Своеобразие художественного мира Георгия Адамовича тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пономарева, Мария Александровна

  • Пономарева, Мария Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 0, Б. м.
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 161
Пономарева, Мария Александровна. Своеобразие художественного мира Георгия Адамовича: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Б. м.. 0. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пономарева, Мария Александровна

1. ВВЕДЕНИЕ. - С. 3 - 10.

2. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ РАННЕЙ ЛИРИКИ Г.АДАМОВИЧА.- С.И - 60.

3. ЧЕЛОВЕК И МИР В ТВОРЧЕСТВЕ Г.АДАМОВИЧА ПЕРИОДА

ЭМИГРАЦИИ. - С.61 - 141.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественного мира Георгия Адамовича»

Творчество Г. В.Адамовича, известного поэта русской эмиграции и одного из самых крупных критиков оставило свой след в истории всей русской литературы XX века. Его критические статьи составили летопись литературной жизни Зарубежья, в его стихах воплотились мироощущение изгнанника, те характерные настроения эмигрантской поэзии, которые получили название "парижской ноты". Сразу после смерти Адамовича поэтесса С.Ю.Прегель в письме от 3.03. 1972 года к А. Бабореко, одному из первых советских исследователей литературы русского Зарубежья, подчеркнула роль художника не только в эмиграции, но и в литературном процессе XX столетия, в поэзии серебряного века: "Георгий Викторович занимал место, на которое никто претендовать не может. В каком -то (очень высоком) смысле это конец блестящей литературной эпохи" (1)

Литература русского Зарубежья - отколовшаяся часть единой русской культуры - за последние десять лет стала предметом пристального внимания читателей и критики. Движение литературного процесса конца 80-ых - начала 90-ых годов определялось "эмигрантской" волной. Знакомство с ней началось с публикаций "запрещенных" произведений крупных писателей ( "Ока

1. Письма Георгия Адамовича /Публикация А. Бабореко // Русская провинция.- 1994. - N 4. - С. 83. янные дни" И.Бунина, "Взвихренная Русь" А.Ремизова, "Лолита" и другие романы В.Набокова), текстов мало известных или совсем не известных на родине Б.Поплавского, А.Несмелова, Г. Газданова, художественно-публицистических мемуаров А. Деникина, П.Краснова и других.

С середины 90-х годов освоение эмигрантского наследия становится объектом академической науки. Литература русского Зарубежья начинает изучаться системно, расширяется круг имен и текстов, устанавливаются многочисленные связи с русской классической культурой, литературой серебряного века и советской. Появляются первые пособия и учебники А. Соколова, 0. Михайлова, В. Агеносова (1), выходит коллективная монография ИМЛИ (2), начинается издание "Литературной энциклопедии русского Зарубежья"(3), проводятся конференции и чтения, посвященные И.Шмелеву, М.Осоргину и др., сравнительно быстро создаются словари,библиографические справочнки и ука

1. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

Михайлов 0. Н. Литература русского Зарубежья. - М.: Просвещение, 1995.

Агеносов В. В. Литература русского Зарубежья. - М., 1998.

2. Литература русского Зарубежья: 1920 -1940 /Сост. и отв. ред. 0. Н. Михайлов. - М.: Наследие. 1993.

3.Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 -1940 / Гл. ред. А. Н. Николюкин. - М.: РОССПЭН, 1997. затели (1).

Объектом анализа становятся не только классические произведения, которые, по образному выражению М.Чудаковой "метят эпоху", но и тексты второстепенных писателей, чье творчество формирует основные черты литературного процесса, выявляя его особенности. Художники предстают перед читателями во всем многообразии и сложности. Среди литературоведческих работ необходимо выделить сборник статей и материалов "Культурное наследие русской эмиграции 1917-1940" (2).

1. См., например: Алексеев А. Д. Литература русского Зарубежья: Книги 1917 -1940. Материалы к библиографии: - Спб.,

1993.

Булгаков В. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993.

Литература русского зарубежья возвращается на родину: Выборочный указатель публикаций 1986 - 1990. - М., 1993.-Вып. 1. - Ч. 1-2.

Русское зарубежье. 1917 - 1991: Каталог изданий /Сост. Г. А. Толстых. - М., 1992.

Писатели русского зарубежья: Указатели литературы/ Сост.Л.И.Филипова. - Якутск, 1992.

Русское литературное зарубежье: Сборник обзоров и материалов/Под ред. 0. Н. Михайлова, А. Н. Николюкина - М. :ИНИ-0Н.,1991-1993. - Вып.1-2.

2. Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940). /Под редакцией Е.П.Челышева и Д.М.Шаховского. - М.:Наследие,

1994.

