Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Усачева, Ольга Викторовна

  • Усачева, Ольга Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 174
Усачева, Ольга Викторовна. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Усачева, Ольга Викторовна

Введение.

Глава первая. Теоретические основы освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе.

§ 1. Музыкальный стиль как предмет слушательского освоения.

§ 2. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в процессе вузовской подготовки будущего учителя

Глава вторая. Освоение стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе теоретикометодической подготовки студентов.

§ 1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки.

§ 2. Формирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки»

Актуальность исследования. Современное музыкальное образование ставит задачи приобщения учащихся к миру музыки во всем её жанровом и стилевом многообразии, формирования у них широкого музыкального кругозора, потребности в общении с музыкой различных исторических, этнических, национальных традиций. В связи с этим одним из актуальных направлений музыкально-педагогической науки и практики последних десятилетий представляется стилевой подход к обучению музыке, реализуемый в русле гуманистической парадигмы современного образования и обеспечивающий непрерывное взаимодействие музыкальной культуры и педагогики музыкального образования в их историческом становлении и развитии.

В педагогике общего и профессионального музыкального образования накоплен значительный опыт в сфере изучения проблемы обучения музыке на стилевой основе. В системе общего и дополнительного музыкального образования отдельные аспекты данной проблемы получают рассмотрение в работах Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, Е.В. Николаевой, Э.И. Плотицы, C.JI. Старобинского и др. Значительная часть исследований посвящена проблемам реализации стилевого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей-музыкантов в музыкально-теоретических (Т.Н. Клочкова, JI.A. Секретова), музыкально-исторических (Н.А. Голубева, Н.М. Провозина, JI.A. Рапацкая), музыкально-исполнительских классах (А.Я. Карелин, А.И. Николаева) средних и высших учебных заведений. В работах JI.B. Кикнадзе, В.М. Ковалевой, Е.В. Николаевой стилевой подход к обучению музыке рассматривается в историко-педагогическом ракурсе.

Однако, если освоение музыкального стиля учащимися - проблема, широко разрабатываемая в музыкально-педагогической науке, то подготовка студентов к реализации стилевого подхода к обучению музыке в их будущей профессиональной деятельности до сих пор остается вне поля зрения исследователей.

В то же время, практика показывает, что для современного учителя музыки переосмысление с педагогических позиций собственных музыкальных знаний о том или ином стиле и соответствующих музыкально-аналитических умений представляет значительную трудность. Это убеждает в том, что в процессе подготовки музыкально-педагогических кадров большое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации стилевого подхода к обучению музыке в школе.

Анализ музыкально-педагогической литературы, посвященной вопросам стилевого подхода к обучению музыке, показал, что в системе общего музыкального образования наиболее широкими возможностями с точки зрения освоения школьниками музыкального искусства в его стилевом многообразии обладает слушание музыки как один из основных видов их музыкальной деятельности на уроке. Принимая во внимание накопленный в педагогике музыкального образования опыт обучения музыке на стилевой основе, в настоящем исследовании была выдвинута проблема освоения будущими учителями стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе.

Отмеченное выше противоречие между практической потребностью в подготовке будущих учителей к реализации стилевого подхода применительно к слушанию музыки в школе и теоретической неразработанностью содержания и процесса его освоения студентами обусловили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования заключается в совершенствовании профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки будущих учителей посредством освоения ими стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки учащимися.

Объектом исследования является процесс профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки будущих учителей музыки в вузе.

Предмет исследования - педагогическое руководство процессом освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки.

Задачи исследования:

• выявить сущность, содержание и функции стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки учащимися в общеобразовательной школе;

• разработать методику освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

• выявить педагогические условия, способствующие освоению студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки в вузе;

• опытно-экспериментально проверить содержание и организацию подготовки студентов к реализации стилевого подхода применительно к слушанию музыки в школе.

Гипотеза исследования:

Освоение студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки может быть эффективным, если музыкально-образовательный процесс будет направлен на педагогическую интерпретацию музыкального стиля, в ходе которой:

• теоретические знания о музыкальном стиле будут представлены в форме категорий педагогики музыкального образования;

• изучение студентами различных музыкальных стилей будет проходить с учетом слушательского освоения их школьниками;

• собственный интонационно-слуховой опыт общения студентов с музыкой определенного стиля будет переосмыслен ими с позиций содержания и организации его освоения школьниками в слушательской деятельности;

• стилевой музыкально-педагогический анализ проблемы слушательского освоения учащимися того или иного музыкального стиля будет осуществляться студентами в теоретическом и методическом ракурсах.

