Структура, семантика и лексика Купальского обряда: На тамбовском материале тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Никольская, Татьяна Михайловна

  • Никольская, Татьяна Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 210
Никольская, Татьяна Михайловна. Структура, семантика и лексика Купальского обряда: На тамбовском материале: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Тамбов. 2003. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Никольская, Татьяна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Структура Купальского обряда, модель его организации.

1.1. Описание структурных элементов Купальского обрядового комлекса.

1.2. Модель организации Купальского обряда.

Выводы.

ГЛАВА 2. Семантика и символика купальского обряда.

2.1. Этапы Купальского обряда, их семантика и своеобразие.

2.2. Символика обрядовых элементов.

2.3 Народное и христианское в Купальском.обряде.

Выводы.

ГЛАВА 3. Лексика Купальского обряда.

3.1. Название праздника.

3.2. Атрибутивная лексика.

3.3. Обрядовые действия, их текстовое оформление.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура, семантика и лексика Купальского обряда: На тамбовском материале»

i

В последнее время активизировались связи лингвистики с различными науками и областями знания: социологией, археологией, психологией, этнографией и другими. Существует определенная необходимость в сопоставлении языковых факторов с культурологическими, являющаяся ведущей во многих исследованиях последних лет. Традиционная лингвистика не может справиться с задачей описания сквозь призму языка и понимания богатого, одушевленного, божественного мира прошлых тысячелетий, который дошел до нас в виде осколков ритуалов и обрядовых действий [232, с. 216].

В наше время существует иная тенденция к расшифровке обрядов и их символики с целью более точного понимания духовной жизни народа прошлого и его ценностей. В данной работе мы обращаемся к малой части этого целого, называемой обрядом, а именно к Купальскому обряду.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является один из фрагментов духовной культуры русского народа, предметом - Купальский обряд, представляющий собой неотъемлемую часть календарной обрядности русского крестьянства. Данный праздник будет рассматриваться нами в том виде, в каком он стал известен в XIX в., т.к. только с этого времени, по мнению, В.Я. Проппа, имеются достоверные записи. "В древнерусской письменности, в летописях, поучениях, проповедях, в указах и распоряжениях правительства можно встретить упоминания о праздниках, которые иной раз дают возможность дополнить наши сведения установлением более древних форм и судить о степени их распространенности. Полная история их на основании этих документов написана быть не может, т.к. они слишком отрывочны, и исследователю приходиться поступать так, как в большинстве случаев делается при изучении традиционного фольклора: их происхождение и развитие надо суметь прочесть из самих памятников, пользуясь для этого всеми доступными нам средствами". [174,с. 8]

Степень изученности темы. Календарные обряды как органическая часть духовной культуры славян интересовали исследователей с давних времен. Первые свидетельства о проведении русскими праздничных увеселений, связанных с народным календарем, принадлежат путешественникам и участникам первых научных экспедиций XVII - XVIII вв., а также содержатся в летописях, поучениях и «словах» древних проповедников.

Научный интерес к праздникам возник еще в 30-е гг. XIX в., о чем свидетельствует ряд публикаций в журналах того времени. Первый крупный труд, посвященный этому вопросу, "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (вып. 1-4,1837-1839), принадлежит профессору И.М. Снегиреву. И.М. Снегирев - один из крупных русских фольклористов, имеющий заслуги в области изучения пословиц, лубочных картинок, русских древностей, истории русского зодчества. Его книга интересна как сводка материалов по народному фольклору, но дело в том, что он просто рисует картину празднеств, как бы любуясь ими, как предметом народной старины. Материал огромен, т.к. он черпал его из своих собственных наблюдений.

Интересны также работы И.П. Сахарова археолога, фольклориста, этнографа. Его труды многочисленны: "Песни русского народа" (вып. 1-5, 1838)., "Обозрение славянорусской библиографии" (1849), исследования о русском иконописании и многое другое. Для нас наибольшую ценность представляет книга "Русская народная годовщина"(7-я книга второго I тома "Сказаний русского народа" (1841)). Эта книга разделена на две части: "Народный дневник", где дается описание обычаев, примет и праздников, расположенных по дням года, и "Народные праздники и обычаи", где содержится преимущественно описание праздников, не связанных с постоянными днями календаря. Во многих местах своей работы он сообщает то, что видел сам, что наиболее ценно. Часто материалы более детальны, чем в позднейших свидетельствах.

Дальнейшая работа по собиранию и систематизации материалов по календарным обрядам была связана с собирательской деятельностью Русского географического общества (созданного в 1845 г.), этнографическое отделение которого разработало специальную программу для собирания этнографических сведений, в том числе по календарным обрядам.

Следующий крупный труд, на который мы обратили внимание, посвящен народным праздникам. Это работа А.А. Терещенко (18471848) "Быт русского народа". Данное исследование состоит из 7 томов, из которых 3 последних посвящены обрядам. Материал представляет собой сумму уже известных из работ Сахарова И.П. и Снегирева И.М. плюс нечто новое, привнесенное самим автором.

Таким образом, мы можем заметить, что для ученых того времени праздник представлялся как некая "драгоценность", как памятник русской старины, но не было сделано даже попытки объяснения того или иного обряда с научных позиций.

Во второй половине XIX в. ученые ставят своей задачей не только фиксировать, систематизировать фольклор и этнографические материалы, но и интерпретировать их. Значительную роль в этом направлении сыграли представители мифологической школы. Им принадлежат первые попытки научного объяснения праздников. I

Крупнейшими представителями этого направления были Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и А.А. Потебня.

Так, А.Н. Афанасьев в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу" (тт. 1-3,1866-1869) кратко касается народных праздников. "Исходя из своей теории происхождения народной поэзии из мифа, он объявляет и некоторые праздники остатками религии поклонения солнцу. Теория эта ошибочна, но она имела многих сторонников как в Западной Европе, так и у нас." [174, с.11] На наш взгляд, не лишним будет заметить, что работа А.Н. Афанасьева содержит некоторые подробности праздничных действ, которых нет у других авторов. Это относится в частности к Купальскому обряду.

К этому же направлению принадлежал и Ф.И. Буслаев, который больше изучал эпическую поэзию, но интересовался и народными праздниками, "применяя к ним свою доктрину мифологического происхождения искусства." [174, с.11] Это направление подверглось резкой критике со стороны Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, указывавших на шаткость и неубедительность выводов.

Критические замечания Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова не были замечены учеными, и мифологическое направление продолжало свое существование.

К поздним представителям этого направления принадлежит А.А. Потебня. Наиболее ценным для нас является его труд "Объяснения малорусских и сродных народных песен" (тт.1-3,1883-1887), который почти целиком посвящен некоторым обрядовым песням. В отличие от своих предшественников, А.А. Потебня строит все гипотезы на основе чрезвычайно детального, скорпулезного изучения материала. Его работа интересна тем, что он расчленяет материал на отдельные моменты и подвергает их детальному анализу, причем характерен тот факт, что из t поля зрения автора почти не выпадают какие-либо компоненты, подробности относительно купальского цикла, которых нет в других работах. А.А. Потебня обращает внимание на мельчайшие детали.

Предметом исследований в работах А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни была вся духовная жизнь русского народа, а метод ее изучения имел комплексный характер и объединял в себе сравнительно-исторический и културно-исторический принципы. Фольклорные тексты, записанные в России того времени, проецировались в доисторическую древность, поэтическая образность фольклора отождествлялась с содержанием архаических мифологий; народный фольклор, верования и обряды рассматривались не как источник сведений о языческих божествах, а как «источник об образе мысли и стереотипах восприятия «Младенствующего человека» [86, с.ЗЗ]; язык осмысливался как наиболее концентрированное выражение культурной традиции, как хранилище верований предков и их откровений.

