Св. Ултан и истоки ирландской агиографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Королев, Александр Андреевич

  • Королев, Александр Андреевич
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 216
Королев, Александр Андреевич. Св. Ултан и истоки ирландской агиографии: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2009. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Королев, Александр Андреевич

Введение

I. Исторический фон ранней ирландской агиографии

I. Очерки политического положения северной Бреги в V-VII вв.

1. Завоевание Бреги И Нейлами

2. Конфликт между И Нейлами и Уладом

3. Племена Бреги

4. Происхождение св. Ултана '

II. Ирландская Церковь в эпоху Ултана

1. Становление ирландской Церкви

2. Структура ирландской Церкви в VII в.

3. Церковные конфликты в VII в.: "пасхальные споры"

4. Церковные конфликты в VII в.: споры о юрисдикции

5. Церковная история северной Бреги: взгляд из VII в.

III. Агиографическая легенда св. Ултана

1. Церковное почитание Ултана

2. Легенда о св. Ултане и сиротах

3. Легенда об Ултане и убийстве Суибне

4. Ултан и Фурса Благочестивый

5. Аскетизм св. Ултана

6. Св. Ултан как поэт и пророк

II. Древнейшая агиография в Ирландии

1. Происхождение ирландской агиографии: проблемы и источники

2. Слово noib и представление о святости

3. Аскетическая святость Колумбана

4. Похвала Колуму Килле

5. "Азбука благочестия" и влияние Исидора

6. Камбрейская гомилия: святой и мученик

7. Беннхорский триптих и новый образ святости

8. Древнейший культ св. Патршсия

III. Творчество св. Ултана

1. Ултан как агиограф в зеркале поздней традиции

2. Сочинение Тирехана в "Книге из Арма"

3. Книга Ултана как источник сочинения Тирехана

4. Фрагментарные материалы "Книги из Арма" и агиогафическая легенда св. Патрикия

5. Книга епископа Тирехана в контексте древнейшей агиографии

6. Ултан и труд древнеирландского агиографа 177 Заключение 190 Список источников и литературы 192 Сокращения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Св. Ултан и истоки ирландской агиографии»

Древнеирландская агиографическая традиция — одна из наименее изученных страниц истории средневековой литературы на латинском Западе. Обширность корпуса житийной литературы на латыни и ирландском языке, разнообразие форм, необычность литературного шаблона, зачастую неопределенная датировка текста или различных его частей усложняют исследование ирландской агиографии в целом.

В данной работе мы обращаемся к наиболее раннему периоду существования ирландской агиографии — VI—VII вв. Именно тогда сформировались основные особенности, свойственные ирландскому агиографическому корпусу в целом. Поэтому, несмотря на утрату ряда ключевых текстов, изучение ирландской агиографии этого периода является жизненно важным для понимания путей развития церковной литературы в "кельтских регионах" — в первую очередь в Ирландии и Шотландии. Исследование наиболее ранних агиографических текстов в связи с церковно-политическим положением острова и с развитием образа святости в церковной литературе позволяет по-новому взглянуть на обстоятельства эволюции этого жанра в Ирландии. Рассмотрение роли и значения агиографии как литературного жанра в Ирландии VI-VII вв. открывает новые аспекты в изучении становления ирландской церковной культуры с ее своеобразным смешением местных и общехристианских черт, а также позволяет приблизиться к решению общей проблемы комплексного исследования корпуса ирландской (гиберно-латинской) духовной литературы.

Предметом нашего исследования является история развития ирландской агиографии в VI—VII вв., и в первую очередь те ее аспекты, которые связаны с культом местных святых и формированием особой концепции святости. Объектом изучения является ряд литературных произведений, в том числе формально не соответствующих определениям агиографии как жанра, которые, однако, содержат ценные сведения о развитии концепции святости и культа отдельных святых. В центре нашего внимания находится несохранившееся произведение — «книга о святом Патрикии», написанная примерно в середине VII в. епископом Ултаном. Это сочинение редко становилось предметом внимания исследователей, однако мы предполагаем, что оно имело основополагающее значение в истории формирования агиографического жанра.

В связи с этим основными задачами настоящего исследования являются: анализ ирландской агиографической литературы до середины VII в. в связи с церковно-политической и культурной историей острова; частичная реконструкция содержания «книги епископа Ултана» на основе сочинения ученика Ултана — епископа Тирехана (вторая половина VII в.); построение общей схемы развития ирландской агиографии VI-VII вв. Кроме того, мы рассматрнваеем также ряд других проблем, связанных с церковной историей Ирландии в VI—VII вв., агиографической традицией самого Ултана и «Книгой из Арма» — рукописью IX в., являющейся важнейшим источником сведений о ранней ирландской агиографии.

Мы по преимуществу сосредоточились на собрании текстов, входящих в наиболее представительную агиографическую традицию св. Патрикия. Поэтому нижняя хронологическая граница совпадает с примерной датировкой кончины Патрикия, принятой в новейшей историографии — последнее десятилетие V в. Следует, однако, оговориться, что латинские гимны, наиболее ранние агиографические памятники ирландского происхождения, не имеют твердой датировки. В настоящее время их составление относят к VI в., некоторых — к первой половине столетия. В качестве верхней хронологической границы работы нами принято последнее десятилетие VII в., что объясняется относительно точной датировкой жития св. Патрикия, составленного Мурьху мокку Махтени. Это житие, как мы пытаемся показать, подвело итог всего предшествующего развития агиографической традиции св. Патрикия. Вместе с тем мы, разумеется, не ограничиваемся только лишь изучением текстов, связанных с культом Патрикия, также как по необходимости привлекаем и более поздние произведения.

Разнообразие источников, привлеченных в данной работе, не позволяет традиционно привести здесь их описание. Помимо всего прочего, это увело бы нас далеко от темы нашего нашего исследования, поскольку авторство, датировка и история различных текстов остаются дискуссионными. Ниже, переходя к анализу того или иного текста, мы каждый раз делаем соответствующий обзор. Здесь же уместно лишь отметить, что в определении агиографических произведений мы следуем концепции болландиста Ипполита Делеэ (1859-1941), который считал агиографией всякий письменный текст, созданный с целью фиксации и распространения сведений, относящихся к почитанию святых вообще и отдельных подвижников. Это позволяет нам безоговорочно отнести к агиографии такие произведения как, например, гимны в честь святых. Обычно исследователи не соотносили древнейшие ирландские гимны — как правило, собрания абстрактных восхвалений — с "собственно агиографией", то есть прозаическим житием святого, "последовательной историей", как называл подобные тексты во второй половине VII в. епископ Тирехан. Возникновение агиографии в форме гимнов мы считаем уникальной особенностью ирландской литературной традиции.

В разные эпохи ирландская агиография рассматривалась с различных точек зрения. Если в XIX в. ее ценили преимущественно как богатый источник сведений по истории фольклорной традиции и в меньшей степени — как исторический источник, то в следующем столетии возобладала тенденция выделять в житиях ирландских святых сведения об экономической и политической истории церковных общин раннего средневековья. В последние десятилетия благодаря накопленным сведениям об особенностях агиографического жанра в целом ирландская агиография чаще всего изучается с точки зрения истории литературы.

В XVII в. первые болландисты отнеслись к ирландской агиографии с нескрываемым подозрением. Уже сам Болланд отмечал огромное количество описаний чудес и разнообразных удивительных явлений в этих житиях, предостерегая читателей от некритического отношения к ним1. Обращая внимание на многочисленные хронологические несоответствия и общий фантастический топ произведений, сотрудники Болланда — в частности, Годфруа Хенекене — нередко отказывались от публикации подобных текстов. По мнению просвещенных иезуитов, большая часть ирландских житий представляла собою смесь устных преданий и авторской фантазии. Не будет преувеличением сказать, что в глазах болландистов ирландские жития — наряду с валлийскими и бретонскими — заслуживали самой низкой оценки.

