Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Лапина, Ксения Валентиновна

  • Лапина, Ксения Валентиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 151
Лапина, Ксения Валентиновна. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2008. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лапина, Ксения Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Театральная афиша XVIII века.

1 .Первые театральные анонсы.

2. Афиша петровской эпохи.

2.1 Афиша первого публичного театра и домашних придворных театров петровского времени.

2.2 Афиша иностранных гастролеров.

3. Афиша «вольных» публичных иностранных трупп и артистов 1730-1760-х гг.

3.1 Афиша эпохи Анны Иоанновны.

3.2 Афиша немецких комедиантов.

4. «Афишная» функция театральных изданий.

4.1 Программы школьных спектаклей начала XVIII века.

4.2 Сценарии комедий дель арте 1730-х годов.

4.3 Либретто опер, представленных при русском дворе в 1730-1750-е

5. Афиша императорских театров.

5.1 Афиша «Русского для представления трагедий и комедий театра» 1756-1759 гг.

5.2 Афиша императорских театров с 1783 года.

5.3 Афиша петербургского театра конца XVIII века.

6. Афиша московского театра конца XVIII века.

7. Изобразительные особенности афиш XVIII века.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Афиша домашних театров конца XVIII - первой половины XIX века.

1. Афиша «благородных» любителей.

2. Афиша крепостного театра.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Афиша двух столиц с начала XIX века - до конца 1920-х годов.

1. Афиша императорских театров XIX — начала XX века.

1.1 Роль афиши в начале XIX века.

1.2 Афишная монополия.

1.3 Подписка на афиши.

1.3.1 Подписка в Санкт-Петербурге.

1.3.2 Подписка-в Москве.

1.4 Способы распространения афиш императорских театров.

1.5 Афиша о продаже билетов в императорские театры.

1.6 Реклама театральных изданий на афишах императорских театров.

1.7 Мобильность и регулярность афиши императорских театров.

1.8 Макет афиши императорских театров.

1.9 О порядке спектаклей на афишах императорских театров.

1.10 Бенефисная афиша императорских театров.

1.11 Афиша иностранных трупп императорских театров.

1.12 0 правилах поведения зрителей в императорских театрах.

1.13 Программа императорских театров.

1.14 Оформление афиши императорских театров.

2. Афиша столичных частных театров последней трети XIX — начала XX века.

2.1 Афишная ситуация после отмены монополии 1882 года.

2.2 Афиши спектаклей частных театров развлекательного направления.

2.3 Афиши частных драматических театров.

2.4 Афиша частных антреприз.

2.5 Отличительные особенности афиш частных театров.

2.6 О технических новинках на афишах частных театров.

2.7 О требованиях к зрителям на афишах частных театров.

2.8 Эмблемы частных театров на афише.

2.9 Структура афиш частных афиш.

2.10 Облик столичных улиц.

3. Шрифтовая афиша столичных театров 1920-х годов.

3.1 Изменения на афишах столичных театров.

3.2 Особенности оформления шрифтовой афиши 1920-х годов.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Провинциальная афиша XIX - начала XX века.

1 .Провинциальная афиша с начала XIX века до 1870 годов.

1.1 Афиши мигрирующих провинциальных трупп.

1.2 Оформление афиш мигрирующих провинциальных трупп.

2.Провинциальная афиша второй половины XIX - начала XX веков.

2.1 Топография провинциальных театров во второй половине XIX в.

2.2 Информация на провинциальной афише.

2.3 Облик провинциальных афиш второй половины XIX века.

ГЛАВА ПЯТАЯ. Художественная афиша и плакат с конца XIX до конца 1920-х годов.

1 .Художественная афиша.

1.1 Предпосылки появления художественных афиш.

1.2 Выставка афиш 1897 года.

1.3 Отличительные особенности театральных художественных афиш.

1.4 Художественная программа.

1.5 Декоративные элементы: марка и эмблема.

2. Театральный плакат.

2.1 Потеря «афишной» функции в плакате.

2.2 Театральный плакат начала XX века.

2.3 Театральный плакат 1920-х годов.

3. Источниковедческая и музееведческая ценность афиш и плакатов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века»

Актуальность диссертации.

История театра в России (с момента первых спектаклей при дворе царя Алексея Михайловича) насчитывает более трехсот лет (точнее 336). Общеизвестно, что история театра складывается из истории драматургии, актерского творчества, театрально-декорационного искусства, а с конца XIX века, еще и режиссерского мастерства; кроме этого весьма важная роль в процессе функционирования и развития театра всех эпох принадлежит зрителю. Данное диссертационное исследование посвящено театральной афише, во все времена служившей посредником между зрелищным искусством и публикой. До сих пор в театроведении не было предпринято ни одной попытки создать историю этого посредника, т.е. театральной афиши в России.

Потребность информировать публику о предстоящем театральном действе возникла с рождением театра, поэтому мировая история театрального анонса исчисляется не годами, а тысячелетиями. В России афиша существовала с момента появления первых регулярных театральных представлений - в самом начале XVIII века и развивалась параллельно с театром, отражая его эволюцию.

