Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гутиева, Маргарита Татаркановна

  • Гутиева, Маргарита Татаркановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 153
Гутиева, Маргарита Татаркановна. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гутиева, Маргарита Татаркановна

Введение.

Глава 1. Героическое в поэзии Г.Плиева и принципы его художественного воплощения.

Глава 2. Особенности использования художественно-изобразительных средств в поэтических произведениях Г.Плиева о войне.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева»

Гриш Плиев (Григорий Дзамбулатович Плиев) — один из талантливейших осетинских поэтов XX века. За свою долгую творческую жизнь (поэт пришел в литературу в 30-х годах) он создал богатое духовное наследие.

Г.Плиев родился в 1913 году. Писать начал еще в начале 30-х годов. Наиболее интересным произведением поэта тех лет было стихотворение «Испанская ночь» («Испайнаг аехсэгв»). Большой же талант поэта раскрылся уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был сам. Лирика поэта военной поры явилась значительным вкладом в осетинскую поэзию. Тема войны и мира стала ведущей в творчестве Г.Плиева. Ее он развивал и в послевоенные десятилетия. К наиболее значительным произведениям о войне относятся стихотворения «Пепельница» («Лфтхутюгдон»), «Солдат» («Салдат»), «В бою» («Хаецаены»), поэма «Семь черкесок» и др.

Г.Плиев писал пьесы, драмы, трагедии, был известным переводчиком произведений Шекспира, А.С. Пушкина. Умер поэт в 1999 году.

Несмотря на то, что Гриш Плиев внес огромный вклад в сокровищницу осетинской художественной культуры как поэт, драматург, переводчик, нет серьезных научных исследований, в которых было бы проанализировано его богатое духовное наследие и в котором была бы дана оценка его творчеству, кроме, разумеется, добротных статей известных литературоведов Н.Джусойты (59) и Ш.Джикаева (57).

Особую актуальность поэтому сейчас приобретают научные работы, в которых бы ставилась цель показать особенности поэтического мастерства, поэтики, эволюцию творческого пути Гриша Плиева, наметить широкий литературный фон, ведь изучить наследие такого крупного национального поэта в отрыве от общих закономерностей литературного процесса или конкретной исторической эпохи, в которой он жил и творил, невозможно.

Предлагаемое исследование является первой попыткой целостного изучения, анализа и осмысления поэтического творчества Гриша Плиева. В нем предполагается раскрыть специфику художественного мышления поэта, рассмотреть его поэтику как специфическую систему. Все это и определяет актуальность темы исследования.

Предметом изучения в данной работе является поэтическое творчество (в основном лирика) Гриша Плиева в контексте конкретных исторических событий, которые наравне с героями полноправно как бы присутствуют, более того, оживают в произведениях автора. Это, прежде всего, события Великой Отечественной войны. И, конечно, с учетом закономерностей и тенденций развития как осетинской, северокавказской, так и в целом русской и советской многонациональной литературы.

Цель исследования заключается в глубоком изучении поэтического творчества Гриша Плиева с точки зрения его неповторимой индивидуальности как мастера-лирика, замечательного художника слова, анализа того, насколько его творчество типологически родственно поэзии северокавказских народов, народов России в целом, насколько сумел поэт сохранить и развить эстетические традиции национальной художественной культуры. Впервые в данной работе предпринимается попытка изучения мировосприятия поэта и особенностей его поэтического мастерства. В соответствии с означенными целями в диссертации решаются задачи: исследование пути творческой эволюции Г.Плиева; показ трудностей этого пути объективного и субъективного характера; анализ истоков большой поэтической культуры Г.Плиева, ее органических связей как с национальной духовной культурой, так и с общечеловеческими нравственно-этическими ценностями; раскрытие роли Г.Плиева в развитии осетинской поэзии в столь важную историческую эпоху (40-е - 90-е гг. XX в.); исследование поэтики Г.Плиева как системы; показ своеобразия героического в лирике поэта и художественные принципы его воплощения; особенности художественного решения темы Великой Отечественной войны.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка целостного осмысления поэтического творчества Г.Плиева, специфики его художественного мастерства. Рассматриваются как содержательные уровни поэтических произведений Г.Плиева, так и особенности его поэтической системы. Выявляются принципы системного анализа лирических стихов поэта и его поэм. Изучаются особенности системы символов в произведениях поэта. Вообще в диссертации впервые предметом комплексного научного исследования становится лирика поэта, особенности его поэтики как системы, рассматривается, какое художественное решение получает в творчестве поэта тема Великой Отечественной войны.

