Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Гачечиладзе, Ираклий Иванович

  • Гачечиладзе, Ираклий Иванович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 182
Гачечиладзе, Ираклий Иванович. Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2006. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гачечиладзе, Ираклий Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА НА РЫНКЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ.

1.1 Становление культурной политики в послевоенной Франции: исторический аспект.

1.1.1 Предпосылки к формированию культурной политики.

1.1.2 Эпоха Андре Малъро: децентрализация и демократизация культуры (1959-1969).

1.1.3 Модификация и модернизация культурной политики при Жаке Ланге (1981-1986).

1.2 Стандартизация культуры: миф или опасность? Культурная политика в эпоху глобализации.

1.2.1 Коммерциализация культуры: от искусства к культурной индустрии.

1.2.2 Предпосылки глобализации.

1.2.3. Транснациональные корпорации и рынок культурной индустрии

1.2.4. Означает ли глобализация американизацию культуры?.

1.3 Понятие «культурной исключительности» в контексте переговоров во Всемирной торговой организации (ВТО, бывшая ГАТТ). Квоты на аудиовизуальную продукцию - необходимость для спасения культуры или угроза рыночной экономике?.

1.3.1 Первое столкновение в рамках ВТО: разные видения культуры

1.3.2 Квоты - механизм защиты культуры или аудиовизуальной индустрии?.

1.3.3 Культурная политика и новая терминология: «от культурной исключительности» к «культурному многообразию».

Выводы к первой главе.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО НА МЕДИАРЫНКЕ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ БОРЬБЫ ЗА «КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ».

2.1 Высший аудиовизуальный совет - гарант культурного разнообразия. Обязательства телеканалов в контексте культурной политики.

2.1.1 История создания и трансформаций регулирующей инстанции в сфере аудиовизуальных СМИ.

2.1.2 Миссия Высшего аудиовизуального совета.

2.1.3 Роль коммерческого телевидения в культурной политике Франции. Частные телеканалы как гарант стабильности национальной киноиндустрии.

2.2 Роль общественного телевидения в культурной политике Франции

2.2.1 Формирование общественного телевидения: исторический аспект

2.2.2 Финансирование общественного телевидения.

2.2.3 Программная политика общественных телеканалов широкой направленности. Место культуры в сетке программ.

2.3 Французское Иновещание в контексте национальной культурной политики.

2.3.1 Задачи современного французского иновещания.

2.3.2 Телеканал «ТВ 5 Монд».

2.3.3 Тенденции развития французского иновещания.

Выводы ко второй главе.

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ МЕДИАПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

3.1 ЕС как гарант единого европейского рынка аудиовизуальных СМИ.

3.1.1 Истоки современной европейской политики в области телевидения

3.1.2 Директива о трансграничном телевидении - попытка создания единого европейского аудиовизуального рынка.

3.1.3 Будущее Директивы о трансграничном телевидении: новые технологии и проблема регулирования.

3.1.4 Программа «Медиа» как фактор стабильности аудиовизуального рынка.

3.2 Телеканал « Евроньюс ». Попытка создания единой общественной сферы Европы.

3.3 Телеканал APTE - витрина культурного разнообразия европейского континента.

Выводы к третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики»

В 2006 году в столице Катара Дохе начался очередной этап переговоров в рамках Всемирной торговой организации о либерализации международной торговли. Наряду с другими странами, Франция активно участвует в консультациях о необходимости дерегуляции рынка. Действительно, французские компании находят свое место в различных сферах глобальной экономики: от энергетики до машиностроения. Исключением, пожалуй, является аудиовизуальный сектор, который французы категорически отказываются приводить в соответствие с принципами свободной торговли. Это значит, что Франция не считает нужным отказываться от протекционистской политики в отношении национального кинематографа и, конечно же, телевидения.

Телевидение во Франции не просто средство массовой информации, но важный элемент государственной политики. Если в 60-е годы, на заре Пятой республики, государственная телерадиокорпорация открыто использовалась в политических целях, то сегодня общественным и коммерческим телеканалам предоставлена редакционная свобода и угрозы плюрализму со стороны властей нет. В то же время в современной Франции телевидение по-прежнему является важнейшим элементом культурной политики, а французское иновещание отвечает интересам внешней политики государства. К слову, культурная политика во Франции - важная составляющая национальной политики, а в марте 2003 года Жак Ширак, выступая в Елисейском дворце, провозгласил защиту культуры в эпоху глобализации одним из основных государственных приоритетов1. Определяющую роль в этом процессе, по замыслу политиков, играют

1 Chirac J. France : un soutien constant à la spécificité de la culture // De l'exception a la diversité culturelle. Paris: La Documentation Française, 2004. P. 43 телевизионные каналы. Неслучайно работу СМИ во Франции курирует Министерство культуры.

