Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Соколова, Елена Олеговна

  • Соколова, Елена Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 326
Соколова, Елена Олеговна. Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 326 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соколова, Елена Олеговна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов стилизации для создания художественного образа при взаимосвязи натурного и декоративного рисования

1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного образа в процессе изобразительной деятельности

1.2. Способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа

1.3. Особенности стилизации при создании художественных изделий из различных материалов

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов обучения при овладении приемами стилизации

2.1. Проверка уровня сформированное™ навыков владения приемами стилизации в процессе натурного и декоративного рисования при традиционных методах обучения {констатирующий эксперимент)

2.2. Поиск, разработка и апробация основных методов обучения, направленных на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования {поисковый эксперимент)

2.3. Разработка и апробация экспериментальной программы, направленной на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования {формирующий эксперимент)

Заключение

Библиография Приложение...,

304

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования»

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время художественное образование в Республике Беларусь является одним из приоритетов государственной политики в сфере образования и направлено на сохранение национальной культуры страны и создание условий для ее дальнейшего развития. Большая роль в достижении этих целей отводится общеобразовательным школам с художественно-эстетическим направлением (художественным, архитектурным, эстетическим), а их объединяющим фактором, соответственно, является обучение школьников дисциплинам художественно-эстетического цикла. При изучении этих предметов особое внимание уделяется натурному1 и декоративному2 видам рисования, которые в свою очередь основываются на развитом восприятии натуры, а также на ее отражении с помощью различных изобразительных средств и приемов при создании художественного образа.

В процессе художественно-творческой деятельности художник постоянно оперирует наглядными образами объектов окружающего мира. Механизмом отражения их средствами искусства является художественный образ, который «формируется в результате сложной аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки объекта и несколько позже - отдельные детали, которые проявляются с различной степенью интенсивности и ясности»3. Таким образом, художественный образ возникает в сознании художника в результате обобщения и упрощения формы объекта действительности и выделения наиболее характерных и выразительных деталей.

Одним из важных средств создания художественного образа в процессе выполнения декоративного изображения является стилизация. Стилизация

1 Под натурным рисованием мы понимаем реалистическое изображение различных объектов и явлений действительности.

2 Под декоративным рисованием мы подразумеваем изображение, основанное на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности посредством художественного обобщения (стилизации) с учетом национальных традиций и материала.

3 Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - С. 11.

является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение, как способ отражения общих и основных признаков объектов и явлений действительности, способствует ориентации в мире людей и вещей, поиску сходства в самых разных материальных объектах, позволяет точнее и глубже понимать себя и других людей, освобождает от необходимости снова изучать одни и те же объекты и явления.

В процессе обучения на уроках изобразительного цикла обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения рисунка с натуры, особенно на первоначальном этапе изображения. В то же время предельная обобщенность формы и подчеркнутая выразительность ее деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации в процессе декоративного рисования, и при изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера.

Вследствие этого необходимо отметить, что стилизация - это метод, при использовании которого у учащихся закладываются фундаментальные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления о ее образном отражении, вырабатывается понимание особенностей национального стиля.

Рассматривая стиль как «систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса»4, надо отметить, что стиль как устойчивая и неизменная структурная составляющая национальной культуры, определяет основу стилизации в различных видах декоративно-прикладного искусства. Н.М. Сокольникова и В.Н. Крейн в своем исследовании «История стилей в искусстве» определяют стиль как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям

4 Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - С. 27.

определенной эпохи и страны. В нем получает зримое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры»5.

Национальные стили отличаются специфичностью художественно-пластического языка и своеобразием «переработки», трансформации природного мира. Народное творчество, проистекающее от природы (натуры), отражается в изделиях народного искусства, составляя при этом единую картину бытия человека в гармоничной взаимосвязи природа - человек - быт. Поэтому красота окружающей действительности, трансформированная в изделия декоративно-прикладного характера, культуру, традиции, обряды, вещи, которые нас окружают, является объектом познания для выполнения стилизации.

Таким образом, через исследование таких понятий, как «стилизация», «декоративное искусство» и «натурное рисование», в основе которых лежит единый алгоритм - «обобщение» - с учетом национальных традиций и материала нам нужно было определить пути и методы трансляции особенностей национального искусства применительно к учащимся. Понимание искусства в русле стилизации, декоративности и натурного рисования при основательном изучении действительности поможет учащимся глубже понять своеобразие национальной культуры.