Подобные суждения высказывал и Чарльз Пламмер, которому принадлежит честь не только издания значительной части житий, но и составления их каталога по образцу боллаиднстской «Bibliotheca hagiographica Latina». Однако то, что снижало ценность агиографического текста для католиков болландистов, существенно повышало ее в глазах англиканина Пламмера. По мнению исследователя, существующие произведения представляют собою довольно поздние компиляции, иногда крайне грубого характера. Дополняя более ранний текст, ирландский агиограф вставлял в него различные топосы, моралистические рассуждения и эпизоды из других житий, не всегда заботясь о стройности композиции и отсутствии внутренних противоречии.

1 См.: Godding R. Irish Hagiography in the Acta Sanctorum (1643-1794) // Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars / Ed. J. Carey, M. Herbert. P. О Riain. Dublin, 2001. P. 289-326, особ. 298-303.

Прославляя святого, агиограф прежде всего заботился о благополучии его церкви, и преимущественно о материальном благополучии. Ради этого он уснащал повествование описаниями самых невероятных чудес, в том числе не вполне "христианского" характера. В этом для Пламмера заключалась едва ли не основная ценность ирландских житий. Первоначальные тексты, по его мнению, представляли собою смешение фольклорных мотивов с пережитками язычества. "Святого представляли как более могущественного друида, его сила — скорее магическая по своей сути, нежели духовная или нравственная, а предметы и обряды, связанные с его верой и благочестием, относятся к области некоего высшего целительства"2. Тем самым, заключал Пламмер, "то, что оскорбляет исследователя агиографии в его поисках нравственности, часто представляет особенный интерес для исследователя мифологии и примитивного мышления"3. Кроме христианско-языческого синкретизма, в житиях содержится немало побочных, но крайне ценных сведений о политических, церковных, социальных и экономических реалиях ирландского средневековья.

Джеймс Кенни попытался поместить ирландскую агиографию в исторический контекст, Он исходил из следующих предпосылок: жития святых были составлены в период существования "монастырской Церкви", но окончательное их оформление было произведено в XII-XIV вв. в монастырях "нового типа", принадлежавших к различным орденам. Несмотря на последующую редакторскую работу, в целом корпус житий сложился в X—XI вв. Главную ценность агиографии Кенни видел в побочных сведениях, которые отражают современные автору реалии. По мнению исследователя, возникновение агиографии в Ирландии следует связывать с двумя важными факторами. Первый из них — великая чума 664-668 гг., вызвавшая упадок ряда монастырей и разрыв устной традиции. Споры о времени празднования Пасхи, развернувшиеся в VII в., также не способствовали сохранности устных преданий. В эту эпоху зарождается формальный культ святых, начинается почитание реликвий. Развитие ирландских монастырей приводит к распространению культа наиболее известных святых, что влечет за собою появление агиографических текстов. "Ирландское житие — это панегирик святому основателю и покровителю церкви, созданный через много лет после его кончины"4. Тем самым в житии содержится немного сведений о святом как реальном историческом деятеле, но оно может служить ценным источником по истории его культа и его церкви, в частности, материальных интересов церковников. Вслед за Пламмером Кенни усматривал в житиях сильное влияние фольклора и пережитков язычества. По его мнению, ирландский святой — аналог героя в саговой литературе, который совершает удивительные подвиги при помощи сверхъестественной силы магического характера. Помещая составление большинства житий в пределы VII-XI вв., Кенни сетует на плохую сохранность агиографической традиции: "Чаще всего существующий текст представляет собою лишь наиболее позднюю редакцию. Однако для св. Патрикия сохранилось так много текстов, что можно довольно подробно проследить родословную его позднейших биографий'0.

Основное отличие взглядов на агиографию Кенни и Пламмера от позиции болландистов заключается вовсе не в объективности или субъективности их подхода к проблеме. Для болландистов агиографический текст имел значение не только как

2 VSH. P. xciii.

3 Ibid. P. xciii-xciv.

4 Kenney. Sources. P. 298.

5 Ibid. P. 295. исторический источник, но и как ''вещь в себе". Оценивая произведение с точки зрения его содержания, стиля, композиции, характера сообщаемых сведений они приходили к выводу не только о том, насколько оно "достоверно", но и о том, "хорошо" или "плохо" выполнил агиограф свою задачу. Ирландские жития стали для болландистов "козлом отпущения" не только потому, что они были "недостоверны", но и потому, что они были, на взгляд иезуитов, плохо написаны: не соблюден баланс между историей и мифом, не создана иллюзия достоверности описанных событий, и, наконец, это были просто бездарные литературные произведения. По мнению Болланда, Хенскенса и Папебрёка, такие тексты могли публиковать ирландские энтузиасты наподобие Джона Колгана, но в их великой серии «Acta Sanctorum» этим житиям не всегда находилось место. Проявляя настойчивость и упорство в поисках жития того или иного святого с экзотическим именем, болландисты в итоге сталкивались с невразумительным повествованием, исполненным явных небылиц, и отвергали его, сопровождая это язвительными комментариями. Таким образом, ученые иезуиты оценивали житие примерно с тех же позиций, что и сами агиографы, однако их оценка несколько ужесточалась под влиянием посттридентского богословия и исторической критики. Для Пламмера агиография была прежде всего историческим источником, материалом для исследователя, пытавшего выяснить правду о далеком прошлом. Агиографический текст сам по себе терял ценность и оставался лишь сводом достоверной или недостоверной информации, которая в любом случае представляла интерес для ученого. Кенни, обращаясь к агиографии, задавал лишь два вопроса: какие сведения можно почерпнуть из жития и для какой исторической эпохи эти сведения представляют ценность.

С тех же позиций рассматривали ирландскую агиографию и последующие исследователи. Кэтрин Хьюз обозначила свое отношение к житийному тексту с предельной конкретностью: "Агиография — это не история. Автор не заботится о правильных датировках. Ему не нужно собирать и анализировать сведения, делать выводы, основанные на всех имеющихся данных. Он пишет, скорее, панегирик святому, делая акцент на его праведной жизни и сопровождающих ее сверхъестественных явлениях. Иногда агиограф ставит перед собой нравоучительные цели, иногда — чисто материальные. Что именно он будет восхвалять — зависит от его аудитории, от общества, для которого он пишет. Таким образом, агиография — это источник достоверных сведений о чаяниях и о культуре народа"6. Возражая Кенни, Хыоз утверждает, что агиограф — не всегда алчный церковник, заботящийся только о материальных интересах своей общины; иногда он может быть занудным моралистом, фантазером и даже добросовестным историком. Основная ценность житий -—■ содержащиеся в них сведения, преимущественно такие, которые имели для самого агиографа второстепенное значение. Поэтому исследовательница высоко оценивает творчество аббата Адамнана, который, составив, по ее мнению, достоверное повествование о св. Колумбе, дополнил его многочисленными реалиями своей эпохи. Однако "значительное большинство житий содержит мало достоверной информации о святых"7. Крайне низко Хьюз оценивает один из самых ранних сохранившихся текстов — житие св. Бригиты, составленное во второй половине VII в. автором, скрывшимся под псевдонимом Когитос. В этом житии много чудес и мало конкретной информации, однако агиограф сообщил некоторые сведения о почитании св. Бригиты и о могуществе ее монастыря Келл-Дара. fi Hughes. Sources. P. 219.

7 Ibid. P. 220.

Уже наше время Дави О Кронин рассматривает агиографию как составную, однако далеко не самую важную, часть гиберно-латинскои книжной культуры. Древнейшие жития — труды Когитоса, Тирехана, Мурьху — для него являются побочными продуктами этой культуры, вызванными к жизни насущными церковно-политическими требованиями. Во всех аспектах эти жития стоят намного ниже других гиберно-латинских текстов VII и VIII столетий: написанные по заказу влиятельных церковников, они либо не представляют интереса как литературные произведения, либо содержат заведомо ложную информацию. О Кронин традиционно выделяет среди них житие Колумбы, написанное Адамнаном: его автор был не только на редкость добросовестным историком, но и обладал незаурядными литературными способностями8.

