Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Абдурахман Диалло

  • Абдурахман Диалло
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 132
Абдурахман Диалло. Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2013. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Абдурахман Диалло

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Временной конфликт в романе Булгакова

1.1. Время физическое и художественное

1.2. Время прошлое, настоящее, будущее - динамика

ценностного вектора

1.3. Время реальное - ирреальное (фантастическое)

1.4. Историческое (вечное) - бытовое время

1.5. Время автора и время персонажей

Глава II. Пространство в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.1. Пространство реальное и художественное

2.2. Пространственные оппозиции в романе «Мастер и Маргарита»

2.3. Мир реальный и мнимый (фантастический)

2.4. Антиномия Дом и Город

2.5. Художественное воплощение пространственных антиномий

Глава III. Образная система или поливалентность

булгаковского текста

3.1. Воланд как испытатель нравственных устоев

3.2. Маргарита как воплощение Вечной женственности

3.3. Пилат и Иешуа: кто в действительности главный герой?

3.4. Мастер как творец

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Введение

Роман «Мастер и Маргарита» как и предугадывал писатель, был уложен Е.С. Булгаковой «во тьму ящика» и не увидел свет при жизни Булгакова. Это произведение является одним из самих читаемых произведений XX и XXI веков.

Творчество М.А. Булгакова привлекало внимание исследователей разных направлений. В контексте культуры двадцатого века М.А. Булгаков является великим писателем русской и мировой словесности двадцатого века.

Талант автора был отмечен уже с первых его произведений. Доказательством этого может служить письмо П.С. Попова вдове писателя Е.С. Булгаковой от 27 декабря 1940г. Впервые прочитав рукопись «Мастера и Маргариты», в письме, полном восторгов, он, тем не менее, замечает: «Гениальное мастерство останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти лет 50-100»1. В авторе «Мастера и Маргариты» современники видели, прежде всего, продолжателя традиций русской классической литературы.

Благодаря усилиям многих литературоведов, писателей, лингвистов, философов, о «Мастере и Маргарите» возникла огромная научная литература. Живой интерес к творчеству М.А.Булгакова в России начинается в 70-е - 90-е годы двадцатого века, когда издаются работы И.З. Белобровцевой, И.И. Виноградова, И.Л. Галинской, Б.М. Гаспарова, Г. Котчеткова, А. Кураева, С.К. Кульюса, О.Б. Кушлина, Л.Я. Лакшина, Г.А. Лесскиса, В.И. Немцева, П.В. Палиевского, П.С. Попова, K.M. Симонова, Л.А. Скорино, Ю. Смирнова, Б.В. Соколова, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской и других исследователей.

1 Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Путеводитель по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского университета, 2012. С.8-9.

Исследования, посвященные роману писателя, в целом, содержат общую историко-литературную характеристику и некоторые замечания с точки зрения специфики художественного метода М.А. Булгакова, обнаружившейся в «Мастере и Маргарите».

Названные исследователи, выделяя роман «Мастера и Маргариты» по масштабности, многообразию злободневного материала, обратились к раскрытию тематической особенности, проблематики, образа главного героя, жанровой оригинальности произведения. В работах этих исследователей присутствует общий проблемно-тематический анализ романа в контексте всего творчества М.А. Булгакова, сочетающий в себе историко-культурный, социологический, биографический и творческо-генетический метод истолкования. Отметим, однако, что в работах Б.В. Соколова и М.О. Чудаковой еще сильны традиции историко-социальной трактовки художественного текста, слишком нарочитая привязка романа к исторической реальности. В этих работах намечено организация сюжета, оригинальность жанра «Мастера и Маргариты», проблематики, способа повествования.

Исследователи отметили, что реальность в произведении изображена сквозь призму чувств, ощущений героя: в романе художественной задачей было пропустить то главное, что поразило или увлекло, через собственное понимание жизни, с тем, чтобы выяснить, что это принесло ему в смысле познания действительности, как это запечатлелось в его сознании и душе, как способствовало формированию личности.

Многоплановость и сложность булгаковского текста дали импульс разным линиям в изучении романа. Речь идет не только об истории создания, истории его публикации, источниках романа, истолковании отдельных его образов, семантике и стилистике романа. Привлекла возможность исследователей разнообразного истолкования и пристальной интерпретации тончайших деталей его строения. Этой теме посвящены исследования

Б.М. Гаспарова, Б.В. Соколова, В.И. Немцева, П.С. Попова, Г.А. Лесскиса, J1.M. Яновской, K.M. Симонова, И.И. Виноградова, Л.Я. Лакшина, Л.А. Скорино, О.Б. Кушлина, Ю. Смирнова, И.З. Белобровцевой, С.К. Кульюса, П.В. Палиевского, Г. Котчеткова, А. Кураева и других исследователей. Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных этой тематике, остается неосвещенным, вопрос о целостном видении конфликтно-антиномических особенностей романа.

Итак, конфликт является одной из важнейших структурных категорий художественного текста, по сути «текстообразующей» его особенностью, и, можно сказать, «текстопорождающей» компонентой художественного произведения.

Это положение имеет прямое отношение и к булгаковскому роману, который не просто пронизан многообразными антиномическими «нитями», но целиком существует в рамках многообразных пространственных, временных и этических антиномических координат. Отсюда проистекает и актуальность темы диссертации.

Проблема пространственно-временного конфликта, на наш взгляд, является одной из важнейших проблем булгаковедения. Прежде всего, пространственное и временное исследования текста позволяют увидеть внутреннее единство художественного мира М.А. Булгакова, раскрыть основные, константные, образы и мотивы его произведения.

Более того, время и пространство для М.А.Булгакова являются ценностными категориями: временно-пространственная ситуация того или иного предмета, явления лежит в основе оценки этого предмета: все, что относится к настоящему времени, оценивается отрицательно М.А. Булгаковым, именно с прошлым связано представление М.А. Булгакова об абсолютном идеале. Поэтому можно безошибочно сказать, что обращение к любому аспекту произведения автора выводит нас на проблему, которая стала предметом данного исследования.

