Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Монастырская, Анастасия Анатольевна

  • Монастырская, Анастасия Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 191
Монастырская, Анастасия Анатольевна. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2003. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Монастырская, Анастасия Анатольевна

Введение.стр.

Глава 1. Процесс таблоидизации прессы в России.стр.

1.1. Предпосылки появления таблоидов.стр.

1.2. Факторы формирования таблоидной прессы.стр.

Глава 2. Классификация отечественных таблоидов.стр.

2.1. Бульварная журналистика.стр.

2.2. Мимикрирующая журналистика.стр.

2.3. Развлекательно-информационные издания.стр.

2.3.1. Спид-инфо.стр.

2.3.2. «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда».стр.

2.3.3. «Совершенно секретно».стр.

2.4. Принципы подачи материалов в таблоидах.стр.

Глава 3. Журналист и аудитория таблоидных изданий.стр.

3.1.Служебные характеристики работников СМИ.стр.

3.2. Личность журналиста в условиях рынка.стр.

3.3.Специфика аудитории таблоидных изданий.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг.»

Журналистика является одной из самых мобильных сфер в обществе. Любые значимые изменения в политике, экономике и культуре страны приводят к трансформации средств массовой информации. Журналистику последних лет можно условно назвать журналистикой транзитного типа. Этот термин (правда, в отношении литераторов) был впервые предложен семиологом Роланом Бартом. Последнее десятилетие XX века оказалось поистине революционным для отечественных средств массовой информации. Произошли кардинальные перемены во всех коммуникативных сегментах: прессе, телевидении, радио. Довольно быстро стал развиваться Интернет. Мы можем выделить несколько факторов, повлиявших на СМИ: политические, экономические и социокультурные. Однако, по мнению некоторых исследователей1, переходный период, длившийся чуть более десяти лет, закончился. Время подводить итоги.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одним из приобретений журналистики переходного периода можно считать появление таблоидов — нового типа прессы для современной России. В первом приближении под таблоидами мы понимаем весь спектр развлекательных печатных СМИ, вне зависимости от их частных типологических характеристик. В дальнейшем мы рассмотрим этот термин более подробно.

Несмотря на то, что развлекательная журналистика априори вызывает пренебрежительное отношение и ее считают второсортной производной, таблоидные издания пользуются популярностью, воздействуя преимущественно на эмоциональную сферу читателей.

1 Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской

Историческая эпоха (1990 — 2000) с ее сложными и неоднозначными социальными процессами оказалась для отечественной журналистики весьма интересной и продуктивной. За последнее десятилетие XX века СМИ прошли несколько важных эволюционных этапов: прежде всего, изменились как сама система журналистики, так и типология СМИ. Издания становятся все более коммерциализированными, это со временем ведет к изменениям в структуре редакции. Меняется сам журналист. В 90-х годах с появлением и утверждением рыночных отношений возникла когорта журналистов, подменивших творческую профессию на «профессию заработка», при этом по умолчанию считалось возможным делать себе имя, карьеру, с помощью самых разных — допустимых и недопустимых — методов. Журналистика середины 90-х поражает и одновременно шокирует. Это подростковая журналистика: она жестока, нахраписта и самоуверенна. И мы неслучайно сравнили ее с транзитом, поскольку, при всем иллюзорном разнообразии, она преходяща. 1990-е и 2000-е годы для отечественной прессы Юрий Левада назвал периодом прозрения-возбуждения: «Рыночная ориентация прессы — на то, что ждут, что требуют — рождает ее «стебность», бульварность и сильно противоречит ее остаточной тенденции быть учителем, аналитиком и т.д. Это то, что называется «всеобщая растерянность дезориентация», из которой можно вылезти, упорядочив разные уровни влияния»2. Важное отличие современных изданий — новая

России / Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 2002.

2 Левада Ю. А. В мире аудивизуальной коммуникации нужен новый тип газеты / Пресса в обществе (1959-2000). — М„ 2000. С.360. идеология. Это идеология процветающего коммерческого предприятия3.

Совершенно иной стала аудитория, которой всего за несколько лет пришлось пропустить через себя мощный информационный поток. Сформировалась индустрия развлечений, среди которых таблоиды занимают далеко не последнее место.