Методологической основой исследования являются: философские и искусствоведческие концепции художественного стиля В.В. Вейдпе, Г. Вёльфлина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.Н. Соколова, О. Шпенглера; интонационная теория, разработанная в трудах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.М. Орловой, Е.А. Ручьевской, Б.Л. Яворского; основные положения музыковедческих исследований, посвященных проблемам теории и истории музыкального стиля Л.Г. Бергер, Н.В. Брагиной, Г.В. Григорьевой, Т.Н. Ливановой, М.Н. Лобановой, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, С.Ю. Румянцева, С.С. Скребкова, В.Н. Холоповой; работы по психологии художественного восприятия и мышления Л.Л. Бочкарева, Л.С. Выготского, Е.В. Назайкинского, А.А. Пиличяускаса, М.С. Старчеус, А.Н. Сохора, А.В. Тороповой; общепедагогические работы В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и др.; музыкально-педагогические исследования Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, А.И. Николаевой, Э.И. Плотицы, С.Л. Старобинского, рассматривающие проблему обучения учащихся на стилевой основе в общем и профессиональном музыкальном образовании; музыкально-педагогические исследования Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой, Б.М. Целковникова, посвященные изучению различных аспектов профессиональной подготовки учителя музыки.

Методы исследования: анализ философской, искусствоведческой, музыковедческой, музыкально-психологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; музыковедческий и музыкальнопедагогический анализ образцов различных европейских стилей; анализ педагогического опыта реализации стилевого подхода к обучению музыке в школе и в вузе; педагогический эксперимент.

База исследования - музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно в период с 1999 по 2006 годы.

На первом этапе (1999-2001 гг.) определялась проблема исследования, изучалось её состояние в теории и практике общего и профессионального музыкально-педагогического образования, изучались содержание и структура профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки учителя музыки в вузе с точки зрения возможности освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки, формулировалась гипотеза исследования.

На втором этапе (2001-2004 гг.) проводилось теоретическое исследование поставленной проблемы, разрабатывалась модель стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе; определялись критерии оценки качества освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению данной модели в процесс профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов.

На третьем этапе (2004 - 2006 гг.) изучались педагогические условия освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки на теоретико-методическом этапе их профессиональной вузовской подготовки; уточнялись выводы и рекомендации по освоению студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• раскрыта сущность стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

• выявлены и обоснованы функции стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в деятельности учителя;

• определена логика освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе в процессе профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• определено содержание профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов, направленной на освоение ими стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

• разработана методика освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе;

• выявлены педагогические условия освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что освоение будущими учителями стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки позволяет повысить эффективность их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки, расширить и систематизировать их музыкальные знания, умения и навыки, сформировать положительное и творчески-заинтересованное отношение к музыкальному стилю как предмету слушательского освоения школьниками. Основные положения, теоретические выводы и методические рекомендации могут быть использованы в вузовских курсах «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «История музыкального образования», «Методология педагогики музыкального образования», а также при подготовке музыкально-педагогических кадров в средних учебных заведениях. Материалы исследования могут оказать помощь учителю музыки при планировании и организации слушания музыки на стилевой основе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним изучением проблемы, использованием методов, адекватных его цели и задачам. Обоснованность теоретических и практических выводов исследования подтверждена анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.

На защиту выносится модель стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе как предмета освоения будущими учителями, согласно которой:

1. Сущность стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки заключается в педагогической интерпретации музыкального стиля;

2. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в музыкально-образовательном процессе выполняет следующие функции:

• функцию педагогического «переинтонирования» учителем музыки собственных музыкальных знаний и интонационно-слухового опыта общения с музыкой определенного стиля;

• диагностико-прогностическую функцию;

• формирующе-преобразующую функцию.