Во Франции очень сложно определить, где кончается культурная политика и начинается аудиовизуальная, и наоборот. Задачи, которые стоят перед государством в области сохранения и развития национальной культуры, невыполнимы без участия телевизионных каналов. Для достижения поставленной цели государство идет на ограничения в их работе. Как следствие, во Франции действует режим квот на аудиовизуальные произведения, который направлен на сокращение импорта передач из-за рубежа и, в первую очередь, из Соединенных Штатов. Более того, общественные и коммерческие телеканалы должны в обязательном порядке инвестировать собственные средства в национальную аудиовизуальную индустрию, что является для них тяжелым бременем, а также имеет негативные последствия и для производителей. К примеру, поддержка платными телеканалами киноиндустрии приводит к тому, что национальный кинематограф привык к дотациям и в случае их отсутствия будет нежизнеспособен на конкурентном рынке.

Позиция властей Пятой республики сводится к тому, что государственное вмешательство необходимо, поскольку рынок не способен обеспечить «культурное разнообразие». В этой связи квоты являются основным инструментом для проведения политики регулирования.

Опыт протекционистской политики Франции в отношении собственных культурных индустрий был частично использован в законодательных документах Европейского Союза, хотя и вызывал неприятие у сторонников свободной рыночной экономики. Сегодня существующий режим квот все чаще подвергается критике как со стороны защитников дерегуляции рынка, так и со стороны приверженцев протекционистской политики. Первые считают, что телевидение - это, в первую очередь, индустрия, и она должна быть подчинена рыночной логике; вторые - что в эпоху глобализации культуру необходимо сохранять, в том числе и при помощи телевидения, но по мере развития информационно-коммуникационных технологий квоты становятся архаичным средством в арсенале государства. Развитие Интернета, систем «видео на заказ», мобильной телефонии, спутникового и кабельного телевидения ставит новые задачи перед французской политикой в области средств массовой информации. Кроме того, парадокс политики, проводимой государством, заключается в том, что французское правительство требует от телеканалов защищать национальную культуру, не поясняя, что именно вкладывается в это понятие. Действительно, пока власти не обозначат контуры того, что они считают культурой, эффективность сотрудничества с телевидением будет низкой.

Обращение к вопросу национальной политики Франции в сфере аудиовизуальных СМИ именно сейчас представляется наиболее актуальным. Во время «дохийского цикла» переговоров, ВТО может вновь затронуть вопрос о дерегуляции рынка аудиовизуальных СМИ. В 80-е годы прошлого века Франции удалось на международном уровне отсрочить эти переговоры, но рано или поздно государству придется отвечать на вопросы о совместимости протекционизма и принципов свободной торговли.

Объектом диссертационного исследования является культурная политика, которая преследует благородные цели, но для их достижения выбирает неоднозначные и часто проблемные пути решения. Действительно, никто не ставит под сомнение, что французская культура заслуживает того, чтобы быть сохраненной для потомков - это необходимо как фактор устойчивого развития. Но споры вызывает не сама идея, а способы достижения желаемого результата. В данной работе культурная политика рассматривается не только как абстрактное понятие, включающее в себя декларативные цели о необходимости культурного многообразия, но и как спектр практических шагов, предпринятых государством для достижения этой цели.

Предметом исследования является телевидение, которое во Франции выполняет в том числе «культурную миссию». Во Франции телеканалы традиционно имеют определенную социальную «нагрузку». Андре Мальро еще в 60-е годы прошлого века говорил о необходимости создания «музеев без стен», доступных любому жителю страны. Именно таким музеем хоть иногда призвано быть современное французское телевидение. Образовательная и культурная миссия телеканалов может быть более эффективна, если учитывать, что телевидение во Франции является неоспоримым лидером на рынке свободного времени.

Данная работа, в первую очередь, посвящена общенациональным телеканалам, вещающим на метровой частоте. Однако затрагиваются и проблемы кабельного, спутникового вещания.

Основной задачей исследования является анализ и систематизация материалов о роли и эффективности французского телевидения в контексте культурной политики Франции.

Исходя из этого, в диссертационном исследовании решается ряд задач:

- рассматривается развитие культурной политики в исторической перспективе. В связи с этим дается анализ причин ее модификации и модернизации в ходе времени. Определяются цели современной культурной политики и механизмы их реализации;

- анализируется известная система квот и дотаций национальной аудиовизуальной индустрии, ставящая заслон на пути импорта американских фильмов и программ. Определяется степень совместимости государственного протекционизма и принципов свободной торговли;

- изучается роль коммерческого телевидения в контексте культурной политики. Определяется место частных вещателей в системе поддержки национального кинематографа. Ставится вопрос об опасности чрезмерной зависимости киноиндустрии от финансовой помощи, получаемой от телевидения;

- дается анализ успешности культурной миссии общественного телевидения. Изучается, какие задачи ставит перед общественными телеканалами государство, насколько они способны их выполнять и, наконец, каковы вероятные пути к компромиссу между желаемым результатом и возможным. Для этого, в частности, определяется время и объемы программ о культуре в эфирной сетке общественных телеканалов широкой направленности. Кроме того, уделяется внимание проблемам общественного вещания, вызванным хронической нехваткой финансирования;

- определяется степень кооперации Франции и Европейского Союза в области средств массовой информации. Анализируются как политическое стремление, выраженное в желании закрепить приоритеты национальной политики на региональном уровне, так и практические действия по координации усилий со странами-партнерами. В связи с этим отдельное внимание уделяется телеканалу APTE.

