Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна

  • Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 200
Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна. Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2000. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1.1. Социальная направленность учебного процесса.

1.2. Дифференцированное обучение в школе.

1.3. Факультатив как вспомогательная форма организации учебных занятий в начальных классах.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Технология внедрения народных традиций на факультативных занятиях.

2.2. Формы сотрудничества с учащимися на факультативных занятиях

2.3. Пути использования фольклора на факультативных занятиях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах»

Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена необходимостью пересмотра доминирующих задач педагогической деятельности. Учебно-воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа и жизненного опыта детей, оказывается недостаточно эффективной.

В принципах государственной политики Российской Федерации в области образования закрепляется «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В условиях современных экономических, социально-полити ческих и культурных преобразований в России начала XXI века одним из направлений гуманизации и демократизации образования является его регионализация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Ст. 29) субъектам Федерации передана компетенция определения и осуществления образовательной политики, разработки и реализации программ развития образования с учетом национальных и региональных особенностей; установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Проблема формирования национального самосознания, рассматриваемая в последнее время в этносоциологическом, философском, дидактическом и психологическом аспектах, нуждается в педагогическом осмыслении. Одна из важных составных частей национального самосознания - овладение национальной культурой. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что различные компоненты национальной культуры (традиции, обычаи, устное народное творчество) оказались утерянными. Все это повышает актуальность исследования.

Младшим школьникам необходимо помочь осознать достоинства той нации, которую они представляют, а на этой основе воспитывать у них гордость за принадлежность к своему народу, и в целом к своей стране. Эта важная сторона воспитания касается формирования национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа.

Развитие и использование идей, опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения получили освещение в исследованиях И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, М.Б. Гуртуевой, Я.Н. Ханбикова, И.А. Шорова и др.

Проблеме этнорегионализации учебно-воспитательного процесса посвящены исследования К.И. Бузарова, JI.H. Бушуевой, JI.J1. Супруновой, В.В. Макаева, В.К. Шаповалова.

Целенаправленное использование педагогических технологий в процессе обучения исследовали К.У. Байчоров, В.И. Боголюбов, В.К. Дьяченко, В.И. Журавлев, О Н. Канарская, М.М. Левина, В.А. Сластёнин, В.Н. Тарасюк, Н.Е. Щуркова и др.

Проблемы исследования области факультативных занятий не являются новыми. Им уделяли внимание И.Д. Зверев, О.Ф. Кабардин, М.П. Кашин, Н.А. Сорокин, Н.М. Шахмаев, JI.C. Шубина, Д.А. Эпштейн и др. В последнее время в разработку проблемы факультативного обучения наибольший вклад внесли исследования Р.Б. Вендровской, В.И. Ревякиной, А.Г. Лосевой и др.

Факультативные занятия имеют потенциальные возможности представления культурно-исторических ценностей своего народа, учитывая специфику социально-экономическою развития отдельных регионов.

Чтобы наша школа стала национальной не только по форме, но и по содержанию, надо вводить национальное содержание не только в учебные предметы, но и в содержание факультативов.

В разработке факультативов мы опирались на инноватику - новое комплексное научное направление, позволяющее любой вопрос повышения уровня обучения рассматривать обязательно на основе организационной, материально-дидактической и структурной сторон, т.е. с точки зрения технологии. Слово технология в переводе с греческого - "искусство учения". Этот путь позволяет ученику, присутствуя на уроке или факультативе, эффективнее осваивать знания за счёт включения в учебный процесс этапов и механизмов творческой деятельности, эмоциональной памяти.

Школа должна воссоздать в каждом поколении народа его философию, широкий и творческий взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, формировать тесные духовные связи с другими народами. Таким образом, повышение эффективности использования в учебно-воспитательном процессе традиций народов Карачаево-Черкесии, идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы: «Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах». Ее теоретическая и практическая значимость детерминировали поиск условий и средств, стимулирующих развитие гуманистических качеств личности учащихся начальных классов, что позволило определить проблему исследования: каково содержание и условия реализации факультативных занятий по народной педагогике в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. Решение этой проблемы составило цель исследования: определение содержания и путей использования наиболее перспективных технологий в организации факультативных занятий на основе народных традиций.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования - технология использования народных традиций на факультативных занятиях с учащимися начальных классов.

Задачи исследования. В соответствии с намеченной целью в ходе исследования решались следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы в научной литературе;

- проанализировать социокультурную и этнокультурную функцию процесса обучения;

- раскрыть содержание дифференцированного подхода, его значение, виды и формы в обучении;

- апробировать экспериментальную программу факультативных занятий в начальных классах по использованию народных традиций;

- разработать педагогические рекомендации для школ по совершенствованию технологии использования народных традиций при проведении факультативных занятий в начальных классах.