Во второй половине 19 в. господство мифологической школы постепенно сменяется господством так называемой школы заимствования. Типичны в этом отношении работы А.Н. Веселовского. А.Н. Веселовскому в области изучения фольклора принадлежат огромные заслуги. Одна из них состоит в том, что он вывел изучение народного творчества из рамок национальной замкнутости. В своих работах он привлекал важный материал из византийских церковных поучений, находящийся в первоисточниках, проливающий свет на бытование некоторых обрядов в раннем средневековье.

Последователем А.Н. Веселовского был его ученик Е.В. Аничков, выпустивший большой двухтомный труд, посвященный весенней обрядовой песне на Западе и у славян (Аничков, 1903 - 1905).

Перечисленные направления в изучении народных праздников и обрядов были главенствующими. Теория заимствования собственно не является теорией. Она пытается объяснить, откуда появились праздники у русских, но не объясняет ни их происхождения, ни смысла. По этому вопросу представители школы заимствования опирались на работы мифологистов.

С 1889 г. в Москве начинает выходить журнал «Этнографическое обозрение», где обряды описываются, но не рассматриваются детально.

В начале XX в. в Петербурге начинает выходить в свет "Живая старина", где публикуются не только новые материалы, но и библиографические обзоры, а также рецензии. Из всех сборников, выходивших в то время, наиболее интересно собрание П.В. Шейна "Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.". Здесь даются не только тексты обрядовых песен, но и иногда подробное описание празднований в различных губерниях. На наш взгляд, материалы, представленные П.В. Шейном, имеют первостепенное научное значение.

В Тамбовской губернии собирательская деятельность на рубеже веков велась недостаточно хорошо. В трудах по духовной культуре русских тамбовский материал практически не фигурирует. Также редко упоминается о них в работах А.Н. Афанасьева, Д.К. Зеленина, И.М. Снегирева. Что же касается местных печатных изданий, то и они мало интересуются описаниями обрядов и обычаев.

Значительный вклад в собирание сведений по традициям Тамбовского края внесли известные ученые И.И. Дубасов (Дубасов, 1883

1897), также этнографы Б. Бондарко (Бондарко, 1890), В.Н Бондаренко

Бондаренко, 1890).

В советское время интерес к народным праздникам несколько угас. Изучались в основном песни, былины, частушки. Необходимы были новые методы работы. Их поиски начались примерно в 30-е гг. А.И. Никифоров попытался изучить обрядовую поэзию в связи с русской историей. А.И. Никифоров заново подробно изучил религию славян и пытался доказать, что в основе всех народных праздников лежит культ национальных русских божеств, имена которых народом забыты. Мы считаем, что следует достойно оценить попытку автора рассмотреть уже ранее изучавшийся материал с другой, несколько необычной стороны.

Совершенно по-новому подошел к вопросу В.И. Чичеров в своей докторской диссертации, посвященной анализу зимнего периода русского земледельческого календаря 16-19 вв. (Чичеров, 1957). Он впервые встал на путь изучения обрядов в связи с трудом крестьянина -земледельца.

Принципиальное значение для изучения календарной обрядности имеют труды и другого крупного отечественного ученого - В .Я. Проппа. Он полагал, что понять смысл отдельных праздников можно лишь тогда, когда будет изучен весь годовой цикл. «Если изучить весь годовой цикл, - писал В.Я. Пропп во вступительной статье к работе «Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования)» - то сразу бросается в глаза, что между основными праздниками, при всех их отличиях, имеется ясно ощутимое сходство. Частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных. Эти составные части необходимо определеить, выделить и сопоставить» [174, С. 15]. В качестве общих и наиболее важных элементов исследователь рассматривал поминование усопших, обрядовую еду, культ растений, поздравительно-заклинательные песни, i обрядовые игрища и увеселения. В работе «Морфология <воли> сказки. Исторические корни сказки» В.Я. Пропп показал, как в ходе анализа исходного материала (сказки) путем сравнения (в частности, с обрядом) можно реконструировать историческую действительность прошлого, таким образом, предоставить современным исследователям фольклорных текстов методологическое орудие в форме методов структурного, генетического и исторического анализа [173].

В 1950 -1970 гг. исследования по календарной обрядности носили в основном описательный характер, наиболее интересные из них публиковались на страницах научных изданий.

В настоящий момент изучением календарной обрядности занимаются сотрудники Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Института славяноведения и балканистики РАН. Вопросам праздничной культуры русских, начиная с X в. и до наших дней, эволюции этих форм культуры посвящена одна из последних книг Н.С. Полищук, Л.А. Тульцевой, И.В. Власовой (отв. редактор) «Русские: народная культура (история и современность). Общественный быт. Праздничная культура» (Русские: народная культура., 2000). Календарные обряды не раз были предметом рассмотрения в трудах

A.К. Байбурина (Байбурин, 1989, 1993), Т.А. Бернштам (1977, 1981, 1983).

Принципиально новое направление по вопросам происхождения календарных праздников разрабатывается в трудах профессора

B.Г. Руделева. Он противопоставил положению о славянском язычестве теорию изначального христианства у славян, В.Г. Руделев выводит народные праздники из древних народнохристианских обрядов, бытовавших задолго до X века. Свои рассуждения ученый выстраивает i на фактах из истории, этнографии, иконографии, археологии, но главным хранителем ценнейшей информации о представлениях, верования славян, устройстве общества считает язык. Первоначальный смысл ритуальных терминов исследователь реконструирует на основе выяснения паронимических связей слов (Руделев, 1992, 1994, 1996; Руделев, Поповичева, 1999).

Как нам кажется, одна из ошибок ранних исследователей заключалась том, что они рассматривали каждый отдельный обряд обособленно от исторического контекста и не сопоставляли данный с другими. "Меэду тем каждый праздник в отдельности может быть правильно понят только тогда, когда будет изучен весь годовой цикл" [174, с. 15].

К изучению Купальского обряда обращались многие писатели. Ярким представителем является Н.В. Гоголь, который в своем рассказе «Вечер накануне Ивана Купалы» рассматривает Купальский обряд не просто как фрагмент из жизни Украинского народа, а как его важную часть, необходимую для понимания национальных традиций. В своем произведении он указывает на один из элементов структуры Купальского обрядового комплекса, на сбор трав, в частности папоротника: «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!. .Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника.» [55, С.45]

Цели и задачи. Основной целью исследования является целостное представление Купальского обрядового комплекса в его структурном, семантическом, символическом, а также текстовом оформлении.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Представить инвариантное описание купальского обряда с инвентаризацией всех компонентов;

2. Определить общие и специфические черты тамбовского варианта Купальского обряда;

3. Осмыслить семантику и символику обрядовых единиц Купальского комплекса;

4. Описать лексическое и текстовое оформление обряда на территории Тамбовской области.

Методы исследования. Характер и цель работы, решение поставленых задач предопределили методы иследования. Осмысление обряда и его терминологии - процесс сложный и трудный, поэтому необходимо использование герменевтического метода, то есть проводится обработка текста в целях прояснения его первоначального смысла, а также применяется описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и ареальный методы, этнолингвистическйй и метод моделирования. При обработке словарей применяется метод сплошной выборки.

Новизна исследования. В работе впервые обобщается и осмысливается материал по Купальскому обряду, который до настоящего времени не исследовался. Это касается как его этнографической стороны, так и его терминологии. В работе описывается тамбовский вариант Купальского обряда, в ней предпринимается попытка восстановить полную версию обряда, осмыслить значение каждого момента, систематизировать уже известные сведения о нем, выявить его лексику, текстовое оформление. Дело в том, что существует множество работ, в которых описываются отдельные элементы обрядового комплекса, как правило, наиболее известные, но нет работ, в которых была предпринята попытка воссоздать обряд как единое целое.