Таблоидная (развлекательная) пресса является продуктом массовой культуры. Таблоидизация как социальное явление оказала существенное влияние на общество, сформировав новый тип потребителя информации. Между тем, специфика таблоидной прессы является мало изученной областью. Журналисты-практики, издатели, исследователи современной прессы запутались в наименованиях и терминах. Наиболее распространенным понятием является «желтая» пресса, однако оно имеет узкие рамки. Необходимо пересмотреть отношение к развлекательной прессе, выработать иные подходы к ее оценке. Это явление многоуровневое, сложное, достойное глубокого исследования.

Исходя из указанной специфики данной актуальной темы, можно обозначить объект и предмет исследования.

Объект исследования — развлекательные печатные журналистика в России.

Предмет исследования — процесс и результаты формирования нового типа прессы, а именно таблоидов.

Целью исследования является характеристика процесса таблоидизации отечественных СМИ, а также выявление особенностей профессиональной квалификации специалистов развлекательных СМИ.

3 Засурский И. И. Реконструкция России (Масс-медиа и политика в 90-е). — М., 2001. С. 17

Задачи исследования: выявить основные характеристики таблоидного издания в России; дать классификацию развлекательных СМИ в России, подчеркнув особенности и различия каждого типа; определить специфику аудитории таблоидных изданий; выяснить особенности труда журналистов в таблоидных изданиях.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что появление таблоидных изданий в России — процесс закономерный, обусловленный целым рядом причин. Во многом он напоминает процесс становления зарубежных таблоидов, однако можно предположить, что в конце XX века в Российской Федерации возник новый вид развлекательных изданий, имеющих национальные особенности.

В методологическом аспекте, исходя из многоплановости заявленной темы, исследование опирается на социокультурные, семиологические и психологические концепции социальных процессов, а также теории социального функционирования СМИ. Среди используемых в диссертации методов стоит выделить общенаучные, исследующие теорию журналистики, и конкретно-социологические — контент-анализ таблоидных изданий, социологический опрос, личные интервью и метод включенного наблюдения. Последний позволил получить основную часть эмпирических материалов, так как автор диссертации одновременно выступал в двух ролях — социолога и члена редакционного коллектива развлекательного издания. Безусловно, методика включенного наблюдения заслуживает дополнительной проверки. Степень разработанности темы. Как уже говорилось выше, в нашей стране существует мало литературы, которая бы непосредственно касалась бы таблоидной прессы. В области теории социального функционирования СМИ мы можем сослаться на работы А. А. Грабельникова,4 Я. Н. Засурского,5 С. Г. Корконосенко,6 Е. П. Прохорова,7 Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой8 и др. Можно говорить о том, что в России создано типологическое учение прессы, однако некоторые аспекты данного учения до сих пор мало изучены. В частности неясно, какие издания стоит считать развлекательными, какие бульварными, существует ли между ними типологические различия. В научных работах, касающихся типологии отечественной прессы, прослеживается отсутствие единства в общих вопросах. Если говорить о так называемой петербургской школе журналистики, то здесь основной упор делается на методологические положения, связанные с изучением параметров типологизации (С. Г. Корконосенко). На такой же научной позиции (правда, с иными трактовками) стоят исследователи А. А. Акопов, Е. А. Корнилов, В. В. Тулупов. Московские исследователи (Е. П. Прохоров, Е. Л. Вартанова) предпочитают давать поверхностную типологическую характеристику наиболее выраженным видам прессы (деловой, рекламной, детской и т.д.), не вдаваясь в подробные описания параметров. Последний подход нам кажется менее продуктивным.

4 Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.

5 Система средств массовой информации России. Учебн. Пособие для вузов. /Под ред. Я.Н. Засурского. — М. 2001.

6 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М., 2001.

7 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М.,2000.

Было бы ошибочно давать типолологическую характеристику, исходя из концептуального наполнения СМИ. Большинство современных изданий совмещают в себе содержательные типологические характеристики: например, массовый еженедельник «Аргументы и факты» одновременно можно считать и развлекательно-информационным, и рекламным изданием.