Наша работа посвящена важной и малоисследованной проблеме изучения взаимосвязи натурного и декоративного рисования, важнейшим компонентом которой при переходе от натурного изображения к декоративному рисованию является метод стилизации, который необходим как эффективное средство создания выразительного художественного образа.

Основные теоретические положения нашего исследования, касающиеся природы рисования с натуры и различных видов рисования, базируются на фундаментальных трудах ученых, художников-педагогов H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Н.Э. Радлова, E.H. Игнатьева, В.К. Лебедко, O.A. Авсияна и др. Следует отметить, что большинство исследований было посвящено проблемам

3 Сокольникова H.M., Крейн B.H. История стилей в искусстве. —

М: Гардарики, 2006. - С. 4.

обучения какому-то одному виду рисунка, в то время как вопрос взаимосвязи натурного и декоративного рисования не был еще достаточно изучен.

При изучении психолого-педагогических закономерностей изобразительной деятельности в области натурного и декоративного рисования нами были использованы важнейшие положения результатов исследований следующих известных отечественных и зарубежных ученых: H.H. Волкова, Е.И. Игнатьева, C.JI. Рубинштейна, B.C. Кузина, JI.C. Выготского, Р. Арнхейма, Р. Вудвордса, П. Линдсея, Д. Нормана, С.Е. Игнатьева, П.М. Якобсона, В.И. Киреенко, Б.Ф. Ломова, О.И. Никифоровой и др. В данных исследованиях подчеркивается, что обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляя наиболее характерные особенности объекта действительности, которые необходимы при создании выразительного художественного образа для реалистического и декоративного изображения. Например, H.H. Волков, изучая конкретную связь ощущения и мысли в процессе восприятия натуры для дальнейшего изображения, отмечал, что «живое восприятие действительно противоречиво, будучи наделено и признаками ощущения и признаками мысли. Образы восприятия единичны и, вместе с тем, в восприятии, несомненно, уже присутствует обобщенность»6, вследствие чего образ становится более осознанным и понятным.

В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на фундаментальные исследования Г. Вёльфлина, В.Г. Власова, А.Н. Соколова, А.Ф Лосева, Н.М. Сокольниковой, которые рассматривали стиль как выражение сути и уникальности самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи, школы и традиций. При этом авторами были изложены субъективные позиции терминов «стиль» и «стилизация», прослежена их этимология, история и вскрыты заложенные в

6 Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: АПН РСФСР, 1950. - С. 8.

этих названиях противоречия. Н.М. Сокольникова дает определение термина «стилизация» и рассматривает принципы стилизации в декоративно-прикладном искусстве, живописи и графике, а также отмечает, что процесс выполнения стилизации должен происходить в ходе творческого переосмысления натуры. Однако вопрос взаимосвязи натурного и декоративного рисования не был проблемой ее исследования.

При рассмотрении вопросов семантики белорусского орнамента и особенностей формообразования в изделиях белорусского народного искусства мы основывались на исследованиях таких известных искусствоведов и этнографов Беларуси, как М.С. Кацер, Е.М. Сахута, Н.Я. Никифоровский, Н.И. Касперович и др.

При изучении теоретических положений проблемы народных традиций в художественной культуре наша работа базируется на исследованиях ведущих российских ученых - И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской, которые отмечали, что в народном искусстве заключена коллективная историческая память народа, а одним из важнейших условий формирования и развития самобытных художественных традиций народного искусства является природно-географический фактор с местными культурными традициями.

Воспитание учащихся средствами национального искусства - важный вопрос нашего исследования, который нашел свое научное подтверждение в работах таких видных ученых, как H.H. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Г.Н. Волков, Т.Я. Шпикалова, и в ряде других. Большой вклад в изучение методов использования национального искусства на уроках изобразительного искусства внесла Т.Я. Шпикалова. В авторских программах Шпикаловой раскрывается положение о том, что эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства в равной мере помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании художественного изделия. Поэтому необходимо отметить

большое значение исследований Т.Я. Шпикаловой в целях развития и воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.

