Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чунтыжева, Тамара Яхиявна

  • Чунтыжева, Тамара Яхиявна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Чунтыжева, Тамара Яхиявна. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 1999. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чунтыжева, Тамара Яхиявна

Введение.

Глава I. Свадебная культура как философское и социально-психологическое явление народной педагогики адыгов.

Глава II. Адыгская свадьба как народный институт нравственно-эстетического воспитания молодежи.

2.1. Уроки нравственности, красоты и житейской мудрости в свадебно-обрядовой культуре причерноморских адыгов.

2.2. Система свадебных обрядов в народной педагогике адыгов.

2.2.1. Тещэрып1 - обряд духовно-нравственного обогащения человеческих взаимоотношений.

2.2.2. И в «чужом доме» продолжаются уроки нравственности /п1ур/.

2.2.3. Церемонии «пленения» в плясовом круге-фактор воспитания рыцарства.

2.2.4. Нысэкъыч1эщ-эффективная форма воспитания правильных взаимоотношений в молодой семье.

2.2.5. Постигая эстетическую и этическую культуру народа, молодежь воспитывается жить красиво.

Глава III. Значение свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов как педагогического феномена для современной образовательной практики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики»

Актуальность исследования. Обновление гуманитарного образования в России затрагивает задачи национальной школы в нашем государстве. В этих * условиях первоочередной важности и значимости встала задача восстановления этнокультурных, этносоциальных, этнопедагогических функций в обществе. В процессе этого обновления жизни этноса, обеспечения для всех народов цивилизованного развития большая роль принадлежит национально-образовательным учреждениям, программа которых должна быть направлена на К возрождение этнокультуры, для возвращения им действительно национального характера, утраченные за последние десятилетия.

Национальная школа сегодня должна быть одним из главных каналов трансляции этнической культуры, без которой немыслимо современное образование. Формирование национального самосознания у новых поколений на базе собственной культуры будет способствовать обеспечению нормального национального развития. Эту цель невозможно достичь в учебно-воспитательном процессе без реализации идей народного воспитания и вне этнических традиций. В воспитании молодежи в духе этнических традиций вносит свой вклад народная педагогика. Самобытный и многовековой опыт и результат воспитательных усилий адыгов прослеживаются через систему традиций и обрядов. Через эту систему народ воспроизводил свою ^ духовную культуру, характер и психологию.

В связи с этим важна проблема возрождения и сохранения богатейшего опыта народного воспитания, представленного, в частности, системой обрядов в свадебной культуре причерноморских адыгов-шапсугов и использование ее потенциала в V воспитании молодого поколения. Актуализация духовно-нравственного и эстетического потенциала свадебной культуры положит "начало пути настоящему, истинному, глубинному возрождению - прежде всего в семье, в системе образовательных учреждений" (20).

Во-первых, свадебные обряды адыгов - важнейшее средство передачи, наглядного закрепления традиций и обычаев в народной педагогике, педагогический рычаг воздействия на детей и молодежь.

Во-вторых, свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов богата прогрессивными идеями и опытом адыгской народной педагогики.

В-третьих, она по своему содержанию многоаспектна, может служить одним из эффективнейших средств воспитания всесторонне и гармонически подготовленной молодежи.

В-четвертых, свадебно-обрядовая культура шапсугов является существенным компонентом культуры адыгов, значит образовательно-воспитательной системы ^ учебных заведений.

В педагогической науке России данная тема до сих пор не исследована. Практика показывает, что воспитательный потенциал свадебно-обрядовой культуры слабо используется в учебно-воспитательных учреждениях и в семье, достаточно полно не освещается средствами массовой информации и общественностью. К тому же еще нет источника по описанию свадебных обрядов причерноморских адыгов. Имеющийся материал беден и разрознен по разным литературам и не отличается полнотой и подробностью в описании. Этот материал не исследован целенаправленно и в контексте этнопедагогики адыгов. Нет диссертационных и монографических работ.

Исследование проблемы показало, что свадебная обрядность, обеспечивая ^ культурную преемственность и являясь важным стержнем духовной жизни общества, ярко отражала нравы народа, его воспитательные возможности. Сведения о свадебной обрядности как о наиболее устойчивом компоненте бытовой культуры мы находим в работах русских авторов В.В.Василькова (21), М.Забылина (41), V Н.В.Сумцова (102), Н.Н.Харузина (116), В.Швецова (129) и у современных этнографов - М.О.Косвена (55), Я.С.Смирновой (97;98;99), Г.Ф.Чурсина (128) и других. Эти работы носят этнографический характер.

В данной же работе исследуется свадебно-обрядовая культура адыгов как этнопедагогическая ценность. Адыги (самоназвание) в исторической литературе известны как черкесы (иноназвание). Адыги (или зихо-меото-адыги), ветвью которых являются причерноморские шапсуги, - аборигены Кавказа. К ним, помимо шапсугов, относятся: абадзехи, хатукаи, бесланейцы, кабардинцы, хакучинцы, мамхеги, махоши, егерухаи, натухаи и другие группы. К сказанному следует ♦ добавить, что ближайшими родственниками адыгов являются убыхи, абхазы, абазины. В свою очередь, абазины - близкие родственники абхазов.

