Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике: конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, доктор исторических наук Гали, Булат Талгатович

  • Гали, Булат Талгатович
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 289
Гали, Булат Талгатович. Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике: конца XIX - начала XX вв.: дис. доктор исторических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Казань. 2009. 289 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Гали, Булат Талгатович

Введение.

Глава 1. Общественно-политическая мысль татарского общества в конце XIX - начале XX вв.: Теоретико-методологические и историографические основы изучения проблемы

1.1. Теоретическая и научно-познавательная методика исследования темы

1.2. Основные этапы историографического изучения темы.

Глава 2. Идейные течения в татарской общественно-политической мысли в период революции 1905-1907 гг.

2.1. Влияние общественно-политического фактора на развитие литературы и публицистики.

2.2. Идейно-эстетические процессы в татарской литературе и периодической публицистике периода революционных сдвигов.

2.3. Утверждение новой системы общественных и идейно-эстетических ценностей в татарской драматургии.

Глава 3. Эволюция национальной общественной мысли в условиях противоборства реформаторских и контрмодернистских тенденций в татарском обществе

3.1. Трансформация общественно-политической мысли после поражения революции 1905—1907 гг.

3.2. Отражение общественно-политической жизни татарского общества в сатирической публицистике.

3.3. Социально-политическая мысль татарского общества в контексге трагических событий Первой мировой войны 1914-1917 гг.:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике: конца XIX - начала XX вв.»

Актуальность темы исследования. Современный мир переживает период небывалого единения, утверждения индустриально-информационного общества за счет повсеместного и почти универсального распространения сходных товаров, законов, стандартов и норм жизни, приобщения к общечеловеческим ценностям. Казалось бы, региональные рамки и узконациональные культурные традиции народов должны раствориться в общем «плавильном коглс» современной цивилизации, сами нации как этнические общности - исчезну i ь, а их этнографические особенности и самобытная культура - унифицироваться. Однако наблюдается совершенно иное: наряду с процессами глобализации и унификации этнической повседневности народов, происходит то, что ученые-обществоведы называют «всплеском национализма». Особенно заметно он стал активизироваться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX в.

Очевидным явлением повседневной жизни стало то, что на фоне растущего этнического самосознания интерес отдельных людей или национальных социумов к своему историческому прошлому, своим самобытным духовным истокам получил новый импульс. Эта тенденция, как правило, связана со стремлением этносов сохранить свою этнокультурную идентичность, вплоть до государственного суверенитета, поставив тем самым заслон на пути глобализации, лишающей народы условии для привычной самоидентификации и самобытности. Все это особенно ярко проявилось в сфере культуры и языка, национального и религиозного сознания. Часто эта борьба за этническое самосохранение протекала в жестких манифестных и конфликтогенных формах. Так было на территории бывшего Советского государства, на Балканах и в других местах. Эта тенденция затронула даже благополучные европейские государства, такие как Великобритания, Испания, Бельгия.

В свою очередь указанные явления в этнокультурных плоскостях не только выдвигают перед современными исследователями новые задачи, но и налагают на них известную ответственность за выработку новых векторов освоения этого исторического прошлого этносов, осмысления его прогрессивного содержания с установкой на будущее. Также очевидно, что добросовестно и бережно проникая в неизведанные пласты пройденного, исследователи должны стремиться к наиболее полной реализации принципа «воспитания историей».

В наши дни, в условиях кардинального переосмысления узловых периодов российской истории, вполне естественным представляется обращение современных исследователей к богатейшему культурному наследию народов, волею судеб оказавшихся в одном геополитическом, экономическом и духовном пространстве. Ученым-обществоведам предстоит еще изучить все более обстоятельно сложнейшие процессы отечественной истории периода политических потрясений, глубоких социальных и этнокультурных перемен, раскрыть суть поисков новой этнической идентичности, новых компонентов общественного сознания. Совершенно справедливы высказывания современных историографов о том, что история как одна из действенных форм проявления самосознания общества чутко реагирует на его потребности, и чем они острее и значительнее, тем масштабнее их влияние на состояние науки1.

Еще одной причиной актуализации исследования национальном составляющей отечественной истории стало то, что этнокультурное развитие народов в России далеко не всегда разрешалось оптимально. Исследователи современных интеграционных тенденций справедливо указывают на то, чго и сегодня идет речь об опасности разрушения веками формировавшихся принципов взаимодействия этнического и социального в культуре, своеобразия «био-социо-культурных пространств»2.

В настоящее время каждому народу России с его многовековой историей, традициями и психологическим обликом. настоятельно необходима форма

1 Репина А.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. - М. 2004. -С.207.

2 Козлова О. Этннчность человечества: пространство бытия и быта народов // Социально-гуманитарный журнал. - 2003. — №5. - С.75. этнополитического бытования, способная обеспечить его этнокультурное развитие. В связи этим на повестку дня в России вновь встал вопрос о суверенизации этнополитических и этнокультурных интересов народов как-основного договорного принципа отношений с федеральным правительством, открывающего возможности для развития самобытных национальных традиций. В то же время для защиты национальных интересов необходима и известная этнополитическая консолидация народа. Современные национальные интересы народов, особенно татарской нации, вновь сталкиваются с некоторыми проблемами и опасностями, свойственными первым десятилетиям XX в.

В свете сказанного, несомненно, возникает необходимость пристального осмысления и анализа проблемы формулирования концепции исторического прошлого татарского народа, которая всегда находилась в очень тесном переплетении с процессами формирования национальной идеологии и этнической идентичности. Сегодня изменение концептуального подхода к этнической истории татарского народа, использование широкого спектра новых имен и понятий из историко-художественной литературы стали свидетельством обновления и поворота в самосознании нации. Историческая наука как научная дисциплина, по мнению Т.С.Гузенковой, все больше становится историей этносов и этнических государств, а на смену классам и классовой борьбе приходят народы с их самобытными традициями и - национально-освободительной борьбой за суверенизацию своих национальных интересов1.

Как известно, произведения историко-художественной литературы в гораздо большей степени оказывают душевно-эмоциональное и моральное воздействие на менталитет людей, заставляя их воспринимать события прошлого как личную утрату и создавая тем самым условия для коллективного сопереживания и формирования внутриэтнической консолидации.

1 Гузенкова Т.С. Этнонациональные проблемы в учебниках по истории (на примере Украины, Белоруссии и некоторых республик Российской Федерации) // Национальные истории в советских и постсоветских государствах. — М., 1999. - С. 139.

Одновременно смена в литературе примеров героики и жертвенности (приход на место вожаков народных бунтов п революционных вакханалий правителей тгорко-татарских государств, предводителей национально-освободительных движений и национальных политических деятелей дооктябрьского прошлого) создала новые реалии для развития этнического самосознания и консолидации татарской нации. Изображение же, иногда и приукрашивание, тюрко-татарских государств прошлого и расцвета их культуры избавляло татар от комплексов культурной периферии и «младшего брата», заставляло верить в самоценность своей национальной истории. Это - своего рода «предыстория» борьбы представителей татарского общества на страницах произведении художественной литературы за суверенизацию национальных интересов.

Таким образом, обращение к татарской истории конца XIX - начала XX вв. - к борьбе татарского народа за свои этнополитические и этнокультурные интересы - востребовано современными реалиями российского общества. Высказываемые сегодня идеи относительно «единого российского народа» и попытки ограничения преподавания в российских учебных заведениях «национально-регионального компонента» таят в себе потенциальную опасность новых межнациональных трений и конфликтов. Современная национальная политика вновь сталкивается с некоторыми проблемами, имевшими место в конце XIX - начале XX вв. и получившими наиболее яркое отражение в дооктябрьской татарской литературе и публицистике. Вновь возникает острая необходимость осмысления и анализа практики татарского нацисстроительства рубежа XIX-XX вв., когда шла ожесточенная идейно-политическая борьба за расширение прав татарского народа, против этнокультурной ассимиляции, а также за сохранение национального и религиозного сознания народов, своеобразного камертона идеи социально-культурного равенства.

Тема исследования представляется актуальной и в связи с выходом Татарстана на международную арену и усилением в нем центростремительных сил, борющихся за суверенизацию национальных и политических интересов татарского народа. Тема представляет интерес и в контексте более глубокого познания общих закономерностей национально-государственной эволюции России.

Научная и практическая значимость данного научного исследования обусловлена рядом обстоятельств:

- во-первых, углубленный исторический анализ произведен! и"! художественной литературы и публицистики позволит расширить имеющиеся научные представления об этапах эволюции татарского нациестрои юльства в России и внести в современные этнокультурные преобразования в стране существенные коррективы;

- во-вторых, комплексное исследование данной проблемы позволит сделать новые аналитические разработки и теорешко-методологические обобщения, необходимые для дальнейшего развития как отечественной, iaic и национальной историографии татарского народа;

- в-третьих, это междисциплинарное исследование позволит ввести в научный оборот новые, -ранее не публиковавшиеся источники, заново переосмыслить многие общественно-политические установки и идеологемы.

