Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бартель, Виктория Владимировна

  • Бартель, Виктория Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2002, СаратовСаратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Бартель, Виктория Владимировна. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2002. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Бартель, Виктория Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕКСТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

§ 1 Дисциплинарные подходы к культурному феномену «текст».

1.1. Текст с точки зрения философии.

1.2. Эстетические аспекты текста.

1.3. Психологический подход к исследованию текста.

1.4. Лингвистические и психолингвистические аспекты текста.

1.5. Текст с позиции культурологии.

§ 2 Текст и способы его интерпретации.

2.1. Культурно-исторический и диалогический способы интерпретации.

2.2. Аксиологический и антропологический способы интерпретации.

§ 3 Текст как информационная система.

3.1. Функции искусства как сферы художественной деятельности.

3.2 Свойства текста художественной литературы.

3.3 «Культурная доминанта» в тексте произведения художественной литературы.

Глава И. РЕАЛИИ ТЕКСТА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

§4 Особенности детской художественного литературы.

4.1. Эстетический потенциал и дидактическая направленость.

4.2 Информативная насыщенность.

§ 5 Реалистическое детское литературное произведение в контексте культуры XIX в.

5.1. Реализм : культура, ориентированная на сообщение.

5.2. Национальные варианты культуры в детской литературе эпохи реализма.

§ 6 Анализ реалий в текстах детской художественной литературы XIX в.

6.1. Реалии универсальные (идентификация).

6.2. Реалии национально-маркированные (дифференциация).

6.3. Реалии, характеризующие образ жизни ребёнка XIX в.

ГЛАВА III. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗА ЭПОХИ И РЕАЛИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

§ 7 Образ эпохи в детском художественном произведении.

7.1. Образ как концентратор информации.

7.2. Отражение политической обстановки и социально-экономического положения России, США, Англии Х1Хв. в текстах детской художественной литературы.

§ 8 Текст детской художественной литературы как моделирующая система.

8.1. Роль текста детской художественной литературы в процессе формирования образной картины мира в сознании ребёнка.

8.2. Совокупность текстов художественной литературы как культура определённого периода.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи»

Актуальность исследования. Культура как иитегративный образ человеческой жизнедеятельности неразрывно связана с языком, в формах которого получают закрепление способы и результаты общественно-исторического опыта. Мы понимаем и воспринимаем мир не таким, как он существует, а таким, каким он спроецирован на экран культуры и выражен в языке. Специалисты убеждены, что человек живёт не столько в объективном мире вещей, сколько в субъективном мире языка. Язык неразрывно связан с мышлением, он является социальным средством хранения и передачи информации. Язык отражает отношения, существующие в определённой культуре, благодаря языку члены общества могут обучаться многому, в том числе и структуре восприятия.

Восприятие может происходить через определённую совокупность слов или иных знаков. Так, тексты (в которых заключена некая совокупность слов, знаков, организованных по определённым правилам) также являются источником хранения и трансляции информации. Люди приобретают знания не только эмпирически. Значительный объём информации приходит к человеку в языковой форме. Через тексты (научные, учебные, художественные) мы приобщаемся к знаниям, специальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности. Сложность, многомерность феномена «текст» обеспечивает разноракурсность подходов к его анализу. На рубеже 60-70-х годов XX в. отчётливо обозначился интерес к художественному творчеству и восприятию как процессам создания, переработки и передачи информации. Таким образом тексты произведений художественной литературы стали предметом исследования не только филологов, литературоведов и лингвистов, но и психологов, социологов, культурологов.

Существование различных подходов к анализу текста художественной литературы (онтологический, гносеологический, аксиологический и т.д.) не отрицает того факта, что художественному произведению присуща «культурная доминанта». Произведения детской литературы не представляют в этом отношении исключения, хотя до настоящего времени практически не подвергались культурологическому анализу. Несмотря на то, что в современном культурном сознании имеет место устойчивое представление о самоценности детской культуры и составной её части - литературы, исследования в области литературного творчества ведутся в основном на материале литературы для взрослых.

