Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Яковлева, Елена Пантелеевна

  • Яковлева, Елена Пантелеевна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 450
Яковлева, Елена Пантелеевна. Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 1998. 450 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Яковлева, Елена Пантелеевна

« ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЫ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха в свете отечественного и зарубежного искусствознания. История вопроса

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

1* Примечания

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Примечания

ЧАСТЬ II

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Проблема актуальности изучения художественного наследия Русского Зарубежья

т Глава 1

Глава 2

Глава 3

Примечания

ВЫВОДЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Каталог эскизов декораций, костюмов и бутафории Н.К. Рериха

Пояснения

Принятые сокращения

Каталог

* Перечень театральных постановок, в оформлении которых

принимал участие Н.К. Рерих

Перечень музейных собраний, которым принадлежали или

принадлежат произведения, включенные в каталог

Перечень лиц, которым принадлежали или принадлежат

произведения, включенные в каталог

Библиография

Использованные материалы архивов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация является комплексным исследованием, состоящим из двух тематически разных, но взаимодополняющих частей. Первая, количественно большая часть диссертации, содержит анализ театрально-декорационного искусства Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947) - одного из наиболее известных деятелей отечественной и мировой культуры. Вторая часть посвящена проблематике и обзору малоизученного пласта отечественной культуры - художественного наследия Русского Зарубежья1, под которым понимается результат творческой деятельности мастеров изобразительного искусства, в силу различных обстоятельств покинувших родину в 1910 - 1920-е годы и за ее пределами продолживших деятельность в области искусства станкового, театрально-декора-ционного, монументально-декоративного, декоративно-прикладного и всех видов графики.

В силу обширности и многоплановости художественного наследия Русского Зарубежья проблема его изучения поставлена в диссертации лишь в общем плане. В качестве же частного поясняющего примера приведен анализ театрального творчества Н.К. Рериха „русского" и „зарубежного" периодов творчества2.

Театрально-декорационное искусство - важнейшая составляющая творческой деятельности Рериха. Представляя большую художественную и историческую ценность, оно занимает значительное место не только в отечественном искусстве, но и в мировой культуре. Спектакли, оформленные по эскизам Рериха, получили сценическое воплощение в театрах Санкт-Петербурга - Петрограда, Москвы,

1 Термин русское Зарубежье" применяется исключительно к эмиграции из России в период с 1918 по 1939 год.

2 Под „русским" периодом подразумевается творчество Н.К. Рериха до 1918 года, под „зарубежным" - после 1918.

Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и других городов мира. Эскизы художника к оперным, балетным и драматическим постановкам хранятся в многочисленных государственных и частных коллекциях разных стран. Они несут в себе характерные черты творчества мастера и русского театрально-декорационного искусства первой половины XX века.

Несмотря на то, что в исследовательской литературе личность и творчество Рериха с каждым годом раскрываются все полнее и глубже, сотрудничество художника с театром исследовано еще недостаточно. Наиболее известна деятельность Рериха „русского" периода и почти неизвестна - „зарубежного". В полном объеме театральное наследие художника никогда не рассматривалось. До недавнего времени большая часть эскизов, исполненных им после 1918 года, не была введена в научный оборот. Между тем, интерес к театрально-декорационному искусству Рериха не только не ослабевает, но возрастает. Достаточно вспомнить прошедшие с успехом выставки театральных работ мастера, устроенные независимо друг от друга в Москве и Нью-Йорке в год столетия со дня его рождения, а также современные зарубежные реконструкции первой версии балета „Весна священная" (1913) в рериховском оформлении.

Необходимо отметить, что увеличивается интерес к театральной деятельности и других мастеров русского изобразительного искусства конца XIX - первой половины XX века. Подобно Н.К. Рериху А.Н. Бенуа, JI.C. Бакст, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, Б.И. Анисфельд, С.Ю. Судейкин, C.B. Чехонин, Ю.П. Анненков и другие художники - представители Русского Зарубежья - продолжили сотрудничство с театром за границей, где создали немало заслуживающих внимания произведений, обогатив тем самым европейскую и американскую культуру. Однако „зарубежный" период

творчества большинства из них также исследован недостаточно.

Теперь, когда российское искусствоведение освободилось от прежних идеологических догм и у него появилась возможность изучать наряду с собственными зарубежные коллекции, архивы и литературу, настала пора обратиться к изучению художественного наследия Русского Зарубежья, исследовать как „русский", так и „зарубежный" период творчества мастеров изобразительного искусства и тем самым восполнить многочисленные лакуны.

Проведенное в диссертации исследование позволит осмыслить театральную деятельность Рериха в наиболее полном на сегодняшний день объеме и рассмотреть значительную часть ее в контексте художественного наследия Русского Зарубежья. Также это исследование позволит осмыслить масштаб художественного наследия Русского Зарубежья, определить актуальность его изучения и наметить пути будущих научных разработок.

В связи с этим первоочередные задачи настоящей диссертации состоят в следующем:

1. В государственных и частных художественных коллекциях мира необходимо найти максимальное количество театральных эскизов Рериха; на архивных источниках, художественных и литературных материалах выявить театральные замыслы художника и постановки, в оформлении которых он принимал участие. На этой базе провести научный анализ театрально-декорационного искусства Рериха в контексте авторских замыслов художника и их воплощения с использованием приема словесной реконструкции сценического облика некоторых особенно значительных спектаклей.

2. На фактологическом материале необходимо сделать обзор художественного наследия Русского Зарубежья и наметить пути его изучения; показать динамику освоения российским искусствоведением творчества мастеров Русского Зарубежья и их художественного

у

наследия.

Единая сверхзадача настоящей диссертации состоит в объективном воссоздании истории русской культуры XX века.

Сегодня существует насущная потребность в монографических исследованиях, аналитических трудах по различным видам искусства, их проблематике, этапам развития; существует необходимость и в полных исследованиях творчества художников Русского Зарубежья, происхождением, образованием и практикой связанных с Россией и волею судеб оказавшихся за границей после Октябрьской революции 1917 года.

Проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья в виде специального диссертационного исследования в отечественном искусствознании поднимается впервые.

