Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Петишева, Виктория Анатольевна

  • Петишева, Виктория Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Бирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 224
Петишева, Виктория Анатольевна. Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Бирск. 1999. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Петишева, Виктория Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава первая. Путь Л. Леонова к осмыслению

народного бытия

Глава вторая. Народ и герой в прозе Л. Леонова

20-х годов ("Барсуки", "Необыкновенные

рассказы о мужиках")

Глава третья. Художественные принципы

изображения народной жизни

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Судьба народная в творчестве Л. Леонова 20-х годов»

Введение

Л. Леонов - талантливый художник и мыслитель, занявший особое место в числе русских писателей XX столетия. В его романах и повестях, рассказах и сказках, драмах и киносценариях, в публицистических и критических статьях широко и правдиво отражены различные стороны материальной и духовной культуры русского народа, его быт, нравы и традиции, жизненные достижения и неудачи. На страницах книг писатель не только поставил, но и высокохудожественно решил множество актуальных проблем современной ему эпохи, нарисовал картины исторического прошлого своего народа.

В творческой эволюции Л. Леонова исключительно важными стали двадцатые годы: в этот период начинающий автор сложился как известный мастер, сформировались его мировоззренческие позиции и эстетическая программа. Во втором десятилетии прозаик создал большое количество оригинальных произведений: увидели свет его сказки, рассказы и повести о современности, социально-философские романы "Барсуки" и "Вор", ряд публицистических статей. Магистральной темой этих лет выступила тема народного бытия. Решая ее, автор внес новизну в способы и приемы отражения жизни различных слоев общества, глубокого познания человеческого характера и исторической эпохи.

В русской литературе второго десятилетия тема народной жизни интересовала многих художников. Наряду с Л. Леоновым ее успешно освещали М. Горький и М. Шолохов, А. Платонов и М. Булгаков,

П. Романов и многие другие писатели. Важно, что леоновское художественное решение магистральной проблемы искусства имело существенные отличительные особенности, определившие лицо прозаика и его место в литературном движении пореволюционных лет. Опыты Л. Леонова в первый период творчества показывают, что писатель стремился освещать тему народного бытия с позиций объективного повествователя, сточки зрения общечеловеческих ценностей. Такой подход к изображению действительности наложил своеобразный отпечаток на идейный пафос, художественную форму и структуру произведений, их стилевую характерность и язык, выбор автором поэтических приемов и средств переосмысления человека и мира.

Диссертация посвящена исследованию творчества Л. Леонова двадцатых годов. В работе на широком историко-литературном фоне рассматриваются ранние произведения писателя, роман "Барсуки" и "Необыкновенные рассказы о мужиках", определяется их место в творческом наследии художника и литературном процессе в целом, характеризуется поэтическое своеобразие прозаических текстов, специфика раскрытия автором конфликтов и характеров, его новаторские подходы при осмыслении народной темы в сложные и противоречивые годы российской истории.

С учетом достижений литературной критики о Л. Леонове и ее выводов об особенностях леоновского художественного познания человека и мира в диссертации поставлена задача всестороннего изучения начального творческого этапа прозаика, целостного рассмотрения его первого романа и цикла "Необыкновенные рассказы о мужиках". Главные цели диссертации - проследить, как на практике утверждались основные эстетические принципы писателя, в чем их стилистическая особенность и новизна; как литератору при отражении актуальной темы искусства удалось всесторонне и поэтически выразительно пока-

зать обобщенный образ народа, изобразить жизненные обстоятельства и героя.

Важнейшее направление исследования, акцентирующего внимание на указанных выше проблемах, но не ставящего задачу их исчерпывающего решения, - изучение образной системы произведений Л. Леонова в соотнесении с достижениями литературы второго десятилетия, традициями устного народного творчества и русской классики. Не менее значимая задача - выявление особенностей художественного раскрытия исторической эпохи и многоликой разноголосой народной массы - ее рядовых и незаурядных личностей, представителей разных общественных групп и слоев - от лавочников и хозяев мастерских, крестьян и ремесленников, сельских вожаков и руководителей восставших крестьян до малоприметных персонажей - нищих и бродяг, слепцов и калек, приниженных жизненными условиями и обстоятельствами.

В работе обращен взгляд на функции и значение новаторских приемов литературной интерпретации художником окружающего мира: изображение с различных точек зрения узловых столкновений и главных героев; показ внутренней жизни персонажей, их душевных волнений, нюансов психики; широкое использование в прозе символов и символических картин. Кроме этого, предметом анализа стали авторские приемы опосредованного отображения объективной реальности; определена роль художественной антитезы в архитектонике произведений; выявлена специфика леоновского "плотного языка", способного повысить "грузоподъемность строки"1 и фразы, усилить выразительность характера или конфликта.

Научная новизна диссертации состоит том, что она представляет собой первое исследование, изучающее народную тему на примере

1 Леонов Л. Талант и труд. Собр. соч.: В 10-ти т. - Т. 10. - М., 1981. - С. 370. В дальнейшем ссылка на это собрание сочинений дается в тексте. Первая цифра указывает том, вторая - страницу.

начальных произведений Л. Леонова, романа "Барсуки" и цикла рассказов о мужиках. В работе рассмотрены идейно-художественные и жан-рово-стилевые особенности прозы первого пореволюционного десятилетия, в том числе произведения, ранее не привлекавшиеся критикой к всестороннему анализу, - "Деревянная королева", "Бродяга", "Возвращение Копылева". Внимание диссертантки в первую очередь обращено на неосвещенные леоноведами идейно-тематические и поэтические аспекты прозаических текстов, на выявление их историко-художественной и всечеловеческой значимости.

Произведения Л. Леонова рассмотрены с точки зрения целостного подхода, который позволяет воспринимать элементы содержания и формы в их строгой соотнесенности и неразрывном единстве. Индивидуальность и самобытность писателя изучены с учетом непрерывности и обновляемости литературного движения в целом, прямой зависимости творца от исторических и социально-экономических условий, его мировоззренческих позиций и жизненного опыта. Это позволило наполнить новым содержанием систему эстетических координат прозаика, с иных позиций охарактеризовать его способы и приемы художественного переосмысления объективной действительности.

Методологической базой диссертации является сравнительно-исторический метод исследования. В основу комплексного подхода к художественному материалу и к решению главной научной задачи, обозначенной в заглавии диссертации, положены элементы жанрово-тематического, историко-типологического и сравнительно-типологического методов анализа. В работе использованы труды литературных критиков, философов и мыслителей XIX столетия -Н. Бердяева, Ф. Буслаева, Л.Толстого и др., а также научные наблюдения и выводы Н. Грозновой, В. Ковалева, О. Михайлова, В. Хрулева

и др. и специальные изыскания исследователей русской литературы -М. Бахтина, А. Лосева, Ю. Лотмана, Н. Лосского и др.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью использования ее положений в курсах и спецкурсах по истории русской литературы XX века. Результаты научных наблюдений могут быть применены при изучении творчества отдельных писателей второго десятилетия, для выявления их места и роли в историко-литературном процессе и раскрытия особенностей художественного мышления.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры филологии и методики преподавания языка и литературы Бирского государственного педагогического института.

Результаты исследования были отражены в докладах на научно-практических конференциях международного уровня ("Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста", г. Соликамск, Соликамский педагогический институт, 1997г.; "Образование, язык, культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.", г. Уфа, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 1998 г.; "Язык. Культура. Образование", г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 1999 г.); на всероссийской конференции ("Давлетшинские чтения. Инновационные процессы в изучении и преподавании литературы", г. Бирск, Бирский государственный педагогический институт, 1997г.), а также на республиканских (г. Стерлитамак, Стерлитамакский государственный педагогический институт, 1994г., 1998г.; г. Уфа, Башкирский государственный университет, 1996г., 1997г., 1998г.), региональных, внутри вузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях.