Несмотря на то, что многие исследователи изучали и изучают различные аспекты истории татарского народа, эта тема далеко не исчерпана.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX - начало XX вв.: их нижняя граница связана со становлением новой (реалистической) татарской литературы и публицистики, нового литературного языка и национальной историографии, верхняя - с началом кардинальной ломки основ российского общества после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., приведшей к значительной трансформации татарской общественно-политической мысли.

С одной стороны, исследуемый период - это время относительной свободы дискуссий: когда идейно-политическая борьба в татарском обществе протекала в основном в русле полемических дебатов и критики на страницах произведений художественной литературы и публицистики консервативных проявлений в общественной и культурной жизни татарского народа. С другой стороны, исследуемый период — это время, когда даже робкие попы тки защиты национальных интересов татарского народа на страницах произведенпи художественной литературы и публицистики стали наталкиваться па противодействие представителей авторитарно-полицейского режима, установившегося после поражения первой русской революции. Именно в этот период была объявлена целенаправленная борьба против любых проявлений «пантюркизма» и «панисламизма» в татарском обществе. Для более цельного освещения основных проблем заявленной темы в ряде случаев научно-исследовательские поиски выходят за пределы данного периода.

Территориальные рамки исследования охватывают главным образом Поволжье и Приуралье. Выбор территориальных рамок обусловлен, во-первых, спецификой развития татарской литературы и публицистики конца XIX -начала XX вв.; во-вторых, тем, что в указанном регионе сосредоточена основная масса татарского населения.

Объектом исследования является процесс художественного отражения общественно-политической. мысли татарского общества в литературе и публицистике конца XIX - начала XX вв.; предметом - этнополитические. этнокультурные и идейно-просветительские составляющие, направленные на реформацию татарского общества.

Цель исследования — всесторонний анализ эволюции общественно-политической мысли татарского общества и ее отражения в литературе и публицистике конца XIX - начала XX вв.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих научно-исследовательских задач:

- дать историографический обзор литературы по заявленной тематике, показать поэтапные особенности изучения проблемы;

- проанализировать татарскую литературу и публицистику конца XIX -начала XX вв. и определить основные этапы и тенденции ее развития;

- выявить специфику идейно-политических течений в татарском обществе и показать их влияние на развитие литературы и публицистики;

- рассмотреть характер отражения общественно-политических событии, произошедших в России (в том числе в татарском обществе), на страницах литературных и публицистических произведений изучаемого периода;

- проанализировать особенности развития на страницах произведений художественной литературы и публицистики общественно-политических и мировоззренческих установок по вопросам национальной системы образования, литературы и культуры татарского народа;

- изучить формы проявления общественно-политической мысли, характерные для представителей татарской творческой интеллигенции, и выявить главные векторы идейного размежевания по вопросу этнополитического развития татарской нации;

- определить характер и идейную направленность периодической публицистики, проанализировать ее влияние на становление новых тенденций в татарской общественно-политической мысли;

- показать специфику развития национальной драматургии в контексте критики консервативных проявлений и пороков татарского общества.

Методологическую базу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания: научность, объективность, историзм, которые предполагают использование широкого круга источников, комплексный охват всей совокупности исторических фактов, позволяющих представить динамику изучаемых явлений по тематике диссертации. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, определил необходимость применения, наряду с общенаучными методами познания, специальных исторических методов: комплексного, реконструктивного, сравнительно-сопоставительного, проблемно-хронологического, эвристического, а также критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Комплексное применение этих методов позволило автору работы выявиib общее и частное, реконструировать прошлую историю и структурировать отдельные элементы изучаемого явления в систему, сформулирован^ аналитические выводы и обобщения.

Источниковая база, исследования состоит из комплекса неопубликованных и опубликованных документов и материалов. Источники, использованные в диссертационной работе, можно условно разделить па несколько групп.

В первую группу входят многочисленные архивные документы различных фондов архивохранилищ Российского государственного исторического архива, Национального архива Республики Татарстан и др. Содержание документов и источниковых материалов, хранящихся в этих архивохранилищах, различное. Большую часть рассмотренных нами архивных источников представляют документы и материалы делопроизводственного характера, это переписка между представителями разных уровней власти по вопросам общественной безопасности, общественно-политической активности населения, народного просвещения и «религиозно-нравственного воспитания» татарского населения в местах его компактного проживания. Среди этих документов встречаются также постановления, протоколы и решения административно-полицейских органов в отношении отдельных личностей, а также материалы, отражающие идейные и практические позиции двух основных полюсов татарской общественной мысли - джадидистов и кадимистов. Эти документы содержат обширный фактический материал для освещения повседневной жизнедеятельности различных слоев дореволюционного татарского общества.

Свидетельством общественно-политической борьбы в татарском сообществе и идейной полемики среди представителей татарской интеллигенции являются различные дела, возбужденные на основании жалоб, доносов и судебных запросов властей. Протоколы допросов отдельных граждан, циркуляры, прошения, письма, рассылаемые губернскими жандармскими управлениями для получения сведений о политической благонадежности того или иного лица, также свидетельствуют об активном росте национального самосознания татарского народа, формировании его национальной идеологии.

В аналитических, информационных и объяснительных записках, докладах, справках и отчетах местных властей высшим губернским административным и жандармским органам содержатся ценные сведения об общественно-политическом настроении татарского населения, его социально-экономическом и политико-правовом положении, а также о различным антиправительственных и антимиссионерских выступлениях в местах его компактного проживания. Немаловажную ценность для заявленного исследования представляют документы о годовых и полугодовых испытаниях в учебных заведениях, о постановке учебно-воспитательной работы в медресе и мектебе. Таким образом, все документы и материалы, привлеченные нами в процессе написания диссертационной работы, позволяют сделать необходимые аналитические и теоретико-методологические выводы об эволюции общественно-политической и этнокультурной жизни различных слоев татарского общества изучаемого периода.

Автором использованы некоторые документы и материалы из фондов Научного архива Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Архива Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан. В первом из этих ведомственных архивов хранятся рукописное наследие, письма и произведения отдельных представителей татарской творческой интеллигенции, имеющие большую ценность для нашего исследования. Во втором архивохранилище автором был обнаружен ряд уточняющих сведений о жизни и творчестве представителей татарской эмиграции (например, Г.Исхаки).

Определенный научный интерес для исследуемой проблематики представляют также опубликованные документы и материалы, содер>1<аих[ic ценные сведения об общественно-политическом и этнокультурном развитии различных слоев татарского общества. Среди опубликованных источьа14Ков^ изученных нами, особое место занимают материалы, раскрывающие основные направления деятельности правительственных структур в области национального образования, культуры и религии татарского народа'.

В процессе написания диссертационной работы с целью сравнитесь tIo-сопоставительного анализа и расширения исгочниковой базы для теоретико-методологической интерпретации проблемы автором были привлечены также стенографические отчеты и материалы о деятельности Государственной думы Российской империи. Как известно, в работе Думы активное участие принимали видные представители татарского народа, которые во время заседаний часто поднимали.мусульманский (в том числе татарский) вопрос. К тому же отдельные слои татарского общества верили в работоспособноегь Думы и с большим энтузиазмом участвовали в выборах депутатов, надеясь на демократизацию российского общества, связывая это с уравнением в политико-правовом положении татар с русскими, расширением религиозных свобод длЯ мусульманского населения. В те годы отмечались и случаи прямой апелляции к этому форуму со стороны некоторых представителей татарской творческой интеллигенции (например, Г.Тукая, Г.Исхаки)2.

Следующую группу источников составили произведения татарских писателей, в которых отражены их взгляды на общественно-политические историко-культурные, религиозно-философские, социально-правовые, семейпо-брачные вопросы, представляющие значительную ценность для нашей работы

1 Национальные движения в период первой революции в России: Сборник документов — Чебоксары, 1935; Статистические сведения по начальному образованию Российской империи. - СПб., 1903; Съезд директоров народных училищ и начальников учительских школ Казанского учебного округа по вопросам народного образования, бывший в Казани и августе 1907 года. — Казань, 1907, Братья Буби и Иж-Бобинское медресе: историко-документальный сборник. — Казань, 1999 (на татар, языке) и др.

2 Государственная Дума. 1905-1917: Стенографические отчеты: В 4 т. - М. 1995-Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906-1917 гг.: Сб. документов и материалов / Сост. Л.А.Ямаева. - Уфа, 1998 и др.