Шапсуги ныне проживают компактно в Причерноморской Шапсугии (в двух районах: Лазаревском и Туапсинском), в Республике Адыгея (в Тахтамукайском районе) и в Государстве Израиль (в деревне Кфар-Кама), в Турции и других странах. 4

Свадебно-обрядовая культура шапсугов нашла широкое отображение в народной мудрости зихо-меото-адыгов, в их древнеадыгском уникальном национальном памятнике, сокровище мировой культуры - народном эпосе, в произведениях семитомника "Нартхэр", пожалуй, самом ценном и самом гениальном из всего, что создано и сохранено народным искусством меото-зихов-адыгов.

К этому же, как правдиво оценивает профессор М.Г.Аутлев, "Эпос "Нартхэр" -зеркало народа, в котором как ни в чем другом захватывающе отражается жизнь многих десятков поколений, донесший до нас свой гений, свой труд, свою душу, свой язык"(3).

Степень разработанности проблемы. Значимость в жизни адыгов свадебно-обрядовой культуры, имевшей большое место в народном эпосе, была столь велика, что к ним в прошлом всегда приурочивали народные игры и состязания, чтобы придать им моральную и этническую ценность. Свадебно-обрядовая культура, представляя демонстрационную базу этикетных норм и правил поведения в адыгском обществе, помогла сохранить адыгам свое искусство, ибо свадебные V обряды всегда сопровождались танцами. Танцы, доставляя эстетическое наслаждение народу, являлись и средством художественного воспитания подрастающего поколения.

Ценные сведения о свадебно-обрядовой культуре содержатся в трудах адыгских этнографов XIX века Ш.Ногмова (87) и Хан-Гирея (113;115). Эта тема нашла отражение в работах Дж.Белля (11; 12), Т.Лапинского (63), Т.П.Кашежева (46), А.Н.Дьячкова-Тарасова (39), Н.Дубровина (37) и других.

Данные о свадебно-обрядовой культуре шапсугов имеются в исследованиях современных адыгских авторов: Б.Х.Бгажнокова (9), М.А.Джандар (36), * Э.Л.Коджесау (55), С.Х.Мафедзева (69;70), М.А.Меретукова (72;73).

Все эти авторы свадебно-обрядовую культуру адыгов освещали в этнографическом аспекте. В контексте интересующей нас проблемы свадебная культура в них не рассматривалась. Все это обусловило выбор темы нашего исследования: "Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в структуре народной педагогики и ее значение для современной образовательной практики".

Объект исследования - свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов в контексте народной педагогики.

Предмет исследования - свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность и ее значение для современной образовательной практики.

Цель исследования: выявить воспитательно-образовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов как структурного компонента народной педагогики, обосновать ее педагогическую значимость для современной образовательной практики, ■л. В процессе исследования автором были поставлены следующие задачи;

- собрать, изучить и проанализировать полевой, библиографический и иллюстративный материал по рассматриваемой проблеме;

- составить подробное описание свадебных обрядов причерноморских адыгов с привлечением нового материала народной мудрости. Привести собранный материал в систему;

- осмыслить и научно обосновать воспитательно-образовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в структуре народной педагогики; определить ее прогрессивные идеи и выделить нравственные, эстетические и физические аспекты; обосновать педагогическую значимость свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов для современной образовательной практики; разработать учебно-методическое пособие для национальных (адыгских) школ по свадебно-обрядовой культуре причерноморских адыгов в контексте ее этнопедагогической ценности.

Методологические и теоретические основы исследования составляют современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории национальных отношений, культур, образования к проблемам национальной школы по изучению этнокультуры и опыта народного воспитания, учитывающего особенности быта, обрядов и традиций на социализацию подрастающего поколения; теоретический анализ материалов по свадебно-обрядовой культуре адыгов, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнографической литературы.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: сбор, анализ и систематизация полевого материала; изучение и научный анализ литературных источников; изучение современного состояния опыта по исследуемой проблеме в сравнении с прошлым опытом; наблюдение, беседы с родителями, старожилами аулов, учащимися; подготовка и проведение опытно-экспериментальных мероприятий по исследуемой проблеме.

Педагогическая значимость свадебно-обрядовой культуры адыгов проверялась на базе школ: N/N 94, 79, 75; детсада N 124 г. Сочи и на ежегодных детских слетах в Причерноморской Шапсугии.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе (1993-1995 гг.) осуществлялся сбор полевого, литературного и иллюстративного материала по теме исследования и его анализ; определялись методология и методика исследования.

На втором этапе исследования (1996-1997 гг.) проводилась обработка, систематизация собранного материала, выявлялись значимость и воспитательнообразовательный потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в структуре народной педагогики в современной образовательной практике.