Диссертации является также первой работой по обобщению театрально-декорационного искусства Рериха с 1905 по 1944 год. Она охватывает широкий круг материалов, связанных с избранной темой. Первую группу составляют историко-критические данные, на сегодняшний день далеко не полно освоенные. Диссертантом были обследованы: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная театральная библиотека имени A.B. Луначарского, научные библиотеки Российской академии художеств, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина, Московского Художественного академического театра, Санкт-Петербургского союза художников России, Международного Центра Рерихов. Исторические и фактические сведения черпались также из Российского государственного архива литературы и искусства и архивных хранилищ Российского института истории искусств, Института русской литературы Российской академии наук, рукописных отделов Российской госу-

дарственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина, Мемориального собрания С.С. Митусова, а также (при содействии коллег) - из зарубежных архивных собраний: Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке, Архива Пауля Захера в Базеле, Национальной библиотеки и Фонда Бориса Кохно в Библиотеке Гранд-Опера в Париже.

За последние четыре десятилетия отечественным и зарубежным искусствоведением сделан значительный шаг в деле изучения русского театрально-декорационного искусства конца XIX -начала XX века, в том числе, изучения творчества Рериха. В наши дни необходимо заполнить имеющиеся лакуны. Главное для нас -составить представление о театра л ьно-декорационном искусстве Рериха в его наиболее полном объеме.

Несмотря на то, что все искусствоведы были единодушны в высокой оценке театрально-декорационного искусства Рериха, специальное научное изучение избранной темы шло неровно. В 1900 -1910-е годы сотрудничество художника с театром в основном освещалось в периодической печати (рецензии на спектакли и выставки, статьи о творчестве, интервью) и в посвященных творчеству Рериха монографиях русских искусствоведов.

С конца 1910-х вплоть до второй половины 1950-х годов литература о художнике выходила почти исключительно за рубежом, причем рассматривались в основном его произведения „русского" периода. На родине же в это время о Рерихе почти не вспоминали. Интерес к его творчеству у нас возродился вновь во второй половине 1950-х, когда в нескольких городах СССР прошли персональные выставки художника. Научные материалы постепенно пополнялись. Исследователей продолжали привлекать и значительность личности

Рериха, и его творчество (в том числе театральное). Интерес оставался устойчивым на протяжении последующих десятилетий.

В наши дни необходимо заполнить имеющиеся лакуны, связанные с „русским" периодом театрального творчества Рериха, изучить „зарубежный" период, исследовать весь путь Рериха -театрального художника и, в связи с этим, провести переоценку его театрального наследия.

Вторую группу исследуемых материалов составляют произведения театрально-декорационного искусства Рериха из 20 государственных собраний России, 7 - США, 3 - Великобритании, 3 - Украины, 2 - Армении, 1 - Грузии, 1 - Казахстана, 1 - Финляндии, 1 - Франции, а также из многочисленных частных собраниях России, США, Великобритании.

Для восполнения недостающего материала использовались книжные издания и журнальная периодика. Публикация театральных эскизов Рериха стала специальной задачей диссертанта. Эскизы вводились в научный оборот как целенаправленно (в виде каталожных описаний), так и в связи с аналитической потребностью. В нахождении новых научных результатов автор исходил прежде всего из основного аспекта исследования, углубляя в этом направлении анализ всего материала и научно переосмысливая его. Поставленные исторические задачи определили хронологический принцип в систематизации материала каждого раздела диссертации. Решение этих задач потребовало комплексного рассмотрения театральных эскизов с обязательным учетом всех слагаемых, связанных с той или иной постановкой. В диссертации освещается и подготовительный процесс работы художника над спектаклем, и анализ эскизов, и их сценическое воплощение, и история их бытования.

Исследование связи Рериха с отечественным театрально-

декорационным искусством специально в диссертации не проводится, однако в многочисленных примерах, сравнениях и сопоставлениях, рассеянных по всему тексту, эта связь прослеживается и в должной мере освещается.

Что касается рассмотрения связи Рериха с зарубежным декорационным искусством, то эта проблема не входит в задачи автора настоящей работы. Подобно целому ряду русских мастеров, таких, как К.А. Коровин, Л.С. Бакст и другие, Рерих как театральный художник сформировался на почве отечественного искусства конца XIX - начала XX века и в этом отношении был последователен до конца жизни.

Как тема специального научного исследования театрально-декорационное искусство Рериха в полном объеме в искусствоведении рассматривается впервые. В существенном обновлении приводится и материал каждого раздела представленной работы.

Диссертация состоит из двух частей, в которые входят три раздела, сопровождаемые примечаниями; выводов, содержащих итоги исследования; приложения в виде каталога эскизов декораций, костюмов и бутафории, исполненных Рерихом с 1905 по 1944 год, а также примыкающих к нему пояснений и перечней; библиографии на русском и иностранных языках (к двум частям диссертации); списка использованных архивных материалов.

Часть I посвящена театрально-декорационному искусству Рериха. Она состоит из двух разделов. В первом разделе, состоящем из четырех глав, рассматривается история вопроса. В свете отечественного и зарубежного искусствоведения на протяжении девяти десятилетий XX века в хронологической последовательности анализируются монографии и статьи о творчестве Рериха: русских искусствоведов 1900 - 1910-х годов; зарубежных авторов (в том числе представителей Русского Зарубежья) конца 1910 - 1930-х годов;

у

советских и зарубежных исследователей 1950 - 1990-х годов; специалистов по русскому театрально-декорационному искусству.

Темой второго раздела, состоящего также из четырех глав, -является собственно исследование театрально-декорационного искусства Рериха. Оно основано на использовании большого художественного и исторического материала. Последний особенно необходим для освещения художественной среды, окружавшей Рериха.

Часть II посвящена проблеме необходимости изучения художественного наследия Русского Зарубежья, определению путей и источников его исследования. Она состоит из одного раздела, включающего три главы. В силу специфики материала этот раздел строится главным образом на общем обзоре творческих биографий мастеров изобразительного искусства Русского Зарубежья, их выставок в СССР (начиная с 1950-х годов) и источников поступления в музейные собрания нашей страны их произведений, исполненных за рубежом в конце 1910-х - 1930-е годы.

В заключении представлены выводы обо всем комплексе проведенных исследований и их научных результатах.

ЧАСТЬ I РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха в свете отечественного и зарубежного искусствоведения.

