Своеобразие художественной детали в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Трофимова, Полина Викторовна

  • Трофимова, Полина Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 184
Трофимова, Полина Викторовна. Своеобразие художественной детали в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Трофимова, Полина Викторовна

Введение.

ГЛАВА 1. СФЕРА ПОРТРЕТНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ В РОМАНЕ М.А.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН».

1.1. Деталь как предмет литературоведческого изучения.

1.2. Поэтика портретной детали в романе «Тихий Дон».

1.3. «Зооморфная» деталь в структуре образа персонажа.

1.4. «Фитоморфная» (растительная) деталь как «знак» персонажа.

1.5. Оппозиция «мужское-женское» в контексте психологического анализа.

1.6. «Детское» начало как элемент характера.

ГЛАВА 2. ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО МНОГОАСПЕКТНОГО

ВОССОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО БОГАТСТВА МИРА

И ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН».

2.1. Визуальная деталь.

2.2.3вуковая деталь.

2.3. Одоративная деталь.

2.4. Осязательная деталь.

2.5. Вкусовая деталь.

ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ДЕТАЛИ В РАЗЛИЧНЫХ СЕГМЕНТАХ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНА «ТИХИЙ ДОН».

3.1. Функции детали в структуре шолоховского пейзажа.

3.2. Специфика использования детали в бытовых и батальных сценах.

3.3. Деталь как структурный элемент речевых характеристик персонажей.

3.4. Роль детали в создании художественного подтекста.

3.5. Деталь как способ авторской оценки.

3.6. Композиционные функции детали в романе «Тихий Дон».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественной детали в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"»

На рубеже ХХ-ХХ1 веков существенно возрос интерес как I литературоведов, так и рядовых читателей к личности и творчеству М.А. Шолохова. Жизненный путь и творчество писателя активно исследуются в отечественной и зарубежной филологии. В литературоведении изучение шолоховского наследия представлено не только работами, посвященными анализу отдельных произведений, но и фундаментальными трудами, охватывающими творчество писателя в целом1.

Научная база отечественного шолоховедения заложена в исследованиях 1950-80-х гг., принадлежащих таким видным ученым, как Л.Г.Якименко, В.В.Гура, К.И. Прийма, Ф.Г. Бирюков, А.И. Хватов, А.Ф. Бритиков, В.М. Тамахин. Современный уровень науки о М.А.Шолохове достойно представляют работы В.В.Петелина, В.О.Осипова, В.А.Чалмаева, Ю.Г.Круглова, Г.С.Ермолаева, С.Н.Семанова, С.Г.Семеновой, Н.Д.Котовчихиной и других ученых.

Подробно освещены вопросы эволюции творческого наследия, специфики образного мира М.А. Шолохова

Исследованы основные темы, мотивы, образы, идеи, жанры, разработан вопрос о месте, роли творчества писателя в контексте русской и мировой литературы.

Обстоятельно проанализированы произведения писателя с точки зрения литературных влияний и преемственности. Все это еще раз подчеркивает

1 Котовчихина Н.Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века / Н.Д. Котовчихина. - М., 2004; Ермолаев Г. С. Михаил Шолохов и его творчество / Г.С. Ермолаев. -СПб., 2000; Бирюков Ф.Г. О подвиге народном /Ф.Г. Бирюков. - М., 1989; Тамахин В. М. Поэтика Шолохова-романиста / В.М. Тамахин. - Ставрополь, 1980; Хватов А. И. Художественный мир Шолохова / А. И. Хватов. — М., 1978; Якименко JL Г. Творчество Шолохова / Л.Г. -Якименко. — 77; Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона» / С. Н. Семанов. — М., 1987; Калинин А. Время «Тихого Дона». А. Калинин. - М., 1979; Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М. Шолохова / Ф.Г. Бирюков. - М., 1976. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон» / В.В. Гура. - М., 1989; Прийма К. Книга столетия / К. Прийма. — М., 1975; Осипов В. Тайная жизнь М. Шолохова. (Документальная героика без легенд) / В. Осипов. — М., 1995; Семенова С. Мир прозы М. Шолохова: От поэтики к миропониманию / С. Семенова. — М., 2005; Петелин В.В. Жизнь Шолохова: Трагедия русского гения / В.В. Петелин. - М., 2002 и др. неослабевающий интерес ученых, как отечественных, так и зарубежных, к личности и творчеству М.А. Шолохова.

По совершенно справедливому замечанию шолоховедов, «"Тихий Дон" произведение емкое, многозначное. Роман Шолохова дает его толкователям большой простор»1. Именно эта многогранность и неисчерпаемость произведения стимулирует появление новых исследований истоков неповторимого художественного мастерства замечательного писателя.

Вместе с тем, как и в наследии любого великого писателя, в творчестве Шолохова остаются аспекты, недостаточно изученные исследователями. В их числе — сфера художественного микрообраза, ее идейно-эстетические функции в структуре произведения писателя. Собственно, этой проблеме в изучении поэтики романа «Тихий Дон» и посвящена данная диссертация.

Искусство шолоховской детали восхищает всех, кто соприкасается с художественным миром романа. Следует подчеркнуть, что М.А. Шолохов в I качестве одного из важнейших уроков своего главного литературного учителя — Л.Н. Толстого - почерпнул его убежденность в том, что эмоционально-эстетическое воздействие на читателей «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты» (курсив мой — П.Т.), из которых складывается произведение искусства»2.

Сам М.А.Шолохов утверждал, что его главная задача состояла в том, чтобы «суметь его обобщить и переработать, отобрать наиболее значительное и политически действенное, чтобы каждый эпизод и каждая деталь (курсив мой - П.Т.) несли свою нагрузку»3.

Ярко и увлеченно об уникальном шолоховском мастерстве художественной детализации образа пишет С.Г.Семенова в своей недавней книге «Мир прозы Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию» (2005). «Писателю присуще особое микрозрение, виртуозная фиксация таких мельчайших внешних черт и деталей (курсив мой — П.Т.), какая возможна

1 Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон» / В.В.Гура. - М., 1989. С. 3.

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 тт. Т. 30. / Л.Н. Толстой. - М. С. 128.

3 Цит. по: Кетлинская В. Михаил Шолохов//Комсомольская правда, 1934г. 17 августа. № 191. С.З. 4 только для долгого, прилежного, гениально-зоркого наблюдателя», -утверждает она, подчеркивая, что в таком подходе писатель «верен народному, нерефлектированному типу переживания»1.

М.А. Шолохов использует множество метких деталей психологической, речевой, портретной характеристики, подробностей природных зарисовок.

Приемы психологизации отношений и поступков персонажей, портретных и пейзажных описаний, трудовых, семейных и батальных сцен выражаются Шолоховым» прежде всего через предметный мир (портрет, пейзаж, интерьеры) и сферу художественной детализации. Пронизывая эти сегменты художественной структуры произведения эмоциональными импульсами, переживаниями и ощущениями персонажей, Шолохов открывает новые возможности худоэ/сественной субъективации явлений объективной действительности.

Актуальность работы определяется возросшим интересом современного литературоведения к проблемам микропоэтики — в частности, к анализу художественных возможностей искусства детали в системе образных средств писателя, ее полиаспектного, сквозного и разноуровневого применения в творческой практике М.А. Шолохова.

Значимость такого подхода обусловлена объективной потребностью современной литературной науки в углубленном анализе проблем шолоховедения на новом уровне их научного осмысления.

