Своеобразие форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Зайцева, Надежда Васильевна

  • Зайцева, Надежда Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Комсомольск-на-АмуреКомсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 155
Зайцева, Надежда Васильевна. Своеобразие форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Комсомольск-на-Амуре. 1999. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Зайцева, Надежда Васильевна

84.Пицкель Ф. Художественный мир Маяковского. Поэт и социализм. - М.: Наука, 1969.-С. 95.

85.Подшивалова Е. Н., Чулков В. И. Кормановские чтения - 97. [ О работе конференции, посвященной - летию со дня рождения Б. О. Кормана. -Ижевск, апрель 1997. ] // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и языка - 1998,-т. 57,- №2. - С. 74-78.

86.Проблема автора в художественной литературе: Межвузовский сборник научных трудов./ Удмуртский государственный университет. ( Ред. - составители Д.И. Черашная, В.И. Чулков.) - Ижевск.: Удм. Г У, 1998. - 353С.

87.Проскурина Ю.М. Типология образа автора в творчестве Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Екатеренбург.: УГПУ, 1992. - С.

88.Ремизова H.A. Поэтический мир как форма выражения авторского сознания в творчестве А.Т. Твардовского, (к постановке проблемы)./ Проблема автора в художественной .литературе. - Воронеж.: Известия Воронежского государственного пединститута, 1967. - Вып. 1. - т.79.

89.Ремизова H.A. Поэтический мир Твардовского как система /Проблема автора в художественной литературе Воронеж.: Известия Воронежского пединститута, 1974.-т. 124. - С. 5-29.

90.Роднянская И.Б. Лирический герой./ Краткая литературная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1967. -т. 4. - С.212-214.

91 .Роднянская И. Б. Автора образ. / Литературный энциклопедический словарь под ред. В. М. Кожевникова и П. П. Николаева. - М.: Советская энциклопедия., 1987. - С. 13-14.

92.Роднянская И. Б. Лирический герой / Литературный энциклопедический словарь под ред. В. М. Кожевникова и П. П. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, - 1987. - С. 185.

93.Санникова Т. П. К спорам о лирике. Ученые записки, т. XXI1, - Владивосток: ДВГУ, 1968, - С.29-41.

94.Седова В.Г. Учебная и методическая литература об изучении лирики в классе средней школы в свете проблемы автора (критические заметки).

Проблема автора в художественной литературе . - Воронеж, 1974. - Т.

102-114.

95.Сысоев С. В. Чужой голос и чужое сознание в лирике А. С. Пушкина в свете коммуникативной организации стихотворения. / Пушкин и русская культура. -М., 1998. - С. 5-14.

96.Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. - М.: Художественная литература, 1974. -406 С.

97.Сильман Т. Заметки о лирике. -М.: Советский писатель, 1977. - С.

98.Тимофеев Л. И. Образ автора. /Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 248-249.

99.Тимофеев Л. И. Лирический герой. / Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 177178.

ЮО.Тюрина И. И. Лирический герой сборника Вяч. Иванова. « Прозрачность » (Проблема метода и жанра. - 1997. - вып. 19. - С. 164-174.

101.Томашевский Б. Призрак в литературоведении //Литературная газета. -1963.- 1июня

102.Тимофеев Л. Слово в стихе. - М.: Советский писатель, 1982. - С.

103.Трофимов И.В. Предметный мир лирики H.A. Некрасова. / Жанр и композиция литературного .произведения. - Петрозаводск.: ПГУ, 1984. - С. 91-105.

104.Тынянов Ю.Н. Блок / Ю.Н. Тынянов Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977.-С. 118-123.

105.Удодов Б. Т. К вопросу о лирическом герое Лермонтова. // Вопросы поэтики литературы и фольклора. -Воронеж, 1974. - С. 73-90.

Юб.Флоря A.B. Аспекты анализа личности автора в лирической поэзии. // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск, 1996, - № 7. - С. - 195.

107.Черашняя Д. И. Субъектный строй « Разговоры о Данте.» /Изв. АН СССР, сер. лит. и языка, 1991. - т.50. - №3. - С. 263-268.

108.Чернец Л.В. Герой и героиня в литературном произведении. (Из истории понятия) // Русская словесность. - М., 1995. - № 3. - С. - 76.

109.Чудаков А.П. Слово и предмет в стихе Некрасова // Литературное обозрение. - М., 1992. - № 7/9. - С. - 28.

ПО.Эйдинова В. В. Ю. Тынянов о литературной личности. / Филологические науки. М.: Высшая школа. 1980. - №3. - С. 74-77.

111 .Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Советский писатель, 1969. - С.

Исследования по проблеме детской литературы и детской и поэзии.

112.Арзамасцева И.А. Корней Иванович Чуковский. /С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. - С.211-224.

113.Арзамасцева И.А. Агния Львовна Барто. /С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических, учебных заведений. - М.: Академия, 1997. - С.248-256.

114.Арзамасцева И.А. Валентин Дмитриевич Берестов. /И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических, учебных заведений. - М.: Академия, 1997. - С.333-338.

115.Арзамасцева И.А. Ирина Петровна Токмакова./ С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. С.340 - 344.

116.Арзамасцева И.А. Яков Лазарович Аким. / С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. С.328 - 333

117.Арзамасцева И.А. Борис Владимирович Заходер/ С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. С.324 - 340.

118.Александров В.П. Сквозь призму детства: Очерки. - М.: Детская литература, 1988.

119.Архангельский А. Но есть еще глубина. //Детская литература. - № 12. - С. 35-37.

120.Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М.: Учпедгиз, 1948.

121 .Банк Н. Стихи и годы. /О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1977. - С. 21-38.

122.Барто А.Л. Записки детского поэта.- М.: Советский писатель, 1976,- С.

123.Барто А.Л. Переводы с детского. - М.: Детская литература, 1977.

124.Баруздин С. Ирина Токмакова/ Заметки о детской литературе. - М.: Детская литература, 1975. - С. -285.

125.Бегак Б. Чудаки, проверенные временем. (Небывальщины - перевертыши в детском фольклоре). / Детская литература . - М.: Детская литература, 1975. -С. 79-93.

126.Бегак Б. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Детская литература, 1971. - С.

127.Бегак Б. Классики в Стране Детства. - М.,1983.

128.Борисова Н. В. М. Пришвин «За волшебным колобком». Структура образа автора. // Русский язык в школе. - 1998. - № 1. - С. 65-69.

129.Васюченко И. Дар беспечности. Заметки о детских стихах и прозе В. Лунина. //Детская литература. - 1995. - № 1-2. - С.11.

130.Голованова М.В, Шарапова О.Ю. В стране Вообразилии Бориса Заходера. //Начальная школа. - 1999. - № 1. - С.7-11

131.Детская литература./ Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1989. -393 С.

132.Жукова И. Л. Вот такие тритатушки: О современной поэзии для малышей. // Детская литература. - 1998. - № 1. - С. 32-33.

133.Жукова И. Л. Дать детям все, что составляет жзнь. К 70-летию поэта Генриха Сапгира. // Начальная школа. - 1998. № 11/12 - С. 18-21

134.Жукова И. Л. Эмма Мошковская// Начальная школа. - 1997. - № 5. - С. 8-10

135.Карпов А. Введение в жизнь (о поэзии В. Берестова). /Детская литература. -М.: Детская литература, 1990. - С.84-102.

136.Курилов А. Еще раз о специфике детской литературы // Детская литература. - 1971,-№ 8.-С. 19-22

13 7.Левина Е.М. О небыличной стране в современной поэзии для детей. (Фольклорные и литературные истоки). /Проблемы детской литературы. -Петрозаводск, 1984. - С. 150-156.