История вопроса ГЛАВА 1

Уже первые театральные работы Н.К. Рериха были отмечены художественной критикой. Упоминания об этих произведениях встречаются в рецензиях на спектакли, в обзорах выставок, в статьях и монографиях, посвященных художнику. Так, в 1908 году киевский иллюстрированный журнал „В мире искусств" в разделе последних новостей сообщал о появлении новых театральных эскизов Рериха, уточнял подробности их сценического осуществления1. На страницах популярных и художественных отечественных журналов, таких как "Золотое руно", „Весы", "Аполлон", "Маски", "Солнце России", "Огонек" и многих других, нередко воспроизводились эскизы художника. Одним из первых „Ежегодник Общества архитекторов-художников"2 опубликовал эскиз декораций Рериха к вагнеровской „Валькирии". Произведения, связанные со спектаклями „Русских сезонов", широко освещались за рубежом3. Выражая мнение большинства критиков 1910-х годов, обозреватель "Аполлона" с уверенностью констатировал: "У Рериха дар декоратора божьей милостью..."4.

Известный критик и историк балета А.Я. Левинсон5, объясняя истоки влечения художников-живописцев к сценическому пространству тяготением к декоративности и „тоской по фреске", утверждал, что Рерих - "декоративный живописец по призванию и стилю"6 и что он принадлежит к числу тех художников, чья театральная концепция предопределяет „дух и строй самого сценического действия".

Оформляя театральные постановки, Рерих стремился к „внушающему единству гаммы". По мнению Левинсона, этим „единством" в полной мере проникнуты его эскизы к "Князю Игорю", "Псковитянке" и "Сестре Беатрисе". Более же всего, по словам критика, "обнажил рериховскую сущность" замысел балета "Весна священная"7.

Первой монографией о творчестве художника принято считать книгу А.Ф. Мантеля "Н. Рерих", вышедшую в казанском издательстве в 1912 году8. Между тем, перу Мантеля принадлежит чуть более десяти страниц текста, остальные же пятьдесят - самому Рериху, его статье "Радость искусству" и четырем очеркам "Из записных листков"9. Информация о театральных работах художника в книге крайне ограничена.

Впервые существенное место театрально-декорационному искусству Рериха уделил искусствовед А.И. Гидони в своей большой по объему монографической статье10. Он глубоко, с присущим ему (как и большинству критиков журнала "Аполлон") профессионализмом исследовал творческий путь мастера. Обобщая материал и выявляя связи, он увязал проблемы творчества художника с проблематикой современного изобразительного искусства.

Гидони писал о Рерихе как о мастере, выразившем себя в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В его творческой биографии критик выявил наиболее значимые периоды. Они связаны с обучением в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств и в парижской студии Ф. Кор-мона, а также с поездками художника по городам Русского Севера в 1902 - 1904 годах. Гидони обратил внимание на участие Рериха в выставках объединения "Мир искусства" и в зарубежных выставках 1906 - 1909 годов, принесших ему славу живописца „с европейским именем"11. Годы 1904 - 1911 в творчестве Рериха критик охарак-

теризовал как период борьбы за утверждение самобытнейших основ художественного мировосприятия. К 1912 году, по словам Гидони, "Рерих почувствовал не только в русской географии или этнографии, но во всей русской культуре "Великий Путь" из варяг в греки". В этом-то как раз и заключалась, по мнению критика, несомненная заслуга художника, "притом не временного, но длительного значения"12.

Гидони отметил такие особенности, как ярко выраженное стремление Рериха „освободиться от этнографии" и его „ясновидение" - поразительное чутье в передаче местности, с которой он не был знаком. Не обошел вниманием автор и "экзотичность" рериховских картин, которая "делает их понятными Европе". По его мнению, это и предопределило успех художника „на выставках в столь различных европейских центрах, как Лондон и Рим, Париж и Вена, Брюссель и Мальмё"13. К характерным чертам Рериха Гидони отнес присущее ему „чувство монументального". "Если принять во внимание, - писал он, - что это чувство соединилось в Рерихе со значительным мастерством в гармонизации красок и выдающимся даром композиции, станет ясным неизбежность обращения художника к задачам театрально-декоративным"14.

Как уже было сказано, Гидони одним из первых обратил внимание на проблематику театрально-декорационного искусства 1910-х годов. Он утверждал, что именно "русскими художниками были выработаны формы и самый стиль современного театрально-декорационного мастерства"15. Противопоставляя лучшие работы отечественных театральных художников западноевропейским, Гидони усмотрел приоритет первых в общем "оживлении жизни нашего театра", в общественном интересе к театру, в единственной в своем роде атмосфере.

Не обошел вниманием автор и весьма непростой вопрос о

зависимости художника от человека, стоящего „во главе театрального предприятия". Воспринимая Рериха как личность внутренне свободную, он полагал, что тот не может „служить" другому художнику в театре16. Но значит ли это, что в нем отсутствуют „элементы театрального художника"? Думается, если посмотреть на взаимодействие различных видов искусства не с позиции подчиненности одного другому, а как на сотворчество (что имело место, скажем, в работе над балетом „Весна священная"), суждение Гидони покажется спорным.

Анализ творчества Рериха свидетельствует и о спорности

утверждения Гидони относительно того, что все сделанное художником для сцены, „при всей значительности отдельных

попыток, носит характер случайности"17. Театральность была присуща не только его сценическим работам, но и станковой живописи. Кроме того, нельзя не подчеркнуть, что Рерих всегда оставался верным своей тематике. Исходя из этого, а также учитывая особенности живописной изобразительности его произведений, Рериха и приглашали к сотрудничеству. В совместном следовании общей идее, в совпадении позиций композитора, постановщика, художника заключалась удача спектакля.

Ссылаясь на одно из высказываний Рериха, Гидони заверял читателей, что со временем художник непременно должен "уйти от театра". Однако дальнейшая театральная практика Рериха опровергла это утверждение.

Ценность же статьи Гидони в свете интересующей нас темы заключается в том, что автор первым из русских искусствоведов выделил в отдельную главу обзор театрального творчества Рериха, первым опубликовал список его основных произведений, включающий, наряду со станковой живописью, эскизы для сцены и ввел в число сопровождающих статью репродукций значительное коли-

чество театральных работ.

Второй публикацией Гидони о творчестве Рериха стала статья "В защиту искусства"18. В ней освещалась одна из существенных сторон "неустанной и плодотворной деятельности мастера" - его работа в области защиты и охраны памятников русского искусства. Статья вошла в фундаментальную монографию 1916 года19, изданную по случаю 25-летия творчества Рериха. Авторы - главным образом, мирискусники, известные петроградские критики и литераторы - с разных сторон осветили художественную деятельность мастера. С каждым из них Рериха связывали творческие и дружеские отношения.