В монографии1, учебном пособии2, статьях3 , в методической рекомендации4 , рецензии5 и тезисах докладов6 , опубликованных автором, апробированы основные положения диссертации, пути и способы изучения народной темы у Л. Леонова в литературном контексте эпохи второго десятилетия.

1 Писатель и его герои. Леонид Леонов в 20-е годы. - Бирск, 1998.

2 Писатели-пейзажисты в школе. Пособия для учителя. -Бирск, 1997. (В соавторстве с А. Петишевым и Н. Назаровой).

3 Особенности психологического анализа в рассказах Л. Леонова "Бродяга" и "Месть" //Научные доклады студентов. - Бирск, 1994; Леонов Л.М. //Перечитывая классиков. Очерки творчества русских писателей. - Бирск, 1994. (В соавторстве с А. Петишевым); Особенности психологического анализа в "Необыкновенных рассказах о мужиках" Л. Леонова // Леонид Леонов. Грани творчества. - Бирск, 1995; Бунтарские мотивы в романе Л. Леонова "Барсуки" //Материалы научно-теоретической конференции. - Бирск, 1996; Крестьянская тема в творчестве П. Романова // Языки и литература народов Башкортостана в Евразииском диалоге культур. - Уфа, 1997. (В соавторстве с А. Петишевым); Маленький человек в романе Л. Леонова "Барсуки" // Языки и литература народов Башкортостана в Евразийском диалоге культур. -Уфа, 1997" Вопросы литературного мастерства П. Романова// Давлетшинские чтения. Инновационные процессы в изучении и преподавании литературы. -Бирск, 1997; Крестьянская тема в творчестве JI. Леонова 20-х годов //Стили и жанры русской литературы XX века. - Бирск, 1997; Своеобразие художественного конфликта в произведениях Л. Леонова 20-х годов //Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста. Материалы международной конференции. -Соликамск, 1997; Идейно-художественные функции пейзажа в творчестве Л. Леонова 20-х гг. // Актуальные проблемы современной филологии. -Уфа, 1997.

4 Вопрось^х^дожественного пейзажа в процессе преподавания литературы.

5 Воспевшие Салавата. Образ батыра в русской литературе // Литературное обозрение. - М., 1995.- №12.

6 Мастерство Л. Леонова-пейзажиста в "Необыкновенных рассказах о мужиках" // Актуальные вопросы современной филологии (к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина). Научно-практическая конференция. - Уфа, 1995; Прометеевская тема на уроках литературы в 9 классе 7/ Культура и языки народов Башкортостана. (Формирование культуроведческой компетенции).- Янаул, 1996 (Б соавторстве с Н. Назаровой); Об особенностях изучения литературного пейзажа // Пути совершенствования педагогического процесса в начальной школе. - Благовещенск, 1998; Уроки литературы и вопросы экологической культуры учащихся // Экологическое образование. Проблемы и решения. Сборник материалов научно-практической конференции (24-25 сентября 1998г.) - Бирск, 1998; Вопросы изучения пейзажной лирики А. Пушкина// Образование, язык, культура на рубеже XX-XXI вв. Материалы международной конференции (22-25 сентября 1998г\) Часть 3,- Уфа, 1998; "Язык. Культура. Образование", г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский госуниверситет технологии и дизайна, 1999 г.

Леоноведение представлено большим количеством научных и научно-методических исследований, в которых дана глубокая характеристика художественной системы писателя и его эстетической программы, изучены принципы, способы и приемы поэтического отражения действительности, определено место художника в историко-литературном процессе. Отметим, что Л. Леонов в критике и литературоведении не всегда воспринимался однозначно.

Интересные наблюдения над первыми художественными опытами Л. Леонова сделали А. Воронский1 , Ю. Тынянов2 , В. Переверзев3 , В. Львов-Рогачевский4. Названные и другие критики рассмотрели идейно-тематическое своеобразие начальных произведений писателя - сказок, рассказов и повестей, их поэтические достоинства и недостатки. Большое внимание в работах уделено проблемам формирования языка и стиля молодого автора, особенностям его поэтического мышления, а также вопросам литературной зависимости Л. Леонова от Ф. Достоевского.

В ряде наблюдений, посвященных начальному творчеству, обнаруживаются тенденциозные, ярко выраженные негативные характеристики прозы Л. Леонова, недооценка его ученических опытов и настойчивых попыток найти свое поэтическое лицо. Критики Н. Смирнов5 , К. Локс6 , А. Лежнев7 и др. нередко сгущали краски, говоря о теневых сторонах литературных поисков прозаика, порой отрицали художественную значимость ранних произведений, "творческую самостоя-

Воронский А. Леонид Леонов // Красная новь. - 1924.-Кн.З. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. - 1924,- Кн.1. Переверзев В. Новинки беллетристики // Печать и революция. - 1924,- Кн. 5. Львов -Рогачевский В. Революция и русская литература // Современник.

- 1923. -Кн. 2.

Смирнов Н. Литература и жизнь. Леонид Леонов. - Известия. - 1924,- 17авг. Локс К. Леонид Леонов. Петушихинский пролом // Печать и революция.

- 1924,-Кн.2.

Лежнев А. Л. Леонов. Рассказы (1926) // Правда. - 1926. - 12 сент.

тельность Леонова"1 , относили его к "попутчикам" социального прогресса, певцам "унтиловского мещанства"2.

Роман "Барсуки", в отличие от ранней прозы, большая часть критиков, в том числе и М. Горький3 , встретила доброжелательно, увидев в лице Л. Леонова оригинального писателя, нашедшего свою поэтическую нишу. Отрицательные отзывы об идейно-тематическом содержании книги в основном были связаны с оценочной позицией автора, с его стремлением занять место объективного повествователя. К концу второго десятилетия - в пору появления "Необыкновенных рассказов о мужиках"-"нейтрализм" попутчика Л. Леонова стал осуждаться более решительно4 - бездоказательно отвергались художественная ценность произведений (о поэтических достоинствах рассказов говорилось мало)5 и "сермяжные герои"6 цикла.

В начале тридцатых годов были предприняты первые попытки всестороннего изучения творчества Л. Леонова, целостного анализа его прозы прошедшего десятилетия. В исследованиях Е. Никитиной "Леонид Леонов. Тематический и стилистический анализ"7 и В. Кирпо-тина "Романы Леонида Леонова"8 охарактеризованы не только идейно-тематическая сущность произведений, но и их поэтическое своеобразие, новаторские приемы при изображении конфликтов и характеров, языковая оригинальность и художественные просчеты молодого писателя. К сожалению, в этот период классовые подходы исследователей

1 Ермилов В. Буржуазная и попутническая литература // Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. - М., 1929,- С.70.

Зонин А. Критика //Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. - М., 1929. -С.131.

т Горький М. Письмо от 8 сент. 1925г. Собр.соч.: В 30-ти т. - Т. 29,- М., 1955.

2 С. 442.

Нусинов И. "Новый мир" и "Звезда". Обзор журналов" // Читатель и писа-

тель. -1928.-№ 46.

Тальников Д. Литературные заметки // Красная новь. - 1929 - Кн.1.

Горбов Д. Поиски Галатеи. - М., 1929.

Никитина Е. Леонид Леонов. Тематический и стилистический анализ // В мастерской современной художественной прозы. - М 1931. - Т. 1.

