Техника и человеческая экзистенция в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Гордус, Александр Михайлович

  • Гордус, Александр Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 114
Гордус, Александр Михайлович. Техника и человеческая экзистенция в современном обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Ростов-на-Дону. 2008. 114 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гордус, Александр Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТЕХНИКИ

1.1 История стайовления и основные представители 11 философии техники

1.2 Анализ техники в экзистенциальной философии

ГЛАВА 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКИ

2.1 «Технологический этос» в современных обществах

2.2 Технизация человека

2.3 Техника и экзистенция 91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Техника и человеческая экзистенция в современном обществе»

Актуальность темы исследования

Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена очевидным фактом глубочайшего и всестороннего воздействия техники на человеческое существование. Технический прогресс, открывая все новые и новые возможности и перспективы для человека, порождает в то же время новые риски и угрозы. Недаром современное высокотехнологичное общество называют "обществом риска".

Однако когда идет речь о "рисках", сопряженных с техническим прогрессом, чаще всего имеются в виду возможные техногенные катастрофы или экологические проблемы. Несомненно, все это имеет огромное значение. Но, на наш взгляд, в современных технологичных обществах возникают и другие риски - "экзистенциальные риски", связанные с глубокими экзистенциальными проблемами современного человека.

Современные технологии все глубже вторгаются во внутренний мир человека, внося в него неизбежные изменения, меняют восприятие мира и формы человеческого общения. Речь идет не только об информационных технологиях. С момента появления индустриального производства и масштабной технологизации трудового процесса, началась экспансия технического подхода к человеку. Его поведение все больше приводилось в соответствие с машинным ритмом производственного процесса. Его мышление также должно было соответствовать изменившимся формам производства. Вслед за технологизацией производства началась технологизация досуга, развлечений, в конечном итоге, сформировался "технологический этос": стиль поведения и мышления, согласно которому "технологический", функциональный подход применяется по отношению к любым формам человеческого существования.

Все меньше значения имеют те формы проявления человечности, которые не укладываются в рамки технологических процессов. Естественные формы поведения человека, например, общение с другими людьми, также подвергаются "технологизации". Человек привыкает относиться к себе "технологично": он ищет "технологии" поиска друзей, воздействия на других людей, преодоления личностных кризисов, принятия решений, даже "технологии мышления". Таким образом, человек становится сам для себя (и, естественно, для других) объектом технических манипуляций. Новейшие же технологии предлагают все более совершенные средства для подобного манипулирования. Речь идет уже не просто о внешнем подчинении дисциплинарным нормам, но о манипулировании чувствами, мыслями и желаниями людей. Наиболее тревожным выглядит тот факт, что человек, по-видимому, сам охотно становится объектом технологического воздействия, поскольку в тотальной технологизации жизни видит легкий способ решения проблем. Этот тотальный технологизм пока еще не находит достаточного отражения в современных философских дискуссиях о роли техники.

На наш взгляд, современная экспансия технологического этоса коренным образом меняет экзистенциальную ситуацию человека, порождает новые, специфические проблемы. Поэтому философский анализ этого процесса представляет собой насущную необходимость.

Степень разработанности проблемы

Философский анализ феномена техники имеет давнюю историю и в зарубежной, и отечественной философской традиции. Становление и развитие философии техники на Западе связывается с такими исследователями, как И. Бекман, Э. Капп, Э. Гартиг, А. Ридлер, Ф. Рело, Ф. Дессауэр, У. Вендт. Для проблемы нашего исследования наиболее важны работы тех авторов, которые посвящены не столько самому феномену техники, сколько её воздействию на общество, культуру и человека, здесь, прежде всего, следует назвать О. Шпенглера и JI. Мэмфорда, Ж. Эллюля, X. Ортегу-и-Гассета, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г.Маркузе, П. Сколимовски, К.Париса и др.

Большое значение для нашей работы имела "технократическая волна" западной социально-философской мысли, к наиболее ярким представителям которой можно отнести Т. Веблена, JI. Мэмфорда, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, М. Маклюэна, а также концепция информационного общества, основанная на революционном воздействии информационных технологий на современную цивилизацию (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ф.Уэбстер и др.).

Поскольку тема данного диссертационного исследования -экзистенциальные аспекты техники, постольку особую важность для нас представлял анализ феномена техники, предпринятый представителями экзистенциализма, главным образом, К.Ясперсом и М.Хайдеггером. Опираясь на результаты этого анализа, мы пытаемся в своем исследовании следовать этому направлению мысли, концентрируясь не столько на обществе, сколько на человеке и изменениях в его экзистенциальной ситуации, происходящих под воздействием техники.

