Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Татаева, Ровзан Бовкиевна

  • Татаева, Ровзан Бовкиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 181
Татаева, Ровзан Бовкиевна. Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Татаева, Ровзан Бовкиевна

Введение.

Глава 1. Своеобразие жанра романа на историческую тему в чеченской прозе XX века.

1.1. Особенности исторического романа: теория — реалий.

1.2. Формирование и развитие русскоязычной прозы Чечни.

1.3. Специфика жанра романа на историческую тему в творчестве русскоязычных писателей (С-Б. Арсанов, М. Лукин, Е.В. Чебалин).

Глава II. Историческая правда войны (1941—1945гг) в произведениях русскоязычных чеченских писателей.

2.1. Историческая действительность в книге X. Ошаева «Слово о полку Чечено-Ингушском».

2.2. Аспект художественной и психологической правды историко-героического прошлого чеченцев в произведениях (П. Волкова, И. Минтяка, Ю. Агажданова).

Глава III. Отражение социально-исторических проблем в чеченской прозе 60-90 гг. XX века.

3.1.Социальные проблемы Чечни в русскоязычной прозе.

3.2. Осмысление новейшей истории в романе К. Ибрагимова «Учительистории» (конец ХХв. начало ХХ1в).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века»

Осмысливая процесс эволюции чеченской литературы и культуры, нетрудно заметить, что наряду с чеченскими учеными ее исследованием гораздо больше занимались и занимаются представители науки других национальностей. Континуальное стремление исследователей постичь историю прошлого Чечни и определить генезис чеченцев, обусловлено их перманентной склонностью понимания исторической судьбы чеченцев на современном этапе.

Подобная диспропорция научного явления может быть объяснена константным интересом ученых к культурному миру чеченцев как явлению непреходящему. При всей фундаментальности научных исследований в области генезиса культуры чеченцев, вопросы литературы связанные с изучением авторской концепции в осмыслении исторических проблем остаются малоосвещенными. В этом заключается актуальность поставленной научной проблемы, в процессе решения которой возникла необходимость анализа исторического прошлого и настоящего чеченцев в вопросах религии, быта, культуры и традиций в произведениях чеченских русскоязычных писателей. Заметим, что эстетическая значимость этих произведений безгранична в силу того, что в творчестве русскоязычных писателей осуществился индивидуальный опыт, реализовалось рациональное мышление, исключающее случайность и абстракционизм.

Исторические рамки литературы 20-90 гг. ХХв. достаточно пространны, но имеют конкретизированный исторический промежуток, который обладает определенными признаками.

Ограничения этого периода имеют идеологические ориентиры, определяющие идейно-художественную сторону произведений чеченских писателей. Причины генезиса периода — начала и конца -обусловлены историческим временем. По концепции исследователя В.И.

Хазана, «историческая связь — это не механическая совокупность факторов, расположенных в линейной последовательности, она подчиняется более сложным законам диалектики преемственности развития. Если этого не понять, неизбежна опасность упрощения и девальвации»1.

Учитывая данный подход в решении поставленной проблемы, следует не только соблюдать хронологические ориентиры в литературном пространстве, но и строго следовать признакам эволюционной преемственности.

При всей дискуссионности и гипотетичности существующих точек зрения касательно вопросов развития чеченской литературы и культуры, имеется неоспоримый факт того, что в 20-30 гг. XX века чеченская литература начала осваивать национальную тематику и проблематику на русском языке. Более того, в этот период формируются специфические стилевые признаки чеченской прозы, осмысливаются исторические проблемы с противопоставлением прошлого и настоящего.

Безусловным является и то, что интерес чеченских писателей к историческому прошлому в период становления их творческого пути был не случаен и отвечал «манифесту» В. Гречнева, который писал в свое время: «Без глубоких размышлений и оценки вчерашнего много не поймешь в сегодняшнем»2.

Поэтому только ориентация писателя на историческую тематику поможет ему «.многое объяснить в стремительном, буйном нарождении нового мира и в печальном, часто ничтожном угасании старого»3 - так обращался К. Федин к писателям. Следовательно, «.сегодняшний день - в его законченной характеристике - понятен только тогда, когда он

1 Хазан В. И. О вечных проблемах в кавказских рассказах Л. Н.Толстого./ Мальчевская Т.Ф. Л.Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. - Грозный, 1989. - С. 112-113.

2 Гречнев В.И. Герой современной литературы. Статьи. - М. - Л., 1963. - С. 236.

3 Федин К. Речь о художественной прозе ленинградских писателей // Литературный Ленинград. - 1934.-С. 11. становился звеном сложного исторического процесса»1.

В литературном произведении важна не только связь времен или историческая направленность, но и национальная идея. «Национальная идея Чечни, - пишет А.Р. Шарипов, - это степень национального самосознания чеченцев, которая формируется в каждый период его исторического созревания, что может выполнить в жизни общества л функцию защиты» . В этом вопросе необходимо учитывать и процесс эволюции чеченцев, в ходе которого время от времени обострялись отношения с самодержавной властью. По мнению М. Славинского проблемы такого рода были обусловлены «.отсутствием благородного сотрудничества русской интеллигенции с интеллигенцией недержавных народов»3 или активного плодотворного творческого диалога.

Таким образом, важность учета вышеприведенных аспектов «тесного литературного сосуществования»4 заключается не только в системности подхода, но и в индикаторе художественного процесса, что делает возможным выделить и заявить о своих региональных ценностях отдельным этносам.

Действительно, неисследованность типологических общностей северокавказских литератур приводит к некоторым ошибкам в трактовке кавказских проблем. Глубокое исследование типологических аспектов позволит обнаружить индивидуальную самобытность отдельных этнических групп Северного Кавказа. Убедительным примером в решении этого вопроса является монография У.М. Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990). В ней автор системно изучает

1 Толстой А. Поли. собр. соч. Т. 13. -М., 1949. - С. 326.

2 Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания / Дисс. канд. фил. наук. - Уфа, 2000.-С. 67.

3 Славинский М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909 - 1910. - М., 1991. - С. 418.

4 Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. - М., 1979. - С. 248. адыгские литературы в поступательном развитии исторического процесса. Более того, положенный в основу исследования типологический подход обнаруживает, с одной стороны, идейно-эстетическое единство адыгских литератур, с другой, — сложное многообразие художественного воплощения, национальных реалий.