3. Содержание теоретико-методической подготовки, направленной на освоение студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки включает следующие структурные компоненты:

• эмоционально-ценностное отношение к музыкальному стилю и проблеме его слушательского освоения школьниками;

• знания о различных музыкальных стилях и их направленности на восприятие слушателя, а также о целях, задачах, содержании и методах слушательского освоения школьниками музыкального стиля; о факторах, определяющих вариативность этого процесса;

• умение применять знания о стилевом подходе при планировании, организации и оценивании результатов слушательского освоения музыкального стиля учащимися;

• опыт творческой деятельности по организации содержания и процесса слушания музыки в школе на стилевой основе.

4. Процесс освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки школьниками предусматривает:

• педагогическую интерпретацию студентами музыкального стиля посредством стилевого музыкально-педагогического анализа в теоретическом и методическом ракурсах;

• концентрический принцип выстраивания учебного материала, где в качестве «ядра» выступает взаимосвязь и взаимообусловленность музыкального стиля и педагогической системы, направленной на его освоение;

• последовательное расширение музыкального материала, начиная от наименее знакомых студентам музыкальных стилей - к более знакомым;

• применение метода парного сопоставления изучаемых стилей, способствующего выявлению общего и особенного в содержании и организации их слушательского освоения школьниками;

• поступенный переход от осмысления студентами собственного интонационно-слухового опыта общения с музыкой определенного стиля к переосмыслению его с точки зрения целей, задач, содержания и организации слушания музыки в школе, и далее - к разработке содержания и организации слушательского освоения этого стиля школьниками в конкретных педагогических условиях.

Апробация основных положений исследования производилась:

• в форме докладов на региональных и международных научно-практических конференциях, посвященных проблемам музыкально-педагогического образования в Великом Новгороде (1999 г. и 2006 г.), в Саранске (2003 г.), в Москве (1999, 2004, 2006 гг.); в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006 г.);

• в форме обсуждения проблемы на методических совещаниях педагогов-музыкантов, ведущих занятия в Московском городском центре детского творчества «Культура и Образование»;

• в форме индивидуальной работы со студентами музыкального факультета МПГУ, в процессе прохождения ими педагогической практики в школе № 323 ЦАО г. Москвы;

• через публикации материалов по теме исследования в печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, основных выводов и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Усачева, Ольга Викторовна

ВЫВОДЫ

На основе проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки как предмета освоения будущими учителями в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки были сделаны следующие выводы:

1. Сущность стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки заключается в педагогической интерпретации музыкального стиля, предполагающей:

• теоретическое осмысление учителем музыкального стиля как категории педагогики музыкального образования;

• трактовку определенного музыкального стиля в соответствии с целями, задачами, содержанием и методами музыкального образования слушателя;

• характеристику данного музыкального стиля применительно к конкретным условиям его слушательского освоения школьниками.

2. Педагогическая интерпретация музыкального стиля создает базу для реализации будущими учителями в процессе их подготовки следующих функций стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе:

• педагогического «переинтонирования» учителем музыкальных знаний и собственного интонационно-слухового опыта общения с музыкой того или иного стиля, необходимого для определения исходной позиции при организации содержания и процесса его слушательского освоения учащимися;

• диагностико-прогностическую функцию, конкретизирующую исходные условия и ожидаемые результаты освоения школьниками того или иного музыкального стиля в слушательской деятельности;

• формирующе-преобразующую функцию, определяющую содержание и организацию процесса слушательского освоения музыкального стиля школьниками и оптимальные педагогические условия их реализации.

3. Освоение будущими учителями стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки способствует формированию:

• эмоционально-ценностного отношения студентов к музыкальному стилю и проблеме его слушательского освоения школьниками;

• знаний будущих учителей о различных музыкальных стилях и их направленности на восприятие, о педагогических целях, задачах, принципах, содержании и методах их слушательского освоения школьниками, о факторах, определяющих вариативность этого процесса;

• умений педагогически интерпретировать эти стили в соответствии с конкретными условиями педагогической действительности;

• опыта творческой деятельности по организации содержания и процесса слушания музыки на стилевой основе.

4. Эффективность обучения студентов обусловлена внедрением методики освоения стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки, предусматривающей:

• осмысление студентами собственного опыта слухового общения с музыкой определенного стиля;

• его переосмысление с точки зрения целей, задач, содержания и организации слушательского освоения этого стиля школьниками;

• самостоятельную разработку студентами содержания и организации процесса освоения этого стиля школьниками в слушательской деятельности.

