Структурные особенности религиозной концептосферы: на материале концептов жертвоприношение, молитва и подвиг тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Берендеева, Мария Сергеевна

  • Берендеева, Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 230
Берендеева, Мария Сергеевна. Структурные особенности религиозной концептосферы: на материале концептов жертвоприношение, молитва и подвиг: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Новосибирск. 2015. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Берендеева, Мария Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА

1. Религиозный дискурс в лингвистическом освещении: к постановке проблемы

2. Общие вопросы лингвокогнитивной терминологии

3. Специфика религиозной картины мира

4. Лингвокогнитивные исследования религиозной концептосферы

5. Выводы

Глава II РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА И ПОДВИГ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВАРЕЙ

1. Исторический пласт в структуре концептов

2. Отражение концептов в современных словарях

3. Выводы

Глава III

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА И ПОДВИГ В АССОЦИАТИВНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

1. Описание проведенного эксперимента

2. Психолингвистическое представление концепта ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

3. Психолингвистическое представление концепта МОЛИТВА

4. Психолингвистическое представление концепта ПОДВИГ

5. Выводы

Глава IV РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА Vi ПОДВИГ В РАЗЛИЧНЫХ ДИСКУРСАХ

1. Соответствие различных видов дискурса разным картинам мира

2. Употребление лексем корнеслова «жертва» в рассматриваемых контекстах

3. Употребление лексем корнеслова «молитва» в рассматриваемых контекстах

4. Употребление лексем корнеслова «подвиг» в рассматриваемых контекстах

5. Выводы

Глава V ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТОВ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА И ПОДВИГ ПРИ ИХ ПРОДВИЖЕНИИ ИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА В НАИВНУЮ

1. Влияние десакрализации на структуру концептов

2. Структурные схемы концептов

3. Структурные особенности концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ (на материале контекстов, словарей и ассоциативного эксперимента)

4. Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исследования и монографии

2. Словари и источники

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Единицы «Словаря православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской,

представляющие исследуемые концепты

Приложение 2 Образцы анкет, предложенных студентам-филологам при проведении опроса209

Приложение 3 Результаты ассоциативного опроса

Приложение 4 Примеры описания контекстов, содержащих слова-репрезентанты исследуемых концептов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структурные особенности религиозной концептосферы: на материале концептов жертвоприношение, молитва и подвиг»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена комплексному изучению соотношения религиозной и наивной картин мира в пространстве концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ

Лингвистический аспект вопроса о соотношении языка и сознания оказался в центре внимания языковедов в XX в. в связи с формированием антропоцентрической парадигмы научных исследований В рамках этого подхода акценты сместились с языковой структуры на языковую личность, т. е. на самого носителя языка. В качестве предмета многих современных лингвистических дисциплин выступает взаимосвязь языка и мышления, роль речевой деятельности в ментальных процессах. Одна из основных задач лингвокогнитивистики заключается в определении общего характера изменения представлений человека о мире (оформляемых в сознании в виде целостной картины мира) и выявлении действующих тенденций к их отражению на языковом уровне.

Картина мира, недоступная непосредственному наблюдению, объективируется лингвистическими средствами, таким образом, реконструировать концепты как единицы картины мира мы можем только на основе их словесного выражения. Картина мира, структурирующая представления в соответствии с какими-либо четкими принципами (например, научная, политическая или религиозная) репрезентируется в соответствующем ей дискурсе (научном, политическом, религиозном, художественном и т.п). Доминантные принципы структурообразования картин мира такого рода различны, как и основные средства их языкового выражения. Можно выдвинуть следующую гипотезу: один и тот же концепт, в зависимости от дискурса, в котором он объективируется, может быть частью разных картин мира, при этом структура его определяется разными факторами, поэтому не может быть полностью тождественной. Возможность существования таких различий обычно не учитывается лингвокогнитивистами, занимающимися реконструкцией разных концептов на лексическом материале, поэтому при рассмотрении одного и того же концепта на основе текстов разных авторов, разной тематической направленности и т. п. результаты могут быть совершенно различными, а следовательно, и говорить о достоверности какого-то одного из этих результатов трудно.

В настоящее время интерес лингвистов, в особенности лингвокогнитивистов, к религиозной концептосфере и проблемам соответствующего дискурса возрастает, сфера взаимоотношения языка и религии порождает множество актуальных вопросов о формировании религиозного

смысла, с чем и связано наше обращение именно к религиозной картине мира (РКМ) для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Цель работы: подтвердить существование структурных различий при репрезентации концептов в религиозном и нерелигиозном (наивном) дискурсах (т.е. в религиозной и наивной картинах мира) на примере концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ, описать выявленные различия и обосновать их. Данные концепты восходят к религиозной картине мира, но в то же время в значительной степени распространены в наивной картине мира (НКМ), а в их пространстве соединены представления различной степени культурной значимости, связанные как с церковной тематикой, так и со светскими культурными традициями. Таким образом, исследование именно этих концептов позволяет сопоставить их структурные особенности на материалах репрезентации разных картин мира. Кроме того, сопоставление трех концептов с разной историей, сочетающих различные культурные пласты в своем составе, дает возможность для составления структурных схем, которые могут быть применимы в исследованиях всех подобных концептов.

В соответствии с указанной целью и проблемными вопросами сформулирован ряд конкретных задач, последовательное решение которых обеспечит возможность достижения цели исследования:

1. Для получения обобщенного, относительно независимого от индивидуального сознания конкретных носителей языка представления о структуре концептов решить вопрос о степени универсальности конструируемой лингвистами картины мира.

2. Обосновать критерии разграничения религиозной и наивной картин мира.

3. Выявить основные особенности религиозной картины мира и определить способы проявления этих особенностей на лексико-семантическом уровне.

4. Проанализировать словарный материал с целью раскрытия семантики основных репрезентантов концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ.

5. Выявить основные структурные блоки концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ на основе религиозной и наивной картин мира и установить изменения количества и качества этих блоков.

6. В случае, если сформулированная нами гипотеза подтвердится, разработать общие схемы, которые наглядно показывали бы происходящие в структуре концептов трансформации.

Актуальность данного исследования определяется возрастающим в постсоветский период интересом к изучению религиозной концептосферы и репрезентирующей ее лексики, а также необходимостью осмысления и решения многих неизученных вопросов и рассмотрения современных процессов, которые происходят в религиозном дискурсе и религиозной картине мира.

Несмотря на огромное количество работ по лингвоконцептологии в отечественной лингвистике, многие вопросы лингвокогнитивной теории и методики описания и моделирования концептов до сих пор остаются недостаточно изученными, среди них:

- проблема взаимоотношения языка и религии;

- специфика религиозной концептосферы и религиозного концепта;

- трансформации, которым подвергается религиозный концепт при его функционировании в нерелигиозной картине мира;

- сакральность как семантическая коннотация и как компонент религиозного концепта;

- средства словарного и психолингвистического представления религиозных концептов.

Научная новизна исследования определяется перспективами рассмотрения особенностей

структурообразования концептов с учетом специфики порождающей их картины мира. Ранее этот фактор практически не учитывался при реконструкции структуры концептов, связанных с картинами мира разных типов.

