Стилевые традиции К.Н. Батюшкова в поэзии О.Э. Мандельштама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Александров Илья Алексеевич

  • Александров Илья Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 194
Александров Илья Алексеевич. Стилевые традиции К.Н. Батюшкова в поэзии О.Э. Мандельштама: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет». 2019. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Александров Илья Алексеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗНОСТИ У К. БАТЮШКОВА

И О. МАНДЕЛЬШТАМА

1.1. Античные образы

1.2. Образ времени

1.3. Образ смерти

ГЛАВА II. ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО В ПОЭЗИИ К. БАТЮШКОВА

И О. МАНДЕЛЬШТАМА

2.1. Пейзаж в лирике К. Батюшкова и О. Мандельштама:

стилевые функции цветописи

2.2. Интерьер в лирике К. Батюшкова и О. Мандельштама: принцип дискретности и мифопоэтизация материального пространства

2.3. Архитектурные образы в поэзии К. Батюшкова и О. Мандельштама:

воплощение ампира

ГЛАВА III. АВТОРСКОЕ ОСВОЕНИЕ ЖАНРА: УРОКИ К. БАТЮШКОВА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА

3.1. Элементы элегии

3.2. Элементы послания

3.3. Итальянские образы и послание «Батюшков»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевые традиции К.Н. Батюшкова в поэзии О.Э. Мандельштама»

ВВЕДЕНИЕ

Поэзия Константина Николаевича Батюшкова, удивительного автора, во многом определившего облик золотого века русской поэзии, - пример способности культуры выходить за рамки своего времени. С одной стороны, языковой облик лирики Батюшкова сложился под влиянием традиций классицизма и державинской поэтики. С другой стороны, именно благодаря индивидуализму своей творческой философии Батюшков, карамзинист, старший современник А. С. Пушкина, участник «Арзамаса», сформулировал важнейший тезис карамзинизма - «Главные достоинства стихотворного слога суть: движение, сила, ясность» [16, т. 1, с. 33]. Под «силой и ясностью» стиха Батюшков понимал «чистоту выражения, стройность в слоге, гибкость, плавность» [16, т. 1, с. 33]. Такая установка, по сути, была декларацией «школы гармонической точности».

Как мы видим, ощущение кризиса творческой системы классицизма спровоцировало необходимость изменения эстетических тенденций. Тем не менее Батюшков активизировал классицистические идеи А.П. Сумарокова: «Коль нет во чьих стихах приличной простоты, / Ни ясности, ни чистоты, / Так те стихи лишенны красоты / И полны пустоты...». Использование рационалистической эстетики - с одной стороны, с другой стороны - рафинирование поэтического языка, помноженное на условия культурной среды (увлечение французской «легкой», «чувственной» поэзией, в частности Парни, а также творчеством итальянцев Ариосто и Тассо), повлекло за собой особую индивидуализацию звука и образа, приведшую к новому стилю, новой форме «простоты». Л.Я. Гинзбург справедливо замечает: «Русской литературе нужно было пройти через период стилистического упорядочения и очищения, выработки гибкого и точного языка» [45, с. 18]. Таким образом произошло «преодоление» классицизма Батюшковым.

«Пограничный» характер творчества Батюшкова, далекий от временной закрепленности, свободный, основанный на включении идей и эстетических базисов разных эпох, спровоцировал проблему идентификации творчества

Батюшкова с точки зрения той или иной художественной школы. Один из самых известных исследователей творчества поэта, Н.В. Фридман, писал о том, что существует «шесть определений Батюшкова: неоклассик, предромантик, романтик, реалист, представитель «легкой поэзии», карамзинист» [182, с. 253]. А.Ю. Сергеева-Клятис, опираясь на выводы Б.В. Томашевского, И.М. Семенко, Ю.П. Иваска и других исследователей, доказывает ампирный характер его лирики. Отсутствие в литературоведении однозначного мнения на этот счет, как мы полагаем, доказывает переходность батюшковского творчества. Условной отправной точкой определения батюшковской традиции как самостоятельной основы в литературоведении можно считать следующие слова В.Г. Белинского: «Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик» [19, с. 219] (курсив наш - И.А.). Дальнейшее укоренение мнения о влиянии Батюшкова на Пушкина привело к появлению целого спектра критических и литературоведческих работ («Пушкин и Батюшков» Л.Н. Майкова [107, с. 284-317], «К вопросу о влиянии Батюшкова на Пушкина» М.Н. Элиаша [192, с. 1-39], «Пушкин и Батюшков» М.О. Гершензона [43] и т.д.). Созвучность творческих и мировоззренческих ощущений Батюшкова и поэтов чистого искусства (А.А. Фет, А.Н. Майков, А.К. Толстой, Н.В. Щербина, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин, Л.А. Мей и т.д.) - актуальная, на наш взгляд, проблема, лишь намеченный в литературоведении вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Вопрос влияния Батюшкова на поэтов ХХ века, включающий обозначение «батюшковской традиции», наиболее полноценно в наше время поднимался Т.А. Пономаревой («Традиция Батюшкова в лирике ХХ века: к постановке проблемы») [135]. Исследователь опирается на вступительную статью Л.А. Озерова к изданию «Сочинений», в которой «была обозначена батюшковская линия в русской поэзии XX столетия: А. Блок, С. Есенин, Н. Тихонов» [128, с. 1115]. Также хочется подчеркнуть приведенные автором статьи слова И.М. Семенко о том, что «в широком смысле воздействие Батюшкова на русских поэтов никогда не прекращалось» [152, с. 492]. Однако внимательное сопоставление лирических

стихотворений Батюшкова и Мандельштама дает право предполагать, что именно Мандельштам из всех значимых поэтов Серебряного века в наибольшей степени стал продолжателем батюшковской традиции. Вспоминаются следующие слова А.А. Ахматовой: «Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» [11, с. 172]. По нашему мнению, исчерпывающий ответ на этот вопрос дать сложно, однако можно предположить, что гармония эта - от Батюшкова.

Необходимо отметить, что художественно-эстетические убеждения акмеистов, несмотря на полную самостоятельность, в той или иной степени исторически основывались на взглядах Батюшкова. Статьи М.А. Кузмина «О прекрасной ясности» и Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» ярко демонстрируют это. Однако в контексте нашего обзора обратимся к манифесту самого Мандельштама «Утро акмеизма», который в первую очередь подтверждает наличие тесной связи взглядов Батюшкова и Мандельштама еще не практически, но уже на уровне теоретических заявлений. Акмеист Мандельштам также выделяет смысловую ясность слова как главное в стихе: «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» [109, т. 2, с. 23]. «Слово как таковое» (термин символиста (!) А. Белого - на это указывала И.А. Паперно [132, с. 36] и вслед за ней А.Г. Мец [116, с. 126]) волнует поэта гораздо больше, чем весь круг ассоциаций и символов, находящихся в его поле. Символично, что прижизненная книга Батюшкова носит название «Опыты в стихах и прозе», подчеркивающее аспект творчества как ремесла, а не таинства. Случайно ли тогда Мандельштам сравнивает в статье «Утро акмеизма» поэта с архитектором-ремесленником?