Однако типологические особенности и национальные ориентиры северокавказских литератур в целом не изучены в достаточной степени, хотя современными учеными многое делается в этом направлении. Так, например, К. Султанов в своей работе «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (2001) отмечает: «Существует основательная, совершенно не изученная . онтология северокавказских проблем, в том числе шкала ценностей. Но столь же бесспорен инструментарный смысл их бытования, та прагматика, которая властно требует творческой переоценки ценностей, отказа во имя будущего от каких-то тормозящих развитие предрассудков, стереотипов национального самосознания»1. Отрешение, от них равносильно сознательному слому и уход в традицию, что не является выходом из сложившейся ситуации, так как «обратность» приводит к дезинформации даже при воззрении на историю с приличной дистанции. Движение вспять перекрывает историческую реальность настоящего и прошлого, образуя между ними пропасть, искусственно заполненную идеологической мифологией о великом прошлом этносов Кавказа.

Благодаря данному факту, художественное сознание современных этнических культур Кавказа привело к изолированности от прочих культурных пластов. Эта проблема повлекла за собой другие, связанные с выбором и выделением основополагающих тем, в силу их полиэдральной сложности. Однако именно сложности современности

1 Султанов К Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М., 2001. предопределили художественное направление и «формосодержание» творчества многих русскоязычных чеченских писателей.

Довольно четко и последовательно выделены основные проблемы национальной самобытности народа как личности И. Ильиным: «В духовном творчестве каждый народ имеет свои существенные особенности. Сами узлы данного эмпирического характера, обусловлены расою, национальностью и языком, климатом и природою, общественным укладом и воспитанием, распутываются и расширяются у каждого народа по-своему, и по-своему же он превращает эти нити в духовную ткань»1.

Однако созданные в 20 гг. XX в. социально-исторические условия во многом определили мировидение писателей, что отразилось, прежде всего, на идейно-художественном, стилевом и жанровом состоянии литературы. С уверенностью можно констатировать, что активный тематический размах потребовал от писателя развития и укрупнения жанровой формы в сторону повести и романа. Но в силу определенных форсированных событий на Северном Кавказе, обусловленных, прежде всего, политическими проблемами, отдельные младописьменные литературы в 40-50 гг. XX в. замедлили свой рост, в том числе и чеченская; поэтому необходимо обратить внимание на то, что в чеченской литературе в этот период произошел некоторый «сбой» жанровой эволюции.

В данном случае этот процесс можно считать совершенно закономерным явлением, поскольку он определен социально-историческими условиями. Подтверждением данной мысли является существующий в современном литературоведении аспект о тенденции перехода в эпохальные периоды большого жанра к малому.

Л.В. Чернец в монографии «Литературные жанры» (1982) сконцентрировала свое внимание на разработке общей теории жанра. Однако ученый считает, что интеллектуальной энергией жанра выступает метод и некоторые конкретно-исторические категории, которые, синхронно функционируя, формируют единую жанровую систему.

Аналогичную жанровую концепцию выдвинул А.Я. Эсалнек, определяя жанровый признак как основной тип проблематики. Поясняя при этом, что «мы имеем в виду проблемно-тематическую организацию произведения на жанровом уровне»1.

Данный подход к жанровому определению и состоянию не может восприниматься однозначно, поскольку он не охватывает всей проблематики произведения, но является влиятельным фактором в образовании целого. Именно эта тенденция — ориентация на проблематику, как основного жанрового качества, была определена в трудах Гегеля и В. Белинского, развивалась в работах Г. Поспелова.

Важно отметить, что к середине XX века чеченские писатели, создававшие произведения на русском языке, во многом опирались на опыт русских и советских писателей в разработке жанра и проблематики. В частности, они успешно заимствовали и использовали в своих произведениях следующие художественные приемы:

1. Портрет, пейзаж - Н. Егоров «Первая осень» (Грозный, 1955), М. Лукин «Лесной дух», «Свет», «В начале весны», (сб. рассказов «Поле чести». - Грозный, 1959), Е. Малов «Дома и на охоте» (сб. «Утреннее эхо». - Грозный, 1982);

2. Изображение событий и внутренний психологизм героев - В. Евдокимов «В ливень» (сб. «Утреннее эхо». - Грозный, 1982) и т.д.;

1 Эсалнек А.Я. Проблема жанра в «Эстетике жанра» Гегеля // Вестник Московского университета. Серия филология, журналистика. - 1967. - № 5. - С. 29

3. Диалоги, монологи — М. Лукин «Зеленый огонек», «Рассказ о трубах» и др. (сб. «Поле чести». - Грозный, 1959);

4. Лирические отступления и размышления авторов - Ю. Агаджанова «Осколок солнца», «Когда-то была война», П. Волкова «Музыка для победителей», Н. Матвеева «Кленовый букет», а также произведения А. Казакова, И. Ильясова, В. Алешечкина (сб. «Утреннее эхо». - Грозный, 1982) и т.д.

В названных выше эпических произведениях русскоязычных писателей Чечни действительность представлена многопланово и достаточно широко. Концептуально представлены характеры героев произведений, при этом определенные жизненные ситуации требуют от них действий, решений и различных поступков. Сюжетика эпических произведений русскоязычных писателей, как правило, связана с повествованием о человеческих судьбах или об определенных «законченных этапах жизненного пути героев».

В середине XX века в литературе Чечни на первом плане оказалось творчество таких русскоязычных писателей, как Ю. Агаджанов, В. Алешечкин, С-Б. Арсанов, П. Волков, А. Казаков, М. Лукин, X. Ошаев, Г. Тыркалов, Е. Чебалин, Л. Цирульников и др.

Творчество этих писателей родственно по направлению и пафосу, оригинально и емко по содержанию. Спецификой их произведений стало своеобразие авторской концепции, которая определялась рядом особенностей и формировалась за счет мировидения писателя, его таланта и использования ими устного народного творчества чеченцев, мозаично вплетеного в художественные произведения.

Безусловно, что период восстановления (50-е годы) для чеченской литературы был нелегким. В это время, как уже было сказано выше, в творчестве писателей преобладали малые эпические формы. Однако работы теоретиков и критиков литературы были значительны и сопряжены с гармоничной совокупностью различных национальных литератур, что благотворно сказалось на дальнейшем процессе развития не только чеченской литературы, но и других младописьменных литератур Северного Кавказа.

В конце 50-х - начале 60-х годов жанровая картина в чеченской литературе стала существенно меняться в связи с усилением идейно — художественного, философского содержания в произведениях. Конечно, герои в них еще не стали до конца «совершенны», поскольку они не могли разбираться во многих глобальных проблемах, однако это не мешало им делать добро, бороться с несправедливостью, любить, страдать, действовать по своим внутренним убеждениям.