Актуальность исследования. Духовная культура русского народа, сохраняющая опыт многих поколений, в настоящее время вновь стала широко изучаться. Такой обряд, как Купальский, не был предметом отдельного изучения, лексика и текстовое оформление не собирались специально и не фиксировалась. Поэтому сама задача сбора, классификации и изучения этого обряда, являющегося системой, необходима и актуальна и представляет собой своеобразный заказ на изучение данного пласта фольклорного материала.

Источники, используемые в работе. Материалом иследования служили разного рода печатные материалы, монографии по русской духовной культуре, различного рода публикации, а также собственно полевые записи автора работы, которые сопоставлялись с материалами различных словарей: диалектологических, этимологических, исторических, этнолингвистических (Даль В.И. «Этимологический словарь русского языка», «Словарь русских народных говоров под ред. Ф.П. Филина, И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам», «Этнолингвистический словарь» под общей ред. Н.И. Толстого).

Практическое значение работы заключается в возможности последующего использования фактического материала и сделанных в ходе его анализа выводов и обобщений для изучения своеобразия как Купальского, так и других обрядов. Результатом исследования стала составленная автором электронная программа для изучения Купальского обряда в целом и Тамбовского варианата, в частности.

Данное «Методическое пособие к изучению Купальского обрядового комплекса» предназначено для студентов, аспирантов и людей, интересующихся древней духовной культурой славнских народов. При помощи этого пособия мы помогаем «окунуться» в мир одного из древнейших обрядовых комплексов, некогда существовавших на территории славянских народов, получивших свои корни, как стало известно, от Великой Сарматии.

Здесь также рассматривается необходимость изучения и подробного рассмотрения данного обряда, а также коротко рассказывается о тех, кто занимался данной проблемой.

Электронное пособие содержит 7 электронных страниц, котрые говорят о:

1. Народном и христианском в данном обряде.

2. Структуре данного обряда.

3. Моделировании Купальского обрядового комплекса.

4. Географии обряда.

5. Текстовом материале (песенном и разговорном)

6. Списке использованном литературы.

7. Фотоальбоме.

Даный материал найдет также применение в учебной практике: чтении лекций и спецкурсов, также в сугубо научных исследованиях, а электронное пособие поможет нагляднее и глубже осмыслить и систематизировать материал по Купальскому обряду.

Основные положения, выносимыена защиту:

1. Купальский обряд представляет собой определенного рода текст со своей символикой и семантикой, доступный описанию, моделированию и структурированию.

2. Ключевые единицы (огонь, вода, дерево, колесо) обрядового текста являются символами, определяющими основное содержание и семантический план обряда.

3. Купальский обряд обладает традиционными i действиями, проявляющимися в моментах, связанных с ежегодным крещением славян.

Апробация работы. Основные результаты данного исследования излагались на научных конференциях (III Международная научная конференция «Филология и культура» - Тамбов, 2001 г; V научная конференция ТГТУ - Тамбов, 2000 г), докладах, заседаниях кафедр и лаборатории «Экология языка и речи», применялись в работах со студентами на диалектологической практике, а также представлены в 7 публикациях. В них отражены основные положения диссертационного исследования.

В статье «Ранние христианские символы в Купальском обряде», «На Ивана, на Купалу.» речь идет о семаьвическом плане обряда, в них расшифровывется ранние христианские символы Купальского обрядового комплекса: вышивка, фигуры, в виде которых производились прыжки через костер и т.д. Все эти элементы говорят о наличии христианских традиций в обряде, что подтвер>кдает теорию В.Г. Руделева о первоначальном христианстве.

В статье «Обрядовая символика в народной культуре» рассматривается обрядовая символика вообще и Купальского обряда в частности. На примере двух символов огня и воды прослеживается основное назначение обряда - «очищение».

О некоторых элементах Купальского обряда в тамбовских говорах». Здесь приводятся карты, на которых изображены некоторые элементы Купальского обряда и их название в Тамбовской области.

Статья «Пространственно-временной характер обрядового текста» моделирует соотношения различных фрагментов обряда (на примере

17

Купальского) относительно таких единиц как пространство и время, i говоря об их важности и значимости.

В статье «Структура Купальского обрядового комплекса» говорится о структуре Купальского обряда коротко, тезисно, без текстового и песенного наполнения.

Кроме того, в статье «Обрядовый текст как дидактический материал» совершена попытка рассмотрения этого фольклорного элемента с точки зрения его применения в педагогике, то есть он рассмотрен как дидактический материал, обладающий своей наглядностью, доступностью и точностью.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 278 наименований, приложений, в которые вошли тексты о праздновании купальского обряда, записанные от диалектоносителей 1901-1940 гг. рождения, словарь диалектных слов («Лексика Купальского обряда»), карты, рисунки, фотографии. Общий объем диссертации составляет 210 страницы машинописного текста, из них 54 страницы занимают приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Никольская, Татьяна Михайловна

Выводы

1. Рассмотрев варианты названий праздника мы можем утверждать, что, несмотря на, многогранность названий, все они

126 отождествляются в одним значением слова Купала и приравниваются нами к значению очищения.

2. Также необходимо отметить тождество образов Иоанна Крестителя и Ивана Купалы, исходящее не только из даты, но и ряда других факторов.

3. Кроме того, мы отметили, что сам образ Купалы принадлежит к числу божеств.

4. Изучение лексики тамбовского Купальского обряда показало, что он интересен, самобытен и эмоционален в своем исполнении. А данные, собранные в ходе экспедиции, лишь подтверждают восстановленную нами структуру и говорят о существовании данного обрядового комплекса (хоть и в сильно измененном виде) на территории Тамбовской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе был собран весь доступный материал, касающийся Купальского празднования. Проанализированы этнографические описания, губернские и епархиальные ведомости, полевые материалы. В результате было получено инвариантное описание купальской обрядности с инвентаризацией всех ее компонентов, которое может быть использовано для включения в полные описания русской обрядовой традиции. Кроме того, общерусский фон, на котором сделано тамбовское описание, служит для определения диалектных, этнографических особенностей как самой Тамбовщины, так и других великорусских областей. Наличие или отсутствие в тамбовских описаниях различных компонентов обрядности может быть использовано для определения исходных пунктов, путей и времени заселения русскими рассматриваемой территории.

Рассмотрение Купальской обрядности как текста подразумевало описание внешнего действия - обрядности как системы акциональных категорий; прочтение смысла обрядов и обрядовых действий -определение их семантики; выявление глубинных связей обрядового текста - символов, аналогий, заимствований, параллелей, кроме того, разработана модель организации Купальского обрядового комплекса, способствующая более наглядному восприятию данного элемента фольклорного материала, которая подводит теоретическое обоснование исследуемой проблемы.

В результате исследования выделены основные акциональные блоки Купалы и определена их семантика. Акциональными блоками являются следующие: ритуальная трапеза, действие с купальским деревцем, сожжение - потопление - разрывание чучела, жжение костров и прыжки через них, эротическое поведение молодежи, омовение, сбор трав.

Кроме того, в Купальском обряде можно выделить следующие структурные элементы: подготовка к празднику: украшение домов зелеными ветками; сборы девушек и молодых женщин для участия в празднике; приготовление ритуальной еды; «завивание колеи» на березке или ряжение дерева / установка колеса; «кумление»: зажжение ритуального огня / сложение снопов, «жгучки»; прыжки через костер или хождение по углям / прыжки через снопы крапивы; купание или обливание водой; «похороны / сожжение / развитие по ветру Костромы» / чучела, «Мары, «русалки» и т.д.; сбор трав: папоротника, чертополоха и т.д.

В данном обрядовом комплексе есть элементы, характерные только для данного праздника, такие как: прыжки через костер, обливание водой, сбор трав, а есть и другие, встречающиеся и в других празднествах: «кумление», «завивание колец», приготовление ритуальной еды, «похороны Костромы» и т.д.