Кирпотин В. Романы Леонида Леонова. - М.- Л., 1932.

при анализе произведений искусства становились определяющими в критике и литературоведении. Это неизбежно порождало субъективные толкования достижений русских писателей и всего литературного движения.

В числе исследователей, которые сыграли важную роль в развитии науки о Л. Леонове, стоит имя В.А. Ковалева. В его книгах "Романы Леонида Леонова"1 , "Творчество Леонида Леонова. К характеристике творческой индивидуальности"2, "Реализм Леонова"3 , "Этюды о Леониде Леонове"4, "Леонид Леонов. Семинарий"5, "В ответе за будущее. Леонид Леонов. Исследования и материалы"6 и других всесторонне изучено творчество писателя, раскрыты периоды литературной деятельности, своеобразие романного эпоса. Особое внимание в исследованиях обращено на первоначальное становление художника, формирование его эстетической программы, новаторские подходы к отражению объективной действительности.

Предметом тщательного анализа В. Ковалева стали "Барсуки", "Необыкновенные рассказы о мужиках", а также другие произведения второго десятилетия, появление которых, по мнению литературоведа, определило дальнейшую судьбу писателя, его тематический выбор и художественные принципы раскрытия народной темы.

К интересным научным наблюдениям о развитии поэтического таланта Л. Леонова и своеобразии его художественных поисков в 20-е годы относятся работы Г. Белой "Ранний Леонов. (Эволюция метода)"7,

Ковалев В. Романы Леонида Леонова. - М.-Л., 1954.

Ковалев В. Творчество Леонида Леонова. К характеристике творческой ин-

дивидуальности. - М.-Л., 1962.

Ковалев В. Реализм Леонова. -Л., 1969.

5 Ковалев В. Этюды о Леониде Леонове. -М., 1978. , Ковалев В. Леонид Леонов. Семинарий. -М., 1982.

Ковалев В. В ответе за будущее. Леонид Леонов. Исследования и материалы. =М., 1989.

Белая Г. Ранний Леонов. (Эволюция метода) // Вопросы литературы. - 1970. - № 7.

"Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х гг.",1 Е. Скороспеловой "Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг."2, "Русская советская проза 20-30-х годов. Судьба романа"3. Примечательно, что авторы в названных и других исследованиях рассмотрели прозу Л. Леонова второго десятилетия в контексте русской литературы, прибегнув к сравнительно-сопоставительной характеристике произведений Л. Леонова и его современников, вскрыли новые стороны авторского осмысления народной жизни.

В 80-е годы леоноведение пополнилось большим количеством содержательных монографий, раскрывших новые грани художественного мышления Л. Леонова и его миропонимания. В. Крылов4 изучил фило-софско-психологическую направленность романного жанра и ранней прозы мастера; О. Михайлов5 показал творчество художника как напряженный поиск смысла жизни и ответов на коренные вопросы народного бытия; Н. Грознова6, уделив много места начальному творческому этапу Л. Леонова, рассмотрела его произведения в преломлении к традициям устного народного творчества и русской классики; В. Шеншин7 продолжил изучение у Л. Леонова традиций Ф. Достоевского на фоне литературного процесса 20-х годов. Примечательно, что

а

указанные и некоторые другие исследователи восьмидесятых годов,

1 Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х гг. -М.,

^ Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг. М., 1979.

Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов. Судьба романа. -М., 1985.

Крылов В. Леонид Леонов - художник. Очерки. -Петрозаводск: Карелия,

^ Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество, рчерк. -М., 1987.

Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. -Л., 1982.

Шеншин В. Традиции Ф.М. Достоевского и советская литература 1920-х годов. -Красноярск^ 1988.

См.: Вахитова Т. Леонид Леонов. Жизнь и творчество. Книга для учителя. - М., 1984; Крук И. Леонид Леонов. Очерк Творчества. -Киев, 1985.

открывая непознанные стороны художественного мира Л. Леонова, соотносили его достижения с историей и современностью, с прошлой и настоящей жизнью русского народа.

Литературоведы и критики последнего десятилетия подошли к анализу леоновского наследия с новых методологических высот:

A. Петишев1 сделал первую попытку рассмотреть произведения Л. Леонова 20-х годов с общечеловеческих позиций; Г. Исаев2 по-иному оценил преемственные связи прозаика и классиков прошлого столетия;

B. Хрулев3 , посвятив свои книги зрелому периоду творчества Л. Леонова, с новых позиций изучил философскую направленность и диалек-тичность леоновского познания, многогранность его поэтической мысли.

Необходимо отметить, что о творчестве Л. Леонова издано несколько научных сборников4, в которых исследованы различные аспекты художественных произведений второго десятилетия, изучен начальный период деятельности мастера, его традиционные и новаторские подходы к отражению объективной действительности.

Особое место в науке о Л. Леонове принадлежит диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук. Предметом внимания диссертантки стали научные изыскания ученых, посвященные двадцатым годам5.

1 Петишев А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. -Уфа 1989.

Исаев Г. Проза Л.М. Леонова и традиции Ф.М. Достоевского. -Душанбе, 1992.

Хрулев В. Мысль и слово Леонида Леонова. - Изд. Саратовского университета, 1989- Его же: Символика в прозе Леонида Леонова. - Уфа, 1992.

См.: "Творчество Леонида Леонова. Исследования и сообщения. Встречи с Леоновым. Библиография" (Л.. 1969); "Большой мир. Статьи о творчестве Леонида Леонова" (М., 1972); "Уроки Л. Леонова" (М., 1973), "О Леонове" (М., 1979); "Мировое значение творчества Леонида Леонова" (М., 1981): "Леонид Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс" (Л., 1981); "Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова" (М., 1992); "Леонид Леонов. Грани творчества" (Бирск, 1995) и др.

См.авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук: Старикова Е.В. "Романы Леонида Леонова двадцатых годов" /Институт миро-

Структура данной диссертационной работы определена поставленными задачами и состоит из "Введения", трех глав, "Заключения" и "Библиографии".

вой литературы им. A.M. Горького АН СССР. -М., 1950; Святогорова Г.Б. "Раннее творчество JI. Леонова. Проблемы метода" /Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 1972; Исаев Г.Г. "Проблема стилевой традиции Достоевского в прозе Л. Леонова 1920-х годов" /Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Горький, 1975; Андрушенко Ч. "Романы Л. Леонова 20-х годов. К проблеме жанра" /Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина. - М., 1978.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Петишева, Виктория Анатольевна

Заключение

В интервью американскому слависту М. Шраеру Л. Леонов назвал свою литературную судьбу странной и тяжелой.1 Оснований на то у писателя было предостаточно. По верному замечанию В. Сердюченко, "Леонов был советским, но не придворным философом. Одной из причин "ухода" Леонова, было. глубочайшее онтологическое разочарование в постсталинской социалистической действительности. Обещанное продвижение к социетарным вершинам сменилось бюрократической прагматикой, дорога на Океан обернулась недостроенным и заброшенным БАМом, русский лес как был, так и остался предметом валютной распродажи. Этого не мог перенести Леонов, воспринявший в свое время социальный большевистский эксперимент едва ли не как земную волю Бога".2

Превратности литературной судьбы, жизненные перипетии не могли не сказаться на творческом поиске Л. Леонова: на содержании, форме и поэтике его прозы, на стиле писателя и особенностях его ми-ротолкования, на стремлении художника познать и оценить человека и окружающую действительность с высоты общечеловеческих нравственно-эстетических норм и национальных представлений. Рассмотрение эстетической концепции писателя на примере художественных

1 Шраер М. Последний русский классик на пороге столетия. Предсмертный портрет Леонида Леонова // Записки русской академической группы в США. - Т. XXVII. - Нью-Йорк, 1995. - С. 331.