Объектом изучения становится многогранное поэтическое творчество Г.Плиева в динамике, в процессе его сложного эволюционного пути развития в контексте становления национального литературного процесса 30-х — 90-х гг. XX столетия. Поскольку Г.Плиев как поэт формировался в русле развития советской многонациональной литературы, он испытал влияние не только собственно национально-мыслительного материала, но и традиций русской классической, советской многонациональной литературы. Словом, в диссертации прослежены также некоторые тенденции в раскрытии духовной общности, основы типологической близости осетинского поэта с поэтами России и Северного Кавказа.

Духовное наследие поэта, как мы уже подчеркивали, еще не становилось предметом специального изучения. А оно многообразно и сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. У поэта есть замечательные пластичные пейзажные зарисовки, исполненные внутреннего драматизма поэмы. Г.Плиеву было присуще особо острое ощущение времени, специфики эпохи. То есть чувством динамики времени, беспокойной жизни, требующей от художника полной душевной отдачи, были обусловлены ключевые образы и мотивы, сформировавшие его поэтическую систему. Это такие символы, как путь, дорога, солнце, весна, цветущий май, цветущее дерево и т.д.

Однако все эти особенности поэтического мастерства Г.Плиева не нашли еще отражения в научных исследованиях, диссертациях, монографиях, специальных статьях, посвященных творчеству поэта.

Конечно, художественное мышление, литература, а вместе с ними и литературоведение не стоят на месте: развиваются и обогащаются новыми принципами анализа, новыми уровнями понимания поэзии, поэтического искусства и мастерства. Сейчас, когда резко изменилась эпоха, структура общественной жизни, выявились новые критерии оценки духовных ценностей, появилась необходимость глубокого и серьезного осмысления в свете тех научных требований, которые сложились в последние десятилетия, художественного мастерства и всего творчества одного из патриархов современной осетинской поэзии - Григория Дзамбулатовича Плиева.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке использовать принципы системно-комплексного анализа проблематики и поэтики Г.Плиева. Выявить роль поэта в развитии осетинской национальной литературы, показать закономерности и тенденции в эволюции художественного мышления Г.Плиева.

Практическая ценность диссертации очевидна: она может стать учебным пособием для изучающих историю современной осетинской литературы. Большую помощь окажет в практике вузовского и школьного преподавания национальной литературы. Полезной будет и ученым, литературоведам, пишущим историю осетинской литературы.

Методологической основой исследования стали работы русских, советских ученых, критиков, литературоведов А.М.Абрамова, В.Г.Афанасьева, В.Г.Белинского, Б.П.Гончарова, В.В.Кожинова, А.Ф.Лосева, И.М.Машбац-Верова, З.С.Паперного, К.К.Султанова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Храпченко и др.

Также были изучены и использованы работы северокавказских и осетинских литературоведов Л.Бекизовой, А.Мусукаевой, З.Толгурова, К.Шаззо, А.Гутова, Т.Эфендиевой, З.Салагаевой, Н.Джусойты, Ш.Джикаева, Х.Ардасенова и др.

Столь богатая научно-методическая литература помогла диссертанту осмыслить проблемы, связанные со становлением Г.Плиева как поэта-художника.

Апробация. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании отдела литературы и искусства Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева.