В 70-90 гг. прошлого века происходит интенсификация процесса интеграции литератур, что существенно изменило общую картину чеченской прозы. В ней стал усиливаться авторский компонент, способствующий углублению идейно-художественного содержания произведений, расширению жанровых форм.

Актуальность исследования определяется назревшими задачами, связанными с изучением: авторской концепции в осмыслении исторических проблем русскоязычной прозе Чечни, которые остаются малоосвещенными; необходимостью анализа исторического прошлого и настоящего чеченцев в вопросах религии, быта, культуры и традиций в произведениях чеченских русскоязычных писателей; важностью определения места в чечнской литературе русскоязычных писателей : СБ. Арсанова, М.Лукина, Е. Чебалина, Ю.Агаджанова, Г. Тыркалова, П.Волкова и др.

Степень научной разработанности темы. Проблемы русскоязычной литературы рассмотрены в научных работах и монографиях: чеченского литературоведа Х.В. Туркаева «Исторические судьбы чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978) и «Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературе (60-е годы XIX века - 40-е годы XX века)» (Тбилиси, 1984), Зубайраев А.Л. Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20-40-х годов / Автореферат дисс. канд. фил. наук. - М., 1976, Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. - М., 1967., Музаева Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе жанрового становления. — Грозный, 1974., Овхадова М. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. — Грозный, 2007., Чамокова Т. В созвездии сияющего братства. - М., 1976., Чокаева К.З. Проблемы двуязычия // Грозненский рабочий. - 1988. — 10 августа. - С. 3., Ш.А. Мазанаева «Русскоязычная литература Дагестана», «Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур», Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Махачкала, 1993. - 103 е., Акавов З.Н. Нравственные истоки. —Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978., Темирханова Г.Б. Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02. /Даг. гос. нед. ун-т. - Махачкала. - 2005., Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс: вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала, 1990. Гамзатов Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1978., Гамзатов Р. Навстречу современности. // Сб. Литература Дагестана и жизнь. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963., Гусейнаев А. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу. // Сб. Вопросы дагестанской литературы и др., посвященные осмыслению основных путей развития чеченской и северокавказской литературы и выявлению её ведущих тенденций.

В формировании концептуальных положений мы основывались на методологические принципы известных литературоведов, исследования ученых и фольклористов М. Бахтина, А. Веселовского, В. Жирмунского, У. Далгат, В. Кожинова, К. Ломидзе, Т. Поспелова, М. Храпченко, К. Шаззо, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, А. Эсалнека, И. Ильина, К. Федина, В. Хазан, В. Гречнева, А. Алиевой, Ю. Айдаева, Л. Бекизовой, Я. Баталова, К. Султанова, Н. Шикова Х.В. Туркаева, У. Панеша, Р. Ужаховой, П. Чекалова и др.

В работах В. Жирмунского, А. Мелетинского, В. Проппа, В. Гусева, З.К. Магомедова, Н. Шикова, М. Шенкао, К. Шаззо, К.З. Чокаева, Т. Чамокова, Ф. Хуако, В.И. Хазана, К. Султанова, М. Овхадова, Ж. Глоова, X. Мусаева, А. Мусукаевой, Р. Ужаховой, Н. Музаева, Г.П. Макогоненко, Г. Ломидзе, В.Б. Корзуна, А.Л. Зубайраева, охватывается теоретический материал о связи разноплановых художественно-эстетических систем, что определило наши поиски в исследовании «русскоязычная чеченская проза».

В исследованиях У. Далгат, X. Туркаева, А. Алиевой, А. Гутова, С. Зухбы, Н. Джусойты, Ю. Айдаева, И. Алироева, Л. Бекизовой, У. Панеша, К. Паранук, М. Хакуашевой Д.-М. Шихалиева, А. Чиркеевского, А. Омарова, М.-Э. Османова, Г.-М. Амирова, Г. Алкадари, С. Габиева, М. Казем-Бека, Б. Далгат, А. Тахо-Годи, Т. Бейбулатова и др. разработаны отдельные (авторские, национальные) подходы к исследованию конкретных, частных аспектов проблемы «северокавказская русскоязычная литература». Этот опыт помог нам сформулировать практические направления в анализе малоизученной проблемы «русскоязычная чеченская проза».

Большой вклад в развитие русскоязычной литературы внесли диссертационные исследования, положения, и труды выдающихся ученых, которые легли в основу нашего исследования.

В диссертационной работе Исмаиловой М.В. «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века» (Майкоп, 2008) прослеживаются жанровые особенности и состояние современного романного эпоса. В своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006). Губанукаева М.М анализирует творчество чеченского писателя С.-Б. Арсанова в русле фольклорно-литературных взаимосвязей. Работа известного фольклориста У.Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей: исследования и тексты» (М., 1972) посвящена вопросам генезиса и поэтики эпоса чеченцев и ингушей.

Тем не менее, единичные публикации не отражают художественного своеобразия прозы русскоязычных писателей.

Осмысление «военной» прозы нашло отражение в следующих литературоведческих работах: Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа / Автореф.канд. фил. наук. - Орджоникидзе, 1981, Мусаева X., Ужахова Р. Тема Великой Отечественной войны в чеченском и ингушском рассказе // Чеченский и ингушский рассказ (проблемы жанра). — Грозный, 1987, Макогоненко Г.П. Исторический роман о народной войне. - Л., 1985. монографиях: Б.А. Леонова, A.C. Смирнова, П.М. Топера, Я.С. Духан, Л.А. Аннинского, Л.Ф. Ершова, С.И. Журавлева, В.В. Кожинова и др.; диссертациях: К.Г. Шаззо, Л.И. Щелоковой, Ш.А. Умерова, Н. Панченко, В.В. Раевской, М.А. Филипповой, В.А. Янченкова и др.

Чеченская «военная» проза на современном этапе не имеет глубокого научного анализа в литературоведении. В последнее десятилетие читатель познакомился с немногочисленными произведениями чеченских прозаиков. На страницах газет, журналов и в сети Интернет (В. Клименко, Л. Егорова, В. Медведев и др.) опубликованы отдельные точки зрения о современной чеченской литературе.

Появились литературно-критические статьи, в которых затрагивается военная тематика. Это публикации в литературно-художественном журнале «Вайнах»: Музаев М. «Слово о полку Чечено-Ингушском» X. Ошаева // Вайнах. - 2004. - № 5. - С. 3., Музаев М. Айсберги лжи // Вайнах. - 2004. - № 2, X. Юсуповой «Тема войны в современной чеченской литературе» (№5, 2006).