Сердюченко В. Могикане. Заметки о прозе "отцов" в постсоветской литературной ситуации // Новый мир. - 1996. - № 3. - С. 221. произведений второго десятилетия с иных методологических позиций, в новых исторических условиях позволяет выявить в контексте прозы 20-х годов не только своеобразие леоновского отражения жизни, новаторский характер его социально-философских произведений начального творческого периода, но и некоторые тенденции развития русской литературы первого пореволюционного десятилетия.

Культурное наследие Л. Леонова - своеобразная художественная летопись социализма, новаторски отразившая достижения и горестные просчеты нового экономического уклада, его победы и поражения, долговременную мечту людей о равенстве и счастье, самоотверженный труд народа на благо прогресса и всеобщего благополучия. В прозе Л. Леонова второго десятилетия многосторонне показаны особенности исторической эпохи и нового времени, высоко художественно раскрыты важнейшие стороны бытия и сознания человека социалистической формации, его общественное лицо, индивидуальная сущность и нравственные принципы.

Л. Леонов, вовремя откликаясь на "социальный заказ" эпохи, изучал и отражал актуальные вопросы пореволюционной реальности, в частности, народную тему. Всесторонне исследуя ее, писатель внес существенный вклад в раскрытие важнейшей проблемы русской литературы. Новые подходы к отражению действительности просматриваются уже в начале литературной деятельности Л. Леонова, но особенно заметны они в первом его романе, а также в произведениях второй половины 20-х годов. Художник прибегал к различным способам и приемам переосмысления человека и мира, стремился к философскому постижению основ народного бытия ("Туатамур", "Барсуки"), к эпическому охвату действительности ("Необыкновенные рассказы о мужиках"). Опосредованный способ отображения помогал созданию поэтически емких картин народной жизни и ее выразительных представителей. Оценивая героя и эпоху с высоты народного сознания, писатель истолковывал народный характер как процесс и результат поэтического мышления. Это побуждало прозаика сосредотачивать ". внимание на изучении художественно содержательной формы - на изучении литературного персонажа через стиль, то есть посредством психологически значимых деталей, речь героя и - шире - через речевой стиль повествования, систему эпических описаний - через всю целостность сю-жетно обозначившейся судьбы действующего лица".1

Молодой Л. Леонов, создавая обобщенный образ представителя народных масс, умело отражал прошлое и современность, судьбу народа: его труд, быт и нравы, роль масс в историческом развитии, место литературного героя, олицетворявшего народную философию, а также его оценку происходящих событий. Воссоздавая многогранную жизнь крестьян и горожан, особенности человеческих характеров, психологию персонажей, имеющих разный социальный статус, специфику их взаимоотношений, манеру поведения и привычки героев, художник использовал элементы просторечия, жанр устной сказки, особую форму построения повествования - через рассказчика. Нередко прозаик говорил не от своего имени, он отказывался от изобразительно-выразительных средств общелитературного языка, часто прибегал к стилизации персонажей под определенную маску. Например, в сказке "Бурыга" таким художественным стандартом стал дед Егор из Старого Ликеева. Здесь фабула и сюжетостроение представляют удачный сплав поверий с фактами реальной действительности, синтез элементов народного языка и книжного стиля. Собирательный образ народа, вобравший в себя лучшие качества близких писателю героев, выступил своеобразным носителем высоких нравственно-этических норм поведения человека, адекватных авторскому идеалу.

1 Скобелев В. Слово далекое и близкое. - Самарское книжное издательство, 1991.-С. 29.

Литературные образы Л. Леонова - от эпизодических (Марфуша -"Барсуки"; Полушкин - "Возвращение Копылева"; фельдшерица -"Темная вода"; Зотов - "Приключение с Иваном"; трактирщик -"Бродяга" и др.) до центральных, определяющих развитие действия и архитектонику произведений, способствующих выражению авторских позиций в тексте, - разноликие и сложные, богатые с точки зрения внутреннего мира и психологической обусловленности совершаемых поступков. К числу последних образов следует отнести сюжето-стержневые: Семена и Павла Рахлеевых, Егора Брыкина и Сергея По-ловинкина, Настю Секретову и Мишку Жибанду ("Барсуки"), Чадаева и Катеринку, Никитку, Мавру, Ивана, Мишку Копылева ("Необыкновенные рассказы о мужиках").

Критика 20-х годов верно отметила, что разноликие герои Л. Леонова - сильные и заурядные, вожаки народных масс, малозначительные действующие лица и "отрицательные" - носители человеческих пороков выгодно отличались от литературных штампов - романтических фигур из одноликой толпы, характерных некоторым произведениям второго десятилетия. Леоновский герой, связанный с народом неразрывными узами, уже на начальном творческом этапе выступил как alter ego художника, олицетворил собой сознание народа, его жизненную философию и мировосприятие. Не случайно автор наделил близких ему героев высокими гуманными качествами - человеколюбием, честностью, желанием жить и трудиться по нравственным законам старины, в согласии с ближними.

Стремление писателя эпически охватить действительность, многосторонне показать народный быт, философски осмыслить отображаемую реальность сказались на емкости, содержательности и поэтической выразительности литературных образов. Важно отметить: художник Л. Леонов, воссоздавая среду и обстоятельства, героя и его поведение, реальные или вымышленные картины, нередко небезуспешно ставил и решал в своих произведениях вечные вопросы человеческого бытия.

Новизна отражения темы "Народ и герой" проявилась также в выборе автором фабулы и главных мотивов произведений о народе, в творческом использовании классических традиций и опыта пореволюционных мастеров слова, в постановке тревожных вопросов действительности, в решительных попытках художника оценить их объективно, с общечеловеческих позиций.

Отражая один из сложнейших периодов русской истории, ее прошлое, настоящее и будущее, исследуя героя и время, место и роль человека в жизни общества, писатель употреблял как традиционные способы и приемы художественного переосмысления действительности, так и новаторские.

Исследуя народные судьбы, жизнь и быт селян и горожан, художник первостепенное внимание уделял внутреннему анализу. В некоторых случаях предметом его изображения становилась динамика психологического состояния героев, порой художник рисовал параллельно внешние условия и внутреннюю реакцию персонажей на происходящее. Леоновская манера письма выделяется способом изобразительности - показом психологии героев через внешние обстоятельства, открытым воссозданием любого, порой даже не совсем привлекательного душевного движения.

Л. Леонов с высоты нового времени умело показал "маленького человека", прошедшего через жизненные испытания - войну, разруху, голод, непосильный труд, другие социальные невзгоды и противопоставившего себя тем общественным условиям, которые усугубляли безысходность существования героя, подавляли его как личность.

В числе изобразительно-выразительных средств, способствовавших верному раскрытию социально-экономических устоев общества, темы народа и его духовности, особое место принадлежит: леоновским поэтическим метафорам, придающим языку особую красочность; оригинальным авторским описаниям (природы, обстановки, среды и т.д.); приемам гротеска и фантастики, художественного остранения; а также стилизации персонажа и его языка под определенный литературный тип, приема оценки героя с разных точек зрения. В произведениях Л. Леонова ведущую роль играют творческое использование поэтических приемов и устойчивых оборотов устной словесности, а также антитеза и литературные символы. Для раннего Л. Леонова была характерна оригинальная структура текста - от факта к обобщению. Особое значение писатель придавал композиции произведений, которая способствовала убедительному показу города и горожан, правдивому изображению деревни и крестьян, воспроизведению различных сторон жизни и быта людей, их поведения, взаимоотношений и речи.

