Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Атмачев, Сергей Игоревич

  • Атмачев, Сергей Игоревич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1999, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 184
Атмачев, Сергей Игоревич. Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Ставрополь. 1999. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Атмачев, Сергей Игоревич

русской эмиграции».

Введение

Глава I. Обзор русского консервативного политического мышления XX века и его основные объекты.

§1. Российский традиционализм и политическое мышление.

§2. Понятие верховной власти и самодержавия.

§3. Русская консервативная идея и ее основные особенности.

Гпава //. Самодержавное правовое государство по НА. Ильину.

§1. Идеи государства, права и правосознания в концепции И.А. Ильина.

§2. Конце> I ия самодержавного правового государства в учении

И. А. Ильина.

§3. Проект государственного устройства России по И.А. Ильину.

Гпава III. «Народная» монархия в воззрениях И.Л. Солоневича.

§ 1. Политико-правовые взгляды И.Л. Солоневича на сугцность и орган изацию верховной власти.

§2. Возникновение и социальная сущность русской государственности по И.Л. Солоневичу.

§3. Проект русской государственности и элементы будущей верховной власти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции»

Актуальность исследования обусловлена спецификой перехода современной России к гражданскому обществу и рядом серьезных трудностей, сопряженных с этим, крайне сложным и противоречивым в политическом и социальном планах, процессом.

Российское общество, встав на путь политических и экономических преобразований, мучительно ищет национальную идею и форму ее государственно-правового и политико-культурного оформления.

В этих условиях огромную важность приобретает политический и духовный опыт прошлого, усвоение которого может облегчить путь самосознания нашего общества.

Поэтому политико-правовые концепции русского консерватизма весьма актуальны и сегодня. Многие его положения могут быть весьма успешно применены (и применяются в ряде случаев) в правовой и политической практике нашего общества как средство выхода из создавшегося в стране идейного, нравственного и политического кризиса, с которым сталкиваются практически все общества, переживающие процесс коренной ломки традиционных устоев в условиях «модернизации».

Новое осмысление основных начал и положений русского консерватизма становится все более актуальным в практической деятельности юристов и правоохранительных органов, призванных бороться с проявлением асоциального поведения, порожденного не в последнюю очередь и сломом старого общества с его устоявшимися традициями и представлениями о добре и зле, праве, правде и справедливости.

Многолетнее одностороннее изучение истории политико-правовых идей прошлого и, в частности России, исключительно с марксистско-ленинских позиций, привело к формированию резко отрицательного отношения к самому понятию «консерватизма», отождествлявшегося в прошлом и нередко отождествляемого и поныне с ретроградством, а то и «махровой реакцией». При этом позиция консерваторов представлялась порой в искаженном и примитивизированном виде, а их прогнозы, оказывавшиеся подчас поразительно точными, попросту замалчивались.

Следует отметить также, что, несмотря на изменения в политической ситуации в стране, повлекшие за собой существенную переориентацию отечественной социально-политической науки, исследования консервативной идеологии в России по-прежнему, хотя и в меньшей степени, грешат однобокостью, по-прежнему принижается роль консервативных мыслителей, таких как К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, И.Л. Солоневич. Исключением является, пожалуй, лишь творчество И.А. Ильина, получившего в недавнее время весьма благожелательную прессу.

Вместе с тем в последнее время появились работы, в которых уже по-иному - в свете опыта «перестройки» и «реформ» весьма положительно оценивается творчество русских консерваторов, сумевших, в отличие от либерал-демократов, предвидеть не только итоги февральской революции, но в отдаленной перспективе даже и октябрьского переворота 1917.

В тоже время критика русского консерватизма ведется в современной публицистике, в основном, с позиций западных либерально-демократических ценностей. Следует особо подчеркнуть, что консерватизм, как политическое учение был в России неоднороден, равно как неоднороден он и в политических концепциях современных зарубежных государств и имеет различные формы своего выражения.

Если говорить о России, то одной из наиболее важных форм выражения русского политического консерватизма является православное понимание государства и права, основные положения которого в той или иной форме были модифицированы применительно к политической практике рассматриваемого в диссертации периода.

Теоретиками данного учения являлись такие ученые, философы и государственные деятели, как Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев и К.Н. Леонтьев, чьи имена за годы существования Советской власти были преданы забвению, а если и упоминались, то исключительно в резко отрицательном контексте. Справедливости ради следует отметить, что и в начале XX века их политические воззрения подвергались не столько разумной и взвешенной критике, сколько голословному отрицанию, а самим авторами огульно навешивались ярлыки «ретроградов», «махровых реакционеров» и «мракобесов».