Теоретические исследования в этой области было бы невозможно проводить без опоры на существующую академическую традицию изучения средств массовой информации зарубежных стран. Однако следует отметить, что лишь редкие исследователи в своих работах рассматривали французское телевидение как неотъемлемый элемент национальной культурной политики. Как правило, внимание ученых было больше сфокусировано лишь на уникальности «французской модели» в аспекте, касающемся связи телевидения и кинематографа, а конкретнее, финансирования телеканалами киноиндустрии.

Особого внимания заслуживает книга И.В. Кирии1, посвященная становлению информационного общества во Франции и предлагающая обзор основных тенденций развития сектора электронных СМИ. В работе затрагивается проблема осмысления французскими философами роли культуры в информационный век. В ней также содержатся важные материалы о современном аудиовизуальном рынке, работа знакомит с основными теориями известных французских коммуникативистов, в том числе, посвященными проблемам современного телевидения.

Французским СМИ посвящены также работы JI.B. Шарончиковой2, которые знакомят нас с историей французского телевидения и печати и затрагивают экономические процессы на рынке средств массовой информации, в частности, феномен концентрации. В работах также обозначаются препятствия на пути развития национальных культурных индустрий, сопряженные с интенсивной коммерциализацией сектора телевидения.

Проблемы французских аудиовизуальных СМИ в период Пятой Республики рассматриваются в работах H.A. Самариной3, И.И. Сафонова4 и H.A. Хромченко5.

Развитию информационно-коммуникационных технологий и их влиянию на современный аудиовизуальный пейзаж в России и за рубежом

1 Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005; Кирия И.В. Зарубежный медиамаркетинг. М.: ВК, 2006.

2 Шарончикова JI.B. Телевидение и радиовещание Франции // Вестник Московского Университета, серия «Журналистика». №4,1994; Шарончикова JI.B. Печать Франции (1980-1990). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995; Шарончикова J1.B. Концентрация СМИ и проблемы сохранения национальной самобытности (стратегия группы «Вивенди») // Вестник Мосоковского Университета, серия «Журналистика», №6,2002.

3 Самарина H.A. Французское телевидение и радио // Вестник Московского Университета, №5,1996.

4 Сафонов И.И. Статус радиовещания и телевидения V Французской Республики. 19581973 // Вестник Московского Университета. №6,1974.

5 Хромченко H.A. Европейское телевидение в эпоху глобализации вещания. М., 1994. посвящены работы Я.Н. Засурского1. Они интересны с точки зрения осмысления влияния технологических перемен на современное общество и на развитие теорий информационного общества.

Так как в нашей работе мы часто будем обращаться к экономике аудиовизуального сектора, хотелось бы отметить важную работу л

Е.Л.Вартановой , которая предлагает ценный и подробный анализ развития средств массовой информации в зарубежных странах. Исследование определяет место СМИ в современной экономике, знакомит с основными концепциями в медиаэкономике, выявляет экономические особенности телевизионной индустрии.

Важными для понимания происходящих на рынке СМИ процессов л являются работы Л.М. Земляновой, Г.Ф. Вороненковой, Г.А. Головановой , которые анализируют медиапейзаж на рынках зарубежных стран.

Однако, как уже было отмечено, в российской научной литературе не до конца раскрыта роль французских телеканалов в культурной политике Франции. Часто упор делается на констатации факта и подчеркивании «исключительности» французской модели. Но полноценный анализ адекватности этой политики современным реалиям российскими коммуникативистами еще не завершен.

1 Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ //Национальные модели информационного общества / Отв. ред. Вартанова Е.Л. М.: Изд-во ИКАР, 2004; Засурский Я.Н. Сравнительный анализ концепций общественного и государственного телерадиовещания Франции и России // Межд. конференция общественное телерадиовещание для России: возможности и перспективы. С-Петербург, 2000. http://www2.internews.ru/books/publictv/26.html; Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Засурский Я.Н. и Вартанова Е.Л. М., 2000; Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2004. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004

2 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003

3Землянова Л.М. Коммупикативистика и средства ииформации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004; Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999; Голованова Г.А. Печать в США в начале 90-х годов. М., 1996

В то же время «культурная миссия» телевидения находится в центре внимания во французских научных кругах. Этому аспекту посвящены работы Моник Даньо1, которая не только занималась теоретическим осмыслением данной проблемы, но также исследовала ее на практике, будучи членом Высшего аудиовизуального совета и отвечая за регулирование сектора электронных СМИ.

Интересны работы Жоэль Фарши , которая изучает рынок средств массовой информации через призму экономических теорий. Нельзя не отметить работу Бернара Гурнэ3, посвященную будущему культурного контента на телевидении в эпоху глобализации и либерализации мировой торговли. Этой же проблеме посвящены многие труды известного во Франции коммуникативиста Доминика Вольтона4.

Книги Сержа Регура5, специалиста в области права, заслуживают внимания с точки зрения аргументированного обоснования необходимости реформы протекционистской политики Франции в отношении СМИ в эпоху глобализации.