Леоновский язык, живительными родниками которого всегда выступали фольклор и классическая литература, явился тем строительным материалом, который создал новаторский словесно-художественный образ народа, сделал большую часть произведений мастера источником ценной национально-культурной информации. Для Л. Леонова, как и для многих его современников, "язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, создател ь"1 (разрядка автора - В.П.).

Эстетические принципы Л. Леонова, как отмечалось выше, сформировались под влиянием фольклора, древнерусских памятников слова, исторических сказаний, мифов, библейских мотивов и народных социальных утопий. Исключительно важным было творческое усвоение

1 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда //Новый мир.-1994. - № 8. - С. 5. прозаиком достижений классической литературы и культурно-общественных деятелей XIX - начала XX века.

Можно утверждать, что умелое отражение Л. Леоновым человека и мира, противоречий объективной реальности, возвышение автора к гармоничным формам жизни и его стремление к объективности в выводах заимствованы у Н. Гоголя. На леоновском слове сказался простой, но магический язык Н. Лескова - самобытного стилиста, который трепетно относился не только к общеупотребительной лексике, но и диалектам, различным говорам. Он скрупулезно собирал "языковые изюминки", ". копил слово к словцу и, ровно Кащей накопленным златом, любовался и пересыпал их в руках" (X, 370), чтобы затем сделать доступными для всех любителей словесности. В М. Салтыкове-Щедрине молодого Л. Леонова привлекали критическая направленность творчества и сатирическая заостренность прозы, робкие положительные тенденции мастера по показу путей преодоления жизненных противоречий. Начинающему прозаику импонировала "рабья манера письма" сатирика, нетрадиционная образность и оригинальная метафоричность языка, позволявшие писателю взглянуть на мир и людей с иной стороны.

У всемирно известных художников и мыслителей XIX столетия Л. Толстого и Ф. Достоевского, открывших новые ориентиры для русской и мировой литературы, Л. Леонов учился эпически широко и многогранно отражать национальную жизнь в ее исторических и вечных формах, выражать в произведениях собственные сокровенные раздумья о народе и эпохе. Начинающий автор небезуспешно перенимал опыт психологического познания героев и конфликтов, стремился вскрывать внешние и внутренние побуждения людей, признавая свободу воли каждого героя во всех сферах его личной и общественной жизни.

Новые подходы к раскрытию народной темы Л. Леонов воспринял у А. Чехова, который, симпатизируя своему герою (в первую очередь "маленькому человеку"), как бы предостерегал и оберегал его от тяжелых ударов судьбы. Примечательно, что писатель-новеллист не скрывал от читателей всего того, что наблюдал в действительности - он видел пороки, присущие людям, и изображал в книге слабости поведения и внутренние изъяны персонажей, что придавало повествованию задушевный тон. Чеховское доверие к жизни, убежденность в том, что она добра к человеку и сострадает ему, заметны во многих произведениях Л. Леонова периода 20-х годов.

Жизнеутверждающий пафос и острая проблематичность леонов-ских произведений о народе, сказовый характер и лирическая окрашенность повествования, эмоционально настроенный, нередко иронический тон письма, а также опосредованная документальность прозы, наличие в ней лирических отступлений, вставных новелл, символических образов и сцен были созвучны творчеству М. Булгакова, В. Набокова, К. Паустовского, А. Платонова, М. Пришвина, П. Романова. Эти и некоторые другие мастера слова, как и Л. Леонов, важнейшими условиями истинной народности считали: правдивый и высокохудожественный показ важных сторон многогранной жизни народа и его сознания, исторически конкретное изображение общественного уклада, показ роли народа и отдельных личностей в социальном прогрессе. Для значительной части художников второго десятилетия критерием значимости произведений о народе стало соответствие их содержания и формы эстетическим вкусам народа и его художественным идеалам.

Исследователи литературы справедливо пишут о важном значении художественного опыта Л. Леонова для дальнейшего развития русской социально-философской прозы, об усвоении леоновских традиций такими писателями, как Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Е. Носов,

В. Распутин, В. Солоухин и др. Каждому из названных прозаиков присущи индивидуальные подходы к отражению объективной действительности, но им характерны и общие литературно-художественные и нравственно-эстетические принципы, близкие к леоновским, проникнутые искренней заинтересованностью за судьбу народа и его благопристойную жизнь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Петишева, Виктория Анатольевна, 1999 год

Библиография

1. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Собр.соч.: В 3-х т. - Т. I. -М., 1986. -575с.

2. Булгаков М. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. - М., 1988. - 751с.

3. Булгаков М. Избранная проза. - М., 1966. - 643 с.

4. Быков В. Облава //Новый мир. - 1990. - № 1. -С. 97-140.

5. Гоголь Н.В. Шинель. Собр.соч.: В 2-х т. - Т. I. - М., 1962. - С. 546575.

6. Даль В.И. Повести и рассказы, очерки, сказки. - М.-Л., 1961. -С. 383-390.

7. Леонов Л. Барсуки // Собр.соч.: В 5-ти т. - Т. II. - Харьков, 1928. - 364с.

8. Леонов Л. Барсуки // Собр.соч.: В 10-ти т. -Т. П.- М., 1982. - 327с.

9. Леонов Л. Вор // Собр.соч.: В 10-ти т. - Т. III. - М., 1982. - 614с.

10. Леонов Л. Пирамида: Роман-наваждение в 3-х частях. - М., 1994. - Т. I. - С. 7-736; Т. II. - С. 3-686.

11. Леонов Л. Повести и рассказы // Собр.соч.: В 10-ти т. - Т. I. -М., 1981.- 502с.

12. Леонов Л. Публицистика // Собр.соч.: В 10-ти т. - Т. X. - М., 1984. - С. 7-558.

13. Леонов Л. Рассказы // Собр.соч.: В 5-ти т. - Т. I. - Харьков, 1929. -372с.

14. Набоков В. Избранные произведения. - М., 1989. - 400с.

15. Набоков В. Круг. - Л., 1990. - 544с.

16. Набоков В. Круг. - Л., 1991. - 284с.

17. Набоков В. Стихотворения и поэмы. - М., 1991. - 574с.

18. Платонов А. Ювенильное море: Повести, роман. - М., 1988. С. 3-560.

19. Пришвин М. Зеркало человека. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. 7. - М., 1984. - С. 334-458.

20. Пришвин М. Мирская чаша. 19-ый год XX века. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. II. - М., 1982. - С. 484-556.

21. Пушкин А. Станционный смотритель. Собр.соч.: В 10-ти т. - Т. V.-М., 1960.-С. 86-97.

22. Романов П. Избранные произведения. - М., 1988. - 340с.

23. Романов П. Повести и рассказы. - М., 1990. - 496с.

24. Толстой Л. Война и мир. Собр.соч.: В 12-ти т. - Т. IV. - М., 1973. -376с.; Т. V. - М., 1974. -400с.; Т. VI. - М„ 1974. -423с.; Т. VII. - М., 1974.

- 400с.

25. Толстой Л. Три смерти. Собр.соч.: В 12-ти т. - Т. III. - М., 1973.

- С. 57-69.

26. Шмелев И. Богомолье. Лето господне. - М., 1996. - 491с.

27. Шолохов М. Тихий Дон. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. II. - М., 1962. -384с.; Т. III.-М., 1962.- 376с.

28. Аверинцев С. Мифы // Большая советская энциклопедия. - М., 1974.-Т. XVI.-С. 342-343.