Историю зарождения «желтой» прессы в России и за рубежом в разное время рассматривали В. С. Соколов, С. А. Михайлов, Е. А. Сазонов, А. Ю. Самарин. В семиологической области данная тема прослеживается в работах В. И. Конькова,9 С. И. Сметаниной,10 Б. Я. Мисонжникова,11 В. Розина12 и др.

Поскольку таблоиды тесно связаны с понятием массовой культуры, то мы не могли оставить в стороне исследования отечественных и зарубежных специалистов в культурологической области13.

В области психологии, как общей, так и психологии журналистики, внимания заслуживают труды А. Маслоу, Л. С. Выготского, В. И. Бехтерева, Н. Н. Богомоловой, С. Кара-Мурзы, Н. А. Корниенко, В. И. Кузина и др. Однако данные работы дают общие понятия психологии. Отметим, что социально

8 Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. — М., 1999.

9 Коньков В. И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос. Общество. Знак ( к исследованию проблем дискурса): сб. научных трудов / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб., 1997.

10 Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. — СПб., 2002. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста: соотношение содержания и формальных структур. — СПб., 2001.

12 Розин В. Семиотические исследования. —М., 2001.

13 Cawelti Y.G. Adventure, mystery & romance: Formula stories as art & popular culture. — Chicago, 1976; McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. N.Y, London. 1987; Галушко P. И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991.; Зоркая Н. М. Фольклор, лубок, экран. М., 1994.;Олыианский Д.В. Психология масс. — СПб., 2001., Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. M., 1991.,Смольская Е.П. «Массовая культура». Развлечение или политика. М., 1986., Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. и др. психологические характеристики, как аудитории, так и журналистов, работающих в прессе, изучены намного хуже. В данном случае имеет смысл сослаться на ряд социологических исследований, проведенных такими специалистами как Т. 3. Протасенко, JI. Г. Свитич, А. А. Ширяевой, JI. JI. Реснянской и другими.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Предпринят комплексный анализ изучаемого явления, с выявлением особенностей развития данного типа прессы. Автор диссертации проследил процесс трансформации развлекательной прессы на территории России, определил ее исторические и культурные предпосылки и обозначил возможные перспективы дальнейшего развития на территории Российской Федерации.

2. Автором диссертации были определены основные функции таблоидов: информативная, развлекательная и идеологическая. В работе особо подчеркивается значимость и актуальность и 1 «-» идеологическои функции, которой до этого исследователи практически не касались. Между тем, скрытая идеологическая функция таблоидов делает их мощным оружием, способным управлять миллионной аудиторией. Таким образом, несмотря на сложившийся стереотип о легкой, подчеркнуто развлекательной журналистике, таблоиды сегодня являются манипулятивным инструментом.

3. В диссертации дано подробное представление о специалистах развлекательной печатной журналистики, описаны условия и особенности их работы, даны основные служебные характеристики. В третьей главе научной работы указывается на формирование нового типа читателя, представлены результаты социологических исследований относительно аудитории некоторых петербургских таблоидов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения способствуют дальнейшей разработке вопроса о месте и значимости развлекательных печатных СМИ на информационном рынке России. Социологические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться специалистами развлекательных изданий для более эффективного взаимодействия с аудиторией. Положения и материалы работы могут быть использованы для составления учебных курсов и программ по теории и практике журналистики.

Апробация научной работы. На факультете журналистики СПбГУ автором диссертации ведет спецсеминар «Журналист развлекательной прессы» для студентов третьего курса вечернего отделения. По теме исследования опубликованы научные работы: «Начинающий журналист развлекательной прессы» (СПб, 1999), «Дамский калейдоскоп» — издание для души» (СПб, 1999), «Аудитория в замкнутом круге российской прессы» (СПб, 2000), «Роль социологической службы в работе редакции» (СПб, 2001). Автор диссертации постоянно сотрудничает с петербургскими развлекательными изданиями, это позволяет использовать профессиональные навыки на практике, а также использовать метод включенного наблюдения.

Структура работы: работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуется степень разработанности темы, описываются теоретико-методическая база и научная новизна работы.

