Танец в пространстве современной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Садыкова, Дарья Андреевна

  • Садыкова, Дарья Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 130
Садыкова, Дарья Андреевна. Танец в пространстве современной культуры: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2014. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Садыкова, Дарья Андреевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущностные характеристики танца

1.1 Коммуникативный аспект танца

1.2 Телесность: психо-физическое и социокультурное измерения танца

1.3 Ритм как структурно-образующий принцип танца

Глава 2. Функционирование танца в современной культуре

2.1 Танец в эпоху постмодерна

2.2 Танец как медиафеномен

Глава 3. Коммерциализация современного танца в медиапространстве

3.1 Хип-хоп - медийный феномен современной культуры

3.2 Проекты режиссера Джона Чу в контексте медиакультуры

Заключение

Список используемых источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Танец в пространстве современной культуры»

Введение

Актуальность исследования. Человечество танцует с начала своего существования. На основании археологических данных о первобытных людях, можно сделать вывод, что танец существовал уже в палеолите (находки 25-35-тысячелетней давности). Раскопки на Балканах и Среднем Востоке 1 подтверждают, что танец является значимым элементом в культуре и присутствует в различных регионах мира (от западного Пакистана до бассейна Дуная) достаточно длительное время.

Возникновение палеохореографии, как новой области знания, исследующей танец в архаичных культурах, свидетельствует об упрочнении танцевальной проблематики в научной сфере. К одному из первых культурологических исследований, посвященных танцевальной культуре древних обществ, относится книга доктора культурологии В. В. Ромма «К методике палеохореографического анализа» в которой он исследует хореографические изображения, относящиеся к палеолитическому периоду, и выявляет осознанное запечатление первобытными «художниками» танцевальной активности в созданных ими изображениях. Ромм детально проанализировал палеолитические рисунки: изображения Колдуна, Музыканта из пещеры «Трех братьев» (Арьеж, Франция), «Антропокефала» в Габийо (Шаринта, Франция), и, опираясь на профессиональное понимание танцевальных поз, физиологических функций опорно-двигательной системы и уровня тренированности мышц, он сделал вывод о том, что через наскальную живопись, было запечатлено танцевальное искусство первобытных людей (вероятно, в процессе обрядового действа, поскольку танцующие были одеты в своеобразные костюмы и маски).

1 URL: hllp://w\v\v.i(lancc.ru/shnw.php?id ,'1=75-1

2 Ромм В. В. К методике палеохореографическ'ого анализа. Новосибирск, 1994. 128 с.

В последние десятилетия интерес к танцевальному искусству многократно возрос. Открылось огромное количество танцевальных школ и студий по всему миру, развиваются новые танцевальные стили, а также усилился интерес к направлениям классического танца. Подобная увлеченность танцем сохраняется и подкрепляется средствами массовой информации: проводится все большее количество танцевальных фестивалей и шоу-программ, транслируемых на телевидении и широко освещаемых в прессе; также создана целая индустрия по производству танцевальных видео-уроков, распространяемых на дисках и в Интернете - особенно в социальных сетях, где создаются сообщества-группы, объединяющие любителей и профессионалов танцевальной культуры. Современный кинематограф) также обращает свое внимание на сферу танцевального искусства, создавая такие картины, как «Шаг вперед», «Уличные танцы», «Авансцена», «Держи ритм» и т.п. Все это является следствием развития медиакультуры - особой сферы информационного общества, определяющей его взаимодействие с СМИ.

Современный танец во всех его направлениях можно рассматривать как феномен медиакультуры или медиафеномен, так, в массовой культуре значительное место занимает коммерческая хореография. Она представляет собой танцевальные постановки, специально созданные для фжльмов, рекламы, модных показов, музыкальных видеоклипов и различных телевизионных шоу. Наиболее популярны в коммерческой хореографии неклассические стили танца, а именно «уличный» танец или стрит-дэнс (street dance, англ. «уличный танец»), объединяющий сразу несколько современных танцевальных стилей (хип-хоп, хаус, попинг, локинг, крамп и другие). Изначально все они существовали в едином танцевальном пространстве, из которого на базе различных музыкальных структур развились самостоятельные танцевальные техники. Базой в стрит-дэнсе является хип-хоп, основополагающий стиль которого - брейк-данс.

Несмотря на то, что в современной культуре существуют все разновидности хореографического искусства, от классического балета до народного танца, мы сосредотачиваем свое внимание именно на уличных стилях танца (на

коммерческой хореографии), которые, по нашему мнению, являются наиболее репрезентативными с точки зрения основных характеристик современной культуры.

Объектом данного диссертационного исследования является танец как феномен культуры.

Предметом анализа выступает функционирование танца в пространстве современной культуры (вторая половина XX в. - начало XXI в.).

Современный танец в целом ориентирован на медиасреду - на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане. И в то же время, его коммерческая направленность выливается в облегчение танцевального текста для восприятия большинством людей (простая техника, энергичная жестикуляция, использование стереотипов). Популяризация современного танца нацелена на достижение огромного успеха, поэтому применяет все возможные средства, от которых это зависит: использование распространенных мелодий, узнаваемых образов и сюжетов, незамысловатых пародийных планов и т. п. Это гарантирует доступность искусства большинству, расширяет целевую аудиторию, что, в конечном счете, ведет к популярности на рынке.

Подобные тенденции перехода в среду массового потребителя наглядно демонстрируются в танцевальных проектах Джона М. Чу - американского продюсера и кинорежиссёра, многим известного по фильмам серии «Шаг вперёд». Проекты Джона Чу - это танцевальные медиапродукты, обладающие яркими модными характеристиками, создающими устойчивый интерес аудитории - и потому получающие высокую стоимость на рынке. Таким образом, это не только творчество талантливого режиссера, но и успешная деятельность маркетолога, основной задачей которого является увеличение эффективности потребления кинематографического продукта.

Степень научной разработанности. Впервые танец упоминается в космогонической мифологии, в которой благодаря танцу из хаоса рождается мир. (Например, древнеиндийская мифология говорит, что танец был создан богами, и первым танцором являлся бог Шива, создавший весь мир своим божественным танцем и научивший танцевать свою супругу Парвати).

В античности танец и другие мусические искусства (музыка, поэзия) изучались Пифагором, Сократом, Платоном, Аристотелем, Лукианом, анализирующими их с позиций философии, эстетики, педагогики и медицины. В произведениях Гомера, Софокла, Эсхила о танце говорится как об имеющем большое значение для развития тела и души.

Уже в поздний античный период танец как зрелищное искусство исследовался раннехристианскими мыслителями. В средние века танцевальное искусство обвинялось христианскими апологетами (Августин Блаженный, Святой Амвросий) в порождении чувственных пороков.

В эпоху Возрождения происходит расцвет танцевальной культуры - появляется дворцовый вид (бальный танец), систематизируются знания по танцевальной технике (в трудах Фабрицио Карозо, Чезаре Негри, Гульельмо Эбрео и др.), создаются объединения учителей танца - гильдии.

В эпоху Просвещения начинает складываться теоретическая основа танцевального искусства: создается система записи хореографических элементов, сформированы балетные позиции рук и ног (Пьер Бошам, Рауль Ожер Фейе, Пьер Рамо, Келлом Томлинсон). Знаменитой является работа Жана-Жоржа Новерра «Письма о танце и балетах» (1760), в которой он анализирует и развивает теорию танцевального искусства, привнося значительные изменения в современный ему балет.

