Технический артефакт в горизонте жизненного пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Казакова, Валерия Игоревна

  • Казакова, Валерия Игоревна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 151
Казакова, Валерия Игоревна. Технический артефакт в горизонте жизненного пространства: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Нижний Новгород. 2007. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Казакова, Валерия Игоревна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО: АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ

§ 1. Жизненное пространство: естественное и искусственное.

§ 2. Техника и культура как артефакты жизненного пространства

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ: СОЦИАЛЬНОЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ

§ 1. Технический артефакт как объект социально-философского анализа

§ 2. Технический артефакт и социальное измерение жизненного пространства.

§3. Технический артефакт и антропологическое измерение жизненного пространства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технический артефакт в горизонте жизненного пространства»

Актуальность темы исследования. Проблематика соотношения естественного и искусственного является одним из наиболее значимых направлений современных социально-философских исследований. В эпоху техногенного кризиса перед людьми встаёт реальная перспектива возможного отделения от органической среды. В связи с этим основным центром притяжения современной мысли является, прежде всего, человек, проблема обретения им самого себя, осознания своей сущности и места в мире, социально-антропологической целостности.

Данное проблемное поле обозначает себя, с одной стороны, в контексте социотехнических исследований, где на первый план выходит вопрос со-бытия человека с миром артефактов как результатом творческой преобразовательной деятельности. Осмысление технического артефакта как проекции бытия человека на окружающую действительность заставляет его по-новому осознать собственные жизненные реалии. С другой стороны, сейчас можно говорить об обретающем всё больший размах процессе становления глобальных коммуникационных систем, в связи с чем особую актуальность обретает пространственно-структурное осмысление, т.н. «средовый» подход. Современную эпоху часто обозначают как «эпоху пространства», от которого неотделима жизнедеятельность человека. Соответственно одной из актуальных тем социально-философского анализа является разработка понятия «жизненного пространства» человека в её соотнесении с проблемой феномена техники.

Постановка в центр рассмотрения технического артефакта в настоящий момент обусловлена реалиями техногенной цивилизации, глобальными проблемами, замыкающимися на вопросе коэволюции техники и человека, искусственного и природного. Социокультурный аспект техники является в настоящее время одним из наиболее актуальных ракурсов её исследования. Вместе с тем в рамках социально-философского осмысления техники можно обозначить проблемное поле, связанное с невозможностью разрешить глобальные проблемы в рамках традиционных антитез «техницизм - антитехницизм», «экстернализм - интернализм», «сциентизм - гуманизм». В исследованиях последних лет всё ярче обозначается тенденция к анализу отдельного технического артефакта в его отрыве от сферы искусственного в целом, исследованию его специфики, самобытности, соотношению с естественными феноменами, изучаемыми наукой. Результаты этих исследований, пока весьма малочисленных, представляются одним из наиболее плодотворных ракурсов современной философской мысли. Это свидетельствует о том, что как искусственное, так и знание об искусственном вышли в настоящее время на качественно новый уровень, требующий разработки новых мировоззренческих и обобщённо-методологических ориентиров.

Тематизация проблемы технического артефакта в горизонте жизненного пространства позволяет по-новому раскрыть смысловые акценты принципов человеческого существования. Стратегию его гармонизации можно считать одной из центральных проблем современности. Поиск ценностных ориентаций проектно-преобразовательной деятельности проходит в рамках мультидисциплинарного поля исследований, где многомерность исследуемых объектов требует разработки интегрального понятийно-категориального аппарата. Одной из теоретических моделей подобного уровня является «жизненное пространство», имеющее в настоящее время тенденцию к позиционированию себя в качестве основы многих социально-философских концепций. Обладая большим эвристическим потенциалом развития, он заключает в себе смыслосодержащие ориентиры, позволяющие по-новому взглянуть на технику, культуру, природу в их соотношении с человеческим бытием. Пространственный подход к исследованию социальных явлений приобретает всё большую значимость как адекватная методологическая основа, предоставляющая обширный инструментарий поиска, не задавая при этом жёстких доктринальных рамок. В данном аспекте актуальность темы обусловлена, с одной стороны, недостаточной разработанностью теоретической модели «жизненного пространства», находящейся сейчас в стадии становления, с другой стороны - некоторой бессистемностью разработки данного понятия, что обусловлено его интегральной природой. Являясь объектом изучения междисциплинарного дискурса, жизненное пространство находится в методологическом поле многих областей знания, в сфере различных ценностно-целевых ориентации. В исследованиях жизненного пространства фактически никогда не затрагивается проблематика его онтологического статуса. В каждом конкретном случае речь идёт о пространственной модели тех или иных жизненных явлений биологического, социального и ментального плана как о само собой разумеющейся данности. На данный момент не выработано общей стратегии исследования, не предпринималось попыток обобщения и систематизации данных, каждая из работ выдвигает, как правило, новую альтернативную модель, не руководствуясь принципом дополнительности. Кроме того, мало разработанной является проблема социальной динамики жизненного пространства и системно-структурной взаимосвязи его компонентов. Практически неисследованной остаётся проблема соотношения искусственного и естественного в данной сфере, которая представляется чрезвычайно важной в наши дни.

Необходимо отметить, что, несмотря на междисциплинарный характер представленного исследования, основной акцент сделан не на техническом, а на социально-философском аспекте, поскольку в центр рассмотрения поставлены общественно-исторические, культурологические, антропологические реалии. Анализ технического через его социальную сущность представляется нам наиболее оптимальным и перспективным способом исследования.

Степень разработанности проблемы. Социальные акценты современности имеет ярко обозначенную склонность к междисциплинарным дискурсам. Проблематика социально-философского характера является в наши дни практически универсальной, поскольку здесь в настоящее время в едином фокусе сходятся все сферы человеческого бытия. Тема настоящей работы, с одной стороны, находится в русле социотехнических исследований, с другой - образует определённую сферу пересечения онтологии-ческой и антропологической проблематики. Соответственно, её междисциплинарный характер инициирует привлечение достаточно широкого диапазона работ в различных областях знаний. Технический артефакт в его социально-историческом и культурно-антропологическом измерениях является в первую очередь объектом исследования философии техники. К настоящему моменту, имея за плечами полутаровековую историю, она обозначила себя как самобытная сложившаяся область философской рефлексии, со своими авторитетами и традициями. Социокультурное измерение техники исследовалось Э. Агацци, Т. Адорно, H.A. Бердяевым, A.A. Богдановым, Ж. Бодрийяром, С.Н. Булгаковым, В.И. Вернадским, JI.H. Гумилёвым, Г. Дебором, Ж. Делёзом, К. Леви-Строссом, Ж.-Ф. Лиотаром, X. Люббе, Л. Мамфордом, К. Марксом, Г. Маркузе, Дж. Мартином, К. Митчемом, Э. Мунье, X. Ленком, X. Ортега-и-Гассетом, Г. Риккертом, Э. Тоффлером, А.Дж. Тойнби, Н. Трубецким, Л. Уайтом, П. Флоренским, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, О. Шпенглером, Ж. Эллюлем, К. Ясперсом. Широкий спектр исследований в данной области нашёл отражение в сборниках «Новая технократическая волна на Западе»(1986), «Философия техники в ФРГ» (1989).

Среди отечественных авторов, исследующих социокультурный ракурс развития техники в настоящее время, можно выделить М.А. Барыше-ва, В.П. Бондаренко, И.А. Быковского, A.A. Воронина, Б.М. Галеева, A.B. Геворкяна, Е.В. Горелову, В.Г. Горохова, М.А. Дашаева, А.Л. Дрозда, И.А.