В детском произведении художественной литературы поступки героев, их взаимоотношения, сюжетная линия развивается на социально-культурном фоне описываемой эпохи. Ценность произведения литературы (детского в том числе) заключается не в самом факте его существования, а в его форме, пространственно-временной организации, многообразии объективного мира, претворённого в нём.

Процессы интеграции современных наук позволяют осуществить анализ новых проблем, обогатить проблемно-тематическое поле современных дисциплин. Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим интересом к детской литературе, как феномену культуры. Соединение философских, социологических, психологических, лингвистических, культурологических способов анализа произведений художественной литературы и современная тенденция представлять культуру в виде открытой самоорганизующейся системы впервые представили возможность подойти не только к рассмотрению семантической (содержательной) стороны нескольких текстов детской художественной литературы, но и выявить влияние литературных текстов на формирование образной картины мира в сознании современного ребёнка и рассмотреть совокупность текстов художественной литературы как культуру определённого периода.

Степень разработанности проблемы. Факт существования феномена «текст» стал причиной возникновения исследований его структуры с позиции различных дисциплин: с позиции философии «текст» рассматривается не только как коммуникативное, но и как семиотическое образование (Ф.де Соссюр [155], Ю.С. Степанов [156], [157], Ю.М. Лотман [112], [113], А.Ф. Лосев [110], Ю.А. трейдер [190], Б.А. Успенский [178]). с позиции психологии «текст» рассматривается с точки зрения восприятия его целостности реципиентом в рамках субъект-объектных отношений (Д.А. Леонтьев [103], Л.С. Выготский [45], A.B. Брушлинский [33], В.П. Зинченко [74], [75], Л .Я. Дорфман [65]). лингвистика занимается выявлением как содержательных компонентов текста, так и выявлением глубинных смыслов, содержащихся в одном замкнутом тексте (В.В. Виноградов [39], А. Вейль [38], Ш. Балли [8]). В лингвистических исследованиях текста обнаруживаются следы новой синергетиче-ской парадигмы. С точки зрения синергетики, текст становится не пассивным передатчиком активности, а порождает эту активность, обретает большую индивидуальность, несёт в себе собственное пространство и время, свою историю, сам себя организует (К.Э. Штайн [191], И.А. Герман [53], H.A. Кузьмина [95]). психолингвистический подход вскрывает степень аксиологического согласия между текстом и коммуникатором (Ю.А. Сорокин [154], A.M. Шахна-рович [188], Е.А. Седов [147]), выявляет смысловую дистанцию между текстом и реципиентом (И.Г.Торсуева [170], A.A. Брудный [31]), раскрывает наличие в тексте мотивированных вербальных и невербальных единиц (И.Н. Горелов [56], Н.М. Юрьева [188 ]). с позиции эстетики текст рассматривается не только как воплощение художественного совершенства (М.М. Бахтин [12], [14], П.Н. Сакулин [144], [145], Е.А. Волкова [42], Н.И. Рубакин [140]), но и как продукт культуры в котором соотносится эстетическое и неэстетическое в рамках современной эстетики (O.A. Кривцун [92], [93], М.С. Каган [80], [82], A.C. Манасян [115], А.И. Домашнев [64], В.П. Рыжов [143]).

На рубеже 60-70-х годов новый импульс к развитию получило исследование многообразных связей различных дисциплин, в частности литературы, культуры и общества, а также отчётливо обозначился интерес к художественному творчеству и восприятию как процессам создания, передачи и переработки информации (см. работы В.Г. Федотовой [179], A.B. Литвинцевой [107], Е.А. Седова [147], Я.В. Рейзема [139], С. Голдман [54]). На пике интереса к информационным процессам в искусстве формулируются следующие принципы: принцип максимума информации (см. работы Г.А. Голицына [55], В.М. Петрова [55], [133], А. Моль [124], А.Д. Урсул [176], [177]), принцип необходимого разнообразия (см. работы В.П. Рыжова [143], Г.В. Иванченко [77], Л.Я. Дорфмана [65], Н. Силли [233 ]).