В диссертации впервые обсуждается ряд теоретических вопросов в контексте современной религиозной лингвоконцептологии и предложены методы их решения:

1) проблема четкого разграничения религиозной и наивной картин мира;

2) довольно высокая степень возможной погрешности при реконструкции концептов на лингвистическом материале (данная проблема связано с тем, что только определенный набор представлений в сознании конкретного индивида, т.е. языковой личности, существует в реальности, в то время как обобщенный концепт - объект большинства лингвокогнитивных исследований - является только лингвистическим конструктом);

3) специфика РКМ и семантики языковых единиц, выражающих ее (именно на уровне семантики проявляются те особенности языковых единиц, которые должны быть учтены при когнитивном анализе);

4) проблема адекватного моделирования концептов, выбор такого способа графического или словесного представления их структуры, который отразил бы структурные трансформации (при их наличии).

В диссертации разработана и реализована методика анализа концептов религиозной сферы с учетом дискурса, на основе которого реконструируется структура концепта, введен ряд новых понятий и терминов, описывающих способы десакрализации при переходе элементов РКМ и НКМ: проекция, отстранение, рассеивание и др. В научный оборот введен новый фактический материал, представляющий лексические репрезентанты изучаемых концептов, а также религиозный и наивный дискурсы в рамках религиозной концептосферы.

Методологическую основу диссертации составили теоретические положения по лингвоконцептологии, изложенные в работах зарубежных и отечественных исследователей

(E. Vyvyan, М. Green, Д. Лакофф, М. Джонсон, И. А. Стернин и 3. Д. Попова, Ю. С. Степанов и др.), комплекс методов и приемов семантико-когнитивного концептуального анализа, представленный в работах лингвокогнитивистов 3. Д. Поповой, И. А. Стернина, В. А. Масловой, В. И. Карасика и др.

Объект исследования - лексические репрезентанты концептов МОЛИТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ и ПОДВИГ в контекстах и словарях, отражающие религиозную и наивную картины мира, а также ассоциативные реакции носителей языка. Предмет исследования - соотношение структур концептов при их реконструкции на основе материалов религиозного и наивного дискурсов. Под религиозным дискурсом в нашей работе мы подразумеваем прежде всего православный дискурс, репрезентирующий христианскую православную картину мира.

Источники материала:

- во-первых, словарные статьи из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Толкового словаря русского языка» Д. Н. Ушакова, «Словаря русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, «Современного толкового словаря русского языка» под ред. А. С. А. Кузнецова, «Словарь православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской.

- во-вторых, контексты, взятые из учебной и богословской литературы, репрезентирующей догматические положения религиозной картины мира православия, православного интернет-дискурса (форумы), «Национального корпуса русского языка»;

- в-третьих, данные, полученные в результате проведенного нами эксперимента, -ассоциативные реакции на слова-стимулы-репрезентанты концептов.

Общий объем рассмотренного (проанализированного) материала представлен в таблице 1. Сопоставление данных различных словарей и выборок контекстов из различных дискурсов позволяет получить результаты, показывающие представление концептов в различных картинах мира.

Таблица 1. Общее количество рассмотренных примеров

Вид языкового материала МОЛИТВА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПОДВИГ Всего

Словарные статьи различных толковых словарей 121 95 87 303

Словарные статьи «Словаря православной церковной культуры» Г.Н. Скляревской 76 86 63 225

Контексты из НКРЯ, отражающие РКМ (РКМ-1, церковно-богословский дискурс; 1991-2006 гг.) 403 137 362 902

Контексты из НКРЯ, отражающие НКМ (публицистический дискурс; 1991-2010, рекламный, учебно-научный и обиходно-бытовой дискурс 2007-2010 гг.) 343 435 377 1155

Контексты, отражающие РКМ-1 (богословские и учебные тексты) 408 437 246 1091

Контексты, отражающие РКМ-2 (православный интернет-дискурс, 2009-2012 гг) 631 640. 162 1433

Ассоциативные реакции на слова-стимулы, репрезентирующие концепт 195 236 224 655

Итого: 2177 2266 1521 5964

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие теории концептуального анализа; разработанные в ней теоретические положения, термины и методика анализа, на основе которых описывается религиозная концептосфера, могут применяться в дальнейших исследованиях религиозного дискурса, а также других дискурсов, обладающих аналогичными свойствами (политического, научного и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные и апробированные в нем приемы и методы анализа религиозных концептов, а также полученные нами результаты могут использоваться в вузовской практике - при разработке спецкурсов, семинарских занятий, а также тематики курсовых и дипломных сочинений по лексической

семантике, лингвоконцептологии, лингвокультурологии, дискурсивной лингвистике и лексикографии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структура концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ в наивной и религиозной картинах мира различна, т. е. при реконструкции структуры концептов на основе их языковой репрезентации в наивном и религиозном дискурсе можно выявить ряд существенных различий. Это подтверждает выдвинутую нами выше гипотезу .о том, что структура одного и того же концепта в разных картинах мира определяется разными факторами и не может быть полностью тождественной.

2. Определяющими факторами структурных различий, выявленных при реконструкции концептов на основе религиозной и наивной картин мира, являются две тенденции: тенденция к изменению уровня сакральности разных элементов концепта и к перераспределению между ядром и периферией концепта, т. е. ядерные элементы в одной картине мира переходят на периферию в другой картине мира и наоборот.

3. Изменение уровня сакральности характерно для отдельных структурных блоков концепта и для коннотаций репрезентирующих их лексем и сводится, главным образом, к процессу десакрал изации.

4. Подобные структурные трансформации являются универсальными, что позволяет разработать их общую схему, не зависящую от особенностей концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ.

Апробация основных положений работы

Результаты данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета (2010-2013), представлены в докладах на ХЬУ1, ХЬУИ, ХЬУШ, ХЫХ, Ь, Ы Международных научных студенческих конференциях (МНСК, Новосибирский госуниверситет, 2008-2013 гг.), а также на Межвузовской научной студенческой конференции и на конференции «Наука. Технологии. Инновации» в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ, 2011 г.) и в заочном докладе на II всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Ульяновск, 2011 г.), по материалам исследования также опубликовано четыре статьи, в том числе три из них в Вестнике НГУ, рекомендованном ВАК РФ в качестве издания, публикующего результаты исследований докторских и кандидатских диссертаций.