Елистратову, A.A. Ерофеева, Е.А. Карцева, В.Н. Кимстача, Е.А. Кузнецову, В.А. Кутырёва, М.А. Маниковскую, A.B. Миронова, В.В. Миронова, С.М. Нелюбову, И.А. Николаева, Н.В. Попкову, В.М. Розина, М.А. Розова, A.B. Рыбчака, О.Б. Скородумову, B.C. Степина, О.Ю. Уклечёва, E.H. Устюгову, А.Ф. Шустова, В.А. Щурова.

Социокультурное и антропологическое измерения технического артефакта в рамках жизненного пространства в своём философском осмыслении, представлены, как это показано в работе, на современном уровне как интерференция двух традиций - инженерной и гуманитарной, т.е. собственно философской мысли. Взаимодействие этих двух тенденций реализуется подчас в рамках принципиально разнонаправленных ценностно-целевых ориентиров. Таким образом, технический артефакт, являясь объектом трансдисциплинарного научного взаимодействия, всё чаще попадает в поле зрения самого разнообразного диапазона исследований. Технический артефакт как объект культурологического анализа представлен в работах В.В. Белякова, И.А. Быковского, Б.М. Галеева, Е.Г. Зинкова, J1.M. Косаревой, Б.И. Кудрина, Дж. Робертса, О.В. Романова, К.И. Ромашкина,

A.Ш. Садриева, Э. Цайдлера. Тенденция анализа технического артефакта \ как элемента хозяйственной деятельности человека, впервые затронутая в трудах С.Н. Булгакова и H.A. Бердяева, в настоящее время разрабатывается в рамках «философии хозяйства» (Д.Ю. Миропольский, Ю.М. Осипов,

B.В. Сорокожердьев, Н.Б. Шулевский). Применительно к социально-географической проблематике технические артефакты исследуются в теории социокультурных систем (Г.А. Гольц, Н.В. Николаенко, С.А. Тархов).

Большое значение в рамках социально-философского анализа технического артефакта имеет, на наш взгляд, проблема соотношения техники и культуры, обретающая новые горизонты осмысления в контексте пространственно-структурного подхода. Данный тематический план нашёл отражение в работах Э.В. Барковой, В. Беньямина, А.Н. Быстровой, A.A.

Воронина, Б.М. Галеева, В.А. Кутырёва, М.А. Маниковской, В.В. Миронова, И.А. Негодаева, A.A. Оганова, Н.Б. Паршиной, Н.В. Попковой, Дж. Робертса, П.А. Сорокина, В.А. Сулимова, Э. Тоффлера, И.В. Черниковой, А.Ф. Шустова.

Понятие «жизненного пространства», так же, как и технического артефакта, является интегральным и многоаспектным: в этом проявляется их соотносимость и плодотворность совместного анализа. Отражаясь через призму самых различных теорий и областей знания, осуществляется поиск оптимальных путей развития человечества как на глобальном, так и на социальном, и на личностно-индивидуальном уровнях. Введённое в научный оборот более века назад немецкими мыслителями Ф. Ратцелем и К. Хаус-хофером, оно получило свою дальнейшую разработку в социальной философии, антропологии, культурологии, психологии, геополитике и т.д. Наиболее ярким его приложением к философской мысли является разработка Э. Гуссерлем понятия «жизненный мир» как сферы донаучной жизни с её хаосом неупорядоченных умосозерцаний и предвосхищений, «глухой скрытой атмосферы» основополагающих ценностей, горизонта всех смыслов и возможностей сознания. Данная тенденция осмысления нашла отражение в работах М.Хайдеггера, явившегося во многих отношениях продолжателем традиций Э. Гуссерля. В настоящее время обозначился резко возросший интерес к феноменологическому подходу, что инициировало появление круга работ, исследующих проблему технизации в контексте «жизненного мира» (X. Блюменберг, Н.В. Мотрошилова и др.)

Понятие «жизненного пространства» в различных его аспектах исследовалось H.A. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Ж. Дорстом, Г. Зиммелем, К.Лоренцем, Р. Томом; социальная пространственность человеческого бытия представлена в работах П. Бурдье, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, Р. Мюнха, П.А. Сорокина. Проблематика пространственной оценки мира и человека, социокультурной обусловленности категорий пространства и времени затрагивалась в трудах Ж. Бодрийяра, В.И. Вернадского, JT.H. Гумилёва, Г. Дебора, Ж. Делёза, К. Леви-Стросса, К. Лоренца, А. Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, М. Фуко, О. Шпенглера, М. Элиаде.

В рамках современных отечественных исследований «жизненного пространства» можно выделить работы Е.Б. Мироновой, Е.В. Листвиной, В.Д. Панкова, М.О. Орлова, Э.А. Орловой, П.А. Писачкина, Н.В. Пушкарё-вой, О.Ф. Филимоновой, К.Е. Холина, М.И. Черноушека. Итогом совместной работы, объединившей результаты многих исследований в данном направлении, являются сборники «Жизненное пространство человека и общества» (Саратов, 1996 г.), «Личность в пространстве России» (Саратов, 2000). Традиционный для русской мысли космологический дискурс жизненного пространства, инициированный на рубеже XIX-XX веков Н.Ф. Фёдоровым и В.И. Вернадским, по-прежнему актуален для современной российской действительности. Социально-географические и экологические его аспекты разрабатываются И.Л. Андреевым, A.C. Ахиезером, Р.К. Баландиным, И.А. Елистратовой, В.В. Сорокожердьевым, культурологические - Э.В. Барковой, Л.А. Бирало, Д.Н. Замятиным, Е.Г. Зинковым, В.В. Мироновым, В.Б. Устьянцевым, социально-философские - В.Г. Белоли-пецким, В.Г. Виноградским, B.C. Даниловой, Е.В. Листвиной, Л.Ю. Одни-ноковой, Ю.В. Олейниковым, М.О. Орловым, Ю.М. Осиповым, A.A. По-гребняком, O.A. Пикаловой, М.А. Розовым, М.А. Румянцевым, О.Д. Симо-ненко.

Большое значение для раскрытия и структурного анализа «жизненного пространства» имеет, на наш взгляд, его эстетическая составляющая. Её прикладные аспекты исследовались В.И. Еленским, Л.А. Зеленовым, И.Е. Линевич, М.И. Черноушеком. И.Е. Линевич в данном контексте предложена альтернативная категория - «жизненная среда».

Объектом исследования является технический артефакт как конститутивный элемент жизненного пространства, в качестве предмета исследования выступают экспликации технического артефакта в различных измерениях жизненного пространства.

Теоретико-методологическая база исследования. Современная социально-философская проблематика нацелена на исследование динамичных сложных моделей, характеризующихся быстро меняющимися системами взаимосвязей. Учитывая комплексный интегральный характер заданной темы, её раскрытие лежит в методологическом поле междисциплинарных исследований. Социально-философский анализ технического артефакта представлен как интерференция двух тенденций осмысления: гуманитарной и инженерной. В данном контексте важен в первую очередь принцип дополнительности, позволяющий полноценно раскрыть многоаспект-ность объекта социально-философского анализа. Отсутствие концептуальной целостности теоретической модели жизненного пространства диктует необходимость применения комплексной методологии: обобщение, сопоставление, систематизация, классификация и т.д.

Характер и структура изложения материала нацелены на соблюдение гармоничного соотношения исторического и логического, поскольку определение соотношений и взаимосвязи понятий с необходимостью базируются на изучении становления предмета исследования, его реального исторического развития, не охватываемого целиком понятийно-категориальным анализом.

Теоретическими основами данной работы являются, главным образом, современные отечественные концепции социально-философского плана и ряд разработок в смежных областях исследований (философия хозяйства, философия техники, социология, культурология, антропология и др.) Также анализируются идеи и положения современной футурологии, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.