С А.Н. Бенуа, повествующим о творческом пути художника20, Рерих был знаком с детства. Оба окончили гимназию К.И. Мая, учились в Императорском Санкт-Петербургском университете, были членами объединения "Мир искусства", сотрудничали с Дягилевым, участвуя в "Русских сезонах"... Не останавливаясь на вопросах театрально-декорационного искусства Рериха, а лишь упоминая отдельные эскизы, в частности, к "Сестре Беатрисе" и "Принцессе Мален" М. Метерлинка, Бенуа отмечал мастерство художника в передаче "западной романтики" и, как ранее Гидони, его дар "ясновидца-поэта"21.

Общую характеристику творчества Рериха дал в своей статье, опубликованной в этой же монографии, С.П. Яремич22 -художественный критик, искусствовед и живописец, исследователь и пропагандист старины, коллега Рериха по педагогической деятельности в Школе Общества поощрения художеств. Касаясь вопросов творчества Рериха в театре, автор утверждал, что оно "дорого и близко сердцу художника"23. Не разделяя точку зрения искусствоведов, находивших произведения Рериха "нетеатральными", он упрекал их в непонимании основного смысла театрально-

декорационного искусства мастера. По мнению Яремича, художник в своих эскизах для сцены просто "не поддался соблазнам эфемерных театральных эффектов и остался верен до конца главнейшим принципам своего искусства"24. Уделив внимание увлечению Рериха музыкой, автор привел его высказывания о ранних музыкальных впечатлениях. Яремич почувствовал внутреннюю связь живописных рериховских полотен с музыкальными образами, устами художника привел примеры его совместного творчества с композиторами.

Попытку выявить "внутренние приметы творчества Рериха" предпринял в своей статье из монографии 1916 года Ю.К. Балтрушайтис25 - известный в начале века поэт, переводчик и театральный критик, также заостривший внимание на близости рериховской живописи с музыкой.

Своеобразным „откликом художника слова, очарованного настроениями художника кисти"26, стали очерки писателя и философа A.M. Ремизова под славянофильским названием „Жерлица Дружинная"27, также вошедшие в книгу.

Помимо перечисленных статей монография 1916 года включала также сказки и притчи самого художника и, что весьма существенно, довольно подробный „Перечень произведений Н.К. Рериха в хронологическом порядке, в связи с обозначением некоторых сведений из жизни художника". Как и „Список..." Гидони, существенно расширенный прижизненный „Перечень..." и ныне представляет немалый интерес для исследователей. По этим и подобным им спискам удалось отыскать и идентифицировать десятки работ художника, прошедших за период своего существования через собрания нескольких владельцев. Тем более ценными являются цветные и тоновые репродукции, помещенные в монографии. Только театральных эскизов среди них насчитывается около сорока.

Куда скромнее по сравнению с объемной книгой 1916 года

выглядят две небольшие, но весьма содержательные монографии о Рерихе, вышедшие в Петрограде в 1918 году. Их авторы -С.Р. Эрнст28 и A.A. Ростиславов29, как и Гидони, отводят Рериху достойное место в русской художественной культуре.

Книга историка искусств Эрнста, подготовленная к печати еще в сентябре 1916 года, стала первой в серии „Русские художники", издаваемой Комиссией художественных изданий Общины Святой Евгении Красного Креста30. Ее текст дополнили представляющие и ныне интерес библиография, альбом репродукций и, конечно же, собственные рериховские заставки. Но самое главное для нас -монография содержит наиболее полный по сравнению с вышеназванными перечнями "Список работ Н.К. Рериха", охватывающий период с 1891 по 1916 год. В целом книга Эрнста является одной из самых значительных публикаций о Рерихе31, не только не утративших с годами своей ценности, но, напротив, упрочивших ее.

Описывая биографические подробности жизни художника, автор уделил внимание его интересам и пристрастиям. Среди произведений 1907 - 1914 годов он отметил преобладание „работ для театра"32. В них Эрнст разглядел "живописное воплощение тех переживаний, которые возбудило в его душе произведение, готовящееся увидеть свет рампы"33.

Вслед за Гидони Эрнст заметил, что, несмотря на тесное сотрудничество с театром, Рерих сумел поставить себя как бы вне „сей сложной и волшебной машины"34, а многие его театральные эскизы, в сущности, - прекрасные станковые картины. Далее Эрнст усугубляет это суждение: Рерих никогда не входил "в самую толщу" театральной постановки, не обсуждал ее детали. Он просто отдавал свои картины - эскизы декораций - в театр, и там они, увеличенные для сцены, служили „украшением спектакля"35. С такой оценкой автора нельзя не считаться. Однако и воспринимать ее однозначно

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Яковлева, Елена Пантелеевна, 1998 год

Библиография

Данная библиография состоит из двух частей, соответствующих темам „Теат-рально-декорационное искусство Н.К. Рериха" (часть I) и „Проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья" (часть II). Это разделение достаточно условно, так как некоторые издания можно отнести как к первой, так и ко второй части. Обе части библиографии построены по хронологическому принципу. Библиография не является исчерпывающей. Значительная часть публикаций приводится в примечаниях к диссертации.

Часть I

1907

Выставка картин „Союз русских художников" / [Каталог] М., 1907.

1908

Н.К. Рерих. (Материалы к его биографии) // В мире искусств. 1908. № 11 -13.

1908 -1909

Салон 1908/1909 / Каталог выставки. СПб, 1909.

1909

Ростиславов A.A. Художники в театре // Золотое руно. 1909.

№ 7-8-9.

1909 -1910

Каталог VII выставки картин Союза русских художников. М., 1909 -

1910.

1910

Балет художника Н.К. Рериха // Петербургская газета. 1910. 28 августа. № 235.

Каталог VII выставки картин Союза русских художников. Киев, 1910. Ростиславов А. Сцена и живопись // Театр и искусство. 1910. №49. Художественно-промышленная выставка 1910 г. в Одессе /

[Каталог]. Художественный отдел. Одесса, 1910. Эль. Наши беседы (У Н.К. Рериха) // Обозрение

театров. 1910. 30 сентября.

1910 -1911

Выставка картин / [Каталог]. Одесса, Киев, Харьков, 1910 - 1911.

Светлов В. Современный балет. СПб: изд. Товарищества Р.

Голике и А. Вильборг, 1911. Старк Э. Старинный театр. СПб: изд. Н.И. Бутковской

[1911]; переиздание: Пг: Третья стража, 1922.

1912

Академик Н.К. Рерих о своих постановках // Биржевые ведомости.

1912.17 сентября. Левинсон А. Художник Николай Константинович Рерих // За

семь дней. 1912. № 43 (85). Мамонтов С.С. Живопись в „Пер Гюнте" // Русское слово. 1912.