С XIX века изучается понятие и метод хореографической драмы, связывающей драму, литературу и хореографию, а также танцевальный симфонизм, развивающий связь хореографии и музыки.

В начале XX века возникает новое танцевальное направление, резко противопоставляющее себя правилам и технике классического танца - танец

модерн. Он зародился в Германии и США и связан с именами Марты Грэхем, Дорис Хэмфри, Лестора Хортона, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхэма - они утверждали свободную пластику тела, позволяющую передать в полной мере эмоции и чувства человека.

В своем развитии танец модерн все же взаимодействовал с классическим танцем, перенимая его отдельные элементы, и в настоящее время в балетном мире центральные позиции занимает «свободный» танец или контемпорари (от англ. contemporary - современный). Этот вид хореографии включает в себя все возможные виды пластики - модерн, народную, восточную, спортивные и акробатические движения, элементы йоги и даже боевых искусств. Для этого направления постмодернистской хореографии главной характеристикой является синтез различных элементов: восточного и западного, хореографии и спорта, классических и принципиально новых, и т. д.

В современной культуре существует большое количество видов танца, стилей и направлений. Известно, что уже в античности существовало разделение на профессиональный и любительский танец: «...существовал институт профессионалов танца, существовали основы техники, построенной на выворотности, штат педагогов и немалое количество танцовщиков и акробатов» . Историк балета Л. Д. Блок пишет об античной танцевальной классификации французского исследователя танца Луи Сешана:

1)Танцы воинственные - ритуальные и образовательные;

2) танцы культовые умеренные - эммелия, танец покрывал и танец кариатид;

3) танцы оргиастические\

4) танцы общественных празднеств и театральные;

5) танцы в быту.

Доктор философских наук Л. П. Морина предлагает классификацию современного танцевального искусства по способу бытования:

3 Морина Л. П. Мифологическое пространство танцевальной образности. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С. 98.

«- танцевальная кулыпура-для-себя, объединяющая «незаинтересованные» виды танцев. Сюда относятся вся массовая и народная танцевальная культура: деревенский фольклор; бытовые и праздничные танцы; клубные, дискотечные, досуговые танцы.

- танцевальная культура «для зрителя», сценически-профессиональная: балет; эстрада (мюзиклы, танцевальные шоу); сценический фольклор.

- спортивный танец, возникший от соединения физической культуры (спорта) и художественной (танец) за счет включения спортивности и зрелищности в танец: спортивное шоу, использующее разнообразные техники от классики до модерна; современные спортивные (бальные) танцы; конкурсные современные молодежные стили («хип-хоп», «диско», брейк и др.)»

В отечественной литературе внимание уделяется, прежде всего, классическому танцу. Его исследованиям посвящены работы: В. А. Гаевского, В. М. Красовской, Е. Я. Суриц, Д. В. Житомирского, Г. Н. Добровольской, А. Л. Волынского, К. Я. Голейзовского, Л. Д. Блок, В. В. Ванслова, А. В. Занкова, И. О. Дубник. Его теоретическим и практическим осмыслением занимались также хореографы М. Бежар, Ф. В. Лопухов, М. М. Фокин, Р. В. Захаров и др.

Фундаментальный труд Л. Д. Блок «Кларсический танец: история и современность» (1987) дает обширные сведения об истории развития танца, о связи культурно-исторических событий с танцевальной образностью. Для создания своей книги Блок исследовала огромное количество источников, прежде всего изобразительных, благодаря чему значительно расширила материальную базу для исследований истории танца.

Благодаря отличному знанию классического танца и изучению исторического развития танцев разных эпох и народов, был создан систематический курс, в котором не только описывались отдельные периоды развития классического танца, но и была сделана попытка проследить его эволюцию от древних времени до современности. В своем труде Блок аргументировано и последовательно

прослеживает смену стилей и технических приемов, которая происходит под влиянием культурного контекста.

Публикации В. В. Ванслова оказали сильнейшее влияние на отечественное балетоведение и теорию балета. В его трудах («Балет Григоровича и проблемы хореографии», «О музыке и о балете» 4 и др.) балетные постановки исследуются целостно, в единстве музыкальной, хореографической и сюжетной составляющих. Рассматривая развитие балетного театра, искусствовед говорит о постепенном накапливании языковых средств балета, прослеживает изменение традиций и включение их в новый культурный контекст.

Искусствовед А. Л. Волынский в своей работе «Книга ликований: Азбука классического танца» (1925) старается достичь понимания сущности танца, добраться до его истоков. Эта книга является попыткой создания цельной, систематической теории балета5.

В современных исследованиях танец рассматривается не только в связи с искусствоведческими вопросами, но изучаются также в аспектах социологии (танец как элемент субкультур и контркультур), общения и невербальной коммуникации, связь танца с мифом, теоретические основания танцевальной терапии, формирование физического образа человека в его самосознании и др.

Танец анализируется с позиций культурологии, философии, семиотики, эстетики, хореографии в работах А. В. Амашукели, Г. Башляра, М. Волошина, К. Бюхера, Г. Гельниц, Э. Ж. Далькроза, Ф. Дельсарта, Ю. И. Слонимского, С. Н. Худекова, М. С. Кагана, И. А. Герасимовой, Л. П. Мориной, С. Н. Куракиной, М. Н. Жиленко, Н. В. Атитановой, Н. В. Осинцевой, Т. А. Григорьянц.

Особую ценность для нашего исследования представляет монография Мориной Ларисы Павловны «Мифологическое пространство танцевальной образности» б, посвященной изучению мифологических аспектов танца как феномена культуры: рассматривается соотношение понятий «миф)» и «танец», выявляется проявление

4 Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. : Искусство , 1997. 302 с. Ванслов, В. В. О музыке н о балете. - М.: Памятники исторической мысли, 2007. 332 с.

5 Волынский А. Л. Книга ликований: Азбука классического танца. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 297с.

6 Морима Л. П. Мифологическое пространство танцевальной образности. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 151 с.

мифологического в современной танцевальной культуре. Автор анализирует связь игры и мифологии и рассматривает игровые моменты, проявляющиеся в танце. В работе проводится целостный культурологический анализ феномена танца, что способствует углублению и развитию представлений о танцевальной культуре.

Раскрытие коммуникативного аспекта современного танцевального искусства предполагает определение и анализ понятия коммуникации и ее структурных составляющих - понятий адресанта-адресата, коммуникационного сообщения и коммуникативной реальности - медиареальности, образуемой коммуникативным процессом.

Коммуникативная направленность искусства изучается в рамках семиотики, структурализма, герменевтики, феноменологии и т.д. Искусство рассматривается в качестве языковой системы в трудах Ф. Соссюра, Э. Кассирера, Ч. У. Морриса, X. Ортеги-и-Гассета, У. Эко, М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, Г.-Г. Гадамера, М. С. Кагана, В. П. Конецкой, О. Н. Леута, А. А. Леонтьева, Л. С. Выготского, Н. Б. Мечковской, Г. Г. Почепцова, Л. К. Вычужанова, Т. А. Григорьянц, М. А. Костерина.

Семиотический подход данной работы основан на трудах крупнейшего культуролога и семиотика Ю. М. Лотмана. Согласно концепции Лотмана, культура представляет собой устройство, вырабатывающее, передающее и хранящее информацию; явления культуры - коммуникативные механизмы и языковые феномены.