138.Лейбсон В.И. Проблемы стиля и жанра советской детской поэзии М., 1962.

139.Лупанова И. Полвека. Очерки.- М., 1969.

1 НО.Маршак С.Я. Воспитание словом. - М.: Советский писатель, 1964.

141.Наппельбаум А. Дискуссии о специфике детской литературы. //Детская литература. - 1981. - № . - С. 28-30.

142.Нуйкин А. Дискуссии о специфике детской литературы. //Детская литература 1981. -№ 8. - С.2-3.

143.Павлова Н. Звучащее настроение //Детская литература. - 1986. - № 6. - С.21

144.Павлова H. Лирика детства. - M: Детская литература, 1987. - С. 34-41.

145.Полозова Т. Д. Воспитание творческого читателя. Раздел 111. С. 82-96. Тихомирова И.И. Чтение младших школьников. Гл. раздела IV //Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой. - М.: Изд. МГИК, 1992.

146.Полозова Т. Д. Увлеченный жизнью поэт: [ К - летию со дня рождения В. Берестова ]. // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 3-5.

147.Полозова Т. Д. Помочь красоте править бал // Начальная школа - 1991-№ 8.-С. 8-12.

148.Полозова Т.Д. Секрет творчества: К 85-летию со дня рождения C.B. Михалкова. //Начальная школа 1998.- № 3.- С. 3-10. /,

149.Полозова Т.Д. Непреходящая ценность детства // Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. - М.: Просвещение, 1990. - С.62-71.

150.Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми. Литературные очерки. - М., 1980.

151.Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1917 -1941.-М., 1982.

152.Разова В. О читателе поэзии /О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1982. -№25. - С. 111-129.

153.Разова В. Национальное и интернациональное в современной поэзии для детей. / О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1973. - № 17. - С. 42-50.

154.Рассадин Ст. Как это начиналось /Ст. Рассадин. Так начинают жить стихом. -М.: Детская литература, 1967. - С. 7-45.

155.Рассадин Ст. Приручение. / Ст. Рассадин. Так начинают жить стихом. - М.: Детская литература, 1967. - С. -202.

156.Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. - М.: Детская литература, 1967. - с.

157.Рассадин Ст. Пробуждение личности. /Ст. Рассадин. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. - М.: Детская .литература, 1967. - С.40-98.

158.Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х г.: Жанрово-стилевые аспекты. - Свердловск: Изд. УГПУ, 1990.136 С.

159.Роднянская И. Лирика для маленьких (о детской поэзии В. Берестова). /Детская литература. - М.: Детская литература, 1965. - С.158-171.

160.Рождение поэта: (В. Берестов). //Дошкольное воспитание. - 1987.- № 8. -С.56-58.

161.Русская поэзия детям / Вступительная статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примечание Е.О. Путиловой. - Л.: Советский писатель, 1989. (Библиотека поэта. Большая серия.). 162.Сарнов Б. Тот же самый. /Б.М. Сарнов. Страна нашего детства. Литературно-критические статьи. -М.: Детская литература., 1965. -С. 56-85.

163.Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки. - М., 1990.

164.Токмакова И.П. Игра словом //Дошкольное воспитание. - 1964. - № 7. -С.15-18.

165.Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. - С.

166.Шевалдина Т. О стихах, значимых для детей и взрослых: [ Заметки о творчестве И. П. Токмаковой ]. Нач. школа. - 1998. - № 3. - С. 10-14.

167.Эбин Ф.Е. Маяковский - детям: Очерки. - М., 1989.

168.Яснов М.Д. От читателя до издателя. Несколько тем для разговора о ленинградской детской поэзии. /О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1981.-№29.-С. 80-90.

Исследования по проблеме специфики восприятия художественного произведения.

169.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994. - С.

170.Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970. -С. 579.

171.Беленькая JI. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. -М.: Книга, 1969,- С.165.

172.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по чтению и начальному литературному образованию для I-IV классов общеобразовательной .школы //Начальная школа. - 1996. - № 12. - С.

173.Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребен-ка./Вопросы психологии. - 1966. - л 6. - С. - 75.

174.Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре. /Дошкольное воспитание. - 1984,- л 8. - С. - 38.

175.Джелелей О.В. Литературное образование младших школьников.

Начальная школа. - 1995. - № 9. - С.19.

176.Дмитриева H.A. Изображение и слово. - М.: Искусство, 1962. - С.

177.Запорожец A.B. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. /Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - М.: Учпедгиз, 1949. -С. 234-247.

178.Крупник Е.П. Психологический анализ содержания и структуры интересов учащихся к произведениям художественной литературы. Автореферат кандидатской диссертации, - 1966.

179.Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев A.A., Навлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьника. - М.: Знание, 1988.

180.Левин В.А. Программа по начальному литературному образованию младших школьников для четырехлетней школы. // Начальная школа. - 1997. - № 8. - С.54.

181 .Макаренко A.C. Некоторые выводы из практического опыта. - Соч. в 7-ми т.-М., 1958.-Т.5.-С.272

182.Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике / Литературное и речевое развитие школьников: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб : Образование, 1992. - С.3-12.

183.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие. - Ленинград, 1974. - С.

184.Мухина B.C. Игра как ведущая деятельность в дошкольном вопросе. / Детская психология под ред. JI.A. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - С. 115-129

185.Немов P.C. Психология. Учебник для студентов педагогических институтов в 2-х т. Кн. 1,- М.: Просвещение, Владос, 1994. - С.

186.Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. -М.: 1959.

187.0 восприятии книги детьми младшего возраста //Вопросы детской литературы . - М.: Детгиз, 1995. - С. 208-235

188.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Изд. - 2-е. -М.: Учпедгиз, 1946. - с.

189.Стрельцова JI.E., Тамарченко Н.Д. Программа по литературному образованию младших .школьников для четырехлетней начальной школы "Азбука словесного творчества". //Начальная школа. - 1997. - № 8. - С. 9.

190.Ушинский К.Д. Избранные педагогические .сочинения в 2-х т. - М.: Учпедгиз, 1953-1954,- С.

191.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979. - С.

192.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. /Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева, -М: Академия, 1997. - С. - 58.

193 .Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

ТЕКСТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В

ДИССЕРТАЦИИ

194.Барто А.Л. Собр. Соч. в 4х т. - М.: Художественная литература, 1981.

195. Барто А.Л. Твои стихи. - М.: Детгиз, 1960. - С.

196.Берестов В.П. Любимые стихи. /Сост. Т. Нилова.-М.: АСТ-Пресс, 1997.-288С

197.Берестов В.П. Первый листопад.- М.: Детская литература, 1987.- 94С.

198.Берестов В.П. Читалочка. - М.: Малыш, 1988.-79С.

155

199.Благинина Е. Гори - гори ясно! - M.: Детская литература, 1971.- С.

200.Бородицкая М.Я. Давайте мириться! - M.: Малыш, 1985,- С.

201.Григорьев О. Прямо по башке. - М.: Мартин, 1997. - С.

202.3аходер Б. Любимые стихи. /Сост. Т. Нилова.-М.: ACT - Пресс, 1996.-336 С

203.Кохан Е. Стихи. /Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе. -Хабаровск.: Изд-во РИОТИП Краевой типографии, 1995. - С. 92-93.

204.Кушнер A.C. Веселая прогулка. - Л.: Детская литература, 1984.- С.

205.Лунин В. Любимые стихи. / Сост. Т. Нилова. - М.: ACT - Пресс, 1997.

