шахох киче-винак" нельзя было исполнить без танца. Содержание многих танцев представляло собой изложение исторических событий и мифов. Действительно, подробные описания свидетельствуют о том, что песни, танцы, театрализованные представления, включающие то и другое, у майя и ацтеков были исключительно разнообразны и занимали важное место и в

29

повседневной, и в праздничной жизни» .

В музыкально-танцевальной и несенной культуре майя и ацтеков исследователи выделяют до двенадцати отдельных жанров, связанных с магией и ритуалом, также существовали самостоятельные танцевальной жанры в области военной, придворной, крестьянской культуры. Песни и ритуалы, а также связанные с ними танцы были посвящены бесчисленным богам ацтеков и майя (прежде всего, богам плодородия), обрядам, связанным

28 Ramos М., Lang Р. La danza en México, visiones de cinco siglos. Antología: Cinco siglos de crónicas y documentos (1521-2002). México: CNCA: INBA: Ccnidi-Danza, 2002. P. 309.

29

Баглай В. Центральная и Южная Америка: этнография индейцев доколониального периода // Этническая хореография народов мира. Ростов на Дону: Феникс, 2007. С. 328-348.

с рождением, инициацией, похоронами и пр. Танцы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов или в сопровождении песни.

Особое распространение у майя и ацтеков получили театрализованные представления синкретичного характера, в которых танец, пение, инструментальная музыка и собственно драматическое действо не имели четких границ. Все сосуществовало во взаимодействии, религиозно-мифологические составляющие перемежались с бытовыми и комическими элементами. Весьма важную роль играла танцевальная атрибутика. Исследователями было установлено, что во время праздников индейцы майя танцевали в необычных, экзотических костюмах, богато украшенных драгоценными перьями тропических птиц, нефритом (камнем зелёного цвета, ценимым индейцами как символ воды и растительности). Костюмы были весьма громоздки и тяжелы и, по утверждениям очевидцев, крайне неудобны. В одном из сохранившихся иероглифических кодексов есть изображение танцовщицы на ходулях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Норма Алисия де ла Торре Диаз, 2015 год

ЛИТЕРАТУРА

\.Авызова Л. Игорь Вельский: Симфония жизни. СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2000.

2. Баглай В. Центральная и Южная Америка: этнография индейцев доколониального периода // Этническая хореография народов мира. Ростов на Дону: Феникс, 2007. С. 328-348.

3. Богуславская А. Фольклор Мексики: вчера и сегодня // Советский балет. 1987. №3.С. 60-61.

4. Васильева-Рождесвенская М. Историко-бытовой танец: учебное пособие. М.: ГИТИС, 2005.

5. Валукин Е.Система мужкого классического танца. М.: ГИТИС, 1999.

6. Валукин М. Мужской классический танец: эволюция во времени. М.: ГИТИС, 2014.

7. Ванслов В. Статы о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980.

8. Ванслов В. Стиль // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.С. 491.

9. Ванслов В. Жанры балетные // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 203-204.

10. Волошин М. О смысле танца // Волошин М. Лики Творчества. Л.: Наука. С. 397.

11. Доценко Р. Карлос Чавес // Музыка стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1983. С. 92-116.

12. Захаров Р. Жанры хореографические и жанры литературные // Искусство балетмейстера. М.: Исскуство, 1954.

13. Захаров Р. Слова о танце. М.: Молодая гвардия, 1977.

14. Илларионов Б. Творчество мексиканского хореографа Глории Контрерас. Национальное и общекультурное: Дис. ... канд. искусств. СПб., 2003.

15. Кантор А. О стилях. М.: Советский художник, 1962. С. 16-21.

16. Карп П. О балете. М.: Искусство, 1967. С. 151-156.

17. Карпентьер А. Латинская Америка в музыке // Музыка стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1983.

18. Косачева Р, Розанова Ю. Балет // Музыка XX века: Очерки. В двух частях. Ч. 1. Кн. 1. М.: Музыка, 1976. С. 187-231.

19. Красовская В. Страницы жизни русской танцовщицы. 2-е изд., испр.

СПБ: Ланд, 2009. С. 17.