Доклад Франсиса Баля, подготовленный по заказу Министерства иностранных дел, позволяет лучше понять задачи и проблемы, стоящие

1 Dagnaud M. Commissariat général du plan. Médias : promouvoir la diversité culturelle. Paris : La Documentation française, 2000; Dagnaud M. L'état et les médias fin de partie. Paris: Editions Odile Jacob, 2000

2 Farchy J. La fin de l'exception culturelle? Paris: CNRS Editions, 1999 ; Farchy J. et Ranaivoson H. La diversité culturelle, soubassements économiques et volonté politique // Francophonie et mondialisation. Hermès n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS éditions, 2004

3 Gournay B. Exception culturelle et mondialisation. Paris: Presse de Sciences PO, 2002

4Wolton D. Values and Normative Choices in French Television // Television and the public interest / ed. by Jay G. Blumer. London: Broadcasting Standarts Council, SAGE, 1992; Wolton D. L'autre mondialisation. Paris: Éditions Flammarion, 2003; La télévision au pouvoir. Omniprésente, irritante, irremplaçable / Wolton D. (ed.) Paris: Universalis, 2004

De l'exception à la diversité culturelle / Regourd S. (ed.) Paris : La documentation française, 2004 ; Regourd S. Droit de la communication audiovisuelle. Paris: PUF, 2001 ; Regourd S. France // Western Broadcasting at the dawn of the 21 century. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2001; Regourd S. La télévision des Européens. Paris : La Documentation française, 1999 перед современным французским иновещанием1. Интересным также представляется доклад сенатора Луи Дювернуа, в котором говорится о необходимости модернизации внешней культурной политики, в том числе и о назревшей реформе иновещания .

Особого интереса заслуживает работа бывшего президента Высшего аудиовизуального совета Эрве Буржа, посвященная общественному телевидению3.

Конечно, теоретические работы, указанные выше, опираются на философскую традицию осмысления роли средств массовой информации в обществе. В этой связи хотелось бы упомянуть философов Франкфуртской школы Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера4, которые первыми ввели понятие «культурные индустрии». Важными также представляются работы Ги Дебора и Жана Бодрийяра5, посвященные влиянию телевидения на современного человека.

Научная новизна данного исследования заключается в попытке многостороннего анализа существующей системы взаимоотношений «государство - СМИ» на примере сотрудничества в области культуры. В этой связи французское телевидение рассматривается через призму государственной культурной политики. Диссертационная работа предлагает критическое осмысление механизмов реализации данной политики и, в первую очередь, известного режима квот. Причем данное исследование не сводится к сухой констатации их наличия, а делается

1 Balle F. La politique audiovisuelle extérieure de la France. Rapport au ministre des Affaires étrangères. Paris: La documentation française, 1996

2Duvernois L. Pour une nouvelle stratégie de l'action culturelle extérieure de la France : de l'exception à l'influence // Rapport d'information n° 91 (2004-2005). http://www.senat.fr/ran/r04-091/r04-0910.html

3 Bourges H. La télévision du public. Paris: Flammarion, 1993

4 Adorno T., Horkheimer M. La dialectique de la raison : fragments philosophiques. Paris : Gallimard, 1976

5 Debord G. Société du spectacle // www.nothingness.org/SI/debord: Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris : Galilée, 1981; Baudrillard J. La guerre du Golfe n'a pas eu lieu. Paris : Galilée, 1991 попытка определения эффективности этого инструмента, как для сохранения культуры, так и для спасения национальной аудиовизуальной индустрии.

Исследование опирается на наиболее важные работы французских коммуникативистов, посвященные именно культурной миссии современного телевидения.

Данная работа имеет и практическую значимость, поскольку в ней сделана попытка представить обзор французской модели сотрудничества государства и СМИ с точки зрения задач культурной политики. Анализ ошибок и успехов Франции позволит и другим странам, в том числе России, эффективно использовать этот уникальный опыт для создания полноценной системы поддержки культуры в эпоху, когда перед лицом глобализации национальные государства пытаются найти объединяющую население идею или хотя бы сохранить существующее культурное наследие.

Материалы данного исследования могут быть использованы на практике при разработке курса лекций по предмету «Зарубежная журналистика». Некоторые аспекты диссертации могут быть интересны для студентов, изучающих вопросы государственного регулирования на рынке СМИ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Гачечиладзе, Ираклий Иванович

Выводы к третьей главе

Одним из выводов данной главы является утверждение, что важный для Франции принцип защиты «культурного разнообразия» нашел отражение в европейской аудиовизуальной политике. Основные документы ЕС, напрямую затрагивающие телевидение, как и во Франции, базируются на системе квот (Директива о трансграничном телевидении) и субсидий региональным вещателям (программа «Медиа»). В известной степени справедливо утверждение о том, что жесткая протекционистская позиция Франции сейчас доминирует в Брюсселе, хотя многие члены Союза, в первую очередь Великобритания, выступают за более «рыночный» подход к будущему аудиовизуальной индустрии.

Сотрудничество с европейскими структурами для выработки взвешенных подходов регулирования аудиовизуального сектора является важным, но не единственным направлением для Франции. Большое внимание французская политика уделяет практическим шагам, направленным на укрепление регионального европейского телевизионного рынка и интенсификацию культурного обмена между государствами-членами ЕС.