Степень изученности. Несмотря на значительность научных работ, посвященных конфликту в художественном пространстве и времени, проблема пространственно-временного конфликта организации художественного мира Булгакова остается недостаточно исследованной. Представления, относящиеся к данной проблеме, существуют в работах Б.В. Соколова, М.О. Чудакова, Б.В. Белобровцева, С.К. Кульюс. Отдельная глава, посвященная художественному пространству и времени, имеется в книге Б.В. Соколова «Загадки творчества Булгакова». Отношение Булгакова ко времени и пространству становится одним из объектов книги В.К. Харченко, С.Г. Григоренко «Континуальность пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Теоретическая значимость обусловлена тем, что в диссертации делается попытка применить приемы комплексного анализа категории конфликта в художественном пространстве и времени. Наблюдения над текстом романа имеют значение для дальнейшей разработки теории художественного конфликта.

Научная новизна определяется тем, что предпринимается попытка целостного анализа конфликта пространства и времени в творчестве М.А.Булгакова на примере «Мастера и Маргариты».

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть включены в курс лекции при разработке учебных пособий по истории русской литературы двадцатого века, а также современной теории литературы, спецкурсах по проблемам, посвященным художественному конфликту времени и пространства в творчестве М.А.Булгакова.

Теоретические и методологические источники. Теоретическую основу этой работы составили труды А.Я. Гуревича, Ю.С. Степанова, Ю.М. Лотмана, М.Д. Ахундова, М.Ф. Мурьянова, В. П. Руднева Л.Г. Бабенко, Д.С. Лихачева, П. Флоренского, М. Хайдеггера и другие.

Немаловажную роль в разработке темы сыграли исследования, в которых рассматриваются мифологическая, иудеохристианская концепции, а также вопросы пространственной и временной структуры в тексте художественного произведения.

Целью данной работы является изучение временно - пространственной и характерологической организации художественного мира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ основных теорий художественного времени и пространства, существующих в литературоведении.

2. На основании этого анализа сформулировать свое понимание проявления художественного конфликта в романе через установление основополагающих пространственных и характерологических связей.

3. Установить типологии конфликтно-антиномических отношений в художественном пространстве и времени в романе, а также своеобразие иерархии образной системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роман «Мастер и Маргарита» отличается развитой системой конфликтно-антиномических связей на всех уровнях его архитектоники. Своеобразие этой системы, ее уникальность, является отражением философских, художественных и космогонических представлений писателя. В то же самое время система предстает как «текстообразующее ядро», своеобразный сложносоставный «остов», на котором строится текст романа.

2. Временные отношения в романе подчиняются динамике сосуществования в тексте основных временных категорий - прошлое, настоящее, будущее, которые образуют в тексте романа каждый раз уникальную картину, особую ценностную конфигурацию, которая образуется действием антиномического ценностного вектора. Ценностный вектор в романе Булгакова отражает отношение автора ко времени.

Концепция художественного времени базируется, прежде всего, на трех важнейших антиномических оппозициях — время реальное - ирреальное, время историческое - бытовое, время автора-время персонажей.

3. Структуру художественного пространства романа во всей его разветвленности и многообразии организуют моменты притяжения и отталкивания. Три главных пространственных «сектора» общего пространственной сферы находятся в отношениях дополняемости и разделённости, и в суммарном итоге создают фундамент, поддерживающий нравственно-этическую философию Булгакова.

4. Системность образов романа М.А.Булгакова обосновывается через установление оригинальности его художественного конфликта. Сложные художественно-смысловые взаимосвязи между персонажами опираются на принципы взаимного притяжения-отталкивания, а также на принцип «зеркальной иерархичности».

Кроме того, системность связана и с особой «протеистической» (многозначной) природой текста романа. Природа романа связана с установкой на множественность прочтения. Следствием этого является установление принципа множественности иерархии главных героев. Протагонистом становится любой из значимых персонажей в зависимости от угла зрения читателя.

Апробация работы прошла на формах научных докладов, которые были представлены в конференциях студентов и молодых ученых РУДН (2010,2011), в коллективной монографии «Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе», М., РУДН, 2011 г. Материалы исследования отражены в 5 публикациях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена организации временных антиномических отношений, вторая рассматривает конфликт в

художественном пространстве, в третьей дан анализ системных связей в образной системе. В Заключении приводятся выводы исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Абдурахман Диалло

Заключение

Рассмотрение романа М.А.Булгакова с точки зрения конфликта позволяет увидеть в нем всю сложность архитектоники этого текста, и прежде всего - воплощение в нем пространственных, временных и характерологических взаимосвязей внутри него.

Последний «закатный роман» «Мастер и Маргарита», признанный, несомненно, лучшим творением М.А.Булгакова является итоговым произведением и последним посланием человечеству. В нем суммированы его представления о смысле жизни, о человеке, о смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории. Кроме того, трагическая сложность времени создания романа, а также связанный с ней драматизм творческой и личной судьбы М.А. Булгакова, органичное и оригинальное сочетание в произведении мировых культурных традиций поставили «Мастера и Маргариту» в число интереснейших явлений литературы 20-го века. Свидетельство этому неисчислимое множество посвященных ему трудов.

Творческая деятельность автора последнего послания человечеству относится к 20-30-м гг. XX века. Считающийся продолжателем классических традиций, он вошел в историю литературы как художник-новатор.

Результаты проведенного диссертационного исследования над текстом романа позволяют сделать следующие выводы.

Роман «Мастер и Маргарита» отличается развитой системой конфликтно-антиномических связей на всех уровнях его архитектоники. По-своему эта система уникальна, она не имеет аналогов. Она является отражением философских, художественных и космогонических представлений писателя. В то же самое время она является «текстообразующим ядром», своеобразным сложносоставным «остовом», на котором строится текст романа.