Для сегодняшнего времени характерно стремление представить единство художественного мира писателей-эмигрантов в его эволюции ( особенно это касается эмиграции "первой волны"). На этом пути сделаны пока еще только первые шаги. Эта задача современного литературоведения может быть выполнена совместными усилями. "Белые пятна" стираются наукой постепенно. Изучение творчества Георгия Адамовича как единой художественной системы определяет научную актуальность избранной темы.

Несмотря на то, что Георгий Адамович - одна из центральных фигур литературного процесса русской эмиграции середины 20-х - начала 70-х годов, его творчество изучено недостаточно, в основном его знают как литературного критика - эссеиста. Он является одним из действующих лиц всех мемуаров русского Зарубежья. Но до недавнего времени существовали лишь отдельные отклики на его поэтические сборники и краткий анализ критических статей.

В литературоведческих оценках поэтическая судьба Адамовича оказалась искусственно разделенной на два периода. В отечественных работах советского периода его имя только упоминалось в связи с акмеизмом. Но и на Западе литература об Адамовиче представляет собой большей частью небольшие по объему заметки, отклики, в первую очередь на критические статьи, в журналах или на газетных страницах. Среди них надо выделить сочувственный отзыв И.Бунина (1),

1. Бунин И. На поучение молодым писателям // Последние новости. - 1928. - 2 декабря. рецензии П. Бицилли и 3. Гиппиус на сборник "На Западе" (1) а также размышления Г. П. Федотова о поэзии парижских эмигрантов (2) На книгу "Одиночество и свобода", вышедшую в Нью-Йорке в 1955 году, отозвался Г. Иванов (3) В монографии Г. Струве "Русская литература в изгнании" (1956г.) два раздела посвящены Адамовичу -критику: "Полемика Адамовича и Ходасевича о поэзии" и "Споры о зарубежной литературе". Адамович - поэт удостоился лишь двух страниц в разделе "Бывшие акмеисты" (4)

В трудах российских ученых последнего времени, посвященных русской эмиграции, творчеству Адамовича по-прежнему уделяется недостаточное внимание. Чаще всего представлен жанр вступительной статьи к его избранным сочинениям или перизда-ниям сборников. Ни в одном из пособий и учебников по литературе русского Зарубежья нет специальной главы об Адамовиче. В 1995 году была защищена первая кандидатская диссертация 0.

1. Бицилли П. [Рец.на кн. Г. Адамовича "На Западе". Париж. 1939] //Современные записки. - Париж, 1939. - N 69. -С. 383 - 384; Гиппиус 3. Адамович Г. "На Западе" // Последние новости. - Париж, 1939. - 9 марта.

2. Федотов Г. П. 0 парижской поэзии // Ковчег. Нью-Йорк, 1942.

3. Иванов Г. Рец.: "Одиночество и свобода" // Новый журнал. - Ньй-Йорк, 1955. - N 143.

4.Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. - 3-е изд. - М.-Париж, 1996.

Коростелева "Поэзия Г. Адамовича", в которой рассматривались "своеобразие лирики Адамовича в культурном контексте эпохи", а также "историко - культурные сближения, влияния, генезис лирики", в частности, влияние поэзии И. Анненского (1) Достаточно подробно анализировался автором диссертации "метрический и ритмический репертуар в сопоставлении с другими поэтами русского Парижа" (Коростелев 0. А., С. 13). Однако единственное серьезное исследование творчества Адамовича, существующее на сегодняшний день, не могло охватить художественную систему поэта в его целостности. Многие аспекты поэзии Адамовича, его концепции мира и человека, приемы и средства ее воплощения в словесных образах, некоторые темы и мотивы как раннего, так и эмигрантского периода, остались за пределами литературоведческого анализа творчества Адамовича. Проблема традиций, интертекстуальных связей в поэзии Адамовича также требует дополнительного изучения.

Неисследовательность поэтического мира Адамовича определяет научную новизну работы, в которой предпринята попытка показать целостную картину мира, воссоздаваемую Адамовичем через словесные образы, темы и сквозные мотивы, дать представление о единстве и эволюции художественной системы поэта. При этом критические статьи "позднего" Г.Адамовича предстают не только важной и самостоятельной частью его художественной деятельности, но и частью всего литературного наследия. Его взгляд на литературу находил подтверждение в собственных

1. Коростелев 0. А. Поэзия Георгия Адамовича: Автореферат . канд. дисс. - М., 1995. - С. стихах, а материал стихов давал основу для критических размышлений и оценки других поэтов.