Гипотеза заключается в том, что технология использования народных традиций на факультативных занятиях может быть эффективной, если она:

- отражает социокультурную сущность учебного процесса;

- раскрывает механизм реализации этнокультурной направленности факультативных занятий в начальных классах;

- опирается на дифференцированный подход обучения на факультативе;

- этнокультурный компонент факультативных занятий является неотъемлемой частью учебно-воспитптслыюго процесса школы.

Методологической основой исследования является культурологический подход, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Он предполагает рассматривать народные традиции как ценность, которая должна широко использоваться в педагогическом процессе. Особое значение для нас имели концепция диалога культур, позволяющая интерпретировать взаимодействие участников педагогического процесса; концепция возрождения этнокультурных ценностей, личностно-ориентированный подход к развитию творческой и активной личности, организованный на принципах гуманно-демократической педагогики и психологии. В качестве методологических принципов исследования были избраны культуросообразность, диалогизм, целостность, исторический подход, создающие необходимые условия для коррекции педагогической действительности.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи о формировании качеств личности, обоснованные в педагогических трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, а также рассматриваемые в работах исследователей Ю.К. Бабанского, А С. Выготского, В.И. Горовой, В.Д. Давыдова, И.Ф. Исаева, И.Б. Котовой, Б.Ф. Лихачева, В.В. Макаева, В.А. Сластенина Е.Н. Шиянова и др.; положения о единстве теоретической, практической, общекультурной и этнорегиональной подструктурах личности (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и

ДР-)

Основные положения изучаемой проблемы нашли отражение в работах М.Ю. Айбазовой, Х.Х-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Ф.Т. Кущетеровой, JI.JI. Супруновой, К.Б. Семенова, С Б. Узденовой, 3. Якубова и др. Решение технологических проблем, позволяющее подойти к решению поставленных задач, мы находим в трудах В.И. Боголюбова, К.У. Байчорова, В.И. Журавлёва, О.Н. Канарской, В.А. Сластенина, В Н. Тарасюк, Н Е. Щурковой и др.

Для решения поставленных задач в работе использованы методы исследования: теоретический анализ философской, историко-этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, опрос, моделирование, беседа, формирующий эксперимент, метод изучения результатов деятельности. Для количественной обработки полученных данных применялся статистический метод исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определяются:

- теоретические и методические положения, технологические основы использования народных традиций в условиях факультативных занятий в начальных классах;

- возможности использования народных традиций в развитии поликультурных качеств личности младших школьников в процессе факультативных занятий;

- характеристики дифференцированного подхода на факультативных занятиях как фактора, создающего равные возможности для всех учащихся, проявляющих интерес к народным традициям;

- влияние социокультурного воздействия и взаимодействия семьи и школы на учащихся в процессе проведения факультативных занятий по народным традициям;

Практическая значимость исследования заключается в:

- разработке технологий эффективного использования народных традиций в системе факультативного обучения;

- обосновании и апробации программы проведения факультативных занятий с использованием народных традиций;

- направленности исследования на педагогическую деятельность учителей начальных классов;

- возможности использования его результатов при разработке спецкурсов для студентов факультета педагогики и методики начального образования, а также в деятельности институтов повышения квалификации.

Достоверность проведенного исследования и обоснованность выводов подтверждается методологическими исходными позициями, количественным и качественным анализом данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующих о повышении у младших школьников знаний традиций определенного этноса. Она обеспечивается также использованием системного подхода как методологического основания исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, использованием математических методов при анализе полученных данных, количественного и качественного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

- эффективность формирования у младшего школьника когнитивной, мотивационной, технологической, эмоциональной сфер детерминирована реализацией в образовательном процессе социокультурной функции;

- система факультативного обучения обеспечивается созданием специ-^ альных программ, основанных на культурологическом, индивидуальнотворческом и личностно-деятельностном подходах;

- рациональное включение этнорегиональных традиций способствует совершенствованию проведения факультативных занятий;

- приобщенность учащихся к народным традициям эффективнее осуществляется на основе дифференцированного подхода.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1995-1996 гг.).

В этот период осуществлялось практическое знакомство с проблемой исследования. Выявлялась ее актуальность. Изучалась педагогическая, фи* лософская, психологическая, социологическая литература по проблеме, анализировался и обобщался опыт использования прогрессивных традиций в системе образования. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, диагностического, формирующего и проверочного экспериментов.

Второй этап (1997-1998 гг.).

На этом этапе ставилась задача продолжения изучения литературы,

• осуществлялась апробация избранных методик исследования и анализа полученных данных. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на активизацию совместной работы школы и семьи, теоретическое обобщение результатов проводимой работы.

Третий этап (1999-2000 гг.).