В диссертации на защиту выносятся следующие положения: категория героического - одно из важнейших слагаемых в художественно-эстетической, философско-этической концепции Г.Плиева; в лирике поэта четко отражается связь категории героического с категориями возвышенного и трагического; в лирике поэта дается глубинно-психологический анализ подвига как концентрированного воплощения героического начала; в раскрытии темы войны Г.Плиев, через систему художественных образов и характеров, решает проблему доказательства истины и ее диалектической связи с художественной правдой; поэт ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в художественном осмыслении героического; при осмыслении героического Г.Плиев выдвигает следующие художественные принципы его воплощения: 1) противопоставление войны и мира; 2) принцип изображения войны не как романтически-возвышенного деяния, а в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти; 3) строгий доку-ментализм; 4) глубокий психологизм; 5) освещение военных событий через восприятие их участников, т.е. «изнутри»; 6) проблема нравственного выбора перед лицом опасности, смерти; 7) противопоставление истинной храбрости и ложной; 8) сочетание героизма и гуманизма; 9) осознание героем ответственности за судьбы других; 10) провозглашение народа носителем высоких нравственных качеств; 11) страстный пацифизм. художественная система Г.Плиева - совокупность элементов поэтики, имеющая тенденцию к постоянному совершенствованию; поэтика Г.Плиева — совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, метафоры, символа, которые объединяются в своеобразное системное целое, в единство, функционирующее по своим законам; компоненты системы определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народа; особенности системы художественных изобразительно-выразительных средств поэта определяются социально-политическими обстоятельствами и спецификой окружающего национального пространства; важнейшая особенность поэтической системы Г.Плиева -умение включать в поэтическую фразу разнородные реалии и факты окружающей действительности и одухотворить их; центральным компонентом образно-метафорической системы Г.Плиева является художественный образ; понятия «мир», «труд», «солнце», «весна», «май», «дружба», «любовь», «братство» в творчестве поэта интерпретируются как символы общечеловеческого братства;

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гутиева, Маргарита Татаркановна

Заключение

В диссертации исследуются особенности художественного воплощения темы Великой Отечественной войны в творчестве Г.Плиева и, конечно же, в процессе формирования художественного мира и художественно-эстетического сознания поэта.

Категория героического в творчестве поэта настолько четко проявлена, что можно выделить ее мировоззренческую природу, гуманизирующий характер, ценностно-смысловую направленность. Ведь она наполняет конкретно-чувственным содержанием критерии человеческого, показывает пути духовной ориентации человека в мире; пути, соответствующие фундаментальным ценностям человеческой жизни. В то же время, поэзия Г.Плиева, создающая образную картину мира в одной из критических «предельных ситуациях» (Ю.Бондарев), дает возможность художественными средствами рассмотреть мир в соотнесении с человеком, с учетом конкретного человеческого бытия, с его нравственными нормами, требованиями, идеалами.

В центре внимания поэта - человек, сформированный определенными социальными условиями.

Г.Плиев, исследуя специфику героического, решает творческие задачи, выступающие как реализация элементов его художественно-эстетического и философско-этического анализа. Во-первых, отражает в специфической образной системе сущность и содержание нравственно-этических категорий в своих поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Во-вторых, своеобразно отражает взаимосвязи категорий героического с категориями возвышенного и трагического. В-третьих, дает глубинно-психологический анализ подвига, как концентрированного воплощения героического начала. В-четвертых, решает в художественных образах и характерах проблему доказательства истины и ее диалектической взаимосвязи с художественной правдой в раскрытии темы войны. В-пятых, ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в освещении героического в своем поэтическом творчестве. В-шестых, четко выделяет морально-значимые поступки персонажей и раскрывает их общесоциальную, нравственную и эстетическую ценность.

Основные принципы воплощения героического, нашедшие новаторское развитие в поэзии Г.Плиева, следующие:

- антиномия войны и мира;

- принцип изображения войны не как романтически-возвышенного деяния, а в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти;

- строгий документализм;

- глубокий психологизм;

- освещение военных событий через восприятие их участников, т.е. «изнутри»;

- проблема нравственного выбора перед лицом опасности, смерти;

- противопоставление истинной, «моральной» храбрости и ложной, «аморальной»;

- сочетание героизма и гуманизма; проблема ответственности за судьбы других;

- провозглашение народа носителем высоких нравственных качеств;

- страстный пацифизм и др.

В диссертационном исследовании предпринята также попытка изучить поэтику Г.Плиева как систему изобразительно-выразительных средств; систему, обусловленную спецификой национального содержания и событиями, происходящими в разные исторические периоды в жизни страны и народа.

Художественная система есть совокупность элементов поэтики, имеющая исторически развивающийся характер, тенденцию к постоянному совершенствованию; тенденцию, во многом обусловленную спецификой общественно-политической ситуации, уровнем философских, научных, религиозных, этических, эстетических взглядов и идеалов.

Поэтика - совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, эпитета, метафоры, символа, которые объединяются в своеобразное системное единство, действующее по своим законам.

Компоненты эти определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народа. Также ни один из указанных элементов не может реализовать свои потенциальные возможности сам по себе, без всесторонней связи с другими. Особенно наглядно это видно при конкретном анализе творческого процесса Гриша Плиева. Каждый из них функционально раскрывается исключительно в единстве с другими, оставаясь категорией, корректирующей развитие поэтической мысли и занимающей свое место в системе, содержательно наполняясь в зависимости от эпохи, формирующей как общественную жизнь, так и авторское сознание художника.

