Суфизм на Северном Кавказе: История и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович

  • Яхиев, Сайд-Усман Германович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 146
Яхиев, Сайд-Усман Германович. Суфизм на Северном Кавказе: История и современность: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1996. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович

Введение

Глава 1. Возникновение и формирование суфизма на Северном Кавказе . 1S

§1. Классические тарикаты в духовной жизни северокавказских народов

§2. Зикр как ключевой элемент ритуально-обрядовой практики

§3. Культ святых в суфийских братствах

Глава 2. Суфизм в общественно-политической и религиозной жизни северокавказского региона

§1. Социально-политическая активизация суфизма

§2. Особенности современного тариката в Чеченской республике

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Суфизм на Северном Кавказе: История и современность»

Ислам - одна из мировых религий, сыгравших значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжающих оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. На пороге XXI века ислам настолько укрепился,: что каждый пятый человек на земле строит свою жизнь, повернувшись в сторону Каабы - центра исламской цивилизации. Для последователей этой религии воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям являются составными компонентами духовной жизни. Ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями восточного /православного/ христианства, а потому существует определенное взаимопонимание между православными и мусульманами.

Причины широкого распространения и укрепления влияния мусульманской религии на все сферы жизни исламских стран связаны, на наш взгляд, со спецификой ислама как религиозной системы. Резкое усиление роли ислама в социально-экономической, политической и духовной жизни восточных народов объясняется следующим. Во-первых* ислам# возникший гораздо позже других религий, не исчерпал возможностей и находится в расцвете своих сил. Во-вторых, несмотря на длительный период колонизации восточных народов* ислам не сдал своих позипяй, а проявил гибкость0 что связано также е отсутствием централизованной организации духовенства. В-третьих,: ислам выступает как образ жизни, полностью определяющий мировоззрение и поведение людей: это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт# Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. В-четвертых,, ислам менее сложен в его догматах и культе, чем другие религии, и доступен вследствие того, что максимально учитывает местные условия. В^пятыхг мусульмане составляют единую общность - "умму", поэтому независимо от страны, в которой проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные концепции, призывающие к объединению всех мусульман мира в единое государство.

Ислам проник на территорию нашей страны в конце УП века^1 и по сегодняшний день ясно различимы области, населенные народами, культура которых формировалась в рамках /или под сильнейшим воздействием/ мусульманской цивилизации, Одним из регионов, где прочно укрепилась религия, проповедующая "покорность Аллаху", является Северный Кавказ. Среди многочисленных этносов на этой территории к настоящему времени ислам достиг высокого уровня: увеличивается количество мечетей* открываются духовные учебные заведения* растет авторитет и влияние служителей культа.

С исламом как фактором общественной жизни все больше вынуждены считаться лидеры Северо-Кавказских республик: возросло их стремление использовать религию для достижения политических целей. Именно этой задаче было подчинено Кавказское международное совещание религиозных деятелей /Грозный* 16-17 октября 1992 г./, Ес~ тественннм продолжением форума в Грозном стала встреча религиозных деятелей Кавказа /Баку# 22-23 ноября 1992 г./, на которой было объявлено об образовании фонда "Кавказский дом".

Ислам как религиозная система и историко-культурное явление формировался в непрерывной борьбе идей и мнений, порождая много* численные ответвления и течения, одним из которых является суфизм.

Северный Кавказ можно по праву считать одним из регионовt где наиболее динамично происходили процессы формирования и дальнейшего развития общественно-политического уклада жизни, религиозно»*

I. См»: Абдуллаев М.А. Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана. Махачкалаф 1993. философского сознания. Результаты исторических исследований неоспоримо свидетельствуют, что этот регион отличался высокоразвитой для своего времени материальной и духовной культурой. Однако* поступательное * прогрессивное развитие народов Северного Кавказа было прервано вторжением иноземных полчищ* начавшимся еще в 1-ом тысячелетии до нашей эры. Вначале это были кочевники-скифы^ затем половцыt монголо-татары и, наконец, царская Россия*

В результате нашествия кочевников и захватчиков северокав-казеким народам наносился огромный духовный и материальный ущерб. Оказавшись, после очередного нашествия, в сложнейших условиях, каждый этнос находил в себе достаточно силы и воли и в течение короткого времени вновь становился на путь демографического и мора льно-нравствеиного* общественно-политического и экономического развития. Принципиальное значение для развития духовной сферы общества имело влияние религиозного фактора, наиболее важным компонентом которого был суфизм.

Значение суфизма i истории мусульманства, его влияние на развитие духовной культуры велико и многогранно. Он был продуктом философии мудрости и "народной" религией, являлся формой социального протеста против господствующей политической системы и освящающей ее официальной религиозной доктрины. Рациональному мышлению суфизм противопоставлял мистицизм и вместе с тем выступал одной из разновидностей религиозного свободомыслия. Суфизм призывал "вступившего на Путь" отказаться от земных страстей, материального благополучия и в то же время служил источником вдохновения для таких поэтов средневековья, как Низами, Джамиг Руми, Омар Хайям, творчество которых проникнуто жизнелюбием.

