"Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ляшенко, Анна Васильевна

  • Ляшенко, Анна Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Киев
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 182
Ляшенко, Анна Васильевна. "Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Киев. 1983. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ляшенко, Анна Васильевна

Стр.

Введение .2

I. Глава первая. Русская биографическая литера* тура, ее традиции в творчестве М.Шагинян . П.

Глава вторая. На основах интернационализма к истокам замысла книги "Тарас Шевченко"). Ш.

Глава третья. Связь времен как структурообразующий принцип историко-биографического повествования М.Шагинян . 81

IV. Глава четвертая. Проблема типизации характера в книге "Тарас Шевченко" . 119

V. Заключе ни е . 146

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе»

В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства"1, - эти слова из Отчета ЦК ХХУ1 съезду КПСС имеют прямое отношение к достижениям советской художественной литературы. За годы своего развития в ней созданы разнообразные по тематике и формам произведения о выдающихся деятелях революционной истории. В советской художественной прозе они представлены очерком М.Горького "В.И.Ленин" и современной советской Ленинианой - романами и повестями А.Коптелова и М.Прилежаевой, Ч.Айтматова и В.Канивца, С.Дангулова и ЕЛюфа-нова. Традиции.литературных портретов М.Горького и "силуэтов" об участниках Октябрьской революций А.Луначарского получают свое продолжение, в современной серии "Пламенные революционеры", в романах Ю.Трифонова "Нетерпение" и С.Сартакова "А ты гори, моя звезда." От первых изданий горьковской серии "Жизнь замечательных людей", романов Ю.Тынянова и О.Форш берут свое начало книги нашей многонациональной литературы о творцах передовой культуры - Айбека "Навои", М.Ауэзова "Путь Абая", А.Якубова "Сокровище Улугбека", повести и романы о Т.Г .Шевченко в украинской литературе. В образах героев этих

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., ¡981, с. 62. произведений воплощается благородство жизненных целей, идейная убежденность, трудолюбие и мужество, тот идеал человека, который не надо выдумывать, а взят из жизни*.

Одним из авторов историко-биографических романов, получивших высокое признание советской общественности, является Мариэтта Сергеевна Шагинян (¡888-1982^.

Много лет отдавала она свой вдохновенный талант художника, знания ученого, опыт публициста созданию произведений о выдающихся деятелях культуры и искусства. Литература, музыка, педагогика - неизменные предметы ее размышлений, научных исследований, острых выступлений. Постоянным объектом ее художественного воспроизведения является интеллектуальная личность создателей духовных ценностей. Герои ее произведений -В.И .Ленин - творец коммунистической этики, морали и эстетики, И.Н.Ульянов - педагог и просветитель, Шевченко и Гете - деятели культуры,Рахманинов и Мысливечек - талантливые композиторы и музыканты.

М.Шагинян - автор сложных по материалу, оригинальных по жанру, глубоких по мысли произведений "Семья Ульяновых", "Четыре урока у Ленина" и "Билет по истории", воспоминаний о НЛС.Крупской. Ею написаны книги "Тарас Шевченко", Тете", "Этюды о Низами". Множество портретов современников - творцов русской и мировой культуры вошло в очерки "Зарубежные письма" и мемуары "Человек и время". Произведения М.Шагинян о жизни и творчестве реальных личностей прошлого - это значительное и целостное явление в советской историко-биографической литературе.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983. М., 1983, с. 43.

Тетралогия писательницы о вожде удостоена Ленинской премии. Ее книги о жизни творцов литературы и искусства принадлежат к произведениям мировой культуры. Ромен Роллан считал ее близким себе по духу человеком: "Мне было интересно узнать о том, какое место в вашей жизни занимает музыка. Вы принадлежите, таким образом, к братству Жана Кристофа.Филолог, переводчик Маркса и Гейне-на японский язык Дутому Иото писан Мариэтте Шагинян: "Вашу книгу. "Гете" я прочел с величайшим воодушевлением, она написана глубоко.научно и вместе с тем с большой любовью. Вы сумели очень ясно объяснить классовую ограниченность и величие Гете как поэта. И относитесь к нему весьма благожелательно как к человеку. У нас Гете изображается весьма односторонне. Его превращают, в. идола. Вот почему мне хочется перевести. Вашу книгу-о Гете на японский язык: чтобы показать моим дорогам соотечественникам -истинный образ Гете и раскрыть перед р ними величие и страдания гениального поэта'' .

Для чехов, по словам критика Милана Юнгмана, в "Воскрешении из мертвых" писательница ".открыла великую личность Мысли-вечка, определив его место-в музыкальной культуре ХУШ века, по о праву ему принадлежащее" . Высоко оценены ее работы о творцах литературнародов^СССР: они дают новое представление советским людямобизвестных исторических личностях: армянском писателе-Хачатуре Абовяне, осетинском поэте Коста Хетагурове, -азербайджанском ,ноэтеми.^ыслителе Низами и украинском поэте Тарасе Шевченко. "Ее книга-О-Великом Кобзаре Тарасе Шевченко принадлежит, к числу лучших исследований, посвященных жизни и

I Из переписки Мариэтты Шагинян. - Культура и жизнь, 1958, }£ 4, с. 49. ' 2 Там же.

3, Литературная газета, 1964, 28 мая. творчеству гениального сына Украины"*, — отмечал А.Сурков на восьмидесятилетнем юбилее М.Шагинян.

Среди историко-биографических произведений писательницы "Тарас Шевченко" занимает особое место. С ним связано создание всех других ее исследований об основоположниках национальных культур. "Изучение творчества Тараса Шевченко помогло мне потом в моих работах о Гете, Яне Амосе Коменском, Вильяме Блэйке и об армянских классиках - Микоале Налбандяне, Хачату-ре Абовяне ", - так считала М.Шагинян. В книге об украинском поэте отразился целый этап формирования единства народов и литератур нашей страны. Создавалась она после Первого съезда писателей в благоприятных условиях подъема культур народов СССР, в обстановке всеобщего интереса к ним, в период интенсивного освоения "эстетического материка другой нации"3.

Произведение М.Шагинян о Тарасе Шевченко всем своим содержанием было нацелено на освоение и овладение сокровищами национальных литератур.

На ХХУ1 съезде Коммунистической партии Советского Союза отмечена историческая закономерность: возникновение в процессе расцвета и взаимообогащения национальных культур культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности^. "На основе прогрессивных традиций, интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая многонациональная культура"^, ставшая итогом шестидесятилетнего раз

1 Известия, 1968, 2 апреля.

2 Литературная газета, 1961, I0 марта Сна укр.языке).

