Сущность и специфика современных нетрадиционных религий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Копысов, Дмитрий Юрьевич

  • Копысов, Дмитрий Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1994, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 159
Копысов, Дмитрий Юрьевич. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1994. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Копысов, Дмитрий Юрьевич

Введение. . 3-е. 10.

Глава I. Общая характеристика нетрадиционной религиозности. 11 - 56.

1. Хронология нетрадиционной религиозности. 11-е. 29.

2. Причины возникновения феномена нетрадиционной религиозности, егоциальная Раза. 29-е. 40.

3. Типология и классификация нетрадиционной религиозности. 41-е. 56.

Глава II. Вероучение, культ и организация нетрадиционных религий. Нетрадиционные религии в России. 57-е. 148.

1. Вероучение нетрадиционных религий. 57 - 93.

2. Культ и организация нетрадиционных религий.". о. 93-е. 113.

3. Нетрадиционные религии в России. 114 - 148.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность и специфика современных нетрадиционных религий»

Объект исследования, предпринятого в данной работе - нетрадиционные религии. Задача выявления предмета исследования путем установления специфических черт и времени его существования еще очень далека от однозначного решения. В настоящее время, как и с появлением нетрадиционных религий (60-70е г. г. XX. века), исследователи расходятся во взглядах в вопросе о том, что следует считать нетрадиционной религиозностью и с каким периодом истории связано ее появление.

По отношению к характеристике религии и церкви наиболее часто употребляемыми в научной литературе являются три разных значения термина "традиция". Первое употребляется, когда речь .идет о традиционной религии и церкви в значении их доминирования в обществе и официального их признания государством. Второе значение этого термина используется для обозначения исторической преемственности основных положений вероучения, культа и организации. Третье значение термина (обычно формулируемое отрицательно) употребляется для подчеркивания несвойственности того или иного религиозного движэния культурно-историческим особенностям социума, в котором оно возникло и распространяется.

В данной работе понятие "нетрадиционные религии", включающее в себя все три смысловых значения термина "традиция", обозна-' ченнью выше, используется в узком смысле. Именно в таком узком смысле он используется практически с момента возникновения самого обозначаемого им явления. 'Этим явлением были религиозные новации 60-70-х г г. XX века в странах Западной Европы и Северной Америки, значительно отличающиеся от господствующей христианской традиции в лице католичества и протестантизма.

Но уже в то время многими исследователями, как зарубежными*, так и советскими**, было установлено, что подобные же религиозные феномены могут быть отмечены и в послевоенной Японии. Продолжив исследования вглубь религиозной истории, многие ученые сошлись во мнении, что нетрадиционные формы религии могут быть обнаружены практически на всем протяжении истории человечества, поскольку любая из существующих, да и существовавшие ранее являются возникшими. Даже те, что претендуют на изначальное существование (как, например, индуизм), подвергались в ходе' истории многочисленным модификациям и имели в качестве своих предшественников первобытные формы верований. А первобытные формы верований, в свою очередь, также не были неизменными.

Так сложилось широкое понимание термина "нетрадиционные религии". Оно отмечает наличие множества тенденций нетрадиционной религиозности в разные периоды истории и у разных народов, слагающихся на общей основе в специфическую "традицию. Практически с начала изучения нетрадиционных религий нашего времени была отмечена и связь альтернативной религиозности с кризисными состояниями общества на протяжении всей истории человечества.

В данной работе термин "нетрадиционные религии" используется в узком, первоначальном смысле - для обозначения новых религиозных явлений, охвативших западные страны в 60-70-е гг. XX в. Benz Е. Neue Religionen. - Stuttgart, 1971. Арутюнов С. А. , Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М. , 1968.