20. Кузовлева Т. «Магнификат» // Глория Контрерас: феномен мексиканского балета. СПб., 2000. С. 34.

21. Линькова И.О. О драматургии балета // Музыка и хореография современого балета: Сб. Статей. Вып.5. Л.: Музыка, 1987. С. 54—71.

22. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966.

23. Меланин А. Методы анализа танцевального движения: Автореф. дис. ... канд. искусств. М., 2010.

24. Пучугин Л.Сильвестре Ревуэльтас // Музыка стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1983. С. 63-92.

25. Розанова О. Мексиканское чудо // Глория Контрерас: феномен мексиканского балета. СПб., 2000. С.14-15.

26. Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.

27. Сливинская С. «Суеи» // Глория Контрерас: феномен мексиканского балета. СПб., 2000. С. 54.

28. Суриц Е. Лимон Хосе // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 314-315.

29. Ткаченко Г.Народный танец учебное пособие. М.: Искусство, 1967.

30. Шашкова Н. Браво Гильермина // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 92.

31. Шашкова Н. Эрнандес Амалия // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 601.

32. Шашкова Н. Лавалье Хосефина // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 288.

33. Шашкова Н. Мексиканский балет изящных искусств // Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 340.

Литература на иностранных языках

34. Aboites L, Escalante Р. Nueva historia mínima de México ilustrada. México.: El Colegio de México, 2008.

35. Aguirre C, Segura F. El Ballet Folclórico de México de Amalia Hernández. México: Fomento Cultural Banamex, 1994.

36. Arellano F. La cultura y el arte del México prehispánico. Venezuela: Universidad católica Andrés, 2002.

37. Arriaga G. La época de oro de la danza moderna mexicana. México: CNCA, 2008.

38. Arriaga G. Josc Limón // La época de oro de la danza moderna mexicana. México: CNCA, 2008. P.53-54.

39. Au S. Ballet and Modern Dance. London: Thames and Hudson, 2012.

40. Ávila D. El cine mexicano de Luis Buñuel: estudio analítico de los argumentos y personaje. México: Instituto mexicano de cinematografía, 1994.

41. Azuela A. Arte y poder: renacimiento artístico y revolución social México, 1910-1945. México: El Colegio de Michoacán A.C., 2008.

42. Baud P. La dance au Mexique: Art et pouvoir. Paris: Editions L'Harmattan, 1995.

43. Bazant de Saldaña M. Historia de la educación durante el porfiriato. México: El colegio de México, 2006.

44. Benítez F. La danza // Jelena Galovic Los grupos místicos - espirituales en la actualidad. México: Plaza y Valdés, 2002. 449-450.

45. Blom A, Chaplin T. Style // The Intimate act of choreography. Pittsburg: University of Pittsburg Press, 1982. P. 136-150.

46. Bucio E. Celebran gala a'embajadora' de la danza // Reforma. México, 9 de enero de 2013.

47. Cámara E. Una técnica viva. La técnica Limón en México // José Limón Antología de ensayos y catalogo fotográfico. México: INBA, 2010. P. 57-70.

48. Camacho P. Danza y masculinidad. México: INBA: Cenidi-Danza, serie Investigación y documentación de las Artes, segunda época, 2000.

49. Camacho P. Josefina Lavalle: institucionalidad y rebeldía. México: INBA, 2009.

50. Cardona P. Entrevista imaginaria a José Limón // José Limón Antología de ensayos y catalogo fotográfico. México: INBA, 2010. P. 31-41.

51. Cardona P. La nueva cara del bailarín mexicano: México: INBA: Cenidi-Danza, 1990.

52. Caruso L. Politics and Ambiguity in the Works of Jose Limón // The Jose Limón Centennial Collection. New York: José Limón Dance foundation, 2008. P.55-62.

53. Miles de personas y 10 Compañías de Danza festejaron 50 años del Ballet Folklórico de México en Bellas Artes // Comunicado. № 1628. México. CNCA. 12 de octubre de 2009.

54. Celebra su 60 aniversario el Ballet Folklórico de México de Amalia Hernández// Comunicado. № 1589. México. CNCA. 26 de julio de 2012.