Структура работы отражает логический порядок решения сформулированных задач. Работа включает Введение, пять глав, Заключение, Список использованной литературы, (более 170 наименований исследований и источников), Список сокращений, Список иллюстративного материала и четыре Приложения. «Образцы анкет, предложенных студентам-филологам при

проведении опроса», «Результаты ассоциативного опроса», «Единицы "Словаря православной церковной культуры" Г. Н. Скляревской, представляющие исследуемые концепты», «Примеры описания контекстов, содержащих слова-репрезентанты исследуемых концептов».. В первой главе рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся определения концепта как элемента картины мира и особенностей РКМ, предложены методы решения проблемных теоретических вопросов. Во второй главе рассмотрен и структурирован материал словарной репрезентации исследуемых концептов в различных толковых словарях и в «Словаре православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской, описывающем лексику религиозного дискурса, выявлены особенности лексикографической составляющей концептов на материале словарей, ориентированных на религиозный и наивный дискурсы. В третьей главе представлен анализ ассоциативного материала, т. е. рассмотрена проблема реконструкции некоторых индивидуальных психолингвистических представлений в структуре концептов. В четвертой главе проанализированы особенности лексической репрезентации концептов в контекстах религиозного и наивного дискурсов, последовательно проведено сопоставление особенностей концептов в разных дискурсах. В пятой главе представлены основные выводы и сравнение структур концептов при их реконструкции на материалах разных картин мира, предложено решение проблемы моделирования структуры концептов. В заключении обобщаются результаты исследования и раскрываются возможные перспективы дальнейшего изучения темы. Работа включает четыре приложения: «Образцы анкет, предложенных студентам-филологам при проведении опроса», «Результаты ассоциативного опроса», «Единицы "Словаря православной церковной культуры" Г. Н. Скляревской, представляющие исследуемые концепты», «Примеры описания контекстов, содержащих слова-репрезентанты исследуемых концептов». Количество знаков с пробелами приблизительно составляет 379400 (без учета приложений).

Глава I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА

1. Религиозный дискурс в лингвистическом освещении: к постановке проблемы

В данной главе определяется теоретическая база исследования: особенности взаимоотношения между языковыми средствами выражения и религиозными смыслами, характерные черты религиозной картины мира, степень изученности религиозной концептосферы и общие вопросы лингвокогнитивной терминологии. Рассмотрен вопрос о взаимоотношении языка и религии и о сложностях лингвистического, прежде всего лингвокогнитивного, описания языка религии, религиозного дискурса и религиозных концептов.

1.1. Проблема взаимоотношения языка и религии: философский аспект

Любая религия неизменно связана с движением, изменением и сохранением, распространением и толкованием определенной информации в виде проповедей, пересказов, священных текстов и т. п. В круг ключевых концептов разных религий входят представления о каком-то виде информации, передаваемой от Бога к человеку или от человека к человеку, например, ОТКРОВЕНИЕ, ЗАПОВЕДЬ, ВЕСТЬ, ПРОРОК, ЗНАНИЕ, ПИСАНИЕ и т. п. Таким образом, религия не может обходиться без языка как средства трансляции и сохранения информации. Н. Б. Мечковская полагает, что связь между языком и религией настолько тесна, что именно в сфере религии впервые появилась проблема понимания [Мечковская 1998].

Исследуя язык религии, М. Н. Ересько описывает его особый онтологический статус следующим образом: «Язык религии в философско-когнитивном дискурсе эксплицируется не как простое выражение или оформление религиозных значений, а как фундаментальное

понятие, репрезентирующее креативное свойство религиозного сознания, составляющее его сущностную специфику, вмещающее в себя категории религиозного смысла, смысла бытия религии, пространства и процесса конструирования такого смысла» [Ересько 2008 : 29].

В целом, можно выделить следующие философские основы языка религии:

1) никакой религиозный смысл не может быть рассмотрен вне его репрезентации и никакие конкретные слова-репрезентанты религиозных концептов не могут быть проанализированы вне их сакральной содержательной части;

2) семантика религиозной лексики полностью определяется особым онтологическим статусом религиозных концептов, который первичен по отношению к их семантическому выражению;

3) на языке религии любой смысл становится сакральным, т. е. в религиозном контексте происходит ценностное переосмысление любых идей, даже не связанных первоначально с религиозной проблематикой, происходит пересоздание представлений о мире с позиций религиозного мировидения;

4) религиозный смысл амбивалентен, т. е. не может быть однозначно классифицирован в односторонних категориях «плохое / хорошее», так как его статус в системе представлений о мире выше ценностных категорий.

1. 2. «Язык религии» как объект лингвистического изучения

Понятие язык религии может толковаться двояко: как совокупность священных и вероучительных текстов, а также текстов, обслуживающих церковные богослужения, либо как все тексты, порождаемые сознанием религиозного человека. Мы считаем, что РКМ выражается во всей совокупности текстов, как религиозных по функциям и содержанию, так и интуитивно религиозных по ценностным установкам носителей языка. В этом нет противоречия, так как религиозное сознание, как мы отметили выше, пересоздает все смыслы в особом ценностном аспекте. В таком случае изучение языка религии становится «изучением способов бытия религиозного смысла» [Ересько 2008 : 14], в любой сфере его проявления, а язык религии вообще становится языком религиозного сознания и религиозной культуры одновременно.

Более сложно определить границы религиозного дискурса, объективирующего РКМ. Религиозный дискурс в наибольшей степени выражает РКМ, т. е., как мы понимаем вслед за М. Н. Бушаковой, «основной вербально-ментальный образ (элемент) видения мира человеком через призму его веры, религиозных представлений, убеждений, объективируемый посредством

фонда национального языка» [Бушакова 2010 : 16]. Проблемами религиозного дискурса занимались многие лингвисты [Бобырева 2007; Чернобров 2007; Сергеева 2002; Прилуцкий 2008; Пагасий 2013; Огнева 2008; и др.], но в их работах нет единого понимания границ религиозного дискурса.

Мы считаем, что в религиозный дискурс входят все тексты, репрезентирующие содержательные стороны религии, такие как: вера как «психологическая установка принимать определенную информацию и следовать ей («исповедовать»), независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям» [Мечковская 1998 : 54]; мифологическое и поэтическое содержание, представления о священной истории; богословская теория и догматика и т. п.

Таким образом, религиозный дискурс включает все тексты, обслуживающие церковную сферу, а также затрагивающие религиозную тематику тексты, в которых отчетливо выражена конфессиональная позиция автора. Е. В. Бобырева, определяя основные стратегии и жанры религиозного дискурса, указывает на то, что ограничивать этот дискурс только богослужебной сферой нельзя, и предлагает выделять несколько типов религиозной коммуникации и соответствующих ей текстов в зависимости от условий и участников общения: общение в церкви, общение в малых религиозных группах и общение человека с Богом [Бобырева 2007].

В целом, можно выделить следующие ключевые особенности религиозного дискурса:

1) регламентированность, тяготение к созданию и поддержанию определенных ритуалов (повторение действий и речевых формул, чтение текстов без изменений их содержания и формы становится самодостаточным действом);

2) знаковость - как на лингвистическом, так и на паралингвистическом уровне;

3) дидактическая направленность, предписание человеку ценностной системы и определенных поведенческих правил;

4) наличие специфической религиозной концептосферы, выражающейся в ряде специфичных языковых средств (например, определенная религиозная терминология) ;

5) прецедентность (особая значимость текстов даже вне источника и постоянная их воспроизводимость).

