Структуры концептов "правда" ,"истина" , "truth" в сопоставительном аспекте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.20, кандидат филологических наук Агиенко, Марина Ивановна

  • Агиенко, Марина Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.02.20
  • Количество страниц 220
Агиенко, Марина Ивановна. Структуры концептов "правда" ,"истина" , "truth" в сопоставительном аспекте: дис. кандидат филологических наук: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Екатеринбург. 2005. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Агиенко, Марина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы когнитивного исследования концептов правда, истина, truth

1.1. Когнитивная лингвистика как наука.

1.2. Исследование картины мира.

1.3. Концепт как объект исследования когнитивной лингвистики.

1.4. Методика описания концепта.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Мотивирующие признаки концептов правда, истина, truth по данным историке — этимологи ческих словарей.

2.1 Обзор исследований лексем правда, истина, truth

2.2. Выявление мотивирующих признаков концептов правда, истина, truth.

2.3. Пространственные признаки концептов правда, истина, truth.

2.3.1. Правда, истина, truth в пространстве дихотомических категорий.

2.3.1.1. Оппозиция «верх - низ».

2.3.1.2. Оппозиции «внутри-снаружи», «дно-поверхность»

2.3.2. Признаки движения в пространстве концептов правда, истина, truth.

2.3.3. Правда, истина, truth в категориях движения.

2.3.3.1. Правда, истина, truth как путь.

2.3.3.2. Пространство пути поиска правды, истины, truth.

2.3.3.3. Пространство встречи на пути поиска правды, истины, truth.

2.3.4. Пространство правды, истины, truth.

Выводы по второй главе.

Глава 3. Понятийные признаки концептов правда, истина, truth.

3.1. Понятийные признаки концептов правда, истина, truth, актуализированные в толковых словарях

3.2. Общие понятийные признаки в структурах концептов правда, истина, truth.

3.2.1. Признаки знания у концептов правда, истина, truth.

3.2.2. Признаки Логоса у концептов правда, истина, truth.

3.2.2.1. Правда, истина, truth как говорящие существа.

3.2.2.2. Правда, истина, truth как факты объективного мира.

3.2.3. Религиозные признаки концептов правда, истина, truth.

3.2.4. Признаки права концептов правда, истина, truth.

3.2.4.1. Признаки права как результата деятельности Бога у концептов правда, истина, truth.

3.2.4.2. Признаки предправа концептов правда, истина, truth.

3.2.4.3. Признаки права как социального института у концептов правда, истина, truth.

Выводы по третьей главе.

Глава 4. Образные признаки в структуре концептов правда, истина, truth.

4.1. Признаки Бога у концептов правда, истина, truth в свете библейских текстов.

4.2. Биоморфные признаки концептов правда, истина, ■ truth.

4.3. Антропоморфные признаки концептов правда, истина, truth.

4.3.1. Соматические (анатомические) признаки концептов правда, истина, truth.

4.3.2. Социальные признаки концептов правда, истина, truth.

4.3.3. Интерперсональные признаки концептов правда, истина truth.

4.3.4. Признаки характера у концептов правда, истина, truth.

4.3.5. Эмоциональные признаки концептов правда, истина, truth.

4.3.6. Ментальные признаки концептов правда, истина, truth.

4.4. Витальные признаки концептов правда, истина, truth.

4.5. Признаки стихий концептов правда, истина, truth.

4.6. Предметные признаки концептов правда, истина, truth.

4.7. Квантитативные признаки концептов правда, истина, truth.

4.8. Признаки времени концептов правда, истина, truth.

4.9. Оценочные признаки концептов правда, истина, truth.

Выводы по четвертой главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структуры концептов "правда" ,"истина" , "truth" в сопоставительном аспекте»

Настоящая работа посвящена сопоставительному изучению культурных концептов правда, истина, truth в русской и английской языковых картинах мира.

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом лингвистики к изучению проблем концептуализации мира и исследованию лексического состава языка в когнитивном аспекте. Слова правда и истина в русском языке являются синонимами и в словарях толкуются друг через друга. Рассматриваемые в широком контексте, правда и истина объективируются разным набором концептуальных признаков и представляются как различные концепты. Слово truth в англо-русских и русско-английских словарях толкуется словами истина и правда. Исследуемое в когнитивном аспекте, слово truth существенно отличается от своих русских аналогов набором выражаемых признаков и вызываемых культурных ассоциаций. Исследования концептов правда, истина предпринимались на материале русского языка Н.Д. Арутюновой (1998), В.В. Колесовым (2002), С.Е. Никитиной (1995), М.В. Пименовой (2003), Ю.С. Степановым (1972, 1997), А.Д. Шмелевым (2002). В английском языке концепт truth являлся предметом исследования Т.А. Хромовой (2000, 2002), на материале произведений В. Шекспира слово truth изучалось А.И. Полторацким (1995). Слово truth в свете лингвистических проблем изучалось D.L. Bolinger (1973), A. Gupta (1987), G.L. Hallett (1988), H.Kamp (1981), E.L. Keeran (1983), G. Lakoff, M. Gohnson (1980), R.M. Martin (1958), J.M. Sadock (1977), F. Sommers (1969), K. Taylor (1998), R.H. Thomason (1976). Вместе с тем до настоящего времени не проводилось исследования концептов правда, истина, truth с применением сопоставительного метода.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что культурные концепты истина, правда, truth анализируются в сравнении и сопоставлении языковых средств их вербализации в русской и английской языковых картинах мира. На основе методики концептуального анализа, разработанной М.В. Пименовой, предпринято описание трех основных групп признаков, составляющих структуру концептов истина, правда, truth — группы мотивирующих, понятийных и образных признаков. Описаны ценностные характеристики знаний о фрагментах мира, представленных концептами истина, правда, truth, произведено сопоставление познавательных особенностей метафорической деятельности человека, ориентированной на культурную сферу.

Объектом исследования данной работы являются культурные концепты истина, правда и truth и способы их объективации в русской и английской языковых картинах мира. В данной работе под культурным концептом понимается концепт, относящийся к той части картины мира, «которая отображает самосознание человека, исторически видоизменяющегося в процессах личностной или групповой рефлексии над ценностно значимыми условиями природного, социального и духовного бытия человека» (Телия 1999: 18).

Предметом данной работы являются языковые средства вербализации концептов истина, правда, truth в русской и английской языковых картинах мира: ключевые слова-репрезентанты, концептуальные метафоры, которые эксплицируют концепты правда, истина, truth в названных языках посредством их концептуальных признаков.