Следует отметить, что видные преде тави i ели татарской литературы и публицистики (Г.Тукай, Г.Исхаки, Ф.Ампрхан, М.Гафури, Ф.Карими, Г.Ибрагимов и др.3), продолжая традиции просветителей XVII—XIX вв., внесли значительный вклад в процесс преодоления былой исторической детерминированности и национально-религиозной oiч) жденности татарски! и общества. В их художественно-публицистических произведениях впервые был поднят вопрос об отказе от национальной самоизоляции татар, обосновывалась необходимость приобщения широких слоев татарской общественности к достижениям других передовых наций в области науки, культуры и литературы, отстаивалась идея культурного сближения татар со всеми народами мировой цивилизации. Значимость этого акта повышалась еще и тем. что в течение нескольких столетий в России на государственном уровне разжигалась национально-религиозная вражда, по известному принципу «разделяй и властвуй» один народ натравливался на другой. Видные представители татарской литературы и публицистики сумели преодолеть самоизоляционные предрассудки татарского общества и обозначить эволюционные пути решения татарского национально-культурного строительства.

Не подлежит сомнению и то, что многие представители татарской творческой интеллигенции проявляли неослабевающий интерес ко всему, что имело отношение к истории нациестроительства, к выдающимся трудам творцов религиозно-философской и общественно-политической мысли. Вместе с тем в условиях чрезвычайно сложной общественно-политической атмосферы России начала XX в., наличия большого числа партий, групп, идейных течений и мировоззренческого плюрализма относительно путей решения главных проблем татарского народа они сумели правильно определить основной вектор развития татарского общества. Он представлял собой эволюционный

3 Тукай Г. Сочинения: В 5 т. - Казань, 1985-1986 (на татар, языке); Исхаки Г. Сочинения: В 15 т. - Казань, 2001 (на татар, языке); Амирхан Ф. Избранные произведения: В 2 т. - Казань. 1958 (на татар, языке); Гафури М. Сочинения: В 4 томах. - Казань. 1980 (на татар, языке): Карими Ф. Научно-библиографический сборник. - Казань. 2000 (на татар, языке); Ибрагимов Г. Сочинения. Публицистика (1907-1932): В 8 т. — Казань, 1986 (на татар, языке) и др. поэтапный переход от локальных самоизолированных татарских сообществ к национально-культурной автономии, а затем к более высокой форме проявления этнических интересов - национальной государственности.

Кроме того, достаточно большое место среди источников по исследуемой тематике занимают татарские и русские периодические издания: «Баянельхак». «Вакыт», «Волжский вестник», «Казан мухбпрс», «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь», «Новое время», «Нур», «Таи юлдызы», «Фикер». «Шура» «Юлдуз», «Ялн-йолт» и др. Газетно-журнальная периодика прежде всего выступает как объект исследования в историческом плане. В.то же время в узком измерении она может послужить историческим источником при разработке важнейших проблем и этапов развития татарского народа в дореволюционный период. В ней содержится значительный спектр информации по общественно-политической и этнокультурной жизни татарского народа. В то же время газетно-журнальная публицистика позволяет дать аналитическую характеристику повседневности различных социальных прослоек татарского народа, а также выявить основные общественно-политические и культурные проявления в его этническом социально-правовом поле. Этот источник достаточно ценный и репрезентативный, поскольку достоверность его материалов подтверждается неоднократным и перекрестным дублированием: целый ряд данных перекликается с идентичной информацией других периодических изданий.

В газетно-журнальной публицистике довольно подробно отражена развернувшаяся в татарском обществе борьба вокруг вопроса о татарской национальной школе, в связи с чем было накоплено много . интересного и ценного, иногда и полемического, источникового материала. Заметим, что среди газетно-журнальных статей о российской системе народного образования заметно преобладали с историческим уклоном. Это было связано, скорее всего, со стремлением писателей и>публицистов познакомить читателя, прежде всего мударрисов и хальф, с историей развития мировой педагогической мысли и учебной практики, в том числе русской и татарской. Освещение основных моментов развития народного образования на страницах периодической печати также явилось важной вехой на пути накопления татарским сообществом историко-культурного опыта.

Материалы периодической публицистики ценны и тем, что онп дают исследователю возможность последовательно проследить процесс возникновения и развития идеологии общественно-политического ц этнокультурного обновления татарского общества. В определенном смысле слова они показывают динамику роста национального самосознания татарского народа, своеобразным индикатором подъема которого является активизация общественно-политической жизни нации, которая в лице своих передовых представителей проявляла невиданное стремление ко всему новому прогрессивному.

Одним из негативных аспектов литературно-художественных произведений и газетно-журнальной публицистики является недостаточная надежность и недостоверность части представленных в них материалов. К том}' же периодика часто зависит от политического и социального заказа определенных прослоек российского общества. Именно поэтому эти материалы подвергались тщательной перекрестной проверке путем сопоставления их с данными других источников. Завершая обзор материалов произведений татарской литературы и публицистики, отметим, что они • существен но расширили репрезентативность документальной базы нашего исследования.

Таким образом, в процессе работы нами были испол ьзованы разнообразные источниковые материалы. Комплексный анализ, сравнение п сопоставление, сверка противоречивых сведений и очистка от различных идеологических догм источниковых материалов, использованных при написании данной научно-квалификационной работы, создали необходимый фундамент для аналитических выводов и наблюдений автора.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым комплексным и междисциплинарным исследованием малоизученной в совокупности темы по истории развития татарского общества и ее отражению в татарской литературе и публицистике конца XIX - начала XX вв.

На материалах художественной литературы и публицистики впервые предпринята попытка воссоздания достоверной картины истории татарского народа, поэтапного анализа идейно-художественного содержания произведений отдельных представителей татарской творческой интеллигенции в контексте формирования идеологических основ для этнической самоидентификации татар и их национальных интересов.

В работе впервые введены в научный оборот новые неопубликованные документы и материалы, на их основе сделаны' новые аналитические и теоретико-методологические обобщения по общественно-политической п этнокультурной истории развития татарского общества.

Практическая значимость работы. Источниковые и исторические данные, аналитические и теоретико-методологические обобщения, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в дальнейших научных разработках по истории национально-государственного строительства, национальных движений в Российской Федерации и Татарстане. Накопленный, систематизированный и обработанный материал может быть использован также при разработке лекционных курсов и спецкурсов по истории Татарстана, написании монографий и учебных пособий по истории национальных отношений в России, особенно в региональном контексте. Результаты исследования являются актуальными и для изучения национальных отношений, поскольку в наши дни существуют проблемы в этой области.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Развитие общественно-политической мысли конца XIX - начала XX вв. правомерно рассматривать в русле перехода от просветительства к более прогрессивной и реалистической оценке действительности. Эти изменения происходили в условиях острой идейной борьбы между сторонниками кадимизма и джадидизма, что являлось не только этнокультурной, но и политической альтернативой.

2. Новый подъем в общественно-политической жизни татарского общества начался с периода революции 1905-1907 гг., когда победил;-! ориентация на обще европейское и российское направление критически о мышления. Качественный рост литературы, публицистики, книгопечатания, появление на политической арене буржуазии происходили па фоне активизации общественно-религиозных и светских организации (Всероссийские мусульманские съезды, партия «Иттифак аль-муслимин», шакирдские общества, тайные кружки и др.). Татарские политические организации оказали большое влияние на формирование и становление татарского литературного движения в регионе и общественно-политической мысли в целом. В этот период увидели свет произведения Г.Тукая, Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, М.Гафурп и др., вошедшие в золотой фонд татарской культуры.

3. В годы реакции и Первой мировой войны общественный тонус татарской общественно-политической мысли несколько снизился, что нашло отражение в литературе и публицистике (появление ряда пессимистических, декадентских или мажорных произведений, одобряющих политику царизма в войне, и т.п.).

4. Все эти этапы эволюции общественно-политической мысли рассмотрены в материалах исторических, философских, художественных и публицистических произведений, манифестов, писем, обозрений, актов, которые и воссоздают конечную стратегию исследования.

5. Необходимо подчеркнуть, что общественно-политическая мысль в указанный период (конец XIX - начало XX вв.) приобрела наиболее масштабное теоретическое и практическое выражение, чем и. ценен опыт предшественников для современности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на различных научно-практических конференциях, в многочисленных научных и научно-популярных публикациях, в том числе в двух монографиях и семи статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного сочинения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Гали, Булат Талгатович

Заключение

Общественно-политическая мысль неразрывно связана с особенностями развития экономики, культуры, религии, социальной и политической структур татарского общества. Поэтому отправной точкой при изучении истории прошлого татарского народа, общественно-политических воззрений его представителей на те или иные общественные, философские и эстетические проблемы стали социально-экономические, политические и этнокультурные факторы изучаемого периода. Конец XIX - начало XX вв. - один из важных этапов в истории развития татарской нации, характеризующийся стремительными социально-экономическими, общественно-политическими и этнокультурными переменами, приведшими к кардинальным преобразованиям в структуре и образе жизни татарского общества. Огромные изменения претерпела и общественно-политическая идеология татарского народа. Буржуазные реформации феодально-патриархальных устоев татарского общества привели к становлению и развитию новых этнокультурных и этнополитических концепций, определивших стратегию татарского нациестроительства.