206.Маршак С.Я. Собр. сочин. в т.- М.: Художественная литература, 1970. -Т.5.- 703С.

207.Маршак С.Я. Любимые детские стихи. - Санкт - Петербург. Химия, 1994 ■ С.

208.Михалков C.B. Избранные произведения в двух томах. М.: Детская литература, 1967,-T. 1.-415С.

209.Мошковская Э. Любимые стихи. / Сост. Т. Нилова. - М.: ACT - Пресс, 1997.

210.Сеф Р. Храбрый цветок.- М.: Малыш, 1991.- С.

211 .Токмакова И.П. Любимые стихи. / Сост. Т. Нилова. - М.: ACT - Пресс, 1997.

212.Успенский Э.Н. Полное собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес в десяти томах. Т.7. - Санкт-Петербург: Комета, 1993. - С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей»

Кризис в области духовного развития общества, поиски выхода из него приводят к необходимости осмысления общественной и эстетической значимости литературы как искусства слова. Детская литература, являясь неотъемлемой частью общей литературы, представляет особый ее пласт. Ведь адресована она формирующейся личности-ребенку. К сожалению, при всей необходимости, важности этого узла литературы в настоящее время в литературоведении ему уделяется недостаточное внимание. Современная детская литература, и в частности лирика для детей, также не подвергаются достаточному научному осмыслению. Не находит научного обоснования и такой теоретический аспект исследования, который связан с проблемой автора в литературном произведении.

Проблема автора является одной из наиболее важных для осмысления природы лирического рода, где авторская личность, лирический субъект являются основным, определяющим элементом.

Следует заметить, что проблема эта неоднократно привлекала к себе внимание исследователей литературы, к числу которых принадлежали Ю.Н. Тынянов, Г.А. Гуковский, В.В. Виноградов, Д.Е. Максимов, H.J1. Степанов, М.М. Бахтин, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Корман, Г.Н. Поспелов, К.Г. Петросов, Е.Г. Ермилова, С.Н. Бройтман, H.A. Ремизова и другие. 1

1.См. работы: Белинский В.Г. Полн. собр. соч., Т.7.- М.: Изд. АН СССР, 1955; Тынянов Ю.Н. Блок. / Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С.118-123; Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Художественная литература, 1961; Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971; Максимов Д. Образ поэта в лирическом творчестве. // На рубеже. - 1954. - №6; Степанов H.A. Лирика Пушкина. - М.: Художественная литература, 1974; Гинзбург Л.Я. О лирике. - М,- Л.: Советский писатель, 1974; Бахтин М.М. Герой и позиция автора по отношению герою в творчестве Достоевского. /Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - С. 54 - 88; Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Воронеж: Изд. Воронежского пединститута, 1964; Корман Б.О. Проблема личности в реалистической лирике. - Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1983. - Т.42. - №1 - С. 3-15.; Ремизова H.A. Поэтический мир как форма выражения авторского сознания в творчестве А.Т. Твардовского. (К постановке проблемы).

Одним из первых обратил внимание на существование этой проблемы В.Г. Белинский при осмыслении творчества A.C. Пушкина: «Все произведения поэта, как бы они ни были разнообразны по содержанию и по форме, имеют общую всем им физиономию, запечатлены только им свойственною особностью, ибо все они истекли из одной личности, из единого и нераздельного я. Таким образом, приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многоразличии и разнообразии его произведений, тайну его личности, т.е. те особенности духа, которые принадлежат только ему одному» [10, С.307]. Позднее большой вклад в разработку проблемы автора в литературном произведении внес В.В. Виноградов, который подчеркнул, что наряду с понятием стиля художественной литературы следует обязательно рассматривать и соотносительные с ним понятия структуры литературного произведения и понятие автора, причем не только в плане установления авторства того или иного текста, но и в «более широком плане - в плане развития индивидуальных форм выражения автора в его произведениях». [19, С 90]. В своих работах на богатейшем историко-литературном материале исследователь показал, как различны лики образа автора, как разнообразны формы его воплощения в различных идейно-эстетических аспектах. [ 19, С. 468]. (Подчеркнуто мною - Н.З.) Эту точку зрения разделял и Г.А. Гуковский, который рассматривал образ автора как «воплощение того сознания, которое определяет весь состав изображаемого в произведении, т.е. отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения читателя и образующих образную силу, идейную направленность произведения». [31, с. 112].

Заметим вместе с тем, что при всей важности и значимости наблюдений и Проблема автора в художественной литературе. - 1967. - Вып.1.; Ремизова H.A. Поэтический мир Твардовского как система. //Проблема автора в художественной литературе. -1974. - Вып.4. - С. 5-29.; Петросов К. Г. О формах выражения авторского сознания в лирической поэзии. / Русская советская поэзия и стихосложение. - М., 1969; Петросов К.Г. Теоретические и историко-литературные аспекты изучения проблемы лирического героя. - Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1989. - Т.48. - №1. - С.3-16.; Ермилова Е. Лирическое «я» и «поэт». //Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х томах, Т.1. - М.: Наука, 1971. - С. 363-384.; Бройтман С.Н. Три концепции лирики. (Проблема субъектной структуры). - Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1995. - Т.54. - №1. С.18-29. Грищунин А. Л. Автор как субъект текста. / Изв. А Н СССР. сер. лит. и языка. - 1993. - № 4. -т. 52. - С. 12 -19. выводов большинство литературоведов в основном рассматривало проблему автора применительно к эпическим произведениям, попутно обращая внимание на лирику.

Одним из первых, кто попытался разрешить её именно на материале лирики, был поэт - практик В. Брюсов, который вполне научно обосновал, в чем проявляется индивидуальность поэта: «Если поэт говорит «я», критики относят сказанное к самому поэту. Но в каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое «я». Лирик в своих созданиях говорит разными голосами, как бы от имени разных лиц. Индивидуальность поэта можно уловить в приемах его творчества, в его любимых образах, в его метафорах, в его размерах и рифмах, но ее нельзя выводить из тех чувств и мыслей, которые он выражает в своих стихах». [17,С.543]. Для обозначения этой индивидуальности поэта Ю.Н. Тынянов ввел термин «лирический герой»1 В дальнейшем к разработке проблемы автора в лирическом произведении обращались Д.Е. Максимов, H.JI. Степанов, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Корман, К.Г. Петросов, Е.Г. Ермилова, С.Н. Бройтман, H.A. Ремизова и другие. В решении этой проблемы они опирались, как правило, на родовые свойства лирики.

Понятия формы присутствия автора в тексте лирического стихотворения неоднократно уточнялись и конкретизировались. Было установлено, например, что лирический герой - наиболее распространенная, но все-таки не всегда обязательная форма выражения автора в лирическом произведении. Так, в частности, одним из первых Д.Е. Максимов обратил внимание на то, что «в зависимо

1.Тынянов Ю.Н. Блок/ Ю.Н.Тынянов Поэтика. История литературы. Кино,- М.: Наука, 1977. - С. 118-123.