55. Contreras E. Silvestre Revueltas: baile, duelo y son. México: CNCA: IN-BA, 2000.

56. Contreras G. Lo propio en lo universal // Taller Coreográfico de la UNAM 40 años de danza en México. México: UNAM, 2011. P. 15-50.

57. Craven D. Art and Révolution in Latin America, 1910-1990. Boston, Massachusetts: Yale University Press, 2006.

58. Crespo N. La danza una mirada en movimiento. México: UAM, 2003.

59. Dallai A. El Ballet Folklórico de la Universidad de Colima en Alberto. México: Universidad de Colima, 2008.

60. Dallai A. La danza moderna. México: Fondo de Cultura Económica, 1975.

61. Dallai A. La danza contra la muerte. México: UNAM, 1979.

62. Dallai A. La danza en México. México: UNAM, 1986.

63. Dallai A. La danza en México en el siglo XX. México: CNCA, 1997.

64. Dallai A. Estudios sobre el arte coreográfico. México: UNAM, 2006.

65. De León Cid O. Evocan danzas a Moncayo // Reforma. México. 19 de julio 2012.

66. Delgado C. Diccionario Biográfico de la danza mexicana. México: CNCA, 2009.

67. Delgado C. Guillermina Bravo Historia Oral. México: INBA: Cenidi-Danza, 1994.

68. De los Reyes A. Medio siglo de cine mexicano (1896-1947). México: Editorial Trillas, 1987.

69. Díaz G., Rodgers A. The Codex Borgia: a fiill-color restoration of the ancient Mexican manuscript. Mineóla, New York: Dover Publications, 1993.

70. Dunbar J. Remembering Jose Limon // The Artist Re-Viewed. New York: Harwood Academic Publishers, 2002. P. 127-182.

71. Ferreiro A. Isabel Avalos // Homenaje una vida en la danza segunda época. México: INBA, 2010. P. 19-29.

72. Fernandez C. Great Masters of Mexican Folk Art. New York: Harry N. Abrams, 2001.

73. Flores C. México - la cultura, el arte y la vida cotidiana. Vol.1. México: UNAM, 1990.

74. Flores G. La danza moderna Mexicana entre 1953 y 1959: antología heme-rografica. México: INBA, 1990.

75. González S. La globalización de las bellas artes en el siglo XXI Royal Academy of Dance de México // Revista del Centro de Investigación. Universidad La Salle. México. 2006. Número 026. P. 11-29.

76. González G. Arcelia de la Peña // Homenaje una vida en la danza segunda época. México: INBA, 2012. P. 25-35.

77. Gutiérrez N. Los Mayas: historia, arte y cultura. México: Panorama editorial, 1991.

78. Harrison W. Mexico through Russian Eyes, 1806-1940. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1988.

79. Haw D. Celebran seis décadas de baile folklórico // Reforma. México. 24 de julio de 2012.

80. Hernández I. Barro Rojo Arte Escénico (1982-2007). La izquierda en la danza Contemporánea mexicana. México: CNCA, 2010.

81. Helm M. Mexican Painters: Rivera, Orozco, Siqueiros and other Artists of the social Realist School. Mineóla, New York: Courier Dover Publications, 1989.

82. Hutchinson S. The Ballet Folklórico de Mexico and the Construction of the Mexican Nation through Dance // Dancing across Borders. Danzas y Bailes mexicanos. Chicago: University of Illinois Press, 2009. P. 225-226.

83. Ilarionov B. Gloria Contreras, las raíces rusas en el ballet mexicano. México: CNCA, 2009.

84. Ilarionov B. Gloria contreras, la mayor coreógrafa del México actual // Taller coreográfico de la UNAM 40 años de danza en México. México: UNAM,

2011. P. 317-346.

85. La construcción del palacio Nacional de Bellas Artes. México: INBA, 1984.

86. Israde Y. Alista Carrillo nueva gala y beca // Reforma. México. 4 de Julio de

2012.

