Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Набулси, Ахмед Мустафа

  • Набулси, Ахмед Мустафа
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1983, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 121
Набулси, Ахмед Мустафа. Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Ленинград. 1983. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Набулси, Ахмед Мустафа

Введение . о

Глава 1. Современное искусство Палестины: основные художественные тенденции и ведущие мастера

Глава 2. Военно-патриотическая тема в творчестве художников Сирии и Ливана

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана»

Длительная и напряженная борьба арабских народов против колониальной зависимости империалистических держав приобретает особенно острый характер с 1948 года, когда по решению ООН было провозглашено образование двух независимых государств - Палестины и Израиля. Однако, международная реакция и сионизм сделали все возможное для того, чтобы народ Палестины не смог реализовать своего права на создание суверенного государства. Воспользовавшись этим, Израиль развязал многолетнюю войну против арабского народа, незаконно оккупировав палестинские земли. Именно с этого времени начинается наиболее трагический период в истории Палестины, который и породил ближневосточную проблему, в орбиту которой был вовлечен и ряд других арабских стран, прежде всего Сирия и Ливан, также подвергшиеся агрессии Израиля. Вместе с тем, оккупация палестинских земель и раз деление части ее территории между Иорданией и Египтом дало мощный толчок к пробуждению национального самосознания, стремлению обрести независимость и создать собственное государство, что привело к образованию в мае 1954 года Организации Освобождения Палестины /ООП/, под знаменем которой объединились все . демократические силы арабской Палестины.

Пробуждение национального самосознания не могло не привести к интенсивному развитию литературы и искусства арабских народов, в которых важное место занимает тема национально-освободительного движения. В арабском мире хорошо известны поэтические произведения палестинцев Махмуда Дарвиша, Муина Псисо,, Фадуа Тукана, Тауфика Зияда, сирийцев Салима Парака-та, Навих Абу Авата, Пандара Абдулхамида Хумайсысс их страстным призывом к объединению, к защите общего дела палестинцев.

Особенно интенсивное развитие в последние десятилетия получило изобразительное искусство Палестины и некоторых других арабских стран. Произведения Исмаила Шаммута, Тамам аль-Акхаль, Абдуррахмана Музаена и других мастеров, посвятивших свое творчество воплощению борьбы и труда палестинского народа как всего арабского мира, стали известны далеко за пределами Арабского Востока.

Развитие современного искусства Палестины и других стран ближневосточного региона было предопределено их многовековой культурой. Уходя своими корнями в глубокую древность, художественные традиции этих государств в XX столетии наиболее ярко отразили историческую необходимость и стремление народов добиться полного освобождения от колониальной зависимости, сохранить национальное самосознание, объединиться в борьбе против сил империализма. Прошедшие в Лондоне /1967/, в Софии и Белграде /1971/, в Гаване /1978/, в Москве /1977,1979,1981, 1982/, в Варшаве, Берлине и в Париже /1980/, в Праге /1982/, выставки убедительно показали высокий идейно-художественный уровень изобразительного искусства арабских стран, разнообразие творческих манер, поисков и направлений. Это еще раз доказывает международное признание современного арабского искусства и то значение, которое оно имеет в мировой художественной культуре нашего времени.

Хронологические границы рассматриваемого в диссертации материала, охватывающие преимущественно 1950-1970-е годы, оправданы стремлением автора показать процесс зарождения и развития современного творчества в таких странах как Палестина, Сирия и Ливан, более других испытывающих на себе агрессивные устремления израильской военщины. Основное внимание в диссертации уделено характеристике творчества палестинских художников, проживающих как на оккупированной территории, так и в Сирии, Ливане и других странах арабского мира.

Доминирующий в диссертации интерес именно к палестинской художественной проблематике объясняется также и тем обстоятельством, что автор работы - палестинец по национальности, - лучше и подробнее знаком с изобразительным материалом своего отечественного искусства. Это дает возможность сделать ряд существенных наблюдений и выводов, имеющих историко-культурное и общественное значение и для остальных молодых национальных художественных школ в соседних арабских странах. При этом необходимо учитывать, что изобразительное искусство палестинцев, в отличии от других арабских стран, развивается в сложных исторических условиях борьбы народа за создание собственного государства. Находясь в изгнании, палестинцы сумели сохранить национальное единство и в рядах Палестинского Движения Сопротивления /ПДС/, включились в борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии 1967 года и справедливое урегулирование ближневосточного кризиса.