Целью исследования данной работы является моделирование и описание структур культурных концептов правда, истина, truth. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: определить мотивирующие признаки концептов правда, истина, truth;

- определить синонимический ряд слов правда, истина, truth; установить признаки, концептов правда, истина, truth на основе анализа слов - членов синонимического ряда;

- описать понятийные признаки концептов правда, истина, truth, зафиксированные в толковых словарях русского и английского языков;

- выявить образные признаки концептов правда, истина, truth; раскрыть в структурах трех концептов группы пространственных, витальных, антропоморфных, временных, предметных, биоморфных признаков, а также признаки Логоса;

- охарактеризовать признаки, при помощи которых объективируются концепты правда, истина, truth, в русской и английской языковых картинах мира и представить в упорядоченном виде соответствующие концептуальные признаки;

- выявить общие и дифференцирующие признаки концептов правда, истина, truth;

- на основе сравнения концептуальных структур правды, истины, truth описать их национальное своеобразие.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод концептуального анализа, разработанный М.В. Пименовой (Пименова 2004), метод описания концепта с помощью анализа словарных значений слова-репрезентанта концепта, метод семантико-когнитивного анализа (Попова, Стернин 2005), элементы компонентного анализа (см. описание метода в: Тарланов 1995), элементы этимологического, описательный метод с применением приемов наблюдения, интерпретации, сравнения, обобщения, а также методика количественного подсчета.

Материал исследования. Было проанализировано около 5000 конструкций, репрезентирующих исследуемые концепты, что составило в примерном процентном соотношении 25% примеров (не рассматривались в качестве примеров случаи употребления слова правда в качестве вводного слова и уступительного союза), репрезентирующих концепт правда, 25% примеров репрезентации концепта истина и 50% примеров репрезентации концепта truth. Фактическая база исследования была собрана методом сплошной выборки. Материалом исследования послужили произведения классиков художественной литературы, созданные с начала становления литературного английского (XVI - XXI вв.) и русского языков (XVIII- XXI вв.), а также философские произведения авторов, посвятивших свои работы рассмотрению философских категорий правда, истина, truth: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Шестова, Ф. Бэкона. В связи с тем, что концепты истина, правда, truth берут свое основание в религии, то в качестве иллюстраций в отдельных случаях приводятся примеры из Библии и из произведений классика христианской литературы Ефрема Сирина.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для уточнения решения следующих теоретических проблем: соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания. Данное исследование продолжает методику концептуального анализа, разработанную в Кемеровской школе концептуальных исследований.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в диссертации материал и результаты его анализа могут быть использованы в курсах по лексикологии и теории современных английского и русского языков; спецкурса по проблемам русской и английской ментальности, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, концептуальных исследований; при написании словарных статей «правда», «истина», «truth» в словарях культурных концептов.

Методологическая основа диссертации сложилась под воздействием работ известных зарубежных и отечественных когнитологов и лингвокуль-турологов Н. Д. Арутюновой, Н. Н. Болдырева, А. Вежбицкой, С. Г. Воркачева, В. В. Воробьева, В. Б. Гольдберг, М. Джонсона, В. И. Карасика, 3. И. Комаровой, Н. А. Красавского, Е. С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, Е. А. Пименова, М. В. Пименовой, 3. Д. Поповой, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, В. Н. Телия, А.П. Чудинова, А. Д. Шмелева и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1) концепты правда, истина, truth относятся к разряду культурных концептов;

2) культурные концепты правда, истина, truth актуализируются устойчивым набором признаков, образующих их концептуальные структуры: структуры концептов состоят из мотивирующих, понятийных, образных и оценочных групп признаков;

3) мотивирующие признаки находятся в основе образования понятийных и образных признаков. К числу ведущих мотивирующих признаков концептов правда, истина, truth принадлежат пространственные признаки;

4) в качестве основ структур изучаемых концептов выступают следующие группы концептуальных признаков: 'признаки Логоса', 'пространственные' ('верх/ низ', 'внутри/ снаружи'), 'теологические', 'витальные', 'биоморфные', 'предметные', 'антропоморфные', признаки 'времени', 'квантитативные' признаки, признаки 'знания', признаки 'права', оценочные признаки;

5) изучаемые концепты отличаются национальным своеобразием. Представление о правде и истине для русского человека связано с религиозной сферой, представление о truth для носителей английского языка связано с правовой сферой.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета. Основные положения диссертации были изложены на межрегиональной научной конференции «Язык. Миф. Этнокультура» (Кемерово, 18-20 февраля 2003 г.), международной научно-практической конференции «Региональная национальная политика: исторический опыт и критерии оценки эффективности» (Кемерово, 24-27 ноября 2003 г.), международной конференции «Язык. Система. Личность» (Екатеринбург, 14-16 апреля 2004 г.), а также на аспирантском семинаре при кафедре общего языкознания и славянских языков КемГУ.

Основные результаты отражены в 12 публикациях.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация (183 страницы основного текста, всего 222 страницы) состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной научной литературы (205 наименований, в том числе 14 иностранных источников). Отдельно приводится список словарей и энциклопедий (32 наименования) и список источников фактического материала (141 наименование), Приложения, состоящего из девяти таблиц, отражающих группы пространственных признаков, признаков Логоса, признаков права, биоморфных, антропоморфных признаков и признаков стихий, а также структуры концептов правда, истина, truth. В основном тексте диссертации содержится 37 таблиц, в которых наглядно показаны результаты проведенного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», Агиенко, Марина Ивановна

Выводы по четвертой главе

Образные признаки исследуемых концептов представлены биоморфными, антропоморфными, витальными, предметными, квантитативными, признаками, признаками Бога, признаками стихий и признаками времени.

Вегетативные и зооморфные метафоры у концепта истина чрезвычайно малочисленны - 2 примера вегетативных метафор и 3 примера зооморфных метафор из 1101 пример^ Истина, правда и truth характеризуются общим признаком 'цветок'. Наиболее многочисленный признак у концепта truth - признак 'семя' (26%), у концепта правда -признаки 'семя' (18,7%) и 'зерно' (18,7%). Концепт истина чаще всего характеризуется признаком 'объект охоты' (60%) (см.: Приложение 4).

Антропоморфные признаки составляют 15,6% от общего количества примеров концепта истина, 20,5% от общего количества примеров концепта правда и 11,4% от общего количества примеров концепта truth (см.: Приложения 7, 8, 9). Антропоморфные признаки характеризуют правду, истину и truth как женщин.

В социальной сфере особенность концептов правда, истина составляет профессиональная сфера концептуализации и конкретизация признака 'монарх'. Признак 'социальная активность' наиболее частотен у концепта truth (10%). Правда, истина, truth по фактическим примерам характеризуются тридцатью пятью разнообразными чертами характера, набором из девяти негативных эмоций и ментальными признаками 'памяти' и 'наличия умственных способностей'.