10 октября.

Nemo. Сценические иллюстрации Н. Рериха к сказке А.

Островского // Новая студия. 1912. № 2. Рерих о „Пер Гюнте" // Маски. 1912. № 1; переиздание: Дельфис.

1994. № 1.

1913

Мир искусства / Каталог выставки картин. СПб, 1913. Johnson А.Е. The Russian Ballet. London, 1913. Spectator. Нашествие художников на театр // Петербургская

газета. 1913. 11 января.

1914

Рерих Н.К. Собр. соч. М.: изд. И.Д. Сытина, 1914. Кн. 1.

1915

Гидони А. Творческий путь Рериха // Аполлон. 1915. № 4 - 5.

Мир искусства / Каталог выставки. Пг, 1915.

Опись выставленных в пользу лазарета Школы народного искусства

Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны в усадьбе „Светелка", сл. гор. Луги, памятников русского театра из собрания Л.И. Жевержеева. Пг, декабрь 1915.

1916

Левинсон А. Русские художники-декораторы // Столица и

усадьба. 1916. № 57.

Музей русского искусства при Школе ИОПХ / Каталог. Пг, 1916. Рерих / Текст Ю. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа. А.И. Гидони, A.M.

Ремизова и С.П. Яремича. Худож. ред. В.Н. Левитского. 10 сказок и притч Н.К. Рериха. Пг: Свободное искусство, 1916.

1917

Мир искусства / Каталог выставки картин. Пг, 1917. Художественное бюро Н.Е. Добычиной. Выставка этюдов / Каталог.

Пг, 1917.

1918

Левинсон А. Старый и новый балет. Пг: Свободное искусство,

1918.

Ростиславов.А.А. Н.К. Рерих. Пг: Современное искусство (изд. Н.И.

Бутковской), [1918]. Эрнст С. Н.К. Рерих. Пг: изд. Общины Св. Евгении, 1918.

1919

Fokin М. N. Roerich //Vore Herrer (Kobenhavn). 1919. February

20.

1920

Jarintzov N. Nicholas K. Roerich // The Studio. 1920. April. The Nicolas Roerich Exhibition / Cataloque. With Introduction and

Cataloque of the Paintings by Christian Brinton. 1920 - 1921 -1922. New York, 1920. Prefage. Roerich Exhibition. London, 1920. 1922

Roerich and Wagner // Indian Magazine. Mangalore, 1922.

1923-1924

The World of Roerich. Paris: Presse Franko-Russe, 1923; New York: Corona Mundi International Art Center, 1924.

1924

Roerich. Monograph. New York: Corona Mundi, International Art Center,

Wright G. Lichtman S.

Selivanova N.

Roerich. Himalaja. Monograph /Articles by Frances R. Grant, Mari

Siegrist, George Grebenstchikoff, Ivan Narodny and "Banners of the EAST' by Nicholas Roerich with 24 Colorplates and 78 Halftones. Publishers Brentano's New York, [1926].

1929

M-me de Vaux-Phalipau. L'Art de Nicolas Roerich au Theatre // La Revue

du Vrai et du Beau. Paris, 1929. 15th September.

1920-e

Roerich Museum. Founded November 17.1923 / Catalogue. New York

[1920-е].

1931

Бурлюк Д. Рерих (Черты его жизни и творчества (1918 -

1930). Нью-Йорк: изд. M. Н. Бурлюк, [1931].

Рерих Н.К. Держава Света. Нью-Йорк: Алатас, 1931.

Yaremenko A.V., В.S„ M.B. A. Nicholai Konstantinovich Roerich, his

life and creations during the past forty jears. 1889 -1929 / With 122 plates, of which 36 are in four colors and 86 in two colors or tinted half tones. New York: Publischers Central Book Trading company, 1931.

1932

Мгебров A.A. Жизнь в театре. II. M.;JL: Academia, 1932.

1933

Княгиня M.K. Тенишева. Впечатления моей жизни. Париж, 1933;

переиздание: JL: Искусство, 1991.

Beaumont Cyril W. A short History of Ballet. London, 1933.

1934

Соколова Н.И. „Мир искусства". M.;JL, 1934.

1939

Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. Париж, 1939;

переиздание: СПб: Композитор, 1993 - 1994.

Мысль / Художественно-литературный сб. Вып. 1. Riga: Uguns, 1939. Рерих / Статьи Всев. Н. Иванова и Э. Голлербаха. Худож. ред. A.M.

Прандэ. Ч. 1. Riga: Izdevis Rericha Muzejs, 1939. Roerich / Text by Barnett D. Conlan. Riga: Izdevis Rericha Muzejs, 1939.

1953

Grigoriev S.L. The Diaghilev Ballet. 1909 - 1929. London, 1953;

переиздание: M.: APT, 1993. 1956

Пожарская M.H. Интересная выставка // Театр. 1956. № 10.

1958

Киевский государственный музей русского искусства. Выставка

произведений русских художников второй половины XIX - начала XX вв.(из частных собраний г. Киева). Киев, 1958.

Министерство культуры СССР. Союз художников СССР. Выставка

произведений академика живописи Николая Константиновича Рериха. 1874 - 1947 / Каталог. Вступ. ст. К. Юона. М., 1958.

1959

Министерство культуры СССР. Государственная Третьяковская

галерея. Выставка произведений Николая Константиновича Рериха (1874 -1947) / Каталог. Вступ. ст. Е. Журавлевой. М., 1959. Николай Константинович Рерих / Альбом. Вступ. ст. Н. Дмитриевой.

М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1959.

1960

Александр Яковлевич Головин. Встречи и впечатления. Письма.

Воспоминания о Головине / Сост. и коммент. А.Г. Мовшенсона; Вступ. ст. Ф.Я. Сыркиной. JI.-M.: Искусство, 1960.

Журавлева Е.В. Русское искусство конца XIX - начала XX века //

История русского искусства / Под общ. ред. Н.Г.

Машковцева. M.: Искусство, 1960. T. II. Гл. 7, разд. 3.

1961

Театральная энциклопедия: В 5 т. / Под ред. С.С. Мокульского, П.А.

Маркова и др. М.: Советская энциклопедия, 1961 -1966.

Dancing for Diaghilev. New York: MacMillan, 1961.

1962

Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.;М.: Искусство, 1962; переиздание: 1981.

1963

Изобразительное искусство и музыкальный театр. М„ 1963.