5. Реализация исследуемого стилевого подхода на музыкально-педагогическом практикуме по организации слушания музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:

• применением концентрического принципа организации содержания и процесса обучения студентов, при котором центральным «ядром» является положение о взаимосвязи музыки и педагогической системы, направленной на её освоение; его развертыванием последовательно на структурно-логическом, обобщенно-интонационном и конкретно-интонационном уровнях; в теоретическом и методическом направлениях учебной работы;

• использованием метода парного сопоставления рассматриваемых стилей, способствующим выявлению общего и особенного в содержании и педагогическом руководстве процессом их освоения школьниками в слушательской деятельности;

• последовательным введением учебно-музыкального материала в содержание обучения: от наименее знакомых музыкальных стилей - к более знакомым, позволяющим студентам выявить варианты педагогической интерпретации того или иного музыкального стиля, оптимальные для разных этапов его слушательского освоения школьниками.

6. Важнейшим показателем качества освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки является педагогическая интерпретация изучаемого музыкального стиля посредством стилевого музыкально-педагогического анализа, осуществляемого ими в двух ракурсах:

• теоретическом, ориентированном на установление взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических целей, задач, содержания и методов организации слушания музыки с музыкально-языковым, образно-смысловым и мировоззренческим уровнями освоения музыкального стиля школьниками;

• методическом, предполагающем разработку содержания и организации процесса освоения школьниками-слушателями определенного музыкального стиля в соответствии с их жизненным и музыкальным опытом.

7. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило правомерность разработанной модели стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки и доказало эффективность педагогических условий его освоения студентами вуза.

8. Перспективы дальнейшего изучения проблемы видятся:

• в расширении теоретического и эмпирического «полей» исследования за счет претворения концептуального подхода к изучению студентами проблемы ознакомления школьников с музыкой различных национальных традиций и этнических культур;

• в разработке и опытно-экспериментальной проверке освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в контексте историко-педагогической подготовки будущих учителей;

• в изучении исторического процесса становления стилевого подхода к обучению музыке в педагогике музыкального образования и выявлении перспектив его дальнейшего развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Усачева, Ольга Викторовна, 2006 год

1. Абдуллии Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Прометей», 1990.- 188 с.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. . докт. пед. наук. -М., 1991.

3. Абдуллин Э.Б. Модель методологической подготовки учителя музыки // Методологические проблемы музыкальной педагогики (Материалы межреспубликанской научно-практической конференции) 21-23 ноября 1991.-М., 1991.-С. 108-112.

4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2004. - 336 с.

5. Александрова ЕА. К теории рельефа и фона // Труды кафедры теории музыки. Вып. 1.-СП6ГК, 1995.-С. 109- 123.

6. Алексеева А.А. Методы изучения музыки XX века в теоретических курсах музыкального училища (исполнительские специальности): Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 23 с.

7. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис. докт. пед. наук. М., 1987.

8. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: «ВЛАДОС», 2000. -336 с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1983. - 224 с.11 .Апрелева В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. Челябинск, 1999. - 178 с.

10. Арановский М.Г. Концепция музыкального стиля в работах М.К. Михайлова // Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. JL: «Музыка», 1981.-С. 13-38.

11. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М: «Композитор», 1998-344 с.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей./ Сост. и ред. М.А. Арановский. М.: «Музыка», 1974.-С. 90- 128.

13. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля: Сб. ст.-Л.: ЛГИТМиК, 1978-С. 140- 156.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: «Прометей», 1994.-352 с.

15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. Школа, 1980. - 368 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: «Музыка», 1973. - 144 с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL: «Музыка», 1971. -376 с.

18. И.Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, 2002. - 312 с.

19. Баранова Т.Н. О космологической и религиозной концепции танца в культуре Средневековья, Ренессанса и Барокко // Традиция в истории музыкальной культуры (Античность. Средневековье. Новое время): Сб. науч. ст. Ленинград, 1989. - С. 73 - 83.

20. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // М.М. Бахтин. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997. - С. 7 - 10.

21. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие. М.: «Академия», 2002. -416 с.

22. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (К теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. - С. 8 -19.

23. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997-432 с.

24. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л.: «Музыка», 1985.-238 с.

25. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке музыки: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1995.

26. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

27. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление (Опыт системного исследования музыкального искусства). -М., 1991. 125 с.

28. ЪА.Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350 с.

29. Бочкарев JI.JI. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М.: 1981. - 15 с.

30. Брагина Н.В. Интонационный словарь эпохи и русская музыка начала XX века (Аспекты жанрово-стилевого анализа): Дис. .канд. искусствоведения.-Киев, 1990.

31. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., Харьков, Минск: «Питер», 2001. - 304 с.

32. ЪЪ.Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей./ Сост. и ред. М.А. Арановский. М.: «Музыка», 1974. - С. 29 - 58.

33. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: «Гардарика», 2002. - 556 с.

34. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, № 3,1997. С. 15 - 19.

35. Вартанова E.JI. К проблеме типологии стилевых контрастов в современной советской музыке // Вопросы анализа музыкального стиля. Саратов: Саратовский университет, 1991 - С. 3 - 9.

36. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - С. 268 - 292.

37. АЪ.Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. -685 с.

38. Вербицкий А.А., Еременко Г.А., Цеханский В.М. Проблемно-контекстное моделирование творческой деятельности в учебном процессе вуза // Научно-методические основы проблемного обучения. Ростов, 1988. - С. 49-58.

39. А5.Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки. М.: «Музыка», 1980. - С. 229 - 242.

40. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции. -Астрахань, 1997. 240 с.

41. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб.: «Кольна», 1995.

42. Волкова И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Автореферат дис. .канд. искусств. -М., 1986. -21 с.

43. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. -М.: МГУ, 1982. 173 с.

44. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.М. Максимов. М.: «Музыка», 1980.-256 с.

45. Вопросы анализа музыкального стиля. Саратов: Саратовский университет, 1991.- 155 с.

46. Вопросы музыкального стиля. Сб. ст. JI.: ЛГИТМиК, 1978. - 175 с.

47. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд. 5-е. М.: «Лабиринт», 1997. - 416.

48. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Автореферат дис. .докт. пед. наук. -М., 2002.

49. Галкин О А. Энергетическая концепция Э. Курта в современном научном контексте: Автореферат дис. .канд. искусствоведения. М.: МГК, 2001. -21 с.

50. Гершунский B.C. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. - 608 с.

51. Голеш А А. Проблема педагогического предвидения в деятельности музыканта-педагога: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1988. -16 с.

52. Головинский ГЛ. О вариантности восприятия музыкального образа (Из наблюдений над массовым слушателем музыки) // Восприятие музыки: Сб. ст. /Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. - С. 127 - 140.

53. Горюхина Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореферат дис. . докт. искусствоведения. М., 1974. - 62 с.

54. Готсдинер A.JI. О стадиях формирования музыкального восприятия // Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - С. 230 - 250.

55. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, 50 80 годы. - М.: «Советский композитор», 1989. -206 с.

56. Дидыч Г.С. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Киев, 1982. - 24 с.

57. Добровецкая Э.В. Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений (на материале курсамузыкальной литературы): Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1989.- 16 с.

58. Ежова J1.A. Слушание музыки в истории отечественной музыкальной педагогики (музыкальное воспитание старшеклассников и подростков). -Кострома, 1998.- 196 с.

59. Земцовский И.И. Апология слуха // Музыкальная академия. 2002 год, № 1. -С. 1-12.

60. Зимина О.В. Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 2005. - 21 с.

61. Х.Иванова Н.А. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки): Автореферат дис. . канд. пед. наук. -М. 1992. 17 с.

62. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. -М.: «Смысл», 2001.

63. Игнатьева С.К. К вопросу о стилевой интерпретации в классе фортепиано // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: традиции, перспективы, поиски: Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 3. Саранск, 2003. - С. 127 -132

64. История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V международной научно-практической конференции. М., 1999.-398 с.

65. Кадцын J1.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие. М.: «Высшая школа», 1990. - 302 с.

66. Карасева М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. - М.: «Композитор», 2002. - 376 с.

67. Карачун А.Ю. Стиль как эстетическая категория: Автореферат дис. . канд. философских наук. Минск, 1992. - 22 с.

68. Карелин А.Я. Освоение музыкальных стилей в процессе обучения игре на фортепиано. М., 2002.