29. Ангеносов В. Советский философский роман. - М., 1989,- 300с.

30. Азбелев С.Н. Русская народная проза // Народная проза. - М., 1992. - С. 5-28.

31. Акимов В. Леонид Леонов: Указатель литературы / Под ред. Л.П. Козловой. - Л., 1958. - 87с.

32. Андрушенко Ч. Романы Леонида Леонова 20-х гг. - Poznan, 1985. - С. 24-25.

33. Андрушенко Ч. Романы Л. Леонова 20-х годов. К проблеме жанра: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина. - М., 1978. - 15с.

34. Анненкова Е. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова //Аксаков С.Т. Собр.соч.: В 3-х т.-Т. I. -М., 1986.-С. 17.

35. Аникин В.П. Всемирная сказка // Русские народные сказки. -М., 1987. - С. 11-18.

36. Аптекарь П.А. Крестьянская война // Военно-исторический журнал. - 1993. - № 1. - С. 50-55; 1993. - № 2. - С. 66-80.

37. Банникова Н.П. Гердер И. // Большая советская энциклопедия. -Т. 6.-М., 1971.-С. 355-356.

38. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. - 501с.

39. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972. - 470 с.

40. Башляр Г. Психоанализ огня. - М., 1993. - 176с.

41. Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы.-М., 1977.-С. 49-54.

42. Белая Г. История литературы в контексте современной русской теоретической мысли // Вопросы литературы. - 1996. - № 3. - С. 317.

43. Белая Г. К проблеме романного мышления // Советский роман: Новаторство, поэтика, типология. - М., 1978. - С. 191-197.

44. Белая Г. Ранний Леонов. (Эволюция метода) // Вопросы литературы. - 1970. - № 7. - С. 45-61.

45. Белинский В. Литературные мечтания // Белинский В. Взгляд на русскую литературу. - М., 1982. - С. 18-101.

46. Белинский В. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Взгляд на русскую литературу. - М., 1982. - С. 102-150.

47. Бердяев H.A. Мировоззрение Достоевского. - Прага, 1923. - С.

12.

48. Битов А. Г. Ясность бессмертия (Воспоминания непредставленного) // Набоков В. Круг. - Л., 1990. - С. 3-20.

49. Блок А. Автобиография. Дневники 1901-1921. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. VII. - М.-Л., 1963. - С. 7-426.

50. Блок А. В. Маяковскому. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. 7. - М.-Л., 1962. - С. 350.

51. Блок А. Интеллигенция и революция. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. VI.-М.-Л., 1962. - С.9-20.

52. Блюм A.B. Русская классика XIX века под советской цензурой (по материалам секретных архивов Главлита 30-х годов) // Новое литературное обозрение. - М., 1998. - № 32 (4, 1998) - С. 432-437.

53. Богуславская 3. Леонид Леонов. - М., 1960. - 386с.

54. Большой мир: Статьи о творчестве Л. Леонова. - М., 1972.

536с.

55. Брехт Б. Покупка меди // Собр.соч.: В 5-ти т. - Т. V. - Кн. 2,- М., 1965. - С. 277-476.

56. Бузник В. Русская советская проза двадцатых годов. - Л., 1975. - 278с.

57. Бунин И. Лишь слову жизнь дана... - М., 1990. - 368с.

58. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб., 1861. - Т. I. - 643 с.

59. Вайль П., Генис А. Родная речь. - М., 1991.-181 с.

60. Вахитова Т. Леонид Леонов. Жизнь и творчество: Книга для учителя. - М., 1984. - 128с.

61. Венгров С.А. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1907.-С. 15.

62. Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. - М., 1992. - 134с.

63. Виноградов В.В. "... Сумею преодолеть все препятствия..." Письма Н.М. Виноградовой-Малышевой / Вступ.ст. и коммент. А.П. Чу-дакова// Новый мир. - 1995. - № 1. - С. 172-213.

64. Виноградов И. Проблема сказа в стилистике // Поэтика: Сборник статей. - Л., 1926.

65. Вишневская И. "... Время собирать камни" //Театр. - 1991. - №

2.-С. 121-139.

66. Власов Ф. Поэзия жизни: О творчестве Л.М. Леонова. - М., 1961. -334с.

67. Волков А. "Соть" Л. Леонова // Молодая гвардия. - 1932. - № 7. -С. 187-190.

68. Волков И.В. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1995. - 256с.

69. Воложенин А. Два романа. "Цемент" и "Энергия" Федора Гладкова // Новый мир. - 1939. - № 12. - С. 222-260.

70. Воронова О.Т. Романов П.С. // Большая советская энциклопедия. -М., 1975. - Т. 22. - С. 191-192.

71.Воронский А. Леонид Леонов // Воронский А. Литературные портреты. - Т. I. - М., 1928. - С. 322-350.

72. Воронский А. Леонид Леонов // Красная новь. - М., 1924. - Кн.

3. - С. 295-305.

73. Воронский А. Литературные типы. - М., 1925. - С. 295-305.

74. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. - СПб., 1994.

75. Гаспаров М.Л. Лотман и марксизм //Лотман Ю.В. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996. - С. 415-426.

76. Гельфанд Н. Библиография текстов Л.М. Леонова. 1915-1962. -М., 1962.- 84с.

77. Герцен А.И. Прощайте! Собр.соч.: В 9-ти т. - Т. 3. - М., 1956. -С. 238-245.

78. Гоголь Н. Авторская исповедь. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. 7. - М., 1984. - С. 430-466.

79. Гоголь Н. Письмо А.М. Виельгорской от 14 мая 1846 г. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. 8. - М., 1984. - С. 235-237.

80. Горбов Д. Итоги литературного года // Новый мир. - 1925. -№12.

81. Горбов Д. Поиски Галатеи. -М., 1929. - С. 120.

82. Горький М. Две души//Летопись. -1915. - № 12. - С. 133.

83. Григорьев А. Эстетика и критика. - М., 1980. - 496с.

84. Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы: Очерки. - Л., 1982. - 310с.

85. Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Личность и творчество: Очерки. - М., 1987. -312с.

86. Гуревич А. Андрей Платонов // Красная новь. - 1937. - № 10.

87. Десятников В. Нет дороже слова Отчизна. Леоновскими дорогами // Молодая гвардия. - 1996. - № 12. - С. 235-247.

88. Достоевский Ф.М. Письма. - М.-Л., 1928. - Т. I.

89. Достоевский Ф.М. Письма 1869-1874. Полн.собр.соч.: В 30-ти т.-Т. 29.-Кн. I.-Л, 1986.-547с.

90. Дранникова Н. Изучение фольклора русского Севера // Литература в школе. - 1994. - № 5. - С. 94-96.

91. Ермилов В. Буржуазная и попутническая литература // Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. - М., 1929. - С. 48-81.

92. Ермилов В. Заметки о нашей критике // Литературная газета. - 1938. - 20 сентября.

93. Замошкин Н. Два романа о вчерашнем дне // Новый мир. 1926. -№1, С. 155.

94. Иванова Н. Третье рождение //А. Платонов. Ювенильное море. -М., 1988. - С. 552-559.

95. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии. 1917-1921 гг.: Сборник документов. - М., 1958. - 12с.

96. "Из письма В.И. Ленина членам Политбюро" // Новый мир. 1994. - № 8. - С. 191-192.

97. Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов. - СПб., 1995. - 499с.

98. Ильин И.А. О тьме и просвещении. - Мюнхен, 1959. - С. 186.