Примерами такого взаимодействия можно считать телеканалы «Евроньюс», который создавался при активном участии Франции и изначально был направлен на создание единой европейской общественной сферы, и, конечно, APTE, который является успешным примером координации культурной политики Франции и Германии в области телевидения.

Заключение

Франция - одна из немногих стран мира, где невозможно представить предвыборную программу серьезного политика, не включающую в себя обещания бороться за сохранение и развитие национальной культуры. Традиция делать культурную проблематику одним из приоритетов внутренней и внешней политики, несомненно, укрепилась в эпоху глобализации, хотя ее истоки можно искать в середине прошлого века, когда было создано Министерство культуры. В 80-е годы его руководитель Жак Ланг осознал необходимость более активного вовлечения средств массовой информации в процесс популяризации национальной культуры, причем не только на родине, но и за рубежом, где французское иновещание еще сохраняло свои позиции.

Один из основных вопросов данной работы - эффективно ли французское телевидение в контексте национальной культурной политики? В исследовании мы попытались проанализировать, удалось ли телеканалам способствовать культурному разнообразию. По нашему мнению, сегодня у французского зрителя сохраняется доступ к некоммерческим программам «культурного содержания». Однако, тенденции, намечающиеся в телевизионном секторе, настораживают. К примеру, частные телекомпании, с одной стороны, скованы квотами и вынуждены подчиняться правилам, установленным государством, а с другой - телеканалы хотя и отводят эфирное время под программы «культурного содержания», но используют любые возможности, чтобы перенести их показ на поздний вечер, вне прайм-тайма.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. В современной Франции телевидение является элементом культурной политики. Телевизионные каналы, общественные и коммерческие, обязаны не только отводить эфир под программы культурного содержания, но и инвестировать в национальную аудиовизуальную индустрию. Таким образом, государство в обмен на лицензию на вещание, делегирует телеканалам часть своих полномочий в контексте культурной политики. Кроме того, сектор телевидения курирует подразделение Министерства культуры, что является еще одним свидетельством исключительной роли СМИ в культурной политике государства.

2. Квоты как механизм протекционистской политики защищают французскую аудиовизуальную индустрию, но малоэффективны с точки зрения национальной культурной политики. Практика показывает, что европейские компании, на которые не распространяется режим квот, руководствуются рыночными принципами и мало заботятся о «культурном разнообразии».

Есть еще и технологический аспект, который тоже говорит не в пользу существующей системы квот. С развитием информационно-коммуникационных технологий государству потребуются новые инструменты регулирования. Распространение цифрового телевидения, систем видео «на заказ», развитие спутникового телевидения - все это требует адаптации законодательной базы к новой технологической среде.

3. Франция, пожалуй, активнее других европейских стран использует потенциал коммерческого вещания в целях достижения культурного плюрализма. Но главной заслугой частных телеканалов является даже не программная политика, которая формируется под влиянием действующего режима квот, но роль телеканалов в поддержке национального кинематографа.

Ежегодные отчисления крупнейших коммерческих вещателей, с одной стороны, создают иллюзию стабильности кинематографа, с другой -устанавливают опасную зависимость киноиндустрии от телевидения. Несмотря на то, что французскому кино удалось выжить в условиях конкуренции с Голливудом во многом именно благодаря уникальной модели финансирования, сейчас все больше коммуникативистов ставят вопрос о негативных эффектах такой зависимости. Действительно, телеканалы, являясь заказчиками новых фильмов, все чаще вмешиваются в производственный процесс и навязывают свои требования производителям. Таким образом, негативные эффекты коммерциализации, свойственные телевидению, переносятся и на французский кинематограф, вынужденный все больше ориентироваться на коммерческую логику производства, а, значит, неизбежным последствием становится стандартизация кинематографа.

4. В то же время свой уникальный просветительский потенциал не использует общественное телевидение широкой направленности. Хроническая нехватка денег, привлекаемых за счет абонентской платы, и разрешение на пополнение бюджета за счет рекламы приводит к тому, что телеканалы часто руководствуются коммерческой логикой при составлении программной сетки. Известный доклад, подготовленный по заказу Министерства культуры комиссией под руководством Катрин Клеман, наглядно продемонстрировал, что культурный контент вытесняется из прайм-тайма общественных телеканалов.

Но, в целом, у французского зрителя по-прежнему есть доступ к программам культурного содержания. Пропорции сохраняются благодаря франко-германскому APTE, вещающему во Франции на метровой частоте, а также созданию «Франс 4» - нового телеканала культурной направленности, который начинает вещание в рамках проекта наземного цифрового телевидения. Однако еще далеко не все французские домохозяйства имеют доступ к цифровому наземному вещанию.

5. Культурная политика постепенно подходит к пониманию необходимости большей кооперации со структурами Евросоюза, равно как и со странами-партнерами по ЕС. Отказ от принципов защиты исключительно собственных культурных индустрий в пользу более ориентированного на единую Европу подхода означает на деле признание невозможности достижения поставленной цели в одиночку. Франция стремится создать наднациональную систему защиты культуры в эпоху глобализации. Именно поэтому с течением времени государство отказалось от концепции защиты «французской культурной исключительности» в пользу отстаивания принципов «культурного многообразия».