Однако именно в трудах этих авторов кредо русского политического консерватизма получило свое окончательное выражение, именно в них были выработаны его основные понятия и положения, развитые впоследствии в новых исторических условиях эмигрантскими учеными и публицистами, такими как И.А. Ильин и И.Л. Солоневич, именно в их работах были даны исключительно точные политические прогнозы развития русской политической жизни и государственности.

А посему философские и политико-правовые взгляды каждого из названных ученых заслуживают самого пристального изучения. Эти, без преувеличения сказать, классики русского консерватизма аккумулировали в своих трудах огромный опыт государственного строительства в России, актуальный как для изучения, так и, в некоторых аспектах, для практического применения.

В наши дни, когда кризис государственных институтов власти, правовой нигилизм, кровавые межнациональные конфликты стали печальной повседневностью, достаточно актуально звучат некоторые положения русской консервативной политической теории, в частности в области прав и обязанностей граждан России, взаимоотношений народа и верховной власти, основ построения российской национальной государственности.

Таким образом, назрела настоятельная потребность в углубленном исследовании роли и места русского политического консерватизма, изучения трудов классиков этого течения и определения возможности практического применения некоторых положений.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является исследование политико-правовых основ русского консерватизма как особого рода национального политического мышления, определение возможного места и роли данного мировоззрения в подготовке и воспитании современных юристов.

Для осуществления данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

• Выявить на основе анализа научно-теоретического материала, выработанного в трудах русских консерваторов конца XIX - начала XX веков, основные понятия русского консерватизма, такие как верховная власть, самодержавие, государство и их содержание, сформулировать определение этих понятий применительно к политико-правовым реалиям современного Российского государства.

• Показать место и роль русского консервативного политического мышления в развитии русской политической теории середины XX века.

• Выявить основные направления и социально-политическую специфику концепций русских консервативных политических построении после октября 1917 года.

• Дать критический анализ философских и политико-правовых воззрений в России начала и середины XX столетия.

• Определить возможность применения некоторых положений русского политического консерватизма в процессе подготовки юристов.

Объектом диссертаиионного исследования являются воззрения выдающихся представителей русского политического консерватизма начала и середины XX века на общественные отношения, складывавшиеся в политико-правовой сфере России как основной части Советского Союза.

Предметом исследования служат научные исследования, труды и публицистика классиков консерватизма; русские консервативно-политические воззрения и идеи, генезис их возникновения и динамика развития в середине XX века, в частности, в сравнении с западными политическими доктринами, например, доктриной правового государства.

Методология исследования. В основе методологии исследования лежит диалектический подход к изучению русского консерватизма, как одной из форм русского политического мышления, обогащенного опытом февральской и октябрьской революций. Кроме того, в диссертации использовались сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный и логический методы познания.

Теоретическими источниками диссертационного исследования послужили работы видных теоретиков консерватизма - Л.Л Тихомирова, К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева, Н.И. Черняева, В.В. Розанова, В.Д. Каткова, а также видных теоретиков консерватизма середины XX века - И.А. Ильина и И.Л. Солоневича, русских «евразийцев» - П.Н. Савицкого, М.М. Шахматова, Г.В. Вернадского; либеральных правоведов и философов - С Л. Франка, П.И. Новгородцева, П.Н. Милюкова, Н.А. Бердяева, государствоведов - Н.М. Коркунова, А.Н. Градовского, Н.И. Лазаревского и др.; служителей русской православной церкви ДА. Хомякова, А. Тускарева, архимандрита Константина (Зайцева), протоиерея И. Восторгова. В работе использованы труды выдающихся русских историков В О. Ключевского и С. Ф. Платонова.

В исследовании были использованы также груды зарубежных авторов

A. Тойнби, О. Шпенглера, В. Шубарта, Л. Розенберга, рассматривавших проблемы генезиса и особенностей русской государственности, с которыми полемизировали русские консерваторы; классиков германской политико-правовой теории М. Вебера и К. Шмитга, Г. Кельзена, американского философа Н. Полторацкого, английского исследователя А. Брауна, польского политолога Е. Вятра.