Для этой конфликтно-антиномической системы характерна масштабность воплощения художественного времени и пространства, которые объемлют два тысячелетия календарно-исторического времени, и выходя за пределы реального времени и пространства, захватывают пространственно-временные пласты ирреального, метафизического свойства.

Таким образом, художественное время и пространство романа имеет двойственную природу. С одной стороны, роман и его сюжет вполне вписываются в реалистические координаты привычного физического времени, воспринимаемые обыденным человеческим сознанием. С другой стороны, Булгаков расширил время и место действия романа, введя повествование в рамки координат «сверхфизического» свойства, имеющие свои прецеденты в мировой художественной культуре, философии, и мифологии.

Временные отношения в романе подчиняются динамике сосуществования в тексте основных категорий - прошлое, настоящее, будущее, которые образуют в тексте романа каждый раз уникальную картину, особую ценностную конфигурацию, которая образуется действием антиномического ценностного вектора. Ценностный вектор в романе Булгакова отражает отношение автора ко времени. На основе анализа делается вывод, что Булгаков особенным образом ценил Прошлое, находя в нем свои этические и эстетические идеалы. Он не любит Настоящее, и направляет свой взор в особым образом понимаемое вечное Будущее. Отсюда - романтизация Прошлого (Ершалаим), осмеяние Настоящего (Москва) и надежда на Будущее (Вечный мир). Таков ценностный антиномический вектор времени у Балгакова.

Концепция художественного времени базируется, прежде всего, на трех важнейших антиномических оппозициях - время реальное-ирреальное, время историческое-бытовое, время автора-время персонажей. Реальное время это время протекания событий как в московской, так и в ершалаимской части сюжета, отражающее нормальные для человеческого восприятия реалии физического времени. Этими реалиями являются конкретный час,

111 минута и даже секунды, определяющие динамизм сюжета. Именно секунды имеют часто решающее значение для судеб персонажей - Иешуа, Пилата, Мастера, Маргариты. С другой стороны, эти реалии могут иметь и символическую «оборотную» сторону: например для романа имеет чрезвычайно важное семиотическое значения время суток - полдень, полночь и закат. Указание на время часто становится знаковым, определяющим мистический смысл совершающегося события. Реальное время манифестируется через призму точных временных точек — полдень, полночь, закат и дни (среда, четверг, пятница, суббота).

Под ирреальным временем понимается все то, что выходит за пределы физических ориентиров и реалий, и переносит действие в сверхфизическую сферу, Таковыми являются время протекания событий в мистическом пространстве, в пространстве загробного фантастического мира, и, наконец, в пространстве снов персонажей. Основной характеристикой времени здесь является полное отсутствие реалий, относящих действие к «физическим индикаторам». Так, время протекания действия на балу сатаны при кажущемся соответствии реальному течению времени, на самом деле полностью выпадает из него, оно неподвижно стоит на месте по отношению к времени реальному. Время охвата бала сатаны с точки зрения реального времени равно нулю, оно начинается и заканчивается в полночь.

Важно отметить, что эта особенность вообще характерна для булгаковского повествования. В повести «Собачье сердце» время рождения гомункулюса также строится на парадоксе, возникшем из-за исторической ошибки в календаре. Шариков появляется в некоим мистическом времени между двумя Рождествами, то есть в мистическом времени, времени сатаны, антихриста.

Важно также отметить, что к времени ирреальному относится определение вечного времени и «Воландово время», физические ориентиры которого выходят далеко за пределы границ, в рамках которого живут, действуют и мыслят персонажи романа.

Антиномия исторического и бытового времени еще одна особенность, на которой строится сюжет и композиция романа. Время московского сюжета (если не считать «провалы» во времени, связанные с действиями инфернальных персонажей) почти целиком строится на реалиях обыденного физического представления о сиюминутном времени. Его можно условно назвать «бытовым временем». Его антиподом является время, возникающее за счет расширения масштаба охвата событий, результатом которого является эффект историзма. Так, ретроспективы в сторону библейского сюжета делают общий сюжет романа эпически всеохватным. В контексте библейской истории, с ее притчевой и философской насыщенностью, смысл поступков и действий московских персонажей становится все мельче и ничтожней. И в этом еще один парадокс, на котором стоит антиномическая система романа.

Необходимо также упомянуть, что антиномия историческое-бытовое время обрастает различными его вариантами. Так, историческое это еще и циклическое, повторяющееся, бытовое - это частное, единичное. Парадоксы возникают здесь на пересечение представлений - например, одно и тоже событие может быть уникально-повторящимся, как грозовая туча, «одновременно» нависшая над Ершалаимом и Москвой. Уникально-повторяющийся характер событий романа отмечен, прежде всего, в московских главах, которые повторяют, или точнее сказать, в виде эхо звучат события ершалаимских сцен через промежуток ровно в 1900 лет.

Время может убыстрять свой ход и замедлять его и почти до полной остановки и статичности. В тексте оно присутствует как протяженное, соотносимое с ходом описываемых событий, или быть ощущаемо как беспредельное. Художественно-философское воплощение временных антиномий стала возможной благодаря использованию особой булгаковской метафорике, где важную роль играют образы луны, солнца и специфической коннотативной насыщенности текста - лиризму, иронии, поэтизации.

Роман «Мастер и Маргарита» отличается особым жанровым своеобразием: его можно назвать одновременно и фантастическим, и из философским, и любовно-лирическим и сатирическим. Этим обусловлена и необычная художественная организация произведения, в котором перед нами открываются три основных мира.

Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Ясно, что эта территория может быть самой различной, начиная от минимального пространства (например, жилой площади) и кончая всем земным шаром. Четкое определение пространственных границ конфликта трудно установить. Эти миры, хотя и разные, существуют отдельно, тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Эти миры не только связаны между собой. В потустороннем мире время вечно и неизменно. В ершалаимском мире - время прошедшее, в московском мире - настоящее. Важно обратить внимание на то, что эти три мира имеют три коррелирующих между собой ряда главных героев, причем представители разных миров создают триады. Если события в ершалаимских сценах развиваются благодаря поступкам Понтия Пилата, то в московских сценах персонажи становятся жертвами Воланда. Все здесь проистекает по воле Воланда, который неограниченно господствует в мнимом мире, проникающем в мир московский везде, где не соблюдены нравственные и моральные устои (дом Грибоедова).