Кроме сотрудничества в рамках Еврокомиссии, Франция активно занимается практической реализацией этих задач. Создание телеканала APTE - пример успешной кооперации между европейскими государствами. Этот телеканал важен как символ новой политики «сотрудничества», а также является фактором развития независимого производства и бесплатного доступа зрителей к некоммерческим программам культурного содержания.

Дальнейшее изучение роли телевидения в деле сохранения культуры представляется нам весьма интересным и перспективным. В частности, развитие технологий ставит перед государством новые задачи по созданию эффективных регулирующих механизмов, которые помогли бы использовать большой потенциал средств массовой информации для выполнения задач культурной политики. Удастся ли Франции и ее партнерам по ЕС создать новую систему протекционистских мер, более адаптированных к технологической среде и глобализации? Ответ на этот вопрос пока не найден. Изучение этой проблематики могло бы стать основой будущих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гачечиладзе, Ираклий Иванович, 2006 год

1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003

3. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1998

4. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002

5. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999

6. Голованова Г.А. Печать в США в начале 90-х годов. М., 1996

7. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2001

8. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2004. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004

9. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004

10. Ю.Кирия И.В. Зарубежный медиамаркетинг. М.: ВК, 2006

11. П.Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005

12. Национальные модели информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Икар, 2004

13. В.Мальро А. Зеркало лимба. М.: Изд-во Прогресс, 1989

14. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2000

15. Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М.: Инст. Проблем информационного права, 2004

16. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 2002

17. П.Самарина H.A. Французское телевидение и общеевропейская коммуникационная система. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996

18. Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. М.: Рип-холдинг, 2003

19. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004

20. Шарончикова JI.B. Печать Франции (1980-1990). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002

21. Шарончикова JI.B. Телевидение и радиовещание Франции. Вестник Московского Университета. 1994. №4,

22. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М.: Аспект Пресс, 2006

23. Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я.Н. Засурский и E.J1. Вартанова. М., 2000

24. Самарина Н.А. Телевидение и радиовещание Франции в 1995 г. М.: Вестник Моск. Ун-та., 1996

25. Сафонов И.И. Статус радиовещания и телевидения V Французской Республики. 1958-1973. М.: Вестник Моск. Ун-та., 1974, №6

26. Соломонов Ю.Ю. СМИ Франции в 1998 году. Телевидение // Вестн. Моск. Ун-та, серия «Журналистика», 1999.

27. Шарончикова J1.B. СМИ Франции в 2002 г.// Зарубежная журналистика в 2002 г. М., 2003.

28. Литература на иностранных языках:

29. Adorno T., Horkheimer M. La dialectique de la raison : fragments philosophiques. Paris : Gallimard, 1976

30. Baudrillard J. Fatal Stratégies. London : Pluto, 1990

31. Baudrillard J. La guerre du Golfe n'a pas eu lieu. Paris : Galilée, 1991

32. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris : Galilée, 1981

33. Bauman, Z. Intimations of postmodernity. London: Routledge, 1992

34. Benjamin W. The work of art in the Age of mechanic reproduction//http://bid.berkeley.edu/bidclass/readings/beniamin.html

35. Bourdieu P. Contre-feux. Paris : Raisons d'agir, 1998

36. Bourdieu P. Sur la télévision. Paris : Raisons d'agir, 1996

37. Bourges H. La télévision du public. Paris: Flammarion, 1993

38. Breton P. L'utopie de la communication. Paris : La découverte, 1997

39. Balle F. La politique audiovisuelle extérieure de la France. Rapport au ministre des Affaires étrangères. Paris: La documentation française, 1996

40. Charon J.-M. Les médias en France. Paris: La Découverte, 2003

41. Chomsky N. Deux heures de lucidité. Paris: Les Arènes, 2001

42. Clément C. La nuit et l'été : rapport sur la culture à la télévision. Paris : La Documentation française, 2003

43. Cluzel J. Manifeste. Paris: L.G.D.J, 1997

44. Contesting the frontiers. Media and dimensions of identity / Kivikuru U. (ed.) Goteborg: Nordicom, 2001

45. Cuche D. La notion de culture dans les sciences sociales. Paris: La Découverte, 2004

46. Culture, Etat et marché Cahiers français n°312 / Tronquoy Ph. Paris: La Documentation française, 2003

47. Western broadcasting at the dawn of 21st century / D'Haenens L., Saeys F. (eds.) Berlin New-York: Mouton de Gruyter, 200151 .Dagnaud M. Commissariat général du plan. Médias : promouvoir la diversité culturelle. Paris : La Documentation française, 2000

48. Dagnaud M. L'état et les médias fin de partie. Paris: Editions Odile Jacob, 2000

49. De l'exception à la diversité culturelle / Regourd S (ed.) Paris : La documentation français, 2004

50. Debord G. Société du spectacle //www.nothingness.org/SI/debord

51. Derrida J. Deconstruction in a nutshell A conversation with Jacques Derrida / edited and with a commentary by John D.Caputo. New-York: Fordham University press, 1997