Первая глава «Процесс таблоидизации в России» посвящена специфике процесса формирования российских таблоидов.

В первом параграфе «Предпосылки появления таблоидов» таблоидная пресса рассматривается в контексте истории и культуры. Автор считает, что она является эволюционным продолжением «желтой» прессы, возникшей в США в конце XIX века. Основные принципы «желтой» прессы, заявленные американскими и английскими издателями, не потеряли своей практической значимости до сих пор. Однако к началу XXI века понятие «желтой» прессы несколько устарело, во многом это было связано с негативным отношением специалистов и читателей к развлекательным изданиям. Поэтому автор диссертации предлагает использовать нейтральный термин - «таблоид», который широко используется во всем мире, обозначая смешанный тип издания.

Во втором параграфе «Факторы формирования таблоидной прессы» описываются политические, экономические и социокультурные детерминанты функционирования таблоидов. Особенно важную роль автор отводит социокультурным факторам, поскольку именно они оказали основное влияние на формирование таблоидов в России. В параграфе проводятся параллели с такими коммуникативными ресурсами как Интернет и современное телевидение.

Во второй главе диссертации «Классификация отечественных таблоидов» сделана попытка подразделить существующие развлекательные издания на группы, проанализировать черты их различия и сходства. Сложность данного подхода заключается в том, что на первый взгляд все таблоидные издания концептуально и визуально очень похожи между собой. Всю совокупность развлекательных изданий автор предлагает разделить на бульварные, мимикрирующие и развлекательно-информационные.

В первом параграфе «Бульварная журналистика» выявляются характеристики бульварной прессы. В качестве примера анализируется известная бульварная газета «Мегаполис-экспресс».

Во втором параграфе «Мимикрирующая журналистика» исследуется все многообразие так называемой журналистики приспособления. В качестве примера мимикрирующего издания автор выбрал «Экспресс газету».

В третьем параграфе «Развлекательно-информационные издания» изучаются таблоиды, сочетающие в себе информационную и рекреативную функции. Информируя читателя, указанные СМИ одновременно его развлекают. Однако развлечение, которое предлагают подобные издания, носит идеологический оттенок, поскольку формирует вкусы, настроения, взгляды, свойственные обществу массового потребления.

В четвертом параграфе «Принципы подачи текстов в таблоидных изданиях» выделяются основные приемы и жанры, используемые в современных таблоидах.

Третья глава «Журналист и аудитория таблоидных изданий» посвящена специфике работы журналиста в развлекательных СМИ и особенностям аудитории таблоидов.

В первом параграфе «Служебные характеристики работников СМИ» рассматриваются профессиональные требования, предъявляемые к современному журналисту, выявляются типы журналистов, характерные для работы в таблоидах: игрок, мистификатор, провокатор и модератор.

Во втором параграфе «Личность журналиста в условиях рынка» рассматриваются проблемы профессиональной этики, особенности журналистской карьеры и сложные взаимоотношения внутри редакционного коллектива.

В третьем параграфе «Специфика аудитории таблоидных изданий» доказывается, что за последнее десятилетие сформировался новый тип читателя, который настроен на развлекательную подачу материала. Для своего исследования автор выбрал аудиторию петербургских таблоидов: «Калейдоскоп» и «Секретные материалы XX века». Рамки данного исследования — период с 1993 по 2000 год. Мы сознательно выбрали этот исторический отрезок, потому, что "90-е годы стали в истории нашей страны и журналистики переломным этапом — периодом поистине революционных преобразований. За это время отечественные средства массовой культуры изменились и качественно, и структурно. Социально-политические и экономические перемены, начавшиеся при самом активном участии пресс, кардинально меняли облик российской журналистики и журналистской профессии"14. Именно в этот переломный период и возникли таблоиды - новый вид развлекательной журналистики.

14 Свитич Л. Г., Ширяева А .А. Исследование журналистских кадров // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2001. С. 126.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Монастырская, Анастасия Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляется симптоматичным, что зарубежные исследователи не так давно предложили новый термин — квалоид, обозначающий качественный таблоид. Эта новация побуждает пересмотреть традиционное отношение к развлекательной прессе. Невозможно оценивать современные таблоидные издания исходя только из критериев продажности, сенсационности и скандальности. Современная журналистика намного многограннее, чем мы привыкли о ней думать.