Основной целью диссертационной работы является изучение своеобразия сферы художественной детализации в поэтике романа, типологических характеристике и особенностей функционирования детали на разных уровнях художественного целого, ее роли в формировании шолоховской концепции мира и человека. '

Цель диссертации предполагает решение ряда задач:

1 Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию / С.Г. Семенова, -М., 2005. С.85, 94. определение сущности художественной детали как концептуально значимого микрообраза и средства художественной нюансировки в индивидуально-авторской картине мира писателя; построение типологии художественных деталей применительно к шолоховской поэтике на основе их включения в сферу предметной и (или) сенсорной изобразительности;

- рассмотрение сквозь призму детализации поэтики ощущения, восприятия и чувственного представления как средства передачи внутреннего состояния персонажей романа Шолохова, в том числе на уровне психологического подтекста; обнаружение присущих Шолохову способов включения детали в структуру повествования;

- рассмотрение идейно-образных и композиционно-конструктивных функций детали в структуре художественного целого;

- анализ новаторских открытий М.А. Шолохова в сфере художественной детализации в соотношении с проблемой преемственности традиций русской классики.

Выбор предмета диссертации - сферы художественной детализации в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» как эстетической реальности — обусловлен следующими факторами: недостаточной изученностью микропоэтики романа при доминирующем внимании к произведению в целом; спецификой жанра романа-эпопеи, которая позволяет говорить о конкретных, художественно воссоздаваемых микрофрагментах национальной картины мира и их авторском видении.

Объектом исследования являются принципы и способы художественной детализации, присущие творческой манере М.А. Шолохова. На наш взгляд, именно данная сфера художественного мира произведения способна в значительной ^ мере раскрыть идейно-эстетическую уникальность замысла автора и своеобразие его поэтики.

Источники исследования. Задачи диссертационной работы решаются на материале всех доступных автору источников, связанных с жизнью и творчеством М.А.Шолохова. Это, прежде всего, текст самого романа «Тихий Дон», а также многочисленные литературоведческие, биографические, документальные источники.

Теоретическую основу настоящей работы составили достижения в области шолоховедения: работы В.В. Гуры, К.И. Приймы, Л.Г.Якименко, Ф.Г.Бирюкова, А.И. Хватова, А.Ф. Бритикова, В.М. Тамахина, В.В.Петелина,

B.О. Осипова, В.А.Чалмаева, Ю.Г. Круглова, Г.С. Ермолаева, С.Н. Семанова,

C.Г.Семеновой, Н.Д.Котовчихиной других ученых. Для анализа теоретических аспектов исследуемой темы привлекаются труды М.М. Бахтина, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева, А.П. Чудакова, Л.В. Чернец, Е.А. Добина и других ученых.

Методологическая база исследования основывается на использовании методов системно-типологического и историко-литературного анализа.

Специфика темы предполагает сочетание целостного анализа романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» с элементами микроанализа текста на уровне художественной детали.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым специальным диссертационным исследованием, посвященным системному анализу поэтики художественной детали романа «Тихий Дон» и ее функций в структуре художественно-эстетического целого. f

Кроме того, новизна диссертации определяется тем, что впервые текст романа Шолохова анализируется с привлечением опыта и достижений современной науки в сфере психологии ощущений: понятия «звук», «запах», «цвет», «вкус», «осязание» представлены как эстетические категории художественного мышления Шолохова, системно-комплексный анализ которых позволяет раскрыть в новом ракурсе особенности шолоховского психологизма, обнаружить в его структуре практически не исследовавшуюся ранее сферу психологического подтекста.

Положения, выносимые па защиту:

1. Сфера художественной детализации в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» представляет собой оригинальный эстетический феномен, ярко отражающий специфику неповторимого художественного стиля и своеобразия индивидуально-авторской картины мира писателя.

2. Художественная деталь в поэтике шолоховского романа выполняет различные функции: выступает в роли концептуально значимого микрообраза, реализующего многообразие художественных смыслов произведения, служит способом авторской оценки происходящего, конструктивным компонентом художественного целого.

3. Предлагаемая в диссертации типология деталей связана с двумя главными составляющими художественной ткани романа - сферами предметно-образной и сенсорно-чувственной изобразительности. Первый критерий дает основание классифицировать портретную, пейзажную, бытовую, психологическую, речевую разновидность детали, а второй — выделять визуальную, »звуковую, одоративную, осязательную, вкусовую деталь.

4. Синэстетизм, присущий поэтике писателя, связан со спецификой создаваемой им картины мира, ее чувственно-опредмеченным характером, реализуемым в богатстве образных деталей и подробностей. Практически в каждом фрагменте романа создается впечатляющий «ансамбль деталей», эффект объемной художественной «стереоскопии», представляющий собой один из ключевых стилеобразующих факторов шолоховского творчества.

5. Иерархия ощущений, реализуемая через систему деталей, составляет органическую часть эмоционально-ценностной системы писателя. Вкус, запах, цвет, звучание и осязаемость мира являются в представлении автора и героев романа своеобразными эстетическими категориями, способными нести в разных ситуациях не только образную, но и нравственно-психологическую нагрузку.

6. Одна из важнейших функций детали в романе «Тихий Дон» — знаково-символическая. Так, наиболее богатый чувственными ассоциациями обонятельный сегмент романа позволяет говорить об одоративных деталях как знаках войны и мирного труда на земле, «родного» и «чужого» мира, знаках «персонажной зоны» героев и героинь романа, их личных взаимоотношений.

7. Новаторство Шолохова-художника проявляется не только в содержательно-смысловом наполнении микрообраза, но и в способах включения детали в структуру повествования — таких, как предварение, повтор, параллелизация, градация. Отсюда столь многообразны и художественно впечатляющи в его романе детали-предзнаменования, детали-параллели, детали-переклички, детали-антитезы, детали-лейтмотивы. Так, повторяющийся в конкретике выразительных подробностей образ неубранных хлебов становится в ходе повествования концептуально значимой лейтмотивной деталью-символом, выражающей авторский приговор войне.

8. Сфера художественной детализации обусловлена ментальной спецификой казачества, двойственной природой казака как воина и земледельца, его органической связью с природным миром, с «властью земли», с натуральным хозяйством. Отсюда - оригинальное звучание «зооморфных» звериных», «волчьих», «бычьих») начал и «фитоморфных» (растительных) деталей-характеристик в образах героев и героинь романа.

9. Искусство шолоховской детали неотрывно от традиций русской классики. Так, с поэтикой Л.Н. Толстого связан у Шолохова принцип доминирующий портретной детали («играющие» всеми оттенками чувств «черные глаза» и «зовущие губы» Аксиньи, «черная дичь глаз», «коршунячий» нос Григория, «смелые серые глаза» Натальи, «писаные дуги бровей» и «вьющаяся походка» Дарьи» и т.п.).

10. Значительную роль в поэтике шолоховского психологизма играет сфера подсознательного; мотивы поведения персонажей чаще всего имеют импульсивно-инстинктивный характер. Отсюда особая роль внеречевых (мимико-жестовых и подтекстовых) деталей, свидетельствующих о восприимчивости Шолохова к чеховской поэтике «подводного течения» и о ее дальнейшем развитии в русле экспрессивной психологической динамики. Экспрессивный психологизм - одно из важнейших художественных открытий М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе и вузе, в издании словарей и энциклопедий М.А. Шолохова, в дальнейшем изучении творчества писателя.

Структура диссертации определена задачами диссертационного исследования, логикой раскрытия темы и состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Во Введении фокусируется проблематика работы, определяются цели и задачи исследования, намечаются основные аспекты анализа. Обосновывается актуальность и научная новизна диссертации, теоретическая и методологическая база исследования, намечаются общие подходы к анализу поставленной проблемы.

В первой главе «Сфера портретной и психологической детализации романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» предпринимается попытка выявить степень изученности проблемы художественной детали в современном литературоведении, в том числе применительно к роману «Тихий Дон». Отмечается недостаточная.изученность микропоэтики романа при повышенном внимании к произведению в целом. С учетом имеющихся трактовок предлагается определение детали как концептуально значимого микрообраза, соотносимого со смыслом всего художественного. Обосновывается типология деталей на основе двух критериев - включенности в предметную или сенсорную сферу художественной образности. Согласно первому признаку предлагается выделять портретную, психологическую, пейзажную, бытовую, речевую детали, а согласно второму — визуальную, звуковую, одоративную, осязательную, вкусовую деталь.