52. Derrida J., Stiegler B. Échographies de la télévision. Entretiens filmés. Paris: Galilée- INA, 1996

53. Dibie J.-N. Entre l'enclume et le marteau. Paris : L'Aube, 2000

54. Djian J.-M. Politique culturelle : la fin d'un mythe. Paris : Gallimard, 2005

55. Duvernois L. Pour une nouvelle stratégie de l'action culturelle extérieure de la France : de l'exception à l'influence // Rapport d'information n° 91 (2004-2005). http://www.senat.fr/rap/r04-091 /r04-0910.html

56. Farchy J. La fin de l'exception culturelle ? Paris : CNRS, 1999l.Franceschini L. Télévision et droit de la communication. Paris:1. Ellipses, 2003

57. Franceshini L. La régulation audiovisuel en France. Paris: PUF, 1995

58. Francophonie et mondialisation. Hermès n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS éditions, 2004

59. Girard A. Les affaires culturelles au temps d'André Malraux, 19591969. Paris: La Documentation française, 1996

60. Gournay B. Exception culturelle et mondialisation. Paris: Presse de Sciences Po, 2002

61. Habermas J. L'espace public archéologie de la publicité comme dimension constructive de la société bourgeoise. Paris: Payot, 1993

62. Halimi S. Les nouveaux chiens de garde. Paris : Liber-Raisons d'Agir, 1997

63. Institutions et vie culturelles / Saez G. (ed.) Paris : Les notices de la documentations Française, 2004

64. L'audience. Presse, Radio, Télévision, Internet. Hermès n°37 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS éditions, 2004

65. L'état des médias / Charon J.-M. (ed.) Paris : La découverte/Médiaspouvoirs/CFPJ, 1991

66. La politique culturelle en débat. Anthologie, 1955 2005 / Textes réunis et présentés par Geneviève Gentil et Philippe Poirrier. Paris : La Documentation française, 2006

67. La télévision au pouvoir. Omniprésente, irritante, irremplaçable / Wolton D. (ed.) Paris: Universalis, 2004

68. La télévision et ses influences / Courbet D., Fourquet M.-P. (eds.) Bruxelles: De bœck, INA, 2003

69. La télévision publique en Europe. Rapport du CSA Conseil supérieur de l'audiovisuel. Paris : Les rapports du CSA, 1998

70. Le banquet imaginaire/ Ouvrage collectif dû à l'association « L'Exception, groupe de réflexion sur le cinéma » Paris : Gallimard, 2002

71. Les politiques audiovisuelles en France / Tomaszewski R. (ed.) Paris: La Documentation française, 2001

72. Les politiques culturelles en France / Poirrier Ph. (ed.) Paris: La Documentation française, 2002

73. Lombard A. Politique culturelle internationale : le modèle français face à la mondialisation. Paris: Maisons des culture du Monde, 2003

74. Marchetti P. La production d'oeuvres audiovisuels dans l'Union Européenne. Aix-Marseille : Centre d'études et de recherches internationales et communautaires université d'Aix-Marseille, 1997

75. Mattelard A. Histoire de l'utopie planétaire. Paris : La Découverte, 2000

76. Mattelart A. Diversité culturelle et mondialisation. Paris: La Découverte, 2005

77. McLuhan M. Pour comprendre les médias. Paris : Seuil, 1977

78. Mermet J. Francoscopie 2003. Paris: Larousse, 2003

79. Miège B. L'information communication, objet de connaissance. Bruxelles : De Boeck, 2004

80. Miège B. La société conquise par la communication. Grenoble: PUG, 1997

81. Miège B. Les industries du contenu face à l'ordre informationnel. Grenoble : PUG, 2000

82. Mollard C. LE 5e pouvoir. La culture et l'Etat de Malraux à Lang. Paris: Armand Colin, 1999

83. News in a Globalized Society / Hjarvard S. (ed.) Goteborg: Nordicom, 2001.

84. Questions de droit de l'audiovisuel européen / Doutrelepont C., Waelbroeck M.(eds). Paris: LGDJ, 1997

85. Ramonet I. La tyrannie de la communication. Paris: Gallimard, 2001

86. Regourd S. Droit de la communication audiovisuelle. Paris: PUF, 2001

87. Regourd S. La télévision des Européens. Paris : La Documentation française, 1999

88. Télévision 2005 / Collectif Dixit. Paris: Dixit, 2005

89. Television across Europe / Wieten J., Murdock G., Dahlgren P. (eds) London: Sage, 2000

90. Télé vision française. La saison 2005/ Bosséno Ch. (coord.) Paris : L'Harmattan, 2005

91. Télévision, mémoire et identités nationales. Paris: L'Harmattan, 2003

92. UNESCO Culture, commerce et mondialisation. Paris: éditions UNESCO, 2003

93. Urfalino P. L'invention de la politique culturelle. Paris: La Documentation française, 1996

94. Wolton D. Eloge du grand public. Une théorie critique de la télévision. Paris : Flammarion, 1990

95. Wolton D. L'autre mondialisation. Paris: Flammarion, 2003

96. Научные статьи на иностранных языках:

97. Baer J.-M. L'exception culturelle. Une règle en quête de contenus //En temps réel. 2003. cahier 11

98. Bakke M. Arts television: Questions of Culture // Television Across Europe / Wieten J., Murdock G., Dahlgren P. (eds). London: SAGE, 2000

99. Barraquand H. Présentation de l'organisation international de la francophonie // Francophonie et mondialisation. Hermès n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS éditions, 2004.