87. Johnes B. Teacher's Wisdom // Dance Magazine. April. 2005. №. 4 (79).

88. Jowitt D. Fall and Rise: The Transference and Transformations of a Vision of Dance // The Jose Limon Centennial Collection. New York: Jose Limon Dance Foundation, 2008. P. 7-8.

89. Lavalle J. En busca de la danza moderna mexicana. Consejo Nacional para la Cultura y las Artes. México: CNCA, 2002.

90. Lee Chalfa N. Gender as a Theme in Modern Dance Choreography of Barro Rojo // Dancing Across Borders: University of Illinois-Press, 2009. P. 256-272.

91. Lewis D. The Illustrated Dance Technique of Jose Limon. Highstow: Princeton Book Company, 1984.

92. Limon J. An unfinished Memoir. Ilanover: Wesleyan University Press, 1998.

93. Luke G.Taller Coreográfico de la UNAM. Apuntes para su historia // Taller Coreográfico de la UNAM. 40 años de danza en México. México: UNAM, 2011. P. 229-264.

94. Manzanos R. El premio Amalia Hernández // Proceso. México. 4 de octubre de 2011.

95. Martínez J. Guillermina Bravo, pionera, visionaria // El día. México: INBA: CNCA, 1994. P. 4E.

96. Marín N. La importancia de la danza tradicional mexicana en el sistema educativo nacional (1921-1938): Otra perspectiva de las misiones culturales. México: CNCA, 2004.

97. Manrique J. Arte y artistas mexicanos del siglo XX. México: CNCA, 2000.

98. Manrique J. Una visión del arte y de la historia, vol 4. México: UNAM, 2001.

99. Melgoza Paralizabal A. El maravilloso monstruo alado. Gloria Contreras y el Taller coreográfico de la UNAM. México: UNAM, 1996.

100. Mendoza M. La coreografía: el nacionalismo de Raúl Flores Canelo. México: CNCA: INBA, 2006.

101. Mendoza M. C. Farahilda Sevilla: tradición que divino vanguardia // En Homenaje una vida en la danza segunda época. México: INBA: Cenidi-Danza, 2010. P. 31-41.

102. Mendoza M. C. Jaime Cuauhtémoc Blanc Zamora // En Homenaje a una vida en la danza segunda época. México: INBA: Cenidi-Danza, 2012. P. 39-58.

103. Mendoza M. C. La coreografía, un caso concreto: Nellie Happee. México: INBA, 2000.

104. Millán J. 70 años de teatro en el palacio nacional de Bellas Artes. México: INBA, 2004.

105. Miranda F. Instituto Nacional de Bellas Artes. El teatro en México. México: INBA, 1994.

106. Montfort P. Expresiones populares y estereotipos en México. Siglos XIX y XX. Diez ensayos. México: CIESAS, 2007.

107. Morgan R. La música del siglo XX. México: Ediciones AKAL, 1994.

108. Muñiz R. Hechiza Carrillo a Texcocanos // Reforma. México. 16 de Julio de 2012.

109. Nancy Lee Chalfa Ruyter. Gender as a Theme in the Modern Dance Choreography of Barro Rojo // Dancing Across Borders: Danzas y bailes Mexicanos. Illinois: University Press of Illinois, 2009. P. 256-272.

110. Ocampo C. Cuerpos en Vilo. México: CNCA, 2001.

111. Osio E. Entrevista con Guillermina Bravo 'No pienso en la muerte importa la vida y la obra'// Cultura/Reforma. Marzo 1994. México. P. 10-12D.

112. Paz O. El laberinto de la soledad. México: Fondo de cultura económica, 1978.

113. Peden M. Out of the volcano: Portraits of Contemporary Mexican Artists. Washington: Smithsonian Institution Press, 1991.

114. Prevots N. Dance for Export. Cultural Diplomacy and the Cold War. Hanover: Wesleyan University Press, 1998.

115. Rachel E. Guillermina Bravo's Dances of México // Dance magazine. 1982. Vol. LVI. №. 2. P. 68-71.

116. Ramos R. Una Mirada a la formación dancística mexicana (CA, 19191945). México: CNCA: INBA, 2009.

117. Ramos M., Lang P. La danza en México, visiones de cinco siglos. Antología: Cinco siglos de crónicas y documentos (1521-2002). México: CNCA: INBA: Cenidi-Danza, 2002.