На третьем этапе (1997-1999 гг.) были обобщены результаты исследования, внедрены методические рекомендации в практику школ. Написана диссертация, ^ оформлен автореферат диссертации. По материалам исследования подготовлено и издано учебно-методическое пособие (15,7 усл. пл.).

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования:

- впервые научно определен воспитательно-образовательный и эстетический потенциал свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в контексте народной педагогики, показано ее значение в воспитании и передаче опыта подрастающему поколению, а также в возрождении и развитии духовности, менталитета адыгов;

- собран большой полевой материал, проведен анализ библиографических источников по данной проблеме; систематизирован этнопедагогический и этнокультуро-ведческий материал по теме;

- впервые подробно описана свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов, результаты которого восполнили существующие пробелы в освещении свадебной культуры адыгов-шапсугов; вводится в научный оборот уникальный материал из народной мудрости адыгов-шапсугов;

- исследование вносит значительный вклад в традиционную культуру адыгов, в том числе в этнопедагогическую культуру, и, стало быть, в сокровищницу мировой культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: V - на материалах исследования создано учебно-методическое пособие по изучению свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов, которое может быть использовано на занятиях по учебным программам таких регионально-национальных дисциплин, как "Этнопедагогика", "Адыгский этикет", "Музыкально-танцевальная культура адыгов", "Культурология" и т.д.

- появилась возможность использования свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов в изучении, реализации идей и опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, педагогических вузов и училищ в подготовке учительских кадров, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников и на семинарах по адыгскому этикету, этнопедагогике, адыгейской литературе;

- оно дало возможность обогатить содержание образования предметов культурологического цикла;

- получен богатый материал для работы с семьей и общественностью через средства массовой информации, а также периодическую печать.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система свадебно-обрядовой культуры причерноморских адыгов является одним из существенных и эффективных факторов воспитания этикетных норм, демонстрации и закрепления традиций в народной педагогике.

2. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов богата прогрессивными идеями и опытом народной педагогики; многоаспектна по своему содержанию и является существенным компонентом культуры адыгов, следовательно, образовательно-воспитательной системы учебных заведений.

3. Свадебно-обрядовая культура - эффективнейшее средство педагогического воздействия на учащуюся молодежь и его использование в учебно-воспитательном процессе будет способствовать воспитанию всесторонне и гармонически подготовленной молодежи.

4. В целях передачи этнической культуры молодому поколению необходима этнопедагогическая подготовка будущих учителей и организация соответствующих курсов повышения квалификации учителей, а также работа с семьей и общественностью в области традиционной культуры адыгов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме передачи готового материала с обоснованными рекомендациями, использованных в школах и детских садах на занятиях и в воспитательных мероприятиях, в работе с семьей и общественностью.

Автор выступала с докладами на первой республиканской научно-практической конференции в г.Майкопе (1993 г.); на научной конференции Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований в г.Майкопе (1996 г.); на международной конференции "Проблемы развития многонационального образования" в г.Сочи (1996 г.); на международной конференции в г.Сухуме (1999 г.); на всероссийской научной конференции в г.Майкопе (1999 г.).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических дисциплин и в Институте национальных проблем образования Минобразования России (Адыгейский филиал).

Материалы исследования использованы на лекциях и семинаре учителей в г.Сочи (1994г.), на курсах повышения квалификации учителей в г.Сочи (1995,1996 гг.); в работе на радио, в газете.

По материалам исследования опубликованы:

1.Традиционная обрядовая культура шапсугов и актуализация ее воспитательного потенциала//Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания.- Майкоп, 1994. - С.250-259.

2.Проблемы национальной школы//Материалы международной конференции "Проблемы развития многонационального образования".- Сочи, 1996.- С.24-28.

3.Образовательные аспекты в воспитании детей в шапсугской семье//Проблемы ^ дошкольной, школьной и вузовской педагогики.- Майкоп, 1997.-С.212-217.

4.Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Монография. - Майкоп, 1998.- 250 с. (15,7 п.л.).

5.Свадебно-обрядовые песни причерноморских шапсугов//Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики.- Сухум, 1999,- 8 с. (В производстве).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чунтыжева, Тамара Яхиявна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный в работе материал показывает, что традиционная свадебно-обрядовая культура шапсугов является существенным компонентом культуры адыгов, а следовательно, образовательно-воспитательной системы учебных заведений.

Аналитическое осмысление этого материала убеждает, что свадебные обряды -важнейшее средство наглядного закрепления традиций и обычаев в народной педагогике адыгов, педагогический рычаг воздействия на детей и молодежь.

Свадебно-обрядовая культура шапсугов богата прогрессивными идеями и опытом адыгской народной педагогики, она по своему содержанию многоаспектна, может служить одним из эффективнейших средств воспитания всесторонне и гармонически подготовленной молодежи.

