Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка "Слишком далеко идти" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Гринева, Марина Владимировна

  • Гринева, Марина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 165
Гринева, Марина Владимировна. Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка "Слишком далеко идти": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Нижний Новгород. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гринева, Марина Владимировна

Введение.

С. 3.

Глава I Проблема циклизации в трудах отечественных и зарубежных

Глава II Новеллистика Джона Апдайка в социокультурном контексте

II. 1. «Идеология семьи» в контексте американской действительности 50-70 гг. и проблема семейных коллизий в литературе этого периода. С. 40.

11.2. Новеллистика Апдайка и американская новелла 50-70-х гг. С. 53.

11.3. Цикл «Слишком далеко идти» и «малая проза» Апдайка. С. 64.

Глава III Художественный мир новеллистического цикла «Слишком далеко идти». С. 88.

III. 1. Комплекс семейно-бытовых мотивов, как циклоформирующий элемент. С. 88.

111.2. Образ Ричарда Мэйпла - художественная доминанта цикла. С. 115.

111.3. Автобиографические мотивы в цикле. С. 125., Заключение. С. 141. Библиография. С. 147. исследователей.

С. 20.

Америки 50-70 гг.

С. 40.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка "Слишком далеко идти"»

Джон Апдайк (John Updike, 1932) принадлежит к тому послевоенному поколению современных американских писателей, чье творчество во многом определило философскую направленность и эстетический уровень современного литературного процесса США. Являясь значимой фигурой не только в литературном процессе своей страны, но также и в истории мировой литературы, Джон Апдайк - один из немногих писателей США, которые были отмечены Пулитцеровской и Национальной книжными премиями. Его произведения становятся предметом внимания не только журнальных рецензентов, но и университетской, академической критики.

Первые переводы произведений Джона Апдайка появились в России в 60-е годы. Это были отдельные стихотворения из сборника «Деревянная курица и прочие ручные создания» (The Carpented Hen and Other Tame Creatures, 1958), новеллы из сборника «Голубиные перья» (Pigeon Feathers, 1962). Они сразу же привлекли к себе внимание литературоведов. С выходом в 1965 году самого известного романа Апдайка «Кентавр» (The Centaur) в русском переводе интерес к творчеству американского прозаика значительно возрос. Появилось большое количество статей отечественных исследователей, которые акцентировали внимание на актуальности затрагиваемых Апдайком тем1. Его имя вошло в научные монографии и сборники статей, посвященные американской литературе XX века. Пик популярности его произведений в нашей стране приходится на 70-е годы.

В российском литературоведении к творчеству Апдайка обращались такие известные американисты, как А. Елистратова, М. Мендельсон, М.

1 См., например, статьи Тугушева, М. Рец. на кн. "Pigeon Feathers" / М. Тугушева // Современная художественная литература за рубежом,- 1962. - Jfij 12. - С. 75-78; Анастасьев, H. Правдивая и безжалостная /Н. Анастасьев II Мол. Гвардия. - 1963. - № 5. - С. 296-299; Елистратова, А. Трагическое животное человек.

I А. Елистратова // Иностр. лит. - 1963. - № 12. - С. 220-226; Самарин, Р. Ход Кентавром / Р. Самарин // Лит. Газета. - 1965. - 13 апр.; Стояновская, Е. Беседуя с автором "Кентавра" / Е. Стояновская // Иностр. лит. -1965. - № 1. - С. 255-258; Шкловский, В. Кончился ли роман?. "Кентавр" Джона Апдайка / В. Шкловский // Иностр. лит. - 1967. - № 8. - С. 225-227; Мендельсон, М. Американцы из Тарбокса / М. Мендельсон //-Лит. Газета. - 1969. - 22 янв. - С. 13; Боноски, Ф. Кривые зеркала Апдайка. "Bech: a Book" t Ф. Боноски // Лит. Газета. - 1970. - 16 сент. - С. 13; Тарасова, В.К. Стилистический анализ композиции романа Джона Апдайка "Кентавр" / В.К. Тарасова // Уч. зап. ЛГПИ. - 1972. - Т. 491.- С. 115-142; Пальцева, Н. Рец. на кн. "Museums and Women" IH. Пальцева II Соврем, худож. лиг. за рубежом. - 1974. - № 3.- С. 47-49.

Тугушева, Ю. Лидский, А. Мулярчик, Т. Морозова, Е.Стояновская, Р. Самарин. Предметом внимания отечественных литературоведов становится проблематика основных романов писателя. Представители старшего поколения российских американистов А. Елистратова и М. Мендельсон акцентируют внимание на социальном характере затрагиваемых Апдайкам тем.

Анализируя два наиболее известных романа Апдайка - «Кролик, беги» (Rabbit, Run, 1960) и «Кенггавр», А. Елистратова приходит к выводу о том, что самое ценное в них - острое чувство реальных жизненных конфликтов, наблюдательность и пытливость, с какими автор вглядывается в жизнь современников. «Сквозь натуралистическое бытописание «Кролика», как и сквозь вычурную мифологическую образность «Кентавра», - справедливо считает исследовательница, - пробивается живая, смелая критическая мысль писателя»2.

М. Мендельсон, один из наиболее часто обращавшихся к творчеству Д. Апдайка российских литературоведов, в монографии «Современный американский роман» (1964), анализируя роман «Кролик, беги», хотя и говорит, что Апдайку свойственна «не часто встречающаяся в современной литературе США способность творчески расти от книги к книге», замечает, что идейно - художественное значение этого произведения «не очень велико». С его точки зрения, Апдайк «слишком однообразным тоном повествует. об эпизодах жизни тусклой и скучной, о людях, в которых о почти не пробуждаются подлинно человеческие черты» . Вместе с тем, представитель старшего поколения отечественных исследователей считает, что «нельзя пренебрегать тем интересным, что, несомненно, присутствует в лучших романах писателя, а порою чувствуется даже в отнюдь не первоклассных его сочинениях»4. Апдайк, с точки зрения М. Мендельсона, как правило, не только запечатлевает повседневную жизнь рядовых

2 Елистратова, А. Современная литература за рубежом / А. Елистратова. - М. - 1966. - С. 57.