Витальные признаки составляют 3,5% от общего количества примеров концепта правда, 4,1% от общего количества примеров концепта истина, 3,2% от общего количества примеров концепта truth. Общими для концептов правда, истина, truth витальными признаками являются признаки 'жизнь', 'вечность', 'сила', 'возраст'.

Признаки стихий составляют 3,4% от общего количества примеров концепта правда, 3,6% от общего количества примеров концепта истина и 1,4% от общего количества примеров концепта truth.

Из признаков воды наиболее частотными признаками концепта правда являются признаки 'спасительная влага' (4,7%), 'водоем' (4,7%) и 'источник' (4,7%). Концепт истина чаще всего характеризуется признаком 'источник' (17,5%) (см.: Приложение 6). У truth самый частотный признак - 'поток' (18,5%). Из признаков 'огня', выделенных на фактическом материале, наиболее частотным у всех концептов является признак 'солнце' (18,6% у концепта правда, 12,5% у концепта истина, 13,1% - у концепта truth). Концепт truth характеризуется признаками 'неугасимости' и 'солнца'.

Предметные признаки составляют 9,5% от общего количества примеров концепта правда, 5,3%) от общего количества примеров концепта истина, 7,2% от общего количества примеров концепта truth. Общими признаками концептов на основании фактического материала, являются признаки 'вещь', 'продукт', 'вещество', 'нить', 'жидкость'. Концептам правда, истина и truth более свойственен признак 'владение' (частотность 16,6%, 12% и 27,7%).

Квантитативный признак составляет 3,3% от общего количества примеров концепта правда, 0,8% от общего количества примеров концепта истина и 3,4% от общего количества примеров концепта truth. Признак 'отсутствие' наиболее частотен у концепта правда (28,6%), признак 'единичность' представлен 44,4% у концепта истина. Высокой частотностью обладают признаки 'доля' и 'неопределенная часть' у концепта truth (22,8%) и 27,2%).

Признаки времени наименее характерны для исследуемых концептов. Истина вечна, неизменна, время для истины наименее актуально. Самым большим количеством признаков времени характеризуется концепт правда (4 из 7). Наиболее частотным является признак 'прошлое' (33,4%). На материале фактических примеров признак 'длительность' у концепта truth обладает самой высокой частотностью - 37,5%. Признаки времени составляют 0,7% структуры концепта правда, 0,1% концепта истина и 0,3% концепта truth.

В целом, доля образных признаков представлена 34,5% от общего количества примеров концепта истина, 45,4% от общего количества примеров концепта правда, 33,7% от общего количества примеров концепта truth.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описание концепта как основной единицы сознания через анализ лексического значения, синонимического ряда, этимологической истории и образных средств выражения содержания концепта представляет возможность глубже оценить значение концепта в культуре народа. Исследуемые концепты обладают богатой концептуальной структурой. Структуру концепта правда образует 175 признаков, концепта истина - 154, концепта truth - 168 признаков. Значимость исследуемых концептов проявляется еще и в том, что для толкования значения слов-репрезентантов концептов используются морально-этические качества человека, такие как честность, искренность, верность, преданность, откровенность и т.д.

Целью исследования было описание структур культурных концептов правда, истина, truth на основе исследования сочетаемостных свойств лексем, репрезентирующих концепты. Были выявлены этимологические корни слов-репрезентантов концептов и определены внутренние формы слов правда, истина, truth. Установлено, что внутренняя форма слова правда представлена признаками горизонтальной оси пространства, внутренняя форма слова истина — признаками вертикально оси пространства и внутренняя форма слова truth представлена символом Мирового Древа. Пространственные признаки занимают 9,3% в структуре концепта правда, 26,7% — в структуре концепта истина и 24,8% - структуре концепта truth, что свидетельствует о том, что в отношении концептов правда, истина, truth оппозиция «верх-низ» более значима, чем оппозиция горизонтальной оси -«свой-чужой», «далеко-близко». Признаки 'высота' и 'открытие' наиболее частотны у концепта истина, признак 'высота' не актуален для правды. Для концепта правда более частотны признаки 'глубина' (3,4%) и 'открытие' (4,2%). Концепту truth свойственна 'высота' (1,9%) и 'глубина' (2,1%). Поиск истины и правды актуален при наличии добродетелей, для truth более характерен факт поиска. Для всех трех концептов важен признак 'наличие наставника'.

На материале современных словарей была составлена структура концептов правда, истина, truth, составленная на материале толковых словарей. Структура концепта правда представлена признаками 'модель поведения' и 'социально-правовым признаком', признаком 'знание' и признаком 'объективный мир'. Структура концепта истина включает признаки 'речь', 'знание', 'право', 'предметные' признаки, 'моральные качества', признак 'объективный мир', и признак 'Бог'. Структура концепта truth включает признаки 'моральные качества', 'право', 'объективный мир', 'речь' и признак 'Бог', признак 'моральные качества' и признак 'знание'. Были рассмотрены понятийные признаки, объективированные в структуре каждого из концептов. Для более точного описания значимости концептов использовалось онтологическая категория Логос, которое включает в себя признаки 'речь', 'Бог' и 'объективный мир'. Установлено, что концепты правда, истина, truth актуализируются всеми признаками восприятия Логоса - аудиальным, визуальным, осязательным и интуитивным, объективируют мир как сущее.

Определена и описана образная часть структуры концептов правда, истина, truth, которая включает, витальный, биоморфный, делящийся на вегетативную и зооморфную группы, предметный, антропоморфный, делящийся на группы социальных, ментальных, эмоциональных признаков и группу признаков характера, а также признаки Бога, стихий, времени, квантитативные, предметные признаки и оценочные компоненты концептов. Признаки Бога не являются распространенной метафорической областью концепта truth. Более характерный источник метафорического осмысления truth — область закона.

Наиболее частотными образами правды, согласно собранному фактическому материалу, являются 'атрибут Бога' (30,9% от общего количества примеров с признаками права), 'высочайшая ценность' (69,7%), закон' (20,6%), 'семя' (18,7%) от общего количества примеров с биоморфными признаками), 'зерно' (18,7%), 'объект охоты' (18,7%), 'утешитель' (4,6% от общего количества примеров с антропоморфными признаками), 'жилец' (4,6%), 'принцип служения' (14,7%), 'объект любви' (4,6%), 'имущество, которым владеют' (16,6% от общего количества примеров с предметными признаками), 'свет' (32,5% от общего количества примеров с признаками стихий).