В качестве исходной модели принимается схема анализа жизненного пространства, предложенная А. Лефевром, выделявшим три уровня: прои странственно-предметный, социальный и ментальный. Данная модель получила широкое распространение в отечественных исследованиях последних лет.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является социально-философский анализ технического артефакта как части и функции бытия человека в мире, выявление его целевых и смыслообра-зующих доминант в сфере жизненного пространства современного человека, определение перспектив расширения его проблемного поля и эвристического потенциала дальнейших исследований. Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

• исследование технического артефакта как объекта социально-философского анализа, выявление сферы социально-философских исследований техники применительно к анализу жизненного пространства человека;

• изучение теоретической модели жизненного пространства в контексте соотношения естественного и искусственного;

• определение границ проблемного поля технического артефакта в рамках жизненного пространства;

• анализ техники и культуры в их соотношении как артефактов жизненного пространства, выявление их экспликаций в свете пространственно-структурного подхода к решению социально-философских проблем;

• анализ места, роли и функции технического артефакта в социальном измерении жизненного пространства;

• анализ места, роли и функции технического артефакта в ментальном измерении жизненного пространства;

• выявление взаимосвязи экспликаций технического артефакта на различных уровнях жизненного пространства современного человека, определение основных тенденций их дальнейшего развития.

Научная новизна исследования определяется выбором предмета исследования, включением в оборот новых источников и точек зрения и полученными результатами:

• впервые представлен анализ технического артефакта как конституирующего элемента жизненного пространства человека на всех его уровнях;

• впервые представлен комплексный анализ функциональных и нефункциональных аспектов технического артефакта в сфере жизненного пространства;

• разработан авторский вариант теоретической модели «жизненного пространства»;

• выявлены онтологические и гносеологические предпосылки становления концепта «жизненного пространства»;

• уточнены социально-философские аспекты технико-технологической демаркации применительно к анализу жизненного пространства человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

• технический артефакт является важной системообразующей и смысловой доминантой жизненного пространства человека;

• «жизненное пространство» является онтологически неоднородным системно-структурным образованием;

• предметно-физическое, социальное и ментальное измерения жизненного пространства образуют взаимозависимую многоуровневую систему связей и отношений;

• пространственно-структурный подход является наиболее адекватной методологической основой исследования социотехнической проблематики;

• место, роль и функции технического артефакта в системе жизненного пространства человека детерминировано типом цивилизационно-го развития.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные в ходе исследования идеи и выводы могут быть использованы в исследовательской, преподавательской и экспертной деятельности.

Теоретическая значимость определяется отражённым в работе подходом к анализу социотехнической проблематики. Предлагается новый вариант целостного осмысления феномена жизненного пространства в контексте соотношения естественного и искусственного. В ходе проведённого исследования обобщен и систематизирован значительный объём концептуально разрозненных работ в различных областях знаний.

Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе междисциплинарных исследований различного уровня, в качестве методологической основы реализации ряда технических проектов, при разработке социальных программ. Ряд результатов, обобщений и выводов может быть реализован в преподавательской деятельности при разработке дисциплин по социальной философии, социологии, антропологии, философии науки и техники, истории науки и техники, концепциям современного естествознания.

Апробация материалов исследования. Результаты исследования излагались автором на международной научно-технической конференции «Проектирование, испытания, эксплуатация транспортных машин и транс-портно-технологических комплексов» (Н.Новгород, 2005), международной научной конференции «Дни науки» (Днепропетровск, 2006), международных научно-практических конференциях «Будущее технической науки» (Н.Новгород, 2005, 2006, 2007), на межрегиональной научно-практической конференции «Культура, технология, цивилизация: региональные аспекты взаимодействия» (Дзержинск, 2007). Основное содержание диссертации изложено в 12 научных публикациях общим объёмом 4 п.л.

Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объём работы - 151 страница, из них 136 страниц составляют текст диссертации и 15 страниц - библиографический список -250 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Казакова, Валерия Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технический артефакт как объект социально-философского анализа представляет собой чрезвычайно перспективную область исследований. Находясь на пересечении онтологической и антропологической проблематики, он обретает особую значимость в условиях современного обострения проблематики человеческого существования.

Современные процессы глобализации, становление единого коммуникационного пространства, инициируя определённый «антропологический поворот» в интерпретации технического артефакта, открывают новые возможности осмысления техники через призму пространственно-структурного подхода. В наши дни искусственное вообще и техническое в частности всё чаще интерпретируется пространственными и временными образами. Техника в рамках современного мироосмысления сама становится неким подобием окружающей среды, формируя понятия «техносферы», «техноценоза», «техно-топа» и т.д. Данные пространственно-временные образы раскрывают своё смысловое содержание через соотнесение с проблематикой человеческого существования. Одной из наиболее перспективных теоретических моделей такого плана является концепт «жизненного пространства».

Исследование внутренней архитектоники жизненного пространства позволяет констатировать его онтологическую неоднородность и выявить ряд уровней, каждый из которых можно рассматривать как определённый способ включённости человека в реальность и отдельное проблемное поле анализа. Сама постановка проблемы жизненного пространства исходит из противопоставления естественного и искусственного, что позволяет рассматривать в качестве ключевого вопрос о роли и месте технического в сфере жизненных реалий человека. Технический артефакт как результат творческой преобразовательной деятельности человека может быть представлен как конституирующий элемент, позволяющий представить различные сферы жизненного пространства в рамках целостного подхода.

Становление теоретической модели «жизненного пространства на протяжении прошедшего столетия может быть обозначено как своего рода стратегия гармонизации человеческого бытия как на глобальном, так и на социальном, и на личностно-индивидуальном уровнях. Сопоставительный анализ различных моделей и интерпретаций жизненного пространства позволяет обозначить проблему соотношения естественного и искусственного в качестве одного из существенных связующих элементов этого дискурса. Проблематика искусственного органически связана с вопросом об установлении границ, о порядке, об организованности пространства, где речь идёт о суперпозиции рационального и иррационального, применительно к человеку - адаптивного и креативного. Это задаёт определённым образом тот интеллектуальный потенциал напряжения, который коррелирует с проблематикой социально-философских исследований техники, что и делает её анализ весьма перспективным в контексте жизненного пространства.

Проблемное поле технического артефакта в рамках жизненного пространства обозначается на всех его уровнях: предметно-физическом, социальном и ментальном. В современных условиях чрезвычайно актуальной становится проблема соотнесения технического с другими формами искусственного, поскольку семантический диапазон последнего имеет тенденцию к расширению: к искусственному в наши дни стали относить и человека, и социальное. Одной из важнейших проблем, связанных с гармонизацией человеческого бытия в наши дни, является, в частности, вопрос адекватного соотнесения и взаимодействия культуры и техники. Взаимосвязь технического и культурного на современном этапе позволяет рассматривать их скорее в контексте взаимообусловленности, нежели в рамках отождествления или противопоставления. Являясь частью искусственной сферы, и техника, и культура есть составляющие творческого порыва, преобразующего жизненное пространство на всех его уровнях. Техническое может быть рассмотрено как часть человеческой практики, связанной с циркуляцией вещей в жизненном пространстве, в то время как культура - часть практики, связанной с циркуляцией смыслов. Деформация жизненного пространства, являющаяся следствием биологической несамодостаточности человека и колоссального переизбытка психической энергии, представляет и техническое, и культурное как взаимодетерминированные элементы дискурса границы, что представлено в чрезвычайно широком диапазоне исследований - от трудов по геополитике до современных постмодернистских исканий. Миграция технических артефактов и культурных ценностей выявляет единство механизмов их распространения и адаптации в сфере жизненного пространства. В плане социального интересно отметить, что само его понятие трансформируется в зависимости от объекта анализа: техническое и техногенез сопоставляется с социокультурным, в то время как культурное, как правило, с социотехническим. Подчёркивая феномен многомерности социального, этот аспект вместе с тем выявляет конвергенцию феноменов техники и культуры, выступающих в качестве равноправных составляющих социокультурных миров. И техническое, и культурное могут быть рассмотрены через призму коммуникативного акта, инициируя при этом единое проблемное поле анализа.