Проблемы русского философско-политического мышления, политико-правовых взглядов русских консерваторов рассматриваются в работах А.Ф. Лосева, Л. Н. Карсавина, В.В. Кожинова, Д.С. Лихачева, В.А. Рогова, В.А. Гусева, И.А. Исаева, Ю.С. Пивоварова, М.Б. Смолина, В.И. Карпеца и др.

Идейные истоки консерватизма, его эволюция неоднократно подвергались рассмотрению и анализу (чаще всего критическому) как в советской, так и в современной российской литературе. Здесь следует отметить работы таких авторов, как Б.Т. Григорьян, П.А. Зайончковский, Л.С. Мамут,

B.А. Твардовская, К. С. Гаджиев, П.Ю, Рахшмир, Т.М. Фадеева, Л.Т. Кривушин, Б.А. Куркин, Ф. Я. Шипунов, A.M. Мигранян и др.

В исследовании представлены материалы научной периодической печати, освещающие современные аспекты русского консерватизма, православной государственности и политико-правовых воззрений.

Научная новизна исследования заключается в том, что в период переоценки исторических и политико-правовых процессов в Российском государстве оно представляет собой одну из первых попыток современной отечественной истории политических учений проанализировать политико-правовую теорию российского консерватизма середины XX века. В работе рассмотрен ряд вопросов, которые не были ранее предметом специального изучения, сделаны некоторые новые обобщения и выводы. В частности, предложен подход к рассмотрению консервативною учения как к разновидности русского консерватизма в новых исторических — послереволюционных - условиях. Рассмотрена диалектика основных понятий русского консервативного учения, выработанных усилиями русских философов и государственных деятелей - Л.А Тихомирова, К.П. Победоносцева, В. В. Розанова, Н. И. Черняева и продолжателей их дела И.А. Ильина и И.Л. Солоневича как ярких представителей русской консервативной политической теории. Обобщены их идеи образования и специфических особенностей русской государственности, их политико-правовые взгляды.

На защиту выносятся следующие положения, выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационном исследовании.

1. Большинство современных концепций понимания государства, деятельности его политических институтов основаны теориях западной политической науки, базирующейся на идее евроцентризма как некоей метаидеологии, что зачастую приводит к неверному или, как минимум, неточному пониманию процессов, происходящих сегодня в российском обществе. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на политико-правовые воззрения русского политического консерватизма. Их видение основ государственности России, ее правовой системы, высказанное в работах Л.А Тихомирова, К.Н Леонтьева, К.П. Победоносцева, В.В. Розанова, И.А Ильина, И.Л. Солоневича и многих других адептов этого направления философско-религиозной и политической мысли предполагает наличие духовного единения нации, которой присущи черты и европейского и азиатского менталитета, выраженное в существовании государства с сильной централизованной властью, в моральной и правовой ответственности личности перед, обществом, государством и верховной властью, а также ответственностью верховной власти перед Богом за вверенную ему страну и народ.

2. Опыт проведения современных реформ убедительно показывает, что западные принципы построения государства на базе «общественного договора», «пакта о взаимном ненападении», «суверенитета личности» и вытекающего из него принципа личного благоустройства любыми средствами, представляется в российских условиях не всегда конструктивным, ибо зачастую ведет к распаду связующих общества ценностей, веками скреплявших русское общество.

Автор рассматривает идеологию консерватизма как типичное проявление идеологии «традиционного общества» (концепция которого была выработана усилиями современных социологов и культурантропологов), с характерными для него представлениями о добре и зле, государстве, правде и праве, ответственности перед Богом и людьми.

Подобное положение вещей объективно побуждает обратиться к духовному наследию русского политического консерватизма, имеющего своим идейным источником православное понимание государства, правды, права (в том числе и неписаного, часто совпадающего с этикой), традиционализма, что коренным образом отличает его от западного консерватизма.

3. Распадающаяся сегодня система национальных духовно-нравственных ценностей должна быть существенно пересмотрена и укреплена исходя из теоретических концепций отечественного традиционализма, русского политического консерватизма. Представляется, что такое укрепление благотворно отразится на жизни всего российского общества, и, в частности, окажет значительное влияние при формировании жизненной позиции подрастающего поколения, студентов и всех, интересующихся русской историей.