Раскрывается своеобразие поэтики портретной и психологической детали в шолоховском романе, делается вывод о продолжении писателем толстовской традиции движущегося, динамичного, изменчивого психологизированного портрета, тесно связанного с «диалектикой души» персонажа. Подчеркивается новаторство Шолохова в сфере художественной детализации, выявляется' взаимосвязь «зооморфной» и «фитоморфной» портретной психологической детали с ментальной спецификой казачества, его близостью к земле, природе.

Во второй главе — «Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного мира и человека в романе «Тихий Дон» — рассматривается роль визуальных, звуковых, одоративных, осязательных, вкусовых деталей в эмоционально-ценностной системе писателя. Показано, как система образов-ощущений создает эффект «художественной стереоскопии» авторского стиля, рождает в сознании персонажей чувство полноты земного бытия, несет на себе важную психологическую, нравственно-этическую, философскую нагрузку. Отмечается, что сенсорные детали-ощущения служат «знаками» войны и мира, «персонажной зоны» героев и героинь романа, особенностей их личных взаимоотношений. Раскрывается соотношение понятий «художественная подробность» и «художественная подробность» и «художественная деталь», на конкретных примерах показана специфика их функционирования в поэтике романа.

В третьей главе — «Функции детали в различных сегментах художественного мира романа «Тихий Дон» — анализируется специфика использования художественных микрообразов в структуре шолоховского пейзажа, бытовых и батальных сцен, речевых характеристик персонажей. Обращается внимание на полифункциональность шолоховской детали как приема индивидуализации характера персонажа как средства создания художественного подтекста, как способа авторской оценки, как композиционно-конструктивного компонента поэтики романа. Рассматриваются различные способы включения детали в структуру художественного текста: предварение, повтор, параллелизация. Градация. Характеризуется содержательное наполнение деталей в зависимости от характера реализации авторской идеи: с этих позиций выделяются концептуальные детали-символы, детали-антитезы, детали-лейтмотивы.

В Заключении содержатся выводы о специфике шолоховской детали, о масштабах художественных открытий писателя в данной сфере, о роли художественной детализации в создании индивидуально-авторской картины мира. ,

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены и обсуждались на различных конференциях, в которых принимал участие соискатель: на Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова (МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005 г.); V Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006 г.); Международной научной конференции «Есенинская энциклопедия: концепции, проблемы, перспективы» (Москва — Рязань - Константиново, 2006 г.); VII Международной шолоховской конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Калуга на литературной карте России» (Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, 2007 г.); Международной научной конференции «Поэтика и проблематика творчества Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (Москва — Рязань — Константиново, 2008 г.); IX Международной шолоховской конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: »

1. Человек на войне (На материале романа М.А. Шолохова «Тихий Дон») // Объединенный научный журнал.2005. № 26 (154) С. 62-64.

2. Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира персонажей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции. В 2-х тт. Т.2. М., 2007. С. 149-152

3. Портрет как средство раскрытия образа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Студенческие Шолоховские чтения-2007: Сборник научных трудов. Под общ. ред. академика РАО Ю.Г. Круглова. М.,, 2007. С.26-30

4. Цветовая деталь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Педагогический Интернет-вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2007, № 10. [Электронный ресурс]. Информационный код доступа: http://vvww.mgopu.ru/JOURNAL/10trofimova.doc

5. «Симфония запахов» в творчестве С.А. Есенина и М.А. Шолохова // Современное есениноведение: Научно-методический журнал . 2007 г. № 6. С.177-181.

6. Обонятельный сегмент предметной сферы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2007. №4. С. 29-35.

7. Влияние войны на восприятие жизни личностью (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») // Педагогический Интернет-вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2007. № И. [Электронный ресурс]. Информационный код доступа: http://www.mgopu.rU/JOURNAL/l ltrofimova.doc.

8. Звукообразы на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Калуга на литературной карте России». Калуга, 2007. С. 227-232.

9. «Осязательная деталь» как средство психологического анализа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения: Сборник научных трудов. Под общей редакцией академика РАО Ю.Г. Круглова. М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. С. 172-175.

10. Психологическая деталь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» //

Концептуальные проблемы литературы: Художественная когнитивность:

Материалы II Международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2008. С. 300-311.

11. Цветовая деталь в поэтике С.А. Есенина и М.А. Шолохова II Современное есениноведение. 2008 г. №8. С. 167-172.

12. Экспрессивная деталь в системе эмоционально-ценностных характеристик персонажей романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». 2008. № 4. С. 7-17.

13. Экспрессивный психологизм как художественное открытие М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2009. № 3 (август). С.179-185.

Материалы диссертации используются автором в практике вузовского преподавания. I

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Трофимова, Полина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воссоздание в романе самобытного мира и уклада жизни донского казачества потребовало от М.А. Шолохова глубочайшего знания мельчайших деталей и подробностей его повседневного быта, нравов и обычаев, семейно-родовых устоев, ратных и трудовых традиций, психологии взаимоотношений, нравственных и эстетических представлений. Принцип художественной и исторической правды побуждал писателя к соблюдению безупречной точности во всем, включая сферу художественной детализации. Этим и обусловлена значимость избранного в диссертации предметы исследования, сложность и ответственность выполнения его главной задачи — выявления своеобразия и функций художественных деталей, используемых Шолоховым в качестве специфического инструментария воссоздания действительности во всей ее многоцветной, многозвучной, осязаемой и чувствуемой сложности на крутом переломе национальной истории.

В работе была предложена не только типология деталей, но и выявлены различные способы включения деталей в структуру художественного текста.

Кратко сформулируем основные выводы работы. Исходя из понимания детали как концептуально значимого микрообраза, как средства художественной нюансировки в различных сферах субъектно-образного восприятия мира, в нашем исследовании предложено выделять различные виды детали на основе их включенности в структуру различных сегментов предметного мира шолоховского произведения (психологическая, портретная, пейзажная, бытовая, речевая детали), а также в сферу сенсорно-чувственного восприятия (визуальная, звуковая, одоративная, осязательная, вкусовая деталь).

Пронизывая эти сегменты художественной структуры произведения эмоциональными импульсами, переживаниями и ощущениями персонажей, Шолохов открывает новые возможности художественной субъективации явлений объективной действительности.

Так, в изображении войны Шолохов использует различные типы пейзажных и психологических деталей. Начало войны предсказывают детали-предзнаменования («сухое лето тлело», «горели сухостойные бурьяны», «вхолостую палила молния»). Используются и детали-антитезы, противопоставляющие друг другу гармонию природного мира и дисгармонию социальных отношений. Такое противопоставление явлений природного и социального миров - один из самых плодотворных уроков Л.Н. Толстого в поэтике Шолохова. «Древесная кровь», «рваные раны» деревьев, «семена войны» в душе человека и «серошинельная кровь» людей — все это значимые пейзажно-психологические детали-символы, приобретающие в шолоховском повествовании обобщающий философский смысл. Наиболее ярким деталеообразующим фактором служат метафорические «гнезда», связанные с образами птицы и дерева — вечных символов жизни и смерти.

Война попирает важнейшую — земледельческую — ипостась казачьей жизни, и поэтому образ неубранных хлебов становится важнейшей символической деталью, выражающей авторский приговор войне.

В сфере художественной детализации у Шолохова особенно очевидно, как «природное» растворено в человеке, а «человеческое» — в природе. Из этого следует вывод, что принцип природосообразности психологических деталей — одна из доминант художественного стиля писателя.