3 В кн.: Единство, рождённое в борьбе и труде. М., 1972, с. 72.

4 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 57.

5 Андропов Ю.В.* Шестьдесят лет СССР. - Литературная газета, 1982, 22 декабря. вития культуры социалистического общества. Порождением и выражением этого процесса является в числе многих фактов нашей литературы творчество М.Шагинян. В ее писательский мир вошли великие культуры - русская, культура народов СССР и зарубежная, богатая культура народов Кавказа, поэзия украинского Кобзаря, карело-финский эпос "Калевала" - таков широкий круг ее интересов в литературе народов нашей страны. "Тарас Шевченко" -одно из ярких проявлений интернациональной по характеру и смыслу деятельности М.Шагинян: "книга родилась из родника советских чувств, исполненных любовью к Родине и братским содружеством народов"I, - отмечает ее первый рецензент В.Кирпотин.

По содержанию и форме произведение сочетает в себе качества научной и художественной литературы. "Предлагаемый труд не монография", - писала М.Шагинян в предисловии к его первому изданию. "Задача моей работы - дать читателю живой образ Шевченко - творца и мыслителя", - подчеркивала она художественный аспект своего труда в новом.издании 1964 года. Писательница колебалась в выборе формы своего произведения. В собрание сочинений 1975 г, "Тарас Шевченко" вошел в число монографий. М.Шагинян возвращалась к определению, которое отрицала вначале.

Сближение науки и литературы приводит к возникновению ис-торико-биографических произведений особого рода, заметил еще В •Г.Белинский. Рецензируя книгу К.Полевого "Михаил Васильевич Ломоносов", он писал: "Это - не роман и не биография в точном смысле этих слов, но это дело и ума, и фантазии, это -- поэтическая биография, принадлежащая и к науке, и к искус

I Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. 112. ству, род совершенно новый, оригинальный"1. Современное советское литературоведение окончательно пришло к признанию взаимовлияния научного и художественного способов познания действительности. И в науке (литературоведении I,.и в литературе "возч никают переходные, гибридные формы", стоящие на границе исследования и романа, - утверждает А.Бупмин. К этим формам он при. . чисдяет "интересные и ценные работы", "сочинения"^, созданные как литературоведами, .так.и писателями. .

Произведение ."Тарас Шевченко" М.Шагинян привлекало внима-. . ние критики уже в.момент его .создания.Русская и украинская .пресса,следила за работой писательницы, информировала читателей о ее новых, творческих планах. Рецензенты отмечали появление первого и второго изданий его, указывали на достоинства работы, на достоверность материала, называли отдельные фактио • ческие ошибки, допущенные автором0. В 50-е годы, когда появлялись другие цроизведения, критика выделяла различные проблемы, связанные с их содержанием и тем самым получала более полные и. разносторонние знания, об историко-биографическом жанре в творчестве писательницы, В книге о Гете рецензенты находили интересным анализ наследия, немецкого поэта. Об исследователь. ской-повести "Воскрешение из мертвых" писал 0.Черный в статье . . . "Вернувшийся к .людям". Умение, М .Шагинян решать на материале прошлого проблемы, современности отмечал в рецензии "Связь вре мен"~А.Золот1>в, на. искусствоведческих открытиях писательницы останавливался И.Попов в- "Советской культуре" (¡964, 19 ноября^. Авторская личность, проявившаяся в произведении, привле I Белинский В .Г. Полн. собр. соч., М., 1953, т. II, с.194.

2 Бушмин А.С. Наука о литературе. М., 1980, с. 55:

3 Лазаревский И.Д. По поводу. - Письмо'Шагинян М.С. Лазаревскому ИД. - ЦГАЛИ, ф. 1932, оп. I, ед. хр. 224. кала С.Трегуб , роману он посвятил статью "Подвиг писателя". Б 70-х годах активно исследуется Дениниана М.Шагинян в диссертациях Р.Гольдиной, Н.Назирова, статьях Ф.Кузнецова. Воспоминания М.Шагинян "Человек и время" изучаются в диссертации Т.Колядич "Мемуарно-биографические произведения 70-х годов (проблематика и жанр)". Интервью, взятые у писательницы К.Се-ребряковым^, передают ее взгляды и суждения об искусстве и литературе. Статья сборника "Творчество Мариэтты Шагинян"2 В.Е.Протченко посвящается выступлениям писательницы о литературе и искусстве.

В целом современное литературоведение привлекает творческая индивидуальность-М.Шагинян как писателя. В науке складывается представление о художественной системе ее исторической прозы, о философскому аналитическом складе ее мышления. В работах отмечается "синтетичность" произведений М.Шагинян, указываются основные компоненты этого синтеза - единство политического и публицистического, документального, автобиографического, лирического, эпического и драматического. Раскрывается роль документа и функции времени в ее произведениях. Исследователи проникают в суть авторской концепции гармонической личности и в типологию ее исторических образов в диссертации Т.Осиповок.

Проблема жанра является центральным аспектом исследований творчества М.Шагинян. В работах Л.Скорино особенно обстоятельно рассматривается все многообразие форм романов, созданных писательницей. Т.Назиров пишет.о литературном портрете, А.Бритиков - детективном жанре. Однако "Тарас Шевченко" М.Шагинян, как и другие ее произведения о творцах культуры, не

1 Серебряков К.Б. Уроки жизни. М., 1979.

2 Творчество Мариэтты Шагинян. Сб. Статей. Л., 1980.

3 Скорино Л.И. Мариэтта Шагинян - художник. М., '1981. стали объектом названных здеоь исследований. Лишь в других источниках есть некоторая информация об этом произведении. З.Удонова только называет его в ряду работ писательницы о деятелях культуры. Д.Скорино в примечании к собранию сочинений М.Шагияян указывает на отдельные факты истории его создания, определяет его по жанру как литературоведческое исследование. Серьезная заявка на выявление места и значения книги об украинском поэте в творчестве писательницы сделана Н.Щедриной1. Но и здесь.произведение о Шевченко поставлено в число очерков .М.Шагинян, поэтому в работе дается хотя и интересная, но лишь общая его характеристика.

Актуальность темы исследования определяется, таким образом, ее связью-с насущными, вопросами идеологического и интернационального .воспитания, выдвинутыми. ХХУ1 съездом КПСС и июньским С1983 г.) Пленумом Щ КПСС. Интерес к произведению М.Шагинян "Тарас Шевченко" обусловливается самим объективным процессом создания.культуры единого советского.народа. Насущная необходимость изучения.избранного.,предмета вызывается назревшей потребностью исследования.явлений,-стоящих на границе науки и искусства. Нужно отметить, что.в изучении теории и практики историко-биографической литературы многое осталось дискуссионным в современном, литературоведении. Актуальным задачам современного литературоведения, отвечает анализ жанровой специфики конкретных произведений об исторических личностях. . И, наконец, выбор темы обусловлен стремлением восполнить пробел в изучении творчества М.Шагинян.