На третьем заключительном этапе проверялась и уточнялась разработанная система методов и условий, обрабатывались данные, обобщались результаты, разрабатывались методические рекомендации по рассматриваемой проблеме, осуществлялось литературное оформление материалов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии КЧГПУ, на семинарах аспирантов КЧГПУ, докладывались на научной сессии преподавателей и аспирантов университета (Карачаевск, 1998), на региональной научно-практической конференции «Инновационные методы преподавания социальных и психологических дисциплин». (Уфа, 2000), на Всероссийской научной конференции «XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур». (Махачкала, 2000), на региональной научно-практической конференций «Современные проблемы образования: опыт и перспективы» (Ставрополь, 2000), на курсах повышения квалификации учителей (Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования - г. Черкесск 1997, 1998, 1999 гг.).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных школ г. Карачаевска, г. Черкесска, г. Теберды и Карачаевского района.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная социокультурная ситуация в России требует творческой трансляции культурных ценностей в школьную практику, чему служит этнорегиональная информация, а также деятельность, технологии, общение.

В исследовании теоретических основ и прикладных аспектов дифференцированного обучения в процессе познавательной деятельности учащихся мы исходили из принципа комплексного и системного подхода к решению образовательных задач в школе, акцентируя аналитические усилия на специфике учебного процесса. Моделируя систему организации факультативной деятельности, мы пытались связывать её с основными закономерностями психических процессов, опираться на данные философии и социологии о творческой сущности человека и факторах развития его личности, источниках его активности, о социокультурной функции обучения.

Благодаря учёту данных факторов была разработана программа факультативных занятий по внедрению народных традиций, а также система методов, форм, средств её реализации, задания, позволяющие контролировать сформированность этнорегиональных знаний, умений навыков.

Традиции карачаевского народа, их влияние и возможности мы изучили в нашем исследовании, а так же показали пути и условия эффективности их использования в обучении. Рассматривая традиции как исторически-сложившиеся устойчивые формы концентрации и передачи опыта общественных отношений от старших к подрастающим поколениям, являющиеся побудителями к творческой деятельности. Эффективность воспитательных возможностей народных традиций определяется нравственным содержанием, новаторским характером, связью с современностью, особенностями их социально-психологического влияния на духовный мир младшего школьника. На протяжении веков традиции карачаевского народа были и остаются одним из действенных способов приобщения новых поколений к жизни общества, формирование определенного типа личности. Традиции, моральные нормы, усвоенные в младшем школьном возрасте выступают своего рода эталоном, с которым соизмеряются его дальнейшее поведение, отношение к обществу, к Родине, ко всему человечеству.

В своем исследовании мы показали, что уже в дошкольном возрасте имеются предпосылки для будущего целенаправленного воспитания младших школьников с использованием традиций карачаевского народа. Исходя из этого, нами были выделены тенденции развития нравственной воспитанности школьников, которые сводятся к последовательному расширению нравственных знаний, обогащению и углублению нравственных чувств и интересов, развитию мотивации и росту практических умений и навыков, позволяющих самостоятельно овладевать нравственными знаниями, удовлетворять свои интересы и потребности.

Подробный анализ различных подходов к проблеме дифференцированного обучения, определение его характеристик, выделение известных в педагогической литературе моделей дифференцированного обучения. Показал, что в одних из них акцентируется внимание на когнитивные особенности учеников. Кроме того, они могут выполнять социальные цели, особенно модель разнородных классов, поскольку ученики здесь постоянно собираются в неоднородные группы. В этой модели также несколько выше возможность индивидуализированного обучения и изменения решений, чем при гибком составе классов, поскольку уровень обучения меняется чаще.

Ещё больше возможностей для учёта разного рода различий между учащимися и выполнения личных и социальных задач даёт интегративная модель с её формированием неоднородных групп и внутренней дифференциацией образовательных целей, времени и условий обучения. Однако в этой модели присутствует риск "уравниловки", в особенности это относится к ученикам с высокими когнитивными способностями, которые показывают более низкие результаты, чем при использовании других моделей. Дело в том, что на эту группу обращают меньше внимания, чем на учеников с более низкими способностями.

В рамках стратовой системы можно говорить о существовании некоего стандарта только внутри каждой страты. Переходя из страты в страту или общаясь с учащимися других страт, ребёнок ощущает смену стандартов, понимает их относительность и имеет возможность выбора доступного ему уровня требований. В каждой страте оценки гораздо более чувствительны к индивидуальным успехам данного ученика и служат более надёжным стимулом к достижению учеником успеха. Нами использованы в исследовании различные виды дифференциации в том числе и перечисленные выше, но при внедрении народных традиции в факультативные занятия наиболее приоритетными для нас оказались опора на принадлежность ребенка к социо-культуре: федеральный - этнорегиональный компонент, на что ориентируют нас государственные учебные планы; разновозрастные подходы; дифференциация заданий отдельно для мальчиков и девочек. А также для нашего исследования важное значение имел вопрос определения места факультативных занятий как формы учебного процесса, зависящей от интереса ребят.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с помощью различных средств, ведущими из которых являлись традиции карачаевского народа, так как именно они позволяют использовать различные способы психологического воздействия на сознание, чувства, мышление, волю, внимание младшего школьника. В процессе опытной работы нами были раскрыты пути, формы, методы, приемы и средства использования традиций карачаевского народа в развитии младших школьников, которые должны выступать в целостном педагогическом процессе, затрагивающем все стороны жизни младших школьников: деятельность, отношения, общение с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся.