Символика данного обряда также сложна и многогранна. Она объединяет в себе различные традиции и взгляды, которые менялись на протяжении времени, наслаивались один на другой, нами выделена следующая смысловая схема для определения символического контекста Купальского обрядового комплекса. огонь - вода колесо = крест = дерево календарь)

Немаловажным в данной ситуации оказался и географический фактор, а также переселение народов из различных областей и регионов. Но тем не менее, все факторы и сиволы призваны подтвердить одну идею, основную идею обряда - очищние от сил зла, нечистоты духовной и телесной. Кроме того, важным является и то, что произошло смешение народных и христианских традиций, что привело к своеобразию и неповторимости данного обряда.

Вслед за профессором Руделевым В.Г. мы говорим о «народном» христианстве и говорим об этом на примере Купальского обряда.

В свете данной концепции мы делаем вывод о том, что атрибутивные элементы, участвующие в обряде могут рассматриваться как средство поиска энергетических сил, заложенных в образе Купалы; поиск особой благодати, сущностью которой является обретение любви и гармонии. Это достигается при помощи погружения участников в воду, которое классифицируется нами не просто обрядом, а таинством, припомощи которого человек обретает качественно новое состояние.

Кроме того, необходимо заметить, что Купальский обряд сохранился плохо. Все действия, производимые во время обрядового комплекса - исконная форма купальских огней, а костры связаны с земледельческими интересами. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что празднование Купалы связано с будущей жатвой, успех которой хотят обеспечить.

Что же касается названия праздника, то мы можем сказать следующее:

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что название праздника отождествляется с одним из значений слова Купала и приравнивается нами к слову очищение. Мы нашли сходство в образах Купалы и Иоанна Крестителя, исходящее не только из даты, но и ряда других факторов. Кроме того, мы отметили, что сам образ Купалы принадлежит к числу божеств.

Изучение лексики Тамбовского Купальского обряда показало, что он интересен, самобытен и эмоционален в своем исполнении. А данные, собранные в ходе экспедиции, лишь подтверждают восстановленную нами структуру и говорят о существовании данного обрядового комплекса (хоть и в сильно измененном виде) на территории Тамбовской области.

Исследование данного праздника способствует более полному представлению о быте, верованиях, неповторимости, самобытности фольклорного материала древнейших славян.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Никольская, Татьяна Михайловна, 2003 год

1. Агапкина, Т.Д. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны з обрядах и фольклоре бостонных славян /Т.А. Агапкина. - М.: Индрик. - 2000. - 336 с.

2. Агапкина, Т.А., Ритуальное обнажение в народной культуре славян / Т.А. Анапкина, А.Л. Топорков // Мифология и повседневность: тендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 г. СПб., 2001.- С. 11-25.

3. Адоньева, С.Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции / С.Б. Адоньева //Живая старина.-1998.-№1.-С. 26-28.

4. Адоньева, С.Б. Традиционная лирика: К проблеме целостности фольклорного текста / С.Б. Адоньева // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб. -1995. Вып. 7

5. Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2 т. / М.К. Азадовский. М. - 1958 -1963.

6. Акишина, А.А. Структура целого текста, f АЛ. Акишина.-Вып.2. -М.- 1979 г.-80 с.

7. Аничков, Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. 4.1,2 От обряда к песне. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1903.- 4.1. 292 с; 4.2. 404 с.

8. Афанасьев, А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. М.: Советская Россия, 1986. - 367 с.

9. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов в 3 т / А.Н. Афанасьев. Перепеч. с изд.1856 1869 г. - М.: Индрик. -1994.

10. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. Л.: Наука, 1983. -176 с.

11. Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность человека: (Русский народный традиционный календарь) / А.К. Байбурин. Л. -1989. - 31 с.

12. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин // Музей антропологии и этнографии им. Перта Великого РАН. СПб.: Наука, 1993.- 240 с.

13. Байбурин, А.К. Родинный обряд у славян и его место в жизненном цикле / А.К. Байбурин //Живая старина. 1997. №2. - с. 7-9.

14. Балова, Е.Ю. Демонологическая лексика в говорах правобережья Нижегородской области: Дисс. канд. филол. наук. -Арзамас. 1999. -163 с.

15. Баранникова, Л.И. Русские народные говоры в советский период. (К проблеме соотношения языка и диалекта) / Л.И. Баранникова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967. - 206 с.

16. Бартнев. В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского фая / В. Бартнев. Спб.: Типография М.Ф. Пайкина, 1896. - 154 с.

17. Басилов, В.Н., Новое в исследованиях древнейших ритуалов (О книге Н.Н. Велецкой «Языческая символика славянских архаических ритуалов». М.: Наука, 1978) / В.Н. Басилов, В.П. Аникин // Советская этнография. -1980. №4. - с.160-168.

18. Бахвалова, Т. В. Характеристика интеллектуальных способностей человека лексическими и фразеологическими средствами языка (на материале орловских говоров): Учебное пособие / Т.В. Бахвалова. Орел: ОГПИ, 1993. - 130с.

19. Бернштам, Т.А. Ай же ты, великий оратаюшка! / Т.А. Бернштам //Фольклор и эт-нографическая действительность. СПб., 1992.

20. Бернштам, Т.А. Обряд «крещение и похороны кукушки» / Т.А. Бернштам //Материальная культура и мифология. Л., 1981. 204 с.

21. Бернштам, Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX-начале ХХв. /Т.А. Бернштам. Л.: Наука, 1983. - 231 с.

22. Бернштам, Т.А. Русская народная религия: историко-культурный аспект феномена // Новые аспекты в познании и изучении традиционной народной культуры / Т.А. Бернштам. Киев, 1992. - 242 с.

23. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. SRG.-1990.-312 с.

24. Блинова, О.И. Введение в современную региональную лексикологию. Материалы для спецкурса / О.И. Блинова. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. 257 с.

25. Блинова. О.И. Из наблюдений над лексикой кедрового промысла в Сибири / О.И. Блинова II Ученые записки Красноярского пед. института, 1960 г. с. 45-61.

26. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. - 543 с.

27. Болонев, Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX- начало XX в.) / Ф.Ф.Болотнев. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1978. -159 с.

28. Болотнова, Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте I Н.С. Болотнова // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века, СПб., 1998. с.242-247.

29. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1992. - 313 с.

30. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1992.

31. Бондаренко, Э.О. Праздники христианской Руси: русский народ. Православный календарь / под. ред. Г.А. Спасских / Бондаренко Э.О. Калининград, 1998. - 416 с.

32. Бондарко, Б. Поверья крестьян Тамбовской губернии / Б. Бондарко//Живая старина. СПб, 1890. Вып. 1. - с.115-121.

33. Бондарь, В.Р. Смысл. Структура текста в яз. Разл. типов: Автореф. дис. канд. филолог. Наук: 10.02.19 / В.Р. Бондарь. Воен. краснознаменный ин-т.-М. - 1990.-18 с.

34. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки народной словесности и искусства в 2 т. / Ф.И. Буслаев. СПб.: Товарищество «Обществ, польза», 1861.

35. Буслаев, Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки / Ф.И. Буслаев. СПб.: Типография Императорской АН, 1887. - 501 с.

36. Буслаев, Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии / Ф.И. Буслаев // Русский вестник. 1872. № 10. - с. 645-727.

37. Буслаев, Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии / Ф.И. Буслаев // Русский вестник, 1873. № 1. с.293-329; №4. - с. 568-649.

38. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии) / Авт. сост.: Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. -471 с.

39. Вакарельский, Е. Етнография на Балгария / Е. Вакарельский.- Второ изд. София: Наука и изкуство, 1977. 672 с.

40. Валенцова, М.М. Терминология календарной обрядности чехов и словаков. Дис. канд. филол. наук. / М.М. Валенцова. М. - 1996.- 850 с.

41. Валенцова, М.М. Терминология хлебов в календарной обрядности чехов и словаков. Типы мотивации / ММ. Валенцова //

42. Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры. М. 1999. - с. 99 -122.

43. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. М.: Наука, 1978. - 239 с.

44. Веселовский, А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха / А.Н. Веселовский. СПб.: Типография Императорской АН. Вып. 1-6

45. Винарчик, J1.M. Южнорусские хороводы — перекресток календаря и свадьбы / Л.М. Винарчик //Живая старина, 2001. №2. - с. 24-28.

46. Виноградов, В В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография: Избр. тр. М.: Наука, 1977. - с. 47-69.

47. Виноградов, Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. / Н.Н. Виноградов СПб., 1907. Вып. 1.

48. Виноградова, Л.Н. Заклинательные формы в календарной поэзии славян и их обрядовые истоки / Л.Н. Виноградова // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. - с.7-26.

49. Виноградова, Л.Н. Мифологический аспект полесской "русальной" традиции / Л.Н. Виноградова // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986.-с.88-135.

50. Виноградова, Л.Н. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях / Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая // Символический язык народной культуры. Балканские чтения. Ч. 2. М., 1993. - с. 3-37.

51. Виноградова, Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры / Л.Н. Виноградова // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы. М., 1989. - с. 101-121.

52. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т.Г. Виногкур. М., 1980. - 237 с.

53. Войтенко, А.Ф. Лексический атлас Московской области / А.Ф. Войтенко. М., 1990. -1550 с.

54. Вопросник Общеславянского лингвистического атласа. / Гл. ред. Р.И. Аванесов. М.: Наука, 1965. - 270 с.

55. Ворошилин, А.В. Встреча весны в селах Воронежской области / А.В. Ворошилин //Живая старина. 1996. №4. - с. 17-18.

56. Гордиенко, Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов / Н.С. Гордиенко. Л.: Лениздат, 1984. - 294 с.

57. Городцов, П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда / П.А. Городцов // Ежегодник Тобольского музея, Вып.26. -1915.-е. 28.

58. Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Мол. гвардия, 1991. - 446 с.

59. Гура, А.В. Символика животных в славянской традиции / А.В. Гура. М.: Индрик, 1997. -910 с.

60. Гура, А.В. Терминология севернорусского свадебного обряда (на общеславянском фоне): Дис. канд. филол. наук. / А.В. Гура. М., 1977. -Т.1.-176 с.

61. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 3 т. / В.И. Даль. М.: Терра, 1995.

62. Девонина, В.А. Древнерусское язычество: Эстетическая традиция отношения к природе: Дис. канд. филол. наук / В.А. Девонина. СПб, 1996. -162 с.

63. Диалектология и фольклор Тамбовского края / Под ред. В.Г. Руделева. Тамбов: ТГПИ, 1989. - 162 с.

64. Добровольский, В.Н. Смоленский этнографический сборник / В.Н. Добровольский. СПб., 1891-1903. -Ч. 1-4.-716 с.

65. Донской историко-этнографический словарь: Программа. М,: 1998.-129 с.

66. Древнейшие российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977.

67. Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края / И.И. Дубасов. М., Вып. 1-6, 1883 - 1897.

68. Евтихиева, Л.Ю. Структура и терминология свадебного обряда. На материале тамбовских говоров: Дис.канд. филол. наук / Л.Ю. Евтихиева. Саратов, 1991. - Т.1. - 267 с.

69. Евтихиева, Л.Ю., Археология, этнография, культура Тамбовского фая / Л.Ю. Евтихиева, С.В. Фурсова, Н.Б. Моисеева. Тамбов: ИПКУ, 1998, Вып.1.-104 с.

70. Еремин, С.А. Инструкция-программа для собирания народного творчества и языка / С.А. Еремин // Летняя школа. Л., 1924. Вып.2. с. 44-54.

71. Еремин, С.А. Программа для собирания материалов по народным говорам, местному словарю и бытовым названиям / С.А. Еремин.-Л., 1926.

72. Ефименко, П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / П.С. Ефименко // Труды этнографического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. XXX; Кн. V; Ч. 1. М., 1877,- 276 с.

73. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин М.: Наука, 1982. 159 с.

74. Журавлев, А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки / А.Ф. Журавлев М.: Индрик, 1994. 254 с.

75. Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. М.: Книга Принтшоп, 1990. - 607 с.

76. Забылин, М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия / М. Забылин. М., Русская книга, 1996. - 496 с.

77. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты / Н.Д. Зарубина. М.: Рус. яз., 1981. -113 с.

78. Звегенцев, В.А. Современные направления в зарубежном языкознании / В.А. Звегенцев // Новое в лингвистике. Вып. IV. М.: Прогресс, 1965.

79. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913 / Д.К. Зеленин; Вст. ст. Н.И. Толстого; сост. А.Л. Топоркова М.: Индрик, 1994. - 397 с.

80. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. -М.: Наука, 1991.-507 с.

81. Зеленин, Д.К. Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества / Д.К. Зеленин СПб., 1915.-988 с.

82. Зеленин, Д.К. Терминология лапотного дела / Д.К. Зеленин.-Л.: Наука, 1982. с.135-145.

83. Земцовский, И.И. Поэзия крестьянских праздников / И.И. Земцовский. Л., 1970, - 356с

84. Зернова, А. В. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде /А.В. Зернова // Советская этнография, 1932. №3. - с. 15-52.

85. Золотова, Т.Н. Календарные праздники русских Тоболо-Иртышского региона в к. XIX-XX: в. Дис. канд. ист. наук. / Т.Н. Золотова. Омск, 1997.-280 с.

86. Иванов, В.В. Семиотической интерпретации каравая и каравайных обрядов у белорусов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Уч. записки Тартусского ун-та, 1967. Вып. 198, 1967.

87. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. М., 1974. - 234 с.

88. Иванов, В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древнейший период) / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. М., 1965. - 246 с.

89. Ивлева, Л.А. Ряженье в русской традиционной культуре / Л.А. Ивлева. Л., 1994.

90. Ивлева, Л.М. «Весна» «лето» в системе весенней каледнарной обрядности Рязанщины / Л.М. Ивлева // Экспедиционные открытия последних лет. СПб., 1996. - с.88-96.

91. Ивлева, Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре / Л.М. Ивлева. СПб., 1994. - 236 с.

92. Исследования в области балто-славянской духовной культуры: загадка как текст. М., 1995. Т. 1.

93. Казьмин, О.А. Тамбовская песня в русской классике / О.А. Казьмин // Наш край Тамбовский: Тез. докл. 2 обл. краеведч. конф., Тамбов, май 1991. Тамбов, 1991.-е. 116-117.

94. Как была крещена Русь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1989. 320 с.

95. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX начало XX в. Весенние праздники. М.: Наука, 1977. - 357 с.

96. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX начало XX в. Летне-осенние праздники. М.: Наука, 1978. -295 с.

97. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. 224 с.

98. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX начало XX в. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. - 351 с.

99. Калинин, А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. 3-е изд. - М., 1978.

100. Кальницкая, А.М. Содержательные аспекты феномена «Среднерусский» и тип народных традиций Тамбовской области / A.M. Кальницкая // Наш край Тамбовский: Тез. докл. 2 обл. краеведч. конф. Тамбов, май 1991. Тамбов, 1991. - с. 129-132.

101. Каменская, О.М. Текст и коммуникация I О.М. Каменская. М., 1990.

102. Клименко, А.П. Ассоциативное поле и текст / А.П. Клименко // Функционирование и развитие языковых систем. Минск, 1990. с.44-46

103. Кораблев, С.П. Этнографический и географический очерк Каргополя Олонецкой губернии со словарем особенностей тамошнего наречия / С.П. Кораблев. М., 1851. - 77 с.

104. Коринфский, А.А. Народная Русь / А.А. Коринфский. М.: Современник, 1901. - 724 с.