Наиболее характерными образами истины, согласно собранному фактическому материалу, являются 'атрибут Бога' (14,7% от общего количества примеров с признаками права), 'закон' (35,3%), 'объект охоты' (60% от общего количества примеров с биоморфными признаками), 'власть, равная власти монарха' (8,1% от общего количества примеров с антропоморфными признаками), 'объект любви' (15,1%), 'свет' (37,5% от общего количества примеров с признаками стихий), 'объект веры' (32,4%) от общего количества примеров с религиозными признаками), 'портативный предмет' (12%) от общего количества примеров с предметными признаками), 'жидкость' (10,4%), 'вещество, способное смешиваться' (13,8%), 'вечность' (33,4% от общего количества примеров с витальными признаками), 'жизнь' (22,2%).

Наиболее характерными образами truth, согласно собранному фактическому материалу, являются 'закон' (47,7%) от общего количества примеров с признаками права), 'клятва' (17,8%), 'зерно' (34,8% от общего количества примеров с биоморфными признаками), 'семя' (26%), 'социальная активность' (10% от общего количества примеров с антропоморфными признаками), 'небо' (44,7% от общего количества примеров с признаками стихий), 'поток' (18,5%), 'солнце' (13,1%), 'высочайшая ценность' (45,5% от общего количества примеров с религиозными признаками), 'имущество, которым владеют' (27,7% от общего количества примеров с предметными признаками), 'вечность' (23,9% от общего количества примеров с витальными признаками).

Образы правды, истины, truth показывают, насколько ценностно значимы концепты правда, истина, truth в духовном бытии человека и в культуре народов в целом. Все объекты, с которыми сопоставляются правда, истина, truth при концептуализации, являются базой для их познания, для выявления наиболее значимых свойств, недоступных для непосредственного восприятия абстрактных культурных концептов.

Дифференциация концептов обусловлена причинами этимологического и культурологического характера, а именно, синкретичность концепта truth и представленность понятия двумя концептами в русском языке, истиной и правдой, и отсюда, своеобразием Библейских переводов, кроме того, особенностью реализации закона «Русской Правды», связанной с жестокостью судов, расправ, измышлением разного рода штрафов, а также, спецификой западной светской культуры.

Наиболее частотны в структуре концепта истина мотивирующие пространственные признаки (26,7%). Это объясняется особенностями внутренней формы слова истина и важностью для русской культуры символики вертикального членения пространства. Наименее частотный признак концепта - признак времени, он составляет 0,1% от общего количества примеров концепта истина, что объясняется сближением в русской культуре концепта с понятием Бога, основная характеристика которого - бессмертие.

В структуре концепта правда наиболее частотны признаки Логоса (32,3%) и антропоморфные признаки (20,5%). Наименее актуальна для правды группа признаков времени (0,7%).

Мотивирующие пространственные признаки составляют 26,7% от общего количества примеров концепта truth, что также объясняется особенностями внутренней формы слова truth и особой важностью символики Мирового Древа в англоязычной культуре, представляющего вертикальное пространственное членение. Наиболее частотными группами признаков концепта truth являются признаки знания (18,5%) и Логоса (16,7%). Группа признаков времени концепта truth наименее частотна (0,7%).

Правда и truth рассматриваются как источник знания о мире, поэтому правда и truth сообщаются преимущественно аудиально. Истина ориентирована на рефлексивное познание мира, поэтому кроме аудиалыюго восприятия истины, частотны также визуальный, осязательный и интуитивный виды восприятия.

Объективация всеми выделенными признаками деятельности Бога ('атрибут Бога', 'карающая сила', 'божественный закон' и 'неподсудность'), позволяет говорить, что правда представляет собой способ регуляции действий человека в обществе с помощью идеала справедливости, truth актуализирует признаки предправовых актов 'жертва' и 'клятва' и признаки государственного права, что позволяет сделать вывод о том, что truth преимущественно регулирует действия человека с помощью идеала должного.

Наиболее продуктивными когнитивными моделями в объективации концептов правда, истина, truth являются:

1. 'Правда, истина, truth - женщина'. Признаки 'беременность', 'скелет', 'язык', 'слепота' по фактическому материалу составляют специфику концепта truth. 'Правда, истина, truth - воин', 'правда, истина, truth -монарх', 'правда, истина, truth — судья', ''правда, истина, truth -жилец', 'правда, истина, truth - друг'. Специфику концепта правда составляет актуализация признаками 'мать', 'дочь', 'сестра', 'враг'. Все эмоциональные признаки концептов правда, истина, truth — негативные.

2. 'Правда, истина, truth — солнце'. У концепта truth частотна когнитивная модель 1 truth — небо'.

3. 'Правда, истина, truth — имущество', 'правда, истина, truth -артефакт', 'правда, истина, truth — вещество'.

4. ''Правда, truth - зерно', 'правда, truth - семя'. Для истины биоморфные метафоры малопродуктивны.

Дальнейшее исследование концептов правда, истина, truth возможно в диахронии сравниваемых языков, а также с применением данных ассоциативного эксперимента и в сопоставительном рассмотрении особенностей объективации исследуемых концептов на материале большего количества языков, например, концепт истина в славянской группе языков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Агиенко, Марина Ивановна, 2005 год

1. Агапкина, Т.А. Костер / Т.А. Агапкина // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т.2. - М.: Международные отношения, 1995. - С.620-627.

2. Агиенко, М.И. Внутренняя форма слова как элемент духовной культуры народа / М.И. Агиенко // Филологический сборник / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Вып.2. - Кемерово, 2002. - С. 11-14.

3. Агиенко, М.И. Слово как текст. Внутренняя форма слова и универсалии культуры / М.И. Агиенко // Ученые записки МГПУ. ЯЗЫК КУЛЬТУРА -ЧЕЛОВЕК: Сборник научных статей. Вып. 3. Часть 2. (Языкознание). -Мурманск, 2003.-С. 102-106.

4. Агиенко, М.И. Признак «власть» у концепта правда (из опыта концептуального анализа) / М.И. Агиенко // Язык. История. Культура / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово, 2003. - С. 152-158 (Серия «Филологический сборник». Вып.5).

5. Агиенко, М.И. Теологические признаки концептов истина и правда / М.И. Агиенко // Концепт. Образ. Понятие. Символ: Коллективная монография / Отв. ред. Е.А. Пименова, М.В. Пименовой. Кемерово: ИПК «Графика», 2004.-С. 190-209.

6. Агиенко, М.И. Проблема концепта. Возможности интеграции наук / М.И. Агиенко //Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. Материалы Сибирского психологического форума 16-18 сентября 2004г. Томск, 2004. - С. 190-209.