Первая половина XI в. характерна активным вторжением ислама) в жизнь народов Северного Кавказа* Ранние шаги этой религии связаны е арабскими завоеваниями и относятся к УП-УШ вв. В X-XI вв. в Южном Дагестане /Дербент/ активно пропагандировалось суфийское учение.

Ряд арабских надписей свдетельствуют о проникновении исла- > ма и в другие районы Северного Кавказа /долина р.Кумы, Карачаево-Черкесия/. Вместе с тем следует отметить* что- христианство и ислам было обращено меньшинство населения.* В Дагестане в Х-ХП вв. среди аварцев бытовали языческие ритуалы, в некоторых местах существовали вороастрийские обычаи. Влияние христианства на чеченцев и ингушей также было поверхностным. Среди проповедников ислама были местные жители и прибывшие на Северный Кавказ миссионеры из Ирана, Ирака, Йемена, Бухары и других мест мусульманского Востока.

В начале XI в. В Дербенте появилось первой объемное сочине- , о ние о суфийском учении под авторством Аль-Фарадж ад-Дербенди. Он перечисляет большое количество суфиев-шейхов, живших до второй половины XI в. К указанному времени Дербент был завоеван арабами и освоен мусульманским населением. Отмечая появление суфизма# чеченский востоковед В.Х.Акаев пишет: ".ранний суфизм возник как оппозиционное учение к тем, кто отошел от первоначальной идеи исламской справедливости, использовав ислам в целях обогащения и порабощения мусульман".^

1. См.: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в. М.# 1988.

2. См.: Саидов М.С. Рукопись Абубакра Мухаммада "Райхан хакаик ва бустан ад-дакаики. Махачкала, 1991.

3. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный,1994.-С.7.

Исследователи суфизма на Северном Кавказе до еих пор не раскрыли некоторые его этноконфессиональные особенности. Термины "суфизм" и "ислам" отождествляются в исторической плоскости, так как массовое принятие ислама народами Северного Кавказа происходило во время пропаганды суфийских учений. И, соответственно, суфизм представлялся в оболочке ислама. Поэтому не совсем верны утверждения некоторых востоковедов /Б.Исматов, С.Рзакули-заде, А.Ян-даров, А.Абдуллаев/, что социальные предпосылки явились стимулом ответвления суфизма от ислама не только на Северном Кавказе* но и во всех странах. Суфизм не отридал ортодоксальный ислам, так как "существует достаточно много особенностей, позволяющих судить о суфизме как об исторически закономерном ответвлении господствующей религии, принявшим характер индви дуального поиска божественной истины в рамках обществ-братств"*^

Суфийское учение на Северном Кавказе явилось единственным средством, сплотившим различные по языку, нравам, обычаям народы этого региона, запрещавшим при этом междоусобные войны среди них. Будучи идейным направлением в духовно! жизни общества, суфизм отстаивал равноправие между социальными слоями населения, не допускал насилия над мыслью человека, пропагандировал идеи гуманизма, духовной гармонии и чрезмерной любви к Всевышнему. Суфийские мыс-1 лители, наряду с решением многих проблем метафизики, разрабатывали принципы борьбы с догматизмом мышления, определяли глубочайшее воздействие суфизма на культуру и традиции в религии.

Зародившись как сугубо религиозное учение, суфизм выдвинул такие идеи и создал такие организации, которые в преображенном виде использовались лидерами народно-освободительных движений как

I* Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.,1989. - С.4. политическая доктрина. Формой же активной, прямой и непосредствен^ ной борьбы против социальной несправедливости суфизм в своей истинной сущности не был никогда. Такие доктрины, однако, возникали с использованием лидерами национально-освободительных движений некоторых идей и организационных принципов, выработанных суфизмом. Религиозная оболочка таких движений, следовательно* не есть что-то случайное, извне навязанное. Она естественна на известном этапе формирования общественной мысли»

В этом смысле движения горцев под предводительством шейха Мансура* имама Шамиля представляют собой конкретные примеры использования идей суфизма для решения политических задач. Последний, как показывает история общественной мысли, выражает уникальность интеллектуального творчества в идеологизации суфийского учения. Если учесть, что суфизм оказал и оказывает поныне большое влияние на философско-религиозную мысль народов Северного Кавказа, то актуальность его исследования становится не только серьезной темой философской науки, но и проблемой культурного и полй** тического характера* Необходимость объективного анализа обусловлена и тем, что тема суфийских воззрений на Северном Кавказе была и остается постоянным объектом идейных споров, научных, религиозных, философских и суфийских изысканий. Кроме того, появление и распространение суфизма породило известных богословов /Ки-шиев Кунта-Хаджи, Мухаммед ад-Дербенди и|др./. Анализ их творчества становится неотъемлемым аспектом изучения суфизма. Наконец, важность такого рода исследования определяется также тем огромным значением, которое имеет духовное наследие прошлого в соврем менной жизни народвв Северного Кавказа»

Состояние научной разработанности теми. Проблема суфизма на Северном Кавказе давно стала объектом пристального внимания многих исследователей» По нашему мнению, крайне поверхностно оценивается рядом исламоведов роль суфизма в становлении философской мысли. В целом разнообразие подходов в оценках суфизма отражает уровень постижения данного феномена религии. Так, некоторые авторы, писавшие об этом, акцентировали свое внимание на собрании исторических и библиографических данных, обобщали различные этнические аспекты /В.Акаев, А.Макатов* А.Абдуллаев/.