105. Костомаров, Н.И. Очерки домашней жизни и нравов русского народа в XVI и XVII столетиях / Н.И. Костомаров. СПб.: Тип. В. Вульфа, 1860.-214с.

106. Костромичева, М.В. Лексика свадебного обряда (на материале орловских говоров) / М.В. Костромичева: Дис. канд. филол. наук. Орел, 1997. - 165 с.

107. Котляревский, А.А. Сочинения / А.А. Котляревский. СПб., 1889.-Т.2.-572 с.

108. Криничная, Н.А. Лесные наваждения. Мифологические рассказы и поверья о духе-«хозяине» леса / Н.А. Криничная. -Петрозаводск, 1993. 52 с.

109. Криничная, НА На синем камне. Мифологические рассказы и поверья о духе-«хозяине» воды У НА Криничная. Петрозаводск, 1994. - 58 с.

110. Криничная, Н.А. Предания русского Севера / Н.А. Криничная. -СПб.:Наука,1991. 327 с.

111. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1982. - 272 с.

112. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова М., 1982

113. Курочкин, А.В. Ритуальные поединки ряженых на Украине / А.В. Курочкин //Живая старина, 1996. №4. - с. 21-23.

114. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г. Лазутин. М: Просвещение, 1981. -221 с.

115. Лапин, В. Русский музыкальный фольклор и история. К феноменологии локальных традиций: Очерки и этюды / В. Лапин. М., 1995.-200 с.

116. Лебедева, Е.С. О некоторых названиях игр в говорах Тамбовской области / Е.С. Лебедева, С.В. Пискунова // Наш край Тамбовский: Тез. докл. 2 обл. краеведч. конф., Тамбов, май 1991. -Тамбов, 1991. с. 115.

117. Левинтон, Г.А. К описанию, интерпретации и реконструкции славянского текста со специальной прагматикой: Дис. канд. филол. наук / Г.А. Левинтон. М., 1975. - 170 с.

118. Лексика Полесья: Материалы для полесского диалектного словаря. / Отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1968. 476 с.

119. Логинов, К.К. Русский народный календарь и народный календарь Заонежья / К.К. Логинов // Время и календарь в традиционной культуре: Тез. докл.Всерос.науч.конф.СПб.,1999.-С. 89-91.

120. Логический анализ языка: Язык речевых действий: Сб. статей. -М., 1994.

121. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры: Избр. ст. Таллин: Александра, 1992. Т.1. - 479 с.

122. Любимова, Г.В. Возрастная символика в календарных обычаях и обрядах восточных славян (на материалах Западной Сибири XIX- начала XX вв.): Дис. канд. ист. наук / Г.В. Любимова. -Новосибирск, 1998. 245 с.

123. Ляшевский Ст. История христианства в Земле Русской с I по XI век / Ст. Ляшевский. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002. - 320 с.

124. Макаренко, А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния / А. Макаренко. СПб, 1913. - 294 с.

125. Максимов, С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов. СПб., 1903. - 526с.

126. Маринов, Д. Избрани произведения в 2 тома / Д. Маринов. -Том 1. София, 1981. с. 507-508.

127. Махрачева, Т.В. Лексика и структура погребально-поминального обрядового текста в говорах тамбовской области: Дисс. канд. филол. наук/Т.В. Махрачева. Тамбов, 1997. Т. 1. - 222 с.

128. Машкин, П. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда / П. Машкин //Этнограф, сб. СПб., 1862. Вып 5. с. 1-119.

129. Мельниченко, Г.Г. Некоторые лексические группы в современных говорах на территории Владимиро-Суздальского княжества XII- нач. XIII в. (Территория распространения, семантика и словообразование) / Г.Г. Мельниченко. Ярославль, 1974. - 271 с.

130. Мизис, Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII веках / Ю.А. Мизис. Тамбов, 1990. -107 с. .

131. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. О.А. Черепанова. СПб.: СПГУ, 1996. 211 с.

132. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сиби-ри. Новосибирск, 1987.

133. Мифологический словарь. СПб., 1994.

134. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982.

135. Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Росс, энцикл. 1997. Т. 1. 671 е.; Т.2. - 719 с.

136. Моисеева, J1.С. Словарь диалектных глаголов Тамбовской области / Л.С. Моисеева. Тамбов: ТГУ, 1998. - 59 с.

137. Молочковский, Н. Русская масленица в ее христианском, историческом и бытовом виде и смысле / Н. Молочковский // Калужские епархиальные ведомости. Прибавление. 1893. №2. - с.47-61.

138. Мораховская, О.Н. Об исследовании русских говоров методом картографирования / О.Н. Мораховская // Совещание по общим вопросам диалектологии и истории языка (1977, 21-24 сент.). М., 1977. с. 42-43.

139. Морозов, И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ «женитьбы» / И.А. Морозов. М., 1998.

140. Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре / Сост. И.А. Морозов; Отв. ред. С.П. Бушкевич. М., 2001.

141. Народные знания. Фольклор. Народное искусство//Свод этнорафических понятий и терминов. М., 1991. Вып. 4.

142. Науменко, Г.М. Этнография детства: Сб. фольклор, и этнограф, материалов / Г.М. Науменко. М.: Рос. фольклор, союз; Беловодье, 1998. - 390 с.

143. Нестор. Повесть временных лет: (Фрагменты); Жития / Преподобный nfeciop летописец. М: Изд-во МоскоьоссГ* Пгтрнарх::"/; Центр «Благо», 1997. 255 с.

144. Николаева, Т.М. Текст / Т.М. Николаева II Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд. перераб и доп. М., 1997. с. 555

145. Николаева, Т.М. Теория текста / Т.М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 508 с.

146. Новое в лингвистике. / Сост В.А. Звегенцев. М.: Прогресс, 1965.-Вып. IV. -590 с.

147. Носова, Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки У Г.А. Носова // Этнолог, альманах. Антропология. Культурология. Социология. М: Центр прикладной этнографии; Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. № 6. -164 с.

148. Носова, Г.А. Картографирование русской масленичной обрядности (на материалах XIX начала XX века) / Г.А. Носова // Советская этнография. 1965. - № 5. - с. 45-56.

149. Носова, Г.В. Язычество в православии / Г.В. Носова. М.: Наука, 1975. -152 с.

150. Обрядовая поэзия/ Сост. предисл., примеч. подг. текстов В.И. Жегулиной, А.И. Розова. М: Современник, 1989. - 735 с.

151. Одинцев, В.В. Стилистика текста / В.В. Одинцев. М., 1980.

152. Одинцов, В.В. Стилистика текста. М: Наука, 1980. 264 с.

153. Осипова, Е.П. Наименование одежды в рязанских народных говорах (этнолингвистический и лингвогеографический аспекты): Дис. канд. филол. наук. / Е.П. Осипова. М., 1999. - 454 с.

154. Палагина, В.В. Лексика санно-тележного промысла в говорах Томской области / В.В. Палагина //Тр. Том. ун-та. 1960, т.153

155. Песни, собранные П. В. Киреевским. Л. т.1. 1983; 7.2. 1986.

156. Пискунова, С.В. Диалектная лексика на территории Тамбовской области: магериалы к словарю / С.В. Пискунова // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. с. 61-94.

157. Пискунова, С.В. Поэтизация русского слова в тамбовских говорах / С.В. Пискунова // Наш край тамбовский. Тамбов, 1989. с. 79-92.

158. Пискунова, С.В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста) / С.В. Пискунова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 409 с.

159. Полесский этнолингвистический сборник: Материалы и исследования / Отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1983. 288 с.

160. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Репр. изд. М., 1992. 3584 с.

161. Попов, И. А. Системный подход при лингвогеографическом изучении диалектной лексики / И.А. Попов // Лингвоэтногеография: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Бородин; Ленинград: ГО СССР, 1983. с.74-83.