118. Revueltas S. Silvestre Revueltas, por el mismo: apuntes autobiográficos, diarios, correspondencia y otros escritos de un gran músico. México: Ediciones Era, 1989.

119. Reyna E. Cesar Delgado y la historia Oral de Guillermina Bravo // Noroeste. P. C. México: INBA: Cenidi-Danza, 1995.

120. Riveroll J. Proyectan en danza sombra de pájaros // Reforma. México. 14 de junio de 2011.

121. Riveroll J. Festeja Antares su andar // Reforma. México. 23 de agosto de 2012.

122. Riveroll J. Juegan con danza 'plástica'// Reforma. México. 20 de junio de 2012.

123. Sánchez G. Becoming Mexican American: Ethnicity, Culture, and Identity in Chicago Los Angeles, 1900-1945. New York: Oxford University Press, 1993.

124. Seed P. Jose Limón and La Malinche: The Dancer and the Dance. Austin: The University of Texas Press, 2008.

125. Shay A. Choreographic Politics. State Folk Dance Companies. Representation and Power. Middletown: Wesley en University Press, 2002.

126. Shea M. Singing the Unsung: Indigenous Interweaving in the Life // Work of Jose Limon. The Jose Limon Centennial Collection. New York: Jose Limon Dancc Foundation, 2008. P. 69-76.

127. Smith M. La danza en México durante la época colonial. México: Alianza ed. Mexicana, 1990.

128. Snow M. Bailando lo real maravilloso. México; UNAM, 1997.

129. Spamerl. Músicos mexicanos de hoy. México: Editorial Trillas, 2003.

130. Bailan legado de José Limón // Reforma. México. Junio 2011.

131. Suarez L. Amalia la coronela encontró el tercer mundo en la vida // Siempre! México. 14 de marzo de 1962.

132. Taube K. Mitos aztecas y mayas. México: Ediciones AKAL, 2004.

133. Tortajada M. Mujeres de danza combativa. México: CNCA, 1998.

134. Tortajada M. La Danza escénica de la revolución Mexicana, nacionalista y vigorosa. México: Instituto de estudios históricos de la revolución mexicana, 2000.

135. Tortajada M. Amalia Hernández: audacia y fuerza creativa // Casa del Tiempo. México: UAM, febrero de 2002.

136. Tortajada M. Danza y poder II, las transformaciones del campo dancístico mexicano: profesionalización, apertura y diversificación (1963-1980). México: CNCA: INBA, 2006.

137. Tortajada M. 75 años de danza en el Palacio de Bellas Artes: memorias de un arte y un recinto vivos (1934-2009). México: CNCA, 2009.

138. Tortajada M. El regreso: José Limón en México y la Danza Moderna nacionalista // José Limón Antología de ensayo y catalogo fotográfico. México: INBA, 2010. P. 9-28.

139. Tortajada M. La danza escénica de la Revolución mexicana // Estudios Sociales. México, septiembre 2011.

140. Unruh V. Performing Women and Modern Literary in Latin America: Intervening Acts. Texas: University of Texas Press, 2009.

141. Vachon A. Limón in México, México in Limón // José Limón The Artist Re-Viewed. Harwood: Academic Publishers, 2002. P. 71-84.

142. Venable L. Limon's Choreography on the Shelf // The José Limón Centennial Collection. New York: José Limón Dance Foundation, 2008. P. 25-30.

143. Zuño J. Historia de las artes plásticas en la Revolución Mexicana. Vol. 2. México: Instituto Nacional de Estudios Históricos de la Revolución Mexicana, 1968.