Бесконечное изобилие художественных микрообразов, особенно характерное для пейзажных картин и батальных сцен, структурируется в романе двумя способами: как «поток подробностей» и как «ансамбль деталей». При этом художественная подробность выполняет, как правило, одну — изобразительную функцию, а художественная деталь - множество функций (в том числе - психологическую, философскую, нравственно-оценочную и т.п.). Особенно важна знаково-символическая функция детали.

Ансамблевое» единство деталей-символов в картинах природы создает определенный эмоциональный фон, включает персонажей в действие, готовит читателя к проникновению во внутренний мир героев романа, в сложное и драматическое переплетение их судеб.

Природные детали-символы, отражающие разрушительное воздействие войны на человека, — сердце, огрубевшее «будто солончак в засуху», душа, «перемолотая» будто «мельничными жерновами», — рождены земледельческим сознанием Григория Мелехова, которому мирное хлебопашество всегда дороже бравой ратной героики.

В связи с вышесказанным следует подчеркнуть, что одна из важных функций художественной детали в романе «Тихий Дон» - служить способом авторской оценки. Наиболее действенно оценочная функция детали проявляется в авторских обобщениях. И здесь особенно ярко воплощается в поэтике Шолохова притчевое начало, ведь притчевая модель всегда строится по принципу «от частного к общему», от жизненной конкретики — к размышлениям о вечном. В результате выразительная деталь-параллель (человек - «стебель», обманутая любовь — «помертвевшее поле», горе человеческое - «выжженная земля») служит отправной точкой глубоких жизненных обобщений, нравственных оценок, философских ассоциаций.

Шолоховский человек воспринимает мир всеми органами чувств, что создает эффект художественной «стереоскопии» и «синэстезии» в поэтике романа. Исходя из этого в диссертации предложена типология художественной детали, основанная на *иерархии ощущений в эмоционально-ценностной системе писателя (визуальная, звуковая, одоративная, осязательная, вкусовая деталь). При этом особое внимание уделено характерным для шолоховского стиля меогсчувственным ассоциациям («солоноватый» запах, «яркие» звуки и т.п.).

Сенсорные микрообразы выполняют в романе Шолохова знаково-ассоциативную функцию. Особенно это характерно для одоративной сферы, в которой запахи являют собой своеобразные «знаки» казачьего мира, знаки войны, знаки «персонажной зоны» героев романа и их личных взаимоотношений. Например, по контрасту с угарным «чадом потушенных свечей», завершающим обряд венчания с нелюбимой, Григорий, выйдя на крыльцо, с радостью воспринимает освежающий запах «полынного теплого ветерка» и степной прохлады (ветер и степь - «знаки» Аксиньи). Так с помощью одоративных деталей воссоздается в романе антитеза степной «свободы» и семейной ^ «неволи», с которой ассоциируется в сознании Григория брак с Натальей.

Вкусовая сфера изобилует микрообразами — антитезами «горький-сладкий», «пряный-пресный», которые несут в себе дополнительные эмоционально-психологические, а порой и этические характеристики. Анализ визаульно-цветовых деталей свидетельствует о преобладании в колоративной гамме романа черного («черная кровь» земли) и золотисто-желтого цветов (спектр значений которого может символизировать разные оттенки человеческих отношений — от любви до измены и предательства). Не случайно именно это сочетание красок дает в финале романа самую впечатляющую художественную деталь, вырастающую до философского образа-символа, трагического апофеоза судьбы Григория Мелехова, над которым после всех его мучительных жизненных скитаний поднимается «ослепительный сияющий черный диск солнца». Таким образом, сфера сенсорной изобразительности представляет собой характернейшую примету стиля шолоховского романа, необозримо-богатую «симфонию» образов-ощущений.

Как показано в диссертации, деталь выполняет в шолоховском повествовании не только изобразительно-выразительные, но и композиционные функции, служит конструктивным компонентом художественной структуры романа. В ходе исследования выявлены следующие способы включения детали в структуру повествования: предварение, повтор, градация и параллелизация. При этом во многих фрагментах шолоховского романа мы встречаем поистине «ансамблевое» единство взаимодействующих деталей, создающее целостную картину

162 происходящего. Искусство детали в высшей степени проявило и оригинальность мышления писателя, и его выдающееся композиционное мастерство.

Изучение поэтики шолоховской детали приводит к закономерному выводу о преемственности художественного опыта русской классики.

Так, в сфере портретной детализации Шолохов продолжает толстовскую традицию движущегося, динамичного, изменчивого психологизированного портрета, тесно связанного с «диалектикой души» персонажа. Толстовские художественные уроки проявляют себя, например, в принципе доминантной портретной детали в сознании образов шолоховских героев. «Играющие» разными оттенками чувств глаза и «зовущие» губы Аксиньи, «черная дичь» глаз и «коршунячий нос» Григория, «тоскующий взгляд» и «большие, раздавленные работой руки» Натальи, «писаные дуги бровей» и «вьющаяся походка» Дарьи запоминаются и остаются навсегда в памяти читателя, подобно «лучистым глазам» Марьи Болконской, «рассеянному» и вместе с тем «умному» взгляду Пьера Безухова, «мраморным плечам» Элен Курагиной.

При этом важно то, чьими глазами воспринимается та или иная портретная деталь. Более, чем чей-либо другой, портрет Натальи дан Шолоховым в фокусе «пересекающихся» взглядов, сквозь призму субъективного восприятия других персонажей. Этим она отличается, например, от Аксиньи, внешний облик которой почти всегда воссоздается с помощью приема «авторской оптики», глазами автора.

Сфера психологической детализации образа показывает, что Шолохову близок и опыт чеховского «подводного течения». В диссертации приводятся многочисленные примеры подтекстовых деталей, отражающих несовпадение между смыслом высказываний персонажей и их истинным душевным состоянием. С помощью подтекстовой детали автор передает скрытые мысли и чувства своих героев.

В работе выявляются и другие типологические разновидности художественных микрообразов — лейтлютивная (сквозная) и ситуативная I одномоментная) детали.

В диссертации обращено внимание на сценическую природу авторских комментариев-ремарок к репликам героев и героинь романа. Диалоги персонажей своей динамической выразительностью напоминают пластику театральных мизансцен. Порой их экспрессия такова, что максимально приближается к эстетике античной трагедии. Такой эффект достигается не только за счет особенностей речевого поведения того или иного персонажа, но, едва ли не в большей степени, с помощью внеречевых (эмоционально-жестовых и мимических) Деталей.

Эмоция у героев Шолохова настолько действенна, динамична, пластична, что порой кажется, что на эту сферу шолоховской художественной изобразительности оказала влияние эстетика немого кинематографа. Писатель передает «внутренний» мир через его «внешние» динамические проявления. Значимый психологический критерий изображения поведения и поступков персонажей — это выразительная пластика движений. Эту особенность воссоздания писателем поведения персонажей можно, на наш взгляд, определить термином «экспрессивная психологическая динамика».

При всей соотнесенности с литературно-художественной традицией шолоховская поэтика детали глубоко оригинальна. Ее своеобразие определяется прежде всего ментальной спецификой казачества, его близостью к натуральному хозяйству, земледелию, природному миру. Отсюда - изобилие зооморфных деталей в образах казаков, которым свойственны и «волчиная» жестокость», «бычье» упорство», и «петушиная» драчливость, а вместе с тем — наличие растительных образов, обусловленных властью земли и природы над повседневным бытом и сознанием шолоховских персонажей. За каждой из главных героинь романа закреплена своя «фитоморфная» символика, воплощенная в тех или иных деталях их внешнего облика: запах волос Аксиньи ассоциируется с «дурнопьяном» и степным цветочным изобилием, стройность

Дарьи — «с красноталовой хворостиной», юная свежесть Дуняшки — с «цветком лазоревым», красота и внутренняя сила Натальи — с «молодой яблоней в цвету», обманчивая привлекательность Лизы Моховой - с «волчьей ягодой».