Целью настоящего исследования является анализ художественного мира Г. Адамовича как завершенного и целостного, выявление единства критического и поэтического аспектов его творчества. Опираясь на М.Л. Гаспарова, художественный мир понимается как "система всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте", реализующихся в первую очередь на лексическом и сюжетном уровнях и отражающих картину мира, созданную писателем (1)

Цель исследования обуславливает конкретные задачи, которые ставятся в диссертации. Это соотнесенность поэзии Г. Адамовича с "Петербургским текстом" русской литературы и его влияниями, анализ конкретных образов "петербургского мифа" Адамовича, что потребовало обращения к проблеме цитации, а также особенности решения пространственно - временного хронотопа, соотношение природного и урбанистического, детали городского пейзажа. В работе раскрываются темы, мотивы и образы лирики Адамовича, которые станут сквозными и, видоизменясь, пройдут через всю его поэзию (мотивы скуки, жизни -смерти, творчества и т.д.). Особое внимание уделяется функционированию таких значимых образов , как дом, дорога, окно и т. д.

Объект анализа - четыры поэтических сборника Адамовича:

1.Гаспаров М. Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и функциональный (Михаил Кузмин "Сети") // Проблемы структурной лингвистики. 1984. - М.: Наука, 1988. - С. 125.

Облака", "Чистилище", "На Западе", "Единство" , стихотворения, не включавшиеся в сборники и опубликованные в периодике, и книга критических статей.

Предмет исследования - художественный мир Адамовича.

Методологической основой исследования стали принципы ис-торико-генетического, историко-культурного, семантического и системного методов исследования. В работе учитывались труды М. Бахтина, Л. Гинзбург, В.Топорова, С. Аверинцева, М. Гас-парова, Ю. Минералова и др.

Научно - практическая значимость работы заключается в том, что представленный в ней материал и основные выводы дают возможность применять их для дальнейшего углубленного изучения русской поэзии XX века, понять литературу русского Зарубежья как "временно отведенный в сторону поток общерусской литературы, который - придет время - вольется в общее русло этой литературы"(1). Материал диссертации может быть использован при чтении вузовских лекционных курсов по истории русской литературы XX века, истории русской критики, в спецкурсах и спецсеминарах по поэзии, а также в школе при изучении обзорных тем по поэзии XX столетия.

Апробация работы. Материалы исследования апробированы на пяти научных конференциях ( "Проблемы эволюции русской литературы XX века" - МПГУ, 1995, 1996, 1997; Международная научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения И.

1.Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. - 2-е изд. - Paris: Umca- Press, 1984. - С. 7.

Бунина - Орел, 1995, XXXIV научная конференция - Череповец, 1996). Содержание диссертации отражено в трех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации -160 страниц. Библиография насчитывает 200 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пономарева, Мария Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В диссертации рассматривается творчество Георгия Адамовича, начиная с первого сборника "Облака"( 1916) до последней книги стихов "Единство" (1967). Творческая установка Адамовича непосредственно отражается на проблематике его поэзии, нацеленной на осмысление мира и места человека в нем. Поэзия Адамовича едина в своей устремленности к глубинному охвату жизненной целостности, органично раскрывает авторское "я", его индивидуальные наклонности, психологический опыт.

Первые сборники поэта отражают умонастроения, типичные для русской литературы начала двадцатого века: скука жизни, тоска, невозможность найти идеалы и поиски их в искусстве, создание "искусственного рая", отсюда основной конфликт -человека с самим собой и миром. В эмигрантском творчестве поэта на первый план выходят темы памяти - личной и литературной, тоски по родине, любви и верности.

Хотя поэзия Г.Адамовича не была статичной- от сборника к сборнику трансформировались темы, образы, становилось другим мироощущение, но главное было неизменным: верность поэтике акмеизма, внимание к вечным темам, волнующим человечество - любви и смерти, смирения и покаяния.

Георгий Адамович был очень строгим критиком по отношению к самому себе. Кажется, что он не обронил ни одного лишнего или напыщенного слова, каждое его стихотворение было итоговым, "последним", точно соответствуя литературным требованиям собственного "Комментария". Всю его творческую жизнь можно назвать поиском "прекрасной ясности". Во многом Адамович остался верен своей акмеистической молодости, многое отбросил, как "ненужную мишуру".

Говоря об эволюции образов в поэзии Г.Адамовича, необходимо отметить, что, претерпевая изменения от "Облаков" до "Чистилища", его лирика в целом сохраняла гармонию и цельность. Уходили некоторые мотивы и интонации, но основные образы и темы оставались постоянными, дополняясь смысловыми оттенками и приобретая новые значения .

Остается надеяться, что Георгий Адамович перестанет быть "белым пятном" русской литературы и займет достойное место в читательском сознании. Сам он в книге "Одиночество и свобода" писал:"Многое было сделано, и когда-нибудь Россия еще признает это". (1)

1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода.- М.