Единое художественное пространство, объединяющее все три мира, имеет в структуре свои специфические антиномическое особенности. Оно строится на пересечении двух основных антиномий: пространство реальное-мнимое, и точечное (ограниченное) — протяженное (неограниченное).

Реальное-нереальное конечно корреллирует с соответствующими временными характеристиками. Реальное пространство строится у Булгакова с помощью деталей, указывающих на естественные физические ориентиры, здесь у художника очень богатая палитра, с помощью которой строится реальный мир. Он возникает и живет в рамках элементарных оппозиций

114 верх-низ, право-лево, близко-далеко и других. Пространство осваивается как вертикаль и горизонталь, причем реалии пространства несут в себе очевидные или скрытые семантические смыслы. Так во многих случаях резон лестницы реализует символику связи верха и низа как многообразных вселенских зон. Обращает на себя внимание то, что все локусы сюжетного действия построены по вертикали: Иуда, Низа жили Нижнем городе, дворец Ирода находился на возвышенности, на вершине холма происходит казнь Иешуа.

Вариантами реального-мнимого могут быть также семантические разграничения реального-фантасмагорического, реального-иллюзорного, внешнего-внутреннего пространства.

В романе актуализируется оппозиция внешнее-внутреннее. Она находит свое выражение не только в прямых пространственных координатах, но и в смысле структуры самого текста романа. Так, роман Булгакова строится по принципу «матрешки», одно пространство «входит в другое», либо противостоят друг другу. Роман включает в себя два других произведения - роман о Понтии Пилате и антирелигиозную поэму Бездомного, противоположным образом утверждающих бытие и реальность существования Иисуса.

Противопоставление «Точечного» и «Протяженного» условно, но именно с его помощью мы может понять характерное для Булгакова и устойчивого для его творчества противопоставление Дома Городу, или квартиры - Городу.

Другую, несколько более частную, но важную в концептуальном смысле, оппозицию представляет собой Дом-Город, как антиномия точечного, концентрированного пространства пространству открытому, безграничному. Это антиномические мотивы весьма устойчивы для творчества писателя и прослеживаются с самых первых его произведений. Дом, квартира, где господствует уют и порядок, где течет высокоразвитая духовная и интеллектуальная жизнь (дом Турбинных, квартира

115

Преображенского, квартира Мастера) противостоит враждебному, «чужому», хаосу пространства Киева периода гражданской войны, московской разрухи периода большевизма, неуюту Москвы конца 20-х годов. Вариантами этой идея являются оппозиции Центр-Периферия.

Всех персонажей романа можно разделить на имеющих свой дом и на «бездомных». В оппозиции дом-бездомный М.А. Булгаков опирается на традиционный для русской культуры архетип дома. Возникает некая идеальная отсылка быта к Бытию, материальный вещный мир одухотворяется. Как видим, роман насыщен пространственными ориентирами, представляющими собой набор основных семиотических оппозиций, описывающих не только мифологическое, но и общечеловеческое пространство бытия. Булгаковский роман строится на множественности оппозиций, создающих содержательную глубину и допускающих широчайшую сферу интерпретаций. Обратимся теперь к конкретной характеристике временных оппозиции.

Можно утверждать, что в романе есть эпизод, в котором отразились одновременно все основные антиномические особенности пространства. Маргарита, вглядываясь в глобус Воланда, видит перед собой уникальное по своим особенностям явление. Земной шар может уменьшаться, превращаясь в карту, и может на глазах у наблюдателя изменять масштаб, сконцентрировать взгляд на точке глобуса, которая разворачивается в зримую, наглядную и живую картину.

Мир пространства Булгакова реальный и мнимый, сиюминутный и загробный, статичный и меняющийся, динамичный, он насыщен существами реальными и умершими, фантасмагорическими и правдоподобными. Таков диапазон булгаковского пространства.

Персонажи Булгакова составляют пестрый мир, в котором каждый занимает свое место в иерархии. Что касается основных героев романа, то они представляют особую характерологическую систему.

Системность устанавливается благодаря описанию сложных взаимосвязей персонажей, в которых важное место занимают принципы взаимного притяжения-отталкивания. Кроме того, системность связана и с особой протеистической (многозначной) природой текста романа. Среди аспектов булгаковского романа, к которым обращались все, кто писал о Булгакове, анализ персонажей романа едва ли не самая частая тема.

Установление системности сложной и разветвленной системы образов начинается с определения «системоообразующих», главных, героев. И здесь возникает сложность. Кого из булгаковских героев можно отнести к таковым? Воланда, Маргариту, Мастера, Иешуа или Пилата? Единого ответа нет. Любой из главных героев романа вправе претендовать на такую роль. И причина такой «неопределенности» заключается в особой «протеистической» природе текста Булгакова, когда текст словно бы поворачивается к читателю одной из своих смысловых граней, высвечивая то, что хочется увидеть читателю в первую очередь. И тогда тот или иной герой на время становится протагонистом романа, поддерживая выдвигаемый на первый план смысл.

В такой «протеистичности» образной системе имеют место различные связи: притяжения-отталкивания, парные взаимодействия. Образуются парные минисистемы — Воланд и Иешуа, Мастер - Маргарита, Мастер — Иешуа, Пилат - Иешуа и т.д. Совершенно очевидно, что в таких парах герои демонстрируют особые связи притяжения-отталкивания, которые в сумме составляют разветвленную картину, поддерживающую концепцию романа.

Фигура Воланда - одна из самых загадочных, и конечно, самая могущественная фигура в романе Булгакова. Она претендует на то, чтобы в иерархии всех персонажей занять главенствующее место. Князь тьмы появляется в романе для подтверждения того, что общественное устройство государства невозможно без опоры на вечные ценности, его функция -испытание нравственного состояния общества.