В рамках нашего исследования танец представляет собой знаковую систему невербальной коммуникации, единицей которой является образ, фиксируемый в пластике человеческого тела и в контексте конкретного культурного явления.

Общую проблематику художественного образа исследовали Аристотель, А. А. Потебня, В. В. Виноградова, В. Э. Мейерхольд, П. Пави, А. Л. Казин, Н. Л. Малинина, К. Н. Матиев, И. Ф. Смольянов, В. С. Мейлах, А. А. Оганов, Е. И. Савостьянов, Н. Н. Суворов, Ю. И. Ястребов. Художественный образ в

хореографическом искусстве рассматривается в работах Р. В. Захарова, И. В. Смирнова, В. И. Уральской.

Взаимоотношения музыки и хореографии рассматривались в работах Б. В. Асафьева, О. А. Астаховой, И. Я. Вершининой, В. Н. Холоповой, Ю. Слонимского, В. Ванслова.

Поскольку главным инструментом танцевального искусства является человеческое тело, то мы обратили внимание на исследование аспекта телесности в танце.

Соотношение духовного и телесного рассматривались в трудах Аристотеля, Платона, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Р. Декарта, 3. Фрейда, К. Юнга, Дж. Локка, Д. Юма, Э. Фромма. Анализ телесного движения в различных аспектах представлен в трудах М. Мерло-Понти, В. А. Подороги, М. М. Бахтина, М. Мосса, И. А. Герасимовой, И. М. Быховской, Д. А. Бесковой, А. Ш. Тхостова, И. С. Кона, А. Пиза, О. С. Суворовой, К. Л. Ханнафорд, Т. С. Леви, О. Штайн, Ж. Л. Нанси, Н. В. Курюмовой.

Изучением телесного в социальном пространстве занимался М. Мосс, Б. Тернер. И. М. Быховская в своих работах уделяет внимание, прежде всего, телесному в социокультурном пространстве (выделяет природное, социальное и культурное тело). И. С. Кон изучал телесные значения в различных социокультурных контекстах. В. А. Подорога рассматривает феноменологическое тело.

Герасимова И. А., специалист по логике и эпистемологии, в своей работе «Танец: эволюция кинестезического мышления» 7 рассуждает о гипотезах происхождения танца, поднимая вопрос природы танцевальных движений с различных точек зрения, подчеркивая возможность их объединения в единую концепцию. Важным стало выявление Герасимовой в этой работе связи мышления человека с природными ритмами и функции музыкального ритма как средства гармонизации внутреннего мира человека, которое используется

7 Герасимова И. А. Танец: эволюция кинестезического мышления. М., 2000. С. 84-112.

лекарями-шаманами в африканских племенах в качестве инструмента лечения психосоматических заболеваний, что в целом также говорит о мощных истоках традиции танцевальной психотерапии.

В данном исследовании использованы работы ведущих танцтерапевтов и исследователей, которые определяют суть танцевально-двигательной терапии, историю ее развития и основные характеристики, и рассматривают телесное как источник коммуникации. Это труды Н. Роджерс, В. Райха, Б. Гюнтера, Г. Аммона, А. Лоуэна, И. Рольф, Ф. Матиаса Александера, Ш. Селвер, М. Чейс, И. В. Бирюковой, А. Старк, М. А. Бебик, В. В. Козлова, А. Е. Гиршона и Н. И. Веремеенко, М. Фельденкрайза, Т. А. Шкурко.

Специалист в области психоаналитической теории, Арлин Старк в своей работе

о

«Танцевально-двигательная терапия» уделяет внимание теоретическим основам, базируясь на исследованиях психосоматических отношений. Она определяет цели танцтерапии и подробно описывает сам процесс, иллюстрируя примерами некоторых танцтерапевтических сессий и расшифровывая их с применением специальных техник. В совместной работе с Энн Ф. Лохн «Использование вербализации в танцевально-двигательной терапии» 9 она детально расписывает технику вербализации и подчеркивает ее роль в процессе лечения.

Особую роль сыграли исследования Марины Анатольевны Бебик, ведущего преподавателя специализации по танцевально-двигательной терапии: в работе «История и основные принципы танце-двигательной терапии» 10 подробно рассматриваются корни этой профессии, причины ее возникновения и процесс офюрмления в качестве научной дисциплины, с развернутым описанием ее основополагающих принципов.

Большинство источников по своему содержанию и методам находятся на стыке научных дисциплин, но, тем не менее, существует строгое определение части работ в рамках конкретных областей знаний. Можно говорить об отнесении к

8 Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль, 1994. С. 3 - 23.

9 Старк А., Лохн Э. Использование вербализации в танцевально-двигательной терапии. Старк А., Лохн Э. Использование вербализации в танцевально-двигательной терапии. URL: http://www.gorod-psy.ru/content/vicw/83/47/

10 Бебик М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии. М„ 1997. С. 6 - 11.

медицинской, психологической, педагогической сферам таких работ как: Н. Роджерс «Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств», «Творчество как усиление себя», Т. А. Шкурко «Танцевально-экспрессивный тренинг», Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф «Ритмика -музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку», труд В. В. Козлова, А. Е. Гиршона и II. И. Веремеенко «Интегративная танцевально-двигательная терапия», Э. Гренлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика», Карла JT. Ханнафорд «Мудрое движение. Мы учимся не только головой», Д. П. Фейдимен, Р. Фрейгер «Вильгельм Райх и психология тела», Н. Б. Пасынкова «Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности», С. Д. Руднева, Н. Б. Пасынкова «Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения». Это разнообразный материал, позволяющий определить современные тенденции в танцевально-двигательной терапии. Также был использован ряд периодических изданий, в том числе «Журнал практического психолога», «Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики», посвященных описанию и изучению психических процессов.

Одним из важнейших для данного исследования является труд Эмиля Жак-Далькроза «Ритм» п, в основу которого положена запись шести лекций, прочитанных им в Женеве в 1907 году. Кроме того прилагается несколько объемных программ упражнений ритмической гимнастики и применения ритмики к фортепианной технике. Система Далькроза нацелена на то, чтобы вести человека к самопознанию через воспитание собственного разума, воли и самообладания, укрепляя чувство ритма, путем дисциплинирования чувственных восприятий и телесных импульсов.

Для нас большую ценность представляют работы по теоретическому осмыслению современного танца, а именно коммерческой хореографии - ее становление, развитие, эволюция уличных жанров до современного состояния. На

11 Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2008. 248 с.

данный момент основной массив отечественной литературы по этим темам представляет собой статьи и рецензии, публикуемые в периодических и непериодических изданиях, а также немногочисленные научные работы, посвященные данной области.

Поскольку в зарубежных исследованиях некоторые вопросы разработаны более основательно, мы обращались к франко и англоязычной литературе. В особенности это касается исследовательских работ французских социологов по хип-хопу и мемуаров англоговорящих основателей различных жанров современной хореографии. Так, более детально рассмотрена история хип-хоп движения и его связь с музыкальным стилем регги в книге Стева Гаде «Слияние хип-хоп культуры и растафари» («La fusion de la culture hip-hop et du mouvement rastafari»). В работе «Танец хип-хоп. Обучение. Транслирование. Социализация» («La danse hip-hop. APPRENTISSAGE, TRANSMISSION, SOCIALISATION») авторы подробно рассматривают процесс обучения хип-хопу и другим стилям в школах современной хореографии, а также анализируют влияние, которое оказывает танец на развитие личности человека в подобном процессе обучения.