99. Исаев Г. Восток в творчестве Леонида Леонова: Учебное пособие по спецкурсу. - Душанбе, 1991. - 87с.

100. Исаев Г. Проблема стилевой традиции Достоевского в прозе Л. Леонова 1920-х годов: Автореферет диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Горький, 1975. - 23с.

101. Исаев Г. Проза 1920-х годов и традиции Ф.М. Достоевского. -Душанбе, 1992. - 169с.

102. Каким должен быть курс истории литературы? // Вопросы литературы. - 1997. - № 2. - С. 17-75.

103. Какой должна быть история литературы? // Вопросы литературы. - 1996. - № 3. - С. 3-40.

104. Карпухин И.Е. Учебно-методические материалы по устному народному поэтическому творчеству. - Стерлитамак, 1997. - 62с.

105. Кирпотин В. Романы Леонида Леонова. - М.-Л., 1932. - 112с.

106. Ковалев В.А. В ответе за будущее. Леонид Леонов: Исследования и материалы. - М., 1989. - 302с.

107. Ковалев В.А. Леонид Леонов: Семинарий. - М., 1982. - 192с.

108. Ковалев В.А. Реализм Леонова. - Л., 1969. - 175с.

109. Ковалев В.А. Романы Л. Леонова. - М.-Л., 1954. - 399с.

110. Ковалев В.А. Творчество Леонида Леонова: К характеристике творческой индивидуальности писателя. - М.-Л., 1962. - 319с.

111. Ковалев В.А. Этюды о Леониде Леонове. - М., 1978. - 326с.

112. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. - Париж, 1959. - С. 107.

113. Кожинов В. О том, как "советскую литературу" судят воспитанные ею критики // Литература в школе. - 1997. - № 4. - С. 52-64.

114. Колесникова Г. "Барсуки". Роман Л. Леонова. - Октябрь.

- 1925.-№ 9.-С. 185-197.

115. Короленко В. Письма к Луначарскому: Письмо четвертое // Новый мир. - 1988. - № 10. - С. 198-218.

116. Костелянц Б. Фальшивый гуманизм // Звезда. - 1938. - № 1.

117. "Круглый стол". Каким должен быть курс истории литературы? // Вопросы литературы. - 1998. - № 2. - С. 3-117.

118. Крук И. Леонид Леонов: Очерк творчества. - Киев, 1985.

- 207с.

119. Крылов В. Леонид Леонов-художник: Очерки. - Петрозаводск: Карелия, 1984. - 224с.

120. Крылов В. Концепция человека и приемы раскрытия внутреннего мира героев у Л. Леонова // Проблемы психологизма в советской литературе. - Л., 1970. - С. 223-253.

121. Лакшин В. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом // Булгаков М. Избранная проза. - М., 1966. - С. 3-44.

122. Лебедев Ю. "Небесным пением своим он услышал земные муки": О творчестве Ивана Ивановича Козлова // Литература в школе.

- 1998. - № 1. - С. 6-21.

123. Левидов М. Право на пошлость // Вечерняя Москва. - 1927.

- 22 апреля.

124. Лежнев А. Литературный обзор // Печать и революция. - М., 1925. - Кн. 3. - С. 119-123.

125. Лежнев А. Л. Леонов. Рассказы (1926) // Правда. - 1926. - 12 сентября.

126. Леонов Л. Автобиография // Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. - М., 1928. - С. 68.

127. Леонов Л. Автобиография // Советские писатели: Автобиографии. В 2-х т. - М., 1959. - Т. I. - С. 660-666.

128. Леонов Л. Высказывание Леонова о Достоевском // Новый мир. - 1974.-№ 5. - С. 248-249.

129. Леонид Леонов. Грани творчества: Сборник научных статей.

- Бирск, 1995. - 99с.

130. Л. Леонов и современность / Под ред. П.А. Бугаенко и В.А. Ковалева. - Саратов, 1982. - 131с.

131. Леонов Л. Литература и время. - М., 1983. - 365с.

132. Леонов Л. "Лоция, по которой идти" // Писатель и время: Сборник документальной прозы. - М., 1988. - С. 188-197.

133. Леонов Л. Ответ на анкету // На литературном посту. - 1927.

- № 5-6. - С. 57-58.

134. Леонов Л. По координатам жизни // Вопросы литературы.

- 1966. - № 6. - С. 95-106.

135. Леонид Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс. - Л., 1987. - 308с.

136. Леонов Л. "Ума и рук не хватает обнять Россию..." // Москва. -1994. - № 9. - С. 140-150.

137. Леонов Л. "Человеческое, только человеческое..." // Вопросы литературы. - М., 1989. - № 1. - С. 3-25.

138. Литературное наследие. Чехов. - М., 1960. - Т. 68. - 969с.

139. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - 752с.

140. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. -959с.

141. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

- 525с.

142. Локс К. Леонид Леонов. "Петушихинский пролом" // Печать и революция. - 1924. - Кн. 2. - С. 269-270.

143. Лукин Б. Л. Леонов. "Барсуки" // Книгоноша. - 1925. - № 29. -С. 12.

144. Луначарский А. Упадочное настроение среди молодежи //Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина. - М., 1927. - С. 20 -22.

145. Лысов А. Леонид Леонов о Сергее Есенине: Из бесед с писателем // Литературная учеба. - 1996. - № 3. - С. 95-108.

146. Львов-Рогачевский В. Революция и русская литература // Современник. - 1923. - Кн. 2. - С. 82-83.

147. Макагоненко Г. Священный дар // Пушкин A.C. Избранные произведения в двух томах. - Т. I. - М., 1980. - С. 5-54.

148. "Меня убьет только прямое попадание по башке": Материалы к творческой биографии Андрея Платонова. 1927-1932 гг.// Новый мир.

- 1993. - № 4. - С. 89-121.

149. Мировое значение творчества Леонида Леонова: Сборник статей. - М., 1981. - 367с.

150. Мифологический словарь. - М., 1991. - 736с.

151. Мифы народов мира: Энциклопедия. - Т. I. - М., 1991. - 672с.; Т. 2.-М., 1992.- 720с.

152. Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество: Очерк. - М., 1987. - 272с.

153. Михайлов О. О Владимире Набокове // Владимир Набоков: Избранные произведения. - М., 1989. - С. 3-16.

154. Михайлов О. "Окаянные дни" Бунина // Москва. - 1989. - № 3. -С. 187-202.

155. Михайлов О. Примечания // Леонов Л.М. Собр.соч.: В 10-ти т. -Т. 2. -М., 1982. - С. 319-325.

156. Никитенко Ст. "... О менее прозаическом, но более человеческом" // Романов П.С. Избранные произведения. - М., 1988. - С. 3-24.

157. Никитина Е. Леонид Леонов (Анализ романа "Барсуки") // Памяти П.Н. Сакулина: Сборник статей. - М., 1931.

158. Никитина Е. Леонид Леонов: Тематический и стилистический анализ// В мастерской современной художественной прозы. - М., 1931. -Т. I. - С. 13-79.

159. Никитина Е. Пантелеймон Романов (Анализ повествовательных произведений) // Пантелеймон Романов (Критическая серия). - М., 1928.-С. 24.

160. Нусинов И. "Новый мир" и "Звезда". Обзор журналов" // Читатель и писатель. - 1928. - № 46.

161.0 Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. - М., 1991. -270с.

162. Овчаренко О. О романе Леонида Леонова "Пирамида" // Леонов Л.М. Пирамида: Роман-наваждение в трех частях. - Ч. I. - М., 1994.

- С. 3-5.

163. Ожегов С.И. Миф // Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1984. - С. 304.