Начало систематическому изучению ирландских житий было положено в XIX в. англиканскими исследователями Дж. Тоддом и У. Ривсом, которые рассматривали их в первую очередь как исторический источник. Книга Тодда «Св. Патрикий, апостол Ирландии» (1864), написанная со строго конфессиональных позиций, дала импульс длительной дискуссии о времени, основных чертах и особенностях проповеди первых миссионеров в Р1рландии. С этого времени изучение «патрикианской проблемы» превратилось почти что в особую дисциплину на стыке истории, филологии и лингвистики. Несмотря на то, что в разное время и в разной степени в этой дискуссии принимали участие почти все крупнейшие ученые-ирландисты, для исследования агиографии она сыграла поистине роковую роль. Изучение интереснейших произведений, связанных с культом св. Патрикия, вылилось в попытки доказать или опровергнуть достоверность тех или иных изложенных в них сведений, нередко основанные на соображениях неакадемического характера. Поворотным моментом в дискуссии стала статья (почти монография) Д. Бинчи «Св. Патрикий и его биографы, древние и современные» (1962), в которой ученый, основываясь на теории Делеэ, представил уничтожающую критику всех ранее выдвинутых концепций. Блестящая критика Бинчи, который в числе прочего указал на удивительную некомпетентность исследователей в смежных областях научного знания, вскоре привела к затуханию дискуссии. Но и сам Бинчи оказался не без греха: заимствовав скептицизм Делеэ, он не принял его принципиального исследовательского оптимизма. Заклеймив «патрикианские споры» как столкновение односторонних специалистов в плохо знакомом им вопросе, ученый оценил использовавшиеся ими источники — в первую очередь жития Патрикия — как сборники фольклорных легенд неизвестного происхождения, смешанных с плодами буйной фантазии авторов. По его мнению, это лишало патрикианские тексты всякого исторического значения. Следует отдать должное мужеству ирландского исследователя германского происхождения JI. Билера, первоначально специалиста по классической филологии, который после выступления Бинчи не отказался от задуманного плана: издать и изучить латинские тексты агиографической традиции Патрикия. Достойным завершением его трудов стало издание «Патрикианских текстов в Книге из Арма» (1979), в комментариях к которому Билеру удалось хотя бы отчасти снять обвинение в некомпетентности и научном легкомыслии со своих покойных уже коллег. Билер напомнил о ценности наблюдений, сделанных некогда Дж. Бери, Дж. Гвинном, Э. Мак-Нилом и Т. О'Рахилли: если эти ученые не всегда сохраняли должное критическое отношение к сведениям агиографии о Патрикии, то их исследования немало способствовали прогрессу знаний о самой агиографии. С трудов Билера можно начинать историю современного изучения ирландской агиографической традиции. В последние десятилетия внимание

8 б Croinin D. Hiberno-Latin Literature to 1169 // A New History of Ireland. Vol. 1. P. 384-387. исследователей сосредоточилось на самых ранних ее текстах — собрании текстов в «Книге из Арма», житиях св. Бригиты и св. Колумбы (VII в.), гимнографии. Следует выделить ряд работ Р. Шарпа, посвященных не только ранним житиям св. Бригиты, но и обширному корпусу более поздних текстов; Ж.-М. Пикара и Ш. Коннолли о языковых и литературно-стилистических особенностях житийных текстов VII в. Благодаря этим трудам выясняется отношение гиберно-латинской агиографии к континентальной литературе, в первую очередь к памятникам классической и меровингской агиографии. Особенно важны исследования Ч. Догерги и Т. Чарльза-Эдвардса, в которых сделаны ценные наблюдения о связи агиографии с действительностью — политическим, церковным, социально-экономическим положением в стране.

Изучение одной из обширнейших агиографических традиций, связанной с культом св. Патрикия, традиционно связывалось с попытками решения «патрикианской проблемы» — ряда вопросов, касающихся деятельности миссионера V в., «просветителя Ирландии», которые всегда вызывали ожесточенные дискуссии.

Мы намеренно и, надеемся, последовательно избегаем каких-либо рассуждений на тему св. Патрикия — разумеется, за необходимыми исключениями. Но цитировать "Исповедь" для того чтобы показать ее влияние на последующую агиографическую литературу, точки соприкосновения с нею агиографических повествований — это одно, а пытаться истолковать то или иное загадочное выражение Патрикия — совершенно другое. И все же мы сознательно делаем одно исключение. По нашему теперешнему убеждению — и, кажется, в соответствии с достигнутым ведущими исследователями консенсусом —дату смерти Патрикия следует помещать не в 461 г., а в 90-х гг. V в., возможно даже, в 492 или 493 г., как это сделал летописец — а летописец, очевидно, жил во второй половине следующего, VI столетия. Однако мы не будем пытаться обосновать эту датировку, а всего лишь приведем ее в качестве условного времени кончины Патрикия.

I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

РАННЕЙ ИРЛАНДСКОЙ АГИОГРАФИИ 1. Очерки политического положения северной Бреги в V—VII вв.

Церковь Ард-Брекаи, епископская кафедра Ултана, находилась на территории обширной равнины Брега (Mag Breg), которая приблизительно совпадает с современным графством Мит. Ее особое место на геополитической карте Ирландии во многом объяснялось удобным географическим положением и благоприятными климатическими условиями. Брега была крупнейшим плодородным и, следовательно, наиболее плотно населенным регионом на острове, где значительную часть территории занимали горы, болота и глухие леса. С востока ее омывает Ирландское море, по которому до появления викингов проходил сравнительно безопасный водный путь к берегам Британии. Основной водной артерией Бреги была прославленная в ирландской мифологии и синтетической истории река Бойн, пересекавшая равнину с юго-запада на восток9. Близ устья Война находилась гавань Инбер-Колпта, где, согласно преданию, высадился св. Патрикий10. Возможно, в доисторическую эпоху Брега считалась частью области Миде — срединной пятины Ирландии, отсюда в отдаленные части острова расходились пять священных дорог11.

Церковное поселение Ард-Брекан занимало вершину пологого холма, господствующего над окружающей местностью. В нескольких милях к востоку от него, близ современного городка Наван, речка Селе, нынешний Блэкуотер, текущая с северо-запада, впадает в Бойн. Недалеко от Ард-Брекана возвышается холм Охан12, где, согласно преданию, был погребен легендарный завоеватель Ниалл Девяти Заложников13. Выше по течению Блэкуотера расположено урочище Тальтиу, нынешний Телтаун, где по древней традиции раз в год, в начале августа, правитель Темры созывал ритуальное собрание (Oenach Tailten)14, или "царские состязания", по выражению Тирехана15. В непосредственной близости от Тальтиу находилась резиденция правителей Северной Бреги — укрепление Рат-Артир16. Еще выше стоял Кенаннас, легендарная крепость Кормака мак Арта, где впоследствии был основан

9 См. диннхенхас реки Бойн (The Metrical Dindshenchas / Ed. E. Gwynn. Pt. 3. Dublin, 1913. P. 26-39). — Диннхенхас (древне- и среднеирл. dindshenchas, букв, 'знание о замечательных местах' или 'старина мест') — историко-мифологическое повествование (первоначально стихотворное) об отдельном населенном пункте, природном объекте или местности. Существующие сборники диннхенхас восходят к XI в., однако содержащийся в них материал значительно древнее и восходит, вероятно, к дохристианской эпохе.

10 In portum hostii Colpdi bene et prospere delati sunt (LA. fol. 3vA). См. также: Charles-Edwards Т. M. Early Christian Ireland. Cambridge, 2000. P. 15-19.

11 См.: Бондаренко. Мифология пространства. С. 11-18 и далее.

12 Ныне Фоан Хилл, в 5 милях к северо-западу от Навана.