Проведенный анализ произведений национальной литературы и публицистики, а также трудов по общественно-политической мысли татарского народа позволяет подвести некоторые общие итоги и сделать следующие выводы.

Характерные условия развития Российской империи (национальное и религиозное угнетение, экономическая отсталость, закостенелость общественно-политической жизни и т.п.) стали одной из главных и ключевых идеологических и функциональных основ движения татарского общества за реализацию своих социальных, этнокультурных, политических и религиозных интересов. В условиях имперской политики, направленной на насильственную христианизацию и русификацию мусульманских народов, этническая общественно-политическая мысль стала не только основой национального самосознания, борьбы за выживание и этнокультурное самосохранение татарского общества, но и катализатором реформационных этнополитических идей. Формирование интеллектуальной и творческой прослойки татарской интеллигенции, обращение к национальной культуре, возрождение интереса к национальному языку с воскрешением памяти о былом величии народа свидетельствовали об уровне активизации национального самосознания татарского народа.

В период либерально-буржуазной реформации татарского общества идейным выражением новых веяний в общественно-политической мысли российских мусульман выступил джадидизм. По своей социальной природе и целям он был движением не только культурно-просветительского, но и реформационного типа. Требования преобразований, выдвинутые джадидистами, затрагивали области социально-экономических, семейно-бытовых, культурно-идеологических отношений. Они выступали за расширение деятельности культурно-просветительских учреждений, создание национальных газет и журналов, развитие национальной печати и искусства, издание художественной и научной литературы на родном языке, ускорение социально-экономического прогресса, освобождение народа от патриархального бытового уклада, свободу и равноправие женщин и т.д. Новый метод («ысул джадид») стал отправной точкой реформации системы национального образования. В специфических условиях конца XIX — начала XX вв. носители передовой джадидистской общественно-политической мысли - татарские литераторы и публицисты (Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Исхаки, Ф.Карими, Г.Камал, М.Гафури, Г.Кулахметов, Г.Ибрагимов и др.), протестуя против национального, социального и религиозного угнетения, выступили с критикой отсталости и застоя общественной жизни татарского общества.

Анализ татарской литературы и публицистики этого периода показывает, что становление и развитие новой национальной идеологии проходило в сложнейших условиях, оно периодически испытывало подъемы и спады.

Революционные события начала XX в., расшатавшие основы царского самодержавия в России, и связанное с этим провозглашение демократических свобод в стране позитивно отразились на этнокультурной жизни татарского общества. Именно с этого периода ведут свою историю национальная периодическая печать и национальный театр татарского народа. Уже в первое десятилетие после обнародования в царском Манифесте от 17 октября 1905 г. положения о свободе печати появилось около тридцати различных периодических изданий на татарском языке. В декабре 1906 г. в Казани состоялось первое публичное театральное преставление, заложившее основу для развития татарского театра. Одновременно произошли определенные положительные изменения и в идейно-эстетической канве татарской литературы и публицистики, в которой наметился резкий переход от религиозно-дидактического художественного мышления к светскому (реалистическому) отображению действительности.

Татарская общественно-политическая мысль изучаемого периода была многогранной, имела свои неповторимые особенности. На рассматриваемом этапе исторического развития одними из главнейших аспектов, рассматривавшихся представителями творческой интеллигенции, стали общественно-политическая мысль и повседневная жизнь татарского народа. Эти творческие намерения были предприняты ими с целью поиска путей совершенствования этнополитической и этнокультурной жизни татарской нации, сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв. Эти же цели преследовали не только передовые представители интеллектуальной и творческой интеллигенции, но и общественные и политические деятели.

Мусульманское конфессиональное образование, прошедшее довольно сложный путь, на рубеже XIX—XX вв. стало объектом пристального внимания (критики) представителей татарской литературы и публицистики. Борьба за реформирование учебно-образовательного процесса в мектебах и медресе была вызвана идеологическими и практическими соображениями — необходимостью перестройки этнокультурных основ развития татарского общества. Существующая в течение многих столетий мусульманская конфессиональная система образования не отвечала потребностям буржуазного татарского общества. В авангарде этого реформистского течения, наряду с шакирдами медресе и мектебов, были представители творческих и интеллектуальных профессий.

В процессе борьбы за новую национальную школу основным объектом общественной критики становятся представители мусульманского духовенства — муллы, придерживающиеся схоластических взглядов на развитие татарского общества. Одновременно происходила борьба против тотального господства мусульманской религии в культурной жизни татарского общества, за создание новой (джадидистской) системы народного просвещения, свободной от кадимистской схоластики, за массовое открытие новометодных школ и приспособление их к нуждам общественного развития. Анализ татарской литературы показывает, что в этот период были достигнуты определенные «успехи» в данном направлении.

Однако мусульманское духовенство еще имело довольно значительные возможности для оказания влияния на этнокультурную жизнь татарского общества. И дело было не только в малочисленности новометодных учебных заведений и их недоступности широким слоям татарского населения, а в религии, продолжающей регулировать гражданско-правовые отношения в обществе. Дело было и в том, что в период реакции и борьбы против татарского этнокультурного влияния на другие народы поволжско-приуральского региона, сопровождающийся закрытием новометодных конфессиональных школ, репрессиями против отдельных представителей мусульманского духовенства, в татарской общественно-политической мысли появились упаднические настроения. В это время в татарском обществе наметился определенный отказ от либерально-демократических национально-освободительных идей.

В 1907-1912 гг. с установлением в стране авторитарно-полицейского режима началось наступление на революционные завоевания народных масс. В 1910—1912 гг. произошли некоторые негативные изменения и в школьном вопросе, приведшие к восстановлению позиций старометодных конфессиональных школ, особенно в татарских селениях. Развитие аналогичных процессов в местах компактного проживания татарского народа происходило по-разному. Мусульманское духовенство самостоятельно начало регулировать этот вопрос. Обладая относительной свободой, оно, наряду с расширением круга богословских книг и приспособлением их к учебным программам, постепенно переходило к внедрению светских предметов в учебную практику.

С укреплением в стране позиций авторитарно-правящего режима все заметнее становилась тенденция перехода к имперскому стилю руководства, одергиванию национальностей, навязыванию им общеимперского принципа «единой и неделимой России», что противопоставлялось, в действительности, всему национальному. В отличие от периода революционных баталий 19051907 гг., в этот период на основании директивных распоряжений центральной власти была запрещена деятельность почти всех мусульманских организаций. Дискуссий быть не могло, поскольку мусульманское общество объявлялось рассадником «панисламистских» и «пантюркистских» идей и стало жертвой представителей великодержавной идеологии по отношению ко всему подлинно духовному, культурному, национальному. Это был жесткий и однозначный приказ, который надлежало исполнить. В общественно-политической обстановке, сложившейся в тот период, о свободном развитии национальной (джадидистской) идеологии уже не могло быть и речи. Властные структуры взяли курс на ее уничтожение и искоренение.

Социально-экономические и политико-правовые мероприятия властных структур, направленные на удушение национальных движений, сопровождались усилением цензурного контроля за деятельностью татарских литераторов. Это приводило к росту упаднических настроений среди татарских литераторов, главным проявлением которого стали увлечение народным эпосом, уход от острых общественно-политических проблем, а также рост числа бульварных произведений. Все это негативно сказывалось на развитии татарской общественно-политической мысли.

В XX в. в России сформировались светская (реалистическая) национальная литература и публицистика, отражавшая потребности татарского общества в печатной продукции. Несмотря на определенные трудности, с каждым годом она все более укрепляла свои позиции в татарской общественно-политической мысли, снабжая ее новыми идейно-эстетическими ценностями и нациестроительными идеями. В рассматриваемый период плодотворно работали такие выдающие писатели, как Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Исхаки, Г.Камал, Ш.Камал, Г.Кулахметов, Г.Ибрагимов. Благодаря их творческой деятельности, а также деятельности многих других писателей были заложены основы новой джадидистской идеологии. Эта новая идеология, сложившаяся в татарском обществе на рубеже XIX—XX вв., первоначально представляла собой сравнительно узкое культурническое движение за перестройку старой мусульманской системы образования и приближение ее к европейской. Затем джадидизм постепенно приобретал политический характер и превратился в буржуазно-либеральное националистическое течение.

Литераторы и публицисты в своих произведениях татарскую национальную идеологию и пути этнополитического и этнокультурного развития татарского народа трактовали по-разному. Одни из них пророчествовали об исчезновении татарского народа через 200 лет (например, Г.Исхаки), выражая мысль о возможной гибели нации в случае ее существования в оковах старого, полуфеодального, патриархального уклада жизни, смело высказывали идею о необходимости развития ее по европейскому пути. Другие (например, Г.Тукай, Г.Камал, Ф.Амирхан) выражали протест против духовного застоя в жизни татарского и восточных народов в целом.