Особую группу составили исследования Н.Ханыкова, М.Казем~Бека# А.Руновского и некоторых других, посвященные движению мюридов /от арабского слова "мурид" -ищущий, стремящийся/ на Северном Кавказе* Суждения о суфизме, высказанные этими авторами, далеки от объективности и в целом напоминают взгляды их французских коллег, писавших о суфиях Северной Африки. Нетерпимый тон публикаций о мюридизме во многом определялся ожесточением, которым характеризовались сражения русской армии в горах Кавказа против отрядов Шамиля, состоявших, в основном, из членов братств накшбандийа. Авторы, анализировавшие кавказский мюридизм, не могли не коснуться вопросов происхождения и истории суфизма. Они подчеркивали, что сама природа этого течения противна мусульманскому вероучению, что дервиши суть "выродки исламизма", которые объединились в монашеские ордена, отличающиеся только большим или меньшим изуверством. Руководители тариката Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль изображались ими как "расчетливые политики,умело использовавшие о суфийские доктрины для воплощения своих властолюбивых замыслов".

1. Ханыков Н* 0 мюридах и мюридизме//Газета "Кавказ",ТифлисД847, №3, с. 17.

2. Там же, с. 17.

Нельзя сказать,что труды этих и других авторов о мюридизме внесли существенный вклад в суфийские исследования, хотя имеющийся в них фактический материал заслуживает внимания.

Параллельно с фундаментальными академическими исследованиями, которые велись в Петербурге, в Москве, на Северном Кавказе изучением живого суфизма занимались практики из числа колониальных чиновников и военных. Их интерес к суфизму диктовался в немалой степени прагматическими соображениями: суфийские братства играли важную роль в политической и согдаальной жизни этих регионов и при известных обстоятельствах могли стать прямой угрозой меетным властям. На Северном Кавказе с конца ХУШ в. освободительное движение велось под знаменами суфизма, достаточно вспомнить шейха Майсура /Ушурму/, имама Шамиля, Гази-Магомеда и многих других, Активное сопротивление суфиев пэрской экспансии с ХУШ века обусловило в общем негативное и гиперкритическое отношение к ним исследователей-практиков, видевших в дервишах носителей вредных суеверий и фанатизма. Тем не менее и здесь можно найти немало любопытных наблюдений и фактов, представляющих интерес для нынешних суфиеведов. Особенно это относится к трудам Н.Лыкошина, Н.Ве-селовского, Н.Малицкого и К.Казанского. Работу последнего "Суфизм с точки зрения современной психопатологии" /1905 г./ следует отметить особо, поскольку она представляет собой одну из редких в суфиеведении попыток рассмотреть мистическое переживание с позиций психиатрии. Явное предубеждение автора к мусульманскому мистицизму обусловило однобокое и поверхностное освоение этой весьма перспективной проблемы, вследствие чего не оставило заметного следа в научной литературе по суфизму.

Труды ряда современных авторов о мюридизме носят явно антирелигиозный характер, продиктованный идеологической заданностыо. Так, В.Ю.Гадаев в книге "За частоколом мюридских проповедей" /1987 г./, критикуя догмы ислама, преподносит "мюридизм" как "воинствующую идеологию, которая ставит на первое место не религиозные цели, а политические".1 Автором подвергается сомнению философско-религиозное учение мюридизма и всего суфизма. Аналогичный оттенок имеет совместный труд Умарова С.Ц. и Шамиловой М.Ш. "Мюридизм перед судом времени" /1984 г./. Ученые не столько исследуют истинную сущность мюридизма, сколько выступают проповедниками материалистического понимания мира.

Проблемы суфизма и мюридизма нашли отражение также в следующих работах: Виноградов В.Б., Межидов Д.Д., Успаев Г.И. "Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии" /1981 г./, Мужухоев М.Б. "Проникновение ислама к чеченцам и ингушам" /В сб. "Археологические памятники Чечено-Ингушетии", 1979/, Умаров С.Ц. "Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии" /1985 г./ и др. Эти и большинство других публикаций о суфизме, хотя выгодно отличаются от антирелигиозных агиток 20-30-х годов, все еще весьма далеки от объективного анализа. В данных работах продолжают господствовать установки, сформировавшиеся за долгие годы борьбы с "религиозным дурманом", в частности, искусственно разделяющие мусульманское наследие на "прогрессивное" и "реакционное", на "ортодоксию" и "свободомыслие". Столь же не оправдан, на наш взгляд, вульгарно-социологический подход к вопросу о зарождении и развитии суфизма, который встречается в подавляющем большинстве работ.