1996.- С. 14.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пономарева, Мария Александровна, 0 год

1. Адамович Г.В. Два слова о рифме//Цех поэтов.- Пг., 1922,- Кн. 3 - С. 52-54.

2. Адамович Г.В. Единство: Стихи разных лет. Нью-Йорк: Русская книга, 1967 54 с.

3. Адамович Г.В. Есть ли цель у поэзии? //Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк: Издательство им.Чехова, 1953.1. С.65-69.

4. Адамович Г.В. Из писем Игорю Чиннову//Новый журнал. Нью-Йорк, 1989. -N 175.- С. 246 262.

5. Адамович Г.В. Комментарии. Вашингтон: Victor Kam-kin, Inc., 1967. - 209 с.

6. Адамович Г.В. Литературные беседы//Звено.- Париж,1924.- 15 декабря. N98.- С. 2.

7. Адамович Г.В. Литературные беседы// Звено. Париж,1925.- 5 января. N 101,- С. 2.

8. Адамович Г. В. Литературные беседы//Звено. Париж, 1925,- 27 июля. N 130,- С. 2.

9. Адамович Г.В. Литературные беседы// Звено.- Париж, 1925,- 3 августа. N 131.- С.2.

10. Адамович Г.В.Литературные беседы //Звено.- Париж,1925.- 9 ноября. N145,- С. 2.

11. Адамович Г.В. Литературные беседы// Звено.- Париж,1926.- 29 августа. N187.- С. 2.

12. Адамович Г.В. Литературные беседы//Звено.- Париж, 1927,- 17 апреля. N220,- С. 2.

13. Адамович Г.В. Литературные беседы//Звено.- Париж, 1927.- 29 мая. N 226. С.1.

14. Адамович Г.В. Литературные беседы// Звено,- Париж, 1927,- N 2,- С. 67-75.

15. Адамович Г.В. Литературные беседы//Звено.- Париж, 1927,- N6. С.309-313.

16. Адамович Г.В. Литературные заметки//Звено. Париж, 1924,- 1 сентября. N 83,- С. 2.

17. Адамович Г.В. Литературные заметки//Звено.- Париж, 1924,- 3 ноября. N92.- С. 2.

18. Адамович Г.В. Литературные заметки// Последние новости. Париж, 1929.- 26 сентября. N3109.- С. 2.

19. Адамович Г.В. Литературные заметки//Последние новости.- Париж, 1939,- 12 января. N 6499,- С.З.

20. Адамович Г.В. Литературные заметки//Последние новости.- Париж, 1939,- 10 августа. N 6709,- С.З.

21. Адамович Г.В. Мои встречи с Алдановым//Новый журнал.- Нью-Йорк, 1960.- N60.- С. 107-115.

22. Адамович Г.В. На Западе. Париж: Дом книги, 193962 с.

23. Адамович Г.В. На полустанках// Звено.- Париж, 1923,- 8 октября. N 36,- С. 2.

24. Адамович Г.В. Наши поэты: Георгий Иванов// Новый журнал, Нью-Йорк, 1958,- N 52,- С. 55-62.

25. Адамович Г. В. О М.Кузмине// Звено, Париж, 1924.13 октября. N 89.- С. 2.

26. Адамович Г.В. Об Алексее Толстом и его последних произведениях// Современные записки. Париж, 1927.- N33,-С. 426 - 436.

27. Адамович Г.В. Облака: Стихи. -М.-Пг.: Альциона, 1916. 43 с.

28. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955. - 317 с.

29. Адамович Г.В. Одиночество и свобода,- Москва: Издательство Республика, 1996.

30. Адамович Г.В. Оправдание черновиков// Новый журнал.-Нью-Йорк, 1968,- N90.- С. 83-95.

31. Адамович Г.В. Оправдание черновиков//Новый журнал.- Нью-Йорк, 1971. N 103,- С. 76-89.

32. Адамович Г.В. Памяти Анненского//Цех поэтов. Пг., 1922,- Кн.З- С. 38-41.

33. Адамович Г.В. Памяти Ин. Ф.Анненского: К двадцатилетию со дня смерти // Последние новости.- Париж, 1929,- 28 ноября. N 3172.- С.З.

34. Адамович Г.В. Парижские впечатления//Последние новости.- Париж, 1934.- 12 апреля. N 4767.- С. 2.

35. Адамовия Г.В. Петербург и Париж// Последние новости,- Париж, 1939,- 12 марта. N 6558,- С. 4.