Воспринимая целенаправленное движение европейских стран по пути демократизации, они не могли мириться с уровнем развития татарского общества. Отсталость нации большинство передовых писателей и общественных деятелей видели в отсутствии надлежащего уровня преподавания в школах, медресе, в состоянии дел в области образования и просвещения. Многие из них понимали, что без целенаправленного изменения социальной инфраструктуры, установления равноправных отношений во всех сферах общественной жизни Российской империи трудно представить гармоничное и всестороннее развитие татарской нации.

Благодаря творческой деятельности литераторов в начале XX в. раскрылись новые специфические особенности татарской эстетической культуры. Передовые художники слова опирались на достижения мировой культуры, на преобразующую силу прогрессивного искусства многих народов мира. Проблема преемственности — разумного сочетания традиций и новаторства в литературе — была узловой для передовых татарских мыслителей, общественных деятелей и просветителей, литераторов и публицистов, определяющей и главенствующей в их творчестве. Естественно, прогрессивно мыслящие писатели в своих произведениях отражали мысли и чаяния обездоленных людей. В диссертации мы стремились научно обобщить этот сложный процесс. Преемственность, народность, историзм в развитии художественной литературы выделены нами как прерогативы в процессе анализа произведений татарских классиков.

Анализируя сложные процессы эволюции творчества татарских писателей и публицистов начала XX в., также следует иметь в виду, что этнокультурное строительство превратилось в важнейший элемент их мировоззрения. Его составными частями были не только морально-этические, но и общественно-политические представления о реалиях татарского общества. Развитие общественно-политической мысли шло в условиях если не безусловной религиозности, то полной, порой неосознанной подчиненности людей, особенно в деревне, системе обычаев и укладу жизни, которые сложились под влиянием мусульманских и народных традиций. С одной стороны, в татарском обществе усиливалась поляризация общественно-политических сил, особенно после революции 1905-1907 гг., с другой — обращаясь к массовому сознанию, эти силы должны были учитывать религиозный фактор.

Однако татарское общество, повернувшееся лицом к светским ценностям мировой (российской) культуры и образования, не имело широкой возможности создать интеллектуальную базу для их внедрения ' и распространения. Татарская общественная мысль, призванная консолидировать интеллектуальные силы национального общества, не смогла выйти за рамки татарского локального мира, она стала заложницей его феодально-патриархальных устоев. Несмотря на это, благодаря самоотверженной деятельности видных представителей творческой и интеллектуальной элиты, в те годы национальная общественно-политическая мысль обогатилась новыми идеями, заложив основу для дальнейшего развития татарского общества. Произведения передовой литературы, наряду со светскими учебными заведениями, существенно дополняли воспитание, даваемое родителями, и вырабатывали у представителей младшего поколения новые эстетические и нравственные ценности. Это в значительной мере позволяло осуществить преемственность традиций татарского народа, его обычаев и культуры.

Таким образом, в эти переломные моменты жизни татарской нации прогрессивная интеллигенция выступала движущей силой во всех областях жизни мусульманского общества. Передовые представители интеллигенции заложили прочный фундамент для развития татарской историографии, светской литературы, периодической печати, театра, музыки, живописи, кинематографа, истории и др. В результате их благотворной деятельности татарская общественно-политическая мысль в конце XIX — начале XX вв. начала постепенно ориентироваться на мировые этнополитические, этнокультурные и идейно-эстетические стандарты. В татарской общественно-политической мысли начала формироваться новая социокультурная и этнополитическая парадигма, основанная на идеях джадидизма. Общественно-исторической основой этой идеологии являлись буржуазные отношения, постепенно проникающие во все слои татарского общества.

Этнополитические и этнокультурные процессы, происходившие в татарском обществе в начале XX в., имели неповторимые особенности, не знающие аналога в истории мировой культуры. В этот период началась интеграция татарского общества, в течение многих столетий практически закрытого в рамках традиционных норм «выживания», в общероссийские политические и культурные процессы. Общественно-политическая и этнокультурная реорганизация основ татарского общества происходила при активном участии передовых общественных, религиозных, политических деятелей, а также представителей интеллектуальных и творческих профессий. Они боролись с застойными феодально-патриархальными устоями татарского общества и внесли большой вклад в идейную консолидацию аморфных этнических групп татарского населения, разбросанных по бескрайним просторам Российской империи, в подъем культурного и образовательного уровня татарского народа, а также подготовили идейные основы нациестроительства.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Гали, Булат Талгатович, 2009 год

1. Источники Архивные источники и материалы

2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ): Фонд 1 -Канцелярия казанского губернатора, 1890-1917 гг.

3. НА РТ: Фонд 160 Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии, 1890-1917 гг.

4. НА РТ: Фонд 199 Казанское губернское жандармское управление, 1900-1917 гг.

5. НА РТ: Фонд .420 — Казанский временный комитет по делам печати, 1905-1917 гг.

6. НА РТ: Фонд 1370 Каримов Мухамет-Фатих Гильманович (Фатих Карими), 1900-1915 гг.

7. НА РТ: Фонд 2461 -Исхаков Мухаммад-Гаяз (Гаяз Исхаки)

8. Архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан: Фонд.4.

9. Научный архив Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова: Фонды 22 и 16.

10. Архив A.M. Горького. КГ. 1132. 4. 10 (Письма Г.Исхаки).

11. Архив Уфимского научного центра Российской Академии наук: Фонд 3, оп.ЗО.

12. Исторические и художественные источники

13. Амирхан Ф. Избранные произведения. Казань, 1957. - Т.2.

14. Амирхан Ф. На перепутье / Ф. Амирхан. Казань, 1979.

15. Благотворительные учреждения России. — СПб.: Тип. Имп. уч-ща глухонемых, 1912.-120 с.

16. Габдулла Тукай. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза / Переводчик и составитель В.С.Валиева. -М., 2002.

17. Габдулла Тукай. Стихотворения и поэмы / Сост. В.Думаева-Валиева. -М., 2003.

18. Гаспринский Исмаил бей. Россия и Восток / Исмаил бей Гаспринский. Казань: Фонд «Жиен», 1993. - 130 с.

19. Гафури М. Утро свободы: Стихи и поэмы / М.Гафури. М., 1980.

20. Гафури М. Повести / М.Гафури. М., 1981.

21. Государственная Дума. 1905-1917: Стенографические отчеты: В 4 т. -М., 1995.

22. История Казани в документах и материалах. XIX век: Промышленность, торговля, финансы / Под ред. И.К.Загидуллина. Казань: Магариф, 2005.-719 с.

23. Камал Ш. Избранные произведения / Ш. Камал. — Казань, 1983. Т.1.

24. Крестьянское движение в России, июль 1907 июль 1914 гг.: Сборник документов / А.В.Шапкарин. -M.-.JL: Наука, 1966. - 677с.

25. Материалы по истории Башкирской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-Т.5.-783 с.

26. Мирсаид Султан-Галиев. Статьи, выступления, документы. Казань: Таткнигоиздат, 1992. — 518 с.

27. Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды / М.Султан-Галиев. -Казань: Изд-во «Гасыр», 1998. 719 с.

28. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906-1917 гг.: Сб. документов и материалов / Сост. Л.А.Ямаева. Уфа, 1998.

29. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащиеся сельских школ. — Казань: Изд-во Казанского губернского земства, 1907.- 118 с.

30. Национальные движения в период Первой революции в России: Сб. документов из архива бывшего Департамента полиции. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1935. — 396 с.

31. Нольде Б.Э. Национальный вопрос в России: Доклад, читанный на IX делегатском съезде Партии народной свободы, 24 июля 1917 г. / Б.Э.Нольде. -Петроград: Партия нар. свободы, 1917. — 8 с.

32. Обзор Казанской губернии за 1905 год. Казань: Типография губернского правления, 1907. - 141 с.

33. Обзор Казанской губернии за 1911 год. Казань: Типография губернского правления, 1913. — 22 с.

34. Описание экономического состояния Казанской губернии и некоторых уездов Вятской губернии, в связи с вопросом о соединении этих губерний рельсовым путем / Сост. проф. В.В.Ивановский. Казань: Тип. и лит. В.М.Ключникова, 1899. - 249 с.

35. Отчет о состоянии народных училищ Казанской губернии за 1883 год. Казань: Типография В.М.Ключникова, 1884. - 136 с.

36. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Т. 14. Казанская губерния / Под ред. Н.А.Тройницкого. 2-е изд. СПб.: Типография «Слово», 1904. - 283 с.

37. Письма Н.И.Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П.Победоносцеву. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1895. -414 с.

38. Письма Н.И. Ильминского к крещёным татарам. — Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1896. — 212 с.

39. Победоносцев К.П. Из воспоминаний об Н.И.Ильминском / К.П.Победоносцев // Русский вестник. 1892. - № 2. - С. 142-152.

40. Революционная борьба крестьян Казанской губернии накануне Великого Октября: Сб. документов и материалов. Казань: Таткнигоиздат, 1958.-824 с.

41. Россия. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье: Из полного географического описания нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. Репринт, изд. Ульяновск: Дом печати, 1998. — 599 с.

42. Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. — Казань, 1898. -61 с.

43. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания (1841—1901 гг.) / Сост. Р.Фахрутдинов. Уфа, 1902. - 124 с.

44. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания (1836-1903 гг.) / Сост. Р.Фахрутдинов. Уфа, 1905. - 385 с.

45. Справка о свободе совести, составленная Департаментом Духовных дел иностранных исповеданий МВД. — СПб., 1906.

46. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. СПб., 1903. - Вып.4. - 309 с.

47. Съезд директоров народных училищ и начальников учительских школ Казанского учебного округа по вопросам низшего народного образования, бывший в Казани в августе 1907 года. Казань, 1907. - 94 с.

48. Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев / Под ред. А.С.Будиловича. — СПб.: Изд-во Министерства народного просвещения, 1905. 366 с.

49. Тукай Г. Произведения / Г.Тукай. Казань, 1931. - Т.З.

50. Тукай Г. Избранное / Г.Тукай. Казань, 1960. - Т.2.

51. Тукай Г. Сочинения / Г.Тукай. Казань, 1977. - Т.4. - С.92-97.

52. Тукай Г. Избранное / Г.Тукай. Казань, 1978.

53. Тукай Г. Избранное / Г.Тукай. М., 1986.

54. Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы / Г.Тукай. Казань, 2006.

55. Устав Общества пособия бедным мусульманам г. Казани. — Казань, 1903.на татарском языке

56. Акмали (И.Бикулов) Татарча театр / Акмали (И. Бикуллов) // Кояш. — 1913. 14 октябрь.

57. Акчура Й. Дин моназарында иркенчелек хакында / Й.Акчура. Казан, 1906.

58. Акчура Й. Гаяз эфэнде / Й.Акчура // Мирас. 1992. - № 6. - Б.26-28.

59. Эль-Ислах. Казан, 1908. - 24 ноябрь.

60. Эмирхан Ф. Гаяз эфэнде шэрэфенэ / Ф.Эмирхан // Кояш. 1917. -11-12 апрель.

61. Эмирхан Ф. Сайланма эсэрлэр 2 томда. / Ф.Эмирхан. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1958.

62. Бертуган Бубыйлар Иэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: тарихи-документаль ж;ыентык. Казан: Рухият, 1999 - 240 б.

63. Бертуган Рэмиевлэр: фэнни-биографик ж;ыентык. — Казан: Рухият, 2002.-368 б.

64. Бигиев М. Ислахат эсаслары / М.Бигиев. Пг., 1916.

65. Бигиев М. Шэригать эсаслары / М.Бигиев. Пг., 1917. — 72 б.

66. Вэлиди Д. Татар эдэбиятынын барышы / Ж^. Вэлиди. Оренбург, 1912.- 1226.

67. Вэлиди ЖМиллэт вэ миллият / Ж^.Вэлиди. Оренбург, 1914.

68. Вэлиди Жг Шарыктан Гарабка / Ж^.Вэлиди // Ан, 1916. - №2. - Б.36.

69. Вэлиди Гаяз эфэнде / Ж^.Вэлиди // Эдэби ж;омга. 1992. - № 2 (гыйнвар).

70. Гайнетдин Ахмаров: тариии-документаль жыентык. Казан, 2000.

71. Гобэйдуллин Г. Ике йез елдан соц инкыйраз / Г.Гобэйдуллин // Мирас.- 1993.-№9.

72. Гобэйдуллин Г. Тарих сэхифэлэре ачылганда. Сайланма хезмэтлэр / Г.Гобэйдуллин. Казан: Татар, кит. нашр., 1989. - 334 б.

73. Гобэйдуллин Г. Миллэтчелек эсаслары / Г.Гобэйдуллин // Мирас. -1996.-№3.

74. Гордлевский В.А. Яца госманлы эдэбият / В.А.Гордлевский // Шура.- 1911.-№2.

75. Гордлевский В.А. Мехэммэт Гаяз Исхаков / В.А.Гордлевский // Казан утлары. 1994. - № 2.

76. Дэрдмэнд. Исэ ждплэр: шигырьлэр, истэлек-парчалар / Дэрдмэнд. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1980. — 245 б.

77. Думави Нэж;ип. Шигырьлэр Ьэм поэмалар / Нэщш Думави. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1960. 152 б.

78. Ибра1шмов Г.-Р. Автономия яки идарэи мохтарият / Г.-Р.ИбраЬимов. -СПб., 1905.-36 6.

79. ИбраЬимов Г. Эдэбият агымы («Ике йез елдан сон; инкыйраз» турында) / Г.ИбраЬимов // Шура. 1911. - № 22.

80. ИбраЬимов Г. Бер китап унае белян / Г.ИбраЬимов // Йолдыз. — 1912.12 январь.

81. ИбраЬимов Г. Асарлар. Тарихи хезмэтляр (1911-1927) / Г.ИбраИимов. -Казан, 1984.-Т.7.

82. ИбраЬимов Г. Иж;тимагый революция вэ татар зыялылары / Г.ИбраЬимов // Эсэрлэр: сигез томда. Публицистика (1907-1932). — Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. — Т.6. — Б. 178-195.

83. ИбраЬимов Г. Кара маяклар, яки ак эдэбиятлар / Г.ИбраЬимов // Эсэрлэр 8 томда. Публицистика (1907—1932). Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. — Т.6. -Б.329-373.

84. ИбраЬимов Г. 1905 ел революциясе эчендэ татарларныц хэрэкэтлэрен ейрэну очен материаллар ж;ыю турында / Г.ИбраЬимов // Эсэрлэр: сигез томда. Публицистика (1907-1932). Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. -Т.6. -Б.378-385.

85. Исхакый Г. Ике йез елдан соц инкыйраз. Казан, 1904.

86. Исхакый Г. Дэулэт Думасы эгъзаларына ачык хат / Г.Исхакый // Тан, йолдызы. 1906. - 22 май.

87. Исхакый Г. Дэулэт вэ халык / Г.Исхакый // Тац йолдызы. 1906. - 26май.

88. Исхакый Г. Безнен, асылымыз вэ миллэт / Г.Исхакый // Тан, йолдызы — 1906 -29 май.

89. Исхакый Г. Халыкка ж;ирне тарату буенча Думадагы оч фирка / Г.Исхакый // Тац йолдызы. — 1906. — 1 июнь.

90. Исхакый Г. Динне якларга баручы депутатлар / Г.Исхакый // Тац йолдызы. 1906. - 5 июнь.

91. Исхакый Г. Татарлар Ьэм инкыйлаб / Г.Исхакый // Тац йолдызы. — 1906.-30 июнь.

92. Исхакый Г. Ачлык башланды / Г.Исхакый // Тац йолдызы. 1906. — 12 сентябрь.

93. Исхакый Г. Эшчеляр мэсьэлэсе / Г.Исхакый // Тац йолдызы . 1906. — 16 сентябрь.

94. Исхакый Г. Татар матбугаты / Г.Исхакый // Бэянелхак. 1908. - 2 март.

95. Исхакый Г. Яшь кочлэрнец бурычы / Г.Исхакый // Суз. 1916. - 6 август.

96. Исхакый Г. Магъруза / Г.Исхакый. М., 1917.

97. Исхакый Г. Сэясэт орбитасында / Г.Исхакый // Ил. — 1917. 13 апрель.

98. Исхакый Г. Сэясэт галэмендэ / Г.Исхакый. М., 1917.

99. Исхакый Г. Ике йоз елдан соц инкыйраз / Г.Исхакый // Казан утлары-1990 № 1-2.

100. Исхакый Г. Зиндан: Сайланма проза Ьэм сэхнэ эсэрлэре / Г.Исхакый. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-671 б.

101. Исхакый Г. Миллэтнен, хокукы вэ рус шовинизмы / Г.Исхакый // Татарстан хэбэрлэре. 1993. — 20 февраль.

102. Исхакый Г. Милли фащига / Г.Исхакый // Мирас. 1993. - № 4.

103. Исхакый Г. Мирзаларымыз / Г.Исхакый // Мирас. 1992. - № 10. -Б. 19-22.

104. Исхакый Г. Тукай мэктэптэ / Г.Исхакый // Мэдзни ж;омга. 1997. - 25 апрель.

105. Исхакый Г. Эсэрлэр. Унбиш томда. Г.Исхакыйнын, тормышы Ьэм иждты турында замандашлары (1898—1917) / Г.Исхакый. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2001.

106. Йолдыз. Казан, 1914.-24 июль.294. Йолдыз. -1914.-19 август.

107. Кармак. Оренбург, 1915. -№ 1.

108. Карчыга. Оренбург, 1906. - № 2.297. Карчыга 1906. - № 3.298. Карчыга. 1907. - № 9.

109. Волжский вестник. Казань, 1905-1906 гг.

110. Казанский вестник. — Казань, 1905 г.

111. Казанский телеграф. Казань, 1908-1913 гг.