Пель и задачи исследования. Основная цель работы состоит в монографическом-исследовании произведения М.Шагинян "Тарас

I Щедрина Н.М. Историческая проза Мариэтты Шагинян.

АКД. Харьков, 1974.

Шевченко" в связи с развитием историко-биографической прозы в советской литературе. Этим определяются следующие конкретные задачи, поставленные в диссертации: анализ идейно-художественного содержания изучаемого произведения, определение места и значения творчества писательницы в советской литературе, в становлении историко-биографического романа, раскрытие процесса освоения традиций национальных культур и перспективности творческого опыта. М.Шагинян в изучении литератур народов СССР; выявление в книге признаков художественного и научного произве-. дания, которые.рассматриваются в.их неразрывном единстве.

Книга М.Шагинян рассматривается преимущественно с точки зрения ее литературно-художественной значимости. Вопросы литературоведческого характера, решаемые в произведении, затрагиваются в диссертации в той мере, в какой они имеют отношение к . достижению поставленной цели.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации, послужило изучение.трудов классиков марксизма-ленинизма,-программных документов ЦК КПСС, работ по методологии советского литературоведения. Автор работы опирается на труды. В.И .Ленина, .связанные, с проблемой-периодизации истории . освободительного.движения вРоссии, с вопросами национального и интернационального.в искусстве. В-диссертации выражается критическое отношение .к методологическим просчетам, допущенным • всоветской литературе 20т30-х годов, отмечаются достиже-. ния .биографической литературы, исходящей из принципов марксистской науки в познании закономерностей исторического прошлого.

Автор диссертации опирается в своем исследовании на основ. ные положения современного литературоведения по общим проблемам теории социалистического реализма - работы Д.Маркова,

АЛетченко, А.Овчаренко, В.Сучкова, на исследования национального и интернационального содержания и формы советской литературы (ТЛомидзе, М.Пархоменко, Л.Новиченко, Н .Кру тиковой \ на новые данные науки по историческому роману и историзму художественной литературы ^.Петрова, В.Оскоцкого, П.Николаева и другихК. ист очникам., исследования привлечены результаты, полученные, ведущими, советскими, специалистами, авторами теоретических работ о многонациональном характере советской литературы; о методе и мировоззрении; о типическом в литературе; о видах- и жанрах-и т.д. В диссертации исследуются.работы В.И.Ленина о деятелях революционного,движения. В общий процесс развития историко-био-, графической прозы.поставлены очерки А.В.Луначарского о В.И.Ленине, и его статьи о -писателях. Автором привлекаются многочисленные тексты произведений о деятелях передовой культуры.

Диссертант обращается к материалам "Правды", "Литературной газеты"и украинской "Л Лературно! газети" 1936-1940-х годов. Впервые вводятся в научный оборот статьи и выступления М.Шаги-нян, опубликованные в прессе этого периода. Анализируются- про-, изведения русской литературы об украинском поэте, выпавшие из поля зрения шевченковедов,- публицистика первых лет Октябрьской революции, романы и повести, отраженные М.Шагинян или созданные одновременно с ее произведением, и цроизведения современной литературы последних лет.

В диссертационном исследовании привлекаются материалы, хранящиеся в фондах ШЛИ и ЦГАЛИ о романах Ю.Тынянова и А.Виноградова, например, стенограммы выступления А.Виноградова о документе и вымысле в историческом романе, заметки и варианты повести о Паганини. В работе диссертанта используется находящаяся в ЦГАЛИ машинописная рукопись книги М.Шагинян с ее правками. Во время.встречи.с писательницей в 1970 году М.Шагинян разрешила, ознакомиться автору диссертации с дневником, нахо-. давшимся тогда в ее личном архиве. Нами цитируются записи, сделанные М«Шагинян в годы, создания "Тараса Шевченко" и в дни путешествия.по-Украине.в.1939 году. В отдельных главах исследования сопоставляются тексты изданий книги разных лет С1941, 1946, 1964 г Д.

Структура-И объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и.списка литературы. Основной текст диссертации составляет ¡58 страниц, библиография включает 285 наименований. . .

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ляшенко, Анна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В книге создан многогранный образ Шевченко - поэта, писателя, человека, гражданина, мыслителя, сына своего народа. Переданы особенности его мощного интеллекта, раскрыт мир его чувств, черты характера, мировоззрение, показана динамика формирования его личности. В книге, содержится повествование о жизни, борьбе и судьбе великого украинского поэта. "Тарас Шевченко" - это художественно биографическое произведение. В нем создан образ исторической личности с проникновением в ее внутренний мир, эмоциональностью авторской речи, конкретно-чувственным (образным) отражением действительности. С этой целью использованы приемы художественного построения: конфликт, типизация, изобразительные средства характеристики героя, то есть описание его поступков, речи, внешности, отношений с окружающими. И как в научном труде, в нем есть безусловная подлинность материала, строгая точность. Она.придает произведению оттенок рационалистичности и деловитости, но это качество "подлинной, порядочной, гуманной деловитости.:Не последнего качества, очень дефицитного в современном мире и современном искусстве"*, как заметил С.Залыгин. Книга М„Шагинян дает возможность автору диссертации отметить, что писательница оперировала чрезвычайно разнообразным документальным материалом: вводила мемуары, письма, дневники, рукописи, учитывала свидетельства современников

I В кн.; Залыгин С.П. Литературные заботы. М., 1972, с. 37.

.поэта. Язык.произведения, насыщен научной терминологией (общественно-политической, литературоведческой), отличается точностью формулировок, сложным.синтаксисом. Научный аппарат - указание источников, ссылки,.примечания, библиография - все это относится к исследовательской части. Писательница сумела поставить специфически научные вопросы: народность творчества Шевченко, его место и значение в истории ру.сской и украинской культуры. Ею изучены эстетические взгляды.поэта, революционное содержание его поэзии. Писательница разоблачала буржуазные националистические теории, проявившиеся в отношении к украинскому поэту, активно включалась в борьбу за создание советской школы шевченкове-дения, опирающейся на марксистско-ленинскую методологию.