При изучении проблемы исследования нами было выявлено следующее противоречие - до сих пор вопросы художественного образования школьников рассматривались с разных позиций художественно-творческой деятельности, не комплексно, а по отдельности (академический рисунок, декоративное рисование, развитие и воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства). Однако проблема взаимосвязи натурного и декоративного рисования с учетом наиионалъных особенностей формообразования, традиций и материала при изучении дисциплин художественно-эстетического цикла остается недостаточно разработанной на сегодняшний день и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность методов обучения, направленных на овладение приемами стилизации для создания выразительного художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования.

Объектом исследования является процесс обучения приемам стилизации на занятиях художественно-эстетического цикла.

Предметом исследования являются педагогические условия обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла, обеспечивающие эффективное овладение приемами стилизации в процессе натурного и декоративного рисования.

Гипотеза исследования основана на том, что овладение приемами стилизации в процессе создания художественного образа будет осуществляться более эффективно при системном развитии у учащихся умений и навыков грамотно выполнять натурные и декоративные изображения на основе использования специально разработанных заданий, упражнений, методов и целевых установок, которые предусматривают:

- семантический разбор термина «стилизация» как меры обобщения и способа трансформации природного объекта;

- использование взаимосвязи натурного и декоративного рисования в процессе обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла;

- диагностику уровня сформированности навыков владения приемами стилизации по разработанным критериям на основе выделенных компонентов (форма, конструкция, пропорции, объем и пространство);

- освоение учащимися теоретических знаний в области изобразительной грамоты и декоративного рисования, основанных на стилизации натуры;

- разработка алгоритма грамотного выполнения заданий и упражнений на параллельное и последовательное рисование (натурное и декоративное);

- формирование умений использования национальных традиций формообразования, основанных на учете специфики художественного материала при изготовлении изделий декоративно-прикладного характера.

Исходя из понимания и определения цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, мы поставили следующие задачи:

1) проанализировать и охарактеризовать сущность и структуру понятия стилизации, определить ее значение для создания художественного образа в процессе натурного и декоративного изображения;

2) систематизировать способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа;

3) определить особенности стилизации, заложенные в традициях белорусского народного декоративно-прикладного искусства при изготовлении изделий из различных материалов;

4) сформулировать и обосновать критерии и уровни сформированности навыков владения приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования;

5) разработать и апробировать специальные задания и упражнения, направленные на эффективное овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования.

Методологической основой нашей работы являются: теория и методика обучения различным видам рисования (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению), которые представлены в работах H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Н.Э. Радлова, Е.И. Игнатьева, В.К. Лебедко, O.A. Авсияна и др.; психолого-педагогические закономерности изобразительной деятельности в области натурного и декоративного рисования (H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Кузин, Л.С. Выготский, Р. Арнхейм, Р. Вудвордс, П. Линдсей, Д. Норман, С.Е. Игнатьев, П.М. Якобсон, В.И. Киреенко, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова и др.); исследования художественного стиля и стилизации (А.Ф Лосев, Г. Вёльфлин, В.Г. Власов, А.Н. Соколов, Н.М. Сокольникова); семантика белорусского орнамента и особенности формообразования в изделиях белорусского народного искусства (М.С. Кацер, Е.М. Сахута, Н.Я. Никифоровский, Н.И. Касперович и др.); теоретические положения проблемы народных традиций в художественной культуре (И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова, В.М. Василенко, С.Б. Рождественская, B.C. Воронов и др.); воспитание учащихся средствами национального искусства (H.H. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Г.Н. Волков, Т.Я. Шпикалова).

При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретические', изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в профильных школах;

- эмпирические: проведение педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов (констатирующего, поискового, формирующего), включающего в себя метод педагогического наблюдения за деятельностью учащихся на уроках изобразительного цикла; анкетирование учащихся; анализ практических работ

учащихся; метод математического анализа и графической обработки результатов.

Этапы исследования:

Первый этап (2007-2008 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировка гипотезы, определение цели, объекта, предмета исследования, научно-теоретические изыскания; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2008-2010 гг.). Поиск, разработка и апробация методов обучения, направленных на эффективное овладение приемами стилизации при условии использования принципа взаимосвязи натурного и декоративного рисования; проведение поискового эксперимента.