162. Поповичева, И.В. Структура и семантика родильно-крестильного обрядового текста (на материале тамбовских говоров): Дис. канд. филол. наук / И.В. Поповичева. амбов, 1999. - 245 с

163. Поппэ, А. Политический фон крещения Руси (русско -византийские отношения в 986 989 гг.) / А. Поппэ // Как была крещена Русь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1989. - 320 с.

164. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. с. 8 - 69.

165. Потебня, А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий / А.А. Потебня. М.: Университетская типография, 1865.-310 с.

166. Потебня, А.А. О некоторых символах славянской народной поэзии / А.А. Потебня. Харьков, 1914. -244 с.

167. Потебня, А.А. Обзор поэтических мотивов, колядок и щедровок /АА Пстзбня // Рус. филол. вестник. Варшава, 1886. Т.XVI, - с. 1 -128.

168. Потебня, А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен / А.А. Потебня. Варшава, 1883. - Т.1-2. - 280 с.

169. Потебня, АА Слово и миф / АА Потебня. М: Правда, 1989. - 622 с.

170. Поэзия крестьянских праздников / Общ. ред. В.Г. Базанова. Л.: Сов. писатель, 1970. -636 с.

171. Православные праздники. М.: СП «Корона»; РИФ «Корона -Принт», 1990.-63 р.

172. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка / А.Г. Преображенсткий. М.: Госиздат, иностр. и нац. словарей, 1959.-Т. 1-2.-1284 с.

173. Программа собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров: Науч.-метод. пособие / Отв. ред. И.А. Попов. Спб. : Изд-во ИЛИ РАН, 1994. 335 с.

174. Пропп, В.Я Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки ! В.Я. Пропп М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

175. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000. -192 с.

176. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность:Избр. статьи / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976. - 325 с.

177. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н. Путилов. Л., 1976.

178. Раков, Г.А. Диалектная лексическая синонимия и проблемы идеографии (Семасиологический, ономасеологический анализ системных отношений в лексике) / Г.А. Раков. Томск: Томский ун-т, 1988.-271 с.

179. Раушенбах, Б.В. Сквозь глубь веков / Б.В. Раушенбах II Как была крещена Русь. 2-е изд. М • Пп^п-издат, 1989. 320 с.

180. Репортер, И.Д. Сибирская Масленица / И.Д. Репортер // Восточное обозрение. 1888. №9. - с. 6-7.

181. Руделев, В.Г. Воспоминания о Черной земле: История слов, имен, народов / В.Г. Руделев. Тамбов, 1994. -136 с.

182. Руделев, В.Г. Золотой корень: Необыкновенные истории русских слов / В.Г. Руделев. Тамбов, 1992. - 58 с.

183. Руделев, В.Г. Лексика жилища и жилищно-хозяйственного строительства в некоторых южнорусских рязанских говорах: Дис. канд. филол. наук / В.Г. Руделев. Оренбург, 1958. - 425 с.

184. Руделев, В.Г. Слово в лексической системе языка. Учебное пособие по русской лексикологии / В.Г. Руделев. Тамбов, 1984.

185. Руделев, В.Г. Черные христиане / В.Г. Руделев // Этнография и фольклор Рязанского края (Первые Лебедевские чтения). Рязань, 1996.-с. 84-86.

186. Руделев, В.Г. Вначале было слово. Популярная лингвистическая теория для учеников национальных школ. V VII классы / В.Г. Руделев, О.А. Руделева. - Тамбов, 1995.

187. Русские заговоры / Сост. предисл. и примеч. Н.И. Савушкиной. -М.: Пресса, 1993. 367 с.

188. Русские народные песни, записанные в Тамбовской области В.М. Орловым. Вып. 2. М; Л.: Музлитература, 1949. 22 с.

189. Русские народные песни: Сб. / Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. А.Н. Розова. Л : Сов. писатель, 1988.-464 с.

190. Русскиз / Отв. ред. В.А. Александров, И.В.Власова, Н.С. Полищук. М.: Наука, 1997. - 828 с.

191. Русские: Народная культура (история и современность). Т.4. Общественный быт. Праздничная культура / Отв. ред. И.В. Власова. М., 2000. 244с.

192. Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. 251 с.

193. Русский демонологический словарь / Авт. -сост. Т.А. Новичкова. СПб.: Петербург, писатель, 1995. -639 с.

194. Русский север. К проблеме локальных групп / РАН; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого; Ред. сост. Т.А. Бернштам. СПб., 1995. - 319 с.

195. Русский фольклор: Поэтика русского фольклора. Л., 1981. Т. 21. - 346 с

196. Русское колдовство, ведовство, знахарство: Сб. / Отв. ред. М. Стерлигов. СПб.: Литера, 1994. - 463 с.

197. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-705 с.

198. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1994.-608 с.

199. Сахаров, И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков / И.П. Сахаров. СПб.: Тип. Сахарова, 1849. Кн. 6. Т.1-2. - 611 с.

200. Сахаров, И.П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. Народный дневник. Праздники и обычаи / И.П. Сахаров. М., 1989.

201. Свиньин, П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей / П. Свиньин. СПб., 1816. -4.1.-е. 76-86.

202. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1988. Вып.2. 223 с.

203. Седакова, ИА Лексика и символика святочно-новогодней обрядности болгар: Дис. канд. фипол. наук / И А Седакова. М., 1984. - 264 с.

204. Седакова, О.А. Обрядовая терминология и структура обрядового текста: Погребальный обряд восточных и южных славян: Дис. канд. филол. наук / О.А. Седакова. М., 1983. - Т. 1. -190 с.

205. Секс и эротика в русской традиционной культуре: Русский эротический фольклор: Сб. ст. / Сост. и авт. послесл. А.Л. Топорков. М.: Науч.-издат. центр «Ладомир», 1996. 535 с.

206. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. - 584 с.

207. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. Т.2. - 704 с.

208. Словарь русских народных говоров / Сост. и ред. Ф.П. Фили; М.; Л., 1965 1983 - Вып. 1-19 и поел. вып.

209. Слово в системе и тексте: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т; (Отв. ред.: Ю.В. Фоменко и др.). Новосиирас НГТ1И, 1988. -112 2. с.

210. Смирнов, В.А. Купальская обрядовая поэзия восточных славян: Дис. кан. филол.наук / В.А. Смирнов. М., 1978. -170 с.

211. Снегирев, М.И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / М.И. Снегирев. М.: Университетская типография, 1837-1839.-Вып. 1-4.

212. Соболевский, А.Ф. Великорусские народные песни / А.Ф. Соболевский. СПб., 1895-1902. - Т. 1-7.

213. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов / В.К. Соколова. М.: Наука, 1979. - 286 с.

214. Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность / Ю.А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. - с. 61 - 74.

215. Сорочану, Е.С. Терминология болгарской календарной обрядности в сравнении с гагаузской (на материале болгарских и гагаузских говоров Бесарабии): Дис. канд. филол. наук / Е.С. Сорочану. -М„ 1994.-450 с.

216. Срезневский, И.И. Словарь древнерусского языка / И.И. Срезневский. Репринт, изд. М., 1989. - Т. 1-3.

217. Страхов, А.Б. Культ хлеба у восточных славян: Опыт этнолингвистического исследования / А.Б. Страхов. Мюнхен, 1991. - 244 с.

218. Сумцов, Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских / Н.Ф. Сумцов. Харьков, 1881. - 206 с.

219. Сумцов, Н.Ф. Символика славянских обрядов / Н.Ф. Сумцов -М., 1996.

220. Сумцов, Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях / Н.Ф. Сумцов. -Харьков, 1885. -120 с.

221. Тамбовская губерния II Зеленин Д.К. Великорусские говоры / Д.К. Зеленин. Тамбов, 1913. - с.330-344.

222. Терещенко, А.В. Быт русского народа: В 7 ч. / А.В. Терещенко СПб, 1843. Ч. 1. 507 е.; 4.2. 619 е.; Ч. 3. 131 е.; и 4. ^ Ч. о. »оЗ е., , :. 223 е.; 4.7. 348 с.