В отечественной науке и философии разработкой проблем, связанных с анализом роли техники в развитии общества, воздействия технического прогресса на все сферы социальной жизни занимались многие исследователи. Еще в начале XX века философскими аспектами техники занимались П.К. Энгельмейер, с деятельностью которого можно связать зарождение философии техники в России, известные религиозные мыслители П.А.Флоренский, С.Н. Булгаков. Своеобразную роль в развитии человечества отводил технике один из наиболее ярких представителей русского космизма Н.А. Федоров. Собственно, все течение русского космизма видело в научно-техническом развитии человека продолжение природной эволюции, её закономерный этап. Обращался к проблеме техники и известный русский философ-экзистенциалист Н.А.Бердяев. Его отношение к роли техники в современном обществе, скорее, негативно.

Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в данной области знания, следует назвать: Г.М. Тавризян, Р.Ф. Абдеева, Ю.С. Мелещенко, Э.А. Араб-Оглы, А.И. Ракитова, В.Г. Афанасьева, И.А. Негодаева, С.В. Шухардина, А.Д. Урсула, B.C. Степина, Л.Ф.Кузнецову, Е.А. Шаповалова, Ю.Г. Волкова, B.C. Поликарпова, В.Г. Горохова, В.М. Розина, В.Н. Поруса, М.А. Розова, П.С. Гуревича и др.). Исследованием воздействия на общество и культуру информационных технологий занимаются Н.А. Носов, В.М. Розин, И.В. Корсунцева, А.В. Петров, В.Б. Тарасов и др. Моральными и этическими проблемами, связанными с развитием новейших технологий, занимаются А.А. Воронин, Б.Т. Юдин, П.Д.Тищенко, Ю.В. Хен .

Тем не менее, на современном этапе наблюдается все же определенный недостаток философских работ, посвященных проблемам философии техники, особенно, связанных с характером воздействия техники на личность, её поведение и мышление. В отечественной науке доминирует, скорее, изучение социальных и культурологических аспектов развития техники, но не её экзистенциальных аспектов. Именно экзистенциальным аспектам техники и посвящено данное диссертационное исследование. L

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что тотальная технологизация жизни в современных обществах способствует формированию "технологического этоса", враждебного по отношению к экзистенциальным проблемам личности, препятствующего их осознанию и решению.

Объектом исследования является технизированное современное общество как специфическая среда обитания человека.

Предметом исследования выступает влияние техники на человеческую экзистенцию.

Цели и задачи

Цель исследования заключалась в проведении анализа воздействия техники на характер существования (экзистенции) человека в современных обществах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать специфику современных обществ с точки зрения огромной роли техники в их функционировании;

- проследить основные направления философского осмысления феномена техники; проанализировать специфику анализа техники в рамках экзистенциальной философии и обосновать его особую значимость; используя концептуальный и методологический аппарат экзистенциальной философии, проанализировать воздействие техники на условия существования человека в современных обществах;

- установить, как технический способ мышления влияет на понимание сущности человека;

- проанализировать, каким образом тотальная технизация жизни соотносится с экзистенциальными проблемами и потребностями человека.

Теоретико-методологические основания исследования

Теоретической базой исследования выступает теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный, главным образом, в работах К. Ясперса, М. Хайдеггера и О. Больнова.

Исследование опирается также на теории и концепции, разработанные в рамках философии техники XX века, при этом особое значение имеет концепция JI. Мэмфорда. В работе использовались также результаты социологического анализа феномена техники (концепции технологического детерминизма, технократии), концепции информационного общества, социологический анализ экзистенциальных дилемм, с которыми сталкивается современный человек, предпринятый Э. Гидденсом.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- показана научная продуктивность экзистенциального подхода к анализу воздействия техники на существование человека в современных технизированных обществах;

- установлен факт экспансии "технологического этоса" во все сферы социальной жизни, межличностной коммуникации, внутренний мир личности;

- проведен анализ изменений, которые претерпевает представление о сущности человека под воздействием распространения технологического этоса;

-выявлены факторы, способствующие социально-культурной элиминации экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" человека в рамках технизированных социальных структур;

-показано, что специфика функционирования технизированных обществ препятствует осознанию и решению экзистенциальных проблем личности;

-установлено наличие фундаментального противоречия между логикой функционирования технической цивилизации и экзистенциальными потребностями личности.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

1) Глубокое и всестороннее влияние техники на среду обитания человека делает необходимым анализ экзистенциальных аспектов техники.

2) Прогресс технологий, являющийся характерной чертой современных обществ, вызывает распространение "технологического этоса" на все сферы социальной деятельности, межличностных отношений и на саму человеческую экзистенцию.

3) Современные общества предстают как технические системы, а человек - как их элемент, выступающий в качестве работника (homo faber), потребителя или "сырья" для технической обработки.