112. Камско-Волжская речь. Казань, 1917 г.

113. Новое время. Санкт-Петербург, 1906-1909 гг.на татарском языке

114. Азат халык. Казань, 1906 г.

115. Акмулла. Троицк, 1911-1916 гг.

116. Эль-Ислах. Казань, 1907-1909 гг.

117. Бзянелхак. Казань, 1906-1911 гг.

118. Вакыт. Оренбург, 1906-1914 гг. 3.11. Иолдыз.-Казань, 1906—1915 гг.

119. Казан мехбире. Казань, 1906-1911 гг.

120. Кармак. Оренбург, 1915-1917 гг.

121. Карчыга. Оренбург, 1906-1907 гг.

122. Hyp. Санкт-Петербург, 1906-1909 гг.

123. Тан, йолдызы. Казань, 1906 г.317. Туп. Астрахань, 1907 г.318. Уклар. Уральск, 1906 г.

124. Фикер. Уральск, 1906-1907 гг.

125. Чикерткэ. Оренбург, 1906 г.

126. Чукеч. Оренбург, 1906-1911 гг.

127. Шура. Оренбург, 1908-1917 гг.323. Яз. Оренбург, 1907 г.

128. Ялт-йолт. Казань, 1910-1916 гг.

129. Яшен.- Казань, 1908-1909 гг.

130. Монографии, сборники работ, статьи

131. Абд аль-Хамнд Гура ас-Саннар. Отличие исламского социализма от социализма современного / Абд аль-Хамид Гура ас-Саннар // Ислам и социализм (исследование зарубежных идеологов): Сб. статей. М., 1988.

132. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы / Р.Г.Абдулатипов. -М.: Мысль, 2002. 313 с.

133. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я.Г.Абдуллин. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. — 319 с.

134. Абдуллин Я. Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция / Я.Г.Абдуллин // Из истории татарской общественной мысли. — Казань, 1979. -С.97-104.

135. Абдуллин Я.Г. Социально-философские основы творчества Гафура Кулахметова / Я.Г.Абдуллин, Р.М.Амирханов // Гафур Кулахметов: К 100-летию со дня рождения. — Казань, 1983. — С. 19-25.

136. Абдуллин Я.Г. Буржуазно-демократическое движение XIX-XX веков и его идеологическое выражение — джадидизм / Я.Г.Абдуллин // Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М., 1990.

137. Абдуллин Я.Г. Новое мышление и некоторые проблемы истории татарской общественной мысли XIX— начала XX веков (Методологические проблемы изучения истории татарской общественной мысли на материале народов РСФСР) / Я.Г.Абдуллин. Казань, 1990.

138. Абдуллин Я.Г. Джадидизм и современный период / Я.Г.Абдуллин // Иман нуры. Казань, 1996. - № 4.

139. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место / Я.Г.Абдуллин. Казань, 1998.

140. Абдуллин А.Г. Татарская общественно-философская мысль: итоги и перспективы исследования / А.Г.Абдуллин // Научный Татарстан. 1999. - № 2. - С.69-75.

141. Абдуллин Я.Г. Джадидизм идейная борьба в татарском обществе // Очерки истории татарской общественной мысли / Я.Г.Абдуллин. Казань, 2000.

142. Авторханов А. Империя Кремля / А.Авторханов. Минск: Полифакт: Дружба народов, 1991. - 107 с.

143. Айда А. Садри Максуди Ареал / А.Айда М., 1996.

144. Актуальные проблемы отечественной историографии: материалы VII Всероссийская заочная научная конференция / Под ред. С.Н.Полторака. СПб., 1997.

145. Акчура Ю. Три вида политики / Ю.Акчура // Татарстан. 1994. - №9/10.

146. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1991.

147. Алисов Г. Мусульманский вопрос в России / Г.Алисов // Русская мысль. 1909. - № 7. - С.28-61.

148. Алов А.А. Ислам в России / А.А.Алов, Н.Г.Владимиров. М.: НИИ наследия, 1996. - 119 с.

149. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.) / Р.У. Амирханов. М.: Наука, 1986. - 191 с.

150. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток Запад» (на примере развития русской культуры) / Р.У. Амирханов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 238 с.

151. Амирханов Р. Дореволюционная татарская историография: востоковедческо-тюркологические аспекты / Р. Амирханов // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2004. 2. - С.256-258.

152. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки / Р.У.Амирханов. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. — 150 с.

153. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен) / О.С.Анисимов. М., 1996.

154. Анкерсмит Ф.Р. Историография и постмодернизм // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. — С. 12-3 6.

155. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII начало XX в.): Сб. статей / Д.Ю.Арапов. - М.: Наталис, 2006. - 479 с.

156. Аршаруни А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России /

157. A.Аршаруни, Х.Габидуллин. -М.: Безбожник, 1931. 138 с.

158. Атласов X. Сююмбике / X. Атласов. Казань, 1992.

159. Атряскина X. Из истории мусульманского образования / Х.Атряскина, А.Баянов // История Отечества. 2000. - №10. - С.329-334.

160. Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г.Афанасьев. М., 1980.

161. Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия: истоки и формирование социалистического реализма / А.Г.Ахмадуллин. — М., 1983.

162. Ахмадуллин А.Г. Горизонты татарской драмы: Литературно-критические статьи / А.Г.Ахмадуллин. — Казань, 1985.

163. Ашмарин Н.И. Несколько слов о литературе казанских татар / Н.И.Ашмарин // Журнал Министерства народного просвещения. — 1905. № 1. -С.1-13.

164. Афанасьев П.О. Н.И. Ильминский и его система школьного просвещения инородцев Казанского края // П.О.Афанасьев // Журнал Министерства народного просвещения. — 1914. 4.IV. - С.130-131.

165. Бабленкова И.И. История России. Полный курс / И.И.Бабленкова,

166. B.В.Акимов, Е.А.Сурова. -М., 2006. С. 148.

167. Багин С.А. О пропаганде ислама путем печати / С.А.Багин // Православный собеседник. — 1909. Август. - С.245-264; Сентябрь.1. C.386-393.

168. Багин С.А. Об отпадении в магометанство крещенных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления / С.А.Багин // Православный собеседник. 1910. - Январь. - С. 118-127.

169. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова / Ф.Н.Баишев. — Уфа, 1996.

170. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А.Барг. М., 1987.

171. Беннигсен А. А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России / А.А.Беннигсен // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993.

172. Беннигсен А. Мусульмане в СССР / А.Беннигсен // Панорама-форум. 1995.-№2.-С. 77-86.

173. Блаумберг И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В.Блаумберг. М., 1997. - 322 с.

174. Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии: татары, вотяки, мордва / Н.А.Бобровников. Казань: Типография П.В.Щетинкина, 1899. - Вып.1. - 68 с.

175. Бобровников Н.А. Школьная сеть Казанской губернии: Проект / Н.А. Бобровников. — Казань: Типография A.M. Петрова, 1905. 192 с.

176. Бордюгов Г.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории современного общества / Г.А.Бордюгов, В.А.Козлов. М., 1992.

177. Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье / Ф.Брайн-Беннигсен // Татарстан. 1994. - № 12. - С. 110-113.

178. Брук С.И. Динамика и этнический состав населения России в эпоху империализма (конец XIX в. 1917 г.) / С.И.Брук, В.М.Кабузан // История СССР. - 1980.-№ 3. - С.74-93.4. 50. Бурганов А.Х. Россия «Мессия»? / А.Х.Бурганов - М., 2008.

179. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. / М.С.Бургин, В.И.Кузнецов. М., 1994.

180. Вайсов М. Габдулла Тукай и Сардар Гайнан Вайсов / М.Ваисов . М., 1979.

181. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.)/ Дж. Валиди. М.-Пг.: Госиздат, 1923. - 107 с.

182. Валиди Дж. Представители просветительной и публицистической литературы / Дж. Валиди // Фатих Карими: Научно-биографический сборник. -Казань, 1927.

183. Векторы толерантности: Религия и образование / Под ред. Р.А.Набиева. Казань: Магариф, 2006. - 238 с.

184. Великая Отечественная война. Казанская губерния. Краткий очерк на первый год. Казань, 1916.

185. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар / Н.И.Воробьев Казань, 1930.

186. Гайдар Е. Марксизм: между научной теорией и «светской религией» (либеральная апология) / Е.Гайдар, В.Мау // Вопросы экономики. 2004. — № 5-6.

187. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар / М.Х.Гайнуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1955. - 96 с.

188. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века / М.Гайнуллин. Казань, 1966.

189. Гайнуллин М.Х.Галиасгар Камал. Очерк жизни и творчества: К 100-летию со дня рождения / М.Х.Гайнуллин. — Казань, 1978.

190. Галеева Э. Великий сын татарского народа / Э.Галеева // Научный Татарстан. 1998. - № 1.

191. Гали Б.Т. Щедрый талант. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Г.Исхаки / Б.Т.Гали. Казань, 2002.