13 По сведениям диннхенхас Охана (The Metrical Dindshenchas / Ed. E. Gwynn. Pt. 2. Dublin, 1906. P. 3641).

14 Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 1973; 2004. P. 30-31; Binchy D. The Fair of Tailtiu and the Feast of Тага // Eriu. Vol. 18. 1958. P. 113-138; Swift C. Oenach Tailten, the Blackwater Valley and the Ui Neill Kings of Тага // Seanchas. P. 109-120; Charles Edwards. Early Christian Ireland. P. 476-477. Свод мифологических представлений о Тальтиу содержится в соответствующем диннхенхас (The Metrical Dindshenchas / Ed. E. Gwynn. Pt. 4. Dublin, 1924. P. 146-163).

15 Prima feria uenit (Patricius) ad Taltenam ubi fit agon regale. (LA. fol. ЮгВ; Gwynn. P. 19).

16 Swift C. 6enach Tailten. P. 109-120. знаменитый монастырь17. Долина Блэкуотера имела важное символическое и геополитическое значение, она воспринималась как сердце Северной Бреги и ключ к власти над регионом.

Южнее, в долине Бонна, были сосредоточены древние сакральные комплексы, важнейшим из которых была Темра — символическая столица острова и центр власти легендарных царей всей Ирландии18. Исследователи сопоставляли Темру с известным по "Запискам о галльской войне" Юлия Цезаря "освященным местом в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии"19. На вершине холма Темра сосредоточен ряд памятников докельтского времени, которые уже в эпоху раннего средневековья представляли собою поросшие травой курганы. Вероятно, в дохристианский период это место служило важнейшим культовым и церемониальным центром, который ассоциировался с властью "верховного царя", господина всех пятин Ирландии. Ореолом легенд были окружены и другие древние курганы в долине Война — в современных Ньюгрейпдже, Ноуте и Доуте, в древнеирландской мифологии связанные с представлениями об Ином Мире. К юго-западу от Ард-Брекана, близ современного города Атбой, находится "почетный, благородный холм" Тлахтга, где проходило празднование Самайна20. На равнине Брега размещались и церковные поселенртя, многие из которых возводили свое основание к миссии св. Патрикия. Одним из важнейших, несомненно, была кафедра св. Ултана — Ард-Брекан, расположенный в непосредственной близости от символических центров верховной власти. С порога старой церкви в нынешнем Ардбраккане открывается широкая панорама Брегп и холмов долины реки Бойн.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Королев, Александр Андреевич

Заключение

Поскольку сочинение Ултана не сохранилось, то обстоятельства совершенной им "агиографической революции" остаются неизвестными. Что побудило епископа воплотить в письменном тексте устные легенды, которые ранее передавались от "старцев" к младшим клирикам? Если мы вспомним о том, как от одного гимна к другому, от одной аскетической гомилии к другой менялся образ святости, то творческий порыв Ултана получает некоторое объяснение. Гимнография VI в. воплотила идеалы молодой Церкви, растущей в своих святых, для которой были важными и значительными образы не столь давно еще живших подвижников — просветителя Патрикия, кроткого Камелака. Беннхорский триптих и житие Патрикия, составленное Мурьху, являют собою разительную противоположность такой картине: их святые, могущественные чудотворцы, находятся на недосягаемой высоте. Миссия св. Патрикия превращается в эпос, победоносный царь-герой шествует по покоренной стране. Крупные церковные общины гордо утверждают свой авторитет на величественном образе святого основателя.

Такие перемены в агиографии могут объясняться укреплением позиций ирландской Церкви, которая теперь прочно утвердилась на завоеванном Патрикием острове. Но такое объяснение будет неполным, если не учитывать необходимость для торжествующей Церкви обращаться к своим корням, к тому камню, на котором она была некогда утверждена. Доказывая правоту своих воззрений на метод вычисления пасхалии, Куммиан апеллировал к высшему авторитету "наших отцов" — основателей церковных общин, и прежде всего "нашего папы" Патрикия. Обращаясь к своим истокам, деятели Церкви VII в. обнаружили, что им почти неизвестна истинная история христианской Ирландии. Они столкнулись с множеством локальных преданий, часто противоречащих друг другу. На стене перронской капеллы св. Патрикия было написано: "Счастливая Ирландия хранит его кости". Между тем ирландским клирикам едва удалось выяснить, где именно покоятся останки их апостола.

В ответ на неотложные нужды Церкви образованные клирики начали восстанавливать историю. Ултан был первым известным автором, который инициировал это конструирование прошлого. Его задача была нелегкой: со времени смерти Патрикия не прошло и двухсот лет, а связная история его миссии была уже раздроблена на множество местных преданий965. "Старцы" не могли прийти к единому мнению даже при ответе на вопрос: в каком же месте просветитель впервые вступил на ирландский берег? Перечитывая "Исповедь", собирая легенды и выделяя из них те, которые, на его взгляд, были самыми достоверными, Ултан заново создавал прошлое ирландской Церкви. То, что не сохранила память преемников Патрикия, восстанавливали усердие и сочинительский дар Ард-Бреканского епископа.

965 Это обстоятельство само по себе требует объяснения, как отметил Ч. Догерти: от кончины Патрикия до середины VII в. не прошло и двухсот лет (Doherty. Cult of St. Patrick. P. 53-55). Вероятнее всего, агиографы испытывали трудности не потому, что память о Патрикии была утрачена — более или менее достоверные сведения о его миссии вполне могли сохраняться — но потому, что почти в каждой старой церковной общине сложился собственный вариант легенды. Ултан и Тирехан, как и многие современные исследователи, столкнулись со сложной задачей: из целого ряда локальных преданий (как мы уже видели, могли существовать три различных версии одной легенды) выбрать единственно достоверное. Однако критерии их выбора нам неизвестны; мы плохо осведомлены и обо всем разнообразии известных им преданий.

Тирехан дополнил первоначальный труд своего учителя применительно к церковно-политическому положению своей эпохи. Особенности его сочинения свидетельствуют о том, что избранная агиографами литературная форма — прозаическое повествование о деяниях героя — еще не устоялась в гиберно-латинской книжности. Тирехан, как, вероятно, и Ултан, был экспериментатором в этой области. Агиографические сочинения его современников — Алерана и Куимине — по всей видимости, не сохранились до нашего времени. Вскоре после завершения труда Тирехана начали появляться небольшие дополнения к нему, за которыми просматривается общая тенденция — не только собрать как можно больше сведений о Патрикии, но и сделать предварительные попытки обобщения легенды. Начинает вырисовываться четкий образ святого, который остается еще неясным у Тирехана.

В работе Тирехана и его последователей — а возможно, и Ултана — уже заметны некоторые особенности, отличающие их творчество от работы древнейших агиографов. Важную роль в повествовании приобретают чудеса святого, которые полностью отсутствуют в гимнах и в аскетических сочинениях. Другой особенностью, которая присутствовала уже в книге Ултана, является выстраивание сюжета по принципу "итинерария": святой почти все время находится в пути. Очевидно, что Ултан заимствовал такой принцип организации повествования из автобиографических фрагментов патрикиевой "Исповеди". В отличие от ранних гимнов, в прозаических житиях деятельность святого имеет определенные временные и пространственные координаты, даже если последние представлены в огромном количестве — как, например, десятки и даже сотни патрикиевых церквей у Тирехана.

Окончательное утверждение системы координат происходит только в сочинении Мурьху мокку Махтени, который в целом завершил формирование агиографической легенды о Патрикии. Мурьху взял за образец повествование в форме "итинерария" и попытался представить его как истинную биографию Патрикия — "последовательную историю", как выразился бы Тирехан. Очевидно, Мурьху знал о сочинении Ултана, однако мы не знаем, насколько он ему следовал. Не исключено, что в его распоряжении не было текста "книги епископа Ултана", и агиограф судил о ней только на основании свидетельства Тирехана. Несомненно, для него это свидетельство было более информативным, нежели для нас. Черпая материал из большого количества источников — как письменных, так и устных — Мурьху довел агиографическую легенду до состояния относительного совершенства. Созданная им эпопея не была "полной" — в частности, она не включала всех эпизодов, описанных у Тирехана — но обладала несомненными литературными достоинствами и внутренним единством. Образ св. Патрикия — апостола, чудотворца и покровителя Ирландии — теперь сложился окончательно. Позднейшие агиографы могли только дополнить эту торжественную картину, созданную книжниками VII столетия.