3 Мендельсон, М.О. Современный американский роман / М. О. Мендельсон. - М.: Советский писатель, 1964. - С. 83.

4 Там же.-С. 112. американцев, но и вводит в свои книги социальный контекст, ставит важные социальные проблемы. Немаловажным для нашего исследования является замечание М. Мендельсона о том, что романы писателя развивают тематику его новелл.

Более детальный анализ творчества Апдайка исследователь проводит в одной из глав книги «Роман США сегодня - на заре 80-х годов» (1983). В ней М. Мендельсон подробно анализирует следующие произведения Апдайка: повесть «OepMa»(Of the Farm, 1965), романы «Кентавр», «Супружеские пары»» (Couples, 1968), «Кролик, беги», «Месяц безделья» (A Month of Sundays, 1975), «Давай поженимся»(Маггу Me, 1976), «Переворот»» (The Coup, 1978). Полемизируя с английским писателем Дж.Олдриджем, утверждавшим, что Апдайк — третьеразрядный прозаик, которому «нечего сказать»5, М. Мендельсон, тем не менее, приходит к выводу, что творчество Апдайка крайне противоречиво, что его романы оставляют двойственное впечатление, что тяга Апдайка к изысканной образности не всегда приносила хорошие результаты. «Автор так гордится своим умением говорить образно, что готов этим хвастать»6, - считает М. Мендельсон. Достоинством, компенсирующим этот недостаток, является, по мнению исследователя, обращение Апдайка к серьезным социальным проблемам. Лучшими произведениями писателя, заслуживающими называться шедеврами современной американской литературы, М. Мендельсон считает роман «Кентавр» и повесть «Ферма». В других произведениях Апдайка он находит значительные недостатки. Например, в романе «Супружеские пары», по его 7 мнению, «язык писателя кажется полинявшим» . о

Ю. Лидский в книге «Очерки об американских писателях XX века» посвящает Джону Апдайку главу, в которой, наряду с биографическими

5 AJdridge, J, Time to Murder and Create: The Contemporary Novel in Crisis / J. Aldridge, - New York: McKay, 1966. - P. 165.

6 Мендельсон, M. О. Роман США сегодня - на заре 80-х годов / М. О. Мендельсон. - М.; Советский писатель, 1983.-С. 211.

7 Там же. - С. 219.

8 Лидский, Ю. Очерки об американских писателях XX века / Ю. Лидский. - Киев: Наукова Думка, 1968. - С. 158. фактами, дает анализ наиболее известных произведений американского прозаика, начиная с его первого романа «Ярмарка в богадельне» (The Poorhouse Fair, 1959) и заканчивая повестью "Ферма". Он справедливо считает, что Апдайк достиг того уровня известности, когда читательский интерес привлекают не только его значительные художественные произведения, но и публиковавшиеся на протяжении ряда лет в журналах пародии, фельетоны, рецензии и автобиографические заметки. Ю. Лидский справедливо полагает, что «можно и даже нужно относиться критически к тому, что Апдайк пишет, но нельзя отрицать значения его творчества в сегодняшней американской литературе»9.

Автор монографии «Послевоенные американские романисты» А. Мулярчик посвящает творчеству Д. Апдайка главу под говорящим названием - «Кролики, кентавры, люди». Помимо романа «Кентавр», романов о Кролике и повести «Ферма», исследованием которых зачастую ограничиваются другие критики, А. Мулярчик уделяет пристальное внимание первому роману писателя «Ярмарка в богадельне», а также, романам «Давай поженимся» и «Супружеские пары». Определяя место Аидайка-романиста в истории американской литературы ХХ-го века, вписывая его произведения в социальный контекст, А. Мулярчик замечает, что подобно тому, как Достоевский в «Бесах» пытался проникнуть в суть конфликтов пореформенной России, так и Апдайк «оттеняет симптомы кризиса Америки»10. Важными для нашего исследования является обращение А. Мулярчика к теме семьи, любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в творчестве Апдайка. К середине 70-х годов, - справедливо подчеркивает А. Мулярчик, область интимных человеческих переживаний полностью завладела вниманием американского прозаика и стала основной темой как в его новеллистике, так и в романном творчестве.

9 Там же. - С. 194.

10 Там же. - С. 220.

Наряду с социальной проблематикой, российские исследователи отмечают значимость и других тем в творчестве Апдайка.

Автор монографии «Литература и нравственный опыт человека Размышления о современной зарубежной литературе»11 В. Днепров, анализируя роман «Кентавр», отмечает противоречивость колдуэлловского гуманизма, связывая этот феномен с «идеологической плененностыо и зависимостью автора» . Известный исследователь в данном случае, как и многие его современники, оказывается в плену идеологической парадигмы.

Акцент в книге Т. Денисовой «Экзистенциализм и современный американский роман»13 сделан на проблеме индивидуума, вычлененного из коллектива, в творчестве Апдайка - прозаика. Автор связывает постановку этой проблемы с особенностями американского менталитета.

М. Петрова - автор статьи «Политические мотивы в произведениях Апдайка «Переворот «Снова о Бехе» (Весй ¡в Васк, 1982)14 акцентирует внимание на все более частом обращении писателя в конце 80-х к проблемам идеологическим, политическим.