Социальные и религиозно-философские аспекты мюридизма ис

I. Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей* Грозный,1987. -- С.II. следуются в книге Яндарова А.Д. "Суфизм и идеология национально-освободительного движения" /1975 г./, где мюридизм представлен как идеологическая оболочка народного движения на Северном Кавказе в 20-60-х годах 111 века.

Известный интерес вызывают работы С.К.Бушуева "Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля" /1939 г./, Р.М.Магомедо-ва с аналогичным названием /1939 г./, посвещенные анализу мюридист-ской идеологии. Многие аспекты мюридизма освещены в работе М.Н.Покровского "Завоевание Кавказа" /переиздана в 1923 г./. По мнению автора, мюридизм сплотил воедино разноязычные племена против насилия и грабежа царских войск.

Нельзя не упомянуть небольшую по объему, но содержательную работу Б.В.Скитского "Классовый характер мюридизма в эпоху имамата Шамиля" /1932 г./, которой сделана чрезвычайно важная, хотя и недостаточно последовательная попытка отделить философско-религиозную суть мюридизма от идеологии национально-освободительного движения.

В изучении мюридизма положительную роль сыграли махачкалинская и московская научные сессии историков 1956 года. На них были решительно отвергнуты ложные версии о суфизме как о политической доктрине, о его инспирированности извне.

Монографический труд Н.А.Смирнова "Мюридизм на Кавказе" /1963/ содержит богатый и редко встречающийся в научном обороте материал, хотя некоторые его суждения вызывают серьезные возражения. Необходимо отметить его несомненную заслугу в том, что он первый обратился к изучению мюридизма как специфического явления.

Что касается соответствующей литературы на иностранных языках, то содержательных и оригинальных работ немного. Литература на западных языках представлена сочинениями Р.Л.Тиллета и Г.А. Штакельберга с ограниченной документальной базой, собственно научного значения они не имеют.

Несколько выделяется книга Лесли Бланш "Кинжалы рая" /Нью-Йорк, I960 г./, в которой автор проводит мысль о перерастании суфизма /мистицизма/ в мюридизм /религиозно-политическую доктрину/.

Религиозно-философские аспекты мюридизма в накшбандийском тарикате отражены в книге немецкого исследователя XIX в. Ф.Боден-штедта "Народы Кавказа и их освободительные войны против русских" /Берлин, 1855 г./.

Важнейшим компонентом северокавказского суфизма является его основной обряд - зикр. Зикр был объектом пристального исследования для многих ученых-суфиеведов. Документальная база по этой важной проблеме суфизма практически не сохранилась. Сочинения о вероучении зикристов крайне' скудны. У членов современных зикристоки х групп имеются рукописные сборники, большей частью безымянные. Они, как правило, содержат отдельные этические поучения: и не дают цельного представления об особенностях вероучения зикристов.

Из печатных изданий нужно упомянуть брошюру на арабском и кумыкском языках "Слово высокого Шейха, истинного вероучителя Кунта-Хаджи", изданную в Темир-Хан-Шуре в 1910 году. В ней содержатся поучения, приписываемые Кунта-Хаджи, достоверность которых трудно проверить. Имеется несколько вариантов рукописи, составленной неким Абсаламом, затем, в 1910 году отпечатанной в Шемахе неким Мохаммедом-Хаджи. Работа К.Л.Борусевича из "Этнографического обозрения" 1893 г. под названием "Сектанство среди ингушей" написана, по-видимому, на основании личных наблюдений и общения с ингушами-зикристами.

Статья чеченского писателя и историка Х.Ошаева "Мюридизм в Чечне", опубликованная в 1930 г, в журнале "Революция и горец",1 затрагивает некоторые аспекты зикра. Многие положения этой статьи могут быть подвергнуты сомнению, и, вообще, автор не исследует зикр как религиозное учение и обряд суфистов.

Некоторые философские аспекты зикризма отражены в кандидатской диссертации А.Шамилева.

В работе М.М.Мустафинова "Зикризм и его социальная сущность" /1975 г./ излагаются вопросы проникновения зикризма в Чечню и Ингушетию, раскрывается его социальная сущность. Автор, искажая религиозно-философскую суть, показывает деятельность зикристов с реакционной стороны. Это обосновано идеологической заданностью данной работы. Аналогичного Жрактера его следующее исследование "Современные течения зикризма и их ритуальные обряды" /1976 г./.

Необъективные оценки религиозного учения зикризма существуют в трудах А.М.Тутаева "Реакционная секта Батал-Хаджи" /1968 г./ и "Против сектантского беззакония" /1975 г./, а также в исследовании И.А.Макатова "Реакционные группы Амая и Кунта-Хаджи" /1975г/.