Издания источников

Adomnan's Life of Columba / Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Edinburgh, 1961. Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters / Ed. J. O'Donovan. Vol. 1-7. Dublin, 1848-1851. 199(Г.

The Annals of Tigernach / Ed. W. Stokes // RC. Vol. 16. 1895. P. 374-419; 17. 1896. P. 633, 116-263, 337-420; 18. 1897. P. 9-59, 150-303. Penp.: Vol. 1-2. Felinfach, 1993. The Annals of Ulster to AD 1131 / Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. Apgitir Chrabaid: The Alphabet of Piety / Ed. V. Hull // Celtica. Vol. 8. 1968. P. 44-89. Auraicept na n-Eces: The Scholar's Primer / Ed. G. Calder. Edinburgh, 1917. The Battle of Cam Conaill / Ed. W. Stokes // ZCP. Bd. 3. 1901. P. 203-219 Betha Adamnain: The Irish Life of Adamnan / Ed. M. Herbert, P. О Riain. Dublin, 1988. Bethada Naem nErcnn: Lives of Irish Saints / Ed. Ch. Plummer. Vol. 1-2. Oxford, 1922; 1997.

Bethu Brigte / Ed. D. О liAodha. Dublin, 1978.

Bethu Phatraic: The Tripartite Life of Patrick / Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. Book of Armagh: The Patrician Documents / Ed. E. Gwynn. (Facsimiles in Collotype of Irish Manuscripts; 3). Dublin, 1937. The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity / Ed. J. C. Crosthwaite, J. H. Todd. Dublin, 1844

The Cambrai Homily // Thesaurus Palaeohibernicus / Ed. W. Stokes, J. Strachan. Vol. 2. Cambridge, 1903. P. 244-247. Sancti Coliimbani opera / Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 1970.

Conchubrani Vita S. Monennae / Ed. M. Esposito // PRIA. C. 1910. Vol. 28. P. 202-251. Constance de Lyon. Vie de Saint Germain d'Auxerre / Ed, R. Bonus. Paris., 1965. (SC; 112).

Corpus Genealogiarum Hiberniae / Ed. M. O'Brien. Vol. 1. Dublin, 20013. Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae / Ed. P. О Riain. Dublin, 1985. Cummiaifs Letter: De controuersia Paschali / Ed. M. Walsh, D. О Croinin. Toronto, 1988. The Expulsion of the Dessi / Ed. K. Meyer // Y Cymmrodor. Vol. 14. 1901. P. 122-131. Fingal Ronain and Other Stories / Ed. D. Greene. Dublin, 1955; 1975. Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York / Ed. P. О Riain. London, 2002. Four Latin Lives of St. Patrick: Colgan's Vita Secunda, Quarta, Tertia, and Quinta / Ed. L. Bieler. Dublin, 1971.

Genealogiae Regum et Sanctorum Hiberniae by the Four Masters / Ed. P. Walsh. Maynooth; Dublin, 1918. Hail Brigit: An Old-Irish Poem on the Hill of Alenn / Ed. K. Meyer. Halle a. S.; Dublin, 1912.

The Hymn of St. Secundinus / Ed. L. Bieler// PRIA. C. 1952. Vol. 55. P. 117-127. Ionas. Vitae Columbani abbatis discipulorumque eius // Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis / Ed. B. Krusch. Hannouerae; Lipsiae, 1905. Die irische Kanonensammlung / Hrsg. H. Wasserschleben. Giessen, 1874. Das irische Palimpsestsakramentar im Clm 14429 der Staatsbibliothek Miinchen / Hrsg. A. Dold, L. Eizenhofer. Beuron, 1964. The Irish Charters in the Book of Kells / Ed. J. O'Donovan // The Miscellany of the Irish Archaeological Society. Vol. 1. Dublin, 1846. P.

An Irish Penitential / Ed. E. J. Gwynn // Eriu. Vol. 7. 1914. P. The Laud Genealogies and Tribal Histories / Ed. K. Meyer // ZCP. Bd. 8. 1911. P. Leabhar Breathnach annso sis: The Irish Version of the Historia Britonum of Nennius / Ed. J. H. Todd. 1848

Leabhar na g-Ceart, or the Book of Rights / Ed. J. O'Donovan. Dublin, 1847. Lebor na Cert: The Book of Rights / Ed. M. Dillon. Dublin, 1962. Liber Ardmachanus: The Book of Armagh / Ed. J. Gwynn. Dublin; London, 1913. Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxford, 1890. The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best H. J. Lawlor. London, 1931. The Metrical Dindshenchas / Ed. E. Gwynn. Pt. 1-5. Dublin, 1903-1935; 19913. Saint Patrick. Confession et Lettre a Coroticus / Ed. R. P. C. Hanson, C. Blanc. Paris, 1978. (SC; 249).

Silva Gadelica/Ed. S. O'Grady. Vol. 1. London, 1892. The Songs of Buchet's House / Ed. M. Hayden // ZCP. Bd. 8. 1912. S. Thesaurus Palaeohibernicus / Ed. W. Stokes, J. Strachan. T. 2. Cambridge, 1903. Three Middle-Irish Homilies on the Lives of Saints Patrick, Brigit and Coluinba / Ed. W. Stokes. Calcutta, 1877.

The Tripartite Life of Patrick, with Other Documents Relating to That Saint / Ed. W. Stokes. 2 vol. London, 1887.

Vita metrica S. Brigidae: A Critical Edition / Ed. D. N. Kissane // PRIA. C. 1977. Vol. 77. N 3. P. 57-143.

Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi / Ed. W. W. Heist. Bruxelles, 1965.

Гилъда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Тильды / Пер., вступ. ст., прим.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003.

Житие св. Геральда из Мэйо / Пер., вступ. ст. Ф. Р. Гузаировой // Кельтская Церковь: Материалы конференции. М., 2006. С. 132-157. Саги об уладах / Сост. Т. А. Михайлова. М., 2004.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Королев, Александр Андреевич, 2009 год

1. Устное прошлое и письменное настоящее в древнеирландской традиции // Munuscula: К 80-летию А. Я. Гуревича/ Сост.: Ю. Е. Арнаутова. М., 2004. С. 70-85.

2. Мурьху мокку Махтени: христианизация древней Ирландии и происхождение национальной святости // Кельтская Церковь: Материалы конференции. М., 2006. С. 9-21.

3. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2007.

4. Калыгин В. П. Поэма "Mai ad-njalaid iatha marb." в контексте древнейшей ирландской поэзии // Атлантика: Записк по исторической поэтике. Вып. 2. М., 1996. С. 92-102.

5. Калыгин В. П., Королев А. А. Введение в кельтскую филологию. М., 1989; 2006.

6. Королев А. А. Древнейшие памятники ирландского языка. М., 1984; 2003.

7. Филологические методы в исследовании кельтских языков // Сравнительно-историческое изучение языков разных семей: Теория лингвистической реконструкции / Отв. ред. Н. 3. Гаджиева. М„ 1988. С. 119-137.

8. Михайлова Т. А. Ирландское предание о Суибне Безумном, или Взгляд из XII века в VII. М., 1999.

9. Чехонадская Н. Ю. Молитва в воде в кельтской агиографии // Кельтская Церковь: Материалы конференции. М., 2006. С. 111-131.

10. Aigrain R, L'hagiographie: Ses sources, ses methodes, son histoire. Paris, 1953.

11. Altman Ch. F. Two Types of Opposition and the Structure of Latin Saints' Lives // Medievalia et Humanistica. Vol. 6. 1975. P. 1-11.