В своей работе мы рассмотрели сложный процесс таблоидизации отечественных СМИ и установили, что в конце XX века в России появилась таблоидная пресса, которую можно считать самостоятельной подсистемой журналистики, развивающейся по своим собственным законам. Классификация, предложенная автором диссертации, выявляет особенности данного вида изданий: концептуальное наполнение, специфику оформления, основные приемы.

Также были выявлены особенности профессиональной квалификации специалистов развлекательных СМИ. В частности, имеет смысл говорить о том, что сегодня журналист развлекательных изданий находится в довольно сложной профессиональной и творческой ситуации: являясь товаром на рынке личностей, он вынужден выполнять социальный заказ аудитории и одновременно подчиняться требованиям редакции. В свою очередь, это приводит к ограничению творческих возможностей журналиста. Таблоидная журналистика - это не что иное, как система компромиссов и, прежде всего, компромиссов с самим собой. Именно поэтому так актуален вопрос, связанный с профессиональной этикой. В диссертации говорилось о скрытой идеологической функции таблоидов, являющейся сильным манипулятивным инструментом. Несмотря на внешнюю безыдейность, таблоиды управляют аудиторией, причем одним из самых популярным приемов становится использование слухов и сплетен в развлекательных изданиях.

Таблоиды — это плод массовой культуры, которая, как и культура элитарная, также имеет право на существование. Воздействуя на эмоциональную сферу человека, она помогает решать ему психологические проблемы. Почему люди во всем мире читали, читают и, надеемся, будут читать таблоидные издания? Прежде всего, потому что такие издания в условиях ежедневного стресса, социальной и финансовой нестабильности помогают на время расслабиться и забыть о своих личных, профессиональных проблемах. В задачу автора входило выяснить, что представляет аудитория российских таблоидов. Аудитория современных таблоидов — люди разных профессий, разного возраста, уровня образования и социального статуса. Любой человек хотя бы раз в жизни держал в руках таблоидное издание, а каждый пятый является постоянным потребителем развлекательных СМИ. В XIX веке были сформулированы основные темы, способные привлечь внимание читателя: секс, тщеславие, власть, жизнь знаменитостей и т.д. Формула Херста не потеряла своей актуальности: читателей в любой стране по-прежнему интересуют подчас скандальные, эмоционально окрашенные материалы на перечисленные выше темы. Однако у российской аудитории таблоидов есть свои отличия. Читатели в нашей стране, скорее, предпочитают развлечение-размышление, не случайно в последние годы стал популярным жанр истории». Отметим, что у данного жанра есть свои композиционные правила: зачин, фабула, кульминация, развязка. Практически в любой истории косвенно или прямо присутствует мораль. Материалы в таблоидах играют не только развлекательную, информативную, идеологическую функции. Они также служат определенной моделью поведения в обществе. При этом стоит учесть, что потребности читателей постоянно меняются, поэтому, чтобы издавать конкурентоспособное, интересное издание его владельцам приходиться постоянно держать руку на «пульсе» аудитории, прислушиваясь к новым запросам потребителей развлекательной информации.

Рекреативная функция сегодня характерна для всех коммуникативных сегментов: печати, телевидения, Интернета, за последние несколько лет практически каждый тип СМИ претерпел ряд изменений, часть которых касаются именно подачи легкой, развлекательной информации. Можно говорить о том, что российские СМИ приобрели «человеческое лицо». Подача информации в субъективном, личностном ключе — важное

Т Г W о» достижение для российской прессы. У каждой коммуникативнои сферы есть свои особенности, своя аудитория и журналисты. Стоит подчеркнуть, что развлекательная медиа-индустрия находится в постоянном поиске: ежегодно типологические характеристики, жанры, приемы, составляющие профессиональной культуры журналиста трансформируются. Это вполне нормальный эволюционный процесс.