Для историков театра афиша является достоверным документальным источником, содержащим разнообразную важнейшую информацию о репертуаре того или иного театра, составе его труппы, исполнителях данного конкретного спектакля; она позволяет проследить творческую биографию актеров, сценическую жизнь пьесы, кроме того, она может сообщать сведения об устройстве театра, оформлении сцены, ее техническом оснащении, о принятых правилах поведения зрителей в театре; в ней размещается информация о приездах тех или иных гастролеров, времени и характере их выступлений и т. п. Афиша - это исторический документ, точный и беспристрастный, в большинстве случаев более объективный, чем мемуары и воспоминания современников.

Воссоздание истории театральной афиши в России как одной из составляющих общей истории отечественного театра - давно назревшая необходимость, что свидетельствует об актуальности диссертационного исследования.

Степень научной разработанности.

Рассмотрение театральной афиши как самоценного объекта, вопрос ее появления в России и ее эволюция не являлись до сих пор предметом системного изучения. Многие историки русского театра разных эпох в своих работах обращались к афише, но лишь как к обособленному историческому факту. Так, в трудах П.П. Пекарского, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, П.Н. Беркова, Л.М. Стариковой и др., посвященных истории русского театра XVIII века, среди прочих документальных источников приводятся и тексты афиш, а также материалы, содержащие информацию о печати афиш, их

1 2 заказчиках и тиражах. В работе Н.В. Дризена, в «Истории русского театра» под редакцией В.В. Калаша и Н. Е. Эфроса,3 в книге О. Чаяновой,4 в сборнике материалов «Ф.Г.Волков и русский театр его времени»5 публикуются тексты отдельных ранних афиш в качестве театральных раритетов.

6 7

В книгах В.П. Погожева и С. Танеева об истории императорских театров рассматриваются сюжеты, связанные с цензурой афиш, а также особенности их распространения среди зрителей.

Единственной работой, относящейся непосредственно к афише XVIII века, является статья P.M. Тонковой.8 В ней рассматриваются выявленные автором документы типографии Академии наук, зафиксировавшие заказы отдельных комедиантов и руководителей трупп на печатанье афиш в период с 1727 по 1771 год. В статье дан перечень заказчиков афиш с указанием года, когда был сделан заказ, приведены тиражи отдельных заказов и прочие статистические сведения, но тексты афиш не публикуются и внимание их содержанию и внешнему виду не уделяется.

Афиша начала XIX века, невзирая на отрывочное цитирование некоторыми историками театра, почти совсем обойдена вниманием исследователей9.

В монографии Д.Г. Королева «Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков», посвященной отечественному театрально-издательскому делу, среди прочего рассматривается система работы театральных типографий, а также порядок и особенности печати театральных афиш, а также приводятся некоторые законы, регламентировавшие эту деятельность.10

Важным источником информации об афишах XIX века, условиях их бытования и внешнем виде служат работы исторических писателей, таких как Н.И. Пыляев11, а также многочисленные мемуары актеров, театральных деятелей и просто любителей театра12.

Театральную афишу российской провинции конца XIX - начала XX веков исследовала Т.С. Небесная, уделив особое внимание полиграфическому аспекту (основной корпус изученных ею афиш и программ хранится в ГЦТМ им. A.A. Бахрушина).

Наиболее изученным является изобразительный аспект афиш, последней четверти XIX века, с того момента, когда афиши начинают художественно оформляться. Существуют работы, рассматривающие театральный плакат (изобразительный вариант афиши) как произведение полиграфического искусства среди других жанров плакатной графики. Так, Н.И. Бабурина прослеживает историю плаката в России со времени его зарождения в середине XIX века и до наших дней.14 Ею детально описываются формы и механизмы плакатной коммуникации, становления ее знакового репертуара и особенности восприятия плаката современниками. В основу ее исследований положена коллекция плакатов Российской Государственной библиотеки.

А.Д. Боровский в своих работах исследует непосредственно театральный плакат: им рассматривается период с конца XIX века до 70-х годов XX века15. Автор анализирует развитие плаката в русле тех или иных тенденций в искусстве и степень отражения в нем таких стилевых систем, как модерн или конструктивизм, однако театральный плакат рассматривается вне театрального контекста и каких-либо параллелей со сценическим искусством.

Наконец, существуют монографии и публикации, посвященные отдельным мастерам, работавшим в жанре театрального плаката исследователей: Н.И. Бабуриной16, Ф. Я. Сыркиной17, Е.И. Кириченко18 и др., а также общим проблемам плаката, в том числе и театрального, авторов Н.М. Тарабукина19 и В.К. Охочинского20.

Кроме вышеназванных работ, в истории изучения театральной афиши нужно отметить важную роль выставок данного вида печатной продукции. Среди первых и значительных нужно назвать международную выставку афиш, состоявшуюся в Петербурге в 1897 году; среди последних-«Театр начинается с афиши», прошедшую в 2003 году в ГЦТМ им. A.A. Бахрушина.

Изучению театральной афиши способствуют и издания иллюстрированных альбомов, посвященных различным жанрам плаката, в

21 том числе и театрального.

Теоретические и методологические основы исследования.

Для исследования театральной афиши в России был предпринят комплексный научный подход, в том числе: историко-культурный, источниковедческий, историко-социологический,

- лингвистический (в отдельных случаях палеографический),

- театроведческий,

- искусствоведческий,

- полиграфический,

- музееведческий.