В диссертации в основном рассматриваются живопись и графика, как основные и наиболее значительные виды и жанры худоявственного творчества. Это имеет свое объяснение. Многие прогрессивные художники, и в первую очередь палестинские, лишены возможности развивать творчество в труднейших условиях их жизни художников-изгнанников. Естественно, что в сложных обстоятельствах военного времени большинство мастеров предпочитают работать в области живописи и графики, как наиболее мобильных и оперативных видах искусства. Не случайно в последнее время /с начала 1970-х годов/ особо интенсивное развитие получает плакат, как наиболее активная и массовая форма агитационного воздействия на зрителя. Обращаясь к народу, выражая надежды людей на свободу и счастье, плакат, как и некоторые другие жанры изобразительного искусства сплачивает ряды борцов против империализма и сионизма.

Развиваясь в борьбе с различными формалистическими тенденциями западного искусства, прогрессивное творчество арабских стран явно ориентируется на реалистическое отображение действительности, хотя в произведениях некоторых мастеров заметно утвердилось и влияние отдельных школ и течений зарубежного модернизма. Не оставляя без внимания последние, их должную критическую оценку, автор работы основное внимание уделяет выявлению и анализу позитивных тенденций развивающихся художественных школ Арабского Востока. Именно в демократических по духу и реалистических по характеру выражения традициях творчества арабских мастеров и следует искать наиболее яркие и значительные проявдения национального художественного своеобразия, присущего работам лучших живописцев и графиков рассматриваемых стран.

Специальная литература, как арабская, так и зарубежная, посвященная теме национально-освободительной борьбы в искусстве арабских стран весьма скупа и немногочисленна. Как правило, произведения искусства, посвященные рассматриваемой проблематике, не выделяются в особые характеристики, находясь в общем контексте обычных обзоров развития национальных школ. Хотя на арабском языке существует немало каталогов и статей, посвященных современному искусству региона, работа с ними затрудняется отсутствием научного аппарата. Часто не указывается год создания работ, их размеры, техника и материал. Порой невозможно определить имя художника, особенно в области плаката и журнальной графике. Но необходимо отметить, - в ряде специальных изданий последних лет эти недостатки постепенно исчезают. В последнее время в связи с обострением политической обстановки на Ближнем Востоке, с активизацией Палестинского Движения Сопротивления особенно усилился интерес к арабской и мировой общественности к искусству народа Палестины.

Первым печатным трудом, который по сути дела является единственным изданием, содержащим сведения о всех крупных палестинских художниках, стала книга Эззалдина аль-Манасра "Палестинское изобразительное искусство"Автор, известный писатель и поэт, на протяжении многих лет собирал сведения о художниках и их произведениях. Понятны трудности, встающие на пути каждого, кто обращается к этой теме. Отсутствие архивов, документов, критики, искусствоведеческих оценок, как и

1. Э. аль-Манасра "Аль-фан аль-ташкили аль-фаластини. 19271975". Бейрут, 1975. самих национальных музеев и галерей, разбросанность произведений по многочисленным частным собраниям - все это делает чрезвычайно сложным поиски достоверных фактов и материалов, связанных с историей молодого искусства Палестины и соседних арабских государств. Алманасра близко знаком со многими художниками, ведет переписку с теми, кто живет и работает в других странах мира, он опубликовал интервью, заметки, отчеты о некоторых выставках арабского искусства, ^а основе документального материала и составлена названная книга.

Автор рассказыва ет об истории развития изобразительного искусства в Палестине с начала XX века, о старшем поколении мастеров, стоявших у истоков отечественной школы. Среди них автор отмечает Джамаля Бадрана, Хайря Бадрана, My хаме да Вафа аль-Дажани. Но основное место в книге уделено искусству 19501970-х годов. Среди современных палестинских художников особо выделяются широко известные живописцы Исмайл Шаммут и Та-мам аль-Акхаль. Рассказывая их биографию, автор не останавливается только на этом, но и подвергает критическому анализу некоторые из произведений, справедливо замечая/ что желание сделать свои работы понятными и доступны!,«1 порой уводит художников в сторону от решения живописных задач. В книге рассматривается творчество и других значительных мастеров: Мус-тафы Халладжа, Махмуда Тааха. Кроме рассказа о жизни и творчестве известных палестинских художниках, автор упоминает еще около пятидесяти мастеров, называя основные произведения и выставки, в которых они принимали участие.