Третий этап (2010-2012 гг.). Проверка эффективности экспериментальной программы, направленной на овладение приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования (формирующий эксперимент); анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; редактура текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

■ определен необходимый программный минимум теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся в процессе овладения приемами стилизации при переходе от натурного изображения к декоративному;

■ разработан и экспериментально проверен комплекс учебно-творческих заданий и упражнений, направленный на эффективное овладение приемами стилизаций при взаимосвязи натурного и декоративного рисования;

■ созданы и экспериментально проверены педагогические условия обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла, основанные на взаимосвязи натурного и декоративного рисования для успешного овладения приемами стилизации при выполнении графического эскиза-проекта будущего изделия декоративно-прикладного характера; к этим условиям относятся:

- разработка экспериментальной программы, включающей теоретический и практический блоки, методические рекомендации, наглядный материал;

- организация предметно-пространственной среды, обеспечение необходимыми материалами.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методика обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла, основанная на принципе взаимосвязи натурного и декоративного рисования и направленная на овладение учащимися приемами стилизации для создания художественного образа, в значительной степени способствует повышению качества художественной подготовки и уровня национального самосознания учащихся. Автором исследования разработана и апробирована экспериментальная программа обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла для 5-9-х классов, основанная на взаимосвязи натурного и декоративного рисования. Результаты исследования имеют определенную научную ценность в плане разработки теории и методики обучения и воспитания при изучении дисциплин изобразительного цикла.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методы обучения, основанные на принципе взаимосвязи натурного и декоративного рисования, могут быть внедрены в процесс обучения в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

На защиту выносятся следующие положения:

• Стилизация как процесс формообразования имеет свои особенности использования метода обобщения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и является необходимым условием для создания выразительного художественного образа в ходе натурного и декоративного

рисования. Результаты анализа психолого-педагогической литературы, опыта художников-педагогов прошлого и настоящего в области обобщенного видения натуры подтверждают, что метод обобщения помогает лучше видеть форму изображаемого предмета и понимать ее, а также является одним из эффективных методов отбора основного и характерного в изображаемом объекте или явлении для создания выразительного художественного образа.

• Принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования обеспечивает эффективность обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла и определяется системой специальных заданий и упражнений, которые предусматривают:

- обобщение формы на начальном этапе выполнения изображения с целью выявления особенностей «большой» формы конкретного объекта действительности (линейное и силуэтное решение);

- определение и отображение индивидуальных особенностей формы, характерных пропорций, особенностей конструктивного построения, объема и пространственных отношений изображаемого объекта при создании художественного образа в процессе натурного рисования (метод наблюдения, метод анализа и синтеза, метод сравнения и метод целевой установки);

- грамотное выполнение перехода от реалистического изображения к декоративному, используя выразительные особенности формы, как эффективное средство создания декоративного образа (последовательное и параллельное ведение натурного и декоративного изображения заданного объекта действительности).

• Педагогические условия обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла, основанные на взаимосвязи натурного и декоративного рисования, являются одним из факторов эффективного овладения приемами стилизации при выполнении графического эскиза-проекта будущего изделия декоративно-прикладного характера из различных материалов. В зависимости от свойств материала и национальных традиций формообразования существуют различные способы преобразования натурного образа в декоративный, на

которые следует обратить внимание учащихся при изготовлении художественных изделий из различных материалов:

- способы художественного обобщения (типизация, индивидуализация, гиперболизация);

- методы стилизации (метод «совершенных форм», или «симметрия»; метод «последовательных трансформаций»; метод стилизации в определенном художественном стиле);

- способы формообразования (геометрический и пластический).

Аргументированность и достоверность результатов исследования

обеспечивается научной и методологической обоснованностью основных положений в области педагогики, психологии и искусствоведения, воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях школьной практики обучения другими преподавателями, объективным анализом результатов проведенной работы на констатирующем, поисковом и формирующем этапах исследования, личным участием автора в экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе учреждений образования Республики Беларусь: ГУО «Гимназия № 4 г. Витебска» с художественным уклоном, ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска» с художественным, хореографическим и музыкальным направлениями, ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно» с эстетическим уклоном, ГУО «Средняя школа № 10 г. Бреста» с архитектурно-художественным уклоном. Всего в эксперименте приняли участие 491 учащийся и 14 учителей вышеперечисленных школ.