В литературоведении проблема взаимосвязанности поэтик Батюшкова и Мандельштама имеет свою историю. На преемственность поэтик двух авторов первым, по всей вероятности, указал Ю.Н. Тынянов: «Мандельштам принес из XIX века свой музыкальный стих - мелодия его стиха почти батюшковская» [175,

с. 442], а также в одном из писем К.И. Чуковскому: «У него <Мандельштама> даже вкусы батюшковские» [173, с. 480]. Л.Я. Гинзбург принадлежат слова о том, что «...воспринимает Мандельштам сквозь русскую традицию, сквозь русский классицизм 18 века, сквозь Батюшкова и Пушкина и русское зодчество» [47, с. 310] (курсив наш - И.А.). И.Н. Бушман в работе «Поэтическое искусство Мандельштама» изучает вопрос поэтической генеалогии поэта и приводит в пример слова Ю.П. Иваска о том, что Мандельштам - «Новый Батюшков», но говорящий на современном языке (нервном, скачущем)» [31]. Батюшковская тема, которая была намечена в стихотворении «Нет, не луна, а светлый циферблат.» и апофеозно воплотилась в стихотворении «Батюшков», изучена А.Ю. Сергеевой-Клятис [155], О.А. Лекмановым [93], Г. Киршбаумом [72]. Стоит отметить носящую широкий комплексный характер диссертацию Е.В. Капинос «Словесная пластика и архитектоника: от Батюшкова и Баратынского к Мандельштаму» [70]. Необходимо упомянуть и о диссертации Н.В. Разумковой «Лексико-семантическое поле цвета и света как когнитивно-поэтический феномен: на материале произведений К. Батюшкова и О. Мандельштама» [142]. Однако эта работа носит лингвистический характер и не ставит перед собой задачи анализировать стиль в литературоведческом понимании термина. Статьи В.А. Кошелева «Батюшков в двадцатом столетии» [79, с. 9-12], Д.Б. Бака «К вопросу поэтической эволюции Мандельштама: тема художественного творчества» и уже упомянутая статья Т.А. Пономаревой «Традиция Батюшкова в лирике ХХ века: к постановке вопроса» также касаются заявленной проблемы, но не раскрывают ее в полной мере.

В качестве дополнительных источников, затрагивающих батюшковско-мандельштамовский дискурс, следует назвать книгу очерков И.Г. Эренбурга «Портреты русских поэтов» [193] (в контексте характеристики поэзии Мандельштама упомянуты Тютчев и Батюшков), статью И.А. Бродского «Сын цивилизации» («Мандельштам. создал громадный купол для своих предшественников. Под ним отчетливее всего различимы голоса, принадлежащие

Державину, Баратынскому и Батюшкову» [28, с. 98]), а также статью А.С. Кушнера «Заметки на полях стихотворений Батюшкова», содержащую раздел «Батюшков и Мандельштам» [87].

Некоторые биографические сведения о Мандельштаме также помогают выявить наличие батюшковского дискурса. Так, С.И. Липкин писал: «Он <Мандельштам - И.А.> рассказывал о Батюшкове с горячностью первооткрывателя, не соглашался с некоторыми критическими заметками Пушкина на полях батюшковских стихов» [96, с. 306]. Другой биографический факт - висящая над письменным столом поэта репродукция портрета Батюшкова (упоминает и С.И. Липкин, и Н.Я. Мандельштам, и Н.И. Харджиев) - также подталкивает к мысли о преемственности.

Актуальность настоящего исследования объясняется необходимостью продемонстрировать, что батюшковский стиль - это живая и яркая традиция, просуществовавшая как минимум сто лет, способная к идейно-образным преобразованиям и воплотившаяся, в частности, в поэзии Мандельштама. Остается до конца невыясненным вопрос о стиле Батюшкова как одной из доминант художественного своеобразия творчества Мандельштама. Изучение влияния Батюшкова на поэзию Мандельштама - существующая, но не имеющая масштабных выводов в литературоведении проблема.

Следует отметить, что с течением времени в науке закрепился следующий подход выявления батюшковского контекста в творчестве Мандельштама: большинство работ строится на герменевтической стратегии «от целого к частному», понимая под целым - тексты Мандельштама, а под частным - отсылки к батюшковским образам и символам. Так сложился интертекстуальный метод изучения творчества поэта. Безусловно, лирика Мандельштама - это материал, наполненный особой ассоциативностью, маркированный сложной метафоричностью и многочисленными аллюзиями. По словам М.Л. Гаспарова, такая «поэтика реминисценций с ее вниманием к опорным ассоциативным точкам побуждала поэта сделать и следующий шаг: к пропуску связующих звеньев между

опорными образами. (Вспомним: поэтическая "логика есть царство неожиданностей".)» [42, с. 16]. Действительно, очень многие тексты нуждались в дешифровке реминисценции. Возникло огромное количество работ, рассматривающих Мандельштама в данном ключе, составивших, без преувеличения, «золотой фонд» мандельштамоведения (К. Тарановский «О поэзии и поэтике», О. Ронен «Поэтика Осипа Мандельштама»). К этому же направлению стоит отнести работы Б.М. Гаспарова, Ю.И. Левина, А.К. Жолковского, Д.М. Сегала, Т.В. Цивьян, И.З. Сурат, О.А. Лекманова и т.д. Однако, как справедливо замечено Л. Пановой, «интертекстуальное направление исходит из того, что в поэзии Мандельштама все заемное - и цитаты, и сюжеты, и образы, а свое - это переработка и комбинация чужих элементов.» [131, с. 18]. Данный подход, по мнению исследователя, не дает понимания оригинальности мандельштамовского творчества, понимания «его суммы представлений о мире» [131, с. 18]. Поэтому в работе «"Мир", "пространство" и "время" в поэзии Мандельштама» предлагается лингвостатистический подход, включающий в себя «процесс поэтапного перехода от текстов (отправная точка) к представлениям поэта (конечная точка) через поэтический язык» [131, с. 18]. Однако и такой метод подвергался критике. Лексико-статистический подход к поэзии был, можно сказать, заранее «отвергнут» самим Мандельштамом в статье «Выпад», поскольку «поэтическая грамотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть читать буквы, ни даже с литературной начитанностью» [109, т. 2, с. 152]. Структурно-семантический метод исследования, тесно связанный с интертекстуально-контекстуальным путем, представлен работами Ю.М. Лотмана, Е.А. Тоддеса, Л.И. Флейшмана, С.Н. Бройтмана, Н.Л. Лейдермана и др. Безусловно, заслугой данного направления является дешифровка многих «темных» стихотворений Мандельштама, выявление различных контекстов и подтекстов.

При всех сильных и слабых сторонах методологических течений, при учете их достижений можно сказать, что ни одно из них не акцентировало внимание на

изучении стиля Мандельштама, берущего начало из поэзии предшественников. Мы же считаем, что поэзия Мандельштама, при возможности всех прочих подходов, как культурный феномен базируется на том или ином исторически сложившемся стиле, который первичен. Существуют десятки трактовок понятия «стиль», и, безусловно, каждая из них будет являться по-своему правильной. Однако наиболее точным мы считаем определение А.Ф. Лосева, который назвал стиль «полной художественной формой, которая несет в своей организации следы соотнесения с тем или иным другим инобытием» [99, с. 151]. Также обратимся к пониманию термина «стиль» П.Н. Сакулина: «Стиль есть совокупность тех особенностей, какими одна форма отличается от другой формы, ей аналогичной» [148, с. 140]. Именно эти точки зрения являются для нас ведущими.