При изучении РКМ объектами описания становятся составляющие ее концепты. Определяя тот или иной концепт как религиозный, мы исходим из двух особенностей, которые должны быть присущи элементу РКМ, объективируемому в «языке религии»: его исторической связи именно с религиозной сферой и наличия религиозных представлений в их структуре, даже если эти представления проявляются только в религиозном дискурсе. Такой расширительный подход к определению религиозных концептов наиболее близок точке зрения Е. В. Бобыревой, которая предлагает разделять все религиозные концепты на три группы в зависимости от их отношения

к религиозному дискурсу: 1) концепты, любые представления которых всегда остаются в рамках религиозной тематики (БОГ, ГРЕХ, ВЕРА)\ 2) концепты, возникшие в пределах религиозного дискурса, но затем вышедшие далеко за его рамки (АД, ПОДВИГ, ХРАМ)-, 3) концепты, которые были перенесены в религиозный дискурс из наивной сферы (ЧУДО, ЗАКОН, ЛЮБОВЬ) [Бобырева 2007].

Таким образом, «язык религии» реализуется в самостоятельном виде дискурса -религиозном, обладающем своими характерными особенностями.

2. Общие вопросы лингвокогнитивной терминологии

Когнитивная лингвистика является относительно молодой дисциплиной, поэтому многие неразрешенные лингвокогнитивные проблемы связаны с тем, что терминология этой науки еще не сформировалась полностью, а в понимании некоторых ключевых терминов до сих пор нет единства среди лингвистов.

2.1. Проблема конструирования картины мира как обобщенного пространства

Поскольку лингвокогнитивистика исследует роль языка в ментальных процессах и языковое выражение результатов мыслительной деятельности, преобразующей знания об окружающей действительности, особое значение в этой лингвистической дисциплине приобретает понятие картины мира (КМ). Данным интердисциплинарным термином обычно обозначают совокупность представлений об окружающем мире, существующующих в человеческом сознании. Понятие КМ становится одним из центральных для антропологических лингвистических дисциплин, так как формированию любых языковых явлений предшествует оформление в сознании представления о соответствующем явлении действительности.

И. А. Стернин и 3. Д. Попова настаивают на принципиальном разграничении двух КМ -непосредственной и опосредованной [Попова 2002 : 5]. Непосредственная КМ - та, которая возникает в сознании как систематизация всей совокупности полученных знаний о действительности; она существует только на ментальном уровне и складывается из отдельных компонентов, выступающих в ментальной деятельности в качестве заменителей определенных

фрагментов действительности - концептов, поэтому и может быть названа концептуальной картиной мира (ККМ).

Опосредованная КМ представляет собой результат фиксации непосредственной КМ с помощью определенной семиотической системы. Именно к таким, носящим вторичный характер, принадлежит языковая картина мира (ЯКМ) - совокупность представлений о мире, зафиксированных в языковой форме. Таким образом, ЯКМ представляет собой сферу семантики, в которой все представления соотнесены с определенными средствами языкового выражения, в противоположность ККМ - надсемантической сфере, не всегда вербализованной языковыми средствами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Берендеева, Мария Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исследования и монографии

1. Абдусамедов, А. И. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов; под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1985. - 512 с

2. Абрамов, С. Р. Сакральный и поэтический текст как предмет филологической герменевтики (на материале германских языков): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. / С. Р. Абрамов. Санкт-Петербург, 2006. - 40 с.

3. Авдышева, Е. Г. Концепт ДУША как вербально-деривационное единство: культурно-аксиологический аспект. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Г. Авдышева. Майкоп, 2013. -26 с.

4. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: Учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 412 с.

5. Алимурадов, О. А. От вербализаторов - к концепту: опыт структурного анализа концепта на основе семантики его вербализаторов (на примере концепта RED NECK) / О. А. Алимурадов // Язык. Текст. Дискурс: Научн. альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. -Вып. 5. - С. 59-70.

6. Алымов, В. А. Лекции по исторической литургике / В. А. Алымов. [СПб.], 2005. -132 с.

7. Антонов, А. М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. М. Антонов - М., 2008. - 2 с.

8. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и церкви / Антоний (Блум). - СПб, Ин-тербук. М., 1991.-318 с.

9. Ануфриева, О. И. Формы выражения концепта «праведность» в Псалтыри (на материале русского и английского языков) / О. И. Ануфриева // Вестн. СамГУ. 2007. - № 5/2 (55). -С. 222-228.

10. Апресян, Ю. Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика / Ю.Д.Апресян. - М.: Восточная литература, 1995. - 363 с.

11. Апресян, ЮД. Лексическая семантика. Синонимические средства языка/Ю. Д. Апресян. -М.: Наука, 1974.-367 с.

12. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999.--896 с.

13. Астафурова, Т. Н. Лингвосемиотика сакральности: знак, слово, текст / Т. Н. Астуфурова, А. В. Олянич // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2009. - № 1 (9). - С. 80-87

14. Афанасьева, Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева / Э. М. Афанасьева // Духовные начала русского искусства и образования: материалы V всерос. конф. с междунар. участием («Никитские чтения», Великий Новгород, 10-14 мая 2005 года). - Вел. Новгород, 2005. - С. 180-189.

15. Баак, Йост Ван. О Русской концептосфере [Электронный ресурс] / Йост Ван Баак // Международный благотворительный фонд им. Д.С.Лихачева. СПб., 2001. Режим доступа http://www.lfond.spb.ru/prograшs/likhachev/100/stenogrammi/baak.htшl (02.06.08).

16. Бабушкин, А. 77. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / А. П. Бабушкин // Методологич. проблемы когнитивной лингвистики : [Сб. ст.]. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - С. 52-57

17. Басс, Г. 77. Фразеологизмы как компонент авторской составляющей концепта Жертва в русском языке (на материале романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго») / Г. П. Басс // Вестн. Брянского гос. технич. ун-та. 2008. - № 4 (20). - С. 155-158.

18. Басс, Г. 77. Концепт «Жертва» в русском и английском языках (на материале романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» и его английского перевода): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. П. Басс. - Калининград, 2010. - 20 с.

19. Бобырева, Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е. В. Бобырева. - Волгоград, 2007. -42 с.

20. Балашова, Е. Ю. Лингвокультурный концепт НАДЕЖДА в религиозном христианском дискурсе (на системно-языковом и текстовом материале) / Е. Ю. Балашова // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Вып. 17. Филология. Искусствоведение, 2007. - № 22 (100). - С. 22-28.

21. Берендеева, М. С. Различия в структуре концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ и ПОДВИГ при их объективации в наивном и религиозном дискурсах / М. С. Берендеева // Русский литературный язык в контексте современности: Материалы II всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 года) / Под ред. доктора филол. наук В. Н. Артамонова. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 12-19.

22. Болдырев, Н. 77. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики [Сб. ст.] - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - С. 2536

23. Борунков, Ю. Ф. Структура религиозного сознания / Ю. Ф. Борунков. -М.: Мысль, 1971. - 176 с.

24. Булыгина Е. Ю. Способы выражения прагматической информации экспрессивного слова в словаре (опыт исследования и материалы к словарю) / Е. Ю. Булыгина, Т. А. Трипольская //

Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах. - Новосибирск, 1988. -Вып. 2.-С. 94-111.

25. Бушакова, М. Н. Лексико-семантические и православно-культурные параметры концепта «грех» в русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. / М. Н. Бушакова. - Ставрополь, 2010.-22 с.