Государственный Русский музей. Выставка произведений Н.К. Рериха

/ Буклет. Автор-сост. И. Романычева. Л., 1963.

Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874 -1947. Л.;М.:

Искусство, 1963.

Стравинский Игорь. Хроника моей жизни. Л., 1963.

1966

Письма И. Стравинского Н. Рериху. Публикация И. Вершининой //

Советская музыка. 1966. № 8.

Brunet (Michel). Ballets russes de Serge de Diaghilev. 1909 - 1929 et

quelques souvenirs sur Erik Satie, Theatre des Champs-Elysees. Paris, 1966.

Stage and Costume Designs by Russian Painters from the Collection of

Mr. and Mrs Nikita D. Lobanov-Rostovsky and Mr. George Riabov. New York, Harkness House for Ballet Arts, 1966.

1967

Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского. M.: Наука, 1967.

1968

Алексеев H. „Снегурочка" в Париже // Советская музыка.

Sokolova L. Фокин М.

Ванслов В.В.

1968. № 6.

Князева В.П. Н. Рерих: Альбом. М.: Искусство, 1968. Haskell Arnold Lionel. Ballet russe: the age of Diaghilev. London, 1968. Massine L. My Life in Ballet. London: MacMillan, 1968.

1969

История русского искусства / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, гл.-кор.

АН СССР В.Н. Лазарева, чл.-кор. АХ СССР Кеменова. М., 1969. Т. X. Кн. 2. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 -

1905). М.: Наука, 1969. Кн. 2. Les Ballets Russes de Serge Diaghilev 1909 - 1929. Ville de Strasbourg, a

l'augienne douane 15 Mai - 15 September 1969. Strasbourg: Conseil de 1'Europe, 1969. S. Diaghilev, B. Kniaseff and M. Reinhardt Ballet and Theatre Material.

London, Sotheby's, 15-16 December 1969. Salmina-Haskel L. Rusian Painting and Drawings in the Ashmolean

Museum, Oxford // Oxford Slavonic Papers. (New Series). Oxford: At the Clarenden Press, 1969. Vol. II.

1970

Алехин А.Д. Живопись раннего периода творчества Н.К. Рериха

(до 1916 года): Автореф. дисс.... канд. искусствоведения. М., 1970. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца

XIX - начала XX века. М.: Искусство, 1970.

1971

Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. Л.: Искусство, 1971. Кн. 1. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления.

Комментарии. Л.: Музыка, 1971.

1972

Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972;

переиздание: Самара: Агни, 1996. Ванслов В.В. Театрально-декорационное искусство 1908 - 1917

у

годов // Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство / Под ред. чл.-корр. АХ СССР Н.И. Соколовой и д-ра искусствоведения В.В. Ванслова. М.: Искусство,

1972.

Diaghilev and Russian Stage Designs. A Loan Exhibition of Stage and

Costume Designs from the Collection of Mr. and Mrs. t N. Lobanov-Rostovsky. Washington, 1972 - 1974.

Salmina-Haskel L. Rusian Drawings in the Victoria and Albert

Museum // Oxford Slavonic Papers. (New Series). Oxford: At the Clarenden Press, 1972. Vol. V.

1973

Алехин А.Д. Николай Константинович Рерих. JI.: Художник

РСФСР, 1973 (другие издания: 1974,1975). Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М., 1973. Ч. I. И.Ф Стравинский. Статьи и материалы. М.: Советский композитор,

1973.

Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1973; переиздание:

М., 1985.

1974

Давыдова М.В. Очерки истории театрально-декорационного

искусства XVIII - начала XX веков. М.: Наука,

1974.

Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М., 1974. Ч. II. Каталог художественных произведений Н.К. Рериха. 1885 - 1947 /

Сост. В.В. Соколовский. Новосибирск, 1974. Красовская В. Нижинский. Л.: Искусство, 1974. Лапшин В.П. Союз русских художников. Л., 1974. Министерство культуры СССР. Академия художеств СССР.

Государственная Третьяковская галерея. Государственный Русский музей. Выставка произведений Николая Константиновича Рериха /

Рерих Н.К.

Каталог. Вступ. ст. и сост. М.Т. Кузьминой. М.: Искусство, 1974.

Из литературного наследия. Листы дневника, избранные статьи, письма: Сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1974. Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. М., 1973. Ekstrom P. M. Nicholas Roerich, Dekors and Costumes for

Diaghilev's Ballets Russes and Russian Opéras / Exhibition cataloque.New York: Cordier & Ekstrom, 1974.

1975

Русский оперный театр между двух революций. 1905 - 1917. Л.: Музыка, 1975. Николай Рерих (К 100-летию со дня рождения) // Художник. 1975. № 4.

Эпос Н. Рериха // Театр. 1975. № 7. С. 74 - 76. „Мир искусства". М.: Изобразительное искусство, 1975

1976

Об опере. Избранные статьи. Л., 1976 Николай Рерих: Альбом. Л.: Аврора, 1976. Н.К. Рерих и музыка // Рериховские чтения, 1976. Новосибирск, 1976. С. 77 - 79. Рерих о музыке и музыкантах // Музыкальная жизнь. 1976. № 23.

Художественная жизнь России начала XX века. М. Искусство, 1976.

1977

Московская опера С.И. Зимина. М.: Советский композитор, 1977.

Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Л., 1977.

Игорь Глебов (Асафьев Б.В.). Книга о Стравинском. Л., 1977.

Гозенпуд А.

Кеменов В.

Луцкая Е. Петров Вс.

Асафьев Б. Короткина Л.В. Спирина Н.

Спирина Н.

Стернин Г.Ю.

Боровский В.Е. Ванслов В.В.

к

Лапшина Н.П. „Мир искусства". Очерки истории и творческой

практики. М.: Искусство, 1977.

Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. (1908 -

1917). М.: Наука, 1977. Кн. 3.

1978

Н.К. Рерих. Жизнь и творчество: Сб. материалов. М.: Изобразительное искусство, 1978.

т Русское театрально-декорационное искусство из собраний И.В. Качу-

рина и Я.Е. Рубинштейна / Каталог выставки. Таллин, 1978.

Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное

искусство. Учебное пособие для художественно-промышленных вузов и училищ / Предисл. В.В. Ванслова. Под ред. действ, чл. АХ СССР В.Ф. Рындина и чл.-корр. АХ СССР В.В. Ванслова. М.: Искусство, 1978.

A Russian Painters and the Stage 1884 - 1965. A. Loan Exhibition of the

Stage and Costume Designs from the Collection of Mr. and Mrs. Nikita Lobanov-Rostovsky. Austin, Texas, University of Texas, 1978 - 1979.