В аспекте нравственной подготовки молодежи к жизни свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов может быть актуализирована в:

- воспитании потребности и привычки трудиться (важная сторона психологической подготовки к труду);

- воспитании в духе гуманных отношений и взаимного уважения между людьми (доброта, вежливость и тактичность, проявляющиеся в гостеприимстве; авторитет старшего и уважение к старшим, идея гуманизма и правильного отношения к женщине, идея единения и солидарности - дружба, товарищество, коллективизм; привитие нравственно-волевых качеств, таких, как настойчивость, терпение, упорство, мужество);

- формировании правильного взаимоотношения общества и личности; родителей и детей (ответственности родителей в формировании детей, благопожелание иметь много детей и воспитать их, что связано с мыслью о большом общественном внимании к молодому поколению; требование от детей любви и уважения к своим родителям); делается акцент на том, что внутрисемейные отношения являются в народной педагогике уникальным и ничем не заменимым средством воспитания и развития личности.

В аспекте эстетической подготовки молодежи к жизни:

- свадебные обряды - важное средство эстетической организации жизни молодежи и закрепления в традициях нравственного поведения (организация поведения участников свадебного обряда, прием и проводы гостей, коллективная трапеза и др.); этикетные нормы и формы общения предполагают внешнюю и внутреннюю красоту человеческих отношений;

- обряды содействуют развитию способности восприятия эстетических явлений в окружающей действительности; эстетической оценки внешней красоты;

- эффективными средствами эстетического воспитания являются свадебные песни и танцы; быт семьи и предметная обстановка свадебной церемонии; одежда и пища; формы поведения, как индивидуального, так и коллективного.

Эти стороны свадебных обрядов - выражение эстетической культуры народа, своим воздействием на сознание детей и молодежи они формируют у них эстетическую культуру.

В аспекте физического воспитания молодежи:

- обрядовые игры и состязания направлены на укрепление физических сил, воли, характера;

- влияют на эстетическое формирование (эмоциональные, нравственные и эстетические чувства, вкусы);

- помогают в выработке этнического самосознания, национального духа, достоинства и чести.

Учителя и родители в учебно-воспитательном процессе должны использовать материал по свадебно-обрядовой культуре. Это поможет повышению уровня воспитания, привитию любви к родному языку, истории, культуре.

Использование идей опыта народной педагогики послужит сохранению малочисленного шапсугского народа, возрождению его прекрасной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чунтыжева, Тамара Яхиявна, 1999 год

1. Асколи де' Эмиддио. Описание Черного моря и Татарии. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов X1.I-XIX вв. - Нальчик: Эльбрус, 1974. /В дальнейшем - АБКИЕА/.

2. Аллало Салим Ханаович (информатор), 1914 г. р., аул Агуе.

3. Аутлев М.Г. Эпос и народ. Материалы VI коллоквиума кавказоведов Европы. - Майкоп, 1992.

4. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания. Автореферат дисс. канд. педаг. наук. М., 1995.- 18 с.

5. Ачох Айса Тимитович (информатор), 1911 г. р., аул Псыбэ.

6. Ачмизова Хадэдж Хаджебрамовна (информатор), 1900 г. р., аул Псыбэ.

7. Ачмизов Салих Сахидович (информатор), 1892 г. р., аул Псыбэ.

8. Ачмизова Хабиба Саваевна (информатор), 1903 г.р., аул Шэхэк1эй (Большой Кичмай).

9. Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик, 1991.

10. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

11. Белл Джемс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. //АБКИЕА.

12. Белл Джемс. Дневник о его пребывании в Черкесии в течении 1837, 1838 и 1839 гг. Перевод Зинаиды Троицкой. МИГКС, ф. 2, дело 47; дело 48.

13. Белинский В.Г. О детских книгах //Педагогическое наследие. Белинский В.Г. Герцен А.И. Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. М., 1987. - С.30.

14. Бесс де Ж. -Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ. // АБКИЕА.

15. Бешкок М. М. Адыгейский фольклорный танец. Майкоп, 1990.

16. Блягоз 3. У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп, 1992.

17. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА.

18. Брантова Ф. С. Адыгский этикет и современность // Национальные традиции народов Адыгеи. -Майкоп, 1994.

19. Брус Петр-Генри. Воспоминания Петра Генри Бруса. // АБКИЕА.

20. Бузаров К. И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп, 1987.

21. Васильков В.В. Очерк Быта темиргоевцев //СМОМПК 1901. Вып.ХХЕХ.80с.

22. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

23. Волков Г.Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика //Вестник Российского гуманитарного фонда. М., 1997.-№4.

24. См.: Воронцов Вл. Чаша мудрости. М., 1978.

25. Гадагатль А. М. Героический эпос Нарты адыгских (черкесских) народов. -Майкоп, 1987.

26. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1968. -408с.

27. Гадагатль A.M. Автор — составитель. Нартхэр. Адыгэ эпос - Нарты. Адыгский эпос. Собрание текстов в семи томах на адыгских языках. - Майкоп, 1968, 1969, 1970 и 1971.-2424с.

28. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп, 1997.400с.

29. Гвашева Хава Алицуковна (информатор), 1902 г. р., аул Шэхэк1эй.

30. Гвашева Гошцох Цаковна (информатор), 1930 г. р., аул Шхафит.

31. Гербо Айша Базруковна (информатор), 1886 г. р., пос. Лазаревская.

32. Гердер Иоганн Г. Идеи к философии человечества. М., 1977.

33. Главани Ксаверио. Описание Черкесии // АБКИЕА.

34. Гребенников И. В. Этика и психология семейной жизни. М., 1987.

35. Данилевский Н. Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов X. X. Сукунова И. X. Черкешенка. Майкоп, 1992.

36. Джандар М. А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп, 1991.

37. Дубровин Н. Черкесы /Адыге/. Краснодар, 1927.

38. Дюма Александр. Кавказ. Путешествие Александра Дюма. Тифлис, 1861.

39. Дьячков—Тарасов А.Н. Абадзехи //ЭКОРГО, 1902. Кн. XXII. - Вып. 4.

40. Емузова Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков. Дисс. канд. педаг. наук. Майкоп, 1995. - 155с.41.3абылин М. Русский народ. М., 1880. - 607 с.

41. Интериано Джорджио. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. // АБКИЕА.

42. Кагаров Е. В. Состав и проихождение свадебной обрядности. СМАЭ, УШ,1929.

43. Казанов X. М. Культура адыгов. Нальчик, 1993.

44. Калмыков И.Х. Черкесы. ~ Ставрополь, 1974. 277с.

45. Кашежев Т.П. Свадебные обряды кабардинцев //ЭО. М., 1892. — №4.

46. Керашев Т. М. Избранные произведения. Краснодар, 1964.

47. Керашев Т. М. Одинокий всадник // Чуяко А. Произведения адыгейских поэтов и писателей. Майкоп, 1993.

48. Коблева Сальмет Нэбзифовна (информатор), 1903 г. р., аул Шоику.

49. Коблева Марет Салиховна (информатор), 1910 г. р., аул Шоику.

50. Коблева Кадырхан Кечевна (информатор), 1928 г. р., аул Калеж.

51. См.: Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

52. Коган М.Э. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентаций при передаче этнической культуры //Изучение преемственности этнокультурных явлений.-М., 1980.

53. Коджешау Мурдин Ибрагимович (информатор), 1929 г. р., аул Шхафит.

54. Коджесау Э. Л. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

55. Комарова Г.А. О понятии «Этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.-С. 202—212.

56. Кох Карл. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА.

57. Клапрот Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии. // АБКИЕА.

58. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.-120с.

59. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации //Труды Института национальных проблем образования. Выпуск 1.-М., 1993.

60. Кумыкова З.Ш. Героико-свадебные сюжеты народной прозы адыгов. Дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 1996. - 138с.

61. Лавров Г. Ю. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев. М., 1959.

62. Лапинский Теофил. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995.

63. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Вып. 1. Одесса, 1882.

64. Лонгворт Джон. Год среди черкесов // АБКИЕА.

65. Малкондуев X. X. Балкарцы и карачаевцы // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.

66. Мамхегова Р. А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

67. Мариньи Тэбу де Ж. Путешествие в Черкесию // АБКИЕА.

68. Мафедзев С. X. К проблеме о национальном самосознании // Черкесия в XIX веке. Майкоп, 1991.

69. Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX в. в начале XX века. - Нальчик, 1979.

70. Машбаш И. Ш. Жернова. Майкоп, 1993.

71. Меретуков М. А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп, 1987.

72. Меретуков М. А. Брачное помещение // Сборник статей по этнографии Адыгеи. Майкоп, 1975.

73. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкеск, 1973. - 207с.

74. Монпере де Ф. Д. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам. // АБКИЕА.

75. Мотрэ де Ла Абри. Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку. // АБКИЕА.

76. Муравьев И. И. Шапсугия. Медико-санитарное обследование. Ростов-на-Дону, 1929.

77. Мухамбетова С.К. Социальная ориентация младших школьников на основе традиции казахской народной педагогики. Автореферат диссертации канд. педаг. наук. М., 1996.- 19с.

78. Нагайцева Л. Г. Адыгские народные танцы. Нальчик, 1986.

79. Нагучев Тахир Пшимафович (информатор), 1904 г. р., аул Агуе.

80. Налоев 3. М. Организационная структура джегуако // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1986.

81. Намитоков А. Черкешенка. М., 1928. - 38 с.

82. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей //Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Выпуск 1. Майкоп, 1957.

83. Напсо Нальмес Пшимафовна (информатор), 1914 г.р., аул Шоику.

84. Напсо Хурет Таловна (информатор), 1917 г.р., аул Хаджико.

85. Немирович-Данченко Вас. Рыцари гор. Исторический роман из Кавказской войны. М., 1911.

86. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Тифлис, 1861.

87. Паллас П. С. Заметки о путешествиях. //АБКИЕА.

88. Пейсонель К. Трактат о торговле на Черном море. Черкесия. // АБКИЕА.

89. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. - 602с.

90. Пономарев А. Шапсугия. Майкоп, 1938.

91. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1887.

92. Сажо Куакуш Саунажевна (информатор), 1893 г. р., аул Тхагапш.

93. Семенов К.Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике Карачая и Черкесии. Дисс. канд. педаг. наук. Пятигорск, 1996. - 267с.

94. Сизо Хаджет Салиховна (информатор), 1903 г. р., аул Хаджико.

95. Сизо Хаджет Ахметовна (информатор), 1910 г. р., аул Хаджико.

96. Смирнова Я. С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989.

97. Смирнова Я. С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978.

98. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.-М., 1983.

99. Спенсер Эдмонд. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1993.

100. Сталь К. Ф. Кавказский сборник. Т. XXI. Тифлис, 1900.

101. Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков,1881.

102. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. М., 1994. - 106с.

103. Схабо Зулихан Мустафовна (информатор), 1904 г. р., аул Хаджико.

104. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. // АБКИЕА.

105. Тлиф Юсуф Калович (информатор), 1909 г.р., аул Тхагапш.

106. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. "Русский вестник", 1864, № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).

107. Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992.

108. Ю9.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т.1. М., 1953. --С.55-136.

109. Ушхо Нальхан Джафаровна (информатор), 1938 г. р., аул Хаджико.

110. Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 гг. М. Ц. Т. К., 1990.

111. Хагуров Асхад Паздохович (информатор), 1916 г. р., аул Шоику.

112. Хан-Гирей. Черкесские предания // Адыгские писатели просветители XIX века. - Краснодар, 1986.

113. Хан-Гирей. Избранные произведения. ~ Нальчик, 1972.

114. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

115. Харузин H.H. Этнография. Лекции. С. - Петербург, 1903. - С. 269-297.

116. Хейшхо Айшет Ахметовна (информатор), 1913 г. р., аул Хаджико.

117. Хейшхо Фатима Сауфижевна (информатор), 1904 г.р., аул Хаджико.

118. Хейшхо Абубачир Кочубеевич (информатор), 1909 г. р., аул Хаджико.

119. Хушт Альмет Якубовна (информатор), 1901 г. р., аул Шэхэк1эй.

120. Хушт Ибрагим "Шъаор" быным щыщэу алъытэщгыгь // Газ. Адыгэ макъ, № 9, 1994 г.

121. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Выпуск 2. М., 1979.

122. Чистякова Е. Религия и бытовое положение женщин у шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.

123. Чунтыжев Х.О. Дневниковые записи 1924 1930 гг. Из личного архива.

124. Чунтыжева Т.Я. Традиционная обрядовая культура шапсугов и актуализация ее воспитательного потенциала //Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.

125. Чунтыжева Т.Я. Образовательные аспекты в воспитании детей в шапсугской семье // Проблемы дошкольной и вузовской педагогики Майкоп, 1997.

126. Чунтыжева Т.Я. Свадебно-обрядовая культура причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Майкоп, 1998. - 250с.

127. Чурсин Г. Ф. Очерки об этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

128. Швецов В. Очерк о кавказских племенах, с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856.

129. Шиллинг Е. М. Адыгейский узор. Журнал "Искусство", № 3. М., 1940. j1

130. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1987.

131. Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.

132. Шмушкис И. О черкесской свадьбе // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.

133. Шембель А. Ф. Основы рисунка. М., 1994.

134. Шу Ш. С. Адыгские танцы // Сборник статей по этнографии Адыгеи. -Майкоп, 1975.

135. Шу Ш. С. Народные танцы адыгов. Нальчик, 1992.1. ДОКУМЕНТЫ1. Тексты. Приложение 1

136. Песня «Пшъэшъэщэ орэд»-Песня привоза девушки

137. Орэйдэу дахэр къежьэмэ, орэйда, Орэйдэу шъукъыпэгуш1ори! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри!

138. Орэйдэ къежьагъэри, орэйда, Орэйдэ, шъхьацы пэгъэщри. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри! Орэйдэу къэзыщэрэ к1алэри, орэйда, Орэйда, онэгу пц1аи1Хъори! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри!

139. Орэйда, гуил1ок1о пшъашьэхэри, орэйда, Орэйда, кугт1эм тесых. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри! Орэйда, к1элэдэк1уащэхэри, орэйда, Орэйда, пк1эгьуалэм тесых. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри!

140. Орэйда, гуш1ок1о ныухэри, орэйда, Орэйда, пчъэшъхъа1ум тесыри. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри!

141. Зыфащэрэ унагъори, орэйда, Орэйда, сыхьат мафэри! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда мафэри! (3)

142. Орэйда красивая начинается, орэйда, С песней проявите радость! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая!