Целую главу проблеме зйкра посвятил В.Акаев в книге "Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение" /1994 г./. Автор приводит свою гипотезу о происхождении зикра и анализирует процесс его трансформации в активное религиозно-политическое движение.

Большую ценность для исследователя представляет небольшая работа царского офицера А.П.Ипполитова "Учение "Зикра" и его последователи в Чечне и Аргунском округе" /1869 г./, а также замет

L* См.: Журнал "Революция и горец", 1930 г., №9-10.

2. См.: Шамилев А. Религиозные верования чеченцев и ингушей.

Кандидатская диссертация. 1964 г. ки Г.А.Вертепова "Сектанство в Чечне", "Записки терского общества любителей старины" /Владикавказ, 1914 г./. Некоторые аспекты зик-ра в контексте наибского мюридизма отражены в "Дневнике полковника Руновского".1

Репринтное издание "Кавказские горцы. Сборник сведений", впервые вышедшее в 1868 году в Тифлисе, содержит интересные материалы о религиозных верованиях и мистических обрядах северокавказских народов. В 3-х томном издании представлены исследования этнографов и исламоведов Я.Черного* Н.Ф.Грабовского, Н.И.Воронова, А.П.Ипполитова, II. А. Га ври лова, А.Омарова.

Зикр - обрядовый ритуал суфийской практики, один из слабо изученных разделов в исламоведении. Этот краткий обзор имеющейся литературы показывает несомненную актуальность темы о зикре.

В современных условиях, несмотря на то, что повсюду наблюдается активный процесс секуляризации, в мусульманском мире проблемы суфизма вызвали неожиданный интерес. Он обусловлен, с одной стороны, активным ростом суфийских братств и их мощным влиянием на процессы формирования общественной мысли. С другой стороны, в мусульманском мире резко возросло число обращающихся к суфизму с целью "обрести свободу самовыражения". Анализ суфизма на Северном Кавказе имеет исключительно важное значение не только в качестве самостоятельной темы, отвечающей актуальным задачам исследования, но и диктуется также необходимостью изучения проблемы .длительного и сложного процесса исламиза-гдаи современных северокавказских народов, ныне населяющих этот обширный полиэтнический, многоукладный, разнообразный в природное

I. См.: Дневник полковника Руновского. Акты Кавказской археологической комиссии /АКАК/. Т.ХП. Тифлис, 1904 г., о. 1474. культурном и экономическом отношении край. Однако, при всей своей актуальности, эта тема до сих пор остается недостаточно исследованной. Одной из причин этого является ограниченность источниковедческой базы, представляющей взгляды местных суфиев, и трудность их изучения исламоведами, а также потребность в адекватной интерпретации.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составляет общенаучный метод изучения и анализа общественных явлений, конкретность, объективность и беспристрастность. В диссертации соединены историко-философский и религиоведческий подходы. При решении поставленных задач диссертант использовал работы историков, исламоведов, философов, религиоведов как дореволюционного, так и современного периодов * статистические данные. Автором исследования также широко использованы материалы личного наблюдения, накопленные в результате тесных контактов с суфийскими братствами Чеченской республики. Источниками исследования послужили также материалы архивных фондов Центрального государственного архива Российской федерации, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального государственного архива Северо-Осетинекой республики, хо&я в них практически нет необходимых данных о времени проникновения и формирования суфийских братств на Северном Кавказе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение места и роли суфизма в политическом и духовном развитии народов Северного Кавказа с начала ИХ до конца XX веков.

Исходя из основной цели, автор ставит следующие задачи: I/ изучение становления и развития суфизма в Дагестане, Чечне и Ингушетии;.

2/ анализ ключевых элементов суфийской практики ; 3/ выявление специфики и сущности мюридизма у 4/ рассмотрение проблемы политизации суфизма в Чечне и Дагестане* 5/ исследование организационной структуры и взаимоотношений суфийских братств j б/ показ местных этноконфессиональных особенностей /на примере Чеченской республики/.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринят комплексный философско-религиоведческий анализ феномена суфизма и его влияния на общественную жизнь народов Северного Кавказа. Новизна проблемы заключается также в следующем:

- суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане, проанализированы взгляды отдельных его представителей /шейха Мансура, Кун-та-Хаджи Кишиева и др./, а также религиозно-философские понятия /человек, свобода, истина, вера, Бог, мистика и др./;

- суфизм на Северном Кавказе исследуется в процессе его эволюции с начала XIX до конца XX веков;

- проанализированы специфические условия возникновения суфизма ;

- впервые введен в научный оборот фактографический материал, собранный автором, а также использованы впервые переведенные с арабского языка отдельные суфийские произведения i выявлена разница исполнения ритуальных обрядов суфийскими братствами.