Т. Морозова в книге «Спор идет о человеке в американской литературе»15 говорит об особенностях типа героя Апдайка (романы «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», новеллы ранних сборников писателя). С точки зрения Т. Морозовой, это - один го героев, появившихся в разгар экономического процветания 50-х, принципиально отрицавший материальное изобилие в качестве конечной цели и высшего идеала человеческой жизни. Соглашаясь с мнением американского критика Д. Ристоффа, Т. Морозова пишет: «Эволюция Кролика явилась точным отражением развития общественной жизни в США

11 Днепров, В. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе / В. Днепров. - Л, 1970.

12 Днепров, В. Литература и нравственный опыт человека Размышления о современной зарубежной литературе / В. Днепров. - Л. -1970. - С. 113.

13 Денисова, Т. Экзистенциализм и современный американский роман / Т. Денисова. - Киев: Наукова Думка, 1985.

14 Петрова, М. Политические мотивы в произведениях Апдайка "Переворот", "Снова о Бехе" / М. Петрова // Литература и журналистка США. - М.: МГУ, 1987.

15 Морозова, Т. Спор идет о человеке в американской литературе / Т. Морозова. - М.: Наука, 1990. за последние тридцать лет, в течение которых на смену молодежному бунту и разнообразным радикальным течениям пришли привычный консерватизм и возрождение традиционных «американских ценностей»10.

Е. Стеценко в книге «Судьбы Америки в современном романе США» п посвящает творчеству Апдайка одну из глав. Ссылаясь на исследования Р. Надо, Е. Стеценко говорит о влиянии на философскую концепцию Апдайка «новоортодоксальной христианской теологии» Карла Барта, отрицавшего представление о Боге как руководителе человечества создателе цивилизации, морали и религии»16. Анализируя в большей степени роман Апдайка «Версия Роджера» (Roger's Version, 1986) и в меньшей роман «С» (S., 1988), исследовательница справедливо замечает, что у писателя любые философские и религиозные учения оказываются бесплодными, если они становятся оторванными от реальной жизни и вступают в противоречия с человеческой природой и этикой.

В. Оленева - одна из немногих отечественных литературоведов, обращавшихся к творчеству Апдайка-новеллиста. В монографиях «Современная американская новелла»1' и «Социальные мотивы в американской новелле»20, вписывая новеллистическое творчество писателя в контекст современной американской малой прозы, исследовательница акцентирует внимание на том, что по своей социальной направленности, типу героя, способам создания общего впечатления, произведения Апдайка наиболее близки к новеллам Д. Сэлинджера. Анализируя новеллы Апдайка, вошедшие в состав его первых сборников «Та же дверь» (The Same Door, 1959) и «Голубиные перья», В. Оленева отмечает, что наиболее характерной чертой новеллистики писателя является автобиографичность, а превалирующими в его произведениях становятся темы семьи и

16 Морозова, Т. Спор идет о человеке в американской литературе / Т. Морозова. - М.: Наука, 1990. - С. 72.

1' Стеценко, Е. Судьбы Америки в современном романе США / Е. Стеценко. - М.: Наука, 1994.

Там же. - С. 201. Оленева, В. И. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра / В. И. Оленева. - К.: Наукова Думка, 1973.

Оленева, В. И. Социальные мотивы в американской новеллистике /В. И. Оленева - К.: Наукова Думка, 1978. воспоминаний о прошлом. Исследовательница также подчеркивает пристрастие Апдайка к психологическим характеристикам, а одной из отличительных черт его дарования считает острое чувство времени.

В книге «Модернистская новелла США 60-70 гг,»л, прослеживая пути развития американской новеллы ХХ-го века, В. Оленева справедливо ставит имя Апдайка-новеллиста в один ряд с именами Д. Сэлинджера, Д. Чивера, Д. К. Оутс, Б. Малламуда, А. Мальца, Важным является упоминание В. Оленевой о влиянии на Апдайка традиций школы «Пью Йоркера». Исследовательница справедливо относит Апдайка к писателям - реалистам, которые не подверглись сколько-нибудь значительному влиянию модернистских тенденций, усилившихся в литературе США в 60-70 гг.

В контексте данного исследования нельзя не отметить статью отечественного литературоведа Н. Иткиной «Метафоры Джона Апдайка»22. Рассуждая о поэтике алдайковской прозы, исследовательница, наряду с романом «Кентавр», анализирует новеллы «Полет» (Flight), «Голубиные перья», «Натюрморт» ( Still Life), «Счастливый человек из Бостона, наперсток моей бабушки, остров Фзнинг» (The Blessed man of Boston, My Grandmother's Thimble, and Fanning Island), «Постоянство страсти» (Persistence of Desire). В основе художественного мира Апдайка, по мнению исследовательницы, -метафорическое изображение действительности, склонность к которому' Н. Иткина связывает с живописным даром писателя, с особой, врожденной восприимчивостью его к форме и цвету.

Среди зарубежных литературоведов к творчеству Джона Апдайка обращались такие исследователи, как Р. Детвейлер, Э. и К. Хамжльтоны, Дж. В. Хант, Л. Тзйлор, Д. Грейнер, Р. Берхард, Р. Лашер, Дж. де Беллис, А. Майзенер и многие другие. Наибольший интерес представляют монографии Р. Детвейлера, Э. и К. Хами ль топов, Дж. В. Ханта и Д. Грейнера. В связи с целями данного исследования мы ограничимся упоминанием только тех глав Оленева, В. И. Модернистская новелла США 60-70 гг. / В. И. Оленева. - К.: Наукова Думка, 1985. "2 Иткина, Н. Л. .Метафоры Джона Апдайка / Н. Л Иткина // Эстетические проблемы американской литературы XIX-XX веков. - М.: РГГУ, 2002. из книг вышеупомянутых авторов, в которых идет речь о новеллистическом творчестве Ал i дайка.