4) Тотальная технизация современной жизни сопровождается социально-культурной элиминацией экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования (смерть, страдание, страх, тревога и др.), как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" homo faber в рамках технизированных социальных структур;

5) Подобные условия затрудняют осознание и, соответственно, разрешение экзистенциальных проблем, реальная значимость которых возрастает и стимулирует рост многие негативных тенденций, характерных для современных обществ, в частности — рост наркомании и алкоголизма, рост психических расстройств.

6) Редуцирование экзистенциальной проблематики в культуре современных технизированных обществ позволяет констатировать радикальный разрыв между логикой развития технизированных обществ и экзистенциальными потребностями личности.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленных проблем, а также в преподавании курсов философии техники, социологии и социологии управления. Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 названий. Объем диссертации 114 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Гордус, Александр Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная цивилизация есть цивилизация средств, но не целей, и в этом её специфика. Человек располагает мощнейшим арсеналом средств воздействия на природу, общество и самого себя. Однако он оказался в парадоксальной ситуации, когда отсутствует четкое представление не только о смысле отдельной человеческой жизни, но и ориентирах развития цивилизации в целом.

В то же время, новизна ситуации заключается в том, что современная технологическая цивилизация стала первой в истории глобальной цивилизацией, охватывающей самые разные культурные традиции. И вследствие этого возникает весьма специфическая проблема. На фоне возрастающего влияния западной цивилизации, прежде всего, в области экономики и технологии, усиливается стремление представителей иных культур к отстаиванию собственной идентичности. Это нередко приобретает форму возврата к ценностям традиционного образа жизни, иногда даже форму архаизации. В результате, новейшие технологии Запада служат орудием в руках тех, кто руководствуется в своей жизни совсем другими смыслами и духовными ценностями. Можно вообразить себе господство какой-либо фундаменталистской политической клики, опирающейся на мощь современного оружия. Пользоваться технологиями может любой. Какие цели поставит перед собой подобная группировка? Что сможет противопоставить ей цивилизованный западный мир, находящийся в ситуации ценностно-смысловой неопределенности? Не покажется ли фанатичная вера в любой догмат желаемым выходом из тупика релятивизма и потребительства?

Свой вариант смыслового кризиса переживает и современная Россия, политическая и интеллектуальная элита которой любит говорить о традиционных российсктгх ценностях и особом "третьем пути" России, но при этом не может внятно сформулировать, в чем именно заключается пресловутая российская специфика. Проблема смыслов универсальна, поскольку в современных условиях даже элита тех государств, которые пытаются возрождать традиционное наследие, должна осознавать, что возврат в прошлое полностью невозможен. Нельзя отказаться от уже пройденного исторического пути, и воссоздание "закрытого общества" на основе новейших технологий может быть лишь временным (и к тому же, катастрофическим).

Дальнейшее развитие глобальной цивилизации лишь на основе автоматически осуществляющегося прогресса науки и технологии означало бы лишь наращивание и усугубление уже существующих проблем. Необходимо некое новое мировоззрение, предполагающее новый ответ на вопрос, что представляет собой человек.

Любое новое мировоззрение вырастает из ситуации экзистенциального кризиса. Специфика современной технологической цивилизации в том, что она блокирует осознание значимости экзистенциальных проблем. В этом заключается своеобразный "вызов" (если использовать терминологию А. Тойнби), перед которым она оказалась. "Вызов" пришел не со стороны природной среды, ни стороны других цивилизаций, но со стороны самой человеческой экзистенции. Выход из этой парадоксальной ситуации может быть найден только в одном — более глубоком познании человека, его внутреннего мира. Современная технологичная цивилизация фактически игнорирует этот "мир" за его функциональной ненадобностью, не вырабатывает средств "культивирования", взращивания целостного, гармоничного человека. Она предпочитает манипулировать им как человеко-единицей, как послушным функционером и грамотным потребителем, который "выбирает лучшее". т

От того, сумеет ли современный человек увидеть себя в каком-то ином качестве, несводимом к тому, чтобы быть винтиком Мегамашины, зависит направление дальнейшего цивилизационного развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гордус, Александр Михайлович, 2008 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994.

2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

3. Адорно М.? Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997

4. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989.

5. Анчишкин А.И. Наука. Техника. Экономика. М., 1989

6. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.2005

9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999

10. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

11. Бжезинский 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005

12. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

13. Вебер А. Третий или четвертый человек // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

14. Воронин А.А. Техника и мораль // Вопросы философии, 2004, №10

15. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004

16. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса // Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976.

17. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999

18. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // РЖ "Социология", 1994. Cep.ll. № 2.

19. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М, 2000.

20. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1983.

21. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

22. Гуревич П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

23. Данилин A. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2003

24. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки, 2003. №4

25. Зинченко Е., Петренко В. Постфрейдистская аналитика бессознательного и проблема субъективности. — http://identities.hl5.ru/participantstexts/zinchenko3.html

26. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977

27. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: РАГС, 1999.

28. Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха http://www. sociology.kharkov.ua/docs/Esse.htm

29. История теоретической социологии. В 4 т. М., 1998

30. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

31. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000

32. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л., 1988

33. Корнилов И. Философия техники П.К. Энгельмейера" http://www.informika.ru/text/magaz/higher/496/7-l Oral .html

34. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004

35. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. ACT, 2001 г

36. Лазарев С.С. Онтология точности и прогностичности // Вопросы философии, 2004, №1

37. Лем С. Сумма технологии. М., 2002.

38. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996

39. Луман Н. Реальность Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки, 2003. № 4

40. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.,2003.

41. Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки, 2003. № 4

42. Маколкин А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Вопросы философии,2004, № 1

43. Марков Б.В. Научное знание и прогресс цивилизации // Наука в культуре. М., 1998.

44. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,

45. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970

46. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., Мысль.

47. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г

48. Митчем К. Что такое философия техники. — М., 1995.

49. Модификация человека. Круглый стол института философии РАН и журнала "Человек" // Человек. 2006. № 5. С.52.

50. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. — М., 1991

51. Мэмфорд Л. Техника и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

52. Наука и технология. М., 1990.

53. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997

54. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

55. Новая технология и организационные структуры. М: Экономика, 1990.

56. Носов Н.А. Виртуальная философия. http://ideashistory.org.ru/pdfs/13nosov.pdf

57. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.,1997

58. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.

59. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000

60. Парис К. Техника и философия // Это человек. Антология. М., 1995.

61. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д„ 1992.

62. Поликарпов B.C., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия. Философские размышления. Ростов н/Д., Изд-во РГУ. 1991.

63. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М.,1989.

64. Порус В. Философия техники // Современная западная философия. Словарь М., 1991.

65. Порус В.Н. Наука как культура и наука как цивилизация // Наука в культуре. М., 1998.

66. Просин В.Е. Мак-Люэн Х.М. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991

67. Пушкин В.Г., Урсул А.Д, Информатика, кибернетика, интеллект: Филосовские очерки. М., 1989.

68. Райтер Г. В лабиринтах современного управления. М., Экономика, 1999.

69. Ракитов А.И. Роль науки в устойчивом развитии общества // Вестник РАН. -М., 1997. -№ 12.

70. Ракитов А.И. Заглядывая в будущее // Наука и жизнь. М., 1998. - № 12

71. Ракитов А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций (российская перспектива) // Наука в России: состояние и перспективы. М.: 1997.

72. Реале Дж., Антиеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., "Петрополис", 1994

73. Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. №3.

74. Розин В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации М.2002

75. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие для вузов. М.: 2001

76. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

77. Свирский Я.И. П.Тищенко. Био-власть в эпоху биотехнологий //Вопросы философии, 2004, №5

78. Сабо Е.Р. История промышленного переворота. Будапешт, "Корвина", 1979.

79. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

80. Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 245.

81. Стародубцева JI.B. Башня науки или "падшая премудрость" // Наука в культуре. М.,1998.

82. Степин B.C., Горохов В.Г.,. Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

83. Степин B.C., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика, 2003

84. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуретехногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994

85. Тавризян Г. М. Техника.Культура.Человек. М. 1986

86. Талбот М. Голографическая Вселенная. М., 2004

87. Тищенко П.Д. Новейшие биомедицинские технологии: философско-антропологический анализ // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М., Наука. 2004

88. Тищенко П.Л. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001.

89. Тоффлер Э. Третья волна // http://exbicio.boom.ru.

90. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., Издательство "ACT", 2001.

91. Тоффлер Э. Футурошок. СПб., Издательство "Лань". 1997.

92. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

93. Урсул А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества // Общественные науки и современность. 1995. № 2.

94. Урсул А.Д. На пути к экобезопаному устойчивому развитию цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. № 4.

95. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

96. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991

97. Филатов В.П. Наука и мир человека. М., 1990.

98. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989

99. Философия техники: история и современность. М., 1997

100. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм. М.,1993

101. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986

102. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

103. Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2006.

104. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

105. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

106. Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек, 2006, № 3

107. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981

108. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998

109. Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

110. Шпеер А. Третий Рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. М., 2005.

111. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1999

112. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1998

113. Шухардин С.В. Техника в ее историческом развитии. М., 1982

114. Эко У. Наука, технология, магия http ://www.religare .ru/article45050.htm

115. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократичсекая волна на Западе. М., 1986.

116. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. М., 1995.

117. Юдин Б.Г.- О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004, № 2

118. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

119. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

120. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.