Зарубежные исследователи говорят о глобальной таблоидизации СМИ. Нам кажется, что это утверждение преждевременно. И все-таки самым положительным моментом стало появление и формирование нового типа прессы в России — таблоида.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Монастырская, Анастасия Анатольевна, 2003 год

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. — М., 1999.

2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. — М., 1999.

3. Акопов А. И. Периодические издания. — Ростов н/Д, 1999.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1994.

5. Басистов Ю. В. Деловой человек. — СПб., 1999.

6. Бахтин М.М. Тетралогия. — М., 1998.

7. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — М., 2001.

8. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 2001.

9. Блохин И. Н. Социология рынка и маркетинг СМИ // Социология журналистики. Очерки методологии и практики / Под ред. С.Г. Корконосенко. — М., 1998.

10. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.

11. Брайан А. О некоторых аспектах профессиональной культуры журналиста // Журналистское образование в XXI веке / Сост. Л. М. Макушин. — Екатеринбург, 2000.

12. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. — М., 1985.

13. Былинский К. И. Язык газеты. Избранные работы. — М., МГУ. 1996.

14. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, ТВ и радио стран Северной Европы. Между государством и рынком. — М., 1997.

15. Вартанова Е. JI. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 2002.

16. Викентьев И. J1. Приемы рекламы и Public relations. Часть 1. — СПб., 1998.

17. Виноградова С. М. От массовости к «индивидуализированной» тоталитарности // Типология печати: проблемы теории и практики / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб., 1999.

18. Выготский JI. С. Психология искусства. — Минск, 1998.

19. Галушко Р. И. Западное телевидение и «массовая культура». — М., 1991.

20. Говорун М. Революция не для всех // Мир Internet. 2001. №10.

21. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. — М., 2000.

22. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.

23. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб., 1994.

24. Григорьева Е. С. Взаимодействие журналиста и аудитории как основа эффективной коммуникации // Акценты <Воронеж>. 2001. №1-2.

25. Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха. — М.,1998.

26. Десять интервью о политической журналистике / Под ред. JI. JI. Реснянской. — М., 2001.

27. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. — М., 1996.

28. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. — М., 1984.

29. Дмуховский М. Делал ли писатель Вайнер обрезание, или чего не хватает нашей бульварной прессе // Журналист. 1998. №11-12.

30. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. — М., 1997.

31. Елисеев С. Мистер Твистер // Top-manager. 2002. Ноябрь.

32. Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России. — М., 2001.

33. Житинский А. Н. Желтые страницы Интернет. — СПб., 1997.

34. Журналист и общество / Под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб., 1993.

35. Журналистское образование в XXI веке / Сост. Л. М. Макушин. Екатеринбург, 2000.

36. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. — Ростов-на-Д, 1999.

37. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999.

38. Засурский И. И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е).—М., 2001.

39. Зоркая Н. М. Фольклор, лубок, экран. — М., 1994.

40. Иваницкий В. Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. — М., 2000.

41. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. — М., 1989.

42. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2001.

43. Ким М. Н., Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Печать, общество, время (исследование в жанре газетных маргиналий) // Невский наблюдатель. 1997. №2.

44. Ким М. Н. От замысла к воплощению. — СПб., 1999.

45. Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. — СПб., 1995.

46. Коньков В.И. Бульварная пресса как тип речевого поведения. // Логос, Общество, Знак (к исследованию проблем дискурса): Сб. научных трудов // Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб., 1997.

47. Корконосенко С. Г. «Калейдоскоп»: развлекательный, а не «желтый» // Типология печати: проблемы теории и практики / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб., 1999.

48. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М., 2001.

49. Корниенко Н. А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития. — Новосибирск, 1998.

50. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. — Ростов н/Д, 1999.

51. Коробейников В. С. Редакция и аудитория. Социологический анализ. — М., 1983.

52. Красильникова Я. А. Тусовочная субкультура в диалоговых жанрах телевидения //Акценты <Воронеж>. 2000. №3-4.

53. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. — СПб., 2001.

54. Кузин И. В. Сенсатор новый тип журналиста в информационном обществе // Журналистика и социология'97. Журналист: личность, должность и долг / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1998.

55. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. — М., 2000.

56. Культурология. XX век: Энциклопедия. В 2-х т. — СПб., 1998.

57. Куприянов А. «Желтые» идут // Среда. 1998. №4-5.

58. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. — СПб., 2001.

59. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2000.

60. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. — М., 2000

61. Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. — М., 1995.

62. Левидов А. М. Автор образ - читатель. — Л., 1983.

63. Лернер Л. Минута на размышление, или загадки телеигры «Что? Где? Когда?» — М., 1982.

64. Литвак М. Е. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта. — Ростов-на-Д, 2001.

65. Лысакова И. П. Социолингвистический анализ газеты. — Л., 1983.

66. Маркелов К. В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. -— М., 1999.

67. Марковский В., Зуйкова И. Камень преткновения или точка опоры? // Top-Manager. 2001. Ноябрь.

68. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

69. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996.

70. Минаков А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности // http:/www/flogistont.df.ru/projects/articles/minakov.shtml — 2000.

71. Мисонжников Б. Я. Современное качественное издание (К проблеме типообразования) // Типология печати: проблемы теории и практики. — СПб., 1999.

72. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). — СПб., 2001.

73. Монастырская А. А. Роль социологической службы в работе редакции. // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы /Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2001.

74. Москвина В. Рынок прессы в Санкт-Петербурге // Телескоп. 2002. №3.

75. Муратов С. Эволюция ТВ-нетерпимости. — М., 2000.

76. На экране Америка. — М., 1978.

77. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Интернет для журналистов. — М., 2001.

78. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х — 90-е годы). —М., 1999.

79. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. — М., 2001.

80. Огилви Д. Откровения рекламного агента. — СПб., 2001.

81. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб., 2001.

82. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2000.

83. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. —М., 1991.

84. Павликова М. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ. — М., 2001.

85. Петров Т.Н. Телевизионная драматургия. — СПб., 1999.

86. Пискотин М. И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. — М., 2001.

87. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. — Киев, 2000.

88. Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов, документы. — М., 2000.

89. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 1999.

90. Протасенко Т., Ревтова В. Российские журналисты — кто они? // Телескоп. 2002. №3.

91. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. — М., 2000.

92. Пэн Д. Б. Слово и тема в газете. — Ростов-на-Д, 1991.

93. Ракитова О. Психотерапевтический взгляд. // Top-Manager. 2001. Ноябрь.

94. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск, 1997.

95. Реснянская Jl. JI. Особенности процесса формирования системы современной периодики. — М., 1996.

96. Реснянская JI. JL, Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М., 1999.

97. Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия: Материалы междунар. конф. — Екатеринбург, 21-22 декабря 2001. / Под ред. JI. М. Макушина. — Екатеринбург, 2002.

98. Розин В. Семиотические исследования. — М., 2001.

99. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — М., 1996.

100. Сазонов Е. А. «Желтая пресса» дореволюционной России // Акценты <Воронеж>. 2001. №1-2.

101. Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII веке, —М., 2000.

102. Свитич JI. Г. Профессия: журналист. — М., 1991.

103. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. — М., 1998.

104. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. —М., 2001.

105. Служебная карьера // Под общ. ред. Е.В. Охотского. — М., 1998.

106. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. —СПб., 2002.

107. Смиренский Б. В. Перо и маска. — М., 1967.

108. Смольская Е. П. «Массовая культура». Развлечение или политика. — М., 1986.

109. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.

110. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки. — СПб., 1998.

111. Сотникова С. И. Управление карьерой. — М., 2001.

112. Социология журналистики. Очерки методологии и практики. / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М., 1998.

113. Стогов И. Таблоид. — СПб., 2001.

114. Стровский Д. JI. История отечественной журналистики новейшего периода. — Екатеринбург, 1998.

115. Таловов В. П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. — Д., 1973.

116. Таловов В. П. Читательский спрос на газету. — СПб., 1999.

117. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика (познавательно-психологический подход). — М., 1998.

118. Типология периодической печати / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1995.