26. Бушев А. Б. Дискурс православия в России: этос и логос [Электронный ресурс] / А. Б. Бушев // Slavistika.ru : специализир. информ. ресурс по рус. словесности. - [Б.м.], 2008. URL: http://slavistika.ruypdf/3/bushevl .pdf

27. Вардзелашвили, Ж. Концепт как лингвистическая категория - «конструктивная сущность» / Ж. Вардзелашвили // Тбилисский гос. ун-т. Филологич. фак-т. Сборник научных трудов. - Тбилиси, 2004. - С. 39^5.

28. Вежбицкая, А. Семантические универсалии описания языков / А. Вежбицкая; пер. с англ. А. Д. Шмелева; под ред. Т. В. Булыгиной. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 780 с.

29. Мир человека и мир языка: коллект. монография / Отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - Сер. «Концептуальные исследования». Вып. 2. - 373 с.

30. Войтак, М. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на мате-

w \ / IV /Г Q u II гр ^ _ ^ ^ _________^

риале литургическом молитвы j < »i. и о итак и i екст: стерео i пи и юорчесиэо . мсжвуз. со. науч. тр. / Перм. гос. ун-т ; [редкол.: О. И. Богословская и др.]. - Пермь, 1998. - С. 214-230.

31. Воркачев, С. Г. Культурный концепт и значение / С. Г. Воркачеев //Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17. - Краснодар, 2003. - Вып.2. - С. 268-276.

32. Головач, К. Ю. Особенности концептуализации ЛЮБВИ в индивидуально-авторских картинах мира А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / К. Ю. Головач. - Архангельск, 2012. - 18 с.

33. Горбачук, Ю. П. Некоторые вопросы, связанные с определением понятия «концепт» / Ю. П. Горбачук // Концепт и культура: Материалы II Междунар. конфер. (Кемерово, 30-31 марта 2006 г.). - Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. - С.289-295.

34. Гостева, И. В. Динамика лингвокультурного поля «духовность» в русской языковой картине мира (1981-2008 гг.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Гостева. - Челябинск, 2009. - 32 с.

35. Григорьева, Л. Л. Фразеологическая репрезентация религиозного мира человека (на материале русского, английского и арабского языков): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Л. Григорьева. - Казань, 2009. - 21 с.

36. Гынгазова, Л. Г. Интерпретация мира языковой личностью диалектоносителя и её реин-терпретация исследователем / Л.Г. Гынгазова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2007. - № 295. - С. 1519.

37. Гынгазова, Л. Г. Картина мира в языковой личности диалектоносителя: наивная религия / Л. Г. Гынгазова // Язык и общество в синхронии и диахронии. - Саратов, 2005. - С. 158-165

38. Демьянков, В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания, 1994, - № 4. - С. 17-33.

39. Демьянков, В. 3. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В. 3. Демьянков // Вопросы филологии, - М., 2001. - № 1. - С. Ъ5-А1.

40. Донская, Т. К. Ноосфера и концептосфера русского языка / Т. К. Донская // «Академия Тринитаризма». - М., 2003. - 10 с.

41. Дорджиева, Д. В. Лингвокультурный концепт «подвиг» в русском, калмыцком и английском героических эпосах: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. В. Дорджиева. - Волгоград, 2010.-22 с.

42. Дудченко, О. В. Реконструкция концептосферы КРАСОТА в англосаксонской поэтической картине мира: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Дудченко. - Владивосток, 2007. -24 с.

43. Ересько, М. Н. Язык религии: философско-когнитивный анализ: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / М. Н. Ересько. - М., 2008. - 43 с.

44. Ерофеева, И. В. «Духовность» как концепт в современном медиатексте / И. В. Ерофеева // Известия Уральского гос. ун-та, 2010. - № 1(71). - С. 67-73.

45. Жук, М. И. Концепты ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в идиостиле Булата Окуджавы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. И. Жук. - Владивосток, 2007. - 31 с.

46. Жуков, К. А. Отражение концепта «война» в английских и русских паремиях / К. А. Жуков // Вестн. Новгор. гос. ун-та, 2005 - № 33. - С. 82-84.

47. Забняко, А. П. Философия языка религии, лингвофилософия религии. Религиоведение. Энциклопедический словарь / А. П. Забияко. - М.: Академический проект, 2006. - 1256 С.

48. Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: [Сб. ст.]. - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - С. 36-44

49. Захаренко, И. В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь / Под ред. И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова. - М.: Гнозис, 2004. - 318 с.

50. Захаренкова, О. С. Жанровые особенности современной проповеди: на материале текстов красноярских и железногорских священнослужителей / О. С. Захаренкова // Лингвистический ежегодник Сибири. - Красноярск, 2004. - Вып. 6. - С. 169-176.

51. Захаренкова, О. С. Некоторые особенности современного религиозно-проповеднического стиля: (на материале проповедей красноярских священнослужителей и старейшин организации «Свидетели Иеговы») / О. С. Захаренкова // Российский лингвистич. ежегодник. - Вып. 1(8). - С. 140-148.

52. Зорькина, О. С. О психолингвистическом подходе к изучению текста / О. С. Зорькина // Язык и культура. - Новосибирск, 2003. - С. 205-210.

53. Иванова, И. А. Концепт ЛЮБОВЬ и его концептосфера в истории русского языка: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / И. А. Иванова. - М., 2006. - 23 с.

54. Иванова, Н. М. Религиозная лексика в лирике Н. С Гумилева: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. М. Иванова. - Тверь, 2008. - 19 с.

55. Ионова, С.В. Сознание человека как объект воздействия естественной информационной среды / Ионова С.В. // «Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты»: Материалы ХП-ой международной научной конференции Ульяновск, 16-19 мая 2012 г : Издательство Москва, 2012. — С. 36-38

56. Ицкович, Т. В. Православная проповедь как тип текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Ицкович. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.

57. Казнима, Е. Б. Концепт ВЕРА в диалогическом христианском дискурсе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Б. Казнина. - М., 2004. - 16 с.

58. Кайуа, Р. Миф и человек; человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: О.Т.И., 2003. - 296 с.

59. Каменева, В. А. Лингвоидеологический концепт / В. А. Каменева // Концепт и культура: Материалы II Междунар. конфер. (Кемерово, 30-31 марта 2006 г.). - Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006.-С. 337-343

60. Карасик, В. И Иная ментальность / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.

61. Карасик, В. И Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : [Сб. ст.]. - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - С. 51-57

62. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград, 2002. - 424 с.

63. Карелова, И. Г. Национальная концептосфера и идиоконцептосфера (на материале произведений Л. Е. Улицкой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. Г. Карелова. - Волгоград, 2009. - 20 с.

64. Килина, Л. Ф. Семантическое пространство субстантива грех и его представление в контексте (на материале «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку) / Л. Ф. Килина // Вестн. Удмурдского гос. ун-та. Филологич. науки, 2006. - № 5 (2). - С. 59-68.

65. Кимелев, Ю. А. Философия религии: Систематический очерк / Ю. А. Кимелев. - М.: Издательский дом «Ио1а Вепе», 1998. - 424 с.

66. Кислянская, Е. А. Структурно-семантические особенности универсальных концептов в англоязычном религиозном дискурсе (на материале текста Библии): Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / Е. А. Кислянская. - Белгород, 2010. - 22 с.