Кроме того, вслед за А.Ф. Лосевым и Ю.И. Минераловым мы исходим из разграничения понятий «стиль» и «поэтика». Под поэтикой мы понимаем отрасль, которая изучает «метафоры и иные тропы. безотносительно к модификациям в стиле конкретных художников» [118, с. 10-11]. Под стилем же мы подразумеваем то, «какими путями модифицирует, интерпретирует конкретный художник литературные средства, как он действует, чтобы сделать внеиндивидуальное -"индивидуально-неповторимым", лично-особенным» [118, с. 10-11].

Вместе с этим, в работе мы активизируем разработанные А.А. Потебней понятия «внутренняя форма» и «внешняя форма», считая авторские принципы обращения с внутренней и внешней формой важными факторами образования индивидуального стиля. А.А. Потебня писал: «В слове мы различаем: внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание» [137, с. 156]. Положение о трехуровневой структуре слова актуально и для словесного образа. Рождение диалектических отношений внешней формы (материальное выражение - с помощью фонем и морфем) и внутренней формы (идейно-эстетическое содержание,

субъективированное самим автором) образа проявляет художественный стиль автора.

Мы полагаем, что один из основных исторически сложившихся стилей, сформировавших художественный облик поэзии Мандельштама, - это стиль Батюшкова. В работе с учетом достижений разных научных практик мы предприняли попытку системного и комплексного осмысления поэзии Мандельштама как примера преломления и трансформации батюшковской традиции. Это обусловливает научную новизну нашего исследования.

Методологическую базу исследования составили работы А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, П.Н. Сакулина и А.Ф. Лосева. В работе мы опирались на критические статьи В.Г. Белинского и М.О. Гершензона, а также на труды таких исследователей творчества К. Батюшкова, как Л.Н. Майков, Л.Я. Гинзбург, И.М. Семенко, Н.В. Фридман, Г.А. Гуковский, В.Э. Вацуро и др. Также мы опирались на выводы таких современных специалистов по Батюшкову, как В.А. Кошелев, В.В. Мусатов, Н.Н. Зубков, А.Ю. Сергеева-Клятис, Н.В. Володина, П.В. Кузнецов, Д.И. Митин, Г.И. Ионин, И.В. Уварова, Е.В. Степанова, И.А. Пильщиков и др.

Изучение преемственности стилей двух авторов разных эпох, определение и классификация батюшковских образов и мотивов в поэзии Мандельштама не представлялись возможными без привлечения самых разных трудов по творчеству Мандельштама. Нас интересовали посвященные лирике Мандельштама критические очерки представителей формальной школы (В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов), а также статьи И.Г. Эренбурга. В диссертационном исследовании мы привлекали труды М.Л. Гаспарова, О. Ронена, Н.А. Струве, С.С. Аверинцева, Б.В. Томашевского, К. Тарановского, З.Г. Минц. Е.А. Тоддеса, С.А. Ошерова. Большую важность для нас имели материалы О.А. Лекманова, Л.И. Флейшмана, Ю.И. Левина, И.З. Сурат, Д.И. Черашней, Д.М. Сегала, Т.В. Цивьян, Н.И. Ваймана, Р. Пшыбыльского, Л.Г. Пановой, Г. Киршбаума, Ф.Б. Успенского, комментарии П.М. Нерлера и А. Меца и др. Следует упомянуть и

диссертационные исследования Т.Ю. Никитиной, Л.Г. Кихней, Р.Г. Крауклис и

др.

Методологической основой изучения эволюции образа и жанра послужила «Теория литературы» В.Е. Хализева, «Историческая поэтика» С.Н. Бройтмана, а также диссертационные работы О.А. Зырянова, В.И. Козлова, А.А. Боровской и

др.

Рассмотрение вопроса сходства живописной природы образов и мотивов Батюшкова и Мандельштама основывалось на книгах очерков М. Рубинс «Пластическая радость красоты. Акмеизм и Парнас» и В.Н. Альфонсова «Слова и краски». Тезисы диссертации Л.Н. Дмитриевской «Словесная живопись в русской прозе XIX - начала XX в.» сыграли существенную роль при изучении данной проблемы.

Кроме того, в настоящей работе мы опирались на гипотезы и выводы таких теоретиков литературы, как М.М. Бахтин, В.Н. Топоров, А.П. Чудаков, Ю.И. Минералов, Ю.М. Лотман, Л.С. Выготский и др.

Материалом исследования стали главным образом стихотворения Батюшкова и Мандельштама. Однако для комплексного и контекстного понимания различных проблем привлекались критические статьи, прозаические произведения и эпистолярное наследие двух авторов.

Объектом исследования стали образность, живописное начало и жанровая структура поэзии Батюшкова и Мандельштама.

Предметом исследования является стилевая преемственность поэтик Батюшкова и Мандельштама.

Цель данной работы - проанализировать трансформацию образной, живописной и жанровой традиции Батюшкова в поэзии Мандельштама, тем самым определить модификацию батюшковской традиции, а также выявить батюшковский исторический генезис творчества Мандельштама.

В диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

- проведение сопоставительного анализа стихотворений Батюшкова и Мандельштама, определение сходства стилевых подходов и приемов создания образа, живописного начала и жанрообразования; описание процесса эволюции батюшковского стиля как фактора образования индивидуального стиля Мандельштама;

выявление факторов влияния стилевых традиций Батюшкова на поэзию Мандельштама.

Положения, выносимые на защиту:

1) Построение образа смерти в лирике Батюшкова основано на особенной фонетико-семантической технике динамического параллелизма смысла и звука. Именно этот принцип был использован Мандельштамом при конструировании образа смерти. В этом общность стилевого подхода. Важно, что частотный образ смерти, семантически связанный с образом времени в поэзии Мандельштама, -продолжение не только «своего», «акмеистического» времени, но и батюшковского времени.

2) Ампирная стилевая техника, примененная Батюшковым для создания ряда архитектурных образов, представляет собой активное средство воплощения словесной живописи. Именно этот батюшковский опыт учитывался Мандельштамом в реализации принципов акмеистической трехмерности при построении многих архитектурных образов.

3) Батюшковские модели жанрообразования легли в основу ряда элегий и посланий Мандельштама. Мандельштам в своих стихотворениях использовал именно те элементы элегии и послания, которые эксплицировались в элегиях и посланиях Батюшкова как опорные.

4) Стихотворение «Батюшков» Мандельштама, являющееся кульминацией одноименной темы, репрезентирует батюшковский стилевой подход с точки зрения образования жанра. В стилевом отношении «Батюшков» - это трансформация индивидуально-авторской фразеологии посланий и стихотворений о Тассе, связанная с приемом перифразирования. Стихотворение иллюстрирует

культурософскую преемственность в ориентации на мир Италии, занимающей в творческой философии двух авторов значительное место.