7. Агиенко, М.И. Культурологические особенности концепта truth / М.И. Агиенко // LINGUISTICA JUVENIS: Сборник научных трудов молодых ученых. Выпуск 6. Язык в свете традиционных и научных парадигм. -Екатеринбург, 2005. С. 3-14.

8. Агиенко, М.И. Пространственные признаки концептов правда, истина / М.И. Агиенко // Мир и язык: Сборник научных статей / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2005. - С. 134-140. (Серия «Филологический сборник». Вып. 6).

9. Агиенко, М.И. Культурологические особенности концепта правда / М.И. Агиенко // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Материалы X Междунар. научно-практической конференции (14-18 июня 2005г.). Часть 1. -Иркутск.-2005.-С. 132-136.

10. Аманбаева, Г.Ю. О метадискрипциях термина «КОНЦЕПТ» / Г.Ю. Аманбаева // Язык. Этнос. Картина мира: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.В.Пименова. — Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. С. 23-28. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 1).

11. Апресян, Ю.Д. Избранные труды в 2 т. / Ю.Д. Апресян Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 766с.

12. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл / Н.Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1976.-382С.

13. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. - 341с.

14. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М., 1990.

15. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993. - С. 3-6.

16. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1998. - 805 с.

17. Арутюнова, Н.Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Языки пространств. — М., 2000. — С. 368-385.

18. Аскольдов-Алексеев, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. - С. 266-279.

19. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и эмоциональная специфика: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / А.П. Бабушкин. Воронеж, 1998. - 41 с.

20. Балашова, Л.В. Роль метафоризации в становлении и развитии лексико-семантической системы (на материале русского языка XI-XIV вв.): Автореф. дис. . канд. филол. наук / Л.В. Балашова. — Саратов, 1999. 22с.

21. Белова, О.В., Виноградов, Л.Н., Топорков, А.Л. Земля / О.В. Белова, Л.Н. Виноградов, А.Л. Топорков // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого. Т.1. - М., Международные отношения, 1995.-С. 315-321.

22. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика. 1994.-527с.

23. Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. М.: Прогресс - Универс, 1995. - 452с.

24. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: УРСС, 2002. -445с.

25. Бердяев, Н.А. Философия свободы / Н.А. Бердяев. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 736с.

26. Берестнев, Г.И. Образы множественности и образ множественности в русском языковом сознании / Г.И. Берестнев // Вопросы языкознания, 1999. № 6. - С. 83-100.

27. Берестнев, Г.И. Семантика русского языка в когнитивном аспекте / Г.И. Берестнев // Учебное пособие для вузов. Калининград: Изд-во Калинингр. Ун-та, 2002.- 156 с.

28. Блэк, М. Лингвистическая относительность / М. Блэк // Новое в лингвистике. — Вып. 1. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. - С. 199-214.

29. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Количественность в языковом мышлении // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. -Т.1.-С.311-324.

30. Болдырев, Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения / Н.Н, Болдырев // Филология и культура. Тамбов, 1999. - С. 62-69.

31. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. — Тамбов: ТГУ, 2001. 123 с.

32. Васильева, Н.В., Виноградов, В.А., Шахнарович, A.M. Краткий словарь лингвистических терминов / Н.В. Васильева, В.А. Виноградов, A.M. Шахнарович. М., Русский язык, 1995. - 175с.

33. Вайсбергер, JI. Родной язык и формирование духа / JI. Вайсгербер. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 223с.

34. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языка / А. Вежбицкая. М.: Языки рус. культуры, 1999. - 777с.

35. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. - 416 с.

36. Бенедиктова, JI.H. К вопросу о содержании понятия «концепт» / JI.H. Бенедиктова // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В.Пименова. Кемерово: ИПК «Графика». - С.24-32. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 2).

37. Верещагин, Е.М. Гебраизмы, опосредованные греческим языком, в переводах первоучителей славян Кирилла и Мефодия / Е.М. Верещагин // Славянское языкознание. 12 Международный съезд славистов: Доклады российской делегации. -М., Наука, 1998.-С. 148-168.

38. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Русс, яз., 1980. - 320 с.

39. Вилюман, В.Г. Английская синонимика / В.Г. Вилюман. — М.: Высш. шк. 1980.- 128с.

40. Виноградова, JI.H. Вода / JI.H. Виноградова // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т.1. - М., Международные отношения, 1995. - С. 386 - 390.

41. Винокур, Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. М., 1929.

42. Витгенштейн, JI. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. - М.: Гнозис, 1994. - 520с.

43. Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2002. - 215с.

44. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990.-317с.

45. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография / В.В. Воробьев. М.: РУДН, 1997. - 331с.

46. Гердт, А.С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и > хрестоматия / А.С. Гердт. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

47. Голованова, Е.И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке / Е.И. Голованова. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2004. - 330с.

48. Гольдберг, В.Б. Лексическая категория как отражение знания о мире и познания мира человеком / В.Б. Гольдберг // Концептуальные сферы «МИР» и «ЧЕЛОВЕК»: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. -Кемерово: ИПК «Графика», 2005. С. 44-58.

49. Гринцер, Н.П. Греческая aA,ri0£ia: очевидность слов и тайна значения / Н.П. Гринцер // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., — 1991. С. 38-44.

50. Грицанов, А. Тело / А. Грицанов // Всемирная энциклопедия. Философия. XX век / Главн. научн. редактор и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — С. 769.

51. Грицанов, А. Ясперс / А. Грицанов // Всемирная энциклопедия. Философия. XX век / Главн. научн. редактор и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 962-963.

52. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М., Искусство, 1984.-316с.

53. Гуров, Н.В. Текст / Н.В. Гуров // Лингвистический энциклопедический словарь.-М., 1990.- С. 507.

54. Гумбольдт, фон В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода / В. Гумбольдт // Звягинцев В.А. Хрестоматия по истории языкознания 19-20 веков. М., 1956.

55. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994.-№4.-С. 17-33.

56. Золотухина, О.В. Явление варьирования внутренней формы слова (критерии разграничения) / О.В. Золотухина // Языковая картина мира. Лингвистический и культурологический аспекты. Бийск, 1998. — С. 202-205.

57. Зубкова, Л.Г. Языковое содержание и языковая картина мира (к истории вопроса) / Л.Г. Зубкова // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Бийск, 1998. - С. 205-211.

58. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. — М.: Высш. шк., 1990.- 151с.

59. Карасик, В.И. Культурные концепты: проблема ценностей / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, 1996. - С. 3-16.

60. Карасик, В.И. О категориях лингвокультурологии / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сборник научных трудов. Вологоград, 2001.-С. 3-16.