67. Ко Чун Ин. Русская сотериологическая концептосфера ЧЕЛОВЕК (на фоне китайской сотериологической концептосферыЖЭНЬ): Дис. ... канд. филол. наук: [Рукопись] / Ко Чун Ин. - Новосибирск, 2008. - 358 с.

68. Кобозева, И. М. «Смысл» и «значение» в наивной семиотике / И. М. Кобозева // Логический анализ языка: Культурные концепты: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т яз-я; отв. ред. Н. Д. Арутюнова. -М.: Наука, 1991. - С. 183-186

69. Коваленко, Г. А. Функционирование библейской лексики и фразеологии в светском дискурсе (на материале российских и французских масс-медиа): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. А. Коваленко. - Чебоксары, 2010. - 24 с.

70. Кожемякин, Е. А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Кожемякин. - М., 2012. - 39 с.

71. Коч Н. Категория «жертвенный / кежертвеипый» в восточнославянской религиозной концептосфере / Н. Коч // Лингвистика, 2009. - Вып. XI. - С. 152-159.

72. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии). Проспект словаря / Под общ. ред. проф. Л. Г.Бабенко. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2010. - 340 с.

73. Кравцова, Ю. Современные направления когнитивной теории метафоры / Ю. Кравцова // Лингвистика, 2009. - Вып. XI. - С. 311-315.

74. Кривалева, О. В. Концепты НЕБО и ЗЕМЛЯ в русской и немецкой языковых картинах мира: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Кривалева. - Уфа, 2008. - 24 с.

75. Кронгауз, М. А. Семантика: Учебник для студ. лингв, фак. высш. учеб. завед. / М. А. Кронгауз. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.

76. Кубрякова Е. С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / Е. С. Кубрякова // (Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2001. - С. 4-10

77. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, А. М. Шахнарович, Л. В. Сахарный. - М.: Наука, 1991. - 239 е..

78. Кузнецов, А. О. Атеизм как альтернатива христианской вере (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук / О. О. Кузнецов. - М., 2010. - 20 с.

79. Кузнецова, Е. И. Экзистенциальная концептосфера в рассказах JI. Андреева 1900-1910 гг.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. И. Кузнецова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 19 с.

80. Кузнецова, Л. Э. ЛЮБОВЬ как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / JI. Э. Кузнецова. - Волгоград, 2005. - 13 с.

81. Культурология. XX век : словарь / Сост., гл. ред. А. Я. Левит ; редкол.: Ж. М. Арутюнова и др.. - М. : Университетская книга, 1997. —630 с.

82. Кульчицкая, Н. В. Религиозно-этические и социально-культурные концепты, выражающие идею возможности / долженствования спасения России, в произведениях русских философов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Кульчицкая. - Краснодар, 2007. - 24 с.

83. Лагута О. Н. Концепт "успех" в русском языковом сознании / О. Н. Лагута (Алешина), Е. В. Лукашевич, Н. А. Лукьянова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. - 2006. - Т. 5, № 2. - С. 47-61.

84. Лакофф, Д. М. Метафоры, которыми мы живем / Д. Лакофф, М. Джонсон. - М. 2004 - -256 с.

85. Лекторский, В. А. Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения ./ В. А. Лекторский // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - С. 5-20.

86. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Освобождение от догм: история русской литературы: состояние и пути изучения / РАН, Ин-т мировой литературы; отв. ред. Д. П. Николаев. - М., 1997. - Т. 1. С. 33^12.

87. Лишаев, С. А. «ПРАВДА» И «ИСТИНА» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии) / С. А. Лишаев // Вестн. Самарской гуманит. ак-и. Серия «Философия. Филология». 2006. № 1 (4). - С. 173-209.

88. Лукманова, Е. 3. Концепт «спасение» в русских и английских религиозных текстах (Особенности ядерных элементов и их языковое выражение) / Е. 3. Лукманова, А. В. Карышева // Mixtura verborum' 2007: сила простых вещей : сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. - Самара: Самар. гуманит. ак-я., 2007. - С. 161-167.

89. Мазирка, И. О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы: Автореф. дис. ... д-ра. филол. наук / И. О. Мазирка. - М., 2008. - 42 с.

90. Макаров, М. Р. Основы теории дискурса / М. Р. Макаров. М., 2003. 280 с.

91. Мальцева, Л. В. Эмотивно-событийный концепт «ГОРЕ, БЕДА, НЕСЧАСТЬЕ» в русской языковой картине мира: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Мальцева. - Новосибирск, 2009. - 24 с.

92. Мамонтова, В. В. Корпусная лингвистика и лингвистические корпусы // Язык. Текст. Дискурс: Научн. альманах Ставроп. отдел. PAJ1K / В. В. Мамонтова; под ред. проф. Г. Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. - Вып. 5. С. 275-283.

93. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: Учебн. пособ. / В. А. Маслова. - Мн.: Тетра-Системс, 2004. - 256 с.

94. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

95. Маркина, Ю. А. Религиозная картина мира: психолингвистический аспект / Ю. А. Маркина // Мир науки, культуры, образования. 2009. - № 4 (16). - С. 69-72.

96. Матвеева, А. О. Церковнославянская лексика как терминосистема: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. О. Матвеева. - М., 2013. - 20 с.

97. Мельникова, В. С. Эмоциональный концепт «жалость» в русской языковой картине мира: от словаря к тексту: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. С. Мельникова. - Ижевск, 2011. -

21 с.

98. Мечковская, Н. Б. Язык и религия: лекции по филологии и истории религий / Н. Б. Мечковская. - М.: Фаир, 1998. - 352 с.

99. Митрофанова, О. И. Базовые концепты русской мскталькости б поэтическом языке П. А. Вяземского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. И. Митрофанова. - Казань, 2006. -

22 с.

100.Митрофанова, О. И. Понятие концепта и его эволюции на примере концепта «вера» / О. И. Митрофанова // II Междунар. Бодуэновские чтения: Казанская лингвистич. школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. - Т. 1. - С. 163-165.

101 .Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Метелинский. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. -672 с.

102.Михайленко, О. М. Лингвопоэтическая картина мира: концепты СЧАСТЬЕ и БЛАЖЕНСТВО как семантические дуплеты. Автореферат дис. ... канд. филол. наук / О. М. Михайленко. - Краснодар, 2006. - 18 е..

103.Михайлова, Л. В. Семантические отношения реального и сакрального в культуре (на примере Валаама): Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Л. В. Михайлова. - Спб., 2009. - 27 с.

104.Михайлова, Ю. Н. Об эволюции лексикографического представления концепта / Ю. Н. Михайлова // Известия Уральского гос. ун-та. 2003. - № 28. - С. 181-191.

105.Михайлова, Ю. Н. Религиозная православная лексика и ее судьба: По данным толковых словарей русского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. Н. Михайлова. - Екатеринбург, 200. - 24 с.

106.Московский, А. В. Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века: Автореф. дис.... канд. филос. наук / А. В. Московский - СПб., 2008. - 19 с.

107 .Наградова, Л. С. Концептообразующая функция фразеологических единиц в пьесах А. Н. Островского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / J1. С. Наградова. - Ярославль, 2011. -26 с.