На экзистенциально-антропологическом уровне техника и культура -«производство избыточного». На рубеже ХХ-ХХ1 веков остро встаёт проблема этой переизбыточности, прежде всего - переизбыточности жизненного пространства современного человека. Постоянное «уплотнение» мира вещей и мира идей, дисгармония их со-бытия ставит проблему места человека в этом мире, его антропологической целостности. Явления электронной культуры, сетевого искусства, гуманитарных технологий позволяют говорить о конвергенции технического и культурного, в чём можно видеть не только тревожные симптомы современных реалий, но и сферу расширения человеческих возможностей, заполнения определённого экзистенциального вакуума. Нельзя не отметить, что в рамках того же пространственно-структурного подхода поводом к традиционному противопоставлению технического и культурного могут служить антитезы, с одной стороны, ускорения и замедления жизненных ритмов в результате их воздействия на пространственную бытийственность человека, с другой стороны - унификации и ориентации на качественную разнородность. Происходящие в технике и культуре процессы в действительности имеют разную скорость протекания. Это прослеживается на всех уровнях - предметно-пространственном, социальном, ментальном, причём в последней области это инициирует формирование смыслосодержа-щих ценностно-целевых ориентиров. Вместе с тем на фоне современных гло-бализационных процессов, с учётом становления коммуникационного пространства можно отметить, что и техника, и культура становятся едиными «человекомерными системами», позволяющими рассмотреть их в едином контексте социально-философского анализа.

Существенным моментом является уточнение ставшей традиционной для социотехнического исследования технико-технологической демаркации. Принимая во внимание коммуникативную природу артефакта, в первую очередь разделяют его как онтологическую и праксеологическую составляющие, поскольку для технологий коммуникация - естественная и необходимая черта, в то время как для техники это носит, как правило, случайный характер. Признавая целесообразность подобной демаркации для социально-философского анализа техники в целом, необходимо отметить, что в плане анализа жизненного пространства человека она нуждается в существенных уточнениях. Нам представляется целесообразным выделить функциональные и нефункциональные составляющие технического артефакта, соотнеся их с социальным и ментальным измерением жизненного пространства соответственно. Нефункциональные компоненты артефактов составляют предмет анализа эстетического и этического дискурсов постмодерна и в свете современных реалий представляют собой достаточно перспективную область исследований.

Анализ, проведённый на основе как футурологических концепций, так и широкого привлечения социально-географических и социотехнических исследований позволяет провести чёткое соотнесение между функционированием технического артефакта в социальном пространстве и типом цивилиза-ционного развития. На аграрной стадии преобладает адаптивная составляющая творческой технической деятельности, индустриальная отражает креативное начало, постиндустриальность, при всей дискуссионности этого понятия, характеризуется смешанной природой - и вместе с тем является адаптацией нового уровня - здесь человек приспосабливается уже не к естественному, а к искусственному. Функционирование технического артефакта в системе жизненного пространства человека замыкается на определённый тип мышления, соотносимый с характером развития цивилизации, с восприятием пространственно-временного континуума.

На основе комплексного анализа социально-философских исследований предложено выделить три уровня жизненного пространства человека: предметно-пространственный, социальный и ментальный. Каждый из этих уровней, будучи исследован с учётом своей специфики, представляет собой определённую протяжённую структурную целостность, характеризующуюся взаимосвязанностью элементов, их координацией и определёнными границами. Это позволяет применить к ним пространственно-средовый поход, который, в свою очередь, все чаще интерпретируются современные социальные трансформации технического. Различные модели архитектоники и динамики жизненного пространства, предлагаемые современными исследованиями «саратовской школы» так или иначе обозначаются в контексте этих трёх составляющих, в соответствии с заданным объектом исследования. Нам представляется целесообразным рассматривать «жизненное пространство» как наиболее общее понятие, охватывающее всю сферу жизненных человеческих реалий, обозначая три рассмотренных выше аспекта как соответствующие его измерения. На наш взгляд, они представляют собой три качественно различных образа пространственное™, характеризующихся определёнными формами мерности и соотнесением с жизненными процессами. Эти «пространственное™» взаимосвязаны и взаимозависимы, соотносимы определённым образом с жизненными реалиями человека и характеризуются определённым типом его «включённости» в реальность. Кроме того, они отражают основные векторы обострения проблематики человеческого существования на современном уровне развития.

Специфика приведённых измерений жизненного пространства далека от того, чтобы трактовать их в классической трёхмерной схеме; несмотря на многочисленные попытки такого анализа, это свидетельствует об изначальной узости и некоторой ограниченности подхода, делаемом в ущерб наглядности и видимой простоте. Тем не менее, по отношению каждого из выделенных уровней жизненного пространства допустимо применение понятий «граница», «расширение», «сжатие», «унификация». Подобная терминология получила широкое распространение как в широком диапазоне современных исследований, так и в классических работах по социальной философии.

Технический артефакт при этом можно обозначить как своего рода конституирующий элемент, связующее звено, представленное определённым образом на качественно различных уровнях пространственное™ человеческого бытия в мире. По отношению к предметно-физическому, географическому пространству технический артефакт проявляет себя как «феномен по-граничья». На предметно-пространственном уровне можно говорить о пред-данном жизненном пространстве так же, как о пред-данном «жизненном мире». Стремление к его деформации, обозначенное в физико-географическом плане как сукцессия, является специфической чертой Homo sapiens. Технический артефакт выступает здесь как средство расширения границ пред-данного жизненного пространства.

Социальное измерение жизненного пространства связывает функционирование артефакта с понятием «символического, или незамечаемого насилия». Это «символическое насилие», анализируемое в различных социально-философских концепциях, замыкается в конечном итоге на двух понятиях, функционирующих подчас как своего рода «концепты» бытийственности артефакта в жизненном пространстве - «мобильность» и «власть». Вопрос пространственного дефицита интерпретирует площадь овеществлённого социального пространства» как «цели борьбы», «пространственные прибыли». Артефакт выступает здесь, с одной стороны, как средство достижения господства в присвоенном пространстве, с другой стороны - как знаково-символическая система, отражающая суть пространственного распределения власти. На социальном уровне можно говорить об унификации и сужении жизненного пространства человека под воздействием технического артефакта. Деформация пред-данного жизненного пространства, осуществляемая в процессе «производства избыточного» инициирует проблематику «переизбыточности жизненного пространства».

Если в социальном измерении жизненного пространства технический артефакт проявляет свои функциональные свойства, то на антропологическом уровне основной акцент делается на нефункциональном, т.е. в конечном итоге на иррациональном. На социальном уровне технический артефакт есть редукция уникальной ситуации к однородному смысловому полю, т.е. его унификация, которая может трактоваться как сужение жизненного пространства, в то время как в антропологическом измерении, напротив, речь идёт о его расширении. Технический артефакт составляет на данный момент часть коммуникативного опыта, вовлекающего человека в социальную реальность. Вместе с тем эта интерпретация технического как коммуникативного, перенос акцентов с функционального на нефункциональное является симптомом постепенного уменьшения значимости технического артефакта. Современное постиндустриальное общество - игра человека с человеком оставляет ему всё меньше и меньше места на всех уровнях жизненного пространства. Анализ современных жизненных реалий показывает, что из рамок трудовой и обыденной жизни устраняется не только природа, но и артефакт - как технический, так и культурный. Это устранение не означает, разумеется, физического отсутствия: речь идёт об исчерпаемости их социальной значимости. Техника и культура низводятся до уровня коммуникаций: человек остаётся наедине с собой. Перефразируя X. Ортегу-и-Гассета, можно сказать, что бытие человека перестаёт быть проблемой. «Жить - это значит изыскивать средства для осуществления себя как программы». В наши дни человек всё менее склонен к изысканию этих средств в рамках техники и культуры. Это сказывается, прежде всего, в изменении масштаба - в его резком падении как в духовной, так и в материальной сферах. Перестав быть функциональным, артефакт утратил свою суть. Пространственность и на онтологическом, и на гносеологическом уровне есть некое «испытание прочности», которого не выдерживает ни культура, ни техника.