Объектом исследования является русскоязычная чеченская проза 20-90 гг. XX века с исторической проблематикой.

Предметом исследования выступает авторская концепция в осмыслении исторических проблем в чеченской прозе 20-90 гг. XX века.

Материалом исследования послужили эпические произведения с исторической проблематикой, созданные на русском языке С-Б. Арсанова, М. Лукина, Е. Чебалина, Ю. Агаджанова, П. Волкова, В. Евдокимова, А. Казакова и др.

Поставленные вопросы обусловили и предопределили основную цель исследования - выявление авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осмыслить особенности и выявить вклад в литературу Чечни русскоязычных писателей XX века (20-90 гг.).

2. Определить ценность их творчества с точки зрения эстетической, исторической, психологической, культурной, политической.

3. Выявить авторскую концепцию в осмыслении социальноисторических проблем в чеченской прозе 20-90 гг. XX века.

4. Определить способы выражения авторской позиции и ее влияние на идейно-художественную сторону произведений.

Научная новизна диссертационного исследования определяется малоизученностью поставленной проблемы. Во-первых, не исследована авторская концепция в осмыслении исторических проблем в чеченской прозе 20-90 гг. XX века. Во-вторых, недостаточно изучена система единства эпических жанров в творчестве русскоязычных писателей в чеченской литературе.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы известных ученых: Г. Бабаева, М. Бахтина, В. Белинского, В. Борщукова, И. Ильина, В. Кожинова, В. Конрада, Г. Макогоненко, Е. Маймина, Д. Маркова, Р. Осоцкого, П. Палиевского, С. Петрова, Л. Тимофеева, М. Храпченко, А. Эсалнек и др., а также северокавказских исследователей: Ю. Айдаева, Ю. Верольского, Л. Бекизовой, Т. Джамбековой, Ч. Гусейнова, А. Гутова, У. Далгата, М. Губанукаевой, М. Исмаиловой, В. Корзуна, Н. Музаева, У. Панеша, К. Султанова, X. Туркаева, К. Шаззо, Ш. Шаззо, А. Шарипова, Т. Уздеевой и др.

Методы исследования: в работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить авторскую концепцию в произведениях социально-исторического содержания.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании концепции автора в эпическом произведении с исторической направленностью. Выводы и положения в работе способствуют расширению научного представления о творчестве русскоязычных писателей Чечни. Открывается возможность использовать данный материал для дальнейшего развития прозы С-Б. Арсанова, М. Лукина, Е.В. Чебалина, К. Ибрагимова, исследовать их поэтику, наиболее основательно изучить закономерности развития русскоязычной северокавказской литературы на современном этапе.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что отдельные аспекты этой работы могут использоваться в учебном процессе по изучению истории литературы Северного Кавказа и при конструктивном исследовании проблем чеченской литературы; при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории чеченской филологии, современной русскоязычной литературе. На защиту выносятся следующие положения:

1. Произведения русскоязычных писателей Чечни 20-90 гг. XX века -часть единого литературного процесса, эволюция которого была предопределена социально-историческими условиями.

2. Особую роль в эволюции чеченской прозы сыграл роман на историческую тему, активное развитие которого наблюдается в 20-50 гг. XX века и возобновляется в 90 гг.

3. В силу определенных событий и социально-исторических условий развитие чеченской прозы в середине прошлого века было приостановлено. Вследствие этого произошел жанровый «сбой», жанр романа замедлил свое развитие, уступив место рассказам и повестям. Именно в этот период активизировалось творчество русскоязычных писателей Чечни.

4. Важнейшую роль в сохранении национально - творческого потенциала сыграли русскоязычные писатели Чечни, отразившие в своих произведениях традиции, национальный уклад жизни чеченцев, выразившие чаяния и проблемы современной действительности.

5. Авторская концепция является ключевым моментом в идейно-художественной структуре произведения. Она во многом определила художественные ориентиры и векторы жанрово-тематического направления в эволюции чеченской прозы XX века (20-90 гг.).

Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на кафедре литературы и методики преподавания Чеченского государственного педагогического института, нашло отражение в 5 публикациях и докладе автора на Всероссийской научно-практической конференции (Майкоп, 2007).

Структура работы определяется исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 243 источников научной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Татаева, Ровзан Бовкиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие литератур Северного Кавказа всегда находилось и находится в прямой зависимости не только от богатства фольклорных истоков, но от социально-исторических условий. Следовательно, данный факт естественным образом обусловил формирование национально — художественной литературы, в которой основным выразителем исторической тенденции была письменность народов Северного Кавказа, заложившая базу будущего развития национальных литератур.

Процесс создания чеченской литературы вписывается в общий контекст формирования северокавказских литератур, на которые существенное влияние оказало устное народное творчество и традиции русской классической литературы, что предопределило особенности художественного и жанрового развития, а так же формирование русскоязычной прозы в литературе Северокавказских народов.

Русскоязычная чеченская проза с самого начала развивалась как факт национальной духовной культуры. Ее развитие протекало в общем контексте жанрово-стилевых исканий. Тенденции, которые проявили себя в русскоязычной прозе, обуславливались реальными событиями из жизни общества и его духовно-нравственными ориентирами. Поэтому, художественная мысль, богатая образами, в русскоязычной прозе младописьменных литератур имела огромное общественное значение. Первые произведения авторов, имеющих малый литературный опыт, нередко представляли собой художественную обработку фольклорных произведений.

Отмечая успехи русскоязычной прозы в национальной литературе, следует обозначить, что процесс становления и развития русскоязычной прозы совпал с жанровой эволюцией. Подтверждением являются разножанровые произведения С-Б. Арсанова, М. Лукина, X. Ошаева, Е. Чебалина и др., в которых осуществился синтез художественного опыта прошлого и проблем современности.

В 20гг. XX века в формирующейся чеченской литературе усилилось развитие эпических жанров, тематически обусловленных новой действительностью. Острая общественная потребность в скорейшем отклике на события, происходившие в жизни, на проблемы, требующие безотлагательного решения, заставляли писателей обращаться к осмыслению исторических событий.