Особенностью издания является распределение художников не по их значимости для палестинского искусства, а по объему имеющихся сведений об их творчестве. Э. аль-Манасра не искусствовед и это определило основную направленность его книги. Автор не дает профессиональной характеристики произведения, не стремится к хронологической последовательности, к рассмотрению особенностей стиля в творчестве художников.

Специальная глава кИиги посвящена палестинскому плакату. Автор анализирует его специфику, раскрывает символический язык плаката, систематизирует произведения по тематическому признаку, пытается найти закономерности в развитии этого вида искусства. В конце книги приводится библиографический указатель газетных и журнальных статей по теме. Хотя труд Алма-насра нельзя назвать сугубо искусствоведеческим, тем не менее без него невозможно представить литературу, посвященную палестинскому искусству. Существенным недостатком книги является отсутствие репродукций, но это связано с трудностями издательского характера.

Большой интерес представляет ряд вступительных статей к каталогам выставок, а также статьи в периодической арабской печати. Несмотря на общий, часто поверхностный взгляд, присущий большинству из них, все же необходимо выделить те, которые хотя и кратко, но емко характеризую® явления палестинского искусства. Прошедшая в марте 1978 года в Бейруте Международная выставка изобразительного искусства, посвященная Па-лестипех продемонстрировала не только растущую солидарность, но и пристальное внимание государственных, общественных деятелей, критиков и искусствоведеов к проблемам палестинского искусства. Каталог выставки включает ряд статей , авторы ко

1. Аль-маарад аль-ташкили аль-алами мен ажель фаласти.(Каталог), Бейрут, 1978. торых поставили большие и серьезные проблемы. В статье Моны Сауди рассматривался вопрос о месте и роли искусства в борьбе палестинского народа, о формировании национального самосознания. Выступление прогрессивного чилийского художника я .Матта, принявшего участие в составлении каталога, ярко прозвучала мысль об активной позиции художника в политической борьбе, о роли искусства, в том числе и палестинского в создании гуманистического идеала, вдохновляющего человека на борьбу за его осуществление. К достоинствам этого издания следует отнести и богатый иллюстративный материал, позволяющий проследить развитие творческих исканий наиболее значительных художников.

С 1980 года в Дамаске стал выходить журнал, посвященный арабскому изобразительному искусству. Первый номер журнала открывается статьей министра культуры и просвещения Сирии 1

Кажах аяь-Атар , в которой определяется главная цель нового издания - ". глубже и шире знакомить читателей с изобразительным искусством арабских стран, а также с произведениями 9 прогрессивных зарубежных мастеров'"". Среди статей журнала следует отметить выступление сирийского критика Халиля Софии, посвященное традициям в современном арабском искусстве. Автор определяет значение этой проблемы для развития современной арабской культуры, как одной из наиболее главных. "Долгое время, - замечает X.София, - у нас господствовало отношение к традициям в плане сохранения идеальных представлений о народ

1. Аль-хая аль-ташкилия. ("Художественная жизнь")- 1980, К? 1, Димашк.

2. Там же, с. 130. ном герое, о взаимоотношениях между людьми и почти не изучались вопросы эволюции стиля, формирование творческой индивидуальности, использование техники и материалов"-'-. В заключении статьи автор делает справедливый вывод, видя будущие успехи арабского искусства в освоении лучших традиций народного искусства.

В этом же журнале опубликована статья, посвященная выставке палестинского искусства в Берлине /1980/. Автор отмечает успех экспозиции, в которой приняли участке около шестидесяти произведений палестинских художников. В статье дан краткий, но содержательный анализ основных произведении."

Среди периодических изданий на арабском языке, выходящих за рубежом, большой популярностью пользуется журнал "&унун арабия" /"Арабское искусство"/, издающийся в Англии. Основной целью редакция поставила систематическую публикацию статей о проблемах арабского изобразительного искусства, а также сбор, классификацию и изучение произведений современных арабских художников. По теме диссертации в журнале опубликованы статьи, посвященные араоскои графике , искусству Ливана в '1980-с го

4 Я ды , искусству Сирии0.

На русском языке также существует ряд изданий, в основном обзорного характера. Среди них прежде всего следует назвать единственную пока в Советском Союзе монографию А.Вердни

1. Аль-хая аль-ташкилия. -1980, 2 1, с. 14.

2. Там же, с. 104.