12. Berger R, Radiocarbon Dating of Early Medieval Irish Monuments // PRIA. C. 1995. Vol. 95. N4. P. 159-174.

13. Bhreathnach E. The Documentary Evidence for Pre-Norman Skreen, Co. Meath // Riocht na Midhe. Vol. 9. No. 2. 1996. P. 37-45.

14. Bieler L. The Mission of Palladius: A Comparative Study of Sources // Traditio. 1948. Vol. 6. P. 1-32.

15. The Place of St. Patrick in Latin Language and Literature // Vigiliae Christianae. Vol. 6. N2. 1952. P. 65-98.

16. The Hymn of St. Secundinus // PRIA. Ser. C. Vol. 55. 1952-1953. P. 117-127.

17. St. Secundinus and Armagh // Seanchas Ardmhacha. 1956. Vol. 2. N 1. P. 21-27.

18. The Vienna Fragments and the Tradition of Muirchu's Text // PRIA. Sec. C. 1959. Vol. 59. P. 181-197.

19. Patriciology: Reflections on the Present State of Patrician Studies // Seanchas Ardmhacha. 1961/1962. Vol. 4. N2. P. 9-36.

20. St. Patrick and the Coming of Christianity. Dublin; Melbourne, 1967. (A History of Irish Catholicism. Vol. 1).

21. St. Patrick and the British Church // Christianity in Britain, 300-700 / Ed. M. W. Barley, R. P. C. Hanson. Leicester, 1968. P. 123-130.

22. Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Тага // Eriu. Vol. 18. 1958. P. 113-138.

23. The Background to Early Irish Literature // Studia Hibemica. N 1. 1961. P. 7-18

24. Patrick and His Biographers, Ancient and Modem // Studia Hibernica. N 2. 1962. P. 7173.

25. The Passing of the Old Order // Proceedings of the International Congress of Celtic Studies Held in Dublin, 6-10 July, 1959. Dublin, 1962. P. 119-132.

26. Bracken D. Virgilius Grammaticus and the Earliest Hiberno-Latin Literature // Ogma: Essays in Celtic Studies in Honour of Proinseas Ni Chatham / Ed. M. Richter, J.-M. Picard. Dublin, 2002. P. 251-261.

27. Authority and Duty: Columbanus and the Primacy of Rome // Peritia. Vol. 16. 2002. P. 168-213.

28. Brannon N. F. A Trial Excavation at St. John's Point Church, Co. Down // UJA. 1980. Vol. 43. P. 59-64.

29. Breatnach L. An Edition of Amra Senain // Sages, Saints and Storytellers. P. 7-31.

30. A Companion to the Corpus Iuris Hibernici. Dublin, 2005.

31. Brothwell D. Variation in Early Irish Populations: A Brief Survey of the Evidence // UJA. Vol. 48. 1985. P.

32. Brown J. The Oldest Irish Manuscripts and Their Late Antique Background // Irland und Europa: Die Kirche im Fruhmittelater / Hrsg. P. N1 Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 311-327.

33. BrufordA. Song and Recitation in Early Ireland // Celtica. Vol. 21. 1990. P. 61-74.

34. Bury J. B. Tirechan's Memoir of St. Patrick // English Historical Review. Vol. 17. N 66. 1902. P. 235-267.

35. Sources of the Early Patrician Documents // English Historical Review. Vol. 19. N 75. 1904. P. 493-503.

36. The Life of St. Patrick and His Place in History. London, 1905.

37. Byrne F. J. Seventh-Century Documents // IER. 5th Ser. Vol. 108. 1967. P. 164-182.1.ish Kings and High-Kings. Dublin, 1973; 2004.

38. A Note on Trim and Sletty // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 316-318.

39. Byrne P. The Ancestry of St. Finnian of Clonard // Riocht na Midhe. Vol. 7. No. 3. 1984. P. 29-36.

40. Ciannachta Breg before Sil nAeda Slaine // Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archaeology, History and Literature in Honour of Francis J. Byrne / Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000; 2001. P. 121-126.

41. Caerwyn Williams J. E., Ford P. K. The Irish Literary Tradition. Cardiff; Belmont (Mass.), 1992.

42. Carney J. The Problem of St. Patrick. Dublin, 1961.1.nguage and Literature to 1169 // A New History of Ireland. Т. 1: Prehistoric and Early Ireland / Ed. D. О Croinin. Oxford, 2005. P. 451-510.

43. Cazier P. Isidore de Seville et la naissance de l'Espagne catholique. Paris, 1994.

44. Charles-Edwards Т. M. The Church and Settlement // Irland und Europa: Die Kirche im Fruhmittelater / Hrsg. P. N1 Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 167-175.

45. Early Christian Ireland. Cambridge, 2000.

46. ConnollyS. Cogitosus' Life of Brigit: Content and Value//JRSAI. Vol. 117. 1987. P. 5-27.

47. Vita Prima Sanctae Brigitae: Background and Historical Value // JRSAI. Vol. 119. 1989. P. 5-49.

48. CoyleJ. B. The Life of St. Fechin of Fore, the Apostle of Connemara. Dublin, 1915.

49. CrothersN. Excavations in Upper English Street, Armagh // UJA. 1999. Vol. 58. P. 55-80.

50. Cuiran M. Sacratissimi Martyres: An Early Irish Latin Hymn // Studia Patristica. Vol. 15. Pt. 1. 1984. P. 539-544.

51. The Antiphonary of Bangor and the Early Irish Monastic Liturgy. Blackrock, 1984.

52. Delehaye H. Les legendes hagiographiques. Bruxelles, 19554.1.s origines du eulte des martyrs. Bruxelles, 19332.

53. Sanctus: Essai sur le culte des saints. Bruxelles, 1927. Mons, 1954.1.s Passions des martyres et les genres litteraires. Bruxelles, 19662.

54. De Paor M. The Relics of St. Patrick // Seanchas Ardmhacha. 1961/1962. Vol. 4. N 1. P. 8791.

55. Doherty Ch. The Cult of St. Patrick and the Politics of Armagh in the Seventh Century // Ireland and Northern France, AD 600-850 / Ed. J.-M. Picard. Dublin, 1991. P. 53-94.

56. Some Aspects of Hagiography as a Source for Irish Economic History // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 300-328.

57. The Basilica in Early Ireland // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 303-315.

58. Dumville D. N. Some British Aspects of the Earliest Irish Christianity // Irland und Europa: Die Kirche im Fruhmittelater / Hrsg. P. Ni Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 16-24.

59. St. Finnian of Movilla: Briton, Gael, Ghost? // Down: History and Society / Ed. L. Proudfoot. Dublin, 1997. P. 71-84.

60. Dumville D. et al. Saint Patrick, AD 493-1993. Woodbridge, 1993.

61. Edwards N. Celtic Saints and Early Medieval Archaeology // Local Saints and Local Churches. P. 225-265.

62. Esposito M. On the Early Latin Lives of St. Brigid of Kildare // Hermathena. 1935. Vol. 49. P. 120-165.

63. Notes on a Latin Life of St. Patrick // Classica et Medievalia. 1952. Vol. 13. P. 59-72.

64. St. Patrick's Confessio and the Book of Armagh // Irish Historical Studies. 1954/1955. Vol. 9. P. 1-12.

65. Etchingham C. The Early Irish Church: Some Observations on Pastoral Care and Dues // Eriu. Vol. 42. 1991. P. 99-118.

66. Church Organization in Ireland: AD 650 to 1000. Maynooth, 1999.

67. Fanning T. Excavation of an Early Christian Cemetery and Settlement at Reask, Co. Kerry // PRIA. C. 1981. Vol. 81. P. 67-172.

68. Flanagan D. The Christian Impact on Early Ireland : Place-Name Evidence // Irland und Europa: Die Kirche im Fruhmittelater / Hrsg. P. Ni Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 25-51.