61. Кибрик, А.Е. Когнитивные исследования по дискурсу / А.Е. Кибрик // Вопросы языкознания, 1994. -№5.-С. 126-140.

62. Колесов, В.В. Концепт культуры: образ понятие - символ / В.В. Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер.2. - 1992. - №3. - С. 30-40.

63. Колесов, В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции / В.В. Колесов // Язык и этнический менталитет. -Петрозаводск, 1995.-С. 13-24.

64. Колесов, В.В. «Жизнь происходит от слова.» / В.В. Колесов. СПб.: Златоуст, 1999.-368 с.

65. Колесов, В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека / В.В. Колесов. СПб.: Фил. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 326с. (Серия «Филология и культура»).

66. Колесов, В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. СПб.: ЮНА, 2002.-448с.

67. Колесов, В.В. Язык и менталитет / В.В. Колесов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. - 240с.

68. Колшанский, Г.В. Соотношение объективных и субъективных факторов в языке / Г.В. Колшанский. М.: Наука, 1975. - 231с.

69. Кондратьева, О.Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (на примере концептов душа, сердце, ум): Автореф. дис. . канд. филол. наук / О.Н. Кондратьева. Екатеринбург, 2004. - 24 с.

70. Концептуализация и смысл // Отв. ред. И.В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 237с.

71. Красных, В.В. «свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 374с.

72. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В.В. Красных.-М., 2001.

73. Кругликова, Т.М. Концептуализация социо-культурных моделей и их отражение в языке // Т.М.Кругликова. Россия и Запад: диалог культур. Т.2. - Вып.8. - М„ 2000. - С. 271-274.

74. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.-М., 1988.-С. 141-173.

75. Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. - 240с.

76. Кубрякова, Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память / Е.С. Кубрякова // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М., 1991.-С. 85-91.

77. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания, 1994. №4, с. 34-47.

78. Кубрякова, Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и её современный статус / Е.С. Кубрякова // Изв. РАН СЛЯ. № 2. - 1994. - С. 316.

79. Кубрякова, Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. - С. 90-93.

80. Кубрякова, Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е.С. Кубрякова // Филология и культура. Материалы междунар. конф. (12-14 мая 1999г.). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999. - 4.1. - С. 6-13.

81. Кубрякова, Е.С. Когнитивная лингвистика и проблема композиционной семантики в сфере словообразования / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. Сер. Лит. яз. 2001. №1.-С. 13-24.

82. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. - М.: Прогресс, 1988. - С. 1252.

83. Лакофф, Дж. Языковые гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 10.-М., 1991.

84. Левкиевская, Е. Мифы русского народа / Е. Левкиевская. М., Астрель, ACT, 2002 - 527с.

85. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 1994. - 382 с.

86. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-287с.

87. Листрова-Правда, Ю.Т. Концепт БОГ в языковом сознании русского народа / Ю.Т. Листрова-Правда // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Методология когнитивных исследований / Под. ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001.-С. 93-102.

88. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В .П. Нерознака. М.: Academia, 1997. - С. 280-287.

89. Лифанцева, С.А. Отражение картины мира на лексическом уровне / С.А. Лифанцева // Этногерменевтика: некоторые подходы к проблеме / Отв. ред. Пименова М.В. Кемерово, 1999. - С. 105-107. (Серия «Этногерменевтика и этнориторика» Вып. 4).

90. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб., 2001. - 704с.

91. Лукин, В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) / В.А. Лукин // Вопросы языкознания, 1993. №4. — С. 63 - 86.

92. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск, 1997. - Вып.1. -С. 11-35.

93. Макдауэлл, Дж., Ларсон, Б. Иисус. Библейские свидетельства божественности Христа / Дж. Макдауэлл, Б. Ларсон. М.: Новая жизнь, 1995.- 156 с.

94. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М.М. Маковский. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. 416 с.

95. Маковский, М.М. Удивительный мир слов и значений. Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике / М.М. Маковский. М.: Высшая школа, 1989.-200с.

96. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. -204с.

97. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие / В.А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с.

98. Можейко, М.А. Логос / М.А. Можейко // Всемирная энциклопедия. Философия. XX век / Главн. научн. редактор и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 425.

99. Мурзин, Л.Н., Штерн, А.С. Текст и его восприятие / Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 172с.

100. Никитина, С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С.Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-С. 117-123.

101. Новиков, JI.А. Сема / Л.А. Новиков // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 437438.

102. Никитина, С.Е. Представление об истине в русских конфессиональных культурах / С.Е. Никитина // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995. - С. 85-92.

103. Никитина, С.Е. Келья в три окошечка / С.Е. Никитина // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 348-356.

104. Пименов, Е.А. Концепт GEW1SSEN «совесть» в немецкой языковой картине мира / Е.А. Пименов // Концепт. Образ. Понятие. Символ: К 70-летию проф. В.В. Колесова. Кемерово, 2004. — С. 21-35.

105. Пименова, М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека / М.В. Пименова. Кемерово, Landau, 1999. — 262 с. (Серия «Этногерменевтика и этнориторика». Вып.5).

106. Пименова, М.В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): автореф. дис. докт. филол. наук / М.В. Пименова. СПб., 2001.-36с.

107. Пименова, М.В. Методология концептуальных исследований / М.В, Пименова // Вестник КемГУ. Серия филология. Кемерово, 2002. - Вып.4 (12).-С. 100-105.

108. Пименова, М.В. Концептуализация и способы объективации истины и правды / М.В. Пименова // Язык. История. Культура. Кемерово, 2003 а. - С. 25-36 (Серия «Филологический сборник». Вып.5).

109. Пименова, М.В. Концепт надежда в русской языковой картине мира / М.В. Пименова // Человек и его язык: К 75-летию проф. В.П. Недялкова. -Кемерово, 2003 в. С. 47-67. (Серия «Филологический сборник». Вып.4).

110. Пименова, М.В. Особенности репрезентации концепта чувство в русской языковой картине мира / М.В. Пименова // Мир человека и мир языка- Кемерово, 2003 г. С. 58-120. (Серия «Концептуальные исследования». Вып.2).

111. Пименова, М.В. Душа и дух: особенности концептуализации / М.В. Пименова. Кемерово, 2004 б. - 386 с. (Серия «Концептуальные исследования» Вып. 3).

112. Пименова, М.В. Методология концептуальных исследований / М.В, Пименова // Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. -Волгоград: Парадигма, 2005. -Т.1 С. 15-19.

113. Пищальникова, В.А. Общее языкознание / В.А. Пищальникова. -Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2001. 239с.

114. Плотникова, А.А. Звезды / А.А. Плотникова // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т.1. - М., Международные отношения, 1995. - С. 290-294.