5) Акмеистические принципы Мандельштама (точность, ясность), ставшие главными стилевыми качествами его ранней поэтики, исторически связаны с батюшковскими приоритетами «чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности».

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что впервые проведено широкое комплексное сопоставление поэтического наследия Батюшкова и Мандельштама, что позволило сделать вывод о стилевой преемственности двух авторов, близости их художественных подходов и принципов.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования для составления курса лекций и семинаров по истории русской литературы (как первой трети XIX века, так и XX века). Также на основании материалов исследования возможно составление учебных и методических пособий.

Основные достижения и выводы диссертации апробированы на межвузовских конференциях, семинарах и круглых столах: «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (МШ У, 2015), «Филологическая наука. Взгляд молодых» (МШ У, 2016), «Научная статья: теоретические основы и практика подготовки» (Литературный институт им. А.М. Горького, 2017), «Лирический и эпический стиль. Творчество К. Батюшкова» (Литературный институт, 2017). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М. Горького, а также были опубликованы в четырех научных статьях, три из которых - в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Александров, И.А. Античные образы у О.Э. Мандельштама и К.Н. Батюшкова / И.А. Александров // Русская речь. - 2015. - № 3. - С. 35-42.

2) Александров, И.А. Пейзаж в лирике К. Батюшкова и О. Мандельштама (стилевые функции цветописи) [Электронный ресурс] / И.А. Александров // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19019 (дата обращения 18.10.2017).

3) Александров, И.А. Время в поэзии К. Батюшкова и О. Мандельштама / И.А. Александров // Филоlogos. - 2016. - № 1 (28). - С. 5-9.

Статьи в других изданиях:

4) Александров, И.А. Образ смерти в стихотворениях К. Батюшкова и О. Мандельштама / И.А. Александров // Научные труды молодых ученых-филологов XVI. - 2017. - С. 12-17.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗНОСТИ У К. БАТЮШКОВА

И О. МАНДЕЛЬШТАМА

1.1. Античные образы

Интерес русской поэзии к античной мифологии как к части мировой культуры практически никогда не угасал. Очевидно, что это обусловлено миметическим началом творчества: античная мифология являлась не только источником вдохновения, но и эстетическим ориентиром, эталоном вкуса и гармонии. Необходимо сказать о двух путях освоения греческих и римских образов, сформированных читательской культурой еще в XVIII веке. С одной стороны, возросший в эпоху классицизма интерес к античным авторам подталкивал к непосредственному чтению подлинников, что способствовало прямой рецепции мифологизмов. С другой стороны, отечественная поэзия XVIII и XIX века перенимала опыт западноевропейской словесности, и именно благодаря ему происходила ассимиляция античной образности, т.е. рецепция носила опосредованный характер. В ХХ столетии мимесис мифологических образов стал еще более опосредованным. Так или иначе, в эпоху модернизма он был маркирован несколькими поэтическими поколениями и традициями, стал важным результатом накоплений самых разных эстетических направлений и школ. Поэтому мифологизм стал материалом, дающим отсылку не только к первоисточнику, но и к определенной, уже сформировавшейся традиции русской поэзии. Мифологизм как образное целое в это время стал маркером русской стилевой традиции.

Мифологический образ - это круг закрепленных значений, неотъемлемая часть поэтики устойчивых стилей, часть общего для карамзинистов словаря, вносящего «свои поэтические ореолы в контексте устойчивых стилей» (Л.Я. Гинзбург). Вместе с этим модернистское сознание, ассоциативное, по своей природе антиэмфазное, только усиливало тенденцию расширения смысла, тем

самым обогащало традицию. А.А. Потебня, разбирая пример с трансформацией одной загадки, писал: «.рассказы живут по целым столетиям не ради своего буквального смысла, а ради того, который в них может быть вложен» [136, с. 153154]. Подобное, на наш взгляд, относится и к другим формам словесного творчества. В ХХ веке принцип наполнения индивидуально-авторским смыслом стал определяющей тенденцией.

Среди множества образов античной мифологии образы античных божеств, уже изначально символические, являются наглядными примерами того, как существование слова неотделимо от его семантической мотивировки. Внутренняя форма собственных имен божеств, чаще всего этимологически выраженная, передает главное смысловое значение. Поэтому исторически номинация божеств, безусловно, является творческим актом, поскольку демонстрирует явление во всей семантической полноте (Немезида - возмездие, Афина - войну, Афродита -красоту и т.д.). «Художественное слово не просто называет, а непременно изображает (прим.: курсив Ю.М.) предметы и явления, идеи и отношения» [118, с. 17], - справедливо отмечает Ю.И. Минералов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Александров Илья Алексеевич, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография / С.С. Аверинцев. -М.: Наука, 1973. - 279 с.

2. Аверинцев, С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама: [вступит. статья] / С.С. Аверинцев // Мандельштам О.Э. Собр. соч. в 2 т. - М.: Художественная литература, 1990. - С. 5-64.

3. Адамович, Г.В. Несколько слов о Мандельштаме / Г.В. Адамович // Воздушные пути. - 1961. - № 2. - С. 88.

4. Алексеева, О.В. Категория времени в русской поэзии конца XVIII -начала XIX века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Алексеева Оксана Витальевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2007. - 224 с.

5. Алленов, М.М. Тексты о текстах / М.М. Алленов. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.

6. Альфонсов, В.Н. Слова и краски / В.Н. Альфонсов. - СПб.: Сага -Азбука классика - Наука, 2006. - 320 с.

7. Апухтин, А.Н. Стихотворения / А.Н. Апухтин. - Л.: Советский писатель, 1961.

8. Артемова, С.Ю. Лирическое послание в литературе ХХ века: поэтика жанра: диссертация .кандидата филологических наук: 10.01.01 / С.Ю. Артемова. - Тверь, 2004.

9. Артышева, В.Ю. Поэтика описаний в романах А.Ф. Писемского 1870-х годов: «В водовороте», «Мещане», «Масоны»: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / В.Ю. Артышева. - Йошкар-Ола, 2005. - 224 с.

10. Арутюнова, Н.Д. Феномен молчания / Н.Д. Арутюнова // Язык о языке: сб. статей. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 624 с.

11. Ахматова, А.А. Листки из дневника (о Мандельштаме) // А.А. Ахматова // Сочинения в двух томах. Том II. - М.: Правда, 1990.

12. Бабель, И.Э. Конармия / И.Э. Бабель. - М.-Л.: Государственное издательство, 1928.

13. Бак, Д.Б. К вопросу о поэтической эволюции Мандельштама: тема художественного творчества / Д.Б. Бак // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. - Кемерово, 1990. - С. 38.

14. Баратынский, Е.А. Стихотворения. Поэмы / Е.А. Баратынский. - М.: Наука, 1983. - 256 с.

15. Батюшков, К.Н. Полное собрание стихотворений / К.Н. Батюшков. -М.-Л.: Библиотека поэта, Большая серия, 1964.

16. Батюшков. К.Н. Сочинения в двух томах / К.Н. Батюшков. - М.: Художественная литература, 1989.