164.0 Леонове: Сборник / Ред.сост. В. Чивилихин. - М., 1979.

- 272с.

165. Осипова Т.В. Крестьянский фронт в гражданской войне // Судьбы российского крестьянства / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. - М., 1996. - С. 90-161.

166. Переверзев В. Новинки беллетристики // Печать и революция. - 1924. - № 5. - С. 137-138.

167. Перечитывая классиков: Очерки творчества русских писателей / Под редакцией проф. A.A. Петишева. - Бирск, 1994. - 76с.

168. Петишев А. Изучение романов Леонида Леонова 20-30-х годов в вузе: Учебное пособие по спецкурсу. - Бирск, 1991. - 69с.

169. Петишев А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 1991. - 30с.

170. Петишев А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. - Уфа, 1989. - 155с.

171. Петишев A.A., Назарова Н.М., Петишева В.А. Писатели-пейзажисты в школе: Пособие для учителя. - Бирск, 1977. - 116с.

172. Платонов О. Россия перед вторым пришествием // Молодая гвардия. - 1996. - № 9. - С. 267-319.

173. Приходько В. "Колыбель качается над бездной", или Тайна Владимира Набокова // Владимир Набоков. Круг. - М., 1991. - С. 5-14.

174. Пришвина В. Наш дом. - М., 1980. - 336с.

175. Пришвина В. О Михаиле Михайловиче Пришвине // Пришвин М.М. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т. I. - М., 1982. - С. 5-40.

176. Пришвин М. Дневники / Сост., предисл. и коммент. Ю.А. Козловский. - М., 1990. - 480с.

177. "Проклятия крестьян падут на вашу голову...": Секретные обзоры крестьянских писем в газету "Правда" в 1928-1930 годах/ Вступ.ст., публикации и коммент. Т.М. Вахитовой и В.А. Прокофьева // Новый мир. - 1993. - № 4. - С. 166-183.

178. Пьяных М. Россия и революция в поэзии А. Блока и А. Белого // Александр Блок. Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - С. 5-30.

179. Рильке P.M. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. - М., 1971. - С. 56-85.

180. Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 6., оп. 12., д. 194.

181. Русская литература XVIII-XIX веков: Справочные материалы. -М., 1995. -464с.

182. Русская литература. XX век: Справочные материалы. - М., 1995. -464с.

183. Русская литература / Под ред. A.A. Журавлевой. - Л., 1988. - 560с.

184. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. -М., 1995.- 624с.

185. Сабашников М.В. Воспоминания. - М., 1983. - 463с.

186. Сатарова Л. Брат на брата, сын на отца... (Художественная концепция гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова) // Литература в школе. - 1993. - № 4. - С. 33-38.

187. Святогорова Г. Раннее творчество Л. Леонова. (Проблемы метода): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кан-

дидата филологических наук: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 1972. - 12с.

188. Святогорова Г. Проблемы раннего творчества Л. Леонова // Проблемы развития советской литературы. - Саратов, 1973. - Вып. 1 (5). - С. 83-97.

189. Скобелев В. Роман Леонова "Барсуки". (К вопросу о формах выражения авторского сознания) // Известия Воронежского пед.ин-та.

- Воронеж, 1975. - Т. 125. - С. 76-96.

190. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера. - Воронеж, 1975. - 342с.

191. Скобелев В.П. Слово далекое и близкое. Народ, герой, жанр.

- Самарское книжное издательство, 1991. - 280с.

192. Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг. - М., 1979. - С. 89-94; 130-148.

193. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов. Судьба романа. - М., 1985. - 262с.

194. Смирнов Н. Литература и жизнь. Леонид Леонов // Известия. -1924. - 17 августа.

195. Соболев Л. Русская литература XIX века // Литература: Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 10. - С. 14-15.

196. Старикова Е. Леонид Леонов: Очерки творчества. - М., 1972.

- 336с.

197. Старикова Е. Романы Леонида Леонова двадцатых годов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького АН СССР. -М., 1950. - 16с.

198. Стили и жанры русской литературы XX века: Сборник научных трудов (Выпуск I). - Бирск, 1997. - 107с.

199. Сулковский И. Роль легенды о Калафате в романе Л. Леонова "Барсуки" // Русская литература. - Алма-Ата, 1973. - Вып. 4. - С. 8286.

200. Сурков Е. Проблемы творчества Леонида Леонова // Леонов Л.М. Собр.соч.: В 10-ти т. - Т. I. -М., 1969. - С. 5-67.

201. Тальников Д. Литературные заметки // Красная новь. - М., 1929. - Кн. I. - С. 242-247.

202. Твардовская В. Достоевский в общественной жизни России. (1861-1881). -М., 1990. -336с.

203. Творчество Леонида Леонова: Исследования и сообщения: Встречи с Леоновым: Библиография / Под ред. В.А. Ковалева. - Л., 1969. -548с.

204. Толстой Л.Н. Письмо A.A. Толстой от 1 мая 1858 г. Полн.собр.соч.: В 90 томах - Репринт, воспроизведение изд. 1928-1959 ГГ. - М., 1992. - Т. 60. - С. 264-266.

205. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. - 1924. - № 1. - С. 300-301.

206. Тынянов Ю. Пушкин и его современники. - М., 1968. - 424с.

207. Уроки Леонова: Сборник статей / Ред.сост. В. Чивилихин. -М., 1973.-222с.

208. Федоров В. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В. Стихотворения и поэмы. - М., 1991. - С. 5-16.

209. Федь Н. Диалектика русской литературы (1922-1995) // Молодая гвардия. - 1995. - № 9. - С. 253-319.

210. Филиппов П. Личность и "процесс природы". (К характеристике Семена в романе Л. Леонова "Барсуки") // Учен.зап. Ташкент, гос. унта им. В.И. Ленина. - Вып. 389. - Ташкент, 1970. - С. 69-106.

211. Филиппов П. О психологизме ранних рассказов Л. Леонова // Науч.труды Ташкент, ун-та. - Ташкент, 1970. - Вып. 360. - С. 77-101.

212. Философский словарь. - М., 1989. - 816с.

213. Финк Л. Драматургия Л. Леонова. - М., 1969. - 352с.

214. Френкин М.С. Трагедия крестьянских восстаний в России. 1918-1921 гг. - Иерусалим, 1987.-250 с.

215. Холопов Б. Леонид Леонов: "Не наступить пятой на лицо Бога..." //Дружба народов. - 1994. - № 7. - С. 160-168.

216. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова. - Издательство Саратовского ун-та. - 1989. - 189с.

217. Хрулев В.И. Символика в прозе Леонида Леонова. - Уфа, 1992. -85с.

218. Хрулев В.И. Художественное мышление Л. Леонова: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 1990. - 38с.

219. Шаховская 3. В поисках Набокова. - Париж, 1979. - С. 80.

220. Шеншин В. Традиции Ф.М. Достоевского и советский роман 1920-х годов. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та. - 1988. - 159с.

221. Шкловский В. Пять человек знакомых. - Тифлис, 1927. - С. 97100.

222. Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы. - М., 1959. - 628с.

223. Шнейберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. - М., 1995. -559с.

224. Шраер М. Последний русский классик на пороге столетия. Предсмертный портрет Леонида Леонова // Записки русской академической группы в США. - Нью-Йорк, 1995. - Т. 27. - С. 321-345.

225. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сборник статей. - Л., 1986. - 456с.

226. Юнусов И. Проблема национального характера в творчестве Л.Н. Толстого 1850-1860 годов. - М. - Бирск, 1997. - 184с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.