Sotheby's / Cataloque of Ballet and Theatre Material Costume and decor

Designs, Books and Photographs. Day of Sale Wednesday, 17th May, 1978. London, 1978.

1979

Сидоров B.M. Нью-Йорк по маршруту Рериха. M., 1979.

Dance Image: A Tribute to Serge Diaghilev. Organized by the Mississippi

Museum of Art in conjunction with the 1979 International Ballet competition, Jackson [1979].

Diaghilev. Les Ballets Russes. Paris: Bibliotheque Nationale, 1979.

1980

Государственный Русский музей. Живопись XVIII - начала XX века /

Каталог. Л.: Аврора, Искусство, 1980.

Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908 -

1917). М.: Наука, 1980. Кн. 4.

Сыркина Ф.Я. Глава девятая. Театрально-декорационное

искусство // История русского искусства: В 2 т. М.: Изобразительное искусство, 1980. Т. 2, кн. 2. 1981

Балет. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Григоровича и др. М.:

Советская энциклопедия, 1981. т Москва-Париж. 1900 - 1930 / Каталог выставки: В 2-х т. М., 1981.

Nijinska Bronislava. Early Memoirs / Translated and Edited by Irina

Nijinska and Jean Rawlinson with an Introduction by and in consultation with Anna Kisselqoff. Holt Rinehart and Winston. New York, 1981.

1982

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма,

интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. И.С. Зильбер-А штейна и В.А. Самкова. М.: Изобразительное

искусство, 1982.

Художник и театр. Живопись, графика / Каталог выставки. Из собрания Я.Е. Рубинштейна (Москва). Архангельск, 1982.

Ярустовский Б. Игорь Стравинский. JL: Музыка, 1982.

Russian Stage Design: Scenic Innovation, 1900 - 1930, from the Collection of Mr. and Mrs. Nikita D. Lobanov-Rostovsky. Jackson, Mississippi: Mississippi Museum of Art, 1982.

1983

Короткина JI.B. Проблема синтеза искусств в творчестве Н.К. к Рериха (1890-е - 1916 гг.): Автореф. дисс. ... канд.

искусствоведения. Л., 1983.

Панкратова Е.А. Русское театрально-декорационное искусство конца

XIX - начала XX века. Л.: Государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1983.

1984

у

Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала

XX века. Из наследия петербургских мастеров. Л.: Художник РСФСР, 1984.

Государственная Третьяковская галерея / Каталог живописи XVIII -

начала XX века (до 1917 года). М.: Изобразительное искусство, 1984.

Каталог эскизов декораций и костюмов Н.К. Рериха (1906 - 1944) /

Вступ. ст., примеч. и сост. каталога Е.П. Киселевой. Алма-Ата, 1984.

Министерство культуры СССР, Государственный музей искусства

народов Востока. Николай Рерих. Святослав Рерих / Каталог выставки. Предисл. и вступ. ст. о Н.К. Рерихе О.В. Румянцевой. М.: Советский художник, 1984.

Strawinsky. Sein Nachlass. Sein Bild. Katalog der ausgestellten Bildnisse

und Entwürfe fur die Ausstattung seiner Buhnenwerke. Kunstmuseum Basel. 6 Juni dis 9. September 1984.

1985

Асафьев В. Об опере: Избр. ст. 2-е изд. Л., 1985.

Пожарская М.Н. Балетная держава Рериха // Советский балет. 1985.

№ 1 (20).

Яковлева-Киселева Е. Рериховский „Половецкий стан" // Декоративное искусство СССР. 1985. № 12.

1986

Государственный Русский музей. Из собрания Б.Н. Окунева. Русское

и советское искусство. Дар семьи коллекционера Государственному Русскому музею / Каталог. Л., 1986.

Archer К. Nicholas Roerich and his Theatrical Designs: A

Research Survey // Dance Research Journal, 18/2 Winter 1986 - 1987. P. 3 - 6.

Hodson M. Choreographic Method: Visual Sources from Roerich

for „Le Sacre du Printemps"// Dance Research Journal,

18/2 Winter 1986 - 1987. P. 7 -15.

1987

Сойни Е.Г. Николай Рерих и Север. Петрозаводск: Карелия,

1987.

Anderson J. The Joffrey Ballet Restores Nijinsky's „Rite of Spring"

// New York Times. 1987. 25 October.

Restoring Nijinsky's „Sacre". The Shock of the Old // New York Village

Voice. 1987. 3 November.

Segal L. The Re-Rite of Spring // Los Angeles Times. 1987. 5

July.

1988

Всесоюзное музейное объединение „Государственная Третьяковская

галерея". Музей и коллекционер. Дар Н.С. Аржан-никова /Каталог. М.: Советский художник, 1988.

И. Стравинский - публицист и собеседник / Ред.-сост. В.П. Варунц.

М.: Советский композитор, 1988.

Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и

костюмов. 1909 - 1929. М.: Искусство, 1988.

Советский Фонд культуры. Государственный музей изобразительных

искусств им. А. С. Пушкина. Русское театрально-декорационное искусство. 1880 - 1930. Из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских / Каталог выставки. М., 1988.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910-х годов. М.:

Искусство, 1988.

The Art of Enchantment. Diaghilev's Ballets Russes 1909 - 1929. San

Francisco: Fine Arts Museums, 1988.

1989

Давидов P. Николай Рерих, Важа Пшавела, Константин

Марджанишвили // Заря Востока. 1989.13 декабря.

Н. Рерих из собрания Государственной Третьяковской галереи /

Автор-сост. A.M. Лукашов. М.: Изобразительное искусство, 1989.

Diaghilev's Ballets Russes, 1909 - 1929. The Fine Arts Museums of San

Francisco Universe Books [1989].

Nicholas Roerich. The Life and Art of a russian Master by Jacqueline

Decter With the Nicholas Roerich Museum Rochester. Vermont: Park Street Press, 1989.

Succesision Dominique. Drouot - Mercredi 15 Novembre 1989. Collection

Leon Aronson dit Dominique (1893 - 1984) et de diners Avatteurs [1989].

1990

Борисова E.A., Стернин Г.Ю. Русский модерн. M.: Советский

художник, 1990.

Государственный Русский музей. Живопись второй половины XIX -

начала XX века. Новые поступления (1977 - 1987) / Каталог выставки. JL, 1990.