192. Галиасгар Камал: Сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения. Казань, 1981.

193. Ганиева Р. Сатирическое творчество Тукая / Р.Ганиева. — Казань, 1964.

194. Ганиева Р.К. Страницы творчества Наджиба Думави / Р.К.Ганиева. -Казань, 2003.

195. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И.Гаспринский. Симферополь: Типография Спиро, 1881.-45 с.

196. Гафур Кулахметов: К 100-летию со дня рождения. Казань, 1983.

197. Гафури М. Утро свободы / М.Гафури. М., 1980.

198. Гимадиев У.И. Карсыга: Революционно-демократический сатирический журнал / У.И.Гимадиев. — Уфа, 1976 (на башк. языке).

199. Гимадиев У.И. Сила сатирического слова: Роль и значение татарских сатирических журналов дооктябрьского периода в развитии национальной литературы / У.И.Гимадиев. Казань, 1987.

200. Гольцев В. Национальный вопрос в XIX веке (Из политического наследства прошлого столетия) / В.Гольцев // Русская мысль. — 1901. — №3. -С.142-153.

201. Городецкий Е.И. Ленинская лаборатория исторического исследования / Е.И.Городецкий // Вопросы истории. — 1982. № 3. — С.34-35.

202. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В.М.Горохов. Казань: Татгосиздат, 1941. - 260 с.

203. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ / Е.Ф.Грекулов. М.: Наука, 1969.- 184 с.

204. Губайдуллин Г.С. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов / Г.С.Губайдуллин // Первый Всесоюзный тюркологический съезд. Баку, 1926.

205. Губайдуллин Г.С. К вопросу об идеологии Гаспринского (Предварительные замечания) / Г.С.Губайдуллин // Гасырлар авазы = Эхо веков. 1998. - № 3/4. - С.98-118.

206. Гузенкова Т.С. Этнонациональные проблемы в учебниках по истории (на примере Украины, Белоруссии и некоторых республик Российской Федерации) / Т.С.Гузенкова // Национальные истории в советских и постсоветских государствах. М., 1999.

207. Гуляихин В.Н. Принцип системности в историческом исследовании / В.Н.Гуляихин, А.Суслов // История и современные проблемы общества и человека: Сб. научных статей. Волгоград, 1995.

208. Гуревич А.О. О кризисе современной исторической науки / А.О.Гуревич // Вопросы истории. 1991. - № 2-3. - С.21-36.

209. Гуревич А.О. Уроки Льюсена Февра / А.О.Гуревич // Льюсен Февр. Бои за историю. М., 1991.

210. Гуревич А.О. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.О.Гуревич. М., 1993.

211. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. М.,1991.

212. Данилов А.М. К вопросу о методологии исторической науки / А.М.Данилов // Коммунист. 1969. - № 5. - С.68-81.

213. Данилов В.Л. Современная российская историография: в чем выход из кризиса / В.Л.Данилов // Новая и новейшая история. 1993. - № 6. - С. 95-61.

214. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) / В.С.Дякин// Вопросы истории. 1995. - № 9. - С.130-142.

215. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) / В.С.Дякин // Вопросы истории. 1996. - №11/12. - С. 39-53.

216. Емельянова Г. К вопросу о национальной самоидентификации волжских татар в конце XIX начале XX века: татаризм, тюркизм и исламизм / Г.Емельянова // Мир ислама. - 1999. - № 1-2. - С. 109-122.

217. Ерасов Б.С. Формационный и цивилизационный анализ российского общества / Б.С.Ерасов // Российская цивилизация: этнокультурные и духовныеаспекты: Энциклопедический словарь / Ред.: П.М.Мчедлов и др. — М., 2001. — С. 455-460.

218. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах / И.А. Ермаков. -М., 2001. 507 с.

219. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / НЛ.Ерошкин. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. -672с.

220. Ершов JI. Сатира Щедрина и наша современность / Л.Ершов. — Л., 1953.

221. Ерыгин А.Н. История и диалектика / А.Н.Ерыгин. Ростов н/Д., 1987.

222. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917) / Б.И.Есин. -М., 2000.

223. Журавлев В. Методология исторической науки: вчера, сегодня, завтра / В.Журавлев // Кентавр. 1995. - № 6. - С. 140 - 146.

224. Журов Ю.В. Проблемы методологии истории / Ю.В.Журов. Брянск, 1996.

225. Загидуллин И.К. К вопросу отпадения крещеных татар Казанской губернии в мусульманство 1866 года / И.К.Загидуллин // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Казань: ИЯЛИ, 1990. — С.66-78.

226. Загидуллин И. К. Татарские крестьяне Казанской губернии во второй половине XIX в. (60-90-е гг.) / И.К.Загидуллин. Казань, 1992. — 247 с.

227. Авторефераты и диссертации

228. Ахмадиев Ф.Н. Изучение европейской историографии в России во второй половине XIX начале XX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Ф.Н. Ахмадиев. - Казань, 1987.

229. Волхонский М.А. Национальная политика и правительственные круги накануне и в годы первой русской революции: Автореф. дис. . канд. ист. наук / М.А.Волхонский. М., 2003.

230. Воробьева Е.И. Мусульманский вопрос в имперской политике российского самодержавия (вторая половина XIX- 1917 г.): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Е.И.Воробьева. СПб., 1999.

231. Галимуллин Ф.Ф. Публицистические произведения Г.-Р. Ибрагимова как источник для изучения татарского общественно-политического движения (начало XX века): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Ф.Ф.Галимуллин. Казань, 2003.

232. Гарипов Н.К. Политика Российского государства в этноконфессиональной сфере в конце XVIII начале XX века: Опыт духовного управления мусульман: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Н.К.Гарипов. -Казань, 2003.

233. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди в истории татарского народа начала XX в. (1906-1924): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Ф.Ю.Гаффарова. Казан, 1997.

234. Исхаков Д. Этническое развитие волго-уральских татар в XV начале XX вв.: Дис. . д-ра ист. наук / Д.Исхаков. - М., 2000.

235. Кадыров О.Х. Роль Л.Н.Толстого в становлении и развитии татарской реалистической литературы: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / О.Х.Кадыров. -Казань, 1996.

236. Курбанов Т.Я. Татарские учителя и татарская учащаяся молодежь Поволжья и Приуралья в период буржуазно-демократической революции 19051907 годов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1954. -21 с.

237. Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI — начало XX вв.): Дис. . канд. ист. наук / Д.Ш.Муфтахутдинова. Казань, 1999. -154 с.

238. Мухаметдинов Р.Ф. Юсуф Акчура и Зия Гекал. Формирование идеологии тюркизма (70-е гг. XIX в. 30-е гг. XX в.): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Р.Ф.Мухаметдинов. - Казань, 1996.

239. Мухаммединова А.Х. Хади Атласи как историк: Дис. . канд. ист. наук / А.Х.Мухаммединова. Казань, 2003.

240. Насретдинова Д.М. Историк Г.С.Губайдуллин (1887-1937). Жизнь и творчество: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Д.М.Насретдинова. Казань, 1997.

241. Нурутдинов И.Г. Молодежь в тюрко-татарском идейно-политическом движении начала XX века: Автореф. дис. . канд. ист. наук / И.Г.Нурутдинов. -Казань, 2000. 28 с.

242. Рамеева И.Р. Образ Сююмбике в литературе (эпоха и литературный герой): Автореф. дис. . канд. филол. наук / И.Р.Рамеев. Казань, 2002. - 23 с.

243. Сахапов А. Творчество Гаяза Исхаки и татарская литература XX в.: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / А.Сахапов. Казань, 1998.

244. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века: Автореф. дис. . канд. ист. наук / А.Ю.Хабутдинов. -Казань: КГУ, 1996.- 17 с.

245. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в российском сообществе: Автореф. дис. . д-ра ист. наук / А.Ю.Хабутдинов. Казань, 2002.

246. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в российском обществе (конец XIX начало XX века): Автореф. дис. . д-ра ист. наук / А.Ю.Хабутдинов. - Казань, 2002. - 45 с.

247. Ханбиков Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в XI XX веках: Автореф. дис. . д-ра пед. наук / ИЛ.Ханбиков. - М., 1968.

248. Яруллина Р. Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки (1897-1906): Автореф. дис. . канд. филол. наук. / Р.Яруллина. -Казань, 1998.

249. Научно-справочная литература

250. Аберкромби Н. Большой толковый социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер. Казань, 1997.

251. Беляев А.А. Словарь эстетики / А.А.Беляев А.И.Абрамов. М., 1998.

252. Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. -Казань: Магариф, 2004. 383 с.

253. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Восточная литература, 2000. - 184 с.

254. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века / В.П.Руднев. М.: Аграф, 1999.

255. Татарика. Атлас / науч. рук. проекта Р.Хакимов. — Казань-М.-СПб.: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2005. 887 с.

256. Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х.Хасанов. -Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 690 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.