Этот первый, употребленный, пожалуй, интуитивно, представляется наиболее полно отражающим специфику проблемы (хотя явление нетрадиционной религиозности 60-70-х г г. столь разнообразно и многолико в своих проявлениях, что и этот'термин иногда приходится употреблять с оговорками).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречаются и другие термины для обозначения данного явления. Один из них - "альтернативные религии". Употребление' его представляется достаточно правомерным. Но он выражает только одну из тенденций нетрадиционной религиозности - ее оппозиционность по отношению не только к вероучению, культу и организации господствующей в обществе церкви, но иногда и ко всему социальному строю в целом. Оппозиционность эта, как правило, очень ярко выраженная на этапе возникновения религиозной новации, затем несколько смягчается, и на первый план выступает несколько иное значение термина "альтернативные религии" - как декларирование возможности для человека современного общества выбрать для себя подходящую религию среди множества других.

Еще одно обозначение нетрадиционных религий в литературе -"молодежные", что верно указывает на возрастной состав участников религиозного движения.

Понятие "религии Нового века", навеянное двухтысячелетним юбилеем христианства, отражает в какой-то мере взгляд на проблему представителей традиционных христианских конфессий и не лишено некоего апокалиптического смысла, придаваемого ими явлению нетрадиционной религиозности*. См. , например: Роуз С. Православие и религия будущего. -М. , 1991.

Другие обозначения, встречающиеся в литературе - "новые"; "странные", "экзотичные" являются не более чем эпитетами. Таким образом, термин "нетрадиционные религии" (в узком смысле) представляется наиболее полно отражающим суть исследуемого феномена.

В последние-голы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все , сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках.' В этих-условиях в Россию в большом количестве начинают, проникать нетрадиционные .религии из Западной Европы и США. Причем некоторые из них, .например, иеоориенталистские культы, становятся на территории России как. бы дважды нетрадиционными, так как культурно инородными для нашей страны являются и сами гю себе восточные религии и их западные переиздания. Окрепшие за прошедшие годы в финансовом отношении, хорошо организованные и использующие новейшие достижении техники для пропаганды своего вероучения в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, они находят в России достаточное количество новых адептов. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько 'Трад-ционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты;, а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек (в первую очередь лейте ли городов.] поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания.

В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных религий. Следует отметить также, что в связи с объективными условиями в последнее время в пашей стране количество научных исследований по данной теме резко сократилось по сравнению с 80-ми годами. Обобщюшцх работ практически нет совсем. Получилось так, что одновременно в стране появилось множество работ теоретиков нетрадиционных религий (Раджкиша, ивами Бхактиведан-ты Прабхупады, Махариши Махеш йоги и др. ; причем в большом количестве выходят и труды идеологов нетрадиционных религий нача-. ла XX века (теософии, антропософии) - Р. Штейнера, Е. ' Бла-ватской и др.). Пропаганда их религиозных воззрений ведется по телевидению и радио. Таким образом, именно сейчас данная тема исследования стала актуальной в буквальном смысле. . Объектом изучения западной науки нетрадиционные религии стали практически с момента своего появления. Первые исследования о нетрадиционных религиях появились в начале 70-х гг. и охватывали достаточно короткий промежуток их истории, отмеченный широчайшим распространением религиозных исканий в странах Западной Европы и США во второй половине XX века*.

Эти первые работы в значительной степени являлись обзорными, а далее изучение нетрадиционной религиозности проходило по нескольким направлениям. Одним из направлений изучения было выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии 2-й половины XX века предшественников в истории религий и к каким

1. Benz Е. Neue Religionen. - Stuttgart, 1971. Ellwood R.

Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewood Cliffs, 1973; Harper M. Gurus, Swamis and Avataras.

Philadelphia, 197 2 и др. этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий вообще (Т. Роззак, М. Элиаде, Р. Элвуд). Другим направлением исследования явилось определение социальной базы нетрадиционной религиозности (Б. Джонсон, Р. К. Фенн, Ч Гдок, Е. Вильсон). Появились работы, посвященные какому-нибудь одному направлению в нетрадиционной религиозности (более всего - неохристианству - Ж. Дюшен, Р. Элвуд, А. Мосс, Д. Петерсон, К. Лич, Э. Плоумен, П. Майнхольд и др.). Еще одним направлением изучения нетрадиционных религий явилась попытка систематического обзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий (Р. Хаакк), в том числе и с включением их в общую картину религиозной жизни западного мира в XX веке (X. Рёллер).