Афиша изучалась: как документ определенной исторической эпохи, как посредник между определенными типами театра и определенными категориями зрителей, как образец полиграфической продукции, как носитель литературного слова, как художественное произведение (изобразительного искусства), как музейный экспонат.

Эмпирическую базу исследования составили наиболее значительные коллекции театральных афиш: фонда афиш и программ Государственного центрального театрального музея им. A.A. Бахрушина, отдела изоизданий Российской Государственной библиотеки, собрания афиш и программ Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного архива печати России, Российского государственного исторического архива, Российской национальной библиотеки, фондов Российского государственного архива литературы и искусства и др.

В основу диссертационной работы положен хронологический принцип изложения, позволяющий проследить всевозможные изменения в форме, структуре, содержании, а также функции афиши, и в конечном итоге впервые создать ее историю в России начиная от появления в 1700-е годы и до конца 1920-х годов. Этот временной отрезок представляет собой определенный период трансформации театральной афиши от возникновения до кульминационной точки ее художественного оформления, приведшей к потере одной из главных функций афиши - информативности и переходе в один из жанров изобразительного искусства.

Объект исследования - история театральной афиши в России: ее появление, эволюция и взаимодействие с развитием театра.

Предмет - театральная афиша: возникновение, изменение ее формы, содержания, функции, принципа подачи информации, художественного оформления - в зависимости от эпохи и типа театра которому она принадлежит.

Цели и задачи исследования.

Главной целью диссертационного исследования является создание истории театральной афиши в России, от ее появления в начале XVIII века и до конца 1920-х годов, т.е. на протяжении двух с половиной веков. Такое исследование предпринимается в отечественной театроведческой науке впервые. Данный временной отрезок представляет собой определенный период эволюции театральной афиши от устных оповещений до сравнительно массовых тиражей.

Одна из основных задач - исследовать эволюцию форм, содержания и функции афиши, в зависимости от ее бытования в различных типах театра, где она обращалась к зрителю разных сословных групп:

1. Устная форма афиши: а) «публикации во всенародное известие» — ранние формы публичного извещения широкой публики, б) устное оповещение узкого круга (избранных) зрителей при помощи «посыльных гонцов», в) сценические устные «анонсы» в императорских театрах, г) анонсы в балаганных зрелищах.

2. Печатные и рукописные афиши коммерческих зрелищных предприятий: а) публичного русского театра 1702-1707 гг., б) публичных зрелищ заезжих иностранных гастролеров, в) «Русского для представления трагедий и комедий театра»

1756-1759гг.

3. «Афишные» функции театральных изданий не коммерческих предприятий: а) программы школьных спектаклей начала XVIII века, б) сценарии комедий дель арте придворных спектаклей, в) либретто придворных опер.

4. Афиши домашних любительских и крепостных театров.

5. Афиши императорских театров.

6. Афиши частных столичных театров.

7. Афиши провинциальных театров.

8. Художественная афиша и плакат.

Научная новизна исследования.

- Впервые предпринята попытка создать историю театральной афиши в России на протяжении более чем двух веков - от появления в начале XVIII века до конца 1920-х годов.

- Впервые, в результате изучения значительного корпуса подлинного исторического материала - театральной афиши, предпринята и попытка его систематизации в связи с историей театра.

- Впервые исследована функция афиши в зависимости от принадлежности ее разным типам театра, а также установлены закономерности изменения ее формы, структуры и содержания.

- Впервые выявлена «афишная» функция в программах школьного театра начала XVIII века, в сценариях придворных представлений комедий дель арте в 1730-е годы, в оперных либретто придворного русского театра в 1730-1750-х годах, а также - в первых изданиях пьес середины XVIII века.

- Впервые на значительном по объему подлинном материале афиша рассмотрена как сложный полифункциональный объект как в контексте истории театра в России, так и в контексте социально-культурном (исследованы условия ее бытования и восприятия зрителями).

- Впервые проведена классификация всех видов театрального анонса (устного и печатного) и установлена его связь с определенным типом театра (публичного, придворного, домашнего).

Апробация исследования.

Автором диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: шестых и седьмых научных чтениях «Театральная книга между прошлым и будущим» Российской государственной библиотеки по искусству.

По проблематике диссертации были осуществлены публикации, в том числе и в изданиях, входящих в рекомендованный список ВАКа (см. список публикаций).

Работа неоднократно обсуждалась на заседаниях Отдела театра Государственного института искусствознания и была рекомендована к защите.

Определение понятия «театральная афиша».

Слово «афиша» является калькой с французского - «affiche» (афиша, объявление). Это название окончательно прижилось в России только к началу XIX века, до этого времени устоявшегося названия для афиши не существовало. Так, в документах типографии Санкт-Петербургской

Академии наук начала и середины XVIII века употреблялись названия:

22 комедиантские объявителные письма» (1727г.) , «о комедии объявленные листы» (1745г.), «комедианские ерлыки» (1745г.), «комедиантские лс цеттели» (1746-1750гг.) (от немецкого zettel - афишка, программа, ярлык). Первые афиши «Русского для представлений трагедий и комедий театра», учрежденного 30 августа 1756 года, назывались «комедиальными объявлениями». А афиши императорского театра конца XVIII века носили название «печатных зрелищных листочков»27.