4. Несмотря на ставшую уже традиционной республиканскую форму правления, и некоторые пропагандируемые, внедряемые и прижившиеся либерально-демократические ценности, в обществе продолжают сохраняться существенные черты, присущие традиционному обществу. Эти особенности национальной, поразительно устойчивой, ментапьности должны сегодня не просто присутствовать в обществе, но оберегаться и культивироваться.

5. Русский политико-правовой консерватизм, фактически остановившийся в своем развитии после февральской революции (и в особенности после октябрьских событий), получил новый импульс к развитию и принял имеющийся на сегодняшний день вид благодаря трудам русских эмигрантов: И.А. Ильина, публициста И.Л. Солоневича и «евразийцев», воспринявших основные положения дореволюционной философской и консервативной политико-правовой мысли и развивших ее в новых исторических и социально-политических условиях.

6. Философско-политический консерватизм в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича, показал свою прогностическую силу и позволил по-новому, уже на базе имеющегося послереволюционного опыта переосмыслить сущность и специфические особенности возникновения, развития и крушения монархической государственности в России, а также выявить некие исторические константы, присущие российской государственности как таковой и русскому консервативному политическому мышлению.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней с позиций теории права и государства раскрывается опыт русского политического консерватизма на устройство государства и общества. Автор предпринял попытку проанализировать взгляды философов-консерваторов XX столетия на теорию государства и его политические институты.

Автор исследует работы преданных забвению и вновь «открытых» основоположников консерватизма Л.А. Тихомирова, К.П. Победоносцева и продолжателей их дела Н. Черняева, В В. Розанова, И.Л. Солоневича, И.А. Ильина, выявляя общее и особенное, что было присуще и концепциям в раскрытии содержания понятий государства, самодержавия, верховной власти.

Диссертационное исследование ориентирует последующих исследователей на дальнейшую разработку идей русского политического консерватизма и теоретическое обоснование их практического применения.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют наиболее полно представить историю формирования и развития политико-правовых идей в России, а также выделить особенности русского духовного менталитета, правопонимания и соответствующих им идей устройства государства. В свою очередь благодаря этому становится возможным предположить дальнейшие перспективы развития российского государства и общества.

Поскольку либерально-демократические идеи, проповедуемые сегодня в России, оказались, в значительной степени, непродуктивными, то необходимо обращение к опыту русского политического консерватизма, как к учению, позволяющему сформулировать не только идею дальнейшего социального развития, но и приемлемые для общества и государства формы.

Представляется, что полученные результаты могут быть также использованы при разработке новых учебных программ по подготовке правоведов.

Материалы диссертационного исследования содержат в себе определенную информацию, имеющую теоретико-познавательное значение, расширяют представление о правовом государстве и проблемах его осуществления на практике. Отдельные положения могут найти практическое применение в преподавании общей теории права и государства, истории права и государства, истории правовых и политических учений, политологии и социологии.

Лпробаиия материалов исследования. Материалы исследования нашли отражение в опубликованных статьях. Основные теоретические выкладки работы были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий при изучении таких дисциплин как «История государства и права России» и «Основы философии» на Ставропольском факультете Санкт-Петербургского университета МВД России. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Ставропольском государственном университете, Отрадненском гуманитарном институте, и в Северо-Кавказском социальном институте Московского открытого социального университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Атмачев, Сергей Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Консервативные учения И.А. Ильина и И.Л. Солоневича, явившиеся на свет в конце 40-х - начале 50-х годов нашего столетия, являют собой завершающую фазу развития русского политического консерватизма. Эти концепции - продолжение традиций русской религиозной философско-политической мысли, воспринявшей идеи православного традиционализма и придавшей ей в начале XX века светский оттенок.

Следует подчеркнуть, что специфика русского консерватизма как религиозно-философского и политико-правового течения, равно как и специфика политико-правовой надстройки России становятся более понятными в свете понимания России в качестве «традиционного» общества, концепция которого уже прочно утвердилась в современной социально-политической науке.

Русская консервативная мысль самым решительным образом отошла от идей евроцентризма и пыталась обосновать идею русской цивилизации как евразийской, не сводимой, тем не менее, ни к европейскому, ни к азиатскому типу, цивилизации уникальной и самодостаточной, порождающей свое понимание культуры, Космоса, религии, власти, государства и права.

Однако недостаточная рациональность построений, обусловленная особенностями русского философского мышления - его асистематичностью, фрагментарностью, определенной и очевидной слабостью рационального анализа, не позволила говорить о русском политическом консерватизме как завершенном всеобъемлющем учении, способным дать всеохватывающий комплексный анализ развития русской цивилизации, особенностей ее культуры, государства, права и государственно-правовой и политической идеологии.