Детализация психологического облика персонажей романа реализуется порой в парадоксальных свойствах - через поэтизацию «детского начала», через оппозицию «мужского» и «женского».

Итак, сфера художественной детализации в романе «Тихий Дон» носит всеобъемлющий, многоуровневый характер, отличаясь повышенной экспрессивностью, чем и объясняется во многом сила и мощь психологического, эмоционально-эстетического воздействия романа. По нашему глубокому убеждению, именно экспрессивный психологизм является одним из наиболее ярких художественных открытий М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон», а необозримо богатая сфера художественной детализации — характернейшей доминантой индивидуального стиля Шолохова-художника.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Трофимова, Полина Викторовна, 2009 год

1. Абрамов Ф. А., Гура В. В. Михаил Александрович Шолохов / В.А. Абрамов, В.В. Гура. Л., 1958.

2. Абдурахимов А. К. Художественная деталь в романе Садриддина Айни "Рабы": Автореферат дис. к.ф.н. / А.К. Абдурахимов -Душанбе, 1997

3. Акиньшина Т.В. Образ-символ солнца в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГГУ. М., 2008.

4. Александрова Д.И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Русский язык в школе. 2005. №3. С. 54-58.

5. Апухтина Я.Р. Художественные принципы изображения исторической действительности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

6. Диссертация. к.ф.н. М., 1953.

7. Ароматы и запахи в культуре / Составитель Вайнштейн О.Б. М.,2003.

8. Балашова О.Б. Свадьба как прообраз судьбы героев в романе М.А. Шолохова //Литература в школе. 2008. № 12. С.21-23.

9. Балыбердина Е.В. Мотив детства в творческой концепции М.А. Шолохова и пути его художественного воплощения: Автореферат диссертации. к.ф.н. / Е.В. Балыбердина. Л., 1990.

10. Баранов В. И., Круглов Ю. Г. Литературные киллеры стреляютмимо цели //Слово. 2003. №4. С.45-46.

11. Бахтин М. Слово о романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.

12. Безрукова 3. Формы психологического анализа в романах

13. Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» // Л.Н. Толстой: Сборник статей о творчестве. М., 1956.

14. Бекедин П. Гимн торжествующей жизни (Лев Толстой и Михаил Шолохов) // Русская литература. 1968. №4. С. 131-148.

15. Бекедин П. В. Гимн торжествующей жизни (Лев Толстой и Михаил Шолохов) // Русская литература. 1968. №4. С. 131-148.

16. Белов П. Лев Толстой и Михаил Шолохов. / П. Белов. Ростов-на-Дону, 1969.

17. Бирюков Ф.Г. Если опираться на принципы историзма. (О трактовке образа Григория Мелехова в советской критике) // Русская литература. 1971. №2. С.76-93.

18. Бирюков Ф.Г». Над страницами «Тихого Дона» (Заметки о стиле) // Новый мир. 1967. №7. С. 195-205.

19. Бирюков Ф.Г. Народность и историзм Шолохова: Автореферат диссертации. д.ф.н. / Ф.Г. Бирюков. — Л., 1975.

20. Бирюков Ф.Г. Мастер речевых характеристик (О языке героев произведений М. А. Шолохова) // Русская речь. 1974. №1. С.25-35.

21. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном / Ф.Г. Бирюков. М., 1989.

22. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М. Шолохова / Ф.Г. Бирюков. М., 1976.

23. Бирюков Ф.Г* Шолоховское узнается сразу // Русская речь. 1980.3.

24. Блохина О. А. Григорий Мелехов: персонажные зоны в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон": Автореферат дис. к.ф.н. / O.A. Блохина. М., 2006

25. Богданова О.Ю. М.А. Шолохов в современном мире // Литература в школе. 2002. №7. С.48.

26. Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Толстого и Достоевского // Толстой JT.H. Сборник статей о творчестве. М., 1959.

27. Большая литературная энциклопедия / Научный редактор В.В. Славкин. М., 2003. »

28. Борщуков В. Война в творчестве Шолохова // Литература великого подвига. -М., 1970. С. 359- 369

29. Бочаров А. Глубины образа. (Григорий Мелехов) // Юность. 1975. №5. С. 84-87.

30. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характеров в русской классической литературе и творчестве Горького // Социалистический реализм и классическое наследие. -М., 1960.

31. Брагина A.A. Мысль, чувство, образ. (О языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон») N Русская речь. 1980. №3. С. 22-26.

32. Бритиков А.Ф. Старое и новое в трактовке трагедии Григория Мелехова // Русская литература. 1968. №4. С. 131-148.

33. Бритиков А.Ф. «Тихий Дон» М.Шолохова (Идейно-художественное своеобразие): Диссертация. к.ф.н. / А.Ф. Бритиков Л., 1958.

34. Васева-Кадынкова И. О художественном мастерстве Михаила Шолохова // Русская литература. 1968. №4. С.131-148.

35. Василенко Е.В. «Навстречу смерти»: Война в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и Л. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. 2004. №5. С. 28-30. '

36. Васильев В.Г. О «Тихом Доне» М. Шолохова / В.Г. Васильев. — Челябинск, 1963.

37. Васильев В.Г. «Тихий Дон» М. А. Шолохова: Диссертация. к.ф.н. / В.Г. Васильев. Алма-Ата, 1948.

38. Великие художники современности: Материалы научной конференции к 75-летию М.А. Шолохова. М., 1983.

39. Ветвицкий В.Г. Стилистические наблюдения над словоупотреблением в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: Диссертация. к.ф.н. / В.Г. Ветвицкий. Л., 1956.

40. Войны России XX века в изображении М.А. Шолохова. Сборник материалов. -Ростов-на-Дону, 1996.

41. Воробьева А.Д. Комическое в массовых сценах романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова // Литература в школе. 2004. № 6. С.49.

42. Воронов В. Гений России: Страницы биографии М. А. Шолохова. / В. Воронов. Ростов-на-Дону, 1995.

43. Воронцов А. Новое о Шолохове // Наш современник. 2004. № 6. С. 252-254.

44. Воронцова Г.Н. А.Н. Толстой в жизни и творчестве. / Г.Н. Воронцова. -М., 2004.

45. Выготский J1. Психология искусства. / J1. Выготский. М., 1968.

46. Гаджиева Л.И. Мир казачества в изображении Н.В. Гоголя, Л.Н Толстого, М.А. Шолохова: Диссертация. к.ф.н. / Л.И. Гаджиева. -М., 2007.

47. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. / Б.М. Гаспаров. М.,1993.

48. Гейдеко В. А. Чехов и Ив. Бунин. / В. Гейдеко. М., 1976.

49. Гёте И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте: Борьба за реалистическое мировоззрение. СПб., 1920.

50. Гинзбург Л.А. О психологической прозе. / Л.А. Гинзбург. М.,1999.

51. Глебов В. «Я понял, кто такой Шолохов» // Слово. №2. С. 2326.

52. Горенштейн М. С. Характер и обстоятельства. (Образ Ильиничны в «Тихом Доне») // Научный труд Краснодарского педагогического университета. Выпуск 39. 1965. С. 3-18.

53. Гофман В. Язык литературы. / В. Гофман. Л., 1936.

54. Гоффеншефер В. Михаил Шолохов. / В. Гоффеншефер. М.,1940.

55. Григорян А.П. Анализ структуры литературного произведения. / А.П.Григорян. -Ереван, 1984.

56. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». / П.П. Громов. Л., 1977.

57. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: Становление «диалектики души». / П.П. Громов. Л., 1971.

58. Гуманизм художника: К 70-летию со дня рождения М.А. Шолохова / Под ред. В.М. Тамахина и др. Ставрополь, 1975.

59. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон» М.А. Шолохова. / В.В. Гура. -М., 1989.

60. Гура В. Мир Шолохова и современный мир // Вопросы литературы. 1975. №4. С. 64-92.

61. Давлятишин А. Мой Шолохов //Литературная Россия. 2001. 18 мая, 25 мая (№ 20-21). С. 12-13.

62. Дворяшин Ю.А. М.А. Шолохов и русская проза 30-70-х годов о судьбе крестьянства: Диссертация. д.ф.н. / Ю.А. Дворяшин. -Ишим, 1994.

63. Девятов В.Н. Проблема жанра «Тихого Дона» М. Шолохова. Автореферат диссертации. к.ф.н. / В.Н. Девятов. М., 1984.

64. Диброва Е.И. Поэтика художественного в языке М. Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ им. М.А. Шолохова. — М., 2002.

65. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. / Е. Добин.-М., 1981.

66. Драгомирецкая Н. М. А. Шолохов и чеховские традиции // Михаил Шолохов: Статьи и исследования. М.,1975. С. 145-169.

67. Дроботун A.B. Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Автореферат диссертации. к.ф.н. / A.B. Дроботун. М., 2006.

68. Дубовицкий И.А. «Тихий Дон» М.А. Шолохова (Трагедия Григория Мелехова): Диссертация. к.ф.н. / И.А. Дубовицкий. М., 1954.

69. Душкина О. Ю. Семья как хранилище нравственности // Литература в школе. 2001. № 3.

70. Дырдин A.A. Этюды о Михаиле Шолохове: Творчество писателя-классика в духовной культуре России. / A.A. Дырдин. Ульяновск, 1999.

71. Егорова Л. Неумирающая сила романа // Литература в школе. 1988. № 1. С.12-14.

72. Емельянов Б. Эпос и трагедия в романе Шолохова // Шолохов М. Тихий Дон. Кн. 1 и 2.-М., 1968. С. 5-20.

73. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. / Г.С. Ермолаев. СПб., 2000.

74. Ершова Н. В. Трагический герой в творчестве М. А. Шолохова и В. М. Шукшина (по романам "Тихий Дон" и "Я пришел дать вам волю"): Автореферат диссертации. к.ф.н. / Н.В. Ершова. Елец, 2002.

75. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. / А.Б. Есин. — М., 1988.

76. Есин А.Б. Психологизм // Русская словесность. 1996. № 1. С.73.80.

77. Жидков В.В., Соколов К.Б. Картина мира в художественной культуре казачества // Жидков В.В., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. -СПб., 2003.

78. Жуков И. Дыханье грозы. Судьба героя в «Тихом Доне» Михаила Шолохова // Жуков И. Рождение героя. М., 1984. С. 41-53.

79. Журавлева А. А. Пейзаж как выражение авторской концепции человека в творчестве Шолохова. / A.A. Журавлева. М., 1984.

80. Журавлева A.A., Ковалева А. Н. Михаил Шолохов. / A.A. Журавлева, А. Н. Ковалева. -М., 1975.

81. Журавлева A.A., Круглов О.Ю. Михаил Шолохов: очерк жизни и творчества. / A.A. Журавлева, О.Ю. Круглов. -М., 2003.

82. Загадки и тайны «Тихого Дона» / Под ред. Г. Порфирьева. -Самара, 1996.

83. Закирова JI. Р. Художественная деталь в прозе Ф. Амирхана : разновидности, функции, эволюция: Автореферат дис. к.ф.н. / JI.P. Закирова.- Набережные Челны, 2007.

84. Залесская Л.И. Шолохов и развитие советского многонационального романа. / Л.И. Залесская. -М., 1991.

85. Зверев А. Подтекст // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. №38. С. 1.

86. Зырянова И. Герой и время в литературе // Литература Приложение к газете «Первое сентября». 2001. №14. С. 13.

87. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. / P.M. Ивенс. — М., 1964.

88. Измайлова Л. Несравненная словесная живопись. О языке романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Дон. 1992. № 1/2. С.239-244.

89. Из творческого наследия русских писателей XX века: М.Шолохов, А. Платонов, Л.Леонов. СПб, 1995.

90. Калинин А. Время «Тихого Дона». / А. Калинин. М., 1979.

91. Кандинский В. О духовном в искусстве (Живопись). / В. Кандинский. Л., 1990.

92. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н. Толстого. / Т.С. Карлова. Казань, 1959.

93. Кетлинская В. Михаил Шолохов // Комсомольская правда. 1934, 17 августа. С. 3.

94. Кисель H.A. Эпический мир М.А. Шолохова // Творчество писателя в национальной культуре России. Ростов-на-Дону, 2000.

95. Кобзарь Е. Н. Значение детали в романе М. Шолохова «Поднятая целина» // Принципы анализа литературного произведения. -М., 1984. С. 144170. '

96. Ковалева А. Роман М.Шолохова «Тихий Дон» и устное народное творчество: Автореферат диссертации. к.ф.н. / А. Ковалева. — М., 1969.

97. Кожинов В. В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемы художественной формы соц. реализма: В 2-х тт. Т. 2. — М., 1976.

98. Колтаков С.А. Диалектная и разговорно-просторечная лексика в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: Диссертация. к.ф.н. / С.А. Колтаков. — Кировоград, 1961.

99. Колтаков С. А. Эпитет в романе «Тихий Дон» // Русская речь. 1970. № 2. С. 36-42.

100. Коляда Е.Г. Особенности художественного построения романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон»: Диссертация. к.ф.н. / Е.Г. Коляда. — М., 1954.

101. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе: 1920-е гг. / В.В. Компанеец. Л., 1980.

102. Кононова С.А. Донская степь как художественное пространство в языке М.А. Шолохова: Диссертация. к.ф.н. / С.А. Кононова. М., 2007.

103. Коняев Н. Живые против мертви. Люди против нелюди // Молодая гвардия. 1996. № 2. С. 127-146.

104. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Б.О. Корман. -М., 1972.105. «Сказано русским языком.» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М., 2003.

105. Короленок А.И. Шолохов и Гоголь: Эпические традиции в жанровой структуре «Тихого Дона»: Автореферат диссертации. к.ф.н. / А.И. Короленок. -М., 1985.

106. Корсакова JI.E. Смысловая доминанта заключительных эпизодов в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ. М., 2003.

107. Корсакова JT.E., Степанов В.А.Семья в художественном мире М.А. Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ. М., 2002.

108. Косинова Н.В. Природные образы в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова и повести «Яр» С.А.Есенина // Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов / Под общ. ред. Ю.Г. Круглова, М. 2007. С. 49-55.

109. Косолапова Н.К. Особенности типизации в творчестве М.Шолохова: Образ и приемы его создания: Диссертация. к.ф.н. / Н.К. Косолапова. — М., 1955.

110. Костин Е.А. Проблема художественного психологизма в творчестве М.А. Шолохова («Донские рассказы» и «Тихий Дон»): Автореферат диссертации. к.ф.н. /Е.А. Костин. -Томск, 1980.

111. Костин Е.А. Эстетика М.А. Шолохова: Автореферат диссертации. д.ф.н. /Е.А. Костин. -JL, 1990.

112. Котовчихина Н.Д. Слово гения язык народа // Наш современник. 2005. № 12. С. 269-272.

113. Котовчихина Н.Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века. / Н.Д. Котовчихина. — М., 2004.

114. КочетоваВ.Г. Художественная деталь в прозе И. А. Гончарова: Типы, функции, эволюция: Автореферат дис. к.ф.н. / В.Г. Кочетова. М., 2002.

115. Кривенкова И.А. Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Автореферат диссертации. к.ф.н. / И.А. Кривенкова. М., 2006.