В диссертации предложены разнообразные инновационные педагогические технологии, логика которых складывается в нашем исследовании на основе выстраивания определённой системы компонентов в их различных комбинациях. Мы предлагаем и внедрили по классный (1-3 класс) гуманитарный факультатив; «Народные традиции как компонент этнорегиональной культуры» он предполагает изменение тематики занятий для каждого возраста учащихся: для первого класса - «Человек и окружающий мир», для 2 класса - «Человек среди людей», а для 3 класса - «Человек и его духовность». Тематика и содержание для каждого из них опирается на усложнение деятельности. Усложняются задачи факультатива: от первоначального восприятия учащимися народных традиций в 1-ом классе, через развитие когнитивных умений во 2-ом классе, к развитию творческих способностей учащихся к 3-му классу.

К вопросам технологиям мы отнесли также и комбинации разнообразных форм организации факультативных занятий. Среди них спортивно-развлекательное шоу «Ловкие джигиты», праздник по мотивам карачаевской сказки «Къара къуш», вечер развлечения «Гюппе», беседа «Быт карачаевцев», экскурсия в краеведческий музей, задания по поиску традиций, викторины, игры, потешки. Мы выделяли также этапы при проведении отдельных мероприятий (определение цели, предшествующая работа, комплектование групп; собственно проведение, подведение итогов). Кроме этапности мы также к проблемам технологии отнесли определение некоторых условий эффективности проведения мероприятий. Особое внимание мы при этом уделяли созданию таких условий как: а) увлекательность заданий; б) эмоционально-образна я окраска всего происходящего; в) возможность во время практической работы проявить фантазию и самостоятельность учащихся. При выполнении перечисленных условий оно шло более эффективно.

Перспективными, отражающими современные образовательные тенденции являются игровые технологии. Среди характеристик игры, выявленных на основе анализа взаимосвязей ее с различными компонентами учебной деятельности, мы обращаем внимание на такие, как её эмоциогенность, результативная насыщенность, проблемность, эстетизированность, символическая направленность, интеллектуализм, поведенческая направленность, коллективный, групповой и личностный характер. Все эти элементы являются переменными составляющими игры, они постоянно трансформируются из учебной в другие виды деятельности. Игры, использованные нами, оказались не только побудительной силой познавательной деятельности, но и показателем активности самого субъекта. С их помощью учащийся через саморегулятивные механизмы проявляет своё личностное отношение к предписаниям извне. Игра выступает в качестве стимула познавательной деятельности и предполагает интериоризацию внешних побудителей (предлагаемых и используемых игр) в личностно значимые мотивы поведения. Использование привлекательных для учащихся методов (в частности игр) отвечает их мотивации, поэтому поддерживается ими и повышает познавательную активность.

Систематическое ознакомление учащихся с традициями карачаевского народа должно осуществляться, прежде всего, в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на традициях карачаевского народа, которые заложены в учебных программах и учебниках начальных классов общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеучебной деятельности и труде. Целенаправленное использование разнообразных форм, методов убеждения во всех сферах деятельности младших школьников позволяет вооружать их системой знаний о традициях карачаевского народа, все более углубляющейся и обогащающейся по мере перехода учащихся из класса в класс, формировать их нравственные чувства. Для большей эффективности этого процесса следует систематически знакомить родителей с карачаевскими народными традициями, вовлекать их в учебно-воспитательную деятельность, оказание помощи учителю в подготовке и проведении ряда мероприятий, экскурсий, походов, что послужит большему сближению школы и семьи учащихся и их родителей.

Подводя итоги формирующего эксперимента, мы сочли необходимым зафиксировать следующее:

- созданные педагогические и психологические условия, система методов и технологий внедрения традиций обеспечили реализацию социокультурной функции обучения;

- реализации социокультурной функции обучения значительно повлияла на личностное развитие учащихся, усилилась мотивация освоения этнорегиональных традиций, конкретизировались ценностные ориентации в них; наметились позитивные тенденции по развитию высших чувств, углубился эмоционально-ценностный опыт;

- учащиеся экспериментальной группы начали осознавать себя как носителя социокультурного опыта, используя знания и умения реализации социокультурной функции обучения. Проведенное исследование в основном подтвердило выдвинутые положения гипотезы и позволило убедиться в эффективности процесса формирования личности.