На антропологическом уровне технический артефакт появляется как отчуждённый результат творческой деятельности, имеющий внебиологиче-скую иррациональную направленность, он может рассматриваться как «неорганическое тело человека» или как «органопроекция». Формирование жизненного пространства на онтологическом уровне исходит из проектирующего действия себя самого в окружающем мире. Технический артефакт расширяет область человеческой деятельности тем, что продолжает его тело. Таким образом, человеческое выступает как прообраз артефакта, связующего воедино онтологическую и антропологическую основы построения жизненного пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Казакова, Валерия Игоревна, 2007 год

1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци - М.: Моск. фил. фонд, 1998. - 343 с.

2. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно М.: Республика, 2000.

3. Андреев, И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999. №4. С. 54-57.

4. Акопян, К.З. Насильственное окультуривание насилия, или культурологический оксюморон // Философские науки. 2007. №1. С. 142-155.

5. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1975. Т.1. С. 5-62.

6. Арманд, А.Д. География через призму дополнительности // Вопросы философии. 2004. №4. С. 116-125.

7. Аскольдов, С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // Время и его преодоление. Мысль, 1922. №3. С. 80-83.

8. Ахиезер, A.C. Российское пространство как предмет осмысления // Отечественные записки. 2002. №6.

9. Баландин, Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. №6. С. 107-116.

10. Ю.Баркова, Э.В. К проблеме культурного пространства // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград: изд-во ВолГУ, 1999. С. 138-143.

11. Н.Барковская, A.B. Философия природы в рефлексивном пространстве пограничья // Философия и будущее цивилизаций. М.: Современные тетради, 2005. С. 693-694. ISBN 5-88289-280-5.

12. Барышев, М.А. Предмет философии техники: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / М.А. Барышев Красноярск, 2006. - 26 с.

13. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай СПб.: Axioma/Мифрил. - 336 с. ISBN 5-86457-096-7.

14. Бек, X. Сущность техники // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 172-190. ISBN 5-01-001593-5.

15. Белолипецкий, В.Г. Системное и бессистемное в российском сообществе // Философия хозяйства. 2005. №6. С. 23-30.

16. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин М.: Медиум, 1996.

17. Бердяев, H.A. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. №2. С. 148.

18. Бердяев, H.A. Дух и машина / H.A. Бердяев. Судьба России. М.: ИМА-Пресс, 1990. С.23-46. (ISBN 5-04-002029-5)

19. Бердяев, H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев М.: ИМА-Пресс, 1990. -288 С.

20. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев М.: Республика, 1994.-480 С. (ISBN 5-250-02453-Х)

21. Бирало, JI.A. Социокультурная обусловленность генезиса категорий пространства и времени: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / JI.A. Бирало Минск: БелГУ, 1985.

22. Блюменберг, X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии//Вопросы философии. 1993. №10. С. 81.

23. Богданов, A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука / A.A. Богданов-М.: Экономика, 1989. КнЛ.-ЗОЗ с. (ISBN 5-282-00538-7)

24. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр М.: Рудомино, 1999. -224 с. (ISBN 5-7380-0038-2)

25. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр М.: Доб-росвет, 2000. - 387 с. (ISBN 5-7913-0040-9)

26. Бондаренко, C.B. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / C.B. Бондаренко Ростов-на-Дону: изд-во РостГУ, 2004.

27. Бондарь, A.B. Философия технической культуры / A.B. Бондарь Хабаровск: Аспект, 1995. 158 с.

28. Бофилль, Р. Пространства для жизни / Р. Бофилль М.: Стройиздат, 1993. - 136 с. (ISBN 2-7381-0064-3)

29. Бочаров, Ю.П. Производство и пространственная организация городов / Ю.П. Бочаров, Г.И. Фильваров М.: Стройиздат, 1987. - 256 с.

30. Булавка, JI.A. Советская культура: проблема отчуждения // Философские науки. 2007. №2. С. 125-141.

31. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. Соч. в 2-х томах. Т.1 -М.: Наука, 1993.-603 с. ISBN 5-85133-005-8.

32. Булгаков, С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность / С.Н. Булгаков. Соч. в 2-х томах. Т.2. М.: Наука, 1993. С. 341-367. (ISBN 5942820-05-8)

33. Булгаков, С.Н. Догматическое обоснование культуры / С.Н. Булгаков. Соч. в 2-х томах. Т.2. М.: Наука, 1993. С. 637-643. (ISBN 5-942820-058).

34. Бурдье, П. Социальное пространство и генезис «классов» / П. Бурдье. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. С. 1448. (ISBN) 978-5-903354-05-4)

35. Бурдье, П. Физическое и социальное пространства / П. Бурдье. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. С. 49-63. (ISBN 978-5-903354-05-4)

36. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. С. 64-86. (ISBN 978-5-903354-05-4)

37. Бурдье, П. О символической власти / П. Бурдье. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. С. 87-96. (ISBN 978-5903354-05-4)

38. Быковский, И.А. Философские аспекты проблем создания искусственного интеллекта: автореферат на соискание учёной степени канд. фи-лос. наук / И.А. Быковский Саратов, 2003. - 22 с.

39. Быстрова, А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. 2004. №12. С. 24-40.

40. Вакула, И.М. Коэволюция живой природы и техники: философско-компаративный анализ / И.М. Вакула Ростов-на-Дону, 1998. - 124 с.

41. Вернадский, В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. -М.: Айрис-Пресс, 2004. 576 с. ISBN 5-8112-0320-9.

42. Виноградский, В.Г. Социальная организация пространства: философ-ско-социологический анализ / В.Г. Виноградский М.: Наука, 1988. ISBN 5-02-008006-3.

43. Волков, Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники / Г.Н. Волков М.: Наука, 1976. - 335 с.

44. Воронин, A.A. Техника как коммуникативная стратегия // Вопросы философии. 1997. №5.

45. Воронин, A.A. Периодизация истории и проблема определения техники //Вопросы философии. 2001. №8. С. 21.

46. Воронин, A.A. Социальные последствия техники // Философские исследования. 2003. №2.

47. Воронин, A.A. К проблеме генезиса технического знания // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 85-102.

48. Воронин, A.A. Миф техники / A.A. Воронин М.: Наука, 2004.

49. Воронин, A.A. Техника и мораль // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 93-101.

50. Воронин, A.A. Техника как феномен культуры: автореферат на соискание учёной степени докт. филос. наук / A.A. Воронин М.: институт философии РАН, 2005. - 53 с.

51. Гавеля, B.JI. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека / B.JI. Гавеля Волгоград: изд-во ВолГУ, 1998. - 280 с.

52. Гайденко, П.П. Время, длительность, вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.

53. Галеев, Б.М. Экспериментальное искусство: как быть со светомузыкой? // Философские науки. 2005. №9. С. 56-66.

54. Галеев, Б.М. Феномен «чуда» и новые виды искусства эпохи НТР // Философские науки. 2006. №1. С.70-80.

55. Гаранина, О.Д. Пространство духовности в техногенном мире, или можно ли технаря сделать библиофилом? // Научный вестник МИГУ-ТА. Серия «Общество, экономика, образование». М., 2001. № 44.

56. Геворкян, A.B. Роль человека в современных социотехнических условиях: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / A.B. Геворкян М., 2006. - 23 с.