Под углом зрения сказанного, нетрудно увидеть, что эти два важных для Булгакова характера - Воланд и Иешуа - находятся в непростых -антиномических — отношениях, назначение которых показать сложную, неоднозначную и диалектически связанную друг с другом природу главных этических категорий человечества - добро и зло.

Следует добавить к сказанному, что не только об этике идет речь у Булгакова, но и об историософии. Представление о законах развития нравственной истории также опирается на законы диалектики. Кто прав в своих взглядах на взаимоотношения общества и человека: «идеалист» Иешуа или «реалист» Воланд? Ответ на этот вопрос и дает роман Булгакова как идейно-художественное поливалентное целое.

С карающей функцией Воланда связана цель визита в Москву — встреча с творцом романа об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате и с его возлюбленной для определения дальнейшей их судьбы. Воланд, таким образом, есть символ не только этической, но и эстетической справедливости. Именно этим объясняется, что справедливая кара Князя тьмы поражает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ.

В контексте сказанного образ Дома Грибоедова обретает дополнительную семантику. Он осмысливается как пространство русской литературы, «оккупированное» лже-литераторами, развращающими людей конъюнктурными сочинениями, поправшими достоинство великой литературы, и, в конце концов, делающими несчастным гениального Мастера.

Коннотации образа «Грибоедова» делают более объемным сатирический пласт текста Булгакова, уводя его мотивы к пьесе русского драматурга. Интертекст романа, несомненно, содержит в себе и «грибоедоевскую составляющую». Ассоциативно близки некоторые моменты двух текстов - «приезд» главного героя в Москву, «сумасшествие» как движущий мотив интриги, «развенчание» пороков московского общества. Конечно, материалы для булгаковской Москвы и для грибоедовской Москвы

118 имеют под собой различную основу. Но совершенно очевидна сатирическая заостренность обоих текстов, единство «объекта» сатиры, сходство сюжетного «архетипа» - «приезд» - «развенчание» - «отъезд».

Трудно не согласится с тем, что указанная схема архетипической коллизии восходит не только к Грибоедову, но и к любимому Булгаковым Гоголю. Приезд «ревизора» Хлестакова, его «неузнание» чиновниками губернского города, саморазвенчание проворовавшихся начальников и отъезд мнимого ревизора, одним своим присутствием раскрывшего истинную картину жизни общества - эта «схема» может рассматриваться как общая проекция коллизии Гоголя у Булгакова. С не меньшей очевидностью просматривается и другая коллизийная аналогия — приезд предпринимателя Чичикова в губернский город, искушение-разоблачение им помещиков, и, наконец - отъезд «дьявола» Чичикова. Таким образом, совершенно очевидно, что антиномическая амбивалентность этической парадигмы добра и зла многократно варьируется в художественном пространстве романа, в его образной системе. И, пожалуй, наиболее яркое воплощение она приобретает в системе характеров Воланд - Пилат — Иешуа. Это своеобразный образный треугольник, основанием которого является герои библейского мира, а вершиной - Князь тьмы. Иешуа верит в мировое добро и видит в нем перспективу мироустроения будущего. Этому утопизму бродячего философа противостоит позиция Пилата, вообще не различающего до поры до времени разницы между этическими категориями. Лишь Воланду ведомо понимание сложной амбивалентной природы заложенного в человеке нравственно-этического «кантианского» комплекса.

Образ Мастера, по силе воплощения, является огромной ценностью. Писав о его истории, М.А.Булгаков тем самым обращается к ответу на вопрос о судьбе художника, определяет его роль не только в нынешнем мире, но и во все поры, независимо от исторических, экономических, культурных и политических трансформации. Говорящее имя одного из главных героев романа дает понять о том, что речь идёт о человеке выдающемся, человеке необычной и драматической судьбы. Мастер вкладывает в роман о Христе всю свою душу, испытывая состояние то необыкновенного подъема, то азарт исследователя, старающегося показать реальные факты случившейся когда-то истории.

Особая роль Маргариты заключается в том, что для автора она является воплощением высшей женственности, любви и благородного самопожертвования. Ее протагонистический смысл уходит корнями в романтическое представление о Вечной Женственности, и в этом отношении Булгаков развивает поэтико-романтическую линию поэтов Возрождения, европейскую традицию в лице Сервантеса и Гете, и далее русских поэтов серебряного века в лице В.Соловьева, А.Блока и их современников.

Таким образом, подводя итог, скажем следующее. Для конфликтно-антиномической системы романа характерна масштабность воплощения художественного времени и пространства, которые объемлют два тысячелетия календарно-исторического времени, и, выходя за пределы реального времени и пространства, захватывают пространственно-временные пласты ирреального, метафизического свойства. Образная протеистическая система персонажей, вписанная в булгаковский хронотоп, служит свидетельством масштаба его этической, эстетической и философской концепции

Художественное время и пространство романа, так же как и его характерология, будучи пронизанными сложной сетью антиномий самого разного свойства и масштаба, имеют двойственную природу. С одной стороны, роман и его сюжет со всеми его персонажами вполне вписываются в реалистические координаты привычного физического времени, воспринимаемые обыденным человеческим сознанием. С другой стороны, Булгаков, введя повествование в рамки координат «сверхфизического» свойства, поставив ирреальных персонажей в один ряд с реальными, расширил рамки художественного времени и пространства, и в результате, создал беспрецедентный по своим характеристикам художественный текст.

120

Источники

М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита. Соб. Соч. в 5т. - М.: Художественная

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Абдурахман Диалло, 2013 год

Библиография

1. Акимов В. Сам человек и управляет. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова// Нева, 1988, №5. _ с. 164-178.

2. Актисова O.A. Синтаксические средства реализации концептов в аспекте эволюции типов повествовательной речи (на материале описаний в романах «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) // Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Волгоград, 2006. - 23 с.