17. Бахтин, М.М. Из записей 1970-71 годов. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.

18. Белинский, В.Г. Речь о критике / В.Г. Белинский // Собр. соч. в 9 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1979. - С. 63-124.

19. Белинский, В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья четвертая / В.Г. Белинский // Собр. соч. в 9 т. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1979. С. 219-249.

20. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2006. - 314 с.

21. Белый, А. Формы искусства. Символизм. Книга статей / А. Белый // Собрание сочинений в 14 томах. Т. 5. - М.: Культурная революция, Республика, 2010.

22. Бестужев-Марлинский, А.А. Взгляд на старую и новую словесность в России / А.А. Бестужев-Марлинский // Полное собрание сочинений. Т. 2. - Л., 1981. - С. 378-379.

23. Богданович, Е.В. Стихотворное послание 1810-х - начала 1820-х гг. в контексте русской и французской поэтических традиций: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Богданович Елена Владимировна;

[Место защиты: Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН]. - Санкт-Петербург, 2011. -203 с.

24. Богомолов, Н.А. Батюшков, Мандельштам, Гумилев. Заметки к теме / Н.А. Богомолов // Время и текст: Историко-литературный сб. / Науч. ред. Н.В. Серебренников. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 292-310.

25. Боровская, А.А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Боровская Анна Александровна; [Место защиты: ГОУВПО «Астраханский государственный университет»]. - Астрахань, 2009. - 527 с.

26. Бочаров, С.Г. Генетическая память литературы / С.Г. Бочаров. - М.: РГГУ, 2012. - 341 с.

27. Бреева, Т.Н. Художественный мир Осипа Мандельштама: Учебное пособие / Т.Н. Бреева. - М.: Флинта - Наука, 2014. - 136 с.

28. Бродский, И.А. Сын цивилизации / И.А. Бродский // Сочинения Иосифа Бродского в 7 томах. Т. 5. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001. С. 92-106.

29. Бродский, Н.Л. «Бородино» М.Ю. Лермонтова и его патриотические традиции / Н.Л. Бродский. - М.-Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948.

30. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие / С.Н. Бройтман. - М.: Академия, 2004. - 352 с.

31. Бушман, И.Н. Поэтическое искусство Мандельштама [Электронный ресурс] / И.Н. Бушман // Поэтическое искусство Мандельштама. - Режим доступа: МрвУ/ргойПЬ. сот/с^еше/ 130869/тпа-ЬивЬшап-рое1:1сЬе8кое-18ки88:уо-тапёеЫ^ата- 14.рИр. (дата обращения 12.02.2018)

32. Вайман, Н.И. Черное солнце Мандельштама / Н.И. Вайман. - М.: Аграф, 2013. - 256 с.

33. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры. Элегическая школа / В.Э. Вацуро. - СПб.: Наука, 2002 .

34. Венгеров, С.А. Батюшков К.Н. / С.А. Венгеров // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: (От начала рус.

образованности до наших дней). - СПб.: Семеновская типо-литогр. (И. Ефрона), 1891. - Т. 2, вып. 22-30. - С. 227-256, 289-295.

35. Верховский, Н.П. Батюшков К.Н. / Н.П. Верховский // История русской литературы в 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. V. Литература первой половины XIX века. Ч. I. -1941. C. 392-417.

36. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989.

37. Володина, Н.В. Проблема соотношения автора и героя лирики Батюшкова [Электронный ресурс] // Батюшков. Исследования и материалы. Сб. науч. трудов. - Череповец, 2002. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/iss/led/ova/nia/2.htm#5 (дата обращения 30.01.2018).

38. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука классика, 2017. - 448 с.

39. Высоцкий, В.С. Своя колея: песни / В.С. Высоцкий. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

40. Вяземский, П.А. Стихотворения / П.А. Вяземский. - Л.: Советский писатель, 1958.

41. Гаспаров, М.Л. «Теснота стихового ряда»: Семантика и синтаксис / М.Л. Гаспаров // Analysieren als Deuten: Wolf Schmid zum 60. Geburtstag / hrsg. von L. Fleishman, С. Gölz u. A.A. Hansen-Löve. Hamburg: Hamburg University Press, 2008. - S. 85-95.

42. Гаспаров, М.Л. Три поэтики Осипа Мандельштама (поэт и культура) / М.Л. Гаспаров // Мандельштам О.Э. Полное собрание стихотворений (Новая библиотека поэта). - СПб.: Академический проект, 1997. С. 5-60.

43. Гершензон, М.О. Пушкин и Батюшков / М.О. Гершензон // Статьи о Пушкине. - Л.: Academia, 1926.

44. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Изд. 2-е, дополненное. -Л.: Советский писатель, 1974.

45. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - М.-Л.: Советский писатель,

1964.

46. Гинзбург, Л.Я. П.А. Вяземский / Л.Я. Гинзбург // Вяземский П.А. Стихотворения / Ред. Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1958.

47. Гинзбург, Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама / Л.Я. Гинзбург // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - 1972. - № 4. - С. 309-327.

48. Гинзбург, Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике / Л.Я. Гинзбург // Русская литература. - 1962. - № 1. - С. 27-37.

49. Глебович, Т.А. Трансформация классических жанров в поэзии И. Бродского: эклога, элегия, сонет: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Т.А. Глебович; Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2005. - 26 с.

50. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. - М.: Художественная литература, 1965.

51. Гуковский, Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии / Г.А. Гуковский. - М.: Языки русской культуры, 2001.

52. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. -М.: Аспект-пресс, 1999.

53. Гумилев, Н.С. Собр. соч. в 4 т. / Н.С. Гумилев. - Washington, 1968.

54. Гумилев, Н.С. Стихотворения и поэмы / Н.С. Гумилев. - М.: Современник, 1989.

55. Данте, А. Новая жизнь. Божественная комедия / А. Данте. - М.: Художественная литература, 1967.

56. Демин, А.О. Г.Р. Державин и итальянские поэты (Моретти, Петрарка, Тассо, Метастазио) / А.О. Демин // Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета. - Казань, 2003.

57. Демина, А.С. Поэтическая философия творчества О.Э. Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / А.С. Демина. - Нижний Новгород, 2006. - 217 с.

58. Державин, Г.Р. Сочинения / Г.Р. Державин. - СПб.: Академический проект, 2002.

59. Дмитриевская, Л.Н. Словесная живопись в русской прозе XIX -начала XX в.: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Л.Н. Дмитриевская. - Москва, 2013. - 354 с.

60. Жирмунский, В.М. Вопросы теории литературы / В.М. Жирмунский. -Л.: Academia, 1928.

61. Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм / В.М. Жирмунский // Русская мысль. - 1916. - № 12 - С. 41-49.

62. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. - Tenafly, NJ: Эрмитаж, 1986.

63. Жуковский, В.А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. Стихотворения / В.А. Жуковский. - М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1959.

64. Зубков, Н.Н. О системе элегий Батюшкова [Электронный ресурс] / Н.Н. Зубков // Международный культурный портал «Эксперимент». - Дата обращения: http://md-eksperiment.org/post/201510Q7-o-sisteme-elegii-k-n-batyushkova (дата обращения 19.04.2018).