Определение образа лирического героя можно также найти в работах: Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - JL: Советский писатель, 1969; Максимов Д.Е. Образ поэта в лирическом творчестве. //На рубеже. - 1954. - №6.; Степанов H.JI. Лирика Пушкина. -М.: Художественная литература, 1974; Гинсбург Л. Я. Пушкин и лирический герой русского романтизма. // Пушкин. Исследования и материалы. - М,- Л., 1962,- т. 4. - С. 142; Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.-Л.: Советский писатель, 1974; Ермилова Е. Лирическое «я» и «поэт». //Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т.1.- М.: Наука, 1971; Корман Б. Изучение текста художественного произведения. - М.: Просвещение, 1972; Михайлов А.Л. Поэт и его герой. / А.Л. Михайлов. Ритмы времени. - М., 1973. - С.144-162.; Петросов К.Г. Теоретические и историко-литературные аспекты изучения проблемы лирического героя. - Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1989. - Т.48. - №1. - С.3-16. сти от подачи образа и от его удельного веса в системе художественных средств того или иного поэта лирика тяготеет к разделению ее на два типа. Поэты, принадлежащие к одному из них, избегают непосредственного изображения своего лирического «я». Создание лирического автопортрета не входит в круг основных задач их творчества». [65,С.9]. Замечания по этому поводу мы находим и в других его работах.

JI. Гинзбург также обращала внимание на то, что «лирика знает разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания -от масок лирического героя до всевозможных «объективных» сюжетов,персонажей, вещей.» [25,С.7]. Утверждение это убедительно доказывается ею анализом лирики И. Анненского.

Весьма интересными в этом плане оказались выводы самого Д.Е. Максимова, полученные при исследовании лирики Лермонтова. «Лирический мир Лермонтова, - писал он, - складывался из двух элементов: образа лирического героя и взаимодействующего с ним образа той среды (люди, природа), которая этого героя окружает». [65,С.29]

Поэтому изучение лишь одного образа лирического героя для выявления творческой индивидуальности поэта становилось явно недостаточным. Ученые в связи с этим пришли к выводу, что важным и необходимым моментом исследования становится в лирическом произведении анализ образа среды, окружающей лирического субъекта, анализ предметного, вещного мира в лирике поэта.1 Ведь в искусстве всякий образ дает «представление не только об изо

1 Об этом см. в работах: Корман Б.О. Лирическая система Некрасова / Б.О. Корман. Некрасов и русская литература. - М.: Наука, 1971.; Корман Б. Изучение текста художественного произведения. - М: Просвещение, 1972; Ремизова H.A. Поэтический мир как форма выражения авторского сознания в творчестве А.Т. Твардовского. (К постановке проблемы). // Проблема автора в художественной литературе. - 1967. - Вып.1.; Ремизова H.A. Поэтический мир Твардовского как система. //Проблема автора в художественной литературе. - 1974. - Вып.4. - С. 5-29.; Трофимов И.В. Предметный мир лирики H.A. Некрасова // Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск, 1984. - С.91-105; Киселева Н.М. Человек - мир(0 своеобразии связей лирического героя и мира в поэзии В. Маяковского) // Художественная концепция человека в советской литературе. - Хабаровск., 1983. - С.3-9; Колобаева JI. А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого //Филологические науки. - М.: Высшая школа. - 1980. - № 5.- С. 12 -20; Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина// Либражаемом, но и, может быть, менее конкретное, но не менее отчетливое об изображающем, носителе изложения; это образ носителя сочувствия или неприязни, носителя внимания к изображаемому, и носителя речи, ее характера, ее культурно общественной, интеллектуальной и эмоциональной типичности и выразительности». [31,С.200]. Поэтому вполне обоснованным стало введение в научный обиход, наряду с образом лирического героя, такой формы выражения авторского сознания, как «поэтический мир», в которой «вопрос о субъекте речи не имеет главенствующего значения и где ощущение резко определенного носителя речи уступает место ощущению резко своеобразного поэтического мира». [51,С.61]. Термином этим впервые высказался Б.О. Корман. В первую очередь им стали обозначать данную форму выражения автора в пейзажной лирике, лирике природы.

В процессе наблюдений над лирикой разных поэтов ученые выявили также и другую своеобразную форму лирического выражения, которая «не несет в себе каких-либо авторских черт, оставаясь самостоятельным персонажем, наделенным конкретными историко-культурными и индивидуальными признаками и чертами». [96, С.109-110]. Н.Л. Степанов назвал её «лирическим персонажем», а Б.О. Корман «героем ролевой лирики», определив, что автор выступает в ней не от своего лица, а от лица разных героев. К доказательству своеобразия этой формы при анализе лирического произведения вслед за Корманом обращались также в своих работах М.А. Палкин, С.А. Ермоленко, Н.М. Оглоблина и другие.1

На сегодняшний день литературоведческая наука понятия «лирический герой», «герой ролевой лирики», «предметно-поэтический мир» использует для тература в школе. - 1995. - №6. - С. 17; Монина Т. С. Структура поэтического мира в стихотворном цикле А. Блока «Кармен». // Русский язык в школе. - 1996. - №2. - С. 58.

1 .Палкин М.А. Образ в лирике. / М.А. Палкин. Лирика как искусство стихотворного слова. -Минск.: Высш. шк., 1986. - С. 15-43.; Ермоленко С.А. От лирического «я» - к образу «Другого»: возникновение «ролевой» лирики. / С.А. Ермоленко. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. - Екатеринбург, 1996. - С.346-375.; Оглоблина Н.М. Анализ лирического стихотворения. Учебно-методическое пособие к спецпрактикуму. - Комсомольск-на-Амуре, 1997. - С.5-20. Оглоблина Н. М. Проблемы бытия в цикле стихотворений А. Галича «Истории из жизни Клима Петровича Коломийцева». / Философские аспекты культуры. Материалы межвузовской научно - практической конференции 9-10 декабря 1998. - С. 88-102. обозначения особого характера субъектной организации лирического стихотворения, определяя эти понятия как своеобразные формы выражения авторского сознания в лирике.

Так, под термином «лирический герой» в современной науке понимается своеобразная субъектная форма выражения авторского сознания: лирический герой - это субъект, носитель лирического переживания и субъект речи, наиболее близкий и психологически, и биографически самому автору. Это художественный образ, содержащий в себе обобщение, условность, элементы типизации. Заметим также, что образ «лирического героя» и образ автора в лирике порой отождествляются. Образ автора воспринимается как «воплощенный художественный образ, имеющий определенные расхождения с личностью биографической». [92, С. 185], а «лирический герой» рассматривается как «образ поэта в лирике, как художественный «двойник автора-поэта». [91, С. 13]. И это обусловлено прежде всего родовыми свойствами лирики, ее открытой субъективностью.

Термином «герой ролевой лирики» обозначают (иногда литературоведы используют синонимичные ему понятия «лирический персонаж», «сюжетный персонаж») объективированного субъекта речи, субъекта изображения, резко отличного от самого автора не только биографически, но и социально, психологически. Право голоса в этом случае получает любой условный герой, чьи чувства, чей внутренний мир оказываются в поле зрения интересов поэта. Основными средствами создания образа героя «ролевой лирики» становится его речь, резко акцентированная, индивидуализированная. (Подчеркнуто мною - Н.З.)

Термин «поэтический» или «предметно-поэтический мир» литературоведы применяют для обозначения особой, внесубъектной формы выражения авторского сознания, в которой предметные образы и детали выступают важным средством опосредованного выражения авторских чувств и переживаний, служат выражением того, как изображаются поэтом явления окружающей действительности. При этом носитель речи сосредоточивает свое внимание не на своей личности, а на тех явлениях мира, которые вызывают у него чувства, переживания. О самом же носителе речи читатель судит лишь на основании того, какой круг жизненных явлений отобран им для изображения. (Подчеркнуто мною - Н.З.)

В таком понимании эти ключевые для нас понятия мы и применяем в нашем исследовании в качестве рабочих.

Обозначая своеобразие нашего подхода к проблеме автора, заметим, что данное понимание особенностей субъектной организации лирического текста сложилось на материале наблюдений за лирикой классической, лирикой для взрослых.