108.Никитина, С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С. Е. Никитина // Логический анализ языка: Культурные концепты: [Сб. ст.] / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1991.-С. 117-123.

109.Никитина, С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е. Никитина. РАН, Ин-т языкознания. - М. : Наука, 1993. - 189 с.

110.Носова, Г. А. Язычество в православии / Г. А. Носова. - М.: Наука, 1975. - 151 с.

т.Огнева, Е. А. Структурирование религиозного дискурса: субконцепт «молитва» /

Е. А. Огнева // Филологич. науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. - № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I.-C. 132-135.

112.Орлова Н. В. Лингвистическое моделирование русской наивной этики. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Орлова. - Омск, 2006. - 40 с.

11Ъ.Орлова, Н. М. Библейский текст как прецедентный феномен: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н. М. Орлова - Саратов, 2010.-51 с.

114. Очередъко, Ю. В. Когнитивно-семантические, жанровые и стилистические характеристики англоязычного религиозно-популярного дискурса. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Очередько. - Волгоград, 2010. - 21 с.

115.Панова, Л. Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato») / Л. Г. Панова // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 167-177.

116.Пивоваров, Д. В. Философия религии: Учебное пособие / Д. В. Пивоваров. - М.: Академический проект, 2006. - 639 с.

117.Пиевская, И. М. Системные отношения религиозного дискурса (на материале английского и русского переводов «Книги Псалмов»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. М. Пиевская..- Воронеж, 2006. - 24 с.

118.Пименов, Е. А. Религиозные и национальные признаки концептов дух, spirit и Geist / Е. А. Пименов // Язык. Текст. Дискурс: Научн. альманах Ставроп. отдел. РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. - Вып. 5- С. 105-112.

119.Пименова, М. В. Коды культуры и проблема классификации концептов / М. В. Пименова // Язык. Текст. Дискурс: Научн. альманах Ставроп. отдел. РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. - Вып. 5. - С. 79-86.

120.Плотникова А. М. Когнитивное моделирование семантики глагола (на материале глаголов социальных действий и отношений) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / А. М. Плотникова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [б. и.], 2009. — 38 с.

121 .Погасий, А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. К. Погасий. - СПб, 2013. - 44 с.

122.Подвигина, Н. Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И. С. Шмелева (на материале религиозной лексики произведения «Лето Господне»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. Б. Подвиина. - Воронеж, 2010. - 19 с.

123.Поздеева, Н. С. Коммуникативно-дискурсивные признаки концепта ОДИНОЧЕСТВО: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Поздеева. - Архангельск, 2013. - 22 с.

124.Попова, 3. Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике / 3. Д. Попова // Методо-логич. проблемы когнитивной лингвистики : [Сб. ст.]. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001.-С 7-17.

125.Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: ACT: Восток-Запад, 2010. - 314 с.

126.Попова, 3. Д. Проблема моделирования концептов в лпигбсксгкктнбных исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Мир человека и мир языка: коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - Сер. «Концептуальные исследования». Вып. 2,-С 6-16.

121 .Попова, 3. Д. . Язык и национальная картина мира / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж, 2002. - 59 с.

\2Ъ.Прилуцкий, А. М. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. М. Прилуцкий. - СПб, 2008. -36 с.

129.Проблемы речевой коммуникации-. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. - Вып. 7. - 491 с.

130.Проскурин, С. Г. Семиотика концептов: Учеб. пособие / С. Г. Проскурин, Л. А. Харламова. Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2007. - Л93 с.

131.Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М.: Флинта: Наука, 2008. -170 с.

132.Рождественский, Ю. В. Словарь терминов: Мораль. Нравственность. Этика: Общеобразовательный тезаурус / Ю. В. Рождественский. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 88 с.

133.Рожков, В. В. Концепт «Бог»: универсальное и специфичное (на материале лексикографических источников и произведений А. и Б. Стругацких) / В. В. Рожков // Проблема выбора и

интерпретации языкового знака говорящим и слушающим: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Издат. НГПУ, 2007. - С. 155-160.

134.Розенталъ, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 624 с.

13 5. Россия лингвистическая: научные направления и школы Волгограда: коллективная монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012.-389 с.

136.Ростова, Н. Н. Человек обратной перспективы как предмет философско-антропологического исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. Н. Ростова. - М., 2008. - 30 с.

137.Ростова, Н. Н. Человек обратной перспективы как философско-антропологический тип (исследование феномена юродства) / Н. Н. Ростова// Вестн. ТГПУ. 2007. - Вып. 11 (74). Сер.: Гуманит. науки (философия). - С. 105-111.

138.Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 381 с.

139 .Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravenc.ru/.

140. Селезнева, С. Н. Динамика группы слов с гиперсемой СВЯТОЙ: по данным русской лексикографии: А-втореф. дис. ... канд. фклсл. наук / С. К. Селезнева. - Красноярск, 2013.-22 с.

141 .Сергеева, Е. В. Лексическая экспликация концепта «РЕЛИГИЯ» в русском языке / Е. В. Сергеева // Политич. лингвистика. - Екатеринбург, 2007. - Выпуск (2) 22. - С. 151-165.

142.Сергеева, Е. В. Русский религиозно-философский дискурс «школы всеединства»: лексический аспект: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е. В. Сергеева. СПб, 2002. 37 с.

143. Симаилко, Т. В. Языковая картина мира в кумулятивном аспекте / Т. В. Симашко // Мир человека и мир языка: коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. Сер. «Концептуальные исследования». - Вып. 2. - С. 32-57.

144. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. - М., 2000. - 128 с.

145.Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М.: Яз. рус. культуры, 1997. - 824 с.

146. Стефанский, Е. Е. К методологии изучения языковой концептосферы (на примере эмоциональных концептов в славянских языках)/ Е. Е. Стефанский [ Электронный ресурс] / Е. Е. Стефанский. Режим доступа: http://www.phil63.ru

147.Стернин, И. А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин // Методологии. проблемы когнитивной лингвистики : [Сб. ст.] - Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001.-С. 58-65

148.Стрельченя, Ю. В. Содержание и формы воплощения этических концептов в художественном тексте (на материале повестей Ю. В. Трифонова): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Стрельченя. - СПб, 2010. - 24 с.

149. Су лиман, Э. Э. Русское концептуальное поле ВЕРА (на фоне арабо-мусульманской линг-вокультуры): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. Э. Сулиман. - М., 2013. - 21 с.

150. Сулименко, H. Е. К изучению концепта в курсе лексикологии / H. Е. Сулименко // Мир человека и мир языка: коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. Сер. «Концептуальные исследования». - Вып. 2. - С. 17-24

151 .Таевский, Д. А. История религий. Словарь / Д. А. Таевский.[ Электронный ресурс] Режим доступа: http: //religion.babr.ru/duct/index.php.

\52.Талапова, Т. А. Концепт ВЕРА/НЕВЕРИЕ в русской языковой картине мира: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. А. Талапова. - Абакан, 2009. - 22 с.

ХЪЪ.Талми, JI. Предисловие к книге «Методы когнитивной лингвистики» / J1. Талми // Язык. Текст. Дискурс: Научн. альманах Ставроп. отдел. PAJ1K / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. Вып. 5. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. - С. 19-31.