Формирование чеченской литературы в 20-3 0гг. прошлого века было во многом ориентировано на русскую культуру и способствовало развитию творчества русскоязычных писателей. Процесс становления и развития русскоязычной прозы Чечни 20-90 гг. XX в. был обусловлен рядом социально-исторических факторов, существенно повлиявших на идейно-художественную структуру произведений. Тем не менее, «трудно сказать, в какой исторический срок уложился бы у горских народов Северного Кавказа автономный процесс внутреннего развития национально-художественной мысли»1, если бы писатели не обратились в своем творчестве к народному богатству, национальному фольклору, и к традициям русской классики.

Во второй половине прошлого века в русскоязычной прозе Чечни оформилась модификация типологического подхода к анализу жанровых форм, которую А .Я. Эсалнек назвал «типологией второго уровня», позволяющую глубже понять специфику конкретных исторических этапов. В связи с этим в творчестве русскоязычных писателей Чечни обнаруживается тенденция нравственной онтологии (учение о жизни, ее основах, принципах, структуре и закономерностях), которую определил в своей работе М. Бахтин.

Так, в романе Е. Чебалина действия разворачиваются в не зависимости от судьбы, а от поступка к случаю, т.е. герои живут произвольно, в силу того, что у них нет константных правил и знаний судьбы. Таким образом, данный путь включает в себя расстояние от фатума до избранного произвольно — действия, от пространственного поступка до — хаоса. Однако обозначенные в романе проблемы основаны на нравственности, религиозности и перманентно выступают как превратности судьбы.

В произведениях С-Б. Арсанова, X. Ошаева, М. Лукина, П. Волкова, Е. Чебалина и др. предельно насыщенно отражена полифония эпохи, включая вопросы патриотизма, религии, национальной самобытности, социального различия, которые в определенные исторические промежутки приобретали исключительную важность. Нередко религиозность сочеталась с расчетом, консерватизмом, с ограниченностью интересов семейно-родовых общин, за которые жестоко боролись.

Как правило, в центре произведений — герои, создающие новую историю, поэтому писатели, создавая образы героев определенных эпох, раскрывали внутренний мир, психологию, в которой видели выражение национального духа народа. Исследуя уровень подсознания героев, тайные движения человеческой души, они раскрывали «ностальгию героев о минувшем времени» и прекрасной будущей эпохе.

В произведениях русскоязычных писателей в качестве основного осмыслен исторический конфликт, построенный на социальных противоречиях, на нравственном противостоянии, обусловленный национальной средой.

Пейзаж, вписанный в структуру произведений и соотнесенный с психологическим состоянием героев и изображенными событиями, придает произведениям русскоязычных писателей глубину и особую реальность, национальный колорит.

Русскоязычные писатели Чечни, чувствуя свою ответственность перед народом и страной, создавали произведения, в которых затрагивалась тема исторической правды чеченского народа. Однако книги о трагической судьбе чеченцев, включая депортацию, не могли быть напечатаны в советский период. В произведениях Ю. Агаджанова. П. Волкова, Е. Чебалина впервые осмысливаются поставленные вопросы сквозь призму нравственности, привлекая внимание к важнейшим проблемам истории.

Активность молодых русскоязычных писателей обнаруживается в начале 70-х годов прошлого века, о чем свидетелььсвуют постановления «О литературно-художественной критике» (1972) и «О работе с творческой молодежью» (1975г.). Благодаря им, в республике образовались литературные кружки и объединения, которыми руководили писатели старшего поколения и литературоведы. Молодые в своих творческих исканиях и пробах основывались на достижения писателей старшего поколения, сформировавших к 60 - 70гг. произведения словесного искусства во всех жанрах.

Чеченская литература к концу 90 гг. XX века приобрела огромный творческий опыт, отражающий многовековой уклад жизни и национальные традиции.

Тем не менее, на сегодняшний день «имена и творчество большинства русскоязычных писателей, историков и деятелей литературы незаслуженно забыты, о многих из них современные читатели не знают ничего. Многие русскоязычные писатели и творческие деятели Чечни покинули республику, «ушли из профессии, из жизни и их уход остался на сегодня незамеченным обществом - молодого поколения, равно как неоцененным их вклад в национальную культуру»1.

1 Библиографический справочник. Писатели Чечни. - Грозный, 2003. - С. 3.

И, некоторая стагнация русскоязычной прозы на современном этапе, которая получила широкий размах 50-90 гг. XX в. не является особенностью исключительно чеченской литературы. Это общая проблема всех младописьменных литератур Северного Кавказа, а именно дагестанской, адыгской, осетинской, ингушской и др. после 90гг. прошлого столетия.

Однако на современном этапе развития литературной науки нет необходимости отстаивать эстетическую и историко-литературную ценность наследия русскоязычных писателей, произведений созданных ими в эпической прозе. Так как они оставили хорошую основу для перспективных деятелей в области литературы и истории Чечни. Опыт их творчества это материал на базе, которого сегодня работают многие молодые чеченские писатели. Особо следует отметить работы русскоязычных критиков и литературоведов первой половины и начала второй половины ХХв. Основным достоинством их деятельности - это обнаружение и развитие национальной культуры, истории, литературы с последующим определением их значимости в общем литературном процессе нового социалистического, а позже и демократического строя.

История формирования и развития русскоязычной литературы Чечни 20-90гг. XX века имеет свое особо значимое место в общелитературном течении младописьменных литератур Северного Кавказа и России. Творчество русскоязычных писателей Чечни стало неотъемлемой частью чеченской истории и культуры. «Каждый художник дорог нам по-своему, каждое произведение искусства индивидуально и, следовательно, непосредственно несопоставимо с другими, иначе оно в принципе, так сказать, отменяло бы предшествующие ему создания искусства в их художественной значимости»1.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Татаева, Ровзан Бовкиевна, 2011 год

1. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект / Автореферат. Дисс. докт. наук. - Махачкала, 1998.

2. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. — 1979.

3. Абрамян Э. Кавказцы в Абвере. М., 2006.

4. Абуков К.И. Время зрелой работы. // Сб. Из всех родников

5. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Махачкала, 1993. — 103 с.

6. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа). Дисс.канд. фил. наук. -М., 1971.

7. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971. -190 с.

8. Аверенцев С. Юнг и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. - № 3. - С. 118.

9. Авторханов А. Народоубийство в СССР. Убийство чечено-ингушского народа. М., 1991.

10. Агаджанов Ю. Когда-то была война / Утреннее эхо. Грозный, 1982.

11. Айдаев Ю. В борьбе за новую жизнь. — Грозный, 1987.

12. Айдаев Ю. Жизнь слова. Грозный, 1982.

13. Айдаев Ю. Зеркало жизни. — Грозный, 1987.