М.Шагинян сообщала новые факты из биографии и творчества Шевченко: показала его связи с революционно-демократической интеллигенцией, осветила его пребывание и участие в аральской экспедиции. Установив, место.и значение, прозаических произведений Шевченко, подчеркнула их художественную ценность. Подняла из архивов рисунки художника,, разыскала ранее неизвестные отрывки из драмы "Никита Гайдай". Вследствие этого книга вошла в советское шевченковедение как.значительный.труд, оказавший влияние на решение и развитие многих вопросов в науке о Кобзаре. Об этом свидетельствует то, что все современные авторы работ, изучающие творчество.Шевченко по. различным, направлениям - Шевченко и литература народов.СССР, Шевченко и русская литература, Шевченко и революционно-демократическое движение - учитывают сказанное М,Шагинян, продолжают.ее поиски или полемизируют с ней1.

I На книгу М.Шагинян ссылаются: Шубравский В.Е. Шевченко и литёратура "народов СССР. Киев, 1964, с. 40, 199, 207; Прийма Ф.Я. Шевченко и русская литература XIX века.'М.-Л., 1967, с.41, ЦЗ,Л71-172; Кирилюк Е. и др. Т.ШевЧенко. Биография: Киев, 1964,'с; 405, 451.

В советской научной литературе ее книга положила начало созданию "комплексной" биографии-Кобзаря. Писательница отразила жизнь и личность Шевченко в неразрывном единстве с творчеством поэта, художника, прозаика, драматурга, представила его как общественного деятеля. Ее начинание продолжили и развили украинские литературоведы. Член^-корреспондент АН УССР, доктор филологических наук, профессор ЕДСирилюк, оппонентом у которого при защите кандидатской - диссертации была М.Шагинян, стал впоследствии соавтором самой полной в настоящее время научной монографии о жизни и деятельности Т.Г.Шевченко.

Нужно отметить, что в произведении "Тарас Шевченко" есть и особые признаки, возникшие на сложной научной и художественной основе. Документ, который является основным "инструментом" исследователя, служит одновременно и средством художественной изобразительности. Внешний облик поэта воссоздается по его автопортретам, словесное описание которых содержится в книге. Раскрывая черты национального украинского характера в образе Шевченко, писательница использует высказывание Н,Г,Чернышевского: "Очаровательное соединение наивности и тонкости ума, мягкость нравов в семейной жизни, поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого, красота, изящество вкуса, поэтические обычаи - все соединяется в этом народе, чтоб очаровывать вас". Так нарисовал он в своей статье портрет украинского крестьянина: но ведь "поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого" - это портрет и самого Тараса Шевченко" /501-502/.

Для М.Шагинян показательно, что ею не используются многие художественные средства для создания образа: нет, например, вымышленных сцен и диалогов действующих лиц. Однако из дневниковых записей, писем Шевченко, воспоминаний современников о нем,

которые отражают особенности его разговорной речи, у М.Шагинян Кобзарь предстает перед читателями словно живой простой человек. -И, наоборот, научный аппарат подчиняется не только задачам исследования, но и художественным. Данные о деятельности Шевченко в сопоставлении с другими основоположниками национальных литератур, помещенные в первом издании в сносках,в последующих выпусках вошли в текст. Они раскрывали образ Шевченко-творца.

Наблюдения диссертанта показывают, что на сложной научной и художественной основе возникает еще один весьма существенный признак произведения М Латинян. По характеру творческого вымысла (а скорее по роли авторского воображения) цроизведение М.Ша-

гинян напоминает книги Р.Роллана. "Художественное преобразование документального материала заключено у Роллана не в домысле, а скорей в яркой эмоционально-эстетической окраске излагаемых им биографических фактов", - писала о роллановских биографиях Т,Мотылева*. И она предлагала найти "заменитель" вымыола в подобных цроизведениях. У М.Шагинян наглядность заключается прежде всего в эффекте анализа самих фактов. Открытие объективной истины, гипотеза заменяет в.ее книге вымысел. Как развитие предполагаемого и подтверждение гипотезы построены главы об отношениях Шевченко и Чернышевского,одружбе с искровцами, о любви поэта. Отталкиваясь от предположения, что Шевченко и Чернышевский должны были встречаться, она искала документ, подтверждающий эту версию. Но осталась недоказанной другая ее мысль, вполне реальная и возможная, о том, что ссыльный Чернышевский мог черпать мужество на примере жизни и подвига Кобзаря. Часто свои

I Мотылева Т.Д. Творчество Ромен Роллана. М., 1959, с. 161-162.

• 150 -- •

предположения автор строила на спорном и "шатком" материале. У нее нет свидетельств об участии Шевченко и его сотрудничестве в еженедельнике "Искра", нет доказательств и тому, в чем выражалась любовь поэта к Анне Закревской. И здесь она поступала не как исследователь, а как писатель, психолог, проникающий в мир личных переживаний.поэта.

В книге действует-и присутствует автор. М.Шагинян высказывала свои суждения о фактах, о.Шевченко, о его жизни и характере. Рассказывала о находках,.о своем путешествии, о процессе исследования. Авторские умозаключения, предполагаемые решения, аргументы, доводы, доказательства - все это входит в текст произведения. На глазах читателя-автор препарирует документ, извлекая из него.материальную. правду истории. Писательница вводит читателя в свою научную лабораторию, знакомит его с ней. Азарт исследователя, с радостной страстью находящего новые факты, делающего неожиданные находки и открытия, составляют основное действие каждой главы романа.

Сюжетным стержнем первой главы является развитие авторской мысли о поэтическом-.мастерсдве.Шевченко, действие второй главы движет авторская увлеченность.и восхищение талантом Шевченко, его разносторонней художественной одаренностью, артистизмом его натуры. В сюжете заключительной, и самой важной в идейной концепции последней главы-книги,.очень существенно развитие мысли М.Шагинян о духовной близости и идейной общности Шевченко с Чернышевским. . -

Повествование об исследовании неотделимо от публицистической устремленности автора оценить все в жизни и творчестве Шевченко с точки зрения современности. Нацеленность на современность проявляется во всем: и в освещении прошлого с позиций передовой марксистской науки, и в сопоставлении двух эпох, и в

постоянном стремлении автора.подчеркнуть значение творчества Шевченко.для наших дней. Как исследователь писательница обращалась к первоисточникам, но использовала как публицист и "побочные" материалы (музейные экспонаты, рассказы колхозников, свои наблюдения, описывала шевченковские места и т.д.).

Раскрытие значения творчества Шевченко для нашего времени, нацеленность на освоение его наследия, желание подчеркнуть, чем близок поэт и его традиции.советскому искусству, позволяет видеть в книге М.Шагинян литературно-критический очерк. Создание образа Шевченко- великого украинского поэта, ориентация не только на научно подготовленного, но и массового читателя сближает книгу с научно-популярным очерком, но не делает ее очерком. По сумме всех указанных признаков книгу М.Шагинян можно отнести.к произведениям-синтетической жанровой формы. По художественным признакам она является историко-биографическим романом, по научным-она представляет собой историко-литературное исследование. В целом произведение "Тарас Шевченко" мы относим к роману-исследованию, основным показателем которого является соединение научного и художественного способа познания.