Р. Детвейлер в монографии «Джон Апдайк»", наряду с исследованием романов, стихов и пьесы писателя «Бъвженен умирает», проводит подробный анализ новелл из сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа» (The Music School, 1966), «Бех: книга» (Bech: A Book, 1970), «Музеи и женщины» (Museums and Women, 1972), циклов «Слишком далеко идти» (Too Far То Go, 1979) и «Проблемы» (Problems, 1979). В главе, посвященной циклу «Слишком далеко идти», критик прослеживает развитие основных тем, указывает на наличие автобиографических элементов в произведении. К сожалению, автор монографии уделяет внимание не всем составляющим цикла. Он не упоминает, например, новеллу «Нагота» (Nakedness), которая, с нашей точки зрения, является одним из важных компонентов цикла.

Д. Грейнер в монографии «Другой Джон Апдайк: стихи/ новеллы/проза/пьеса» ~4 исследует поэзию, драматургию и малые прозаические жанры в творчестве Апдайка. Анализируя новеллы сборников «Та же дверь», «Голубиные перья». Рассказы об Олинджере» (Olinger Stories, 1964), «Музыкальная школа», «Музеи и женщины», Д. Грейнер прослеживает становление и развитие мастерства Аи дайка-нов ел ли ста и полемизирует с суждениями других критиков. Разделяя точку зрения большинства исследователей творчества американского прозаика, Д. Грейнер приходит к выводу о том, что «носящая социальный характер художественная проза Апдайка является метафорой Америки середины века»1:5.

23 Detweiler, R. John Updike / R. Detweller. - Boston: Tvayne publishers, 1984.

24 Gremer, D.J. The Other John Updike: Poems'Short Stones/Prose/Play /D. J. Greiner. - Athens: Ohio University Press, 1981.

25 Greiner, D.J. The Other John Updike: Poems/ Short Stories/Prose/Play / D. J. Gremer. - Athens: Ohio University

Press, ¡981. -P. 192.

3, и К. Хамтшьтоны в монографии «Элементы Джона Апдайка» большое внимание уделяют анализу новелл, посвященных теме семьи и брака. В частности, четвертая и пятая: главы книги посвящены исследованию новелл о чете Мэйпл, вошедших в состав сборников «Та же дверь», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины».

В основе интерпретации большинства новелл, предложенной американскими литературоведами, - парадигма библейских аллюзий и символов. lie следователи проводят параллели между новеллами и романами писателя, отмечают автобиографические моменты. Прослеживая историю отношений героев новелл, еще не объединенных Апдайком в цикл, Э. и К. Хамилътоны выделяют кульминационные моменты, указывают на взаимосвязи между ними. К сожалению, они не акцентируют внимание на новелле «Поклонник собственной жены» (Wife-Wooing) - одной из составляющих цикл «Слишком далеко идти», которая к моменту издания монографии уже вошла в состав второго сборника новелл Апдайка «Голубиные перья».

Дж. В. Хант в книге «Джон Апдайк и три великие секретные темы: секс, религия и искусство»"1' дает анализ проблематики основных произведений писателя, опубликованных к моменту создания монографии. Среди новеллистического творчества Апдайка исследователь особо выделяет сборник «Музыкальная школа», поскольку, с его точки зрения, именно эта книга отражает процесс становления художественного мастерства американского прозаика. Сравнивая новеллы из «Музыкальной школы» с произведениями писателя, созданными им в начале творческого пути, критик фиксирует изменения в способах создания образов, проблематике, трактовке им «вечных» тем.

Hamilton, A Hie Elements of John Updike / A Hamilton, K. Hamilton. - Grand Rapids: Eerdmans, 1970.

27 Hunt, J. John Updike and the Three Great Secret Things: Sex, Religion, and Art /J. Hunt. - Grand Rapids: Eerdmans, 1980.

Среди работ, посвященных исследованию тематического комплекса новеллистики Апдайка, следует отметить монографию Р. Верх ар да'. На примере анализа новелл, составляющих сборники «Та же дверь», «Голубиные перья», «Рассказы об Олинджере» и «Музыкальная школа», исследователь выявляет типологические схождения между ними, очерчивает характерные черты апдайковекого героя, а также подчеркивает интерес писателя к изображению мельчайших деталей быта.

С точки зрения исследования темы памяти в новеллистическом творчестве Апдайка, большой интерес представляет статья А. Майзенера «Память в «Голубиных перьях»"4. В ней исследователь на примере новелл сборника «Голубиные перья» выявляет причины обращения писателя к названной теме, рассматривает особенности ее воплощения на страницах новелл.

Большой интерес для данного исследования представляет статья Р. Л. Лашерази, в которой автор, анализируя новеллы Апдайка «Благословенный бостонец, наперсток моей бабушки, остров Фзннинг», «Утоптанная грязь, хождение в церковь, умирающий кот, проданная машина» (Packed Dirt, Churcligoing, a Dying Cat, a Traded Car), говорит об экспериментах писателя в области формы новеллистического жанра. Он дает положительную оценку названным новеллам Апдайка, построенным по принципу монтажа. Усматривая связь этих новелл с лирическими новеллами Апдайка, Р. М. Лашер указывает на те особенности, которые отличают его новеллы от произведений этого жанра созданных другими писателями. Важным является вывод Р. Л. Лашера о том, что приемы, использованные Апдайком при создании новелл, построенных по принципу монтажа, лежат и в основе объединения новелл в циклы, к которым автор статьи причисляет такие

28 Burchard, R. John Updike . Yea Sayings. / R. Burhard. - Carbondale: Southern Illinois University Press, 1971.

AMizener. Memory in Pigeon Feathers/ John Updike: a collection of cntical essays. David Thorbum and Howard Eiland. Englewood Cliffs, 1979. j0 RMLusher. John Updike and the Montage Story: "Farraginous Narrative "/Creative and Critical Approaches to the Short Story. The Edwin Mellen Press. Lewiston. Queenston. Lanpeter, 1997. произведения писателя, как «Рассказы об Олинджере», «Бек: книга», «Слишком далеко идти» и «Снова о Беке».