143. Начавшаяся песня, орэйда, Орэйда, словно прическа-прелесть. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая! Орэйдэу, парень, что женится, орэйда, Орэйда, держится ласточкой в седле! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая!

144. Орэйда, девушки с поздравлениями, орэйда, Орэйда, посередине арбы сидят. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая! Орэйда, дружки жениха, орэйда, Орэйда, на белых конях сидят. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая!

145. Орэйда, старухи с поздравлениями, орэйда, Орэйда, на пороге дома сидят. Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая!

146. Семья, куда ведут, орэйда, Орэйда, благословенной будет! Орэйда, орэйда, орэйда, Орэйда, орэйда счастливая! Записана нами 18 июня 1994 г. от Ачох Айсы Тимитовича, 1911 г. р., аул Псыбэ.

147. Нысэтхьальэ1у» — брачная молитва1. Я1алахь!

148. Непэ мы сабый ц1ыкоу Мы джэхашъом къытехьагъэр Къызыхэк! ыгъэми лъэдэкъэ мафэр къыщинэу, Къызыхэхьагъэми лъэпэ мафэр къыхидзэу Гъогу мафэ къебгъэжьэнк1э, О сыолъэ1у! Я1алахь!

149. Я1алахь, хэтымэ яунагъо а1омэ, Мыфэдэ унагъо aloy ыц!э paloy, Я1алахь, унэгъошхо пш1ынк1э, О сыолъэ1у! Я1алахь!

150. Джэхашъор кушъэу, Джэныкъор шъаоу,

151. Къелырэр п1угъэш1ури, 1офытэгьош1оу, Шъокъабзэ узынчэу,

152. Заших- зашиблыр зэшыпхъуищмэ агъэшэсри дагъэк1эу, Я1алахь, унэгъошхо пш1ынк1э, О сыолъэ1у! Я1алахь!

153. Чэтым фэдэу 1ушъашъэу, Мэлым фэдэу 1ушъабэу, Пхъэк1ыпхъэр ылъэшъоу, Унашъор римыхэу, Игощэ ныожъхэри ыгъаш1оу, Ипщыпхъу лъэпкъхэри ш1у ыльэгъоу, Иш1улъэгъуныгъэ к1эч фэмыхъоу,

154. Я1алахь, бэгъаш1эу, гъэш1эк1ахъэу, насыпыш1оу пш1ынк1э О сыолъэ1у! Я1алахь!

155. Яджэхашъо гъуаплъэри, Япчъаблэ тыжьыныри, Ядэпкъ дышъэу,

156. Як1ашъо налмэс- налкъутэр къетэкъохэу, Я1алахь, бгъэунэнхэк1э, О сыолъэ1у!

157. Я1алахъэу, зы1орэр хъурэ алахъ!

158. Мы бысымгуащэу хьалыжъо лагъэр зыгъэхьазырыгъэр

159. Тэдэк1э 1абэми зыфаер зэригъотыл! эжьэу,1. Пщым фэдэу зэращэу,1. Гуащэм фэдэу щагъэсэу,1. Мэдырэм хэсэу,

160. ЬПорэр аш1эу, аш1эрэ адишхэу, Я 1 алахъ, зэдэбгъатхъэхэу, зэдэбгьэжъынк1э, О сыолъэ1у! Я 1 алахъ!

161. Мы сабыеу къэзыщагъэр Щыфыбэмэ зэлъаш1эу, Зымыш1эрэр к1эупч1эу, Къэралыгъом иупч1эжъэгъоу, Л1эш1агъо ибгъэфэнк1э, О сыолъэ1у! Я 1 алахъ!

162. My рад аш1эу зежьэхэрэм, Ягъогу бзэпсэу, япс щэнджэу, Зыдак1охэрэм ямурадыш1у къадэхъоу, Я1алахъ, рэтхъэхэу щыбгъэ1энхэк1э, О сыолъэ1у! Я1алахъ!

163. Мы нэбгырит1оу зэ1ук1агъэм Ц1ыфыбэр къехъуапсэу, Хъопсагъор янасыпэу, Жэ джагъо къахэмыхъэри, Нэ джагъо кьахэмыплъэу пш1ынхэк1э, О сыолъэ1у!1. Я1алахь!

164. Зэблэгъит! оу зэпэгъок1ыгъэр, Зэблэгъэ зэфэмафэу,

165. Ясабыймэ ягухахъо алъэгъоу зэдэбгъэтхъэнк1э, О сыолъэ1у!

166. Я1алахьэу, зы1орэ хъурэ алахь, Мы сабыит1умэ унэш1у къащыгьаф, Я1 алахь, унэгъогихо ш1ых! Я 1 алахь!

167. Непэ ш1у зэрэзэрылъэгъухэрэм фэдэу, Яш1улъэгьуныгъэ к1эч фэмыхъоу, Жъыфал1э охъуфэ зэдэгъатхъэх! Я1 алахь!