14. Айдаев Ю. От эпической песни до эпопеи. Сборник литературно-критических материалов. Грозный, 1975.

15. Айдамиров А. Служить народу // Вайнах. 2004. - №2. - С. 48.

16. Акавов 3. Слово о Камале Абукове. //Дагестанская правда. 1998. -24февраля.

17. Акавов З.Н. Нравственные истоки. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

18. Акавов З.Н. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе конца XIX начала XX веков. // Сб. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973.

19. Акаев В. Когда познается дружба // Вайнах. 2003. - № 10. - С. 45.

20. Александрова Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971.

21. Алироев И. Язык, история и культура вайнахов. — Грозный, 1990.

22. Андреев Ю.Революция и литература. — М., 1969.

23. Андреева Л.Г. История зарубежной литературы послеоктябрьской революции. Ч. 1. 1917-1948. М., 1969.

24. Антология литератур народов Северного Кавказа. — Пятигорск, 2003.

25. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Грозный, 1979.

26. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972.

27. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961.

28. Бабель И. Начало//Год 21. Кн. 13.-М., 1938.

29. Баталов Э. Философия бунта. М., 1971.

30. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

31. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

32. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М., 1965.

33. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

34. Бахтинские сборники 1-Ш. М., 1990-1997.

35. Бекизова Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981.

36. Бекизова Л.А. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. — М., 1972.

37. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974.

38. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М., 1954.

39. Белинский В.Г. Собр. соч в 13 т. Т. 4 М., 1956.

40. Белинский В.Г. собр. соч.т.П. М., 1948. С. 710.

41. Берже А. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

42. Биографический справочник Писатели Чечни. — Грозный, 2003.

43. Борщуков В. Исторический роман // Социалистический реализм сегодня. Киев, 1989.

44. Бочаров А. Требовательная любовь: концепция личности в современной прозе. М., 1977.

45. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., 1986.

46. Бреус Ф. Когда познается дружба // Коммунист Казахстана. 1957. -№ 7.-С. 61.

47. Брехт Б. Театр. Т.5/1. -М., 1965.

48. Бродский Н. Генеология романа «Рудин» // Памяти П.М. Сакулина. -М., 1931.

49. Булатов В. Методологические вопросы литературных исследований. -М., 2000.

50. Бушмин А.О ранней советской прозе. М., 1963.

51. Быков В. интервью. Литературная газета 1986. № 6.

52. Быков В. Литературная газета. 1984. № 1.53. В мире Пушкина. М., 1974.

53. Верольский Ю.Б. Наш край в литературе. Грозный, 1969.

54. Виноградов И.О теории новеллы / Вопросы марксистской поэтики. -М., 1972.

55. Виноградов С. Русские писатели Чечено-Ингушетии. (Литературно-краеведческая энциклопедия) — Грозный. 1958.

56. Вопросы литературных связей. Т. VII. Грозный, 1979.

57. Воробьев Н. на новых рубежах: О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.

58. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М., 1956.

59. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс: вопросы истории, теории, методологии. — Махачкала, 1990.

60. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. — Махачкала, 1978.

61. Гамзатов Р. Навстречу современности. // Сб. Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

62. Гачев Г. Ускоренное развитие литературы. М., 1964.

63. Гегель. Эстетика в 4 т. Т. 1. -М., 1968.

64. Герасимова С. Художник и его герой // Литературная газета. 1954. -31 августа. - С. 3.

65. Герцен А. Полн. собр. соч. Т. 18. -М., 1953.

66. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа / Автореф.канд. фил. наук. -Орджоникидзе, 1981.

67. Горловский A.C. Герой современной советской литературы. М., 1987.

68. Горнов А. Магический кристалл // Вайнах. 2004. - № 1.

69. Горький М. Литературно-критические статьи. М., 1937.

70. Горький М. Письмо к Фролову от 20 августа 1929 // Театр. 1954. -№11.-С. 12.

71. Гречнев В.И. Герой современной литературы. Статьи. М. - Л., 1963. -С. 236.

72. Григорьев A.B. Типологические и контактные отношения национальных литератур. М., 1986.

73. Гринберг И.О. Два крыла литературы. М., 1982.

74. Гринберг И.О. О поэтике горской прозы. Дон, 1969.

75. Грознова H.A. Ранняя советская проза: 1917 1925. - JL, 1976.

76. Груздев И. Мои встречи и переписка с Горьким // Звезда. 1961. - № 1.-С. 154.

77. Губанукаева М. Фольклорное и художественное мировидение С-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы. Дисс. канд. фил. наук. Майкоп, 2006.

78. Гура В. Рожденные революцией // Урал. — 1967. № 9. - С. 163 . Гурвич A.C. Черты современника. - М, 1958.

79. Гусейнаев А. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу. // Сб. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала: Изд. Даг. филиала АН СССР, 1969.- 174 с.

80. Гусейнов Ч. Помни имя свое // Правда. 1988. - 13 мая. - С. 3.

81. Гусейнов Ч. Этическая мысль. — М., 1990.

82. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: советская многонациональная литература вчера и сегодня. — М., 1988.

83. Дахкильгов И. Современный ингушский роман // Дружба народов. — 1969.-№2.-С. 132.

84. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе. М., 2001.

85. Джамбекова Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века. Дисс.доктора фил. наук. — Майкоп, 2010.

86. Днепров В. Проблемы реализма Л., 1961.

87. Добролюбов Н.А Собр. соч. в 9 т. Т. 2. М-Л., 1962.

88. Добролюбов H.A. Собр. соч. в 9 т. Т. 5. М-Л., 1962, С. 28.

89. Дувакина В.Д. Беседы с М.М. Бахтиным. М., 1996.

90. Дыхаев Ваха. Поэтический образ Родины. Грозный, 1968.

91. Дьякова Н. Историческая трилогия Сигрид Ундсет // Иностранная литература. 1962 - № 8. - С. 261.

92. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур, М., 1979.

93. Егорова Л.П. Русские писатели на Северном Кавказе. Ставрополь, 2007.

94. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы / Фольклор. Поэтика и традиция. — М., 1982.

95. Журавлев В. Трудные вопросы истории. М., 1991.3авриев М.А. В поисках художественного метода. - Грозный, 1988.

96. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. — М., 1967.

97. Зись А .Я. Виды искусств. М., 1979.

98. Зубайраев А.Л. Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20-40-х годов / Автореферат дисс. канд. фил. наук. М., 1976.