69. Кикнадзе JI.B. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Автореферат дис. .канд. пед. наук. - М., 1982. - 16 с.

70. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М., 1996. - 192 с.

71. Ъ\.Кирнарская Д.К Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореферат дис. . докт. искусствоведения. М., 1997. - 36 с.

72. ЪЪ.Клочкова Т.И. Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 2003. - 22 с.

73. Ъб.Коляденко Н.П. Синестезия искусств как фактор художественной интеграции // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарноеобразование: Материалы международной научно-практической конференции. Астрахань, 1997. - С. 4 -11.

74. Королева Т.Н. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование: Монография. Минск: УП «Технопринт», 2003. - 216 с.

75. ЪЪ.Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: «Академия», 2003. -256 с.

76. Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /JI.B. Школяр. М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: «Флинта»: «Наука», 1998. - С. 108 - 139.

77. Крупник ЕЛ. Психологическое воздействие искусства. М.: «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

78. Кряжевских В.К. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1991.

79. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII XX вв.: Учебное пособие. - СПб.: «Лань», 2006. - 432 с.

80. Литвинов А.Н. Художественный стиль как феномен культуры: Дис. ,.канд. философ, наук. Луганск. 1991.

81. Лобанова М. Н. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: «Музыка», 1994. - 320 с.

82. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. -М.: «Советский композитор», 1990. 312 с.

83. Лобанова О.Ю. К проблеме субъективизации музыкознания //Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. МПГУ. Вып. 10. - М.: МПГУ, 2003. - с. 23 - 31.

84. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М.: МГК, 1998. - 176 с.

85. Лосев А.Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991. -221 с.

86. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

87. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: «Гнозис», 1992. - 270 с. - (Семиотика).

88. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1960. - 151 с.

89. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование» М.: ВЛАДОС, 2005. - 381 с.

90. Мальцев С.М. Семантика музыки (семиотический взгляд) // Исследования. Публицистика: К ХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сборник науч. статей. Санкт-Петербург, 1997. - С. 161 - 218.

91. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореферат дис. .докт. пед. наук. М., 2002. - 53 с.

92. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник науч. ст. JL, 1974. - С. 238 - 248.

93. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.М. Максимов. -М : «Музыка», 1980. С. 178 - 194.

94. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // «Музыкант-педагог». Спецвыпуск журнала «Преподаватель». М., 2001. № 6. - С. 12 - 20.

95. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 265 с.

96. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка, 1979, № 3. С. 30 - 39.

97. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 5. -М.: Сов. композитор, 1984. С. 5 - 17.

98. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: «Музыка», 1976. - 253 с.

99. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.М. Максимов. -М.: «Музыка», 1980. С. 141 -155.

100. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. -М.: «Академия», 2002. 272 с.

101. Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межреспубликанской научно-практической конференции, 21-23 ноября 1991 года. М.: МПГУ, 1991.- 125 с.

102. Методологические проблемы музыкознания: Сб. ст. М.: «Музыка», 1987.-231 с.

103. Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Материалы VII международной научно-практической конференции. М.: МПГУ,2002.- 146 с.

104. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.: Прометей, 1999. -188 с.

105. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Автореферат дис. . докт. пед. наук. Киев, 1983. -44 с.

106. Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: Автореферат дис. .докт. искусствоведения. -М, 2000.-51 с.

107. Миронова МЛ. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (в условиях музыкально-теоретического обучения студентов педагогического вуза): Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 18 с.

108. Михайлов А.В. О мировоззрении М.П. Мусоргского // А.В. Михайлов. Музыка в истории культуры. Избранные статьи. М.: МГК, 1998. -С. 147 - 178.

109. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. JL: «Музыка», 1981. -264 с.

110. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты /Сост., ред. и примеч. А. Вульфсона. JI.: «Музыка», 1990. - 288 с.

111. Михайлова Л.Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1993. 16 с.

112. Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 18 с.

113. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. М.: «Просвещение»,2003.-304 с.

114. Музыка 1 8 классы: Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Сост.: Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева и др. - М.: «Просвещение», 1993. - 80 с.

115. Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин по специальности 030700 Музыкальное образование: Для педагогических университетов и институтов. -М.: Флинта, 2000. - 200 с.

116. Назайкинский Е.В. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст.: Вып. 2 М.: «Музыка», 1973. -с. 3-16.