Все жанровые формы, заложенные в книге "Тарас Шевченко", получили свое самостоятельное развитие в дальнейшем творчестве писательницы. Литературоведческое исследование нашо свое продолжение в книгах Тете"-и. "Этюды о Низами". Сложными поисками жанра сопровождалось создание. "Воскрешения из мертаых". "Самым трудным в этой книге. было.найти ее жанр. Невозможным казалось делать ее сухим исследованием,. Невозможным казалось делать ее романом". И заканчиваются ее размышления характерным для авторов произведений, стоящих на границе науки и литературы, признанием: "Так родился жанр,-названья которому я не могу дать, потому что сама его не знаю" /т. 9, с. 9-Ю/. Книга вышла,

однако, с указанием на "повесть об одном исследовании". Романами-хрониками стали произведения писательницы "Семья Ульяновых", а публицистические начала явились главными в "Четырех уроках у Ленина", Литературно-критические очерки МЛатинян посвящены М.Налбандяну, И.Крылову, Костга Хетагурову. В форме путевого очерка были написаны "Зарубежные письма", отражающие культурную жизнь европейских стран.

Книга об украинском поэте стала качественно новым явлением в творчестве МЛатинян. Она определила ее поворот к творческой и научной зрелости-как автора.историко-биографических произведений. Начиная с "Тараса Шевченко", создаются главные произведения ее жизни: роман "Семья Ульяновых" и книги о В.И.Ленине.

В диссертациях Н.Шедриной и Т.Осиповой "Тарас Шевченко" рассматривается в общем составе исторической прозы М.Шагинян, так что вопрос о жанре этой книги связан еще с одной областью художественной литературы. Для одаого из современных советских исследователей, Ю.Манна, "биографические книги о прошлом - это часть художественной исторической литературы*. Ю.Андреев прямо включает его в историческую прозу. "Художественное произведение, центральным героем которого является известный деятель, становится не его биографией, а историческим романом. "Кюхля", "Радищев", "Петр I", "Емельян Пугачев", "Повесть о Болотникове", роман И.Новикова о Пушкине и многие книги - это исторические романы, широко отображающие жизнь страны в целом, а не

только одного человека. И.Андроников, наоборот, исторические

1 Манн Ю. О биографическом жанре. - Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. - '

2 В кн.: История русского советского романа. М.-Л., 1965, т. I, с. 351.

ромаяы ("Петр I" А.Толстого^ относит к историко-биографическо-му жанру, 'к произведениям Плутарха "Сравнительное жизнеописа-

ние", В.Шкловского "М.Поло", "Абай" М.Ауэзова*.

Конечно, можно спорить о принадлежности конкретных произведений к тому или иному жанру. Между историческими и биографическими действительно нет непроходимой грани. Биографическое повествование включает в себя историю, историческое может содержать хронологическое изображение жизни и деятельности реальной личности. И одно повествование может перерасти в другое. Роман А.Антоновской "Великий Моурави", задуманный вначале как биография, вырос в многотомную эпопею о борьбе грузинского народа за свою национальную независимость. Исторический роман О.Форш о русских материалистах ХУШ века, наоборот, вылился в роман об одном герое - Радищеве.

Можно спорить, наконец, о том, относить ли биографический роман к самостоятельному жанру художественной литературы или считать его частью исторического, как это оговорено в работе С.Петрова. Но совершенно необходимо учитывать различия между историко-биографическим и историческим произведением. Их видел еще Плутарх. Он отличал их по предмету изображения и отграничивал биографию от истории. "Мы пишем не историю, а жизнеописание", и "нам пусть будет дозволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие р

дела и битвы - говорил он, обращаясь к читателям. Безусловно, конкретное и непосредственное изучение историко-биографи-

1 См.: Вопросы литературы. 1973, Я ДО, с. 58.

2 Плутарх. Сравнительное жизнеописание. М., 1961, т. П, с. 345. ' *

ческого романа способствует познанию его специфики как самостоятельной области советской художественной литературы.

Советский историко-биографический роман достиг такого развития, что позволяет говорить о многообразии его форм, созданных в советской литературе. Они тоже нуждаются в своем выявлении. Сегодня можно говорить о разнообразных формах романа-исследования: биографический роман, роман-биография, роман об исследовании и собственно роман-исследование.

Несколько моделей художественных произведений, построенных на научной основе, возникает именно в литературе тридцатых годов. Тогда вопрос о выборе формы - научной или художественной - стоял перед каждым автором таких произведений: "Как писать? В форме ли биографии, точной, исторически верной, или в форме художественной повести, увлекательного романа"*, - спрашивал себя во время работы над будущим романом В.Ян. Сам он отдал предпочтение вымыслу и высказался тем самым за форму художественного произведения: "Искусство биографа-романиста состоит именно в выборе индивидуальных черт. Ему нечего заботиться о безусловной научной точности в описании жизни своего героя, отдаленного туманом столетий. Биограф должен, с одной стороны,

придерживаться некоторых,'безусловно точных, "ориентиров", а с

другой - ■ свободно творить, имея художественное прозрение'"0.

А.Виноградов, избирая форму для своего произведения "Осуждение Паганини", тоже определил - ее' как художественную, К этому выводу он пришел не сразу. По материалам рукописей в ЦГАЛИ в I и П редакции (1933 года) книга названа "Этюды из жизни Николая

Паганини". В 1934 г. появляется новое и окончательное загла-

1 Вопросы литературы, 1965, я 9, с. 102.

2 Там же. " "

3 ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед.хр. 160, 161, 459 462 464.

вие книги, но отсутствует четкое определение жанра, его заменяет пространное описание - "жизнь, осуждение и загробные скитания Паганини". В отчете.о работе над книгой А.Виноградов считает, ее-повестью, а.в следующей редакции романом-хроникой, в последней она.становится просто романом. А.Виноградов долго и упорно собирал материалы о великом артисте. Но по ним он мог воссоздать только отдельные-моменты из жизни музыканта. И этот этап творческой работы отразился в выборе формы этюда, соответствующей возможностям документа. Однако предельная ограниченность фактических данных заставила писателя обратиться к вымыслу: "неизбежно приходится.дорисовывать.воображением всю. внутреннюю логику событий, которые заменяют отсутствующие документы, и белые пятна и пустоты в той или иной биографии"*. Это ийривело автора к созданию романа.