36. Адамович Г.В. { Письмо Ю.Терапиано}// Новый журнал.- Нью-Йорк, 1988.- N 172-173.- С. 569.

37. Адамович Г.В. Пять восьмистиший// Новый журнал.-Нью-Йорк, 1969.- N 94.- С. 41-42.

38. Адамович Г.В. Рец. на кн. Г.Иванова "Сады". Пг., 1921.// Цех поэтов.- 1922, Пг.Кн.З. С. 55-56.

39. Адамович Г.В. Рец. на кн. В.Ходасевича "Путем зерна". Пг. , 1921.// Цех поэтов. Пг.1922.- Кн.З - С. 60-62.

40. Адамович Г.В. Русская поэзия//Жизнь искусства.-Пг., 1923.- N 2,- С.З.

41. Адамович Г.В. Темы//Воздушные пути.- Нью-Йорк, 1960.-М 1,- С. 43-50.

42. Адамович Г.В. Толстой: Речь на собрании в Париже 3 декабря 1960 года// Одиночество и свобода, М., 1996.

43. Адамович Г.В. "У самого моря"//Голос жизни.-Пг., 1915.- N 19,- С. 6.

44. Адамович Г.В. Человеческий документ// Последние новости,- Париж, 1933.- 9 марта.N 4369,- С.З

45. Адамович Г.В. Чистилище: Стихи: Книга вторая. Пг.: Петрополис, 1922. 95 с.

46. Письма Георгия Адамовича. / Публикация А.Баборе-ко//Русская провинция.- 1994. N 4., С.83-88.

47. Аверинцев С.С. Мытарства//Мифы народов мира: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С.189.

48. Агеносов В.В. Литература русского Зарубежья. -М., 1998.

49. Алексеев А.Д. Литература русского Зарубежья: Книги 1917-1940. Материалы к библиографии: Спб., 1993.

50. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.

51. И. Анненский и русская культура XX в.: Сб. научн. тр. / Ред. Г.Т.Савельева. Спб., 1996.

52. Анцыферов Н.П. Душа Петербурга. Петроград, 1922.

53. Арнольд И.В. Проблема диалогизма, интертекстуальности и герменевтики ( в интерпретации художественного текста). Спб.: Образование, 1995.

54. Анна Ахматова и русская культура начала двадцатого века: Сборник научных трудов. М., 1989.

55. Бальбуров Э.А. Мотив и канон. Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. - Вып.2. - С. 3-20.

56. Бахрах А. По памяти, по записи// Новый журнал. Нью-Йорк, 1992. Кн.189. - С.305 - 360.

57. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

58. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. JI.: Наука, 1983.

59. Бицилли П. Рец. на кн.Г.Адамовича "На Западе". Париж, 1939.//Современные записки.- Париж, 1939.- N 69.-С.383-384.

60. Богомолов H.A. Талант двойного зрения.//Иванов Г.Стихотворения. Третий Рим. Петербургские зимы. Китайские тени,- М.: Книга, 1989.

61. Богословский Л.Н.Предисловие к публикации стихотворений Г.Адамовича//Человек. 1992. - N- 6. - С. 181-184.

62. Булгаков В. Словарь русских зарубежных писателей. -Нью-Йорк, 1993.

63. Бунин И.А. На поучение молодым писателям//Последние новости. Париж. 1928. - 2 декабря.

64. Вадвич Н.Русские поэты// Русский временник. Париж, 1939. N3.

65. Варшавский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк,1956.

66. Васильев И. Большой поэт и большой человек//0к-тябрь. 1989. -N6. - С. 200 - 201.

67. Викторович В.А. Понятие мотива в литературоведческих исследованиях//Русская литература 19 в. Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1973.

68. Виноградов В.В. Литературное наследство. М.-Л., 1934. Т. 16-18.

69. Вишняк М.В. "Современные записки": Воспоминания редактора. Спб.: Логос, 1993.

70. Воспоминания о серебряном веке/Сост. В. Крейд. М.:Республика, 1993.

71. Время Дягилева. Универсалии серебряного века.3-й Дягилевские чтения. Материалы. Пермь, 1993. - Вып.1.

72. Гаспаров Б.М.Литературные лейтмотивы. М., 1994.

73. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.:Наука, 1974.

74. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и функциональный (Михаил Кузмин"Сети")// Проблемы структурной лингвистики. 1984. М.:Наука, 1988.

75. Гинзбург Л.Я.О лирике. Л.: Сов.писатель, 1974.

76. Гиппиус 3. Адамович Г. "На Западе"//Последние новости. Париж.1939. - 9 марта.

77. Городецкий С.Некоторые течения в современной русской поэзии// Апполон.- 1913.- N1.