116. Кривопустова 3. Н. Индивидуально-авторские тропы.: Метафоры в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» II Современные проблемы русского языка и методики его преподавания в вузе и школе. Саратов, 1972. С. 252255.

117. Круглов Ю. В согласии со временем // Слово. 2003. № 4 (июль-август). С. 42-43.

118. Круглов Ю. Великий писатель земли русской // Слово. 2000. № 4. С. 9-13.

119. Крупчанов JI.M. Художественная деталь // Введение в литературоведение / Под общей редакцией JI.M. Крупчанова. М., 2005. С. 231-233.

120. Крупышев A.M. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» и традиции русской литературы 19 века: Диссертация. к.ф.н. / A.M. Крупышев. JX, 1975.

121. Кулинич A.B. М. Шолохов: Очерк жизни и творчества. / A.B. Кулинич. Киев, 1984.

122. Кургинян М. Концепция человека в творчестве Михаила Шолохова // Вопросы литературы. 1975. №4.

123. Лакшин В .Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого. /В.Я. Лакшин. М., 1958.

124. Ларин Б. А. Эстетика слова и языка писателя. / Б.А. Ларин. Л.,1974.

125. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество. / Л.Т. Левчук. -Киев, 1980.

126. Лежнев И. Михаил Шолохов. / И. Лежнев. Л., 1975.

127. Ли В. Н. Принципы художественного изображения среды и человека в творчестве. М. А. Шолохов // Вопросы литературоведения и языкознания. — Ташкент, 1972. С. 9-20.

128. Литвинов В. Трагедия Григория Мелехова. / В. Литвинов. М.,1966.

129. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. редактор и составитель А.Н. Николюкин. — М., 2001.

130. Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. -М., 1987.

131. Литературоведение от А до Я. Энциклопедический словарь для юношества / Составители В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. — М., 2001.

132. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. №8.

133. Лобанов М. «Тихий Дон» и русская классика // Лобанов М. Надежды исканий. М., 1978. С. 213-240.

134. Лукин Ю. Б. Два портрета. / Ю.Б. Лукин. М., 1975.

135. Лукин Ю. Михаил Шолохов. / Ю. Лукин. М., 1952.

136. Макаров А.Г. Вокруг «Тихого Дона»: От миротворчества к поиску истины. / А.Г. Макаров. М., 2000.

137. Минакова A.M. Художественный мифологизм эпики М.А. Шолохова: Сущность и функционирование: Автореферат диссертации. д.ф.н. / A.M. Минакова. М., 1992.

138. Маркова Г. П. Проблема героического характера в рассказах А. Толстого и М. Шолохова о Великой Отечественной войне // Жанры и стили советской литературы. М., 1974. С.77-93.

139. Минакова A.M. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. / A.M. Минакова. М., 1992.

140. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., 1993. С. 172-188

141. Михаил Шолохов в общественном сознании XX века. Сургут,2001.

142. Морозенко Л.Н. О психологизме Л.Н. Толстого и Н.Г. Чернышевского // Русская литература и общественно-политическая борьба 1719 веков. Л., 1971.

143. Муравьева Н.М. «Звездная» символика в эволюции образа Григория Мелехова // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГГУ. — М., 2007.

144. Муравьева Н.М. Образ Натальи Мелеховой в системе природных символов первой книги романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГГУ. М., 2008.

145. Муравьева Н.М. Симфония запахов романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ. М., 2001.

146. Мусатов В. Н. Заметки о языке «Тихого Дона» // Русская речь. 1975. №3. С. 48-53.

147. Мыльницкая И. В. Поэзия труда и природы в творчестве М. Шолохова и в советской литературе 60-70-х годов // Научный доклад высшей школы. Филологические науки. 1975. №4. С. 3-12.

148. Наш Шолохов: Слово о великом земляке / Редактор-составитель А. М. Суичмезов. Ростов-на-Дону, 1975.

149. Неженец Н. Гомер, Толстой, Шолохов // Слово. 1995. № 11/12. С. 70-72.

150. Новое о М. Шолохове: Исследования и материалы / Ред. Ф.Ф. Кузнецов и др. М., 2003.

151. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. / Д.Н. Овсянико-Куликовский. СПб., 1902.

152. Овчаренко А. Место М. Шолохова в литературе // Овчаренко А. Новые герои новые пути: От Горького до В. Шукшина. - М., 1977. С. 154197.

153. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2001.

154. Озеров В. Судьба народная, судьба человеческая. / В. Озеров. -М., 1977.1. С. 98-108.

155. О некоторых принципах многомерного раскрытия характеров в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и в «Тихом Доне» М.А. Шолохова // Научный труд Куйбышевского педагогического института, 1978. С. 101-109.

156. Осипов В. О. Злое бремя «Тихого Дона» // Книжное обозрение. 1999. 4 мая (№18-19). С. 6-7.

157. Основин В.В. Психологический анализ и структура сюжетного времени в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Толстовский сборник. — Тула, 1970.

158. Павловец М.Г. М.А. Шолохов. Тихий Дон. Анализ текста. / М.Г. Павловец. М., 2003.

159. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. / П.В. Палиевский. М.,1999

160. Панкратьева A.C. Палитра «Тихого Дона» // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1975. №3. С. 214-227.

161. Пейкова А.К. Художественная картина мира в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ.-М. 2004.

162. Петелин В. В. Два Григория Мелехова // Петелин В. В. Родные судьбы: Споры и размышления о современной русской прозе. М., 1976. С. 57142.

163. Петелин В. В. Михаил Шолохов: Очерк жизни и творчества. /В.В. Петелин. -М., 1974.

164. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. / В.В. Петелин. М., 2002.

165. Петелин В. В. Михаил Шолохов: Очерк жизни и творчества. / В.В. Петелин.-М., 1974.

166. Полозова Т. Д. Жизненная позиция и эстетика М. А. Шолохова в его ранних романах // Начальная школа. 2003. №1. С. 116-124.

167. Полозова Т. Д. Имя Шолохова в современном литературном процессе // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГГУ. М., 2008.

168. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова // Достоевский и русские писатели. -М., 1977.

169. Поль Д. В. Война в произведениях М. А. Шолохова ("Они сражались за родину") и В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты) // Литература в школе. 2005.- №2.- С.14-18.

170. Поль Д.В. Проблемы поэтики и эстетики М.А. Шолохова. / Д.В. Поль-М., 2007.

171. Поль Д.В. «Тихий Дон» и историософия В.В. Кожинова // Наш современник, 2008. № 1. С. 137-149.

172. Прийма К. Книга столетия. / К. Прийма. М., 1975.

173. Прийма К. «Тихий Дон» сражается. / К. Прийма. М., 1975.

174. Приходченко П.И. О лирических отступлениях в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГГУ.-М., 2008.

175. Приходченко П. И. Формы выражения авторского сознания в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон": Автореферат дис. к.ф.н. / П.И. Приходченко. — Арзамас, 2008.

176. Проблемы изучения языка и стиля М.А. Шолохова / Ред. Г.Ф. Гаврилова. Ростов-на-Дону, 2000.

177. Проявление бессознательного психического в структуре художественного воспроизведения и творчества // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1978.

178. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. / К. Роу. М., 1996. С. 7-46.

179. Рудяков H.A. Средства и приемы речевой характеристики персонажей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: Диссертация. к.ф.н. / H.A. Рудяков. Одесса, 1956.

180. Рыбальченко Е.А. Особенности цветоупотребления в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. М., 2007.

181. Рычнев Г. Рассказы о Шолохове. / Г. Рычнев. — Вешенская, 1992.

182. Ряшенцев К.JI. Диалектная лексика в авторской речи М.А. Шолохова: Диссертация. к.ф.н. /К.Л. Ряшенцев. Джауджикау, 1949.

183. Салтаева O.A. Эстетический идеал в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина»: Диссертация. к.ф.н. / O.A. Салтаев. -Горький, 1963.