Под термином «театральная афиша» понимается объявление о спектакле как в чисто текстовом виде, так и в виде художественного изображения, дополненного текстом. В конце XIX века с развитием изобразительного начала в „ массовой графике появляется термин «художественная афиша». Позднее, в начале XX века, вошло в обиход понятие «плакат». Художественная афиша, как уже говорилось, - это афиша дополненная какой-либо иллюстрацией, главное место на ней занимает текст, а рисунок лишь украшает лист. В плакате главное изобразительная составляющая, текст в нем сведен к минимуму и подчинен изображению.

Эволюция форм, содержания и функций афиши.

Устные публикации и анонсы

Главная задача афиши - информирование публики о предстоящем спектакле. До появления текстовой афиши рукописной или печатной, эту функцию выполняли другие средства оповещения. Это была привычная для горожанина форма устных публикаций. В многолюдных местах города под барабанный бой, привлекающий внимание, сообщалось «во всенародное известие» о новых указах, о начале войны и заключении мира, о казнях, о торгах, и зрелищах в том числе. После появления афиш некоторое время параллельно с ними продолжали существовать и устные формы оповещения - «публикации», остававшиеся актуальными, т.к. были более мобильны, требовали минимальных материальных затрат и были рассчитаны на более широкий круг зрителей (слушателей). Использовалась устная форма приглашения на театральные представления и в случае, когда круг зрителей, напротив, был очень узок. Как, например, в придворном театре Алексея Михайловича, когда приглашать приближенных к государю на спектакль посылали гонцов.

Устные уведомления имели различные формы, в том числе рассчитанные на визуальное и слуховое восприятие. Так, в первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге на масленицу служители царских конюшен разыгрывали Российскую комедию, для информирования о которой публики в окне вывешивался бумажный фонарь, и играли на рожках.28 Позже, в императорских театрах, со сцены объявляли «анонсы» о предстоящих спектаклях.

Дальнейшее распространение устные оповещения получили на ярмарках и гуляньях. Во второй половине XVIII века на ярмарках в балаганах гастролирующих иностранных развлекателей для привлечения зрителей использовалось «визуальное» оповещение: не знающий русского языка паяц с балкона демонстрировал публике комическую пантомиму, различные трюки и фокусы. С середины 1820-х годов его сменил российский «зазывала», т.к. словесное приглашение привлекало зрителей гораздо лучше." Позже образуется амплуа балконный дед-зазывала, ставшее особо популярным 1840-1870-е гг. А в последнюю четверть XIX века возникает новый жанр - «раус»: для того чтобы заинтересовать посетителей на балконах балаганов несколькими актерами разыгрываются небольшие сатирические сценки30.

История появления и бытования печатной афиши.

Печатная театральная афиша зародилась в Европе. В книге В.К. Мюллера о театре времен Шекспира есть упоминание о своеобразных афишах елизаветинского времени. Для оповещения публики о том, какая пьеса будет представлена ее вниманию, актеры «стали вывешивать на сцене, вероятно, где-нибудь около балюстрады верхнего балкона title (заглавие), т.е. плакат, или дощечку где крупными буквами изображалось заглавие пьесы»31. Кроме того, существовали афиши - «bills» (афиша, реклама), которые развешивались на столбах по городу. Английский проповедник Джон Нортбрук в своем трактате «против игры в кости, танцев, пьес и интерлюдий и прочих праздных увеселений», напечатанном в 1579 году, упоминает об афишах развешиваемых по городу: «Они (комедианты - K.JL) вывешивали афиши на столбах за несколько дней до представления, склоняя народ к выбору их театра».32

Регулярные театральные извещения - афиши - стали печататься во Франции во времена Великой революции (1789г.). До этого существовали pancarte - объявление о спектакле, помещенное у дверей театра, шутовские объявления со сцены, картины, выставленные около театра и изображающие содержание представления. На первых афишах не обозначались имена авторов и актеров, а говорилось о приглашении на представление от имени компании комедиантов33.

Эволюция форм, содержания и внешнего вида театральной афиши была обусловлена двумя моментами: развитием полиграфического производства и необходимостью взаимодействия с публикой в театрах различных типов. Афиша, была ли она сугубо текстовой или являлась произведением художника, имела своей целью привлечь зрителя на спектакль. Театральная афиша во все времена составлялась таким образом, чтобы зритель увидел ту информацию, которая была способна его заинтересовать. В каждый период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру различные задачи - от простого сообщения о представлении, до художественного произведения, создающего образ спектакля.

Обращаясь к вопросу терминологии, следует разъяснить, что до конца XIX века афиша также выполняла и роль театральной программы. Афиши одного тиража (а стало быть, и одного формата) вывешивались на улицах и раздавались зрителям. Программы, как отдельный жанр, оформились в последнее десятилетие XIX века.

Зарояедение театральной афиши в России.

Начиная с царствования Петра I в России XVIII века, бурно развивается публичная культурно-общественная жизнь. Известное место в ней занимают различные зрелища и театр, представленный разными его видами: публичным, школьным, придворным, домашним. В зависимости от того, представление какого театра должно было предлагаться — афиша меняла свою форму, содержание и функцию. Для публичных зрелищ нужна была завлекающая афиша, для представлений некоммерческого характера (с ограниченным контингентом публики) главная функция афиши -информативно-просветительская.