78. Груздев И. Рец. на кн. Г.Адамовича "Чистилище". Пг., 1922.// Книга и революция.- 1922. -N7.

79. Гуль Р.Б. О двуконь: Советская эмигрантская литература. : Нью-Йорк: Мост, 1973.

80. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник. - 1990.

81. Гусман Б. 100 поэтов: Литературные портреты. Тверь, 1922. { на титуле 1923) .

82. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары/ Составление, предисловие, комментарии В.Крейда. М.: Республика, 1994.

83. Долгополов Л.На рубеже веков: 0 русской литературе конца XIX начала XX века. - Л.: Советский писатель, 1985.

84. Еникальский В. Рец. на кн. Г.Адамовича "Облака". Пг.,1916. // Журнал журналов. 1916.- N 30.

85. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиций// Новый мир. 1992. -N10. С.232 - 242.

86. Жирмунский В.М. Рец. на кн. Г.Адамовича "Облака". Пг., 1916.// Биржевые ведомости. 1916. - 14/27 октября. -N 15861.

87. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:Наука, 1977.

88. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенционального сознания. Екатеринбург, 1996.

89. Иванов Г.Рец.: "Одиночество и свобода".//Новый журнал. Нью-Йорк, 1955. - N 143.

90. Иванов Г. Третий Рим. Художественная проза. Статьи. БепаПу: Эрмитаж, 1987.

91. Иваск Ю. О послевоенной эмигрантской поэзии// Новый журнал. 1950. -Ы 23.

92. Иваск Ю. Поэзия "старой" эмиграции// Русская литература в эмиграции: Сборник статей под ред. Н.П.Полторацкого. Питсбург, 1972.

93. Иваск Ю. Разговоры с Адамовичем /1958 1971/ // Новый журнал.- Нью-Йорк, 1979.-N7.

94. Иваск Ю. Собеседник: памяти Георгия Викторовича Адамовича// Новый журнал. Нью-Йорк, 1972. N 106.

95. Иваск Ю.Эпоха Блока и Мандельштама: Главы из задуманной книги //Мосты.- Мюнхен, 1968. N 13-14.

96. Ивелич

97. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

98. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика О.Мандельштама. М., 1997.

99. Клинг O.A. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 10-ых годов: Автореферат.докт. дисс. М., 1996.

100. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Париж, 1971-1973. - Вып. 1-2.

101. Коваленко С.А.Крылатые строки русской поэзии: Очерки истории. М.: Современник, 1989.

102. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М.:Знание, 1982.

103. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии в начале двадцатого века. М.:Наука, 1986.

104. Кожина Н.А.Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии//Проблемы структурной лингвистики.1984. М.:Наука, 1988.

105. Козак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988.

106. Козицкая Е.А. Эксплицированная и имплицированная цитата в поэтическом тексте//Проблемы и методы исследования литературного текста. Тверь, 1997.

107. Коростелев O.A. Критическая проза Георгия Адамови-ча//Литературная учеба. 1991. - N 1. - С.138-141.

108. Коростелев O.A. Поэзия Георгия Адамовича: Автореферат. канд.дисс. М., 1995.

109. Кошевая И.Г. Название как кодифицированная идея текста//Иностранные языки. 1982. - N 2.

110. Крайний Антон <3.Н.ГиппиуО. Почти без слов// Последние новости. Париж. 1939. - 9 марта. -N 6555.

111. Крейд В. Петербургский период Георгия Иванова. Fenafly: Эрмитаж, 1989.

112. Кузмин М. Парнасские заросли. // Завтра: Литературно-критический сборник. I. Берлин, 1923.

113. ИЗ. Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940)./ Под ред. Е.П.Челышева и Д.М.Шаховского. М.:Наследие. 1994.

114. Левин Ю.И., Сигал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. . Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная napaflnrMa//Russian literature. Special issue devoted to Acmeism,I.- Гаага-Париж, 1974- 1978 N7-8.

115. Липскеров К. Рец. на кн. Г.Адамовича "Облака". Пг.,1916.// Русские ведомости. 1916. - 10 августа. - N 184.

116. Литература русского Зарубежья: 1920 1940/ Сост. и отв. редактор О.Н. Михайлов. - М.: Наследие.1993.

117. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940 / Гл. редактор А.Н.Николюкин.- М.: РОССПЭН, 1997.

118. Литература русского зарубежья возвращается на родину: Выборочный указатель публикаций 1986-1990. М.,1993.-Вып. 1. - Ч. 1-2.

119. Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель книг, публикация в сборниках и журналах на русском языке. 1985 1989: В 2 ч. / Отв. ред. H. Н. Воробьева. - М. ."Наследие, 1995.

120. Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искуств. // Лихачев Д.С. Избранные работы: В трех томах. -Л., 1987,- Т.З.

121. Лотман Ю.А. Анализ поэтического текста. Л.,1972.

122. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблема семиотики города//Труды по знаковым системам. XVII. Ученые записки Тартуского университета Тарту, 1984. - Вып.664.

123. Лушникова В.И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово, 1995.

124. Маковский С. На Парнасе "Серебряного века". Мюнхен: ЦОПЭ, 1962.

125. Мандельштам 0.Слово и культура. М. : Советский писатель, 1987.

126. Мандельштам 0. Сочинения: В двух томах. М. : Художественная литература, 1990.

127. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1997.

128. Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. М., 1994.

129. Минц 3.Г., Безродный М.В., Данилевский A.A. Петербургский текст и русский символизм// Труды по знаковым системам. XVII. Ученые записки Тартусского университета Тарту, 1984. - Вып.664.

130. Митин Б. Миссия русской эмиграции//3везда. 1992. - N 7. - С. 93-114.

131. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. -М.:Просвещение, 1995.

132. Михайлов О.Н. О литературе русского зарубежья// Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб.ст./ Ред. Поляков Ю.Н., Г.Я. Тарле. М.: Институт Российской истории, 1993. - С. 98 - 102.

133. Мочульский К.В. Классицизм в современной русской поэзии// Современные записки. Париж, 1922. - N11.

134. Мочульский К.В. Новый Петроградский цех поэтов// Последние новости. Париж, 1922. - N804.

135. Николюкин А.Н. Литература русского зарубежья в ИНИОН//Россия и современный мир. М., 1993. - N1. -С.175-177.

136. Обухов В. "Когда мы в Россию вернемся": Поэтическое наследие Г.Адамовича//Русская мысль. 1996. - 26 февраля.

137. Одоевцева И.Г. На берегах Невы. М., 1988.

138. Одоевцева И.Г. На берегах Сены. М., 1989.

139. Оксенов И. Рец. на кн. Г.Адамовича "Облака" . Пг., 1916.// Новый журнал для всех. -1916. N2 - 3.

140. Оцуп Н. Современники. Париж, 1961.

141. Очерки истории языка русской поэзии двадцатого века: Образные средства поэтического языка и их трансформации/ Отв.ред.В.П.Григорьев. М.:Наука, 1995.

142. Очерки истории языка русской поэзии двадцатого века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке/ Отв. ред. В.П.Григорьев. М.: Наука, 1994.

143. Панченко A.M., Смирнов И.П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала двадцатого века.//Древнерусская литература и русская культура XVIII XX веков. Труды отдела древнерусской литературы. XXVI. - Л.-.Наука, 1971.

144. Писатели русского зарубежья: Сборник обзоров и материалов/Под ред. О.Н.Михайлова, А.Н.Николюкина М. :ИНИ-ОН.,1991-1993. - Вып.1-2.

145. Писатели русского зарубежья (1918-1940): справочник/ РАН. ИНИОН. М. ,1993. - 4.1. А - И.

146. Померанцев К. Последний Адамович//Дальние берега. М., 1994.

147. Размарихина В.К. Серебряный век. Очерки к изучению. Красноярск, 1993.

148. Р.Д. Рец. на кн.Г.Адамовича "Облака" Пг., 1916.// Северные записки. 1916. - N 2.

149. Раев М. И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. Нью-Йорк, 1990.

150. Ревзина О.Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М.Цветаевой//Поэтика и стилистика. 1988 1990. - М., 1991.

151. Руднев В.Н. Сновидения и события//Сон семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI е Випперовские чтения.- М., 1993.

152. Русская литература в эмиграции: Сб. статей/ Под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972.

153. Русское зарубежье. 1917-1991: Каталог изданий/Сост. Г.А.Толстых. М., 1992.

154. Русское литературное зарубежье: Сборник обзоров и материалов/Ред. О.Н.Михайлов, А.Н.Николюкин. М. :ИНИ0Н, 1991. - Вып.1.; - 1993 - Вып.2.

155. Седых А. Далекие, близкие. М.,1995.

156. Серебряный век в России. Избранные страницы/ Ред. Вяч. Иванов, В.Н.Топоров, Т.В.Цивьян. М., 1993.

157. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1987.

158. Станюкович Н. Георгий Адамович: Одиночество и сво-бода//Возрождение. 1955.- N 48.

159. Соколов А.Г. Проблемы изучения литературы русского зарубежья// Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1991. - N5. -С.И - 17.

160. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-ых годов. М.: Издательство МГУ, 1991.

161. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е издание.1. М.-Париж, 1996.

162. Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк.: Изд. им.Чехова.,1959.

163. Терапиано Ю.О Г.В.Адамовиче // Современник.- Торонто, 1972. N24.

164. Терапиано Ю. Памяти Г.Адамовича// Русская мысль.1972. 9 марта. - N 28885.

165. Терк А. Рец. на альм. "Дракон". Пг. ,1921.// Начала,- Пг., 1922. N2.

166. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме/ZRussian Literature. The Haague- Paris , 1974. - N7-8.

167. Тименчик P.Д. По поводу Антологии петербургской поэзии эпохи aKMeH3Ma//Russian Literature.- Amsterdam, 1977-V4 .

168. Тименчик P.Д. Поэтика Санкт-Петербурга эпохи символизма// Труды по знаковым системам XVII. Ученые записки Тар-тусского университета. Тарту, 1984. - Вып.664.

169. Тименчик Р.Д. Принципы цитирования у Ахматовой в сопоставлении с Блоком//Тезисы 1 Всесеюзной (III) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века.- Тарту, 1975,- С.123-129.

170. Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Сны Блока и Петербургский текст начала XX века//Тезисы I Всесоюзной (III) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Тарту, 1975, - С.129-135.

171. Тихонов Н. Граненые стеклышки: о третьем альманахе Цеха поэтов// Жизнь искусства. 1922. - 23 мая - N20.

172. Топорков А.Л. Из мифологии русского символизма. Городское освещение//Мир А.Блока. Блоковской сборник. Ученые записки Тартуского университета. - 1985. - Вып. 657.

173. Топоров В.Н. Две главы из истории русской поэзии начала двадцатого века: 1. В.А.Комаровский 2. В.К.Шилейко ( К соотношению поэтики символизма и акмеизма )//Russian Literature. VII - VIII. 1979. - май. - Амстердам. - С.249 - 325

174. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символика образа: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

175. Топоров В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы//Труды по знаковым системам.XVII. Ученые записки Тартусского университета. Тарту, 1984. - Вып. 664.

176. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.:Наука, 1977.

177. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.:Советский писатель, 1965.

178. Федотов Г.П. О парижской поэзии//Ковчег. Нью-Йорк,1942.

179. Фельцен Ю. У Мережковских по воскресеньям// Даугава. 1989. -N4. - С.104-107.

180. Фоменко И.В. Цитата//Русская словесность.- 1998. -N1. С. 73 - 79.

181. Ходасевич В.Ф. Рец. на кн.Г.Адамовича "Облака". Пг., 1916 .//Утро России. 1916. - 5 марта. -N65.

182. Хроника литературы и искусства: Цех поэтов//Звено. Париж, 1923. 26 ноября - N43.

183. Художественный текст и историко-культурный контекст. М., 1996.

184. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира/семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. -Вып. 10 (Ученые записки ТГУ. - Вып. 463).- С.65-85.

185. Цыбин В. "Когда в Россию вернемся"// Литературная Россия. 1987. - 10 июня. - С.5.

186. Цыбин В. Предчувствие России: Георгий Адамович// Цыбин В. Удивление. Творческий сад. Этюды. Беглые мемуары.- М., 1992. С.270-276.

187. Чиннов И. Вспоминая Адамовича//Дальние берега. -М.,1994.

188. Чиннов И. Смотрите стихи// Новый журнал.-Нью-Йорк, 1968. -N92.

189. Чуковский Н.Литературные воспоминания . М.:Советский писатель, 1990.

190. Шмеман А. Прощаясь с Г.В. Адамовичем// Вестник РСХД. Париж Нью-Йорк, 1971. - N 101-102.

191. Щедровицкий Д.В. Чистилище//Мифы народов мира: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. - Т. 2.-С. 632.

192. Шепелева Л.Л. Мотив.//Лермонтовская энциклопедия. -М., 1981.

193. Эйхенбаум Б.Н. Мелодика стиха. Пг., 1922.

194. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.:Советский писатель, 1987.

195. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

196. Яновский B.C. Поля Елисейские. Санкт-Петербург,1993.

197. Gibson, Aleksey. Russian Poetry and Criticism in Paris from 1920 to 1940.- The Haage:Luexenhoff Publishing, 1990.

198. Hagglund, Roger M. The Adamovich Xodasevich Polemics// Slavic and East European Jornal. Detroit, 1981. V.25.- N1.

199. Hagglund, Roger M. A vision of Unity: Adamovich in Exile.- Ann Arbor: Ardis, 1985 XII.

200. Smith G. S. The versification of Russian Emigre Poetry, 1920-1940//The Slavonic and East Earopean Review. London, 1978. V.56.- N1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.