69. Flanagan M. T. Irish Royal Charters: Texts and Contexts. Oxford, 2005.

70. Flechner R. Dagan, Columbanus and the Gregorian Mission // Peritia. Vol. 19. 2005. P. 6590.

71. Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l'Espagne wisigothique. T. 2. Paris, 1959.

72. Fouracre P., Gerberding R. A. Late Merovingian France: History and Hagiography, 640720. Manchester; New York, 1996.

73. Godding R. Irish Hagiography in the Acta Sanctorum (1643-1794) // Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars / Ed. J. Carey, M. Herbert, P. О Riain. Dublin, 2001. P. 289-316.

74. Grosjean P. Analyse du Livre d'Armagh // Anal. Boll. T. 62. 1944. P. 33-41.

75. Notes sur les documents anciens concernant S. Patrice // Ibid. P. 42-73.

76. Notes d'hagiographie celtique. 7: Notes chronologiques sur le sejour de S. Patrice en Gaule//Anal. Boll. T. 63. 1945. P. 73-93.

77. Notes d'hagiographie celtique. 9: S. Patrice et S. Victrice // Ibid. P. 94-99.

78. Edition et commentaire du Catalogus Sanctorum Hiberniae secundum diuersa tempora ou De tribus ordinibus Sanctorum Hiberniae // Anal. Boll. T. 73. 1955. P. 197-205, 289-322.

79. GwynnA. The Problem of the Dicta Patricii // Seanchas Ardmhacha. 1975/1976. Vol. 8. N 1. P. 69-80.

80. The Irish Church in the Eleventh and Twelfth Centuries / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1992.

81. Hanson R. P. C. Saint Patrick, His Origins and Career. Oxford; New York, 1968; 1997.

82. The Omissions in the Text of the Confession of St. Patrick in the Book of Armagh // Studia Patristica. 1975. Vol. 12. Part 1. P. 91-95.

83. Harvey A. The Significance of Cothraige // Eriu. 1985. Vol. 36. P. 1-9.

84. Healy J. The Life and Writings of St. Patrick. Dublin, 1905.

85. Hen Y. Culture and Religion in Merovingian Gaul: AD 481-751. Leiden; New York, 1995.

86. Herbert M. Iona, Kells and Derry: History and Hagiography of the Monastic Familia of Columba. Oxford, 1988.

87. Herity M. Early Christian Decorated Slabs in Donegal: An Turas and the Tomb of the Founder Saint // Donegal: History and Society / Ed. W. Nolan, L. Ronayne, M. Dunlevy. Dublin, 1995. P. 25-50.

88. Studies in the Layout, Buildings and Art in Stone of Early Irish Monasteries. London, 1995.

89. Hill P. et al. Whithorn and St. Ninian: The Excavation of a Monastic Town, 1984-1991. Whithorn, 1997.

90. Hillgarth J. N. Visigothic Spain and Early Christian Ireland // PRIA. Ser. C. 1962. Vol. 62. P.1.eland and Spain in the Seventh Century // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 1-16.

91. Hughes K. The Church in Early Irish Society. London, 1966.

92. Early Christian Ireland: Introduction to the Sources. Ithaca (New York), 1972.

93. Kehnel A. Clonmacnois — the Church and Lands of St. Ciaran: Change and Continuity in and Irish Monastic Foundation (6th to 16th Century). Miinster, 1997.

94. Kelly F. A Poem in Praise of Columb Cille // Eriu. Vol. 24. 1973. P. 1-34.

95. A Guide to Early Irish Law. Dublin, 1988; 2005.

96. MacDonald A. Aspects of Monastery and the Monastic Life in Adomnan's Life of Columba // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 271-302.

97. Mac Eoin G. The Four Names of St. Patrick // Ogma. P. 300-311.

98. McGurk P. The Gospel Book in Celtic Lands before AD 850: Contents and Arrangement // Irland und Christenheit. P. 165-189.

99. McCarthy D. The Chronology of the Irish Annals // PRIA. C. 1998. Vol. 98. P. 203-255.

100. The Chronology of St. Brigit of Kildare // Peritia. Vol. 14.

101. On the Shape of the Insular Tonsure // Celtica. Vol. 24. 2003. P. 140-167.

102. McCarthy D., 6 Croinin D. The 'Lost' Irish 84-Year Easter Table Rediscovered // Peritia. Vol. 6-7. 1987/1988. P. 227-242.

103. McCone K. Brigit in the Seventh Century: A Saint with Three Lives? // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 107-145.

104. McManus D. A Chronology of the Latin Loan-Words in Early Irish // Eriu. Vol. 34. 1983. P. 21-71.

105. The So-Called Cothrige and Patraic Strata of Latin Loan-Words in Early Irish // Irland und Europa: Die Kirche im Friihmittelater / Hrsg. P. Ni Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 179-196.

106. McNamara M. The Text of Latin Bible in the Early Irish Church: Some Data and Desiderata // Irland und Christenheit. P. 7-55.

107. MacNeillJ. Early Irish Population-Groups: Their Nomenclature, Classification and Chronology//PRIA. Vol. 29. C. 1911-1912. P. 59-114.

108. Mocu, maccu // Eriu. Vol. 3. 1907.P. 42-49.

109. Mac Niocaill G. Ireland before the Vikings. Dublin, 1972; 1980.

110. Mac Shamhrain A. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996.

111. Nebulae Discutiuntur? The Emergence of Clann Cholmain, 6,h-8th Centuries // Seanchas. P. 83-97.

112. Macalister R. A. S. Temair Breg: A Study of the Remains and Traditions of Тага // PRIA. Sec. C. Vol. 34. Dublin, 1919. P. 231-399.

113. Markus G. Iona: Monks, Pastors and Missionaries // Spes Scotorum, Hope of Scots: Saint Columba, Iona and Scotland / Ed. D. Broun, T. 0. Clancy. Edinburgh, 1999. P. 115-138.

114. Meyer K. A Primer of Irish Metrics. Dublin, 1909.

115. Mo is I H. The Church and the Native Tradition of Learning in Early Medieval Ireland // Irland und Christenheit: Bibelstudien und Mission / Hrsg. P. Nf Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1987. P. 258-271.

116. Moisl K, Hamann S. A Frankish Aristocrat at the Battle of Mag Roth // Ogma. P. 36-47

117. Murray K. Gilla Mo Dutu Ua Caiside // Cin Chille Cuile / Ed. J. Carey et al. Aberystwyth, 2004. P. 150-162.

118. Newman C. Re-Composing the Archaeological Landscape of Тага // The Kingship and Landscape of Тага /Ed. E. Bhreathnach. Dublin 2005. P. 361-382.

119. Neuman de Vegvar C. Romanitas and Realpolitik in Cogitosus' Description of the Church of St. Brigit, Kildare // The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300 / Ed. M. Carver. York, 2003. P. 153-170.

120. Ni Chatham P. A Reading in the Cambrai Homily // Celtica. Vol. 21. 1990. P. 417.

121. Ni Mheara M. The Cult of Patricius in Europe // Seanchas Ardmhacha. 1995. Vol. 16. N 2. P. 83-91.

122. Briain F. Irish Hagiography: Historiography and Method // Mesgra i gCuimhne Mhichil Ui Chleirigh / Ed. S. O'Brien. Dublin, 1944. P. 119-131.

123. Brigitana//ZCP. 1978. Bd. 36. S. 112-137.

124. Croinin D. A Seventh-Century Irish Computus from the Circle of Cummianus // PRIA. Sec. C. 1982. Vol. 82. P. 405-430.

125. Early Irish Annals from Easter-Tables: A Case Restated // Peritia. Vol. 2. 1983. P. 74-86.

126. Rath Melsigi, Willibrord, and the Earliest Echternach Manuscripts // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 17-49.