3. &унун арабия. Лундун, 1981, .7-! 1, с.38.

4. Там же, с. 51.

5. Там же, с. 138. кова и Е.Сердюк " Современное искусство арабского народа Па-1 лестины . Авторы в кратком историческом очерке рассматривают культурные традиции палестинского искусства, раскрывают их взаимосвязь с современностью, определяют значение темы национально-освободительной борьбы, как ведущей в искусстве Палестины, выявляя ее специфические черты. Особый интерес представляет раздел книги, посвященный становлению и росту национальной художественной школы, ее ведущих жанров и направлений, практической деятельности наиболее значительных мастеров. Так, например, особенно удачными и полными представляются творческие портреты И.Шаммута, Т. аль-Акхаля, И.Халладжа, А.Музаена и некоторых других лгивописцев и графиков. Авторам удалось не только выявить и проследить характер их идейно-художественных исканий, но и точно определить место и значение каждого из них в истории палестинского искусства новейшего времени, равно, как и масштабы созданного ими в искусстве арабских стран в целом. Авторы книги подробно анализируют творчество лучших палестинских художников, выявляя черты их творческого почерка, стиля, которые позволяют объединить их в единую национальную школу. В книге рассмотрена не только живопись, но и графика, анализируется творчество Тауфика Абдель Аля, Абе-да Абиди. Среди плакатистов особо выделены произведения А.Музаена .

Большая часть книги посвящена декоративно-прикладному искусству Палестины. Тщательно рассмотрена эволюция костюма,

1. А .б;.Ьердников, Е.А .Сердюк. Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982. ивделкя из керамики, стекла, металла, что дает возможность познакомиться с богатыми фольклорными традициями палестинского искусства. Значение этой книги трудно переоценить. Впервые у срветских читателей появилась возможность познакомиться с многообразным искусством современной Палестины. Высокую оценку книги дал доктор Мухамед Ибрагим аш-Шаер, глава Представительства ООП в СССР: "Книга займет свое место среди трудов по искусству, окажется полезной как для специалистов, так и для всех, кто проявляет интерес к палестинскому изобразительному искусству, дав им хорошее и нагладное представление об искусстве палестинского народа-борца. Мы расцениваем их труд 1 как вклад в дело нашей пооедоноснои революции .

Среди специальных изданий, в которых рассматривается искусство Сирии, первым серьезным исследованием можно считать книгу известного сирийского критика, искусствоведа, историка культуры - Афифа Бахнаси "Современное искусство Сирии 1900-р

1960" . В исследовании рассматривается жизнь и творчество старых сирийских мастеров Тауфика Тарика, Мишеля Кюрше, Махмуда Джалаля и многих других художников. Автор подробно рассказывает о борьбе прогрессивных художников Сирии за создание художественных обществ и клубов. Большим достоинством книги явля-ляет.ся не только анализ творчества сирийских художников, но и краткий обзор сирийской художественной критики. Киига снаб

1. A.Q-.Бердников, Е.А.Сердюк. Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982, с.

2. А.Бахнаси. "Аль-фунун аль-ташкилия си аль иклим аль-Сури". Димашк, 1969. жена богатым иллюстративным материалом, краткими сведениями о художниках и библиографическим указателем.

Другим, не менее важным источником для темы диссертации стала книга Гази Халди "40 лет из изобразительного искусства 1

Сирии" , в которой на основе обширного документального материала воспроизводится картина развития искусства страны. Сравнивая и анализируя различные явления в сирийском искусстве, автор отстаивает путь национального развития, опирающийся на традиции народного творчества. Художественная жизнь в Сирии очень интенсивна, в стране постоянно устраиваются выставки, публикуются критические статьи, проводятся творческие встречи художников арабских стран. 3 1971 году в Дамаске была организована Первая конференция художников арабских стран, на которой по инициативе сирийских мастеров был образован Союз арабских художников, объединяющий сейчас деятелей искусства 12 стран Арабского Востока. Материалы "Первой конференции хуо дожников арабских стран'"0 ярко свидетельствуют о стремлении народов продолжить борьбу за независомостъ, о желании прогрессивных художников своим творчеством служить интересам народа. Выступление известного критика Афифа Бахнаси посвящено рассмотрению вопроса о роли и значении искусства в деле борьбы за свободу. Председатель Союза художников Сирии Ыамдух Кашлан призвал художников активно включится в политическую борьбу

1. Г.Халди. Ар-банк сана ала апььан аль-ташкили фи аль-кутар аль -араби аль-сури. Димашк, '1971.