Научная и практическая значимость результатов, полученных в ходе исследован®), состоит в том, что они могут быть использованы при подготовке общих лекционных курсов, спецкурсов, методических материалов по религиоведению, истории философии, истории культуры. Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в научных публикациях: I.Религия и политика /"Социально-политический журнал", 1995, №6/. 2.3икр /"Наука и религия", 1996, Ш/. Отдельные аспекты диссертации легли в основу выступлений автора на заседании аспирантского методологического семинара кафедры философии религии и религиоведения МГУ,

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ 24 октября 1995 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Яхиев, Сайд-Усман Германович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суфизм - мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама - оказывал большое влияние на развитие религиозной мысли народов Северного Кавказа и играл значительную роль в их общественно-политической жизни. На сегодняшний день проблемы суфизма вызвали неожиданный интерес в мусульманском мире: он обусловлен активным ростом суфийских братств и их мощным влиянием на процессы формирования общественной мысли. Кроме того, сложный процесс исламизации современных северокавказских народов также связан с развитием и укреплением суфизма.

Проанализировав работы историков, исламоведов, философов, религиоведов, изучив материалы архивных фондов Центрального государственного архива Российской федерации, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального государственного архива СевероОсетинской республики, автором определены место и роль суфизма в политическом и социальном развитии народов Северного Кавказа. Суфийское учение существовало в Дагестане, начиная с IX-XI вв., в Чечне - с ХШ века.

Большое влияние на духовную жизнь верующих оказало суфийское учение накшбандийского и кадирийского тарикатов. Тарикат накшбандийа был известен здесь еще в ХУ-ХУ1 вв., тарикат кадирийа распространился на Северном Кавказе во второй половине XIX в. Последний получил название зикризм. Суфийское учение этих тарикатов связано с именами таких шейхов и устазов, как шейх Мансур, Мухаммад Ярагский, Джамал-Эддин Казикумухский, Эллах-мулла, Ташу-Хаджи, Кунта-Хада, Баматгири-Хаджи, Али Мигаев, Батал-Хаджи, Дени-шейх и др.

В середине XIX века возникло новое религиозное движение кавказский мюридизм, Кавказский мюридизм, основанный на принципах газавата, не был прямым продолжением накшбандийского тариката, Попытки отождествления тариката и газавата, как и утверждение, что суфизм трансформировался в наибский мюридизм некорректны. Несмотря на то, что последователь суфизма Гази-Магомед объявил священную войну, накшбандийский тарикат не был ее духовным источником. Газават основывается на шариате, а истинному суфизму чужда идеология войны, насилия и зла.

Ьикризм Кунта-Хаджи, возникши! после поражения горцев в Кавказской войне, отражал пессимистические, упаднические настроения общественного сознания горцев. Идеи смирения, непротивления злу, всепрощения, любви и помощи ближнему, эсхатологические мотивы, проповедуемые шейхом Кунта-Хаджи, оказались созвучны общему духовному состоянию верующих. Внутренние религиозные противоречия в зикризме, его политизация привели к тому, что его последователи отошли от первоначальных мистико*ч|илософских идей шейха, а точнее не сумели в должной мере их усвоить. В результате эволюции суфизма образовались многочисленные вирдовые братства, отличавшиеся друг от друга методами исполнения основных ритуальных обрядов, таких как зикр и посвящение в мюриды. Сегодня на Северном Кавказе действуют более тридцати суфийских братств как накшбандийского, так и кадирийского тарикатов, между которыми до сих пор существуют некоторые отличия, но все эти братства успешно функционируют, имеют своих последователей, количество которых увеличивается, Поэтому просвещенная часть тарикатского духовенства высказывает соображения о необходимости объединения усилий всех верующих через подлинно исламское просвещение народа.

Дан анализ ключевых элементов суфийской практики - зикра, посвящения в братство, почитания святых эвлия. Бикр, являясь строгим кораническим предписанием, в каждом суфийском братстве исполняется по-своему. Но он выступает основным компонентом та-риката для достижения конечной цели познающего суфия - состояния фана или гармонии с Божественной Природой.

Автор делает вывод, что культ святых нашел благодатную почву в доисламских верованиях народов Северного Кавказа. Также исследовано такое явление, как карамат, показаны отличия эвлия от пророка и то, каким образом суфий достигает ранга эвлия.

В диссертации рассмотрена проблема политизации суфизма. В зависимости от политической ситуации суфийские братства проявили гибкость в проведении своей деятельности. Это и позволило сохранить им до сего дня ритуально-обрядовую практику, опиравшуюся на определенную религиозно-философскую систему.

Большое внимание уделено исследованию организационной структуры суфийских братств и их взаимоотношений; сделан вывод, что испытав сильное влияние доисламских верований и принципов горского адата, освободившись из-под атеистического давления, суфизм имеет некоторые особенности как в религиозно-философской мысли, так и в ритуально-обрядовой практике. На примере Чеченской республики показаны этноконфессиональные особенности.

Предприняв комплексный философско-религиоведческий анализ феномена суфизма и его влияния на общественную жизнь народов, автором выявлены специфические условия возникновения суфизма и охарактеризованы основные компоненты суфийской практики. Суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане ; большое внимание уделено анализу взглядов некоторых его представителей /шейха Мансура, Джамал-Эддина Казикумухского, Кунта-Хадай Кишиева/, а также таких религиозно-философских понятий» как человек, Бог, свобода, Истина,Любовь, вера, путь мистического познания и др.