Французская исследовательница Сильвиа Фор изучает современную хореографию в рамках социологических наук, определяя место и роль уличного танца в современной культуре. (Работы «Структуры сферы французской хореографии» - «Les structures du champ chorégraphique français», «Институализация хип-хоп танца и автобиографические рассказы танцоров» -«Institutionnalisation de la danse hip-hop et récits autobiographiques des artistes chorégraphes»).

Современный танец тесно связан с социокультурной реальностью и реагирует на ее изменения, поскольку положение танца находится во взаимодействии с ведущими тенденциями культуры XX - XXI вв., в соответствии с которыми изменяются его средства пластической выразительности.

Ко второй половине XX в. в культуре развивается направление, которое называется постмодерном. Изучение теоретических основ постмодернистской культуры представлено в работах У. Эко, А. Моля, Ж. Бодрийяра, Д. Рашкоффа,

Р. Гвардини, Ж.-Ф. Лиотара, Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Ж. Деррида, Ж. Делеза. Визуальная культура изучается в работах Ж. Бодрийяра, В. Беньямина, Челышевой И. В.

Техническим осуществлением постмодернистских идей является медиакультура. Медиа утвердили характеристики постмодерна в современной культуре и внесли в них определенность. Изучение информационного общества и медиакультуры проводилось в исследованиях Н. Б. Кирилловой, А. И. Черных, В. П. Терина, Л. М. Земляновой, Н. Г. Шаповаловой, Л. В. Баевой, Ж. Бодрийяра, 3. Баумана, Н. В. Брюханцевой, П. Вирилио, С. Жижека, М. Маклюэна, Н. Ф. Рахманкуловой, В. В. Савчука, Н. Л. Соколовой, Э. Тоффлера, Д. Белла, Н. Б. Маньковской, Г. Маркузе, 10. Хабермаса, Н. Лумана, М. Кастельса, Н. Винера.

Несмотря на обилие текстов, посвященных различным аспектам исследования танца, функционирование уличного танца в современном медиапространстве не вошло в сферу актуальных интересов научного сообщества. Поэтому для изучения современных видов танца и, в частности, коммерческой хореографии важными материалами являются интервью основоположников (в статьях и документальных фильмах), их собственные работы, наиболее детально раскрывающие те или иные аспекты с точки зрения танцевальной практики, оказавшие влияние на развитие танцевальной культуры. Также был использован целый комплекс медиаисточников - прежде всего, танцевальные видео «routines» (от англ. «тренировка»), рекламные видео, художественные и документальные кинофильмы, Интернет-сайты, содержащие информацию о танцевальных школах, коллективах, танцорах, проводимых выступлениях, концертах, фестивалях и т. п.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Садыкова, Дарья Андреевна

Заключение

Раскрытие функциональных возможностей танца позволило уточнить его значение как феномена современной культуры. Выявление сущностных характеристик танца - его коммуникативного аспекта, психо-физического и социокультурного измерения (телесности) и ритма как его структурно-образующего принципа - служит целостному восприятию данного феномена культуры.

Рассмотрение коммуникативного аспекта феномена танца обосновывает и раскрывает такую функцию танца как средство передачи информации, а именно своих мыслей, идей и чувств. Танец представлен как коммуникативный процесс: это и личное общение в паре, в группе или с самим собой, и своеобразный разговор с социумом и с другими культурами. Таким образом, танец является формой коммуникации в пространстве культуры и определяется как актуальное художественное высказывание, в котором находят свое выражение мировоззренческие установки личности, соответствующие конкретному типу культуры.

Психо-физическое измерение телесности как материально-духовной основы танца рассматривает тело как биологическую данность человека и условие его бытия. Танец в таком случае рассматривается как средство познания и самопознания, поскольку воплощает множество смыслов и свойств и является особым состоянием сознания, в котором человек исследует свои ощущения и переживает радость творчества. Это ярко демонстрируется в такой когнитивной телесной практике как танцевально-двигательная терапия.

Социокультурный аспект телесности рассматривает включенность человека, обладающего телом, в социокультурное пространство и время. Это влечет за собой преобразование тела как биологического феномена в социокультурный конструкт и рождает понятие телесности как преобразованное под влиянием

социальных и культурных факторов тело человека, выполняющее определенные социокультурные функции. Соответственно и танец как явление телесного порядка обладает особыми социокультурными функциями: важная общественная функция социальной консолидации; социальная функция общения между автором и исполнителем, между зрителем и исполнителем в процессе создания и восприятия произведения. Танец выражает особенности личности человека, транслирует модели его поведения и способы межличностной коммуникации.

Определение ритма как структурно-образующего принципа танца приводит автора диссертационного исследования к следующему выводу: ритмически организуя своё тело в танце, человек воспринимает мир как целостную упорядоченную систему. Танец гармонизирует состояние человека, повышает эффективность мыслительной деятельности и определяется как естественное явление, заложенное изначально в биологической природе человека и проявляющееся при воздействии музыки либо просто ритма. Кроме того, для современной молодежной танцевальной культуры ритм обладает особым значением, поскольку соотносится с состоянием современного человека и соответствует его ритму жизни, способствует психоэмоциональной разрядке и удовлетворяет архетипическую потребность единения в танце. «Современные направления музыки и танца с основополагающим значением ритма, в котором все остальное растворяется, частично напоминают архаические ритмизированные ритуалы. Если определить то, что происходит, в категориях культурной динамики, то это скорее возврат назад, своего рода неоархаика современной

140

культуры»

Осмысление феномена танца подразумевает исследование социокультурного контекста, в котором формируется танцевальное движение. Рассмотрение танца в пространстве культуры постмодерна прослеживает основные ее черты в современном танцевальном искусстве. Как игровая деятельность танец обладает своими правилами, что выражается, прежде всего, в технике исполнения и

140 URL: http://iournal.sphu.nl/7n-10944.

композиционных принципах. Импровизационное начало хореографии является высшим проявлением творческой свободы и подчеркивает игровой характер танца. Современный танец включен в новый культурный контекст, характеризующийся ироничностью отношения и выражающийся через пародийные танцевальные постановки. Так, различные культурные фрагменты создают формы и сюжеты, соединяются в различных техниках и стилях. Таким образом, современное танцевальное искусство выражает, сохраняет, несет в себе идеи постмодернистской культуры.

Техническим осуществлением постмодернистских идей является медиакультура, оказавшая значительное влияние на систему средств пластической выразительности в современном танце. Анализ танца как медиафеномена свидетельствует о том, что современный танец во всех его направлениях можно рассматривать как феномен медиакультуры (или медиафеномен); в том числе и коммерческую хореографию, занимающую значительное место в массовой культуре и представляющую собой танцевальные постановки, созданные для фильмов, рекламы, модных показов, музыкальных клипов и различных телевизионных шоу. Современный танец в целом ориентирован на медиасреду - на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане. Также проникшее в танец требование популяризации приводит к большим изменениям - он превращается в коммерческий проект, ориентированный на массовое производство.

В работе было проведено подробное рассмотрение одного из стилей современной уличной и коммерческой хореографии - хип-хопа. Мы можем определить хип-хоп как «социокультурный феномен, в котором находят свое выражение особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы» 141.

141 Шкурко Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. С. 337.

Постепенно хип-хоп переходит от формы социального протеста к постмодернистской культурной форме, представляя собой медиапродукт в модели потребления. Анализ данного материала говорит о том, что приобретая популярность, становясь продуктом на рынке, чем-то модным, хип-хоп утратил свое изначальное предназначение, свои функции как способа самовыражения уникальной личности, стремящейся изменить свое социальное положение.

Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что современный танец для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом. Если в первом случае танец функционирует как способ самоопределения человеческой личности, ее самовыражения, то во втором случае - поскольку стремление культуры к тотальной коммерциализации травматично для человека — ощущается тенденция к утрате идеального содержания и подрыва духовных основ танца.

В работе были проанализированы танцевальные проекты режиссера Джона Чу,

представляющие собой медиапродукты, которые обладают яркими медийными

характеристиками и создают устойчивый интерес аудитории - и потому получают

высокую стоимость на рынке. Работы Джона Чу - не просто творчество

талантливого режиссера, но и деятельность талантливого рекламщика: он

/

понимает, каким образом должна быть подана та или иная информация, чтобы привлечь внимание потребителей и увеличить эффективность потребления продукта, что бы им ни являлось. В руках Чу и его команды танец стал продаваемым, рекламируемым продуктом. Способность совмещать искусство с деятельностью маркетолога, понимание требований публики и тенденций времени - вот, что заключается в творчестве этого режиссера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Садыкова, Дарья Андреевна, 2014 год

Список использованных источников и литературы

1. Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции / С. С. Аверинцев. -М., 1996. - 448 с.

2. Атитанова, Н. В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : спец. 24.00.01 / Атитанова Наталья Васильевна. - Саранск, 2000. - 18 с.

3. Баева, JI. В. Информационная эпоха : метаморфозы классических ценностей. / JI. В. Баева. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 217 с.

4. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М. : Весь Мир, 2004. - 188 с.

5. Бахтин, M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / M. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. - 543 с.

6. Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества / M. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1979.-341 с.

7. Башляр, Г. Психоанализ огня / Г. Башляр. - М. : Прогресс, 1993. - 174 с.

8. Бебик, М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии / М. Бебик // Танцевально-двигательная терапия. - М., 1997. - Вып. 2.-С.6-11.

9. Бежар М. Мгновение в жизни другого / М. Бежар. - М. : Русская Творческая Палата, 1998. - 242 с.

Ю.Беляевский, A. Hip Нор sposobem na zycie [Электронный ресурс] / А. Беляевский // Режим доступа: http://www.sciaga.pl/tekst/49685-50-hip hop sposobem na zycie autor(дата обращения: 25.01.2014).

П.Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - М. : Медиум, 1996. - 240 с.

12.Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995. - 463 с.

13.Бескова, Д. А., Тхостов, А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004. - С. 128 - 133.

14.Бирюкова, И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души / И. В. Бирюкова // Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. - 2000. - № 4. - С. 3 - 7.

15.Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность / Л. Д. Блок. - М. : Искусство, 1987. - 556 с.

16.Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж Бодрийяр. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. — 96 с.

17.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.

18.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. - 204 с.

19.Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж Бодрийяр. - М. : Рудомино, 1999. — 224 с.

20.Брюханцева, Н. В. Идеалы, идолы и ценности в современном медиапространстве [Электронный ресурс] / Н. В. Брюханцева // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://rnic.org.ru/index.php/3-nomer-2012/132-idealv-idolv-i-tsennosti-v-sovremennom-mediaprostranstve (дата обращения: 10.03.2013).

21.Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. — М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.

22.Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. - M. : Socio-Logos, 1993. - 336 с.

23.Быховская, И. М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М. : ФОН, 1997. - 209 с.

24.Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность : нравственные и эстетические аспекты / И. М. Быховская. - М. : ГЦОЛИФК, 1993. - 190 с.

25.Бюхер, К. Работа и ритм / К. Бюхер. - М. : Новая Москва, 1923. - 258 с.

26.Ваганова, А. Я. Основы классического танца: учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры / А. Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2002. - 192 с.

27.Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. - М.: Искусство , 1997. - 302 с.

28.Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В. В. Ванслов. - М. : Памятники исторической мысли, 2007. - 332 с.

29.Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. - М. : Запасный выход, 2005. - 268 с.

30.Вельганюк, В. В. М. Мак-Люэн и Ж. Бодрийяр: сопоставление взглядов на этапы эволюции человека и копии / В. В. Вельганюк // Известия Томского политехнического университета. - 2012 . - № 6. - С. 85 - 88.

31 .Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М., 2002. - 216 с.

32.Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

33.Виноградов, В. В. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины XIX в / В. В. Виноградов // Ю. Н. Тынянов. Пушкин и его современники. - М. : Наука, 1969. - С.5 - 22.

34.Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана / П. Вирильо. - М., Гнозис, 2002. - 192 с.

35.Волошин, М. О смысле танца / М. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1989.-С. 395-399.

36.Волынский, A. JI. Книга ликований: Азбука классического танца / A. JI. Волынский; [подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Гаевского]. - М. : Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 297 с.

37.Вычужанова, JI. К. Язык хореографии: философский анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.01 / Вычужанова Ляля Камильевна. - Уфа, 2009. - 20 с.

38.Гаевский, В. А. Диветрисмент. Судьбы классического балета / В. А. Гаевский. -М. : Искусство, 1981. - 387 с.

39.Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Г.-Г. Гадамер. - М., 1988. - 425 с.

40.Галкин, Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей. [Электронный ресурс] / Д. В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). - Режим доступа: http://culturalrcsearch.ru/files/onen issucs/03 2012/IJCR 03(8) 2012 Galkin.pd f (дата обращения: 20.12. 2013)

41.Галкин, Д. В. Современные исследования цифровой культуры / Д. В. Галкин // Гуманитарная информатика. - 2004. - №1. - С. 40 - 50. Гаспаров, М. Л. Пародия / М. Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - С. 168.

42.Гелышц, Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, В. Шульц // Психогигиена детей. - М. : Медицина, 1995. - С. 186 - 208.

43.Герасимова, И. А. Музыка и духовное творчество / И. А. Герасимова // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 23.

44.Герасимова, И. А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И. А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН / И. П. Меркулов. - М., 2000. - С. 84-112.

45.Герасимова, И. А. Философское понимание танца / И. А. Герасимова // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С. 50 - 63.

46.Гердт, О. Bio-танец. Премьеры Сюзанне Линке и Ренате Грациадай на фестивале Tanz im August в Берлине [Электронный ресурс] / Ольга Гердт // Стенгазета. - Режим доступа: http://stengazeta.net/?p= 10008182 (дата обращения: 01.03.2014).

47.Гордеева, А. Шаг вперед и два назад [Электронный ресурс] / Анна Гордеева // Время новостей. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2009/149/10/235415.html (дата обращения: 02.03.2014).

48.Григорьянц, Т. А. Культурно-исторический анализ феномена пластических искусств: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01 / Григорьянц Татьяна Александровна. - Кемерово, 2004.-21 с.

49.Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс; под ред. А. В. Рябушкина, В. Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1985. - 136 с.

50.Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Л. : Искусство, 1975. - 128 с.

51.Дубник, И. О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.04 / Дубник Ирина Омовна. - Москва, 1984. - 22 с.

52.Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь / А. Дункан. - М. : Политиздат, 1992.-397 с.

53.Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М. : Классика-ХХ1, 2008. - 248 с.

54.Жаров, Л. В. О специфике телесной культуры человека / Л. В. Жаров // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С. 145 - 148.

55.Жижек, С. Киберпространство или Невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. - 1998. - № 1. - С. 118 - 128.