2. Аль Мохрожан аль-араби аль-ауал лелфан аль-кауми аль-таш-кили . Димашк, 1972. против сил реакции и сионизма, создавать произведения, отражающие реальную жизнь. Особый интерес вызвало выступление Исма-ила Шаммута. Рассматривая становление арабского искусства, егс традиции, художник определил важнейшую задачу для современного живописца, скульптора, графика - жить интересами народа. Статья доктора гилологических наук Дамаскэго университета Ху-сама аль-Хатиба "Искусство и освободительная борьба"^ имеет принципиальное значение в осмыслении этой темы в искусстве арабских стран. Автор справедливо предостерегает от вульгарного понимания роли искусства в освободительной борьбе. "Не провозглашением лозунгов, а созданием высокохудожественных произведений должен заниматься настоящий художник. Борьба -это не только военные операции, но и формирование национального самосознания народа"*". Материалы конференции ясно показывают, что тема национально-освободительной борьбы действительно является одной из основных и ведущих в творчестве крупнейших прогрессивных художников арабских стран.

На западноевропейских языках, в основном немецком, в последние десятилетия вышло несколько работ, преимущественно справочного характера. К ним относятся "Палестинские художнигч ки"°, каталог выставки, организованной в Берлине в 1980 году,

1. Аль-Мохражан аль-араби аль-ауал лелфан аль-кауми аль-ташкили. димашк, 1972. 2 . Там же. з. Palss+inensische Maierei . He^ausgebetv

SolidiM+afskomi+ee der Wfl , Berlin , /9&0, b( 10 . в котором соораны сведения о крупнейших современных художни-ках-палестинцев. Существует и пока единственная монография о творчестве Исмаила Шаммута , где не только рассказывается о его жизненном пути, но к анализируются произведения, определяется место художника в современном палестинском искусстве. Изданная в виде альбома, эта работа немецкого автора интересна не только в своей текстуальной части, но основательной подборкой цветных иллюстраций, воссоздающих в хронологической последовательности творческий путь крупнейшего художника новой Палестины. Нельзя не отметить и ряд статей , опубликованных в журнале " Bildende KiinS"^, также посвященных проблемам арабского искусства новейшего времени .

Одним из специалистов в области искусства стран Арабского Востока является А.-ь.Богданов. В его статьях, изданных в Q последние годы дан глуоокии марксистский анализ современного палестинского искусства, аргументированы критические замечания. Кз литературы на русском языке об искусстве Сирии и Ли

1. R.Ruhzdanz. Ismail Schammut. (Weli clev KunS+) Leipzig, 1945.

2. G.Meisner. " Aufeigenem Wey. Zw schdffen des Maters JBrahim Hazime". bildende Kunsi , 1967, i/3 ^ b.B^en+jes. - "Palas+mesche Kunsl ' m 6erhn bilolencle Kunsl , 19П4 , iV 1

3. А.А.Богданов. Современное искусство арабской Палестины. -"Творчество", 1980, ,1= 8. А .А .Богданов. Современная графика Палестины". - "Азия и Асрика сегодня", 1981, 12. вана следует назвать отдельные издания и статьи, появившиеся в печати в основном в 1970-е годы. Одной из основных работ, посвященных искусству Сирии являс-тся труд Л .Богданова "Худож-1 пики Сирии , в котором исследователь кротко очерчивает слоя-heel: исторически]} путь сирийского изобразительного искусства, анализирует взаимодействие различных направлений, тенденций, прослеживает формирование и развитие жанров искусства. Рассматривая тему Сопротивления израильской агрессии, автор особо подчеркивает ее исключительную роль в укреплении реалистического мастерства сирийских художлшков. Анализируя творчество А.Псмаила, о-.Кардуса, СЛашепа А.Богданов показывает первые успехи сирийских живописцев в отражении героического освободительного движения, наглядно демонстрируя и дальнейшее развитие этой темы, выявляют образные средства, которыми пользуется тот или иной художник. В книге дан глубокий анализ графических произведений Н.Наба, Б.Коркотли, II.О.Обейда. Помимо живописи и графики рассматривается творчество сирийских скульпторов (1:.Цухамеда, 11. Джалаля, А.Катрамиоа, в произведениях которых также отразилась тема национально-освободительной борьбы. Книга имеет указатель имен художников Сирии и краткую библиографию. Издание снабжено большим количеством репродукций.