Настоящая работа является одной из первых попыток изложения теории и практики суфизма на Северном Кавказе с начала XIX до конца XX веков. Ограниченные рамки исследования не позволили автору подробно проанализировать некоторые моменты, связанные с укреплением суфизма: традиционный для Чечни суфизм ныне приобрел новый характер и при этом в нем стали обозначаться тенденции, ранее отсутствовавшие. Так, в зикризме появился образовательно-интеллектуальный фонj необходимость широкого образования для суфиев признают нынешние духовные авторитеты как кадирийского, так и накшбандийского тарикатов. Вместе с тем актуальным остается объективное осмысление и исследование прошлого религиозного наследия, только это позволит глубже понять современное духовное состояние общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович, 1996 год

1. Абдуллаев М.А, Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана, Махачкала, 1993»

2. Авксентьев А,В. Ислам на Северном Кавказе, Ставрополь, 1973,

3. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994,

4. Алиев А.Г. Заметки о суфийском ордене Сухравардийа// Сб.: Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

5. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991»

6. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992»

7. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.

8. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство, М,, 1957,

9. Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в ХУШ в. Махачкала, 1994.

10. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

11. Березников Е, Святые лики Туркестана, Ташкент, 1992,

12. Бертелье Е.Э. Избранные труды//Т,3. Суфизм и суфийская литература. М,, 1965.

13. Бхагван Ш.Р. Мудрость песков: Беседы о суфизме. М., 1993.

14. Васильев A.M. Пуритане ислама. М., 1967.

15. Вернер М. Шамиль как покровитель Кавказа, Париж, I860.

16. Взгляд на ислам. М., 1992.

17. Гольдциер И. Почитание святых в исламе, М., 1938,

18. Джамал-ЭдДин Казикумухский. Адабуль-Марзия/Давказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.

19. Джеймс В, Многообразие религиозного опыта, СПб., 1992.

20. Дневник полковника Руновского. Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1904. Т.7.

21. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886.

22. Еремеев Д.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

23. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.

24. Закс А.Б. Ташев-Хаджи сподвижник Шамиля, Грозный, 1992,

25. Зину М. ион Джамил. Исламская акида /вероучение, убеждение, воззрение/. М., 1993,

26. Зисерман A.JI, Двадцать пять лет на Кавказе. СПб. ,1879. 4.2.

27. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. Пер. с араб. А.Д.Кныша. СПб., 1995.

28. Ибн ал-Араби. Геммы мудрости. Пер. с араб. Смирнова А.В. М., 1993.

29. Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма /обзор/. М., 1988.

30. Иваненков Н.С. Горные чеченцы.//"Терский сборник". Владикавказ, I9IQ.

31. Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.

32. Инайят-хан. Суфийское послание о свободе духа. М., 1914.

33. Ипполитов А.П. Учение "Зикр" и его последователи в Чечне и Аргунском округе//Кавказские горцы. Сборник сведений,Тифлис,1869,

34. Ирвинг В. Жизнь Магомета /репринтное издание с дополнением/, М., 1991,

35. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

36. Ислам. Справочник, М., 1988.

37. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

38. Исламские страны и регионы. История и современность. М.,1994.

39. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в Персидско-Таджикской поэзии 1Х-ХУ вв. Душанбе, 1986,

40. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до ХУШ в. М., 1988.

41. Истории о пророках. /Религиозные повествования/. М., 1992,

42. Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.

43. Казанский К. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906.

44. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль//"Русское слово. 1859, 112.

45. Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку, 1969.

46. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность, М., 1978,

47. Климович Л.И. Книга о Коране /Его происхождении и мифологии/. М., 1988.

48. Кныш А.Д, Суфизм, Ислам: историографические очерки. М., 1991.

49. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. М., 1984.

50. Коран. С комментариями Сайда Абул ал-Маудиди. Махачкала, 1986,

51. Коран. Пер. Крачковского И.Ю. М., 1990,

52. Коран: сказания, предания, притчи /цитаты с комментариями/. М., 1991.

53. Корбин Г. Творческие мысли о суфизме Ибн Араби. Пристон,1969.

54. Кровяков Н. Шамиль. Черкесск, 1990.

55. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конир Ш века гиджры. Древности восточны. М., 1896,

56. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982.

57. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987.

58. Ланда Р. Ислам в истории России. М., 1995.

59. Лаудаев У. Чеченское племя//Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1872. Вып. 1У.

60. Линкс М. Что такое суфизм?//"Ат-Тавхид", 1994, ЖЕ.

61. Магомедов P.M. Борьба горцев т независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991.67. ал-Маудиди С.А. Путь к благоденствию. М., 1994.

62. Мамлеев Х.Б. Реакционная сущность мюридизма. Грозный, 1962.69. ал-Маудиди С.А. Принципы ислама. М., 1993.

63. Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе. Тифлис, 1889.

64. Межидов Д.Д. Мифы и реальность, Грозный, 1975.

65. Меркулов К,А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М., 1982.

66. Мец А. Мусульманский ренессанс, М., 1966.

67. Мугадиев 8.Д. Северо-кавказский мюридизм: истоки и современность. СПй, 1989.

68. Мур К., Зиндани А.-:,;. Коран и современная наука. Минск, 1994.

69. Мустафинов М.М, Зикризм и его социальная сущность. Грозный, 1975.

70. Мустафинов М.М. Современные суфийские ордена в Чечено-Ингушетии. М., 1976.

71. Мухаммад Содик, Мухаммад Юсуф, Тафсири хилол /комментарий Корана/. Ташкент, 1992.

72. Мухаммад Тахир. Три имама. Махачкала, 1990.

73. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времен. СПб., 1895.

74. Нурбахши Д. Таверна среди руин. М., I9S2.

75. О жителе Ичкерийского округа fepcKoil области аула Харачой// Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.

76. Оганесьян Ю. Абд-аль-Кадир. М., 1968.

77. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен по март 1917, Грозный, 1967.

78. Ошаев X. Мюридизм в Чечне//"Революция и горец", 1930, №9-10.

79. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.

80. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в ХП-ХУ вв. СПб., 1966,

81. Пиотровский М.Б, Коранические сказания. М., 1991.

82. Покорение Кавказа. Очерки истории прошлого и современного положения Кавказа. Изд. А.А.Каспарий. СПб., 1904.

83. Покровский Н,И. Мюридизм. Завоевание Северо-Восточного Кавказа. Докторская диссертация, 1939.

84. Покровский М.В. О характере движения горцев Западного Кавказа 40-60-х гг. XIX в.//"Вопросы истории", 1957, Л2.

85. Пружановский А. О начале развития мюридизма или духовной мусульманской войны в Дагестане и Чечне в 1823-1848 гг. //ЦГВИА, Ф.ВУА. №6512, л. 4-5.

86. Прозрителев Г. Шейх Мансур /Материалы для истории Кавказской войны/. Ставрополь, 1912.

87. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.95. Религии мира. М., 1994.

88. S6. Рзакулизаде С. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХП вв. Баку, 1982.

89. Руми Джалал-ад-дин. Маснави. Пер, с перс, В.Державина.М.,1995.

90. Руми Джала^ад-дин. Дивана. Пер. с перс. Н.Грибнева. М.,1995.

91. Руми Джалал-ад-дин. Путь совершенствования. Пер. А.М.Смирнова. М,, 1995,

92. Руми Джалал-ад-дин. Приближение к Богу. Пер. А.Степанянц, М.1995.

93. Руновский А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. Тифлис, 1863.

94. Саидбаев Т.О. Ислам и общество. М., 1984.

95. Саидов М. С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына Аль-Фараджа-ад-Дербенди "Райхан Хакаик ва бустан ад-дакаик" /Базилик истин и сад тонкостей/. Рукописная и печатная книга в Дагестане, Махачкала, 1991.

96. Саламов А, Правда о святых местах в Чечено-Ингушетии//Сб. статей Чеч.-Инг. НИИ истории, языка и литературы. Грозный,1964. Т.9.

97. Селимович М. Дервиш и смерть. М., 1869.

98. Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура. Орджоникидзе, 1932.

99. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма, М., 1993.

100. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

101. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1989. НО. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

102. Тарджамат макалати. Кунта-Шейх. Петровск, I9II.

103. Тримингэм Д. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.

104. Тутаев A.M. Реакционная секта Батал-Хаджи. Грозный, 1968.

105. УмароБ С., Шамилева М. Мюридизм перед судом времени. Грозный., 1984.

106. Учение священного Корана. Составитель Сейид-Реза Боргеи, Ташкент, 1990,

107. Фадеев А,Б. О внутренней социальной природе мюридистского движения на Кавказе в XIX в.//"Вопросы истории, 1955, №6.117. аль-$араби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.

108. Ханыков Н. О мюридах и мюридизме//Газета "Кавказ", Тифлис, 1847.

109. Хосров Д. Избранное. Ташкент, 1980.

110. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

111. Чарыев М.Б. Роль и место ислама в межнациональных отношениях. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1890,

112. Челеби 3. Книга путешествий. М., 1979.

113. Шамилев А. Религиозные верования чеченцев и ингушей. Кандидатская диссертация. М., 1964.124. аш-Шахрастани М.К. Книга о религии и сектах. Пер. с араб. С.М.Прозорова. М., 1984.

114. Шах йдрис. Мудрость идиотов. Суфийские притчи. Москва, 1993.

115. Шах Идрис, Суфии, Sa семью печатями. Харьков, 1993.

116. Шах Идрис. Суфизм, М., 1994.

117. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане /УП-ХУ вв./ Махачкала, I960.

118. Яблоков И.Н. Социология религии, М,, 1979.

119. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.