Г.Плиев, пришедший в осетинскую литературу в пору самого активного социалистического строительства, утверждал характер созидателя нового общества, и его поэтическая система обусловлена ориентацией всех художественных изобразительно-выразительных средств на такого героя, который жил и созидал, радуясь новым взаимоотношениям людей, умножал материальное и духовное богатство страны. Отсюда и приподнятое настроение у лирического героя в 30-х годах.

Включать в поэтическую фразу разнородные реалии и факты окружающей действительности, одухотворить их, выражая свое эмоционально окрашенное отношение к событиям, определившим важнейшие тенденции своей эпохи - составляет существенную особенность мастерства Г.Плиева, его поэтической системы. Особенности системы изобразительно-выразительных средств поэта определяются социально-политическими обстоятельствами и спецификой окружающего Национального пространства.

В начале Великой Отечественной войны резко меняется характер поэтической речи и всей его поэтической системы. Чувство гнева, переполнившее сердца советских людей, порождало экстремальный тип речи. Меняется поэтическая интонация в произведениях Г.Плиева.

Но постепенно экстремальный тип речи переходит к так называемому нормализованному типу речи - в зависимости от суровых обстоятельств, в которых оказывается поэт сам и в какие ставит своих героев. Так, в его творчестве формируется своя поэтическая субсистема; стих, который организуется слогом с повышенной, эмоциональной содержательностью.

Постепенно в лирике поэта рождаются аналитические ноты, т.к. он стремится ко все более глубокому анализу и осмыслению войны, ее причин, особенностей, роли и места простого человека на этой бесчеловечно-жестокой войне. Психологии и нравственного, эмоционального состояния человека, вставшего на защиту своего Отечества. Отсюда более спокойная интонация, глубокий психологизм.

И в послевоенные десятилетия поэтическое сердце Г.Плиева жило теми событиями военной поры. Словно душа поэта была охвачена постоянной тревогой, и память, сознание постоянно были на страже ратных подвигов и мира. Поэтому он всю жизнь возвращался к «военной» теме. И поэтическая система его художественных изобразительно-выразительных средств приобретала, наравне с аналитичностью, психологизмом и философскую углубленность. Такова субсистема поэта, обусловленная его особенным художественно-поэтическим мировидением.

Специфику поэтики Г.Плиева формирует народный быт, национальное бытие, социальная действительность, которые и определили основу образно-метафорической системы поэта. Разумеется, центральным компонентом образно-метафорической системы Г.Плиева является художественный образ. А образ у поэта базируется на отношении автора к Великой Отечественной войне, к таким понятиям как честь и бесчестье, мужество и трусость. Понятия «мир», «труд», «солнце», «весна», «май», «дружба», «любовь» в поэзии Г.Плиева интерпретируются как символы общечеловеческого счастья. Все это составляет художественное ядро творчества поэта.

Таким образом, поэтическое творчество Г.Плиева ярко отразило сложнейшие этапы в истории нашего государства, начиная с 30-х годов и вплоть до 90-х годов XX столетия. А потому оно становится уникальным художественным документом эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гутиева, Маргарита Татаркановна, 2005 год

1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой отечественной войны. М., «Советский писатель», 1972.- 672 с.

2. Ардасенов X. Очерк развития истории осетинской литературы. Орджоникидзе, Севосгиз, 1959.- 282 с.

3. Астафьев В. Посох памяти. М., Современник, 1980. — 367 с.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Госметиздат, 1957. 183 с.

5. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., «Прогресс», 1970.-654 с.

6. Анохин П. Очерки по физиологии функциональных систем. М., «ИИин», 1975. 447 с.

7. Афанасьев В. Общество: системность, познание и управление. М., «Политиздат», 1981. -432 с.

8. Бакланов Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. М., Художественная литература, 1985. 464 с.

9. Бальбуров Э. Свобода исповеди и законы жанра: о композиции лирических повестей. // Русская литература №2, 1978. с. 178-189.

10. Ю.Баранников П. А. Проблемы хинди как национального языка. Лен., «Наука», 1972. 188 с.

11. П.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. Изд. 2-ое, доп., М.: Современник, 1977. - flO с.

12. Барабаш Ю. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М., «Художественная литература», 1977. 224 с.

13. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, Адыгейское кн. изд-во, 1994. 197 с.

14. Баскевич И. Творческий метод или «система социалистического реализма»//Ж. «Вопросы литературы», №4, 1983. С. 3-18.

15. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., Художественная литература, 1975. 502 с.

16. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

17. Бзаров Р. История в осетинском предании. Сюжет о Чермене. Владикавказ: Ир, 1993. 179 с.

18. Белинский В. Полное собрание сочинений в 3-х томах. T.l. М., Госполитиздат, 1948. 796 с.

19. Белая Г. Художественный мир современной поэзии. М., Наука, 1983. — 191 с.

20. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные и художественные традиции и развитие повествовательных жанров в адыгских литературах. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, Карачаево-Черкесское отд., 1974. 288 с.

21. Бердяев Н. О русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 4.1.-287 с.

22. Бехер И. Любовь моя, поэзия. М., Худож. лит-ра,1965. — 560 с.

23. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., «Наука», 1973. 197 с.

24. Благой Д. Национальные особенности русской литературы. М., Наука, 1978.-280 с.

25. Блок А. Записные книжки. Художественная литература. М., Сов. Писатель, 1965.-288 с.

26. Быков В.В. Научный эксперимент. М., «Наука», 1989. — 174 с.

27. Бондарев Ю. Взгляд в биографию. М., 1971.

28. Бондарев Ю. Поиск истины. М., «Современник», 1979. 304 с.

29. Бондаренко П.Ф. О чем не сказала песня. М., «Знание», 1967. 128 с.

30. Борев Ю. Эстетика. 4-ое изд., доп. М., Политиздат, 1988. - 495 с.

31. Бровман Г. К захватывающей дух высоте (По материалам совещания северокавказских писателей)// Октябрь, №4, 1966. с. 211-216.

32. Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х. — М., Худ. лит-ра, 1988. 383 с.

33. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., Советский писатель, 1986. 397 с.

34. Брыль Я. Немного о вечном. М., Советский писатель, 1983. 336 с.

35. Веселовский А. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989. 404 с.

36. Виноградов В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., Наука, 1980.-360 с.

37. Виноградов И. О теории новеллы// Виноградов И.: Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М., Советский писатель, 1972.-423 с.

38. Виноградов В. Поэтика русской литературы. Избр. Труды. М.: Наука, 1976.-511 с.

39. В середине семидесятых: Литература наших дней. (Сборник статей). Л., Ленизат, 1972. 376 с.

40. Волкогонов Д. Беседы о воинской этике. М., Изд-во ДОСААФ, 1977. — 160 с.

41. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. М., Изд-во Агентства печати «Новости». 1989. В 2 кн. Кн.1, ч.1. 301 е., ч.2 - 331 с. Кн.2, ч.1 - 424 е., 4.2-267 с.

42. Вопросы языка современной литературы. М., Наука, 1971. 416 с.

43. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 6080-х гг. М., Советский писатель, 1984. 382 с.

44. Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, ДНЦ РАН, 2000. с.

45. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - 651 с.

46. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., Наука, 1975. -471 с.

47. Герасименко А. Искусство слова: О художественности литературы. М., Наука, 1989.-240 с.

48. Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа, 1991. 160с.

49. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., Худ. лит-ра, 1977. 464 с.

50. Гринберг И. Поэзия горской прозы // Дон, 1969, №6. с. 142-152.

51. Гинзбург Л. О лирике. Л., Сов. писатель, 1974. — 407 с.

52. Гончаров И. Лучше поздно, чем никогда// Собр. Соч. т.8, М., Художественная литература, 1955. 235 с.

53. Гусев В. Память и стиль: Современные советские литературные и классические традиции М., Советский писатель, 1981.-351 с.

54. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М., Советский писатель, 1988. 429 с. 5 5. Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985.

55. Махачкала, ДНЦ РАН, 1999. 456 с.

56. Далгат У. Литература и фольклор. М., Наука, 1981. 303 с.

57. Джикаев Ш. История осетинской литературы. 1917-1956. Владикавказ, Ир, 2002.-657 с.

58. Джусойты Н. История Осетинской литературы.Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1985.-271 с.

59. Джусойты Н. Заметки об искусстве поэта (к 60-летию Г.Плиева)// Известия ЮОНИИ. Выпуск XX. Тбилиси, «Мецниереба», 1976. с. 233250.