Обращение к работам исследователей творчества Ал дайка позволяет сделать вывод о том, что предметом внимания российских литературоведов были в основном наиболее известные романы американского прозаика, хотя его перу принадлежат также и многочисленные новеллы (писатель является автором более чем 13 сборников и циклов новелл), большинство из которых не были переведены на русский язык. Отечественные исследователи, в основном, ограничивались упоминанием о существовании новелл в художественном наследии писателя (А. Елистратова, М. Мендельсон, М. Тугушева, А. Мулярчик, Т. Морозова) или обращались к очень ограниченному числу его новелл, переведенных на русский язык (В. Оленева). В отечественном литературоведении нет монографических работ, посвященных Апдайку - новеллисту, хотя, новеллистика Алдайка занимает далеко не последнее место в развитии жанра американской новеллы. Об этом свидетельствуют исследования зарубежных критиков (Р. Детвейлер, Э. и К. Хамильтоны, Дж. В. Хант, Д. Грейнер), которые дают высокую оценку Апдайку - новеллисту. Обращение к произведениям писателя в жанре малой прозы дает более полное представление о его художественном мире, особенностях мировосприятия и стилистическом своеобразии художественной прозы Д. Алдайка.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена как необходимостью целостного восприятия творчества Джона Алдайка, невозможного без учета того вклада, который он внес как новеллист, так и актуальностью проблематики новеллистики писателя, посвященной вопросам семьи, брака, отношений между мужчиной и женщиной, активно обсуждаемым как в США, так и в России конца XX - начала XXI вв.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что это первая в отечественной американистике диссертация, посвященная новеллистическому творчеству Д. Алдайка. Автор вводит в литературный об'эрот не переводившиеся на русский язык новеллы, входящие в цикл «Слишком далеко идти» и другие произведения Апдайка, написанные в жанре автобиографии («Самосознание» (Self - Consciousness, 1989), эссе pi литературно - критической статьи («Избранная проза» (Assorted Prose, 1965), «Избранное» (Picked - Up Pieces, 1975), «Прогулка вдоль берега» (Hugging the Shore, 1983),

Теоретическая значимость диссертации обусловлена необходимостью исследования проблемы литературной циклизации в ее соотношении с такими категориями, как мировосприятие и стиль писателя. В научный оборот вводятся работы американских литературоведов, посвященные исследованию жанровых особенностей американской новеллы и проблемам литературного цикла.

Объект исследования в диссертации - новеллистика Джона Апдайка 50-70-х гг.

Предмет исследования - тема семьи и ее художественное воплощение в новеллистическом цикле Джона Апдайка «Слишком далеко идти».

Материалом данного исследования стали новеллы, собранные Апдайком в цикл «Слишком далеко идти», а также новеллы сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи pi женщины», статьи и эссе Апдайка из его сборников «Избранная проза», «Избранное», «Самосознание», «Прогулка вдоль берега».

Цель диссертации - исследовать особенности новеллистики Джона Апдайка на материале непереведенного на русский язык цикла новелл «Слишком далеко идти», проследить развитие темы семьи, брака, отношений между мужчиной и женщиной и ее художественного решения, Тема эта, как известно, является основной как в новеллистическом цикле «Слишком далеко идти», так и в творчестве писателя в целом.

Задачи исследования: - опираясь на труды зарубежных и российских литературоведов, дать дефиниции понятий «цикл», «циклизация»;

- определить место Апдайка - новеллиста в истории американской малой прозы второй половины ХХ-го века;

- рассмотреть отношение к понятиям «семья», «брак» в американском обществе 50-70-х гг. XX века;

- дать анализ новеллистического цикла «Слишком далеко идти» в контексте сборников новелл писателя, в которые они входили до включения в цикл, выявить темы и мотивы, отражающие специфику этих сборников;

- выделить и проследить развитие комплекса семейно-бытовых мотивов цикла «Слишком далеко идти», сфокусировав внимание на Фракционировании «динамической модели повторяющегося развития» как пдюгоформирующем признаке;

- выявить автобиографические элементы цикла «Слишком далеко идти» и определить их функцию в произведении;

- ввести в литературный оборот непереведенные на русский язык новеллы цикла «Слишком далеко идти»31, новеллистических сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины», и произведения малой прозы писателя (автобиография «Самосознание», эссе и лт'ературно-критическне статьи, включенные в сборники «Избранная проза», «Избранное», «Прогулка вдоль берега»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Американская новелла XX века занимает особое место в литературном процессе США. Тенденция к привнесению в жанр американской новеллы XX века элементов поэтического повествования сближает ее с лирическими жанрами и обусловливает склонность американских новеллистов к созданию новеллистических циклов.