В отечественной науке существует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Л Н. Митрохина, В. Ф. Миловидова, Ю. А. Кимелева. В работах Е. Г. Балагушкина, Б. 3. Никифоровой были рассмотрены социальные программы нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Достаточно много работ посвящено отдельным направлениям нетрадиционной религиозности Ulli. Митрохин, П. С. Гуревич, A.A. Ткачева, E.G. Сафронова, Б. И. Клюев). Проблеме места нетрадиционных религий в духовной, социальной и религиозной жизни США посвятили свои работы Л. Н. Великович, Д. Е. Фурман, H. H. Яковлев. Неоиндуистские культы, их место в системе реформированного индуизма подробно осветила в своей книге "Индуистские мистические организации и диалог культур" А. А. Ткачева*. Значение нетрадиционной Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. - М. , 1988. религиозности, богоискательства вообще в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества 2-й половины XX века рассмотрено в работах П. С. Гуревича. Наиболее полным и всеобъемлющим теоретическим исследованием по проблеме является книга Е. Г. Балагужина "Критика современных нетрадиционных религий"*. Следует отметить, что хотя это исследование Е. Г. Балагушкина является очень ценным по широте охвата проблемы, ее теоретическому религиоведческому анализу и огромному количеству фактического материала, основная схема возникновения и развития нетрадиционной религиозности дана с несколько устаревших методологических позиций.

Исходя из общего состояния разработки проблемы в научной литературе и ее практической значимости для современного периода в диссертации формируется основная цель: выявить с позиций современного религиоведения сущность и специфику явления- нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, ее социальную базу, а также социальные, экономические, психологические, гносеологические предпосылки возникновения;

- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;

- выявить этапы развития и распространения нетрадиционных Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М. , 1984. религий;

- попытаться дать классификацию и типологию нетрадиционных религий.

В своем исследовании автор руководствовался диалектико-мате-•риалистической научной методологией, анализируя исследуемые явления, исходя из основополагающего принципа историзма. Из всего комплекса методов прежде всего использовался историко-генети-ческий подход в сочетании с ретроспективным анализом. '■ Данное, исследование невозможно было бы провести без системного анализа, а также сравнительного метода. Все эти методы применялись в сочетании и взаимном дополнении.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации была предпринята попытка целостного исследования феномена нетрадиционной религиозности на западном и российском материале. Материалы по российским нетрадиционным религиям были собраны автором диссертации в основном методом социологического опроса, т. е. бесед с представителями новых сект и культов. Вероучение, культ и организация некоторых из них (славянские неоязычники, Церковь Божией Матери Преображающейся) ранее в научных работах не освещалась.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и методические положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы, а материалы исследования могут быть использованы в преподавании и изучении курса истории религиозных учений. По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Копысов, Дмитрий Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б заключение стоит отметить, что нетрадиционные религии представляют собой чрезвычайно сложное ■ явление: выявить •сущ-. кость и специфику которого можно лишь рассмотрев все его аспекты. основной причиной возникновения данного феномена видится само изменение ситуации человека в мире, вызванное кризисом традиционных духовных, культурных и религиозных ценностей, который был вызван в свою очередь комплексом социальных, экономических и политических потрясений, охвативших страны Европы, и Северной Америки в середине и конце XX века. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики и политического положения, наступившего в до-х гг. в западном мире, можно с достаточной доле уверенности сказать, что феномен нетрадиционной религиозности не исчезнет с преодолением кризисной полосы в развитии Запада, беиео того, путем проникновения в Восточную Европу и-в страны бывшего СССР нетрадиционная религиозность расширила свой ареал. Конечно, можно отметить, что многие из мелких нетрадиционных сект и культов возникают и исчезают за небольшой промежуток времени, но в целом причины, раз за разом порождающие их, остаются. Более того, многие положения нетрадиционных религий, в том числе и неоориенталистских, проникают в массовое сознание западного мира, становясь расхожими стереотипами, а богоиска-тольокие настроения, в основном в среде молодежи и интеллигенции, существуют довольно устойчиво. Массовое сознание западного человека в свете этого по может быть охарактеризовано как христианское, но и его еекудярнып характер является .весьма сомнительным. В связи с этим можно вспомнить, что представители многих христианских конфессий рассматривают современную эпоху как "постхристианскую" (в частности, под таким углом зрения она рассматривается в правое пав и и.). о такие крупные , хорошо организованные и крепко стоящие на ногах в финансово-экономическом отношении секты и культы, как Международное Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная Медитация, Сайентологическая церковь, Миссия Божественного Света, Церковь Объединения и. некоторые другие, прочно заняли свое место в ряду религиозных явлений Запада. Ситуация религиозного плюрализма в целом представляется тоже достаточно устойчивой, а возможность выбора человеком религии для исповедания создает новые условия в системе взаимоотношений человек - общество.