По материалам исследования были сделаны доклады на областном семинаре учителей «Оптимизация образовательного процесса по изобразительному искусству с позиций современных требований качества образования» (г. Витебск, 2011); научно-практической конференции «Пути повышения качества художественного образования школьников при освоении обновленного содержания школьного курса» (г. Витебск, 2012).

Материалы по этапам проведения исследования и его основные положения докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка ХГФ МПГУ.

Основные положения исследования нашли свое отражение в публикациях по теме диссертации. Нами было опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы и рисунки, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложении представлена экспериментальная программа обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла для 5-9-х классов, основанная на взаимосвязи натурного и декоративного рисования.

Глава 1. Теоретическое обоснование использования приемов стилизации для создания художественного образа при взаимосвязи натурного и

декоративного рисования

1.1. Сущность стилизации и ее значение для создания художественного образа в процессе изобразительной деятельности

В толковом словаре С.И. Ожегова стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме»7. Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации.

Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под обобщением в философской литературе подразумевается «логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему»8. Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соколова, Елена Олеговна, 2014 год

Библиография

1. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Алексеева JI.JI. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2009.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с.

5. Антонов Ф.В., Бесчастнов Н.П. и др. Рисунок. - М.: Легпромбытиздат,

1988.- 176 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Благовещенск, 2000.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусств. Пер. с англ. - М.: Прометей, 1994.-352 с.

8. Аргаева Г.В. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: Дис. ... канд. пед. наук. - Элиста, 2003.

9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика,

1989.-560 с.

10. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. - М.: Карапуз, 2009. - 304 с.

11. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

12. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия: Учебное пособие. - Майкоп: Карачаево-Черкесский гос. пед. ун-т., 1997. - 177 с.

13. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: Владос, 2008.- 175 с.

14. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. - М.: Владос, 2008. - 272 с.

15. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. - М.: Владос, 2010.-335 с.

16. Богуславская И .Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981-С. 16-43.

17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

18. Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2008. -267 с.

19. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. - М.: Сов. художник, 1974. - 294 с.

20. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. - М.: Искусство, 1977. - 464 с.

21. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.

22. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

23. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С.-Петербург: Лита, 1998.

24. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Бордюг Н. Д., Некрасова М. А., Поровская Г. А., Шпикалова Т. Я. - М.: Владос, 2000. - 272 с.

25. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

26. Волков H.H. Восприятие картины. - М.: Просвещение, 1969. - 56 с.

27. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: АПН РСФСР, 1950.-508 с.

28. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. - М.: Знание, 1976. - 64 с.

29. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972. - 352 с.

30. Вудвордс Р. Экспериментальная психология. - М.: Оникс, 2012.-798 с.

31. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Выготский JT.C. Психология искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.

33. Вяхи-Ильвес JI.T. Декоративное рисование в школе. - Л.: Учпедгиз, 1960.-83 с.

34. Герасимов A.A. Декоративная пластика (растения). - Витебск: УО «ВГТУ им. П.М. Машерова», 2009. - 28 с.

35. Герасимов A.A. Стилизация природных форм. - Витебск: УО «ВГТУ им. П.М. Машерова», 2004. - 98 с.

36. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. - М.: Галарт, 1998. - 323 с.

37. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: РИП-холдинг, 2013. - 189 с.

38. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. - М.: Логос, 2011.- 123 с.

39. Губанова E.H. Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2010.

40. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. -312с.

41. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2010. - 896 с.

42. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: ACT, 2010. - 210 с.

43. Дневник Э. Делакруа в 2-х томах. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961.

44. Елатомцева И.М. Художественная керамика Советской Белоруссии. -Мн.: Наука и техника, 1966. - 192 с.

45. Ермолаева-Томина Jl.Б. Психология художественного творчества. -М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

46. Жук В.И. Современная художественная белорусская керамика: тенденции развития. - Мн.: Наука и техника, 1984. - 168 с.

47. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996.-432 с.

48. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. -223 с.

49. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 32 с.

50. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. -М.: Академический проект, 2007. - 208 с.

51. Иттен И. Искусство формы. - М.: Издатель Д. Аронов, 2001. - 136 с.

52. Кадырова М.В. Использование национально-художественных традиций на уроках по изобразительному искусству: Дис. ... канд. пед. наук. -М„ 2004.

53. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. - М.: В.Шевчук, 2006. - 208 с.

54. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. - 304 с.

55. Ковалев A.A. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. Монография. - М.: Прометей, 2005. - 120 с.

56. Коваленко В.И. Искусство вытинанки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Мн.: Беларусь, 2007. - 118 с.

57. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: Просвещение 1984. - 240 с.

58. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2009. - 592 с.

59. Краморов С.Н. Конструктивный рисунок.-Омск: Академия, 2005.-110 с.

60. Крачковский Ю.Ф. Быт западно-русского селянина. - ML, 1874. - 214 с.

61. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта. - JI.: Художник РСФСР, 1970.-132 с.

62. Кузин B.C., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я., Шорохов Е.В. Рисование с натуры в I-VI классах. - М.: Типография МГПИ имени В.И. Ленина, 1977.-68 с.

63. Кузин B.C. Психология. - М.: Высшая школа, 1997. - 304 с.

64. Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. - М.: Академия, 2004. -232 с.

65. Кузин B.C. Психология живописи. - М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.

66. Курилович А.Н. Белорусское народное ткачество. - Мн.: Наука и техника, 1981. - 119 с.

67. Лебедко В.К. Представление о пространстве и искусство. - М.: Прометей, 1993.- 108 с.

68. Левко О.Н. Витебские изразцы XIV - XVIII вв. - Мн.: Наука и техника, 1981. -43 с.

69. Леонова А.К. Народная деревянная скульптура Белоруссии: краткий очерк. - Мн.: Наука и техника, 1977. - 104 с.

70. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

71. Ли Н.Г. Основы академического рисунка. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

72. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 552 с.

73. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. - М.: Культура и традиции, 2000. - 208 с.

74. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2005.-144 с.

75. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся / Ломов Б.Ф. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 270 с.

76. Ломов С.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства. Кн. для учителя/ С.П. Ломов, В. П. Крылов. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 58 с.

77. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

78. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 286 с.

79. Лушников Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. -М.: Владос, 2006.-240 с.

80. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. - М.: Владос, 2004. - 144 с.

81. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

82. Милюченков С.А. Белорусское народное гончарство в конце XIX -начале XX в.: Развитие и локальные особенности: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Мн., 1982.

83. Милюченков С.А. Белорусское народное гончарство. - Мн.: Наука и техника, 1984. - 183 с.

84. Могилевцев В.А. Основы рисунка. - СПб.: Артиндекс, 2007. - 72 с.

85. Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. - Мн.: Наука и техника, 1968.-230 с.

86. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М.: Просвещение, 1991.-416 с.

87. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. - М.: Советский художник, 1983. - 376 с.

88. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

89. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научный ред. И.Я. Богуславская. - Л., 1981-С. 60-80.

90. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304 с.

91. Неменская Jl.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. Искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

92. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. -255 с.

93. Нестеренко В.Е. Рисунок головы человека. - Мн.: Вышэйшая школа, 2006. - 208 с.

94. Никитина И.П. Философия искусства. - М.: Омега-Л, 2010. - 559 с.

95. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 155 с.

96. Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности. Этнографические данные. - Витебск: Губернская Типография, 1895. - 684 с.

97. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с.

98. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

99. Полынская И.Н. Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2010.

100. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.

101. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. - М.: Просвещение, 1976. - 136 с.

102. Починова Н.В. Белорусская народная декоративная роспись. - Мн.: Вышэйшая школа, 2005. - 174 с.

103. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. -М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

104. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 130 с.

105. Рисунок / под ред. A.M. Серова. - М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

106. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И. Стародуб, H.A. Евдокимова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 190 с.

107. Рисунок: учеб. пособие / В.Ф. Вавилин, В.В. Вавилин, В.А. Моисеенко, В.А. Федин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 104 с.

108. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. -М.: Наука, 1981.-208 с.

109. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.8: Быт белоруса. - Вильна: Типография А.Г. Сыркина, 1912.

110. Рондели А.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1984. -144 с.

111. Ростовцев H.H. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995. -239 с.

112. Ростовцев H.H., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. - М: Просвещение, 1989. -207 с.

113. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 2007. - 256 с.

114. Ростовцев H.H. Рисование головы человека. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 304 с.

115. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987. - 175 с.

116. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.-488 с.

117. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.

118. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288 с.