168. Мухьамэд Пегъэмбарым идуахь къабылэу зэрэхъоу, Тидуахь къабылэу ш1ы! Амин! Амин! Амин!(12)1. О Аллах! Эта юная дитя,

169. Ступившая на этот пол сегодня, Пусть оставит счастливую пятку у родных, Пусть вступит сюда счастливой ступней, В добрый час ей отправиться, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

170. Пусть время изобилия с рогом не проходит, Пусть несчастья и болезни минуют, И чтобы не было горя и скорби, Пусть идут дорогой добра,

171. Пусть зло стороной обходит. И ничто не опорочит их в жизни, О Аллах, сделай их превосходной семьей, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

172. Чтобы пол был заставлен люльками, Чтобы возле очага толпились мальчики, Чтобы родившиеся были легки на воспитание ипослушны,1. Чтобы телом были здоровы,

173. Чтобы три сестры шестеро или семеро братьев в путьотправляли, О Аллах, сделай их большой семьей, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

174. Чтобы невестка щебетала подобно птице, Чтобы была смирна как овца, Чтобы веником орудовала умеючи, Чтобы дела семейные не разглашала, Чтобы свекровей- старух лелеяла,

175. Чтобы золовок в роду любила, Чтобы не ослабела в ней любовь, О Аллах, сделай ее счастливой долгожительницей, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

176. Чтобы в доме пол был медным, Косяки дверей серебряными, Стены золотыми,

177. Чтобы приказы отдавала и лакомилась с молодыми, Чтобы в удовольствии и радости до старости дожили, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

178. Этого юношу, женившегося, Знало множество людей, Чтобы не знающий его, спрашивал о нем, Чтобы вся страна советовалась с ним, Пусть станет великим мужем, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

179. Если молодые с целью отправятся в путь,

180. Пусть дорога будет прямой, а река преодолима, И в поездке добрую цель достигнут, Пусть они в своих делах преуспевают, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

181. Двум молодым, соединившим свою судьбу, Чтобы белой завистью завидовали, Чтобы имели все, чему можно позавидовать, Чтобы сплетни покой молодых не нарушали, Чтобы недобрый взгляд не смог их сглазить, Тебя я об этом прошу! О Аллах!

182. Для двух семей, соединившихся родством, Пусть оно окажется счастливым, Чтобы радуясь счастью своих детей, вместеблагоденствовали,1. Тебя я об этом прошу!

183. О Аллах, чья воля беспредельна, К двум молодым прояви благосклонность, О Аллах, сделай их мощной семьей! О Аллах!

184. Чтобы взаимная любовь между ними Была свежа на долгие годы, как сегодня, Чтобы до глубокой старости благоденствовали! О Аллах!

185. Подобно молитве пророка Мухаммеда, Пусть свершится наша молитва! Амин! Амин! Амин!

186. Записана нами 20 августа 1994г. от Сизо Хаджет Салиховны, 1903 г. р., аул Хаджико.

187. Нысэудж» — Песня-пляска для невесты

188. Чей взгляд подобен восходящему солнцу из-за горной гряды!1. Орэдэу!

189. Ае-я-я, йе-я-я, Ашая! Орэдэу!

190. Дома Ашаевых из золота! Орэдэу!

191. Кружится золотая юла! Орэдэу!

192. Быстра и ловка наша невеста в шитье! Орэдэу!

193. Ханычейу княжеских ворот с почетом встречают!1. Орэдэу!

194. Нысэгьасэ» воспитание невесты (2 часть песни - пляски для невесты)1. О тиныса, нысэ, орэдэу!

195. О наша невестка, невестка, орэдэу!

196. О наша невестка новая, орэдэу!1. С зарей встающая, орэдэу!

197. Если встал супруг, орэдэу!

198. Не бледней, не огорчайся, орэдэу!

199. Когда свекровь притесняет, орэдэу!

200. С золовкой тайком поделись, орэдэу!

201. Если рядом соседи оказались, орэдэу!

202. Не дай им об этом услышать, орэдэу!

203. Прослышав они эту вещь, орэдэу!

204. По всему свету разнесут, орэдэу!

205. Записана нами 24 августа 1994 г. от Гвашевой Гошцох Цаковны, 1930 г. р., аул Шхафит.1. Фотографии. Приложение 2.1. ФОТОДОКУМЕНТЫ1. Пленение"невесты

206. Маленький 'плательщик" называет свое имя

207. Гуаще свекровь раздает подарки племяникамш1. Ныоежьэжь уход бабки

208. Нысэ тхьэлъэ1у брачная молитва

209. НА ПЯТОМ СЛЕТЕ МОЛОДЕЖИ ШАДСУШИ

210. Шъозэбэн борьба из-за кожиm1. Занятие по теме Л^Аг' аа/ в детском егдике.тэхэфишч.1. Процесс шитья.

211. Празднество в честь приобщения девочек к шитью

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.