56.Жиленко, М. Н. Первые танцы человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studvspace.ru/slavyanskaya-kullura/zhilcnko-m. n.-tanets-kak-protokommunikatsiya-6.html (дата обращения: 20.09.2012)

57.Жиленко, М. Н. Танец как протокоммуникация // Вопросы культурологии : сб. аспирантских работ. - М. : ГАСК, 1999. - 84 с.

58.Жиленко, М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01 / Жиленко Мария Николаевна. - М., 2000. - 22 с.

59.Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия. - 2005. - №3.

бО.Занкова, А. В. Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Занкова Анна Валентиновна. - Ростов-на-Дону, 2008. - 30 с.

61.3емлянова, JI. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / JI. М. Землянова. - М., 1999. - С. 38.

62.Кабо, В. Р. Синкретизм первобытного искусства / В. Р. Кабо // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 275 - 300.

63.Каган, М. С. Морфюлогия искусства / М. С. Каган. - Л., 1972. - 440 с.

64.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996. - 415 с.

65.Каган, М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 25 - 33.

66.Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 328 с.

67.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: Blackwell, 2000. - 608 с.

68.Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Н. Б. Кириллова. -М. : Академический Проект, 2005. - 400 с.

69.Клакхон, К. Зеркало для человека: Введение в антропологию / К. Клакхон. -СПб., 1998.-352 с.

70.Конецкая, В. П. Социология коммуникаций. Учебник / В. П. Конецкая. - М. : Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

71 .Костерина, М. А. Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 24.00.01 / Костерина Мария Анатольевна. - Саранск, 2008. - 17 с.

72.Красовская, В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская. - СПб. Лань: Планета музыки, 2008. - 687с.

73.Красовская, В. М. Статьи о балете / В. М. Красовская. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние , 1967. - 340 с.

74.Крылова, М. Новости балета / М. Крылова // Линия : приложение к журналу «Балет». - 2003. - № 4.- С. 3.

75.Кузнецова, Т. Азиатский акцент французского хип-хопа / Т. Кузнецова // Коммерсант. - 2014. - № 197. - С. 14.

76.Кузнецова, Т. Классика против акробатики / Т. Кузнецова // Коммерсант. -2014.-№75.-С. 10.

77.Курюмова, Н. В. Современный танец в культуре XX века : смена моделей телесности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01 / Курюмова Наталия Валерьевна. -Екатеринбург, 2011. - 25 с.

78.Куюнжич, Д. Пародия как повторная переработка (литературной) истории / Драган Куюнжич ; перевод с английского Евгении Канищевой // Новое литературное обозрение. - 2006. - № 4. - С. 84 - 90.

79.Ланкин, В. Г. Основы эстетики: Учебное пособие для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направления «Туризм» / В. Г. Ланкин. - Томск, 2010. - 104 с.

80.Леви, Т. С. Культурно-историческая обусловленность возникновения предметного поля «телесность» [Электронный ресурс] / Т. С. Леви // Режим

доступа:

hllp://lclcsnosl.rii/omcga/psihologiya/kultumoistoricheskava obuslovlcnnosl voz niknovcniya prcdmelnogo polya telesnost.htm (дата обращения: 11.10.2013).

81.Леута, О. Н. Ю. М. Лотман о трех функциях текста / О. Н. Леута // Вопросы философии. - 2002. - № 11. - С. 165 - 173.

82.Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Лиотар Ж.-Ф. // Ступени: Философский журнал. - 1994, - № 2(9). - С. 86 - 98.

83.Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар // Пер. с фр. Н. Шматко. - М., 1998. - 259 с.

84.Лотман, М. Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе / М. Ю. Лотман // История и типология русской культуры. — СПб., 2002. - С. 5 - 20.

85.Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб., 1994. - 758 с.

86.Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история / Ю. М. Лотман. — М., 1996. - 464 с.

87.Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб. : «Искусство-СПБ», 2000. - 704 с.

88.Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб. : Искусство - СПБ, 1998. - С. 14 - 285.

89.Луман, Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество / Н. Луман // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. - 215 с.

90.Лушникова, Г. И. Когнитивный подход к интерпретации литературной пародии / Г. И. Лушникова // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 4. -С. 53-56.

91 .Магданова, Н. К. Тело-вещь и тело-дух в историческом развитии и дизайнерской практике [Электронный ресурс] / Н. К. Магданова // Режим доступа:

http://www.taby27.ru/studcntam aspirantam/philos design/referalv philos desig n/514Z322.html (дата обращения: 02.03.2014).

92.Маклюэн, M. Познавая медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн

- М. : Кучково поле, 2007. - 464 с.

93.Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.

94.Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - M. : REFL-book, 1994. -341 с.

95.Матвеева, JI. В. Психология телевизионной коммуникации / JI. В. Матвеева.

- М. : РИП-холдинг, 2004. - 436 с.

96.Медиафилософия I. Основные проблемы и понятия: материалы Международной научной конференции «Медиа как предмет философии» (16 - 17.11.2007) / Под ред. В. В. Савчука. СПб. : Санкт-Петербургское научное философское общество, 2008. - 345 с.

97.Медиафилософия II. Границы дисциплины: материалы международной научной конференции «Медиафилософия. Границы дисциплины» (21 -22.11.2008) / Под ред. В. В. Савчука, М. А. Степанова. СПб. : Санкт-Петербургское научное философское общество, 2009. - 245 с.

98.Мечковская, Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура: курс лекций / Н. Б. Мечковская. - М. : Академия, 2004. - 428 с. (Высшее профессиональное образование).

99.Моль, А. Социодинамика культуры. — М.: Издательство Прогресс, 1973. — 409 с.

100. Морина, JI. П. Диалектика телесного пластического символа / JT. П. Морина // Метафизика искусства. Материалы международной конференции. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 32 - 37.

101. Морина, JI. П. Когнитивные аспекты телесности / JI. П. Морина // Вестник СПбГУ, 2013. - Серия 6. Вып. 4. - С. 46 - 52.

102. Морина, JT. П. Мифологическое пространство танцевальной образности /Л. П. Морина. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - 151 с.

103. Морина, Л. П. Мифология и феноменология танца: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : 24.00.01 / Морина Лариса Павловна. - СПб., 2003. - 20 с.

104. Морина, Л. П. Семиотика ритуализированных поведенческих форм культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук : 24.00.01 / Морина Лариса Павловна. - СПб., 2008. - 42 с.

105. Морина, Л. П. Семиотические аспекты современных ритуальных форм в культуре / Л. П. Морина // Вопросы культурологии. - 2008. - № 4 -С. 72-73.

106. Морина, Л. П. Танец и бытие человека [Электронный ресурс] / Л. П. Морина // Санкт-Петербургский Университет. - 2013. - №10. - Режим доступа: hllp://iournal.spbu.m/?p= 10944 (дата обращения: 10.11.2013).

107. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; [сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана]. -М. : КДУ, 2011. — 416 с.

108. Мухин, И. В. Тело в танце: эстетическая выразительность / И. В. Мухин // Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы науч. конф., 20-21 окт. 1999. Тезисы докладов и выступлений. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 1999. - С. 53 - 55.

109. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

110. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше ; пер. с нем. Г. А. Рачинского. - СПб. : Азбука классика, 2005. - 208 с.

111. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце / Ж.-Ж. Новерр. - Л. : Academia, 1927. -316с.