Преимущество нашего времени заключается в том, что сегодня можно исследовать эволюцию нетрадиционной религиозности на протяжении довольно длительного времени с конец 60-х гг. - начало 90~х гг. XX века).

Можно также рассматривать и ыяавнивать их развитие и распространение в странах ясна и западной Европы и у нас в стране. Рассмотрение проблемы г; таком временном и географическом отрезвев .времени подтверждает1 мнение о том, что эволюция нетрадиционных сект и культов направлена от непримив^имой оппозиции, прежде всего духовной, к интеграции в современный плюралистический религиозный мир. Вновь возникающие в России секты и культы настроены по отношению к порядку в обществе столь же непримиримо, как и их предшественники па Западе в конце 60-х - начале 70-х гг. Но даже сейчас в некоторых из них видны тенденции, могущие пои определенных обстоувгельствах привести к примирению их с окружающим обществом, при условии, что государственная политика 151 будет поощрять плюрализм в религиозном отношении. Славянское неоязычество, например, в лице многих своих.членов связано с нарождающимся предпринимательством. Церковь Божией Матери Преображающейся отличается уже сейчас благожелательным отношением к реформам в России. .

Типологически нетрадиционные секты и культы принадлежат не столько к тем религиозным традициям, связь с которыми они декларируют (индуизм, буддизм, христианство, язычество и др.), сколько к новому типу религий. Если брать за- основу принятую в отечественной литературе типологию религий в связи с их соответствием тому или иному этапу развития общества, то можно отметить,^ что нетрадиционные религии можно выделить в определенный тип религиозности, отдельный от всех предыдущих - племенных, национально-государственных и мировых. Поскольку он следует за мировыми религиями по времени возникновения и в смысловом отношении (тяга к универсализму, сопряженная с дроблением в рамках определенных субкультур), то их можно определить как постмировые религии (или, может быть квазинаДнационадьные религии, хотя оам термин- згу пит неблагозвучно), так как они выражают собой главную тенденцию современного индустриального общества I, посткапиталистичеокопо, по определению некоторых отечественных и зарубежных социологов) в области религии - тенденцию к осуществлению выбора религии человеком в рамках спектра религий всего мира, .осуществляемого с надеждой на то, что именно эта религия является изначальной (чаше всего) и истинной (всегда). В рамках современных процессов экономической, социальной, политической и культурной интеграции духовное соперничество мировых ■религий выглядит в глазах молодежи Западной Европы, США и России (а именно она составляет основную часть адептов нетрадиционных религий) как нспсонс, отсюда и стремление вернуться к изначальной истине (М. Ьлиаде), которую как им кажется, воплощают нетрадиционные религии. Но адекватное возвращение к архаическим культам невозможно, как мы попытались это показать на примере неозычеетва, неощаманизма и т. д. , поэтому налицо религиозное творчество. Но в конце XX века теоретики нетрадиционной религиозности не могут игнорировать науку, отсюда включение в вероучение ряда научных (иногда псевдонаучных, напрашивается аналогия с магией) положении, а также элементов различных современных философских, политических, экономических теорий, что создает эклектичную ¡.'ангину всего вероучения в целом, впрочем, соответствующую положению современного человека в мире, когда высшие достижения НТР соседствуют в реальной жизни с "примитивными представлениями о многих вещах. для определения принадлежности той или иной секты или культа к нетрадиционным религиям мною наличия одного какого-либо признака. Лишь наличие нескольких определяющих признаков должно решать этот вопрос. Для нетрадиционных религий характерны такие черты: ь). особый тип организации, к). Новые по отношению к традиционным религиям формы культа, достаточно эклектичные. 3). Характерные моменты в вероучении - мистическая основа, своеобразное отношение к науке (отрицательное отношение к традиционной науке и объявление своего учения "наукой", "знанием")., антропоцентризм ■( не всегда), претензии на избранность и универсальное значение своего учения м всегда).