Детская поэзия, детская лирика - целый пласт литературы, который, на наш взгляд, на сегодняшний день является мало исследованным. Так, за исключением отдельных статей и монографий, раскрывающих проблему специфики и художественного своеобразия поэтических произведений для детей [138, 141, 142, 144, 150, 156, 158, 159], в литературоведении в настоящее время не существует исследований, в которых проблема автора была бы поставлена как центральная. К тому же среди литературоведов, чьим предметом исследования является детская лирика, явно нет единого подхода, единого понимания принципов субъектной организации лирического стихотворения. Здесь встречаются подчас самые полярные, взаимоисключающие точки зрения - от утверждения, например, о том, что «лирического героя нет и не может быть в детской поэзии» (См. Рассадин, С.53-54), до того, что лирический герой здесь не только есть, им может быть любой предмет, любая вещь. Например, автомобиль: «Лирический герой (автомобиль) наслаждается свободой, движением, природой» (И. Арзамасцева, С. 334). В других случаях лирическим героем называют ребенка - носителя монолога, явно объективированного, далекого от лирического «Я» взрослого человека - автора, наделенного собственным сознанием, с позиции которого он оценивает явления действительности - « у детского поэта свое, совсем иное лирическое «Я». Поэтому необходимо раскрывать мир ребенка, обращаясь к его воображению». (А. Барто,С. 44).

Очевидная спорность и запутанность в понимании вышеназванных категорий как литературоведами, так и самими детскими поэтами делает возможной и актуальной постановку проблемы о своеобразии форм выражения авторского сознания в детской лирике в качестве специального исследования.

В связи с этим предметом анализа в работе становится современная лирика для детей, произведения, включенные сегодня в программы по литературному образованию младших школьников, авторами которых являются ведущие современные детские поэты - И. Токмакова, В. Берестов, В. Лунин, В. Левин, Э. Мошковская, М. Бородицкая, Б. Заходер, А. Кушнер и некоторые другие1. Произведения этих поэтов включены во все хрестоматии для детей, печатаются в периодических детских изданиях. Они находят признание у педагогов, родителей, маленьких читателей. В настоящее время эти авторы являются наиболее известными, признанными современной критикой. Их творчество получило развитие в течение последних двух-трех десятилетий, с шестидесятых годов по настоящее время. У каждого из поэтов, чьи произведения подвергаются анализу в нашей работе, был свой путь в литературу, путь к миру ребенка. Но всех их, на наш взгляд, объединяет профессионализм, умение понять и художественно воспроизвести чувства, мироощущения ребенка, умение раскрыть психологию детской души. Нельзя не признать того, что для детей нередко пишут не; только неталантливые поэты, но и глубоко равнодушные к миру ребенка люди. Поэтому сегодня столь необходимы произведения, пробуждающие в ребенке «чувства добрые», формирующие его душу, ограждающие от пошлости, безнравственности и жестокости, заполнивших современное общество. Поэт, пишущий для детей, по меткому замечанию В.Г. Белинского, должен обладать особым талантом возрастного перевоплощения, уметь чувствовать и передавать

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Программа по литературному чтению в начальных классах. // Начальная школа. - 1993. - № 7. - С.60.; Джелелей О.В. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. - 1994. - № 9. - С. 19; Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-1У классов общеобразовательной школы // Начальная школа. - 1995. - № 12. - С.4.; Левин В.А. Программа по начальному литературному образованию младших школьников для четырехлетней начальной школы //Начальная школа. - 1997. - № 8. - С.54.; Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа по литературному образованию младших школьников для четырехлетней начальной школы «Азбука словесного искусства» // Начальная школа. - 1997. - № 8. - С.9. мироощущения читателя-ребенка [10, С. 79], уметь выразить себя, собственную личность в создаваемом им произведении. Поэтому нам представляется перспективным экстраполировать теоретические выводы ученых -литературоведов по проблеме автора в лирике и на область поэзии для детей, на -лирику для детей, на произведения, созданные названными выше авторами. Все исследователи детской литературы, поэзии, лирики для детей, отмечая ее специфику, указывают на своеобразные отличительные от литературы «большой» свойства, связанные с возрастными, психофизиологическими особенностями мироощущения, мировосприятия адресата - ребенка, к которому обращено литературное произведение, с особенностями своеобразия его эмоциональной сферы, с особенностями мышления, мироотношения ребенка, на что обращал внимание еще К. Д. Ушинский, утверждая, что «ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». [190, С. 645].

Специфике детского мышления, и в частности восприятия художественного образа, посвящен ряд психолого-педагогических исследований, к числу которых мы в первую очередь отнесем работу К.И. Чуковского «От двух до пяти.» К.И. Чуковский в своей работе одним из первых сформулировал специфические особенности восприятия детьми художественного образа, главная из которых заключается в том, что «художественный образ, особенно если ему придана стихотворная форма, - это источник для радостных эмоций ребенка» [165,С.129].

Некоторые психологические исследования показывают, что именно дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают особыми возможностями для развития эстетического восприятия художественного произведения, художественного образа как его основы. [178, 186]

Эти выводы дополняются исследованиями JI. Беленькой, которая считает, что «эмоциональная целостность отличает восприятие детей младшего возраста.

Искусствовед H.A. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» объясняет это тем, что специфика художественного образа литературы как искусства слова заключается не в наглядности, не в изобразительности, а в выразительности, в передаче впечатлений, производимых предметом, если понимать под впечатлением совокупность вызываемых предметом мыслей, чувств, настроений и ассоциаций,» [176, С. 25-26].

Подлинно художественный образ детской книги, как и книги для взрослых, всегда несет в себе огромный заряд выразительности, впечатляющий силы, которую создает вся художественная ткань произведения. Это выразительность эмоционально воздействует на ребенка, создает у него определенное наслаждение, часто еще не осознанное, но очень сильное.

В процессе изучения особенностей восприятия художественного образа психологи также установили, что восприятие художественного произведения детьми младшего школьного возраста имеют свои специфические черты. В книге они видят прежде всего объект изображения, а не само изображение, отождествляя художественную действительность и реальную жизнь. В центре внимания младших школьников и дошкольников оказываются события и герои, причем события воспринимаются как подлинные, имевшие место в действительности, а герои - как живые люди, участники описанных событий. (Подчеркнуто мною - Н.З.)

Исследования Л.И. Беленькой, О.И. Никифоровой показывают, что детей привлекает подробное развертывание действия. Ребенок обобщает в пределах конкретного образа, конкретной ситуации. Познавая мир, он видит окружающее крупно в то же время подробно, более де-тализированно, насыщенно, чем подросток и взрослый. Эта насыщенность, уплотненность детского времени, детского существования выражается и в том, что в какой-то незначительной для взрослого детали, «несущественном» эпизоде ребенок открывает неожиданную для себя глубину, емкость. Часто деталь или эпизод перерастает в восприятии ребенка в явление или событие огромной, исключительной важности». [171, С.34].

Поэтическая прелесть факта ощущается ребенком как прекрасное во всей художественной ткани произведения: и в отдельной конкретной детали, и в сюжете, и в поступках, и в характере героев. Это - важнейшая особенность эстетического восприятия маленького читателя.

Исследуя проблему восприятия ребенком литературного художественного образа, ученые также установили, что «ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явлений требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны». [177, С.242]. «Эстетическое восприятие ребенка - это свой особый, качественно отличный мир оценок, отношений, переживаний, вызванных книгой, со своими возможностями развития и роста» [171, С. 31].