3. Алексеева Н.С. Нарратологнческие особенности романов М Булгакова «Мастер и Маргарита» и У. Голдинга «Повелитель мух» // Русская филология. Украинский вестник. Харьков, 2006. № 1-2 (30). - С. 55-61

4. Арсланов В. За что казнил Михаил Булгаков Берлиоза? // Вопросы литературы, 1989, № 8. - С. 115-147.

5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: «Наука», 1982. - С.222

6. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста: Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. — М.: «Академический проект», Екатеринбург: «деловая книга», 2004. -С.464

7. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста: Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. — М.:

«Академический проект», Екатеринбург: «деловая книга», 2004. -С.173-201-202

8. Бабушкин А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. — Воронеж: Изд-во Воронеж ск. гос.ун-та, 2001. - 86 с.

9. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы // Сборник к 80-летию проф. М.С.Кагана. Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002 - С. 136-150.

10. Баркова Э.В. Пространственно-временной континиум культуры (философско-культурологический анализ) // Дис. ...д-ра филос. наук. -Волгоград, 2003. - 360 с.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407. •

12. Башкирова И.А. Безличные предложения в контексте романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008. - 205 с.

13. Башкирова И. А. Возможности синонимических преобразований безличных предложений (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы восьмой международн. конф. -Владимир: ВГТУ, 2009. - С. 39-41.

14. Башкирова И. А. О типах значений предикатной модальности безличных предложений (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект: Материалы седьмой международн. конф. -Владимир, 2007. - С.62-63.

15. Белая Л.В. Лексико-семантические особенности антропонимики М.А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Маргарита» // Филологические науки, 1990, № 5. - С. 106-110.

16. Белобровцева И., Кульюс С., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарии // И.Белобровцева, С. Кульюс. - М.: Книжный клуб 36.6,2007. - С.339-340.

17. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Путеводитель по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 208 с.

18. Белякова С.М. Образ времени. - Тюмень, 2005.

19. Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.Д994.С. 285-287

20. Березина Н.В. Хронотоп ранней прозы М.А.Булгакова (лингвистический аспект) //Дис.... канд. филол. наук. - Спб., 2006. -235 с.

21. Бессонова М. Мотив света в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Вып. 2.-М., 1995.-С. 22-23.

22. Блаженный Августин. Время. - М.: «Типо - литография И.Ефимова», 1893. -С.9

23. Блаженный Августин. Творения: О граде Божием: Кн. 1-13. - СПб.: «Алетейя», Киев: «УЦИИМ-Пресс», 1998. - С.593

24. Болдаков П.И. Специфика стилевой модели в романах М. А. Булгакова «Белая Гвардия» и «Мастер и Маргарита» // Дис. ... канд. филол. наук. -Иркутск, 2005.- 155 с.

25. Бузиновский С. Семь печатей Воланда // Знак вопроса, 1995, №3. -С.40-53.

26. Булатов М.О. Вечность Зла и бессмертие Добра. Нравственно -философское содержание романа М.А.. Булгакова «Мастер и Маргарита»/ М.О.Булатов, С.61-69

27. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты». - М.: Контекст, 1978. — С. 156-248.

28. Виноградова Е.М. Пропозициональный анализ текста (на примере рассказа М.А. Булгакова «Пропавший глаз») // Актуальные проблемы

123

текста: лингвистическая теория и практика обучения. Материалы международн. научно-практ. конф. ...Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2004. - С. 38-42.

29. Вулис А.З. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991. -224 с.

30. Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дис... канд. филол. наук. - СПб, 1996. - 206 с.

31. Гаврюшин Н. Литостратон, или Мастер без Маргариты// Вопросы литературы, 1991, № 8. - С. 83-88.

32. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время. - М.: «Индрик», 1997. - С. 123-130.

33. Галинская И.Л. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. Т. 44. № 4. -С. 366-378.

34. Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986. — С. 65-125.

35. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994. - С. 28-82.

36. Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова» // Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994.-С.83-123.

37. Гафт В. «Мой Воланд не дьявол, а посланник светлых сил» // Комсомольская правда, 3-10 февраля 2011 г. - С. 13.

38. Григоренко С.Г. М.А. Булгаков как языковая личность // Язык профессионального общения и лингвистические исследования: 89-Сборник статей междунар. научно-практ. семинара.- Белгород: ИПЦ«ПОЛИТЕРРА», 2010. - С. 79-84.

39. Григоренко С.Г. Образно-эстетический потенциал категории времени в языке романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Язык, культура

124

и образование в контексте этнической ментальности: Материалы всероссийск. научн. конф. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2004.-С. 148-157.

40. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд, испр,и доп.- М.: «Искусство», 1984. - С.350

41. Данилова Н.К. Пространственная координация художественного текста // Коммуникативно-функциональные исследования языковых явлений. - Куйбышев, 1983. - С. 73-79.

42. Девкин В.Д. Немецкая лексикография: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2005. — 670 с.

43. Девяткин C.B. Время и вечность в «метафизике света» // Человек - сам себе непонятный: Сб. статей. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1997. - С. 29-34.

44. Дементьева H.A. Лунный пейзаж в прозе и поэзии двух поколений одной талантливой семьи // Современные коммуникации: Язык. Человек. Общество. Культура Сборник статей // Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2010. - С. 289-291.

45. Дергилева О.С. Индивидуально-авторские преобразования фразеологических единиц в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект: Материалы седьмой международной конф. -Владимир, 2007. - С.96-100.

46. Драчева С.О. Темпоральная организация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвистический аспект // Дис. канд. филол. наук. - Тюмень, 2007. - 206 с.

47. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о теологии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия, 1987, № 8. - С.49-51 ; № 9. - С.27-29.

48. Зеркалов А. Лежащий во зле мир... // Знание-сила, 1991, № 5. - С. 34-41.

49. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. - М.: Текст, 2004. - 239 с.