115. Полторацкий, А.И. Слово truth в произведениях Шекспира (риторический дискурс) / А.И. Полторацкий // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева.-М.: Наука, 1995.-С. 102- 109.

116. Поляков, А.В., Козлихин, И.Ю. Русская политико-правовая мысль и идея правового государства. -М., 1999.

117. Поляков, А.В. Власть и право: Из истории русской правовой мысли / Сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л.: Лениздат, 1990. - 317с.

118. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Антология концептов. -Волгоград: Парадигма, 2005. Том 1. - С. 7-10.

119. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Язык и национальная картина / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2002. - 59 с.

120. Попова, З.Д., Стернин, И.А. «Слабые места» публикаций по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Язык. Этнос.

121. Картина мира / Отв. ред. Пименова М.В. Кемерово, 2003. - С. 16-28 (Серия «Концептуальные исследования». Вып.1).

122. Попова, З.Д., Стернин, И.А. К методологии лингво-когнитивного анализа / З.Д. Попова, И.А. Стернин // Филология и культура. Тамбов, 2000. - С.19-23.

123. Попова, З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2003. - 191 с.

124. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. -М., 1988.-С. 8-70.

125. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 1999.-269с.

126. Рахилина, E.B. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е.В. Рахилина. М.: Русские словари, 2000. - 415 с.

127. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Под ред. Б.А.Серебренниковой, Е.С. Кубряковой . М.: Наука, 1988. - 212с.

128. Рудакова, А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудакова. Воронеж: Истоки, 2004. - 80 с.

129. Рудакова, А.В. Концепт «быт» / А.В. Рудакова // Антология концептов / Под. ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. - Т.2. - С. 20-42.

130. Руденко, Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософская парадигма и границы культурологи // Вопросы языкознания. 1992. - №6. - С. 19-36.

131. Руткевич, А.А. Жизнь и воззрения К.Г.Юнга / А.А. Руткевич // К.Г. Юнг. Архетип и символ. -М., 1991.

132. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М., «Наука», 1969. - 703с.

133. Сергеева, Н.М. Концепты УМ, РАЗУМ в русской языковой картине мира: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.М. Сергеева. Екатеринбург, 2004. - 22с.

134. Серебренников, Б.А. Предисловие / Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. // Под ред. Б.А.Серебренникова, Е.С. Кубряковой . М., 1988. - С. 3-8.

135. Симашко, Т.В. Языковая картина мира в кумулятивном аспекте / Т.В. Симашко // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В.Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - С. 32-58. (Серия «Концептуальные исследования» Вып. 2).

136. Слышкин, Г.Г. От текста к символу. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. М., 2000. -128с.

137. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты / Г.Г. Слышкин. Волгоград, 2004. - 339с.

138. Степанов, Ю.С. Слова правда и цивилизация в русском языке / Ю.С. Степанов // ИАН СЛЯ. 1972. - №2.

139. Степанов, Ю.С., Проскурин, С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия / Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин. М., 1993.

140. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. - 824с.

141. Стернин, И.А. Концепт и языковая семантика / И.А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Тамбов, 1999. - Вып.2. — С. 69-75.

142. Стернин, И.А. Может ли лингвист моделировать структуру концепта? / И.А. Стернин // Когнитивная семантика. Тамбов, 2002. - Ч. 2. - С. 13-17.

143. Стернин, И.А. Проблема моделирования концептов в лигвокогнитивных исследованиях / И.А. Стернин // Мир человека и мир языка Кемерово, 2003. - С. 6 - 17. (Серия «Концептуальные исследования». Вып.2).

144. Сулименко, Н.Е. К изучению концепта в курсе лексикологии / Н.Е. Сулименко // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В.Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - С. 17-24. (Серия «Концептуальные исследования». Вып.2).

145. Тарланов, З.К. Методы и принципы лингвистического анализа / З.К. Тарланов. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета. -1995.- 188 с.

146. Телия, В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В.Н, Телия // Фразеология в контексте культуры. — М.: Языки русской культуры, 1999.-С. 13-24.

147. Тихомиров, М.Н. Пособие для изучения Русской Правды / М.Н. Тихомиров. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1953. 190с.

148. Тозер, А.У. Величие Бога / А.У. Тозер. СПб: Мирт, 1996. - 169 с.

149. Толстой, Н.И. Глаза / Н.И. Толстой // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. — Т.1. М.: Международные отношения, 1995. - С. 500-502.

150. Толстой, Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. - 509с.

151. Топорков, A.J1. Солнце / A.JT. Топорков // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - С. 362-367.

152. Топорова, Т.В. Древнегерманские представления о праве и правде / Т.В. Топорова // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1995. - С. 52-54.

153. Топоров, В.Н. Прусский язык. Словарь. А Д / В.Н. Топоров; АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики. - М.: «Наука». - 1975. - 399с.

154. Топоров, В.Н. Модель мира / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М., 1992. - Т.2. - С161 -164.

155. Топоров, В.Н. Древо мировое / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 398-406.

156. Топоров, В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1992. - Т. 1. - С. 340-348.

157. Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. Наука и языкознание. Лингвистика и логика / Б.Л. Уорф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1.-М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960.-С. 135-168.

158. Уфимцева, А.А. Лексическое значение: (Принцип семиологического описания лексики) / А.А. Уфимцева // Отв. ред. Ю.С. Степанов; АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1986. - 239с.

159. Уфимцева, А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира / А.А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. - СЛ 08-141.

160. Флегонтова, Ю.Н. Концепт «время» как один из фрагментов концептуальной системы в немецком языке / Ю.Н. Флегонтова // Филологический сборник. Кемерово, 2002. — Вып. 2. — С. 186-190.

161. Фрумкина, P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? / P.M. Фрумкина // Язык и наука конца XX века. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - С. 74-117.

162. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск: Издательство «Водолей», 1998. - 384с.

163. Холодная, М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. Томск, Изд-во Том. ун-та, 1983. -190с.

164. Хромова, Т.А. Актуализация концепта truth в современном английском языке: автореф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Хромова. Иркутск, 2002. -22с.

165. Хроленко, А.Т. Лингвокультуроведение: Пособие по спецкурсу по проблеме «Язык и культура» / А.Т. Хроленко. Курск: ГУИПП «Курск», 2000.- 168 с.

166. Цейтлин, P.M. О значениях старославянских слов с корнем -прав- // Этимология 1978. -М.: Наука 1980. С. 59-64.

167. Чернейко, Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени / Л.О. Чернейко // Вопросы языкознания 1995. - №4. - С. 73-83.

168. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А.П. Чудинов. -Екатеринбург: УГПУ, 2003 2-е изд. - 238 с.