Театральная печатная афиша появилась в России при Петре I с прибытием в страну первых профессиональных зарубежных артистов и трупп. На протяжении нескольких веков своего существования она претерпела ряд изменений, как во внешнем виде, так и в содержании текста и изображения, расположенного на ней.

Ранние афиши выполняли простейшую информационную функцию. Целью их было известить зрителя, где и когда состоится спектакль, сообщение о его участниках и указание цен на билеты. Афиши XVIII века печатались типографским способом, они были небольшого размера, так как формат бумаги был ограничен техническими возможностями печатного стана. В основном это чисто шрифтовые издания, но иногда встречались афиши с гравированными изображениями и параллельным типографским текстом, печатавшиеся по особым случаям с изображением «диковинных» действ.

В начале XVIII века афиша вторгается в область некоторых других печатных театральных изданий изначально для нее не предназначенных: в 1700-е годы - в «программы» школьных представлений в Славяно-греко-латинской академии; в 1730-е годы - в издания сценариев комедий дель арте и в либретто придворных опер и балетов; а также в первые издания театральных пьес середины XVIII века.

В середине XVIII века, когда круг потенциальных зрителей расширился, афиша занимает место в периодической печати (в «Санкт-Петербургских ведомостях», а с 1760-х годов и в «Московских ведомостях»).

С развитием технических возможностей печатного дела размер афиши увеличивается, но до конца XIX века она несет на себе исключительно информационную функцию. Внешний вид театральной афиши на протяжении XIX века изменяется мало, вплоть до 70-х годов она остается шрифтовой, но расширяется ее содержание.

Особенно содержательны афиши первой половины XIX века: в них нередко дается описание спектакля, постановочных эффектов и декорационного оформления. Подобная информация до этого уже становилась достоянием публики в оперных и балетных либретто, их опыт не пропал бесследно.

Вопросы необходимости и актуальности театральной афиши или плаката, ее функции и содержание обсуждались современниками во все времена. В первой половине XIX века афиша воспринималась современниками сугубо потребительски. Однако, в небольшой статье «Теория афишки» опубликованной в «Репертуаре и Пантеоне» в 1843 году34 обсуждались ее коммуникативные и рекламные возможности, и подчеркивалось ее значение для актера и зрителя.

Появление художественной афиши.

В последней трети XIX века все чаще появляются художественные афиши. Это связано с усовершенствованием метода хромолитографии, позволившего получать дешевые цветные изображения на бумаге быстро и массовыми тиражами, а также с возникшей коммерческой потребностью в театральной рекламе. После отмены театральной монополии в 1882 году возникает много частных театров, среди которых существует конкуренция и с помощью ярких заманчивых афиш театр борется за зрителя. К оформлению театральной афиши привлекаются мастера «большого» искусства, создающие в этом жанре подлинные шедевры.

Первая выставка художественных афиш, прошедшая в Санкт-Петербурге в 1897 году, обратила внимание на полиграфическую сторону предмета. В прессе публикуется большое количество статей, как посвященных выставке непосредственно, так и анализу явления в целом. 35 Следом за первой были организованы выставки в Москве и Киеве. В 1899 году историком искусства А.И. Сомовым были сформулированы основные типологические черты нового жанра: «Банальная уличная публикация превратилась в настоящее художественное произведение, занимающее почти все пространство огромного листа, на котором только маленькое, хотя и видное место отведено оповещению, ограничивающемуся лишь самыми необходимыми словами»36.

Главная задача художника, который оформлял афишу на рубеже XIX - XX веков - украшение листа, и порой изображение никак не соотносилось с рекламируемым событием, но способствовало повышению ее эстетически-художественного уровня, что вполне соответствовало принципам популярного в это время в России модерна.

В первые годы советской власти зрелищное искусство и театр взяли на вооружение оценили культурно-просветительские и агитационные свойства плаката. Появляется большое количество статей и книг, посвященных его актуальности.37 В послереволюционное время вырабатываются новые выразительные формы плаката. Этой проблеме посвящены работы Н.М.

О о тп

Тарабукина и В. К. Охочинского .

Яркие и разнообразные тенденции искусства 20-х годов XX века заложили направление, в котором театральный плакат развивался многие годы. В новых условиях меняется статус плаката. Средства массовой информации частично берут на себя информационную функцию театральной афиши, а она сама стремится к большей художественности и образности. Театральный плакат становится выразителем основной идеи спектакля, его эмоционального настроя. Основы этого принципа заложил в своем творчестве выдающийся театральный деятель Н. П. Акимов -режиссер, сценограф и художник театральных плакатов к своим постановкам, который на протяжении 40 лет, с конца 1920-х годов был законодателем в области театрального плаката.

Итак, период существования театральной афиши от зарождения в 1700-е годы до конца 1920-х годов можно считать завершенным циклом: начав с рукописной, пройдя длительный период развития, шрифтовая печатная афиша эволюционировала сначала к художественной, живописно украшенной (несколько потеря в содержании), превратилась в плакат (почти совсем утратив информационную функцию) - перешла в один из жанров изобразительного искусства. Исследованию этого процесса и посвящена настоящая диссертация.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лапина, Ксения Валентиновна, 2008 год

1. Авратов Б. Театр и плакат// Зрелище. - 1923. - № 60.