99. Зубайраев А.Л. Взаимосвязи и взаимодействия русской советской и чечено-ингушской литератур. М., 1976.

100. Иванова В. Прекрасное это жизнь // Грозненский рабочий. - 1978. - 28 марта. — С. 3.

101. Иванова В. Раиса Ахматова // Грозненский рабочий. 1971. - 28 мая. - С. 3.

102. Ивашева В. Почерки новой эпохи // Вопросы литературы. 1975. — №9.-С. 85.

103. Ильин И. О сущности правосознания. М., 1994.

104. Инаркаева С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе / Автореферат дисс. канд. фил. наук. Майкоп, 1999.

105. Индербаев Г.В. Отражение времени. (Сборник литературно-критических статей).// Грозный, 2007.

106. Исмаилова М.В. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х годов XX века. Дисс. канд. фил. наук. -Майкоп, 2007.

107. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1.-М., 1995.

108. История национальных литератур: Перечитывая, переосмысливая. Вып. 2.-М., 1997.

109. История первой мировой войны 1914-1918 гг. В 2 т. М., 1975.

110. История русской советской литературы Т. 3. 1944 1957 гг. М 1961. С. 550.

111. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т. 1. — М., 1970.

112. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т. 2, кн. 1. — М., 1971.

113. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т. 2, кн. 2. — М., 1971.

114. Каган М. Лекции по марсистско-ленинской философии. Л., 1971.

115. Камбачокова Р. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе. Дисс. канд. фил. наук. — Нальчик, 1998.

116. Кобзарь Е. Значение детали в романе М. Шолохова «Поднятая целина». М., 1970. - С. 27.

117. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (динамика развития и проблемы изучения литературы). — М., 1983.

118. Кожинов В. Основные проблемы в историческом освещении / Роды и жанры литературы. М., 1964.

119. Кожинов В. Происхождение романа. М. 1963.

120. Комина Р.В. Современная советская литература: (художественные тенденции и стилевое многообразие). М., 1978.

121. Конрад В. Восток и Запад. М., 1977.

122. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа: (дооктябрьский период). Грозный, 1966.

123. Корзун В.Б. Советская чечено-ингушская литература. Грозный, 1966.

124. Крымов Ю. Письма с фронта. 27 июня — 19 сентября 1941 года // Знамя. 1944.- № 3. - С. 117.

125. Кузнецов Ф.Ф. Современная советская проза. М., 1986.

126. Ленобль Г.П.Традиции классиков и советский истороический роман // Ленобль Г.П. История и литература. М., 1960.

127. Лидзани К.Итальянское кино. М., 1956.

128. Лизунова Е. Современный казахский роман. Алма-Ата, 1964.

129. Литература и Кавказ. Ставрополь, 1972.

130. Литературная газета. 20 октября 1955.

131. Литературно-энциклопедический словарь. — М., 1987.

132. Лихачев Д. Будущее литературы как предмет изучения // 1969. -№ 9.-С. 184.

133. Ломидзе Г. Единство и многообразие. М., 1960.

134. Ломидзе Г. Испытание на нравственную прочность // Ленинизм и судьбы национальных литератур. М., 1972.

135. Ломидзе ^Интернациональный пафос советской литературы. М., 1967.

136. Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 160. Тарту, 1964.

137. Лукин М. Грозненский фронт. Грозный, 1983.

138. Магомедова З.К. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов. Дисс. канд. фил. наук. — Махачкала, 1987.

139. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.

140. Макаров В. На полевом стане // Комсомольская правда. 1960. -31 мая. - С. 3.

141. Макогоненко Г.П. Исторический роман о народной войне. Л., 1985.

142. Мальсагов А.У., Туркаев Х.В. Писатели советской Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1969.

143. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975.

144. Махачкала: Даг.кн.издат,, 1976. III. Квалификационные работы

145. Межидов Д., Алироев И. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992.

146. Мелетинский Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986.

147. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1995.

148. Минералов Ю. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999.

149. Минтяк И. Два тополя // Комсомольское племя. 1969. - 16 августа. - С. 3.

150. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т. 1 М., 1991.

151. Многонациональный советский роман: закономерности развития современного романа. — М., 1966.

152. Музаев М. Айсберги лжи // Вайнах. 2004. - № 2.

153. Музаев Н. «Слово о полку Чечено-Ингушском» X. Ошаева // Вайнах. 2004. - № 5. - С. 3.

154. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе жанрового становления. — Грозный, 1974.

155. Музаев Н.М. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма/ Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1966.

156. Музаев Н.М. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный, 1963.

157. Мусаев X., Ужахова Р. Тема Великой Отечественной войны в чеченском и ингушском рассказе // Чеченский и ингушский рассказ (проблемы жанра). Грозный, 1987.

158. Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987.

159. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972.

160. Нарочинцкий А.JI. Основные проблемы обобщающего труда по истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней / Истоки великой дружбы, — Грозный. 1978.

161. Новиков В. Советская литература на современном этапе. — М., 1981.

162. Овхадов М. Социолингвистический анализ развития чеченско-русского двуязычия. Грозный, 2007.

163. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. — М., 1982.

164. Османова З.Г. Встречи и преображения: поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. — М., 1993.

165. Осоцкий Р.Роман и история. — М., 1980. — С. 5.

166. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967.

167. Очерки истории Чечено-Ингушской литературы. — Грозный, 1963.

168. Ошаев X. Брест — орешек огненный // Брестская крепость перед нападением гитлеровской Германии. Грозный, 1990.

169. Ошаев X. Нарушители его воли // Вайнах. 2002. - № 5.

170. Палиевский П. Роль документа в организации целого // Проблемы художественной формы соцреализма. Т. 1. -М., 1971.

171. Панеш У. Литература изменяющегося мира. Майкоп, 2007.

172. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. — Майкоп, 1990.

173. Панков А. Вечные и злободневные: современная проза: конфликты, темы, характеры. — М., 1981.

174. Паньков Н. А. Диалог, карнавал, хронотоп. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина /Витебск, 1992-1999.

175. Паранук К. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. — Майкоп, 2006.

176. Пархоменко M. Многонациональное единство советской литературы. — М., 1978.

177. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М., 1934.

178. Перцов В. Поэты и прозаики великих лет (об историчности и трагедийности в советской литературе). М., 1969.

179. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. М., 1961.

180. Поспелов Т.И. Эстетическое и художественное. M., 1965.

181. Проблемы поэтики и теории литературы. — Саранск, 1973.