В целом, подводя итоги исследованию, мы можем утверждать, что технология использования народных традиций на факультативных занятиях может оказаться эффективной, если она выступает как средство социокультурного воздействия семьи и школы на учащихся; если она основывается на формировании этнорегиональных ценностей, выражающих общечеловеческие принципы; если она опирается на дифференцированный подход к обучению. Таковы основные педагогические условия, соответствующие эффективному использованию народных традиций, выявленные нами в исследовании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чотчаева, Фатима Абук-Алиевна, 2000 год

1. Абдулина О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски //Наука и школа. -1989. № 4. - С. 34-36. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. - Ташкент: Фан, 1988. -125 с.

2. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. - Черкесск, 1963. - 93 с.

3. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 129 с.

4. Алиев С.Ч. Карачаевские народные загадки (на кар. яз.). Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1984.-216 с.

5. Алиев С.Ч. Пословицы и поговорки (на карачаевском языке). Черкесск. Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1963. - 489 с.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития //Инновационный курс. Казань, 1998. - 305 с.

7. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах //Семейная этнопедагогика и современная национальная школа,- Карача-евск: КЧГПУ, 1997. С. 6-18.

8. Арабов И.А. Этническая культура и поликультурное образование //Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск, 1998. С.13-19.

9. Арабов И.А., Койчуев А.Д., Пазов С.У. Взаимоотношения национальных культур и образования в поликультурной среде //Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. -Карачаевск: КЧГПУ, 1998. С. 6-9.

10. Арабов И.А., Шиянов Е.Н. Функционирование регионально-этнической культуры в современных учебно-воспитательных системах //Семейнаяэтнопедагогика и современная национальная школа. •• Карачаевск, 1996. С. 74-76.

11. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М., 1997. - С. 217

12. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Башкирский пед.ин-т, 1996. - 242 с.

13. Бабанский К.Д. Педагогика. М., 1978.

14. Байрамов Н. Народная педагогика Востока //Народное творчество, 1991. -№ 6. С. 5-7.

15. Байчорова Р.И. Использование прогрессивных педагогических традиций народов Карачаево-Черкесии в подготовке старшеклассников к семейной жизни /Методические рекомендации. Карачаевск, 1991. - 45 с.

16. Батурина Т.В. Традиционная культура воспитания в национальной школе //Педагогика, 1995, - № 1. - С. 122-123.

17. Батчаева Х.Х-М. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Казань, 1992, - 17 с.

18. Батчаева Х.Х-М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики, Карачаевск: КЧГПУ, 1999, - 144 с.

19. Белов B.C. Очерки о народной эстетики. М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

20. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Дис., . канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. - 321 с.

21. Бесленеев А.Д., Шаманов Ч.М. Очерки истории хозяйства и хозяйственного опыта горцев Кубанской области. Черкесск, 1972. - С.26.

22. Бешимов Д.Т. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: Дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. М., 1975. - 175 с.

23. Бешимов С.И. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии): Автореф. канд. пед. наук.1. М., 1974 12 с.

24. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1977. -Т.26. - С.391.

25. Блинков А.Д., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения //Завуч. -М., 1993. №4.-С. 9-17.

26. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению. Новгород, 1972. -С. 88.

27. Вендровская Р.Б. Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973. С. 212-224.

28. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения //Советская педагогика, 1990. - № 11. - С.78-86.

29. Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры. -М., 1988.-С.9.

30. Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традициям //Философские науки. 1984.-№ 5. -С. 152-156.

31. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1980. - №4. - С. 30-40.

32. Волков Г.Н. Возродим национальную школу //Учит, газета, 1990. № 16. - С.4.

33. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -264 с.

34. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: 1993. - 85 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.

36. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1996.- 552 с.

37. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственной деятельности //Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С. 441.

38. Гарунов Э. Проблемы формирования национального в личности школьника //Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск, 1998. С. 126-128.

39. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика, №6. 1996. С. 51-55.

40. Гильбух Ю.З. Учебно-воспитательный процесс в дифференцированных классах начальной школы: психологические аспекты. Киев, 1992. - С. 79.

41. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. Черкесск: Карачаево-Черкесское республиканское кн. изд-во, 1996. - 152 с.

42. Гогоберидзе Г.М., Гюльвердиева Л.М., Кунижева М.И. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1995. -260 с.

43. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России: Метод пособие //Всерос. науч. метод, центр нар. творчества и культ,- просвет, работы им. Н.К. Крупской. - М.: Всерос. науч. - метод, центр нар. творчества и культ, просвет, работы, 1991. - 35 с.

44. Григорьев С.Т. Программа развития региональной системы образования //Педагогика, 1996. № 3. С. 122-123.

45. Грязнов В.М., Ватунина Г.Н. Речевой этикет в начальной школе. Программа и методические указания. 4.2 (3-4 кл.) Ставрополь: ПРО, 1995. -122 с.

46. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. -256 с.

47. Демидова С.А., Малинин В.Р. Национальные культуры и языки в школе //Педагогика, 1992. № 5; 6. С. 14-21.

48. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.А. Данилова, М.М. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.

49. Дмитракова Н.А. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников //Советская педагогика, 1984. № 8. С. 23-27.

50. Добрынин Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательнойшколе на основе индивидуальных характеристик учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 74 с.

51. Дроздов К.Ф. Традиции и их роль в воспитании. М.: Педагогика, 1977. -168 с.

52. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.

53. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для уч. М.: Просвещение, 1991. - 140 с.

54. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья: демократичная система обучения по способностям. Монография. Красноярск. Изд-во Красноярский ун-т. 1994. - 183 с.

55. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии- Черкесск. Ставропольское кн. изд-во, 1964. С. 76.

56. Журавлёв И.К. Дифференциация обучения средствами учебника //Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. - С. 28-34.

57. Иванов М.Т. Дифференцированное обучение младших школьников //Начальная школа. 1994. - № 11. - С. 46.

58. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Наука, 1987. - 154 с.

59. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. - 196 с.

60. История педагогики /Под ред. Н.Р. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1966. - 452 с.

61. Калинина Н.В. Эмоциональное самочувствие ребёнка в школе: диагностика и коррекция. Мет. Пос. /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском госпедуниверси-тете им. Н.И. Ульянова. Ульяновск, 1993. - 46 с.

62. Каменецкая М.К. Дифференцированный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы. Улан-Уде, 1970. - С. 135-158.

63. Канарская О.Н. Педагогическая технология. СПб, 1995. 121 с.

64. КантЭ. Собр. соч. В 6 т. 3, М.: Мысль, 1970. Т.З. - С.

65. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа.

66. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1961. 87 с.

67. Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966. С. 318.

68. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995.-344 с.

69. Карачаево-балкарско-русский словарь /Под ред. Э.Р. Тенишева и Х.И. Сукжчева. М„ 1989. - С. 832.

70. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва. 1978. - 336 с.

71. Кечеруков П.К. Этнический ренессанс и проблемы семейного воспитания /Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск, 1996. - С. 181.

72. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. - 224 с.

73. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое 1807-1808 гг. Нальчик, 1974. - С. 249.

74. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. - 212 с.

75. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.- 325 с.

76. Кондаков М. Задачи и содержание факультативных занятий (в школе) //Народное образование. 1971. - № 12. - С. 7-10.

77. Корсун Р.Н. Формирование интереса младших школьников к познанию прошлого. Автореф. дисс.канд. пед. наук. - СПб, 1997. - 17 с.

78. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. - 144 с.

79. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

80. Краткий словарь иностранных слов /Сост. С.М. Локшина. 8-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. 87 с.

81. Круглый стол. Национальные культуры и языки в школе //Педагогика, 1992. №5-6. С.14.

82. Крупное Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа и кавказская этническая общность /Проблема происхождения коренных народов Кавказа- М., 1963. - 109 с.

83. Куранов М.А. Культура межнационального общения //Педагогика, 1992. №7, 8. С. 41-44.

84. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (Историко-педагогическое исследование). Монография. Ставрополь, 2000. - 192 с.

85. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1957. - 66 с.

86. Лайпанов Х.О. Карачаевские и балкарские народные сказки. Фрунзе, 1957.

87. Лайпанова Т.Б. Этническая культура как средство формирования личности младшего школьника /Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. - С. 137-139.

88. Лихачёв Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика, 1994. № 2. С. 35-40.

89. Лихачёв Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, 1998. №4. С. 18-23.

90. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1998. - С. 462.

91. Лобко-Лобановская Н.А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников. Харьков, 1991. - 140 с.

92. Люблинский Н.В. Воспитание на факультативных занятиях (гуманитарного цикла) // Народное образование, 1969. № 8. - С. 60-62.

93. Ляудис В. А. Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: изд-во, 1994. - 184 с.

94. Ляшко Т В., Синицина Е.И. Через игру к творчеству: Метод, пособие.

95. Обнинск: Интеркомледис, 1994. 97 с.

96. Магомедова P.M. Дагестанские народные традиции как фактор укрепления межнациональных отношений //Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск, 1998. - С.183-185.

97. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М.: Просвещение, 1966. - 255 с.

98. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры//Педагогика, 1998. № 1. С. 81-86.

99. Малая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т.9. -С. 438.

100. Малькова З.А. Современная школа США,- М.: Просвещение, 1971.

101. Мельников М.А. Опыт дифференцированного обучения в советской средней школе //Советская педагогика. 1963. № 2. С. 98-109.

102. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. //Минги Тау: Эльбрус, 1994. № 1(53). - С. 216.

103. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе //Советская педагогика, 1990. № 8. С. 42-47.

104. Москвина Г.Н. Развитие воображения и творчества на уроках композиции //Искусство в школе, 1995. № 1. С. 38-39.

105. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1990. 112 с.

106. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Нарт, 1992. - 239 с.

107. Народные знания. Фольклор. Народное искусство /Отв. ред. Б.Н. Путилов. -М.: Наука, 1991. 166 с.

108. Народные праздники как средство социализации личности школьника: Мет. рекоменд. для классного руководителя и студентов педвузов. Красноярск: Красноярский госпедуниверситет, 1996.

109. Невская В.П. Карачаевцы. //Сб.: Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.-224 с.

110. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период). Черкесск, 1960. - 157 с.110. Неделя №37, 1973.

111. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шныре-ва. М.: Педагогика, 1991. - 125 с.

112. Нодель Ф.А. Факультатив по искусству //Воспитание школьников, 1996. -№ 1. С. 80-82.

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Педагогика, 1978. - 596 с.

114. Ортабаева Р.А. Карачаево-балкарские песни. Черкесск. Карачаево-Черкесское кн. изд-во , 1990. - С. 189.

115. Ортабаева Р.А. Карачаево-балкарский фольклор, Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1987. - 340 с.

116. Ортабаева Р. А.-К. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1990. 280 с.

117. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. М., 1998. -103 с.

118. Педагогика: Современные теории, системы и технологии /Под ред. Смирнова. -М., 1991.

119. Педагогический словарь. М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. Т.2. - 490 с.

120. Петрова JI.H. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 1997.

121. Петровичев В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики //Педагогика, 1994. № 5. С. 30-34.

122. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 637 с.

123. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1992. - 220 с.

124. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. - 631 с.

125. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. С. 28, 35.

126. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск. Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1990. -С. 156.

127. Праздники, обряды, традиции. М.: Молодая гвардия, 1976. - 128 с.

128. Прокофьев М.А. Факультативные занятия: перспективы развития //Советская педагогика, 1986. № 9. С. 29.

129. Психологический словарь. М.: Политическая литература, 1990. - 494 с.

130. Пшеницина Н.Т. Фолькор как предмет школьного обучения /М., Искусство в школе, № 1. 1994. С. 3-7.

131. Ревякина В.И. Развитие системы факультативных занятий как средства выявления и формирования познавательных наклонностей учащихся общеобразовательной школы. М.: 1993, - 49 с.

132. Резолюция Всесоюзной научно-педагогической конференции "Опыт проведения факультативных занятий по основам наук в средней школе. М., 1971. -7 с.

133. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. Попов. М.: БРЭ, 1993.

134. Руднёв В.П. К вопросу о "дифференциации общего образования" в средней школе //Народное образование. 1963. № 1. - С. 12-22.

135. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одарённых детей: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 13 с.

136. Салпагаров Р.А.-К. Тысяча и одна загадка (Сборник карачаевских загадок). Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - 142 с.

137. Салпагарова К. А. О формировании игровой культуры детей /Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск, 1998. С. 156.

138. Салпагарова К. А. О формировании игровой культуры детей /Этнос, культура образования в контексте современных социально педагогических реформ. Карачаевск, 1998. - С. 156.

139. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974.- 76 с.

140. Семёнов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - 199 с.

141. Семёнов С.Х. Проблема регионализации образования в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 1996. - 44 с.

142. Семёнова Э.Ф. Влияние примера героической личности на формирование эмоционально-нравственного опыта младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. -JL, 1972. 18 с.

143. Симонов К. Япония- 46. М.: Правда, 1977. - 315 с.

144. Синагатуллин И.М. Пути совершенствования педагогического процесса в начальной школе. Благовещенск. 1998. - 45 с.

145. Сластёнин В. А. Педагогика творчества //Советская педагогика, 1991. № 1. С. 147-149.

146. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. - 430 с.

147. Сластёнин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 220 с.

148. Словарь педагогических терминов /Под ред. проф. В.В.Макаева. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1996. - 51 с.

149. Соколовская Л.Я. Лингвистические основы изучения фольклорного текста в педагогике: Автореф. дис.канд. фил. наук. М., 1989. - 17 с.

150. Солдатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток //Педагогика, № 1. 1993. С. 38-42.

151. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. - 198 с.

152. Стиль и традиция в развитии культуры /Под ред. Е.Я.Зазерского. Л.: ЛГИК, 1989. - 126 с.

153. Стрелкова Е.А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.: Дис.канд. пед. наук. -М., 1993. 186 с.

154. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинёв: Лумина,1978. -239 с.

156. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975. - 349 с.

157. Ф 157. Тарасюк В.Н. Воспитание школьников на традициях //Работа классногоруководителя в условиях сельской школы. Учебное пособие. Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. инст. им. В.В. Куйбышева, 1977. - 33-39 с.