223. Терновская, О.А. Славянский дожинальный обряд (терминология и структура): Автореф. дис. канд. филол. наук У О.А. Терновская. М., 1977. -18 с.

224. Токарев, С.А. Религиозные верования восточнославянских народов / С.А. Токарев. М.; Л.: АН СССР, 1957. - 280 с.

225. Токмакова, О.С. Заключительные обряды свадьбы южных районов Курской области / О.С. Токмакова //Живая старина, 2001. №2. - с. 5-8.

226. Толстая, С.М. Аксиология времени в славянской народной культуре / С.М. Толстая // История и культура: Тезисы. М., 1991. с.62-66.

227. Толстая, С.М. К прагматической интерпретации обрядового фольклора / С.М. Толстая // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропаганды: Тезисы науч. -практ. конф. М., 1988. с. 171-173.

228. Толстая, С.М. Материалы к описанию полесского купальского обряда / С.М. Толстая // Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978.

229. Толстая, С.М. О семантическом единстве обряда / С.М. Толстая // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропаганды: Тез. науч.-практ. конф. М., 1988. с. 146-148.

230. Толстая, С.М. Полесский народный календарь. Материалы к этнодиалектному словарю / С.М. Толстая // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984. с. 178- 200.

231. Толстой, Н.И. Глаза и зрение покойников /У Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике У Н.И. Толстой М.: Индо^к ipof „

232. Толстой, Н.И. Еще раз о славянском ритуальном диалоге / Н.И. Толстой // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М.: Наука, 1993. с.82-110.

233. Толстой, Н.И. Некоторые соображения о реконструкции славянской духовной культуры У Н.И. Толстой // Славянский и балканский фольклор, 1989. с.7-22.

234. Толстой, Н.И. Об одной карпатско-южнославянской изопрагме / Н.И. Толстой // Симпозиум по проблемам карпатского языкознания. М., 1973.-с. 50-55.

235. Толстой. Н.И. Реконструкция древней славянской духовной культуры / Н.И. Толстой // Теория лингвистических реконструкций. М.: АН СССР, 1987. с. 54-58.

236. Толстой, Н.И. Фрагмент славянского язычества: Архаический ритуал-диалог /Н.И. Толстой // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984.-с. 5-72.

237. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. М.: Индрик, 1995.- 509 с.

238. Толстой, Н.И. Заметки по славянскому язычеству.2. Вызывание дождя в Полесье / Н.И. Толстой, С.М. Толстая // Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции. М.: Наука, 1978. с 92-130.

239. Толстой, Н.И. О словаре «Славянские древности» / Н.И.Толстой, С.М. Толстая // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. / Под ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т.1. с. 5-14.

240. Топорков, А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / А.Л. Топорков. М: Индрик, 1997. - 456 с.

241. Традиционный фольклор Владимирской деревни (в записях 19631969 гг.) / Отв. ред. и авт. введ. Э. Померанцева. М.: Наука, 1972. 215 с.

242. Трубаева, М.Н. Дублетно-синонимические отношения в лексике смоленского говора (на материале говора д. Высокая Слобода Ершичского района Смоленской области): Дисс. канд. филол. наук / М.Н. Трубаева. М„ 1997. - 295 с.

243. Тэрнер,- В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М., 1983.

244. Украинцы. М.: Наука, 2000. 535 с.

245. Урысон Е.В. Архаичные представления в русской языковой картине мира: Дис. д-ра. филол. наук / Е.В. Урынсон. М., 1997. - 418 с.

246. Успенский, Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. М., Зап.-Европ. Экзархат, 1989. - 475 с.

247. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка в 4 т. / М. Фасмер. Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. СПб.: Азбука, 1996. Т1. 573 е.; Т. 2. 671 е.; Т. 3. 830 е.; Т. 4. 860 с.

248. Филин, Ф.П. Исследование о лексике русских говоров (по материалам сельскохозяйственной терминологии) / Ф.П. Филин. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 208 с.

249. Филин, Ф.П. О лексико-семантических группах слов / Ф.П. Филин // Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. с. 227-239.

250. Фомин, Г.И. Кулачные бои в Воронежской губернии / Г.И. Фомкн. Воронеж, 1926. - 32 с.

251. Цивьян, Т.В. Анализ одного полесского текста в связи с мифологемой сада / Т.В. Цивьян // Полесье и этногенез славян. М.: Наука, 1983. с. 96-98.

252. Цивьян, Т.В. О роли слова в тексте магического действия / Т.В. Цивьян // Славянскоё и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов / Отв. ред. С.М. Толстая и Т.В. Цивьян М.: Наука, 1993. -с. 111-121.,

253. Циганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка / Г.П. Циганенко. Киев.: Радяньская школа, 1989. - 512 с.

254. Человек текст - культура / Отв. ред. Т.В. Матвеева, Н.А. Купина. Екатеринбург, 1994. - 132с.

255. Червинский, П.П. Семантический язык фольклорной традиции / П.П. Червинский. Ростов-н/Д: Ростовский университет, 1989. - 222 с.

256. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов / П.Я. Черных. М.: Русский язык, 1993-1994.Т. 1. 622 е.; Т 2.560 с.

257. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. -Л., 1986.-Гл. 1,2.

258. Чистов, К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор / К.В. Чистов//Этнография восточных славян. М: Наука, 1987. с.396-417.

259. Чистякова, Г.Д. Иследование понимания текста как функции его смысловой структуры: Автореф. дис. канд. психол.наук / Г.Д. Чистякова. М., 1975. - 24 с.

260. Чичеров, В.И. Календарная поэзия и обряд / В.И. Чичеров // Русское народное поэтическое творчество. М.: Учпедгиз, 1956. с.216-236.

261. Чуистова, Л.И. Древнейшее население Тамбовщины / Л.И. Чуистова. Тамбов, 1982. - 113 с.

262. Чусова, И.Н. Лексика, связанная с обозначением человека и действий, в которых они проявляются (на материале тульских говоров): Автореф. дис. филол. наук / И.Н. Чусова. М., 1969. -17 с.

263. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. М., 1994.

264. Шейн, П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. / П.В. Шейн. СПб., 1898-1900. Т.1. вып. 1-2.836 с.

265. Шейн, П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях и т.д. / П.В. Шейн. М., 1898. - Т. 1,вып. 1.

266. Ширков, А. Сибирский карнавал / А. Ширков // Маяк. СПб, 1844. Т. 17, кн. XXXIV, гл. 5. с. 49-54.

267. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка) / Л.Н. Шмелев. М.: Наука, 1973. - 280 с.

268. Шмелев. Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н.Шмелев. М.: Просвещение, 1977. - 335 с.

269. Щербак, А.С. Бытовая лексика в говорах Тамбовской области (Одежда): Автореф. дис. филол. наук / А.С. Щербак. Алма-Ата: Алма -Ат. ун-т, 1991. -18 с.

270. Щербак, А.С. Генезис тамбовских говоров / А.С. Щербак // Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области. Тамбов: из-воТГУ, 1999. с. 4-9.

271. Щербак, А.С. Неужто тебе это чучело не надокучило / А.С. Щербак, Е. Кондакова // Материалы к лингво-фольклорному атласу Тамбовской области. Тамбов: из-во ТГУ, 1999. с.75-79.156

272. Экономцев, И. Православие, Византия, Россия / И. Экономцев. М.: Христианская литература, 1992 г. - 233 с.

273. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Ред. О.Н. Трубачев М., 1974 1992 Вып. 1 - 19 и поел. вып.

274. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К.В.Чистов. М.: Наука, 1987. 558 с.

275. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов вузов /А.В. Юдин. М.: Высш. шк., 1999, - 331 с.

276. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. М: Наука, 1986. - 206с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.