57. Гегель, Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории / Г.-В.-Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 1993. 479 с. ISBN 5-02-028169-2.

58. Гетманов, И.П. Коэволюция технической и гуманитарной культур в исторической ретроспективе / И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач Научная мысль Кавказа. 2006. Спецвыпуск №2. С. 6-13.

59. Гетманов, И.П. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте «Big history» / И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач Ростов-на-Дону: изд-во ИПО РГПУ, 2006. - 144 с.

60. Глаголев, М.В. Культурные ценности в контексте современного информационного пространства: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / М.В. Глаголев М., 2004.

61. Глозман, А.Б. Техника: сущность, содержание, логика развития / А.Б. Глозман М.: МГТУ «Станкин», 2002.

62. Глозман, А.Б. Проблема взаимосвязи природы и техники в философии техники // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. №2. С. 22-38.

63. Голд, Дж. Психология и география: основы поведенческой географии / Дж. Голд, М., 1940.

64. Гольц, Г.А. Транспорт и расселение / Г.А. Гольц М.: Наука, 1982. -260 с.

65. Гольц, Г.А. О философии транспорта // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Материалы XI международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2001.

66. Горелова, Е.В. Философское осмысление проблем техногенной цивилизации // Философские науки. 2006. №9. С. 5-21.

67. Горохов, В.Г. Техническое знание в современной культуре / В.Г. Горохов, В.М. Розин М.: Наука, 1987.

68. Горохов, В.Г. Социальная оценка техники как прикладная философия техники // Человек. Наука. Цивилизация. М., 2004.

69. Горохов, В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники // Философские науки. 2006. №1. С. 28-42.

70. Горохов, В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика // Вопросы философии. 2006. №4. С. 80-96.

71. Грант, Дж. П. Философия, культура, технология // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986. С. 153-162.

72. Гумилёв, J1.H. Этногенез и биосфера земли / JI.H. Гумилёв СПб.: Азбука-Классика, 2002. - 608 с. (ISBN 5-352-00110-5)

73. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с. ISBN 5936150-17-8.

74. Гуссерль, Э. Фундаментально-феноменологическое рассуждение / Э. Гусерль. Избранные работы. М.: Издат. Дом «Территория будущего», 2005. С. 249-282. ISBN 5-7333-0177-5.

75. Давыдов, A.A. Геометрия социального пространства // СОЦИС, 1996. №8. С. 96-98.

76. Данилевский, Н. Россия и Европа // Классика геополитики. XIX век. -М.: изд-во ACT, 2003. С. 275-679.

77. Данилова, B.C. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №2. С. 50-64.

78. Дашаев, М.А. Техника как объект инженерной экологии (философский анализ): автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / М.А. Дашаев М.: РАТС при президенте РФ, 2005. - 22 с.

79. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор М.: ЛОГОЕ (Радек), 2000. -184 с. ISBN 5-8163-0008-3.

80. Делёз, Ж. Переговоры / Ж. Делёз СПб.: Наука, 2004. - 325 с. ISBN 502-0268453.

81. Делёз, Ж. Кино / Ж. Делёз М.: Ad Marginem, 2004. - 624 с. ISBN 5933210-89-7.

82. Димер, А. Техника как порождение культуры // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 163-168.

83. Дорст, Ж. До того, как умрёт природа / Ж. Дорст. М.: Прогресс, 1968.

84. Дрейфус, X. Хайдеггер о взаимосвязи нигилизма, искусства, техники и политики // Мартин Хайдеггер: сборник статей. СПб.: РХГИ, 2004. -С. 508-540. (ISBN 5-88812-155-Х)

85. Елистратова, И.А. Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / И.А. Елистратова СПб.: Балт. Гос. Техн. Ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2005. - 22 с.

86. Еленский, В.И., Штейнбах, Х.Э. Психология жизненного пространства / СПб.: Речь, 2004. 239 с. (ISBN 5-9268-0273-3)

87. Ерофеев, A.A. Технологический оптимизм как этап становления философии техники в России: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / A.A. Ерофеев СПб.: Балт. Гос. Техн. Ун-т «Воен-мех» им. Д.Ф. Устинова, 200. - 22 с.

88. Есаков, В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии / В.А. Есаков -М.: Наука, 2001.- 175 с.

89. Ефременко, Д.В. Оценка техники как философская проблема / XXI век: будущее России в философском измерении. Второй российский философский конгресс. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 1999.

90. Ефременко, Д.В. К вопросу об инструментальной роли оценки техники // Динамика техносферы: социокультурный контекст. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

91. Игнатьева, И.Ф. Антропология техники. Человек как субъект мира техники / И.Ф. Игнатьева Екатеринбург: изд-во УрГУ, 1991.

92. Имамичи, Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. 1995. №3. С. 73-82.

93. Иноземцев, B.JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие и возможные предпосылки и последствия экономической революции / B.J1. Иноземцев М.: Academia-Наука, 1999. - 703 с. ISBN 5-87444-097-6.

94. Казакова, В.И. Социально-философские и методологические аспекты развития транспортных систем // В.И. Казакова, В.В. Беляков. Известия АИН им. A.M. Прохорова. Т. 16. Н. Новгород-Москва, 2006. С. 3-11.

95. Казакова, В.И. Развитие транспортных систем глазами футурологии // Будущее технической науки. Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород: НГТУ. 2006. С. 311. ISBN

96. Казакова, В.И. Транспортная инфраструктура мегаполиса в пространстве метафизических координат // Известия АИН им. A.M. Прохорова. Т. 19. Н. Новгород-Москва, 2006. С. 3-14. ISBN 978-5-93272-417-0.

97. Казакова, В.И. Транспортные реалии современной цивилизации: культурно-антропологический подход // В.И. Казакова, В.В. Беляков. Известия АИН им. A.M. Прохорова. Т. 19. Н. Новгород-Москва, 2006. С. 136-140. ISBN 978-5-93272-417-0.

98. Казакова, В.И. Транспортная инфраструктура мегаполиса: футуроло-гический аспект // Будущее технической науки. Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород: НГТУ. 2007. С. 346. ISBN

99. Юб.Камалова, С.Ф. Техника как предмет социально-философского анализа: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / С.Ф. Камалова Казань, 2003. - 173 с.

100. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. №2. С. 52-60.

101. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс. М., 2000. ISBN 1-557-86616-3.

102. Карцев, Е.А. Постмодерн: возможна ли техногенная модернизация России? // Философия хозяйства. 2007. №1. С. 255-267.

103. ПО.Качераускас, Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии. 2005. №12. С. 129-136.

104. Ш.Каширин, В.П. Социальная природа технологии и её отражение в научном знании: автореферат на соискание учёной степени докт. филос. наук / В.П. Каширин Новосибирск, 1989. - 36 с.

105. Кимстач, В.Н. Коэволюция гуманитарной, естественнонаучной и технической культур в исторической ретроспективе: методологический аспект // Лосевские чтения: материалы научно-практической конференции. Новочеркасск, 2006. С. 33-38.

106. Кимстач, В.Н. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте универсальной истории: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / В.Н. Кимстач Ростов-на-Дону, 2006. -23 с.

107. Кириленко, Г.Г. «Мгновенная» мифология как технология жизни // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2007. №2. С. 77.

108. Козлов, Б.И. Социальная история техники: к проблеме обоснования // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. №1.

109. Козлов, Б.И. Современная техника: в поисках основания постиндустриального развития. Высокие технологии и современная цивилизация / Б.И. Козлов М.: Логос, 1999. - 140 с.

110. Короткий, C.B. Философские проблемы современной вычислительной техники: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / C.B. Короткий СПб., 2002. - 23 с.

111. Косарева, JI.M. Рождение науки Нового времени из духа культуры / JT.M. Косарева-М.: изд-во ин-та психологии РАН, 1997. -360 с. ISBN 5-201-02249-9.