С учетом сказанного мы считаем возможным предположить, что специфические особенности детской литературы по-особому проявляются и в формах выражения автора в лирике для детей, что своей спецификой здесь будут обладать и «лирический герой», и «герой ролевой лирики», и «предметно-поэтический мир», что удельный вес каждого из них в лирике для детей может быть иным, чем в лирике для взрослых, и при определенной схожести с лирикой «взрослой» в детской поэзии эти формы будут обладать рядом собственных уникальных свойств.

В связи с этим целью настоящей работы становится выявление специфики субъектной организации лирики для детей, свойственных для нее форм выражения авторского сознания, что, как мы полагаем, будет способствовать уяснению на новом материале специфической природы лирики для детей. Постановка цели исследования предполагает в процессе работы над материалом решение следующих задач:

1. Теоретическое изучение проблемы форм выражения автора в лирике.

2. Осмысление специфических особенностей существования и развития детской поэзии и лирики для детей.

3.Выявление различных форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей, определяемых ее спецификой.

4.Определение степени продуктивности, эстетической активности форм «лирический герой», «ролевой герой», «предметно-поэтический мир» в лирике для детей.

Методологическую и теоретическую основу работы составили известные аналитические труды литературоведов, теоретические работы по проблеме автора в лирике и детской поэзии как специфической части современного литературного процесса. При осмыслении теоретических аспектов заявленной темы в работе используются метод системно-субъектного анализа лирического текста и метод целостного анализа художественной конкретики в сочетании с типологическим, что позволяет определить общие специфические черты лирики для детей.

Научная новизна исследования определяется тем, что, несмотря на существование отдельных замечаний, рассуждений исследователей по поводу характера образа лирического героя того или иного автора 1 или по поводу специфики отражения в лирике мира детских представлений 2, впервые проблема форм выражения авторского сознания в лирике для детей поставлена как главная, центральная. Диссертация обращена к анализу творчества современных детских поэтов, к произведениям, которые были созданы поэтами в последние два три десятилетия двадцатого столетия и не получили в связи с этим еще достаточно исчерпывающего изучения у критиков, исследователей детской литературы, и прежде всего - с точки зрения субъектной организации лирического текста. Новизна исследования состоит и в том, что в основу литературоведческого анализа произведений современных детских поэтов положен метод сис

1 .Арзамасцева И.А. Ирина Петровна Токмакова./ С.А. Николаева, И.А. Арзамасцева. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. С.340 - 344; Карпов А. Введение в жизнь (о поэзии В. Берестова). /Детская литература. - М.: Детская литература, 1990. - С.84-102; Рассадин Ст. Так начи- нают жить стихом. Книга о поэзии для детей. - М.: Детская литература, 1967. - 317 С.; Сарнов Б. Тот же самый. /Б.М. Сарнов. Страна нашего детства. Литературно-критические статьи. -М.: Детская литература., 1965. -С.56-85.

2.Беленькая Л. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. -М.: Книга, 1969. - С. 165; Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие. - Ленинград, 1974. - 176 С.; Разова В. О читателе поэзии /О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1982. -№ 25. - С. 111-129. темно - субъектного анализа лирического текста. Это создает возможности для выявления своеобразия каждой из признанных современным литературоведением форм выражения авторского сознания, обоснования специфики проявления этих форм, связанной прежде всего с психофизиологическими особенностями субъекта восприятия детской поэзии, выявления нового для литературоведческой науки факта - доминирования в лирике для детей таких форм выражения автора в художественном тексте, как «ролевой герой» и «поэтический мир» над формой «лирический герой», преобладающей в лирике «взрослой».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она позволяет уточнить определенные теоретические понятия, связанные с проблемой автора в лирике, на новом литературном материале выявить специфические свойства форм выражения авторского сознания в лирике для детей. Это создает возможности для серьезного осмысления и анализа современной детской лирики с позиций субъектной организации лирического текста как одного из конструктивных элементов жанрообразования в лирике.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса «Детская литература с основами литературоведения», читающегося в педагогических институтах и колледжах на факультетах педагогики и методики начального образования, в курсе «История детской литературы», частично в курсе «Теория литературы» на филологических факультетах педагогических институтов и университетов, а также при чтении спецкурса по детской литературе: «Образ автора в лирике для детей».

Апробация результатов и основных положений диссертационной работы осуществлена в публикациях, выступлениях на научно-практической конференции в октябре 1994 года (г. Комсомольск-на-Амуре), на Всероссийской конференции в декабре 1996 года (г. Биробиджан), на 37-й и 38-й научных конференциях студентов и аспирантов (г. Комсомольск-на-Амуре, апрель 1997, 1998 гг.).

Материал диссертации был использован при чтении лекций по детской ли

16 тературе на факультете педагогики и методики начального образования в Комсомольском-на-Амуре педагогическом институте и на отделении «Преподавание в начальных классах» в Комсомольском-на-Амуре педагогическом колледже.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии (количество источников - 212).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Зайцева, Надежда Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основываясь на данных проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Будучи органической частью словесного художественного творчества, лирика для детей с неизбежностью отражает в себе все особенности этого рода литературы. Она сосредоточивается на изображении внутренних процессов, на движении души человека, его чувств, мыслей, переживаний. Настроение человека, движение, изменение его чувств и мыслей составляют суть лирического произведения. Но при этом образ человека, носителя лирического переживания, по-разному выражается в художественном произведении.

В современной литературоведческой науке в большинстве случаев выделяются три основных типа субъектной организации лирического произведения - «лирический герой», «ролевой герой», «поэтический мир», о своеобразии которых говорилось выше.

Однако лирика для детей, являясь частью общей литературы, все-таки представляет специфическую область словесного художественного творчества, что связано с ее «адресностью», направленностью на удовлетворение интересов и литературное развитие ребенка. Специфика эта отражает психофизиологические особенности читателя - особенности его мышления, восприятия, и в первую очередь, восприятия художественного образа.

Эта специфика проявляется и в формах выражения авторского начала, авторского сознания в лирике для детей.

Анализ современной детской поэзии, в которой автор выражает свои чувства, мысли, настроения с помощью широко распространенной во взрослой лирике формы - «лирический герой», позволяет сделать вывод о том, что в детской лирике это форма проявляет себя весьма своеобразно. Одна из особенностей ее проявления заключается в том, что автор - взрослый человек, передает собственные мироощущения, взгляды на окружающую действительность, соотнося собственную позицию с позицией и мироощущением юного читателя.

Живая память детства», ощущение себя «взрослым ребенком» помогают автору- взрослому смотреть на мир глазами ребенка.

Природа лирического героя здесь обладает определенной и ярко выраженной двойственностью. В ней совмещается опыт жизни взрослого человека, его взгляд на мир, с ярко выраженным детским началом, наивностью и особенностями взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Это очень тонкое сочетание взрослого и детского начал с неизбежностью требует от автора поиска специфических форм языка, специфической фразеологии, особых форм интонационного построения стиха, что и отмечалось нами в анализе конкретных художественных текстов.

Сочетание взрослого и детского начал, определенная двойственность образа лирического героя в детской лирике приводят также к тому, что стихотворения, где «взрослое» начало является преобладающим, доминирующим, приближаются к «взрослой лирике». Поэтому такие стихотворения могут быть доступны и понятны ребенку более старшего возраста, подростку. Это как бы переходный, своеобразный «возрастной» этап, подготавливающий юного читателя к восприятию лирики «взрослой», основной идеи, основного чувства, которое всегда имеет оттенок дидактичности, но не прямой, назойливой, вызывающей раздражение у ребенка, а наоборот, побуждающей к прекрасному.