112. Оганесян, H. Ю. Особенности влияния танцевальной терапии на изменённые состояния сознания [Электронный ресурс] / Н. Ю. Оганесян // Режим доступа: http://spbadmt.rU/publications.html#oganesyan izin sost (дата обращения: 23.02.2014)

113. Осинцева, Н. В. Танец в аспекте антропологической онтологии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.01 / Осинцева Надежда Владимировна. - Тюмень, 2006.-21 с.

114. Павлова, Н. Классический балет есть замок красоты [Электронный ресурс] / Н. Павлова // Monolite digest. - 11.2004. - Режим доступа: http://vvww.ilzc-liepa.ru/press/2004 11 01.shtml (дата обращения: 02.06.2012).

115. Пасынкова, Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 1995. - №4. -С. 142- 146.

116. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца: кн. для учащихся / В. М. Пасютинская. - М. : Просвещение, 1985. - 223 с.

117. Первые танцы человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.idancc.ru/shovv.php7id а=754 (дата обращения: 08.09.2011).

118. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. - Нижний Новгород : Ай Кью, 1992.- 186 с.

119. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : «Рефл-бук», 2001.-656 с.

120. Ранние формы искусства / Сб. статей под ред. Е. М. Мелетинского. — М. : Искусство, 1972.-479 с.

121. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. - М. : Ультра. Культура, 2003. - 368 с.

122. Рогинский, Я. Я. Изучение палеолитического искусства и антропологии / Я. Я. Рогинский // Вопросы антропологии. - 1965. - № 21. -С. 151 - 158.

123. Рогинский, Я. Я. Об истоках возникновения искусства / Я. Я. Рогинский. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 32 с.

124. Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. - 1995.

- № 1.-С. 132.

125. Ромм, В. В. К методике палеохореографического анализа / В. В. Ромм.

- Новосибирск, 1994. - 128 с.

126. Ромм, В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии : 24.00.01 / Ромм Валерий Владимирович. - Барнаул, 2006. -48 с.

127. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. - СПб. : Петрополис, 2001. - 288 с.

128. Савчук, В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины / В. В. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2008. С. 7 - 39.

129. Савчук, В. В. Режим актуальности / В. В. Савчук. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 280 с.

130. Савчук, В. В. Философия фотографии / В. В. Савчук. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2005. - 256 с.

131. Сидоров, А. А. Современный танец / А. А. Сидоров. - М. : Первина, 1923. - 143 с.

132. Симонов, П. В. Созидающий мозг : нейробиологические основы творчества / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1993. - 111 с.

133. Сиротин, А. Сначала был танец. [Электронный ресурс] / А. Сиротин // Режим доступа: hllp://www.chayka.org/oarlicle.php?id= 111 (дата обращения: 15.05.2011)

134. Сметанина, С. И. Медиа-текст в системе культуры / С. И. Сметанина.

- СПб.: Питер, 2002. - 232 с.

135. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие / А. В. Соколов. - СПб. : Издательство Михайлова В. А., 2002. -461 с.

136. Соколова, Н. J1. Популярная культура в эпоху «новых» медиа: социальный анализ культурных практик : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук : 09.00.11 / Соколова Наталья Леонидовна. - Самара, 2010. - 38 с.

137. Соколова, Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? [Электронный ресурс] / Н. Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). - Режим доступа: http://culluralrcscarch.ru/riles/open issues/03 2012/IJCR 03(8) 2012 Sokolova N.pdf (дата обращения: 20.12. 2013)

138. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. - М. : Прогресс, 1977. - 696 с.

139. Социальная аналитика ритма. Сборник материалов конференции. -СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 240 с.

140. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия / А. Старк // Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 1994. - С. 3 - 23.

141. Старк, А., Лохн, Э. Использование вербализации в танцевально-двигательной терапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorod-psy.ru/content/vievv/83/47/ (дата обращения: 15.02.2014).

142. Суворова, О. С. Телесность человека, как основа его жизни и единства с природой / О. С. Суворова // Биофилософия. М. : ИФ РАН, 1997. - С. 223 -234.

143. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. - М. : Искусство, 1979. - 360 с.

144. Тарасов, Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учеб. пособие / Н. Тарасов. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2005. - 496 с.

145. Телесность человека: междисциплинарные исследования : сборник статей / Под ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. - М. : ФО СССР, 1991. -159 с.

146. Терин, В. П. Мифотворчество в электронном окружении [Электронный ресурс] / В. П. Терин // Медиа. Информация. Коммуникация (MIC): международ, электронный журнал. - 2013. - № 4. - Режим доступа: hllp://mic.org.ru/index.php/4-nomcr-2012/166-mirolvorchcslvo-v-elektronnom-okruzhenii (дата обращения: 25.02.2014)

147. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 1999. - 781 с.

148. Тузиков, А. Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А. Р. Тузиков // Полис. - 2002. - № 5. - С. 129 - 133.

149. Тынянов, Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) / Ю. Н. Тынянов // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С.198 - 226.

150. Тынянов, Ю. Н. О пародии / Ю. Н. Тынянов // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 284 - 309.

151. Успенский, Б. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. Успенский. - М. : Языки русской культуры, 1996. - 608 с.

152. Фаязов, М. Средства массовой информации и нравственное воспитание / М. Фаязов. - Узбекистан, 1981.- 122 с.

153. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение / М. Фельденкрайз. -М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. - 224 с.

154. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

155. Филатов, С. В. Танцевальная техника и выразительность: традиции русской балетной педагогики и современные подходы [Электронный ресурс] / С. В. Филатов // Режим доступа: hltp://mega-ril.ru/?pagc id=305 (дата обращения: 02.06.2012).

156. Фокин, M. M. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма / М. Фокин; [вступ. ст. и коммент. Г. Н. Добровольской]; Ленингр. гос. театр, б-ка им. А. В. Луначарского. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние , 1981. - 510 с.

157. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М. : Лабиринт, 1997. - 448с.

158. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Современная западная теоретическая социология. Вып.1. -М., 1992. - 142 с.

159. Хан, X. И. Мистицизм звука / X. И. Хан. - М., 1997. - 160 с.

160. Ханнафорд, К. Л. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / К. Л. Ханнафорд. - М., 1999. - 238 с.

161. Хейзинга, Й. Homo Ludens / Й. Хейзинга. - М. : Прогресс, 1992. - 464 с.

162. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / сост. В. П. Вдовиченко. - М., 2003. - 24 с.

163. Челышева, И. В. Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры [Электронный ресурс] / И. В. Челышева // Медиа. Информация. Коммуникация (MIC): международ, электронный журнал. - 2012. - № 1. - Режим доступа: htlp://mic.org.ru/indcx.php/L-mcdia/1 -lm/27-chelysheva-1 (дата обращения: 10.10. 2013)

164. Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. - М. : Территория будущего, 2007.-312 с.

165. Шаповалова, Н. Г. ОРФО-арт как пример карнавального общения в виртуальной реальности / Н. Г. Шаповалова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: в 3-х ч. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. -Вып. 11, ч. II.-С. 292-295.

166. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе / Т. А. Шкурко // Психологический вестник. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. - № 1 (1) - С. 327 - 348.

167. Шкурко, Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко. -СПб. : Речь, 2005.- 192 с.

168. Штайн, О. А. Трансформация телесности в современном мире / О. А. Штайн // Вестник Удмуртского университета, 2010. - № 1. - С. 99 - 102.

169. Эко, У. Инновация и повторение . Между эстетикой модерна и постмодерна /У. Эко //Философия эпохи постмодерна .-Минск, 1996. - С. 52 - 74.