2. Новеллистические сборники «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины» дают наиболее полное представление об эволюции художественного мира писателя, его поэтике и

31 Из 17 новелл цикла на русский язык были переведены три новеллыжТолько что звонил твой люЬовник», «Расставание», «Супруги Мэйпл». отражают мировоззренческие и художественные позиции Апдайка, его видение американской действительности 50 - 70-х гг. XX века. Основными темами новеллистики писателя этого периода становятся тема формирования личности подростка, самоопределения человека, поиска им своего места в обществе, тема недостижимости идеала в реальной жизни, тема памяти. Особое место в творчестве писателя занимает тема семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая является основной в новеллистическом цикле «Слишком далеко идти». Обращение к теме семьи в американской литературе XX века во многом было обусловлено кризисом института семьи и брака в США в этот период.

3. Алдайк является продолжателем традиций писателей старшего поколения, обращавшихся к жанру новеллы - Ш. Андерсона, Э. Хемингуэя, Ф. С.Фмцджералъда (выбор героя, специфика композиции, жанра, стиля). Новеллы Джона Апдайка по своей художественной манере типологически близки и новеллистике Дж К. 0>тс, Дж. Чивера, Дж. Д. Сэлинджера.

4.Основным цикшформир>тшцим признакам цикла «Слишком далеко идти» является комплекс семейпо-бытовых мотивов, функционирование которых подчинено «динамической модели повторяющегося развития». Одни и те же мотивы повторяются автором во всех составляющих цикла в модифицированной форме, получая новое звучание. ЦиклоформируюIцую функцию выполняет и сквозной образ главного героя «Слишком далеко идти» Ричарда Мэйпла,

5. Автобиографическое начало является одной из отличительных черт художественной прозы Апдайка. В новеллистическом цикле «Слишком далеко идти» автобиографические мотивы не только отражают авторскую концепцию восприятия окружающей действительности, но и выполняют щпслофоршфутощую функцию.

6. В новеллах цикла «Слишком далеко идти» нашли наиболее полное отражение особенности стиля Апдайка - новеллиста (лирический характер сюжета, метафоричность повествования, аллюзии, символика), а также, художественные новации литературы XX века (техника потока сознания, прием монтажа).

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных исследователей, посвященные литературе США XX века, а также теоретические работы по вопросам жанра новеллы, проблеме литературной циклизации. Рассматривая творчество Джона Апдайка в контексте американской литературы XX века, мы опирались на исследования российских (А. Елистратова, М. Мендельсон, М. Тугушева, Ю. Лидский, А. Мулярчик, Т. Морозова, Н. Иткина), и зарубежных (Р. Детвейлер, Э. и К. Хамильтоны, Дж. В. Хант, Д. Грейнер, Р. Берхард, Дж. де Беллис, А. Майзенер) исследователей.

Теоретической основой диссертации послужили исследования в области теории литературы М. Бахтина, Ю. Лотмаиа, В. Хализева, работы, посвященные проблеме жанра новеллы - труды В. Оленевой, И. Виноградова, А. Михайлова, Р. Кассила, Дж. Гарднера, Р. Лашера, Р. Веста, Н, Фридмана, проблеме циклизации - работы В. Жирмунского, Ю. Тынянова, Л. Гинзбург, 3. Минц, М. Дарвина Л. Отроге, Л. Лялиной, X. Мастерд, Ф. Ингрема,

Методы исследования - в процессе работы использовались биографический, культур к о-ие ториче с кий, сощюлогический, тштологиче ский, лингвистический (компонентный анализ, метод фразеологической идентификации, текстологический) методы исследования.

Научно-практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее концепции и материалов при чтении общих курсов «Истории зарубежной литературы XX века», «Истории американской литературы XX века», а также спецкурсов, посвященных американской литературе 50-70-х годов и творчеству Джона Апдайка.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений. применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, детального текстуального анализа.

Апробация работы. Концепция и основные положения диссертации нашли отражение в 6 публикациях, а также в докладах на научных конференциях разного уровня - международных, российских и региональных: VII международном научном семинаре «Актуальные проблемы американистики», Н. Новгород, 2001; VIII международном научном семинаре «Актуальные проблемы американистики», Н. Новгород, 2002; IX-ой Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока», Дзержинск, 2004, Всероссийской научной конференции «Грехневские чтения», Н. Новгород, 2004; Международной конференции «XVII Пуршпевские чтения», Москва, 2005.

Структура исследования.

В первой главе - Проблема циклизации в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассматривается феномен литературной циклизации, выявляются основные концепции понятия литературного цикла. Особое внимание уделяется принципам циклизации американской short story XX века.

Во второй главе - Новеллистика Джона Апдайка в социокультурном контексте Америки 50-70 гг. определяется место новеллистики Апдайка в контексте малой прозы США второй половины ХХ-го века. Характерные для «малой прозы» Апдайка концепты «семья» и «брак» рассматриваются в контексте американской культуры и литературы этого периода. Особо подчеркивается значимость темы семьи, взаимоотношений между мужчиной и женщиной в художественном творчестве Джона Апдайка. Предпринимается попытка системно и последовательно рассмотреть специфику художественного мира цикла «Слишком далеко идти». При этом входящие в него новеллы рассматриваются как законченные произведения.

В третьей главе - Художественный мир цикла «Слишком далеко идти» новеллы цикла «Слишком далеко идти» рассматриваются как составляющие единого художественного целого, посвященного теме любви, брака, семейных отношений '. В завершающей части третьей главы дан анализ автобиографических мотивов цикла. Вопросы стиля нами рассматриваются в процессе текстуального анализа во всех названных выше главах.

В Заключении подводятся итоги проведенной работы и определяются пути дальнейшего исследования творчества Джона Апдайка.

Список использованной литературы включает 224 названия, из них 91 на английском языке. Цитация непереводившихся ранее текстов Апдайка дается в переводе автора данной диссертации.