50. Иванова JI.А. Прошлое, настоящее, будущее в аспекте номинации и предикации: по творчеству М.И. Цветаевой до эмиграции // Дисс. канд. филол. наук. - М., 2009. - 258 с.

51. Йованович М. Евангелие от Матфея как литературный источник «Мастер и Маргариты» // Зборник за славистику. Выпуск 18. Нови Сад, 1980.-С. 109-123.

52. Ионии А.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии, 1990, № 2. - С. 44-55.

53. Искандер Ф. Уроки мужества (Вступит/ статья к работе М.О. Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова») / Ф.Искандер - М.: Книга, 1998.-С.5-6.

54. Казаркин А. Литературный контекст романа «Мастер и Маргарита» // Проблемы метода и жанра. Вып. 6. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1979.-С. 55-67.

55. Кандрашина ЕЛО. и др. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах. - М., 1989.

56. Киселёва Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки, 1991, № 6. - С.311.

57. Князева Е.С. Описательные конструкции как системообразующие единицы номинации в структуре текста романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дисс.... канд. филол. наук // Тверь, 2009. -166 с.

58. Кобозева И.М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка: Языки пространств: Сборник статьей. - М.: «Языки русской культуры», 2000. - С. 152-163

59. Коваленко А.Г. Очерки художественной конференции: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе 20 века: Монография. -М.:РУДН, 2010.-С.5

60. Коваленко Ю.Д. Когнитивная категория художественного пространства и репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Автореф. дисс. ...канд. филол. наук. — Омск, 2002. - 22 с.

61. Колышева ЕЛО. Поэтика имени в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дис. ...канд.филол.наук. - Волгоград, 2005. - 304 с.

62. Кораблев A.A. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Художественная традиция в историко-литературном процессе.-Л., 1998, № 2. - С.3-31.

63. Кораблев A.A. Художественное время в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы русской литературы, 1987, вып. 2 (50). - С.8-14.

64. Корнеева Е. «Евангелие от Булгакова» и роман о любви // Литература, 1997,№36.-С. 6-8.

65. Кравченко A.B. Когнитивные аспекты пространства и времени в естественном языке // Известия АН. Серия литературы и языка. — 1996, №3. - С.4.

66. Кравченко A.B. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. - Иркутск: « Изд-во Иркут. Ун-та», 1996. - С.29

67. Крючков В. П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: К интерпретации Эпилога романа Михаила Булгакова // Русская литература, 1995, № 3. - С. 225-229.

68. Крючков В. П. «Он не заслужил света, он заслужил покой...»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова // Литература в школе, 1998, № 2. - С. 54-61.

69. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка: к постановке проблемы // Изв. РАН Серия лит.и яз. 1997. - Т.56. -№ 3. - С. 18-26-27.

70. Кузнецова Е. Характеристика эмоционально-экспрессивной лексики в произведениях М. Булгакова// Славянские чтения - 2010. Сборник материалов... - Старый Оскол: Изд-во «Оскол-Информ / СОФ БелГУ, 2010.-С. 130-134.

71. Лакшин В. Я. Мир Михаила Булгакова // Предисловие: М.А. Булгаков. Собрание сочинений в пяти тт. Т. 1. -М.: Худож. лит., 1990. - С. 5 68.

72. Левина Л. А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки, 1991, № 1.-С. 12-23.

73. Лесскис Г. А. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. - М.: Худож. лит., 1990. Т.5. - С. 607-664.

74. Лесскис Г. А., «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1979. - Т. 38, № 1. - С.52-59.

75. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: Белая гвардия. Записки покойника. Мастер и Маргарита: Комментарии. - М.: «ОГИ», 1999.-С.427

76. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — С.360

77. Лотман, Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Н.В.Гоголя // Лотман, Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: «Александра», 1992. - Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -С.419

78. Ляхова Е. Лейтмотивы солнца и луны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Циклизация литературных произведений: Системность и целостность. - Кемерово, 1994. - С.78-87.

79. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ автор-сост. Г.Н. Леонова, Л.Д. Страхова. - 9-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2008. - С.88.

80. Макаревская Г., Жук А. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга, 1968, № 6. - С.38-50:

81. Макарова Г., Абрашкин А. Откуда взялась банда Воланда? // Молодая гвардия, 1994, № 7. - С. 18-24.

82. Матвеева JI.C. Образ луны Михаила Булгакова // Литература. - 1997, №36.-С. 12-19.

83. Меринов В.Ю. Пафос и топология героев в первом очерке М.А. Булгакова «Грядущие перспективы» // Журналистика и медиаобразование - 2008: сб. трудов III междунар. науч.-практ. конф. -Белгород: Изд-во Белгородск. гос. ун-та, 2008. - С. 350-355.

84. Михальчук Н.Г. Фразеологические единицы как средство формирования идиостиля М.А. Булгакова. // Дис. ...канд. филол. наук. -Орёл, 2002.

85. Мурзина М. Сталин и Маргариты // Аргументы и факты, 2011 г., 11- 17 мая,№ 19 (1592).-С. 47.

86. Мурьянов М.Ф. Время (понятие и слово) // Вопросы языкознания. -1978. - Пермь: «Перм.ун-т», 1998. - С. 152

87. Н.И. Метафора в процессах текстопорождения (на материале повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и её переводов) // Дис. ...канд. филол. наук. - Томск, 2005.

88. Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник/ В.В.Новиков, С.253.

89. Отрыванкина О.М. Пространства-символы в повести A.C. Пушкина «Капитанская дочка», в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Предложение и слово. - Саратов, 1999. - С. 327-332.

90. Павлова А.Э. Фразеологические единицы как средство создания комического в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Автореф. дис.... канд. филол. наук. Кострома, 2003. - 24 с.

91. Першукова C.B. Роль фразеологизмов с компонентом «глаз» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» // Русский язык и литература: история и современность: Сб. научн. статей... - М.: МГОУ, 2010. -С.391-396.