Художественное творчество писателя допускает сочетание достоверных биографических фактюв о жизни выдающейся личности с вымышленным сюжетом, реальных исторических героев с вымышленными персонажами. Автор свобо,дно обращается с хронологией, документ остается за пределами произведения. Исследование проявляется на начальной стадии.работы - разыскании документов и фактического материала дня.воплощения художественного замысла. Произведения этого типа и-являются собственно художественными историко-биографическими романами. Этот тип произведений, в отличие от других, о которых. буде.т идти речь на следующих страницах, можно условно назвать романом-биографией. К ним относятся, кроме романа А.Виноградова "Осуждение Паганини", романы О.Форш

I ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед. хр.$30, с. 51.

"Современники", произведения (повести и романы) о Тарасе Шевченко А.Ильченко "Петербургская осень", С.Васильченко, в современной литературе М.Рубашова "Багряные тени", У.Бекбаулова "Тарас.на Арале", 0.Иваненко и Вадецкого, Произведения современной Ленинианы М.Прилежаевой "Удивительный год", А.Коптелова "Точка опоры" относятся к тому, же типу романов.

Иной путь избрал. Ю.Тынянов. "Он широко воспользовался правом на домысел, причем вымысел его во многом оказался богаче документа"- констатирует-С.Петров. Произведения Ю.Тынянова критика отнесла в момент.их выхода к новаторским и исследовательским (В.Шкловский, ТОШельницкая и др.), потому что они были созданы в результате научного исследования и на широкой научной основе. Этот второй тип произведений в отличие от указанного ранее романа^биографии можно условно определить как биографический роман. К биографическим романам относятся произведения А.Виноградова "Три.цвета времени", О.Форш "Радищев"^

A.Новикова "Идущие впереди".и "Последний год", современные романы О.Михайлова "Державин",.Вл.Орлова Тамаюн", повесть В.По-рудоминского "А рассказать тебе сказку", первая часть романа-эссе В.Чивилихина "Память". Из произведений зарубежных авторов к ним можно отнести романы А.Моруа. о Бальзаке и Ж.Занд.

И в романе-биографии, и биографическом романе художественное начало является определяющим. Повествование в них идет от третьего лица: "общепризнанная аксиома: автор художественного про-

изведения должен в нем отсутствовать"*, - убежденно заявляет

B.Ян. В советской литературе.есть историко-биографические произведения, написанные - не.только от имени автора, но в них автор

1 Петров С.М. Русский советский-исторический роман, с, 191.

2 Вопросы литературы. 1965, К 9, о, ПО

становится действующим лицом и причем - главным, активным участником событий. Автор рассказывает на страницах книги о своих открытиях.в биографии или творчестве выдающейся личности, сообщает о ходе своих.поисков, знакомит читателя с найденными доку- ментами. Такая книга отличается от "скрытой" научной работы автора, как это было в указанных романах (Ю.Тынянова, А.Виноградова и других^.

В подобном ключе написаны книги И.Андроникова о Лермонтове, Г.Шторма "Потаенный Радищев", Л.Большакова "Иду к источнику", "Следами оренбургской зимы" и уже названная повесть М.Шагинян "Воскрешение из мертвых", и др.И.Андроников считает свои работы тоже романами-исследованиями. Но под своим определением он подразумевает произведения, рассказывающие о находках, о том, как было сделано им открытие.в. биографии известного художника слова. Эту третью форму произведений в.отличие от двух предыдущих можно так и назвать романами.об исследовании, т.е. о том, как было сделано открытие, о,самом процессе < исследования. Романический сюжет этих произведений составляет раскрытие тайны, загадки в судьбе исторической личности. МЛагинян делала известным забытое имя Мысливечка, Г.ДПторм - раскрывал историю рукописных списков "Путешествия из Петербурга.в Москву". В романе параллельно с исследованием. развивается.научный-сюжет - изучение творческой истории книги Радищева, место.творчества Мысливечка в истории музыкальной культуры ХУШ века или. раскрываются новые страницы жизни Лермонтова и т.д. Параллельно с научным сюжетом проходит поисковая линия - почти детективные и неожиданные приключения автора, отправившегося по следам прошлого. Жанровая форма истори-ко-биографического романа в этом ее варианте усложняется. В советской историко-биографической литературе углубляются и расширяются возможности познания личности выдающегося деятеля.

И, наконец, нужно еще раз назвать книгу М.Шагинян "Тарас Шевченко". Она несет в себе признаки всех указанных здесь вариантов историко-биографических романов. Но в отличие от них в ее содержании и форме главное составляет само исследование. Поэтому с произведением такого типа мы собственно и связываем название роман-исследование. Для.произведений типа "Тарас Шевченко" МЛатинян показательным является литературоведческий анализ творчества выдающейся личности. Авторы таких произведений изучают метод художника,, устанавливают место и значение его в истории литературы. Открытия, сделанные автором такого романа, входят в науку о данном писателе. В.современной советской литературе к аналогичным произведениям относится роман В.Бурсова "Личность Достоевского" и,.судя по опубликованным главам, "Судьба Пушкина". В зарубежной к нему.ближе всего стоит книга Ст.Цвейга 'Томен Роллан".

Н.Щедрина замечает, что в.современной литературе "возрождается. тип исто.рико^биографической-книги, "роман-исследование"! и М.Шагинян участвовала.в.этом процессе. Но в действительности М.Шагинян не "возрождала", а создавала этот жанр. Ю.Тынянов говорил: ".ощущение нового жанра есть ощущение новизны в литературе, новизны решительной, это революция, все остальное -реформа. И сейчас.большая нужда увидеть жанр, ощущать его, завязать новый литературный узел.В книге "Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян наличествуют элементы различных жанровых форм советского историко-биографического романа. Ею заложены основы художественного и научного синтеза, которым характеризуется современный роман, посвященный жизни выдающейся личности.

1 Щедрина Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.

2 Русский современник, 1924, Я I, с. 292.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ляшенко, Анна Васильевна, 1983 год

1. Литературная газета, 1973, 9 мая.

2. Литературная газета, 1938, ¡0 февраля.

3. Литературная газета, 1961, Ю марта (на укр. языке-'.

4. Луначарский A.B. Соб. соч. М.,1960, т.У1, с. 319-320.

5. Шагинян М. Столетие лежит на ладони. М., 1981, с. 49.2 Там же, с. 101. '

6. Щедрин Н. ^М.Е.Салтыков^. Полн. собр. соч. M., 1937, т. ХУ1, с. 420.v :

7. Прийма Ф.Я. Шевченко и русская литература XIX века. М.-Л., 1961, с. 164.

8. ШагинянМ.с; Беседы об искусстве. М.-Л., 1937, с. 77.3 Там же, с. 75.