Под художественноым миром произведения в диссертации понимается «воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он виоочает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека., его самого как душевно-телесное единство» /Хализвв, В. Теория литературы П В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 157.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Гринева, Марина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новелла заняла особое место в американском литературном процессе ХХ-го века. Среди прозаических жанров именно она стала наиболее чутко отражать происходящие в мире изменения. Ее жанровое своеобразие обусловлено спецификой мировосприятия ее создателей и особенностями социо-культурного развития США в этот период. Для америкнской short story XX века характерна тенденция привнесения в этот жанр приемов, традиционно присущих поэтическому повествованию, то есть развитие жанра лирической новеллы. Использование элементов поэтического повествования сближает американскую short story с лирическими жанрами. Как известно, именно лирика наиболее легко поддается циклизации, и этим фактором во многом обусловлена склонность американских новеллистов к циклизации отдельных новелл (У. Фолкнер «Непобежденные», Ш. Андерсон «Уайнсбург, Огайо», Дж. Д. Сэлинджер «Девять историй»). Другим фактором, объясняющим склонность американских писателей (особенно второй половины XX века) к «циклическому мышлению» является их стремление к созданию целостной картины мира, деформированного в послевоенные годы и продолжавшего деформироваться в период «черного десятилетия».

Тенденция к циклизации новелл ярко проявляется и в творчестве Апдайка, о чем свидетельствуют циклы «Слишком далеко идти», «Рассказы об Олинджере», «Бек: книга», «Бек вернулся». Циклизация новелл о чете Мэйпл дает автор}' возможность проследить динамику отношений героев и особенности их мировосприятия на разных этапах брака, показать взаимосвязь различных аспектов семейной жизни.

Предметом внимания отечественных литературоведов становились в основном наиболее известные романы писателя, хотя новеллистика Апдайка занимает значительное место в развитии жанра американской новеллы. Творчество Апдайка справведливо рассматривается американскими литературоведами в контексте произведений Дж. Д. Сэлинджера, Д. Чивера,

Д. К. Оутс, Б. Малламуда, А. Мальца, Углубленный психологизм и лиризм малой прозы Апдайка выявляет ее типологическое родство с новеллами Ш. Андерсона, Ф.Фицджеральда, Э. Хемингуэя!, Ф. О'Коннора, Чаще всего исследователи сопоставляют творчество Апдайка с наследием Сэлинджера. В основе такого сопоставления - общность тем, неизменный интерес этих писателей к молодому поколению, особенности отражения специфики американской жизни.

При определении места новеллистики Апдайка в истории американской short story необходимо учитывать отношение писателя к Америке 50 - 70 - х гг., ее культуре и литературе, к институту семьи и брака, так как тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной является основной в творчестве Апдайка, в том числе и в его новеллистическом цикле «Слишком далеко идти».

Отношение американского общества к институту семьи и брака в названный период было неоднозначным. Созданный в послевоенные годы миф об идеальной американской семье был развеян к концу 50-х, в стране увеличилось количество разводов, происходила деградация моральных принципов, традиционное представление о браке и воспитании детей потеряло свою актуальность. Изменения в сфере семейной жизни американцев получили широкий резонанс в средствах массовой информации, а образ распавшейся семьи стал превалировать в литературе того времени.

Отражение Апдайком происходивших в американском обществе изменений было обусловлено реалистическим мировосприятием писателя, которое сформировалось у него еще в начале творческого нуги, во время сотрудничества с журналом «Нью Йоркер». Хотя многообразие тенденций и направлений в литературе США 50 - 70 -х гг. (реализм, модернизм, экзистенциализм) оказывало несомненное влияние на творчество Апдайка, в его новеллистике ясно ощущается характерное апдайковское начало. Вклад Апдайка в развитие жанра современной американской short story связан с углубленным психологизмом, столь актуальным для американской литературы 50-70-х гг., усилением лирического начала, использованием приема монтажа и циклизации.

Названные выше новации нашли свое отражение в новеллистическом цикле «Слишком далеко идти». До включения автором в цикл составляющие его новеллы входили в состав новеллистических сборников «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная ппсола», «Музеи и женщины». Анализ новелл цикла «Слишком далеко идти» в контексте этих сборников позволяет выявить особенности художественного мира малой прозы писателя и проследить становление его стиля.

Внимание Апдайка-новеллиста в 50 - 70 гг. было сфокусировано на процессе формирования личности подростка и особенностях мировосприятия американца, представителя «среднего» класса. Основными темами названных выше сборников являются тема самоопределения человека, поиска им своего места в обществе, тема недостижимости идеала, тема памяти. Становление личности человека исследуется Апдайком в значительной степени на примере взаимоотношений между современными мужчиной и женщиной. В сборнике «Музеи и женщины» писатель моделирует будущий цикл, объединив несколько новелл о чете Мэйпл в отдельную часть.

Основным циклоформирующимначалом, отражающим единство авторского замысла в новеллистическом цикле «Слишком далеко идти», является комплекс семейно-бытовых мотивов: супружеской измены, принципиального различия между природой мужчины и женщины, «сильного» начала в браке, расставания. Эти мотивы раскрываются в соответствии с «динамической моделью повторяющегося развития», в результате чего в каждой последующей новелле цикла один и тот же мотив приобретает новое значение и звучание. В основе развития комплекса семейно-бытовых мотивов — отражение Апдайком восприятия героями новелл концептуально значимых для художественного мира цикла категорий, таких, как супружеская верность, самопожертвование, статус мужчины в семье, духовная, психологическая близость между супругами, В основе конфликта новелл, входящих в цикл «Слишком далеко идти» - столкновение двта полярных мировосприятий - разных взглядов мужчины и женщины на ф природу брака. Все события, составляющие сюжетную канву новелл, отражаются писателем с точки зрения мужчины. Образ главного героя — Ричарда Мзйпла является художественной доминантой цикла, определяющей его рецепцию. Именно в уста протагониста Апдайк вкладывает рассуждения о важных для художественного мира писателя понятиях «любовь» и «брак».