Задача системного описания культуры, её феноменов и динамики развития ставилась в работах Л. Уайта [174], развивающего идею представления культуры как самонастраивающейся системы материальных и духовных элементов. В России системные исследования культуры представлены работами М.С. Кагана [81], [82], Э.С. Маркаряна [117],[118], совместной работе A.A. Пелипенко И.П. Яковенко [131]. Вышеперечисленные учёные занимались вопросами функционирования культуры как системы производства и трансляции информации. Разработка этих проблем связывается прежде всего с семиотической интерпретацией культуры Ю.М. Лотмана.

Объектами изучения в междисциплинарных исследованиях культуры становятся различные уникальные системы. Текст детской художественной литературы, который можно представить как уникальную информационную систему, до настоящего времени практически не подвергался исследованию с точки зрения культурологии.

В связи с тем, что наука о детской литературе ещё молода, предварительный этап её становления, пришедшийся на XIX в., представлен статьями критиков и педагогов (Ф.И. Буслаев [35], В.Я. Стоюнин [162], В.П. Острогорский [130],

А.П. Бабушкина [7]), библиографическими указателями, составленными издателями, библиотекарями и учителями.

В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идёт через привлечение данных других наук - не только фольклористики, литературоведения, но и психологии, педагогики, истории, социологии. Среди проблем, решающихся в русле междисциплинарного синтеза, наиболее актуальной представляется проблема восприятия детской литературы читателем-ребёнком. В настоящее время проблема восприятия литературы ребёнком изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия реципиента, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа текста детского художественного произведения (см. работы О.И. Никифоровой [126], A.M. Левидова [99], A.A. Леонтьева [101],[102], П.М. Якобсона [197], З.Я. Рез [137], Л.Г. Жабицкой [70], М.Г. Кудряшева [94], Е.В. Карсаловой [87], В.Г. Ма-ранцмана [116], Т.Д. Полозовой 135 ]).

Психологи, как отечественные так и зарубежные (Л.С. Выготский [45], A.A. Леонтьев [101],[102], О.И. Никифорова [126], Р. Арнхейм [5]) рассматривают восприятие произведение детской художественной литературы как активную деятельность реципиента, а само восприятие как целостную картину мира.

Произведение детской художественной литературы рассматривается в соответствии с одной из продуктивных концепций современной гуманитарной науки, согласно которой существует утверждение, что между творцом и реципиентом нет непроходимой грани (см. работы Э.В. Соколова [153], Б.С. Мейлаха [120], Д.А. Леонтьева [103]).

Проблема восприятия текста художественного произведения читателем-ребёнком рассматривается с позиции активной деятельности реципиента и его мотивации в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (см. работы Л.С. Выготского [45], В.В. Давыдова [58], Н.Силли [233], М. Божур, Д. Эрман [205]).

Вопросами художественной интерпретации текста детского художествен но-го произведения с учётом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонента занимаются М.Н. Скаткин [149], A.M. Левидов [99], И.Я. Лернер [105], В.Г. Маранцман [116].

Поскольку культура является информационной системой, для исследования её феноменов (в том числе и текста детской художественной литературы) большое значение имеют общие принципы информационного описания мира: принцип неопределённости и дополнительности, принцип максимума информации, принцип необходимого разнообразия. В современной науке о детской литературе эти принципы не рассматриваются, также как не анализируется содержательная сторона детских художественных произведений в русле информационной системы.

В современной культурологии проблема генезиса философско-культурного контекста и реалий художественного произведения (в частности детского) в полной мере не разрабатывалась. В нашей работе мы предпринимаем попытку не просто выделить подсистемы культуры (социологические, технологические, идеологические) в текстах детской художественной литературы из которых складывается образ эпохи, но и представить совокупность текстов как культуру определённого периода.