Государственный Русский музей. Русский рисунок XVIII - начала XX

века. Новые поступления (1977 - 1987) / Каталог выставки. JI-, 1990.

Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Художники

русского театра. 1880 - 1930 / Текст Д. Боулта. М.: Искусство, 1990. Т. 1.

1991

Рерих Н.К. О Вечном... (Книга о воспитании) / Сост., примеч.

и словарь Д.Н. Попова. М.: Политиздат, 1991.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.

Радищева. Альбом. М.: Советский художник, 1991.

1992

Яковлева Е.П. Неизвестный Рерих //Советский музей. 1.992. №1.

1993

Короткина Л.В. Эскизы Н.К. Рериха к опере Рихарда Вагнера

„Тристан и Изольда" 1912 года // Санкт-Петербург-ский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской академии художеств. К истории

русского изобразительного искусства XVII - XX вв. Новые материалы, тенденции, концепции. СПб, 1993.

Рерих Н.К. Художники жизни: Сб. ст. М.: МЦР, 1993. Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный

альманах Международного центра Рерихов. М.,

1993. № 1.

Яковлева Е.П. Н.К. Рерих и балет И.Ф. Стравинского „Весна

священная". К истории первой постановки // Памятники культуры. Новые открытия. 1992. М.: Наука, 1993.

1994

Держава Рериха / Сост. Д.Н. Попов. М.: Изобразительное

искусство, 1994. Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, 1994. Каталог художшх TBopiß Миколи Костянтиновича Pepixa з Mvaeiß i

приватних колекщй Украши / Сост. В. Козар. Knie,

1994.

Рерих Н.К. Об искусстве: Сб. ст. М.: МЦР, 1994. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Художники русского театра. 1880 - 1930 / Каталог-резоне. Джон Э. Боулт. Статьи. Князь Н.Д. Лобанов-Ростовский. Об истории коллекции. М.: Искусство, 1994. Федоров П.Е. Норвежская сказка Н.К. Рериха // Дельфис. 1994. №1.

1995

Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От

истоков до начала XX века. М., 1995. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. II. 1936 - 1941. М.: МЦР, 1995. Русакова A.A. Символизм в русской живописи. М.: Искусство и

ДР. [1995].

1996

Государственный Русский музей. Символизм в России / Каталог.

СПб: ГРМ; Palace Edition, 1996.

Короткина JI.B. Николай Константинович Рерих. СПб: Художник России; Золотой век, 1996.

Неизвестный Рерих. Театральная живопись Н.К. Рериха из собра-ний Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке и частных коллекций Америки. Выставка копий. 1-31 октября 1996 года. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 12. / Буклет [Самара: АГНИ. 1996]. Идея и проект выставки, текст буклета Е.П. Яковлевой.

Яковлева Е. Рерих в театре. Неизвестные работы // Журнал любителей искусства. 1996. № 11. С. 41 - 47.

Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха.

Самара: Агни, 1996.

Яковлева Е. Театральное творчество Н.К. Рериха в свете

отечественного искусствоведения 1910-х годов // Ассоциация искусствоведов (АИС). Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 2. СПб: Роза мира, 1996.

Diaghilev: Creator of the Ballets Russes. Art. Music. Dance. Edited and

with text by Ann Kodicek. Barbican Art Gallery/ Lund Humpries Publishers. London, 1996. 1997

Короткина JI.B. К вопросу об эскизах Н.К. Рериха к пьесе A.M.

Ремизова „Трагедия об Иуде, принце Искариотском" // Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства. X -XX век. Вып. III. СПб, 1997.

Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный

альманах Международного центра Рерихов. М.: МЦР. 1997. № 2 - 3.

Яковлева Е. „Валькирия" Рихарда Вагнера в неосуществленных

эскизах Николая Рериха // Журнал любителей искусства. 1997. № 2.

Часть П 1907-1950

Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart. Leipzig, Bd. 1 - 34 -1907- 1937; Bd. 35 - 1942; Bd. 36 - 1947; Bd. 37 -1950.

1920 -1940

Последние новости [Ежедневная газета]. № 1 - 7015, с 27 апреля 1920 по И мая 1940.

1921-1922

Театр и жизнь / Theater und Leben. Берлин, 1921 - 1922 [Журнал русской эмиграции].

1921 -1923

Театр / Das Theater / Le Theatre. Berlin, 1921 - 1923 [Журнал русской эмиграции].

1921-1926

Жар-птица / Jar-Ptitza. Берлин - Париж. 1921 - 1926 [Журнал русской эмиграции].

1924-1939

Иллюстрированная Россия. Париж, 1924 - 1929 [Журнал русской эмиграции].

1925-1928

Перезвоны. Рига, 1925 - 1928 [Журнал русской эмиграции].

1925-1949

Возрождение [Орган русской национальной мысли]. Париж, № 1 -4239, 3 июня 1925 - 7 июня 1949.

1926

Марголин С. Монпарнасские россияне // Вестник работников искусств. 1926. № 7. С. 8 - 9.

1928

Бурлюк Д.Д. Русские художники в Америке. New York: Burliuk,1928. Русские в Праге, 1918 - 1928 / Под ред. С. Постникова. Прага, 1928. Современное французское искусство / Каталог выставки. М., 1928.

1929-1932

Le Theatre et la vie / Театр и жизнь. Paris, 1929 - 1932 [Журнал русской эмиграции].

1930-1931

Мир и искусство /Le Monde et l'Art. Paris, 1930 -1931 [Журнал русской эмиграции].

1930 -1934

Числа. Paris, 1930 - 1934 [Журнал русской эмиграции].

1931

Львов Л. (Lwoff). Русские художники в Париже / L'Art Russe a Paris. Paris: La Russie et le Monde Slave, 1931.

1953

Евреинов HH. Памятник мимолетности. Paris: Navare, 1953.

1953 -1962

Vollmer H. Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler des XX Jahrhunders. Leipzig, 1953 - 1962. Bd. 1 - 6.

1955

Маевский Вл. Русские в Югославии // Взаимоотношения России и

Сербии. Нью-Йорк: Исторический кружок, 1955. Маковский С.К. Портреты современников. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1955.

Щербатов С. А. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1955.

1957

Бертенсон С.Л. Вокруг искусства. Holliwood: Beiîenson, 1957.

1959

Воскович В. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Л.: Художник РСФСР, 1959.

1961

Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961.

Полевой Б.Н. С. Эрьзя. Саранск, 1961.

Benezit Е. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs,

dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les payes. Saint-Quen (Paris). 1955 - 1961. T. 1 - 8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.