Задача изучения нетрадиционной религиозности далека от завершения, хотя бы потому, что возникновение новых сект и культов происходит у нас на. плазах. Н.о уже возможно углубленное ивученит их развития' в внух различных культурно-исторических

- 153 регионах - на Западе и г России и в определенном временном промежутке. с

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Копысов, Дмитрий Юрьевич, 1994 год

1. Арсёнкин В. К. Кризис религиозности и молодежь. М. , 1984.3'. Арутюнов С. А. , С гГ. В. Старые и новые боги Японии. М. , 1968.

2. Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М. , 1978.

3. Великович Л. Н. Современный капитализм и религия. М. , 1984,- 155 •

4. Григоренко А. Ю. Сон разума рождает чудовищ. Критические заметки о мистицизме и иррационализме. Л. , 1986.

5. Григулевич 14. Р. Пророки "новой истины". М. , 1983.

6. Гуревич П. С. Бесхрамовые боги. Л , 1984.

7. Га' Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? М. , 1986. 13. гуревич П. С. Миропоозрепчеекио аспекты соотношения мистики, и науки. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М. , 1989.

8. Гуревич П. С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. У, , 1981.

9. Гуревич П. С. Соверменные внеконфесеиональные организации на Западе. М,- , 1983. " '

10. Гусева И. Г. Индуизм. М. , 197?.22, ДжеймсЗУ .Многообразий- религиозного опыта. М. , 1910.

11. Клюев Б. И. Йога: философия и практика. Вопросы научногоатеизма. М. , 1939. 24. Корпев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран

12. Азии. М. , 1983. 35. Кочетков А. А. Буддизм. М. , 1937.ыб. Курт^жова Л. П. .-п л,н.'ия и церковь в ФРГ Вопросы научного атеизма. Вып. 39. ы. , 1903.

13. Лебедев Б. И. Духи в ,,еркале психологии. М. , 1987.

14. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. м. , 1989. 33. Митрохин Л. П. Негритянское движение в США: идеология и политика. М. ,1974.

15. Митрохин JL Н. Религии "Нового века". М. , 1986.

16. Митрохин Л. Н. Социально • политическая природа "религий нового века". Вопрос;.1' научного атеизма. Вып. 32. М. , 1985.35. "Мифы народов мира". Энциклопедия. М. , 1987-88.

17. Молчанов В. В. Массовая культура и суеверие. Е , 1987. •

18. Шло Е. Г. Проблемы романтического сознания в молодежной "контркультуре" 60-х годов. В кн. : Культура и идеологическая борьба. М. , 1979.

19. Никифорова В. 3. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности. Бон росы научного атеизма. Вып. ,38. М.,'1989.

20. Поспелов Б. В. Идеология "левого" радикализма в Японии и ее социально-классовая ноль. В кн. : Япония. Ежегодник. 1975.