Отмечая своеобразную бисубъектность, двойственность такой формы, как «лирический герой», в поэзии для детей, важно подчеркнуть, что «взрослое» и «детское» начала могут здесь сочетаться по-разному. В одном случае может доминировать «взрослое», не исключая при этом элементов детскости, в другом - «детское», сочетающееся с элементами «взрослого» начала, чувств, мыслей взрослого человека.

В ходе проведенного исследования было также установлено, что в лирике для детей форма «лирический герой» занимает определенное, но не главенствующее, доминирующее положение в сравнении с лирикой «взрослой», где эта форма, по мнению многих исследователей лирики, является основной. На первое место здесь выходит такая форма, как «ролевой герой». Это обусловлено, как показал анализ, в первую очередь особенностями восприятия ребенком окружающей действительности, его стремлением к познанию и открытию мира. Субъектами лирических переживаний в произведениях с «ролевым героем» становятся другие, отличные от самого автора, персонажи-дети. И это самый большой пласт лирики для детей с точки зрения ее субъектно-образной структуры. Статистический анализ произведений современных детских поэтов, проведенный в ходе исследования, показал, что в среднем стихотворения с «ролевым героем» занимают около 45% их творчества. Детское начало здесь не просто присутствует, оно доминирует, оно является главным, основным, определяя все сюжетно-композиционные, предметно-образные, ритмико-интонационные особенности произведения. Авторское же, взрослое начало выражается здесь опосредованно - через выбор героя, показ его внутреннего мира, динамики чувства, мысли, через утверждение посредством «ролевого героя». Особое внимание уделяется здесь и языковой форме, фразеологии, формально заимствованной у ребенка, близкой к миру детства, особенностям детской речи, детским неологизмам.

При этом в одном случае это могут быть лирические монологи героев «ролевой» лирики. В другом они представляют собой диалоги нескольких ролевых персонажей, в третьих - диалоги лирического героя-взрослого и «ролевого» героя-ребенка.

Последняя названная разновидность - диалог лирического героя - взрослого и «ролевого героя» в нашей классификации занимает как бы промежуточное положение между таким типом субъектной организации, как лирический герой и собственно герой «ролевой лирики».

Авторская позиция проявляется здесь прежде всего в характере выбора самого героя «ролевой лирики», в том, как он представляет своего героя читателю, в индивидуализации его речевой манеры, в самой стилистике стихотворения.

Введение в структуру стихотворения условного персонажа лирики, который живет и существует автономно, самостоятельно и формально может уже не иметь прямого отношения к собственно авторским чувствам и мыслям, приводит к таким явлениям, когда стихотворение начинает тяготеть к эпическому изображению, обладать сюжетно-описательными свойствами, что в целом характерно для детской поэзии и отвечает ее природе.

Сюжет в стихотворении присутствует прежде всего потому, что герой проявляет себя в заданной автором роли лишь в определенной ситуации. Но это сюжет особый, лирический. В него включаются только крайне необходимые, строго отобранные элементы, ибо лирический сюжет отражает прежде всего динамику развития отношений, чувств, для обозначения которых и требуется необходимый минимум объективных признаков, явлений, предметов.

При этом часто в диалоговой лирике собеседником лирического героя взрослого становится не человек, ребенок, но предметы ,вещи, явления окружающей действительности. И эта форма нам тоже в определенной мере представляется пограничной - но уже не только между лирическим героем и героем «ролевой лирики», но и такой особой внесубъектной формой выражения авторского сознания, как поэтический, предметный мир.

Поэтический, предметный мир как форма выражения авторского сознания, наряду с формой «ролевой герой», становится одной из ведущих в лирике для детей и проявляет себя специфически в сравнении с лирикой «взрослой».

Субъект речи в лирических произведениях такого рода, как правило, не обозначен столько ясно и четко, как в первых двух случаях. На первый план здесь выдвигается не личность, не субъект, а предметно-поэтический мир - как объективная картина действительности, существующая как бы вне автора. Но, очевидно, что объективность эта кажущаяся, ибо она увидена, прочувствована и переосознана автором в свете его идейно-художественного замысла.

Появление этой формы в лирике для детей связано прежде всего с особенностями детского мировосприятия, особым даром ребенка одушевлять, оживлять окружающий мир. Поэтому «героями» стихотворений, наряду с человеком, здесь могут быть старая исцарапанная парта, разорванная книга, заброшенная или любимая игрушка, которые наделяются поэтом умением страдать и чувствовать. Мир предметов, вещей, явлений здесь весьма своеобразен, специфичен - это мир детства. Вещи, предметы, явления живут и действуют объекти-вированно, как бы по не зависящим от воли автора законам детской фантазии. Но автор, как бы позволяя ребенку самому открывать новое, невиданное в мире окружающих его реалий, в то же время настойчиво ведет читателя за собой, выделяя те явления и предметы, те вещи, которые значимы для решения его художественной и одновременно педагогической задачи. Присутствие автора обнаруживается здесь именно в характере идейно-педагогической задачи.

Предметно-поэтический мир в детской лирике - это специфический мир детства, мир игры, фантазии ребенка. Это мир первозданной чистоты восприятия действительности, который сродни произведениям детского фольклора. Поэтому в современной лирике для детей, где на первый план выдвигается внесубъектная форма выражения авторского сознания «поэтический мир», заметно прослеживается связь с фольклорными традициями.

Таким образом, анализ современной лирики для детей показал, что, как и в лирике для взрослых, в лирике для детей выделяются три основных типа субъектной организации лирического стихотворения - «лирический герой», герой «ролевой лирики», «поэтический мир». Но место каждого из них в детской поэзии и характер каждого специфичны. Ведущая роль здесь принадлежит таким формам, как «герой ролевой лирики» и «поэтический мир». Лирический же герой хотя и представляет собой заметную разновидность субъектной организации, но уже не является ведущей, как в лирике для взрослых.

Проведенные наблюдения свидетельствуют также о том, что тип субъект-но-художественной организации является одним из существенных, конструктивных элементов жанровой структуры лирики, и в том числе, естественно, лирики для детей. Отмеченные особенности позволяют, как нам представляется, определить перспективу дальнейшего исследования своеобразия лирики для детей уже с точки зрения ее жанрового своеобразия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Зайцева, Надежда Васильевна, 1999 год

1. Аристотель. Риторика. 1,3. // Античные риторики. М., 1978.

2. Аристотель Поэтика / Аристотель. Соч. в 4-х т., т.4. М., 1984.

3. Арапова Н.С. Герой // Русская словесность. № 3. - С. 77 - 78.

4. Баевский B.C. История русской поэзии 1730-1980г. Компендиум.- Смоленск : Русич, 1994.-302С.

5. Бахтин М.М. Герой и позиция автора по отношению герою в творчестве Достоевского. /Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. - С. 54 - 88.

6. Бахтин М.М. К философии поступка /Философия и социология науки и техники М., 1986.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная литература, 1975.-504С.

9. Бехер И.Р. О литературе и искусстве.-2е издание.-М.: Художественная литература, 1981.-327С.

10. Ю.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М.: АН СССР, 19531959.

11. П.Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. // В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 т. М.: АН СССР,1953-1959, т.5. - С.41.

12. Берковский Н.Я. Мировое значение русской литературы. Л., 1975.

13. Блок А.А. Собрание сочинений в 8 -ми т. М. - Л., 1960-1963.- т. 5.

14. Бройтман С.Н. Субъектная структура русской лирики XIX- начала XX века в историческом освещении / Изв. АН СССР. сер. лит. и языка, 1988.- т 47.-№6,- С. 27-38.