184. Сапогов В.А. Подтекст // Литературный энциклопедический словарь / Под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М., 1997.

185. Сатарова Л. Вечный гимн жизни: Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» // Подъем. 1975. №2. С. 144-148.

186. Сатарова Л. Г. Брат на брата, сын на отца. // Литература в школе. 1993. №4. С. 33-38.

187. Сатарова Л.Г. Природа в философско-эстетической концепции романа Шолохова «Тихий Дон»: Автореферат диссертации. к.ф.н. / Л.Г. Сатарова. М., 1984.

188. Секачева С.Б. Синестезия как средство поэтики в прозе А.П. Чехова. / С.Б. Секачева. Таганрог, 2007

189. Селиванов В.М. Эпичность художественной прозы

190. М.А. Шолохова 1940-50 годов о Великой Отечественной войне: Автореферат диссертации. к.ф.н. /В.М. Селиванов. -М., 1999.

191. Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». / С.Н. Семанов. М., 1987.

192. Семанов С. «Тихий Дон». / С. Семанов. М., 1977.

193. Семенова С. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. №1. С. 72-122.

194. Семенова С. Мир прозы М. Шолохова: От поэтики к миропониманию. / С. Семенова. — М., 2005.

195. Сергиевская С. А. Изучение творчества М. А. Шолохова в 10 классе. / С.А. Сергиевская. Л., 1982.

196. Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон» // Русский язык и литература для школьников. 2003. № 4. С. 2-7.

197. Сильман Т. Подтекст — это глубина текста // Вопросы литературы. 1996. № 1. С. 94.

198. Скафтымов А.П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Скафтымов А.П. Нравственные искания русского писателей. — М., 1972.

199. Скшидло А. Я. Слово из недр языка (О выразительности языковых средств в произведениях М. А. Шолохова) // Дон. 1966. №5. С. 166-172.

200. Словарь языка Михаила Шолохова. М., 2005.

201. Смирнова Т. Шолохов в современном мире // Слово. 2001. № 4. С. 6-8.

202. Созонова И.В. Жанровое своеобразие «Тихого Дона» Шолохова: Диссертация. к.ф.н. / И.В. Созонова. -М., 1963.

203. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. Ю.И. Сохряков. -М., 1990.

204. Стюфляева Н.В. Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: Диссертация. к.ф.н. / Н.В. Стюфляева. Липецк, 2004.

205. Степаненко Л.Г. Шолоховские описания природы. Пейзажи мастера и исследователя. / Л.Г. Степаненко. Ростов-на-Дону, 2003.

206. Минакова A.M., Крижановская М.А. «Степной космос» М.А. Шолохова. A.M. Минакова, М.А. Крижановаская. Армавир, 1992.

207. Степанов А. В. Стиль М. Шолохова // Русский язык в школе. 2000. С. 68-74.

208. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. / И.В. Страхов. Саратов, 1973.

209. Тамахин В. Пейзаж в главах романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» // Вопросы истории и теории литературы. Ставрополь, 1972. С. 100-106.

210. Тамахин В. Поэтика «Тихого Дона» // Дон. 1979. №11. С. 163-171.

211. Тамахин В. М. Поэтика Шолохова-романиста. В.М. Тамахин, -Ставрополь, 1980.

212. Тамахин В. М. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»: Вопросы поэтики // Гуманизм художника. Ставрополь, 1975. С. 52-124.

213. Тахо-Годи А. А. Солнце как символ в романе Шолохова «Тихий Дон» // Филологические науки. 1977. № 2. С. 3-12.

214. Творчество писателя в национальной культуре России. Сборник статей / Главный редактор Н.И. Глушков. — Ростов-на-Дону, 2000.216. «Тихий Дон»: Уроки романа / Ред. Л. П. Логашова. Ростов-на-Дону, 1979.

215. Тиховодов А. А. По вопросу о традиции «Войны и мира»

216. Л. Толстого в «Тихом Доне» М. Шолохова // Толстовский сборник. Тула, 1970. №4. С. 161-183.

217. Федорова Т. В. Тема дома в литературе 20 века // Русская словесность. 2003. №6. С. 32-39.

218. ФедьН. Обреченная любовь // Слово. 1997. №3. С. 89-102.

219. ФедьН. Природы чудный лик.// Слово. 1997. № У2. С. 53-61.

220. Фомушкин А. А. Язык эмоций персонажей М.А. Шолохова и Ф. Д.Крюкова // Русская литература. 1996. №4. С. 53-76.

221. Хаврук И. И. Анимализмы в «Тихом Доне» М. Шолохова // Русский язык в школе. 2001. №5. С. 56-61.

222. Хаврук И.И. Магическая тайна слова (О поэтике «Тихого Дона» Михаила Шолохова). / И.И. Хаврук. Нытва, 2001

223. Хаврук И. И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне» М. Шолохова // Литература в школе. 2003. № 6. С. 27-31.

224. Хайнади 3. Художественная деталь. Электронный ресурс. Инф. код доступа: http://lit.lseptember.rU/2002/30/5.htm

225. Хватов А. И. Вечно живое (О трактовке образа Григория Мелехова в советской критике) // Русская литература. 1969. №4.1. С. 96-114.

226. Хватов А. И. Художественный мир Шолохова. / А.И. Хватов. — М., 1978.

227. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек (Трагическое в творчестве М.А. Шолохова). / М.Б. Храпченко. М., 1978.

228. Цыценко И. И. Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон": Автореферат дис. к.ф.н. / И.И. Цыценко. Москва, 2005

229. Чалмаев В. А. Новеллистика М. Шолохова. «Внутренние сюжеты», нравственные проблемы, поэтика // Литература в школе. 2003.6. С. 14-19.

230. Чернец JI.В. Деталь // Введение в литературоведение. -М., 2006

231. Четверикова Т. Д. Специфика шолоховского эпитета: На материале романа "Тихий Дон": Автореферат дис. к.ф.н. / Т.Д. Четверикова. -Москва, 2008.

232. Ширина Е.А. Образ природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «тихий Дон». / Е.А. Ширина. Белгород, 2004.

233. Ширина Е.А. Природа в пороговых ситуациях романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов МГОПУ.-М., 2003.

234. Ширина Е.А. Художественное осмысление природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Традиции и новаторство: Автореферат диссертации. к.ф.н. / Е.А. Ширина. М., 2001.

235. Шкловский В. Григорий Мелехов и Аксинья // Шкловский В. Избранное. В 2-х тт. Т. 1. М, 1983. С. 620-626.

236. Шолохов в современном мире / Отв. ред. JI. Ф. Ершов, В. А. Ковалев. JL, 1977.

237. Шолоховские чтения: Сб. научных трудов. М., 2003.

238. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 томах. Тома 2-5. / М.А. Шолохов. -М., 1965-1966.

239. Шолоховские чтения: Сб. научных трудов. М., 2003.

240. Шошоура С.Н. Проблема трагического в творчестве М.А. Шолохова: Автореферат диссертации. к.ф.н. / С.Н. Шошоура. М., 1982.

241. Энциклопедический словарь для юношества / Составители В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.

242. Эсалнек А .Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. / А.Я. Эсалнек. М., 2001.

243. Язык и стиль прозы М.А. Шолохова / Ответственный редактор

244. B.В.Громова. -Ростов-на-Дону, 1981.

245. Якименко Л. Г. Великий писатель современности. / Л.Г. Якименко. М., 1975.

246. Якименко Л. Г. Творчество Шолохова. / Л.Г. Якименко. М.,1977.

247. Янченков В. Постижение «диалектики души» (К проблеме психологизма в ранних рассказах М. А. Шолохова) // Дон. 1976. №10.1. C. 151-158.

248. Яныиин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. / П.В. Яныпин. Самара, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.