9. Толстой А. Соб. соч., т. X, с. 202-203.

10. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 19?3, с. 338.

11. Калинин М.И. Об искусстве .и литературе. М., 1967, с .181.

12. Литературная, газе та, 1936, 5 февраля. '

13. Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. Ц2.

14. Литературная гйзёта, 1972 , 8 марФй.

15. Вопросы литературы, 1974, Я I, с. 33-47.

16. Дремов А.К. Художественный образ. M., 1961, с. 135.

17. Цитируется по кн.: С.В.Дубенко "Тарас Шевченко" и его герои' на экране. 1967, с. 43 (на укр. языке).

18. Бжеский И. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев, 1963, с. 66. - *"

19. Дремов А.К. Художественный образ. М., 1961, с. 376.

20. См.: Одиноков В.Г. Типология образов в'художественной системе Ф.М.Достоевского. М., 1981.

21. Манн Ю. О биографическом жанре. Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. - '

22. См.: Вопросы литературы. 1973, Я ДО, с. 58.

23. Вопросы литературы, 1965, я 9, с. 102.2 Там же. . " "

24. Петров С.М. Русский советский-исторический роман, с, 191.

25. Щедрина Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.

26. Русский современник, 1924, Я I, с. 292.БИБЛИОГРАФИЯ

27. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

28. Ленин В.И. Павел Зингер. Полн, собр. соч., т. 17, с. 68-70.

29. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 17, с. 9-15.

30. Ленин В.И. Август Бебель. Полн. собр, соч., т. 19, с. 263-268.

31. Ленин В.И. Гарри Квелч. Полн. собр. соч., т. 19, с. 331-333.

32. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255^320.

33. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати. Полн. собр. соч., т. 25, с. 93-101.

34. Ленин В.И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с из. . >ложением марксизма), т. 26, с. 43-93.

35. Ленин В.И. Речь при открытии памятника Марксу и Энгельсу. « *Полн, собр. соч,, т. 28, с. 146-147.

36. Несколько слов о Н.Е.Федосееве. Поли. собр. соч., т.33, с. 414-415.• Щ ■ *

37. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 6-е,-М.: Худож. • *литература, 1979. 827 с.

38. Документы КПСС и Советского правительства. Выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства .

39. Материалы ШI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. • » . «- 223 с.

40. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 32 с.

41. О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1982, 30 июля.

42. Восьмой съезд РКП(б). М., 19-23 марта 1919. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1898-1970. Изд. 8*-е, доп. и испр. -М.: Политиздат, 1970, т. 2, I9I7-I924,с. 35-87.

43. Шестьдесят лет СССР. Доклад генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В .Андропова. Литературная газета, 1982, 22 декабря.

44. Список лиц, кому предложено поставить монументы в г.Москве и др. городах. Постановление Совета Народных Комиссаров. Известия, 1918, 2 августа.

45. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении советских писателей. Литературная газета, 1939, 5 февраля.

46. Указ Президиума Верховного Совета СССР об увековечивании памяти поэта Т.Г.Шевченко в связи с 125-летием со дня его рождения. Литературная газета, 1939, 10 марта.ч

47. Декларация народного собрания Западной Белоруссии о вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики. Принята 1939 г., 29 октября.- Литературная.газета, 1939, 30 сентября.

48. Декларация народного собрания Западной Украины о вхождении Западной Украины в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Вечерняя Москва, 1939, 28 октября.

49. Сообщение правительственной комиссии об организации беспосадочного перелета Москва-Ооединенные Штаты Америки.- Литературная газета, 1939, I июня.• в

50. Гражданская война на Украине 1918-1920 гг. в трех ч.. . •4 кн. Киев: Наукова думка, 1967, т. I, книга первая,с. 1-195. * % •

51. Ульянов Д.И. Роман о семье Ульяновых. В кн.: Ульянов Д.И. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., Политиздат, 1971, с. I13-116.• « * « 4 *

52. Калинин М.Й. Об искусстве и литературе. Статьи, речи, беседы. М.: ГИХЛ, 1957. - 295 с.

53. Материалы съездов, пленумов, заседаний, собраний, дискуссий советских писателей

54. В национальньк комиссиях. Литературная газета, 1939, 30 октября.

55. Дневник Пленума. Литературная газета, 1939, 9 мая (на укр. языке).

56. Общемосковское собрание писателей. Литературная газета, 1939, 20 апреля.

57. Исторический роман и современность. Вопросы литературы, 1974, 1П, с. 33-47.

58. Художественные тексты и монографии

59. Ауэзов М. Абай. М.: Советский писатель, 1945. - 342 с.

60. Айбек. Навои. -М.: Советский писатель, 1946. 376 с.

61. Андреев Ю.А. История и современность. Романы о прошлом: проза М.Горького, исторический жанр. В кн.: История русского советского романа: В двух томах. М.-Л., 1965, кн. I, § I0-II, с. 337-367.

62. Аксаков С.Т. Историямоего знакомства с Гоголем. Несколько слов о биографии Гоголя. Несколько слов о М.С.Шепкине.- Собр. соч. в четырех томах. М.: ГИХЛ, т. Ш, 1956, с. 7-621. *

63. Ашешов Н.П. Тарас Григорьевич Шевченко. Жизнь поэта. Его мировоззрение. Его страдания. Его творчество. Пг.: Былое, 1919. - 60 с.

64. Барахов B.C. Искусство.литературного портрета. Горький о В.И.Ленине, Л.Н.Толстом, А.ПЛехове. М.: Наука, 1976.- 475 с.

65. Бать Л .Г. Дейч А.И. Тарас Шевченко. -М.: Детгиз, 1939. ' 144 с.

66. Бахтин Ж.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследованияразных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с. -4.43. Бекбаулов У. Тарас на Арале. Перевод с каракалпакского. -Киев: Дншро, 1975, 3 с. (на укр. языке). - 351 с.

67. Белоусов И.А. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: Отдел печати Московского совета Р. и К.Д., 1919. - 60 с.

68. Бжеский И.Ю. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев: Мистецтво, 1963, - 67 с. Сна укр. языке).

69. Большаков JT.H. По следам оренбургской зимы. Книга поисков.- Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1978. 228 с.

70. Большаков JT.H. Иду к источнику. Книга о поисках и находках. -Киев: Веселка, 1979. 272 с. Сна укр. языке).. " >

71. Большаков Л.Н. Добро, что нет его превыше. Поиски. Раздумья. Итоги. Киев: Дншро, 1981. - 300 с. Сна укр.языке).

72. Бродский Н.Л. А.С.Пушкин: биография. -М.: ГИХЛ, 1937,- 890 с.