Широкий спектр направлений обусловил цель диссертационного исследования: в рамках информационного подхода соединить дисциплинарные способы анализа текста детского художественного произведения в некое междисциплинарное пространство и представить генезис культурологического образа эпохи и реалий детского художественного текста.

Цель работы определила ряд конкретных задач:

- проанализировать свойства текста художественного произведения в рамках информационного подхода;

- представить особенности текста детского художественного произведения;

- рассмотреть реалистическое детское произведение литературы в контексте культуры XIX века;

- изучить и комплексно представить реалии в текстах детской художественной литературы согласно современной концепции необходимого разнообразия и максимума информации;

- представить текст детского художественного произведения как первичную моделирующую систему, а совокупность текстов как культуру определённого периода.

Методологическая база диссертации. Методологическую основу диссертации составляет синергетическая парадигма. Поскольку работа выполнена в русле междисциплинарного подхода, в её основу положен принцип, отражающий парадигматический состав гуманитарного знания:

- принцип системности, основополагающий для комплексного исследования как дисциплинарных подходов, направлений и способов анализа текстов, так и непосредственно культурных реалий текста. На его основе реализуется понимание соединения философско-культурологического образа эпохи и реалий детского художественного текста.

Опора на данный принцип определила набор соответствующих методов исследования:

- сравнительный метод, позволяющий определить разницу в понимании русской и англоязычной критики реалистического направления в литературе и искусстве; выявить идентичное и дифференциальное при анализе реалий в текстах произведений литературы)

- метод тематической систематизации, дающий возможность систематизации по культурным зонам и носителям культуры

- интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к разрешению задач, поставленных в настоящем исследовании.

В качестве методологической основы автором использовались:

- исследования по эстетике и философии искусства М.М. Бахтина [12], [13], [15], Л.С. Выготского [45], М.С. Кагана [81], [82], Т.С. Элиот [193], в которых рассматриваются проблемы содержания, формы и принципы художественности в произведениях искусства;

- теоретический анализ синтеза искусств Ю.Б. Борева [26], В.В. Ванслова [36], O.A. Кривцуна [93], раскрывающий сущность и различные классификации синтеза видов искусств;

- исследования по эстетике реализма Б.Л. Сучкова [163], Д.С. Лихачёва [109], P.M. Самарина [146], С.М. Петрова [132], в которых рассматриваются философские и эстетические основы реализма как направления в искусстве;

- труды по теории и истории культуры А.И.Арнольдова [4], Ю.Б. Борева [26], Вяч.В. Иванова [76], М.С. Кагана [81].

Источником аналитического исследования послужили художественные произведения мировой детской классики, такие как, «Приключения Оливера Твиста» (1837) Ч. Диккенса, «Приключения Тома Сойера» (1876) М. Твена (на языке оригинала и в русскоязычных переводах), «Детство» (1852) Л. Толстого.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В рамках междисциплинарного синтеза показана «многогранность» текста детской художественной литературы, к которой применимы общие принципы информационного анализа культуры - принцип максимума информации и принцип необходимого разнообразия.

2. Впервые предпринята попытка системного анализа реалий детских художественных произведений, составляющих культурные зоны (социологические, технологические, идеологические).

3. Детская литература как подсистема культуры представлена с учётом принципа необходимого разнообразия, вскрыты как универсальные, так и национально-маркированные реалии, отражающие эпоху XIX в. в России, США, Англии.

4. Впервые детская литература представлена как часть общей культуры, которая в свою очередь рассматривается как система производства и трансляции информации.

5. Текст детского художественного произведения представлен как модель мира, а совокупность текстов, составляющих культуру определённого периода в качестве вторичной моделирующей системы и гипертекста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представление аспектов и способов интерпретации культурного феномена «текст» в рамках междисциплинарного синтеза позволяет выявить его «многогранность» и новое качество. Синергетическая парадигма позволяет рассматривать текст не изолированно, а во взаимодействии с адресатом, культурным контекстом, ценностными ориентациями общества и личности.