127. Early Medieval Ireland: 400-1200. London; New York, 1995.

128. New Light on Palladius // Peritia. Vol. 5. 1986. P. 276-283.

129. Who Was Palladius 'First Bishop of the Irish'? // Peritia. Vol. 14. 2000. P. 205-307.1.eland: 400-800 // A New History of Ireland. Т. 1: Prehistoric and Early Ireland / Ed. D. 6 Croinin. Oxford, 2005. P. 182-234.

130. Dufaigh S. St. Patrick and How He Is Remembered // Seanchas Ardmhacha. 1995. Vol. 16. N2. P. 69-82.

131. Fiaich T. St. Patrick and Armagh // Seanchas Ardmhacha. 1995. Vol. 16. N 2. P. 107-119. O'HanlonJ. Lives of the Irish Saints. Vol. 1-9. Dublin, 1873.

132. O'Leary A. An Irish Apocryphal Apostle: Muirchu's Portrayal of St. Patrick // Harvard Theological Review. Vol. 89. N 3. 1996. P. 287-301.

133. O'Loughlin T. The Library of Iona in the Late Seventh Century: The Evidence from Adomnan's De Locis Sanctis // Eriu. Vol. 45. 1994. P. 33-52.

134. Muirchu: Dramatist or Theologian? // O'Loughlin T. Celtic Theology: Humanity, World and God in Early Irish Writings. London, 2000. P. 87-108.

135. The Capitula of Muirchu's Vita Patricii: Do They Point to an Underlying Structure in the Text? // Anal. Boll. T. 123. 2005. P. 79-89.

136. О Neill P. The Date and Authorship of Apgitir Chrabaid: Some Internal Evidence // Irland und Christenheit: Bibelstudien und Mission / Hrsg. P. Ni Chathain, M. Richter. Stuttgart, 1987. P. 203-215.

137. O'Rahilly T. F. The Two Patricks: A Lecture on the History of Christianity in the Fifth-Century Ireland. Dublin, 1942.

138. О Riain P. Finnian or Winniau? // Irland und Europa: Die Kirche im Fruhmittelater / Hrsg. P. Ni Chathain, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 52-57.

139. Towards a Methodology in Early Irish Hagiography // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 146-159.

140. The Making of a Saint: Finbarr of Cork, 600-1200. Dublin, 1997.

141. The Martyrology of Oengus: The Transmission of the Text // Studia Hibernica. 2000/2001. N 31. P. 221-242.

142. Traces of Lug in Early Irish Hagiographical Tradition // ZCP. 1978. Bd. 36. S. 138-156.

143. The Martyrology of Oengus: The Transmission of the Text // Studia Hibernica. 2000/2001. N 31. P. 221-242.

144. О Riain-Raedel D. Cashel and Germany: The Documentary Evidence // Ireland and Europe in the Twelfth Century: Reform and Renewal / Ed. D. Bracken, D. О Riain-Raedel. Dublin, 2006.

145. Picard J.-M. The Purpose of Adomnan's Vita Columbae // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 160-177. Bede, Adomnan and the Writing of ITistory // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 50-70.

146. Structural Patterns in Early Hiberno-Latin Hagiography//Peritia. Vol. 4. 1985. P. 67-82. Eloquentiae Exuberantia: Words and Forms in Adomnan's Vita Columbae // Peritia. Vol.6/7.

147. Plummer C. Miscellanea hagiographica Hibernica. Bruxelles, 1925.

148. Raby F. J. E. A History of Christian-Latin Poetry from the Beginnings to the Close of the Middle Ages. Oxford, 1927; 1953; 1997.

149. Richter M. Ireland and Her Neighbours in the Seventh Century. Dublin, 1999.

150. Russell J. C. The Problem of St. Patrick the Missionary // Traditio. 1956. Vol. 12. P. 393398.

151. Stansbury M. The Composition of Adomnan's Vita Columbae // Peritia. Vol. 17/18. 20032004. P.154-182.

152. Sejourne P. Le dernier Pere de l'Eglise: Saint Isidore de Seville, son role dans l'histoure du droit canonique. Paris, 1929.

153. Sharpe R. Quatuor sanctissimi episcopi: Irish Saints before St. Patrick // Sages, Saints and Storytellers. P. 376-399.

154. Vita S. Brigidae: The Oldest Texts // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 81-106.

155. The Patrician Documents // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 363-369.

156. Some Problems Concerning the Organization of the Church in Early Medieval Ireland // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 230-270.

157. Armagh and Rome in the Seventh Century // Irland und Europa: Die Kirche im Friihmittelater / Hrsg. P. Ni Chatham, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 58-72.

158. Medieval Irish Saints' Lives: An Introduction to Vitae Sanctorum Hibemiae. Oxford, 1991.

159. Smyth A. P. The Earliest Irish Annals: Their First Contemporary Entries, and the Earliest Centres of Recording // PRIA. Ser. C. 1972. Vol. 72. P. 1-48.

160. Smyth M. The Date and Origin of Liber de ordine creaturarum // Peritia. 2003/2004. Vol. 17/18. P. 1-39.

161. Sperber I. Lives of St. Finnian of Movilla: British Evidence // Down: History and Society / Ed. L. Proudfoot, Dublin, 1997. P. 85-102.

162. Stancliffe C. The Miracle Stories in Seventh-Century Irish Saints' Lives // Le septieme siecle: Changements et continuites / Ed. J. Fontaine, J. N. Hillgarth. London, 1992. P. 87112.

163. Jonas' Life of Columbanus and His Disciples // Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars / Ed. J. Carey, M. Herbert, P. О Riain. Dublin, 2001. P. 189-220.

164. Stevenson J. The Beginnings of Literacy in Ireland // PRIA. Ser. C. 1989. Vol. 89. P. 127165.1.ish Hymns, Venantius Fortunatus and Poitiers // Aquitaine and Ireland in the Early Middle Ages / Ed. J.-M. Picard. Dublin, 1995. P. 81-110.

165. Altus Prosator // Celtica. Vol. 23. 1999. P. 326-368.

166. Swift C. Tirechan's Motives in Compiling the Collectanea: An Alternative Interpretation // Eriu. Vol. 45. 1994. P. 53-82.-— Pagan Monuments and Christian Legal Centres in Early Meath // Riocht na Midhe. Vol. 9.N.2. 1996. P. 1-26.

167. Oenach Tailten, the Blackwater Valley and the Ui Neill Kings of Тага // Seanchas. P. 109-120.

168. Thompson E. A. Saint Germanus of Auxerre and the End of Roman Britain. Woodbridge, 1984.

169. Who Was Saint Patrick? Woodbridge, 1985; 1999.

170. Todd J. H. St. Patrick, Apostle of Ireland: A Memoir of His Life and Mission. Dublin, 1864.

171. Uytfanghe M., van. L'hagiographie et son public a l'epoque merovingienne // Studia Patristica. 1985. Vol. 16. Pt. 2. P. 54-62.

172. Walker G. S. M. On the Use of Greek Words in the Writings of St. Columbanus of Luxeuil // Archiuum Latinitatis Medii Aeui: Bulletin Du Cange. 1949/50. Vol. 21. P. 117-131

173. Walpole A. S. Early Latin Hymns. Cambridge, 1922.

174. Wamtjes I. The Munich Computus and the 84 (14)-Year Easter Reckoning // PRIA. C. 2007. Vol. 107. P. 31-85.

175. Waterman D. M. An Early Christian Mortuary House at Saul, Co. Down // UJA. 1960. Vol. 23. P. 82-88.

176. The Early Christian Churches and Cemetery at Derry, Co. Down // UJA. 1967. Vol. 30. P. 53-75.

177. Waterman D. M, Hamlin A. Banagher Church, Co. Derry // UJA. 1976. Vol. 39. P. 25-41.

178. White Marshall J., Walsh C. Illaunloughan Island: An Early Medieval Monastery in Co. Kerry. Bray, 2005.

179. Wood I. The Vila Columbani and Merovingian Hagiography // Peritia. Vol. 1. 1982. P. 146— 159.

180. The Merovingian Kingdoms: 450-751, London; New York, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.