60. Дедков И. Возвращение к себе: Литературно-критические статьи. Из опыта советской прозы 60-70-х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. М., Современник, 1978. 319 с.

61. Днепров В. С единой точки зрения: Литературно-эстетические очерки. Л., Советский писатель, Ленинградское отделение, 1989. 372 с.

62. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М., Л., Советский писатель, 1962. -408 с.

63. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., Советский писатель, 1950. 231 с.

64. Дремов А. О художественном образе. М., Советский писатель, 1956. -227 с.

65. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник статей. М., 1974. 324 с.

66. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1977. 404 с.67.3атонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., Советский писатель, 1988.- 413 с.

67. Зелинский К. Путь к человеку // Дружба народов, 1965, №4. с. 244-258.69.3олотусский И. Очная ставка с памятью. М., Современник, 1983. 288 с.

68. Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., Наука, 1979. 199 с.

69. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. М., Советский писатель, 1988. — 335 с.

70. Иезуитов А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении Ленинград, Наука, 1975. 172 с.

71. История советской многонациональной литературы в 6-ти томах. М., Наука, 1970. Т.3.-631 с.

72. Караева Л. Обретение художественности. М., Наука, 1979. 176 с.

73. Кпитко А. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М., Современник, 1981.-271 с.

74. Кодзати А. О тех, кто не допел. // Литературная Осетия. 1975. № 4,5. С.123 — 126.

75. Коробов В. Юрий Бондарев. М., Современник, 1984. 368 с.

76. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. 254 с.

77. Ленин В. Полное собрание сочинений. Т.29. М., Политиздат, 1980.782 с.

78. Липин С. Сквозь призму чувств. М., Советский писатель, 1978. 288 с.

79. Лихачев Д. Литература-реальность-литература. Л., Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984. 272 с.

80. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. Л., Наука, 1979.-370 с.

81. Лисаковский И. Реализм как система. М., Искусство, 1982. 334 с.

82. Лопусов Ю. Кризис веры: Литературно-критические заметки о молодой российской прозе 80-х гг. М., Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. 319 с.

83. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. -524 с.

84. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 1993. -959 с.

85. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976.-367 с.

86. Майский И.М. Люди. События. Факты. М., Наука, 1973. 216 с.

87. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т.37, М., «Политиздат», 1965. -599 с.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. T.l. М., «Госполитиздат», 1954. -699 с.

89. Межрасовые отношения и критика идеологии расизма. М., 1978. 215 с.

90. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., Советский писатель, 1987.-317 с.

91. Матиев К. Лирическое в искусстве как эстетическое явление. Фрунзе, 1971.- 148 с.

92. Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы // АН СССР, Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М., Наука, 1990.-279 с.

93. Межелайтис Э. Контрапункт. Лирическая проза. М., Известия, 1972. — 448 с.

94. Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168 с.

95. Мы из XX века. Сборник. М., Худ. литература, 1965. 319 с.

96. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. М., Наука, 1972. -246 с.

97. Наполова Т. Живое дыхание современности. Размышления о прозе 60-х- начала 70-х гг. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974. -272 с.

98. ЮО.Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966). Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969.-288 с.

99. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.,

100. Художественная литература, 1974.-493 с. 102.Озеров В. Полвека советской литературы. М., Сов. писатель, 1967. — 263 с.

101. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Под ред. проф. Бугаенко, Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. 219 с.

102. Осетинская литература. М., Сов. писатель, 1952. 279 с. 105.0скоцкий В. Портрет современной прозы: (Четыре очерка). М., Знание, 1989.-63 с.

103. Юб.Османова 3. Художественная концепция личности в литературе Советского Востока (традиции и современность). М., Наука, 1972. — 266 с.107.0черки истории дагестанской советской литературы. Махачкала:

104. Дагестанское книжное издательство, 1957. 206 с. Ю8.0черки истории балкарской литературы. Нальчик, Эльбрус, 1981. — 506 с.109.0черки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968. -303 с.

105. ПО.Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1963. — 206 с.111 .Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Д., Сов. писатель, 1967. — 27 с.

106. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, Адыгейское кн. изд-во, 1990.-276 с.

107. З.Парфенов А.В. Повести суровых лет. М., Московский рабочий, 1970. -296 с.

108. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советский литературы. М., Просвещение, 1978. 287 с.

109. Потебня А. Теоретическая поэтика. М., Высшая школа, 1990. 342 с.