65. Зубков, Н.Н. Поэзия К.Н. Батюшкова: Эволюция поэтической системы и ее прижизнен. книж. манифестации: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Н.Н. Зубков. - Москва, 1996. - 214 с.

66. Зырянов, О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01 / О.В. Зырянов; Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2004. -42 с.

67. Иванов, В.И. Родное и вселенское / В.И. Иванов. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

68. Иваск, Ю.П. Похвала российской поэзии / Ю.П. Иваск. - М.: Alexandra, 2002. 246 с.

69. Ионин, Г.Н. Анакреонтика К.Н. Батюшкова и Г.Р. Державина / Г.Н. Ионин // Венок поэту: Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова. - Вологда, 1989.

70. Капинос, Е.В. Словесная пластика и архитектоника: От Батюшкова и Баратынского к Мандельштаму: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Е.В. Капинос. - Новосибирск, 2000. - 155 с.

71. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966.

72. Киршбаум, Г. Валгаллы белое вино. Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама / Г. Киршбаум. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.

73. Кихней, Л.Г. Стихотворное послание в русской поэзии начала XX века. (Развитие жанра в символистской и пролетарской поэзии): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.02 / Л.Г. Кихней. - Москва, 1985. - 176 с.

74. Кихней, Л.Г., Костерина, Е.Н. Эсхатологический миф в «Tristia» (1915-1920) Осипа Мандельштама / Л.Г. Кихней, Е.Н. Костерина // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы международной научной конференции. - Уссурийск, 2001. - С. 199-203.

75. Ковалева, И.И. Психея у Персефоны: об истоках одного античного мотива у Мандельштама [Электронный ресурс] / И.И. Ковалева // НЛО. - 2005. -№ 3 (73). - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/ko20.html (дата обращения 29.11.2017).

76. Козлов, В.И. Русская элегия неканонического периода: типология, история, поэтика: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Козлов Владимир Иванович; [Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет]. - Москва, 2013. - 418 с.

77. Колесова, С.Н. Стихотворение К.Н. Батюшкова «Выздоровление». Лирический сюжет и жанровая форма / С.Н. Колесова // Филологические науки. -2007. - № 2. - С. 32-41.

78. Костерина, Е.Н. Художественный мифологизм творчества Осипа Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Е.Н. Костерина. - Нерюнгри, 2001. - 179 с.

79. Кошелев, В.А. Батюшков в двадцатом столетии / В.А. Кошелев // Литература в школе. - 2001. - № 2. - С. 9-12.

80. Красильников, Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.08 / Красильников Роман Леонидович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.]. - Москва, 2011. - 53 с.

81. Крауклис, Р.Г. Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Р.Г. Крауклис. - Санкт-Петербург, 2005. - 184 с.

82. Крутий, С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / С.М. Крутий. - Магнитогорск, 2005. - 171 с.

83. Крылов, И.А. Соч. в 2 томах / И.А. Крылов. - М.: Правда, 1984.

84. Крюкова, О.С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Крюкова Ольга Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.]. - Москва, 2007. - 43 с.

85. Кузнецов, П.В. Жанр послания в русской лирике 1800-1810-х годов: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / П.В. Кузнецов. -Москва, 2001. - 180 с.

86. Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие / В.И. Кулешов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

87. Кушнер, А.С. Заметки на полях стихотворений Батюшкова. [Электронный ресурс] / А.С. Кушнер // Журнальный зал. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/9/ku 15.html (дата обращения 25.03.2018).

88. Кюхельбекер, В.К. Сочинения / В.К. Кюхельбекер. - Л.: Художественная литература, 1989.

89. Левин, Ю.И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах Мандельштама / Ю.И. Левин // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: Мандельштамовское общество, 1995. С. 77-103.

90. Лейдерман, Н.Л. Теоретическая модель жанра / Н.Л. Лейдерман // Практикум по жанровому анализу литературного произведения / М.Н. Липовецкий, Н.В. Барковская [и др.]. - Екатеринбург, 1996. С. 3-20.

91. Лейдерман, Н.Л. Феномен Мандельштама / Н.Л. Лейдерман // Русская литературная классика XX века. Монографические очерки. - Екатеринбург, 1996. С. 95-142.

92. Лекманов, О.А. Жизнь Осипа Мандельштама. Документальное повествование / О.А. Лекманов. - СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2003.

93. Лекманов, О.А. Осип Мандельштам. Жизнь поэта / О.А. Лекманов. -М.: Жизнь замечательных людей, 2009.

94. Лекманов, О.А. Пушкинский канон в элегии А. Введенского [Электронный ресурс] / О.А. Лекманов // Статьи на случай: 50-летие Романа Лейбова. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/leibov 50/Lekmanov.pdf (дата обращения 05.07.2018).

95. Лермонтов, М.Ю. Собр. соч. в 4 томах / М.Ю. Лермонтов. - М.: Художественная литература, 1975.

96. Липкин, С.И. Угль, пылающий огнем / С.И. Липкин // Осип Мандельштам и его время. - М.: Наш дом, 1995.

97. Лисицына, Т.А. Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия [Электронный ресурс] / Т.А. Лисицына. - Режим доступа: http://tzone.kulichki.com/religion/tanatos/death.html (дата обращения 24.12.2017).

98. Ломоносов, М.В. Избранные произведения / М.В. Ломоносов. - Л.: Советский писатель, 1986.

99. Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма — Стиль — Выражение / сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995.

100. Лосев, А.Ф., Сонкина, Г.А. Античная литература: Учеб. для студентов пед. ин-тов. и др. / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина; род. ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Просвещение, 1973.

101. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972.

102. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис; издательская группа «Прогресс», 1992.

103. Лотман, Ю.М. Поэзия Карамзина: [вступ. ст.] / Ю.М. Лотман // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. - М.-Л., 1966.

104. Ляпина, Л.Е. Мир Петербурга в русской поэзии. Очерки исторической поэтики / Л.Е. Ляпина. - СПб.: Нестор-История, 2010.

105. Майков, А.Н. Сочинения в двух томах / А.Н. Майков. - М.: Правда,

1984.

106. Майков, Л.Н. Батюшков. Его жизнь и сочинения / Л.Н. Майков. -СПб.: тип. В.С. Балашева, 1887.

107. Майков, Л.Н. Пушкин / Л.Н. Майков. - СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1899.

108. Мандельштам, О.Э. Собрание сочинений в 2 томах / О.Э. Мандельштам. - М.: Художественная литература, 1990.

109. Мандельштам, О.Э. Собрание сочинений в 3 томах / О.Э. Мандельштам. - М.: Прогресс-Плеяда, 2010.

110. Марин, С.Н., Милонов, М.В. Стихотворения. Драматические произведения. Сцены и отрывки. Письма / С.Н. Марин, М.В. Милонов. -Воронеж, 1983.

111. Махов, А.Е. Предромантизм / А.Е. Махов // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М., 2001. - С. 800.

112. Медвидь, М.В. Идея дома в творчестве Осипа Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / М.В. Медвидь. -Нижний Новгород, 2007. - 182 с.