92. Петелин В.В. Возвращение Мастера: Заметки о творчестве Михаила Булгакова // Москва, 1976, № 7. - С. 186-198.

93. Петров В.Б, Аксиология Михаила Булгакова / В.Б. Петров, С. 189.

94. Прокофьев М.Р. Концептуальная структура текста. - СПБ.: «Изд-во СПбГУ», 2000.-С. 125

95. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте пространственных характеристик. - Оренбург: «Изд-во ОГПУ», 2000. - С. 27

96. Рогожина Е.Д. Специфика наименований одежды в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как элемент идиостиля писателя // Славянские чтения- 2010. Сборник материалов... — Старый Оскол: Изд-во «Оскол-Информ / СОФ БелГУ, 2010. - С. 119-121.

97. Руднев В.П. Словарь русской культуры 20 века: Ключевые понятия и тексты. - М.: «Аграф», 1997. - С.381

98. Сахаров В. И. Прощание и полёт: Еще раз о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Московский вестник. М. - 1995, № 2. - С. 27-35.

99. Скокова О.В. Символическое пространство дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Славянские чтения - 2010. Сборник материалов... - Старый Оскол: Изд-во «Оскол-Информ / СОФ БелГУ, 2010.-С. 92-95.

100. Смирнова A.A. Функции эмоций в структуре языковой личности (на примере эмоции «гнев» в романе М. Булгакова «Белая гвардия») // Русский язык и литература: история и современность: Сб. научн. статей. - М.: МГОУ, 2010. - С. 400-404.

101. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. - М., 2005. - 592 с.

102. Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки творчества/ Борис Соколов. — М.: Вагриус, 2008. - С.223-265

103. Соколов Б.В. Тайны «Мастера и Маргарита». Расшифрованный Булгаков/Б.В.Соколов. -М.: Яуза, Эксмо, 2005, С.293.

104. Стальная Г. Булгаковские зеркала. Воланд. Экуменизм. Теодицея // Знание-сила, 1998, № 1.-С. 11-18.

105. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Академический Проект», 2001. - С.990

106. Сулименко Н.Е. Лексика в процессах текстопорождения // Актуализация семантико-прагматического потенциала языкового знака. Новосибирск, 1996. - С. 10

107. Топоров В. П. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и Наказание»)// Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - С. 193-259.

108. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М.: «Наука», 1983.-С.280.

109. Топорова В.М. Геометрические концепты в языковой картине мира // Реальность, язык и сознание. Вып. 1. - Тамбов, 1999. - С. 128-131.

110. Трубина Л.А. Русская литература 20 века/ Л.А.Турбина. Указ. соч. — С. 187

111. Тураев З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика): Учеб. пособие для пед. Ин-тов по спец № 2103 «Иностран. яз». - М.: «Просвещение», 1986.-С.126.

112. Ургопин И.С. Идея «Живого Бога» в философии русского религиозного ренессанса и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 169 с.

113. Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (об источниках действительных и мнимых) // Русская литература, 1979, № 24. - С.89-109.

114. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман: Философские аспекты. Л. 1979.-С. 194-224.

115. Ухова Е.В. Фнлософско-этические идеи в творчестве М.А. Булгакова // Дисс. ...канд. филос. наук. -М., 1999. - 152 с.

116. Филюхина C.B. Два романа Булгакова: Автор выбирает лицо / С.В.Филюхина// Вопросы литературы, 2010, №2, - С.77.

117. Флоренский П. Имена // Малое собрание сочинений.: Из-во «Купина», 1993. Вып. 1.-С.295

118. Фролова М.В. Функционирование глаголов межличностных и социальных отношений в произведениях русской литературы 20-х годов 20 века (на материале текстов А.П. Платонова и М.А. Булгакова) // Автореф. дисс....канд. филол. наук. Волгоград, 2008. - 17 с.

119. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: «Республика», 1993.-С.445

120. Хрячкова JI.A. Отбор и использование библеизмов в художественном наследии Михаила Афанасьевича Булгакова // Дисс. ...канд. филол. наук. - Воронеж, 2004.

121. Чавыкипа Ю.О. Анималистическая символика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» // Славянские чтения, 2009. - Старый Оскол: Типография ООО «Антиква», 2009. - С. 99-102.

122. Чудаков А.П. О способах создания предмета в русской классической литературной традиции // Классика и современность. — М.: «Изд-во МГУ», 1991.-С. 170

123. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1990. - 496с.

124. Чудакова М.О. Творческая лаборатория романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы, 1976, № 1. - С. 223-234.

125. Щукина Д.А. Пространство как лингвокогнитивная категория: (На материале произведений М.А.Булгакова разных жанров): Автореф. ... докт.филол.наук: 10.02.01. - СПБ., 2004. - С.4

126. Яблоков Е. «Я часть той силы...» (этическая проблематика романа М. Булгакова) // Русская литература, 1988, № 2. - С. 13-17.

127. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М., 2001. -424 с.

128. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) // М.: Гнезис, 1994. - 344 с.

129. Яновская JI.M. Творческий путь Михаила Булгакова / J1.M. Яновская, С.300-313

130. Яновская JI.M. Треугольник Воланда и Фиолетовый рыцарь: О тайнах романа «Мастер и Маргарита» // Таллинн, 1987, № 4. - С. 21-30.

131. Baker H.D. Socratic, Hermetic and Internally Dialogue: Types of Interlocution in Bulgakov's Master and Margarita II The Russian Revies -1998. -№57.

132. Barrat A. The Master and Margarita in Recent Criticism: An overview // The Master and Margarita. A Critical Companion. - Evanston, III.: Northwestern University, 1996.

133. http://bse.sci-lib.com/, БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

134. Morin E. II paradigma perdutto. «feltrinelli». - Milano, 1994. - P. 112.

135. Proffer E. Bulgakov's The Master and Margarita: Genre and Motif // The Master and Margarita. A Critical Companion. - Evanston, III.: Northwestern University, 1996.

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.