119. Типология печати: проблемы теории и практики / Под ред. Б. Я. Мисонжникова. — СПб., 1999

120. Свитич J1. Г., Ширяева А. А. Российский и американский журналист (опыт совместного исследования) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика . 1997. №3.

121. Свитич JI. Г., Ширяева А. А. Исследование журналистских кадров // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2001.

122. Флиер А. Я. Массовая культура и ее социальные функции // ОНС—1998. №6.

123. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М., 2000.

124. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? — Минск, 1997.

125. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб., 2002.

126. Чебыкин Р. Как писать для Сети. // Мир Internet. 2001. №10.

127. Чепоров Э. Как делаются сенсации. — М., 1983.

128. Чередниченко Т. В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». — М.,1994.

129. Честертон Г. К. Писатель в газете. — М.,1984.

130. Чудова Н. В., Евлампиева М. А., Рахимова Н. А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета. // Проблемы медиапсихологии. — М., 2002.

131. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.

132. Шкондин М. В. Газетная периодика постсоветской России (1990-2000 гг.) //Журналистика в 2001 году. СМИ и вызовы нового века / Отв. ред. Я.Н. Засурский. — М., 2002.

133. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — СПб., 2002.

134. Юнг К. Психологические типы. — Минск, 1998.

135. Юшкевич С. Журнализм как персональная амбиция. // Культура общения в массовой коммуникации и СМИ. — СПб., 2001.

136. Cawelti Y.G. Adventure, mystery & romance: Formula stories as art & popular culture. — Chicago, 1976.

137. Pelline J. Yellow page allience called unfair. // http: //news.cnet.com/news/0-1005-200-321283 .html?tag=

138. Renger R. On the «tabloidization» of the media world // Tabloidization and the media. London, 1998.

139. Emery E., Ault P., Agee W. Introduction to mass communication. — NewYork, 1988.

140. Gulyas A. Tabloid newspapers in post-communist Hungary. // Tabloidization and the media. London, 1998.

141. McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. — NewYork, London. 1987.

142. Winston B. Misunderstanding media. — Cambridge, 1986.

143. Диссертации и авторефераты диссертаций

144. Бондаренко М. А. Концепт «игры» в культурологическом дискурсе XX века: проблемы изучения и актуальной тенденции: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук .— М., 2001.

145. Грушевская Т. М. Политический газетный дискурс (лингвопрагматический аспект): Автореф. дис. на соискание ученой степени докт. филол. наук. Краснодар, 2002.

146. Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального журналиста: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2002.

147. Иваницкий В. JI. Модель газетной редакции в условиях рынка: организационно-функциональный аспект: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2002.

148. Кладько Н. А. Бессознательное в культуре и мотивации человека: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. культурологии. -Краснодар, 2002.

149. Колесников М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. Ростов/н/Д, 2002.

150. Корнева И. В. Телевизионное пространство и его визуальные образы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. —СПб., 2001.

151. Кратасюк Е. Г. Репрезентации прошлого в массовой культуре последней трети XX века: легенды артуровского цикла в кинематографе и рекламе: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. культурологии. М., 2002.

152. Макеенко М. И. Тенденции развития американской ежедневной прессы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2002.

153. Мартынова А. Б. Историческая трансформация «светской хроники» как тематическое направление газетной прессы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2002.

154. Миронов А. С. Приемы мягкой пропаганды в качественной прессе: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук —СПб., 2001.

155. Нестеров А. Ю. Проблема символа в литературном произведении: текст и читатель в акте моделирования эстетического объекта: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. Самара, 2002.

156. Свитич JL Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов //Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. филол. наук. — М., 2002.

157. Фомичева И. Д. СМИ как парципарные коммуникации. // Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филол. наук. — М., 2002.

158. Юрков А. А. Адекватность информирования как этическое свойство журналистского творчества: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. СПб., 2002.3. Источники:

159. Калейдоскоп. 1996-1999 гг.

160. Мегаполис-экспресс. 1998-1999 гг.

161. Секретные материалы 20 века. 1999-2000 гг.4. Спид-инфо. 1998-1999 гг.

162. Совершенно секретно. 1993-1999 гг.

163. Экспресс газета. 1998-1999 гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.