2. Акимов Н.П. Театральное наследие. Т. 1-2. М., 1978.

3. Александр в Индии, опера на музыку Арайи, либретто Метастазио, представленная на Санкт-петербургском театре. СПб., 1743.- 125с.

4. Александринский театр. Театр прославленных мастеров: Альбом / авт. статей Чепуров A.A., Гай А.Г., Метелица Н.И. СПб., 2006 - 223 с.

5. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. - 632 с.

6. Архив Дирекции Императорских театров. Вып. I. Отд. II. СПб., 1892.-668 с.

7. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977. -576 с.

8. Бабурина Н.И. Дореволюционный русский плакат // Творчество -1975.- № 10.

9. Бабурина Н.И. Русский и советский плакат. 1900 1930 // Москва -Париж. Каталог выставки: в 2т. Т. 1. -М., 1981 - 398 с.

10. О.Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX века- начало XX века.-Л., 1988.- 192 с.

11. Бабурина Н.И. Советский зрелищный плакат. Театр, цирк, балет, кино 1917-1987. М., 1990. - 208 с.

12. Бабурина Н.И. Стенберговский стиль. Театр, плакат // 2-Стенберг-2. Плакат. Дизайн. Театр. Монументальное искусство. Каталог выставки -М., 1984.- 135 с.

13. Бадулин П. Кино, театральная афиша не нужна // Рабочий и театр 1931-№12.

14. Бархатова Е.В. Рождение русской художественной афиши // Наше наследие 1993. - №27. - С. 97-100.

15. Беляков Б.Н. Летопись нижегородского городского театра. 17981960. Горький, 1967.-351с.

16. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. -391с.

17. Берхгольц Ф.-В. Дневник Камер-Юнкера Берхгольца: в 4 ч. М., 1902-1903.

18. Богачев А. Плакат. / под ред. В. Лессового. Л., 1926 - 38 с.

19. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М., 1914.-192 с.

20. Божерянов И.Н. Иллюстрированная история русского театра XIX века: в 2 т. СПб., 1903.

21. Боровский А.Д. Плакат модерна // Музей 10. Художественные собрания СССР: сб. статей. М., 1989. - С. 116-126.

22. Боровский А.Д. Русский театральный плакат 1870-1970гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. Автореф. дис. М., 1987. 22 с.

23. Боровский А.Д. У истоков советского театрального плаката // Декоративное искусство СССР. 1977. - №10. - С. 32-35.

24. Вашик К., Бабурина Н.И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. М., 2004. - 416 с.

25. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра: в 2 т. -Л.-М., 1929.

26. Герчук Ю.Я. Плакат зеркало театра // Советские художники театра и кино 77Y78: сб. статей / Составитель В. Н. Кулкшова. - М., 1980.-280-286 с.

27. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М., 1986. - 128 с.

28. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей. Русское типографское искусство 1-й трети XIX в. — М., 1982.- 150 с.

29. Глитерник Э. Начало российской рекламы // Наше наследие. 2001. №56. С.222-225.

30. Годзина Н.С. Русское общество XVIII века и балетный театр // Старинные театры в России XVIII первая четверть XIX века: сб. научных трудов. -М., 1993. С. 6-16.

31. Гозенпуд A.A. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки: очерк. JL, 1959. - 781 с.

32. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1836-1856. JL, 1969.-469 с.

33. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1857-1872. -Л., 1971.-334 с.

34. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1873-1889. Л., 1971.-334 с.

35. Голынец Г.В., Голынец C.B. И.Я. Билибин. М.:, 1972. - 222 с.

36. Громов Н. Рекламная функция театральных афиш и плакатов // Экономика и организация театра: сборник. Вып. 4. Л., 1976. С.62-65.

37. Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л.-М., 1962. - 259с.

38. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII начала XX. - М., 1974. - 187с.

39. Давыдова М.В. Художники в театре начала XX века. М., 1999. - 149 с.

40. Данилов С. С. Материалы по истории русского законодательства о театре // О театре: сб. статей. Вып. 1. Л.-М., 1940. - С. 177-183.

41. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. М., 1977.- 116с.

42. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. СПб., 2007.-327с.

43. Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. 1825 1881. - Пг., 1917.-344с.

44. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1905. -304с.

45. Дынник Т.А. Крепостной театр. M.-JL, - 1933. - 133с.

46. Дьяконов В.А. Лицедеи, певчие, музыканты. Из истории саратовских театров. Саратов, 1991. - 224с.

47. Евреинов H.H. Крепостные актеры: популярный исторнический очерк.-М., 1925.- 127 с.

48. Жихарев С.П. Записки современника: в 2 т. JL, 1989.

49. Захаров В.В. Сведения о некоторых петербургских типографиях //Книга. Исследования и материалы: сборник 26. М., 1975 - С.65-79.

50. Зотов P.M. Театральные воспоминания. Автобиографические записки. СПб., 1859. - 117с.

51. История русского драматического театра: в 7 т. / редкол.: Е.Г. Холодов (гл. ред.) и др. М., 1977. - 1987.

52. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века / отв. редактор Н.С. Пивоварова М., 2005. - 736с.