117. Назайкинский /Г.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-С. 91 -111.

118. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: «Музыка», 1972.-383 с.

119. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие. -М.: «ВЛАДОС», 2002. 250 с.

120. Назайкинский Е.В. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории: Сб. науч. трудов МГТС им. П.И. Чайковского. -М., 1987.-С. 175- 185.

121. Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М.: МПГУ, 2006. - 398 с.

122. Науменко Т.Н. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - 212 с.

123. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография. М.: МПГУ, 2003. - 252 с.

124. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Исследование. -М.: «Прометей», 2002. 346 с.

125. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных коллективах: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1986.- 16 с.

126. Орлов Г.А. Древо музыки. Вашингтон - СПб.: Fragen Н.А. & Со. «Советский композитор», 1992. - 408 с.

127. Орлов Г.А. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: «Советский композитор», 1973. - С. 434 - 479.

128. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. -М.: «Музыка», 1984.-302 с.

129. Островский А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха.-Л. 1967. с. 5-27.

130. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: «ВЛАДОС», 1997. -383 с.

131. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Дис. . докт. пед. наук. -М., 1990.

132. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1994.- 183 с.

133. Поповская О.И. О «Синтетической истории искусств» И.И. Иоффе // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции. -Астрахань, 1997. С. 55 - 63.

134. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 143 с.

135. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты (материалы VI международной научно-практической конференции). -М., 2002. 135 с.

136. Проблемы музыкального стиля. Сб. науч. тр. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1982. - 157 с.

137. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей./ Сост. и ред. М.А. Арановский. М.: «Музыка», 1974. - 336 с.

138. Проблемы профессионального становления музыканта-педагога: Сборник науч. статей. Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского 2002. - 100 с.

139. Проблемы стиля и жанра в музыке и в изобразительном искусстве. -Вильнюс: Мокслас, 1987. 154 с. - (Научные труды высш. уч. заведений ЛитССР. Искусствоведение, Вып. 15).

140. Провозима Н.М. Формирование музыкально-исторических знаний студентов педагогических институтов: Дис. .канд. пед. наук. М., 1982. -167 с.

141. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

142. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского. - М.: «Просвещение», 2004. - 225 с.

143. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. -М: «Академия», 2003. 368 с.

144. Раабен JI.H. Музыка Барокко // Вопросы музыкального стиля. Сб. статей. Л.: ЛГИТМиК, 1978 - С. 4 - 10.

145. Рагс Ю. Проблема метода изучения музыкального произведения // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика. М., 1987. -С. 5 - 21.

146. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.

147. Рапацкая Л. А. Проблемы подготовки учителя музыки в педагогическом институте // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Вып. 81.-М., 1985.

148. Резников А. О мировоззрении в творчестве композитора. -Л.: «Музыка», 1975 56 с.

149. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV XVII веков: Сб. статей /Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.: «Наука», 1966 - 348 с.

150. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер Ком», 1999 (Мастера психологии). - 720 с.

151. Рудницкая О.Л. Педагогические проблемы восприятия музыки // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986.

152. Румянцев С.Ю. Взаимодействие стилей как форма художественного обобщения в музыке: Автореферат дис. .канд. искусствоведения. -М.:ВНИИ искусствознания, 1980. -23 с.

153. Румянцев С.Ю. Формирование семантики музыкального стиля. -М.: МГПИ им. Гнесиных, 1979. 24 с. (Депонированная рукопись)

154. Ручьевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // «Советская музыка», 1975, № 5. С. 129 - 134.

155. Ручьевская Е.А. Стиль как система отношений // «Советская музыка», 1984, №4.-С. 95- 100.

156. Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // «Музыкальная академия», 1994, № 1.-С. 100 104.

157. Сац И. Неоценимый вклад в музыкально-теоретическую и историческую науку // Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. И, часть 1. -М.: «Советский композитор», 1987. С. 12 -40.

158. Секретова J1.A. Педагогические условия формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 23 с.

159. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.: «Академия», 1998. - 136 с.

160. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М, 1973.

161. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

162. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Отв. ред. Н.И. Киященко. М.: ИФ РАН, 1998. - 301 с.

163. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. - 223 с.

164. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. Пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

165. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: «Музыка», 1992. - 230 с.

166. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей./ Сост. и ред. М.А. Арановский. М.: «Музыка», 1974. - С. 59 - 74.

167. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М. - Л.: «Музыка», 1965. - С. 3-15.

168. Стандарт начального общего образования по искусству. Музыка. М., Образование в России. — 2004. — № 13.

169. Стандарт основного общего образования по искусству. Музыка. М., Образование в России. — 2004. — № 13.

170. Старобинский C.JI. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: ОМЦ СЗУО, 1999. - 60 с.

171. Старобинский СЛ. Теоретические основы слухового анализа музыкального произведения школьниками-подростками в слушательской деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. - 27 с.

172. Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: МГК им. П.И. Чайковского. -М, 2003. - 640 с.

173. Стрелец Б.И. Квазипрофессиональная деятельность и имитационная игра // Вестник высшей школы, 1989, № 8. С. 70 - 72.

174. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. М.: МПГУ, 1999. - 157 с.

175. Суханцева В.М. Музыка как мир человека (От идеи вселенной к философии музыки). - Киев: Факт, 2000.

176. Тавхелидзе Н.Д. Некоторые вопросы природы восприятия музыки (Особенности чувства музыкального стиля): Дис. . канд. искусствоведения.- Тбилиси, 1978. 185 с.

177. Тараканов М.Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. - С. 31 - 71.

178. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

179. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В. Школяр. М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: «Флинта»: «Наука», 1998. - 336 с.

180. Торопова А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. К началам музыкально-психологической антропологии. М.: МПГУ, 1998.- 104 с.

181. Фомин В.П. Вопросы стилевого анализа в свете исполнительского искусства //Проблемы музыкального стиля: Сб. статей. М.: МГК., 1982. -С. 139- 156.

182. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.

183. Хренов Н.А. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеального типа // Переходные процессы в русской культуре. Новое и Новейшее время. М.: «Наука», 2003. - 495 с.

184. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие / Сост. О. Апраксина. М.: «Просвещение», 1987. - 270 с.

185. Хрущева М.Г. О периодизации истории европейского искусства (К теории «пульсации») // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции. Астрахань, 1997. - С. 68 - 72.

186. Целковников БМ. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1989. -22 с.

187. Целковников БМ. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: Автореферат дис. .док. пед. наук. М., 1999. - 51 с.

188. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблема содержания, формы, языка и стиля). -Тамбов, 2005.-337 с.

189. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1. Долгопрудный: «Аллегро-пресс», 1994. -215 с.

190. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: «Музыка», 1989.-223 с.

191. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 592 с.

192. Школяр JI.B., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителей музыки и студентов средних и высших учебных заведений. Изд. 2-е. - М.: «Флинта», «Наука», 1999. - 336 с.

193. Щербакова A.M. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: Автореферат дис. .докт. пед. наук. М., 2004. -60 с.

194. Щербакова A.M. Аксиология музыкально-педагогического образования: Учебное пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования». М.: «Прометей», 2001. - 424 с.

195. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

196. Яворский E.JI. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825 1915) // Яворский Б.Л. Избранные труды.

197. Т. II, часть 1. -М.: «Советский композитор» , 1987. С. 41 - 235.

198. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира // Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. М.: «Классика-ХХ1», 2002. - С. 23 - 65.

199. Brand Е. Getting to know music through a structured music listening library // Sound World Discover: 26th International Society for Music Education World Conference. Tenerife, 2004. P. 46.

200. Brophy T. What is the Question? Developing Critical Thinking in the Elementary Music Classroom: // Music of the Spheres Conference Proceedings: 24th International Society for Music Education World Conference. Edmonton, 2000. - P. 67 - 75.

201. Cox G. New sounds in class: Music teaching in UK schools in the 1960s, and its relationship to the present // Sound World Discover: 26th International Society for Music Education World Conference. Tenerife, 2004. P. 55 -56.

202. Eriksson A. What factors influence the progress of musical sound? // Sound World Discover: 26th International Society for Music Education World Conference. Tenerife, 2004. P. 63.

203. Swanwick K. Music, mind, and education. Routledge. London and New York, 1990.- 170 c.

204. Swanwick K. Musical Connections: Tradition and Change // Conference Proceedings: 21th International Society for Music Education World Conference. Tampa, 1994. - C. 215 - 226.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.