С образом Ричарда Мзйпла в цикле тесно связана тема искусства, которая реализуется за счет много численных аллюзий на шедевры мировой литературы и живописи, воспевающие красоту женского тела. С этим же образом связаны и автобиографические мотивы цикла. Анализ автобиографических эссе Апдайка позволяет сделать вывод о том, что воспоминания о прошлом играют большую роль в жизни писателя. Собственный жизненный опыт является источником основных тем и мотивов произведений Апдайка, многим его героям свойственны черты, присущие самому автору.

Являясь одной из отличительных черт новеллистики Апдайка, автобиографичность в цикле «Слишком дашко идти», наряду с мотивным комплексом и образом главного героя, выполняет в нем циклоформирующуто функцию. Обращение к автобиографии Апдайка, где он подчеркивает значимость семьи в его жизни, позволяет уяснить идею цикла. Название произведения — «Слишком далеко идти» символизирует путь, дорогу, движение - универсальный символ изменения: или развития, нашедший выражение в бесчисленных мифах и легендах. В психологии путешествие символизирует стремление и тоску, а также поиски своего места в жизни. Многие обряды посвящения также предписывают путешествие, что символизирует переход от одной стадии жизни к другой""*. В цикле Апдайка

- это символ развития отношений героев, перехода от одной стадии к другой

- от влюбленности к безверию и неверности, от поверхностного,

269 Тресвд цер, Д Словарь символов / Д. Тресидцер. - М : ФАИР - ПРЕСС, 1999. тривиального восприятия чувства взаимной привязанности к философской трактовке чувства любви. Это своего рода метафорическое путешествие» переход с одного уровня отношений, на котором супруги, хотя и объединенные формально узами брака, лишены единства в духовном плане, на другой уровень. Формально расторгнув отношения, герои сохраняют тонкую, но очень прочную взаимосвязиневидимую для других.

Для раскрытия темы семьи и создания сложного психологического рисунка в новеллах цикла Апдайк использует ряд приемов, которые характеризуют особенности его стиля. Основной чертой художественной прозы писателя является метафоричность повествования. Наряду с многочисленными метафорами, он прибегает к технике «потока сознания», символике (на уровне названий новелл, образов, цветов), пародии, иронии, игре слов. Апдайк также часто использует аллюзии на библейские тексты, древнегреческие мифы, произведения мировой литературы и живописи.

В основе композиционного построения новелл цикла «Слишком далеко идти» - чередование диалогов и монологов. Смысловым центром большинства новелл являются диалоги, в которых основным действующим лицом становится Ричард Мзйпл. Внутренние монологи протагониста;' которые чаще всего являются его воспоминаниями о прошлом, нередко нарушая ритмическую модель повествования, свидетельствуют о пристальном интересе Апдайка к различным изменениям во внутреней жизни человека.

Темы и мотивы, впервые затронутые Апдайком в новеллистических сборниках «Та же дверь», «Голубиные перья», «Музыкальная школа», «Музеи и женщины» и цикле «Слишком далеко идти», получают дальнейшее развитие в романном творчестве писателя. Тема семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной является основной в романах «Супружеские пары», «Давай поженимся», тема становления личности подростка - в повести «Ферма», тема поиска своего места в жизни — в трилогии о «Кролике», религиозные мотивы - в романе «Ярмарка в богадельне». Таким образом, сопоставление новелл Апдайка с его произведениям других жанров на основе общности тематики, приемов создания образов героев, стилистических особенностей повествования представляет значительный интерес и может быть рассмотрено как объект для дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гринева, Марина Владимировна, 2005 год

1. Американский лит ер атуриый ренессанс XX века / Ш. Андерсон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер. - М.: Азбуковник, 2002. - 1001 с.

2. Апдайк, Д. Супруги Мэйпл / Д. Алдайк // Иностранная литература. 1984. - № 5. - С. 8-34.

3. Алдайк, Д. Расставание / Д. Апдайк // Иностранная литература. 1984. - № 5. - С. 34-52.

4. Апдайк, Д. Звонил твой любовник / Д. Апдайк II Иностранная литература. 1993. - № 5. - с. 5-12.

5. Апдайк, Д. Женское тело / Д. Апдайк // Иностранная литература. 1993. - № 5. - С. 215-218.

6. Апдайк, Д. Кентавр / Д. Апдайк. СПБ.: Кристалл, 2001. - 272 с.

7. Апдайк, Д. Кролик, беги. Кентавр. Ферма / Д. Апдайк. М.: Правда, 1990. - 624 с.

8. Апдайк, Д. Давай поженимся / Д. Апдайк. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 317 с.

9. Бредбери, Р. Марсианские хроники / Р. Брэдбери // М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. 107 с.

10. Голсуорси, Д. Еще четыре силуэта писателей / Д.Голсуорси // Собрание сочин. В 16 ги томах. М.: Изд. - во «Правда», 1962. - Т. 16. - 542 с.

11. Голсуорси, Д. Сага о Форсайтах / Д. Голсуорси /7 Собрание сочин. В 16 ти томах. М,: Изд. - во «Правда», 1962. - Т. 2. -601 с.

12. Готорн, Н. Дважды рассказанные истории / И. Готорн // Новеллы. М. -Л.: Худ. лит., 1965. - 494 с.

13. Ирвинг, В. Новеллы / В. Ирвинг. М.: Правда, 1987. - 349 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.