112. Кудишина, A.A. Гуманизм и антигуманизм в современной культуре // Философия и общество. 2007. №1. С. 132-144.

113. Кудрин, Б.И. Техногенная самоорганизация /Б.И. Кудрин. М.: Наука, 2004.-251 с.

114. Кузнецова, Е.А. Информационные технологии в эпоху постмодерна: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / Е.А. Кузнецова СПб.: Балт. Гос. Техн. Ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2005. - 23 с.

115. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.

116. Кусаинов, A.A. Французская «новая философия» и культура постмодерна / A.A. Кусаинов Волгоград: изд-во ВолГУ, 2003. - 164 с.

117. Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Ку-тырёв Н.Новгород: изд-во H.H., 1994. - 199 с. (ISBN 5-88022-029-Х)

118. Кутырёв, В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырёв -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с. (ISBN 5-89-826-087-0)

119. Левинас, Э. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. Время и другой СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. С. 123-244. ISBN 5-900291-05-7.

120. Леви-Стросс, К. Печальные тропики / К. Леви-Стросс. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 576 с. (ISBN 5-237-00160-2)

121. Ленк, X. Размышления о современной технике / X. Ленк М.: Аспект-Пресс, 1996. - 183 с. (ISBN 5-7567-0052-8)

122. Лермонотов, М.Ю. Информационные технологии и сфера социокультурного управления // Философия и общество. 2006. №7. С. 122-136.

123. Либера, А. де. Средневековое мышление / А. де Либера. М.: Прак-сис, 2004. - 368 с. ISBN 5-901574-34-6.

124. Линевич, И.Е. Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / И.Е. Линевич Н. Новгород: НГАСУ, 2004.

125. Лиотар, Ж. Ф. Заметки о смыслах «пост» / Иностранная литература. 1994. №1. С. 58.

126. Листвина, Е.В., Орлов, М.О. Жизненное пространство цивилизаций // Философия и общество. 2007. №1. С. 174-189.

127. Лиотар, Ж.Ф. Anima minima / Ж. Рансьер. Эстетическое бессознательное.

128. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. С. 360. ISBN 5-250-02644-3.

129. Макиндер, Х.Дж. Географическая ось истории // Классика геополитики. XX век. -М: изд-во ACT, 2003. С. 7-30.

130. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / М.: Логос, 2001. 408 с. ISBN 5-8163-0015-6.

131. Маниковская, М.А. Техническое воспроизведение художественных творений: философско-антропологические смыслы // Философия и общество. 2007. №1. С. 158-174.

132. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.46, ч.2. С. 5-612.

133. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе М.: Наука, 1994. - 368 с.

134. Мартин, Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 371-391.

135. Межуев, В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. М.: Академический проект, Ектерин-бург: Деловая книга, 2005. С. 311 -315.

136. Миронов, A.B. Техноэтика: ответ на актуальные проблемы перехода к устойчиовму развитию // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №3. С. 3-14.

137. Миронов, A.B. Наука, техника, технологии: техноэтический аспект // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. №1. С. 26-41.

138. Миронов, В.В. Информационное пространство: вызов культуре // Информационное общество. 2005. №1. С. 14-18.

139. Миронов, В.В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. №4. С. 34-48.

140. Миронова, Е.Б. Жизненное пространство человека: социальные проблемы понимания: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / Е.Б. Миронова М., 2003. - 24 с.

141. Миропольский, Д.Ю. Мировая иерархия и сценарии глобализации // Философия хозяйства. 2004. №4. С. 154-162.

142. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем М.: Аспект-Пресс, 1995.

143. Мотрошилова, Н.В. Эдмунд Гуссерль: на пути «жизненного мира» (20-е годы XX века) // Философские науки. 2007. №1. С. 69-80.

144. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье М.: Республика, 1999. -559 с.

145. Мэмфорд, JT. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 225-239.

146. Мюнх, Р. Социальная интеграция в открытых пространствах // Философские науки. 2004. №2. С. 30-58.

147. Негодаев, И.А. Наука и техника как социальные явления / И.А. Него-даев Ростов-на-Дону, 1973.

148. Негодаев, И.А. Научно-техническая революция и культура / И.А. Негодаев Ростов-на-Дону, 1985.

149. Нелюбова, С.М. Философский анализ влияния техник и технологии на экономическую сферу: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / С.М. Нелюбова М., 2004. - 24 с.

150. Нефедова, Т. Города как организаторы сельской местности // Наука в России. 2006. №4. С. 29-34.

151. Николаев, И.А. Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / И.А. Николаев Саратов, 2004. - 23 с.

152. Николаенко, Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социокультурного освоения территорий: автореферат на соискание учёной степени докт. геогр. наук / Д.В. Николаенко СПб.: СпбГУ, 1999.-43 с.

153. Николаенко, Д.В. Социокультурные миры // Константы: альманах социальных исследований. СПб.: Изд-во СпбГУ. 1998-1999.

154. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2003. №12. С. 3-52.

155. Оганов, A.A. Современная проблематика философии культуры // Философия и общество. 2007. №2. С. 99-118.

156. Олейников, Ю.В. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю.В. Олейников, A.A. Огосов М.: Институт философии РАН, 1999. -210с.

157. Онтология и гносеология технической реальности / М., 1998. - 201 с.

158. Орлов, Ю.И. О способе коммуникационной и транспортной связи во Вселенной // История науки и техники. 2004. №1. С. 38-42.

159. Орлова, Э.Л. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.Л. Орлова-М.: Наука, 1994.

160. Ортега-и-Гассет, X. Размышления о технике / X. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.: Наука, 1997. С. 164-232.

161. Ортега-и-Гассет, X. Запах культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Алгоритм, 2006.-384 с.

162. Осипов, Ю.М. Хозяйственное пространство // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 151-155. (ISBN 5-88010-200-9)

163. Осипов, Ю.М. Хозяйственное время // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 159-176. (ISBN 5-88010-200-9).

164. Панков, В.Д. Пространственность человеческого бытия / В.Д. Панков Тамбов: изд-во ТамГУ, 1996.

165. Паршина, Н.Б. Культура постмодерна в философском дикурсе: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / Н.Б. : автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / Паршина -Волгоград, 2006.

166. Пикалова, O.A. Формирование социального пространства в концепции географического детерминизма // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 65-67.

167. Писачкин, B.JI. Социология жизненного пространства / B.J1. Писач-кин Саранск: изд-во МорГУ, 1997.

168. Платон. Диалоги / Платон М.: Мысль, 2000. - 607 с. ISBN 5-24400891-9.

169. Погребняк, A.A. Время экономическое // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 159-176.

170. Подорога, В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. / В.А. Подорога М.: Наука, 1993.-320 с.

171. Подорога, В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры в философии / В.А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1992. - 245 с.

172. Покатаев, Л.И. Техникознание: методология и социокультурный аспект / Л.И. Покатаев Саратов: изд-во СарГУ, 1990. - 160 с.

173. Попкова, Н.В. Основное противоречие техносферы // Философия и общество. 2005. №3. С. 121-136.

174. Попкова, Н.В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. №1. С. 96-106.

175. Попов, В.Г. Технократическая идеология XX века // Философия науки. 2003. №5. С. 29-43.

176. Попов, Е.В. Спор о технике и его значение для культуры XX века // Введение в культурологию. М., 1996. С. 53-59.

177. Пушкарёва, Н.В. Социальная динамика жизненного пространства человека: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / Н.В. Пушкарёва Саратов: СарГУ, 2004. - 22 с.

178. Пырин, А.Г. Природная среда как социально-философское понятие // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. №5. С. 59-68.

179. Ратцель, Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землевладение / Ф. Рат-цель. СПб., 1905.