169. Шмелев, А. Правда vs истина в диахроническом аспекте / А. Шмелев // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Н.К. Рябцева. М.: Наука, 1995. - С. 52-54.

170. Шмелёв, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. -М.: Языки славянской культуры, 2002. 224с.

171. Эрн, В. Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение / В. Эрн. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 592с.

172. Bolinger, D.L. Truth is a linguistic question / D.L. Bolinger // Language. Baltimore, 1973. Vol. 49, №3. P. 539-550.

173. Dijk van T.A. Macrostructures: An interdisciplinary study of global structures in discourse, interaction and cognition. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1980. — IX, 317p.

174. Dijk van T.A. Social cognition, social power and social discourse, 1988. 8 (1-2).-p. 129-157.

175. Gupta, A. The meaning of truth / A. Gupta // New directions in semantics. L.: Academic press, 1987. P. 453-480.

176. Hallett, G.L. Language and truth / G.L. Hallett. New Haven; London: Yale Univ. press, 1988.-234 p.

177. Kamp, H. A theory of truth and semantic representation / H. Kamp // Formal methods in the study of language. Amsterdam, 1981. - P. 277-322.

178. Keeran, E.L. Facing the truth: Some advantages of direct interpretation / E.L. Keeran // Linguistics and Philosophy. 1983. - Vol. 6. - №3. - P. 335-371.

179. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M. Johnson. -Chicago, London. 1980.

180. Martin, R.M. Truth and denotation: A study in semantic theory / R.M. Martin. — Chicago: University of Chicago press, 1958.

181. Minsky M. Frame-system theory // Thinking: Reading in cognitive science / Ed. By Ph. N. Johnson-Laird, P.C. Wason. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1977. - Pp. 355-376.

182. Sadock, J.M. Truth and approximations / J.M. Sadock // Proceedings of Annual Meeting of the Berkeley Linguistics Society. Berkeley (California), 1977. -Vol.3.-P. 430-439.

183. Sommers, F. On the concept of truth in natural languages / F. Sommers // Review of Metaphysics, 1969. Vol. 23. - P. 259-286.

184. Taylor, K. Truth and meaning: an introduction to the philosophy of languageк. Taylor. 1998. Электронный вариант.

185. Thomason, R.H. Necessity, quotation and truth: An indexical theory / R.H. Thomason // Language in focus: Foundations, methods and systems: Essays in memory of Yehoshua Bar. Hillel Dordrecht; Boston: Reidel, 1976. - С. 119-138.

186. СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ:

187. Даль, Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т / Вл. Даль. М., 1989.

188. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. М., 2002.

189. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич. — СПб.: Норинт, 2002.

190. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 2 т / Под ред. Н.И.Толстого. — М.: Международные отношения, 1995.

191. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.

192. Словарь древнерусского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. Т.4. — М., 1991.

193. ССЯ Словарь старославянского языка (по рукописям 10-11 вв.). -М.,1994.

194. ССР ЛЯ Словарь современного русского литературного языка. - М.-Л. Изд. Академии наук СССР, 1950.

195. СРЯ — Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: в 4т. М.: Русский язык, 1983.

196. ССРЯ Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: в 2т. - Л.: Наука, Ленингр. отд., 1971.

197. МСДРЯ Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка / И.И. Срезневский. -М.: Государственное издательство словарей, 1958. -Т. 1-3.

198. ТСРЯ Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Огиз, гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935.

199. Убин, И.И, Словарь усилительных словосочетаний для русского и английского языков / И.И. Убин. М.: Рус. яз., 1987. - 295с

200. Церковно-славянский словарь для толкового чтения. Издание 7, протоиерея А.Свирина. М.: Паломникъ, 2000. - 192 с.

201. Новый большой англо-русский словарь: в Зт. / Под рук. Апресян Ю.Д., Медникова Э.М. 8-е издание, стереотипное. — М., Рус. яз., 2003.

202. Русско-английский словарь / Под ред. О.С. Ахмановой. М.: Русский язык, 1992.

203. Ожегов, С.И., Шведова, М.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, М.Ю. Шведова. -М.: АЗЪ Ltd., 1992.

204. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т / М. Фасмер. -М.: Прогресс, 1967.-Т. 2.

205. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т / М. Фасмер. -М.: Прогресс, 1971. Т. 3.

206. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т / П.Я. Черных. М.: Рус. яз., 1999.

207. Clark Hall, J.R. A Concise Anglo-Saxon Dictionary, Forth Edition / J.R. Clark Hall. Cambridge University Press, - 1960. - 432c. 22.Infoplease Dictionary. - электронный ресурс. 23 .LingvoEssential // ABBY LINGVO 9.0

208. MWOD Merriam-Webster online Dictionary. - электронный ресурс.

209. Online Plain Text English Dictionary. — электронный ресурс.

210. Рокоту"s Indo-European Etymological Dictionary Online. электронныйресурс.

211. The American Heritage Dictionary of the English Language. электронныйресурс.

212. The Wordsmyth English Dictionary-Thesaurus. электронный ресурс.

213. Ultralingua English Dictionary. электронный ресурс.

214. Webster's 1828 Dictionary, — электронный ресурс.

215. Webster's third New International Dictionary of the English Language.1. Unabrudged. Vol.3.- 1993.

216. Webster s Revised Unabridged. 1913. электронный ресурс.

217. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

218. Андреев, В.А. Русские Боги: стихотворения и поэмы / В.А. Андреев. -М.: Современник, 1989. 397 с.

219. Андреев, Л. Повести и рассказы: в 2-х т / Л. Андреев. М.: Художественная литература, 1971. - Т. 1.

220. Анненский, И. Лирика / И. Анненский. М.: Худ. лит, 1979. - 368 с.

221. Астафьева, Н.Г. Заветы: Книга стихов / Н.Г. Астафьева. М.: Сов. пис., 1989.-397 с.

222. Ахмадулина, Б. Избранное: Стихи / Б. Ахмадулина. М., 1988. - 480 с.

223. Ахматова, А.А. Собрание сочинений: в 2 т / А.А. Ахматова. М., 1990. — 447 с.

224. Багрицкий, Э. Мир, открытый настежь. Стихотворения, поэмы / Э. Багрицкий. -Кемерово, 1980. 125 с.

225. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт. М.: Книга, 1989 - 557 с.

226. Баратынский, Е.А. Стихотворения, поэмы / Е.А. Баратынский. -Кемерово, 1984. 160 с.

227. Богат, Е.М. Что движет солнца и светила: Любовь в письмах выдающихся людей / Е.М. Богат. М.: Детская литература 1978. - 383 с.11.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.