Интернет-ресурсы

144. Фольклорный Балет Амалии Эрнандес

«Ballet Folklórico de México de Amalia Hernández»

http://www.youtube.com/watch?v= mkqUffnzjk

«Fiesta en Jalisco»

http://www.voutube.com/watch7v-GQ9twB4PC 8 «Veracruz Fiesta de Tlacotlalpan» http://www.youtube.com/watch7v-BSBFaWLA03M «El Jarabe Tapatío»

http://www.voutube.com/watch7v-fflUD3953WWQ

145. Фольклорный балет Тонгуй - Этце http://www.youtube.com/watch7v-gURrXZHimnA http ://www. voutube.com/watch?v=P2utGH3 IMUc

146. Фольклорный Балет УНАМ- Танец старичков. http://www.youtube.com/watch7v-iXHGBEiJgVc

147. Танец старичков в городе Патскуаро. http://www.voutube.com/watch7v-NuA60G-YqPA

148. Глория Контрерас «El Mercado»

http://www.youtobe.com/watch7v-ug09PLX0VNM «La consagración de la primavera» http://www.youtube.com/watch7v-Jurqm6drlVU «Huapango» Pablo Moncayo http://www.youtube.com/watch7v-BXvJedwtIro

149. Гильермина Браво «El paraíso de los ahogados» http://www.youtube.com/watch7v-dOWuZ b5v28 «Constelaciones y danzantes»

http://www.youtube.com/watch7v-wbpWdviEud8 «Estudio #4 Lamento por un suceso trágico» http://www.youtube.com/watch7v-40r LVyGtqs «Epicentro»

http://www.youtube.com/watch7v-bsyUX8Ce5p8

150. Xoce Лимон «Pavana del Moro»

http://www.youtube.com/watch7v-AzGoGEY37nA «Missa Brevis»

http://www.youtube.com/watch7v-zgOv9IvpzTs

151. Театр пространства «La Opera Descuartizada» http://www.youtube.com/watch7v-kIrLX3dL3A4 «Pavana para un amor muerto» http://www.youtube.com/watch7v-IMbSKiE2VYk «La muerte del cisne»

http://www.youtube.com/watch7v-mxCYmiWRmTE

152. Фестиваль «Сервантино» Elisa carrillo Esmeralda

http://www.youtube.com/watch7v-JylcIamtpgs http://www.youtube.com/watch7v-bFns-2uHM2w

153. Коллектив Контемподанса Cecilia Lugo

«En el umbral»

http://www.voutube.com/watch?v=0bqMndqiJ14

ПРИЛОЖЕНИЕ I Интервью с Лаурой Роша и Франциско Ильескасом

2 февраля 2013 г., Мехико

Какое значение вы вкладываете в столь необычное название коллектива «Barro Rojo», которое переводится на русский язык как «Красная глина»?

Глина - самый пластичный материал, легко принимающий разную форму, т.е. оптимальный для создания чего-то принципиально новаторского, неожиданного. Красный цвет символизирует, с одной стороны, любовь, страсть, с другой стороны, агрессию, насилие. Эти мотивы в творчестве нашего коллектива являются основными. Так, в балете «О любви и других отношениях» мы хотели показать разные аспекты отношений супружеской пары, эволюцию их чувств от зародившейся симпатии до разгоревшейся страсти, которая постепенно затухает и превращается в рутину. Балет «Нежный ночной апрель», посвящен подавлению личности и жестокости в условиях тюремного заключения.

Расскажите об истории создания вашего коллектива, о его первоначальных целях и задачах.

Коллектив был основан в 1982 г. в Университете штата Герреро в рамках общенационального проекта «Народный университет», целью которого являлась популяризация знаний среди широких слоев населения. «Барро Рохо» был призван распространять хореографическую культуру среди бедных крестьян, не имеющих ни возможности, ни потребности посещать театры и концертные залы. Первые спектакли коллектива, как например, балет «Ветер ожидания» о ссыльных латиноамериканцах, были

адресованы именно такой неподготовленной, далекой от искусства аудитории.

Как вы можете охарактеризовать стиль вашего коллектива?

Мы в постоянном поиске новых художественных средств, которые будут оказывать максимальное экспрессивно-эмоциональное воздействие на наших зрителей. Поэтому в языке танца мы обращаемся к ресурсам и акробатики, и рэпа, и дансона, и сальсы, и японской балетной школы.

4

Анна Павлова и Александр Волонин исполняют фольклорный танец «Харабе Тапатио» на гастролях в Мексике в 1919 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.