119. Сапожников В.П. Полный курс рисования/ Под ред. В.Н. Ларионова. -М.: Алев, 1996.-160 с.

120. Сахута Е.В. Белорусское народное искусство. - Мн.: Беларусь, 1980.

121. Сахута Е. М. Народное искусство Беларуси: традиции, современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. -Мн., 1996.-28 с.

122. Сербов И.А. Белорусы-сакуны: Краткий этнографический очерк. -Петроград: Типография Императорской Академии Наук, 1915. - 180 с.

123. Скороходов В.П. Национальная система художественного образования в социологическом измерении. Мастацкая адукацыя i культура. -Мн., 2003.-№ 1.-С. 50-56.

124. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 224 с.

125. Соколова Е.О. О проблеме восприятия действительности и отображение ее в художественных произведениях детей / Е.О. Соколова // Наука и школа. - 2012. -№ 5. - С. 91-94.

126. Соколова Е.О. Становление и развитие школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в Республике Беларусь / Е.О. Соколова // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 180-184.

127. Соколова Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е.О. Соколова // Преподаватель XXI век: в 2 ч. 4.1 - 2013. - № 4. - С. 194-203.

128. Соколова Е.О. Методы обучения, направленные на овладение основными приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е.О. Соколова // Весшк Вщебскага дзаржаунага ушверспэта. _ Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. -№ 2(80). - С. 103-107.

129. Соколова Е.О. Взаимосвязь уроков рисования с натуры с уроками декоративного рисования / Е.О. Соколова // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Прометей, 2012. - С. 393-400.

130. Соколова Е.О. Проблема взаимосвязи натурного и декоративного рисования посредством стилизации в процессе обучения основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства / Е.О. Соколова //

Наука - образованию, производству, экономике: материалы XIX (66) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. 13-14 марта 2014 г.: в 2 т. Т.2. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - С. 253-256.

131. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.

132. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. - М.: Гардарики, 2006. - 395 с.

133. Стасов В.В. Русский народный орнамент (шитье, ткани, кружева). -С.-Петербург: Издание общества поощрения художников, 1872. - 129 с.

134. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

135. Учебный рисунок: Учебное пособие / Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств; Редкол.: O.A. Еремеев, В.А. Королев, H.H. Репин. - 2-е изд. доп. - М.: Изобразительное искусство, 1995. -216 с.

136. Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001.-719 с.

137. Харузин А.Н. Славянское жилище в Северо-Западном крае. -Вильна, 1907.-341 с.

138. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

139. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Мн.: Харвест, 1999. -312с.

140. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.

141. Шевчук J1.B. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

142. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 3. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1902. - 539 с.

143. Шембель А.Ф. Основы рисунка. - М.: Высшая школа, 1994. - 159 с.

144. Шкут H.H. Белорусские художественные промыслы: (изделия из соломки и лозы). - Мн.: Наука и техника, 1985. - 158 с.

145. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М.: Просвещение, 1975.-72 с.

146. Шпикалова Т.Я. Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования. / Т.Я. Шпикалова // Наука и школа. - 2007. - № 5. С. 49-51.

147. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

148. Шумилина Т.О. Интеграция традиционной культуры Русского Севера в учебно-воспитательном процессе гимназии: На примере Архангельского Севера: Дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2005.

149. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 87 с.

150. Якушева М.С. Изображение птицы в декоративно-прикладном искусстве: Трансформация. - М.: В. Шевчук, 2012. - 208 с.

151. Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие - М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009. - 240 с.

152. Гаурылау В.Г. Беларуская керамжа. - Мн.: Беларусь, 1984. - 176 с.

153. Беларуская народная архггэктурная разьба: Альбом. - Мн., 1958.

154. Высоцкая Н.Ф. Пластыка БеларуЫ XII- XVII стст. - Мн.: Беларусь, 1993.-232 с.

155. Высоцкая Н.Ф. Дэкаратыуна-прыкладное мастацтва Беларуа XII-XVIII стст. - Мн.: Беларусь, 1984. - 236 с.

156. Жабшская М.ГТ Выцшанка. - Мн.: Полымя, 1996. -95 с.

157. Жабшская М.П. Складз1 узор сам: Народны арнамент у побыце. -Мн.: Полымя, 1992. - 220 с.