53. История русского театра / под ред. В.В.Каллаша, Н.Е.Эфроса. Т.1. -М., 1914.-365с.

54. История театра в иллюстрациях и сценических документах / под редакцией П.Н. Шеффера. Ленинградский театральный музей. — М.-Л., 1936.- 150 с.

55. Каратыгин П. А. Записки: в 2-х т. Л., 1929 - 1930.

56. Кириченко Е.И. Театральные работы Ф.О. Шехтеля 1880-х годов в музеях Москвы // Музей 10. Художественные собрания СССР: сб. статей.- М, 1989. С. 162-173.

57. С.А.Клепиков. Филиграни на бумаге русского производства XVIII начала XX века. - М., 1978. - 240с.

58. Кн. А.Л. Голицын. Из прошлого .Материалы для истории крепостных помещечьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901 - — 15 с.

59. Колония или новое селение. Комическая опера в 2-х действиях./ Перевод с франц. В. Вороблевского. М., 1780. - 54с.

60. Корнилов А., Фильчикова Н. От глашатая до неона. М., 1978. -126 с.

61. Королев Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX начала XX веков - СПб., 1999. -328с.

62. Костерина-Азарян А.Б. Театральная старина Урала. -Екатеринбург, 1998.-222с.

63. Костина Е.М. Художники сцены русского театра XX века. М.: 2002.-416с.

64. Крути И.А. Русский театр в Казани. Материалы к истории провинциального драматического театра. -М., 1958. 394с.

65. Лакшин В .Я. А.Н. Островский . М., 2004. - 786с.

66. Лисовский Н. М. Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с развитием их книгоиздательства, 1803-1903,- СПб., 1903-210 с.

67. Марков П.А. О театре: в 4 т. Т.1. Из истории русского и советского театра. — М., 1974. 541с.

68. Маркшис-ван Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. -М., 1986.-272 с.

69. Материалы к истории Харьковского театра. 1780-1930. Харьков, 2007. -280с.

70. Медведева И.Н. Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964. - 320с.

71. Международная выставка художественных афиш. СПб., 1897

72. Милосердие Титово опера с прологом П.Метастазио. М., 1742. -49 с.

73. Мин Е. К вопросу об афише // Рабочий и театр. 1933 - №8.

74. Мордисон Г.З. История театрального дела в России: в 2 ч. СПб, 1994 .

75. Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII столетия. СПб., 1889. - 398c.+XLc.

76. Мюллер В. К. Драма и театр эпохи Шекспира. Л., 1925. - 170с.

77. H.A. Николай Акимов. Театральная афиша // Рабочий и театр. -1931.- №89.

78. Небесная Т.С. Театральная афиша дореволюционной провинции России конца XIX начала XX века» // Вестник истории, литературы,искусства / ред. Г.М. Бонгард-Левин; Отд-ие ист.-филол. наук РАН . Т. IV.-М., 2007.-С. 472-475.

79. Нежный И. Былое перед глазами. М., 1963. 400с.

80. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX. - Л., 1984. - 190с.

81. Нелидов В.Д. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. -М., 2002.-376 с.

82. Новыя лавры пролог для представления на Императорском театре. 1864. - 11с.

83. Орлов Ю. Московский художественный театр. Легенды и факты (опыт хозяйствования) 1898 1917. -М., 1993.-222 с.

84. Охочинский В.К. Плакат: развитие и применение. Л., 1926.

85. Охочинский В.К. Театральная афиша и киноплакат // Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917 1927. Л., 1927

86. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 2. СПб., 1862. - 694 с.

87. Перетц В.Н. Итальянская комедия и интермедия представленная при дворе императрицы Анны Иоановны в 1733 -1735гг. Тексты. Пг.: 1917 -489с.

88. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII века октябрь 1917 года. - СПб., 1994. - 450 с.

89. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971. - 199 с.

90. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., 1979. - 248с.

91. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1895 — 1917. -Л., 1990.-271 с.

92. Письма русских писателей XVIII века / отв. редактор Макогоненко Г.П. Л., 1980. - 471с.

93. Плисский Н. Путь к богатству. Реклама, ее значение, происхождение и история. СПб, 1893. — 108 с.

94. Погожев В.П. Столетие организации Императорских Московских театров. Кн. 1-3.- СПб., 1906-1908.

95. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство. Конца XIX началаХХ века. - М., 1970.- 410с.

96. Поспелов Г.Г. Несостоявшаяся театральная афиша В.А. Серова // Театр. 1993. - №5. - С. 84-86.

97. Прибежище добродетели балет. Стихотворство и расположение драмы г. Сумарокова. Музыка г. Раупаха. СПб. 1764. - 29с.

98. Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу, -М., 1892.-307с.

99. Пыляев М.И. Старая Москва: рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. СПб., 2002. - 608с.;

100. Пыляев М.И. Старый Петербург: рассказы из былой жизни столицы. СПб., 2003. - 478 с.

101. Развлекательная культура России XVIII XIX веков. Очерки истории и теории: сб. статей / ред.-сост. Е.В. Дуков. - СПб., 2000. - 528 с.

102. Ранняя русская драматургия. XVII — первая половина XVIII вв. Пьесы школьных театров Москвы /под ред. А.Н. Робинсона. М., 1974. -583 с.