Тем не менее, русский политический консерватизм к началу XX века выработал и отшлифовал определенные понятия, легшие в основу консервативных воззрений И.А. Ильина и И.Л. Солоневича, как-то: государство, верховная власть, самодержавие, соборность, самоуправление.

Так, государство рассматривается консерваторами не как абстрагированный от человека институт с ярко выраженной принудительностью, не как чисто политическое явление; в теоретических построениях консерваторов, опиравшихся в своих работах на труды православных Святых, государство лишено этой политической однобокости и мыслится как явление более сложное - политическое, морально-религиозное и нравственно-человеческое.

Не существует абстрактно-отвлеченного политического государства, которым оперирует позитивная наука. Государство, по мнению консерваторов, составляют люди, наделенные свободой воли, а они в любых исторических условиях могут способствовать созданию глубокой, по моральной сути религиозной государственности, при условии не отпадения их от Бога.

При таком понимании государства верховная власть, воплощаемая в лице самодержавного монарха, становится легитимной, праведной и «правильной», когда подчинена идее правды.

Эти идеи и развивали И.А. Ильин и И.Л. Солоневич, каждый на свой манер.

И если И.А. Ильин пришел к концепции православного самодержавного правового государства, радикальным образом переосмыслив опыт западноевропейской доктрины правового государства, а, заодно развив и традиционные идеи славянофилов о самодержавной монархии и сущности и назначении царской власти, то И.Л. Солоневич выступил с радикально светским учением о «народной монархии», пытаясь обосновать ее исходя из опыта исторического развития монархической государственности в России.

Обе концепции являют собой пример славянофильских утопий, обращенных в будущее. Обе они подводят определенный итог в очередном этапе развития русского консерватизма, сумевшего поставить перед отечественной общественностью важнейшие вопросы государственного бытия России.

Нынешнее российское общество и поныне сохраняет важнейшие черты традиционного общества, а потому значение консервативных концепций организации верховной власти, народного представительства и самоуправления являются для него по-прежнему актуальными. Разумеется, авторы консервативных учений, предлагая свои рецепты формирования верховной власти в будущей, посткоммунистической России не могли предвидеть всех сложностей процесса становления российского общества, вступившего в полосу очередной «модернизации», а потому их рецепты не могут быть приняты во всем и безоговорочно. Тем не менее, значение трудов этих теоретиков заключается еще и в том, что они смогли предвосхитить крушение Красной Империи на основании предшествующего тысячелетнего опыта существования российской государственности. Учитывать этот исторический опыт - задача современных отечественных обществоведов.

Неудачи последних лет в реформировании общества убедительно показали, что России необходим свой путь государственного развития, поскольку в любом обществе существует только ему присущая культурная среда, формируемая поколениями, и взгляды, оценки, ценности и стереотипы поведения людей переходят из поколения в поколение. Это и есть то, что определяет политическую культуру общества, характеризует процесс социализации его граждан.

А потому внимательное изучение трудов русских консерваторов поможет в дальнейшем избегать ошибок в построении свободного, подлинно демократического правового общества и государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Атмачев, Сергей Игоревич, 1999 год

1. Абрамов А.И. Консервативные социальные учения в России П половины X1. века. // Сб. Русская философская мысль 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990.

2. Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы. М., 1985.

3. Алисов П.Ф. Катков. М., 1887.

4. Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи. Вопросы истории отечественной правовой мысли. Ставрополь, 19%.

5. Байгушкин А. И. Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX начале XX века. Автореферат канд. дисс. М., 1998.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

7. Бердяев Н. А. Новое средневековье. М., «Феникс», 1991.

8. Бичехвост А.Д., Варламова Н. Из политической жизни России конца XIX начала XX вв. Очерки истории общественных движений и политических партий. Саратов, СЮИ, 1994.

9. Бурин С. Судьбы безвестные. М., 1994.

10. Васил ьев Л .С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

11. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., «Юристь», 1994.

12. Вебер М. История хозяйства. Пг. 1923.

13. Виппер Р. Круговорот истории. Москва-Берлин, 1923.

14. Воспоминания Льва Тихомирова. М-Л., 1927.

15. Восторгов И. Прот. Полн. собр. соч. СПб, 1994, т. 3.