158. Тарасюк В.Н. Педагогические технологии. Программа и методические рекомендации. Карачаевск: КЧГПУ, 1995. - 35 с.

159. Тарасюк В.Н. Региональный подход как стимул совершенствования преподавания педагогики /Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - С. 138-140.

160. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. -Карачаевск: КЧГПУ, 1998. 115 с.

161. Тарловская Н.Р. Развивающая среда и этапы взросления ребёнка //Обруч, №3. 1997. С. 5-8.

162. Таумурзаев Д.М., Байрамкулов Х.К. Карачаево-балкарские игры. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 208 с.

163. Таумурзаланы Далхат, Байрамукъланы Халит. Къарачай Малкъар халкъ оюнла. - Нальчик: Эльбрус, 1998. - 207 с.

164. Темурова С.Н. Народные традиции в системе нравственного воспитания (на материале старших классах узбекских школ): Автореф. дис.кан. пед.наук. Ташкент, 1970. - С. 19

165. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей, 1949. - 659 с.

166. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. 117 с.

167. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика, 1998. № 2. С. 3-7.

168. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе /на материалах Ханты-Манси/: Дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993. - 197 с.

169. Тюнников Д.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования: Метод, пособие. Казань, 1994. 90 с.

170. Узденова С.Б. Идеи умственного воспитания в народной педагогике карачаевцев //Научная конференция преподавателей института по итогам НИР за 1992 год. Карачаевск: КЧГПИ, 1993. - С. 44-45.

171. Уманский Я.С., Арапов А.В. Молодёжная политика и взаимодействие национальных культур //Педагогика, 1992. № 5,6. С. 50-55.

172. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1979. - 950 с.

173. Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6 т. М., 1988. Т.З. - 617 с.

174. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. Собр. соч. Т.6. - С. 267.

175. Ушинский К.Д. Статьи в журнале министерства народного просвещения. -Собр. соч. в 6-и т. Т.2. М., 1988.

176. Факультативные занятия в национальной школе /Тезисы конференции: Таллин, 1975. -99 с.

177. Факультативные занятия в средней школе. Сборник статей под ред. Кашина М.П. и Эпштейн Д. А. М., 1973. - 113 с.

178. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста /Ил. ЗА. Курбатовой, Н.М. Стариковой, М.Ф. Шевченко. -Харьков: Фолио, 1997. 464 с.

179. Философский словарь /Под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. -М.: Политиздат, 1963. С.422.

180. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Жанр и образ. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1988. - С. 144.

181. Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культуры народов Северного Кавказа /Тез. докл. науч. практ. конф. КЧР. Отв. ред. И.А. Шаповалова. - Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1994. - 57 с.

182. Формирование интереса младших школьников к познанию прошлого (наоснове изучения материалов об исторических личностях в III кл ). Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. - 18 с.

183. Ханбиков Я.И. Народная педагогика, 1966. 35 с.

184. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. - 11 с.

185. Цеева J1.X. Теория и практика игрового обучения студентов (на материале национальных игр): Автореф. дис.канд. пед. наук. Майкоп, 1998. - 23 с.

186. Чередов И.И. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993. -120 с.

187. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. - 155 с.

188. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.

189. Чотонов А О. Взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания. Фрунзе, 1971. - 72 с.

190. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. М.: Знание, 1990. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология". № 12).

191. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении.

192. Шаманов И.М. Обряда и поверья карачаевцев в XIX нач. XX вв. /Археология и этнография Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1978.

193. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребёнка /Проблемы этнической истории КЧАО. Черкесск, Карачаево-Черкесское кн. изд-во: 1980. - С. 86.

194. Шаманов И.М. Свадебные обряды карачаевцев /Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск: КЧНИИ, 1989. - 38 с.

195. Шамова Т А. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.

196. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997. -62 с.

197. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Высшая школа, 1997. - 321 с.

198. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.

199. Шовкомуд Е.А. Эмоциональная отзывчивость //Советская педагогика, 1991. №3. С. 79.

200. Щукина Г.И. Педагогига. М.: Просвещение, 1978. - 135 с.

201. Щукина Г.И. Практикум по технологии. М., 1998.

202. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: МГПИ, 1971. - 182 с.

203. Щукова С.Р. Использование регионально этнической культуры в воспитании и обучении в современной школе /Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1996. С. 155.

204. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. -198 с.

205. Энциклопедический словарь /Под ред. Б.А.Введенского. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1995. - 774 с.

206. Энциклопедия обрядов и обычаев: Спб.: "Респекс", 1996. 560 с.

207. Этнопедагогика (Программа и методические рекомендации) //Составители: И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева. Карачаевск: КЧГПУ, 1995. - 51 с.

208. Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. -Майкоп, 1999.1. J0

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.