110. Слуцкие М. Лирическая проза: откуда и куда? // Вопросы литературы, 1968, №11. с.127- 137.

111. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.- 1630 с.

112. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., Искусство, 1991. 699 с.

113. Скобелев В. Поэтика рассказа. Воронеж: Издательство воронежского университета, 1982. 155 с.

114. Султанов К.К. Динамика жанра. Особое и общее в опыте современного романа. М., Наука. 152 с.

115. Султанов К.Д. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973. 22 с.

116. Сучков Б. Исторические судьбы реализма // Знамя, 1960, №10. с. 177 -201.

117. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М., Сов. писатель, 1968.-279 с.

118. Тимофеев JI. Основы теории литературы. М., «Просвещение», 1976. -448 с.

119. Тимофеев JI. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. М., Советский писатель, 1964. 525 с.

120. Толгуров 3. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). Нальчик: Эльбрус, 1991. 285 с.

121. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, Эльбрус, 1974. 360 с.

122. Толгуров 3. Лирика К. Отарова. Нальчик: Эльбрус, 1984. 104 с.

123. Трифонов Ю. Как же слово наше отзовется? М., Сов. Россия, 1985. -384 с.

124. Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, лирика, роман). Нальчик: Эльбрус, 1996. -265 с.

125. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., Мысль, 1978.- 116 с.

126. Фидарова Р. Герои, характеры, жизнь. Орджоникидзе: Ир, 1990. 240 с.

127. Хапсиров X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, Ставропольское кн. изд-во, Карачаево-Черкесское отд., 1960.

128. Хмельницкая Т. Вглубь характера: О психологизме в современной советский прозе. Л., Советский писатель, 1988. -253 с.

129. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., Советский писатель, 1970. 408 с.

130. Храпченко М. Размышления о системном анализе литературы // Вопросы литературы. 1975, №3. с. 90-112.

131. Художественные искания в современной дагестанской литературе. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1983. 126 с.

132. Чагин А. Человек в поэзии как воплощение исторических судеб народа. Проблема историзма в русской советской литературе. М., Наука, 1986. -263 с.

133. Чернышевский Н. Избр. философ, соч. М., Госполитиздат, 1951. Т.З. -915 с.

134. Чеченский и ингушский рассказ. Проблемы жанра. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1985. 105 с.

135. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., Художественная литра, 1989.-301 с.

136. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, Мецниереба, 1978. 238 с.

137. Юсупова Ч. Три десятилетия аварской поэзии. 1955-1990. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1998. 321 с.

138. ЭльсбергЯ. Основные этапы развития русского реализма. М., Госиздат, 1961.- 174 с.

139. Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. Литературно-критические статьи. М., Сов. писатель, 1963. 404 с.

140. Эльяшевич А. Единство цели, многообразие поисков в литературе социалистического реализма. Л., Сов. писатель, 1973.-494 с.

141. Эстетика. Словарь. Под общей редакцией А. Беляева. М., Политиздат, 1989.-447 с.

142. Эфендиева Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик, Эльбрус, 1981.-132 с.

143. Эфендиева Т. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. Нальчик, Эльбрус, 1997. 120 с.

144. Якименко Л. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М., Художественная литература, 1978. 494 с.

145. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., Прогресс, 1987. 460 с.

146. Антология Чечено-Ингушской поэзии (Сост. Дыхаев В.А.). Грозный, Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1981. 462 с.

147. Алигер М. Зоя. Поэма. Стихи. М., «Советская Россия», 1971.- 79 с.

148. Бергольц О. Лирика М., Гослитиздат, 1955. 233 с.

149. Бондарев Ю. Собрание сочинений в 6-ти томах. ТЛ. Батальоны просят огня. Повести. М., Художественная литература, 1984. 455 с.

150. Бондарев Ю. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. Последние залпы. Горячий снег. М., Художественная литература, 1984. 527 с.

151. Бондарев Ю. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. Тишина. Роман. Родственники. Повесть. М., Художественная литература, 1985. 535 с.

152. Бондарев Ю. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. берег. Роман. М., Художественная литература, 1985. 399 с.

153. Ваншенкин К. Жизнь человека. Лирика. Баллады. Поэма. М., Советский писатель, 1988. 208 с.

154. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пер. с аварского. Т.1. Стихотворения. Поэмы. М., Художественная литература, 1980. 511 с.

155. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пер. с аварского. Т.2. Стихотворения. Поэмы. М., Художественная литература, 1981. 567 с.

156. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пер. с аварского. Т.З. Стихотворения. Поэмы. М., Художественная литература, 1981. 527 с.

157. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пер. с аварского. Т.4. Мой Дагестан. М., Художественная литература, 1981. 423 с.

158. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пер. с аварского. Т.5. Стихотворения. Поэмы. М., Художественная литература, 1982. 575 с.

159. Гулуев А. Песни победы. Стихи. Дзауджикау, Севосгиз, 1947. 42 с.

160. Дарчиев Д. Раздумья. Стихотворения и поэмы. Пер. с осетинского. М., Советская Россия, 1983. 142 с.

161. Джалиль М. Из Моабитской тетради. Стихи. Пер. с татарского под ред. С. Щипачева. М., Советский писатель, 1954. 114 с.

162. Джалиль М. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы. М., Сов. Россия, 1989. -396 с.

163. Епхиев Т. Осетия в огне. На осет. яз. Дзауджикау, Севосгиз, 1945. -118 с.

164. Епхиев Т. Поэмы. Дзауджикау, Севосгиз, 1947. 36 с. 172.3умакулова Т. Избранное. М., Художественная литература, 1983. —368 с.

165. Инбер В. Пулковский меридиан. М., Гослитиздат, 1943. 39 с.

166. Исаковский М. Наказ сыну. Стихи о войне. М., Сов. писатель, 1943. — 77 с.

167. Исаковский М. Песня о Родине. Избранные стихи. М., Сов. писатель, 1945.- 109 с.

168. Кайтуков Г. Оружие мира. Стихи и поэмы. Дзауджикау, Севосгиз, 1951. -84 с.

169. Кайтуков Г. В дни войны. Стихи. На осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1944. 109 с.

170. Камбердиев М. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Севосгиз, 1962. 188 с.

171. Камбердиев М. Стихи и поэмы. М., Молодая гвардия, 1959. 111 с.

172. Кешоков А. Сломанная подкова. Роман. Авторизированный пер. с кабардинского В. Солоухина. М., Известия, 1976. 543 с.

173. Кешоков А. Грушевый цвет. Роман. М., Госкомиздат, 1982. 112 с.

174. Кочисов М. В объятиях жизни. Стихи. На осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1947. 77 с.183 .Кулиев К. Раненый камень. Книга стихов. М., Сов. Россия, 1968. — 286 с.

175. Кулиев К. Мир дому твоему! Книга стихов. М., Сов. писатель, 1966. — 178 с.

176. Кулиев К. Пусть цветет земля. Стихи. Нальчик, Эльбрус, 1967. 223 с. 186.0таров К. Обелиски. Стихи и поэмы. Нальчик, Эльбрус, 1972. - 320 с.

177. Плиев Г. Дз. Семь черкесок. Стихотворения и поэмы. Пер. с осетинского. М., Сов. писатель, 1998. 157 с.

178. Плиев Г.Дз. Избранные произведения. Т.1. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1974. 320 с.

179. Плиев Г.Дз. Избранные произведения. Т.2. Пьесы. Орджоникидзе, Ир, 1974.-257 с.

180. Плиев Г. В крылатые годы. Стихи. На осет. языке. Орджоникидзе, Севосгиз, 1933.- 124 с.

181. Плиев Г. Жизнь и смерть. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963. 179 с.

182. Плиев Г. Завет матери. Стихи, поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1986. -224 с.

183. Плиев Г. Пятый кинжал. Стихи. Баллады. Поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1972.- 194 с.

184. Плиев Г. Солдат. Стихи на осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1948. -123 с.

185. Плиев X. Сказание о победе. Пер. с осет. А. Гулуева и М. Соболя. Дзауджикау, Севосгиз, 1951. 121 с.

186. Симонов К. Стихотворения и Поэмы. (Сост., вступ. Ст. Т.А. Бек). М., Сов. Россия, 1985. 317 с.

187. Твардовский А. Теркин на том свете. М., Сов. писатель, 1964. 103 с.

188. Твардовский А. Фронтовая хроника. Стихи. М., Сов. писатель, 1945. — 65 с.

189. Тихонов Н. Избранное. Стихи и поэмы. М., Сов. писатель, 1948. 350 с. 200.Эренбург И. Стихотворения. М., Художественная литература, 1972. —215 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.