113. Мережковский, Д.С. Собр. соч. в 4 томах. Т. 2 / Д.С. Мережковский. -М.: Правда, 1990.

114. Меркель, Е.В. Философия слова и поэтическая семантика Осипа Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Е.В. Меркель. - Владивосток, 2002. - 177 с.

115. Мец, А.Г. Комментарий к стихотворениям О. Мандельштама // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 3 томах. - М., 2010.

116. Мец, А.Г. Осип Мандельштам и его время: анализ текстов / А.Г. Мец. - Изд-е 2-е., дополненное. - СПб.: Интернет-издание, 2011.

117. Минералов, Ю.И. Контуры стиля эпохи / Ю.И. Минералов. - М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2007.

118. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности / Ю.И. Минералов. - М.: Владос, 1999.

119. Минц, З.Г. Военные астры / З.Г. Минц // Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. Кн. 3: Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство, 2004.

120. Митин, Д.И. Формирование элегической школы в русской поэзии конца ХУШ - начала XIX в. М.Н. Муравьев, В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Д.И. Митин. - Москва, 2007. - 215 с.

121. Мочульский, К.В. Классицизм в современной русской поэзии (рец. на кн.: Гумилев Н.С. Огненный столп. Пг.: Петрополис, 1922) / К.В. Мочульский // Современные записки. Кн. XI. Критика и библиография. Пг, 1922.

122. Мочульский, К.В. О.Э. Мандельштам (публикация и примечания Р.Д. Тименчика / К.В. Мочульский // Мандельштам и античность. Сборник статей. -М.: Мандельштамовское общество, 1995. - С. 7-11.

123. Мусатов, В.В. Лирика Осипа Мандельштама / В.В. Мусатов. - Киев: Ника-Центр, Эльга-Н, 2000.

124. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века / В.В. Мусатов. - М.: Изд. центр РГГУ, 1998.

125. Некрасов, Н.А. Собрание сочинений в 4 томах / Н.А. Некрасов. - М.: Правда, 1979.

126. Нерлер, П.М. Con Amore: этюды о Мандельштаме / П.М. Нерлер. -М.: Новое литературное обозрение, 2014.

127. Никитина, Т.Ю. Мифопоэтика О. Мандельштама 1908-1925 годов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Т.Ю. Никитина. -Тюмень, 2000. - 154 с.

128. Озеров, Л.А. Константин Николаевич Батюшков: [Вступ. ст.] / Л.А. Озеров // Батюшков К.Н. Сочинения. - М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955.

129. Ошеров, С.А. «Tristia» Мандельштама и античная культура / С.А. Ошеров // Мандельштам и античность. Сборник статей / Под ред. О.А. Лекманова. М., 1995.

130. Паламарчук, П. Опыты в прозе и жизни / П. Паламарчук // К. Батюшков. Избранная проза. - М., 1987. - С. 450.

131. Панова, Л.Г. «Мир», «пространство» и «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

132. Паперно, И.А. О природе поэтического слова: богословские источники спора Мандельштама с символизмом / И.А. Паперно // Литературное обозрение. - 1991. - № 1. - С. 29-36.

133. Пильщиков, И.А. Батюшков и литература Италии / И.А. Пильщиков. -М.: Языки славянской культуры, 2003.

134. Полонский, Я.П. Стихотворения / Я.П. Полонский. - М.: Советская Россия, 1981.

135. Пономарева, Т.А. Традиция Батюшкова в лирике ХХ века: к постановке проблемы [Электронный ресурс] / Т.А. Пономарева // Батюшков. Исследования и материалы. Сборник научных трудов. - Череповец, 2002. - Режим доступа: ШрБ://www.booksite.rU/fulltext/iss/led/ova/nia/4.Ыт#9. (дата обращения 09.03.2018).

136. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - 3-е издание. - Харьков: тип. «Мирный труд», 1913.

137. Потебня, А.А. Полное собрание трудов: мысль и язык / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999.

138. Пробштейн, Я.Э. «Пространством и временем полный.». История, реальность, время и пространство в творчестве Мандельштама [Электронный ресурс] / Я.Э. Пробштейн // Семь искусств. - 2014. - № 1 (49). - Режим доступа: http://7iskusstv.com/2014/Nomer1/Probshtein1.php (дата обращения 15.11.2017).

139. Проскурин, О.А. Пометы Пушкина на полях «Опытов в стихах» Батюшкова: датировка, функция, роль в литературной эволюции / О.А. Проскурин // НЛО. - 2003. - № 6. - С. 64.

140. Пушкин, А.С. Сочинения в 3 томах / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1985.

141. Пшыбыльский, Р. Рим Осипа Мандельштама / Р. Пшыбыльский // Мандельштам и античность. Сборник статей / Под ред. О.А. Лекманова. - М., 1995. - С. 33-64.

142. Разумкова, Н.В. Лексико-семантическое поле цвета и света как когнитивно-поэтический феномен: на материале произведений К. Батюшкова и О. Мандельштама: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Разумкова Надежда Васильевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. - Тюмень, 2009. - 191 с.

143. Рогозинский, В.В. Нашедший подкову. О творчестве О. Мандельштама / В.В. Рогозинский // Русский язык и литература. - 1989. - № 9. -С. 62-67.

144. Ронен, О. Поэтика Осипа Мандельштама / О. Ронен. - СПб.: Гиперион, 2002.

145. Рубинс, М. Пластическая радость красоты / М. Рубинс // Акмеизм и Парнас. - СПб.: Академический проект, 2003.

146. Русская литература в зарубежных исследованиях 80-х годов: (Розанов, Хлебников, Ахматова, Мандельштам, Бахтин): Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 1990.

147. Сакулин, П.Н. Социологический метод в литературоведении / П.Н. Сакулин. - М.: Мир, 1925.

148. Сакулин, П.Н. Теория литературных стилей / Сакулин П.Н. Филология и культурология. - М.: Высшая школа, 1990.

149. Сарнов, Б.Н. Случай Мандельштама. Заложник вечности / Б.Н. Сарнов. - М.: Эксмо, 2006.

150. Святополк-Мирский, Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Д.П. Святополк-Мирский; пер. с англ. Р. Зерновой. - 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006.

151. Сегал, Д.М. Осип Мандельштам. История и поэтика / Д.М. Сегал. -Jerusalem; Berkeley, 1998.

152. Семенко, И.М. Батюшков и его «Опыты» / И.М. Семенко // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе: Литературные памятники. - М.: Наука, 1977.

153. Семенко, И.М. Поэты пушкинской поры / И.М. Семенко. - М.: Художественная литература, 1970.

154. Сергеева-Клятис, А.Ю. «Таврида» Батюшкова: романтизм или ампир? [Электронный ресурс] / Ю.А. Сергеева-Клятис // Литература. - 2002. - № 12. -Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200201405 (дата обращения 233.05.2018).

155. Сергеева-Клятис, А.Ю. Из стакана в стакан. Мандельштам и Батюшков. [Электронный ресурс] / А.Ю. Сергеева-Клятис // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200202204 (дата обращения 05.03.2018).

156. Сергеева-Клятис, А.Ю. Русский ампир и поэзия Константина Батюшкова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / А.Ю. Сергеева-Клятис. - Москва, 2001. - 265 с.