16. Вятр Е. Социология политических отношений. М., «Прогресс», 1979.

17. Гаджиев К С. Современный консерватизм: опыт типологизации.// Новая и новейшая история, 1991, №1.

18. Гайденко П.Н. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве).// Вопросы философии, 1992, №12.

19. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консервативной волны. М., 1987.

20. Гегель. Сочинения. М.Л., 1938, т. 10.

21. Гневушев М.В. К.П. Победоносцев. Киев, 1907.

22. Гоголь Н. В. Духовная проза. М., «Русская книга», 1992.

23. Градовский А. Начала русского государственного права. СПб, 1875, т.I.

24. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь, 1997.

25. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб, 1995.

26. Данилевский Н. Я. Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890.

27. Дневник Л.А. Тихомирова (1904-1906)// Красный архив. 1930. №1 (38), №4-5 (41-42).

28. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-80 гг. М., 1964.

29. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., «Мысль», 1978.

30. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

31. Знаменательное десятилетие (памяти Каткова М.Н.). М., 1897.

32. Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М. СПб, 1992.

33. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России II половины XIX начала XX вв. М., 1975.

34. Ильенков Э. В. Проблема идеального.// Вопросы философии, 1979, № 6.

35. Ильин И.А. Наши задачи. Ст. 1948-1954. М., «Рарог», 1992, т. 1-2.

36. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи.// Под ред. Н.П. Полторацкого. Совместное издание Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс. Джорданвилл, Н-Й., 1991.

37. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона Российской империи. М., 1996.

38. Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен-Москва, 1993.

39. Ильин И.А. О монархии и республике.// Вопросы философии, № 4-5,1991.

40. Ильин И.А. Понятия права и силы. Опыт методологического анализа. М., 1910.

41. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., «Республика», 1993, с. 260.

42. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России: конец XIX начало XX в. М., Наука, 1991.

43. История полит ических и правовых учений XIX в. М., РАН, 1993.

44. История буржуазной социологии XIX начала XX века. М., «Наука», 1979.

45. Капустин Б.Г. Специфика афро-азиатских обществ и методология буржуазной социологии развития. В кн.: Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. М., 1981.

46. Карпец В. И. Верховная власть в России XVI XVII вв.// Советское государство и право, 1985, №9.

47. Карсавин Л. П. О сущности православия.// «. ИЗ РУССКОЙ ДУМЫ» М., 1995, т. 2.

48. Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905.

49. Катков М.Н. О современных вопросах России (1879-87). М., 1898.

50. Киселев И.Я. Неоконсерваторы против рабочего класса. М., 1988.

51. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1957, т.2.

52. Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А. Ильина.// Диссертация. СПб., 1993.

53. Ковалевский М М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. В 3-х томах. М., 1906.

54. Ковалевский М.М. Демократия и ее политическая доктрина.// Курс лекций, читаемых на экономическом отделении СП-бПИ в 1912-1913 гг. Касса взаимопомощи студентов СП-бПИ им. Петра Великого, 1913.

55. Коваленко В.И., Мощенков Е.Н. Российская государственность: идеология и самосознание народа.// Вестник МУ, серия 12 (социально-политические исследования), 1993, №2.

56. Кожинов В.В. Россия век XX. 1901 1939. М., «Алгоритм», 1999.

57. Кожинов В. В. История Руси. Современный взгляд. М., «Чарли», 1997.

58. Консерватизм в России (круглый стол).// Социологические исследования, 1993, №1.

59. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1893, т. 1.

60. Коялович М. О. История русского самосознания. Минск, 1997.

61. Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли (историко-социологические очерки). Л., 1978.

62. Куркин Б.А. Политическая культура.// Советское государство и право, 1983, №7.

63. Куркин Б.А. Теория правового государства и практика конституционализма в ФРГ.// Советское государство и право, 1984, №10.

64. Куркин Б. А. Правовое государство и законность.// В сб.: Проблемы укрепления социалистической законности и правопорядка. М., 1982.

65. Куркин Б.А. Философские аспекты политологии в ФРГ.// Вопросы философии. 1980, №2.

66. Куркин Б. А. Политическая философия в ФРГ. Ростов-на-Дону, 1987.

67. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910, т. 1.

68. Ленин В. И. Эсеровские меньшевики. ПСС., т. 13.

69. Ленин В. И. О черносотенстве. ПСС., т. 24.70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.