15. Бройтман С.Н. Субъектно образная структура русской лирики XIX- начала XX века в историческом освещении / Изв. АН СССР. сер. лит. и языка, 1991.т 50.- № 3.- С. 226-235.

16. Бройтман С.Н. Три концепции лирики (проблема субъектной структуры)./ Изв. АН СССР сер. лит. и языка, 1995. т. 54. - № 1.- С. 18-29

17. Брюсов В. Избранные сочинения в 2-х т. М.: Гослитиздат, 1955. - 543 С.

18. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

19. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М.: Художественная литература, 1961. 616 С.

20. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. -239 С.

21. Власенко Т.Д. О лирическом герое В.А. Жуковского./ Проблема автора в художественной литературе Ижевск, 1983.

22. Гаспаров М. Л. Избранные труды. М.: Языки русской культуры: Кошелев 1997,- 25- т.З. О стихе,- 1997,- 603 С.23 .Гегель Г.Э. Эстетика в 4-х т. / под ред. М. Лифшица. М., 1971.-т.З.

23. Гинзбург Л. Я. Пушкин и лирический герой русского романтизма. // Пушкин. Исследования и материалы. М.- Л., 1962,- т. 4. - С. 142.

24. Гинзбург Л. О лирике Л.: Советский писатель, 1974. 456 С.

25. Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. М., 1983. - 352 С.

26. Горшков А. И. Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении. / А. И. Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. М. : Просвещение, 1995. - С. 252-271.

27. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1970. - 189 С.

28. Громов П.П. Аполлон Григорьев. / Аполлон Григорьев. Избранные сочинения. Л. - 1959. - С. 51.

29. Гришунин А. Л. Автор как субъект текста. / Изв. А Н СССР. сер. лит. и языка. 1993. - № 4. -т. 52. - С.12 -19.31 .Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М - Л.: Художественная литература, 1959.

30. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

31. Долгополов П. К. На рубеже веков. Д., 1974.

32. Добролюбов H.A. A.B. Кольцов. /H.A. Добролюбов. Литературная критика. -М., 1961.-763 С.

33. Ермилова Е.Г. Лирическое "я" и "поэт"/ Проблемы художественной формы социалистического реализма в 2-х т., т. 1. М.: Наука, 1971. - С. 363-384.

34. Ермоленко С.И. От лирического "я" к образу "Другого": Возникновение "ролевой " лирики. / С.И. Ермоленко. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. Екатеринбург.: УГПУ, 1996. - С. 346-375.

35. Есипов В. «Как времена Веспасиана.» ( К проблеме героя в творчестве Анны Ахматовой 40 60х годов.) // Вопросы литературы. - Москва. - 1995. -вып. 6. - С. 57 -85.

36. Иванисенко В. Поэзия. Жизнь. Человек. М., 1962.39.3унделович Я. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.

37. Каменская Л. Я. Краткий словарь литературоведческих терминов. / Русская литература XX века. Справочные материалы. Сост. Л. А. Смирнова. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1995. - С. 388-395.

38. Каган М.С. О путях исследования специфики искусства / Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1960. - вып. 3. -С.46-84.

39. Клещикова В.Н. Формула цветка: Образ Мира в поэзии М. Цветаевой. // Русская речь. 1998. - л 5. - С. 19 - 22.

40. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М.: Просвещение, 1970. - 240 С.

41. Козлик И. В. Романизация лирики Н. А. Некрасова: «Панаевский цикл». //Русская литература. 1997. - № 3. - С. 29.

42. Киселева Н. М. Город и природа в поэзии В.В. Маяковского: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1978. - С. 13.

43. Киселева Н.М. Париж. Америка. Бруклинский мост. (Город буржуазного Запада в поэзии В. Маяковского). /Художественная концепция человека в советской литературе. Сборник научных трудов. Хабаровск, 1983. - С. 10-17.

44. Киселева Н. М. Об изучении поэтического мира Маяковского. / Советскаяпоэзия 20-30-х годов. Республиканский межвузовский сборник. Челябинск, 1976. - вып. 4. - С. 61-73.

45. Киселева Н.М. Человек-мир (О своеобразии связей лирического героя и мира в поэзии В. Маяковского) / Художественная концепция в советской литературе. -Хабаровск, 1983. С. 3-9.

46. Коварский Н. Предисловие к книге Харджиева Н. и Тренина В. М.: Искусство, 1970. - С. 7.

47. Корман Б.О. Лирическая система Некрасова./ H.A. Некрасов и русская литература. М.: Наука, 1971.

48. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. - 110 С.

49. Корман Б. О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения. // Изв. АН СССР сер. Литературы и языка. -1973. т. 3. - С. 209-222.

50. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Изд. 2-е. Ижевск, 1978.

51. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

52. Колобаева Л. А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого //Филологические науки. М.: Высшая школа. - 1980. - № 5.- С. 12 -20.

53. Колобаева Л.А. Ахматова и Мандельштам (самосознание личности в лирике)

54. Вестник МГУ, серия Филология. 1993. - № 2. - С.3-11.

55. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. -304 С.

56. Кудряшов Н.И. Лирический герой./ Краткий словарь литературоведческихтерминов. М.: 1978,- С.73-74.

57. Лейдерман Н. Л. , Барковская Н. В. Введение в литературоведение. Екатеринбург: УДГПУ, 1991. - 68 С.

58. Левидов A.M. Автор -образ -читатель,- Ленинград.: Изд. ЛГУ, 1983, изд. 2-е, дополн. С. 325-326.

59. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М.: Просвещение, 1972.

60. Любарева Е. Отзывчивость лирики. Стихи современных поэтов . //Октябрь, 1984. №6. - С. 187-190.

61. Максимов Д.Е.Образ поэта в лирическом творчестве //На рубеже.-1954.-№ 6.

62. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л.: Советский писатель, 1969.

63. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. / Д.Е. Максимов. Русские поэты начала века: Очерки. Л.: Советский писатель, 1986. - С. 8-199.

64. Марчок В. ( Словакия ). Контуры авторства в постмодернизме. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1998. - №2. - С. 37-45.

65. Михайлов А.Л. Поэт и его герой./ Михайлов А.Л. Ритмы времени. О поэзии начала 70-х годов. М.: 1973. - С. 144-162.

66. Монина Т. С. Структура поэтического мира в стихотворном цикле А. Блока «Кармен». // Русский язык в школе. 1996. - №2. - С. 58.

67. Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе. 1995. -№6.-С. 17.

68. Назаренко В. Литературный пережиток. // Литературная газета. 1963. - 16 июля.

69. Невзглядова Е. В. Проблема стиха. / на материале русской лирической поэзии // Русская литература. 1994. - №4. - С. 67-91.

70. Неммер А. Лирический герой. // Литературная учеба. 1984. - №6.

71. Палкин М.А. Образ в лирике./ М.А. Палкин. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск "Высшая школа", 1981. - С. 14-92.

72. Перова М. В. Поэтика лирических циклов в творчестве М. Цветаевой. -Ижевск, 1997.

73. Песков А. М., Иванов Н. И. Лирика. / Литературный энциклопедический словарь под ред. В. М. Кожевникова,П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 183-185.

74. Петросов К. Г. О формах выражения авторского сознания в лирической поэзии. / Русская советская поэзия и стихосложение. М., 1969.

75. Петросов К.Г. Теоретические и историко-литературные аспекты изучения проблемы лирического героя./ Изв. АН. СССР. Сер. лит. и языка, 1989.- т. 48,-№ 1. С. 3-16.

76. Поспелов Г. Н. Лирика. М.: МГУ, 1976.- 289 С.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.