157. Смирнов, А.Е. Античный Петроград в поле культурных кодов: опыт реконструкции одного творческого задания / А.Е. Смирнов // Вопросы литературы. - 1999. - № 4. - С. 44-62.

158. Степанова, Е.В. «Северные элегии» К.Н. Батюшкова в русской литературе конца XVIII - начала XIX века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Степанова Елена Васильевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2007. - 198 с.

159. Струве, Н.А. Наша русская душа продлевается в России / Н.А. Струве // Дружба народов. - 1997. - № 11. - С. 195-201.

160. Струве, Н.А. Осип Мандельштам / Н.А. Струве. - Oversias Publications Interchange Lfd., London. 1988.

161. Субботин, А.С. Маяковский сквозь призму жанра / А.С. Субботин. -М.: Советский писатель, 1986.

162. Судосева, И.С. Поэтика интерьера в художественной прозе: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.08 / Судосева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. - Москва, 2016. -24 с.

163. Сумароков, А.П. Избранные произведения (Библиотека поэта. Второе издание) / А.П. Сумароков. - Л.: Советский писатель, 1957.

164. Сурат, И.З. Мандельштам и Пушкин / И.З. Сурат. - СПб.: ИМЛИ РАН, 2009.

165. Сурат, И.З. Поэт и город. Петербургский сюжет Мандельштама [Электронный ресурс] / И.З. Сурат // Звезда. - 2005. - № 8. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/5/su 16.html (дата обращения 16.01.2018).

166. Таборисская, Е.М. Петербург в лирике Мандельштама / Е.М. Таборисская // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. -Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1990. - С. 515-528.

167. Тарановский, К.Ф. Два «молчания» Осипа Мандельштама / К.Ф. Тарановский // Мандельштам и античность. Сборник статей / Под ред. О.А. Лекманова. - М., 1995. - С. 116-122.

168. Тарановский, К.Ф. О поэзии и поэтике / К.Ф. Тарановский. - М.: Языки русской культуры, 2000.

169. Тоддес, Е.А. Смыслы Мандельштама (первая глава из неопубликованной книги) / Е.А. Тоддес // НЛО. - 2014. - № 6 (130). - С. 181-198.

170. Толстой, А.К. Полное собрание стихотворений: в 2 томах / А.К. Толстой. - СПб.: Наука, 2016.

171. Топоров, В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) / В.Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс-культура», 1995.

172. Тредиаковский, В.К. Способ к сложению российских стихов (1752) // В.К. Тредиаковский // Сочинения: в 3 томах. - СПб., 1849.

173. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977.

174. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю.Н. Тынянов // Статьи. М.: Советский писатель, 1965. - C. 66-67.

175. Тынянов, Ю.Н. Промежуток / Ю.Н. Тынянов // Библиотека русской критики. Критика 1917-1921. - М.: Астрель, 2003. - С. 415-452.

176. Уварова, И.В. Эстетическая концепция К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкин / И.В. Уварова // Эстетические взгляды писателя и художественное творчество: межвузовский сборник. - Краснодар, КубГУ, 1981. С. 3-12.

177. Успенский, Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII -начала XIX века (Языковая программа Карамзина и ее исторические корни) / Б.А. Успенский. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

178. Успенский, Ф.Б. Работы о языке и поэтике Осипа Мандельштама «Соподчиненность порыва и текста» / Ф.Б. Успенский. - М.: Фонд развития фундаментальных лингвистических исследований, 2014.

179. Фет, А.А. Стихотворения. Поэмы. Современники о Фете / А.А. Фет. -М.: Правда, 1988. - 480 с.

180. Флейшман, Л.С. От Пушкина к Пастернаку. Из истории элегии в пушкинскую эпоху / Л.С. Флейшман. - М.: Новое литературное обозрение, 2006.

181. Фрейдин, Г. Осип Мандельштам: история и миф / Г. Фрейдин // Русская литература XX в.: Исследования американских ученых. - СПб., 1993. С. 303-334.

182. Фридман, Н.В. Поэзия Батюшкова / Н.В. Фридман. - М.: Наука, 1971.

183. Фридман, Н.В. Примечания к стихотворениям К.Н. Батюшкова / Н.В. Фридман // Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений. - М.-Л., 1964.

184. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа,

1999.

185. Хлыстова, А.В. Поэтическая модель подсознательной коммуникации в лирике Осипа Мандельштама: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Хлыстова Анна Владимировна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2007. - 16 с.

186. Ходасевич, В.Ф. Стихотворения / В.Ф. Ходасевич. - Л.: Советский писатель, 1989.

187. Цивьян, Т.В. Семиотические путешествия / Т.В. Цивьян. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001.

188. Черашняя, Д.И. Поэтика Осипа Мандельштама: субъектный подход / Д.И. Черашняя. - Ижевск, Удмурт. гос. ун-т, филол. фак. - Ижевск, «Институт компьютерных исследований», 2004.

189. Чистяков, Г.П. С Евангелием в руках. Еще раз о Мандельштаме и античности / Г.П. Чистяков. - М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

190. Чудаков, А.П. Слово - вещь - мир: от Пушкина до Толстого / А.П. Чудаков. - М.: Современный писатель, 1992.

191. Эйхенбаум, Б.М. Мелодика русского лирического стиха / Б.М. Эйхенбаум. - Петербург: ОПОЯЗ, 1922. - 200 с.

192. Элиаш, М.Н. К вопросу о влиянии Пушкина на Батюшкова / М.Н. Элиаш // Пушкин и его современники. Вып. XIX-XX. - Петербург: Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. акад. наук, 1914. - С. 1-39.

193. Эренбург, И.Г. Портреты русских поэтов / И.Г. Эренбург. - Берлин: Аргонавты, 1922.

194. Averintzev, S. Foreword / S. Averintzev // Glazov-Corrigan Elena Mandel'shtam's Poetics: A Challenge to Postmodernism / University of Toronto PRESS, Toronto Buffalo London - Printed in Canada, 2000, - P. 11-14.

195. Freidin, G. Osip Mandelstam: the poetry of time (1908-1916) / G. Freidin // California Slavic Studies. - 1980. - № 11. - Р. 141-186.

196. Greenleaf, M. Pushkin and Romantic Fashion: Fragment, Elegy, Orient, Irony / М. Greenleaf. - Stanford: Stanford University Press, 1994. - 412 p.

197. Meijer, J.M. The early Mandel'stam and symbolism / J.M. Meijer // Russian literature. - 1979. - Vol. 7, № 5. - P. 521-536.

198. Pollak, N. Mandelstam the Reader / N. Pollak. - The Johns Hopkins University Press, Baltimore and London. Printed in the United States of America, 1995. - 218 p.

199. Przуbуlski, R. An essay on the poetry of Osip Mandelstam: God's greatful guest / R. Przуbуlski. - Ann Arbor, 1987.

200. Taranovski, K. Knjiga o Mandeljstamu / K. Taranovski. - Beograd: Pros-veta, 1982. - 292 p.

201. Varese, M.F. Batjuskov: un poeta tra Russia e Italia / M.F. Varese. -Padova, 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.