73. Булашенко И.Г. Т.Г.Шевченко в украинской советской литературе. -Харьков: изд-во Харьковского государственногоуниверситета им. A.M.Горького, 1962. 122 с. Сна укр.>языке).

74. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. Изд. 3. М.: Молодая гвардия, 1980. - 175 с.

75. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л.: Советский писатель, 1949. - 680 с.

76. Бушмин A.C. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры.- М.: Современник, 1980. 334 с.

77. Вадецкий Б.А. Возвращение. М.: Худож. литература, 1939.- 152 с.

78. Вадецкий Б.А. Полнозвучность. Роман о Т.Г.Шевченко. М.: Советский писатель, 1964. - 643 с.

79. Васильченко Ст. Детство Т.Г.Шевченко. Повесть, ч. I.- Радянська Л1тература, 1938, & 5, с.I1-34 (на укр.языке).

80. Вересаев В.В. В двух планах. Статьи о Пушкине. М.: Недра, 1949. - 205 с.

81. Виноградов А.К. Байрон (¡788-1824). -М.:Жургазобъединение, 1936. 304 с.'

82. Виноградов А.К. Стендаль и его время. М.: Советский писатель, 1938. - 248 с.

83. Виноградов И.А. Вопросы марксисткой поэтики. М.; Советский писатель, 1972. - 424 с.• • •

84. Боровский В.В. Литературно-критические статьи. М.: ГИХЛ, 1955. - 200 с.

85. ВоробьеваН.Н. Принципы историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. - 263 с.

86. Винок. Литературный альманах. Тарасу Шевченко писатели народов СССР (к 125-летию со дня рождения, 1814-1939).* . ♦ • * - Киев: Держл1твидав. 236 с. (на укр. языке).

87. Вясяслов Н. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: изд-во Всероссийской коммунистической помощи инвалидам, 1919. - 15 с.

88. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы.- М.: Наука, 1967. 364 с.

89. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. - 464 с.»

90. Горький М. Литературные портреты. М.: Молодая гвардия, 1963. - 572 с.

91. Грабарь И.Э. Репин. Монография. В двух томах. М.: Изд-во АН СССР, 1963-64, т.I, 1963, 332 е.; т.2, 1964, 331 с.

92. Гроссман В.К. Арион. -М.: Советский писатель, 1966.- 474 с.

93. Дорошевич Ал. Современное состояние шевченковедения. 1929, (на укр. языке).

94. Дремов А.К. Специфика художественной литературы. М.: Просвещение, 1964. - 361 с.

95. Дремов А.К. Художественный образ. -М.: Советский писатель, 196I. 408 с.

96. Дубенко C.B. Тарас Шевченко и его герои на экране.- Киев: Наукова думка, 1967. 207 с. (на укр. языке).

97. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд-ео 2-е, доп. и перераб.М., Изд-во МГУ, 196I, с. 519.

98. Зак М., Парфенов Л. и др. Игорь Савченко. М.:Искусство, 1959. 270 с. *

99. Жуков Д.А. Биография биографии. Размышления о жанре. -М.: Советская Россия, 1980. 135 с.

100. Журбина Е.М. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. -М.: Мысль, 1980.- 399 с.

101. Зощенко М. Тарас Шевченко. Литературная газета, 1939,10, 15, 20 февраля, 5 марта. « *

102. Ильченко А. Сердце ждет. Харьков: Л1твидав, 1939.- 450 с. (на укр. языке).

103. Ильченко А.Е. Петербугская очень. Драма (о Т.Г.Шевченко).- М.: Искусство, 1954. 100 с.

104. Корниенко И., Бережный Н. Игорь Андреевич Савченко.-Киев: Мистецтво, 1963,-71 с. (на укр. языке).• «

105. Красильщиков В.П. В начале будущего. Повесть о Глебе Кржижановском. М.: Политиздат. - 455 с.

106. Крутикова Н.Е. Дорогами.дружбы и единства. Русско-украинские литературные связи. Киев: ДнШро, 1972. - 272 с. ^на укр. языке).

107. Крутикова-Н.Е. Взаимодействие и сближение братских литератур народов СССР. Киев: Об-во Знания УССР, 1980.- 64 с.

108. Кирилюк Е.П., Шаблиовский Е.С., Шубравский К.Е. Т.Г.Шевченко. Биография. Киев: Наукова думка, 1964. - 635 с.Сна укр. языке).v -

109. Косаршс Д.М. Сын колос. - Киев: Молодь, 1962. - В кн.: Косарик Д.М. Дума над Тясмином. М., Советский писатель, 1971, с. 3-145.• 4 • •

110. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М.:Наука, 1970. 178 с. • - «

111. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -М.: Современник, 1972. 285 с.

112. Луначарский A.B. Собр. соч. в восьми томах. М.: Худож.литература, 1965, У.т. 630 с. »

113. Маргарян Л. М.Шагинян. Творческий путь. Ереван:Айпетрат, 1956, с. ¡50. • " *

114. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. Л.: Советскийписатель, 1955. 302 с. «

115. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд. 2-^-е. -М.: Советский писатель, 1976.- 488 с.

116. Новиков А.Н. Впереди идущие. М.: Советский писатель, 1965. - 567 с.

117. На главную тему. Рецензия на книгу Гольдиной Р .С. Ленинская тема в творчестве Мариэтты Шагинян. Ереван. Айастан, 1969 -Знамя, 1970, 18,"с. 244-246.

118. Очерки А.В .Луначарского о В.И.Ленине. Радянське Л1тературознавство, 1970, л II, с, 82-84 Сна укр. языке). ~ . . *

119. У истоков ленинской мысли. Радянська осв1та, 1972,26 апреля Сна укр. языке).\

120. Шевченко в публицистике октябрьских лет. Вопросы литературы. Метод. Стиль. Сборник.научных трудов. - Киев: Министерство просвещения УССР. Киевский государственный педагогический институт им. А Д.Горького, 1975, с. 120-135.

121. Шагинян М.С. Шевченковский словарь. В двух томах. Киев: Вшца школа, 1976-1977, с. 351 Сна укр. языке).

122. Жизненные истоки замысла книги М.С .Шагинян "Тарас Шевченко1.' Проблемы развития литературы и литературной критики.Киев: Министерство.просвещения УССР. Киевский государственный педагогический.институт им. А.М.Горького, 1977, с. 35-46.

123. М„Шагинян "Билет по истории" Сна уроке внеклассного чте• >ния). Методика преподавания русского языка и литературы.Республиканский научно-методический сборник. Выпуск 16.- Киев: Радянська школа, 1983, с. 71-79.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.