103. Ровинский Д. А. Русские народные картинки: алф. указ. имен и предметов. СПб., 1881. - 200 с.

104. Родина Т.М. Русское театральное искусство в начале XIX века. -М., 1961.-348с.

105. Рудницкий К.JI. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. -М., 1989.-383с.

106. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. -М., 1990.-280с.

107. Сарабьянов Д.В. Модерн. М., 2001. - 343с.

108. Селевк, опера на музыку Арайи, либретто Зено, представленная на Санкт-петербургском театре в 1744г. Спб., 1744.

109. Сидоров A.A. Русская графика в годы революции. // Печать и революция. 1922. кн.7.

110. Сидоров A.A. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории.-М., 1969.-252 с.

111. Сила любви и ненависти. Драма на музыке представленная на новом Санктпетербургском императорском театре. СПб., 1736. — 103 с.

112. Синельников H.H. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935. -352 с.

113. Соболыциков-Самарин Н. И. Записки. - Горький, 1940. - 288с.

114. Софронова Л.А. Поэтика славянского театра XVII XVIIIbb. -М., 1981.- 167 с.

115. Старикова Л.М. Документальные уточнения к истории театра в России петровского времени //Памятники культуры. Новые открытия. 1997.- М., 1998.-С. 179-190.

116. Старикова Л.М. Иностранные кукольники в России в первой половине XVIII века.// Памятники культуры. Новые открытия. 1995. -М., 1996.-С. 135-179.

117. Старикова Л.М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М.; 1997. - 152 с.

118. Старикова JI.M. Театральная жизнь в России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741 1750./ Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания; сост.: Л. М. Старикова. - Вып. 2: В 2ч. Ч. 1. -М., 2003. -863 с.

119. Старикова Л.М. Театральная жизнь в России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741 — 1750./ Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания; сост.: Л. М. Старикова. — Вып. 2: В 2ч.Ч. 2. -М.: ,2005.-632 с.

120. Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника. 1730 1740. Вып. 1. М., 1995. -752 с.

121. Старикова Л.М. Театрально-зрелищная жизнь Москвы в середине XVIII века // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1986 год.-М., 1987. С. 133-188.

122. Струтинская Е.И. Искания художников театра: Петербург -Петроград Ленинград. 1910-1920 годы. -М., 1998.-246 с.

123. Сыркина Ф.Я. Театральный плакат Н. Акимова. М., 1963. - 40с.

124. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978. - 246 с.

125. Танеев C.B. Из прошлого императорских театров. Краткий исторический очерк. 1725 1825. Вып 1. - Спб., 1885. - 59 с.

126. Тарабукин Н.М. Искусство дня. М., 1925.

127. Теляковский В.А. Дневники директора Императорских театров. 1898-1901. Москва.-М., 1998. -748с.

128. Теляковский В.А. Дневники директора Императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург. М., 2002. - 703с.

129. Теляковский В.А. Дневники директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М., 2006. - 928с.

130. Теория афишки // Репертуар и пантеон. 1843. Кн.З. Паг. 4. С. 236-237.

131. Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672 -1725 годов. Т. 1. СПб., 1874.- 562с.

132. Толочинская Б.М. Из истории издания театральной книги в России конца XIX начала XX вв. // Книжное дело в Петербурге -Петрограде - Ленинграде: сб. науч. тр. - Л., 1981. - С. 79 - 87.

133. Тонкова P.M. К истории петербургских театров. Печатание «цеттелей» (афиш) в типографии Академии наук с 1727 по 1771 года // XVIII век. сб. 4. М.-Л., 1959. - С. 385 - 394.

134. Тугенхольд Я. Плакат //Газетный и книжный мир. М., 1926

135. Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.-280 с.МО.Ушкарев A.A. История театрального дела в России (1756-1917). Хрестоматия. М., 2008. - 255 с.

136. Ф. Г. Волков и русский театр его времени: сб. материалов. М., 1953.-256 с.

137. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995. -423 с.

138. Холодов Е.Г. К истории старинного русского театра (несколько уточнений) // Памятники культуры. Новые открытия. 1981. Л., 1983.

139. Цефал и Прокрис. Стихотворство г. Сумарокова. СПб., -1762. -42 с.

140. Чаянова О. Театр Маддокс в Москве. 1776-1805. М., 1927. -263 с.Мб.Чепуров А.А. А.П.Чехов и Александринский театр на рубеже XIX и XX вв.: 1889-1902 гг. СПб., 2006. - 320 с.

141. Черняев Н.И. Харьковский иллюстрированный театральный альманах. Харьков. 1900. - 106 с.

142. Школьник JI.C. Тарасов Е.Ф. Язык улицы. М., 1977. - 62 с.

143. Энгельгардт Н.А. Очерки истории русской цензуры в связи с развитием печати. 1703 1903. - СПб., 1904. - 398 с.

144. Эткинд М.Г. Н.П. Акимов-художник. J1., 1960. - 148с.

145. Okon J. Dramat I teatr szkolny: Sceny jezuickie XVIII wieku. -Wroclaw, 1970

146. Pesenti M.- C. Arlecchino e Gaer nel teatro dilettantesco russo del Settecento. Milano. 1996. - 279p.

147. Sampson H. History of Advertising from the earliest time. London, 1874. -616p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.