2. Детская литература обладает всеми свойствами «текста», как часть культурного пространства она в свою очередь является системой производства и трансляции информации.

3. Детская литература как подсистема культуры подчинена принципу необходимого разнообразия. Анализ реалий, содержащихся в текстах произведений детской художественной литературы позволяет рассмотреть текст детского художественного произведения в рамках теории самонастраивающейся системы материальных и духовных элементов. Анализ проводится на базе текстов на языке оригинала и в русскоязычных переводах. 4. Отдельный текст детского реалистического художественного произведения рассматривается как самостоятельная моделирующая система, которая влияет на формирование в сознании читателя-ребёнка образной картины мира. Совокупность текстов представляется как некое множество, которое служит передаче целостной информации и составляет гипертекст.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии культуры, зарубежной литературе, при разработке курсов по теории и истории культуры, социальной культурологии, педагогике, а также проведению практических и семинарских занятий по лингвострановедению, лингвокульту-рологии и детской русской и зарубежной литературы.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на:

1. Городской научной конференции «Саратовская филологическая школа на рубеже веков: итоги и перспективы» (Саратов, 28 апреля 2000).

2. Городской методической конференции «Технологии обучения и творческий потенциал учителя» (Саратов, 19 мая 2001).

3. Всероссийской научной конференции «Синергетика культуры» (Саратов, 1415 декабря 2001).

4. Международной конференции «English Unites the World: Diversity within Unity» (Саратов, 29-30 января 2002 ).

Основные положения работы отражены в следующих публикациях: 1. Художественное произведение как источник информации о материальной и духовной культуре описываемого периода // Филологические этюды. Вып. 4. Саратов: Изд-во СГУ., 2001 С. 114-117.

14

2. Образ эпохи в детском художественном произведении.// Материалы IX Страховских чтений. Саратов, Изд-во Саратовского педагогического института, 2000, с. 43-54.

3. Интегративный подход в лекционном курсе «Детская литература стран изучаемого языка» // Технология обучения и творческий потенциал учителя. Саратов: Изд-во Слово, 2001. С. 161-165.

4. Культурное пространство текста детского художественного произведения // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. A.B. Волошинова.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. С. 204-207.

5. Образ жизни ребёнка как культурологическая категория. // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. A.B. Волошинова. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. С. 319-322.

6. Влияние текстов детских художественных произведений на формирование образной картины мира у современного ребёнка // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Саратов: Научная книга, 2002 С. 88-95.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения. Содержание работы изложено на 149 страницах. Библиографический список включает 239 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бартель, Виктория Владимировна, 2002 год

1. Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности.

2. Детская литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы читателя-ребёнка и поэтому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.

3. Реализм как художественный метод становится доминирующим направлением в европейских литературах к 30-м годам XIX в.

4. Основополагающими принципами реализма XIX в., направленными к художественному познанию человека и окружающего его мира, являются глубокое историческое и философское осмысление жизненных явлений и яркая типизация фактов действительности.

5. Доминанта реализма жизненно-правдивое изображение действительности, человеческого мира, как многообразного единства, движущегося и развивающегося на основе объективных законов.

6. Предметом духовного постижения реалистического метода становится современная действительность и втянутая в ее круговорот личность.

7. Роман является основной художественной формой в литературе XIXвека.

8. Становление детской реалистической литературы в каждой стране проходит собственный путь развития, соотнесенный с общим литературным процессом.

9. В детской реалистической литературе наблюдается расширение стилевых и жанровых возможностей.

10. Реалии универсальные (используем метод идентификации). Реалии, совпадающие в культурах Англии, США, России, отражающие общую тенденцию XIX в. в области науки, культуры, образования.

11. Реалии национально-маркированные (используем метод дифференциации и концепцию лакун как проявления несоизмеримости культур и несовпадения тех или иных культурных реалий).

12. Реалии, характеризующие образ жизни ребёнка XIX в. (используем сочетание двух методов: идентификации и дифференциации.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.