154.Тимофеев, К. А. Религиозная лексика русского языка как выражение христианского ми------------ г ----„„ —— / if а т,----т т------е. „„„ „ „ ,u„„ ^

Ч pUÖUOOp^tll'lA. J -UUeOUJrie ilVJ pej / XV. Г\. 1 JrliVlwljjCVD. HUDUVnu, X U^. jn-1, xj'mururil. ^tiiv-l.

- Новосибирск: НГУ, 2001. - 88 с.

155.Тимогиевская, Т. А. Национально-культурные особенности функционирования концепта ВЕРА: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. А. Тимошевская. - Ставрополь, 2012. - 23 с.

156. Уайбру, X. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византий-

ч

ского обряда / X. Уайбру / Пер. с англ. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.-212 г.

157.Угринович, Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович / 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.-270 с.

158.Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р. М. Фрумкина. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 320 с.

159.Черкасова, И. П. Концепт «ангел» и его реализация в тексте: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. П. Черкасова. - Армавир, 2005. - 48 с.

160. Чернобров, А. А. Специфика религиозного дискурса в лингвистике // Образование и культура России в изменяющемся мире / А. А. Чернобров. - Новосибирск, 2007. - С. 94-98.

161 .Черниговская, Т. В. Экспериментальная лингвистика наступившего века и когнитивная наука как синтез гуманитарного и естественнонаучного знания / Т. В. Черниговская // Филология. Русский язык. Образование. Сборник статей, посвященный юбилею профессора Л. А. Вербицкой. - СПб, 2006. - С. 214-230.

162.Шапилова, H. И. Ассоциативно-семантическое поле как основа реконструкции содержания концепта (на материале поэтической речи Н. Гумилева) / Н. И. Шапилова // Мир человека и мир языка: коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. Сер. «Концептуальные исследования». Вып. 2. - С. 237-245.

\6Ъ.Шаховский, В. И. Эмоциональные культурные концеты: параллели и контрасты / В. И. Шаховской // Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты. Сб.: Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград: Волг. гос. пед. ун-т, 1996. С. 80-96.

164.Широкова (Берендеева), M С. Взаимодействие наивной и церковной картин мира в пространстве концепта ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ на материале его лексической репрезентации / М. С. Широкова // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009. - Т. 8, вып. 2: Филология. - С. 10-20.

165.Широкова (Берендеева), М. С. Конфессиональная ориентированность как структурообразующий элемент религиозной концептосферы на примере концепта ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / М.С.Широкова // Вестник Клио. Сб. науч. тр. / Под ред. Л. Г. Панина, И. С. Кузнецова, О. Г. Щегловой. - Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. - Вып. 3 (Тр. гуманит. фак-та НГУ. Сер. 2: Сб. науч. тр.). - С. 103-117.

1 11i Д А п ---....................... „„-------

ч 1 w w. ij-i и I//\ V/ о Li уис-ръшук-с-иы;, iv±. v. а ± ww I opj^iw uwu^nnutiri ; i ai JUUÎI м i\tiix ütnuonui и

структурообразующего механизма элементов церковной картины мира (на материале концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ и МОЛИТВА) / М. С. Широкова // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. - Т. 9, вып. 2: Филология. - С. 13-19.

167.Широкова (Берендеева), М. С. Трансформации церковной картины мира и их отражение в структуре концептов (на материале концептов ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, МОЛИТВА и ПОДВИГ) / М. С. Широкова // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. -Т. 10, вып. 2: Филология. - С. 5-14.

168.Щедровицкий, Д. В. Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево: В 8 т. / Д. В. Щедровицкий. - М.: Оклик, 2010. - Т. 1: Книга Бытия. 6-е изд. Т. 2: Книга Исход. 5-е изд. Т. 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. 5-е изд. - 1088 с.

169.Яблоков, И. Н. Религиоведение: Учебное пособие / И. Н. Яблоков. -М.: Гардарики, 2004. -317 с.

110.Янг, Дж. Христианство / Дж. Янг. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 384 с.

171. Vyvyan, Е. Cognitive linguistics: an introduction / E. Vyvyan, M. Green. - Edinburgh University Press Ltd, 2006. - 830 c.

172.Rubenstein, Richard L. The Religion of Sacrifice and Abraham, Isaac and Jesus / Richard L. Rubenstein [Электронный ресурс] // New English review, 2009. Режим доступа: http://www.newenglishreview.org.

2. Словари и источники

1. Баранов, О. С. Идеографический словарь русского языка: 4166 статей. - М., 1995. - 820 с.

2. MAC - Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР , Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгенье-вой. 2-е изд, испр. и доп. - М.: Рус. яз. - 1981

3. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru .

4. Око церковное: литургическая библиотека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.liturgica.ru/.

5. Покровский, Д. Л. Словарь церковных терминов. - М.: РИПОЛ, 1995. - 176 с.

6. Русский идеографический словарь: Мир человека и человек в окружающем его мире (80 концептов, относящихся к духовной, ментальной и материальной сферам жизни человека) // Отв. ред. акад. РАН Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 2011. — 1032 с.

7. СОЖ- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры - М.: АЗЪ, 1993. - 955 с.

8. СПЦК - Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры / 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2008. - 278 с.

9. СТСРЯ - Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. - М.: Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.

10. Типикон: страница игумена Корнилия. Библиотека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://typikon.ru.

11. ТСД - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Рус.яз., 1998.

12. ТСУ - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. - 848 с.

ч

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Рисунок 1. Формирование концепта, происходящего из РКМ........................................................38

Рисунок 2. Образование новой религиозной доминанты.................................................................39

Рисунок 3. Вытеснение исходной доминанты...................................................................................40

Рисунок 4. Сохранение исходной доминанты...................................................................................40

Рисунок 5. Нейтральное взаимодействие..........................................................................................41

Рисунок 6. Абстрактная схема структуры концептов в РКМ-1.....................................................149

Рисунок 7. Абстрактная схема структуры концептов в РКМ-2.....................................................150

Рисунок 8. Абстрактная схема структуры концептов в НКМ.......................................................151

Рисунок 9. Структура концепта ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ..........................................................156

Рисунок 10. Структура концепта МОЛИТВА..................................................................................163

Рисунок 11. Структура концепта ПОДВИГ.....................................................................................167

Таблица 1. Общее количество рассмотренных примеров..................................................................7

Таблица 2. Особенности репрезентации корнеслова «жертва» в разных толковых словарях.....57

Таблица 3. Особенности репрезентации корнеслова «молитва» в разных толковых словарях... 69

Таблица 4. Особенности репрезентации корнеслова «подвиг» в толковых словарях..................77

Таблица 5. Частота употребления лексем-репрезентантов концепта ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ в

НКМ и РКМ (в сравнении)...............................................................................................................118

Таблица 6. Частота употребления лексем-репрезентантов концепта МОЛИТВА в РКМ и НКМ (в

сравнении"»...........................................................................................................................................130

Таблица 7. Частота употребления лексем-репрезентантов концепта ПОДВИГ в НКМ и РКМ (в сравнении)...........................................................................................................................................139

188

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.