170. Эндрюс, Т. Магия танца / Тед Эндрюс. - Ваклер, 1996. - 256 с.

171. Юнг, К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Нойман. - М., 1996. - 126 с.

172. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - M., 1991. - 262 с.

173. Якобсон, Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985. - 460 с.

174. Christophe Corbier. De Nietzsche à Maurice Emmanuel: danse et hellénisme. // Séminaire Modernités antiques. La littérature occidentale (19101950) et les mythes gréco-romains. Séance du 7 novembre 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fabula.org/atelier.php7De Nietzsche %26agrave%3B Maurice Em manuel%3A danse et hell%26eacute%3Bnisme. (дата обращения:

обращения: 10.09.2011).

fr/LinkedDocuments/hiphop hist.pdC

179. Le lac des cygnes. Persiste et signe. Céline Laflute pour Evene.fr -Décembre 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://\v\vw.evenc.fr/thcatrc/actualite/lac-des-cygnes-svvan-lakc-mogador-spcctaclc-dansc-ballct-250.php (дата обращения: 17.03.2013).

180. Merleau-Ponty, M. The Primacy of Perception. Evanston, 1964. - 230 c.

181. Roberta Shapiro, Isabelle Kauffmann, Felicia McCarren. La danse hip-hop. APPRENTISSAGE, TRANSMISSION, SOCIALISATION, 2002. - 225 c.

182. Антон Вилкин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.eom/a vilkin (дата обращения: 28.10.2013).

183. Алиен Несс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/note7507240 8641262 (дата обращения: 06.03.2014).

184. Звезды русского балета [Видеозапись] : [Фрагменты балетов] / реж. В. Фиалковский. - М. : Студия 48 часов, Музей театрального искусства, АОЗТ НКПФ Адонис, 1998. - 1 вк. - (Сокровища русского балета).

185. Кафедра Танцевально-Двигательной Психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tdt-cdu.ru/ (дата обращения: 12.12.2013).

186. Лаборатория танцев "PASHA-2309". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pasha-2309.ru/ (дата обращения: 10.09.2011).

187. Мастера русского балета [Видеозапись] : [Фрагменты балетов] / реж. Г. Раппапорт. - СПб. : ЛЕНФИЛЬМ, ООО «ЛЕНФИЛЬМ-ВИДЕО», 2000. -1вк. - (Сокровища русского балета).

188. Международный центр танца и перформанса ЦЕХ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tsekh.ru/ (дата обращения: 01.03.2014).

189. Общероссийская Танцевальная Организация (OPTO, Федерация современных танцев России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwvv.ortodance.ru (дата обращения: 08.12.2011).

190. Мекс, «Перевод главы книги Джорджа Нельсона «Хип-Хоп Америка» (All The Most)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://\vww.hhccntrcl973.Ri/index.php/liip-hop/hh-historv/usa-historv/itern/159-hip-hop-america (дата обращения: 28.10.2013).

191. «Режиссер «Поколения бумбокса» («Born from a Boombox»): интервью с Джоном М. Чу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htlp://wvvw.asiapaciricarts.usc.cdu/w apa/showarticle.aspx?articleID-15633&A spx AutoDeteclCookieSupport= 1 (дата обращения: 27.10.2013).

192. Социальные эксперименты молодежи. Флешмоб и Профлеш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.2-capital.ru/flcshmob.html (дата обращения: 05.03.2014).

193. Танцевальный Совет ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hllp://ciduncsco.ru/otchet.html (дата обращения: 08.12.2011).

194. Трейлер шоу «Танцуют все» 4 сезон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voutube.com/watch?v=KjMql-SBSWQ (дата обращения: 28.10.2013).

195. About Dance / Movement Therapy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adta.org/About DMT (дата обращения: 07.09.2012).

196. Adidas MEGALIZER Les Twins, Bboy Lamine, Bboy Mounir [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=pOLtpDFxHCQ_(дата обращения:

25.03.2012).

197. Afrika Bambaataa: «Как хип-хоп может умереть? Ведь он и есть современная культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intcrvicwrussia.ru/music/984 (дата обращения: 23.02.2014).

198. ASLANOV «На языке танца: пляс улиц» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://m.kinopoisk.ru/review/1529441/ (дата обращения:

28.10.2013).

199. Cairn Info [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cairn.info/disc-arts.htm (дата обращения: 25.02.2014).

200. Dance Cafe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dance-cafe.nct/ (дата обращения: 21.02.2014).

201. DJ Kool Here's «Definition Of Hip Нор?» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: vvww.davcyd.com/koolhcrc.html (дата обращения: 28.10.2013).

202. DS2DIO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/iiser/DS2D107fcature-watch (дата обращения: 03.11.2013).

203. Encyclopedia break-dance'а [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bdancc.ru/tire2.php (дата обращения: 07.03.2014).

204. Jon М. Chu [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Jon М. Chu (дата обращения: 27.10.2013).

205. Microsoft Surface [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=U2ZHlEnOgxU (дата обращения: 29.10.2013)

206. Microsoft Surface Pro Latest Commercial - Behind the Scenes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvmcc.vvordprcss.com/2Q13/03/26/microsoft-surface-pro-latest-commercial-behind-the-sccnes-surface-pro-thc-vibc-commercial/ (дата обращения: 29.10.2013).

207. OPI Instinct of Color [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=AGLCZSwYl"Do_(дата обращения:

28.10.2013).

208. PIN.FAM, True school hip-hop. Бамбата — Папа Африка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/topic-27693559 28687239 (дата обращения: 28.10.2013).

209. Rock Steady Crew. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ibboy.ru/bboywiki/crew/item/49-rock-steady-crew.html (дата обращения:

23.02.2014).

210. Step Up. Anne Fletcher. 2006. Touchstone Pictures, United States of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3494916 (дата обращения: 21.01.2011).

211. Step Up 2: The Streets. Jon Chu. 2008. Touchstone Pictures, United States of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hUp://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=349491 б (дата обращения: 21.01.2011).

212. Step Up 3D. Jon Chu. 2010. Touchstone Pictures, United States of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/vicwtopic. php?t=3494916 (дата обращения: 21.01.2011).

213. STYLE WARS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stylcwars.com/ (дата обращения: 28.10.2013).

214. Surface Pro Commercial «The Vibe» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tr3dFSzh 1 yU (дата обращения: 29.10.2013).

215. Swan Lake [Видеозапись] / реж. и хореограф Мэттью Боурн (Matthew Bourne); исполнители: Адам Купер (Adam Cooper), Скотт Эмблер (Scott Ambler), Фиона Чэдвик (Fiona Chadwick). - 1996. - [DVD5].

216. The AC/DC Crew [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.voutubc.com/nlavlist?list=PLD73D856FB79EQ43D_(дата

обращения: 17.09.2013).

217. The Freshest Kids. Israel. 2002. QD3 Entertainment, United States of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ouOkIEqkUQ4 (дата обращения: 09.09.2013).

218. The LXD. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thelxd.com/ (дата обращения: 10.05.2012).

219. T-Mobile Sidekick LX Hip Pop Dance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtubc.com/watch'?v=sSTwp3Tu2Uo (дата обращения: 06.06.2012).

220. WILD STYLE (1982) The Blueprint For Hip Hop as a Culture & Hip Hop Media [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http.V/www.youtube.corn/watch?v=VZ5vk-4pFTc_(дата обращения:

28.10.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.