Следует отметить ряд статей того же автора, опубликованР ных в различных изданиях.

1. А.А.Богданов. Художники Сирии. Л., 1982 •

2 • А.А.Богданов. Графика Сирии. - Творчество, 1975, Г 7. Его же Традиции в современной живописи Сирии. - Искусство, 1976, 1.

Среди публикаций последних лет, посвященных современно1 му искусству Сирии большое значение имеет статья Т.Стародуб . Автор обращается в основном к работам, которые были показаны на выставке художников Сирийской Арабской Республики, соср тоявшейся в Москве петом 1981 года." Тем не менее, в статье дана краткая предистория развития нового искусства страны, а также характеристики основных направлений и тенденций. Определяя место и роль темы Сопротивления в изобразительном искусстве Сирии, автор отмечает, что ". она укрепила позиции реализма, повысила общественную значимость изобразительного искусства, способствовала развитию политической агитационной графике и скульптуры, сплотила художников различных творчесг ких принципов"0.

Искусству Ливана критиками и искусствоведами уделено гораздо меньше внимания. Единственными публикациями, посвященными современному искусству Ливана на русском языке являются статьи З.Дарского "Назем Ирании А.Богданова "Бороться

1. Т.Стародуб. Современное искусство Сирии. - Искусство, 1982, £ 10.

2. Художники Сирийской Арабской Республики. Каталог выставки.

М 1 Q Я1 i.l . , X -j х .

Ъ • Т.Стародуб. Современное искусство Сирии. - Искусство, 1952, £ 10.

4. Э .Дарений. "Художник-патриот Назем Ирани". - Искусство, 1958, ^ 9. искусством" . Кроме того, в разное время на страницах советских газет был опубликован ряд очерков, рассказывающих о мас9 терах изобразительного искусства Ливана*

Среди исследований, изданных на европейских языках и посвященных искусству Ливана, известна книга ?.Лахуда "Изобра

Г\ зительное искусство Ливана"0, в ней рассматривается эволюция ливанского искусства со времени окончания периода османского господства и до наших дней. Основная часть книги посвящена выявлению взаимосвязей искусства Ливана с искусством других стран. На примере творчества старейшего живописца Д.Корша анализируется связь с турецким искусством, определяется влияние французского академизма на творчество ]1алиля Джебрана. При всей ценности фактологического и иллюстративного исследование имеет явно тенденциозный и односторонний характер. Автор в основном стремится выявить заимствования из различного рода течений и направлений1 европейского искусства в творчестве диване-ких художников. Он полностью отрицает существование национальной школы живописи, оказывает ливанскому искусству в существовании каких-либо глубоких корней и традиция. Даже лучшие

1. А.Богданов, пороться искусством. - йзия и Африка сегодня. 1979, J 6.

2. Л.Глущик• Есть в Ливане художник. - Советская культура, 1о января 1970.

Б.Орехов. На перепутье. - Правда, 25 Февраля 1972. Е. Lahoud. "Contemporary Art in Le&anon". Beyrouth - Mew- York , 19П4. мастера представлены у него работами, которые созданы под влиянием европейского искусства. -)та книга отразила настроения части ливанскон интеллигенции, которая ориентируется прежде всего на западные пути развития культуры.

Кроме специальных работ по искусству автором была просмотрена и использована соответствующая обширная литература общественно-политического и обще культурного характера. Не вдаваясь в обзор этих многочисленных источников, позволивших более четко и последовательно, с позиций марксистской исторической науки представить общий ход развития ближневосточных проблем, автор суммирует их содержание в вводной части каждой из глав диссертации и приводит их названия в списке использованы ой ли т ер ат уры.

Изученные автором изобразительные и библиографические материалы позволяют с достаточной четкостью построить композицию диссертации. Она состоит из введения, где определяется выбор темы, даются границы исследуемого изобразительного материала; двух глав, из которых в первой рассматриваются вопросы, связанные с отражением национально-освободительной борьбы в творчестве художников Палестины, а во второй - мастеров Сирии и Ливана; заключения, определяющего место и значение названной темы в современном прогрессивном искусстве Палестины, Сирии и Ливана последних десятилетий. Основной текст диссертации дополнен примечаниями, краткими сведениями об упоминаемых в тексте художников и списком использованной литературы. К работе прилагается альбом иллюстраций произведений наиболее известных арабских художников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.