182. Пушкин A.C. Полн. собр. соч. Т. 11. М., 1954.

183. Рашидов Ш. Язык дружбы и братства //Знамя. — 1971. №7. - С. 26.

184. Редекер X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном пространстве. М., 1971.

185. Ромм С. Алексей Чапыгин // Звезда. 1938. - № 10.

186. Русские писатели в нашем крае. Грозный, 1958.

187. Сеньков И. Путь к правде // Дружба народов. 1957. - № 10. - С. 11.

188. Славинский М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. -М., 1991.

189. Степанова Т.М., Бессонова Л.П. Типология фольклоризма литературных текстов. // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: АГУ, 2007.

190. Строков А. Вооруженные силы и военное искусство в первой мировой войне. М., 1974.

191. Субботин В. Как кончаются войны. М., 1968.

192. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М., 2001.

193. Султанов К. Преемственность и обновление. — М., 1985.

194. Сургуладзе JI. Регрессивные последствия присоединения Грузии к России. Тбилиси, 1982.

195. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1983.

196. Танкиев А. Свет народного сознания вайнахов. — Грозный, 1990.

197. Тасуева JI.C. Чеченская советская проза (20-30-е годы) / Автореферат дисс. канд. фил. наук. — Махачкала, 1975.,

198. Твардовский А. Выступление на XI пленуме Союза советских писателей // Литературная газета. 1947. — 12 июля. — С. 3.

199. Темирханова Г. Б. Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02. /Даг. гос. нед. ун-т. -Махачкала. -2005. -37с. 154.

200. Теракопян Л. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. — М., 1984.

201. Тимофеев Л. По воле истории / На пути к зрелости. М., 1979.

202. Толстой А. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. М., 1961.

203. Тресков И. Творческое содружество (Из истории русско-кавказских литературных связей). Нальчик, 1966.

204. Туркаев X. В семье братских литератур. Грозный, 1983.

205. Туркаев X. Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е гг. XIX 40-е гг. XX в.) / Автореф.доктора фил. наук. -Тбилиси, 1984.

206. Туркаев X. На переломе. Грозный, 1991.

207. Туркаев X., Кусаев А. Писатели Чечни. Грозный, 2005.

208. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1983.

209. Туркаев Х.В. Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературе (60-е годы XIX века 40-е годы XX века). - Тбилиси, 1984.

210. Туркаев Х.В. Исторические судьбы чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.

211. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973.

212. Туркаев Х.В., Мальсагов А.У. Путь к зрелости. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. — Грозный, 1968.

213. Ужахова Р. Чеченский и ингушский роман. История и современность (20-70-е гг.) / Автореферат дисс. .канд. фил. Махачкала, 1984.

214. Уздеева Т.М. Русский исторический роман I половины XIX века. — Грозный, 2004.

215. Урнов Д.М. Сам Вальтер Скотт или волшебный вымысел // Вальтер Скотт. Собр. соч. Т. 1. М., 1990.

216. Фадеев А. Письма 1916-1956. М., 1973.

217. Федин К. Речь о художественной прозе ленинградских писателей // Литературный Ленинград. 1934. - С. 11.

218. Федин К. У порога // Литературная газета. 1945. - 1 января. - С. 3.

219. Фидарова Р. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Орджоникидзе, 1987.

220. Филькин В. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. — Грозный, 1960.

221. Формы общности советской многонациональной литературы. М., 1978.

222. Фурманов Д.А. Собр. соч. Т. 3. М., 1961.

223. Хазан В.И. О вечных проблемах в кавказских рассказах Л.Н.Толстого./ Мальчевская Т.Ф. Л.Н.Толстой и Чечено-Ингушетия. -Грозный, 1989.-С. 112-113.

224. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1977.

225. Хуако Ф. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе: вторая половина XX века: 40-90-е гг. — Майкоп, 2003.

226. Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. — М., 1976.

227. Чахкиева P.A. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе: преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы. — М., 1975.

228. Чебалин Е. «Гарем Ефрейтора», М., ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1992. С. 117-118.

229. Чебалин Е. «Гарем Ефрейтора». М., ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 1992. С. 3

230. Чебалин Е. Час Двуликого. Грозный, 1983.

231. Чентиева М. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. — Грозный, 1967.

232. Чеченский и ингушский роман. (Проблемы жанра). Грозный, 1986.

233. Чокаев К.З. Проблемы двуязычия // Грозненский рабочий. 1988. -10 августа. — С. 3.

234. Чуев С. Северный Кавказ 1941—1945. Война в тылу // Обозреватель Observe. - 2002. - № 2. - С. 106.

235. Шаззо К. Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. — Майкоп, 1988.

236. Шаззо К. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Размышления о процессах в современной литературе (поэтика, жанр, стиль). Майкоп, 2007.

237. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

238. Шарипов А. Формирование национального самосознания / Дисс. канд. фил. наук. Уфа, 2000.

239. Шенкао М. Специфика мифо-эпического сознания (на материале эпоса «Нарты») / Автореф.канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1982.

240. Шерипов С. Александр Дюма — отец в Чечено-Ингушетии, или сто двадцать лет спустя. Грозный, 1981.

241. Шиков Н.М. Закономерности и развитие русскоязычной адыгской литературы XIX XX веков. — Майкоп: Качество, 2005.

242. Шкловский В.Художественная проза. Размышления и разборы. -М.,1961.

243. Щербина В. Великая Октябрьская революция и проблемы художественного новаторства / Советская литература и мировой процесс. Идейно-эстетические проблемы. -М., 1975.

244. Эйхенбаум Б. О прозе. JL, 1969.

245. Эльяшевич А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. Л., 1975.

246. Эльяшевич А.П. Горизонты и вертикали: современная проза от семидесятых к восьмидесятым. Л., 1984.

247. Эренбург И.Война (апрель 1943 март 1944). - Москва, 1944.

248. Эсалнек А .Я. Внутрижанровые типологии и пути ее изучения. М. 1985.

249. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. М.; Финта. Наука, 2001.

250. Эсалнек А.Я. Проблема жанра в «Эстетике» Гегеля // Вестник Московского университета. Серия филология, журналистика. 1967. - № 5.-С. 29.

251. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. М., 1970.

252. Яковлев Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный, 1926.

253. Яндаров Х.Я. История чеченской письменности. Записки Северного Кавказского краевого Горского НИИ. Т. Ростов-на-Дону, 1928.

254. Bemol. Paul Valéry, 1949. M. Bemol. La Methode critique de Paul Valéry. 1950.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.