100. Burin des Roziers L. Le statut commercial des biens culturels : une question récurrente // De l'exception a la diversité culturelle / Regourd S. (ed.) Paris: La Documentation Française, 2004.

101. Delbarre R. La France: pour et contre l'exception culturelle//Les médias et la diversité culturelle. Deuxième conférence francophone en sciences de l'information et de la communication en Russie. Moscou 1-3 juin 2006 P. 11

102. Farchy J., Ranaivoson H. La diversité culturelle, soubassements économiques et volonté politique // Francophonie et mondialisation. Hermès n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS éditions, 2004

103. Gaillard J.-M. Une mondialisation historiquement au service de l'hégémonie culturelle américaine // De l'exception à la diversité culturelle. Paris: La documentation française, 2004.

104. Hassan I. Beyond postmodernism: Toward an Aesthetic of Trust // Beyond Modernism / Klaus Stierstofer (ed.) Berlin, London: Walter de Gruyter, 2003

105. Poirrier Ph. Pouvoirs publics et politique culturelle. L'Etat et la dimension culturelle // Culture, Etat et marché Cahiers français n°312 / Tronquoy Ph. Paris: La Documentation française, 2003

106. Regourd S. France // Western Broadcasting at the dawn of the 21 century. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2001

107. Wolton D. Values and Normative Choices in French Television // Television and the public interest / Blumer G. J. (ed.) London: Broadcasting Standarts Council, SAGE, 19921. Периодическая пресса:

108. Chirac défend l'exception // L'Humanité. 2002. 11 janvier

109. La "CNN à la française" dès 2006? //L'Express. 2005. 30 novembre

110. Soula C. Le dernier pari de Canal //Le Nouvel Observateur. 2005. 6 octobre

111. Messier J.-M. Vive la diversité culturelle // Le Monde. 2001. 10 avril

112. Bénilde M. Parrain privé, chaîne publique //Le Monde diplomatique. 2006. janvier

113. Farrat J. Chanson française et diversité culturelle // Le Monde diplomatique. 2004. Mai

114. Figarol N. Le CSA, grand régulateur de la télévision et de la radio // Antennes. 2005. Juin

115. Tibaudeau B. Canal+. Une toujours à l'avant-garde // Antennes. 2005. Octobre

116. Charbert J.-E. TV de proximité. Une locale pas si locale que ça ! // Antennes. 2005. Octobre

117. Havard M.-H., Zelmann V. TNT. Un véritable succès à l'actif de TDF // Antennes. 2006. Mai-Juin

118. Martin S. TNT. 18 chaînes gratuites // Antennes. Juillet-Août

119. Raizon D. La CNN à la française sera lancée en 2006 // RFI, 2005. 9 novembre1. Интервью:

120. Интервью автора работы с главным редлактором телеканала «Евроньюс» Луисом Ривасом записано в Лионе (Экюли) в марте 2003 года.1. Документальный филыи:

121. Culture une affaire d'Etat. La Vème République des affaires culturelles». Réalisateurs : Jean-Michel Djian et Joël Calmettes. Production : Morgane Production, INA entreprise, France 5. L'année 2002. 86 min.

122. Интернет сайты государственных учреаденнй Франции:

123. Официальный сайт премьер-министра Франции Доминика де Вильпена: http://www.premier-ministre.gouv.fr

124. Официальный сайт Национальной ассамблеи Франции:http://www.assemblee-nationale.fr

125. Официальный сайт Министерства культуры Франции:http://www.culture.gouv.fr

126. Официальный сайт Управления развития медиа:http://www.ddm.gouv.fr

127. Официальный сайт налогового управления Франции: http://www.impots.gouv.fr/

128. Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции:http://www.csa.fr/1. Другие сайты:

129. Официальный сайт Европейского Союза: : http://europa.eu.int/

130. Официальный сайт ЮНЕСКО: http://www.unesco.org/

131. Сайт европейской аудиовизуальной лаборатории: http://www.obs.coe.

132. Сайт холдинга «Франс-Телевизьон»: : www.francetelevisions.fr

133. Сайт телеканала «Франс 2»: http://www.france2.fr

134. Сайт телеканала «Франс 3»: http://www.france3.fr

135. Сайт телеканала ТФ1 : http://www.tfl .fr

136. Сайт телеканала «Каналь+»: http://www.canalplus.fr

137. Сайт телеканала «Евроньюс»: http//www.euronews.net

138. Сайт телеканала ТВ5: http//www.tv5.org

139. Сайт телеканала APTE: http://www.arte-tv.fr

140. Сайт «Радио Франс Интернатьональ»: http://www.rfi.fr

141. Сайт общества киноведов: http://www.lexception.org/

142. Сайт регионального фонда современного искусства Бургундии:http://www.frac-bourgogne.org/

143. Сайт «Нового обозревателя»: http://www.nouvelobs.com

144. Сайт Института проблем информационного права: www.medialaw.ru

145. Сайт фонда Наполеона Бонапарта: www.napoleon.org

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.