158. Камсюк Н.И. Народнае мастацкае ткацтва Случчыны: Альбом. - Мн., 1959.

159. Каспяров1ч МЛ. Народны арнамент. Вщебшчына. - Вщебск, 1925.

160. Кацар М.С. Беларусю арнамент. Ткацтва. Вышыука. - Мн.: БелЭн, 1996.-208 с.

161. Лабачэуская В.А. Беларускае народнае мастацтва i промыслы на выстауках / В.А. Лабачэуская // Лабачэуская В.А. Зберагаючы самабытнасць: 3 ricTopbii народнага мастацтва i промыслау Беларусь - Мн.: Беларуская навука, 1998.-С. 109-291.

162. Народнае i прыкладное мастацтва Савецкай Беларуси Альбом. - Мн., 1958.

163. Народныя мастацюя рамествы Беларуа / Уклад. Я.М. Сахута. - Мн.: Беларусь, 1996,- 168 с.

164. Народныя майстры i мастаю Вщебшчыны/ калектыу аут.: Л.У. Вакар i шш. - В1цебск: Вщебская абластная друкарня, 2011. - 440 с.

165. Народныя сувешры Вщебшчыны/ рэд. рада.: Л.У. Вакар i шш. -Вщебск: Вщебская абластная друкарня, 2011. - 304 с.

166. Нжольсю Н.М. Жывёлы у звычаях, абрадах i вераваннях беларускага сялянства. - Мн., 1933. - 137 с.

167. Промыслы i рамёствы Bejiapyci / В.К. Бандарчык, B.C. Цггоу, Л.1. MiHbKo. - Мн.: Навука i тэхнжа, 1984.

168. Раманюк М. А. Беларускае народнае адзенне. - Мн.: Беларусь, 1981. -317с.

169. Раманюк М. А. Сучасная керамика Беларус1 - В кн.: Выяуленчае мастацтва Беларусь. - Мн., 1981. - С. 68-76.

170. Ржавуцю М.С. Беларуская глшяная цацка. - Мн.: Полымя, 1991.-142 с.

171. Сабаленка Э.Р., Гуркоу У.С., 1ваноу У.М., Супрун Дз.Д. Беларускае народнае жыллё. - Мн., 1973. - 127 с.

172. Сахута Я.М. Беларуская выщнанка. - Мн.: Беларусь, 2008. - 232 с.

173. Сахута Я.М. Беларускае народнае мастацтва. - Мн.: Беларусь, 2011. -287 с.

174. Трызна Д.С. Беларусюя дываны i габелены. - Мн.: Навука i тэхшка, 1981.- 127 с.

175. Фадзеева В.Я. Беларуская народная вышыука. - Мн.: Навука i тэхшка, 1991. - 199 с.

176. Фурман 1.П. Крашанша: Матэрыялы да ricTopbii яе на Вщебшчыне. -Вщебск: Вщебскае акруговае таварыства краязнауства, 1925. - 66 с.

177. Церашков1ч Т.А. Лялька беларуская. - Мн.: Полымя, 1992. - 126 с.

178. Шлюбсю А.А. Крашанша (наб1ванка). - Вщебск: Вщебскае акруговае таварыства краязнауства, 1926.

179. Этнаграф1я Беларуси Энцыклапедыя. Беларуская Савецкая Энцы-клапедыя; Рэд.кал.: 1.П. Шамякш (гал.рэд.) i шш. - Мн.: БелСЭ, 1989. - 575 с.

180. Day L.F. Ornament and its application.-Detroit:Cale resear.co., 1970.-319 p.

181. Mednich S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. -Rewiew. - 1969. -№ 2. - P. 220-232.

182. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg, 1985.-p. 5-31.

183. Owen Jones. The Grammar of Ornament. - London: Studio Editions, 1986.

184. David Batterham, Auguste Racinet. The World of Ornament. -TASCHEN, 2012.-720 p.

185. Farshid Moussavi, Michael Kubo. The function of ornament. - Actar, 2006,- 189 p.

186. Rutherford Emma. Silhouette. - New York: Rizzoli, 2009.

187. Evans J. Style in ornament. - Oxford Univ. P., 1950.

188. Gombrich E.H. The sense of order. A study in the psychology of decorative art.-The Wrightsman Lectures delivered under the auspices of the N.Y. University Institute of Fine Arts. - Oxford, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.