180. Ратцель, Ф. Народоведение (антропогеография) // Классика геополитики. XIX век. -М.: изд-во ACT, 2003. С. 53-182.

181. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-413 с.

182. Роберте, Дж. Крах модернизации: глобализация и культура // Вопросы культурологии. 2006. №4. С. 30-32.

183. Розов, М.А., Одинокова, Л.Ю. Общественно-территориальные системы как системы с рефлексией // Вторые сократические чтения по географии. М.: изд-во У РАО, 2001.

184. Розин, В.М. Диалог технария и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философия науки. 2004. №9. С. 104-118.

185. Розин, В.М. Техника и социальность // Вопросы философии. 2005. №5. С. 95-107.

186. Романов, О.В. Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета: генезис и синтез фундаментальных идей: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. нау к / О.В. Романов Иваново. 2003.

187. Ромашкин, К.И. Инженерная деятельность в социокультурном контексте: социально-философский анализ: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / К.И. Ромашкин Тула, 2004.

188. Ростова, H.H. Тоска по трансцендентному как призыв к творчеству // Философия хозяйства. 2006. №4. С. 210-216.

189. Румянцев, М.А. Целеполагание в координатах философии хозяйства // Философия хозяйства. 2006. №2. С. 61-68.

190. Рыбчак, A.B. Социально-технологические аспекты перехода к постиндустриальному обществу: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / A.B. Рыбчак СПб.: РГБ ОД, 2005. - 24 с.

191. Садриев, А.Ш. Компьютерные технологии и виртуальная реальность: опыт философского анализа: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / А.Ш. Садриев. Набережные челны. 2005.

192. Селиванов, А.И. Метафизика в культурологическом измерении // Вопросы философии. 2006. №3. С. 49-63.

193. Сидорова, В.В., Твердислав, В.А. Самоорганизация в социальных системах: физико-химические и биоэкологические аналогии // Философия хозяйства. 2003. №3. С. 199-212.

194. Симоненко, О.Д. Сотворение техносферы: проблемы осмысления истории техники / О.Д. Симоненко. М.: SvR-Аргус, 1994. - 112 с.

195. Сколимовски, X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 240249.

196. Скородумова, О.Б. Виртуальная личность и свобода (к проблеме социокультурных истоков понимания свободы в Интернете) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №2. С. 75-96.

197. Сорокин, П.А. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: изд-во полит. Лит-ры, 1992. С. 297-424.

198. Сорокин, П.А. Кризис нашего времени / П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: изд-во полит. Лит-ры, 1992. С. 427-504.

199. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин. СПб.: изд-во РХГИ, 2000. - 1056 с.

200. Сорокожердьев, В.В. Возможности территориального развития в эпоху глобализации // Философия хозяйства. 2004. №4. С. 166-172.

201. Ставничий, Ю.А. Транспортные системы городов / Ю.А. Ставничий -М.: Стройиздат, 1990. 224 с.

202. Сулимов, В.А., Фадеева, И.Е. Коммуникативное пространство современной культуры: знаки и символы // Философские науки. 2004. №4. С. 28-42.

203. Таратута, Е.Е. Виртуальная реальность // Философия хозяйства. 2005.4.5. С. 390-402. (ISBN 5-88010-200-9)

204. Тархов, С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей: методы анализа топологических закономерностей / С.А. Тархов М.: ИГ АН, 1989.- 158 с.

205. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби М.: Айрис-Пресс, 2002. - 640 с.

206. Тойнби, А. Дж. Пережитое. Мои встречи / А.Дж. Тойнби. М.: Айрис-Пресс, 2003. - 672 с.

207. Том, Р. Структурная устойчивость и морфогенез / Р. Том. М.: Логос, 2002.

208. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер СПб., 1997. - 464 с. (ISBN 586617-004-3)

209. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: изд-во ACT, 2002. - 776 с.

210. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: изд-во ACT, 2004. - 668 с. (ISBN 5-17004183-7).

211. Тоффлер, Э. Война и антивойна. Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: изд-во ACT, Транзиткнига, 2005. - 412 с. (ISBN 5-17-028463-2).

212. Трубецкой, Н. Европа и человечество // Классика геополитики. XX век. М.: изд-во ACT, 2003. С. 33-105.

213. Трубецкой, Н. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики. XX век. М.: изд-во ACT, 2003. С. 144-226.

214. Уайт, JI. Энергия и эволюция культуры / J1. Уайт. М.: Республика, 1997. -373 с.

215. Уклечёв, О.Ю. Техника и технология как инструменты социального преобразования: автореферат на соискание учёной степени канд. фи-лос. наук / О.Ю. Уклечёв Калуга. 2006. - 23 с.

216. Уклечёв, О.Ю. О некоторых социально значимых аспектах в технологическом развитии // Философия в современном мире: сборник трудов. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 49-53.

217. Ульянов, A.B. Бытие и функции инженерной деятельности: автореферат на соискание учёной степени канд. филос. наук / A.B. Ульянов. -Саратов, 2005.

218. Урбанизация и формирование социокультурного пространства / под ред. Г.Э. Санко. -М.: Наука, 1999.

219. Устюгова, E.H. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 55-67.

220. Устьянцев, В.Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. Саратов. 1995. С. 5-16.

221. Фёдоров, Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» //Вопросы философии. 1993. №1.

222. Филимонова, О.Ф. Человек в жизненном пространстве: поиски смысла // Жизненное пространство человека и общества. Саратов. 1995. С. 28-35.

223. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики) // П.А. Флоренский. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1990. ТЗ. -684 с. (ISBN 5-244-00241-4)

224. Франк, C.JI. Реальность и человек / C.JI. Франк. М.: Республика, 1997.-479 с.

225. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: A-cad, 1994.-408 с.

226. Фуко, М. Интеллектуалы и власть / М. Фуко. М.: Праксис, 2006. -320 с.

227. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М.: Ермак, 2005.-588 с. (ISBN 5-17-021219-4)

228. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Прогресс, 1993.-С. 221-235.

229. Хайдеггер, М. Техника и культура / М. Хайдеггер. М.: Аспект-Пресс, 1995.

230. Хайдеггер, М. Что зовётся мышлением? / М. Хайдеггер. М.: издательский дом «Территория будущего», 2006. - 320 с. (ISBN 5-91129015-4).

231. Хаусхофер, К. Границы в их геополитическом значении // Классика геополитики. XX век. М.: изд-во ACT, 2003. С. 227-598.

232. Хаусхофер, К. Статус-кво и обновление жизни / К. Хаусхофер. О геополитике. Работы разных лет. М.: Мысль, 2001. С. 353-370. (ISBN 5244-00885-4)

233. Холин, К.Е. Жизненное пространство политического лидера: социально-философский анализ: дисс. на соискание учёной степени канд. филос. наук. Саратов, 2004. - 166 с.

234. Черникова, И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №6. С. 94-103.

235. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. М.: Наука, 1989.

236. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер М.: изд-во ACT, 2000. -1376 с.

237. Шулевский, Н.Б. Философия хозяйства как мудрость века сего. (о предмете, методе и смысловом пространстве философии хозяйства) // Философия хозяйства. 2006. №2. С. 37-60.

238. Шустов, А.Ф. Техническая деятельность как социокультурный феномен: автореферат на соискание учёной степени докт. филос. наук / А.Ф. Шустов. СПб.: СпбГУ, 2000. - 35 с.

239. Щуров, В.А. Методология технических наук // Известия АИН им. A.M. Прохорова. Т. 10. М. Н.Новгород, 2005. С. 14-33.

240. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / М. Элиаде. СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.

241. Эллюль, Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе.-М.: Прогресс, 1986. С. 147-162.

242. Ясперс, К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе.-М.: Прогресс, 1986. С. 119-146.

243. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994.-527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.