21. Рожнов В. Е. , Рожпова М. Д. Гипноз от древности 'до наших . дней. М. , 1987.ч!. Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М. , 1986.

22. Руткевич A.M. Социально-психологические аспекты критики религии. Л. , 1986.

23. Рыбаков Б. А. "Язычество древних славян"', Е , 1994 г.

24. Сафронова Ё. С. Некоторые аспекты эволюции буддизма на Запа7ТР "Rnnnn-'M.! ¡-.¡'-Л/ШКУРМ >VV'P М-::, Чип ЯЯ М 1 QRQ

25. Татаринцев В. П. знахарство: правда и вымысел: Что стоит за "экстрасенсами". Алма-Ата, 1987.47. -Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М. , 1989.

26. Ткачева А. А. Неоиндуистский мистицизм. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М. , 1989,- 157 ■ '

27. Радиков Б. 3. Трансформация индуизма в США. Взаимодействие культур Востока и Запада. М. , 1987.

28. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М. , 1981.

29. Фурман Д. Е. Трагедия Джонстауна и американские секты. .

30. США: экономика, политика, идеология, 1979.

31. Шахнович М. И. Мистика в свете современной науки. Л. , 1964,

32. Элиаде М. Космос и история. М. , 1988.

33. Яблоко в И. В. Социология религии. М. , 1979.

34. ЛИТЕРАТУРА НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

35. Adler 'S. Die Jesus Bewesung. Auitruch der enttauschten Jugend. Dusseidorf, 1972.

36. Benz E. Neue Religionen. Stuttgart, 1971.

37. Bracher K. D. Die Kr:se Europas 1917-1975. Berlin, 1979.

38. Christus, Km. onuo, Knsna, Scleleb Betters hof, 1975.- .

39. Eli ade m. Seharnan ismus und archaishe Ekstasetechnik. Zürich, 1957.

40. Seppe г t H. Wir Sotteskuncier. Die Jesus people Be wegung. Wurzhurg, 1972.

41. Haack F. V/. Jugend - Religionen. München, 1979.

42. Handbuch religiösen SememoohafPen. Su Tersloh, 1978.

43. Hat die Religion Zukunft, o. Sehatz (Hrsg). Srotz, 1971.

44. Hermanns J. Kennst du Jesus Sozial report ules Jesus? -Zeuto in Deutschland. München, 1972.

45. Jantzen H. Namen und Werke. Biographien und Beitrage zur Soziologie der Jugendbewegung. Bd. 1. Frankfurt а. M. , 1972.12. .Johnston W. Der- runende Punkt Zen und christliche Mystik, Ereihung, 1074.

46. Eanczkowski S. Bio neu о Religion. München, 1974.

47. Meinhold R. Aussenseiter in den Kirchen. Freihurg, 1977.

48. Mi Iclenberger №. die religiöse Revolte Jugend zwischen Flucht und Auf 1 vuch, 1979.

49. Mildenberger ¡Vi. Heil aus Asien, 1974.

50. Müller El man B. Kräfte aus der Stille■'.; .v mi- 159 .ia Nannen H- ^i'SS). Die himlischen vevtuhrer Sekten Deutschland Hamsurg, 1979.7 19. Plädoyers in Sachen- Religion. W. D. Marsch (Hrsg), . Sutersloh, 1973.

51. Reimer H. D. Die neuen "Jugendreligionen". Eil bennruhisendes Zeichen der Zeit; in: Herder Korrespondenz, Hefi 5, 197?.

52. Religion im Umbruch. Stuttgart, 1972.

53. Religion im Untergrund. Zurich, 1975,

54. Religiös ohne Kirche? Z. V/. Forster (Hrsg)Mainz, 1977.

55. Religionen am Paede der Gesellschaft L. Zinke (Hrsg) München, 1977.

56. Stahl inW. Sechioksae und • Sinn der deutsche Jugen oilstadt, 1926.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.